cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Парные звонкие и глухие согласные 3 класс примеры – примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что такое парная согласная?

Парные звонкие и глухие согласные.

Урок русского языка 3 класс

Тема: Парные звонкие и глухие согласные.

Цели:

  1. Содействовать формированию умения применять на практике правила правописания парных звонких и глухих согласных. Учить сопоставлять произношение и написание парных согласных в середине и в конце слова.

  2. Обогащать словарный запас речи учащихся. Воспитывать интерес к родному языку, развивать орфографическую зоркость.

  3. Развитие положительной мотивации школьной деятельности, формирование навыков интеллектуального труда, умение работать коллективно.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о способах деятельности при проверке парных согласных в корне и на конце слов;

  • сформировать алгоритм деятельности при проверке парных согласных в корне слова;

  • закрепить умение проверять слова с парными согласными в конце и в середине слова.

  • развивать у учащихся память, внимание, логическое мышление, устную речь;

  • развивать умение формулировать выводы, аргументировать свои высказывания.

Вид урока: урок – исследование.

Методы работы на уроке – коллективная работа, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Формы проведения: урок.

Средства обучения – индивидуальные карточки, компьютер, учебная доска, презентация урока

Формы контроля – индивидуальный опрос, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Ход урока:

Учитель:

-Начинаем урок русского языка.

  1. Оргмомент

-Подскажите какой сегодня день недели?

День недели –понедельник

Работяга-не бездельник

Он неделю открывает

Всех трудиться заставляет.

-И сегодня на уроке русского языка мы должны с вами хорошо потрудиться ,повторить то, что знаем и провести исследование –если вы посмотрите в словарь-это и есть поиск новых знаний.А значит мы должны узнать много нового.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

а)Минутка чистописания.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

— Что записано на доске? (Буквы)

— Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

— Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

-Запишите парами –звонкие на 1 строке,глухие-на 2 строке

-Сколько мы знаем пар звон и глух согл звуков?

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний — тихо говорит.

-Запишем соединения с гласными буквами:ба,во,гу,ды,жи,зе,

  1. Постановка темы и целей урока

— Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?Чему будем учиться на уроке? 

(Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце и в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).

3. Актуализация знаний.

а)Словарная работа

Загадки:

1.Не деревня, ни село,

И людей полным-полно,

Много народа,

В делах и заботах!

Ответ: Город

2)Сел за стол на табурет,

Жду, когда дадут…ОБЕД

3) Каждый, каждый с ним знаком, —

Вот берется теста ком,

Запекают в нем творог,

Получается …Пирог

4) Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (Мороз.)

б)Словарь:горо..,обе..,моро..,пиро…., арбуз.

-Запись слов,ударение,без гл.

— Ребята, почему из всех словарных слов мы записали именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).

-Какое словарное слово вы могли бы добавить к этим?(Загадка )

-Что общего и в чем различие этих слов?

— Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)

— Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)

-Как мы можем проверить парный согласный звук на конце слов?(изменить форму слова)

Парные согласные — 
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.

в)Закрепление: поставим слово нет

луг – луга(хором)

сад — сады

столб — столбы

стог — стога

снег — снега

репортаж — репортажи

масштаб — масштабы

враг — враги

друг – друга и тд

4. Обобщение и систематизация знаний.

 — А где еще в слове может находиться парный согласный? (Всередине слова ,а именно в корне )

а)Ло…ка, тетра…ка, доро…ка.-разберите по составу

— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

— Какая орфограмма в них пропущена?Что вы заметили ?Что одинаковое в этих словах?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

— Как мы проверим их правописание?Если изменим форму?Подходит нам этот вариант? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)

Запишем: Лодка-лодочка, тетрадка-тетрадочка, дорожка-дороженька

Выделим суффиксы

в)Посмотриите на эту группу слов:

Загадка — …………………..(загадать)

Разведка -………………….(разведать)

Поливка -………………….(поливать)

Посадка -…………………..(посадить)

Погрузка -………………….погрузить)

Такие парные согласные возможно проверить с помощью однокоренных слов глаголов .Подберите проверочные слова-глаголы

г)Перед вами еще 6 интересных слов:

У…кий, лё…кий, мя…кий, ре…кий, ни…кий, сла…кий

Узок,легок,мягок,резок,низок,сладок

— Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.

— Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)

— Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова.Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)

-А по другому как можно проверить эти словаа?

— Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.

д)Вывод исследований:

— В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)

— В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)

– какие слова подбирали для правильного написания слов? Правильно-однокоренные слова

-Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

5.ФИЗМИНУТКА

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Физминутка посвящена также парными согласными-

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

а).Восстановить деформированное предложение. Устно объяснить орфограммы.

з…ма, сн……ком, зав…лила, лё…ким, горо…

-Запишите это предложение(Проверка в парах)

-Подчеркните грамматическую основу.

-Дайте характеристику этому предложению

7.Работа по учебнику.

Упр. 216 (с. 114).

— Прочитайте. Выполните задание по образцу(по рядам)

— Прочитайте пары слов, которые вы составили. Назовите буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

-Проверка

8. Итог урока.

— У парных согласных есть свои секреты. Результатом нашего исследования стали эти секреты. Вы возможно не догадались, но проводя исследование вы сами их открыли.

1 секрет – один (сугроб) много (сугробы) – проверочное слово сущ. во мн. ч.

2 секрет – большая (варежка) маленькая (варежечка)

3 секрет — есть (прорубь) нет (проруби) изменение формы слова

4 секрет – что? лед какой? Ледяной прилагательное

5 секрет – что? () что делать? () проверочное слово — глагол

Эмоциональная рефлексия:
Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” — 
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй – 
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)

9. Сделаем вывод

— Какую орфограмму сегодня повторяли?

— Как проверить парную согласную в корне слова?

— Почему нужно проверять слова с парными согласными?

— Какие слова называются проверочными?

— Что вызвало затруднение?

10. Домашнее задание

1. Написать по 10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

Б

В

Г

Д

Ж

З

Глухие согласные

П

Ф

К

Т

Ш

С

Способы проверки парных согласных

Звук согласный проверяй — рядом гласный подставляй !

1. ОДИН ГОРО (т, д)

МНОГО ГОРОДА

2. ЧТО? МОРКО(в, ф)Ь

НЕТ

МОРКОВИ

3. ЧТО? МЁ(т, д)

КАКОЙ? МЕДОВЫЙ

4. БОЛЬШАЯ КАРТО(ш, ж)КА

МАЛЕНЬКАЯ КАРТОШЕЧКА

5. ЧТО? ПОКУ(п, б)КА

ЧТО ДЕЛАТЬ? ПОКУПАТЬ

6. КАКОЙ? СЛА(т, д)КИЙ

ЛАСКОВО СЛАДЕНЬКИЙ

7. КАК? РЕ(с,з)КО

КАКОВ? РЕЗОК

8. ЧТО? ЯГО(т, д)КА

БУКВА Н ЯГОДНЫЙ

в) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

Карточка Тест.

1.Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,

2.Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

3.Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются проверочными

Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

infourok.ru

Урок-рефлексия по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Познавательные цели и задачи:

  • повторение и закрепление ЗУН о проверке слов с парными согласными в корне слова;
  • совершенствование умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций, и проверять их;
  • повторение и закрепление ЗУН об антонимах.

Развивающие цели и задачи:

  • развивать слуховую память;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные цели и задачи:

  • воспитывать наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к мнению товарищей.

Коммуникативные цели и задачи.

  • учить детей правильной разговорной речи и умению правильно высказываться при ответах на вопросы учителя.

Оборудование. Проектор, ПК, интерактивная доска, сигнальные доски.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Добрый день, мои хорошие! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои теплые улыбки друг другу. Давайте вместе проделаем маленькую гимнастику.

Потянулись! — (потягиваются)

Встрепенулись! — (встряхивают плечами).

Оглянулись! — (оглядываются друг на друга).

Улыбнулись! — (улыбаются).

2. Актуализация знаний.

— Что такое звук?

— Звук мы слышим и произносим.

— Что такое буква?

— Букву мы видим и пишем.

— Какие парные звонкие и глухие согласные вы можете назвать? Запишите их на свои сигнальные доски и покажите мне.

— б — п, в — ф, г — к, д — т, ж — ш, з — с

— Молодцы, правильно.

3. Работа по теме урока

а) Работа с интерактивной доской

Показ слайда №1.

У деревни зеленый лу:

На нашей грядке растет лу:

— Какой парный согласный спрятался в словах лу(г,к)?

— Правильно, парные согласные г — к. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: » Нет луга, ходим по лугу; головка лука, луковица»

Показ слайда№2.

Вниз по речке плывет пло:

В саду на яблоне висит пло:

— Какой парный согласный спрятался в этих словах?

— Правильно, парные согласные д — т. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: «На плоту, за плотом; нет плода, плоды яблони»

Показ слайда№3.

Нарисуем большой кру:

Даст мне руку верный дру:

— Какой парный согласный спрятался в словах кру(г,к) и дру(г,к)?

— Правильно, парные согласные г — к. Чтобы проверить правильность написания парного согласного в корне слова, после согласного ставим гласный звук, говорим: » Нет круга, в кругу; рука друга, с другом»

— А сейчас нужно закрепить правило. Я начну, а вы продолжите. Для того, чтобы написать правильно парные звонкие и глухие согласные в корне слова, надо:(подобрать такое проверочное слово, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук).

— Итак, давайте посмотрим схему действия по проверке правильности написания парных глухих и звонких согласных в корне слова.

1. Читаем слово.

2. Находим парный согласный.

3. Рассуждаем, вспоминаем правило.

4. Находим однокоренное слово, где за парным согласным стоял бы гласный звук.

5. Убеждаемся, что однокоренное слово найдено правильно.

б) Работа в тетрадях

— Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Не забываем о правилах посадки.

— Смотрим на экран, читаем и записываем к себе в тетради предложения. В скобках запишите проверочное слово для тех слов, у которых пропущена согласная.

Показ слайда№1.

Аист делает заря…ку.

Показ слайда№2.

Сеет слон горох на гря…ку.

Показ слайда№3.

Осьмино… надел перча…ку.

Показ слайда№4.

Чистит мор:. свою площа…ку

в) Физминутка (Динамическая пауза «Мартышки»)

Мы весёлые мартышки (трясут кистями рук),

Мы играем громко слишком (поворачиваются прыжками вокруг себя),

Мы в ладоши хлопаем (хлопают в ладоши),

Мы ногами топаем (топают ногами),

Надуваем щечки (надувают щеки, надавливают ладошками и выпускают воздух),

Скачем на носочках (скачут на носочках ног).

Оттопырим ушки (руками тянут обе ушные раковины),

Подразним мы друг дружку (показывают языки, строят гримасы).

А потом со счетом «Три!»

Все за партою замри! (громко считают: «Раз! Два! Три!» и садятся на места)

г) Доскажи слово (работа с интерактивной доской)

Показ слайда №1.

У лисички Любки остренькие —- . (зубки)

— Слышим {п}, а пишем {б}, проверяем зубики, зубы.

Показ слайда№2.

Закрывают дети глазки, будут сниться детям — .(сказки)

— Слышим {с}, а пишем {з}, проверяем сказочка, сказывать.

Показ слайда№3.

Дружно мы возьмем лопатки, хорошо вскопаем — .(грядки)

— Слышим {т}, а пишем {д}, проверяем грядочка.

Показ слайда№4.

В тулуп и валенки одет, шел на охоту старый — .(дед)

— Слышим {т}, а пишем {д}, проверяем дедушка, деды.

д) Подбери проверочное слово для парных согласных (самостоятельная работа в тетрадях)

Любка — :, глазки — :, лопатки — :, тулуп — :.

е) Физминутка (Динамическая пауза «Мишка с куклой»)

Мишка с куклой бойко топают, посмотри! (топают ногами под счет)

И в ладоши громко хлопают раз! два! три! (хлопают в ладоши)

Мишке с куклой очень весело, вертит мишенька головой (поворачивают голову вправо-влево)

Кукле тоже очень весело, просто весело, ой-ой-ой! (поворачиваются вокруг себя)

4. Закрепление ЗУН об антонимах.

— Ребята, а сейчас мы поработаем с учебником. Найдите упражнение 217 и прочитайте задание. Нужно записать антонимы, т.е. слова с противоположным значением. Поработаем коллективно, а потом выполним работу в тетрадях: — разбор упражнения, — запись в тетрадях

5. Домашнее задание.

— Ребята, чтобы закончить работу с учебником, запишите задание на дом. Упражнение 225 требует от вас выполнения того же задания, что мы проделали в классе. Я дополнительно объясняю, как нужно выполнить это упражнение.

(Объяснение учителем домашнего задания)

— Закрыли тетради, учебники и положили на край парты.

6. Обобщение и итог урока.

— Наш урок подходит к концу. Я думаю, что в дальнейшем мы будем с вами постоянно работать над усовершенствованием своих знаний по проверке слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. Сегодня на уроке самыми активными были все, но особенно: (учитель выделяет особо активных детей, оценивает их участие).

Дополнительный материал. Игра «Окончание первого начало другого»

У (:) есо (укол — колесо)

Пе (:) ол (песок — сокол)

Сна (:) овой (снаряд — рядовой)

Коло (:.) пак (колокол — колпак)

Поро (:) олад (порошок — шоколад)

Приз (:) ета (призрак — ракета)

Анаграммы.

  • ьвморок (морковь)

  • карежва (варежка)

  • тратеьд (тетрадь)

  • акижкн (книжка)

Приложение 1

Приложение 2

21.03.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Карточки по русскому языку на тему «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными» 3 класс

МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Карточки по русскому языку на тему:

« Парные по глухости — звонкости согласные»

(для индивидуальной и парной работы в 3 классе)

Разработала: Лариошина Светлана Ивановна —

учитель начальных классов

МБОУ «Ардатовская СОШ»,

г. Ардатов, Ардатовского района,

Республики Мордовия

Карточки по русскому языку на тему:

« Парные по глухости — звонкости согласные»

(для индивидуальной и парной работы в 3 классе)

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в сильной позиции.

Крошка, травка, рыба, беседка, кружечка, тетрадочка, загадка, ледоход, мороз, берёзонька, завязочка.

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в слабой позиции.

Разведка, парус, подушечка, чашечка, рыбка, остров, лодка, лебёдушка, каприз, берёзка, морозный, морковный, морковь, коровка.

Задание. Исправь ошибки в стихах Незнайки.

Пончик любид лимонат, Торопышка любит торд

Шоколат и мармелат. И из персикоф компод

А Авоська плюжки Все мы слаткоешки,

И слаткие ватружки. Щёлкаем орежки.

Задание. Вставь пропущенные буквы д – т , подбери проверочные слова.

Де…-

Сла…ко –

Обе… —

Заво… —

Крова…ь –

Го…-

Ко…-

Лимона…-

Задание. Вставь пропущенные буквы ж — ш, подбери проверочные слова.

Эта…-

Бага…-

Гара…-

Каранда…-

Кру…ка –

Кро…ка –

Матрё…ка –

Рома…ка-

Задание. Вставь пропущенные буквы в — ф, подбери проверочные слова.

Ле… —

Жира…-

Морко…ка –

Коро … ка –

Кро…ь –

Бро…ь –

Гне…-

Ци…ра —

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, изменив форму слова.

Гла…-

Моро…-

Тетра…ь –

Лебе…ь –

Морко…ь –

Голу…ь –

Хвос…-

Крова…ь –

Сала…-

Медве…ь-

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, подобрав однокоренные слова.

Гла…-

Моро…-

Тетра…ь –

Лебе…ь –

Морко…ь –

Голу…ь –

Хвос…-

Крова…ь –

Сала…-

Медве…ь-

Задание. Вставь пропущенные буквы.

Быль за ска…кой не угонится.

На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.

Ле..ка ноша на чужом плече.

Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро….

Одному вер…ки, а другому коре…ки.

Задание. Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Запишите само слово и проверочное к нему.

Слышу: Проверяю: Пишу:

Верё[ ф ]ка верёвочка верёвка

селё [ ]ка _________ _____________

сала[ ]ки __________ ______________

улы[ ]ка __________ ______________

лё[ ]кий __________ ______________

крова[ ]ка __________ ______________

ко[ ]ти __________ ______________

Задание. Разгадай кроссворд.

1.Сижу верхом,

Не ведаю на ком.

2. Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду-

Мимо рта я не пройду.

3.Едет воз без колёс,

Не пылит, не громыхает,

Колеи не оставляет.

4.Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь.

5.Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Задание. Отгадай загадки. Составь транскрипцию слов-отгадок.

1.Не мотылёк, не птичка-

Держит две косички.

___________________________________________________

2.Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.

___________________________________________________

3.Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает,

Только дождичек пройдёт –

Сделает наоборот.

___________________________________________________

infourok.ru

Парные согласные в русском языке для школьников и малышей :: SYL.ru

Данный материал будет посвящен парным согласным и тому, в каких случаях какую из них необходимо использовать. Обучая ребенка правилам русского языка, не забывайте, что самая легкая форма обучения — это игра. Играя, можно добиться быстрых результатов, малышу будет намного проще и интересней изучать новый для него материал.

Звуки и буквы

В русском языке, как и в любом другом, есть буквы и звуки. Буквы – это особые знаки, которые используют в языке для передачи звуков. Звуки образуются в слова. Буквы пишем и видим, а звуки слышим и произносим. В дальнейшем, чтобы различать буквы и звуки, последние (при графическом изображении) будем заключать в квадратные скобки.

Звуки и их особенности

Теперь поговорим о звуках. В русском языке есть согласные и гласные. Первые из них противоположны вторым. При одновременном сочетании согласных и гласных звуков образуются слова. Первые делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Есть такие согласные, у которых есть пара, а есть и такие, у которых пары нет. Далее будут показаны различные примеры слов, в которых можно встретить парные согласные.

Демонстрация этих примеров будет сведена к пониманию того, что при их написании и произношении есть различие в восприятии звуков. Итак, чтобы это было наглядно и интересно, вспомним последовательность букв в русском алфавите, расположим первые шесть согласных букв алфавита не по порядку в столбик.

  • Б – [Б] – [П];
  • Г – [Г] – [К];
  • В – [В] – [Ф];
  • Ж – [Ж] – [Ш];
  • З – [З] – [С];
  • Д – [Д] – [Т].

Напротив каждой буквы в квадратных скобках изображен звук буквы. Все эти согласные звуки – звонкие, и у каждого из них есть пара. Второй столбик в данном примере — это парные глухие согласные. Основная проблема в данном случае – определение того, какую букву необходимо писать в слове. А вот образовавшаяся пара букв – это и есть парные согласные звуки. Именно данной тематике, как было отмечено ранее, и будет посвящен данный материал.

Примеры

Приведем примеры слов с парными согласными. Чтобы было интересней, отгадайте загадки, обратите внимание на слова-отгадки, итак:

  1. Сидит девица в темнице, а ее длинная зеленая коса — на улице (ответ – морковь).
  2. Шел долговяз, в землю увяз (ответ – дождь).
  3. В лесу я родилась, а на воде — живу (ответ – лодка).

Итак, получаем такие слова: морковь, лодка, дождь. Общее между ними то, что при произношении данных слов мы слышим один звук, а пишем совсем другую букву. Подобные слова с парными согласными достаточно часто встречаются как в нашей речи, так и при написании текстов. Сейчас мы сможем пронаблюдать оглушение парных согласных как в конце, так и в середине слова.

Правило

В первом случае рассмотрим некоторые слова в конце с парными согласными. Например, произнесем слово «дуб», мы слышим в конце слова звук [п]. Для того, чтобы не совершить ошибку при написании слова, необходимо произнести проверочное слово, для этого нужно после согласной поставить гласную (также можно в некоторых случаях и согласную) или поставить слово во множественное число: дубы. Теперь отчетливо слышим звук [Б]. Или же подобрать однокоренное слово в уменьшительно-ласкательной форме.

Существует еще один способ проверки правописания в этом случае: подставьте мысленно слово «нет». И вот, получаем проверочные слова: флаг – нет флага, клюв – нет клюва, мороз — нет мороза. Иногда приведенные ранее примеры называют парно согласные слова.

Еще примеры

Приведём еще примеры слов. Произнесем слово «зуб», в конце слова слышим звук [п]. Теперь воспользуемся известным нам правилом: поставим слово во множественное число, получим ответ на наш вопрос – «зубы», теперь поставим гласную после согласной буквы и получим такой результат: «зубок», поставим согласную – «зубной». И, наконец, мысленно вставим слово «нет» — «нет зуба».

Еще примеры.

«Голос» — «голосок, голоса, голосистый». Слышим «З» – пишем «С».

«Поезд» — «поезда». Слышим «Т» – пишем «Д».

«Таз» — «тазы, тазик». Слышим «С» – пишем «З».

Еще приведём несколько примеров, но в этом случае рассмотрим слова в середине с такими буквами:

«Глазки» — «глаза, глазок, глазной».

«Тропка» — «тропа, тропинка, тропиночка».

Приведем ряд слов в качестве примеров по пройденному материалу.

  1. Мама купила мне красную юбку (проверочное слово – юбочка).
  2. Холод был невыносим ранним утром (проверочное слово – холодок).
  3. Зимой во дворе ребята играли в снежки (проверочное слово – снежок).
  4. Кружка молока стояла на столе (проверочное слово – кружечка).
  5. Мы посетили выставку экзотических животных (проверочное слово – выставить).
  6. В ящике стола я нашел ржавый гвоздь (проверочное слово – гвозди).
  7. Сад цветет весной (проверочное слово – сады).
  8. После драки под глазом у Тараса появился синяк (проверочное слово – синяки).
  9. В гостях мы ели вкусный салат из огурцов (проверочное слово – салаты).
  10. Белый голубь сегодня утром сел на моё окно (проверочное слово – голуби).

Сказка напоследок — для закрепления материала

Чтобы закрепить ранее изложенный материал, послушаем сказку «О парных согласных». Жили-были парные согласные в «Букваре» у одного школьника: б – п, г – к, в – ф, ж –ш, д – т, з – с. Жили хорошо, дружно, но вот характер у каждого звука был совершенно разный: звонкие согласные были голосистыми да веселыми, а глухие согласные были, наоборот, ворчливые да сердитые.

Звонкие согласные и глухие согласные любили спорить между собой: кто же из них стоит в данном слове. «Б» и «П» спорили, кто же из них должен стоять в конце слова «стол(б) (п)». В свою очередь, «В» и «Ф» тоже спорили – кто будет в слове «тра(в) (ф) кА».

Шел мимо Малыш Крепыш, услышал спор и решил помирить буквы между собой. И сказал он: « В этих словах нужно в конце поставить гласную, или после согласного звука поставьте гласный в середине слова, гласная буква вам подскажет, кто из вас будет стоять в этом слове».

Помирились парные согласные, поблагодарили Малыша да спросили о том, как зовут его. «А зовут меня Малыш Крепыш!» — ответил он. «Ж» и «Ш» заволновались, кто из них будет стоять в конце имени малыша. А малыш и говорит: «Есть еще два способа узнать, какая буква будет стоять: добавь мысленно слово «нет» — и ты получишь ответ. Назови ласково меня — не ошибешься никогда!».

www.syl.ru

Урок русского языка по теме «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне»(3 класс)

Урок русского языка 3 класс

Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.

Средства обучения:

  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной работы, сигнальные карточки .

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

— уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Дети учатся:

понимать и принимать учебную задачу;

проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

сопоставлять произношение и написание слов;

подбирать проверочное слово;

находить примеры слов на изученную орфограмму;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

— владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;

Ход урока:

1. Мотивация у учебной деятельности .

Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.

2. Постановка темы и задачи урока.

а) — Начинаем урок русского языка.

— Чему мы учимся на этом уроке?

( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)

б) – Над какой темой работали на прошлом уроке ?

(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)

Все ли можете без ошибок писать эту орфограмму или кто-то ещё сомневается в написании?( сигнальная карточка)

— Кто догадался , какая тема сегодняшнего урока?

-Да, сегодня мы продолжаем работать над темой …

Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.

-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)

— Какую учебную задачу поставим сегодня на уроке ?

(научиться правильно писать слова с парными согласными в корне слова)

3. Актуализация знаний.

Словарная работа ( запись словарных слов на доске)

(Доска) Горо _ , молото_, морко_ь,_ моро_,солда_, огоро_.

— Посмотрите на запись слов на доске.

— Прочитайте слова.

— Что это за слова ? Почему вы так решили ?

— Что вы заметили во всех записанных словах? (в корне слова «о», слова с парными согласными в корне .)

Вспомните алгоритм проверки парной согласной.

ДОСКА ( Собрать алгоритм)

3.Вспоминаю правило.

2.Нахожу опасное место.

4.Применяю правило.

1.Читаю слово

5.Пишу букву.

-Сколько способов проверки парных согласных вы знаете?

Назовите способы проверки парного согласного?( Доска)

( 1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял

звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].)

— Где вы можете применить эти знания? (при записи диктантов, изложений , сочинений, писем…)

— Зачем мы повторили все способы проверки парных согласных ? (правильно писать слова с парными согласными)

— А теперь мы применим эти знания в написании словарных слов.

-Спишите, вставьте пропущенную орфограмму, устно подберите проверочные слова.

( выход к доске по 1 ученику)

4. ФИЗМИНУТКА Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно.

Перевести взгляд быстро направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль .

5. Обобщение и систематизация знаний.

а). Работа в парах.

Урок наш продолжаем

Трудиться не кончаем

Согласный будем проверять

Работу в паре выполнять.

Игра «Зоркий глаз»

-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной согласной в корне слова?

-Работать будете в паре.

— Вспомните правила работы в паре .

Слайд 2

1.Работать тихо.

2. Прислушиваться друг к другу.

3. Уметь договариваться.

4. Уметь спокойно обосновывать свой выбор.

— Давайте ещё раз вспомним алгоритм проверки парной согласной.

Карточка( у каждой пары на столе). Нужно обвести кружком верную парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово.

Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, кана(ф, в)ка, фу(т,д)бол, мя(к, г)кий, улы(б, п)ка, во(к,г)зал.

-Встретились ли слова для которых вы не смогли применить ни один из способов проверки ?

-Как поступаем с такими словами? (См. по словарю, написание данных слов запоминаем)

Слайд 3. Проверка по эталону. Возьмите карандаш и оцените работу в паре по образцу .

з д б д з в т г б к

(Сигнальные карточки) Зелёный — всё верно.

Жёлтый — допустили 1 ошибку.

Красный – допустили более 2 ошибок.

(Выборочно спросить проверочные слова)

-Что можем посоветовать ребятам, допустившие ошибки.

6. Физкультминутка музыкальная.

б.) Самостоятельная работа (работа по учебнику )

— Какую учебную задачу мы поставили в начале урока ? (научиться правильно писать слова с парными согласными в корне слова)

— Все ли достигли учебной задачи ?

— ( сигнальная карточка)

— Продолжаем с вами работать над достижением учебной задачи урока.

упр.122 , с. 67

— Произнесите слова парами.

— Запишите каждую пару слов на отдельной строчке через запятую.

-Но сначала обратимся к напоминалке.

!!!Напоминалка.ВСПОМНИТЕ!

-Работать будете самостоятельно.(4 ученика за доской)

— Проверка.

-Как проверяли? (спрашиваю у работающих у доски и выставляю оценки )

7. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

Слайд 4

Ночью был ле_кий моро_. На лужах появился лё _. Он хру_кий и тонкий. Скоро выпадет первый сне_.4

— Прочитайте текст .

— О каком осеннем месяце идет речь ?

-Определите тему текста.

-Какая основная мысль текста?

-Как можно назвать текст?

-Вам нужно списать текст и вставить пропущенные буквы , подобрав устно проверочные слова. Какая орфограмма пропущена ?

— Напомните правила проверки данной орфограммы.

! Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)

-Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.

— Укажите над словами с парной согласной части речи.

! Проверка

— Что обозначает цифра 4?

— Разбор предложения.

8.Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.

— Оцените свою работу на уроке.

Запись на доске.

Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я повторил…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

На этом уроке самым интересным для меня было…

Я научился …

Было интересно …

9. Подведение итога урока.

-Работая в группах и самостоятельно, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»

-Какую учебную задачу мы с вами ставили в начале ?

— Что помогло вам выполнить эту задачу ?( работа в паре, сам-но, работа учебнику, работа над предложением)

Слайд 6.

10. Домашнее задание по выбору.

1. Написать 10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

.

infourok.ru

Карточки по русскому языку для 3 класса. Тема: «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными»

МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

(для индивидуальной и парной работы в 3 классе)

г. Ардатов, Ардатовского района,

(для индивидуальной и парной работы в 3 классе)

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в сильной позиции.

Крошка, травка, рыба, беседка, кружечка, тетрадочка, загадка, ледоход, мороз, берёзонька, завязочка.

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в слабой позиции.

Разведка, парус, подушечка, чашечка, рыбка, остров, лодка, лебёдушка, каприз, берёзка, морозный, морковный, морковь, коровка.

Задание. Исправь ошибки в стихах Незнайки.

Пончик любид лимонат, Торопышка любит торд

Шоколат и мармелат. И из персикоф компод

А Авоська плюжки Все мы слаткоешки,

И слаткие ватружки. Щёлкаем орежки.

Задание. Вставь пропущенные буквы д – т , подбери проверочные слова.

Де…-

Сла…ко –

Обе… —

Заво… —

Крова…ь –

Го…-

Ко…-

Лимона…-

Задание. Вставь пропущенные буквы ж — ш, подбери проверочные слова.

Эта…-

Бага…-

Гара…-

Каранда…-

Кру…ка –

Кро…ка –

Матрё…ка –

Рома…ка-

Задание. Вставь пропущенные буквы в — ф, подбери проверочные слова.

Ле… —

Жира…-

Морко…ка –

Коро … ка –

Кро…ь –

Бро…ь –

Гне…-

Ци…ра —

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, изменив форму слова.

Гла…-

Моро…-

Тетра…ь –

Лебе…ь –

Морко…ь –

Голу…ь –

Хвос…-

Крова…ь –

Сала…-

Медве…ь-

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, подобрав однокоренные слова.

Гла…-

Моро…-

Тетра…ь –

Лебе…ь –

Морко…ь –

Голу…ь –

Хвос…-

Крова…ь –

Сала…-

Медве…ь-

Задание. Вставь пропущенные буквы.

Быль за ска…кой не угонится.

На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.

Ле..ка ноша на чужом плече.

Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро….

Одному вер…ки, а другому коре…ки.

Задание. Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Запишите само слово и проверочное к нему.

Слышу: Проверяю: Пишу:

Верё[ ф ]ка верёвочка верёвка

селё [ ]ка _________ _____________

сала[ ]ки __________ ______________

улы[ ]ка __________ ______________

лё[ ]кий __________ ______________

крова[ ]ка __________ ______________

ко[ ]ти __________ ______________

Задание. Разгадай кроссворд.

1.Сижу верхом,

1.

Не ведаю на ком.

2. Если я пуста бываю,

2.

Про тебя я забываю,

3.

Но когда несу еду-

Мимо рта я не пройду.

4.

3.Едет воз без колёс,

5.

Не пылит, не громыхает,

Колеи не оставляет.

4.Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь.

5.Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Задание. Отгадай загадки. Составь транскрипцию слов-отгадок.

1.Не мотылёк, не птичка-

Держит две косички.

___________________________________________________

2.Живёт в норке,

Грызёт корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.

___________________________________________________

3.Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает,

Только дождичек пройдёт –

Сделает наоборот.

___________________________________________________

kopilkaurokov.ru

«Правописание парных звонких и глухих согласных»

Разделы: Начальная школа


Формирование у учащихся навыков правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в корне опирается на умение различать парные звонкие и глухие согласные, на знание того, что перед гласными звуками и сонорными согласными парные согласные не оглушаются и не озвончаются, а также на знание того, что форма слов, как и корни в родственных словах пишутся одинаково независимо от произношения.

Указанные знания необходимы для того, чтобы школьники осознали сущность проверки и правильно подбирали проверочные слова.

Работа над умением различать парные звонкие и глухие согласные начинается сразу в 1 классе в период обучения грамоте. Большое значение уделяется на этих уроках моменту выделения нового звука. С опорой на схемы, даётся полный анализ звука. В 1 классе огромное внимание уделяется наглядности и такому методу работы, как игра или игровой момент.

Ещё русский лингвист Дмитрий Николаевич Ушаков в своей книге “Краткое введение в науку о языке” писал: “Речь наша состоит из непрерывного ряда звуков, которые следуют друг за другом, не сливаясь между собой. Речь делится на слова, которые с внешней стороны представляют собою звук или звуки, подчинённые одному ударению, а с внутренней стороны слова – такая единица языка, которая имеет собою значение. Это последнее обстоятельство и позволяет слушающему разлагать речь на отдельные слова, найти границу между словами. Так речь на неизвестном нам языке мы не разобьём правильно на отдельные слова; так, если даже среди известных слов нам встретится несколько незнакомых, они могут слиться в одно целое”.

Работу во 2, 3 и 4 классах над правописанием слов с глухими и звонкими согласными необходимо рассматривать как продолжение работы, начатой в 1 классе, предоставлять детям большую самостоятельность.

Уже со 2 класса целесообразно одновременно работать над правописанием парных согласных в конце и в середине слова. Такой подход обусловлен тем, что сущность проверки парных звонких и глухих согласных не зависит от того, где стоит данный звук: в середине слова или в конце.

На формирование данного навыка положительное влияние оказывает использование разнообразных способов проверки:

  1. Проверка путём изменения формы слова;
  2. Проверка путём изменения слова по падежным вопросам;
  3. Проверка путём подбора однокоренных слов.

Поскольку проверка предшествует написанию слова, проверочное слово нужно писать перед проверяемым, иначе теряет смысл запись проверочного слова.

Необходимым условием формирования данного навыка является система упражнений, которая предполагает усложнение видов заданий и материала. При этом возрастает и самостоятельность учащихся.

Вниманию коллег представляю урок по отработке навыка написания слов с парными глухими и звонкими согласными. Урок построен в игровой форме, с использованием разнообразных форм работы; показана работа с буквой, словом, словосочетанием, предложением.

Открытый урок проведён в рамках мастер-класса для студентов ВПК №5.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Закреплять знания учащихся о написании парных согласных, умения подбирать проверочные слова;
  • Развивать умение сопоставлять произношение и написание слов с парными согласными;
  • Формировать орфографическую зоркость.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Чистописание.

— Сегодня, ребята, на уроке мы займёмся разборкой нашей почты. Друзья не забывают нас. Смотрите, сколько писем прислали! Первое письмо от Мальвины. Что же она нам пишет?

На момент чистописания
Я прислала вам задание.
Вы с закрытыми глазами
Угадайте букву сами,
А потом скорей проверьте,
Ведь они лежат в конверте!

У учителя в руках большой конверт с портретом Мальвины на обложке. Два ученика по очереди выходят к доске, с закрытыми глазами достают вырезанную из картона букву, на ощупь узнают её.

— Итак, это буквы П и Б.

— Повторим их написание.

Сначала учитель показывает на доске, дети пишут в воздухе; затем в тетрадях. На доске также карточки с письменными образцами.

— Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Пп Бб Пп Бб Пп Бб Пп Бб Пп Бб

— Молодцы! Очень красиво написали. Но почему эти две буквы мы сейчас повторяли? (Они обозначают парные согласные, а это наша основная тема).

— Верно!

3. Словарная работа.

-Переходим к повторению словарных слов, а, значит, к следующему письму. Оно пришло от Незнайки. Что же он нам написал, посмотрим?

Слова совсем нетрудные хотел я записать,
Но в каждом слове нужно мне все буквы проверять.
Под удареньем я пишу, без сомненья, то, что слышу.
Если звук без ударенья, вызывает он сомненье!

— Составим слова из рассыпанных букв.

У учителя в руках конверт с портретом Незнайки на обложке; в конверте лежат карточки со словарными словами в виде рассыпанных букв. Дети по очереди выходят к доске, записывают слова, объясняя орфограммы.

Словарь: город, завод, медведь, мороз, морковь.

— Ребята, почему из всех словарных слов Незнайка прислал нам именно эти? (В конце каждого слова есть парный звук, который можно проверить).

— Совершенно верно.

4. Повторение пройденного материала.

— Читаем следующее письмо. Оно пришло к нам от Красной Шапочки. Вот что она пишет:

Парные согласные на письме опасные.
Как похоже их звучанье – это просто наказанье!
Чтобы их нам различать,
Надо ум тренировать!

— Вспомним, как называется большая тема, которую мы сейчас изучаем? (Парные глухие и звонкие согласные).

— Назовите только звонкие? (б, в, г, д, з, ж)

— А теперь только глухие? (п, ф, к, т, с, ш)

На доске таблица парных согласных

— Кроме этой таблицы, где ещё в нашем классе можно встретить парные согласные? (В теремке букв)

— Из-за этих опасных согласных “двойняшек” могут возникнуть ошибкоопасные места. Давайте вспомним, где и когда эти ошибкоопасные места возникают? (Во-первых, на конце слов, если там будет стоять кто-нибудь из “двойняшек”; во-вторых, в середине слов, когда рядом встречаются два “опасных” согласных.)

— Что же нужно делать, чтобы в этих ошибкоопасных местах не “выросли” ошибки, как грибы после дождя? (Надо уметь подбирать проверочные слова так, чтобы после опасного согласного стоял “волшебный” звук: гласный или сонорный.)

У учителя в руках конверт с портретом Красной Шапочки на обложке, внутри которого иллюстрация “СТОП! Ошибкоопасные места!”, карточки со словами запоминалки и сигнальные карточки для фронтальной работы.

— Молодцы! Красная Шапочка предлагает нам повторить это правило:

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй – слово смело изменяй:
“Зуб” на “зубы”, “лёд” на “льды” —
Будешь грамотным и ты.
Где растёт морковь? (на грядках).
Буквы пишут где? (в тетрадках).
Чистим что мы? (чистим зубки).
Одеваем в холод? (шубки).
Любим все снежки, салазки,
И читаем часто? (сказки).
Звук согласный проверяй –
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? (нет грядок).
А тетрадка? (нет тетрадок).
Изменяем: зубки? (зубы).
Проверяем: шубки? (шубы).
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных… (сказок)

— Молодцы! А теперь возьмите в руки сигнальные карточки. Красная Шапочка прислала нам несколько слов для распознавания глухих и звонких согласных. Я диктую вам слова, вы в уме подбираете проверочные слова и по команде поднимаете сигнальные карточки:

берёзка, причёска, замазка, краска, шапка, шубка, дорожка, кошка.

(идёт выборочное объяснение)

-Отлично! А теперь поиграем. Заполним перфокарты, какая колонка быстрее и без ошибок? Эта игра называется “Спринт”.

Учитель проверяет правильность заполнения перфокарт и подводит итоги.

— Молодцы!

5. Тренировочные упражнения.

— А теперь переходим к следующему письму. Оно пришло к нам от Буратино. Что же он пишет? Сейчас посмотрим:

Я – весёлый человечек, деревянный мальчуган.
Посылаю шесть словечек и даю задание вам:
Вы подумайте сначала с большим-большим вниманием,
И запишите слова с обратным содержанием.

— Вот эти слова.

У учителя в руках конверт с портретом Буратино на обложке, а в нём карточки со словами: широкий, жёсткий, далёкий, шероховатый, высокий, горький.

— Подумайте, какие слова будут иметь противоположный смысл?

(дети по очереди записывают слова на доске: проверочное – проверяемое).

узок – узкий гладенький — гладкий
гладить – гладкий низок — низкий
близок – близкий сладость – сладкий

— Молодцы! Быстро и правильно справились с этим заданием.

А теперь отдохнём.

6. Физ. минутка (звучит музыкальная фонограмма)

Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Повороты резко – раз, два, три.
И наклоны низко – раз, два, три.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Покрутись немножко – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.

7. Музыкальная посылка.

— Следующее письмо от Гусли. Гусля – известный музыкант. О чём же его письмо?

Я прислал вам отрывки из песен,
Из весёлых, задорных, родных.
Этот мир так велик и чудесен –
И вы сразу узнаете их!

— Посмотрим, что же за задание прислал нам Гусля? Да это магнитофонная кассета. Внимание, ребята! Вам нужно выбрать из песен слова с парными звонкими и глухими согласными.

У учителя в руках конверт с портретом Гусли на обложке, в нём кассета с отрывками из детских песен.

— Запишем ряд родственных слов, одно из них разберём по составу:

улыбка – улыбаться, улыбочка

сказка – сказочка, сказочный

— Очень хорошо мы поработали над этим заданием.

8. Работа над предложением.

— А теперь переходим к другому письму. Оно от Карлсона:

Вы узнаете меня без сомнения:
Уж очень люблю я варенье,
С конфетами целые вазочки,
А ещё люблю разные сказочки.
И задание моё как раз такое:
Составьте предложение простое.
А то смысл в нём потерялся,
А я без сказки любимой остался!

— Поможем Карлсону? (Да)

У учителя в руках конверт с портретом Карлсона на обложке, в нём карточки со словами из предложения: курьих, стоит, на, избу.ка, но.ках.

— Составьте предложение? (Стоит избушка на курьих ножках.)

— Произнесите его выразительно. Отлично! По каким правилам запишем это предложение? (Начало предложения пишется с большой буквы, в конце – точка).

— Объясните пропущенные орфограммы, запишите в скобках проверочные слова, сделайте разбор предложения по членам (на доске схема разбора простого предложения).

Стоит избушка (избушечка) на курьих ножках (ноженьки).

9. Проверочная работа.

— Прочитаем следующее письмо. Его прислал Вини-Пух. Вот, что он нам пишет:

Я пишу не просто так –
Вам даю задание.
А рисунок мне поможет
Проверить ваши знания!

У учителя в руках конверт с портретом Винни-Пуха на обложке, в конверте иллюстрация.

— Посмотрите на иллюстрацию и выпишите все слова с парными согласными, в скобках пишите проверочные слова. Кто больше за 2 минуты?

Возможные варианты слов: мёд, чашка, кружка, ложка, блюдце, пирожки, крышка.

— Послушайте новое задание:

— запишите ответы на вопросы одним словом из 4-х букв:

— осадки в виде ледяных шариков /град/;

— лучший приятель /друг/;

— стоит Антошка на одной ножке /гриб/;

— работа /труд/;

— орган зрения /глаз/.

— Используя данную модель, составьте ещё одно слово: 32434?

/арбуз/

— Молодцы!

10. Домашнее задание.

— Ну вот, наконец, мы и добрались до последнего письма. Оно пришло из Италии от Чипполино. Вот что он нам пишет:

А теперь, ребятишки, для вас
Настаёт решительный час.
Проверить хочу ваши знания:
Для этого прислал я вам заранее
Каждому своё домашнее задание!

— Эти задания на индивидуальных карточках. Они трёх степеней сложности. Вы будете выполнять задания, начиная с карточки №1, а далее до тех пор, пока будет посильно:

№1 Списать, вставляя пропущенные буквы, указать в скобках проверочные слова:

Пиро.ки, ло.ка, незабу.ка, игру.ка,запи.ка, бро.ка, берё.ка.

№2 Списать пословицы, вставляя пропущенные слова из слов для справок. Указать проверочные слова для парных согласных:

Зимой … глубокий, летом … высокий. Декабрь … кончает, зиму начинает. (сне., хле., го.)

№3 Измените словосочетания по образцу:

рубить лес – рубка леса,

доставлять почту — …, поливать грядки — …, погрузить багаж -… .

11. Итог урока.

— Кому непонятно домашнее задание?

— Чем мы занимались сегодня на уроке?

— Сегодня многие получили хорошие оценки.

12. Организационный момент.

19.04.2007

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *