cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Какие виды речи бывают в русском языке 3 класс – Конспект урока 3 класс на тему » Наша речь. Виды речи»

Наша речь. Виды речи

Здравствуйте, друзья мои! Разрешите представиться. Я – профессор Грамматейкин.

Я очень счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом – изучением русского языка. Ведь он такой богатый, великий и загадочный. Можно всю жизнь изучать его и при этом постоянно узнавать что-то новое и неизведанное.

Сегодня я хочу предложить вам поговорить о нашей речи и её видах.

Посмотрите на эту девочку.

Видите, чем она занята? Вот она что-то пишет, говорит, о чём-то задумалась или мечтает.

Когда человек о чём-то думает, он как бы разговаривает сам с собой. Только эта речь не слышна окружающим, она внутри человека. И называется такая речь внутренней.

Как только мы начинаем вслух произносить наши мысли, речь из внутренней превращается в устную. Ну а если мы запишем какие-то мысли, то тогда уже эта речь становится

письменной.

К письменной речи, конечно, относится не только то, что написано ручкой на бумаге, но и то, что напечатано и можно прочитать.

Я думаю, вы догадались, что все эти три вида речи тесно связаны друг с другом.

Вот со мной в детстве произошёл такой случай. Однажды учительница предложила придумать и записать какую-нибудь юмористическую историю, а потом рассказать её в классе. Как я мучился! Ни одной мысли в голове не было. Моя внутренняя речь говорила только одно: «Ну что же придумать?»

Но потом в моей голове как будто сама по себе родилась маленькая история. Я её записал в тетради, а теперь хочу рассказать вам. Вот послушайте.

«Мы с друзьями решили устроить себе праздник. Но прежде захотели выяснить значение слова «праздник». Открыли словарь и прочитали, что кроме слова «праздник» есть ещё слова «праздный», «празден». Может быть, они родственные? А обозначают эти слова: ничем не занятый, проводящий время в безделье, ленивый.

Так тому и быть! Собрались вместе, уселись на диван и праздновали, то есть ничего не делали. И через некоторое время все заснули».

Нет, всё-таки слово «праздник» не является родственным словам «праздный» и «празден». Ведь, я думаю, никто не захочет так проводить праздники.

На празднике надо веселиться: играть, смеяться, петь и танцевать! Зато над нашим праздником от души посмеялись мои одноклассники.

Ребята, как вы думаете, какой вид речи мне понадобился для создания рассказа – внутренняя, письменная или устная речь? Конечно, все три! Ведь сначала я придумал рассказ, потом записал его, и затем рассказал!

А ещё я хочу обратить ваше внимание на слово, написание которого обязательно надо запомнить. Это слово – «

ПРАЗДНИК». Ох, сколько ребят допускали в нём ошибки. А всё потому, что буква Д вечно играет в прятки и молчит, когда мы произносим это слово.

Но вы-то, конечно, запомните, что в середине слова «праздник» стоит буква Д.

А если кто-то забудет, как пишется слово «праздник», вспомните слово «празден». Его хоть и не считают родственным, но всё-таки, согласитесь, что оно капельку подходит. Ведь в праздники большинство людей не работают и не учатся. Зато в слове «празден» звук Д отлично слышен. Но это будет нашим с вами секретом! ПразДник – празДен.

Ребята, в моём рассказе есть ещё одно мудрёное слово – ВМЕСТЕ.

Ну, во-первых, слово «вместе» пишется вместе, то есть слитно. А во-вторых, обратите внимание на последнюю букву этого слова. Это буква Е.

Вме-сте, вме-сте – в этом слове две гласные Е.

Но вернёмся к теме нашего урока –

видам речи. Друзья мои, я хочу вам посоветовать: прежде, чем что-то сказать, обязательно надо продумать, о чём вы будете говорить. Иначе получится так, как у моего соседа Васи. Как-то раз он решил рассказать мне о том, какой интересный фильм недавно посмотрел. И вот что я услышал от Васи:

«Представляете, этот… ну супергерой… он его как…, а этот ему бабах…, а тот его. А потом они как начали… Эх, отличный фильм я посмотрел. Правда?».

Честно говоря, я ничего не понял из рассказа Васи. А вы?

А всё потому, что Вася не продумал, о чём и как ему надо говорить. И речь его получилась бессвязной – одни эмоции и никакого смысла.

О том, как построить свою речь красиво и правильно, так, чтобы окружающие хорошо понимали, о чём вы хотите рассказать, мы обязательно поговорим на одном из следующих уроков. А теперь пришло время подвести итоги этого урока.

Я надеюсь, вы не забудете:

Речь бывает внутренняя, устная и письменная.

И закончить нашу встречу сегодня я хочу мудрыми русскими пословицами:

Хорош праздник после трудов праведных.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Мне бы хотелось, чтобы вы применили все три вида речи – записали эти пословицы и подумали, а потом рассказали, какой смысл в них заключается.

И, конечно, не забудьте, как пишутся слова «ПРАЗДНИК» и «ВМЕСТЕ».

А я прощаюсь с вами, друзья мои, и хочу пожелать вам успешной работы.

videouroki.net

Конспект урока по русскому языку на тему «Виды речи» (3 класс)

Разработала: Маслова Елена Николаевна,

учитель начальных классов.

Тема: Наша речь. Виды речи

Цели:

формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Что такое речь?

— Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите учебник.

— Как он называется?

— Кто автор этого учебника?

— Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

— На с. 159 прочитайте содержание.

— Какой справочный материал есть в учебнике?

Упр. 1 (с.6).

Прочитайте стихотворение.

— Назовите тему стихотворения. (1 сентября)

— А какова главная мысль текста: (Школа — к знаниям дорога.)

— Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)

Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

— А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)

А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте пословицы.

— Объясните их смысл.

— Какую речь вы бы назвали хорошей

— Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово

Мои друг, подумай не спеши.

Оно бывает то сурово

То рождено теплом души

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

— Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 4 (с. 7).

— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

— А дома я вам предлагаю записать свой текст.

2. Работа со словами из словаря

— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)

— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

— Объясните смысл выражений.

• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)

• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)

VI. Рефлексия

— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.

• Чтобы сообщить что-то другим людям.

• Чтобы выражать свои мысли.

• Чтобы люди общались друг с другом.

• Чтобы слова были связаны друг с другом.

• Чтобы обдумывать свои мысли.

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Какие виды речи вы знаете?

Домашнее задание

Упр. 4 (с. 7).

infourok.ru

Урок по русскому языку на тему «Виды речи. Речь, её назначение. Речь

Урок по русскому языку для 3 класса

Автор: Беляева Марина Александровна, учитель английского языка и начальных классов.

УМК: Школа России.

Тема: Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.

Цели урока: формирование умения распознавать виды речи, развитие устной речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать язык и речь, анализировать высказывания о русском языке.

Оборудование: новые учебники, рабочие тетради.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент.

1 мин.

— Итак, все встаньте у своих парт и посмотрите всё ли вы достали: учебник, рабочую тетрадь, дневник, пенал. Здравствуйте, дети.

Дети кивают головой.

2. Самоопределение к д-ти.

5 мин.

— Кто знает, что такое речь? Какие виды речи бывают?

— Сегодня мы с вами будем говорить о видах речи.

— Откройте учебники на с.5. Давайте прочитаем, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

— Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

3. Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

15 мин.

— Рассмотрите учебник. Как он называется?

— Кто автор этого учебника?

— Рассмотрите условные обозначения на с.4.

— На с. 159 прочитайте содержание.

— Какой справочный материал есть в учебнике?

— Открываем рабочие тетради. Записываем аккуратно число, классная работа. Сейчас мы с вами выполним упр. 1, на стр. 6. …, прочитай выразительно стихотворение. Назовите тему стихотворения.

А какая главная мысль текста? Теперь, запишите посередине упражнение 1 и спишите любое четверостишие.

Упр. 2, с. 6

Итак, речь бывает устная и письменная.

— Какую речь мы называем устной?

— Какую речь мы называем письменной?

— А какую речь называют внутренней?

— А легко ли говорить?

— О чём мы сегодня будем говорить?

— Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т.е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи – ораторы, рассказчики.

— Русский язык.

— Канакина, Горецкий.

— Первое сентября.

— Школа – к знаниям дорога.

— Ту, которую мы произносим и слышим.

— Ту, которую мы пишем и читаем.

— Ту, когда мы обдумываем.

— О видах речи.

4. Физминутка.

1 мин.

— Каждый день по утрам делаем зарядку. (Ходьба на месте.) Очень нравится нам делать по порядку: весело шагать (ходьба), руки поднимать (руки вверх), приседать и вставать (приседания 4 раза), прыгать и скакать (5 прыжков).

Дети выполняют физкультминутку.

5. Закрепление изученного материала.

1) Работа по учебнику. 5 мин.

2) Работа со словами из словаря.

15 мин.

Упр. 3, с. 7.

Читаем пословицы и объясняем смысл.

— Какую речь вы бы назвали хорошей?

— Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

— Запишите посередине упражнение 3 и спишите любую пословицу.

— Составьте слова из данных букв.

ЗДАПНИКР ТЕВМЕС

— Запишите слово праздник в тетрадь и пропишите это слово до конца строчки.

— Запишите слово вместе в тетрадь и пропишите это слово до конца строчки.

— Запомните, как пишутся эти словарные слова.

— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

— Кто может объяснить смысл выражения: Будет и на нашей улице праздник.

Упр. 4, с.7

— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

— Составьте небольшой текст к данному рисунку устно.

— А дома вам надо будет записать рассказ к рисунку в тетрадь и озаглавить рассказ. Заглавие будет таким: «День Знаний».

— Праздник, вместе

— У нас был праздник вчера. Мы поём песню вместе.

— И для нас наступит радость, торжество.

Ответы детей.

6. Рефлексия.

— О чём мы сегодня говорили на уроке?

Ответы детей.

7. Итоговый этап.

  1. Подведение итогов.

2 мин.

  1. Выставление оценок.

2 мин.

  1. Домашнее задание.

1 мин.

— Какие виды речи вы знаете?

Я выставляю каждому ребёнку оценку за активную и результативную работу на уроке.

Открываем дневники и записываем д.з. Упр. 4, с.7., РТ с.3 №1, 2, 3. (Я объясняю д.з.)

Ответы детей.

Дети записывают домашнее задание.

8. Прощание.

Урок окончен. Спасибо за внимание!

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Наша речь. Виды речи» (3 класс)

Тема: Наша речь. Виды речи

Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Что такое речь?

— Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите учебник.

— Как он называется?

— Кто автор этого учебника?

— Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

— На с. 159 прочитайте содержание.

— Какой справочный материал есть в учебнике?

Упр. 1 (с.6).

Прочитайте стихотворение.

— Назовите тему стихотворения. (1 сентября)

— А какова главная мысль текста: (Шкода — к знаниям дорога.)

— Выполните письменное задание к упражнению (Взаимопроверка.)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)

Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

— А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумываем.)

А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

Прочитайте пословицы.

— Объясните их смысл.

— Какую речь вы бы назвали хорошей

— Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово

Мои друг, подумай не спеши.

Оно бывает то сурово

То рождено теплом души

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку превратить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

— Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 4 (с. 7).

— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

— А дома я вам предлагаю записать свой текст.

2. Работа со словами из словаря

— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)

— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

— Объясните смысл выражений.

• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость, торжество.)

• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)

VI. Рефлексия

— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответ и объясните свой выбор.

• Чтобы сообщить что-то другим людям.

• Чтобы выражать свои мысли.

• Чтобы люди общались друг с другом.

• Чтобы слова были связаны друг с другом.

• Чтобы обдумывать свои мысли.

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Какие виды речи вы знаете?

Домашнее задание

Упр. 4 (с. 7).

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку «Наша речь. Виды речи» (3 класс, «Школа России»

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Четко, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Индивидуальная.

Практический. Письмо

Лл Лл Лл…

Аа Аа Аа …

Мм Мм Мм…

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное написание

III. Самоопределение к деятельности

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Что такое речь?

Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры. Сформулируйте тему урока.

Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

Беседа по вопросам

V. Работа по теме урока

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Работа по учебнику

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью

Упр. 1(с. 6)

Выполняют задания по образцу.

Выполняют письменное задание к упражнению

Беседа по вопросам, письмо,
правило

В парах.

Словесный,
практический. Чтение, беседа

упр. 2 (с. 6)

Отвечают на вопросы, приводят свои примеры.

Беседа по вопросам, упражнение, пра-
вило

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

упр. 3 (с. 7)

– Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

Выполняют письменное задание учебника.

Объясняют смысл пословиц

Упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический

По выбору учащихся

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение дви-
жений

Фронтальная,

Словесный,
наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо

4 (с.7)

Составляют небольшой текст к рисунку

Развитие речи

Упраж-
нение,
правило

VI. Словарная работа

Фронтальная,

индивидуальная.

Словесный,

практический.

Чтение, беседа,

письмо

Праздник, вместе

Объясняют значения слов и написание орфо-грамм.

Задание на перенос слов

Беседа по вопросам, письмо

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Индивидуальная.

Словесный.

Беседа

Для чего нужна человеку речь?

Какие виды речи вы знаете?

Оцените свою работу на уроке.

Один ученик пишет на откидной доске.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Самопроверка.

VIII. Домашнее задание.

Упр. 4 (с. 7)

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение

учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответству-

ющие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

infourok.ru

Виды речи в русском языке. Виды и стили речи

Речь — это форма общения, которая сложилась между людьми уже очень давно. В каждом языке она отличается особенной спецификой и определёнными правилами. И чтобы грамотно говорить и излагать свои мысли, необходимо знать, какие существуют виды речи в русском языке.

Внешняя речь

Существует расширенная классификация, а есть и минимальная. Хотелось бы уделить внимание первым делом второй из перечисленных. Итак, это внешняя речь и внутренняя. Что относится к первой? Она включает в себя такие виды речи в русском языке, как устная (монологическая и диалогическая) и письменная. Всем известно, что такое диалог — это общение между собой нескольких или же двух человек. А монологическая речь представляет собой изложение информации только одним лицом. Кстати, всё это — также виды прямой речи. Ведь изложение ведётся от первого лица, а не пересказом. И, наконец, пару слов о письменной речи. Это также разновидность монолога, только чуть более развёрнутая. Обуславливается это тем фактом, что здесь отсутствует обратная связь с оппонентом.

Внутренняя речь

Это совершенно особенный вид. Внутренняя речь является своеобразной фазой планирования, причем как в теоретической, так и в практической деятельности. Именно по этой причине для нее являются характерными такие признаки, как отрывочность и фрагментарность. Но в то же время совершенно отсутствуют какие-либо недоразумения, которые иногда могут появляться в процессе восприятия ситуации. Чтобы перейти от внутренней речи к внешней, надо постараться как можно более понятно развернуть тему, чтобы она была понятна собеседнику.

Современный литературный язык

Основа любой культуры — это литературный язык. Говоря про виды устной речи, нельзя обделить его вниманием. Именно он является высшей формой проявления культуры. Литературный язык впитал в себя всё самое лучшее от многообразного русского языка, и несмотря на то что с течением времени он меняется и будет продолжать претерпевать изменения, всё его богатство — синтаксические конструкции, обороты и слова — всё это продолжит существовать и дальше. Что можно сказать о литературном стиле речи? Пожалуй то, что он очищен от просторечий, диалектов и жаргона. Отсутствуют случайные, неграмотные и временные слова — в литературном языке действуют лишь самые ценные нормы. Хотя, если говорить о современности, то справедливости ради стоит отметить, что он приобрел определенную многофункциональность. Литературный язык стали использовать практически во всех сферах деятельности (как в общественной, так и в индивидуальной) — для освоения опыта, передачи тех или иных данных, выражения чувств и эмоций. Сегодня литературный стиль речи наиболее часто употребляют представители таких сфер деятельности, как СМИ (телевидение, радио и печатные издания), кино, законодательство и образование.

Разговорный стиль

Он занимает особое место в такой классификации, как виды речи в русском языке. На это есть масса причин. Во-первых, он встречается в нашей жизни чаще всего, поскольку используется в абсолютно разных видах повседневных бытовых отношений. Разговорная речь занимает важное место в жизни людей. Ведь это стиль речи, который используется нами ежедневно. Для разговорного стиля речи первым делом свойственна непринужденность. От книжно-письменного языка его отличает как форма (здесь действует диалогическая устная речь), так и специфические черты. Разговорному стилю свойственна некая простота, неподготовленность и непосредственность. Здесь нет какой-либо нормализации, однако присутствуют некоторые нормы, распространяющиеся на способ общения с теми или иными людьми. Это можно заметить, если сравнить разговор близких друзей и семейную беседу за столом.

Формы

Несколько слов следует сказать и о том, какими бывают по форме виды речи в русском языке. Первым делом стоит отметить говорение, то есть, если выражаться научно, отправление звуковых сигналов с целью передачи информации. Второй вид — это слушание, восприятие этих данных и их осознание. Третий тип — письмо, то есть способ передачи информации графическими символами. И, наконец, чтение — воспроизведение написанного. Также стоит сказать и об основных элементах техники речи. В первую очередь это дикция. Также важны правильные навыки голосового образования. И, наконец, речевое дыхание (фонация). Всё это в совокупности влияет на образование грамотной речи. К тому же человека, владеющего всем вышеперечисленным, можно проще и быстрее понять.

Научный стиль речи

Также играет огромную роль в сфере коммуникаций и общения. Его основой является письменная форма речи. Ведь научный стиль используется преимущественно для того, чтобы донести информацию до людей в процессе публичного выступления официального характера, для защиты диссертаций, докладов и других письменных работ, на конференциях и т.д. То есть, в отличие от разговорной речи, подобные выступления планируются и, соответственно, для того чтобы продемонстрировать действительно хорошее владение материалом, делаются определённые записи. Использование письменной формы, на самом деле, даёт возможность тщательнее обдумать информацию, исправить или дополнить её, поработать над выступлением. Всё это в совокупности способствует развитию мышления и применению намного более сложных языковых конструкций. Этим, собственно говоря, и отличается письменная речь от устной. К тому же всяческие незаконченные конструкции, нелогические фразы и повторы в таких случаях были бы стилистической ошибкой.

Выражение мыслей на письме

Все виды речи в русском языке отличаются своей спецификой, историей и особенностями. Это следует помнить, изучая данную тему. Виды письменной речи также играют немаловажное значение в формировании современного русского языка. Ведь неотъемлемая часть межличностного общения — это формулировка цитат и пересказ увиденных где-либо текстов. История письменности донесла до нас три типа письменной речи. Первый — это пиктографическое письмо, обозначавшее выражение мыслей при помощи рисунков и схем. Следом была идеография — она и по сей день применяется в нашей жизни, только в китайской письменности. И, наконец, наиболее распространенный вид — это речевое письмо. Здесь всё просто — человек записывает то, что слышит и произносит.

Публицистика

Говоря про виды устной речи, нельзя не отметить вниманием эту тему. Ещё одним часто встречающимся стилем является публицистический. Он используется для того, чтобы грамотно сообщить людям какие-либо данные и воздействовать на них с целью убеждения или побуждения к осуществлению тех или иных действий. Не все личности способны подать информацию таким образом, для этого необходимы определённые черты характера, идеальное владение всеми стилями речи, психологические навыки и, возможно, дар убеждения. Публицистический стиль используется преимущественно в СМИ. Сегодня можно найти огромное количество произведений, написанных таким образом — это разнообразные очерки, фельетоны, доклады, заметки и статьи. Кроме того, многие ораторы и докладчики используют публицистический стиль для представления своего материала. Однако здесь нужно чувствовать тонкую грань. Ведь публицистический стиль — это нечто среднее между научным, официально-деловым и разговорным.

Перечень стилей

Для лучшего усвоения материала обычно составляется либо список, либо таблица. Стили речи также можно запомнить таким способом. Самые употребляемые и распространённые — это научный, публицистический, официально-деловой, разговорный и художественный. Подобная таблица стили речи представляет наглядным образом, а если её расширить, дополнив сведениями о сферах применения, характерных чертах и жанровых особенностях, то получится овладеть темой сполна. То, как её обычно оформляют, можно показать на примере двух описанных выше стилей.

Стиль

Функции

Сфера употребления

Жанры

Характерные черты

Особенности стиля

Научный

Сообщение и объяснение научных фактов и сведений.

Официальная обстановка..

Доклад, научная статья и научно-популярная литература.

Точность, обобщение, логичность и объективность.

Термины, преобладание безличных и сложных предложений, повтор ключевых слов.

Публицистичекий

Воздействие и сообщение.

Политические, культурные и общественные отношения.

Интервью, репортаж, очерк, фельетон, газетная статья, речь.

Эмоциональность, призывность, оценочность, общедоступность, логичность.

Разговорные и просторечные слова, вводные конструкции и слова, фразеологизмы.

Вообще, надо сказать, языку учатся с самого детства и совершенствуют его в течение своей жизни. Сначала идут виды связной речи, которым важно обучить ребёнка в самом юном возрасте, затем — более сложные темы. Особое внимание этому следует уделять в школе. Русски язык (4 класс) — это один из самых важных предметов. Необходимо изучать его, поскольку правильное владение речью в любом случае понадобится детям в будущем. Школьная программа довольно сложная, она включает в себя изучение орфографии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, семантики и многое другое. Однако следует помнить о том, насколько разнообразен наш русски язык. 4 класс, средняя школа или выпускные годы — этот предмет необходимо изучать всегда, развивая и совершенствуя свои навыки.

fb.ru

Типы речи в русском языке

Типы речи в русском языке

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:

повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Про стили речи можно почитать в другой статье. А сейчас рассмотрим по отдельности каждый тип.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.  
     Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

 Примеры описания в научном и художественном стиле.
         1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

         2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

         Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

         В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.      Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

         Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
         Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

         Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение.

         Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:
         Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий — идущий впереди.

         Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).     Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.
Также смотрите статью об описании, повествовании и рассуждении. 


Речь: виды и формы речи

Человеческий язык существует в виде отдельных языков — русского, английского, китайского и многих других. Ну, а в каком виде существует каждый отдельный язык? Конечно же, не в виде составленных учеными словарей и грамматик. Ведь словари и грамматики составлены далеко не для всех языков. Там же, где они составлены, даже лучшие из них дают, очевидно, лишь более или менее приближенное и далеко не полное отражение того, что существует в языке объективно, т. е. независимо от описывающих его ученых. Можно сказать, что язык существует в сознании его носителей. Но и такой ответ не может удовлетворить нас. Подумаем, как возникает язык в сознании каждого отдельного человека. Мы уже говорили, что он не является «врожденным», переданным по наследству. Термин «родной язык» не значит «врожденный», а значит только «усвоенный в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает, безусловно, «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства пользоваться и сам данный человек. И, с другой стороны, язык постепенно забывается, а в конце концов и начисто исчезает из памяти (даже и родной язык), если человек почему-либо перестает им пользоваться. Из всего этого явствует, что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Различают две формы речи:

устная речь;

письменная речь.

Видами речи являются:

  • говорение — отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

  • слушание — восприятие звуковых сигналов и их понимание;

  • письмо — использование видимых графических символов для передачи сообщения;

  • чтение — восприятие графических символов и их понимание.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *