cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Синонимы 2 класс канакина презентация – Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему: Что такое синонимы? | скачать бесплатно

Содержание

«Синонимы» 2 класс «Школа России»

Презентация к уроку русского языка по теме : «Синистемноонимы». Урок построен по ФГОС, реализован системно-деятельностный подход, проблемное обучение, проводится лексическая работа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку: «Синонимы» 2 класс «Школа России»»

Синонимы

Автор: Костюк И. Ю.

Учитель начальных классов

Цель урока

  • создать мотивацию на совместную работу, условия для ознакомления с понятием «синонимы»;
  • формирования умения работать со словарём синонимов;
  • находить синонимы в тексте;
  • подбирать к словам синонимы;
  • способствовать запоминанию правописания словарных слов.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

Проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Девиз урока:

  • Мы — умные! Мы – дружные!
  • Мы – внимательные!
  • Мы – старательные!
  • Мы отлично учимся!
  • Всё у нас получится!

Разгадайте кроссворд

Словарно-орфографическая работа

Каким словом можно заменить?

уносились

?

?

?

?

Неслись

фиолетовый

Упр. 66 (стр. 52)

Работа с правилом

Словари синонимов

Словарно-орфографическая работа

Упр. 67, 68, 69 (стр. 53)

Соедините стрелочками слова-синонимы

Продолжите фразу:

  • «Сегодня на уроке я узнал…»
  • «Сегодня на уроке я научился…»
  • «Сегодня на уроке я познакомился…»
  • «Сегодня на уроке я повторил…»
  • «Сегодня на уроке я закрепил…»

Домашнее задание

  • Стр. 54 упражнение 70
  • С помощью словаря с. 141, подобрать к словам синонимы и записать группы слов.

multiurok.ru

Что такое синонимы? Для 2 класса

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Русский язык 2 класс УМК «Школа России»
Что такое синонимы?
Вастьянова Л.Л., учитель начальных классов МКОУ «Мамонтовская СОШ» Мамонтовского района Алтайского края 2018 год

Слайд 2

1 октября. Классная работа.

Слайд 3

Упражнение в чистописании по образцу учителя
Сижу правильно, пишу красиво!

Слайд 4

Слова, слова, слова …
Что такое синонимы?

Слайд 5

С. 52

Слайд 6

Из истории происхождения слова
  «Си» — в переводе с греческого значит «вместе, одинаково».   «Онима» — в переводе с греческого означает «имя». Слово «синоним» в переводе означает «одноимённый».

Слайд 7

Поэтическая страничка
С. 52
А. Л. Барто
Скажи «родник» — И вот возник Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий.

Слайд 8

Поэтическая страничка
С. 53
И. П. Токмакова
Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару.

Слайд 9

С. 141
Словарь синонимов
Ветер — … Чуткий — … Думать — … Правильный — …
буря, ураган
отзывчивый
размышлять
верный

Слайд 10

Контрольные вопросы
С какими словами познакомились?
Что такое синонимы?
Где учились находить синонимы?
Какие новые словарные слова изучили?
Для чего нужно употреблять синонимы в речи?

Слайд 11

Оцените свою работу!
Получилось и понятно всё, работа без ошибок!
Получилось и понятно всё, были некоторые ошибки.
Затрудняюсь, были ошибки, постараюсь ещё.

Слайд 12

С. 53 упр. 67, 68
Как работать с синонимами дома?
Благодарю за работу на уроке!

Слайд 13

Интернет ресурсы
http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона) happyuniverse.co.uk pshop.by antalyaelitestroy.ru https://uroki.tv/sinonimy-i-antonimy-uchebnik-po-russkomu-yazyku-2-klass-kanakina-goreckij/ infourok.ru cult-and-art.net napitkimira.net ru.depositphotos.com gk170.ru

Слайд 14

Использованная литература
Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс. – М., Просвещение, 2014 Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение, 2018 Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013.

lusana.ru

Урок русского языка «Синонимы и антонимы» (2 класс «Школа России»)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России».

Тема урока: « Прилагательные близкие и противоположные по значению».

Цели урока:

Образовательные

— ознакомить уч-ся с понятием «прилагательные, близкие и противоположные по значению»;

— формировать умение распознавать имена прилагательные в устной и письменной речи, устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными;

— учить подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по значению.

Развивающие

— развивать навыки правильного аккуратного письма, орфографическую зоркость;

— развивать умение наблюдать, делать выводы, обобщать,

— развивать память и мышление.

Воспитательные

— воспитывать внимательное отношение друг к другу, речевую культуру.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Форма урока

урок — путешествие

Опорные понятия, термины

Имя прилагательное.

Слова близкие и противоположные по значению.

Новые понятия

Прилагательные синонимы и антонимы.

Формы контроля

Проверочный тест

Домашнее задание

Учебник, стр.91 упр.156.

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

Подведение

детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Нука, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

О чем же пойдет речь на нашем уроке, догадайтесь сами, отгадав загадку:

Слайд 3

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

Мы продолжим изучать имя прилагательное и встретимся с прилагательными близкими и противоположными по значению.

Давайте вспомним правило об имени прилагательном.

Можем ли мы обойтись без имени прилагательного в речи? Какой оно делает нашу речь?

(стихотворение об им. прил. читает подготовленный ученик)

Слайд 4

Сегодня у нас будет необычный урок-путешествие. Один из Смешариков пригласил всех своих друзей на день рождения. Угадайте, кто это?

Колючки, очки,

пара ручек и ножек,

Узнали, кто это?

Конечно же… (Ёжик) слайд

Нам надо зайти по пути в гости ко всем Смешарикам, помочь им выполнить все задания, собраться вместе и принести подарки ёжику.

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, нацеливает на работу.
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, вспоминают материал, изученный ранее.
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание изучать новое.

Коммуникативные:

— формирование умения слушать и слышать

2. Чистописание.

Письмо различных соединений букв, фиксация затруднений в выполнении учащимися задания.

Слайд 5

Мы зашли в гости к Пину. Он хочет красиво написать поздравление Ёжику. Давайте, вместе выполним упражнение по чистописанию.

мМм ма мо ме

Назвать нижние и верхние соединения.

Назвать слоги с мягким согласным.

Указывает объект наблюдения.
 

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания.

Регулятивные:

— оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

— классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

3.Актуализация знаний. Словарная работа.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление.

Слайд 6-7

Вместе с Пином мы заходим в гости к Совунье.

  1. Работа в парах

    (на партах карточки).

Угадайте, какие слова спрятались?

  • Неуклюжий, хищный, бурый, косолапый…(медведь)

  • Сильный, снежный, злой, трескучий…(мороз)

  • Белое, ароматное, парное, сгущённое…(молоко)

  • Пожарная, швейная, красная, легковая… (машина)

На какие группы можно разделить эти слова?

  • Слова, состоящие из двух и трёх слогов.

  • Существительные одушевлённые и неодушевлённые (отвечают на вопросы кто? или что?)

Чем похожи эти слова ?

Какие слова вам помогли узнать предметы? Как называются эти слова?

Имена прилагательные.

Назовите самые характерные признаки, помогающие легко узнать задуманный предмет?

Медведь (какой?) неуклюжий, бурый, косолапый.

Мороз (какой?) сильный, злой, трескучий. Молоко (какое?) белое, парное, сгущённое. Машина (какая?) пожарная, швейная, легковая.

Подумайте, какие слова были лишние?

Хищный медведь. Снежный мороз. Ароматное молоко. Красная машина. Это несущественные признаки данных предметов.

(Запись словарных слов в тетрадь).

Назовите слово, в котором не совпадает количество звуков и букв?

(Медведь-7 букв, 6 звуков.)

Назовите слова, где все согласные звуки твёрдые.

( Мороз, молоко, машина.)

С Пином и Совуньей мы идём в гости к Нюше. Слайд 8

Она просит вас в словах найти орфограммы, которые можно проверить.

Медведь — медведи, мороз — морозы. (Запись в тетрадь).

Какое правило применили?

Проверка парных звонких и глухих согласных.

Правило: Для проверки правописания парного согласного в конце слова нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.

Образуйте устно из этих существительных прилагательные.

Медвежья (берлога), морозный (день), молочная (каша), машинное (масло), машиностроительный (завод).

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «орфограмма», выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.                 

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказывают в устной форме свои предположения, строят рассуждения об объектах, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение, планируют свои действия, устанавливают аналогии.

Учащиеся самостоятельно находят орфограммы, анализируют, устанавливают аналогии, выполняют действия (находят проверочное слово и преобразовывают одну часть речи в другую), сами формулируют правило.

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

Личностные:

— развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 4.Работа над темой урока.

подготовить учащихся к самостоятельному открытию нового знания организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения

С Пином, Совуньей и Нюшей мы отправляемся к Лосяшу.

Слайд 9-11

Лосяш предлагает выполнить самостоятельную работу.

Самостоятельная работа по вариантам:

На карточках и доске прилагательные.

Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.

I вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие хорошие качества человека, подчеркнуть.

(Храбрый, мужественный, смелый, отважный)

II вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие качества, с которыми нужно человеку бороться, исправлять, подчеркнуть.

(Трусливый, робкий, застенчивый, нерешительный.)

Что мы можем сказать о каждой группе?

Это слова, близкие по значению. Их можно заменять друг другом.

Запишите группу прилагательных.

Дети. (Самостоятельно записывают в тетрадь по вариантам выбранные прилагательные).

Найдите в справочном тексте на столе, как они называются?

Синонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.

 Организует подводящий диалог,

уточняет правило.
 

Ребята анализируют, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, высказываются в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в справочном материале.

Познавательные:

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физкультурная минутка (упражнения под музыку).

Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к продолжению

восприятию основного материала по теме урока.

Отдельная презентация.

Организует проведение физминутки.

Выполняют движения вместе с героями.

Отправляемся к Копатычу.

Слайд 12-14

Копатыч просит помочь ему справиться с упражнением 155 в учебнике на странице 90 .

Работа с учебником.

Назовите имена прилагательные, встретившиеся в предложениях. Какое значение они имеют? Как называются такие слова? Найдите в справочном материале правило об этих словах.

Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.

Организует коллективную работу с упражнением, подводит к тому , чтобы дети сами сделали вывод.

Объясняют написания слов,
 анализируют, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, высказываются в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в справочном материале

Познавательные:

— выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

— составление плана и последовательности действий.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация дифференцированной самостоятельной работы с заданиями новой темы, корректировка возможных ошибок, определение затруднений при усвоении нового материала.

Нас ждёт Кар — Карыч. Слайд 15-17

Он предлагает выполнить творческую работу.

Творческая работа. (Дифференцированная работа).

У кого на карточке желтый круг — заменяют выделенные слова синонимами.

У кого на карточке оранжевый круг – заменяют выделенные слова антонимами.

Карточка. (желтая)

Сегодня холодный день. Стоит ненастная погода. По небу плывут чёрные тучи. Под ногами сырая земля.

Ответ детей: Сегодня прохладный день. Стоит дождливая погода. По небу плывут тёмные тучи. Под ногами влажная земля.

Карточка. (оранжевая)

Сегодня холодный день. Стоит ненастная погода. По небу плывут чёрные тучи. Под ногами сырая земля.

Ответ детей: Сегодня тёплый день. Стоит ясная (хорошая) погода. По небу плывут белые облака. Под ногами сухая земля.

Проверка коллективная .

Проводит инструктаж обучающихся.

Организует выступление групп, обмен мнениями
 

Ребята обобщают полученные знания, строят рассуждения, анализируют, подводят под понятие, устанавливают аналогии, выполняют учебные действия

Регулятивные:

— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

Познавательные:

— поиск и выделение необходимой информации, применение знаний, полученных в процессе работы

Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6.Включение в систему знаний и повторение.

Выявление границ применения нового знания, закрепление изученного материала, автоматизация умственных действий и формирование вывода.

Все вместе мы встречаемся с Барашем. Он просит выполнить нас тест. Слайд 18-19

(Самостоятельная индивидуальная работа).

Найдите и запишите имена прилагательные, близкие данным по значению.

( Синонимы).

  1. Крошечный — хорошенький, слабый, маленький.

  2. Дождливый – ненастный, страшный, сильный.

  3. Весёлый — громкий, радостный, ласковый.

  4. Мудрый – умный, талантливый, хороший.

  5. Отважный – верный, храбрый, преданный.

Найдите и запишите имена прилагательные, противоположные данным по значению.

(Антонимы).

  1. Тёмный — яркий, светлый, красивый.

  2. Дорогой – маленький, новый, дешёвый.

  3. Добрыйзлой, грустный, сердитый.

  4. Трудолюбивыйленивый, плохой, неряшливый.

  5. Грязный – плохой, чистый, новый.

Проводит инструктаж обучающихся. Организует работу, используя презентацию.

Формулируют собственное мнение, используют письменную речь для регуляции действия.

Регулятивные:

— умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

— построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

— формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Этап разъяснения домашнего задания

Способствовать формированию вывода, подведение итога урока, самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Мы приходим к Ёжику. Поздравляем его с днём рождения. Дарим подарки. Слайд 20

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Слайд 21

Подводим итог нашего урока.

Чему мы научились на уроке? Что запомнили? Какое затруднение возникло? В чём причина затруднения?

— Какие прилагательные называются синонимами?

— Какие прилагательные называются антонимами.

Слайд 22

Самооценка

На столах у вас шарики. Давайте подарим их Ежику. Но сначала нарисуйте на них смайлик, который соответствует вашему настроению.

Соберем все шарики вместе. Это будет наш подарок Ежику.

Слайд 23

Выполнить упражнение 156 на стр.91.

Организует диалог, подводит к обобщению материала.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка.

Ребята обобщают полученные на уроке знания, проводят самооценку собственной деятельности

Регулятивные:

— оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Список используемой литературы:

  1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012г

  2. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева. М.:»ВАКО» 2013г.

  3. «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

  4. «Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011

  5. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

Электронные источники информации:

  1. www.wikipedia.ru

  2. www.openclasse.ru

  3. www.1september.ru

  4. Единая коллекция ЦОР

Учебные материалы.

  1. Компьютер, экран, проектор; презентация урока.

  2. Справка-информация для изучения нового материала.

  3. Карточки для дифференцированной творческой работы в парах.

  4. Карточки для работы в парах, карточки для самостоятельной работы.

infourok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему: Презентация к уроку «Синонимы и антонимы», 2 класс

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий и презентация к уроку математики во 2 классе «Закрепление табличных случаев умножения и деления»»

Урок — игра по математике во 2 классе по теме «Закрепление табличных случаев умножения и деления», учебник Рудницкая В.Н.Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний таблиц умножения…

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: «Антонимы» УМК «Начальная школа 21 века»

Презентация к уроку-исследованию по теме :»Антонимы»  2 класс…

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: «Антонимы» УМК «Начальная школа 21 века»

Урок-исследование продолжение презентации…

Конспект и презентация к уроку чтения во 2 классе . К. Ушинский «Всякой вещи своё место».

Конспект урока по чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья, специальный (коррекционный) класс VIII вида. 2 класс. К. Ушинский » Всякой вещи своё место» . Презентация  к уроку….

Карточки по теме «Синонимы и антонимы» 2 класс

Использование на уроках русского языка…

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс к учебнику О.В.Кубасова( УМК «Гармония») План и пересказ. В. Сухомлинский «Вьюга», Ю.Ермолаев «Проговорился».

Презентация к уроку….

Презентация к уроку литературное чтение 2 класс К.И. Чуковский «Федорино горе»

Презентация к  уроку литературное чтение 2 класс К.И. Чуковский «Федорино горе&quot…

nsportal.ru

Презентация урока русского языка во 2 классе: «Синонимы», УМК «Школа России» ФГОС

Урок русского языка составлен в соответствии с ФГОС НОО, применяются активные современные образовательные технологии (проблемное обучение).

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока русского языка во 2 классе: «Синонимы», УМК «Школа России» ФГОС»

Синонимы

Автор: Костюк И. Ю.

Учитель начальных классов

Цель урока

  • создать мотивацию на совместную работу, условия для ознакомления с понятием «синонимы»;
  • формирования умения работать со словарём синонимов;
  • находить синонимы в тексте;
  • подбирать к словам синонимы;
  • способствовать запоминанию правописания словарных слов.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

Проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Девиз урока:

  • Мы — умные! Мы – дружные!
  • Мы – внимательные!
  • Мы – старательные!
  • Мы отлично учимся!
  • Всё у нас получится!

Разгадайте кроссворд

Словарно-орфографическая работа

Каким словом можно заменить?

уносились

?

?

?

?

Неслись

фиолетовый

Упр. 66 (стр. 52)

Работа с правилом

Словари синонимов

Словарно-орфографическая работа

Упр. 67, 68, 69 (стр. 53)

Соедините стрелочками слова-синонимы

Продолжите фразу:

  • «Сегодня на уроке я узнал…»
  • «Сегодня на уроке я научился…»
  • «Сегодня на уроке я познакомился…»
  • «Сегодня на уроке я повторил…»
  • «Сегодня на уроке я закрепил…»

Домашнее задание

  • Стр. 54 упражнение 70
  • С помощью словаря с. 141, подобрать к словам синонимы и записать группы слов.

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку русского языка на тему «Слова синонимы » 2 класс Программа «Перспектива»

СЛОВА , БЛИЗКИЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ 2 класс

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

АКТИВНЫЙ

РАССЕЯННЫЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ

ЛЕНИВЫЙ

ТРУД,

ПЛАКАТЬ ,

РАБОТА,

СМЕЛЫЙ,

ХРАБРЫЙ.

РЫДАТЬ,

Предмет

Признак предмета

Действие предмета

работа

смелый

плакать

труд

храбрый

рыдать

СИНОНИМЫ

ЗНАЕМ

ХОТИМ УЗНАТЬ

УЗНАЛИ

Слова близкие по смыслу

Почему так называются?

Какие особенности синонимов?

Для чего нужны синонимы?

Задачи урока

определение понятию «Синоним»;

Дать

Находить

синонимы в тексте;

в речи;

Использовать

синонимов.

Пользоваться словарем

Предмет

Признак предмета

Действие предмета

работа

смелый

плакать

труд

храбрый

рыдать

СИНОНИМЫ

СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ

Работа со словарем

Красивый, интересный,

хорошенький, недурной, славный, пригожий.

КРАСОТА

Предмет

Признак

предмета

Действие

предмета

работа

смелый

плакать

труд

храбрый

рыдать

дело

отважный

реветь

занятие

мужественный

хныкать

СИНОНИМЫ

СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ

ОНИ ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН ВОПРОС

СИНОНИМЫ

СЛОВА, БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ

ОНИ ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН ВОПРОС

Для чего нужны слова-синонимы?

ЗНАЕМ

ХОТИМ УЗНАТЬ

УЗНАЛИ

Почему так называются?

От греч. одноименный — одно имя.

Слова близкие по смыслу

Особенности синонимов

Отвечают на один вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Для чего нужны синонимы?

Задуть, потушить, погасить, выключить

Потушить пожар.

ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖАТ СИНОНИМЫ?

помогают сделать

нашу речь

красивой

ПОМОГАЮТ ИЗБЕЖАТЬ ПОВТОРОВ.

помогают передать

мысль и чувство

более точно

помогают

расширить

словарный

состав языка

Тест

+

  • Синонимы – это слова близкие по значению.
  • Синонимы звучат и пишутся одинаково.
  • Синонимы отвечают на разные вопросы.
  • В переводе с греческого «синоним»означает одно имя, название.

+

Для чего нужны слова-синонимы?

ЗНАЕМ

ХОТИМ УЗНАТЬ

УЗНАЛИ

Почему так называются?

От греч. одноименный — одно имя.

Слова близкие по смыслу

Какие особенности синонимов?

Отвечают на один вопрос, но звучат и пишутся по-разному.

Для чего нужны синонимы?

Для повышения выразительности речи, помогают избегать повторов.

Сегодня на уроке

мне было интересно …

я научился …

особенно понравилось ….

Домашнее задание

1. Упр. 38

2. Составить рассказ о зиме, используя синонимы.

Молодцы!

Спасибо за урок.

  • Молодцы! Спасибо за урок.
  • Молодцы! Спасибо за урок.
  • Молодцы! Спасибо за урок.
  • Молодцы! Спасибо за урок.

http://whttp://www.audiobooks.ua/tolkovyi-slovar-98604.htmlww.audiobooks.ua/tolkovyi-slovar-98604.html — толковый словарь

http://www.bookin.org.ru/book/2307 — орфографический словарь

http://www.booksiti.net.ru/books/6811975 — словообразовательный словарь

http://pedsovet.su/load/321-3-2 — Шаблоны для презентации

Электронные физминутки для глаз

http://www.bookin.org.ru/book/230750

http://www.bookin.org.ru/book/230750

kopilkaurokov.ru

Конспект и презентация к уроку русского языка во 2 классе»Синонимы»

Открытый урок русского языка во 2 классе

Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).

Цель: знакомство с понятием «синонимы».

Задачи: 1. Показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам.

2. Расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок открытия нового знания

Форма проведения:

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Методы, приемы: проблемно-поисковый,

Планируемые результаты :

Предметные:

создать условия для развития у учащихся умения:

— использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

— находить слова-синонимы в тексте;

— работать со словарем;

— осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные :

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

Познавательные:

Уметь анализировать объекты

Выделять общие признаки

Формулировать понятие

Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

Обобщать

Искать  информацию в словаре синонимов.

Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;  работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. 

Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), разноцветные карточки, шапочки-карточки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной “ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

Встану рано поутру:
Солнце ярко светит!
И зарядку я начну
Солнечную эту!

(Говорим весело: Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)

Потянулись, ручками помахали солнышку!

Выхожу на улицу –
Там морозец крепкий!
Щеки стали красными…
Не замерзли, детки?

(Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)–Потерли щечки, ручки, ушки!

Голубое небо
Шагает в школу с нами.
Какой же я счастливый!
Не выразишь словами!

(Красный, желтый, голубой — выбирай себе любой!)

— Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.

— Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме.

— Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

1.Прочитайте отрывок из стихотворения

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

— Где вы были?

— У Лисички!

— Что вы ели там?

— Лисички!

Найдите омонимы (норка). Почему так решили? (норка-это домик, Норка-животное. Слова звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное, лисички — грибы).

( Слайд1)

2. На доске буквы: у д т р

— Назовите буквы. Запишите.

— Попробуем составить слово:

— Какое слово получилось? (Труд)

— Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная в корне слова)

— Как проверить парную согласную? ( правило)

— Какие пословицы о труде вы знаете?

III. Выявление места и причины затруднения

1. Подберите к слову труд слово, близкое по значению (работа)

2. Создание проблемной ситуации

Завершите сказку «Почему поругались пёс и кот».(слайд 2)

— Что сказала сорока?

(слайд3) умный – толковый

любезно-вежливо – это слова близкие по значению

— Как называются такие слова? (синонимы)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

(слайд4)

— Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы)

— Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователями.

(слайд 5) Давайте поставим задачи, которые будем решать на уроке. (учиться отличать слова-синонимы, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов)

V. Реализация построенного проекта.

1.Игра «Кто больше»

-Подберите как можно больше слов близких по значению к слову идти.

2.Упр.36 с.27 (Слайд 6)

Девочки прочитайте, слова Ани.

— Какое из этих слов мы часто используем в речи? (комната)

— Где можно встретить слова: горница, светлица, каморка? ( В сказках)

— Словарь даёт следующее толкование этих слов: светлица – светлая парадная комната в доме; горница – чистая половина избы, каморка – маленькая комната, чулан).

— Девочки, докажите, что Аня выполнила задание правильно.

— Мальчики, прав ли Ваня? (да, так как все слова обозначают действие – кого-то звать)

— Какие слова мы чаще произносим в своей речи? (звать, кричать)

— Что значит кликать? (громко звать).

3. Вывод: как называются такие слова? (синонимы).

Вы наверное заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками значений.

Значения слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре синонимов. (слайд 7)

Физкультминутка

Не боимся мы пороши –

Ловим снег (хлопок в ладоши)

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам! (показывают)

Мы шагаем по сугробам, (ходьба на месте)

По сугробам крутолобым.

Поднимаю выше ногу, (поднимают ноги выше)

Проложу себе дорогу!

Я мороза не боюсь, (показывают)

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос. (показывают)

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть. (показывают движениями)

VI. Первичное закрепление с проговариванием.

1. Игра «Найди пару» (раздаются учителем карточки со словами, дети должны найти к своему слову, слово-синоним и встать парами)

Слова: воин, крепкий, оборонять, носиться, солдат, прочный, защищать, бегать.

2. Игра «Доскажи словечко» (работа в парах), подобрать синонимы.

1 группа

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает, он что я ….(шофер — водитель)

2 группа

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям …. (друг – приятель)

3 группа

Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост… (солдат – воин)

4 группа

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза
И что это? (машина – автомобиль)

5 группа

Для меня конюшня – дом
Угости меня овсом!
Грива вьётся за спиной,
Не угонишься за мной! (лошадь – конь)

6 группа

Саша гордо самолёт
На верёвочке везёт.
Он готовится к полётам,
Значит, вырастет …(пилотом – лётчиком)

7 группа

Весёлый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается…(кругом, вокруг)

8 группа

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится

Кто сказал, что дубу

Страшно … (простудиться, заболеть)

3. Какое время года за окном?

Художники в своих картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенность своей прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем лесу. Передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова — синонимы, данные в скобках.

(слайд 8) Зимний лес.

  Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).

VII. Самостоятельная работа

Запишите слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика. (слайд 9)

Цветок наряд

Платье добрый

Ласковый рыдать

Плакать смелый

Храбрый растение

VIII. Включение в систему знаний

— Какие слова называются синонимами?

— Какую роль они играют в речи?

— Чему учились сегодня на уроке?

IX. Рефлексия.

(слайд 10) А теперь я предлагаю проанализировать свою работу при помощи сигнальной карточки. “Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”

  • Голубой – если вам всё удалось на уроке.

  • Жёлтый – если работал хорошо, но иногда ошибался

  • Красный – если вам было трудно

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *