cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

С есенин закружилась листва золотая 2 класс презентация: Презентация «Закружилась листва золотая», посвящена поэту Сергею Есенину. Осень и Есенин

Презентация по литературе на тему «Анализ стихотворения С. Есенина» Закружилась листва золотая » (9класс) | Презентация к уроку по литературе (9 класс):

Слайд 1

МКОУ « Кулеватовская СОШ» Анализ стихотворения С.Есенина «Закружилась листва золотая» Подготовила: учитель русского языка и литературы, Кастерина Т.И. 2020-2021 учебный год

Слайд 2

Цель: умение выполнять анализ поэтического текста. Задачи: Формировать умение поисковой работы с художественным текстом, с толковым словарем. Развивать языковую компетентность. Воспитывать самостоятельность, сотрудничество, коммуникативность.

Слайд 3

Есенинский пейзаж Поэзия Есенина — это чудесный и прекрасный неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Есенин — великий поэт не менее великой России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его Родина — Рязанская земля, которая вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас, — природу! Все стихи Есенина пропитаны любовью к Родине, к родным лесам, лугам, к родной земле. Сколько гордости и восхищения слышится в его произведениях! Ведь главной любовью его жизни, ее смыслом была Россия. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине», – именно так сам Есенин определял основной мотив своего творчества. Поэту самому трудно объяснить, почему и за что он любит её: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу». Это чувство ёмкое, многогранное и разностороннее: здесь и «думы несметные», и «песни заветные», и «хижины хилые», и «борозды милые», и «весёлый покос», и «берёзка русская», и многое-многое другое, из чего складывается неповторимый облик отчего края. Есенинские пейзажи насыщены сквозными образами – образами русских деревьев: берёза, клён, тополь, липа, ива, черёмуха, верба… Поэт упомянул в своих пейзажных зарисовках более 20 пород деревьев, причём деревья у него не безликие и абстрактные, а конкретные, с индивидуальными чертами характера. «Как метель, черёмуха машет рукавом», «берёзы стоят, как большие свечки», «пригорюнились девушки-ели», «звонно чахнут тополя», «слухают ракиты посвист ветряной», «старый клён на одной ноге» и т. д.

Слайд 4

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. Я сегодня влюблен в этот вечер, Близок сердцу желтеющий дол. Отрок-ветер по самые плечи Заголил на березке подол. И в душе и в долине прохлада, Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада Прозвенит и замрет бубенец. Я еще никогда бережливо Так не слушал разумную плоть, Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод. Хорошо бы, на стог улыбаясь, Мордой месяца сено жевать… Где ты, где, моя тихая радость — Все любя, ничего не желать? 1918 г.

Слайд 5

Анализ стихотворения « Закружилась листва золотая» 1) Прочитайте стихотворение « Закружилась листва золотая». 2) Определите лексическое значение следующих слов: стая, дол, отрок, стог, плоть. 3) Выпишите из текста слово, употребленное в переносном смысле, характеризующее окрас листвы. Подберите к данному прилагательному нейтральный синоним. 4) Выпишите олицетворения, встретившиеся в тексте. 5) Словесно нарисуйте состояние души лирического героя. 6) Перечислите оттенки цветов, которые бы вы использовали при написании картины после прочтения данного стихотворения. 7) Какова стилевая отнесенность текста? Докажите. 8) Запишите конструкцию слова по составу: розовость. 9) Какие породы деревьев упоминаются поэтом? 10) С чем сравнивается листва в стихотворении? 11) В каком значении употреблено слово бережливо , подберите синоним и антоним к данной лексической единице.

Слайд 6

Источники: pixabay.com.ru/images/search/ осень / rustih.ru.esenin.listva-zolotaya/ litfest.ru/stihi-o-prirode.html

План-конспект по литературе 2 класс Осенние листья. С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник

Приложение 2

Разрешаю: ___________

Допускаю: ___________

Оценка за урок: __________

План-конспект

урока технологии,

проведенного во 2 «б» классе

06. 10.2020 г.

Консультация методиста: ________

Конспект урока литературного чтения

УМК: «Школа России», 2 класс

(Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В.

Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч., ч. 1)

Организационно — деятельностный компонент:

Дата: 06.10.2020 г.

Время: 11.35-12.20

Место: МАОУ СОШ №4

Участники (класс): 2 «Б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Осенние листья. С. Есенин «Закружилась листва золотая», В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник»».

Цель: воспитание нравственных качеств: внимательность к окружающему миру, патриотизм, положительное отношение к временам года, воспитывать любовь к природе через произведения С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой, расширить знания о жизни и творчестве С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой, учиться правильно и выразительно читать произведения «Закружилась листва золотая», «Сухие листья», «Опустел скворечник», следить за рифмой и ритмом стихотворения, отвечать на вопросы.

Задачи:

Образовательные: способствовать первоначальному представлению о жизни и творчестве авторов; способствовать формированию умения выразительно читать, отражая настроение автора.

Развивающие: формировать читательскую самостоятельность; обогащать речь, способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы со стихами;

Воспитательные: развивать эстетическое восприятие к временам года, воспитывать вдумчивого чтеца, воспитывать любовь к природе, доброго отношения ко всему живому, интерес к окружающему миру, любознательности;

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.

Планируемые результаты:

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные: формирование художественно-эстетического вкуса; формирование осознания эстетических потребностей, ценностей на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; воспитание любови к природе; формирование понимания и ценности поэтического слова.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, строить логическую цепочку рассуждений, овладевать основами смыслового чтения, сравнивать, обобщать, делать выводы; умение определять жанровые особенности стихотворений «Закружилась листва золотая», «Сухие листья», «Опустел скворечник»; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок, осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формирование умения вести диалог с учителем; формирование умения высказывать собственное мнение, строя монологическое высказывание; формирование умения слушать и понимать других.

Предметные: выделять жанровые особенности стихотворений; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование и оформление: компьютер и проектор, раздаточный материал, презентация.

Рабочая тетрадь: нет

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

  1. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: — Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас всех сегодня. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я — Дарья Андреевна.

2. Проверка домашнего задания.

У.: — Давайте проверим домашнее задание, которое вам было задано на этот урок. Открываем учебник на странице 71. Давайте ответим на вопросы по стихотворению А. Фета «Ласточки пропали».

У.: — По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?

Д.: — В стихотворении на это указывают строки «Ласточки пропали», «Лист сухой валится», «Раскричавшись, к югу журавли летят».

У.: — Найдите строки, в которых изображаются картины, живописно рисующие осеннее замирание природы?

Д.: — Об этом говорят строки «С вечера всё спится, во дворе темно», «Все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой. »

У.: — Какие строки стихотворения передают радость ожидания зимы? Как их надо прочесть?

Д.: — Строки стихотворения, передающие радость ожидания весны – «Лучше б снега да вьюгу встретить грудью рад!». Их нужно читать громко, с восклицанием

  1. Мотивация к учебной деятельности.

У.: — Работа, сегодня нам предстоит очень интересная работа. Предлагаю познакомиться с лирическими произведениями русских поэтов. Тему произведений вы узнаете, если посмотрите на доску и послушаете фрагмент пьесы Петра Ильича Чайковского.

Д.: — Осень.

У.: — Правильно, мы продолжим говорить о произведениях про осень, продолжим знакомство с поэтами, которые посвятили свои стихи этому красивому времени году.

  1. Актуализация умений и знаний:

У.: — Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. У нас есть еще одно задание. От каждого ряда нужно два человека. (шестеро учеников выходят к доске)

У.: — Я дам вам в руки листок, у кого он в руке, должен сказать слово, описывающее осень, то есть подобрать ассоциацию. Дальше ученик передает следующему и т.д.

Д.: — Холод, дождь, учеба, сентябрь, листопад, грибы, лес, птицы, декабрь, урожай, зонт, сапоги

У.: — Молодцы, вы отлично справились с задание. Садитесь на места и продолжим урок.

  1. Открытие новых знаний, умений.

У.: — Открываем учебник на странице 73. Первое произведение с которым мы познакомимся — отрывок из произведения Сергея Есенина «Закружилась листва золотая». Кто знает что-то о поэте Сергее Есенине?

Д.: (ответы)

У.: — Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) родился в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии (теперь – области). Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь – мать Сергея – послали в Рязань на заработки. «Стихи начал слагать рано, — напишет позже С. А. Есенин в автобиографии, — толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

У.: — Сейчас я прочту отрывок из стихотворения «Закружилась листва золотая»

Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

У.: — -С чем сравнивает автор листву?

Д.: — Автор сравнивает листву с стаей бабочек.

У.: — Как выглядит пруд?

Д.: — В стихотворение пруд выглядит розовым из-за листьев.

У. : — Какое настроение создает стихотворение?

Д.: — Стихотворение создаёт настроение спокойствия, легкости в душе, умиротворения.

У.: — Теперь вы ещё раз прочитайте стихотворение. (читают стихотворение)

У.: — Продолжим знакомство. На странице 74 следующее произведение – отрывок из стихотворения «Сухие листья» Валерий Брюсов.

У.: — Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924) – русский поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк. Родился в Москве, в купеческой семье. Дома получил хорошее образование, в восьмилетнем возрасте начал писать стихи. Первая публикация Валерия Яковлевича была в детском журнале «Задушевное слово», когда Брюсову исполнилось всего 11 лет.

У.: — Сейчас я прочитаю отрывок его стихотворения, а вы внимательно слушайте.

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?

У. : — Подумайте, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?

Д.: — Поэт заставляет нас услышать шорох листьев с помощью звуков «х» и «х’», «ш» и «ж».

У.: — Какие сочетания слов повторяются?

Д.: — Повторяются сочетание слов «Сухие листья».

У.: — Давайте повторно прочитаем отрывок и прислушаемся к его звучанию.

  1. Физическая минутка

У.: — Давайте сделаем небольшую паузу и проведем физическую минутку для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  1. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  3. Посмотреть на указательный палец, вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

  1. Открытие новых знаний, умений.

У.: — Продолжим знакомство. Следующее произведение «Опустел скворечник» Ирины Токмаковой.

У.: — Ирина Петровна Токмакова (1929 — 2018) — советская и российская детская писательница, автор образовательных повестей-сказок, стихотворений и пьес для детей дошкольного возраста, классических переводов из английской и шведской народной поэзии. Лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества (за книгу «Счастливого пути!»). 

У. : — А вот и само стихотворение.

Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.


Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

У.: — Объясните, как вы понимаете выражение «листьям на деревьях тоже не сидится»?

Д.: — Фраза «Листьям на деревьях тоже не сидится» означает, что наступила осень и листья скоро опадут. Автор сравнивает их с птицами, которые хотят улететь в теплые края.

  1. Рефлексия

У.: — Давайте подведем итоги нашего урока. Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?

Д.: — «Закружилась листва золотая», «Сухие листья», «Опустел скворечник».

У.: — О каких авторах вы снова услышали или узнали на уроке?

Д.: — Есенин, Брюсов, Токмакова.

У.: — У меня осталось к вам последнее задание, у вас на партах есть отрывок стихотворения на кленовых листьях, но оно не закончено, нужно придумать продолжение и приклеить его к нашему дереву. (нарисованное дерево на ватмане весит на доске)

  1. Домашнее задание: 

У.: — Подготовить выразительное чтение стихотворений (с. 74 – 75).

  1. Подведение итогов:

У.: – Спасибо вам за урок, мне очень понравилось работать с вами. Вы все большие молодцы!

У.: — До свидания и до новых встреч.

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает -…

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…

В КВН играли сутки,

Залу нравились все -…

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила -…

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось -…

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …

Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…

Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся…

Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …

В группе самый старший – Веня,

У него дружок есть -…

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…

Закричала громко баба-

Испугала её -…

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…

На стройке делают бетон,

В метро потребуют -…

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …

Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка…

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе -…

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на …

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…

Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…

У Ильи красивый волос,

И приятный, звонкий…

Клич победный издал вождь,

Не помеха ему…

Нельзя чужого брать,

И, конечно, нельзя …

Чтоб придать причёске лоск,

Нам понадобится…

Не пришлась Яге корона,

Унесла её …

Картину написал творец,

Изобразил на ней…

Соткано на Есенинском озере. Анализ стихотворения Есенина «Алый свет зари плелся на озере…

Галина Бениславская

Опьяненным радостью не сплетничать.
Ты сам, под ласки, Шелк фаты сбросишь,
Я пьяного до утра в кусты уведу.
И пусть глухарь плачет колокольчиками,
Есть заветная тоска в алости зари.

Есенин С.

На могиле плачет дева.
Ни жены, ни любовницы, ни вдовы.
Зори, восходы, вспышки ночи…
Кто-то напророчил девушке судьбу…

В ней нет ни жизни, ни дыхания,
К страсти несбывшихся рыданий глухи.
Заря не полыхает алой лентой.
Нет, Сергей, горе крещендо!

Жизнь мотылька может быть короче!
Эти темные ночи тоже исчезнут.
Ее похоронят рядом с ней через год.
И борона не тронет их любовь…

История жизни

Будучи маленькой девочкой, она попала в дом своей тети, которая усыновила ее после того, как ее мать Гали начала страдать психическим заболеванием. Отец малышки, обрусевший французский студент Артур Карьер, либо ушел из семьи, либо никогда с ней не жил. Девочка получила фамилию приемного отца, врача Бениславского. Вместе с приемными родителями Галя жила в латвийском городе Резекне. Повзрослев, уехала в Петербург, где окончила Преображенскую женскую гимназию с золотой медалью. Во время революции, уже убежденная большевик, Галина Бениславская училась в Харьковском университете на факультете естественных наук.

Но в 1919 августа белогвардейцы захватили город, и отважная девушка, перейдя фронт, поселилась в Москве.
«Долгие мытарства в дороге закончились очень неприятно, — рассказывают об этом периоде своей жизни ветеран органов госбезопасности СССР Василий Бережков и журналист Снежана Пехтерева в своей книге «Женщины-чекистки». — Попав к красным, Бениславскую арестовали. Ее просто приняли за шпионку белых!..
Однако судьба благоволила Бениславской. Однажды в Москве Галина познакомилась с Яной Козловской, отец которой был большевиком. Более того, Михаил Юрьевич Козловский (1876-191937) после февраля 1917 года был членом исполкома Петроградского Совета, председателем Выборгской окружной думы. В ноябре 1918 г. он занимал пост председателя Чрезвычайной следственной комиссии, а в 1919 г. некоторое время возглавлял Народный комиссариат юстиции Литвы и Белоруссии…
Благодаря вмешательству Козловского Галина Артуровна была освобождена. Михаил Юрьевич заботился о Бениславской даже после ее ареста. Он помог ей получить комнату в Москве… Козловский помог Бениславской вступить в партию. Кроме того, он устроился секретарем в Особую межведомственную комиссию при ВЧК.
Позже Бениславская перешла на работу в редакцию газеты «Бедные». Галина много читала, прекрасно разбиралась в литературе, посещала знаменитое кафе «Конюшня Пегаса», в котором в двадцатые годы читали свои стихи лучшие поэты Москвы. Но вся ее жизнь перевернулась 19 сентября 1920 года, когда на одном из вечеров, проходивших в Политехническом музее, она услышала Сергея Есенина.

В «Воспоминаниях» Бениславская писала:

«Вдруг выходит тот же мальчик: коротенький, расстегнутый оленьий жакет, руки в карманах брюк, совсем золотые волосы, как живой. Чуть запрокинув голову и стан, он начинает читать:

Косы, ветер, охапки листьев, —
Я такой же, как ты, хулиган.

Он вся стихия, озорная, бунтующая, необузданная стихия не только в поэзии, но и в каждом движении, отражающем движение стиха…
То, что произошло после прочтения, трудно передать. Все вдруг вскочили со своих мест и бросились к сцене, к нему… Придя в себя, я увидел, что тоже нахожусь на самой сцене. Как я там оказался, я не знаю и не помню. Очевидно, этот ветер подхватил и закрутил и меня.

Есенину исполнилось двадцать пять, Галине Бениславской — двадцать три. «С тех пор длинной чередой пошли бесконечные радостные встречи, — вспоминала она. — Я жил вечерами — от одного к другому. Его стихи захватили меня не меньше, чем он сам…»
Существует версия, что Бениславская была приписана к поэту агентом ЧК. Этот факт опровергается уже упомянутыми В. Бережковым и С. Пехтеревой: «. ..материалы личного дела… опровергают такое мнение.ОМК (Особая межведомственная комиссия) не ставила перед собой разведывательно-информационных задач,жизнью писателей и поэтов занимался секретный отдел ВЧК.Поэтому , предположение, что Бениславской было поручено Аграновым «следить за Есениным», — досужий вымысел9.0005 Они встретились и расстались; Есенин встречался с другими женщинами, Галина страдала… Наконец, в судьбе поэта возникла Айседора Дункан, и Сергей Александрович поселился с ней в особняке на Пречистенке.

Поэтесса Лика Стырская, автор нашумевшей книжечки эротических стихов «Мудное вино», вышедшей в Москве в 1920-е годы тиражом в триста экземпляров, вспоминала о тех временах уже в ссылке:
«Его любили скромные провинциалки — наивные души. Его любила Галя Бениславская, девушка с огненными глазами, с огненным взглядом и ленинским значком на груди. Она была предана ему и верна как друг и женщина, ничего за это не требуя, ничего. У нее была убогая комната и много обязанностей: деловая и партийная работа. Но во имя своей любви она была готова отказаться от всего. И смертельно ненавидела свою блестящую соперницу Айседору Дункан.
Есенин исчез из ее круга. Он переехал в особняк на Пречистенке. Редко появлялся в конюшне Пегаса. А если и приходил, то только под руку с Айседорой…»
Когда знаменитая пара улетела за границу, Бениславская попала в психиатрическую клинику с расстройством нервной системы.
Тем не менее она верила, что Есенин все равно будет с ней Так и случилось: вернувшись из-за границы, поэт покинул роскошный особняк танцовщицы и перебрался в комнатку Бениславской (впрочем, как и во всех местах своего жительства, он останавливался здесь наездами).
Ее радость знала. без границ!Вместе они составили прощальную телеграмму скучающей «Дунке» (как называл ее поэт), отдыхавшей в Крыму:
«Письма, телеграммы Есенину не посылать. Он со мной, он никогда не вернется к тебе. Мы должны считать. Бениславская.
«Мы с Сергеем Александровичем смеялись над этой телеграммой, — вспоминала позже Галина Артуровна. — Все-таки такой вызывающий тон не в моем духе, и если бы Дункан меня немного знала, то, конечно, поняла бы, что это испуг, и не более того.
В ответ на недоуменное сообщение Айседоры Дункану прилетела очередная телеграмма:
«Я люблю другого. Женат и счастлив. Есенин.

Для поэта этот период жизни был едва ли не самым тяжелым. Постоянные пьянки с друзьями, конфликты с имажинистами… Его хватали по любому поводу, таскали в ближайшее отделение милиции и готовили там материалы по обвинению в антисемитизме и хулиганстве. И всегда Галина Бениславская, выручавшая любимого из беды, была его ангелом-хранителем: прикладывала его стихи к редакции, выбивала гонорары, искала поэта по дешевым кабакам, беспокоилась о его здоровье, суетилась из-за билета в хорошую санаторий .

..
«Когда Сергей Александрович, — продолжает Бениславская, — вселился ко мне, он дал мне ключи от всех рукописей и вообще от всех вещей, так как сам терял эти ключи, раздавал рукописи и фотографии, а что ему не раздавал, сами от него таскали. Замечал пропажу, роптал, ругался, но не умел беречь, хранить и требовать назад…»
Зимой 1924-1925 гг. Галина с удовольствием вела хозяйство: купила шесть венских стульев, обеденный стол, платяной шкаф и купленная посуда. Как объясняла сестра поэта Александра Есенина, живя одна, она «мало заботилась о домашнем уюте, и обстановка у нее была крайне скудная… Но чистота всегда была идеальная». дошло до того, что пришлось нанять домработницу.Были и трудные дни, когда Сергей встречался со своими «друзьями». Катя и Галя всячески защищали Сергея от таких «друзей» и их не пускали в дом, но Сергея искали в издательствах, в редакциях, и, как правило, такие встречи заканчивались выпивкой.
Не пришлось скучать по дому, который, по сути, стал литературно-поэтической «перевалочной базой». В двух комнатках Бениславской после жарких споров о проблемах современного стихосложения, перемежаемых залихватскими частушками под аккордеон, иногда оставалось на ночь до двадцати человек.
Есенин был жесток с Галиной — впрочем, как и с другими своими женщинами. Признался:

«Вы свободны и вольны делать все, что хотите, это не имеет ко мне никакого отношения. Я тоже тебе изменяю, но помни — не трогай моих друзей. Не трогай моего имени, не обижай меня, никого, лишь бы это были не мои друзья».0003

В последние годы жизни поэта Галина полностью посвятила себя его издательскому делу. «Дорогая Галя! Ты мне близка как друг, но как женщину я тебя совсем не люблю!» Есенин признался ей. «Это оскорбительное и убийственное письмо Есенин написал для Бениславской, потому что ему нужен был открытый разрыв с ней… Софья Толстая, внучка «великого старца», вошла в его жизнь, объясняют Станислав и Сергей Куняевы в своей книга о поэте. «Неожиданно и легкомысленно, как он делал всегда в таких случаях, поэт решил жениться на ней».
Есенин и Толстая познакомились на вечеринке на той же Бениславской, куда Софья Андреевна пришла с Борисом Пильняком, своим тогдашним любовником.

По некоторым свидетельствам, узнав о романе Галины с журналистом Львом Повицким, Сергей Александрович окончательно ушел от нее. Хотя есть и другие версии. Илья Шнейдер, администратор студии «Дункан», вспоминал:
«Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно… Только женитьба Есенина на внучке Льва Толстого Софье Андреевне Толстой заставила Бениславскую отдалиться от него…»
Сестры поэта, Катя и Шура, с осени 1924 года (после отъезда Есенина на Кавказ) жили с Галиной в Брюсовском переулке.
«Соседи Гали были молодые, — вспоминала Александра Есенина, — которых интересовало все, особенно литература. Стихи здесь очень любили, а удачные новинки декламировали прямо на ходу… Но главное место у нас занимали стихи Сергея. В это время он очень часто присылал нам с Кавказа новые стихи… Галя и Катя вели его литературно-издательское дело в Москве, и он часто давал им письменные указания, где, как и что печатать, как составлять новоиспеченный изданный сборник .
. .

«Мы получили от Вас сразу 3 письма из Батума. Стихотворение «Письмо к женщине» — Я от него без ума. А я до сих пор ими бреду — как хорошо…»

Во время пребывания поэта у внучки великого старца на Кавказе певец Московского Трактирного почти ежедневно присылал Галине письма. Он доверительно делился своими душевное состояние у нее, как сообщил о великом подвиге, что с Левой (Повицким, приютившим Есенина на Кавказе) в день выпивают всего две бутылки вина и вообще «чертовски хорошо пишу… скоро вас захлестну с материалом…».
Летом 1925 года, видимо, уже после Кавказского вояжа, Есенин вместе с Бениславской отправился на родину, на свадьбу дальних родственников.

«К нам подошла молодая женщина с длинными косами, — вспоминал позже Иван Копытин, земляк поэта и друг его детства. — Позже я узнал, что это была Галя Бениславская… крестьянка верхом на нас. Есенин поднял руку и остановил его. Он попросил лошадь — Галя хотела скакать. И у него бумажные деньги в руке. — Я заплачу, — сказал он. Сергей поставил Галю на лошадь, и она помчалась по лугам, как настоящая наездница… А когда они подошли к Оке, они, Есенин и Галя, сели в лодку и уплыли от меня… Уплыли навсегда. ..»
Как отнеслась Бениславская к женитьбе Есенина на Софье Толстой? Она пережила очень тяжелое время, но, видимо, не смогла с этим смириться. Слишком сильным, слишком глубоким было ее чувство к Есенину, она слишком хорошо знала Сергея Александровича, чтобы не понимать, какие разные люди новобрачные. Из ее дневника:
«Я гналась за фамилией Толстой — его все жалеют и презирают: не любит, а женился… даже она сама говорит, что не будь она Толстой, ее бы никто не заметил.. Сергей говорит, что жалеет ее. Но почему сожаление? Только из-за фамилии. Он не пожалел меня. Он не пожалел Вольпина, Риту и других, о которых я не знаю… Спать с женщиной, которая ему физически противна из-за его фамилии и квартиры, — это не фунт изюма. Я бы никогда не смог этого сделать…»
Известие о трагической смерти поэта застало Бениславскую в больнице. Она очень переживала смерть близкого человека, но на похороны не пришла. И менее чем через год на его могиле она сама покончила с собой.
«Сестра поэта Шура считала, — пишут Станислав и Сергей Куняевы в книге «Есенин», — что самоубийство Бениславской было связано не только со смертью Есенина, но и с неудачным браком с сыном Троцкого, а также с тем, что при разделе Есенинского наследства, та, в сущности, которая в течение нескольких лет была и литературным секретарем, и другом Есенина, которого он иногда даже представлял своей женой, оказалась ни при чем.
К сожалению, эти предположения остались прежними.
Когда подруга Галины Артуровны пришла к ней в день ее самоубийства, она обнаружила открытый шкаф, разбросанные по полу вещи и разгром в комнате, которую явно обыскивали… Смерть Галины Бениславской обернулась быть одной из многих в страшной череде загадочных смертей, связанных с личностью Есенина. Есть версия, что Галину убили…

Каждый вечер, как синеет пасмурно,
Как на мосту висит заря,
Иди ты, мой бедный странник,
Поклонись любви и кресту. ..

Днём 3 декабря 1926 года, в Москве, на Ваганьковском кладбище, у могилы Сергея Есенина редкие посетители могли увидеть одинокую фигуру скромно одетой молодой женщины. Словно скорбная статуя, склонилась она перед могильным холмиком, усыпанным живыми цветами.
Женщина достала пачку сигарет и закурила. Она что-то быстро набросала на листе бумаги, потом нацарапала несколько слов на пачке сигарет… И тут прозвучал пистолетный выстрел.
Сторож кладбища вызвал полицию и скорую помощь. У тяжелораненой женщины были документы на имя Галины Артуровны Бениславской. Нашла записку:
«Я тут покончила жизнь самоубийством, хотя знаю, что после этого на Есенина повешают еще больше собак… Но ему и мне будет все равно. В этой могиле мне все самое дорогое…»
Постанывая чуть слышно, ее спешно доставили в Боткинскую больницу. По дороге она скончалась.

Похоронили Галину 7 декабря 1926 рядом с поэтом — поспешно, чтобы не вызывать лишних разговоров. Раньше на ее могиле была надпись: «Верная Галя». Теперь — другое, более официальное.

«Алый свет зари плелся на озере…» Сергей Есенин

Сплелся на озере алый свет зари.
Глухари плачут в лесу с колокольчиками.

Где-то плачет иволга, прячась в дупле.
Только я не плачу — на душе светло.

Я знаю, что вечером ты выйдешь за кольцо дорог,
Посидим в свежих кочках под соседним стогом сена.

Я поцелую тебя, когда напьюсь, Я раздавлю тебя, как цветок,
Нет сплетен опьяненным от радости.

Ты сама под ласками шелк фаты сбросишь,
Я пьяного до утра в кусты уведу.

И пусть глухарь плачет колокольчиками,
Веселая тоска в алости зари.

Исследователи его жизни и творчества считают раннюю лирику Есенина неоднородной и неоднородной. В нем трудно выделить какой-то один господствующий мотив; ее не следует подводить под одну ключевую идею. Сергей Александрович испытывал различные влияния. Здесь и русские народные сказки, и песни, и частушки, и произведения профессиональных писателей — Толстого, Горького, Надсона. Поэтому среди его стихов есть как проникнутые дерзким весельем и безудержной радостью, так и отражающие пессимистические настроения, развивающие тему смерти.

К ранней поэзии Есенина относится написанное в 1910 году стихотворение «Алый цвет зари плела на озере…», в ​​котором сочетаются черты интимной и пейзажной лирики. Первые несколько куплетов посвящены описанию природы. Лирический герой любуется восходом солнца. Перед ним предстает удивительно красивое зрелище — словно на голубом фоне озера кто-то соткал алый цвет. Для создания объемной картины Сергей Александрович добавляет к ней звуки — «в лесу со звоном плачут глухари», «где-то плачет иволга». Казалось бы, лирический герой должен быть грустным, но на душе у него светло. Причиной этого является любовь. Молодой человек с нетерпением ждет свидания с дорогой его сердцу девушкой. Чувства переполняют его. Персонаж погружен в мечты об их совместном времени. В финале Есенин употребляет любопытный оксюморон – «радостная тоска». С помощью этого средства художественной выразительности поэту удается довольно точно передать состояние влюбленного человека, желающего поскорее увидеть объект воздыхания.

Есть вероятность, что стихотворение «Алый цвет зари соткал на озере…» посвящено первому серьезному чувству Сергея Александровича. Сердце юного Есенина принадлежало Анне Алексеевне Сардановской, дочери родственников Константиновского священника отца Иоанна, приехавших в деревню на лето. Точное время знакомства поэта с девушкой назвать сложно. Самая распространенная версия – 1907 или 1908 год. Сначала между ними завязалась детская дружба, затем Есенин влюбился, что отразилось в ряде его ранних произведений. О своем первом сильном чувстве, чистом и невинном, Сергей Александрович помнил до конца жизни. Возможно, это Сардановская — прототип Анны Снегиной. Сильнейшим ударом для поэта стала ранняя смерть Анны Алексеевны, скончавшейся в 1921 год в возрасте двадцати пяти лет.

Стихотворение «Алый цвет зари плелся на озере…» — пример С. А. Есенина. Оно было написано в 1910 году. Исследователи считают, что на создание произведения молодого поэта натолкнуло светлое чувство к Сардановской Анне Алексеевне, приехавшей летом в его деревню. Примерная дата знакомства молодых людей — 1907 и 1908 годы. Анна Алексеевна умерла в 1921 году, но ее образ сохранился в памяти и сердце Есенина до конца жизни. Творчество поэта разнообразно по настроению: есть стихи пессимистичные и полные оптимизма и жизнелюбия. Анализируемая работа относится ко второй группе.

Тема стихотворения – радость любви, переполняющая сердце; встреча влюбленных на рассвете. Автор показывает, что когда душа смеется от любви, внешние события не способны ее расстроить.

Поэма условно разделена на две части — пейзаж и рассказ о свидании с девушкой. Обе части объединяет лирический герой. Во-первых, он наблюдает, как вечер спускается на землю и плетет «на озере алый свет зари». Юноша замечает плач птиц, но не может затмить свою душу. На картинах природы изображены традиционные образы русского пейзажа: лес, стога и стога, озеро. В следующих строфах герой раскрывает тайну своего настроения: он с нетерпением ждет встречи с любимой.

В стихе нет портрета девушки, автор даже не упоминает подробности. Все его внимание сосредоточено на встрече, поцелуях и ласках. Есенин намекает, что влюбленные переходят черту юношеской невинной любви, при этом девушка намеренно идет на серьезный шаг: «ты сама под ласками сбросишь шелк фаты». Такое развитие событий противоречит традиционной морали, согласно которой девушка должна сохранять свою невиновность до замужества.

В последнем стихе поэт возвращается к описанию природы, говоря о плаче глухаря. Он говорит о веселой тоске, под которой понимает чувства, охватывающие влюбленных даже в короткой разлуке.

Произведение С. А. Есенина «Алый цвет зари плелся на озере…» насыщено художественными средствами, служащими для передачи внутреннего состояния героев и передачи идеи. В стихе используются метафоры («на озере плелся алый цвет зари», «плачут глухари», «на душе светло», «кольцо дорог», «упоенный радостью»), эпитеты (« свежие толчки», «алая заря»), сравнение («согнутся, как цвет»). В последнем куплете основная мысль подчеркивается оксюмороном «радостное томление». Важную роль играет и контраст: изображение плача природы и радости лирического героя.

Стихотворение состоит из шести куплетов. Короткие строфы помогают передать радостные порывы сердца лирического героя, его волнение. Стихотворный размер – шестиметровый ямб с пиррихом. Интонация стихотворения размеренная, спокойная, что контрастирует с содержанием стиха и переживаниями лирического героя.

Стих С. ​​А. Есенина «Алый цвет зари плелся на озере…» вполне «зрелый» по содержанию и замыслу, несмотря на то, что написан поэтом в 15-летнем возрасте.

Сергей Есенин
стих

Сплел на озере алый свет зари.
Глухари плачут в лесу с колокольчиками.

Где-то плачет иволга, прячась в дупле.
Только я не плачу — на душе светло.

Я знаю, что вечером ты выйдешь за кольцо дорог,
Посидим в свежих кочках под соседним стогом сена.

Я поцелую тебя, когда напьюсь, Я раздавлю тебя, как цветок,
Нет сплетен опьяненным от радости.

Ты сама, под ласки, Шелк фаты сбросишь,
Я пьяного до утра в кусты уведу.

И пусть плачет глухарь колокольчиками,
Веселая тоска в алости зари.

Р. Клейнер читает

Рафаэль Александрович Клейнер (род. 1 июня 1939, село Рубежное Луганской области, Украинская ССР, СССР) — российский театральный режиссёр, народный артист России (1995).
С 1967 по 1970 год — актер Московского театра драмы и комедии на Таганке.
В настоящее время директор и сценарист Московской филармонии

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Есенин родился в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновской земской школе и в Спас-Клепиковской школе. За это время он написал более 30 стихотворений, составил рукописный сборник «Больные мысли» (1912), который пытался издать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное, русская классическая литература оказали сильное влияние на становление молодого поэта, направили его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, «Слово о полку Игореве», стихи Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позже на него повлияли Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911-1913 годов вырисовывается непростая жизнь поэта. Все это отразилось в поэтическом мире его лирики в 1910 — 1913 годах, когда он написал более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине («Алый свет зари плелся на озере…», «Дым половодье…», «Березка», «Весенний вечер» , «Ночь», «Восход», «Зима поет — взывает…», «Звезды», «Темная ночь, не спится…» и др.)
наиболее значимых произведений Есенина, принесших ему известность как один из лучших поэтов, были созданы в 1920 с.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как и всякая поэзия, его лирика философская. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, мирозданием. Примером полного взаимопроникновения природы и человека является стихотворение «Зеленая прическа» (1918). Один развивается в двух планах: береза ​​- девочка. Читатель никогда не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красоте русского леса, а она — человеку. Береза ​​в русской поэзии — символ красоты, гармонии, молодости; она светлая и целомудренная.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как «Серебряная дорога…», «Песни, песни, о чем ты кричишь?», «Я ушел из родного дома.. .», «Закружилась золотая листва…» и др.
Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к стройному миросозерцанию. Чаще всего в лирике чувствуется глубокое понимание себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу…», «Золотая роща отговорила…», «Сейчас мы немного уходим…» и т. д.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину «любимой родины» во всем многообразии ее оттенков. Это высший идеал поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам прекрасное поэтическое наследие, и пока жива земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом своим в поэте шестой части земли с кратким названием «Русь».

Где ты, где моя тихая радость. Есенин Сергей

Золотая листва закружилась
В розоватой воде на пруду
Будто бабочек светлая стая
С угасанием летит к звезде.


Желтеющий дол близок к сердцу.
Молодость-ветер до плеч
Голова на березовом подол.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак, как стадо овец
За воротами сада безмолвного
Колокольчик зазвенит и замрет.

Я никогда не был бережливым
Так не слушал разумной плоти,
Хорошо бы, как ветки вербы,
Опрокинуться в розовые воды.

Хорошо бы, на стоге сена улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где ты, радость моя тихая,
Все любя, ничего не желая?

Сравнительный анализ стихотворений Есенина «Закружилась листва золотая. .» (1918) и «Синий май. Светящееся тепло…. «.

Россия была не только самой сильной, но, пожалуй, и единственной сильной любовью Сергея Есенина. Вне России для него не было ничего: ни поэзии, ни жизни, ни любви, ни славы. Все в ней, ничего без нее. И поэтому главной темой лирических произведений поэта стала любовь к Родине. Настоящая любовь к родному краю, выражающаяся в своеобразных чувствах и настроениях, придавала стихам Есенина неповторимое звучание. Нет ни одного стихотворения о России, в котором он не воспел бы ее природу.

В этом плане интересны, на мой взгляд, два стихотворения поэта, названные по первым строкам: «Закружилась листва золотая..» (1918) и «Синий май. Светящимся теплом…» (1925) Эти стихи проникнуты грустью, которая чувствуется не только в душевном состоянии лирического героя, но и в природе, несмотря на то, что в стихах изображены разные времена года (осень, весна):

А в душе и в долине прохлада.

Одиночество и бездомность лирического «Я» особенно заметны в строфах, где человек один посреди осеннего или весеннего пейзажа. строка одного стихотворения плавно перетекает в строки другого, повторяя друг друга:

Я влюблен в этот вечер

Близок к сердцу желтеющий дол.

… Я со мной на досуге …

В этот вечер мне вся жизнь дорога,

Какая приятная память о друге.

Пейзаж Есенина — не мертвая, безлюдная картина. Говоря словами Горького, можно сказать, что человек всегда «вкраплен» в него. Этот человек сам поэт, влюбленный в родную землю. Есенин обладал уникальным даром глубокого поэтического самораскрытия. общая тема увядания, предчувствия последних дней Вот о чем эти стихи. «Но я не проклинаю того, что было», — писал Есенин, выражая ту же мысль, что и А.С. Пушкин: «Что было, то и хорошо».

Хорошо бы, на стоге сена улыбаясь,

Морда месяца сена жевать…

Где ты, где ты, моя тихая радость —

Все любя, ничего не желая?

Только я в этом цветке, в этом просторе,

Под тальянкой весёлого мая,

Ничего не могу пожелать

Поэт всё принимает таким, какое оно есть:

Принимаю — приди и явись ,

Появляются все, в чем есть боль и радость. ..

Мир тебе, шумная жизнь.

Мир тебе, синий крутой.

Интересно еще, что образ сада возник и через эти стихи:

За воротами сада безмолвного

Колокольчик зазвенит и замрет.

Сад запылает пенным огнем.

Важную роль в обоих произведениях, как и во всех других, играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, — синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности просторов России («голубые сумерки», «голубой май», «голубая прохлада»).
Но в то же время Синий цвет для Есенина, это цвет покоя и тишины, поэтому он встречается в образе вечера. Смысловое наполнение этого цвета целиком перенесено поэтом на внутреннюю характеристику человека. Оно всегда означает душевный покой, умиротворение, внутренний покой. Использование различных средств выразительности (эпитеты: «золотая листва», «в розоватой воде», «хрупкая луна», «липкий запах», «липкий запах», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятное воспоминание о друге», «смеется так, что все трепетали», «синий сумрак, как стадо овец», «как ветви вербы, опрокидываются в розовизну вод»; олицетворения: «черемуха спит в белой накидке», «золотая листва закружилась» ), Есенин полнее и глубже выражает свои чувства, переживания и настроение.

Таким образом, в очередной раз Есенин показывает красоту родной страны вне зависимости от времени года, и мы понимаем, что душа человека, живущего в России, и дивные пейзажи неотделимы друг от друга.

«Золотая листва закружилась…» Сергей Есенин

Золотая листва закружилась
В розоватой воде пруда
Как легкая стая бабочек
С угасанием летит к звезде.

Я влюблен в этот вечер
Близок к сердцу желтеющий дол.
Молодость-ветер до плеч
На березовый подол на голову.

А в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак, как стадо овец
За воротами сада безмолвного
Звонит и замирает колокол.

Я никогда не был бережливым
Так не слушал разумной плоти,
Хорошо бы, как ветки вербы,
Опрокинуться в розовые воды.

Хорошо бы, на стоге сена улыбаясь,
Морда месяца сено жевать…
Где ты, где ты, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желая?

Анализ стихотворения Есенина «Закружилась листва золотая.

..»

Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной волшебной силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысла собственного существования, не устает любоваться красотой окружающей природы. Более того, он общается с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.

К этому романтическому периоду творчества поэта относится и стихотворение «Золотая листва закружилась…», написанное осенью 1918 года. Это произведение источает удивительный покой и чистоту, словно таким незатейливым образом Есенин старается мысленно убежать от московской суеты, вызывающей в нем тоску и раздражение.

Именно в стихах раненого периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на родину, где «ребенок-ветер до самых плеч полыхал подол на березе». Наверняка в жизни Есенина было немало таких тихих и радостных вечеров, когда он находился в полной гармонии с окружающим миром. И ему удалось пронести это чувство через годы, снова и снова пытаясь воскресить его в памяти. Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, луна напоминает ему молодого жеребенка, который словно жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт отмечает, что «никогда он так внимательно не прислушивался к разумной плоти». Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и следует учиться у нее не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет так щедро и безвозмездно дарить.

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который он отождествляет со своей родиной. Именно пруд с водой, окрашенной закатом в нежно-розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья дарят Есенину ощущение покоя и радости, которые любящая мать-земля может подарить своему незадачливому блудному сыну, вернувшемуся домой. Однако, создавая эти необыкновенной красоты образы, автор лишь мысленно возвращается в деревню Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навсегда прощается с родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога. Тем не менее в строках этого стихотворения уже отчетливо различимы нотки душевного смятения и беспокойства, когда Есенин спрашивает: «Где ты, где, моя тихая радость — все любящая, ничего не желающая?» Поэт понимает, что прошлая жизнь с каждым годом превращается в мираж, но он не в силах отказаться от того, что искренне любит, хотя и понимает, что судьба ставит его перед необходимостью выбора, жестокого, но неизбежного.

необычайной энергией и внутренней силой наполнены те стихи Сергея Есенина, которые относятся к его раннему творческому этапу. Этот период характеризуется особым умиротворенным состоянием лирического героя, когда в воспоминаниях остаются еще в основном светлые мысли.

Настоящие чувства, которые раскрывает автор в стихотворении «Золотые листья закружились», демонстрируют неподдельную любовь к природе, родному краю. Его необычайная внимательность к любимым, привычным компонентам природы преображает мир, делая его еще прекраснее. В самом первом четверостишии ощущение сказки возникает за счет сравнения листьев со стаей бабочек. Падение их тихое и неспешное. Они падают «с затуханием». Автор чувствует каждое их движение, словно разделяя с ними повседневную жизнь. Настроение лирического героя умиротворенное, близкое к экстазу. Поэтому осенью вместо темной вода кажется ему розовым оттенком.

Второй абзац содержит откровенное признание: «Я влюблен в этот вечер сегодня». Несмотря на ветер, сдувший к настоящему времени большое количество листвы, автор доволен «желтеющей долиной». Он полностью растворяется в природе, во вселенной. Он поднимается на один уровень с природой, отождествляя себя с ней: «и в душе, и в долине прохлада». Есенин упоминает бабочку, березку; среди глаголов — это «закружится», «летит», «влюбится», «зазвенит», которые характеризуют бурную, но легкую деятельность далекого от старческого возраста.

С помощью простых олицетворений легко представить авторское восприятие осени. В воображении листья мирно падают на воду золотыми красками, березки ждут своей участи. безжалостный ветер словно одним рывком сорвал с них листья. Колокольчик вдалеке вторит поэту.

Стихотворение «Золотая листва закружилась» — откровение юного поэта, который в силу своей молодости во всем видит только положительное, прекрасное. Стих пропитан авантюризмом, окутан романтическим настроением. У молодого человека еще не бывает разочарований в жизни, поэтому его светлые надежды проявляются в строках произведения мягко, с верой в лучшее, оптимистично. И в каждой строчке – талантливое изображение родной земли природы, где прошло его беззаботное детство и куда он стремится снова вернуться.

Вариант 2

Особенностью лирики Есенина является умелое использование различных, довольно редких слов и переплетение невероятно красивых сравнений. Вообще, конечно, такое утверждение звучит несколько банально, потому что поэтам нужно иметь умение пользоваться разными путями, а это, между прочим, дело поэта. Тем не менее, если знать лирику Есенина, становится понятно, о чем идет речь.

Золотая листва закружилась — характерный пример такой лирики. Невероятное кружево слов описывает приход осени, описывает его чутко и проникновенно. Когда читаешь эти строки, понимаешь, как нежно Сергей Александрович умел чувствовать природу и окружающий мир.

Рассмотрим некоторые сравнения и метафоры, которые поэт использовал для описания осеннего вечера. Он сравнивает опавшие листья на водной глади со стаей бабочек, летящих к звезде. Здесь перед нами открывается образ неба, необъятного космоса и прекрасных бабочек, которые кружатся в своем естественном хороводе.

Интересный образ — ребенок-ветер, обнажающий подол березы. Этот легкий эротический мотив приближает читателя к природе, позволяет ближе рассмотреть простые явления природы. Вечером Есенин рассказывает о собственной любви и дополнительно подчеркивает чувство влюбленности через отношения девушки-березки и мальчика-ветерка.

Поэт находится в единстве со всем остальным миром, грань между внешним и внутренним оказывается прозрачной, повсюду распространяется прохлада. За окном «пасется» синий сумрак. Звон колокольчика добавляет интересный штрих и немного скрашивает эту тихую сцену.

Есенин говорит о мире как о разумной плоти, он чувствует жизнь и жизненность во всем сущем, он сам хочет как бы раствориться в мире, стать всем. Например, ива и тоже погружаются в воду своими ветвями. При этом он подчеркивает собственную заботу, так как, объединяясь со всем миром, понимает ценность этой красоты, становится чутким.

Анализ стихотворения Золотая листва закружилась по плану

Возможно Вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тургенева Два богача 7 класс

    Стихотворение написано в 1878 году в свободной форме. Он состоит всего из 4 абзацев и 5 предложений. В нем рассказывается о двух типах богатых людей. У первых богачей неиссякаемое количество денег, влияния и власти

  • Анализ стихотворения Благодарность Лермонтову (За всё, за всё благодарю)

    После первого прочтения может возникнуть ощущение, что Лермонтов в стихотворении Благодарю тебя за все, за все. . относится к девушке, с которой у него какие-то отношения. Такое чувство может быть

  • Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу»

    Стихотворение Ф. Тютчева «Она сидела на полу», написанное в 1858 году, слово в слово и строчка в строчку пронизано невероятно сильным и пламенным жгучим чувством. После первого знакомства с этим шедевром чувствуется не только эмоциональная глубина

  • Анализ стихотворения Пушкина «Узник» 6 класс

    Это стихотворение Александр Пушкин посвятил моменту своей жизни, когда он вынужден был остаться в Кишиневе. Поэта отправили туда служить в кабинете

  • Анализ стихотворения Вот оно глупое счастье Есенина

    Произведение Вот оно глупое счастье… опубликовано в 1918 году. Стихотворение ностальгическое. В ней поэту даны воспоминания о тех временах, когда он проводил время совершенно беззаботно.

Золотая листва закружилась….

Золотая листва закружилась
В розоватой воде пруда
Как легкая стая бабочек
С угасанием летит к звезде.

Я влюблен в этот вечер
Близок к сердцу желтеющий дол.
Молодость-ветер до плеч
Голова на березовом подол.

И в душе и в долине прохлада,
Голубой сумрак, как стадо овец
За воротами сада безмолвного
Колокольчик зазвенит и замрет.

Я никогда не был бережливым
Так не слушал разумной плоти,
Хорошо бы, как ветки вербы,
Опрокинуться в розовые воды.

Хорошо бы, на стоге сена улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где ты, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желая?

Читает А. Покровский

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Есенин родился в крестьянской семье. С 1904 по 19 гг.12 учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время он написал более 30 стихотворений, составил рукописный сборник «Больные мысли» (1912), который пытался издать в Рязани. Русская деревня, природа русской средней полосы, устное народное творчество, а главное — русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование молодого поэта, направили его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, «Слово о полку Игореве», стихи Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позже на него повлияли Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 — 1913 всплывает Трудная жизнь поэта. Все это отразилось в поэтическом мире его лирики 1910 — 1913 годов, когда он написал более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е гг.
Как и всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как и всякая поэзия, его лирика философская. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, мирозданием. Примером полного взаимопроникновения природы и человека является стихотворение «Зеленая прическа» (1918). Один развивается в двух планах: береза ​​- девочка. Читатель никогда не узнает, о ком это стихотворение — о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красоте русского леса, а она — человеку. Береза ​​в русской поэзии — символ красоты, гармонии, молодости; она светлая и целомудренная.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как «Серебряная дорога…», «Песни, песни о чем ты кричишь?», «Я покинул родной дом… », «Золотая листва закружилась…» и др.
Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922 — 1925) отмечена стремлением к стройному мировосприятию. Чаще всего в лирике чувствуется глубокое понимание себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу…», «Золотая роща отговорила…», «Теперь мы немного уходим…» и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину «любимой родины» во всем многообразии ее оттенков. Это высший идеал поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам прекрасное поэтическое наследие, и пока жива земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом своим в поэте шестой части земли с кратким названием «Русь».

Есенин Сергей Александрович

Золотая листва закружилась
В розоватой воде пруда
Как легкая стая бабочек
С угасанием летит к звезде.

Я влюблен в этот вечер
Пожелтевший дол близок к сердцу.
Молодость-ветер до плеч
Голова на березовом подол.

А в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак, как стадо овец
За воротами сада безмолвного
Колокольчик зазвенит и замрет.

Я никогда не был бережливым
Так не слушал разумной плоти,
Хорошо бы, как ветки вербы,
Опрокинуться в розовые воды.

Хорошо бы, на стоге сена улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать…
Где ты, где ты, моя тихая радость,
Все любя, ничего не желая?

Ранние произведения Сергея Есенина обладают удивительной магической силой. Поэт, еще не разочаровавшийся в жизни и не утративший смысла собственного существования, не устает любоваться красотой окружающей природы. Более того, он общается с ней на равных, наделяя неодушевленные предметы качествами и характерами обычных людей.

К этому романтическому периоду творчества поэта относится и стихотворение «Золотая листва закружилась…», написанное осенью 1918 года. Это произведение источает удивительный покой и чистоту, словно таким незатейливым образом Есенин старается мысленно убежать от московской суеты, вызывающей в нем тоску и раздражение.

Именно в стихах раненого периода поэт раскрывает свои истинные чувства и стремления, его непреодолимо тянет на родину, где «ребенок-ветер до самых плеч полыхал подол на березе». Наверняка в жизни Есенина было немало таких тихих и радостных вечеров, когда он находился в полной гармонии с окружающим миром. И ему удалось пронести это чувство через годы, снова и снова пытаясь воскресить его в памяти. Синий сумрак наступающей ночи он сравнивает со стадом овец, луна напоминает ему молодого жеребенка, который словно жует сено, собранное чьими-то заботливыми руками в стог. При этом поэт отмечает, что «никогда он так внимательно не прислушивался к разумной плоти». Этой фразой он подчеркивает, что окружающая природа гораздо мудрее человека, и следует учиться у нее не только сдержанности, но и той тихой радости, которую она умеет так щедро и безвозмездно дарить.

В каждой строчке этого стихотворения чувствуется, насколько автор восхищается обычным сельским пейзажем, который он отождествляет со своей родиной. Именно пруд с водой, окрашенной закатом в нежно-розовый цвет, и падающие в него пожелтевшие листья дарят Есенину ощущение умиротворения и радости, которые любящая мать-земля может подарить своему незадачливому блудному сыну, вернувшемуся домой. . Однако, создавая эти необыкновенной красоты образы, автор лишь мысленно возвращается в деревню Константиново, где прошло его беззаботное детство. Его реальная жизнь уже тесно связана со столичным бомондом, хотя сам поэт еще не осознает, что в своих стихах он навсегда прощается с родиной, которая ему близка, понятна и бесконечно дорога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *