cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Семья народов россии 2 класс конспект урока – Конспект урока окружающего мира на тему «Родная страна. Семья народов России» (2 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему «Родная страна. Семья народов России» (2 класс)

Конспект урока окружающего мира

«Родная страна. Семья народов России» (2 класс)

Конспект подготовлен: учителем начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы» Решетниковой Е.В.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

1. Познакомить обучающихся с народами, населяющими нашу Родину;

2. Расширить представления о родной стране;

3. Воспитывать любовь к родному краю, Родине.

Планируемые результаты: представить ученикам образ России, как огромной многонациональной страны, которая за столетия своей истории стала Родиной для многих народов; учащиеся научатся приводить примеры народов России; различать государственные символы; анализировать информацию, делать выводы из изученного материала; продолжать развитие коммуникативных навыков и умения работать в команде.

Оборудование: глобус, символы страны: герб, флаг, фрагменты карты России, детали мозаики с названиями народов, карточки со справочным материалом.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемы: в России один народ или много?

  3. Версии детей, актуализация знаний.

  4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

  1. Население России – мозаика народов.

  2. Разнообразие культурного наследия разных народов.

  1. Выражение решения проблемы.

VI. Государственные символы Российской Федерации.

Итоги урока.

Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем,
Урок окружающего мира начнем.

  1. Постановка проблемы:

Учитель: Наша планета представляет собой единой целое, элементы которого связаны между собой. Все находится во взаимосвязи: растительный, животный мир и даже люди. Мы должны жить в мире и согласии. И поэтому необходимо знать своих соседей, их обычаи и традиции. Сейчас мы с вами проверим, как хорошо вы знаете жителей нашей планеты. Послушайте описание, и догадайтесь, о какой стране идет речь.

  1. Столица этой страны называется Париж. Самой известной достопримечательностью является Эйфелева Башня. Эта страна привлекает своей богатой историей и культурой, а также славится на весь мир изысканной кухней.

— О какой стране идет речь?

— Как называются жители этой страны?

  1. Эта страна одна из самых солнечных и теплых в Европе. Ее столица – Мадрид. Она привлекает много туристов, благодаря традициям и обычаям народа. Самый известный из них – коррида.

— О какой стране идет речь?

— Как называются жители этой страны?

  1. Эта страна представляет собой остров. Другое название – Страна восходящего солнца. Ее столица – Токио. Страна известна всему миру, благодаря своей кухне, видам искусства (икебана, оригами), каллиграфией, боевыми искусствами (айкидо, дзюдо) и т.д.

— О какой стране идет речь?

— Как называются жители этой страны?

Учитель: От чего зависит название жителей определенной страны? (от названия самой страны). О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать его тему.

Учитель: А теперь внимательно посмотрите на доску. Перед вами значение слова «народ».

Народ – это все граждане одного государства.

Учитель: Подходит это определение жителям Франции, Испании и Японии?

Учитель: Посмотрим на нашу страну. Сколько национальностей объединяет слово – россиянин?

Учитель: Какой возникает вопрос? (ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос урока):

«Сколько народов проживает в России – один или много?»

  1. Версии детей, актуализация знаний:

Учитель предлагает детям высказать свои предположения по проблеме урока. Возможно, дети догадаются, что слово «народ» имеет два значения.

Динамическая пауза:

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке

(Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать, —

Надо чаще приседать.

(Приседания.)

Сядем дружно на песок. Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания):

  1. Мозаика народов.

Проверка предположений проводится по тексту учебника «Семья народов России» с. 6-7. Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что в России проживает много разных народов.

Учитель: Попробуем узнать, сколько же народов проживает в России.

Представление многообразия народов происходит с помощью модели «Мозаика народов». Парты в классе сдвинуты таким образом, чтобы получилось четыре больших стола, на которых выставляются таблички: «Европейская часть России», «Северный Кавказ», «Крайний Север», «Сибирь и Дальний Восток». На каждом столе: часть карты, детали мозаики с названием народов России, информационные карточки, клей.

Перед составлением мозаики необходимо внимательно рассмотреть карту народов России. Задание ученикам: с помощью карт и представленной информации выяснить, где живет народ, обозначенный на детали мозаики. В итоге получится четыре, заполненных фрагмента карты.

Учитель: Россия – самая большая страна в мире и условно ее можно разделить на несколько частей. Каждый гражданин страны может свободно передвигаться по всей территории, жить и работать в любом месте.

Учитель: Теперь каждая группа расскажет нам, какие народы проживают на территории вашего фрагмента (после выступления фрагмент карты прикрепляется на доску, в итоге должна получиться карта России).

  1. Выражение решения проблемы:

Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Учитель: В России один народ или много?

Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что слово «народ» имеет два разных значения.

Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Подходит ли нам следующее значение слова народ?

Народ – это большая группа людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой.

Учитель: Современная Россия является родиной более ста многочисленных и малочисленных народов.

VI. Государственные символы Российской Федерации:

Учитель: — Давайте вспомним, что вам ещё известно о нашей стране? Какие государственные символы вы знаете?

  • Обучающиеся читают с. 4-5 в учебнике.

  • Выполняют задания в рабочей тетради: с. 6 № 2, с. 7 № 3.

Итог урока:

Учитель: Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке? А теперь попробуем оценить нашу работу. У каждого из вас на парте цветные кружочки. Если урок вам понравился и материал понятен – кружок зеленого цвета. Если урок понравился, но что-то осталось непонятным — кружок желтого цвета. А если, вы не усвоили весь материал, тогда – кружок красного цвета. Это значит, что над этой темой нам необходимо еще поработать.

Учитель: Мне очень понравилось, как вы работали на уроке, ваши ответы и результаты. Спасибо вам за ваше внимание!

Домашнее задание:

  • читать в учебнике с. 4-7;

  • выполнить оставшиеся задания в рабочей тетради;

  • творческое задание: нарисуй или опиши особенности традиционного костюма одного из народов России.

.

infourok.ru

Разработка урока по окружающему миру 2 класс на тему «Мы

Мы – союз народов России

Учебный предмет:окружающий мир, 2 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок — проект

Тема урока: Мы – союз народов России

Цель:Создать условия для формирования представления о многообразии субъектов Российской Федерации, о разнообразии народов России через восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, уважения истории и культуры каждого народа.

Задачи:

Предметные результаты:

  • иметь представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;

  • углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве;

  • знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

  • понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

  • осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей.

Оборудование.Политические карты России и мира; интерактивная доска; символы трех стран в трех конвертах, презентация, магнитофон с аудиозаписью песни «С чего начинается Родина», «Гимна РФ»

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством положительного настроя на урок

Учитель

Предполагаемая деятельность учащихся

-Здравствуйте, ребята.

И красива и богата наша Родина, ребята,

Долго ехать от столицы до любой ее границы.

Все вокруг свое, родное: горы, степи и леса,

Рек сверканье голубое, голубые небеса.

-Проверьте свое рабочее место. Все ли готово к уроку?

Откинули лень. Настроились на хорошую работу.

Дети проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

Настраиваются на работу.

Результат: возникновение у учащихся познавательной активности и положительного настроя на урок

  1. Актуализация знаний

Цель: Повторить необходимые знания: понятие «Родина», символы России

Учитель

Предполагаемая деятельность учащихся

Звучит песня «С чего начинается Родина».

— Как называется наша Родина?

— Откуда же она начинается?

— Кто знает, а как называется главный город России?

— Кто является главой Российского государства?

— Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов  у государства несколько. И я вам предлагаю вспомнить символы нашего государства и выполнить практическую работу в группах.

Результаты групповой работы проверяются с помощью интерактивной доски.

— Так в какой стране мы живем с вами? (открывается часть темы «России»)

— А кто живет в этой стране?

(открывается часть темы «мы»)

— Россия

— Предположения детей

— Москва

— Президент

(Учащимся предлагается выбрать символы нашего государства и приклеить их на лист формата А4.)

Детям на группу выдается конверт, в котором лежат:

— три герба (России, Японии, КНДР)

— изображения трех флагов (России, Японии, КНДР)

— В России

— Люди, то есть мы

Результат: дети

вспомнили символы России.

3. Постановка проблемы.

Цель:

— выявить и зафиксировать задание, вызывавшие затруднение в учебной деятельности.

— формулирование темы урока

Учитель

Предполагаемая деятельность учащихся

— Ребята, вы в группах выбирали символы нашего государства. А как вы думаете, символы, каких государств остались?

(Учитель дает детям краткую информацию о Японии и КНДР с помощью презентации)

— Ребята, на экране вы видите политические карты этих трех стран России, Японии и КНДР.

— Что интересного вы заметили? Что вас удивило?

— Какой возникает вопрос? Что бы вы хотели узнать?

— Рассмотрите политическую карту России и подумайте, почему же карта России раскрашена в разные цвета?

— Да, действительно разным цветом обозначены разные части страны, но все они входят в состав нашей страны – России или Российской Федерации

(Слово «федерация появляется на доске).

— Анжела, прочитай, пожалуйста, из толкового словаря значение слова «Федерация».

(открывается часть темы «союз»)

— Сейчас я предлагаю вам отправится в путешествие по карте России, в республику Башкортостан на национальный праздник Ураза Байрам, в Чукотский автономный округ на национальный праздник Нургэнэк и на русский народный праздник Иван Купала. Обратите внимание на костюмы и язык участников праздника.

— Что интересного заметили? На что обратили внимание?

— Все верно. Ребята, Дима приготовил для вас небольшое сообщение.

— Какой вывод мы можем сделать по просмотренным видеофрагментам?

(открывается часть темы «народов»)

— Прочитайте тему урока

Физминутка

-Выслушиваются мнения учеников

(Дети сравнивают политические карты трех стран (России, Японии и КНДР))

— Карты Японии и КНДР окрашены в один цвет, а карта России раскрашена в разные цвета.

— Почему карта России раскрашена в разные цвета? (вопрос появляется на доске)

Выслушиваются мнения детей

Слово «федерация» обозначает объединение, союз.

Дети смотрят видео с трех праздников.

— Мы заметили, что путешествовали по России, а праздники были разные, люди одетые в разные одежды и говорили на разных языках

Большое место в культуре народов России занимает религия. В мире существует много религий. В нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

— В России живут разные народы и у каждого народы свой язык, свои традиции, религия и праздники.

— Мы – союз народов России

Результат: возникновение затруднения в ответе на возникший вопрос, формулирование темы урока.

4. Работа в группах

Цель:

— организовать работу в группах;

— найти необходимую информацию в учебнике

Учитель

Предполагаемая деятельность учащихся

— Как вы понимаете слова «союз народов»?

— А как вы думаете, сколько народов проживает на территории России?

(вопрос появляется на доске)

— А что объединяет разные народы?

(вопрос появляется на доске)

— Как вы думаете, если бы все народы говорили на своем языке, смогли бы они понять друг друга?

— Значит, народам России необходим общий язык.

— Какой язык в России является общим, государственным языком?

(вопрос появляется на доску)

— Мы сейчас разделимся на группы, и каждая группа ответит на один вопрос и представит результаты своей деятельности всему классу.

(дети работают в группах по учебнику)

— Это объединение разных народов

— Нет

— Презентация результатов представителями от каждой группы

(ответы на вопросы появляются на слайде)

Результат: Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.

5.Работа в парах.

Цель:

— организовать работу в парах;

— создать хоровод из бумажных кукол разных национальностей, символизирующий дружбу народов.

— О каком символе мы забыли сказать в начале урока?

— Как мы должны слушать гимн?

— В Гимне России есть такие слова:


Славься, Отечество наше свободное —
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


 — История России полна примеров, когда именно объединение всех народов помогло ей выстоять в тяжелых испытаниях.

-Наиболее яркий пример – Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов…

— Прошла война, заработали заводы, фабрики. Весь многонациональный народ стал много работать на благо страны. И когда наступало то короткое время для отдыха, люди собирались вместе и танцевали. Одним из любимых танцев всех народов был хоровод.

— В старину хоровод выполнял функцию оберега.

— И я вам сейчас предлагаю самим создать оберег с помощью бумажных кукол разных национальностей, поставив их в хоровод.

— Ваша задача самим изготовить куклу, а затем мы создадим из ваших кукол хоровод.

— На работу вам дается 5 минут

— Итак, у нас с вами получился не большой хоровод. Как вы думаете, что он символизирует?

— о гимне (включается фрагмент гимна РФ)

— Стоя (дети встают и слушают фрагмент гимна)

(группам раздаются листы белой бумаги, картинки с изображением народов разных национальностей)

— Дружбу народов

Результат: дети своими руками изготовили кукол разных национальностей из бумаги и создали хоровод дружбы народов.

6.Рефлексия.

Цель:

— зафиксировать новое содержание, изученное на уроке

Учитель

Предполагаемая деятельность учащихся

-На какой вопрос мы хотели ответить в начале урока?

— Как вы теперь ответите на этот вопрос?

— А в какой части страны живем мы с вами?

— На территории Свердловской области и в нашем родном городе также проживают разные народы. Хотя они и проживают по соседству с нами, тем не менее, они помнят и берегут свои национальные традиции.

— А в какой школе вы учитесь?

— Какой праздник, связанный со школой, мы отмечаем в сентябре?

— Ребята, и в нашей школе учатся дети разных национальностей. Среди них есть татары, чуваши и т.д. Учатся и заканчивают они наше образовательное учреждение довольно успешно, некоторые с золотыми и серебряными медалями.

— И какой бы национальности не был ваш одноклассник, что нужно помнить при этом?

_Продолжите фразу «Я узнал…»

— Почему карта России окрашена в разные цвета?

— Разные цвета на карте – это разные части страны.

— Мы живем в Свердловской области, в г. Новоуральске

— Мы учимся в … школе?

— Нашей школе исполнится 50 лет

— Что мы говорим на одном языке, живем в одной стране, учимся в одной школе.

Результат:Учащиеся осознали итоги своей работы на уроке.

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Конспект урока. Тема: «Общение. Наша дружная семья», 2 класс УМК «Школа России»

Постановка учебной задачи

3 мин.

Скажите, ребята, а вы каждый день общаетесь с кем-то? А какое значение имеет общение? А зачем оно нужно? Предположите тему нашего урока.

Открываем учебники на стр. 41. Мы с вами начинаем изучать новый раздел, который называется «общение». Что мы в этом разделе узнаем? (дети читают план из учебника)

 

Рассуждать о понятия

Отвечать на вопросы учителя

Ставить тему урока

Формулировать цели урока

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

Открытие новых знаний

беседа, Работа с учебником.

Учебная презентация

Просмотр мультфильма

5 мин.

Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно послушайте.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.

– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он.

Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.

После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его.

Толе стало скучно, и он побежал домой.

Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.

– Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история?

– Что особенного запомнилось?

– Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?

– Какое чувство испытал Толя в начале истории?

– Как изменилось его чувство в конце?

– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему?

– Какой вывод можно сделать из этого рассказа?

Вывод. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.

Отвечать на вопросы учителя

Слушать рассказ

Работать с понятиями

Делать выводы

Строить речевые высказывания

Сотрудничать с учителем и одноклассниками

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстником.

П: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

Работа по теме урока

15 мин

– Нам предстоит очень серьёзная работа. Прочитайте, на странице 42 учебника что мы узнаем сегодня на уроке?

Работа над понятием «семья» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).

– Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «семья»?

– Давайте обобщим, что же это такое «семья».

Слово «семья» у славян произошло от семь и я, то есть отец и мать, сам и еще 3–4 детей.

Семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе.

– Семью можно изобразить в виде дерева, а членов семьи – листочков этого дерева. Сейчас я предлагаю вам написать членов вашей семьи на каждом листочке дерева, не забудьте про себя! Если листочков на дереве у вас не хватит, нарисуйте ещё сами. (Дети получают раздаточный материал).

Работа над понятием «культура общения» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).

– В каждой семье должна соблюдаться культура общения.

– А что же такое «культура общения»?

– Давайте обобщим, что же это такое «культура общения».

Культура общения – это часть культуры поведения человека, которая выражается в речи и поведении.

– В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

– Откроем учебники на странице 43 (обсуждение действий людей). Рабочая тетрадь стр. 24, задание 4.

Работа над понятием «дружная семья» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).

– Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: Что такое «дружная семья»?

– Давайте обобщим, что же это такое «дружная семья».

Дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время.

– Ребята, сейчас внимательно смотрите на доску и хором отвечайте. В дружной семье, в которой соблюдается культура общения, произойдут такие ситуации или нет?

Вы часто говорите маме, что любите её?

Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.

Папа уставший приходит с работы, и вы тут же с порога начинаете докучать его просьбами.

Любимый дедушка принес вам шоколад. Вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку дедушке.

Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию.

Обсуждение рассказа (стр. 44-45), раб. тетрадь стр. 25, задание 3.

Работа над понятием «семейные традиции» (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников).

– У нас осталось ещё одно понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции».

– Что такое «семейные традиции»?

– Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.

– Какие примеры семейных традиций вы можете привести?

– Семейные традиции: семейное чтение, семейные обеды, семейные походы.

– О своих семейных традициях вы подготовите рассказ дома и поделитесь им с нами на следующем уроке.

Отвечать на вопросы

Работать с учебником

Анализировать

Строить речевые высказывания

Практическая работа

Работать с понятиями

Делать выводы

Строить речевые высказывания

Сотрудничать с учителем и одноклассниками

К:самостоятельно читать текст.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Включение в систему знаний.

Беседа.

4 мин.

– Что же такое семья?

– Какую семью можно назвать дружной?

– Какие правила культурного общения вы запомнили?

– Что такое «семейные традиции»?

 «Посадка» дерева класса. (Дети получают раздаточный материал – листочек дерева).

– Ребята, дружная семья бывает не только дома, но и у нас в школе, в нашем классе. И сейчас я предлагаю посадить наше общее дерево, за которым мы будем вместе ухаживать. У каждого из вас есть листочек, на котором нужно написать своё имя и фамилию. Прикрепим каждый листочек на дерево.

Отвечать на вопросы

Подводить итоги урока

Работать с понятиями

Делать выводы

Строить речевые высказывания

Сотрудничать с учителем и одноклассниками

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения.

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: окружающий мир 2 класс ШколаРоссии «Наша дружная семья»

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема :«Наша дружная семья».

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Раскрыть понятие « семья»,  « родство», «традиции»,«культура общения».
  • Развивать навыки работы в группах, обще – учебные умения и навыки (работа с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и обобщения материала).  
  • Воспитывать любовь и  заботливое отношение к родным и близким.

Дидактическое обеспечение. Презентация (приложение),  учебник.

Форма использования мультимедийного оборудования. Проецирование на экран при фронтальной работе с классом

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • толковые словари С. И. Ожегова;
  • компьютер, мультимедиапроектор;
  • карточки со словами: «семья», «родство», «традиции»;
  • листы  с рисунком дома;
  •  «Чудо-дерево» ;
  • большое солнце – макет тепла семьи;
  • набор ладошек «Моя семья»;
  • музыкальное сопровождение.

                                       

                                      Ход урока:

I. Организация класса (слайд 1)

— Доброе утро, ребята.  Для начала урока предлагаю подойти всем к доске. Возьмёмся за руки и образуем круг Добра. Ребята, сегодня на урок я пришла с веселым настроением, потому что ждала встречи с вами и похоже оно на яркий цветок.

— А с каким настроением вы пришли на урок?

Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день. А теперь давайте поприветствуем всех нас.

Доброе утро, солнце!
Доброе утро, небо!
Доброе утро, всем нам!
Доброе утро, мир!

 II. Подготовка к введению темы урока

— Чтобы узнать о чём пойдет речь на уроке посмотрите на доску…

-Что вы видите? ( на доске изображение дома)

-Мысленно загляните в окошко этого домика и послушайте стихотворение

У меня есть мама
У меня есть папа
У меня есть бабушка
У меня есть дедушка
А у них есть я!

.- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

— Почему вы так решили?

III. Сообщение темы урока. (слайд 2)

— Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» и поговорим сегодня о семье. Итак,  тема урока: «Наша дружная семья». 

Постановка цели  урока. (слайд 3)

-Сегодня на уроке:

— Уточним понятие «Семья», «традиции», «родство».

                       — Узнаем правила общения в семье.

-Назовем признаки дружной семьи.

                       -Посадим необычное дерево.

IV. Формирование новых знаний и умений. (слайд 4)

  1. Загадки ( слова отгадки прикрепляем в виде облачков)

Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом.  Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.( Слова отгадки вывешиваются на доску в виде облачков)

1. Она  лучше всех на свете,

мама

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

         папа

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

дедушка

Он  на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

бабушка

У них для меня остается суббота!

А  с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Брат(сын)

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

сестрёнка

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. У мамы сестра

тётя

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

8. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

дядя

Он твердит,  в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»

(ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…-это семья или родственники)

2. Словарная работа. (работа в группах) слайд 5

— А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

-Будем работать  по группам. Каждая группа  получит слово, которое вам нужно расшифровать и найти его  толкование в словаре.

Семья – группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами.

Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих ближайших предков.

Традиции —  то что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

— Прошу группы назвать слова и зачитать его значение.

  1. Признаки дружной семьи. (слайд 6)

— А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и  не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

4. Работа с учебником . (слайд 7)

— Обычно в дружных  семьях взрослые помогают детям, а дети взрослым.  Откройте помощник- учебники на стр.47 и, глядя на фотографии, назовите какую помощь оказывают друг другу члены семьи Нади и Серёжи.

        5.Знакомство с семьями одноклассников.  (слайд 8)

— Когда   в доме все друг  другу помогают,  он наполнен улыбками,  в  нем тепло и уютно всем. Расскажите нам о своих семьях ,а символ вашей семьи «ладонь» повесьте на наше дерево. ( чтение сочинений «Моя дружная семья»). 

– У вас у всех замечательные дружные семьи.

V. Физминутка.

За дровами мы идем и пилу с собой несем (ходьба)

Вместе пилим мы бревно,  очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, надо много напилить. (движения пильщиков)

Чтоб дрова полезли в печке, их разрубим на дощечки. (движения дровосеков)

А теперь их соберем и в сарайчик отнесем (наклоны)

После тяжкого труда надо посидеть всегда. (садятся за парты)

VI. Продолжение работы.

  1. Вернёмся к помощнику- учебнику( стр. 46).
    -Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите, как общаются в семье Серёжи и Нади.

-Наши герои разговаривают, уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.

-Подумайте, что такое «культура общения»?
Вывод: вежливая речь, культурное поведение, доброе,  уважительное отношение к человеку- это культура общения. (слайд 9)

  1. Упражнение «Продолжи предложение» (слайд  10)

Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения, которые сейчас появятся на доске. 

Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…                                                                                                                     — Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка …                                                                                                                                        — Я желаю своим близким …

3. Пожелания родителей своим детям (видео) (слайд 11)

— А хотели бы услышать голос своих самых близких: мам, пап,… (на видео родители высказывают свои пожелания детям).

— После таких приятных слов, хочется сделать что то доброе. Я предлагаю построить дом для вашей семьи. Назовём его…

4. Дом моей мечты. Приложение 1 (слайд 12)

-Ребята, напишите на брёвнышках дома, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

-Какие слова вы использовали? (домики вывешиваются на доску) 

понимание

раздражение

вражда

любовь

взаимопомощь

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание

                                                                                                                                     

VII. Обобщение.

— Сегодня я узнал(а)…

VIII. Рефлексия (слайд 13)

Закончите предложения

 -Мне понравилось…

– Урок заставил меня задуматься…

— Дорогие ребята, а чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье, я хочу подарить вам ПАМЯТКИ Приложение 3

IX .  Домашнее задание: (слайд 14)
Дома  попробуйте  создать  древо жизни своей семьи. 
Внизу, посредине вы пишете свое имя.
Выше, слева папа и его имя, справа мама и ее имя.
Над папой его папу и маму, ваших дедушку и бабушку.
Над мамой – ее родителей, бабушку и дедушку с маминой стороны и т.д.
Приложение 2

X. Пожелания учителя

Я хотела бы  пожелать всем нам, гостям, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране. На всей нашей планете Земле.

-Чтобы исполнились наши мечты завершим наш урок песней «Три желания».

— Давайте, сравним, с каким настроением вы пришли на урок, и с каким уходите? (ответы детей).

nsportal.ru

План-конспект занятия (2 класс) на тему: Россия — народов дружная семья

Конспект праздника

«Россия – народов дружная семья»

Цели и задачи:

формировать у детей понятия «МЫ – РОССИЯНЕ» – единый многонациональный народ нашей общей родины – России;

воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;

знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их геральдикой, национальным костюмом, достопримечательностями, песнями и танцами.

I. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике дружбы. Мы все с вами живем в одной большой стране – России. Мы – россияне! Наша родина Россия — самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. В России проживают представители более 160 национальностей, которые говорят более чем на 100 языках. Много людей живет в нашей стране, много народов, но все они живут единой семьей, помогают друг другу.

II.

Песня «У моей России»

Все народы России соединяет дружба.

Люди порознь не сделают того, что можно сделать вместе.

Один посадит дерево, а все вместе – сад.

Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уже Дом готов!

Стихи:

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

III. Ведущий: Как образовалось слова «РОДИНА»? Слово Родина образовалось от древнего слова «РОД» (это группа людей объединенных родством). Дети придумайте к слову «РОД» близкие слова? Ответы детей: — Родители, родственник, родня, родина, народ.

Ведущий: Ребята, Страна Россия – это наша большая Родина. Родина наша там, где мы родились А кто скажет, есть ли у нас малая Родина и как она называется? Правильно, это наш родной город Северобайкальск и наша республика Бурятия. Наша республика входит в состав страны России. В ней тоже проживают люди разных народов. А сейчас мы с вами прочтем стихи о Родине.

СТИХИ О РОДИНЕ.

На свете много разных стран

Но родина одна

Для нас она любимая

И главная страна.

Т. Бутова »Родина»

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно пол-мира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и. я.

IV. Ведущий: Ребята, вы знаете, что в наш детский сад ходят дети разных национальностей. Сегодня они расскажут много интересного о себе, и о своем народе.

Стих: Очень нужно нашим детям

В дружбе жить всегда на свете

И поэтому сегодня поведем рассказ о том,

Как с ребятами мы дружно

В детском садике живем.

V. Презентация народов России:

1. Россия. Мы все живем в России

У нас леса густые

У нас березы белые

Хлеба на нивах спелые

И, пожалуй, нету краше

Развеселой пляски нашей.

«Русский народный танец»

2. Бурятия – народная подвижная игра : Иголка, нитка, узелок.

3. Татарстан

4 Молдавия — молдавский танец

5. Белоруссия

6. Германия

7. Эвенкия – эвенкийский танец

8. Армения

9. Азербайджан – танец «Цыплятки»

10. Украина, Украина

Солнце светит, небо сине

На лугах и там и тут

Маки красные цветут.

Украинская песня «Василечки».

VI. Ведущий: — Дети, давайте вспомним пословицы о дружбе?

Дети: — Сам погибай, а товарища выручай.

Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.

Друзья познаются в беде.

Один за всех и все за одного.

Конь познается при горе, а друг при беде.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

VII. Ведущий: Пусть радость живет на планете.

И яркое солнце встает

Плетут венок дружбы счастливые дети

Заводят большой хоровод.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку друг.

За руки возьмемся,

Пусть пойдет

По Земле огромный хоровод!

Песня «Большой хоровод»

Ведущий: Ребята, вот и подошел к концу наш праздник. Мы побывали в гостях у разных народов.

А теперь дети угостят вас своими национальными сладостями.

VIII. Парад национальных блюд.

nsportal.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: Тема: Наша дружная семья. 2 класс. Программа: Школа России.

Организационный
Словес.: слово учителя

1 мин

Приветствовать учащихся. Проверка рабочего места

Приветствовать учителя

Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный
Сорвес.: рассказ

Словес.: рассуждение

1 мин

—  Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.
– Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: “Я здесь” Но учитель, вздохнув, сказал: “Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать”. Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.
– Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его.
– Не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

– Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?
– Ребята, что загадал Толя? (Стать невидимкой, чтоб его не спрашивали на уроке)
– Сбылось ли его желание? (Да)
– Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце? (В начале истории Толя радовался, а в конце расстроился и заплакал)
– Понравилось Толе быть невидимкой? Почему? (Нет. Потому что его никто не видел и не слышал. Толя не мог поиграть с ребятами).
– Какой вывод можно сделать из этого рассказа? (Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.)

Слушать рассказ

Рассуждать

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Постановка учебной задачи и её решения
Словес.: разбор пунктов раздела

Словес.: постановка цели урока

10 мин

— Сегодня мы с вами открываем новый раздел «Общение».
— Посмотрите на слайд. Прочитайте пункты нового раздела. Скажите своими словами, как вы понимаете, что мы будем изучать. (Взаимоотношения людей, семейные традиции, соблюдение правил вежливости, соблюдение правил поведения в школе, взаимопомощь).
— Тема нашего сегодняшнего урока «Наша дружная семья». Какую цель мы поставим перед собой? (Узнать, что такое семья и семейные традиции; научиться оценивать взаимопомощь в семье, как правильно вести себя в семье.)

 

Разбирать пункты радела

Формулировать цель урока

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Регулятивные –

сохранять учебную задачу урока.

Решение частных задач
Словес.: рассуждение

Словес.: обобщение

Практич.: практическая работа

Практ.: выполнение физкультминутки
Словес.: рассуждение над понятиями

Словес.: обобщение

Нагляд.: работа с учебником

Словес.: рассуждение над понятиями

Словес.: обобщение

25 мин

— Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «семья»? (Это родственники, те, кто живут вместе)

— Давайте обобщим, что же это такое «семья».

— Слово «семья» у славян произошло от семь и я, то есть отец и мать, сам и еще 3–4 детей.

— Семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе.

—  Семью можно изобразить в виде дерева, а членов семьи – листочков этого дерева. Сейчас я предлагаю вам написать членов вашей семьи на каждом листочке дерева, не забудьте про себя! Если листочков на дереве у вас не хватит, нарисуйте ещё сами. (Дети получают раздаточный материал).

Физкультминутка

– В каждой семье должна соблюдаться культура общения.

– А что же такое «культура общения»? (Как правильно общаться в семье, не грубить старшим)

– Давайте обобщим, что же это такое «культура общения».

— Культура общения – это часть культуры поведения человека, которая выражается в речи и поведении.

– В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

– Откроем учебники на странице 43 (обсуждение действий людей).

– Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: Что такое «дружная семья»? (Семья, где все друг другу помогают)

– Давайте обобщим, что же это такое «дружная семья».

— Дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время.

– Ребята, сейчас внимательно смотрите на доску и хором отвечайте. В дружной семье, в которой соблюдается культура общения, произойдут такие ситуации или нет?

1. Вы часто говорите маме, что любите её?

2. Ваша бабушка далеко, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.

3. Папа уставший приходит с работы, и вы тут же с порога начинаете докучать его просьбами.

4. Любимый дедушка принес вам шоколад. Вы поблагодарили его, развернули обертку и отломили половинку дедушке.

5. Брат в школе получил плохую отметку. Вы подбадриваете его, помогаете исправить ситуацию.

– У нас осталось ещё одно понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции».

– Что такое «семейные традиции»? (То, что семья делает вместе каждый год, в определенное время)

– Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.

– Какие примеры семейных традиций вы можете привести? (Новый год, воскресные прогулки, читать книги вместе)

– Семейные традиции: семейное чтение, семейные обеды, семейные походы.

– О своих семейных традициях вы подготовите рассказ дома и поделитесь им с нами на следующем уроке.

Рассуждать.

Обобщать.

Выполнять практическую работу

Выполнять физкультминутку

Рассуждать над понятиями

Делать выводы

Обсуждать действия людей

Рассуждать над понятиями

Делать выводы

Коммуникативные –  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.  

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Личностные – установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные –  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.  

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные  – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Итог урока

2 мин

– Что же такое семья?

– Какую семью можно назвать дружной?

– Какие правила культурного общения вы запомнили?

– Что такое «семейные традиции»?

Подводить итог урока.

Познавательный – строят рассуждение.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

Ребята, если вам понравился наш урок, и вы всё поняли, то поднимите зелёный карандаш. Если остались какие-то вопросы, то – жёлтый. А если вы совсем ничего не поняли и не разобрались с новой темой, то – красный.

Оценивать свою работу.

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.

nsportal.ru

«Наша дружная семья» (2 класс «Школа России»)

Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.

Тема: «Наша дружная семья»

Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия

  • Уметь различать родственные взаимосвязи.

  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Оборудование:

Для учителя:

  1. Фотографии семей учащихся.

  2. Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

  3. Презентация.

  4. Название темы урока: «Наша дружная семья».

  5. Карточки со словами: «семья», «поколение», «традиции» и их значениями,

  6. Толковые словари С. И. Ожегова, закладки со словами «поколение», «традиции»

  7. Лист дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».

  8. Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска

  9. Оборудование для строительства «дома мечты»: «кирпичики» (8 шт.) из набора «Волшебные мешочки», 2 домика, 2 забора, 2 куста с наклеенными словами.

  10. Куклы, изображающие членов семьи («Волшебные мешочки»).

Для учащихся:

  1. Смайлики.

  2. Карандаши, фломастеры, ручки.

  3. Учебники: Окружающий мир. 2 класс, часть 2.

  4. Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 2 класс.

  5. Фишки («Математические кораблики»)

  6. Листы дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».

  7. Фотографии, изображающие членов семьи, взаимопомощь, семейные традиции, тексты выступлений.

  8. Презентации для выступлений..

Предварительная работа: каждой семье заранее даётся задание – составить рассказ о своей семье, принести семейную фотографию, подготовить рассказ о семейных традициях.

Одному ученику дается задание: найти в различных источниках определение слова «семья»

Ход урока:


I. Организация класса

— Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.


II. Актуализация знаний.


— Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?
— Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?
— Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.(семья)

— Раньше мы уже много говорили с вами о семье: готовили проекты на тему «Моя семья», у нас проходил классный час на тему «Главное – вместе» и др. (Демонстрация выставки)

— О чем же пойдет речь сегодня?

III. Самоопределение к деятельности

— А может ли человек жить один и называть себя семьей?
— Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
— Куда ты идешь?- спросил старик.
— Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
— Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, — предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
— Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

— Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

— Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» И поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». /слайд 1/

— На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

— А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

IV. «Открытие» нового знания. Словарная работа /слайд 2/

1)- Прежде чем мы с вами начнем знакомиться с правилами общения и поведения в семье, давайте узнаем, а что же такое семья? Наш ученик Бурлаков С. поработал дома с энциклопедией, словарем, Интернетом, и вот что у него получилось (выступление).

Дополнение учителя:

1. Семья́ — группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F)

Но мне ближе понятие, которое дано в словаре Ожегова.

2. Семья — это группа живущих вместе близких родственников. (вывешивается определение на доске)

3. В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. — Старинная семья

Но и в наше время есть очень большие семьи, например Испанская семья

Американская семья

— Ребята, а вы знаете, что и в нашем классе у некоторых ребят большие семьи. Слово предоставляем Афанасьеву Э.

2)Работа со словарем (работа в парах)

Каждой паре я выдам слово, которое вам нужно расшифровать и найти его толкование в словаре.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Традиции — то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

3) Работа с учебником.

— Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 42 и расскажите, как проводят свободное время в семье Сережи и Нади.

— Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

— Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

— Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

— Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

— Рассмотрите на с. 43 учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье Сережи и Нади.

— Фишками накройте те картинки, на которых изображено то, что бывает в твоей семье.(практическая работа)

— А как еще помогают  друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).

-А кто живет в одной семье с бабушками или дедушками? Расскажите о них. (выступление Мишина И.).

V.Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в группах «Признаки дружной семьи» с последующей проверкой по слайду 3

— А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи-1 ряд и не могут – 2 ряд:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

VI.Физкультминутка Актуализация знаний (слайд 4)

Загадки:

1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. Она все на свете помнит и знает

И бабушка мамой ее называет!

И часто приходят к ней в дом доктора

Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)

8. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

9. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)

10.В мультфильме по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» заяц часто повторял, что его дома ждут: « …четыре сыночка и лапочка-…» (дочка)

11 Переведи на русский язык: der Bruder (брат)

12 Как называют сына брата или сестры? (племянник)

Первичное закрепление. Работа с отгадками

— Соберите в группы людей одного поколения. Разворачивание дискуссии по проблеме: к какому поколению отнести сестренку и брата

VII. Продолжение работы по теме урока. Знакомство с традициями семей

(слайд 5)

— Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традиции своей семьи нам расскажут: Игошин Н., Елисеев С.и семья Родионовых. (выступление учеников и их родителей)

.

VIII. Рефлексия (слайд 6).Проектная творческая деятельность.

-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «дом своей мечты». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.

— А может ли дом мечты стоять пустым? Как вы думаете, кто в нем должен жить? (заселение дома членами семьи)

(Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»

IX. Подведение итогов урока

-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

X. Домашнее задание.

Учебник : стр.42-45,

Рабочая тетрадь: стр.25. № 3, 5

Творческое задание: «История моей семьи» (-Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбомы  с фотографиями)

— Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников.)

Анализ урока

Урок по теме: «Наша дружная семья» был проведён во 2 классе в масштабе образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана «Мир вокруг нас»

Урок строился исходя из принципов педагогики сотрудничества. Максимальное вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроке, занимательность материала взята как основа эмоционального фона урока.

Учебные возможности классного коллектива средние: недостаточно развита эмоциональная сфера и волевые качества детей. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартного урока творчества.

В процессе проведения урока решались следующие задачи: дифференциация обучения, расширение рамок учебной программы. Работая в зоне ближайшего развития ребёнка, поднять авторитет каждого ученика.

Эти задачи были достигнуты при реализации целей урока:

— Ввести понятие «Культура общения». Обсудить с детьми правила культуры общения в семье;

— Развитие восприятия, воображения, национального самосознания, творческих способностей;

— Формирование интереса к истории и культуре народа, интереса к родословной своей семьи, воспитание чувства патриотизма.

Время на уроке было использовано рационально.

Форма организации учебного процесса – урок изучения нового материала с опорой на жизненный опыт детей.

При изучении нового материала был выбран словесный метод – беседа-сообщение, предполагающая включение ученика в процесс активного участия добывания новых знаний, наглядный метод – метод демонстраций с использованием ИКТ, практический метод – совместная творческая деятельность.

Стиль педагогического общения на уроке – общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, дружеское расположение, на основе метода активного социального обучения – урок творчества. Настрой класса на уроке был положительным, учащиеся проявляли интерес к теме урока.

Средства обучения, используемые на уроке: речь, фотографии семей детей, выступления детей и их родителей, музыка, представленные с помощью компьютерной презентации не интерактивной доске, игра.

Самостоятельная работа учащихся на уроке была построена по следующей схеме: продвижение от репродуктивного типа деятельности к творческому типу.

Для борьбы с перегрузкой учащихся была проведена физкультминутка. Время проведения физкультминутки выдержано: 15 минут с начала урока.

Для усвоения глубины материала использовалась творческая работа учащихся. Ситуация эмоционального переживания на уроке создавалась при помощи сказки.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *