cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Поурочные разработки уроков по литературе 3 класс школа россии – Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс Школа России

Методическая разработка по чтению (3 класс) на тему: Разработки по литературному чтению 3 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация по литературному чтению 3 класс Леонид Жариков «Дуб и ветер»

Данную разработку  можно использовать на уроках  литературного чтения в начальной школе по данной теме. В конспект урока  включена вводная беседа по теме «Ветер», тест по данной теме, п…

разработка урока по литературному чтению 3 класс

Тема урока.  В. ДРАГУНСКИЙ  «ДРУГ ДЕТСТВА»…

Разработка урока по литературному чтению 3 класс «Басни И.А.Крылова. Обобщение»

Урок по литературному чтению разработан по необходимым требованиям, предъявляемым к конспекту урока: прописаны цели урока, необходимое оборудование, соблюдены этапы урока, использование наглядного и з…

Контрольная работа по литературному чтению, раздел «Люби все живое» (3 класс). Тест разработан на основе учебного материала раздела учебника по литературному чтению 3 класса, автор учебника Климанова Л.Ф., программа «Перспектива».

Контрольная работа по литературному чтению, раздел » Люби все живое», 3 класс, программа «Перспектива»…

Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Данный урок по литературному чтению изучается в разделе «Люби всё живое». Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р…

Разработка урока по литературному чтению (3 класс). Тема «Учись узнавать зверя по описанию «Белка»». Презентация к данному уроку

Урок развития речи. Составление рассказа о животных с помощью плана…

Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс УМК «Перспектива»

Помощь учителю на уроках литературного чтения в 3 классе…

nsportal.ru

Поурочные разработки уроков по русскому языку,3 класс

Тема: Наша речь. Виды речи

Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Что такое речь?

— Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите учебник.

— Как он называется?

— Кто автор этого учебника?

— Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

— На с. 159 прочитайте содержание.

— Какой справочный материал есть в учебнике?

Упр. 1 (с.6).

Прочитайте стихотворение.

— Назовите тему стихотворения. (1 сентября)

— А какова главная мысль текста: (Шкода — к знаниям дорога.)

— Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)

Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

— А какую речь называют внутренней? (

Ту, когда мы обдумываем.)

А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте пословицы.

— Объясните их смысл.

— Какую речь вы бы назвали хорошей

— Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово

Мои друг, подумай не спеши.

Оно бывает то сурово

То рождено теплом души

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

— Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 4 (с. 7).

— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

— А дома я вам предлагаю записать свой текст.

2. Работа со словами из словаря

— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)

— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

— Объясните смысл выражений.

• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)

• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)

VI. Рефлексия

— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.

• Чтобы сообщить что-то другим людям.

• Чтобы выражать свои мысли.

• Чтобы люди общались друг с другом.

• Чтобы слова были связаны друг с другом.

• Чтобы обдумывать свои мысли.

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Какие виды речи вы знаете?

Домашнее задание

Упр. 4 (с. 7).

Тема: Наш язык

Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои сочинения.

— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)

— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты?

(Устную.)

— А когда писали? (Письменную.)

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадку.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык.)

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются такие слова?

— Чем отличается речь от языка?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику Упр. 5 (с. 8).

— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 6 (с. 8).

— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.

На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык — значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.

Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.

Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.

— Спишите высказывание.

Упр. 7 (с. 8).

— Рассмотрите рисунки и прочитайте.

— Как называется такой текст? (Диалог.)

— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?

— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 9).

(Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).

— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.

— Назовите автора этих строк.

— А кто может продолжить это стихотворение?

— О каком времени года в нём говорится?

— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.

— Спишите стихотворение.

(Далее самостоятельное выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 10).)

VIII. Рефлексия

— Какие задания вызвали затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое речь?

— Что такое язык?

Домашнее задание

Упр. 9 (с. 9). 18

Тема: Текст. Типы текстов

Цели: систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— О чём говорит А. И. Куприн?

— Объясните значение выделенных слов.

— Для чего нужен язык?

III. Актуализация знаний

— Разделите текст на предложения и запишите его.

Звенит звонок он зовёт детей на урок учитель читает текст диктанта ученики быстро пишут свои работы.

— Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст.

1) севера, резкий, с, дует, ветер

2) деревьев, листья, жёлтые, с, падают

3) небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

Лес обнажился, поля опустели.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Грустную думу наводит она…

Только не сжата полоска одна…

— Это текст? Почему?

(Предложения не связаны между собой.)

— Расположите строчки стихотворения так, чтобы получился связный рассказ.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение признаков текста (Работа в парах.)

— Что такое текст? Найдите наиболее точный ответ и обоснуйте.

• Это много предложений.

• Это предложение, записанное в тетрадь.

• Это два или несколько предложений, объединённых по смыслу.

Признаки текста

1. Текст состоит из группы предложений.

2. Предложения расположены в определённой последовательности.

3. Предложения связаны темой (то, о чём говорится в тексте).

4. Предложения связаны главной мыслью — идеей (к чему призывает автор, чему учит, с какой целью написан текст).

5. Текст выражает законченную мысль.

6. Текст имеет название, заголовок.

2. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 12 сведения о тексте, которые вы уже знаете. Упр. 11 (с. 12).

— Прочитайте.

— Что вы можете сказать? Это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

— О чём говорится в тексте?

— Определите главную мысль текста.

— Какое название подойдёт к этому тексту?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите имена прилагательные. Какие слова называются именами прилагательными?

Упр. 12 (с. 12-13).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Определите главную мысль текста.

— Сколько частей в этом тексте? (Три.)

— Почему текст разделён на части?

— Прочитайте первую часть. Придумайте к ней заголовок.

— Прочитайте вторую часть. Придумайте к ней заголовок.

— Прочитайте третью часть. Придумайте к ней заголовок.

— Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки?)

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)

— Назовите глаголы. Какие слова называются глаголами?

VI Физкультминутка.

VII Продолжение работы по теме урока

1.Работа по учебнику

— Рассмотрите схему нас. 13. Назовите типы текстов.

— Kакой текст называется текстом-повествованием?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию?

— Какой текст называется текстом-описанием?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию?

— Какой текст называется текстом-рассуждением?

— Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр. 13 (с. 13).

(Работа в парах. Проверка.)

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.)

— Докажите.

— Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.)

— Докажите.

(Далее беседа по вопросам упражнения.)

2. Работа с текстом

— Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Мимо города большого:

Он бежит себе в волнах

Пушки с пристани палят,

Ветер по морю гуляет

Кораблю пристать велят.

Мимо острова крутого,

И кораблик подгоняет;

Кораблю пристать велят.

— Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.)

VIII. Рефлексия

— Прочитайте. Определите тип каждого текста.

Сластёна

Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд.

Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток.

Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку.

По А. Дорохову

Янтарь

Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы.

Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря.

А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки.

По В. Сейраняну

— Какой тип текста вы ещё знаете?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что вы знаете о тексте?

— Как отличить текст от набора предложений?

Домашнее задание

Составить и записать текст-описание животного.

Тема: Текст

Цели: формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение определять тип текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты.

— К какому типу текста относится ваш текст? (Это текст-описание.)

— Какие слова вам помогли описать животное?

— Какие типы текстов вы ещё знаете? (Текст-повествование, текст-рассуждение.)

III. Актуализация знаний

1. Работа в парах

— Разделите текст на три части.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

Прочитайте текст по частям. Обоснуйте.

Ласточки

Над наличником окна было гнездо ласточек.

Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и тучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо.

Ласточки весело защебетали.

По Л. Толстому

2. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 1, с. 6-9)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложения.

Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. С утра до вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга.

По И. Шахраю

— Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор. (Сутра до вечера моросил мелкий дождь.)

— Определите тип текста.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 14 (с. 14).

— Прочитайте предложения. Составьте текст. (Работа в парах.)

— Прочитайте текст, который вы составили. Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу общей темой.)

— Как вы озаглавили ваш текст?

— О чём говорится в тексте?

— Определите его главную мысль.

— Назовите тип текста. (Текст-описание.)

— Какие вопросы можно поставить к тексту? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

— Объясните значение выделенных слов.

— Назовите имена прилагательные. Какую роль они выполняют?

2. Работа со словами из словаря

— Отгадайте загадки.

Прижались тесно к брату брат,

В зелёных гнёздышках сидят,

Гнёздышки искусные,

А братишки вкусные. (Орех.)

Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке —

Берегите, детки, зубки! (Орешник.)

— Найдите слова орех и орешник в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом орех, запишите.

— Запомните, как пишутся эти слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 15 (с. 14).

— Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Назовите тип текста. (Текст-рассуждение.)

— Какой вопрос можно поставить к тексту? (Почему?)

— Найдите слова с выделенными орфограммами. Объясните их написание.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные в первом предложении.

— Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают?

2. Самостоятельная работа

— Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова. Определите тип текста.

Очень красив лес в осенние … . Солнечные лучи … верхушки деревьев. С берёз падают лёгкие … листочки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших….

(Проверка.)

VIII. Рефлексия

— Определите тип текста по данным заголовкам.

• «Почему нельзя разорять птичьи гнёзда?»;

• «Как мы с папой ходили в зоопарк»;

• «Красив русский лес!»

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое текст?

Домашнее задание

Упр. 16 (с. 14).

Тема: Предложение

Цели: повторить изученное ранее о предложении; формировать умение распознавать предложения и группы слов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои тексты.

— Чей рассказ вам понравился? Почему?

— Назовите тип текста.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Так пробежало лето.

Приближалась длинная холодная зима.

Всё лето прожила Дюймовочка в лесу.

Прошла и осень.

Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте.

1) Небо, по, облака, плывут, белые.

2) Высоко в небе летят журавли.

— Чем отличаются записи?

— Что записано под цифрой 1? Докажите. (Слова. Они не связаны между собой.)

— А под цифрой 2? Докажите. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Повторение изученного о предложении

(Работа в парах.)

— Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными. Объясните свой выбор. (Утверждения записаны на доске.)

1) Предложение — это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

2) Предложение не может состоять из одного слова.

3) Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

4) Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.

5) В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

— Под какими цифрами записаны верные утверждения? (1,3,5.)

2. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись?

— Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Как обозначаются начало и конец предложения?

Упр. 18 (с. 15).

Прочитайте. Что вы заметили?

— Как составить из слов предложение?

— Выполните задания.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

— Как вы обозначили начало и конец каждого предложения?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 16.

— Что такое предложение?

— Что выражает предложение?

— Составьте любое предложение. Запишите его.

— Подчеркните главные члены предложения.

— Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 19 (с. 16).

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Какое название подойдёт к этому тексту? Придумайте. (Далее беседа по вопросам упражнения.)

— Что такое диалог?

— Найдите в тексте диалог.

— Как оформляется диалог в тексте?

— Прочитайте диалог по ролям.

— Запишите его.

VIII. Рефлексия

— Чем группа слов отличается от предложения?

— Прочитайте. Определите, какой из данных текстов является диалогом.

— Заяц, заяц, чем ты занят?

— Кочерыжку разгрызаю.

— А чему ты, заяц, рад?

— Рад, что зубы не болят.

Дятел, дятел — мой приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги мне, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

— Чем отличается монолог от диалога?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Составить и записать предложения на тему «Летним днём в лесу».

Тема: Виды предложений по цели высказывания

Цель: познакомить с видами предложений по цели высказывания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся зачитывают свои тексты на тему «Летним днём в лесу».)

— Чьи рассказы вам понравились больше всего? Почему?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Выберите из данных записей предложения и спишите их. Обоснуйте свой выбор.

Наступила золотая осень.

Туча на появилась небе.

Петух клюёт зерно.

Корабль стоит у.

Яркое солнце светит на небе и греет землю.

Зелёная трава.

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске карточки с закрытыми буквами.)

п

р

Е

Д

л

о

ж

Е

Н

И

Е

— Чтобы узнать тему урока, нужно правильно ответить на вопросы.

(Учащиеся отвечают на вопросы. Учитель за каждый правильный ответ открывает одну букву.)

— Из чего состоит текст? (Из предложений.)

— Что такое предложение? (Это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.)

— Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)

— Что такое имена существительные? (Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы.)

— Что такое имена прилагательные? (Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов.)

— Что такое глаголы? (Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и называют действия предметов.)

— Какие слова пишутся с большой буквы? (Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей.)

— Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень.)

— Чем отличается звук от буквы? (Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем.)

— Чем отличается гласный звук от согласного? (При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

— Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.

— Прочитайте слово, которое получилось.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа

— Сегодня в гости к нам пришли три знака. Догадайтесь, что это за знаки.

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца. (Восклицательный знак.)

Вечно думая

Над смыслом,

Изогнулся

Коромыслом. (Вопросительный знак.)

Загораживает Путь,

Предлагает Отдохнуть. (Точка.)

2. Работа по учебнику Упр. 20 (с. 17).

— Прочитайте текст. Что нового вы узнали?

— Какие знаки стоят в конце предложений?

— Найдите вопросительные предложения. Прочитайте. Почему автор употребил эти предложения?

— На какие слова в этих предложениях падает логическое ударение?

— Прочитайте остальные предложения. С какой целью они употреблены в тексте?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как различаются предложения? (По цели высказывания.)

— Какое предложение называют повествовательным? (Предложение, в котором о чём-либо сообщают (повествуют).)

— Какое предложение называют вопросительным? (Предложение, которое содержит вопрос.)

Поупражняемся в распознавании вопросительных и повествовательных предложений. Упр. 21 (с. 17). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

В поле — метёлкой,

В мешке — золотом. (Овёс.)

— Найдите слово овёс в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом овёс, запишите.

— Запомните, как пишется это слово.

4. Работа по учебнику Упр. 22 (с. 18).

— Прочитайте предложения.

— Чем они похожи?

— С какой интонацией они произносятся?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какое предложение называют побудительным? (Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию.)

— Какие знаки ставятся в конце побудительных предложений? (Точка или восклицательный знак.)

5. Распознавание предложений по цели высказывания

— Послушайте отрывки из стихотворений.

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

К. Чуковский

— Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

— Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

— В чём дело?

— Спасите!

— Кого?

— Бегемота!

Наш бегемот провалился

В болото…

К. Чуковский

— Из какого произведения эти строки? Кто автор этого произведения? («Телефон», К.И. Чуковский.)

— Какие по цели высказывания предложения встречаются в этом тексте?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 23 (с. 18).

— Прочитайте выразительно побудительные предложения.

— Чем похожи все предложения? Какой бы темой вы их объединили?

— Какие знаки стоят в конце предложений?

Какие предложения называются побудительными?

Упр.

infourok.ru

Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс «Школа России»

Урок 10. Загадки, пословицы, поговорки

Цели: познакомить учащихся с русским народным творчест­вом — загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать на­выки чтения; развивать речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления.

Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окон­чания в текстах, уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, кросс­ворды).

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Речевая разминка

Летит птица — Не крылата, не перната, Носик долгий, Голос тонкий. Кто ее убьет,

Тот человеческую кровь прольет.

  • Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают.)

  • Какие слова непонятны?

  • Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: сердито, весело, скороговоркой).

  • Прочитайте по памяти. (Текст закрыть.)

  • Определите жанр текста. (Это загадка.)

  • Кто знает отгадку? (Это комар.)

  • Как вы догадались?

    1. Актуализация знаний. Постановка целей урока

  • Вы отгадали загадку. Как вы объясните, что такое загадка? (Ответы детей.)

Загадка — это иносказательное изображение предметов и яв­лений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, пого­ворками, различать их, распределять по группам.

  1. Работа по теме урока

Работа по группам. Класс делится на пять групп. Каждая груп­па получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему зага­док; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова — только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали.

Кроссворд для 1-й группы

1.По лесу жаркое в шубе бежит. (Заяц.)

2.Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Ко­рова.)

3.Черный, проворный, Кричит «крак», Червякам враг. {Грач.)

4.Не мышь, не птица В лесу резвится, На деревьях живет

И орешки грызет. (Белка.)

5. Летом гуляет,

зимой отдыхает. (Медведь.)

6.С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)

7. Рыжая птичница

Пришла в курятник

Порядки наводить. (Лиса.)

(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние живот­ные». Лишнее: грач.)

Кроссворд для 2-й группы

1.Посреди поля лежит зеркало:

стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)

2.Кругом вода,

А с питьем беда. (Море.

3.Белая морковка

И зимой растет. (Сосулька.)

4.Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед.)

5.Что в решете не унесешь? (Вода.)

6.По морю идет, идет,

А до берега дойдет — тут и пропадет. (Волна.)

7.Он без рук и без ног

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник.)

8.Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)

9.Течет, течет — не вытечет, Бежит, бежит — не выбежит. (Река.)

  1. (Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце.)

Кроссворд для 3-й группы

1.Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)

Во лугах сестрички —

2. Золотой глазок,

Белые реснички. (Ромашки.)

3.Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Бусинки зеленые,

Сладкие, ядреные. (Горох.)

4.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

5. Синий мундир, белая подкладка,

В середине — сладко. (Слива.)

6. Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох.)

7. Заревел медведь

на все горы, на все моря. (Гром.)

8. Желтая курица

В огороде дуется. (Тыква.)

9. Красненька матрешка,

Беленько сердечко. (Малина.)

(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром.)

Кроссворд для 4-й группы

1.На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец.)

2.В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик.)

3.Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона.)

4.Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут ее… (сорока).

5.Летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит. (Грач.)

6.Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)

7.Быстро летаю,

Птиц всех забиваю. (Орел.)

8.Не рак, не рыба,

Не зверь, не птица,

Кто его убьет,

Тот свою кровь прольет. (Комар.)

9.В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)

(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар.)

Кроссворд для 5-й группы

    1. Между двух светил я в середине один. (Нос.)

    2. Не часы, а тикает. (Сердце.)

    3. Белые овечки

Глядят из-под печки. (Зубы.)

    1. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

    2. Горшочек умен,

Семь дырочек в нем. (Голова.)

    1. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)

    2. У двух матерей По пяти сыновей,

Одно имя всем. (Пальцы.)

    1. Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха.)

(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха.)

Информация для учителя

После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Возможно, какие-то будут неразгаданными. Тогда они предлагаются всему классу.

Самая сложная тема — «Человек». Учитель должен учесть это и дать кроссворд учащимся посильнее. Что такое пословица?

Что такое поговорка?

Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (Можно, по теме. На­пример, о дружбе, труде, Родине и т. п.)

Домашнее задание

Прочитать загадки на с. 24—25 учебника и запомнить их; вы­полнить задания.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *