cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Натюрморт изо 3 класс конспект урока – Конспект урока изо на тему «Натюрморт» (3 класс)

Конспект урока изо на тему «Натюрморт» (3 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 28

Муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Конспект урока ИЗО

на тему: «Натюрморт» в 3 классе

учителя начальных классов

Рогова Алексея Юрьевича

Люберцы 2018

Тема: натюрморт

Цель: познакомить с изобразительным жанром – натюрморт.

Задачи:

Образовательная:

  1. Учить расположению объёмных предметов на плоскости.

  2. Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт).

  3. Ознакомить со светотенью.

Воспитательная:

  1. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

  2. Воспитать у учащихся усидчивость, внимание при выполнении задания.

  3. Воспитать любовь к эстетическому и изобразительному творчеству.

Развивающая:

  1. Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно).

  2. Развивать умение рисовать с натуры или по представлению.

Материал и оборудование

Лист А 4.

Простой карандаш.

Кисточка.

Ластик.

Краски.

Стаканчик для воды.

  1. Образцы работ, нарисованные преподавателем.

  2. Презентация powerpoint.

План урока

1 этап – Организационный момент (1 минута)

2 этап – Вводная часть (3 минуты)

3 этап – Анализ образцов (2 минуты)

4 этап – Разминка мелкой моторики рук (1 минута)

5 этап – Объяснение и выполнение задания одновременно (37 минут)

6 этап – Анализ работ учащихся (1 минуты)

45 минут

Деятельность учителя

Деятельность детей

1 этап (Организа ционный момент) 1 минута

(Слайд №1)

Здравствуйте, меня зовут Алексей Юрьевич, и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

Проверьте, все ли готово к уроку: лист бумаги А4, карандаш, ластик, краски, кисточка, баночка для воды (наполненная).

Приветствуют учителя сидя.

Проверяют свою готовность к уроку.

2 Этап

Вводная часть

(3 минуты)

Посмотрите видеоролик.

О каких жанрах изобразительного искусства шла речь?

Сегодня мы познакомимся с таким жанром, как натюрморт. Послушайте стихотворение.

Чудо — вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает,

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Свежих персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется натюрморт.

Итак, что же может быть изображено на натюрмортах?

Совершенно верно. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы?

(Слайд №2)

Натюрмо́рт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Натюрморт – это картина, на которой обычно изображают различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь и т.п.

Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей, взаимного расположения в пространстве.

Среди мастеров натюрморта можно назвать имена:

(Слайд №3) — Петра Петро́вича Кончало́вского (на слайде – «Сирень»),

(Слайд №4) — Машкова Ильи Ивановича (на слайде — «Ягоды на фоне красного подноса»),

(Слайд №5)Алекса́ндра Васи́льевича Купри́на (на слайде – «Натюрморт с синим подносом»).

Смотрят видеоролик.

В видеоролике шла речь о жанрах изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет.

Слушают стихотворение, которое читает учитель.

Перечисляют предметы.

Они неодушевленные.

3 этап

Анализ образцов учителя

(2 минуты)

Ребята, посмотрите, на доске расположены образцы натюрмортов, которые вы сможете сегодня нарисовать. Давайте их рассмотрим. В каждой картине должно присутствовать определенная плоскость – стол., на котором будут изображены предметы. Обратите внимание на пропорцию предметов. От каждого предмета может падать тень.

Натюрморт №1. Ваза с листьями и груша. Тонкая линия чуть ниже середины обозначает линию стола, груша расположена впереди вазы.

Какую форму имеет ваза?

В вазе находится два клиновых листа. Вы можете нарисовать не листья, а другие цветы. Фон светлый. Ваза темнее остальных предметов.

Натюрморт №2. Если в предыдущем натюрморте стол обозначается линией, то тут стол виден за предметами. На столе изображено яблоко, которое прикрывает одно – другое, чайник расположен с краю – расположен горизонтально. Фон темнее, чем сами предметы.

Натюрморт №3. Стол обозначен, как и в предыдущем натюрморте. На столе расположена ваза, картина, шар – все предметы светлые, а сзади есть окно и занавески – темные.

Натюрморт №4. Как вы бы назвали этот натюрморт?

А я бы назвал «Бабушкино вязание». А что изображено на натюрморте?

Посмотрите на фон. Почему таким является фон?

Мы с вами рассмотрели натюрморты, а теперь подумайте, какой натюрморт хотелось бы нарисовать вам или вы хотите нарисовать какой-нибудь свой натюрморт.

Слушают анализ учителя.

Форма вазы имеет узкое горлышко, покаты – плавные у верхних частей стенок и ваза к низу не расширяется.

Учащиеся придумывают названия, предполагают разные версии.

На натюрморте изображена корзина с клубками и часть бабушкиного шарфа.

Фон такой изображён, потому что его накрыли бабушкиным шарфом.

Думают, что хотят изобразить на своём белом листе.

4 этап

Разминка мелкой моторики рук

(1 минута)

Перед началом работы, давайте разомнем нашу моторику рук:

  1. Этот пальчик –дедушка,

Этот пальчик –бабушка,

Этот пальчик –папочка,

Этот пальчик –мамочка,

А вот этот пальчик –я,

Вот и вся моя семья!

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большего)

  1. Гладим руки, трём руки.

  2. Ловим муху.

  3. Бутон – распределение энергии.

Учащиеся повторяют за учителем.

5 этап

Объяснение и выполнение задания одновременно

(37 минут)

И так, просмотрите внимательно своими глазами каждую картину ещё раз. Определитесь, что вы будете рисовать. Расположите лист бумаги, аккуратно набросайте рисунок карандашом, а я буду проверять и говорить, когда можно будет начинать работать красками.

Корректирую, проверяю работу детей. Ребята, не забывайте, что натюрморт должен занимать весь лист.

Рассматривают картины, выбирают рисунок и приступают к работе.

Самостоятельная работа учащихся, по разрешению учителя переходят к работе с красками.

6 этап

Анализ работ учащихся

(1 минута)

Давайте подведем итог урока. О каком жанре изобразительного искусства мы сегодня говорили?

Что изображается на натюрмортах?

Мы сегодня говорили о таком жанре, как натюрморт.

На натюрмортах изображены неодушевленные предметы.

infourok.ru

Конспект урока по изо на тему «Натюрморт» (3 класс)

Технологическая карта урока по изобразительному искусству

Студентки 41 группы

Гайнановой Алсу Фаритовны

Класс: 3 в

Тема: «Натюрморт»

Тип урока: изучение новой темы

Цель: познакомить с жанром изобразительного искусства-натюрморт.

Задачи:

  1. закрепить знания о процессе рисования с натуры;

  2. содействовать развитию творческой заинтересованности, активности;

  3. возбуждать интерес к процессу творчества.

Планируемый результат: выполнить натюрморт с натуры.

Оборудование: краски, кисточки, альбом, баночка для воды, репродукции картин художников.

I.Организационный момент.

II.Сообщение нового материала.

1.Вступительная беседа.

2.Сообщение темы урока.

3.Восприятие картины.

Физминутка.

4.Объяснение этапов выполнения рисунка.

III.Практическая часть.

IV.Заключительная часть.

-Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок проведу у вас я меня зовут Алсу Фаритовна.

Проверка готовности.

-Давайте поговорим с вами о жанрах изобразительного искусства.

-Скажите, какие жанры вы знаете?

-Давайте посмотрим с вами на доску, в каком жанре выполнена первая картина?

-А чем отличается пейзаж от других жанров? Что изображено на картине?

-Ребята, посмотри на след.картину. Кто изображен на картине? Как называется этот жанр?

-Посмотрим на 3-ю картину. Ребята, что здесь изображено? Какие предметы?

-А может кто-то знает как называется этот жанр?

-Правильно. Значит натюрморт это изображение неживых предметов.

1. Рассказ «Из истории натюрморта».

Учитель. Натюрморт (франц. naturemorte, буквально – мертвая природа) – жанр в изобразительном искусстве (гл. обр. в живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов. В натюрморте изображаются обычно цветы, плоды, битая дичь, накрытые столы, различные предметы обихода т.д.

Натюрморт возник в древнем мире (древнеегипетские фрески и рельефы, древнеримские мозаики фрески др.) Самостоятельное значение натюрморт приобрел в Китае с 7в., особенно высокого развития достиг в 10 – 13 вв.(художники Чжао Чан, ЦуйБо и др.) .

В европейском искусстве в 17 в. Натюрморт выделился в отдельный жанр, достигнув совершенства в передачи многообразия предметов материального мира, утверждая эстетическую ценность простых, обыденных вещей, окружающих человека в быту.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 в.

Время расцвета этого жанра – конец 19-начало 20 в. Это прежде всего импрессионистические работы И.А.Коровина и И.Э.Грабаря (1871 -1980).

Сегодня я предлагаю вам рассмотреть одну из картин. Ее написал художник И. И. Машков. Давайте полюбуемся этой картиной. Картина называется «Натюрморт с самоваром

— Скажите, а какое настроение она у вас вызывает радостное или грустное? Спокойное или тревожное? Почему?

Какие предметы изображены на нем?

— Давайте разберемся. Картина написана красками двух основных цветовых тонов-холодных (сизо-серых) и теплых (коричневато-красных, желтовато-оранжевых). А каких цветов больше?

— Вот поэтому и возникает ощущение тревоги, настороженности. Как вы думаете почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?)

— Художник писал эту картину в очень трудное, холодное и голодное время. Картина передала нам настроение художника.

А это картина художника Игоря Грабаря. Что здесь изображено?

Какое настроение вызывает эта репродукция?

-Ему понравились эти предметы и он решил изобразить их красоту.

С помощью чего художник изобразил такое настроение?

Итак,ребята,что такое натюрморт?

-Правильно. Художники смотрели на предметы и изображали их.

Напоминаю правила работы с кисточками, красками.

Сегодня мы тоже как художники выполним простой натюрморт. Давайте рассмотрим предметы,которые мы будем рисовать. Что это за предметы?

-Какой формат листа лучше выбрать для его выполнения?

Учитель показывает одновременно а дети выполняют.

Этап 1. Посмотрим на 1 рисунок.

Делим лист пополам.

-Верхняя часть- вертикаль, нижняя-горизонталь.

-На какой части листа будут находится наши предметы?

-Правильно.

Этап 2.

-Начинаем рисование с самого большого предмета.

-Какой предмет большой?

-Что дальше,яблоко или ваза?

-Если предмет расположен дальше,то мы рисуем его выше.

Давайте определим границы вазы и яблока.

Затем рисуем вазу с натурой.

А теперь рисуем яблоко.

-Давайте еще раз посмотрим на наш рисунок. Здесь всё изображено плоско. А если посмотреть на наши преметы, то на них падает свет из окна и с этой стороны они светлее. А еще они отбрасывают тень.

Там, где более светлая часть , нужно развести сильнее акварель водой. Там,где темная- добавить краски.

Учитель ходит проверяет по рядам и помогает.

Над каким изображениями на картинах вы сегодня работали?

Что представляет собой эта картина?

Вызываю к доске самый лучшие и слабые рисунки.

Оценивание.

Уборка рабочего места.

Урок окончен досвидания.

Приветствие.

Отвечают.

Пейзаж

Пейзаж изображение природа.

Женщина. Портрет.

Предметы.

-Неживые.

-Натюрморт.

Слушают.

Грустное настроение.

Самовар неживые предметы

Коричневый, красных, желтовато-оранжевых.

Настроение тревожности.

Яблоки, лук, стакан с водой.

Спокойное настроение.

С помощью теплых цветов.

Изображение неживой природы.

Ваза и яблоко.

Неживые.

Вертикальный.

Выполняют.

Вертикальной.

Ваза

Ваза

Слушают.

Выполняют.

Над натюрмортом.

Картина с изображением предметов неживой природы.

Дети участвуют в анализе.

Личностные:

действие смыслообразования – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом действие нравственно – этической ориентации – умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

Регулятивные:

постановка учебной задачи;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

сличение способа действия и его результата с заданной постановкой;

внесение необходимых дополнений и изменений в план способ действия;

выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

воспитание волевойсаморегуляции.

Познавательные:

общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (построение предметов, ритма узорчатых листьев, клена и орнамента ваз, с использованием графических и живописных умений). Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; умения структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

infourok.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 3 класс): Конспект урока изобразительного искусства «Картина- натюрморт » 3 класс УМК «Перспектива»

2.Мотивационный

2,5  мин.

словесный

фронтальный опрос

Актуализация знания и опыта:

-Кто вспомнит, над какой темой мы работаем в этой четверти? (Тема 4 четверти «Художник и музей»)

-Кто может сказать, что такое музей? (Музей ( от греч.museion- храм муз)- особое учреждение, в котором занимаются собиранием, хранением,  экспонированием  произведений искусств, памятников археологии, истории и др.)  

— Как одним словом называют художественное произведение?? (Картины, живопись)

-А где сейчас картины живут? (В художественных музеях)

-Какие художественные музеи вы знаете в нашей стране? ( Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей )

— С картинами, каких жанров вы познакомились на прошлых уроках? ( Картина-пейзаж, картина- портрет)

активно слушают,

отвечают   на вопросы, оценивают   свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

2 мин.

эвристический вопрос

схема-опора

-Чтобы узнать с каким жанром  картин мы сегодня познакомимся, прослушайте стихотворение, ответ- хоровой.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или груши  или торт,

Или все предметы сразу,-

Знай, что это натюрморт!

—  Предположите, какую тему мы будем изучать?  (Картина- натюрморт)

— Какие цели мы поставим?

     -Познакомиться с жанром натюрморта    

     — Учиться составлять композицию из предметов

самостоятельно или с помощью опоры  формулируют  тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг  учебных задач

4.Решение учебной задачи

30 мин.

Эвристический полилог, наглядный

наглядный, словесное пояснение

демонстрационный,

практический 

инструктаж

самостоятельная работа

— Ко знает, что означает слово «натюрморт»?  (Натюрморт – это картина, на которой обычно изображают различные предметы обихода)

— Итак, что же может быть изображено на натюрмортах?  (цветы, посуда, старинные предметы и тд.)

— Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей, взаимного расположения в пространстве.

— Среди мастеров натюрморта можно назвать имена Петра Петро́вича Кончало́вского ( «Сирень»), Машкова Ильи Ивановича ( «Ягоды на фоне красного подноса»), Алекса́ндра Васи́льевича Купри́на ( «Натюрморт с синим подносом»).                                                                  

— Посмотрите на слайд, что изобразили художники в этих натюрмортах?

А какие эмоции они передают?

В этих натюрмортах художники показали щедрость природы, спелость и сочность фруктов, прелесть цветов.

Анализ композиций

— Посмотрите на доску.

— Эти композиции подготовлены мной

— Показ 2-3 образцов  (иллюстраций)

— Что вы видите? Где стоят все предметы в натюрморте? (на столе. Мы видим край стола.)

-Как стоят предметы по отношению друг к другу? Есть предмет самый большой, а вокруг него — предметы расставлены то ближе. То дальше.

-Обратите внимание, что фрукты загораживают вазу.

-Какие цвета я использовала

-Обращаю Ваше внимание, что лист можно выбрать как хотите-  либо вертикально, либо горизонтально. Объясните, почему?

— правильно, если сосуд высокий и узкий, то лист следует взять вертикально. Расскажите, в каком случае надо лист расположить горизонтельно.

 Педпоказ

Сегодня  мы будем выполнять композицию аппликативно из цветной бумаги. Работать будем парами.

Сейчас я покажу вам поэтапное выполнение композиции.

-Сначала выбираем фон стены- лист цветной.

-Затем выберем форму стола и приклеим ее внизу листа

Какой предмет мы сейчас будем выполнять? Большой-это сосуд.

-Каким способом лучше выполнить вазу? Почему? Она симметричная.

выберем лист цветной бумаги для вазы, и складываем из пополам, берём ножницы и вырезаем половинку формы вазы.

— размещаем получившуюся вазу в центре, не поднимая ее слишком высоко, и не опуская слишком низко. И приклеиваем ее.

— далее дополним  вазу цветами,

   — Как мы можем сразу вырезать много одинаковых цветов? ( согнув бумагу гармошкой), вырезаем и приклеиваем их рядом с вазой.

— В конце будем вырезать фрукты таким же образом, как и вазу, вырезаем и приклеиваем, загораживая вазу

Постановка творческой задачи

Изобразите натюрморт (картон, цветная бумага, ножницы, клей) 

-Сейчас, вы будете приступать к самостоятельной работе. Я вам рекомендую выполнить эту работу в парах. Кто-то будет выполнять одну часть работы, кто-то другую.

-поощрение

— демонстрация удачных работ

— напоминание детям о ограниченном времени

Наблюдают   за объектами;

Высказывают свои мнения по теме;

Аргументируют  свое мнение;

Анализируют  особенности объекта;

под руководством учителя или самостоятельно выявляют  особенности композиции, характеристики объекта

Наблюдают, запоминают порядок выполнения задания

Слушают и  

Воспринимают  задание

Выполняют задание, соблюдают  требования, проявляют  творчество

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в  объекте  

умение следить и усваивать практические приёмы работы

умение принимать учебную задачу

умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания

nsportal.ru

Конспект к уроку изобразительного искусства для 3 класса по теме «Натюрморт»

МОУ «Жиздринская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок изобразительного искусства в 3 классе:

Натюрморт. В музеях хранятся картины – натюрморты.

(по программе Б.Неменского)

Урок подготовила и провела

учитель начальных классов

МОУ «ЖСОШ №1»

Илюшкина Нэля Юрьевна

Цель и задачи:

  1. Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)

  2. Ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирование деталей

  3. Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

  4. Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности

  5. Развивать умение рисовать с натуры или по представлению

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

Зрительный ряд:

И.Машков «Фрукты на блюдце», А.Лентулов «Натюрморт», В.Ван Гог «Подсолнухи», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

Ход урока:

  1. Организация класса.

  1. Вводная беседа.

Вспомнить жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусств – натюрморт.(демонстрируются иллюстрации)

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Натюрморт – (в переводе с фр. – мёртвая природа) – изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы. Возник натюрморт в связи с развитием реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

— декоративный – запечатляет красочность, изящество и пышность природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

— символический – изображаются свечи, череп, песочные часы и др. предметы – символы, натюрморт напоминает о быстротечности человеческой жизни, времени.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

— Что вы можете рассказать, глядя на этот натюрморт?

Загадки:

Шесть фарфоровых подруг

На скатёрке встали в круг,

Захотели вечерком

Нас попотчевать чайком. (Чашки)

Блестит ярко мой мундир,

На столе я – командир.

Знают чашки, чайник;

Я большой начальник. (Самовар)

Две сестры: одна большая,

Кашу манную мешает.

Ну а меньшая сестрёнка

Чай помешивает звонко. (Ложка)

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко! (Яблоко)

Золотая голова

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова прилегла,

Только шея тонка. (Тыква)

Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

Летом в огороде, свежие, зелёные,

А зимою в бочке жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? (Огурцы)

На сучке висят шары,

Посинели от жары. (Слива)

— Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

— Что такое натюрморт?

— Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему?? Назовите авторов картин.

— Какие цвета (тёплые или холодные) преобладают в них? Почему?

— Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема, принадлежность)

— Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

— Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные – с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет? (солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – тёмными (тень). Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.)

III. Работа учащихся над заданием

1. Игра-упражнение «Живая картинка»

Класс делится на три группы, каждая из которых изображает следующее:

1-я группа – радостный, торжественный натюрморт;

2-я группа – нежный, певучий натюрморт;

3-я группа – мрачный, печальный, грустный натюрморт.

2. Натюрморт с натуры.

— У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.

  2. На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

  1. Итоги урока

Просмотр и анализ выполненных работ. Отметить красиво найденные сочетания цветов в передаче характера предметов натуральной постановки.

Анализ общих ошибок.

Уборка рабочих мест.

Использованная литература:

  • Б.М.Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год

  • Е.Рожкова «Изобразительное искусство в начальной школе» Москва «Просвещение» 1980 год

doc4web.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству 3 класс Тема Осенний натюрморт.

План-конспект урока по изобразительному искусству

3 класс

Тема: Осенний натюрморт.

Тип урока: комбинированный

Цель: расширить понятие о натюрморте как жанре изобразительного искусства.

Задачи:

  • Продолжать учить рисовать изображение с натуры натюрморт, различать оттенки красок;

  • развивать умение анализировать форму и цвет, развивать художественное мышление, внимание, зрительную память, умение работать с акварелью, живописными инструментами и материалами;

  • воспитывать интерес к предмету, природе, искусству, аккуратности.

Практическое задание: рисование «осеннего» натюрморта с натуры акварелью.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные:

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

— чувства прекрасного и эстетического;

Познавательные:

— осуществлять анализ объектов;

Коммуникативные:

— использовать речь для регуляции своего действия.

Методы и приёмы:

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, проблемный, опора на жизненный опыт учащихся и т.д.

Оборудование: репродукция картины Хруцкого И.Т. «Цветы и плоды», ветки рябины, ваза, шишки, драпировка.

Материалы и инструменты для учащихся: акварель, бумага А4, кисточки, баночка.

Музыкальный ряд: В.А. Моцарт «Симфония №40», «Музыка Ангелов», «Симфония сердца». И.С. Бах «Мелодия слёз». А. Вивальди «Времена года», «Классика для детей».

Литературный ряд: Григорий Гладков — «Песня о картинах» (отрывок).

План:

I. Орг. момент (2 мин.)

II. Постановка темы. Целеполагание (3 мин.)

III. Анализ репродукций (3 мин.)

IV. Анализ постановки (3 мин.)

V. Физ. Минутка (3 мин.)

VI. Практическая работа (22 мин.)

VII. Итог урока (2 мин.)

VIII. Рефлексия (2 мин.)

Ход урока

I.

Орг. момент

— Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория Дмитриевна (имя на доске) и сегодня я буду вести у вас урок изобразительного искусства.  Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я надеюсь настроение у вас хорошее, деловое, итак присаживайтесь.

Приветствуют

Личностные:

Соблюдение правил культуры труда (подготовка рабочего места).

II.

Постановка темы. Целеполагание.

— Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, —

Знай, что это…

— Правильно ребята!

Перед вами натюрморт, скажите, какой он?

А как вы думаете, какая у него тема?

Так как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Молодцы! Тема нашего урока «Осенний натюрморт» (тема на доске).

— Какие цели вы поставите сегодня перед собой?

Будем ли мы развивать творчество?

Как?

— А как вы будите достигать своих целей?

— Ребята, может кто-нибудь помнит, кто-то догадывается, что же такое натюрморт?

— Можно сказать, что художник изображает портрет вещей.

Натюрморт – это группа предметов, которые расставлены определённым образом и составляют единое целое. (на доске)

Натюрморт

Ответы детей

Осенняя

Осенний натюрморт

Нарисовать натюрморт, узнать о художниках, изображавших натюрморты.

да

План:

1.Определение натюрморта

2.Познакомиться с художниками

3.Научиться рисовать натюрморт

Ответы детей

Регулятивные:

Определять и формировать цель деятельности на уроке.

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении

III.

Анализ репродукции

— Давайте помотрим, как художники изображают натюрморт.

— Перед вами репродукция картины Ивана Трофимовича Хруцкого (на дорске). Сама картина хранится в Москве в Третьяковской галереи.

— какое название может быть у этой картины?

Художник её назвал «Цветы и плоды» (название появляется на доске).

-Что изображено?

— Как же называются такие картины?

— Что находится на заднем плане (дальше от нас)?

Что находится на переднем плане (ближе к нам)?

— Какие цвета использовал?

— Тёмные/светлые, тёплые/холодные, каких больше?

— Какое настроение хотел передать автор? Как оно передаётся?

Ответы детей

пышный букет цветов, красивые фрукты — крупные краснощекие яблоки, синие сливы, лимоны, гроздья винограда, смородины, стеклянный графин)

натюрморт

цветы светлой окраски, много желтого. Желтый цвет господствует и в окраске плодов, лежащих по обе стороны от вазы.

Познавательные:

Умение сравнивать, сопоставлять, анализировать предметы различной формы, цвета

IV.

Анализ постановки

— Теперь приступим к работе, но прежде давайте внимательно рассмотрим нашу постановку.

Какое вы дадите ей название?

Из чего состоит натюрморт?

— Что находится на заднем плане?

Что находится на переднем плане?

— Как расположены плоды рябины?

— Какого они цвета?

— Какого цвета ваза?

Везде ли она одного цвета?

— Какого цвета ткань на заднем фоне?

— Подумайте, как вы расположите лист бумаги, горизонтально или вертикально.

— С чего начнём работу?

— Давайте определим размеры нашей постановки.

— Что мы делаем дальше?

— Как мы начнём рисовать красками?

— На вашем рисунке не должно быть белого цвета. И не забываем, что цвет не может быть одинаков на всей поверхности предмета.

Ответы детей

вазу с осенними ветками рябины, шишки

Собраны в один «пучок»

Красные бордовые

нет, в одном месте светлее, а в другом темнее.

Ответы детей

С наброска

Рисуем красками

Начиная с больших цветовых пятен

Познавательные:

Умение сравнивать, сопоставлять, анализировать предметы различной формы

V.

Физ. минутка

Музыкальная физ. Минутка «Цыплёнок Пи»

VI.

Практическая работа

— Ребята, а теперь можно приступать к работе. Для создания приятного настроения я включу музыку.  

— Сначала начинайте работать простым карандашом. И как только закончите набросок, можно будет работать красками.

— Постоянно сравнивайте свой рисунок с натурой. Посмотрите, правильно ли вы передаете форму, строение, цветовую окраску изображаемых объектов.

VII.

Итог урока

Выставка работ.

— Какая больше понравилась, почему?

— Что такое натюрморт?

— Что означает рисование с натуры?

— Как мы рисовали натюрморт?

— О каком художнике мы говорили?

Регулятивные:

умение структурировать знания

оценка процессов и результатов деятельности

VIII.

Рефлексия

— Достигли ли вы поставленных целей?

— Что было легко сегодня на уроке, а что сложно?

— Понравилось ли вам быть художниками?

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

оценка, волевая саморегуляция

Личностные:

создание ситуации личностного переживания, успеха

infourok.ru

Конспект урока ИЗО в 3 классе на тему: «Весенний натюрморт»

Урок ИЗО в 3 классе

Тема: «ВЕСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»

 Цель: Познакомить учащихся с натюрмортом как жанром изобразительного искусства.

 Задачи:

   Образовательная – научить выполнять изображение по представлению, различать изображение красок.

  Развивающая – развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности, умение рисовать с натуры.

 Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, аккуратность в работе, эстетический вкус.

 Форма проведения: Практическая работа.

 Формы и методы, применяемые на занятии:

  • Словесный (беседа, загадки, объяснение)

  • Наглядный (иллюстрации художников)

  • Практический (выполнение практического задания)

  Оборудование для педагога:

  • репродукции картин: П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», И. И. Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», М.С.Сарьяна «Осенние цветы», И. Э. Грабаря «Дельфиниум» и  «Хризантемы»;

  • натурная постановка;

  • образец педагогического рисунка;

  • краски, палитра, кисти, простой карандаш, ластик, вода.

   Оборудование для учащихся: акварель, гуашь, альбом, кисти, простой                                      карандаш, ластик, вода. 

Дата проведения: 12.04.2013

I. Вводная часть

Педагог:   Здравствуйте, ребята! Послушайте  стихотворение об одном мальчике.

Художник.

Наш Сережа, как художник,

Тяп да ляп — спешит всегда.

Рисовал в окошке дождик,

Получилась борода;

Солнце толстое, как мыло,

У цыпленка три ноги,

Танк похож на крокодила,

А дома на утюги.

На кувшин без ручки – кошка,

Слон – на ящик и кровать.

И не может сам Сережка,

Кто и что тут разобрать.

Удивляется — откуда

Хвост на шее у верблюда

И рогатая у льва,

Где-то сбоку голова!

Ну, а нам не в удивленье,

Тут простой на все ответ:

— Нет терпенья-

Нет уменья,

Нет уменья-

Толку нет!

        ( Н. Грибачев.)

Педагог: О чем вы узнали из этого стихотворения? Почему у Сережи не получались хорошие рисунки? Название стихотворения подходит Сереже? Почему? Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? Будем этому учиться? (ответы детей.) Конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем.   

 Проверка готовности учащихся к занятию.

 Смачивание красок.

II Основная часть

Педагог: Сегодня я вас познакомлю с одним из жанров живописи и графики, который  называется натюрмортом.

***

Если видишь на картине

Чудо – вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется натюрморт.

Педагог: Вначале вспомните, что такое «картина»? (ответы детей.)

Картина  произведение живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.

Слово образовалось от итальянского карта – «бумага». Первоначальное значение слова картина – «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».

Чтобы получилась красивая картина, вы должны научиться выполнять творческую композицию: выбирать определенного формата лист бумаги, использовать всю его плоскость при рисовании, выражать смысловую связь между объектами, передавать сюжет.

Обратимся теперь к понятию натюрморта. Это жанр замечателен тем, что через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой – либо деятельности, плоды и цветы – отражаются различные стороны жизни.

Натюрморт – это картина, на  которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и т. д. Само слово натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура».

Педагог: Посмотрите на картины художников. Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи.)

Давайте рассмотрим и поговорим о каждом натюрморте.

 Творческие рассказы детей по картинам.

1 учащийся:

На картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине» изображен нарядный, нежный и разнообразный по окраске букет начала лета – сирени. На коричневом фоне крупные грозди соцветий цветов сирени разных цветов: белой, розовой, красной, сиреневой и фиолетовой с крупными листьями. Сорванные цветы скоро завянут, а нарисованные живут вечно, дарят воспоминания и доставляют радость людям в любое время года.

2 учащийся:

На красочной, нарядной картине Ильи Ивановича Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой», в центре картины изображена прозрачная ваза с двумя алыми розами. Рядом на столе и белой тарелке красные, спелые, сочные ягоды клубники. У каждой ягодки оставлен зеленый хвостик.

3 учащийся:

На картине Мартирос Сергеевича Сарьяна «Осенние цветы» на фоне голубого, чистого неба изображен праздник цветов и фруктов. Много ярких, нарядных, красочных осенних цветов, расставленных в керамических горшках, прозрачных стеклянных вазах и банках. Крупные и мелкие, махровые и простые цветы и соцветия: белых, желтых, и малиновых хризантем; красных георгин; бордовых, розовых и белых астр; темных и светлых оранжевых бархатцев, с зелеными листьями, листочками и стеблями. На белой скатерти стола возле ваз мандарины, персики, яблоки, лимоны и пучок редиски.

4 учащийся:

На картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Дельфиниум» изображена белая керамическая ваза с высокими темно – фиолетовыми, бледно – голубыми и синими соцветиями цветов дельфиниума. Ваза стоит на столе, покрытом белой скатертью. Рядом две ветки цветов дельфиниума, чтобы показать размер высоких, горделивых цветов, в стакане синие полевые цветы – васильки. Стол стоит на фоне белых берез и залитого летним солнцем луга. Если долго смотреть на картину, то можно почувствовать дуновение ветерка и услышать, как шуршат на ветру листвой березы.

5 учащийся:

Игорь Эммануилович Грабарь на картине «Хризантемы» в сине – фиолетовой вазе на белой скатерти, в холодной гамме тонов изобразил яркие, лимонно – желтые, главные цветы осени. Около них графин, тарелка и стаканы. Стол стоит на среди деревьев. От картины веет прохладой и спокойствием. 

Педагог: Молодцы! Вы красочно и интересно описали натюрморты художников.

 Ознакомление учащихся с правилами техники безопасности в кабинете.

 

Составление букетов –это особое искусство, которому учат. Цветы для букета подбирают таким образом,чтобы они составляли гармонию цветовых пятен и ритма форм. От этого букет может быть радостным, сдержанно-торжественным, нежно-лирическим.

ВОПРОС: Какое сейчас время года?

-Что сейчас происходит на улице?

Скоро наступит май- последний месяц весны. Народная пословица метко говорит о мае: «Май леса наряжает, лето ожидает».

-Что растёт в мае в садах, на лугах?

-Знаете ли вы стихи о мае?

(дети читают стихи)

ЗАГАДКИ:

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка..

(одуванчик)

Белые горошки

На зелёной ножке.

(ландыш)

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

и сверкает солнце

(ромашка)

Дети рассказывают стихи о ландыше, тюльпане.

.Рисование цветка

-Сегодня на уроке мы будем рисовать весенние цветы. Они перед вами, с виду незатейливые, но так нас радуют.

— С чего мы начнем работу над рисунком? Конечно,с изучения того цветка, который будем рисовать. Художник П.Кончаловский  писал:

«Цветок нельзя писать, так по себе, простыми мазочками, его надо изучить, и так же глубоко, как и все другое»

-Рассмотрите цветок.

-Как он называется? (Тюльпан)

— Рассказывают, что в золотом плотно сомкнутом бутоне тюльпана было заключено когда- то человеческое счастье. И никто никогда ни силой, ни хитростью, ни заклинаньями не мог добраться до него. Но однажды проходила мимо бедная женщина с ребенком на руках, которая не знала, что такое счастье. Она увидела цветок и решила взглянуть на него ближе.

 Мальчик же, увидев цветок, с громким смехом бросился к нему. И — о чудо! В тот же миг бутон раскрылся сам собой! Ключиком, оказывается, был веселый, беззаботный и чистый смех ребенка.

Так повелось с тех пор на свете, что воистину беззаботными и счастливыми люди бывают только в детстве. Вот такая легенда о прекрасном цветке.

— Посмотрите на тюльпаны. Опишите цветы.

-У цветов широкие листья, состоящие из 4-6 лепестков. Тюльпанов более 100 видов. Их издавна выращивают в садах персидских шахов и турецких султанов. Название получили от турецкого слова «тюрбан»- головной убор.

Постановка художественной задачи.

-Как рисовать цветы?

Этому мы научимся на сегодняшнем уроке. Каждый из вас выберет весенний цветок и нарисует его.

Вы наверно знаете, что каждый цветок состоит из стебля,листьев и головки цветка. Но не каждый из вас задумывался о том, какие они все разные.

Стебли тонкие и толстые, длинные и короткие.

Листья: крупные и мелкие, резные и простые, плоские и завёрнутые.

Головки цветков бывают тоже разные, основные формы: чашечка (тюльпан), бутон (роза), тарелка (подсолнух), зонтик (гвоздика), шар (астра), цепочка (ландыш).

Часто сама головка состоит из множества мелких цветочков.

III. Практическая часть

Педагогический рисунок (на доске)

Этапы выполнения рисунка цветков:

  1. Тонкими линиями наметить оси стебля, листьев, форму и размер головки цветка.

  2. Прорисовать точную форму стебля, головки и листьев.

  3. Добавить детали: прожилки, тычинки, пушок.

  4. Раскрасить придавая оттенки тёплых и холодных тонов.

При выполнении работы обратить внимание на бережное отношение к природе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «Цветы». Готовы? Встаньте все в круг и повторяйте за мною.

«Раз, два, три, выросли цветы!

К солнцу потянулись –

Высоко.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал,

Стебелечки качал.

Влево качнулись,

Низко пригнулись.

Вправо нагнулись,

Низко пригнулись.

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Всем нам радость несут.»

Составление коллективной композиции

На доске лист с изображением вазы каждый ученик по очереди подходит и приклеивает свой цветок в букет.

Анализ выполненной работы..

IV. Подведение итога занятия

 Выставка работ учащихся.

Заключительное слово педагога.

Педагог:  Посмотрев ваши работы, могу сказать, что вы научились красиво и правильно подбирать цвет для раскрашивания и тщательно выписывать  мелкие детали. Как вам известно, рисунки выглядят привлекательными, если выполнены аккуратно, с художественным вкусом, старательно. Наше занятие подошло к концу, вы все хорошо работали, всем спасибо за работу, до свидания.

kopilkaurokov.ru

Урок. 3 класс. Изобразительное искусство. «Натюрморт. Фрукты»

Технологическая карта урока.

Дата:

08.10.2014

Класс:

3 «А»

Предмет:

ИЗО

Учитель:

Баринова Елена Павловна

Студент:

Суханова Мария Евгеньевна

Тема:

«Рисование натюрморта»

Тип урока:

Комбинированный

Ведущий метод:

Деятельностный+проблемный

Цель:

Расширить знания учащихся о жанре натюрморта

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать эстетическую восприимчивость, чувство сотрудничества и сотворчества, самостоятельность в принятии правильного решения, формировать эстетическое восприятие окружающего мира и чувство прекрасного, воспитывать нравственные качества (вежливость, любовь к порядку)

Образовательные:

Расширить представления о жанре натюрморта, систематизировать и обобщить материал предыдущих уроков по знакомству с жанром натюрморта, сформировать умения в создании композиции натюрморта в ходе практической работы

Развивающие:

Развивать способность обучающихся анализировать закономерности изображения в построении натюрморта (композиции, перспективы, формы предметов), развивать умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов

УУД:

Личностные: знание моральных норм и правил; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и чужому мнению, не бояться собственных ошибок;

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; формулировать  и удерживать учебную задачу; уметь оценивать своё задание на уровень сложности; уметь планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Познавательные: грамотно и полно строить речевые высказывания, ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; уметь самим задавать вопросы; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; определять круг своего незнания; наблюдать и делать самостоятельные  простые выводы;

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; участвовать в диалоге, слушать и понимать других; уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

Планируемый результат:

уметь называть и различать основные виды изобразительного искусства; выбирать живописные приёмы (по-сырому, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции; передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым работе настроением. 

Межпредметные связи:

Литература, окружающий мир, музыка

Оборудование:

 Компьютер, проектор, экран

Отметка:________________________(______________________)

Подпись методиста_______________(______________________)

Подпись учителя: ________________(______________________)

Ход урока:

Этап урока

Содержание

Примечание (УУД)

  1. Организационный момент. Мотивация

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверьте, всё ли у вас есть на партах (кисти, краски, карандаш). Ваши рабочие места должны быть в полном порядке. Садитесь. Будьте, пожалуйста, сегодня внимательны и на уроке работайте аккуратно.

Регулятивные: уметь быстро «включаться» в работу.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться.

  • Художники всегда любили и любят изображать что-то необычное и неожиданное. В них всегда живет желание удивлять других людей. 
    Как разнообразен мир вокруг нас! Какое множество явлений и предметов! Какое множество материалов и способов создания картины! Как научиться рисовать и радоваться тому, что у тебя получилось!? 
    Есть удивительно простой способ познать все это: уроки изобразительного искусства, терпение, запастись необходимым материалом и не лениться.

  1. Актуализация знаний

  • На стене висит картина
    На картине видишь ты
    Вазу, яблоки, цветы
    А не лес, не водоем.
    Как её мы назовем?

  • Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Кто как думает? Ответы принимаю по поднятой руке. (натюрморт, рисование натюрморта)

  • Правильно! Сегодня мы будем рисовать натюрморт с фруктами. Сегодня мы будем учиться рисовать натюрморт состоящие из фруктов (яблок, груши и банана).

  • Наша задача закомпоновать рисунок – обозначить положение фруктов и их форму, выполнить рисунок в цвете.

  • А кто-нибудь знает, что такое натюрморт? (ответы детей)

  • Да, натюрморт изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

  • Наверняка вам знакома песня Гладкова “О картинах”, послушайте отрывок из нее:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, –
Знай, что это натюрморт.

  • Ребята, а сейчас я вам немного расскажу историю о возникновении натюрморта.

  • Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе. После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников, и все они по-своему рассказывали о нём.
Одним из мастеров натюрморта был Илья Машков. С необычной выразительностью и живописностью изображал он на своих полотнах спелые фрукты, овощи, стеклянную посуду, столовые приборы, блюда. Умело передавал цвет и  форму всех своих аппетитных яблок, груш, абрикосов, винограда, бананов, ананасов…

Глядя на них, так и хочется протянуть к ним руку, дотронуться, попробовать на вкус.

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко!

(Яблоко)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала….

(Груша)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран,

Высоко растет …

(Банан)

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран –

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся …

(Фрукты)

  • Каждый фрукт имеет свою основную форму. У разных фруктов она может совпадать. Отличают их характерный цвет и детали. Давайте с вами рассмотрим фрукты, которые лежат у меня на столе. (Яблоко, груша). Опишем их форму и цвет.

  • А сейчас вы попробуете сами нарисовать натюрморт с фруктами.

  • Берем лист бумаги. Сейчас мы наметим (закомпонуем) место положения наших предметов. Для начала мы наметим нашу середину листа, где будет лежать груша и яблоко.

  • В пределах этой линии (показ на презентации) располагаем грушу и яблоко. Яблоко будет чуть сзади, а груша — впереди. Намечайте.

  • Далее вы прорисовываете яблоко. Придадите ему круглую форму, и добавьте веточку и листик.

  • Дальше прорисовывайте грушу. Посмотрите внимательно на грушу, какая у нее форма. (показ слайда) По намеченной линии, которой мы обозначали положение груши, снизу, рисуем круг, не выходя за границы намеченного, далее, прям на этот круг, сверху, накладываем еще один круг, но уже поменьше.

  • Теперь стирайте ластиком все вспомогательные линии, и у вас должно остаться вот такая картинка. (показ)

  • Дальше, постарайтесь прорисовать грушу, добавьте ей веточку, и придайте форму.

  • А теперь обозначим карандашом блики на наших фруктах. Кто знает что такое блик? (Блик —световое пятно на ярко освещённой выпуклой глянцевой поверхности.)

  • Так, посмотрим, где у нас блики я яблоке и груше? Намечаем.

  • Далее, мы с вами определим поверхность, на которой стоят яблоко и груша. Намечаем линию.

  • Проверьте, так ли у вас? (показ на презентации)

  • Теперь нам нужно выполнить тень, которая отходит от яблока и груши. Посмотрите внимательно, как у нас падает тень от яблока и груши? Тень у нас падает сзади. Теперь намечайте тень, и сравнивайте. (Слайд)

  • Теперь мы с вами будем раскрашивать наши фрукты.

  • Отложите ластик и карандаш в сторону. Берем кисточки и краски.

  • Берем кисть средней толщины. Закрашиваем все наше яблоко светло желтой краской, только оставляем незакрашенным там, где у нас блик, берем совсем чуть-чуть желтой краски (на кончике), закрашиваем. Теперь более темной краской прокрашиваем левую часть яблока, так как свет туда почти не попадает. А теперь в самых темных местах мы прокрашиваем еще более темной краской. Для этого берете желтую краску, и смешайте её с красной, но красного совсем немного! (на кончике кисточки).

  • В самой нижней левой части яблока, мы прокрашиваем еще более темной краской. На кончике берем коричневую краску, и смешиваем с желтой.

  • Далее мы прорисовываем грушу. Она у нас будет светлой, так как на нее света падает больше.

  • Берем светло-желтую краску, и закрашиваем всю грушу, кроме бликов.

  • Далее в затемненные участи добавляем краски чуть темнее желтого. Смешиваем желтый с коричневым. Коричневый берем на кончике кисточки.

  • Теперь, чтобы наш натюрморт стал более красивым, мы добавим фон.

  • Берем зеленую краску, чуть-чуть разбавляем с водой. И закрашиваем верхнюю часть листа. Делайте осторожно! Не закрасьте фрукты.

  • Теперь закрашиваем фон нижней части листа. Берем более светлый оттенок зеленого, для этого нам надо добавить больше воды.

  • Далее прорисуем тень от наших фруктов. Для этого берем черный цвет и разбавим его водой.

  • Так, ваши работы почти готовы, осталось раскрасить веточки на фруктах. Для этого возьмите коричневую краску.

  • Работа выполнена.

Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и чужому мнению, не бояться собственных ошибок;

Регулятивные: формулировать  и удерживать учебную задачу; уметь оценивать своё задание на уровень сложности;

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, уметь самим задавать вопросы; определять круг своего незнания;

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; участвовать в диалоге, слушать и понимать других; уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  1. Итоги урока. Рефлексия.

  • Ну вот, ребята, мы видим, какие замечательные рисунки у нас получились!

  • Что мы учились сегодня рисовать? (Поднимайте руку)

  • С каким художником вы сегодня познакомились?

  • Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо работал на уроке и усвоил тему.

  • А теперь те, кто, по каким-то причинам, не считает свою работу качественной.

Напишите ваше впечатление о сегодняшнем уроке. Понравился ли вам урок?

Листочки можно не подписывать.

  • Молодцы, мне было приятно с вами работать (отдельная оценка некоторых, особо отличившихся, детей), урок окончен.

Регулятивные: участвовать в оценке и обсуждении общего результата.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, четко формулировать ответы на вопросы, уметь адекватно оценивать деятельность партнера и свою собственную

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *