cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока по чтению 3 класс носов федина задача – Урок литературного чтения на тему «Н.Н. Носов «Федина задача»»

Урок литературного чтения на тему «Н.Н. Носов «Федина задача»»

I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Петровна. Сегодня я у вас проведу урок чтения. Девиз нашего урока: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
Как вы понимаете эти слова?
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
Входит Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Сколько книг написано обо мне? Кто автор этих книг? В каком городе я живу? На какой улице?
 

 

Слайд 1
Слайд 2

II. Актуализация опорных знаний В стране литературии есть маленький гном Забывалкин. Помогите ему вспомнить произведения Н.Носова.

1. Игра «Отгадай по первым буквам произведение Н.Носова

«Фан…»               «Фантазёры»
«Жив… …»         «Живая шляпа»
«Огу…»               «Огурцы»
«Миш… …»         «Мишкина каша»
«Ви… … в … и …»   «Витя Малеев в школе и дома»
«Ого…»                  «Огородники»
«Нез… на …»        «Незнайка на Луне»

Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети.

Слайд 3

 

 

 

 

 

Слайд 4

IV. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Первичное закрепление

VI. Анализ произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Физкультминутка

1. Вступительная беседа

Биография Н.Н.Носова
Родился в 1908 г., в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына
. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…»

2. Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?

3. Словарная работа

    • Рокочущим басом – низким мужским голосом
    • Титулярный советник – гражданский чин 9 класса
    • Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
    • Борзая – быстрая

    4. Прослушивание аудиозаписи рассказа в исполнении заслуженного артиста Льва Дурова

    1. Поделитесь своими чувствами и мыслями о прочитанном
    2. Оправдалось ли ваше предположение?

    1. Беседа по содержанию

    1. Определите жанр произведения
    2. Какое настроение вызвал у вас рассказ?
    3. Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок
    4. Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
    5. Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.
    6. Почему Феде так и не удалось решить задачу?
    7. Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать
    8. Что бы вы посоветовали Феде?
    9. Какие черты  характера ему необходимо развивать?
    10. Как автор относится к герою своего рассказа?

      Посмеивается над ним?
      Осуждает его?
      Или помогает ему что-то понять?

    11. Не случалось ли с вами подобных историй?
    12.  Какой это рассказ сатирический или  юмористический?  (Работа в парах)

      Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира –  осмеивание с оттенком негодования.

    13. Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

    2. Математический диктант

    1. Сколько мелодий прослушал Федя?
    2. Сколько задач прочитал Федя?
    3. Сколько раз звучало слово «колокольчик ?»

    3. Дифференцированная работа по   карточкам (Обучающиеся выбирают  задание по желанию)

    1) Чтение по ролям
    а) Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.
    б)  Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.
    2)  Пересказ понравившегося отрывка.
    3)  Устное рисование портрета Феди Рыбкина
    4) Составить синквейн

 

Слайд 6

Слайд 7

 

Слайд 8

Слайд 9

 

 

Слайд 10

 

 

 

Слайд 11

Слайд 12

ст.. 181

Слайд 13
Слайд 14

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

 

17

urok.1sept.ru

Конспект урока чтения Н. Н. Носов «Федина задача» (3 класс)

Стадченко Татьяна Вячеславовна

учитель начальных классов

МОУ «Вейделевская СОШ»

Тема: Н.Н. Носов «Федина задача»

Цель урока: познакомиться с произведением Н.Н. Носова «Федина задача»

Задачи урока:

  • расширить знание о детском писателе Н.Н. Носове;

  • учится правильно и выразительно читать произведение;

  • учиться анализировать произведение.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые учебные результаты:

Предметные:работать с текстом произведения, кратко пересказывать по плану, проводить исследование поведения героя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— соотносить результат с поставленной целью.

Познавательные УУД

— определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

— определять особенности юмористического произведения.

Коммуникативные УУД

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Личностные: работать в группах, выразительно читать и пересказывать текст.

Учебное оборудование: учебник «Литературное чтение», компьютер, колонки, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

1

Организационный момент

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро солнцу и птицам,

— Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

(Рефлексия)

— Давайте улыбнитесь друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Приветствие

Коммуникативные

-проявлять желание работать в группе

1 мин

2

Актуализация

— Сейчас вы разделитесь на две группы, 1 группа будет петь песню(караоке в траве сидел кузнечик на слова Н.Носова), а вторая группа будет решать задачу. Приготовились, можете приступать к выполнению заданий.

— Ребята, вы смогли решить задачу? Почему? Что вам мешало?А вы знаете, что есть такой детский писатель, который 80 лет назад побывал в такой же ситуации как вы и написал про это рассказ. Хотите узнать, как его зовут?

Я приготовила 3 вопроса,которые вам помогут. Готовы?

1. Самый знаменитый житель цветочного города (Незнайка)

2. В каком рассказе мальчик Мишка, вскопал огород ночью, чтобы получить флажок? (Огородники)

3. Герой этого рассказа Бобка из-за порванных штанов научился сам пришивать пуговицы. (Заплатка).

— Кто автор всех этих рассказов и героев?

— Что вы помните о Н.Н. Носове? А почему он стал писать для детей смешные рассказы, давайте спросим у него.

— Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети.

— Сегодня мы познакомимся с юмористическим рассказом Н.Н. Носова, но его название вы должны расшифровать, итак смотрим на доску. (ребус) («Федина задача»)

Итак, тема нашего урока? Н.Н.Носов «Федина задача».

Работа в группах.

Сообщение темы урока.

Познавательные — соотносить автора и название произведения.

Регулятивные — самостоятельно формулировать тему урока.

Личностные — научаться проявлять интерес и желание читать произведения Н. Н. Носова.

5 мин

3

Постановка цели и задач урока

Давайте сформулируем цель и задачи урока.
Цель: Познакомится с произведением Н.Н. Носова «Федина задача»

Задачи:

  1. Расширить знание о детском писателе Н.Н. Носове.

  2. Учиться правильно и выразительно читать произведение.

  3. Учится анализировать произведение.

Постанова цели и задач.

Регулятивные — самостоятельно цель и задачи урока.

3 мин

4

Работа с произведение «Федина задача»

— Откроем учебник на странице 164, я начну читать рассказ, а вы внимательно следите по тексту.

— О ком будет рассказ? (о Феде Рыбкине) Что Федя собирался делать?

— С какого предмета Федя начал делать уроки? (с математики, он начал решать задачу).

— Решил ли Федя задачу? Почему? (он отвлекался на телевизор).

Сейчас читает_______, все внимательно следим.

— А сейчас получилось у Феди решить задачу? Почему? (он снова отвлекался на телевизор)

Продолжает вслух читать _______, остальные следят.

— Смог Федя решить задачу? Почему? (он запутался в задачах).

Начинает читать ______, остальные продолжают следить.

— Решил Федя задачу? Как он решил выйти из ситуации? (пошел к своему другу).

-А как бы вы вышли бы из этой ситуации?

Сначала нужно отдохнуть, а потом садиться за уроки.

Выразительное чтение и анализ произведения.

Познавательные— осознанно, правильно читать вслух,воспринимать текст на слух.

Регулятивные — высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному.

20 мин

5

Фтзкультминутка

 

 

 

 

— Сейчас мы с вами тоже отдохнем, а потом продолжим работать. При выполнении упражнений внимательно следим какие движения делает мой помощник. Встаем.

— Почему вы путались? (нам мешал голос). Значит, вы были не внимательны? Какой вывод вы можете сделать? (при выполнении любого задания всегда нужно быть внимательными).

Выполнение движений

Коммуникативные — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе. Слушать и слышать других, приходить к общему мнению.

Личностные — осознать успешность при изучении темы. Оценивать результат собственной деятельности.

2 мин

6

Первичное закрепление

 

 

 

 

Сейчас мы поработаем в группах. Из предложенных слов вы должны сложить пословицы, у каждой группы по 2 пословицы.

  1. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

  2. Делу время, потехе час.

  3. Сделал дело, гуляй смело.

  4. Ум хорошо, а два лучше.

Представитель каждой группы выйдет к доске и составит пословицы, которые вы составили в группе.

Как вы думаете подходят ли эти пословицы к произведению с которым мы познакомились? Объясните как она подходит?

Выступление групп.

— Что нового на уроке вы сегодня узнали о Н.Н. Носове?

— С каким рассказом познакомились?

— О чем этот рассказ и чему он нас учит?

Самостоятельная работа в группах

10 мин

7

Рефлексия. Оценивание учащихся

Перед вами лежит лист самооценки, каждый самостоятельно ставит ту оценку которую он заслужил

5 –

4 –

3 –

Самооценка

3 мин

8

Домашнее задание

Прочитать и подготовить пересказ рассказа «Федина задача»

Наш урок подошёл к концу, всем большое спасибо! До свидания!

Запись домашнего задания

2 мин

infourok.ru

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Н. Носов «Федина задача

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:

Н.Носов «Федина задача»

Цель:  расширить представление детей о жизни и творчестве Н. Носова , познакомить с рассказом Н.Носова «Федина задача»

Задачи:

Обучающие: совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию; умения делить текст на смысловые части; дать представление о роли юмора в рассказе.

Развивающие: развивать умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, умение правильно организовать свой учебный труд, уважение к окружающим, взаимопомощь;

Коррекционные: развитие связной диалогической и монологической речи детей путём умения развёрнуто отвечать на вопросы учителя и объяснять смысл пословиц; формирование чёткой дикции путём прочтения скороговорок; пополнение словарного запаса детей словами:

Сени, кувырк, задачник, отрегулировал, рокочущий бас, чурбан, кафтан, титулярный советник, растолковал.

ОБОРУДОВАНИЕ: кроссворд(для работы в парах), карточки с задачами для экспериментальной работы.

Организационный момент. Настраивание на деловой лад

Ребята, сейчас у нас урок чтения. Уроки чтения учат нас выразительно и грамотно читать, высказывать своё мнение, анализировать произведения. Уроки-чтения – это уроки-беседы и поэтому я хочу вас попросить быть активными участниками, чтобы всем было интересно.

II. Речевая разминка

Чтобы выразительно и грамотно читать начнём урок с речевой разминки:

1.Игра “Зеркало”.

Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта. Всё внимание!

[ А, О, Э,У, Ы, И]

2. Работа над скороговоркой

Звуки вы произносите хорошо, а сейчас я хотела бы услышать, как вы умеете читать целые слова и предложения.

Кто познакомит нас с новой скороговоркой?

Ах, вы сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

— Какое слово придаёт скороговорке весёлое настроение?

— Что такое «сени»?

Сени-помещение между жилой частью дома и крыльцом. (по Ожегову)

— Как вы понимаете слово «кувырк»?

Обозначает быстрое действие (по зн. кувыркать кувыркнуть и кувыркаться кувыркнуться).

А сейчас давайте подготовимся к чтению скороговорки:

  • Читаем шёпотом

  • А теперь читаем громко и внятно

  • Прочитайте с огорчением.

  • Прочитайте с веселой интонацией

  • Читаем скоро и быстро /3-4 человека/

Чтение скороговорки разными интонациями пригодится нам сегодня для выразительного чтения произведений.

III. Проверка домашнего задания.

— Отправляемся дальше в мир чтения. Кто мне подскажет, какой раздел по чтению мы изучаем?

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

— А как вы понимаете это предложение? /ответы детей/

— Вспомним, какие произведения мы уже изучили и их автора

— Сейчас я буду называть названия изученных нами произведений – нужно вспомнить кто его написал.

-«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (Борис Викторович Шергин)

— «Цветок на земле» (Андрей Платонович Платонов)

— «Великие путешественники» (Михаил Михайлович Зощенко)

А какое произведение было вашим домашним заданием? Проверим, как вы подготовились к ответам на вопросы ( дети отвечают на вопросы № 1-5 стр.163-164)

IV.Постановка темы и целей урока

— Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела. 

— Чтобы узнать чье произведение мы будем изучать, нужно отгадать кроссворд по произведению «Великие путешественники».Дети работают в парах.

Кроссворд

Работа над кроссвордом.

  1. Как звали брата Лели? (Минька)

  2. В какое путешествие отправились герои рассказа? (кругосветное)

  3. Как называлась деревня, где находилась дача? (Пески)

  4. Какую науку, по мнению мамы, нужно было знать детям, чтобы отправиться в кругосветное путешествие? (география)

  5. Какое образование, по мнению папы, должно быть у великого путешественника?

— Какая фамилия получилась по горизонтали? (Носов)

— Какие произведения Николая Николаевича Носова вы знаете? /ответы детей/

— Молодцы!

— Чтобы узнать как называется произведение, которое мы будем изучать, нужно посмотреть внимательно на это словосочетание.

« Ачадаз анидеф» («Федина задача»)

На сегодняшнем уроке нам предстоит решить следующие задачи:

1.Познакомиться с автобиографией писателя Н. Носова

2.Объяснить значение трудных слов, которые встретятся нам в тексте.

3.Познакомиться с текстом рассказа Н. Носова «Федина задача»

4.Дать характеристику герою.

5.Подобрать пословицу, выражающую основную мысль рассказа.

6.Поучаствовать в экспериментальной деятельности.

7.Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»

V. Изучение нового материала

Творчество Н.Н. Носова.

Выступления заранее подготовленных учеников:

-Родился Носов на Украине в городе Киеве. Отец писателя Николай Петрович – актер эстрады, певец. Мать – Варвара Петровна – рукодельница, певунья, чуткая натура. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве. 

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».

Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

На стр.164 вы видите рассказ Н.Носова «Федина задача»,

Словарная работа:

Прежде чем читать этот рассказ, проведем словарную работу с теми трудными словами и непонятными выражениями, которые встретятся в тексте (соотнести слово и его значение) :

задачник — удлиненный пиджак

отрегулировал — объяснил

рокочущий бас — громкий грубый голос

чурбан — чиновник

кафтан — учебник

Титулярный советник — глупый человек

растолковал — настроил.

Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками по частям:

1 часть:

Стр. 164 до слов «никто не будет мешать делать уроки»

Вопрос:

Каким вы представили Федю Рыбкина? (самостоятельный, усидчивый, решил делать уроки сам)

2 часть:

Стр.165 до слов «по восемьдесят кг в каждом»

Вопрос:

Как вы думаете, почему Федя включил телевизор? (чтобы было веселей)

3 часть:

Стр. 165-167 до слов: «послышался высокий мужской голос из телевизора»

Вопрос:

А теперь нравится вам Федя? Почему? ( нет, он рассеянный)

4 часть:

Стр. 168 и до конца.

Вопрос:

Смог ли Фёдор решить задачу?

На сколько смысловых частей мы поделили текст?

Вопросы по содержанию текста:

— Почему же Фёдор не мог прочитать задачу всю сразу? (ему мешала музыка)

— Как вы думаете автор все выдумал, или так бывает на самом деле?

— А с вами этого не случалось?

-Почему Федя не мог решить задачу?

-Как вы поняли?

— Можно ли рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

-Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?

Словесное рисование:

-Представьте встречу Юры и Феди.

Физминутка

Представьте себя героями рассказов Н. Носова. Отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.

Ого…(Огородники) — копаем землю. (Огородники)

Огу…(Огурцы)- убегаем от сторожа. (Огурцы)

Миш … (Мишкина каша) — варим кашу. (Мишкина каша)

Жив … — кидаем картофель в шляпу. (Живая шляпа)

Зап…(Заплатка) — пришиваем заплатку. (Заплатка)

Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы, объясните, что они обозначают и какая из них подходит к нашему тексту. Сначала читает один учащийся, затем хором.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

Выборочное чтение:

а/ Сколько раз прочитал Федя задачу? Найдите и прочитайте.

б/ Сколько концертных номеров прослушал Федя? Найдите и прочитайте.

Экспериментальная деятельность

Давайте проведём эксперимент: я включу музыку, а вы попробуете решить задачу.

Как вы думаете, почему у вас получились разные ответы?

 Анализ произведения Н.Н.Носова “Федина задача”.

Почему Федя не мог решить задачу?

Есть ли у нас в классе такие Феди?

Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

Чему учит рассказ Н.Н.Носова? /Ответы детей./

VI. Итог:

— Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)

— Вот мы и пришли к ответу на вопрос «Зачем нужен юмор?»

Попробуйте ответить. (Юмор помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)

— Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.

— Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.

Работали сегодня хорошо, особая благодарность артистам, докладчикам, чтецам.

(Самооценка учащимися)

Рефлексия

— Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

— Над чем задумались?

— Раскрасьте свой шарик в цвет своего настроения.

VII. Домашнее задание — творческое.

  1. Перечитать рассказ «Федина задача»

  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

Урок литературного чтения во 2 классе

по теме :

Деление текста на смысловые части

( Н. Носов «Федина задача»)

Подготовила и провела урок

учитель начальных классов

Невольникова Е. Н.

multiurok.ru

Урок литературного чтения 3 класс, Н. Носов «Федина задача»

Кукшегорова Ольга Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4

имени А.М.Горького»

Стаж работы: 31лет

Первая квалификационная категория

Образование: высшее

Урок по литературному чтению в 3 классе

Тема урока:

«Знакомство с рассказом Н.Носова «Федина задача»

УМК «Школа России»

УчебникЛ.Ф. Климановой«Литературное чтение»

Год издания: 2013г.

Часть учебника: 2 часть.

2014год

Цель изучения темы

Научить:

— анализировать текст на примере рассказа Н. Носова;

— различать произведения юмористического и сатирического характера;

— высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Формировать:

— приёмы понимания и анализа текста;

— интерес к чтению;

— эмоциональность;

— умение правильно оценивать поведение героя произведения.

Термины и понятия

Рокочущий бас, борзая, титулярный советник, полуденное море, кафтан, чурбан, сатира, юмор.

Информационно образовательная среда

Ресурсы:

Межпредметные связи:

  • «Музыка» — прослушивание текста в исполнении Л. Дурова с целью правильно формировать детскую эмоциональность, восприимчивость для выявления первичного восприятия, приобщения к литературе как виду искусства, а также для расширения кругозора в области музыкальных произведений.

  • «Математика» — «Решение задач»- решение задачи с целью довести дело до конца за главного героя рассказа, доказать возможность выполнимости любого задания при условии правильной организации труда.

  • «Ознакомление с окружающим миром» — «Охрана здоровья» — составление памятки «Как правильно выполнять домашнее задание» с целью сравнения условий выполнения домашнего задания Федей и собственно детьми.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

— работать с текстом произведения;

— проводить исследование поведения героя.

Регулятивные УУД

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя план;

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

— соотносить результат с поставленной целью.

Познавательные УУД

— раскрывать значения слов «рокочущий бас», «борзая», «титулярный советник», «полуденное море», «кафтан», «чурбан», «сатира», «юмор».

— определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

— определять особенности сатирического произведения.

Коммуникативные УУД

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

— проявлять интерес к изучению темы;

— желание читать произведения Н. Н. Носова.

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Орг момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Встанем, подравняемся

С трудностями справимся! Слайд 1.

2. Актуализация знаний.

Я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите отрывок из м\ф.

Слайд 2.

Отрывок из какого м\ф вы посмотрели? (….

Кто автор этого произведения? Слайд 3.

Послушайте выступления детей об этом писателе.

Родился в 1908 г. в семье актёра. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько м\ф. о том чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына. Слайд 4.

Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: «в школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…» слайд5.

3 сообщение темы.

А как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке вы узнаете, отгадав. Посмотрите на экран. Слайд6.

4. сообщение целей и задач.

Давайте вместе подумаем и поставим задачи урока:

Познакомимся… с рассказом Н.Носова «Федина задача»,

Будем учиться … думать, рассуждать, понимать смысл прочитанного. Делать выводы, читать, анализировать произведение, учиться на примерах героев . Слайд 6.

5.планирование

Попробуем предположить о чём пойдет речь в этом рассказе.

Более точно предположить нам помогут ключевые слова:

Федя, радио, задача, читал, несколько раз, концерт по заявкам, совсем запутался, пойду к Юре. Слайд7.

6. словарная работа

  • Рокочущим басом- низким мужским голосом,

  • Титулярный советник – высокий служебный чин(должность) в России до революции.

  • Кафтан – длинная верхняя одежда.

  • Борзая – быстрая.

  • Репродуктор – в радиовещании: громкоговоритель. Слайд 8

7. первичное восприятие.

Ну и чтобы проверить наши предположения, мы послушаем аудиозапись рассказа в исполнении народного артиста Л.Дурова. Слайд 9.

— Поделитесь своими чувствами и мыслями о прочитанном.

— Оправдались ли ваши предположения?

Физкультминутка Слайд 10.

8 Работа по произведению.

— какое настроение вызвал у вас рассказ?

— как Федя готовился делать уроки? Прочитайте.

— Рассмотрите иллюст. Найдите отрывок к этому рис.

— Почему Феде так и не удалось решить задачу?

— Как поступил Федя после того . как не смог решить задачу? Прочитайте.

Что бы вы посоветовали Феде?

— Как автор относится к герою своего рассказа?

-посмеивается над ним,

-осуждает его,

-помогает ему что-то понять.

— Не случалось ли с вами подобных историй?

— Чему учит рассказ?

— Какой это рассказ сатирический или юмористический?

— Вспомним что такое юмор и сатира.

Юмор – понимание комического, умение видеть и показывать смешное , снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательное явление действительности.

Слайд11.

9.работа в группе.

1 гр.Найдите отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придайте голосу окраску радости, удовольствия.

2 гр. Найдите отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

3гр. Пересказ понравившегося отрывка.

10. работа в паре.

Тест проверь себя:

  1. Как звали главного героя?

А) Слава Б)Костя В) Федя

2. Откуда пришёл главный герой?

А) из школы Б) скатка В), из магазина

3. Сколько раз прочитал Федя задачу?

А) 6 раз Б) 5 раз В)4 раза

4. Сколько концертных номеров послушал Федя?

А) 6 Б) 7 В) 5

5. Какая фамилия была у друга?

А) Воронин Б) Рыбкин В) Сорокин

Ответы: В, Б, Б, Б, В. Слайд 12.

11.Рефлексия

Вернёмся к задачам нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами? Над чем задумались?

Уходя с урока, нарисуйте подходящий для своего настроения солнышко. Слайд13

12.Д.з.

1. Выразительное чтение по ролям.

2. Запишите задачу из текста и решите её. Выполните иллюстрацию к рассказу.

3. Прочитайте и перескажите отрывок из любого другого юмористического рассказа Н.Носова

4. Приготовь юмористический рассказ о том, как ты готовил уроки. Слайд14.

Родился в 1908 г. в семье актёра. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько м\ф. о том чтобы быть писателем и не думал. Он стал сочинять сказки для своего маленького сына.

Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: «в школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…» сл

1 гр.Найдите отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придайте голосу окраску радости, удовольствия.

2 гр. Найдите отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

3гр. Пересказ понравившегося отрывка.

Тест проверь себя:

  1. Как звали главного героя?

А) Слава Б)Костя В) Федя

2. Откуда пришёл главный герой?

А) из школы Б) скатка В), из магазина

3. Сколько раз прочитал Федя задачу?

А) 6 раз Б) 5 раз В)4 раза

4. Сколько концертных номеров послушал Федя?

А) 6 Б) 7 В) 5

5. Какая фамилия была у друга?

А) Воронин Б) Рыбкин В) Сорокин

Тест проверь себя:

  1. Как звали главного героя?

А) Слава Б)Костя В) Федя

2. Откуда пришёл главный герой?

А) из школы Б) скатка В), из магазина

3. Сколько раз прочитал Федя задачу?

А) 6 раз Б) 5 раз В)4 раза

4. Сколько концертных номеров послушал Федя?

А) 6 Б) 7 В) 5

5. Какая фамилия была у друга?

А) Воронин Б) Рыбкин В) Сорокин

infourok.ru

План-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме: Конспект урока по чтению 3 класс «Федина задача» Носов Н.Н.

                            Открытый урок чтения 3 класс

                   Н.Н. Носов  «Федина задача», «Телефон»

Цели: 1. Расширить знания детей о жизни и творчестве Н. Носова, познакомить детей с
              новым рассказом, учить анализировать текст на примере рассказа Н. Носова;

          2. Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, устную речь и
             мышление, чувство юмора, развивать правильное восприятие юмора;
         3. Воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных
              заданий.

I    Орг. Момент

Прозвенел весёлый звонок, начинается вновь урок.
Любознательные дети, знать хотят про всё на свете.

II    Проверка домашнего задания.

—  Вашим домашним заданием было —  вспомнить прочитанные раннее рассказы
  Н. Носова и его  творчество. Что вы вспомнили о Н.Носове?

 Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Н.Носов писал много рассказов и повестей о ребятах, таких как мы. У него был сын, который просил сочинить новые сказки. И Носов стал сочинять для него забавные весёлые рассказы, которые мы полюбили.

III    

  — Сейчас мы потренируемся в беглости чтения и узнаем новое, о писателе Н. Носове .        

«… Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем, потому что у меня была, интересная жизнь и было о чём порассказать. К тому времени я уже заметил, что люди многого ещё не понимают, а поскольку дети понимают ещё меньше, то лучше писать для детей. Дети гораздо серьёзнее взрослых, и они не думают, что  они всё на свете уже постигли и им ничему  не надо  учиться.»

— Почему Носов стал детским писателем?

(Слайд 2)

«Когда я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае, то очень любил, сидя на ручках у матери, смотреть в окно и вести репортаж о том, что я видел. Эти мои репортажи, или комментарии, почему-то очень смешили пассажиров, ехавших с нами в трамвае. Когда это у меня началось, я никак не могу припомнить. По-моему, я так и родился, то есть это у меня от природы, как сказал поэт: «Дар природный, дар случайный …» и моей лично заслуги в этом никакой нет».

— Почему  Николай Николаевич стал юмористом?

— А с какими рассказами мы с вами уже знакомы?  
(«Живая шляпа», «На горке» , «Заплатка», «Как Незнайка сочинял стихи»)

— Некоторые из них вошли в сборник  «Фантазёры»  (показать) Можете взять в нашей  школьной библиотеке и почитать.


— А  ответьте мне: «Те  рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?»
(Добрые, смешные, весёлые)


-Прочитайте, что писал В. Катаев о рассказах Носова: «Они остросюжетные,  насыщенные комическими ситуациями. Главными героями рассказов Носова являются мальчики. Они несут в себе все черты нового человека, привычку изобретать, отсутствие умственной лени».

   «Носовские мальчики» оказываются сильнее свалившихся на них неудач. Они  изобретательные, энергичные, добрые, честные, немного самоуверенные. Из-за своей неопытности, самоуверенности, любопытства, мальчишеской поспешности часто они оказываются в «комических» ситуациях. Но в этих ситуациях они умнеют, растут, получают трудовые навыки. Становятся дружными, правдивыми, честными  и отзывчивыми.

— Так какие же эти Носовские мальчишки?

IV

— Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Посмотрите на экран (картинка «упавшая старушка»)

— Это смешно? А попавший в беду товарищ?

— Важно научиться видеть по настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей,  уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Вот  мы и будем учиться на уроке, различать смешное от несмешного.

— Откройте учебники стр. 164. С каким рассказом Н. Носова мы будем сегодня знакомиться? Встаньте те, которые не читали этот рассказ?

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

V   Знакомство с рассказом.

 — Давайте послушаем, что случилось с мальчиком Федей из рассказа «Федина задача» и проверим предположения ребят.

Помогать мне будут  (                                  ).   Остальные следят по тексту.

(Чтение в лицах подготовленных детей).

VI   Работа по прочитанному

— Что особенно понравилось, запомнилось при прослушивании рассказа?

— Почему Феде не удалось решить задачу?

  (отвлекался, мешал  телевизор)

— Как вы думаете, можно смеяться в этом рассказе над Федей?  Чтобы не попасть в такую ситуацию как Федя, мы не будем совмещать отдых с работой. Сначала  отдохнём,
а затем  продолжим работать. Встали.

                                                         Физминутка (слайд)

V Словарная работа.

— Найдите и объясните лексическое значение непонятных слов

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК – высокий служебный чин (должность) в России до революции.

ПОЛУДЁННОМ – в южном, полдневном. (тёплое)

—  Откройте стр. учебника 169, прочитайте первый вопрос.

— Давайте составим цепочку из самых интересных и смешных эпизодов и прочитаем их

VI

Ребята, почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача»?

(смысл в том, как Федя её решал)

—  Как  Федя вышел из ситуации с нерешённой задачей? Найдите и зачитайте.

— Сможет ли Юра растолковать  трудную задачу для Феди?

— А как бы вы помогли Феде  с задачей?

— А как лучше, дать списать или объяснить?

— А вы,  к кому  бы из одноклассников обратились за помощью?

— А скажите мне честно, ребята, бывает так, что, придя, домой, вы включаете телевизор и садитесь делать уроки?

— Что нужно для того, чтобы решить задачу? Любое домашнее задание?

(Тишина, внимание, знания, сосредоточенность, мышление)

— Сейчас вы ещё раз прочитаете этот рассказ. Так, как я буду задавать вопросы, а вы при ответе  должны показать хорошее знание текста.

 — Я смотрю, многие закончили. Проследим, как решал Федя задачу?

— Найдите условие и зачитайте. Какой был № задачи? (639)

—  Давайте, мы её сейчас соберём. (СЛАЙД)

   На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?

— Посчитайте, сколько раз  приступал Федя к чтению задачи? ( 9)

VI

 — А сейчас встаньте, подведём итог нашей работы.

— С каким рассказом Николая Носова вы сегодня познакомились?

— Кто был главный герой?
— Что бы вы посоветовали Феде?

— Что полезного для себя вы взяли из рассказа?

— Я вам предлагаю применить все эти советы и попробовать решить эту задачу дома.
Это и будет ваше домашнее задание. Прочитать текст и решить задачу.

— На протяжении нескольких уроков,  мы  учились не только читать, но и думать над прочитанным. Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

— Давайте выскажем своё отношение к творчеству Н Носова, продолжите запись.

Я люблю книги Н.Носова, потому что они    …

(интересные, загадочные, познавательные, поучительные, прикольные, добрые, смешные и т.д.)

Цели: 1. Расширить знания детей о жизни и творчестве Н. Носова, познакомить детей с
              новым рассказом, учить анализировать текст на примере рассказа Н. Носова;

          2. Развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, устную речь и
             мышление, чувство юмора, развивать правильное восприятие юмора;
         3. Воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных
              заданий.

Борисова Галина Николаевна
учитель начальных классов
ФОНШ № 4 г.п.Фёдоровский

Сургутского района

nsportal.ru

Конспект урок по литературному чтению на тему»: Н.Н.Носов «Федина задача»»(3 класс)

Конспект открытого урока литературного чтения,

проведенного в 3 классе для учителей школы и родителей учеников.

Тема: Н.Н.Носов «Федина задача».

Цель: Ознакомление с рассказом Н.Н.Носова «Федина задача»

Задачи урока:

1. Предметные:

-развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

— развивать умение определять тему, главную мысль произведения;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

— развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

— формировать умение работать в парах, группе;

— развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— формировать умения выполнять свои действия по образцу.

3. Личностные:

— формировать чувство сопереживания героям, чувство сострадания, милосердия.

— формирование умения адекватно оценивать свою работу.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (тест по рассказу М. М. Зощенко «Великие путешественники») . Взаимопроверка.

3.Знакомство с темой и целью урока.

О чём будет рассказ? Запишите своё предположение?

На доске

-Ребята, прочитайте пословицу на доске:

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

— Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Как вы думаете, почему урок я начала с этой пословицы?

4. Изучение нового материала.

а). Знакомство с творчеством Н.Н. Носова.

Слайд 3.

Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке Ирпень.

Отец был актёром эстрады, певцом. Мама была рукодельницей и певуньей. Они воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису. Когда подошло время учиться старшим детям, семья продала свой домик в Ирпене и переехала на съёмную квартиру в Киеве. Николай стал учиться в гимназии Стельмашенко.

Слайд 4.

Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду

с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала «Икс».

Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен.

В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве. Много лет Носов

работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов. После съемки в 1943 году нескольких учебных фильмов для Красной Армии он был награждён орденом Красной Звезды. В 1976 году Н. Носова не стало, но память о нём жива в его весёлых рассказах.

Слайд 6

По сценариям Н. Носова были сняты фильмы:

1. Дружок – 1958

2. Приключения

Толи Клюквина – 1964

3. Фантазеры — 1965

Слайд 7.

К 100 летию со дня рождения в ноябре 2008 года выпустили монету с изображением Н.Н.Носова.

— А сколько лет бы исполнилось писателю в этом году?

Слайд 8. Выставка книг.

Слайд. 9.

Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году.

Слайд 10.

Самая знаменитая книга — это конечно про Незнайку и его друзей.

Слайд 11.

Из какого рассказа эти диалоги?

— Она жи-жи-живая!

— Кто живая?

— Шля-шля-шля-па.

— Что ты! Разве шляпы бывают живые? (Живая шляпа)

Слайд 12.

— Давай веревку. – А ее нет, веревки.

— Где же она?

— Там.

— Где – там?

— Ну… В колодце.

— Так ты, значит, с веревкой ведро упустил?

— Ну да. (Мишкина каша)

Слайд 13.

А я раньше летать умел!

— А ну, полети!

— Сейчас не могу: разучился. (Фантазёры)

Угадай рассказ, отгадав загадку.

Слайд 14.

Не летает, не жужжит.

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Слайд 15.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Бобик в гостях у Барбоса)

Слайд 16.

На малину налетели,

Поклевать ее хотели,

Но увидели урода –

И скорей из огорода!

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки. (Огородники)

Слайд 17.

Поверну волшебный круг,

И меня услышит друг.

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь,

А слышно там. (Телефон)

Слайд 18. Литературная викторина.

  • Авт… Автомобиль.

  • Дру… Дружок.

  • Зап… Заплатка.

  • Зат… Затейники.

  • Огу… Огурцы.

  • Сту… Ступеньки.

  • Жив… Живая шляпа.

  • Тел… Телефон.

  • Фан… Фантазёры.

Слайд 19.

Словарная работа.

низким мужским голосом.

высокий служебный чин в дореволюционной России.

старинная мужская долгополая верхняя одежда.

быстрая.

Слайд 20.

Текст читает заслуженный артист Лев Дуров.

Проблемный вопрос:

-Почему Федя не мог решить задачу? (Федя имел плохую привычку – одновременно с выполнением домашних заданий, он любил смотреть телевизор)

— Нет ли среди вас таких детей?

5. Физкультминутка.(включается песня «В траве сидел кузнечик» из мультфильма «Приключения Незнайки», муз. В. Шаинского, слова Н. Носова.)

6. Осмысление. (чтение текста с остановками)

1)Чтение и анализ первой части (до слов: «и сел за стол … «)

-Откуда пришёл Федя? (с катка)

— Как понимаете выражение «по крайней мере, никто не будет мешать делать уроки?» (может быть сестра, брат)

— А что же сделал, Федя? (включил радио, решил делать уроки под музыку).

2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…»).

-Каким вы увидели Федю в этой части рассказа? (делает сразу несколько дел, не сосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки)

3) Чтение и анализ третьей части рассказа (до конца текста )

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши? (он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио)

— Почему Федя не смог решить задачу? (предположения детей)

-Чем заканчивается рассказ? (пошёл к другу)

7. Восстановление деформированного плана.

Слайд 21.

План:

(восстанови последовательность смысловых частей)

Из телевизора послышались звуки рояля.

Дома никого не было.

Федя отрегулировал телевизор.

Пойду лучше к Юре Сорокину.

Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала.

-Что увидели? (цитатный план)

-Соответствует ли план последовательности событий? (нет)

-Какое задание нужно будет выполнить? (восстановить план)

-Поработайте в группах.

Слайд 22.

План (который должен получиться):

1.Дома никого не было.

2.Федя отрегулировал телевизор.

3. Из телевизора послышались звуки рояля.

4. Он почесал кончик носа и принялся читать задачу сначала.

5. Пойду лучше к Юре Сорокину.

-Проверим по доске (на интерактивной доске появляется план)

8.Работа над текстом.

Слайд 23.

А). Выбери пословицу, которая подходит к рассказу:

1). Ум хорошо, а два лучше.

2). Делу время, потехе час.

3). Сделал дело, гуляй смело.

4). Какие труды, такие и плоды.

Б). Выборочное чтение.

-А сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? (2)

— Найдите и прочитайте строчки со словом «колокольчик». Кто автор этих строк?

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

утомительно гремит… (А.Пушкин «Зимняя дорога»)

*****************************************

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые? (А.Толстой «Колокольчики мои»)

В). Работа по иллюстрации.

— Можно ли догадаться по иллюстрации учебника, какую песню поёт певец?

— А можно подобрать к этому рисунку отрывок из рассказа?

— Внимательно посмотрите на рисунок и скажите, какие ещё ошибки допускает ученик.

Слайд 24. Выбери отрывок к иллюстрации.

Г). Чтение по ролям.

-автор

-Федя

-диктор

-певец

9. Проверка восприятия.

Определение главной мысли рассказа.

-Кому понравился рассказ? Чем?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

-Вернемся к пословице. Что можете сказать?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

— О чем вы задумались, прочитав рассказ?

10.Тест « Проверь себя»

1. Как звали главного героя?

А) Слава Б) Костя В) Федя

2. Откуда пришёл главный герой?

А) из школы Б) с катка В) из магазина

3. Сколько раз прочитал Федя задачу?

А) 6 раз Б) 5 раз В) 4 раза

4. Сколько концертных номеров прослушал Федя?

А) 6 Б) 7 В) 5

5. Какая фамилия была у друга?

А) Воронин Б) Рыбкин Сорокин

Ответы на тест

1.В

2.Б

3.Б

4.Б
5.В

11.Рефлексия.

— Чему нас учит это произведение?

— Как вы выполняете домашние задания? Есть у вас свой уголок, где можно спокойно готовить домашние задания?

— Итак, какую главную мысль рассказа мы с вами сегодня узнали, и какой вывод из этого можем сделать?

Вывод: делать два дела сразу – трудно, практически невозможно!

— Что должен научиться делать мальчик? Вы догадались?(научить себя создавать условия для выполнения домашнего задания)

— Что полезного для себя вы узнали из рассказа?( делая домашнее задание не надо включать телевизор, чтобы он нас не отвлекал, уроки надо готовить при полной тишине)

— А как автор относится к своему герою? Можно сказать, что он смеется над ним?(ответы детей: нет, он любит своего героя, а смеётся над чертами характера, особенностями: ленью, неумением… )

-А вам жалко главного героя рассказа?

— А когда нам музыка не мешает? ( На уроках физической культуры, технологии, во время спортивных соревнований).

— А какие большие спортивные мероприятия скоро пройдут в России? (27 универсиада состоится в Казани с 6 по 17 июля 2013 года, зимняя олимпиада в Сочи с 8. 02 по 22. 02 2014г.)

— Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное. Очень плохо, если ребенок смеется над попавшими в беду товарищами.

Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.

— Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории, читайте книги Н.Н.Носова.

Слайд 25 . Уходя с урока, выбери подходящий для своего настроения шарик.

Слайд 26. Поблагодарить детей за хорошую работу и пожелать хорошего настроения(подарить им весеннее солнышко).

12. Задание на дом: подготовить пересказ.

infourok.ru

Конспект урока по литературному чтению «Н. Носов. Федина задача» 3 класс

Тема урока: Н.Н.Носов «Федина задача».

Цели урока: образовательные:

— познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью Н. Н. Носова;

— формировать умение выделять в тексте наиболее выразительные эпизоды, называть действующих лиц, характеризовать их поступки через проблемную ситуацию;

-формировать умение читать текст по ролям;

-развивать навыки выразительного чтения;

— учить работать с текстом.

развивающие:

— развитие личностных качеств учащихся (логическое мышление, память, внимание) через реализацию средствами учебного предмета, умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; умение оценивать свои эмоциональные реакции на сатирические произведения.

воспитательные:

— развитие познавательного интереса к чтению как одного из факторов дальнейшего успешного обучения через содержание учебного материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

    Прозвенел и смолк звонок.
    Начинается урок.

А начнём мы его сегодня необычно.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.(Звучит песня «В траве сидел кузнечик».)

Кто автор слов всем вам известной песни?

Как зовут героя, который поёт эту песню?

2. Отгадайте загадку: (Слайд )

Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки, 
В городе Цветочном —
Главный хвастунишка.

Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут…. (-Незнайка.)

— Какие книги вы про Незнайку читали?

— А кто автор этих сказок ? .

3.Рассказ об авторе. (Слайды )

-Родился Носов на Украине в городе Киеве. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл в спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.

Носов был человеком необщительным, замкнутым. Он был удивительно деликатным, ранимым и даже неуверенным в себе. От природы обладал разнообразными талантами. О себе Николай Нико­лаевич написал: «В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся хи­мией и готовился к поступлению на химический фа­культет Политехнического института, потом пере­думал и поступил в Художественный институт, ра­ботал в кино, потом стал детским писателем».

Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы .

Подрастал сын и просил все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забав­ные рассказы.

Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное. Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым только предстояло ещё появиться.

Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

  1. Викторина .

-Какие книги, повести и рассказы Н.Н.Носова вы читали?

-Вот я сейчас и проверю, как вы хорошо знаете книги Н Носова.

Игра «Стол находок». ( Слайд)

— Кто здесь был и что оставил?

Учащиеся рассматривают предметы, определяют произведение.

1.Огурцы.(«Огурцы»)

2. Нитки и иголка («Заплатка»)

3.Телефон.( «Телефон»)

4. Кастрюля («Мишкина каша»)

5. Шляпа («Живая шляпа»)

6. Замазка ( «Замазка»)

Давайте отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.

( На доске…)

Авт…(Автомобиль) Ого…(Огородники)

Дру…(Дружок) Мет… (Метро)

Сту…(Ступеньки) Фан…(Фантазеры)

Кар…(Карасик) При…

Зат…(Затейники)

-Как можно назвать общим словом все рассказы Н. Носова? ( Юмористические.)

— Почему? ( весёлые, смешные, добрые)

А мы отправляемся снова в путешествие и узнаем о смешных произведениях что- то совершенно другое

  1. Путешествие тринадцатое. ( Понятия: юмор – сатира). ( На доске…)

Самостоятельное чтение текста. Беседа:

— Как ещё называли Н. Н. Носова?

— Кто такой сатирик? Чем похожи сатирические и юмористические произведения?

— Чем отличаются?

Физкультминутка.

  1. Сообщение темы урока. ( Слайд)

-Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Николая Николаевича Носова.

-Отгадайте Ачадаз анидеф («Федина задача») Мы будем не только работать с этим рассказом, но нам надо ещё определить жанр этого рассказа: юмористический он или сатирический.

  1. Работа над темой урока.

1. Прослушивание аудиозаписи. Первичное восприятие.

-Почему именно так называется это произведение?

— Давайте послушаем, что случилось с мальчиком Федей из рассказа Н.Носова «Федина задача». А вы услышите этот рассказ в исполнении народного артиста России Л. Дурова. ( Дети следят за чтением по учебнику)

— Понравился ли вам рассказ?

— Что особенно понравилось?

— Можно ли его считать смешным?

— Почему?

2. Словарная работа. ( Слайд)

— Прежде чем дальше работать с рассказом, уточним значение некоторых слов.

— Что, по вашему мнению, называют репродуктором? Чурбаном? Кафтаном?

Репродуктор – это радио

Чурбан – неповоротливый, тупой человек, болван. (разгов., бран.)

Кафтан – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Как вы думаете, что означает словосочетание «титулярный советник»?

Титулярный советник – это гражданский чин в царской России

А слово полуденный? (это полдень)

3. Отработка техники чтения. ( На доске…)

— Для правильности чтения и скорости прочитаем слова с доски:

От- ре-гу-ли-ро-вал — отрегулировал

ро- ко –чу –щим — рокочущим

ти- ту- ляр- ный — титулярный

по- на- до- би-лось — понадобилось

при- сту- ки- вать — пристукивать

5. Закрепление изученного материала.

1. Выборочное чтение.

— Найдите и прочитайте, что обрадовало Федю, когда он пришёл домой? (отсутствие мамы и сестры)

— Как он это объяснил? (никто не будет мешать делать уроки)

— Прочитайте, как он отнёсся к тому, что по телевизору будут передавать концерт по заявкам. («Концерт – это хорошо. Веселей будет делать уроки»).

— Найдите и прочитайте, как Федя знакомился с условием домашней задачи.

— Прочитайте, почему Федя решил обратиться за помощью к своему другу Юре? или

     Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитайте.

2. Выразительное чтение по ролям.

— Получилось ли у Феди решить задачу во время первой песни?

— Прочитайте этот отрывок самостоятельно и отметьте слова героев.

— Сколько действующих лиц в этом отрывке? (3)

— Назовите их (Автор, Федя, певец).

Читаем по ролям отрывок.

. Дифференцированная работа

 (Обучающиеся выбирают задание по желанию)

— Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение.

-Придать голосу окраску радости, удовольствия.
— Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

4. Вторичный синтез. Упражнение «Отзыв». ( Карточки на партах)

— У вас на партах лежат карточки. Дайте характеристику главному герою рассказа в этих карточках. (Работа в парах)

— Какую характеристику вы дали герою? Прочитайте.

   Что бы вы посоветовали Феде?

    Какие черты характера ему необходимо развивать?

 Как автор относится к герою своего рассказа? 

Посмеивается над ним? Осуждает его? Или помогает ему что-то понять?    

5. Итог урока. Работа с пословицами. ( Слайд)

— Что мешало Феде понять смысл задачи и решить её?

— Как номера концерта влияли на решение задачи?

— Какой фрагмент этого рассказа вам больше запомнился?

— Почему?

— Что вызвало смех?

Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

— Сейчас вам необходимо будет подобрать пословицу, из предложенных на доске, которая наиболее соответствует, на ваш взгляд, рассказу Н. Н. Носова. Свой выбор необходимо доказать.

( работа в парах)

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Делу – время, а потехе – час.

Друг познаётся в беде.

Какой же вовод можно сделать?

Вывод: делать два дела сразу – трудно, практически невозможно!

 

Чему учит рассказ Н. Носова? ( Слайд)

Какой это рассказ сатирический или юмористический?

Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – осмеивание с оттенком негодования. Кто может негодовать? Обижаться? Сердиться?

6.Домашнее задание. ( Карточки на партах)

7.Рефлексия .Оценивание учащихся ( Слайд)

Дополните предложения, дайте ответы на вопросы.

Сегодня я убедился, что …

Теперь я знаю, что …

Какое настроение у вас?..

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.