cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Окружающий мир 3 класс про воду – Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии

Доклад на тему Вода 2, 3 класс

Вода —  это главное вещество, без которого ни один живой организм не сможет прожить, так же вода  соединена двумя химическими элементами. Ее химическая формула НО. Вода бесцветное вещество, которое не имеет ни вкуса, ни запаха,  ни цвета. Замерзшая вода называется льдом, так же вода может быть в газообразном состоянии, то есть паром воды. Около 70%  земного шара покрыто водой — это моря, реки, озера, океаны. Большее количество воды, является не пригодной для употребления людей.

Очень важную  роль вода играет в атмосфере. Она принимает участие в кругообороте вещества и энергии, формирует климат и погоду, так же поддерживает жизнь на земле. Вода является самым главным веществом для всех живых на планете.

Вода находится вокруг нас. Она находится под землей, в водоемах, каплях дождя,  в траве, на листьях. Без нее не было бы жизни на земле , без нее не возможно садить огород, и держать домашних животных. Сейчас нельзя представить жизнь без водных ресурсов, ведь вода нужна всегда и везде. Наши предки старались поселиться по ближе к воде, сами выкапывали колодцы, и радовались дождю.

В 21 веке воду достать очень просто она течет с крана в каждом доме в любое время суток. Мы можем делать домашние дела, когда нам захочется. Возможно поэтому мы ее не ценим, и из – за этого и не считаем никакой проблемой то что в воду сбрасывают разные отходы. Мы привыкли жить и не экономить воду, можем открыть кран и забыть за него. А в какой — то стране люди проходят километры, что бы добраться до колодца с водой. Ученые рассчитали, что в среднем каждый человек на земле  расходует от 200 -400 литров воды. Это в два раза больше чем наши предки.

Я  думаю, что нужно воду беречь, потому что без нее мы не сможем существовать.  Можно экономно ее использовать, не открывать сильно напор, не открывать кран по  пустяку, следить что бы не было утечек, быстрее купаться, поставить аэраторы и т.д.

Вариант №2

Вода является основополагающим элементом преимущественно всей жизни на земном шаре. Она покрывает практически 70 процентов нашей территории. Даже при освоении космоса, на неизведанных планетах, в первую очередь стараются найти какие-либо следы этого вещества. Потому что жизнь существует при наличии воды. Благодаря ей зародились первые микроорганизмы, такие как бактерии. Ведь она может способствовать нормальному росту и развитию живых существ.  Вода обладает различными свойствами, которые обуславливают ее потребление людьми в большом количестве. Всем известно, что она может иметь три состояния.

Среди них различают жидкое, твердое и газообразное. Постоянные превращения из одного состояния в другое, называются круговоротом воды в природе. Как и всем веществам ей свойственно сжиматься и расширяться. Это происходит лишь при нагревании или замораживании материала. Бывают такие случаи, когда зимой массово лопаются даже самые толстые водопроводные трубы. Для этого люди научились прокладывать сеть труб в самой глубине земли, где сравнительно присутствует теплота, не давая замерзнуть веществу. Так же жидкость очень плохо проводит тепло. Отличием этого является длительное нагревание и охлаждение.

Несмотря на то, что в воде нуждаются все жители планеты, это никак не может исправить ее неравномерное распределение по всей территории. Имеются довольно большие отрезки земли, лишенные влаги, например пустыни. Учитывая этот факт, не удивительно, что в таких местах желанная жидкость стоит дороже вина. Люди испытывают реальные неудобства в этом плане. Им приходиться очень экономно расходовать дорогостоящий ресурс.

Водные ресурсы находятся в вечном кругообороте. Главной движущей силой принято считать солнце. А самым главным источником этой жидкости является Мировой океан. Основная ее часть заточена в ледниках, которыми в обилии наполнена Антарктида.

Люди привыкли использовать воду не только в питательных целях. Ею тушат даже самые грандиозные пожары, а некоторые применяют в промышленности. Универсальный источник всего живого обеспечивает планете дальнейшее существование.

2, 3 класс окружающий мир

Вода

Популярные доклады

  • Доклад про Огурец 2, 3 класс сообщение

    гурец – овощная культура семейства тыквенных. Название произошло с греческого языка. Греки называли этот овощ «агурос», что означает «несозревший и неспелый». Родиной огурца считается Индия.

  • Доклад на тему Блохи 7 класс

    Блохи относятся к царству животных, классу насекомых. Свое название они получили от древнегреческих слов бескрылое и насос. Блохи относятся к отряду кровососущих и являются переносчиками множества заболеваний животных и человека.

  • Доклад Баян музыкальный инструмент 4 класс сообщение

    Все мы привыкли считать баян исконно русским народным инструментом. Однако мало кто знает, что жизнь его началась не на Руси, а в Древнем Китае. Правда, поначалу инструмент имел другое, более созвучное той нации, название.

more-dokladov.ru

Доклад: свойства воды (3 класс, окружающий мир)

Вода является основой жизни на земле. И даже в поисках внеземных цивилизаций ученые в первую очередь пытаются найти на новых планетах именно воду, потому что ничто живое не может существовать без воды. Как говорится в одной старой песенке «Потому что без воды и не туды и не сюды…»

Свойства воды очень разнообразны и это объясняет почему вода встречается в нашей жизни так часто и в таком большом количестве. Сейчас мы рассмотрим самую обычную воду с разных точек зрения, узнаем какая бывает вода и какими свойствами она может обладать.

Состояния воды и ее температура

Первое что приходит в голову – это то, что вода может быть жидкой, твердой и газообразной.

Как это? — спросите вы. Все просто. Одна и та же вода может быть жидкостью, льдом и паром. Приведу пример: если взять кастрюлю, наполнить ее водой из под крана и оценить состояние воды – окажется что вода – жидкая. Из этого мы можем вывести первое свойство воды:

При комнатной температуре вода – жидкая.

Потом попробуем поставить кастрюльку за окно в мороз (на градуснике должно быть меньше 0 градусов по Цельсию) или в морозилку. Через пару часов вода в кастрюльке замерзнет и станет льдом. А лед – твердый. Отсюда свойство:

При замерзании вода превращается в лед и становится твердой.

Вытаскиваем с холода замерзшую воду и ставим ее на горячую плиту – уже скоро лед станет таять, опять превращаясь в жидкость, а еще через какое-то время вода закипит и начнет испаряться. А это значит, что она перейдет в третье состояние – газообразное.

После закипания – вода превращается в пар (а закипает она при температуре в 100 градусов по Цельсию).

Способность воды переходить из одного состояния в другое объясняет круговорот воды в природе.

Что будет если в воду положить кусочек сахара?

Сахар растворится. То же самое произойдет с солью.

И не только сахар и соль может растворять вода. Например, именно воду мы используем, когда хотим вымыть руки. А все потому, что вода помогает нам растворить и смыть грязь.

Конечно же, вода может растворить далеко не все. Например, она не справится с маслом и не сможет растворить камешек. Тем не менее, некоторые вещества, попадая в достаточное количество воды – растворяются в ней без остатка.

Вода – растворитель.

Прозрачность воды

Прозрачность воды бывает разной.

Например, в чистой речке сквозь воду можно увидеть дно – камешки и песок.

В аквариуме мы легко разглядим сквозь воду всех рыбок (конечно если они не попрятались в водорослях).

Даже вода из которой сделали чай – сохраняет прозрачность – в чашке с чаем всегда можно увидеть дно.

А вот если в воду добавлено много примесей – то она становится мутной. К примеру, если в чай добавить молоко или в речке поднять песок со дна – то от прозрачности не останется и следа.

Таким образом, прозрачность воды зависит от ее чистоты.

Чистая вода – прозрачна.

Цвет воды

Какого цвета чистая вода? Казалось бы простой вопрос. У воды нет цвета! Она бесцветна!

Но… разве море не имеет цвета? Оно бывает синим, серо-зеленым, лазоревым и даже оранжевым в лучах заходящего солнца… Или вода в бассейне – она всегда имеет какой то синевато-зеленоватый оттенок. Тем не менее, если воду налить в прозрачный стакан, то можно увидеть, что она действительно бесцветна. А различные оттенки чистая вода принимает из-за того, что отражает то, что ее окружает.

Чистая вода – бесцветна.

Чем пахнет вода?

Если брать воду из под крана, то, к сожалению, в большинстве случаев, она будет пахнуть хлоркой. А вот чистая вода не пахнет ничем.

Чистая вода не имеет запаха.

Вода и электричество

Всем известно – там где есть электричество – не должно быть воды, иначе может случиться беда! Вода очень хорошо проводит ток, поэтому никогда нельзя допускать попадания воды на включенные электрические приборы и ни в коем случае не лежать в ванной с телефоном, подключенным к зарядке! Если вода соприкасается с оголенным проводом, по которому бежит ток, то эта вода может ударить током так же сильно как и сам провод! Это может быть смертельно опасно.

Вода проводит электричество.

Текучесть воды

Когда вода находится в жидком состоянии – она может течь. Она течет из крана, она вытекает из открытой бутылки если перевернуть ее горлышком вниз, она течет в ручьях и реках.

А способность воды принимать форму той посуды в которую она налита называю текучестью. Вне зависимости от тогу куда налита вода – она всегда идеально повторяет контуры сосуда, в котором находится.

Вода – текучая.

Что будет, если поместить воду в морозилку?

При замерзании (когда вода становится льдом) вода увеличивается в объеме. Именно поэтому никогда нельзя класть бутылки с водой в морозилку. Замерзая, вода может разорвать бутылку буквально в клочья. И если пластиковая бутылка, скорее всего, просто лопнет, то стеклянная – рассыплется на множество осколков.

Вода расширяется при замерзании.

Жесткость воды

Многие слышали, что в больших городах вода, которая течет из под крана, считается жесткой. Но что это значит? Разве вода может быть жесткой?

Конечно, на ощупь невозможно отличить «жесткую» воду от «мягкой». Жесткой называется такая вода, в которой растворено большое количество кальция. Ведь вода, попадающая в водопровод, берется из подземных источников. Поэтому состав ее зависит от состава почв через которые она протекает.

Так почему же вода с кальцием называется «жесткой»? Просто давно замечено, что если постирать вещи в воде с высоким содержанием кальция – то одежда будет жесткой на ощупь. А стирка в «мягкой» воде делает вещи приятными на ощупь без всякого ополаскивателя.

Мы рассмотрели далеко не все свойства воды, а только те, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно. Подробное изучение свойств воды может открыть еще много интересных тайн и загадок.

dokladiki.ru

Свойства воды — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Вода — самое распространённое вещество на нашей планете. Вспомним её свойства.

 

При комнатной температуре вода жидкая. Она принимает форму сосуда, в котором находится.

 

 

Вода текучая, как и все жидкости. Поэтому на земле есть реки, ручьи и водопады, а в наш дом она может поступать по водопроводу.

 

 

Вода бесцветная и прозрачная, и мы хорошо видим обитателей водоёма или аквариума.

 

 

Вода не имеет запаха и вкуса.

 

Вода растворяет многие вещества. Если в воду насыпать соль и перемешать, то соль как бы пропадает. Вода остаётся прозрачной, но становится солёной. Это происходит потому, что частицы соли перемешиваются с частицами воды.

 

 

Растворяются в воде и другие вещества: сахар, уксус, спирт.

 

Но известно много веществ, которые в воде не растворяются. Если смешать с водой песок, то вода станет мутной, а песок через некоторое время осядет на дне сосуда.

 

 

Не растворяется в воде мел и некоторые жидкости, например, растительное масло и бензин.

 

Для очистки воды от примесей твёрдых веществ используется фильтрование. Мутную воду пропускают через фильтр (специальную бумагу или ткань). На фильтре оседают твёрдые частицы, а вода становится чистой.

 

 

При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.

 

www.yaklass.ru

исследование по окружающему миру 3 класс «Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Охрана вод»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Мирновская средняя общеобразовательная школа № 34»

Урок — исследование

«Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле.

Свойства воды. Охрана вод»

Яковенко Ольга Борисовна

учитель начальных классов

I квалификационная категория

301879 Тульская обл.

Ефремовский р-н п.Мирный

ул.Новая д.17 кв.2

[email protected]

г. Ефремов

2014 год

Познакомить учащихся со значением воды для живых организмов, обратить внимание на проблему охраны воды на Земле;

развивать внимание, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты

Предметные: уметь работать с учебником, организовывать рабочее место, знать, что такое тела, вещества, частицы, распознавать вещества (твёрдые, жидкие, газообразные).

Личностные УУД: иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осуществление сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

регулятивные УУД: умение определять учебную задачу и стараться её выполнить, высказывать свои предположения;

коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в паре;

познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы.

Образовательные ресурсы

  1. Мультимедийная презентация «Вода. Свойства воды. Охрана вод».

  2. http://images.yandex.ru/?lr=213&source=wiz

  3. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Москва: «Вако», 2004г.

  4. Журнал «Педагогическое мастерство» №3, 2003г.

Оборудование

Мультимедийная доска, проектор, ноутбук.

Стакан с чистой водой, стакан с молоком, флакон духов, 2 чайные ложки, соль; листы юного исследователя,

«Окружающий мир» 3класс А.А.Плешаков.

Ход урока.

I.

Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2.

Прозвенел звонок, и в срок начинается урок.

Сегодня здесь закон простой – учись и думай головой.

А если знаешь, не зевай, скорее руку поднимай.

Не получилось- не беда, друзья помогут нам всегда!

Слайд 3.

Продолжаем работу в исследовательской лаборатории «Кладовая солнца».

Вспомним наш девиз: «Мозг хорошо устроенный стоит дороже, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень.

II. Актуализация знаний.

Слайд 4.

Тест. Вставьте в высказывания пропущенные слова:

  1. Любой предмет, любое живое существо можно назвать _________ .

  2. То, из чего состоят тела называют _____________ .

  3. Вещества состоят из мельчайших _____________ .

  4. Вещества бывают _____________, __________________, газообразные.

  5. В состав _____________ входит смесь газов азота, ____________ ,

углекислого газа.

Подчеркни названия тел зелёной ручкой, веществ- красной:

подкова, стакан, железо, кирпич, сахар, арбуз, соль, крахмал, камень.

III.

Постановка учебной проблемы.

Слайд 5.

Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок:

Слайд 6.

  1. Без крыльев летят, без ног- бегут, без паруса- плывут. (Облака)

  2. Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

  3. Под землёй живёт, на небо смотрит. (Родник)

Слайд 7.

  1. Приходил, стучал по крыше, уходил- никто не слышал. (Дождь)

  2. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

  3. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

Слайд 8.

  1. В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)

  2. Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

  3. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

Слайд 9.

  1. После ливня и грозы

Мост невиданной красы.

Ни потрогать, ни забраться,

Можно только любоваться. (Радуга)

  1. Ранним утром во дворе
    Лёд улёгся на траве.
    И весь луг стал светло-синий.
    Серебром сверкает… (Иней)

Что общего имеют отгадки?

Ответы учащихся.

Вывод: все отгадки называют тела, состоящие из общего вещества- воды.

IV.

Открытие учащимися нового знания.

Самостоятельная

работа.

Проверка работы.

Итак, где встречается вода в природе?

Ответы учеников:

Океаны, моря, озёра, реки, болота, родники, пруды, облака, туманы, роса, дождь, ледники и т.д.

Вы ,конечно, много слышали о воде. Какая она бывает?

Ответы учеников:

Питьевая, минеральная, святая, солёная, пресная, грязная, чистая, холодная, горячая, кристальная и т.д.

Практическая работа «Свойства воды».

— Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода?

— Вода – это вещество.

Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем. А помогут нам опыты. Результаты оформим в карте исследований.

Слайд 10.

Опыт 1. Возьмём стеклянную форму. Нальём воду. Что наблюдаем? (Вода приняла форму того сосуда, в который попала).

Вывод. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита.

Опыт 2. Нальём немного воды на блюдце. Что заметили? ( Вода растекается). Наклоним… Перельём воду.

Вывод. Вода течёт.

Слайд 11.

Опыт 3. Возьмём флакон духов и стакан с водой. Сравним их по запаху. Пахнет ли вода?

Вывод. Вода ничем не пахнет.

Опыт 4. Попробуем воду на вкус. Что можно сказать о вкусе воды?

Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса.

Слайд 12.

Опыт 5. Возьмём стакан молока и стакан воды. Сравним их по цвету. Вывод. Вода не имеет цвета. (Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок).

Опыт 6. Опустим чайную ложку в стакан с водой и с молоком. Что можно сказать о прозрачности воды?

Вывод. Вода прозрачна.

— И всё же вода не всегда бывает прозрачной. Почему? (Загрязнена).

Слайд 13.

Опыт 7. В стакан с водой положим ложечку соли и размешаем. Попробуем воду на вкус.

Вывод. Вода – растворитель.

Слайд 14.

Опыт 8. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

Вывод: при нагревании вода расширяется.

Опыт 9. Ту же колбу опустим в холодную воду. Мы увидим, что вода в трубке опускается.

Вывод: при нагревании вода сжимается.

Слайд 15.

Работа в парах по картам исследования. Выводы делают учащиеся.

Карта исследований.

  1. Что такое вода? _________________________

  2. Свойства воды:

Опыт 1. __________________________________

Опыт 2. __________________________________

Опыт 3___________________________________

Опыт 4.__________________________________

Опыт 5. __________________________________

Опыт 6. __________________________________

Опыт 7. __________________________________

Опыт 8. __________________________________

Опыт 9. __________________________________

Слайд 16.

V.

Закрепление изученного материала.

Работа с учебником с.52-53

Динамическая

пауза.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз. Это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Ребята , давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на нём обозначена суша и каким вода?

Суша обозначена зелёным, коричневым и жёлтым цветом, вода голубым и синим.

Какого цвета больше?

Больше голубого и синего.

Чего же больше на нашей планете- суши или воды?

Воды больше, чем суши.

Слайд 17.

Вода занимает ¾ планеты, а суша лишь ¼.

Какая вода встречается на нашей планете?

Солёная и пресная.

Какая вода пригодна для питья?

Пресная.

Какой воды больше?

Солёной.

Слайд 18.

На Земле много воды. Ею заполнены моря и океаны. Но она солёная. Человеку нужна пресная вода, которой не так уж много. На каждые 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной.

В каких водоёмах вода солёная ?

В океанах и морях.

Слайд 19.

А пресная?

Пресная вода в реках, озёрах, болотах, прудах, родниках.

Вывод: пресной воды мало и её надо беречь.

Слайд 20.

Есть ли в нашем районе водоёмы с солёной водой?

Нет. Только пресные водоёмы.

Какие пресные водоёмы есть в Ефремовской районе?

Реки, пруды, родники.

Слайд 21, Слайд 22, Слайд 23, Слайд 24.

Почему Антуан де Сент Экзюпери сказал о воде: «Ты – сама жизнь »?

Ответы учеников:

Кому же нужна вода?

Слайд 25.

Вода нужна человеку, растениям и животным.

Слайд 26.

Какая вода нужна всему живому?

Пресная и чистая.

Слайд 27.

Выскажи своё мнение об увиденном.

Ответы учащихся.

Почему погибли эти животные?

Ответы учащихся.

Кто виноват в их гибели.

Ответы учащихся.

Как происходит загрязнение водоёмов?

Ответы учащихся.

Слайд 28.

Посмотрите, какая у нас красивая река. И название ей подстать-

Красивая Меча. Кто из вас бывал на Красивой Мече? Что видели?

Ответы учащихся.

А такую картину видели?

Слайд 29.

Прокомментируйте фотографию.

Ответы учащихся.

К сожалению, люди часто оставляют после себя на берегу мусор, не задумываясь о том, что он попадёт в воду и станет причиной загрязнения водоёма. Что же делать?

Ответы учащихся: забирать мусор с собой. Не мыть машины у реки.

Слайд 30.

Во все времена люди чтили и берегли воду. Вот несколько народных пословиц о воде.

Слайд 31.

Вода – мать полей, а без матери не проживёшь.

( Китайская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

(Английская пословица)

Капля за каплей образует озеро, а перестанет капать –

образуется пустыня.( Узбекская пословица)

VI.

Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим наши исследования, но вы к ним должны хорошенько подготовиться. Все прочитаете статью в учебнике на стр. 51-54 и выполните задания в рабочей тетради по теме «Вода». Далее разделимся на группы. ( на карточках с инструктажем )

Задание 1 группе. У всех дома есть счётчики учёта воды? Проследить, какое количество воды тратит ваша семья за день. Записать показания счётчика сегодня в 19 часов, завтра в 19 часов, послезавтра в 19 часов.

Задание 2 группе. Записать , как ваша семья в течение дня использует воду.

Задание 3 группе. Придумайте и нарисуйте условные знаки правил отдыха на водоёмах.

VII.

Рефлексия

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?

Слайд 32. Человек, запомни навсегда!

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги-

Мы ведь на планете не одни!

В.А.Андреев

infourok.ru

3 класс. Окружающий мир. Тема. Вода и жизнь. Свойства воды.

3 класс. Окружающий мир.

Урок 10.

Тема. Вода и жизнь. Свойства воды.

Практическая работа № 3«Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

Цели деятельности учителя:

обучающие: способствовать формированию целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность; создать условия для ознакомления со свойствами воды в твердом, газообразном состоянии.

развивающие: способствовать развитию осознанного отношения к результату своего учебного труда; приемов умственной деятельности – сравнения, классификации, анализа и синтеза; умения получать информацию из различных источников.

воспитательные: содействовать воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу, любви к родине, планете Земля; формированию навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: для проведения опытов стакан с водой, ложка, соль (сахар), мел

Ход урока

І. Проверка знаний по теме «Тела, вещества, частицы».

1. Игра «Сигнальщики». Вопросы:

1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?

а) да; б) нет.

2) Можно ли человека назвать природным телом?

а) да; б) нет.

а робота – искусственным?

а) да; б) нет.

3) Правда ли, что муравей – тело живой природы?

а) да; б) нет.

а берёза – тело неживой природы?

а) нет; б) да.

4) Полярная звезда – это тело неживой природы?

а) да; б) нет.

ІІ. Постановка учебной задачи.

– На прошлом уроке мы пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек и другие живые существа?

– Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете. Что это? (Вода.)

– Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо.

– Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и состояниях.

ІІI. Изучение нового материала.

1. Вода – источник жизни на Земле.

– Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы? (изменился бы цвет – нет голубого и зеленого.)

– Да, зеленый цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти?

Ничто на Земле не может жить без воды! Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится. (в морях, океанах, реках, ручьях, озерах.)

– Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? (люди загрязняют реки и озера, не экономят воду.)

– Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70 % состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода. (слюна, кровь, слёзы.) В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. (Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Даже в костях пятая часть – вода). она есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99 %), она есть в животных, например, в медузе – 99 %.

– Откуда мы с вами можем получить воду? (Из овощей, фруктов, из напитков и другой еды.)

2. Три состояния воды.

Беседа.

– А теперь отгадайте загадку:

что умеет застывать, летать и бегать? (вода.)

– Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Давайте подумаем: какие? Если вода застывает, во что она превращается, какое это будет вещество? (Лёд (твёрдое).)

– Когда вода становится летучей? (Когда превращается в пар (газообразное).)

– А когда вода бежит? (когда она именно вода, ручей, река (жидкое).)

– Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Это называется круговоротом воды в природе.

Вода появляется из ручейка, ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе, пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана, над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами, дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки, они потекут до ближайшей реки.

– Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила своё состояние. (нужно, чтобы вода нагревалась или замерзала, то есть при изменении температуры.)

Проведение опытов.

– Мы выяснили, что вода может менять своё состояние при изменении температуры, а какими же еще свойствами обладает вода.

Проведем опыты.

1. Рассмотрите воду в стакане. – Какого она цвета? Можно ли через нее увидеть предметы?

Вывод: вода бесцветная и прозрачная.

2. Понюхайте. Есть ли у неё запах?

Вывод: вода не имеет запаха.

3. Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая? Имеет ли она вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса.

4. Положите в стакан немного соли или сахара и размешайте. Что произошло? А теперь насыпьте немного мела. Что вы замечаете?

Вывод: вода может растворять некоторые вещества. Нерастворившиеся вещества остаются на фильтре.

– А где в быту можно использовать это свойство воды? (мытье посуды, стирка, уборка, рисование.)

– Итак, какими же свойствами обладает вода?

Вода бесцветная и прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, может растворять некоторые вещества.

Блиц опрос.

1. Какой опыт подтверждает, что лёд – это вода в твёрдом состоянии?

2. Приходилось ли вам наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу медленно стекают капельки воды? Откуда они взялись? Ведь окна никто не мыл, почему же стёкла влажные?

3. Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар?

– Посчитайте с соседом по парте, сколько свойств вы можете назвать.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест

– Обведи в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны свойства воды.

1. Имеет цвет.

2. Не имеет цвета.

3. Не имеет вкуса.

4. Имеет вкус.

5. Имеет запах.

6. Не имеет запаха.

7. Непрозрачна.

8. Прозрачная

9. Не обладает текучестью.

10. Обладает текучестью.

11. Растворяет песок и мел.

12. Растворяет соль и сахар.

13. При нагревании сжимается, при охлаждении расширяется.

14. При охлаждении сжимается, при нагревании расширяется.

15. Имеет форму.

16. Не имеет формы. ответы: 2, 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16

V. Итог урока. Рефлексия.

–Что совершенно новое вы узнали на уроке?

— Какую пользу человеку приносит вода?

– Я хочу закончить урок словами Антуана де Сент-Экзюпери, которые он написал в своей самой известной сказке «Маленький принц»: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».

Домашнее задание.

– Но у воды есть еще свойство. О нём вы узнаете, если проведете дома опыт:

1) Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замерзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.

2) Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.

3) Почему это происходит? Запиши свой вывод.

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Урок окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» 3 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организа-ционный момент

Психологический настрой на урок

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Учащиеся произносят после слов учителя:

У нас хорошее настроение.

Мы будем внимательны на уроке.

Мы будем терпеливыми.

Мы успеем сделать всё.

II. Актуали-зация опорных знаний

— Ребята, отгадайте загадки:

1) С высоты большой срываясь,

    Грозно он ревёт.

    И, о камни разбиваясь,

     Пеною встаёт.

2) Утром падаю всегда –

    Не дождинка, не звезда –

    И сверкаю в лопухах

    На опушках и лугах.

3) Он без рук, он без ног

    Из земли пробиться смог.

    Нас он летом, в самый зной,

   Ледяной поит водой.

— Что объединяет все слова-отгадки?

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

— Какие задачи поставим перед собой?

— Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

— Водопад.

— Роса.

— Родник.

— Все слова-отгадки связаны с водой.

— О воде.

— Рассказать, что мы знаем о воде, исследовать воду, открыть новые знания.

— Повторю знакомый материал. Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке. Получу положительную оценку…

III. Стадия «Вызова»

— Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. (Приложение 1)

— Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

— Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

— Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

— Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?

— Верите ли вы, что лёд легче воды?

— Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».

— Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

— Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

— Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.

Учащиеся заполняют таблицу.

IV. Стадия «Осмысления»

1. Беседа о воде.

— Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, — это вода.  

   Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

—  Как вы понимаете эти слова писателя?

— Что вы знаете о воде?

— Вспомните, в каких агрегатных состояниях может быть вода?

— Игра «Кто больше?»: поработайте в парах, подготовьте ответ на вопрос: какая бывает вода?

2. Практическая работа (работа в группах)

— Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.

    Сейчас вам предстоит поработать в «лабораториях». Прошу группы пройти к столам.  Прошу лаборантов подойти и взять задания для своих групп. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. (Приложение 2)

— Ребята, поработав в группах и проведя опыты, вы увидели, что вода – это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте назовём эти свойства.

(По мере выступления групп учитель заполняет таблицу)

Вопросы

Полученный результат

Прозрачность и цвет воды

Вода прозрачная, бесцветная

Запах воды

Не имеет запаха

Вкус воды

Не имеет вкуса

Растворимость в воде других веществ

Некоторые вещества растворяются в воде

Есть ли в воде воздух

В воде есть воздух

Форма воды

Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Что легче: вода или лёд

Лёд легче воды

— Сделайте общий вывод.

— Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?

Физкультминутка
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы- (круговое движение правой рукой)
И на дорожку- (обе руки перед собой)
Льется, льется- ой, ой-ой! (покачивание головы)
Побежали мы домой (бег на месте).

3. Беседа об охране воды.

— Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.

 — О чём этот фильм?

— Решите такую задачу: «В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?»

— Что вы, дети, можете сделать для охраны воды?

Воду попусту не лей,

Дорожить водой умей,

Закрывай покрепче кран,

Чтоб не вытек океан.

— Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. А вода – главный строительный материал всего живого на Земле.  При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная.

— Какие водоёмы и источники находятся в нашей местности? Что вы скажете об их экологическом состоянии?

— Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.

— Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду  мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях…

— Вода может находиться в трёх состояниях:  жидком (вода), твёрдом  (лёд, снег), газообразном (пар).

 — Питьевая, пресная, солёная, морская, водопроводная, дождевая, кипяченая, талая, минеральная  и т.д.

У каждой группы на столе микролаборато-рия для опытов. Лаборант (помощник учите-ля) получает задания для  исследования от учителя.

Исследователи выполняют задание.

Эксперт заносит результат в лист исследования.

Каждая группа рассказывает о проведенных опытах и полученных результатах. Остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.

— Вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель.

— В быту, на различных производствах, в промышленности, в сельском хозяйстве человек использует свойства воды.

Учащиеся просматривают презентацию «Загрязняя воду, мы убиваем себя»

youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8

 

— Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Вода очень важна для человека. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому. Возникла необходимость в охране природы. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.

— За сутки вытекает 24 стакана воды. За 10 дней вытечет 240 стаканов воды.

— Не загрязнять реки, озёра, пруды.

  Не бросать мусор в водоёмы.

  Не оставлять отходы на берегу водоёмов.

  Охранять родники, колодцы.

  Закрывать водопроводные краны, зря не  

  растрачивать воду.

  Можно нарисовать плакаты с призывом  

  беречь и экономить воду и развесить  их на

  улицах нашего села.

Река Обь, озеро Комсомольское

 

V. Стадия «Рефлексии»

— Многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.  

— Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете. Объясните их смысл.

— Отгадайте загадки:

  • Меня пьют, меня льют.

           Всем нужна я. Кто я такая?

  • Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

— Объясните смысл следующих фразеологизмов:

  • Как в воду глядел.
  • Воды в рот набрал.
  • Сухим из воды вышел.
  • Как с гуся вода.

— Поработайте в парах и составьте синквейн о воде.

— Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая  жизнь на Земле!

Учащиеся рассматривают выставку репродукций картин русских художников.

Вода – всему голова.

У воды нос остёр – всюду пробьётся.

Была бы водица, а зелень народится. И др.

— Вода.

— Вода.

Ученики объясняют смысл фразеологизмов.

Вода.

Чистая, светлая, святая.

Напоит, умоет, вылечит.

Нужно её беречь.

Это жизнь!   И др.

VI. Подведение итогов

1) – Итак, ребята! Вернёмся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Проверим ответы. Возможно, что ваше мнение в течение урока поменялось.

2) Итог:

— Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

— Почему необходимо беречь и охранять воду?

— Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

3) Домашнее задание: составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.

«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Что…?

Когда…?

Может…?

Зачем…?

Верно ли…?

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

Предположим, что будет, если…?

4) Самооценивание: 

— Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – зелёный.

— Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.

Учащиеся обсуждают вопросы.

Беседа о том, чему учились на уроке.

Оценивают работу с помощью сигнальных карточек.

nsportal.ru

Проект по познанию мира «Для чего нужна вода?» (3 класс)

Для чего нужна вода?

Вода является практически самым важным, нужным и используемым веществом на планете. Посмотрев на улицу или во двор, вы увидите живые растения, людей животных, все они практически полностью состоят из воды, гляньте на дома, высотки, заборы, автомобили, все это было произведено также с участием воды. Без воды в наше технологическое время обойтись нереально. Зачем нужна вода человеку? — спросите вы. Человек же, состоит практически на 72 % из воды. Мало того, вода есть даже в костях и эмали зубов!

Вода является универсальным растворителем, вода, по сути, аномальное вещество – при замерзании она расширяется, а при нагревании сужается. Это не происходит ни с одним другим веществом, что еще раз доказывает такую важную роль воды в жизни и жизнедеятельности человека. Первым делом, поговорим о самой воде, из чего она состоит и какая она бывает, ту которую мы привыкли видеть у себя дома, или ту, которая стремительно несется с горного склона вниз, или, может быть, спокойно несется течением, где то в Атлантике.

Вода и ее типы

Вода, это соединение двух веществ – водорода и кислорода, как бы уже можно заметить какую-то черту или грань – водород, самый распространенный элемент в космосе, а кислород – на Земле, они дополнили друг друга, раскрыли такие сильные свойства. Теперь о самой воде – вода бывает пресная и соленая. То есть, пресная вода — та, которая находиться в реках, пресных озерах и водохранилищах. Соленая вода – это вода морей и океанов. Так вот, пресной воды, во всем мире, всего около одного процента! Относительно всех мировых водных ресурсов. К питью и применению, пригодна лишь пресная вода. Вот на самом деле, зачем беречь воду.

Пресная вода, по содержанию в ней примесей и солей магния и кальция разделяется на степени жесткости. Чем жестче вода, тем она менее пригодна в употребление. Рассмотрим степени:

В нашей стране, обычно, наиболее распространена вода средней жесткости.

Человек

Теперь рассмотрим, для чего человеку вода, и какую роль она исполняет в организме.

  • Вода, как естественный растворитель, участвует в водно-солевом обмене веществ в организме, то есть, она вместе с кровью циркулирует по организму, доставляя питательные вещества в клетки тела, а также помогает полезным веществам и микроэлементам правильно усваиваться.

  • Вода выступает средством очистки в организме. Она способствует выделению шлаков или отходов, в виде мочи и пота, то есть выполняет детоксикационную функцию.

  • Вода предотвращает мочекаменную болезнь. Как известно, камни в почках, это соли, которые по некоторым причинам не растворились и осели. А вода, при большем ее количестве, помогает растворять больше солей. Вот почему, людям, страдающим от мочекаменной болезни, рекомендуется употреблять больше воды.

  • Вода предотвращает перегрев организма. Как известно, в жаркую пору человек больше потеет, это вода испаряется, и таким образом оказывает охлаждающий эффект.

  • Когда человек теряет воду в большом количестве, организм пытается компенсировать потерю сужением кровеносных сосудов. Что ведет к повышению кровяного давления. Для чего полезна вода в данном случае? Все просто, вода пополняет естественный запас и баланс организма, таким образом, предотвращая опасные для жизни человека заболевания. Поэтому, ежедневно, рекомендуется употреблять положенные нормы воды – примерно 8 стаканов, с перерасчетом на пищу, то есть где-то 2 литра воды в день.

  • Вода, участвуя в процессе потоотделения, помогает выводить из кожи вредные вещества, придавая ей большей мягкости и молодого вида.

Но также не стоит употреблять и много воды, поскольку это может привести к вымыванию солей из организма. Природным сигналом недостатка воды в организме, является жажда. Поэтому полагайтесь на свои чувства и ощущения. Таким образом, для чего нужна вода в организме, мы разобрались, можно также рассмотреть варианты полезных свойств воды, в использовании ее человеком.

Издавна человек использует воду в своих целях, как для гигиены, так и для изготовления всевозможных пищевых продуктов и лекарственных препаратов. Принимая ванну или душ, человек очищает поверхность кожи, делает ее чистой, что немаловажно в концепции гигиены. Человек, изготавливая всевозможные лекарства и настойки, все также использует воду, вода используется практически в любой отрасли, в любом месте и в любое время. Без воды невозможно существование живой природы в целом.

Для того чтобы узнать, для чего нужна вода человеку и почему ее нужно беречь и охранять, я провела опрос среди учащихся 3-х классов СШ № 7.

  1. А знаете ли вы , что на каждого жителя города приходиться 220 литров воды в сутки?

  2. А знаете ли вы, что принимая душ в течении 5 минут расходуется 100 литров воды?

  3. А знаете ли вы, что каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды?

  4. А знаете ли Вы, что наполняя ванну до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды?

  5. А знаете ли Вы, что разовый смыв в туалете 8-10 литров?

  6. А знаете ли вы, что каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды?

  7. А знаете ли вы, что через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту?

  8. А знаете ли Вы, что через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час?

Издавна человек использует воду в своих целях, как для гигиены, так и для изготовления всевозможных пищевых продуктов и лекарственных препаратов. Принимая ванну или душ, человек очищает поверхность кожи, делает ее чистой, что немаловажно в концепции гигиены. Человек, изготавливая всевозможные лекарства и настойки, все также использует воду, вода используется практически в любой отрасли, в любом месте и в любое время. Без воды невозможно существование живой природы в целом.

Когда пользуешься водой, необходимо придерживаться некоторых правил, например:

Берегите воду, вода это самый необходимый продукт нашей жизни!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *