Диктант 3 класс русский язык 1 четверть школа россии – Контрольные диктанты 3 класс » Школа России»
Диктанты 3 класс по русскому языку
Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание
Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
Слова русский, листья разделите для переноса.
В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.
Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание
В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольный диктант № 3 по теме «Состав слова»
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.
По В.Бианки
Слова для справки: постоянно.
Грамматическое задание
Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
Подберите однокоренные слова к слову лесную.
Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание корней слов»
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!
Грамматическое задание
В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.
Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание частей слова»
Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.
Слова для справок: оляпка, водяной.
Грамматическое задание
Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.
Разберите по составу слова осинка, переход.
Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.
Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»
Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание
Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.
Контрольный диктант № 7 по теме «Правописание окончаний имён существительных»
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
Грамматическое задание
Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.
Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.
Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»
Весеннее утро
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
По Г.Скребицкому.
Грамматическое задание
Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.
Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
Итоговый контрольный диктант № 10
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
По А.Куприну
Грамматическое задание
Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.
infourok.ru
Итоговая проверочная работа по русскому языку 3 класс 1 четверть (включает диктант)
Контрольный диктант за 1 четверть
Цель: проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить тексте орфограммы и правильно писать слова с ними; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение ; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Пруд.
Около деревни Марьино хороший пруд. Вокруг стоят березы да плакучие ивы. В сентябре
48 слов
54 орфограммы
Информационная характеристика диктанта
Орфограмма/ правило постановки знаков препинания
Количество орфограмм
Перечень слов
Сочетания жи – ши, ча-ща, чу – щу, чк-чн, чт, щн
3
Хороший, прозрачная, солнечную,
Прописная буква в начале каждого предложения
8
Проверяемые безударные гласные в корне слова
10
Стоят, плакучие, они, осенний, вода, мелькают, зимой, бегут, санями, детишки
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные в корне слова
5
Пруд, вокруг, наряд, рыбёшки, лёд,
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова на ограниченном перечне слов
8
Деревни, вокруг, в сентябре, наряд, ребята, с коньками, жёлтых, погода
Разделительный Ь
2
Марьино, листьев,
Ь-показатель мягкости
2
Коньками, льдом,
Раздельное написание предлогов с другими словами
8
Около деревни, в сентябре, из жёлтых, в пруду, у берега, в солнечную, на лёд, с коньками
Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
8
54орфограммы
Время выполнения итогового диктанта
На выполнение диктанта отводится 40 минут. Это время включает предварительное прочтение диктанта учителем, запись под диктовку текста диктанта учащимися, повторное прочтение учителем текста диктанта перед проверкой учащимися и осуществление ими проверки собственной работы.
Рекомендации по оценке выполнения итогового диктанта
Оценка выполнения учащимся итогового диктанта строится по принципу:
«не справился», «справился на базовом уровне», «справился на повышенном уровне».
Результат написания диктанта учащимся оценивается как «справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило», объясняемом ниже в первом критерии), «справился на повышенном уровне», если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и тоже правило).
При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, в тексте диктанта встречается 7 примеров на орфограмму «Прописная буква в начале каждого предложения», если ученик допустил ошибки в трех словах с данной орфограммой, то они приравниваются к одной ошибке.
Каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика, например, небольшой словарный запас, неумение определять начало и конец предложения, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т. п.
2. Исправления, допущенные учеником, не учитываются и не влияют на оценку работы.
3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.
Рекомендации по проверке и оценке написания диктанта.
Результат написания диктанта учащимся оценивается как:
«Справился на базовом уровне», если учащийся допустил не более шести ошибок (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило»).
«Справился на повышенном уровне», если учащийся допустил не более двух ошибок (включая повторяющуюся ошибку на одно и тоже правило).
«Не справился на базовом уровне», если учащийся допустил более 6 ошибок (с учетом принципа «повторяющейся ошибки на одно и то же правило»).
Проверочная работа за 1 четверть 3 класс В-1
__________________________________________________________
Отметь слово, имеющее значение лиственное дерево с белой корой?
липа дуб клён берёза
Отметь слова, в которых букв меньше чем звуков
Анастасия серьги Егор заехал юбка
В предложении Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе грамматической основой является
стояло высоко уже довольно
на чистом небе солнце стояло
Запиши пропущенные буквы в клеточки по порядку
З…леные ёлочки выг…бают св…и к…лючие ве…ки
Какое слово является проверочным для существительного моро…цы
розы моросить морозный морока
Из данных слов выпиши однокоренные слова
Нож, ножка, ножницы, ножовка
________________________________________________________________________
В предложении До самых бровей нахлобучила зима белоснежные шапки на ели и сосны словосочетанием является
зима нахлобучила шапки на ели
до бровей нахлобучила на ели
Распредели слова по столбикам
Зло, бежать, злой, думает, добро, день, олень, мрачный, каменный, кричит, сердитый, ливень
существительное
прилагательное
глагол
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
А) Они живут на печке
Б) У кошки шесть котят
В) Она кормит их своим молоком
Г) Слепые котята пищат и ищут мать
Г, В, Б, А Б, А, Г, В В, Б, А, Г А, Б, В, Г
*Определи род имён существительных.
на машине в небе в вагоне с дедушкой от счастья
*Укажи среди выделенных слов только глаголы:
Ведро дало течь, и вода стала течь
Была Катюша запевала, она все песни запевала
*Выбери и выпиши из текста только те существительные, которые в предложении являются подлежащим
За дачей тянулась роща. У рощи часто собирались дети. По роще проходила тропинка. Дети ходили в рощу за цветами. За рощей был глубокий овраг. В роще распевали птицы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____баллов _____%
Оценка______________
Базовый уровень
Повышенный
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Учитель:____________
Ассистент:____________
Проверочная работа за 1 четверть 3 класс В-2
__________________________________________________________
Отметь слово, имеющее значение сильный дождь
ураган ливень буря смерч
Отметь слова, в которых букв меньше чем звуков
Юрий деньги заехал Илья ёлка
В предложении Нежно светится под кустом серебристый ландыш грамматической основой является
светится под кустом серебристый ландыш
светится ландыш нежно светится
Запиши пропущенные буквы в клеточки по порядку
На в…ршине пологого х…лма в…днелась неб….льшая дер…венька
Какое слово является проверочным для существительного перегоро…ка?
город горка городки городить
Из данных слов выпиши однокоренные слова
Коснуться, кость, костный, косточка
________________________________________________________________________
В предложении Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчишку словосочетанием является
охотник в траве наткнулся на маленького
в густой траве охотник наткнулся
Распредели слова по столбикам
Сон , думать, горячий , слушает, радость, лень, лось, туманный, каменный, стучит, ленивый , ураган
существительное
прилагательное
глагол
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
А) Целый месяц лечили ворону.
Б) Мальчик принёс ворону домой.
В) У вороны было сломано крыло.
Г) У леса Костя увидел большую ворону.
Г, В, Б, А Б, А, Г, В В, Б, А, Г А, Б, В, Г
*Определи род имён существительных.
на солнце в поле под диваном с товарищем без тетради
*Укажи среди выделенных слов только глаголы:
Снежное покрывало всё поле покрывало
Затопили печь, чтобы пироги печь
*Выбери и выпиши из текста только те существительные, которые в предложении являются подлежащим
Светит яркое солнышко. По реке плывут последние льдины. С юга стайками тянутся птицы. Первыми прилетели грачи и стали вить гнёзда. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась травка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____баллов _____%
Оценка______________
Базовый уровень
Повышенный
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Учитель:____________
Ассистент:__________
Ключ к проверочной работе В-1
Отметь слово, имеющее значение лиственное дерево с белой корой?
1б
липа дуб клён берёза
Отметь слова, в которых букв меньше чем звуков
4б
Анастасия серьги Егор заехал юбка
В предложении Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе грамматической основой является
1б
стояло высоко уже довольно
на чистом небе солнце стояло
7 б
Запиши пропущенные буквы в клеточки по порядкуЗ Е леные ёлочки выг И бают св О и к О лючие ве Т ки
Е
И
О
О
Т
1б
Какое слово является проверочным для существительного моро…цы
розы моросить морозный морока
3б
Из данных слов выпиши однокоренные словаНож, ножка, ножницы, ножовка
В предложении До самых бровей нахлобучила зима белоснежные шапки на ели и сосны словосочетанием является
2б
зима нахлобучила шапки на ели
до бровей нахлобучила на ели
Распредели слова по столбикам
Зло, бежать, злой, думает, добро, день, олень, мрачный, каменный, кричит, сердитый, ливень
существительное
прилагательное
глагол
12б
злозлой
бежать
добро
мрачный
думает
день
каменный
кричит
олень
сердитый
ливень
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1б
А) Они живут на печкеБ) У кошки шесть котят
В) Она кормит их своим молоком
Г) Слепые котята пищат и ищут мать
Г, В, Б, А Б, А, Г, В В, Б, А, Г А, Б, В, Г
5б
*Определи род имён существительных.Ж.р. с.р. м.р м.р с.р.
на машине в небе в вагоне с дедушкой от счастья
*Укажи среди выделенных слов только глаголы:
2б
Ведро дало течь, и вода стала течь
Была Катюша запевала, она все песни запевала
*Выбери и выпиши из текста только те существительные, которые в предложении являются подлежащим
6б
За дачей тянулась роща. У рощи часто собирались дети. По роще проходила тропинка. Дети ходили в рощу за цветами. За рощей был глубокий овраг. В роще распевали птицы.Ключ к проверочной работе за 1 четверть 3 класс В-2
1б
Отметь слово, имеющее значение сильный дождьураган ливень буря смерч
Отметь слова, в которых букв меньше чем звуков
4б
Юрий деньги заехал Илья ёлка
В предложении Нежно светится под кустом серебристый ландыш грамматической основой является
1б
светится под кустом серебристый ландыш
светится ландыш нежно светится
Запиши пропущенные буквы в клеточки по порядку
7б
На в Е ршине пологого х О лма в И днелась неб О льшая дер Е венька
Е
О
И
О
Е
Какое слово является проверочным для существительного перегоро…ка?
1б
город горка городки городить
Из данных слов выпиши однокоренные слова
3б
Коснуться, кость, костный, косточка
В предложении Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчишку словосочетанием является
2б
охотник в траве наткнулся на маленького
в густой траве охотник наткнулся
Распредели слова по столбикам
Сон , думать, горячий , слушает, радость, лень, лось, туманный, каменный, стучит, ленивый , ураган
существительное
прилагательное
глагол
12б
сонгорячий
Думать
радость
туманный
слушает
лень
каменный
стучит
лось
ленивый
ураган
В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
1б
А) Целый месяц лечили ворону.Б) Мальчик принёс ворону домой.
В) У вороны было сломано крыло.
Г) У леса Костя увидел большую ворону.
Г, В, Б, А Б, А, Г, В В, Б, А, Г А, Б, В, Г
*Определи род имён существительных.
5б
с.р с.р м.р м.р. ж.рна солнце в поле под диваном с товарищем без тетради
*Укажи среди выделенных слов только глаголы:
2б
Снежное покрывало всё поле покрывалоЗатопили печь, чтобы пироги печь
*Выбери и выпиши из текста только те существительные, которые в предложении являются подлежащим
6б
Светит яркое солнышко. По реке плывут последние льдины. С юга стайками тянутся птицы. Первыми прилетели грачи и стали вить гнёзда. На деревьях распускаются почки. На припёке показалась травка.
КОДИФИКАТОР ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ,
проверяемых в проверочной работе по русскому языку
Раздел содержания
Объект оценивания
Уровень сложности
Тип задания
Максимальный балл
1
Лексика
Находить слова по лексическому значению
Б
ВО
1б
2
Фонетика и графика
Характеризовать звуковой и буквенный состав слова
Б
ВО
4б:1б за каждое слово
3
Синтаксис
Находить главные члены предложения
Б
ВО
1балл
4
Орфография
Умение видеть в словах орфограммы и работать с таблицей
Б
КО
5б + 2 б за таблицу
7 баллов
5
Орфография
Умение видеть в словах орфограммы
Б
ВО
1 балл
6
Состав слова
Самостоятельно определять способ действия при группировке слов в соответствии с их морфемным составом
Б
РО
3б:1б
за каждое слово
7
Синтаксис
Находить словосочетания предложения
Б
ВО
2 балла
8
Морфология
Находить в тексте имена существительные , имена прилагательные, глаголы
Б
РО
12б:1б за каждое слово
9
Развитие речи
Умение строить рассказ из деформированных предложений
Б
ВО
1 балл
10*
Морфология
Определять род имен существительных с предлогом
П
РО
5 баллов: 1б за слово
11*
Морфология
Находить глагол
П
РО
2 балла
12*
Синтаксис
Находить в тексте существительные, которые являются подлежащими
П
РО
6 баллов: 1б за слово
Базовый уровень – 32 балла
Повышенный уровень – 13 баллов
Вся работа — 45 баллов
«5» — 98-100%
«4» — 78-97%
«3»- 64-77%
«2» — 63% и ниже
infourok.ru
Контрольные диктанты 3 класс
Диктанты для 3 класса с заданиями
Контрольный диктант №1 по теме:
« Предложение. Слово и его лексическое значение»
Осенний лес.
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Слова для справок: сбросили, рябчик.
Грамматические задания
1. Обозначьте части речи в предложении. Выделите основу предложения.
1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)
вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)
2. Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения
вариант – из второго предложения
2 вариант – из пятого предложения
3. * Запишите омонимы (3 слова)
Контрольный диктант №2 по теме: « Слово и слог. Состав слова»
Ноябрь.
В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта ковром из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу. Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.
Грамматические задания
1. Выписать 3 глагола с приставками, выделить их.
1 вариант – из первой части текста
вариант – из второй части текста
2. Записать 3 однокоренных слова, обозначить части речи, выделить корень.
1 вариант – корм
2 вариант – свист
Контрольный диктант №3 по теме: « Правописание безударных гласных в корне слов»
Чудесная ёлка
Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.
Грамматические задания
1. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
2. Записать и разобрать по составу слова
1 вариант Кормушка, прилёт, подводники
вариант Сахарница, заход, заморозки
3 * К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
1 вариант Продавать -….., выходить -……
2 вариант Помолчать …., приехать- ….
Контрольный диктант №4 по теме: «Правописание слов с безударными гласными, с парными звонкими и глухими согласными и с непроизносимым согласным звуком в корне”.
Снеговик
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматические задания
1. Выписать из текста по 1 слову с безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые проверяются ударением, указать проверочное слово.
2. Записать и разобрать по составу слова
1 вариант Берёзка, подорожник, капуста.
вариант Ягодка, подберёзовик, помидоры.
3. Образуй однокоренные слова от данных слов с помощью приставок. Выдели приставки.
1 вариант Лететь, … 2 вариант Ходить, …
Контрольный диктант №5 по теме: «Собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
На рыбалке
Мы стали жить на берегу Волги. Зимой река замёрзла. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Рыбак Андрей взял с собой сынишку Ваню. Далеко выехали рыбаки. Сделали во льду ямки и спустили в воду сети. Светило солнце. Всем было весело. Ваня был очень рад. Он помогал выпутывать из сетей рыбу. Рыбы наловилось много.
Грамматические задания
1. Укажите части речи …
1 вариант – в первом предложении
вариант – в десятом предложении
2. Подчеркните в тексте собственные имена существительные
3 * Запишите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, по 2 слова.
Контрольный диктант №6 по теме: « Имя существительное»
На речке
Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.
Грамматические задания
1. Подчеркни грамматическую основу
1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)
вариант – 9 предложения ( Рано утром мать выводила их на берег)
2. Определи падеж и род у имён существительных
1 вариант – первого предложения ( Владимир жил в тайге)
вариант – десятого предложения ( Малыши щипали нежную травку)
3. 1 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только в единственном числе
2 вариант. Запиши 3 имени существительных, употребляемых только во множественном числе
Контрольный диктант №7 по теме: «Имя прилагательное»
Шаги весны
Раннее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще. В воздухе зазвенели их голоса.
Грамматические задания
1. Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание
1 вариант – в первой части текста
вариант – во второй части текста
2. Определите падеж и род у имён прилагательных…
1 вариант – пятого предложения (На тёмном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце)
вариант – девятого предложения (Весёлая стайка грачей подлетела к берёзовой роще)
3. * К данным прилагательным в словосочетаниях подберите прилагательные – антонимы, запишите новые словосочетания
1 вариант Лёгкая задача -….., широкое шоссе – …
2 вариант Сладкое яблоко – …., тяжёлый портфель -…
Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение. Глагол»
Весна.
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки. Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!
Грамматические задания
1. Подчеркните грамматическую основу, указав части речи
1 вариант – 8 предложения (Она разбудила своих подруг)
вариант – 12 предложения (Она открыла свою чашечку)
2. Выпишите глаголы, употреблённые …
вариант – в единственном числе (6)
2 вариант – во множественном числе (6)
3. Подберите глаголы синонимы, употреблённые в неопределённой форме
1 вариант. Рассказывать-…, смотреть-…
2 вариант. Трудиться – …, видеть -…
Контрольный диктант №9 по теме: «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи»
Встреча с гадюкой
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки. Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.
Грамматические задания
1. Подчеркните грамматическую основу. Определите части речи.
вариант – в 4 предложении (Они опустили могучие ветки)
2. Выпишите имена существительные в именительном падеже, определите род
1 вариант – из первой части текста
вариант – из второй части текста
3. *К выделенным словам в словосочетаниях подберите слова – антонимы, запишите новые словосочетания.
1 вариант. Высокий дом – ….. дом, громко смеяться – громко …
2 вариант. Широкая лента – … лента, долго говорить – долго ……
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1
( 1 четверть)
Цель: проверить навыки списывания.
В ноябре.
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)
(По И. Соколову-Микитову)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2
( 3 четверть)
Цель: проверить навыки списывания.
Россия.
В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.
До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».
Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не утонет!
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3
(за год)
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
Липки.
Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись.
Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.
infourok.ru
Диктанты по четвертям для 3 класса
диктанты по четвертям для 3 класса
Входной диктант №1
Хлеб.
Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.
диктант за 1 четверть
Осенний лес
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. (41 слово)
Грамматические задания:
Выписать из текста однокоренные слова, выделить корень.
1 вариант: Выделить грамматическую основу в 4 предложении.
2 вариант: Выделить грамматическую основу в 7 предложении
Диктант за 2 четверть
Чудесная ёлка.
Идёт мелкий снежок. Пушистые хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером прибежали два зайца. Они угощались вкусным ужином.
Грамматические задания:
1.Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.
2.Записать и разобрать по составу слова
1 вариант Кормушка, прилёт, подводники
2 вариант Сахарница, заход, заморозки
*К данным словам подобрать и записать антонимы с приставками, приставку выделить.
1 вариант Продавать -….., выходить -……
2 вариант Помолчать …., приехать- ….
Диктант за 3 четверть
пЕРВЫЕ ДНИ ВЕСНЫ
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховики.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание:
Разобрать по членам предложения: 1 вариант: четвертое предложение; 2 вариант: пятое предложение. Главные члены предложения подчеркнуть, словосочетания выписать.
Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу.
1 вариант: узкий ручей — …; старательный ученик — …;
2 вариант: трусливый мальчик — …; высокий куст — …
Диктант за 4 четверть
РАННЯЯ ВЕСНА
Наступила весна. Солнце согнало снег с полей. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились сока и весело полетели домой. (51 слово)
Грамматическое задание:
Выписать из текста местоимения, определить их лицо и число.
1 вариант: Выполнить разбор 4 предложения.
2 вариант: Выполнить разбор 7 предложения.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Контрольный диктант за 1 четверть для 3 класса
Просмотр содержимого документа
«Контрольный диктант за 1 четверть для 3 класса»
Контрольный диктант за 1 четверть для 3 класса
Где зимуют бабочки
Наступают осенние холода. Ночью лёгкие морозцы затягивают лужи льдом. Куда пропали весёлые бабочки? Крапивницы залетели в сараи и там заснули. По склонам лесных полян под сухими листьями легли на зимовку лимонницы. Вьюги намели сугробы. Бродят в поисках пищи лисицы и ласки. Не найти им бабочек под пушистым снегом.
Слова для справок: крапивница, лимонницы, не найти.
Грамматическое задание
1 вариант
В первом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 2 слова с разделительным ь знаком.
Разобрать по составу слово зимовку.
2 вариант
В шестом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 2 слова с разделительным ь знаком.
Разобрать по составу слово морозцы.
Контрольный диктант за 1 четверть для 3 класса
Наш сад
Осенью кусты малины мы связали и пригнули к земле. Зимой они лежат под снегом. Под еловыми лапами спит садовая земляника. Теперь ей не страшен мороз и резкий ветер. Из-под снега торчат гибкие прутики. Это кусты смородины. Смородина не боится мороза. Всю зиму стоит и не подмерзает.
Слова для справок: смородина, не боится.
Грамматическое задание
1 вариант
В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 2 имени прилагательных.
Вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово:
З…мой-
Тр…ва-
М…рской-
2 вариант
В пятом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 2 глагола.
Вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово:
З…мля-
Тр…па-
Л…сник-
Контрольный диктант за 1 четверть для 3 класса
Октябрь
На улице уныло и зябко. Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листья. Громко кричат галки. Близко холода. Брызнул луч солнца. Но эта улыбка осени была печальной. Вот полил сильный дождь. Берёзовая роща захлебывалась от дождя. Острый холодок в чащу заглядывает редко. Мы развели костер. Весело заплясал рыжий огонь.
Слова для справок: печальной, захлебывается, луч, костер.
Грамматическое задание
1 вариант
В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 2 глагола.
Вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово:
З…мой-
Тр…ва-
М…рской-
2 вариант
В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 2 прилагательных.
Вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово:
З…мля-
Тр…па-
Л…сник-
Контрольный диктант за 1 четверть для 3 класса
Клад
Люди лечили лес. Они метили деревья под вырубку. Лесники свалили дерево. В дупле его были орешки. Всю раннюю и позднюю осень белка трудилась. Но зверёк забыл про свой клад. Нашла его холодной зимой её соседка. В лесу часто бывает так. Над кладом трудится одна белка, а запас орехов достается её подружке. В урожайный год еды хватает всем.
Слова для справок: трудится.
Грамматическое задание
1 вариант
В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 2 прилагательных.
Вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово:
З…мля-
Тр…па-
Л…сник-
2 вариант
В шестом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 2 глагола.
Вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово:
З…мой-
Тр…ва-
М…рской-
Контрольный диктант за 1 четверть для 3 класса
Метро
Метро — это подземный город. Быстро мчатся там поезда. Они перевозят много пассажиров. Чудесные лестницы поднимают людей и опускают их к поездам. Летом в метро прохладно. Воздух свеж. Дождливой осенью и суровой зимой там тепло и сухо. От дворца к дворцу бегут поезда. Самое большое и красивое метро в Москве. Мы им гордимся. Строят метро и в других городах.
Слова для справок: поднимают.
Грамматическое задание
1 вариант
Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 2 прилагательных.
Вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово:
З…мля-
Тр…па-
Л…сник-
2 вариант
В восьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Выписать из текста 2 глагола.
Вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово:
З…мой-
Тр…ва-
М…рской-
multiurok.ru
Диктанты для 3 класса по программе «Школа России»
Контрольные диктанты по русскому языку 3 кл.
по программе «Школа России» по учебнику Канакиной В.П.
Составила Юдина О.П.
Контрольный диктант №1. 3 кл.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц идут дожди. Дует сильный ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава у дома.
( 49 слов)
Грамматические задания.
1.В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2.Указать над каждым словом части речи.
3.Выписать словосочетания с вопросами.
Контрольный диктант №2. 3 кл.
Первая встреча.
Был тёплый день. Мальчик выбежал на крыльцо. В ведре с водой играл лучик солнышка. Брызги холодной воды летели в разные стороны. Это мальчик Витя умывался.
На руку мальчика села божья коровка. Она ловко и быстро
двигалась. На круглой спинке были два крепких крылышка. Мелькнула тёмная голова. Букашка скрылась в кустах. Малыш был очень удивлен.
(57 слов)
Грамматические задания.
1. Разберите второе предложение по членам.
2. Укажите части речи в восьмом предложении.
3. Выпишите из диктанта: 1слово с безударной гласной в корне,
подчеркните её, поставьте ударение, напишите проверочное слово.
1 слово с парной звонкой или глухой согласной, подчеркните её, напишите проверочное слово.
Контрольный диктант №3. 3 кл.
Ноябрь.
Наступили первые морозные деньки. Падают с неба белые звёздочки. Снежный коврик укрывает поля и леса. На деревьях блестят пушистые снежинки. С берёз и осин листва давно опала. На дубах желтеют сухие листья. Тишина в лесу.
Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Это оляпка или водяной воробей.
(64 слова)
Грамматические задания.
Пятое предложение разобрать по членам.
Выписать из диктанта однокоренные слова к слову снег, разобрать их по составу.
Снег, …
Контрольный диктант №4. 3 кл.
Верные следы.
Шли ребята через лес прямой дорогой.
Тропинки замело снегом.
Побежали дети по звериным следам и заблудились.
Испугались ребята. Стали они кричать. Молчит зимний лес.
Вдруг Никита увидал знакомые следы.
Тут пробегала собака.
Собака всегда приведёт к жилью.
Так учил мальчика дедушка.
Дети направились по следам и вышли на лесную тропку.
(51 слово)
Слова для справок: приведут, знакомые.
Грамматические задания.
Найти предложение, в котором есть только главные члены. Подчеркнуть их.
Выписать из текста 2 слова с безударной гласной в корне; приписать к ним проверочные слова.
Выписать из текста 2 слова с парной согласной, приписать проверочные слова.
Контрольный диктант №5. 3 кл.
Синички.
Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им. (56 слов)
Слова для справок: будто, словно.
Грамматические задания.
Разобрать по составу слова: зимний, грудка.
Разобрать по членам предпоследнее предложение.
Выписать 1слово с непроизносимой согласной и 1 слово с безударной гласной, подобрать проверочные, подчеркнуть указанные орфограммы.
Контрольный диктант №6. 3 кл.
Подарки.
У Тани был день рождения. В этот праздничный день она получила много подарков. Мама подарила Тане красивое платье. Бабушка связала внучке чудесный шарф и тёплую шапку. От сестры Таня получила кофту и платок. Папа купил дочке интересную книгу. Таня читала книгу весь день. Там были интересные сказки о животных. Потом Таня делала рисунки к сказкам.
(62 слова)
Грамматические задания.
Выписать третье предложение. Разобрать его по составу.
В 4-ом предложении определить род существительных.
Разобрать слова по составу: интересные, подарки.
Контрольный диктант №7. 3 кл.
Летом.
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у речки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овражке журчал маленький ключик. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
(65 слов)
Грамматические задания.
Выписать предпоследнее предложение 1 абзаца. Разобрать его по членам.
Разобрать по составу слова: маленький, ключик.
Выписать из диктанта по 1 существительному каждого рода, обозначить род. Выписать по 1 сущ. в единственном и множественном числе, обозначить число.
Контрольный диктант №8. 3 кл.
Цветочные часы.
По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия.
Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма.
Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.
(64 слова)
Слова для справок: лепестки, подняли.
Грамматические задания.
Выписать три словосочетания прилагательных с существительными женского, мужского и среднего рода. Обозначить род.
Сделать фонетический разбор слова жёлтая.
Контрольный итоговый диктант №9. 3 кл.
Лето.
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.
(68 слов)
Слова для справок: торопятся, опушка, звенят, шорохи.
Грамматические задания.
1 вар.
Списать первое предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.
Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.
Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.
3. Разобрать слова по составу. Летняя, ветерок, пробежал.
2 вар.
Списать третье предложение 2-го абзаца. Разобрать его по членам, выписать словосочетания.
Определить падеж существительных в предложении, подчеркнуть волнистой линией прилагательные.
Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки.
Разобрать слова по составу. Лёгкий, листики, прилетели.
intolimp.org
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 3 класс
ПРИЛОЖЕНИЕ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
3 класс
Контрольные диктанты по русскому языку (3 класс)
Контрольная работа проводится в форме диктанта с грамматическим заданием. Содержание представленного материала соответствует программе по русскому языку базового уровня, взят из методического пособия к УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. М.: Просвещение, 2013г.
Данная работа соответствует уровню обучения и учитывает специфику предмета.
Диктант №1 по теме «Слово в языке и речи».
Цель: проверить умение писать текст под диктовку, следуя правилам оформления письма; проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными; умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова и подбором однокоренных слов; применять полученные теоретические знания в практической работе; выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы; умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла
Грамматические задания:
1.В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Диктант №2 по теме «Состав слова».
Цель: проверить умение писать текст под диктовку, следуя правилам оформления письма; проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными; умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова и подбором однокоренных слов; применять полученные теоретические знания в практической работе; выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы; умение разбирать слова по составу.
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.
Слово для справок: постоянно
Грамматические задания.
Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
Подберите однокоренные слова к слову лесную.
Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
Диктант №3 по теме «Правописание корней слов».
Цель: проверить умение писать текст под диктовку, следуя правилам оформления письма; проверить умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, безударными гласными; умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание изменением формы слова и подбором однокоренных слов; применять полученные теоретические знания в практической работе; выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматические задания:
В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
Разберите слова по составу:
вариант 1-зимний, шубки;
вариант 2-белые, морковки.
Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
Диктант №4 по теме «Имя существительное».
Цель: проверить умение писать текст под диктовку, следуя правилам оформления письма; проверить умение применять правила правописания слов на изученные правила; умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание; применять полученные теоретические знания в практической работе; выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыба – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматические задания:
1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3. Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесную.
Диктант №5 по теме «Правописание окончаний имён существительных».
Цель: проверить умение писать текст под диктовку, следуя правилам оформления письма; проверить умение применять правила правописания слов на изученные правила; умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание; применять полученные теоретические знания в практической работе; выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетела опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
Грамматические задания:
Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
Диктант №6 по теме «Имя прилагательное».
Цель: проверить умение писать текст под диктовку, следуя правилам оформления письма; проверить умение применять правила правописания слов на изученные правила; умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание; применять полученные теоретические знания в практической работе; выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежали на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматические задания:
1. Подчеркните в предложении главные члены и выпишите словосочетания:
вариант1- четвёртое предложение,
вариант 2- пятое предложение.
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1-трусливый мальчик, узкий ручей,
вариант 2-старательный ученик, высокий куст.
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.
Диктант №7 по теме «Глагол».
Цель: проверить умение писать текст под диктовку, следуя правилам оформления письма; проверить умение применять правила правописания слов на изученные правила; умение обнаруживать орфограммы, проверять их написание; применять полученные теоретические знания в практической работе; выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять самопроверку и при необходимости вносить коррективы.
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Грамматические задания:
Разберите предложение по членам:
вариант 1 – седьмое,
вариант 2 – девятое.
Разберите слова по составу:
вариант 1 – засветило, утренний, берёзки,
вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
infourok.ru