cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Устное народное творчество дымковская игрушка 2 класс: Урок технологии во 2 классе «Дымковская игрушка»

Народное творчество. Дымковская игрушка

Дымковская игрушка

Занятие кружка «Моя Россия»

Тема занятия: «Дымковская игрушка»

Цель: знакомство детей с народной культурой.
Задачи:

  • Дать начальные сведения о декоративно-прикладном искусстве – дымковская игрушка. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

  • Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

УУД (универсальные учебные действия).

  • Предметные – познакомится с историей дымковской глиняной игрушки.

  • Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель творческой работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности;

  • Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты художественно-творческой работы;

  • Личностные – ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности; быть сориентированными на проявление интереса к культурному наследию.

Методы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный, словесный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, карточки с изображением народных промыслов, выставка детских работ.

Ход занятия

Орг. момент.

Создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.

Актуализация знаний.

— С чем мы начали знакомиться на прошлых занятиях?

С народным творчеством.

— На какие группы мы разделили народное творчество?

На устное народное творчество и прикладное искусство.

— Как дошло народное творчество до наших дней?

— Как вы думаете, зачем нам изучать народное творчество

Без прошлого нет настоящего и будущего, поэтому мы должны бережно хранить народное творчество.

— Что вы знаете из устного народного творчества?

(Дети рассказывают потешки, заклички, приговорки, небылицы)

— Давайте вспомним песню – игру «Бояре, а мы к вам пришли».

— А теперь перейдём к декоративно-прикладному искусству и вспомним, с какими русскими народными росписями мы знакомились?

Городецкая, хохломская.

-Я вам раздам несколько карточек с изображением народного промысла, а вы постарайтесь найти городецкую и хохломскую росписи.

Работа в парах, затем ребята прикрепляют на доску карточки с изображением народного промысла.

Постановка учебной задачи.

— У вас остались ещё карточки. Какой народный промысел здесь изображён, может кто – то знает? Кто изображён? А можно назвать все эти изделия одним словом?

Знакомство с новым.

Ах! Чуть жив от восхищенья!
Чудо всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

— С каким народным промыслом мы сегодня знакомимся?

(Дымковская игрушка)

— Слушайте внимательно, чтобы ответить потом на мои вопросы.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
(Леонид Хаустов)

— Из чего делали дымковскую игрушку? Может кто – то запомнил, где появилась дымковская игрушка?

Презентация (слайд 2)

— С высокого берега реки Вятки, на котором издавна стоял город Вятка

(сейчас он называется Киров), видно село Дымково. А почему оно так называется?

— В каждом доме была печь. В старину зимой, когда топились печи, (слайд 3) и летом, когда туман, село, это – будто лёгкой дымкой окутано( слайд 4). Отсюда и название села. Здесь и зародилась игрушка, которую назвали – «дымковская».

— Всю зиму мастерицы Дымково лепили игрушки (слайд 5) для ярмарки, которая проходила весной. На весёлых ярмарках вся округа была наполнена шумом и свистом (слайд 6). Оттого и прозвали этот праздник “Свистунья”.

(слайд 7 ) Материалами для изготовления игрушек была местная красная глина, которая была перемешана с мелким речным песком. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала нарядной. Она рождается три раза.

Первый раз она рождается, когда ее лепят из глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.

( слайд 8) Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз.

— А когда рождается третий раз?

 В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

( слайд 9) Белили игрушку мелом, разведенным в молоке, а затем расписывали.

— Какие элементы узора используют дымковские мастера? (слайд 10)

Это круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии.  

(слайд 11)

Как располагаются эти геометрические элементы?

Они располагаются ритмично.

— Какие цвета используют мастера?

Ответы детей

— Яркие — красные, оранжевые, голубые, зеленые, желтые…- это основные цвета дымковской росписи. Темные цвета тоже присутствуют, но в гораздо меньшем количестве, и опяться же исключительно для подчеркивания господствующих цветов.

— Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Напечатанные трафареты раздается детям. Восковыми мелками они начинают .  В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включить негромкую народную музыку.

В конце занятия устраивается выставка.

Дымковская игрушка — история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка). 

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.  

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Лепку можно условно разделить на несколько этапов:

1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.

В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.

 

Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.

Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.

Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.

Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.

Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.  

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров. 

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

Желтые страницы путешественника по Санкт-Петербургу. Дымковские игрушки

ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ

Дымковская игрушка – один из древнейших ремесел и практически единственный вид народного творчества, который дает нам уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий.

Первое упоминание о дымковских игрушках относится к 1811 году, но очевидно, что речь шла об уже развитом, функционирующем производстве, а не о его начальной стадии.

Этнографы считают, что самобытный стиль дымковской игрушки обозначился впервые в XV-XVI вв., а ремесло возникло в слободе Дымково на другом берегу реки близ города Вятки. Хотя в русском Средневековье зародилось несколько необычных стилей художественной керамики, некоторые из которых не забыты и по сей день, глиняные игрушки из слободы Дымково затмили своей популярностью в качестве русского сувенира другие.

Многие исследователи считают, что появление дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником Свистуня (свистун, напоминающий русское слово свистопляска, имеющее современное значение массового столпотворения), который посвящался солнцу и ради которого женщины а девушки (эта работа считалась исключительно женской) всю зиму задолго до праздника лепили из глины игрушки: лошадей, овец, коз, медведей, северных оленей и уток. В сущности, все эти незамысловатые игрушки были довольно просты, так как их основная функция была магической, а не декоративной. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистков, в способе их изготовления можно заметить определенную иронию.

Волшебный смысл праздника был утерян в 19 веке, и праздник превратился в оживленную ярмарку свистунов с непрерывным свистом. Свистульки, без которых некогда нельзя было участвовать в празднике и делались просто для игры, сохранились, но приобрели все более гротескно-декоративные формы. Старинное ремесло не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие по мере добавления в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний. Дымковская глиняная игрушка стала отчетливо приобретать характер мелкой народной скульптуры, с одной стороны становясь более декоративной, а с другой обогащаясь новыми темами и сюжетами, взятыми из реальной жизни и переделанными народной фантазией. Тотемные и мифологические персонажи (женщина-птица Сирин, двуглавые кони и др.

) теперь составляли лишь часть сюжетов дымковских игрушек.

Если в древности главной темой были животные и младенец (символы женского плодородия), то в XIX веке начинают появляться женщины в народных костюмах, с младенцами, птицами, корзинами с пирогами, балансирами, на скамейках и лодках. Стали появляться многофигурные композиции с такими названиями, как «Путешествие на санях», «Пить чай», «Прогулка с детьми», «Ночью» и др.

Позже дымковские мастера игрушки обратились к городским сюжетам, изображая их, используя вкусы простых людей, далекие от вкусов высшего общества. Все персонажи — крестьяне, горожане, купчихи, прекрасные дамы, светские дамы, франты, офицеры и скоморохи (этакий клоун-менестрель), изображенные в керамической игрушке в обобщенном виде, как тип или класс (крестьяне , солдаты, горожане) или функции (няня, музыкант, танцовщица, дровосек и др.). Различия только в цветах и ​​сортах одежды, лица изображены с помощью нескольких цветных клякс: черные дуги и точки образуют брови и глаза, а красные круги — румяные щеки и рот.

Статуэтки и композиции служили украшением подоконников и шкафов для посуды, заменяя дорогие фарфоровые статуэтки. Но их создатели не были подражателями, просто создававшими бледные имитации фарфора. Это было новое, самобытное и неповторимое искусство, рожденное из маститой глиняной игрушки.

Так постепенно сформировался неповторимый мир образов дымковской игрушки и ее самобытная художественная композиция.

Признаками глиняной игрушки как вида народного творчества являются ее лаконичность и обобщенность, изображение фигурок в лоб или в профиль, состояние движения в неподвижности, наличие собирательных типов образов, в которых живые наблюдения сочетаются с поэтической фантазией. . Все это приобрело конкретную форму выражения в дымковской игрушке в вполне местных приемах лепки, окраски и орнаментальной росписи, а также особенностях композиции.

Весь процесс, от подготовки глины до завершения росписи обожженной и выбеленной фигуры, состоит из строго очерченных, последовательных операций и приемов.

Изготовление дымковской игрушки предполагает как бы знание законов ее смыслового языка. Строгая заданность сюжетов и форм является не только ограничением, накладываемым сувенирным стилем, но в то же время гарантией сохранения старинных традиций практически в неизменном виде.

Сырье для изготовления дымковских игрушек местное: красная глина, смешанная с просеянным речным песком. Процесс изготовления глиняных игрушек очень прост. Сначала вручную лепится туловище фигурки из глиняного теста, затем к нему прикрепляются глиняные шарики (голова и руки) с помощью жидкой глины. Швы заглаживаются мокрой тряпкой. Свистульки тоже лепятся вручную, а отверстия протыкаются палкой. Готовые фигурки сушат и обжигают в печи, белят растворенным в молоке мелом и раскрашивают темперой (до 19 в.53).

Обычно игрушка расписана простым геометрическим орнаментом: яркими пятнами, кружочками, зигзагами, полосками, точками, ромбиками, клетчатым узором в различных сочетаниях. Между тем контрастные радостные цвета (от 4 до 10) темно-синего, красного, голубого, желтого, желтовато-оранжевого, малинового, зеленого, иногда дополненные медно-листовыми ромбами, создают неповторимый праздничный колорит, придающий Дымковские игрушки самобытны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *