Сообщение о грибах 2 класс по литературному чтению – Доклад про грибы для детей
Доклад про грибы для детей
Сообщение про грибы для детей может быть использовано при подготовке к уроку. Рассказ о грибах для детей может быть дополнен интересными фактами.
Доклад про грибы
Грибы очень интересные организмы. Они – не растения и не животные. Грибы составляют особое царство живых организмов. То, что мы называем грибом – это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит из тонких белых нитей – грибницы.
Грибница иногда живёт сотни лет. Когда бывает много тепла и влаги, в некоторых местах грибницы из земли пробивается плодовое тело – ножка со шляпкой. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам.
На земле существует множество разных грибов. В настоящее время известно больше 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты.
Грибы играют достаточно большую роль в жизни человека: являются пищей (белый гриб, подосиновик, сыроежка), основой некоторых лекарств.
В природе они могут быть паразитами(гриб чага), звеньями в пищевой цепи, симбиотическим организмами(помогают деревьям собрать больше воды с помощью своей грибницы в обмен на крахмал и сахара, которые сами произвести не в состоянии) или даже лекарством (лоси лечатся от некоторых болезней поедая мухоморы)
Грибы разделяются на два вида:
- съедобные (белый гриб, рыжик настоящий, груздь настоящий; подберёзовик, подосиновик, дубовик, маслёнок, шампиньоны, сыроежки, опёнок осенний, лисичка обыкновенная и др.)
- несъедобные ( бледная поганка, мухомор, желчный гриб, др.)
В наших лесах несъедобных грибов около 30 видов. Они соседствуют со съедобными грибами, зачастую на них походят и коварство свое показывают не сразу, а через несколько часов после приема в пищу.
Доклад про белый гриб
Белый гриб – вкусный, изумительно ароматный.
Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остается белой и у высушенного гриба, и у вареного.
В нижней части шляпки – слой трубочек. У молодого гриба он белый, но потом становится желто-зеленым.
А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной – от темно-коричневой до светлой, почти белой. Растет гриб в еловых, сосновых и березовых лесах.
Доклад про подберезовик
Подберезовик (березовый) — распространенный съедобный гриб, немного похож на белый. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпкиот темно-коричневого до белого. Его называют «обабок», «бабка», «серый гриб», «черныш». Встречается в березовых или смешанных с березой лесах. Растет одиноко и группами.
Доклад про сыроежки
Сыроежки – очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. Но хотя большинство сыроежек съедобны, среди них попадаются несъедобные, ядовитые. Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.
Доклад про лисички
Лисички – известные съедобные грибы. Ярким цветом напоминают они лисий мех, за что и получили свое название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах. Лисички почти всегда растут семьями. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми.
Доклад про грибы опята
Опенок осенний растет большими группами на пнях, корнях и около стволов живых и погибших деревьев. Появляются они в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибники собирают их мешками. Мякоть у опят белая, с приятным запахом. Нежелательно собирать старые грибы с большими расправленными шляпками.
Доклад про шампиньон
Шампиньон обыкновенный – ценный съедобный гриб белого или сероватого цвета. Мякоть белая, но на разрезе розовеет.
Доклад про маслята
Масленок — съедобные гриб, который получил свое название из-за слизистой, словно измазанной маслом, клейкой шляпки.
Доклад про груздя
Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценится. Он любит осиновые леса.
Надеемся, изложенная информация о грибах помогла Вам. А свой доклад о грибах Вы можете оставлять через форму комментариев.
грибы в сказках, рассказах, видео, картинках и заданиях для детей
Легче всего для начала взять простые контрастные шляпки грибов. Например, задать вопрос ребенку — что за гриб потерял свою шляпку -мухомор, волнушка или подосиновик? Какую шляпку я вылепила? Ребенок сравнивает вылепленную шляпку со шляпкой на картинке с грибами выше и отвечает- отгадывает, объясняя свое мнение (почему он решил, что это именно шляпка волнушки или другого гриба).
А теперь посмотрим на ножку гриба! Ножки есть не только у гриба, но еще и у многих предметов вокруг нас. Вместе с ребенком найдите, у чего есть ножка (у стола, стула, шкафа, у ребенка тоже есть две ножки и т.д.) Какое интересное слово — «ножка». Давайте с ним поиграем!
3.2. Речевая игра с многозначным словом «ножка»
Про это многозначное слово — «ножка» — я придумала свое небольшое стихотворение для познавательно- речевых занятий с детьми. Это стихотворение — игра со словами, которое знакомит ребенка с явлением многозначности слова:
Про ножки
«У меня есть две ноги.
Быстро бегают они.
Ножки прыгают и скачут,
Бегают, гоняют мячик.
Ножки есть у табуреток,
У кроватей и банкеток,
У диванов и шкафов,
У комодов и столов.
А зачем нужны им ножки?
Тут подумал я немножко…
Но ответ про ножки эти
Сохраню от всех в секрете!» (А. Валасина)
Задания по стихотворению:
- Предложите ребенку отгадать секрет мальчика. Спросите: «А ты догадался, зачем нужны ножки столу, шкафу, дивану? Что случится, если сломается одна ножка у стула? Сможем ли мы им пользоваться? Почему?
- Удобно ли пользоваться столом, у которого сломана хотя бы одна ножка? Почему?
- Значит, зачем нужны ножки у мебели? Вот мы и разгадали секрет, но тоже никому его не скажем. Хорошо? :).
- А еще ножки есть у насекомых! У каких? Назови! (паук, кузнечик и т.д.)
- Вот какое необычное слово — «ножка». Одно слово, а как много может обозначать!
Такие задания учат ребенка вслушиваться в слова, развивают языковое чутье.
Рассказ 4. Зачем нужны грибы? С кем дружат грибы?
Спросите ребенка, кому и чем полезны грибы. Да. они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу:
— Грибы собирают и едят люди. Мы их солим, маринуем, варим из них грибной суп, делаем грибную икру, печем пироги с грибами и делаем из них много других вкусных блюд.
— Грибы едят и животные. Питаются ими летом и собирают — запасают на зиму. Даже ядовитые для человека грибы могут быть полезны животным! Например, мухомор едят белки, слизни, сороки. А лось может проглотить целый мухомор целиком, и не один! Он так лечит себя. Для него мухомор — это лекарство.
— А еще — грибница нужна для жизни лесных деревьев, кустарников, трав и цветов. Грибы — настоящие друзья деревьев! Грибница срастается с тонкими корешками дерева в земле. В результате грибы получают от деревьев нужное им питание и полезные вещества, а деревья также получают от грибов полезные вещества для их питания. Благодаря грибам деревья лучше усваивают всё полезное из своей «пищи» и быстрее растут. Так грибы и деревья помогают друг другу всю жизнь! Они лучшие друзья и друг без друга жить не могут!
Например, мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, а еще он украшает лес!
Грибы помогают переработать остатки растений в лесу: разрушают пни, поваленные стволы деревьев, упавшие сучья. Это санитары леса, которые его чистят.
Рассказ 5. Как появляются новые грибы в лесу?
Новые грибы растут из грибницы. Но у грибов есть еще один секрет роста. Вырастая, гриб образует споры.
Споры — это очень — очень мелкие как пыль частички — пылинки. Ветер их разносит очень — очень далеко. Там они падают на землю, прорастают и дают начало новой грибнице, а из нее появятся скоро новые грибы.
Вот как интересно об этом сказано в сказке — лесном диалоге Эдуарда Шима «Грибной дым»:
— Батюшки мои, пожар!! Батюшки мои, горим!.. Откуда-то дым страшный валит!
— Вона, из грибов. Только и всего.
— Ай, и верно! Из грибов-пузырей дым повалил! Это что же творится-то, милые мои?!
— А ничего. Лось проскакал. Грибы-дождевики растоптал.
— Дак почему ж они дымятся-то?!
— Тьфу ты! Да потому, что спелые! Это не дым валит, это споры грибные, семена грибные, по ветру летят!
— Ну, тогда вали, дым, гуще, грибов будет пуще!
Рассказ 6. Сколько живут грибы?
Жизнь грибная очень — очень короткая! Гриб пять дней молодой, на шестой день обычно гриб уже полностью созрел, а на седьмой день уже .. состарился :(. Вот какая маленькая у них жизнь!
Чтобы ребенок осознал этот временной промежуток времени- на календаре покажите ему понедельник. Это день, когда гриб появился. Вспомните, что вы делали вместе с ребенком в понедельник. Вспомните, что вы делали в другие дни недели и в субботу. А в это время гриб уже полностью созрел — он за эти несколько дней стал уже совсем взрослый! Вспомните, что вы делали в воскресенье. Как мало времени прошло! А гриб стал старичком всего за неделю!
Рассказ 7. Бывают ли вредные грибы?
Есть грибы съедобные, а есть ядовитые. Поэтому в лесу детям нужно обязательно спрашивать взрослых, можно ли взять в руки найденный в лесу или в парке гриб. Если не знаешь гриба, то лучше его оставить в лесу и не брать.
Как рассказать детям про ядовитые грибы? Очень понятно объясняется малышам, что такое ядовитые грибы и какие они бывают в передаче «Шишкиной школы» на тему «Ядовитые грибы». Посмотрите ее с малышами.
Ядовитые грибы: видео для детей
В этом видео ребенок увидит ядовитые грибы: узнает, что такое бледная поганка, мухомор, настоящие и ложные лисички (узнает, как отличить лисичку съедобную от ядовитого гриба), какие бывают ложные опята и в чем их отличие от настоящих опят. А также узнает правила грибника.
Рассказ 8. Что такое «грибы — листопадники» и почему они так называются?
Почему грибы называются «листопадниками». «Листо-падник» — от слова «листо-пад». Что такое «листо-пад»? Да, листья падают = листопад. Значит, такие грибы растут во время листопада. Это бывает в октябре. Это подберезовики, подосиновики, рыжики, грузди, волнушки и другие.
Порассуждайте с ребенком вместе, где нужно искать грибы осенью во время листопада — в темных холодных лесах в тени или на солнышке? Да, их надо искать там, где тепло, где пригревает солнце. Они прячутся под опавшей листвой. В холодном же лесу их не найти.
Познавательные сказки и рассказы о грибах для детей
Все мы знаем, что подберезовики растут под березами, а подосиновики под осинами. А почему? Из сказки Н. Павловой дети узнают, почему у каждого гриба есть свои растения — друзья и свой «грибной адрес» в лесу.
Сказки Н. Павловой удивительны. Она про профессии доктор биологических наук и отлично знает жизнь растений и животных. А вторая ее профессия — детский писатель. Поэтому сказки у нее получаются и интересными, и очень познавательными, и любимыми детьми!
Н. Павлова «Две сказки о грибах»
Маленькая девочка пошла в лес за грибами. Подошла к опушке и давай хвастаться:
— Ты, Лес, лучше и не прячь от меня грибы! Все равно наберу полную корзину. Я ведь все, все твои тайны знаю!
— Не хвались! — зашумел — Лес. — Не хвастай! Где там все!
— А вот увидишь, — сказала девочка и пошла искать грибы.
В мелкой травке, между березками, росли грибы подберезовики: шляпки серые, мягкие, ножки с черными махорками.
В молодом осиннике собрались толстые крепкие малыши-подосиновики в туго натянутых оранжевых чепчиках.
А в полумраке, под елочками, среди прелой хвои, девочка нашла коротышки-рыжики: рыженькие, зеленоватые, полосатые, а посередине шляпки ямочка, как будто зверушка лапкой вдавила.
Девочка набрала грибов полную корзинку, да еще с верхом! Вышла на опушку и говорит:
— Видишь, Лес, сколько я разных грибов набрала? Значит, понимаю, где их надо искать. Не даром хвасталась, что все твои тайны знаю.
— Где там все! — зашумел Лес. — У меня тайн поди больше, чем листьев на деревьях. А что ты знаешь? Тебе даже и то невдомек, отчего подберезовики растут только под березами, подосиновики — под осинами, рыжики — под елками да соснами.
— А вот и вдомёк, — ответила девочка. Но сказала она это просто так, из упрямства.
— Не знаешь ты этого, не знаешь, — зашумел Лес, — это рассказать — сказка будет!
— Знаю, какая сказка, — упрямилась девочка. — Погоди немножко, я ее вспомню и сама тебе расскажу.
Она посидела на пеньке, подумала, а потом стала рассказывать.
Раньше было такое время, что грибы не стояли на одном месте, а бегали по всему лесу, танцевали, становились вверх ногой, озорничали. Раньше в лесу все умели танцевать. Один Медведь не умел. А он был самый главный начальник.
Однажды в лесу справляли день рождения столетнего-пре-столетнего дерева. Все танцевали, а Медведь — самый-то главный — сидел как пень. Обидно ему стало, и решил он научиться танцевать. Выбрал себе поляну и стал там упражняться. Но он, конечно, не хотел, чтобы его видели, стеснялся, и поэтому дал приказ:
— Никому никогда на моей поляне не появляться.
А эту поляну очень любили грибы. И они не послушались приказа. Подкараулили, когда Медведь прилег отдохнуть, оставили Поганку его сторожить, а сами убежали на поляну играть.
Медведь проснулся, увидел перед своим носом Поганку и крикнул:
— Ты что тут торчишь?
А она отвечает:
— Все грибы убежали на твою поляну, а меня оставили караулить.
Медведь взревел, вскочил, прихлопнул Поганку и помчался на поляну.
А грибы играли там в палочку-выручалочку. Попрятались кто куда. Грибок с красной шапочкой спрятался под Осиной, рыженький — под елкой, а длинноногий с черными махорками — под Березой.
А Медведь-то как выскочит, да как заорет — Ры-ыыы! Попались, грибочки! Попались!
Грибы со страха так все к месту и приросли.
Тут Береза опустила листочки и прикрыла ими свой грибок. Осина скинула круглый листик прямо на шляпку своего грибка. А елка пригребла лапой к Рыжику сухие иголки.
Поискал Медведь грибы, да так ни одного и не нашел.
С тех пор те грибы, которые прятались под деревьями, так и растут каждый под своим деревом. Помнят, как оно его спасло. И зовут теперь эти грибы Подберезовик и Подосиновик. А Рыжик так и остался Рыжиком, за то, что рыжий. Вот и вся сказка!
— Это ты складно придумала! — зашумел Лес. — Хороша сказка, да только правды в ней — ни капельки. А ты послушай-ка мою сказку-быль.
Жили-были и лесу под землею корни. Не в одиночку — семьями жили: Березовые — при Березе, Осиновые — при Осине, Еловые — при елке.
И вот, поди ж ты, откуда ни возьмись, появились рядом бездомные Корешки. Диво-Корешки! Самой тонкой паутинки тоньше. В прелых листьях, в лесных отбросах роются, и что там съедобного найдут, едят и в запас откладывают.
А Березовые Корешки рядышком растянулись, смотрят и завидуют.
— Мы, — говорят, — из прели, из гнили ничего добыть не можем. А Диво-Корешки в ответ: — Нам завидуете, а у самих добра побольше нашего.
И ведь отгадали! Даром что паутинка паутинкой. Березовые-то Корешки большую подмогу получали от своих же Березовых Листьев. Листья им по стволу сверху вниз пищу посылали. А из чего уж они эту пищу готовили, их самих спросить надо. Диво-Корешки одним богаты. Березовые Корешки — другим.
И решили они дружить.
Диво-Корешки прижались к Березовым и кругом их оплели. А Березовые Корешки в долгу не остаются: что достанут, с товарищами поделятся.
С тех пор зажили они нераздельно. И тем и другим на пользу. Диво-Корешки все шире разрастаются, все запасы копят. А Березка растет да крепнет.
Лето — на середине, хвалятся Березовые Корешки:
— У нашей Березки сережки взъерошились, семена летят!
А Диво-Корешки отвечают:
— Вот как! Семена! Значит, пора и нам за дело.
Сказано-сделано: вскочили на Диво-Корешках желвачки. Поначалу — маленькие. Но как взялись расти! Березовые-то Корешки и сказать ничего не успели, а они уже сквозь землю пробились. И развернулись на воле, под Березкой, молоденькими грибками. Ножки с черными махорками. Шляпки коричневые. А из-под шляпок грибные семена-споры сыплются. Ветер их с березовыми семенами смешал и по лесу рассеял.
Так и породнился гриб с Березой. И с тех пор с ней неразлучен. За это зовут его Подберезовиком.
Вот и вся моя сказка-быль! Она про Подберезовик, но она же и про Рыжик с Подосиновиком. Только Рыжик-то два дерева облюбовал: Елку да Сосну.
— Это не смешная, но очень удивительная сказка, — сказала девочка. — Подумаешь, какой-то малыш-грибок — и вдруг великанное дерево подкармливает!
Рассказ А. Лопатиной — для младших школьников. Действительно ли грибы можно вырастить на огороде? Надо ли отказываться от лесных грибов? Почему многие полезные грибы сейчас стали вредными? Эти вопросы обсуждает в рассказе дедушка со своими внучками.
А. Лопатина. Знакомство с грибами
В начале июля на целую неделю зарядили дожди. Анюта и Машенька приуныли. Они скучали без леса. Бабушка отпускала их погулять во дворе, но как только девочки промокали, тут же звала их домой.
Кот Порфирий говорил, когда девочки звали его гулять:
— Что за охота мокнуть под дождем? Лучше я дома посижу, сказку сочиню.
— Я тоже считаю, что мягкий диван более подходящее место для котов, чем сырая трава, — поддакивал Андрейка.
Дедушка, возвращаясь из леса в мокром плаще, смеясь, говорил:
— Июльские дожди землю питают, урожай ей растить помогают. Не переживайте, скоро в лес за грибами пойдем.
Алиса, встряхиваясь так, что мокрая пыль летела во все стороны, рассказывала:
— Уже сыроежки полезли, а в осиннике два маленьких подосиновика выскочили в красных колпачках, по я их оставила, пусть подрастут.
Анюта и Машенька с нетерпением ждали, когда дедушка возьмет их с собой за грибами. Особенно после того, как он принес однажды целую корзинку молодых грибов. Вынув из корзинки крепенькие с серыми ножками и гладкими коричневыми шапочками грибки, он сказал девочкам:
— Ну-ка, отгадайте загадку: В роще у березки повстречались тезки.
— Знаю, — воскликнула Анюта, — это подберезовики, они растут под березами, а подосиновики растут под осинками. Они похожи на подберезовики, но шляпки у них красные. Еще бывают боровики, они в борах растут, а сыроежки разноцветные везде растут.
— Да вы у нас грибную грамоту знаете! — удивился дедушка и, достав из корзины целый ворох желто-рыжих пластинчатых грибочков, сказал:
— Раз вам все грибы знакомы, помогите-ка мне найти нужное слово: Золотистые… Очень дружные сестрички, Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.
Девочки смущенно молчали.
— Стишок этот о лисичках: они вырастают огромной семьей и в траве словно осенние листочки золотятся, — объяснил всезнающий Порфирий.
Анюта обиженно сказала:
— Дедушка, ведь мы только некоторые грибы изучали в школе. Учительница сказала нам, что среди грибов много ядовитых, их есть нельзя. Еще она сказала, что сейчас даже хорошими грибами можно отравиться, и лучше их вообще не собирать.
— Учительница вам правильно сказала, что ядовитые грибы есть нельзя и что сейчас многие хорошие грибы вредными для человека становятся. Заводы всякие отходы в атмосферу выбрасывают, вот и оседают разные вредные вещества в лесах, особенно возле городов больших, а грибы их впитывают. Но хороших грибов много! Нужно только с ними подружиться, тогда они сами к вам навстречу выбегут, когда вы в лес придете.
— Ой, какой замечательный грибок, крепкий, толстенький, в бархатной светло-коричневой шапочке! — воскликнула Машенька, сунув свой нос в корзинку.
— Это, Машенька, белый выскочил раньше времени. Обычно они в июле появляются. Про него говорят: Вылез боровичок крепенький бочек, Кто его увидит, всяк поклонится.
— Дедушка, почему боровичок называют белым, если у него коричневая шляпка? — спросила Машенька.
— У него мякоть белая, вкусная и душистая. У подосиновиков, например, мякоть синеет, если ее разрежешь, а у белых мякоть не темнеет ни при резке, ни при варке, ни при сушке. Гриб этот в народе издавна считают одним из питательнейших. Есть у меня знакомый профессор, он грибы изучает. Так вот он мне рассказывал, что в боровиках ученые нашли двадцать самыx важных для человека аминокислот, а также множество витаминов и минеральных веществ. Недаром грибы эти называют лесным мясом, потому что белков в них даже больше, чем в мясе.
— Дедушка, а учительница нам говорила, что в будущем люди все грибы на огородах будут выращивать и в магазине покупать, — сказала Анюта, а Мишенька добавила:
— Нам мама покупала грибы в магазине — белые шампиньоны и серые вешенки, очень вкусные. У вешенок шляпки на уши похожи, и они друг с другом срослись, словно один гриб получился.
— Ваша учительница права, да только лесные грибы дарят людям целебные свойства леса и его лучшие ароматы. Многие грибы человеку на огороде не вырастить: без деревьев и без леса они жить не могут. Грибница с деревьями, как неразлучные братья корешками сплелись и друг друга кормят. Да и ядовитых грибов не так много, просто люди в грибах не очень разбираются. Всякий гриб чем-нибудь полезен. Впрочем, пойдете в лес, грибы сами вам о себе все расскажут.
Очень люблю рассказ «Мухомор». Как ярко и выразительно описан в нем этот гриб: сравнивается он с гномиком в красном колпачке и в кружевных панталончиках! И рассказывается о том, даже ядовитый для человека гриб обитателям леса полезен как лекарство!
Н. Сладков Мухомор
Красавец мухомор по виду добрее Красной Шапочки, безвредней божьей коровки. Похож и на веселого гномика в красном бисерном колпаке и кружевных панталончиках: вот-вот зашевелится, в пояс поклонится и что-нибудь скажет хорошее. И в самом деле, хоть ядовит он и несъедобен, но не совсем уж плох: многие жители леса даже едят его и не болеют. Лоси, бывает, жуют, сороки клюют, даже белки, на что уж в грибах разбираются, а и те, случается, мухоморы на зиму сушат. В малых долях мухомор, как и змеиный яд, не травит, а лечит. И звери с птицами это знают. Знайте теперь и вы. Но только сами никогда — никогда! — не пробуйте мухомором лечиться. Мухомор он все-таки мухомор — может и уморить!
Прочитав рассказ, еще раз рассмотрите картинку мухомора (Вы ее найдете в наборе картинок о грибах по ссылке выше) и обсудите с ребенком:
— чем мухомор похож на гномика? где у него красная шапочка — колпачок? Почему колпачок в рассказе называется «бисерным»? (украшен белыми бисеринками — покажите ребенку крупный белый бисер и найдите бисеринки на шляпке мухомора) А где у мухомора белые штанишки — панталончики с кружевами?
— чем полезен мухомор?
— можно ли людям срывать мухомор? почему?
И еще один рассказ о грибах — мухоморах Н. Сладкова «Хоровод грибов».Прочитайте ребенку фрагмент рассказа и обсудите с ним:
— на кого похожи мухоморы? на что похожа их ножка? их шляпка?
— как это «стоят подбоченясь» (покажите эту позу),
— чего ждут мухоморы?
— как танцуют мухоморы на своих белых ножках? (придумайте несколько движений вместе под плясовую или хороводную мелодию)
— быстро ли они водят хоровод?
— «Замелькают белые ножки» — что это означает? Когда так говорят : «только пятки засверкали», «только ножки замелькали»? С тобой было такое, что ты так быстро двигался, что только ноги мелькали? Когда? Поделитесь и своими историями из жизни.
Н. Сладков. Хоровод грибов
Грибник мухоморы не берет, но мухоморам рад: пошли мухоморы — пойдут и белый. Да и глаз мухоморы радуют, хоть несъедобные и ядовитые. Стоят подбоченясь на белых ножках, в кружевных панталончиках, в красных клоунских колпаках — не хочешь, а залюбуешься. А если набредешь на мухоморный хоровод, так в пору остолбенеть: дюжина красных молодцов встала в круг и приготовилась к танцу!
Вот сейчас — раз, два! — кто-то хлопнет в ладоши и — три, четыре! — закружится хоровод! Всё быстрей и быстрей — пёстой праздничной каруселью. Замелькают белые ножки, зашуршат сухие листья. Стоишь и ждешь.
И мухоморы стоят и ждут. Ждут, когда наконец ты догадаешься и уйдешь. Чтобы без помех и чужого глаза начать водить свой грибной хоровод. Притоптывая грибными белыми ножками, помахивая грибными красными шляпками. Как в старину…»
В следующей сказке малыши познакомятся с интересным грибом, растущим на пнях и деревьях — опёнком.
В. Зотов. Опенок Осенний
— Мамочка, смотри, грибам земли не хватает, — удивился Лисенок. — Они даже на деревья залезли!
— Ты еще многого не знаешь, — Улыбнулась Лисица. — Осенний опенок часто растет на стволах деревьев. Иногда осенью желто-коричневые шляпки, которые бывают размером с маленькое блюдце, кучками висят так высоко, что до них не дотянуться.
— А вон та семейка устроилась прямо на гнилом пеньке. — Малыш показал на пеньке около дерева. — Мама, а все эти грибы съедобные?
— Конечно, Осенний Опенок очень вкусный. Мимо него никто не проходит. Все кладут его в корзину, всем хочется попробовать этот гриб. А чтобы отличить его от ядовитого лжеопенка, надо посмотреть снизу на пластинки. У съедобных опят они всегда светлые — белые, кремовые или желтоватые.
Приметы и поговорки о грибах
- Поздний гриб — поздний снег.
- Где один маслёнок уродился, там и другие рядышком разбежались.
- Метелки овса созрели — выросли в лесу опята.
- Если грибов уродилось мало, то зима будет снежная и суровая.
- Кто любит земле кланяться, без грибов не останется.
- Кто пораньше встаёт, тот грибки в кузов кладёт.
- Когда с вечера дожди – утречком грибочков жди.
- Когда жарко и ведрено, грибы под деревьями собираются, когда сыро да ведрено — на поляны разбегаются.
- Вечером дожди — утром грибов жди.
- Сколько дождей — столько груздей.
- Коль пошел парной туман над лесом — иди по грибы.
- Сильные росы — к плодородию, а частые туманы — к урожаю грибов.
- Если в лесу волнушки пошли, то жди скорого появления груздей.
- Если заколосилась рожь — начинают попадаться и белые с подберёзовиками
- Где красный мухомор, там белый гриб неподалёку сидит.
- Если ночь на Рождество звездная, такие же и на Крещение — то летом будет много ягод и грибов.
Как пользоваться материалами этой статьи на занятиях с детьми:
Дорогие читатели сайта! Материалы этой статьи предназначены для целого цикла разговоров и игр о грибах. Нельзя в один день дать ребенку все задания с этой страницы. Не спешите, дайте ему наиграться, насладиться познанием мира природы!
Возможно, Вам понадобится целая неделя для того, чтобы запомнить названия грибов, их особенности, их «грибные адреса», написать письма и получить «ответы» от грибов. Это нормально! Идите от интересов ребенка и его особенностей и предпочтений.
Помните, что главное — не объем знаний, а активность ребенка, развитие его умения отвечать на вопросы, рассуждать, придумывать, доказывать свое мнение, сравнивать, делать самостоятельные выводы.
Пример индивидуального подхода в применении материалов этой статьи в семье
Ребенок 5 лет- очень не любит лепить и пластилин. Но любит загадки.
Что делать: Такому малышу не нужно загадывать загадку — лепку с шляпками грибов, данную выше. Нужно провести это задание по-другому. Взять картинки грибов (можно распечатать их с сайта «Родная тропинка» по ссылке ниже), закрыть ладонью или листом бумаги ножку гриба на картинке. Будет видно только шляпку. После этого попросите отгадать по шляпке, что это за гриб.
Лучше, если у Вас будут отдельные картинки, так как дети очень быстро запоминают расположение картинок в книжке и уже не анализируют изображение, а отвечают механически, по памяти. Если же Вы будете в этом задании постоянно менять картинки их их месторасположение, то ребенку придется думать, сравнивать и делать самостоятельный вывод.
Если ребенок любит рисовать — то возможно, он захочет не слепить шляпку гриба, а нарисовать ее. Тогда рисуя, мы обговорим и размер шляпки, и ее форму (где она выпуклая, где вогнутая, ровная она или шершавая, вытянутая вверх как колпачок клоуна или плоская или загнута вниз) и как это лучше изобразить на рисунке, какого она цвета.
Слушайте своё сердце и наблюдайте за своим малышом — дети нам сами подсказывают, что им интересно, а что еще нет и тогда лучше с этим материалом пока повременить. А познакомить ребенка с ним через год, когда он подрастет.
В статье даны материалы и задания на разный возраст детей и разный уровень развития, чтобы каждый родитель и педагог смог выбрать то, что подходит именно его детям/ребенку.
Еще игры, упражнения, картинки, загадки по теме «Грибы» для детей
Еще материалы для игр и занятий с детьми по теме «Грибы» Вы найдете в статьях сайта:
— Загадки про грибы: развивающие задания для детей, 95 загадок про грибы с картинками и отгадками, как правильно подобрать загадку по возрасту ребенка ,как придумать загадку про гриб вместе с детьми.
— Картинки «Грибы»: для игр и занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
— Тема «Грибы»: речевые игры и упражнения для детей.
Презентация с заданиями по теме «Грибы» для детей из этой статьи для скачивания
Все картинки из этой статьи Вы можете скачать в хорошем разрешении и качества для демонстрации в презентации и распечатки:
- — здесь см. презентация для детей «Грибы»,
- — или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел «Документы» справа под видеозаписями сообщества, файл с презентацией называется «Тема грибы»: tema-gribi)
Желаю всем успехов! Буду рада видеть Вас в рубрике сайта «Мир вокруг нас», в которой Вы найдете много удивительно интересных игр, познавательных сказок в картинках и увлекательных видео об окружающем мире для детей.
До новых встреч!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
rodnaya-tropinka.ru
Конспект урока по литературному чтению 2 класс (УМК «Школа России») по теме «В.Д.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Райваттальская средняя общеобразовательная школа»
План-конспект урока литературного чтения
во 2 в классе
Тема: В.Д.Берестов «Хитрые грибы».
«Грибы» (из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.
Учитель: Корхонен Светлана Фёдоровна
п. Хийтола
2017-2018 уч. год
Теоретические сведения
Цель деятельности — познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.
Задачи:
— учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
— отрабатывать навыки выразительного чтения;
— расширить знания о грибах;
— учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
— формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;
— развивать память, речь, внимание;
— воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Познавательные УУД:
— умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
— умение ориентироваться в учебнике;
— умение находить вопросы в тексте;
— умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;
Коммуникативные УУД:
— умение слушать и понимать других;
— умение правильно оформлять свои мысли;
— умение грамотно строить речевые высказывания;
— умение работать в паре;
Регулятивные УУД:
—умение прогнозировать работу;
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
— умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
-умение выражать эмоции.
Практическая работа
Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, презентация к уроку, проектор, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент
— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
II. Проверка домашнего задания
-Произведения какого раздела учебника мы читаем? (Люблю природу русскую. Осень).
— Какие произведения мы читали? Назовите.
Продолжим изучать произведения об осени
III. Речевая разминка
Шла лисица
Вдоль тропинки
И несла грибы
В корзинке:
Пять опят
И пять лисичек
Для лисят и
Для лисичек!
— прочитаем медленно (хором).
1 ряд читает тихо
2 ряд с увеличением громкости
Читаем выразительно, соблюдая интонацию
Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.
— Оцените выступления
IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
— Чем хороша осень? ( Деревья в разноцветном уборе, листопад, птицы стаями улетают в теплые края )
-А еще?
(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)
— А тут ещё загадка для нас:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
А кто из вас хоть раз в жизни собирал грибы? Какие чувства вы при этом испытывали? Расскажите.
-Какие грибы вы еще знаете?
— На какие большие группы они делятся?
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах). Какова тема урока?
Тема урока
V. Формулирование учебной задачи урока ( в парах)
Ребята, откройте учебник на стр. 76-77, рассмотрите материал учебника, подумайте, какие учебные задачи мы поставим себе на урок
Каждая группа должна предложить по 1формулировке. Обратите внимание на два абсолютно разных текста, свяжите с этими наблюдениями учебную задачу.
VI Изучение нового материала
6.1.Работа со стихотворным текстом
А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, который отправился в лес за грибами.
— Вам знакомо имя этого автора?
( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )
-Прочтите название стихотворения В. Берестова , которое мы будем читать.
-Почему автор так назвал свое стихотворение?
Разве грибы могут быть хитрыми? Кого обычно называют хитрым?
А теперь проверим ваши предположения.
6.2.Первичное восприятие текста (аудиозапись)
6.3.Беседа.
— Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
6.4.Чтение стихотворение про себя.
6.5. Чтение вслух
— Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать
6.6. Словарная работа
Что обозначает слово лукошко?
Лукошко— небольшая корзинка для грибов из прутьев
-Подберите синоним к этому слову
Кочка —бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)
(Карточки со словами выставляются на доске)
6.7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.
-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.
-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.
-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.(грибочки)
— Разочаровался ли автор в грибах, потому что он не нашел ни одного гриба?
— Что мы можем сказать о нем как о человеке?
Для чего автор рассказал эту историю?
— Будем учиться читать стихотворение выразительно.
-Найдите в тексте восклицательное предложение.
Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)
-Прочтите вопросительное предложение.
-Какое слово надо выделить голосом? (где-то)
-Прочтите выразительно это предложение.
Чтение друг другу в паре
Оцените друг друга с помощью лесенки достижений
Физмин
VII Работа с текстом «Грибы», с.77
— Скажите, а грибы- это растение или нет?
— Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77
7.1. Первичное чтение,(с.77) по цепочке
7.2. Беседа
– Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)
– Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)
– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)
– Дети, а кто является автором этого текста?
( Автора нет.Написано, что текст взят из энциклопедии.)
-Для чего эта статья размещена в энциклопедии?
– Кто знает, что такое энциклопедия?
7.3.Сообщение ученика
– Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.
Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».
— Какие бывают энциклопедии?
Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.
(Учитель показывает названные издания).
— В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?
— Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)
– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.
—Прочитайте предложение, в котором перечислены названия грибов.
— Какие названия грибов в тексте перечислены, но не нарисованы? (учитель показывает, как выглядит плесень и трутовик).
Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева- тоже представитель грибного царства.
VIII Сравнение художественного текста и научного. ( в группах)
– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.
-Что в них общего? (тема)
— Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?
– Можно сказать, что у них есть что-то общее?
( Да, у них одна тема – грибы.)
– А чем они отличаются?
(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)
– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?
( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.
Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)
– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.
– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.
Вывод:Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.
Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.
IX.Работа в группах
А хотите почувствовать себя поэтами? По данным строчкам восстановите стихи о грибах, найдите картинку в классе и принесите на доску. Чья команда быстрее справится с заданием.
Фишки
— Назовите съдобные и несъедобные грибы.
X.Домашнее задание
Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.
По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.
XI.Рефлексия. Подведение итогов урока
— Чему был посвящён наш урок?
-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?
-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока
(выбирают грибок определённого цвета:
зеленый- у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, желтый — я не совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;
красный- у меня ничего не получилось, было трудно.)
— Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим , какой урожай грибов набрали.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Приложение 1
1. Возле леска, на ____________________
Украшая тёмный ________________________
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый______________________
Слова для справок: опушка, бор, мухомор.
2. А на стареньком пеньке,
И особенно в _______________
Аж семьёй растут грибочки, Дружно, как солдаты,
Тянутся ______________________
Слова для справок: тенёк, опята.
3. Шоколадно-бурый ________________
К скользкой шляпке лист __________________
Воротник ажурный тонок.
Гриб такой зовут _______________________.
Слова для справок: гриб, прилип, маслёнок.
4. Скромный, тоненький и ___________________,
Этот гриб, поверьте, ___________________________.
Попадёт грибочек в _________________________,
Всех в больницу _____________________________.
Слова для справок: бледный, вредный, суп, увезут.
5. На ножках –белоснежках
Проснулись________________________
Хоть сыро им _______________________
Но всё ж приятно ножкам.
И шляпкам очень хрупким
В траве вполне __________________
Слова для справок: сыроежки, немножко, уютно.
6. Встали возле ________________
Жёлтенькие кнопочки.
Симпатичные ____________________!
Назовите их _____________________.
Слова для справок: тропочки, сестрички, лисички.
infourok.ru
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Детям о Грибах
Грибы съедобные и не съедобные. Все о грибах в заданиях для детей. Скачиваем задания, стихи, загадки, раскраски и плакаты о грибах.В заданиях встречаются информация о следующих грибах: Лисички, Подберезовик, Подосиновик, боровик, Опята, Вешанки, Мухомор, Сыроежки, Маслята, Рыжик, Груздь, Летний Опенок, Шампиньоны.
О Грибах Детям
Загадки и Раскраски Грибы
Загадки и Раскраски Грибы
Загадки и Раскраски Грибы
Детям о Грибах
Все о Грибах
Все о Грибах
Все о Грибах
Все о Грибах
Названия всех Грибов
Стихи о Грибах:
***Про грибы
(Елена Долгих)
Если шляпка красная,
Много белых точек,
Значит, дело ясное –
Ядовит грибочек!
Мы его не станем брать,
Чтоб не отравиться.
Эту красочную рать
Надо сторониться.
Если неказист на вид,
Прячется умело,
Это самый вкусный гриб
Под названьем «белый»!
Осторожно его срежь,
Положи в корзину,
Маринуй, соли и ешь
До весны, всю зиму!
А на стареньком пенёчке,
И особенно в тенёчке,
Аж семьёй растут грибочки –
Дружно, как солдаты,
Тянутся опята.
В ельнике – маслята.
Те неприхотливые,
Шапочки сопливые.
Вроде некрасивые,
Но пожаришь – классно!
С этими всё ясно.
Есть ещё грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Груздь солёный – это что-то!
Всех грибов вкуснее!
До чего ж грибов охота,
В лес пойдём скорее!
***
Грибники
Вдоль дороги ели, ели.
В глине клином колея.
По дороге еле-еле
Ковыляем брат и я.
Отдохнул немного я бы,
Братец тоже сесть готов.
У меня корзина ягод,
У него ведро грибов.
Я в корзину гордо гляну,
Брат грибам ужасно рад.
Мы нашли одну поляну
И собрали всё подряд.
Мы ребята городские,
И не знаем в этот раз,
Где грибы у нас какие,
Что за ягоды у нас.
Мама плакала, смеялась
И сказала нам: – друзья,
Вы – герои. Вот ведь жалость,
Только это есть нельзя.
Загадки о Грибах:
***
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Гриб)
***
Пока дети — каждый в берете.
Повзрослели — шляпы надели.
(Грибы)
***
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)
***
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это …
(Сыроежки)
***
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый…
(Мухомор)
***
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора — …
(Боровик)
***
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …
(Подосиновик)
***
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок —
Гриб такой зовут…
(Маслёнок)
***
Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети, —
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
***
Посмотрите-ка, ребята:
Тут — лисички, там — опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые?..
(Поганки)
***
Растут на опушке
рыжие подружки,
Их зовут …
(Волнушки)
www.razvitierebenka.com
Урок по литературному чтению во 2 классе В.Берестов «Грибы»
Акиньшина Тамара Фёдоровна учитель начальных классов
МОУ «Никольская средняя школа
Белгородского района Белгородской области»
План-конспект урока литературного чтения
во 2 в классе
Тема: В.Д.Берестов «Хитрые грибы».
«Грибы» (из энциклопедии).
2015 г.
Теоретические сведения
Цель деятельности педагога: — познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.
Задачи:
— учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
— отрабатывать навыки выразительного чтения;
— расширить знания о грибах;
— учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
— формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;
— развивать память, речь, внимание;
— воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Познавательные УУД:
— умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
— умение ориентироваться в учебнике;
— умение находить вопросы в тексте;
— умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;
Коммуникативные УУД:
— умение слушать и понимать других;
— умение правильно оформлять свои мысли;
— умение грамотно строить речевые высказывания;
— умение работать в паре;
Регулятивные УУД:
—умение прогнозировать работу;
-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Личностные УУД:
— умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
-умение выражать эмоции.
Практическая работа
Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, презентация к уроку, проектор, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент
— Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
— Сегодня, 14 октября наша Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров — один из самых почитаемых в народе осенних праздников. 14 октября прощались с осенью и встречали зиму. Говорили: «На Покров до обеда — осень, а после обеда — зима».
II. Проверка домашнего задания
-Произведения какого раздела учебника мы читаем ? (Люблю природу русскую. Осень).
— Какие произведения мы читали? Назовите
— Чему были посвящены стихотворения, которые вы учили дома?
(Читают 4 ученика стихи о листьях)
— Оцените выступления
III. Речевая разминка
Клим спросил у Алексея:
— Кто в лесу лисички сеял?
Звери дикие иль птицы?
— Ну, понятно кто – лисицы!
-Прочитаем медленно (хором)
— 1 ряд читает тихо
— 2 ряд читает с увеличением громкости
— Читаем выразительно, соблюдая интонацию
— Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.
IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
— Чем хороша осень? ( Деревья в разноцветном уборе, листопад, птицы стаями улетают в теплые края )
-А еще?
(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)
— А тут ещё загадка для нас:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)
— Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке и чему будем учиться на уроке чтения?
(Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)
V. Изучение нового материала
а) Работа с текстом «Грибы», с.77
— Скажите, а грибы- это растение или нет?
— Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77
1) Первичное чтение, (с.77)
( читает подготовленный ученик)
2) Беседа
– Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)
– Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)
3) Повторное чтение текста вслух (по цепочке)
— Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.
– О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)
– Дети, а кто является автором этого текста?
( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)
– Кто знает, что такое энциклопедия?
4) Сообщение ученика
– Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.
Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».
— Какие бывают энциклопедии?
Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.
(Учитель показывает названные издания).
— В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?
— Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)
– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.
5) Сообщения учащихся (заранее приготовлены)
Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева- тоже представитель грибного царства.
Под землёй у гриба находится грибница- тонкие белые нити- .а на поверхности земли «плодовое тело»- шляпка и ножка.
Показ строения гриба на слайде
(На шляпке у одних грибов слой трубочек. А у других пластинки. В трубочках созревают споры гриба-крошечные «живые пылинки». Они у грибов вместо семян.)
Грибы делятся на съедобные и несъедобные и ядовитые
— Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.
Какой гриб среди всех остальных считают королём грибов?
( Информация о белом грибе Даши Богацкой)
-Белый гриб, боровик
— А какие вы знаете необычные грибы?
Рассказ ученика о плазмодии (Гриб, напоминающий медузу, полупрозрачный. По лесу передвигается ,перекатываясь с боку на бок.)
VI.Физкультминутка
VII.Продолжение работы по теме урока Работа в парах
1) — Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны.
Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая –важная (её необходимо запомнить, важная- показать «!», интересная – «+»).
— Сбор грибов в народе называют «тихая охота»
— Из ста тысяч грибов только сто видов относится к съедобным грибам.
-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу(иначе на этом месте они уже не вырастут).
-Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться несъедобными, ядовитыми.
— Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (ими могут лечиться животные).
Оцените кто правильно – закрашивает зеленым карандашом
1 ошибка- желтым
Не справился – красным
2) Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».
1. Подготовка к восприятию.
а) Беседа.
— В какое время года собирают грибы? Как правильно собирать грибы, чтобы не повредить грибницу и не повлечь исчезновение грибов?
— Ребята, грибы могут собирать только те, кто хорошо в них разбирается, кто может отличить съедобные грибы от несъедобных.
— Кому из вас приходилось собирать грибы? Расскажите.
– А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым , отправившимся в лес за грибами .
— Вам знакомо имя этого автора?
( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )
-Прочтите название стихотворения В. Берестова , которое мы будем читать.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет грибы « хитрыми »?
2 .Первичное восприятие текста ( аудиозапись)
3.Беседа.
— Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
4.Чтение стихотворение про себя.
-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.
(Учитель подходит к слабым детям при чтении)
-Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать
5. Чтение вслух
— Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать
6. Словарная работа
Лукошко— небольшая корзинка для грибов из прутьев
-Подберите синоним к этому слову
Кочка —бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)
(Карточки со словами выставляются на доске)
7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.
-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.
-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.
-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)
-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?
VIII. Гимнастика для глаз
—Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу?
— Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
8. Работа над выразительным чтением стихотворения.
— Будем учиться читать стихотворение выразительно.
-Найдите в тексте восклицательное предложение.
Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)
-Прочтите вопросительное предложение.
-Какое слово надо выделить голосом? (где-то)
-Прочтите выразительно это предложение.
в) Сравнение художественного текста и научного.
– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.
— Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?
– Можно сказать, что у них есть что-то общее?
( Да, у них одна тема – грибы.)
– А чем они отличаются?
(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)
– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?
( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.
Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)
– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.
– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.
Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.
Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.
IX. Работа в группах
— Отгадайте загадки и найдите фотографию гриба в классе( группа)
1. А этот красавец на белой ножке,
Он в красной шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)
— А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)
— А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)
2. На пеньке сидят братишки.
Все — в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются … (опята)
3. В белой шляпе
3. Красивая дама.
Смотрит свысока-
Ручки в бока,
Богата и важна,
Да никому не нужна! (Поганка)
4. В белой кепке
Белый крепыш.
Плечи расправил,
Ножки расставил,
В землю врос:
Кто б увидал-
С собой унёс (Боровик)
5. Ходят в рыженьких беретах,
осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые … (лисички)
— Назовите съедобные и несъедобные грибы.
X.Домашнее задание
Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.
По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.
X1.Рефлексия. Подведение итогов урока
— Чему был посвящён наш урок?
— Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?
— Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока
(выбирают грибок определённого цвета:
жёлтый — у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, зелёный — я не совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;
красный- у меня ничего не получилось, было трудно.)
— Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим , какой урожай грибов набрали.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Литература.
Климанова Л.Ф. Литературное чтение [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе / Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова. 2-е изд. — М: Просвещение, 2014. – 223с.: ил. (Школа России). – Библиограф.: с.119. – ISBN 978-5-09-032087-0
Жиренко О.Е, С.И.Лобачева Внеклассные мероприятия [Текст]: учебно – методическое пособие / О.Е Жиренко, С.И.Лобачева. — М: ВАКО, 2014. – 256с.: (Мозаика детского отдыха). – Библиограф.: с.89 – 91. – ISBN 978-5-408-01508-5
infourok.ru
Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему: Берестов Хитрые грибы
Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»
Целеполагание: — ознакомить детей с произведением В. Берестова;
— расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;
— учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
— отрабатывать навыки выразительного чтения;
— развивать память, речь, внимание;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
- Речевая разминка. (слайд 2)
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока
Отгадайте: (слайд 3)
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
— Где растут грибы?
— Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.
— Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?
Игра «Верите ли вы, что..?» (слайд 4)
— Грибы – это растения?
— Существует особое царство живой природы?
— Грибов на свете около 1 млн?
— Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов?
— Плесень – это гриб?
— Гриб состоит из тонких белых нитей?
— Грибы растут на деревьях?
— Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?
— В конце урока мы вернёмся к этой таблице.
III. Изучение нового материала
1) Вступительное слово учителя.
Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками. Все это грибы. Сегодня мы узнаем и о других грибах.
2). Первичное чтение.(с.77)
3). Беседа после чтения.
— Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?
— Сколько видов грибов существует?
— Какие грибы вам известны?
— На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)
— Какие несъедобные грибы вам известны?
— А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу некоторым животным? (Мухомор. Животные им лечатся).
Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.
4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.
Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.
Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.
Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!
Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.
Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.
IV. Физкультминутка (слайд 5)
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы-
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
Работа в группах. ( Группы получают свою часть текста, распечатанный слайд. Дети извлекают необходимую информацию о грибах и готовятся рассказать об этом классу с презентацией. ) Слайды (6 – 10)
V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы». (слайд 11)
1. Подготовка к восприятию.
— Ребята, а в какое время года собирают грибы?
— Кто из вас любит собирать грибы?
— А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)
— А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.
2. Первичное чтение.
3. Беседа после чтения.
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?
— Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?
— Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.
— Чем же автор перепугал грибы?
— Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?
— Почему же он не нашел ни одного грибка?
Работа над выразительным чтением стихотворения.
-Найдите в тексте восклицательное предложение.
Давайте прочитаем его с правильной интонацией.
-Прочтите вопросительное предложение.
-Какое слово надо выделить голосом?
-Прочтите выразительно это предложение.
-Какое настроение передает автор стихотворения?
-Давайте выразительно прочитаем стихотворение, постараемся голосом передать настроение автора.
— Прочитайте выразительно, передавая настроение.
VI. Закрепление нового материала
Отгадайте загадку.
— А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного. (слайд12)
Серенькие шляпки.
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовик)
А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)
— А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)
— А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок… (Масленок)
— Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)
Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или в сероватой.
Собирай, не мешкай, это … (Сыроежки)
— Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)
— Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!
VII. Итог урока. Рефлексия.
— Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? Вернёмся к игре «Верите ли вы, что…»
-Кто из писателей поделился с вами впечатлениями о сборе грибов?
— Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных? (слайд 13 — 14)
— Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?
— Напишите на грибке (выданы детям ) что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке и положите в корзинку (рисунок на доске) . Учитель зачитывает.
Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.
Материал урока очень насыщенный – можно разделить на 2 урока.
nsportal.ru
Расскажите детям о грибах — Расскажите детям о грибах
- Подробности
- Категория: Узнай-ка!
Страница 1 из 4
Расскажите детям о грибах
БЕЛЫЙ ГРИБ
И под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первый найден боровик.
В. Рождественский
По вкусовым качествам и пищевой ценности съедобные грибы принято делить на четыре группы. К первой – относятся белые грибы, рыжики и грузди настоящие. Ко второй – подберезовики, подосиновики, маслята, шампиньоны, волнушки. К третьей – черные грузди, моховики, лисички, сморчки, осенние опята. К четвертой – грибы-зонтики, ломкие виды сыроежек, летние опята, вешенки, говорушки.
Такое деление условно, у каждого грибника есть свои пристрастия. Отличаются и вкусы у разных народов. В России груздь относят к ценным грибам, а в странах Западной Европы его считают несъедобным. Некоторые народности предпочитают навозники, грибы-зонтики, тогда как другие считают их несъедобными и не собирают.
Самым высококачественным из всех грибов по праву называют белый гриб, или боровик. Многие грибники только тогда считают свой поход в лес успешным, если в их корзине окажется хотя бы один белый гриб.
Белым этот гриб называют потому, что в отличие от других трубчатых грибов его мякоть на изломе не меняет цвет и остается белой и после варки, и после сушки. Шляпка у белого гриба выпуклая, может достигать 25 см в диаметре, ее окраска варьируется от беловатого до темного бурого, в зависимости от того, в каком лесу гриб вырос. Нижняя поверхность шляпки – губчатая, с хорошо выраженными трубочками, сначала белая, с возрастом желтеет.
Ножка у белого гриба толстая, иногда до 10 см толщиной и около 17 см длиной. У молодых грибов ножка клубневидная, у зрелых – цилиндрическая, со светлым сетчатым рисунком в верхней части. Масса плодового тела может достигать 10 кг.
Белый гриб встречается в лиственных, хвойных и смешанных лесах. Он чаще всего соседствует с елью, березой, дубом. Белые грибы очень питательны. Бытует даже поговорка: «Боровой гриб лучше любого мяса». В пищу гриб употребляют в жареном, сушеном, маринованном виде. В народной медицине используют вытяжку из белого гриба. У белого гриба имеются двойники: желчный гриб и дубовик.
ЗАГАДКА
Стоит Лукашка – белая рубашка.
А шапка надета шоколадного цвета.
(Белый гриб)
ГРУЗДЬ
Назвался груздем —
Полезай в кузов!
К роду млечников (грибов, содержащих млечный сок) относятся грузди: настоящий, черный, желтый, золотисто-желтый, перечный. У груздя настоящего шляпка слизистая, вначале белая, затем слегка желтоватая со слабоконцентрическими полосами и волнисто-мохнатым краем. Пластинки нисходящие, частые, белые и розоватые.
Там под лапником колючим
Ищем мы грибных чудес.
Черных груздей взгляд дремучий
Завораживает лес.
Л. Глазков
Мякоть груздя белая, плотная, с приятным фруктовым запахом. Млечный сок белый, на воздухе желтеет. Очень горький. Встречаются грузди в березовых и смешанных лесах. В пищу их лучше употреблять в соленом виде. На Руси грузди солили бочками, эти грибы считались лучшими для засола. А по сибирскому способу грузди солили не отдельно, а вместе с другими грибами из рода млечников – волнушками и рыжиками.
В еловых и елово-пихтовых лесах встречается груздь желтый. С августа в березовых лесах можно собирать черные грузди. В народе его прозвали чернушкой. Это гигант среди других груздей – шляпка может достигать 20 см в диаметре. Цвет ее очень темный, почти черный – зеленовато-бурый. В народе говорят: «С виду черен, внутри вкусен».Есть еще грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Груздь соленый – это что-то!
Всех грибов вкуснее!
До чего ж грибов охота,
В лес пойдем скорее!
Е. Долгих
Названия груздей дубового и осинового говорят сами за себя – они растут в дубравах и осинниках. А вот мякоть груздя перечного настолько едкая, что в сушеном и растолченном виде его вполне можно использовать вместо приправы к блюдам.
В груздях много антиоксидантов, витаминов D и В12, они помогают при туберкулезе и почечнокаменной болезни.
ЗАГАДКА
Во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко.
(Груздь)
ЛИСИЧКА
Очень дружные сестрички —
Золотистые лисички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Г. Новицкая
Плодовые тела лисичек имеют шляпку в виде воронки, постепенно переходящую в ножку. По форме лисички напоминают желтые перевернутые зонтики.
В хвойных, березовых и смешанных лесах Северного полушария можно встретить около 100 видов этого гриба. Растут они с середины лета до поздней осени.Наиболее известна среди них лисичка настоящая. Ее отличительные признаки: ярко-желтый цвет всего плодового тела, волнисто-лопастной край шляпки и разветвленные пластинки-складочки на нижней стороне шляпки. Мякоть беловато-желтая и упругая. Она почти никогда не повреждается личинками, потому что в лисичках содержатся вещества, которые разрушают капсулы яиц различных насекомых и червей. Ножка цилиндрическая – длиной до 7 см.
Лисички растут большими группами в смешанных и хвойных лесах. Они богаты микроэлементами, особенно медью и цинком. В лисичках много витаминов А, В, PP.
Заплела трава косички,
А под ней сидят лисички —
Ароматные грибы —
Хоть лопатою греби!
Сколько шляпок золотых
Под травой замечено!
Мы в пакет собрали их —
Будем жарить вечером.
Ю. Чичев
С давних пор настойки из этих грибов применяют в народной медицине. Лисички полезно есть людям, страдающим болезнями глаз или «куриной слепотой». Лечат лисичками и такие опасные болезни, как фурункулез, ангину, гепатит С и туберкулез. Но для того, чтобы грибное лекарство принесло как можно больше пользы, лисички нужно правильно приготовить.
ЗАГАДКИ
На полянке у ручья
Выросли сестрички, рыжие… (лисички).
Рыжие ушки
С лисьей макушки —
В травке лежат
Двое малых ежат.
(Лисички)
Я был в лесу,
Поймал лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю.
(Лисички)
www.planetaskazok.ru