cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Как найти главные чл предложения 3 класс – Тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему: Карточки по русскому языку 3 класс | скачать бесплатно

«Главные члены предложения» 3 класс

Просмотр содержимого документа
«»Главные члены предложения» 3 класс»

Урок 26
Главные члены предложения

Цели: отработать алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого; коллективно вывести правило.

Ход урока

I. Чистописание.

Рр Рр рл ре ру

Родина любимая, словно мать родимая.

II. Изучение нового материала.

1. Коллективное обсуждение нового правила.

На доске записаны предложения:

Миша рисует фломастерами.

На кухне закипел чайник.

Оля рассматривает альбом с фотографиями.

Учитель. Найдите в предложениях слова, без которых они не смогут существовать. Поставьте к этим словам вопросы.

– Как называются слова, без которых предложение не сможет существовать? (Главные члены предложения.)

Прочитайте, что нужно запомнить о главных членах предложения (учебник).

– Что в предложении выражает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? Как подчеркивается?

– Что называет сказуемое? На какие вопросы отвечает сказуемое?

Найдите в наших предложениях подлежащее и сказуемое. Подчеркните их.

2. Отработка алгоритма нахождения главных членов предложения.

1) Чтение учащимися алгоритма «Как находить подлежащее и сказуемое, то есть грамматическую основу предложения» (учебник).

2) Применение алгоритма при выполнении упражнения 1 устно (учебник).

Физкультминутка

III. Закрепление нового материала.

1. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» (учебник).

Учитель. Узнайте о происхождении слов подлежащее и сказуемое. Кем были введены эти понятия в русский язык?

2. Выполнение упражнения 2 (учебник).

Задание: найдите подлежащее и сказуемое в каждом предложении. Запишите грамматические основы в тетрадь. Подчеркните их.

В конце работы проводится коллективная проверка. Учащиеся объясняют ход своих действий по алгоритму.

Образец. В предложении (Солнце закатилось за дальний бугор) сначала нашли слово, которое называет то, о чем в нем говорится (солнце). Потом поставили к нему вопрос

(что?). Так определили, что это подлежащее. Затем нашли слово, которое называет, что делает солнце. Проверили, что это слово отвечает на вопрос (что сделало?) (закатилось). Грамматическая основа – солнце закатилось.

IV. Итог урока.

– Какой член предложения означает «лежащий» в основе предло-
жения?

– Какой член предложения означает то, что «сказано о подлежащем»?

Домашнее задание: выпишите из стихотворений об осени 4–5 предложений, выделив в них грамматическую основу.

multiurok.ru

«Главные члены предложения», 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Задачи  урока:

  • введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»;
  • отработка  алгоритма  поиска  главных  членов  предложения;
  • развитие  орфографической  зоркости  учащихся,  внимания,  памяти,  мышления;
  • воспитывать аккуратность,  любознательность,  любовь  к  природе.

Оборудование:  карточки-перфокарты   для  индивидуальной  работы  учащихся,  тетради, шишки-жетоны,  учебник «Русский  язык» (авт.- С.В. Иванов), карточки-рисунки  с  заданиями,  таблица  с  алгоритмом  разбора  предложения.

Ход  урока

I. Оргмомент

Проверь,  дружок,
Готов  ли  ты  начать  урок?
Все  на  месте, все  в  порядке:
Книги,  ручки  и  тетрадки?

II. Сообщение  цели  урока

У.- Ребята, сегодня  почтальон  принес  письмо. Я  его вам  прочитаю –

Здравствуйте, ребята!
Я  приглашаю  вас  в  лесную  школу.
Помогите  мне  объяснить  зверятам  новую  тему.
С  уважением…

У.-  К  сожалению,  рисунок автора  разорван  на  части.

Мы должны  его  собрать. На  обратной  стороне  каждой  части  рисунка  написаны  вопросы.

Если  вы  правильно  на них  ответите, то  узнаете, кто  отправил  письмо  и  просит  помощи.

За  правильные  ответы  будут  даны  шишки-жетоны.

III.  Повторение  изученного  материала

(Дети поочередно  выбирают  части  рисунка  и  отвечают  на  вопросы)

1-ая  часть =    

Как  на  письме  отделяется  одно  предложение от  другого?

Д.-  Первое  слово  в  предложении  пишется  с  большой  буквы, в  конце  предложения  ставится  точка,  вопросительный  или  восклицательный  знак,  может  быть  и  многоточие.

2-ая  часть =  

Приведите  примеры  повествовательного,  вопросительного,  восклицательного  и  побудительного  предложения.

(Дети  приводят  свои  примеры )

3-я  часть =  

Как  пишутся  имена  и  фамилии  людей, клички  животных?

Д.- Имена, фамилии, клички, города
      Все  с  заглавной  буквы  пишутся  всегда.
      Начинает  буква  важные  слова:
      Иванова  Анна,  Волга  и  Москва.

 4-ая  часть =  

 Как  обозначаются  звуки  на  письме?

Д.- Звуки  на  письме  обозначаются  буквами.

У.- Какие  бывают  звуки?

Д.- Гласные  и  согласные.

У.-  Как  отличить  гласный  от  согласного?

Д.- Воздух  свободно  идет  через  рот,
      Нет  препятствий  разных.

      Голос  участвует, голос  зовет —
      Звук  получается  гласный!

5-ая  часть = 

Как  отличить  согласный звук  от  гласного?

Д.-   А  согласные  согласны
        Шелестеть, шептать, скрипеть,
        Даже  фыркать  и  шипеть,
        Но  не  хочется  им  петь!

6-ая  часть = 

Как  пишутся  сочетания
ЖИ – ШИ,  ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ?

Д.-  В  сочетаниях ЖИ – ШИ
       Только  «И»  всегда  пиши!

       В  сочетаниях ЧА – ЩА
       Пишем  только  букву  «А»!
       В  сочетаниях ЧУ – ЩУ 
       Пишут  только  букву  «У»!

7-ая  часть = 

Как  пишутся сочетания ЧК и ЧН?

Д.-  Козочка, горочка,
      Тридцать  три  пригорочка!
      Ой, ЧК! ЧК! ЧК!
      Кочка, почка,  звездочка.
      Срочный, уличный, ночной.
      Точный, шуточный, речной.
      Знаем  мы  наверняка,
      Где  ЧН, а где  ЧК.

Эти  сочетания  пишем  без  мягкого  знака.

(По  мере  ответов  на  вопросы  учителя  на  доске  складывается  рисунок  медведя)

У. Кто  изображен  на  рисунке?

Д.- Медведь.

У.- Мишка  косолапый
В  школу  к  нам  пришел.
Объяснить зверятам  тему
Просит  он.

IV. Объявление  темы  урока

У. А  тема  урока – «Главные  члены  предложения».    Отправляемся  в  Лесную  школу.

У.- Вот  так  чудо  из  чудес:
Мы  попали  с вами  в  лес.
У  зверят  идет  урок.
Медведь – учитель  очень  строг.

1. Минутка  чистописания                                              

У.- Итак, мы  попали  с  вами  в  лес.                                                   

Сегодня  в  чистописании  мы  пропишем  букву, которая  соответствует  первому  звуку  в  слове 

ЛЕС.                             

Дети  записывают:

Лл   лл   лл   лл
Лес   лесок    лесная   лесник

У.- Что  объединяет  эти  слова?

Д. Корень, общий  смысл.

У.- Какое  слово  является  проверочным  для  всех  слов?

Д.- Слово  «лес».

У.- Какое  слово  «лишнее»? Почему? Разберите  это  слово  по  составу.

Д.- Это  слово  «лесная». Все  имена  существительные, а это —  имя  прилагательное.

У. — Молодцы! Вы  справились  с  этим  заданием.

У. — А  теперь  составим  предложение  с  одним  из  этих  слов.

(Лучшее  предложение  записывается  в  тетрадь)

2. Работа  над  темой  урока

У.- Рассмотрите  картинку.  Кого вы  видите ?

Д.- Медвежонка.

У.- Составьте  предложение  со  словом  «медвежонок».

Д.- «Медвежонок  ест мед».

У.- Представьте, что из  предложения  выпало  первое  слово. Что получилось?

Д.- «Ест  мед».

У.- Про  кого  мы  не  смогли  узнать?

Д.- Про  того, кто  ест.

У.- Нравится  вам  такое  предложение?

Д. — Нет.

У.- А  теперь  из  предложения  выпало  второе  слово. Что  получилось?

Д.- «Медведь мед».

У.- О  чем  не  узнали?

Д.- Что  делает  медведь.

У.- Из  предложения  выпало  третье  слово. Что  получилось?

Д.- «Медведь  ест».

У.- Можно  назвать  это  предложением?

Д.- Да!

У.- Верно, это — предложение. Слова,  которые  входят  в  это  предложение, называются  главными.  Без  них, как  вы  сейчас  убедились, предложение  не  получится.

Прочитаем  правило  на  стр.50 -51  учебника  о  главных  членах  предложения.

(Дети  читают  правило  сначала  про  себя,  затем  вслух  хором)

У.- Так  без  каких  слов  не  может  существовать  предложение?

Д.- Без  подлежащего  и  сказуемого.

У.- Какое  второе  название  есть  у  главных  членов?

Д.- Грамматическая  основа.

У.— На  стр. 51 учебника  прочитаем  алгоритм  нахождения главных  членов  предложения.

Как  находить  подлежащее  и  сказуемое,
то  есть  грамматическую  основу  предложения

  1. Найди  слово,  которое  называет  то,  о  ком или  о  чем  говорится  в  предложении.
  2. Проверь,  отвечает  ли  это  слово  на  вопросы  КТО?  или  ЧТО?
  3. Найди  слово,  которое  называет,  что  делает  или  каков  тот,  о  ком  сообщается  в  предложении.
  4. Проверь,  отвечает  ли  слово  на  вопросы  ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? КАКОВ?

(На  доске  вывешивается  таблица  с  алгоритмом)

(Дети  вместе с  учителем  разбирают  предложения синтаксически)

Физминутка:

Руки  подняли  и  покачали –                          
Это  деревья  в  лесу.
Руки  согнули, кисти  встряхнули –
Ветер  сбивает  росу.
В  сторону  руки, плавно  помашем –
Это  к  нам  птицы  летят.
Как  они  тихо  садятся
Покажем –
Крылья  сложим  назад.

V. Закрепление  изученного  материала

1.  У.— Выполним  упражнение  №  1 (стр. 52)  учебника. Надо  письменно  ответить  на  вопросы  и записать  предложения, а  потом  найти  и  подчеркнуть  в  них  подлежащее  и  сказуемое.

Например:  «Рыба  водится  в  реке»

Д.- В предложении  говорится  о  рыбе.

(Кто?) рыба – это  подлежащее, подчеркиваем  одной  линией.

Рыба (что  делает ?) водится – это  сказуемое, подчеркиваем  двумя  линиями.

У.- Вы отлично  справились  с  этим  заданием. Я  думаю,  ученикам  лесной  школы  все  стало  ясно  и  понятно, как  находить  главные  члены  предложения.

2.  У.- А  сейчас  выполните  упр. № 2 (стр. 52)  учебника. Нужно  найти  в  предложениях  грамматическую  основу  и  записать  в  тетрадь.

(Дети  выписывают  самостоятельно)

Солнце  закатилось.  Тени  легли.
Ежиха  вылезла.  Ежата  показались.

(Взаимопроверка  тетрадей)

3.  Самостоятельная  работа

Зверька  узнаем  мы  с  тобой
По  двум  таким  приметам:
Он  в  шубке  серенькой  зимой,
А  в  рыжей  шубке  летом.

У.- Отгадайте  загадку:    

Д.- Это — белка.

У.- Правильно. Она  принесла  вам  задание.

(Учитель раздает  учащимся  индивидуальные  перфокарты,  на  которых  надо определить и   подчеркнуть   главные  члены  предложения)

(Проверка  правильности выполнения  задания  учениками-консультантами)

VI.  Итог  урока

У. Вот  и  закончился  урок  в  лесной  школе. Сейчас  мы  узнаем  самого  прилежного  ученика.

(Подсчет  шишек  и  выставление  оценок)

У. Чему  вы  научились  на  уроке?

Что  понравилось  на  уроке?

17.03.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок русского языка 3 класс Главные члены предложения

Конспект урока русского языка

Тебенькова Маргарита Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «Кувинская СОШ»

Класс:

Предмет: русский язык. УМК 2100 Бунеев Р.Н.

Тема урока: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Этап обучения по данной теме — начальный

Цель урока: создание условий для исследовательской деятельности учащихся по нахождению грамматической основы предложения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: технология деятельностного метода, технология проблемного диалога, технология развития критического мышления.

Вид урока: урок-исследование с решением проблемно-познавательных задач

Оборудование: компьютер, карточки, картинки- цветочки для самооценки.

Прогнозируемый результат:

Предметные:

учащиеся научатся находить подлежащее и сказуемое в предложениях;

— объяснить расхождение звучания и написания слов;

— находить слова, требующие проверки;

— использовать алгоритм проверки парных согласных в середине слова;

— сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом слове.

Метапредметные:

• умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

• умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

• умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Ход урока

  1. Мотивация к деятельности. Слайд 1.

Звенит звонок весёлый

Настал открытый срок

К познаниям готовы?

Тогда начнём урок!

Лопнули почки на вербах, куры греются на припёке. В саду, из разогретой земли лезет травка, лужайки покрываются жёлтыми звездочками.

-Скажите, о каком времени года идёт речь? ( О весне. Слайд 2)

Весна пришла, природа просыпается. Люди говорят: весна – утро года.

— Что же такое весна для вас?

II. Актуализация знаний Слайд 3.

Прочитайте надпись со слайда: Белые подснежники расцвели на полянке.

— Что мы прочитали? (Предложение)

— Ребята, поговорим о предложении. (Работа в парах. Убираем «лишнее».)

На ваших партах есть конверты. Найдите «ключевое» слово «предложение» и признаки предложений. (На карточках даны признаки: состоит из слов; в конце стоит точка; можно разделить на слоги; слова связаны по смыслу; бывают ударные и безударные; выражает законченную думу.)

Проверка.

— Каким является предложение по цели высказывания? (Повествовательное)

— Сколько слов в предложении?

— Есть ли среди них главные слова, без которых не обойтись?

— Попробуйте прочитать предложение без 1-го слова,2, 3, 4,

— Какой вывод можно сделать?

Вывод: В предложении есть главные слова!

  1. Сообщение темы и цели урока. Слайд 4.

Приём «Тонкий-толстый вопрос»

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на 2 вопроса:

1-ый — «Тонкий вопрос», попробуем его поставить.

— Как называются главные члены предложения?

2-ой вопрос – «Толстый вопрос»

— Почему они называются главными?

IV. Открытие нового. Слайд 5.

Прочитайте надпись со слайда.

Дует ветер.

Солнышко светит.

Ручейки бегут.

Скворцы вернулись.

Весна пришла.

Я радуюсь.

— Предложения ли это? Почему?

— Сколько слов в каждом предложении?

Двух слов достаточно, чтобы понять, о чём идет речь в предложении.

— Почему это так? (В них выражена главная мысль)

— Из каких частей речи получились предложения? (Существительное, местоимение, глагол)

Слайд 6.

Прочитайте предложения самостоятельно и спишите в тетрадь.

Дует тёплый ветер.

Ярко светит солнышко.

Бегут весёлые ручейки.

С юга вернулись скворцы.

К нам пришла весна.

Я радуюсь теплу и весне.

— Что изменилось?

— Не будут ли они лишними?

— Как изменился смысл предложений? (Предложения стали ярче , интересней, выразительней…)

Давайте порассуждаем и найдём в каждом предложении главные члены (По цепочке дети читают предложения и подчёркивают подлежащее и сказуемое)

Вывод:

-Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое, грамматическая основа)

Вот мы и ответили на «тонкий» вопрос.

— А другие слова? (Второстепенные члены предложения)

V. Правило по учебнику. Стр.126

VI. Закрепление Самостоятельная работа.

Утверждение «Верно-неверно». (Каждый ученик получает карточку)

Выберите правильное предложение. Выпишите. Подчеркните грамматическую основу.

1 вариант.

Деревья зимние шубы.

Деревья сбросили зимние шубы.

Сбросили зимние шубы.

2 вариант

Мы любим красивую весну.

Мы красивую весну.

Красивую весну.

Проверка по слайду 7.

Ответим на «толстый» вопрос

Почему подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения?

  • 2 слова – это уже предложение;

  • Подлежащее и сказуемое выражают главную мысль;

  • Можно поставить знак в конце предложения;

VII. Итог по уроку. Рефлексия. Самооценка.

infourok.ru

План-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему: Главные члены предложения.

Тема урока: « Главные члены предложения»

Цель урока:  

образовательная:  обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формировать первоначальное представление о распространённых и нераспространённых предложениях;

развивающая: повторить пройденный материал, расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми словами и их лексическим значением, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся ,формировать навык самоконтроля;

воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной речи, русскому языку, воспитывать учеников деятельной личностью, овладевающих продуктивной деятельностью, что формирует у детей ответственное отношение к учебному труду и поддерживает необходимую мотивацию  на каждом уроке, усвоение правил гигиены письма, воспитывать желание красиво писать.

Задачи урока:

  1. Закрепить знания детей о предложении, главных и второстепенных членах предложения
  2. Совершенствовать умения находить грамматическую основу предложения.
  3. Развивать орфографическую зоркость на практическом материале
  4. Формировать умения применять изученные правила правописания.
  5. Воспитывать интерес к урокам русского языка через разнообразные виды работы.

 Тип урока:   закрепление изученного материала

 Учащихся в классе (аудитории):  25

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация;

карточки с разноуровневыми заданиями, дидактический материал для самостоятельной и для парной работы;

учебник “Русский язык. К тайнам нашего языка” — 3 класс, авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, тетрадь-задачник № 3 (авторы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко, УМК “ Гармония”)

  1. Организационный момент.

  — Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

 — У вас на столе лежат тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

— Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

II. Проверка домашнего задания.

— Какое упражнение вы выполняли дома? Какие трудности вызвало у вас данное упражнение?

III. Словарно-орфографическая работа. Работа в парах.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 2)

— Я составила слово «текст», используя слова: ответ, лес, икра, осень, утка. По аналогии соберите новое словарное слово, используя данный ряд: осень, слово, дом, овен, мама, группа, пью (по вторым  буквам слов собирается слово «словарь»). (слайд 3)

— Какое слово у вас получилось? Что такое словарь? Какие слова мы относим к словарным словам?

— Давайте с вами вспомним словарные слова, отгадав кроссворд. (Слайд 4)

Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав, запишите словарное слово.

1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(ответ: береза)

2. Сколько ни ходи,

до конца не дойти

(ответ: дорога)

3. По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? …

(Ответ: Кровать)

4. Я увидел свой портрет,

Отошел – портрета нет.

Ответ: Зеркало

5. В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

Ответ: Помидоры

— Проверьте друг у друга словарные слова.

III. Введение в тему урока.

— Какое ключевое слово у нас получилось? (предложение)

Какова тема нашего урока?  (Главные члены предложения.) (слайд 5)

— Какие мы задачи поставим перед собой?

(вспомнить всё, что мы знаем о предложении, будем находить главные члены предложения,  вспомним о роли предложения, будем развивать речь. Задача нашего урока проверить, насколько умело и правильно вы умеете использовать знания о главных членах предложения.)

— Давайте с вами вспомним, всё, что мы знаем о предложениях, а в этом нам поможет игра «Домино».

Работаем в группе. Перед вами лежат карточки с ответами и вопросами, вы должны продолжить цепочку.

  1. Что такое предложение?
  2. Какие бывают предложения по цели высказывания?
  3. Назовите главные члены предложения?
  4. Что такое подлежащее?
  5. Какой частью речи в предложении бывает подлежащее?
  6. Что такое сказуемое?
  7. Какой частью речи в предложении бывает сказуемое?
  8. какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
  9. Какие предложения называются распространёнными?
  10. Какие предложения называют нераспространёнными

— Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о предложении. А теперь давайте с вами от теории перейдём к практическим заданиям.

-Перед вами текст. Определите границы предложений, расставить знаки препинания. Записать текст в тетрадь. Дайте полную характеристику предложениям, пользуясь памяткой. Комментировано.

Тайны.

                   Лес открывает людям свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растёт красавица липа она стоит вся в цветах летают мохнатые пчёлы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок берегите природу леса

Игра «Поймай основу»

— Я вам буду читать предложения, а вы записываете только основу предложения.

    Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали.

— Какую последнюю основу выписали?

— Чем она необычна?

Физминутка

Повтори мои движения (слайд 7)

— Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно.

-Перед вами карточки с текстом. Выберите одно задание -1,2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Разноуровневые задания по русскому языку

1 уровень.

— Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю

одел, в, пуш…стые, сне…,  рукавиц…, кусты

над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой

-Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните.

2 уровень

— Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю

одел, в, пуш…стые, сне…,  рукавиц…, кусты

над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой

-Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните. Определите ,какой частью речи является подлежащее и сказуемое.

3 уровень

— Из данных слов составьте предложения. Решите орфографические задачи.

Хлоп…я, на, снежные, л…гли, землю

одел, в, пуш…стые, сне…,  рукавиц…, кусты

над, нав…сают, м…хнатые, д…ревьев, ветки, тр…пинкой

-Найдите в каждом предложении  грамматическую основу и подчеркните. Определите ,какой частью речи является подлежащее и сказуемое. Над подлежащем указать падеж, а над сказуемым – время.

Дифференцированная работа. (слайд 8)

— Перед вами картина. Составьте нераспространённые предложения по картинке.

(Ответы детей)  

— Составьте распространённые предложения. Давайте запишем предложение к себе в тетрадь. Определите основу предложения. Определите части  речи у второстепенных членов.

Игра «Лучший корреспондент» (работа в группе)

— Распространите текст.

Подул ветер. Лес зашумел. Небо потемнело. Начался дождь. Птицы умолкли.

(Проверка и выбор лучшего текста)

IV. Итог

– Какую тему мы сегодня с вами повторяли?

На какие вопросы отвечают главные члены предложения?

Какими частями речи выражены главные члены предложения?

V. Рефлексия

    Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением.
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Обведите в кружок  того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь подчеркните  того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».

VI.  Домашнее задание.

1 уровень упр.

2 уровень упр.

3 уровень упр.

nsportal.ru

Главные члены предложения

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

Подлежащее

Подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего
Способы выраженияПримеры
1. Имя существительное в именительном падеже (или другая часть речи,употребленная в значенииимени существительного) Метель надвинулась сразу. (Н. Островский) Собравшиеся обсуждали повестку дня.
2. Местоимение в именительном падежеКаждый отправился в комнату, ему предназначенную.(А. Пушкин)
3. Неопределенная форма глаголаОхранять природу — значит охранять Родину.(К. Паустовский)
4. ФразеологизмыВ поле вышли от мала до велика.
5. Собственное наименованиеШирокой полосой, от края до края, протянулсяМлечный Путь. (В. Арсеньев)
6. Синтаксически цельное словосочетаниеМы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.(М. Горький)

Сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др. Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений. Сказуемое может быть простым и составным.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть глагольным и именным. Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) — основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы. Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение. Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности. В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение. Наиболее употребляемым является глагол-связка быть, выражающий только грамматические значения.

Примечание: В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.

Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

Примечание: В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно, вносящие в сказуемое значение сравнения.


Другие заметки по русскому языку и литературе

edu.glavsprav.ru

Карточки по теме «Главные члены предложения». 2 класс

Коллективная работа в классе:

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Опадают жёлтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Дома: Фамилия, имя ученика_________________________________________

В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое (грамматическую основу предложения):

1. В берлоге спит медведь. 2. Ученик решает трудную задачу. 3. Брат купил коньки. 4. Цветёт душистая сирень. 5. Лампы ярко освещают цирк. 6. Сильный ветер качает деревья. 7. Ученики рисуют. 8. Бабушка поставила посуду на стол. 9. Завтра школьники поедут на экскурсию. 10. Под елью вырос белый гриб.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Коллективная работа в классе:

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Пришла поздняя осень. 2. Дует сильный ветер. 3. Целый день идёт дождик.

4. Белка тащит в дупло орехи. 5. Птицы улетели в тёплые края. 6. Сороки скачут около жилища людей. 7. Мальчики мастерят красивые кораблики.8. По небу плывут лёгкие облака. 9. Света поёт.

………………………………………………………………………………..

Дома: Фамилия, имя ученика_________________________________________

Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.

Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

1 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. 2. Беленькая кошка умывается лапкой. 3. Во дворе весело и дружно играют ребята. 4. В небе появилась разноцветная радуга. 5. Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. 6. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. 7. Лёд трещал от холода. 8. В Африке живут злые крокодилы. 9. Птицы летят в тёплые края. 10. Дети кормили ёжика молоком.

……………………………………………………………………………………………

Фамилия, имя ученика___________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

2 вариант

В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.

infourok.ru

Урок по русскому языку в 3 классе «Главные члены предложения»

Урок в 3 классе по русскому языку

Тема: Главные члены предложения

Цели:

1. Закрепить умения разбирать предложения по членам, устанавливать связь между

главными и второстепенными членами предложения.

2. Развивать орфографическую зоркость.

3. Воспитывать интерес к предмету, любовь к природе.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Мобилизующая часть урока.

— Сегодня у нас необычный урок мы отправимся в «Лесную школу», чтобы повторить интересную тему, а также на уроке мы вспомним, как проверяется безударная гласная и парная согласная в корне слова и в конце урока выполним небольшой тест.

III. Повторение пройденного материала.

— Ребята, сегодня почтальон принес письмо. Я его прочитаю.

* Здравствуйте, ребята!

Я приглашаю вас в лесную школу.

Помогите мне повторить со зверятами тему…

С уважением…

— К сожалению, рисунок автор разрезал на кусочки. Мы должны его собрать. На обратной стороне каждого кусочка написаны вопросы. Если вы правильно на них ответите, то узнаете, кто отправил письмо и просит помощи.

— Все, что мы говорим, пишем, читаем, слышим – это…

— Какая бывает речь?

— Какую речь называют устной?

— Какую речь называют письменной?

— Из чего состоит речь?

— Что такое предложение?

— Что является грамматической основой предложения?

— Кто изображен на рисунке?

* Мишка косолапый

В школу к нам пришел,

Повторить со зверятами тему

Просит он.

— А тема сегодняшнего урока «Главные члены предложения».

IY. Чистописание.

— Отправляемся в «Лесную школу», но надо на вокзале приобрести билеты. Это смогут сделать те, кто красиво и правильно выполнит задание по чистописанию.

На доске: Л л

ле

лес лесник лесной

— Что можно сказать о словах?

— Назовите корень?

— Какое слово является проверочным?

— Какое слово «лишнее»?

/Звучит «Голубой вагон»/.

Y. Словарная работа.

— Ну что ж, учитель есть, а где же ученики? Отгадать должны вы сами.

Летом шубку серую, Хвост мой длинный и пушистый

А зимою белую Рыжий, красный, золотистый. /лисица/

Носит попрыгайчик –

Боязливый /зайчик/

Маленький мальчишка Непоседа пестрая,

В сером армятишке Птица длиннохвостая,

По дворам шныряет Птица говорливая,

Крохт собирает. /воробей/ Самая болтливая. /сорока/

Он в своей палатке

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит и легче. / дятел/

— Что общего у этих отгадок?

— Вставим орфограммы, с помощью карточек /Б. Г./

— На какие две группы можно разделить эти слова? /Животные и птицы/.

— Воробей, сорока, дятел – это зимующие птицы. Как им помочь зимою, чтобы они не погибли от голода?

YI Работа по теме.

— Каждый ученик «Лесной школы» принес вам задание.

1задание.

На доске: Заглянула, на, поляну, лесную, осень.

— Что записано на доске?

— Из данных слов составьте предложение?

— Запишем предложение, объясним все орфограммы, сделаем полный разбор предложения и выпишем словосочетания.

YII Физминутка.

2 задание.

— Как правильно написать в корне слова безударную гласную?

Игра «Не подведи свой ряд» трава волна моря

мячи гнездо звезда

грибы сады река

поля зима сосна

YIII. Закрепление.

3 задание.

— Какой частью речи может быть выражено подлежащее?

— Что такое существительное; местоимение?

с. 70 упр. 40.

— Прочитайте задание.

-Выполним по заданию с комментированием.

4 задание.

— Как проверить парную согласную в корне слова?

— Найдите слово, в котором есть орфограмма на это правило?

* снег

— Сделаем фонетический разбор этого слова.

IX Самостоятельная работа.

5 задание. Тест.

1. В предложении: Моросил мелкий дождь. подлежащее:

А) дождь Б) моросил

2. В предложении: Листья падали на землю. сказуемое:

А) листья Б) падали

X Итог урока.

— Медведь и его ученики говорят вам спасибо за урок.

— Что мы сегодня повторяли на уроке?

— Понравилось вам в лесу?

— Лес – это всегда красота.

— Что нужно делать, чтобы лес радовал нас всегда?

— Назовите правила поведения в лесу?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *