Русский язык родственные слова 2 класс – Урок русского языка по теме «Родственные слова». 2-й класс
Урок русского языка по теме «Родственные слова». 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель урока: целенаправленное формирование умения по отбору информации для формирования корректных выводов на примере изучения темы “родственные слова”
Обучающая задача:
познакомить с терминологией — «родственные слова», знать признаки родственных слов;
Развивающая задача:
обогатить словарный запас учащихся и состав их речевой деятельности;
учиться делать выводы из наблюдений;
Воспитательная задача
: воспитывать любовь к родному языку, строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Формы организации работы учащихся:
- индивидуальная работа,
- работа в парах,
- фронтальная.
Ход урока
1.Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдет, ребятам, впрок.
Постарайтесь всё понять,
И про слова что-то новое узнать.
2.Каллиграфическая минутка
— Пропишите узор
— Какая буква составляет узор? Что вы о ней знаете?
— Прочитайте слова.
Л_сной л_сник л_с л_сок
Какая буква пропущена? Какое слово будет проверочным? Докажите.
— Пропишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите общую часть в каждом слове.
— Придумайте еще одно слово, для которого слово “лес” будет проверочным.
(лесоруб, лесовик, лесоповал)
3. Работа по теме урока
— Давайте сегодня опять заглянем в лесную школу. А там шум, гам. Что же случилось?
На лесной полянке
Летом
Собрался лесной народ
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: “Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Тигр, тигрята и тигрица.
Вот так умница сова
Не ошиблась голова.
— Перечислите членов каждой семьи
— Давайте запишем членов семьи в тетрадь
Еж, ежонок, ежиха
Слон, слоненок, слониха
Тигр, тигрята, тигрица
— Назовите одним словом, кто они между собой? (родственники)
— Ребята, а у кого из вас есть родственники, поднимите руку.
— А кто счастливый, у кого много родственников?
— Ребята, в русском языке тоже есть слова - “родственники”
— Прочитаем об этом правило в учебнике на стр. 58
— Итак, что же мы узнали из правила?
— Какие слова в русском языке будут являться родственными?
— Вернемся к нашим героям. Можем ли мы их назвать родственниками?
— Слова каждой группы, близки по смыслу? (Да)
— Есть ли у них общая часть? (Да)
— Давайте выделим общую часть слов каждой группы.
Еж, ежонок, ежиха
Слон, слоненок, слониха
Тигр, тигрята, тигрица
— Как будут называться слова каждой группы? (родственные)
— Ребята, пока мы выполняли это задание, на лесной полянке произошла такая встреча.
— Давайте внимательно послушаем
Сценка:
— Гусеница: Здравствуйте! Вы кто?
— Гусь: Я — Гусь, это – Гусыня, а это наш
сынок Гусёнок. А вы кто?
— Гусеница: А я ваша родственница –
тётка-гусеница.
— Ребята, как вы думаете, выскажите своё мнение, действительно ли гусеница
— Ребята, мы сейчас с вами выдвинули предположение. В науке это называется – гипотеза.
— Слово “гипотеза” пришло к нам с греческого языка (от др.-греч. — “основание”, “предположение”) — недоказанное утверждение, предположение или догадка.
— Сегодня на уроке мы попробуем доказать, верно или нет наше предположение, или, по-научному, верна ли наша “гипотеза”
— Давайте подумаем, какие полученные сегодня знания могут помочь доказать верность нашей гипотезы? Нашего предположения? (Знания о родственных словах)
— Что самое главное мы узнали о родственных словах?
— Рассмотрим наших героев с точки зрения полученных знаний.
— Выпишем героев в два столбика (как они встретились)
Гусеница гусь
гусыня
гусёнок
— Прочитайте еще раз определение родственных слов.
Какое главное условие вы нашли?
— Есть ли в этих словах общая часть? Выделим ее.
— Что же у нас получилось? В этих словах есть общая часть, значит эти слова родственные.
Все согласны с этим?
— Давайте прочитаем еще раз правило. Может в нем есть еще одно условие, по которому определяются родственные слова?
— Близки ли эти слова по смыслу, одно ли лексическое значение у этих слов?
(Нет, эти слова не близки по смыслу)
— Ребята, доказали ли мы верность нашей гипотезы, что гусь, гусыня, гусёнок и гусеница не родственники? (да)— Кто еще раз может всем нам объяснить почему? (Гусь, гусыня и гусёнок не родственники гусенице, потому что они не близки по смыслу, а в общей части не заключено общее лексическое значение)
ФИЗМИНУТКА
4. Продолжение работы по теме урока
— Итак, какие условия должны выполняться для родственных слов?- Работа в парах
Найдите на карточках родственные слова и соедините их.
Докажите своё мнение.
вода | водичка жидкость водяной водитель |
— Докажите, что слова “вода” и “жидкость” не родственные.
— Докажите, что “вода” и “водитель” не родственные.
- Самостоятельная работа – упражнение 82.
— Прочитайте строчку.
— Выберите ту строчку, которая вам больше нравится.Выпишите только родственные слова. Обозначьте общую часть.
Проверка: Поднимите руку, кому понравились слова 1 строчки?
Какие слова выписали? Почему вы считаете, что они родственные?
Какое слово оказалось лишнее? Почему?
Итог урока: Какие новые знания помогли нам доказать верность нашей гипотезы?
Какие слова являются родственными?
Дом/задание:
с. 60, упр. 83.Сегодня на уроке мы говорили с вами о родственных словах русского языка.
А как вы думаете, во франц. языке есть родственные слова?
А родственные слова франц. языка тоже должны иметь общую часть и быть близки по смыслу?
Поднимите руку, кому интересно, кто хочет узнать об этом?
Для вас будет особое задание: попробуйте узнать, есть родственные слова во французском языке и если да, то по каким законам они ими являются, совпадают ли они с нашими законами? На следующем уроке вы нам расскажите о результатах своего исследования.
Оценка деятельности на уроке
— Вспомним весь наш урок. На полях оцените свою работу на уроке.
— Молодцы. Спасибо за урок.
21.04.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Русский язык родственные слова 2 класс
Урок во 2 классе
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов , развивать речь, словарный запас детей.
Планируемые результаты: Предметные : знать понятия родственные слова, признаки родственных слов, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.
Познавательные : способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником;
Регулятивные: умеют , прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёров, корректировать свою деятельность ;
Коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявлять личную ответственность.
Оборудование: карточки для работы в парах, сигнальные карточки
Ход урока
1.Оганизационный момент
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно.
—Сегодня мы на уроке продолжим изучение секретов русского языка, вы узнаете новые для вас понятия, как связаны слова между собой. Прочитайте тему урока «Родственные слова».
3. Актуализация знаний Откройте тетради, запишите число, классная работа. Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки напишите отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные.
Стоит Алёна Никто не пугает, Надели на палку Платок зелёный А она вся дрожит. Стальную ладошку. Тонкий стан, (Осина) И под ладошку Белый сарафан. Сажают картошку. (берёза) (лопата)
Неживая, а идёт Вырос в солнечный денёк В поле родился, неподвижна, а ведёт. У лесной дорожки На заводе варился, (дорога) Ярко-красный огонёк На столе растворился
(ягода) (сахар) Проверка работы оценивание с помощью смайликов. Назовите синоним к слову дорога ( путь, тропинка, шоссе). Составьте предложение с одним из слов. Лучшее предложение запишем с комментированием. (Красные листья осины дрожат от вера.) Найдите и подчеркните основу предложения. (листья задрожали) Оцените работу. Покажите смайлики. 4. Самоопределение к деятельности Послушайте, что произошло однажды на лугу. Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница. –О! Здравствуйте! Вы кто? -Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? -А я ваша тётка- гусеница. –Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живёт вместе, одна семья, одна фамилия) Родственники- это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки , дедушки. Они часто похожи внешне. –Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей ? Почему? -Кого можно здесь назвать родственниками? (гуся, гусыню, гусят) Запись на доске. Среди слов есть тоже « родственники». 5. Работа по теме урока. Проведём исследование. Что скажите про значение этих слов? Прикрепляются листики со словами: похожее, общая часть. Догадайтесь, как называются слова обладающие этими признаками? А где можно узнать точное название?(в учебнике). Проверим гипотезу. Работа с рубрикой «Обрати внимание» с. 58. По каким признакам будем узнавать родственные слова? Общую часть родственных слов называют корнем и выделяют вот так Выполнение упр. 78
Прочитайте слова первого столбика. Являются ли эти слова родственными? Прочитайте вторую группу слов. А они являются родственными? Почему? Спишите любую группу слов. Выделите общую часть слов дугой. 6. Физминутка. Встаньте ,игра на внимание и знания. –Я сейчас буду зачитывать слова парами, если они родственные хлопаете, если они не являются родственными вы топаете. Лес-лесник дом-домашний река- плот дом-дым стена- гвоздь гриб-грибной кот- котик обе- стол сад- садовый 7. Закрепление изученного материала. Работа у доски. упр. 79 стр. 59 Выделите общую часть, с помощью которой можно объяснить значение слов. Работа в тетради с печатной основой стр 23 упр. 46 Самостоятельная работа Подпишите каждый рисунок. Обозначьте в однокоренных словах корень. Составим предложение по любому рисунку. Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Упр. 47 с комментированием, объясним значение записанных слов.
infourok.ru
Урок русского языка во 2 классе, УМК «Школа России» Родственные (однокоренные) слова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок русского языка во 2 классе, УМК «Школа России»
Родственные (однокоренные) слова
Наталья Леонидовна Мелкоступова,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
2017
1. Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что первичное изучение морфемного состава слова, является основой языкознания, изучающий строение (состав) слова. При описании состава слова применяются пропедевтические наблюдения учащихся над тем, как от одного слова образовалось другое, создаётся возможность вычленения морфемы (общей части) слов, имеющих ту же модель образования, используется понятие морфема. Также при изучении темы «Родственные (однокоренные) слова» учащиеся начальной школы осваивают первоначальные научные представления о лексике – элементе системы русского языка.
Суть педагогической деятельности, относительно изучения Морфемики, как науки, заключается в представлении морфемного анализа, в понимании смысловой и структурной соотносимости слова. Учащимся начальной школы дается небольшое представление о слове с точки зрения его состава, говорится о том, слова с одинаковой общей частью имеют одинаковое лексическое значение. Вводятся новые понятия и термины: родственные (однокоренные) слова, общая часть слова, корень.
В данной работе представлены пробные действия при первичном ознакомлении с темой «Однокоренные (родственные) слова». Умение определять общую часть в словах – одно из необходимых при изучении предмета русский язык в целом. Оно позволяет проверить написание слов. Признаемся честно, не у всех, хорошо, получается, справиться с этим заданием. Важно, чтобы дети самостоятельно определили, что однокоренные слова имеют общую часть (корень). При этом, учитель подсказывает, однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. А ещё следует обратить внимание на ошибки при подборе однокоренных слов, в начальной школе часто прослеживается механический подбор слов, что приводит к ошибкам в написании слов, определении их лексического значения, выделении морфем.
Работа учителя по образованию однокоренных слов важна. Сформированность данного умения позволит нашим ученикам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок при выполнении письменных работ, при построении графического рисунка слова (схемы) и подборе слов по заданной схеме. Выделяя морфемы, определяя их значение, ученик их осмысливает, что обогащает словарный запас, развивает речь и расширяет его кругозор. Русская орфография основана на морфологическом принципе, то есть правильный морфемный анализ предупреждает большинство орфографических ошибок.
Надеемся, предложенный сценарий урока позволит не только познакомить учащихся с первичным представлением темы «Родственные (однокоренные) слова», расширит общий кругозор их знаний, но и продемонстрирует образование однокоренных слов, что вызовет у учащихся начальной школы интерес к предмету русский язык. Позволит учителю достичь основного результата образовательной деятельности – познакомить учащихся с первичными понятиями родственные (однокоренные) слова, корень слова.
Методическая разработка может быть полезна, и использована в работе учителями начальных классов, студентами педагогических образовательных организаций.
2. Основная часть
Педагогическая цельСоздать условия для ознакомления с понятием родственные (однокоренные) слова, формирования умения находить родственные слова, выделять общую часть слова.
Тип урока
Решение учебной задачи.
Планируемые результаты обучения (предметные)
Осваивают первоначальные научные представления об элементе системы русского языка – лексике.
Личностные результаты
Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: общенаучные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Основное содержание темы, понятия и термины
Родственные (однокоренные) слова. Общая часть слова.
Образовательные ресурсы
Схема «Однокоренные слова»
.
Сценарий урока
1.Организационный моментФронтальная. Словесный.
Слово учителя.
Приветствие ребят, гостей!
— Ребята, настраиваемся на хорошую, плодотворную работу. Желаю вам успеха. Помните, даже маленькие трудности ведут к большому успеху!
— Запишите в тетради число
Приветствуют учителя, гостей.
Организуют своё рабочее место.
Проявляют готовность к работе на уроке
2.Актуализация знаний
физкультминутка
Фронтальная.
Словесный.
Беседа. Практический. Коллективный.
Ребята, сегодня нам предстоит большая работа: провести рефлексию знаний, изучить новый материал.
Прежде давайте вспомним, с какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках? Приведите примеры.
Что такое синонимы?
Что такое антонимы?
Какова роль синонимов и антонимов в русском языке?
Задание: На доске записаны слова, надо к ним подобрать синонимы и антонимы. Синонимы соединить со словами зеленым мелом, а антонимы красным мелом.
трусливый
Друг ложь
Враньё молчать
Смелый приятель
Кричать правда
враг
орать
К какому слову не подобрали синоним?
Какое слово осталось лишним? Подберите к нему самостоятельно синоним и антоним.
А если нам трудно самим подобрать синонимы и антонимы к слову, то к кому или к чему мы обратимся?
Вот сейчас мы и проверим, как хорошо вы научились разбираться в этих понятиях.
Игра «Пары слов»:
Синонимы – руки вверх, если антонимы – руки в сторону.
Тихо – громко
Доктор – врач
Радость – грусть
Метель – вьюга
Узор – рисунок
Добрый – злой
крупный – мелки
дорога – шоссе
весело – грустно
шалить – баловаться
Молодцы! Хорошо освоили тему! Выполнив задание, оцените свои знания.
Проводят рефлексию знаний.
Синонимы и антонимы.
Синонимы – это слова, которые… имеют одно лексическое значение.
Антонимы – это слова, которые… имеют разное лексическое значение.
Они обогащают нашу речь, делают её интересной, правильной, красивой, выразительной, позволяют избегать повтора слов.
Учащиеся выполняют учебное задание.
Враньё- ложь-правда
Друг-приятель-враг
Кричать-орать- молчать
Смелый-трусливый- мокрый-
Смелый – храбрый.
Мокрый — влажный; сухой.
Подбирают антонимы и синонимы.
Выполняют игровое действие.
Отвечают на вопросы. Приводят примеры.
Отличают синонимы и антонимы.
Составляют пары слов.
Владеют понятиями антонимы, синонимы.
Осуществляют профилактику утомления.
Осмысливают и оценивают свою деятельность.
3.Создание проблемной ситуации.
Фронтальная. Словесный.
Беседа, письмо.
Верно, говорят: «Ученье – свет, а неученье – тьма»
Запишите себе в тетрадь пословицу соблюдая правила каллиграфии.
С помощью карандашей обозначьте ФОНЕМЫ в слове тьма. Дайте краткую характеристику данному слову.
Объясните смысл пословицы.
Выпишите слово СВЕТ. Что вы о нём можете рассказать?
Выполняют письмо по образцу.
Проводят краткий фонетический анализ слова:
4б, 3зв. ь знак звука не обозначает
Вырабатывают каллиграфический почерк.
Принимают учебное задание.
Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.
4. Этап затруднений в пробном действии
5. Создание условий для целеполагания
Фронтальная. Словесный.
Слово учителя.
Запишите к нему, через запятую другие слова: светло, светлый, светить.
Ребята, что вы можете сказать про слова, которые записали?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Какое новое знание мы получим?
Принимают новую учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
6. Проектирование будущих УУД
Фронтальная. Словесный.
Беседа.
Откройте учебник, стр. 58. Верно, ли вы определили тему урока.
Общая часть в словах выделяется так и называется «корень».
Выделите общую часть в словах. Показать эталон (образец) на доске.
Принимают новую учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
II. Процессуальный этап
7. Постановка УЗ Родственные слова (упр. 77)
Фронтальная. Словесный.
Чтение, беседа.
Знакомятся с понятием «родственные слова». Организуют работу с упражнением, правилом.
Можно ли назвать записанные нами слова родственными?
Читают текст, отвечают на вопросы.
Открывают новое знание.
Овладевают понятием родственные слова. Распознают в тексте родственные слова.
8.Усвоение новых знаний.
(упр. 80 и сказка)
Фронтальная, индивидуальная.
Словесный, практический.
Чтение, беседа, письмо.
* Организует работу с упражнением, контролирует их выполнение.
СКАЗКА
*Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша тётка – гусеница.
Удивился гусь, задумался. Никогда он раньше не слышал о таком родстве. Задумался гусь, нахмурился.
— Не припомню – говорит – такого родства.
И дальше пошёл.
Ребята, является ли гусеница тёткой семейству гуся? Почему?
Какие слова в сказке являются родственными?
Почему?
Запишите их в тетрадь. Обратите внимание на написание этих слов, что общего есть в этих словах?
Распознают родственные слова, находят в них общую часть.
Определяют лексическое значение слов.
9.Промежуточная рефлексия выполнения УЗ, УД
Парная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, письмо.
Предлагает прочитать задание и выполнить их. Проверяет правильность выполнения.
Перед Вами, на партах у каждого, карточка с заданием. Нужно в каждом ряду зачеркнуть лишнее слово, оставить только родственные слова.
Выделить корень.
Чайка, чайник, чай.
Море, моряк, морской.
Лиса, лисица, лесник.
Буря, ветерок, ветер.
Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверьте выполнение задания. Оцените работу друга.
Устанавливают причинно-следственные связи. Распознают родственные слова среди слов с омонимичными корнями.
III. Рефлексивно-оценочный этап
10.Организация рефлексии
Фронтальная. Словесный.
Беседа.
-Какое открытие сделали на уроке?
-Какой вид работы понравился больше?
-Испытывали ли вы затруднения?
Открыто оценивают и осмысливают свою деятельность на уроке.
11.Система оценивания
— Оцените свою деятельность.
12.Домашнее задание
Фронтальная. Словесный.
Объяснения учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.
3. Заключение
Для достижения цели данного урока применена технология обучения в сотрудничестве. Данная технология просматривается на первом этапе, где ученики демонстрируют навыки взаимопонимания, выражают своё мнение, согласие или несогласие. В уроке отрабатывается модель сотрудничества – работа в паре, группе, где учащиеся проявляют себя в роли исполнителей и контролёров, фронтальная работа – на всех этапах урока ребята демонстрируют умение сотрудничать, вести диалог. На этапе актуализации знаний детям предложены различные виды заданий, что позволит им продемонстрировать свои знания по пройденной теме.
Демонстрация приёма этики вербального обращения к учащимся, приёма дорисовывания и доверия к ученику позволит укрепить радостное ожидание, удовольствие от предложенной работы по теме урока.
К.Д. Ушинский отмечал, что «безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность», его предложение о сотрудничестве учителя с учениками актуально в школе сегодня.
Технология обучения в сотрудничестве на практике опробована, она эффективна в работе. Обучение в сотрудничестве – успешная альтернатива традиционным методам обучения, дающая учителю возможность осуществления индивидуального подхода к каждому ученику, помогает группе детей с наименьшими способностями и низкой учебной мотивацией постепенно осознавать необходимость учиться. Детям более успешным в обучении раскрывать свои новые возможности.
Результатами применения данной технологии в работе можно выделить: развитие навыков мыслительной деятельности, каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе, актуализируются полученные опыт и знания.
Применение технологии сотрудничества даёт ученикам возможность активизировать познавательную активность и творческую самостоятельность, дети чувствуют себя более спокойно и комфортно в процессе занятий, при взаимной поддержке в процессе учебной деятельности меняется характер взаимоотношений. Как показывает практика, возрастает сплочённость детского коллектива. Ученики учатся работать совместно, выстраивать партнёрские отношения: распределять работу между собой, выполнять её, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; учатся видеть разницу двух и более заявленных точек зрения, разных позиций и мотивированно присоединяться к одной из них. Умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество: с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи – хороший результат применения технологии обучение в сотрудничестве. Групповую форму работы можно использовать на разных этапах урока, где дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель направляет их деятельность и организовывает сотрудничество.
Анализ результата практического применения технологии обучения в сотрудничестве:
1) уровень вовлеченности учащихся в процесс обучения, в сравнении с традиционным методом односторонней подачи материала, стал выше;
2) самооценка учащихся повышается, что формирует уважительное отношения к возможности многообразия школьной среды, повышению личного уровня успешности;
3) динамика успеваемости положительная, так же улучшается качество усвоения знаний;
4) демонстрация позитивных социальных примеров поведения при решении учебных задач, создание оптимальной атмосферы для изложения учебного материала;
5) в социуме класса отмечается улучшение взаимоотношений между всеми субъектами образовательных отношений;
6) навыки совместная работа формируются, как важное качество в социальной жизни современного общества.
Таким образом, применяя технологию обучение в сотрудничестве в своей педагогической деятельности, положительный результат взаимодействия с учащимися стал заметнее, т.к. каждому ребёнку предоставляются оптимальные возможности в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. Создание условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности, формирование и обогащение их мотивационной, интеллектуальной и других сфер деятельности – это результат применяемой технологии.
Работа в группах не только развивает познавательный интерес учащихся, но и способствует отдельным психическим функциям (памяти, мышления, воображения, речи) и активной деятельности.
Данная технология организует взрослых и детей на сотрудничество в рамках образовательного процесса. Суть данного подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, то есть от возможностей, которыми он располагает.
Литература
1. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
2. Учебник Канакина В.П. 2класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1/ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.-2-у изд.-М.: Просвещение, 2016.
3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. — М.: Карапуз, 1998 г. — 218 с.
Интернет-ресурсы
1. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», 2 класс;
Методическое пособие, раздаточный материал (карточки с заданием).
2. Электронные источники информации: сайт «Начальная школа» http://1-4/prosv.ru
3. https://studopedia.ru/9_154389_leksicheskoe-i-grammaticheskoe-znacheniya-slova.html
4. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899
5.
https://infourok.ru/
6. http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/russkiy-yazyk-po-russkomu-yazyku/vo-2-klasse
infourok.ru
Урок «Что такое родственные слова» 2 класс
Методическая разработка урока русского языка
Тема: «Что такое родственные слова?»
2 класс УМК «Школа России»
Автор: Шафранская Александра Николаевна
Предмет: русский язык
Тема: Что такое родственные слова?
Цель: знакомство с понятием «родственные слова»,
с признаками родственных слов.
Задачи:
научить выделять группы родственных слов,
находить в тексте.
образовывать родственные слова,
употреблять родственные слова в речи,
аргументировано отвечать, доказывать своё мнение,
анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация, карточки с заданиями.
Учебная литература: учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 1 часть, 2 класс.
Планируемые результаты.
Учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова,
Научатся употреблять их в речи,
Аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Орфографическая минутка.
Запиши слово по его лексическому значению:
дерево с дрожащими листочками (осина)
растение, которое имеет ствол и крупные ветви (дерево)
хвойное дерево с крупными круглыми шишками (сосна)
движение воздуха (ветер)
капельки воды, образующиеся на поверхности земли, растений (роса)
дерево с белым стволом (берёза)
Взаимопроверка
Распределите слова на две группы.
(безударные гласные, проверяемые ударением / безударные гласные,
непроверяемые ударением)
осина дерево
берёза сосна
ветер роса
Слайд 1
Работа в паре (**)
—Придумайте ещё по одному слову в каждый столбик.
3.Самоопределение к деятельности.
Создание проблемной ситуации.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница.
—Здравствуйте, вы кто?
—Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
—А я ваша родственница – гусеница!
Слайд 2
—Как вы думаете, ребята, права ли гусеница? Кого называют родственниками?
Предположения детей: (те, кто живут вместе, одна семья, имеют одну фамилию, похожи внешне, имеют одинаковых предков)
4.Объявление темы урока и постановка учебной задачи.
Среди слов тоже есть «родственники».
—На какой вопрос мы сегодня постараемся ответить? (Что такое родственные слова)
—Чему будем учиться на уроке?
Слайд 3
5. Работа над новым материалом.
1)Работа с учебником.
—Открываем учебники на стр. 58. Читаем тему урока.
Слайд 4
Упр .77
—Прочитайте текст. Прочитайте выделенные слова.
- Родственники
Род
Родословная
Родители
Родные
Слайд 5
— Что объединяет эти слова? Чем похожи?
— Прочитайте, на что надо обратить внимание? Верно ли мы высказали
предположения?
Назовите два признака родственных слов.
- Близки по смыслу
Общая часть
Слайд 6
Упр.78
—Прочитайте. Можно ли назвать родственными слова в каждой
группе? Объясните свой ответ. Спишите группы слов.
брат барабан рыба
братик барабанщик рыбёшка
братишка барабанный рыбак
2)Работа в паре.
— Карточки перемешались. Найдите родственные слова. Объясните.
- Слайд 7
Проверка сигнальными карточками.
6.Физ. минутка.
7.Закрепление изученного материала.
1)Работа в паре.
—Прочитайте текст. Найдите родственные слова.
Карточка 1
- Слайд 8
Лошадь
лошадушка
лошадёнка
лошадка
—Какие ещё родственные слова можно назвать? (лошадиные)
Назовите общую часть.
Самостоятельная работа.
—Выпишите родственные слова. Выделите общую часть.
Карточка 2
- Взаимопроверка
Слайд 9
8.Рефлексия.
—В каждой группе подчеркни лишнее слово, в родственных словах
выдели общую часть.
Карточка 3
Жарко, жарится, печётся.
Дерево, деревянный, сосна, деревцо.
Чайка, чайник, чайник.
Лес, лестница, лесничий.
Слайд 10
9. Подведение итогов.
—Какие 2 признака родственных слов мы узнали?
— Какие задания вызвали трудности?
10. Самооценка.
—Оцените свою работу. (лесенка успеха)
Слайд 11
11.Д/з
Упр.79 (выпишите слова в строчку, подберите другую группу
родственных слов)
- Слайд 8
infourok.ru
Этапы урока | Речь и деятельность учителя | Речь и деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент | Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II.Актуализация знаний. Орфографическая минутка. | Слайд № 2-3 — Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.
— Итак, какие слова мы называем синонимами? | Учащиеся записывают следующие слова: Бор, беда, стужа, желать, потемки. Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III.Самоопределение к деятельности. | — Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?» (Слайд № 4) Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница – О! Здравствуйте! Вы кто такие? – Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша родственница – гусеница. Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово. Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”. — Ребята, кого мы называем родственниками? Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне. – Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? — Кого же можно здесь назвать родственниками? — Среди слов, оказывается, тоже есть родственники. | Тех. Кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию. Ребята доказывают. Гуся, гусыню, гусят. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI.Работа по теме урока. | — Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? — Прочитайте текст упражнения 77. -Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет? — Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? — Назовите два признака родственных слов. — А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова. — Какая общая часть в этих словах? – Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать? (слайд № 5) Вывод: какие слова записали? Почему? — В упражнении 78 на странице 59 прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (аналогично разбираются остальные слова) — Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов так: | Что такое родственные слова? Читает ученик с хорошим навыком чтения. Предположения учащихся Общая часть и близкое значение. Учащиеся в тетрадях записывают слова: гусь, гусыня, гусята -гус Ребята по очереди дописывают цепочку родственных слов: гусак, гусиный, гуськом, гусятница, гусятина Родственные слова, т.к. есть общая часть и близкое значение. Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Общая часть – брат, барабан, рыб. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V.Физкультминутка | Раз, два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз! Подняться, подтянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI.Закрепление изученного материала | — Прослушав сказку, назовите родственные слова. (слайд № 6) В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. — Почему, — спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, — на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? — Не огорчайся, — отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. — Почему, — спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, — к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы и клесты? — И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, — успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, клестов это самая лакомая еда. — Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? — Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком — Какая общая часть у всех этих слов? | Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые. Ел- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII.Рефлексия. | — Вам даны карточки: (слайд №7) 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. — В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова. — Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -. | Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII.Подведение итогов урока | — Что нового узнали на уроке? — Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными? — Что общее у синонимов и родственных слов? | Что такое родственные слова. Есть общая часть и близкое значение. Общее значение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX.Домашнее задание | Выполнить упражнение 79 страница 59 Программный уровень: записать 4-5 родственных слов (слайд №8) |
nsportal.ru
Тест по русскому языку «Родственные слова» (2 класс)
Ф.И.______________________________ Проставь ударение. М_роз, к_пуста, б_рёза, гор_д, з_вод, к_рова, м_дведь. 1. Родственные слова это: а) слова, которые сходны по смыслу; 2. Антонимы – это…? а) близкие по значению слова. б) противоположные по значению слова. 3. Какое слово лишнее? а) лес б) лесной в) лиса г) лесник 4. Подбери однокоренное слово к слову «дом» а) хата б) изба в) домик 5. Подчеркнуть «лишние» слова. гусь, гусиный, густой, гусыня слеза, прослезился, слезинка, слезла лев, левша, левый, налево боль, больница, большой, заболеть | 6. Из данных слов выписать только корень. Например: ястребок — ястреб братишка — ________________ грибочек — _________________ снеговик — ________________ дубочек — ________________ 7. Найди пары синонимов. СкорыйПрекрасный Огромный Мощный Холодный Отважный Сообразительный | Большой Сильный Быстрый Храбрый Умный Чудесный Ледяной |
8. Подбери однокоренные слова:
снег — ______________________________
___________________________________
море — ______________________________
Ф.И.______________________________Проставь ударение.
М_роз, к_пуста, б_рёза, гор_д, з_вод, к_рова, м_дведь.
1. Родственные слова это:
а) слова, которые сходны по смыслу;
б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
2. Антонимы – это…?
а) близкие по значению слова.
б) противоположные по значению слова.
3. Какое слово лишнее?
а) лес б) лесной в) лиса г) лесник
4. Подбери однокоренное слово к слову «дом»
а) хата б) изба в) домик
5. Подчеркнуть «лишние» слова.
гусь, гусиный, густой, гусыня
слеза, прослезился, слезинка, слезла
лев, левша, левый, налево
боль, больница, большой, заболеть
6. Из данных слов выписать только корень.
Например: ястребок — ястреб
братишка — ________________
грибочек — _________________
снеговик — ________________
дубочек — ________________
7. Найди пары синонимов.
СкорыйПрекрасный
Огромный
Мощный
Холодный
Отважный
Сообразительный
Большой
Сильный
Быстрый
Храбрый
Умный
Чудесный
Ледяной
8. Подбери однокоренные слова:
снег — ______________________________
___________________________________
море — ______________________________
infourok.ru
Урок русского языка «Родственные слова», 2 класс (УМК Рамзаева Т.Г.)
Тема: Родственные слова
Учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык 2 класс 2 часть»
Цели:
Образовательные:
Организовать учебно-поисковую деятельность обучающихся по добыванию новых знаний о существенных признаков родственных слов.
Начать работу по формированию умения распознавать и подбирать родственные (однокоренные) слова с учётом существенных признаков.
Развивающие:
Развитие личности учащихся на основе формирования умения учиться (УУД):
— Развитие универсального логического действия анализа, классификации, синтеза, сравнения при сравнении определения в учебники, на чистописании при сравнении написанной буквы с образцом; при анализе и синтезе слов на словарной работе; при анализе и синтезе на этапе проверки домашнего задания по карточкам и домашнего упражнения, анализа и обобщения при работе над формулировкой определения в учебнике, классификации при работе над упражнениями.
— Развитие универсального логического действия подведение под понятие на этапе проверки домашнего задания; умозаключение при проверке домашнего задания, при выполнении упражнений по памятке.
— Развитие универсального логического действия установление причинно-следственных связей при работе над формулировкой определения в учебнике.
— Развитие универсального регулятивного действия целеполагания при постановке учебной проблемы.
— Развитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания при постановке учебной проблемы, на этапе чистописания, на этапе словарной работы.
— Формирование универсальных регулятивных действия взаимоконтроля и самоконтроля при выполнении упражнений с опорой на памятку, на словарно-орфографической работе, на этапе чистописания, при работе с карточками, при проверке домашнего упражнения, при ответе теоретического материала, при проверке готовности к уроку, при работе над формулировкой определения в учебнике.
— Развитие учебно-информационных умений при работе над учебно-познавательным текстом (определением в учебнике).
— Развитие универсального регулятивного действия планирования при составлении памятки.
— Развитие универсального регулятивного действия по осознанию своего способа действия при выполнении упражнений по памятке.
— Развитие универсальных коммуникативных действий при организации учебного диалога на этапах постановки решение учебной проблемы, при организации класса, на этапе чистописания, на словарно-орфографической работе, при проверке домашнего задания, при работе над формулировкой определения в учебнике, при составлении памятки.
Воспитательные цели:
Развитие универсального личностного действия смыслоопределения при постановке учебной проблемы.
Воспитание личностных качеств толерантности, ответственность, инициативности при организации учебного диалога на этапах постановки и решения учебной проблемы
Линговометодический анализ:
Что школьникам известно: Знают что такое слово. Все слова имеют значения. Знают что такое синонимы. Знают, что у слов есть лексическое и грамматическое значение.
Что нового узнают: Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются родственными. Узнают признаки родственных слов.
Какие трудности испытывают школьники: Трудно распознавать и подбирать родственные слова. Ориентируются на общую часть и не учитывают общее значение. Ориентируются на общее значение и не учитывают общую часть слова. Смешивают родственные слова и изменения одного и того же слова.
План урока:
1) Организация класса
Приветствие в виде стихотворной форме
Проверка готовности к уроку
Положительный настрой в виде продолжения путешествия по волшебному миру русского языка
2) Чистописание
Предъявление отрабатываемой буквы «Х х» на чистописании в стихотворной форме
Создание положительной мотивации для овладения написания этой буквы путём предъявления типичных ошибочных написаний
Восстановление способа написания буквы «Х х»
Организация написания «Х х»
Самоконтроль в написании буквы «Х х»
Написание скороговорки с буквой «Х х»
3) Словарно-орфографическая работа
Закрепление ранее изученного слова путём предъявления слов с намеренными ошибками «ХАРАШО, ГОРАД, КАРОВА, МАЛАКО».
Введение нового словарного слова лопата с помощью загадки и отработка его правописания
— введение карточки со словарным словом лопата и прикрепление его к доске
— толкование словарного слова лопата
— постановка ударения в слове лопата
— нахождение и подчёркивание безударной гласной в слове лопата
— проверка безударной гласной “о” в слове лопата.
— вывод о том, что нужно запомнить (выделение буквы цветом лопата)
— составление словосочетаний со словом лопата
— составление предложений со словом лопата
4) Проверка домашнего задания
Проверка знания теоретического материала:
— индивидуальный опрос по плану. Тема опроса “Предлог”
— уплотненный опрос (3 карточки по теме “Предлог”)
Проверка письменного домашнего упражнения №288 стр.40 с использованием приема моделирование ситуации
5) Организация учебно-поисковой деятельности
Создание положительной мотивации к получению новых знаний и способов действия с помощью актуализации речевого и жизненного опыта ребенка
Решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний
6) Организация работы над формулировкой определений в учебнике
Прочтение формулировки определения родственных слов про себя
Прочтение определения родственных слов вслух
Выделение структурных частей в определении родственных слов
Определение микротемы каждой структурной части в определении родственных слов
Детальный анализ каждой части определения родственных слов с помощью воспроизводящих и анализирующих вопросов
7) Развертывание способа действия
Составляем памятку на примере слов лес-лесник.
8)Физкультминутка
9) Овладение способом формулируемого действия, при выполнение упражнений
Упр. 295 стр.45
Упр.293 стр.44
Работа с загадкой
Обнаружьте не родственное слово
10) Рефлексивно-оценочный этап
Эмоциональная оценка своей работы
Рефлексивное осознание границы знания и не знания
Рефлексивное осознание затруднений
11) Задание на дом
Упр. 294 стр. 45 (устно)
Задание на карточке
Оборудование:
А) Для учителя: Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 2 класс 2 часть», презентация «Родственные слова», диск «Азбука» Климанова 1 класс, плакат буква Хх, карточка словарного слова, карточки д/з, портрет Незнайки, памятка, карточка с вопросом, цветные мелки.
Б) Для ученика: Учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 2 класс 2 часть», тетрадь, ручка, простой карандаш, цветные карандаши, смайлики.
Ход урока:
Организация класса:
Вхожу в класс.
А) Приветствие
Здравствуйте ребята! (Дети встают, и приветствую учителя)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А девиз у нас каков? (Больше дела, меньше слов)
Б) Проверяю готовность к уроку
Давайте проверим готовность к уроку.
Ребята у вас на столе должен лежать учебник, положите на него руку. Должна лежать тетрадь, положите на неё руку. Должна быть ручка, покажите её мне. Должен быть простой карандаш и цветные карандаши, покажите их мне.
В) Положительный настрой
Ребята, сегодня мы с вами продолжаем открывать новые знания в волшебном мире русского языка
(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального регулятивного действия самоконтроля)
Чистописание:
Сегодня на чистописании мы с вами вспомним написание одной из изученных нами букв.
А) Предъявление новой буквы
Хоть и холодно зимой,
Нам не хочется домой.
Нам хорошо лететь с горы.
— Ха-ха-ха! Хохочем мы. (СЛАЙД)
Ребята прочитайте и найдите повторяющийся звук.
Какой звук повторяется? (Повторяется звук [х])
Сегодня на чистописании будем писать букву «Х х»
Б) Создание положительной мотивации для овладения написания этой буквы
Ребята, давайте посмотрим, правильно ли Незнайка написал букву «Х х». (Незнайка написал букву «Х х» не правильно).
В) Восстановление способа написания новой буквы
Ребята давайте вспомним как правильно писать букву «Х х». (Показываю способ написания буквы «Х х» с диска «Азбука» Климанова 1 класс)
Х. Начинаем ниже середины нерабочей строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся середины нерабочей строки, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем влево, касаемся нижней линейки, делаем повтор — закругление вправо. Линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо, закругляем в право, коснувшись середины нерабочей строки, делаем повтор – закругление влево, опускаем вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки.
х. Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо прописываем закругление, касаемся верхней линейки, опускаем полуовальную линию вниз, закругляем влево, касаемся нижней линейки, делаем повтор — закругление вправо. Линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо, закругляем вправо. Коснувшись верхней линейки, делаем повтор — закругление влево, опускаем вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки.
Г) Написание этой буквы
Написание новой буквы: Хх Хх Хх (До конца строчки) (СЛАЙД)
Д) Самоконтроль
Подчеркни буквы красным карандашом, которые полностью совпали с образцом. Под буквой написанной неправильно поставь точку зелёным карандашом.
(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального регулятивного действия самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия анализа, синтеза, сравнения; pазвитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания)
Словарно-орфографическая работа:
Сегодня на словарно-орфографической работе мы с вами вспомним написание изученных словарных слов и познакомимся с новым словарным словом.
А) Закрепление ранее изученного слова
Ребята, какие словарные слова мы изучали на прошлых 3 уроках? (Мы узнали словарные слова ХОРОШО, ГОРОД, КОРОВА, МОЛОКО)
Ребята, давайте посмотрим, правильно ли Буратино написал эти слова «ХАРАШО, ГОРАД, КАРОВА, МАЛАКО». (Ребята исправляют ошибки) (СЛАЙД)
Б) Введение нового словарного слова ЛОПАТА и отработка его правописания
Ребята, отгадайте загадку:
Я землю копала —
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
Ответ: Лопата (СЛАЙД)
По каким признакам догадались? (Ответы детей)
Сегодня на уроке это слово станет нашим словарным словом. (Прикрепляю карточку к доске)
Давайте попробуем дать толкование слова Лопата. (Дети производят толкование этого слова)
Делаю обобщение. (ЛОПАТА — ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой и широким плоским отточенным концом)
Ребята давайте позовём слово. (ЛопАта) (Ставлю ударение на карточке Лопа’та )
Ребята, давайте с вами найдём безударную гласную и подчеркнём её. (Лопа’та)
Ребята давайте посмотрим, можно ли проверить эту безударную гласную. Подберем связанные по смыслу слова. (Лопатка, лопаточка)
Так можем ли мы проверить эту безударную гласную? (Нет, её нельзя проверить)
Делаем вместе с детьми вывод, что её нужно запомнить. (Выделяю на карточке эту безударную гласную Лопа’та)
Составляем вместе с детьми словосочетания со словом ЛОПАТА. Удачные варианты записываем в тетрадь и комментируем написание. (Маленькая лопата, тяжёлая лопата…)
Составляем вместе с детьми предложения со словом ЛОПАТА. Удачный вариант записываем в тетрадь и комментируем написание. (Ответы детей)
(Без ружья охотника не бывает, без лопаты – садовника (пословица). У дедушки Ивана есть новая лопата. От безделья и лопата ржавеет (пословица).) |
(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального регулятивного действия самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия анализа, синтеза, сравнения; развитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания)
Проверка домашнего задания:
Ребята, сейчас мы с вами проверим домашнее задание.
А) Проверка знания теоретического материала:
Индивидуальный опрос:
Тема: Предлог
План:
Для чего нужны предлоги в речи?
Как узнать, перед вами предлог или часть слова?
Как пишутся предлоги?
Зависит ли написание предлога от его произношения? (На этом пункте прерву отвечающего и спрошу другого ученика)
Привести примеры предлогов и доказать.
(…) идет отвечать .
Ребята, как вы оцените ответ (…)? Только не забывайте про критерии оценивания: правильность, полнота, аргументированность, культура речи. ( Класс оценивает ответ отвечающего)
Уплотненный опрос (карточки):
Сажаю трех учеников за первые парты.
Раздаю карточки вместе с чистым листком. В каждой карточке по одному заданию по теме “Предлог”. (Проверю карточки на уроке или на перемене)
Даю время на карточки до окончания индивидуального опроса.
Кто закончит раньше, положите карточку на край стола и начинайте работу вместе с нами.
Карточка №1. Тема “Предлог”
Впиши предлоги.
Пришел…… школу, вышел…….школы.
Приехал……город, выехал……города.
Вошел……магазин, вышел……магазина.
Вышел……улицу, пришел……улицы.
Пошел……концерт, пришел……концерта.
Карточка №2. Тема “Предлог”
Составь словосочетания, соединив данные слова предлогом.
тарелка стол
девочка мяч
птица дерево
конверт письмо
собака будка
Карточка №3. Тема “Предлог”
Составь из данных слов три предложения. Напиши их. Подчеркни предлоги и слова, с которыми они употреблены.
грачи, из, тёплых, возвращаются, в, марте, стран.
они, на, громко, деревьях, кричат.
крик, грача, весны, возвещает, начало.
Б) Проверка письменного упражнения №288 стр.40
Использую прием моделирование ситуации.
Ученики из соседнего класса тоже дома делали это упражнение.
Давайте посмотрим, как они его сделали.
Согласны ли вы с ними? ( Нет, не согласны, они выписали не все слова с предлогами)
( Ребята, дополняют недостающие слова)
Всё ли мы с вами проверили в этом упражнении? (Нет, не всё, мы не объяснили выражение “ прочитать от доски до доски”).
( Ребята, объясняют данное выражение)
Ребята, вы у меня молодцы, отлично справились с домашним заданием!
(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального регулятивного действия самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия анализа, синтеза, сравнения; развитие универсального логического действия подведение под понятие и умозаключение)
Организация учебно-поисковой деятельности:
Ребята сейчас мы с вами займемся учебно-поисковой деятельностью.
А) Создание положительной мотивации к получению новых знаний и способов действия с помощью актуализации речевого и жизненного опыта ребенка
Ребята, у вас есть родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? (Родные люди, родственники)
В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама-на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка.
По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап.
Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трех человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек.
Как вы думаете, есть ли в русском языке слова-родственники? (Да/ Нет) (СЛАЙД)
(Вещаю на доску)
Мнения у нас разошлись. На этот вопрос, мы будем искать ответ.
Б) Решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний
Прочитайте слова:
рыба
рыбак
рыбалка
Давайте истолкуем первое слово – рыба. ( Рыба – это животное, обитающее в водной среде, имеющее плавники и тело покрытое чешуей)
Да ребята, Рыба – это животное, обитающее в водной среде, имеющее плавники и тело покрытое чешуей.
Давайте истолкуем второе слово – рыбак. (Рыбак — человек, который ловит рыбу.)
Да ребята, Рыбак — это человек, который ловит рыбу.
С помощью какого слова мы истолковали слово рыбак? (С помощью слова рыба.)
Если одно слово можно объяснить через другое, то, как тогда связаны эти слова? (Слова связаны по смыслу)
Давайте истолкуем третье слово – рыбалка. (Рыбалка-ловля рыбы.)
Да ребята, Рыбалка — это ловля рыбы.
Ребята, а почему мы второе и третье слово не истолковывали с помощью слова окунь или щука. Ведь они же рыбы? ( У данных слов нет общей части)
Какая общая часть у слов рыба, рыбак, рыбалка? ( Общая часть рыб) (Выделяю общую часть во всех словах дугой)
Сколько признаков мы с вами выделили у слов рыба, рыбак, рыбалка? (Мы выделили два признака)
Кто бы хотел назвать первый признак? (Связаны по смыслу)
Кто бы хотел назвать второй признак? (Есть общая часть)
Мы ответили с вами на вопрос “ Как вы думаете, есть ли в русском языке слова-родственники? ” (Да, мы ответили на поставленный вопрос. В русском языке существуют слова родственники, которые называются родственными или однокоренными)
Давайте попробуем составить определение. (Ответы детей)
Такие слова, которые связаны по смыслу и имеют общую часть, называют родственными
(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; pазвитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания; развитие универсального регулятивного действия целеполагания при постановке учебной проблемы; развитие универсального личностного действия смыслоопределения при постановке учебной проблемы)
Организация работы над формулировкой определений в учебнике:
А) Прочтение формулировки определения про себя
Ребята, а сейчас мы проверим, совпал ли наш вывод с автором учебника. Для этого прочитаем определение в учебнике про себя. (Ребята читают)
Совпал ли наш вывод? (Нет, не совпал)
Чем не совпал? (В правиле написано, что родственные слова имеют общую часть и общее значение. А мы говорили, что имеют общую часть и связаны по смыслу)
Ребята, слова имеют общее значение и слова связаны по смыслу это одно и тоже. И не будет ошибкой, если кто-то скажет, имеют общее значение или связаны по смыслу.
Давайте мы с вами будем говорить связаны по смыслу.
Б) Прочтение определения вслух
А теперь прочитаем определение вслух и подумаем, о чем в нём говориться. (Говориться о признаках родственных слов)
В) Выделение структурных частей в определении
Ребята, сколько основных частей можно выделить в определении? ( В определении можно выделить 2 части)
Г) Определение микротемы каждой структурной части
О чем говорится в первой части? (В первой части выделяются признаки родственных слов)
О чем говориться во второй части? ( Во второй части приведены примеры родственных слов)
Д) Детальный анализ каждой части
Воспроизводящие вопросы:
Сколько признаков родственных слов названо в определении? ( Два признака)
Назовите первый признак. (Имеют общую часть)
Назовите второй признак. ( Связаны по смыслу)
Анализирующие вопросы:
Почему в определении родственных слов сказано, что родственные слова связаны по смыслу, а не только имеют общую часть? (Ответы детей)
Следует ли из того, что два слова имеют общую часть, что они обязательно являются родственными словами? (Ответы детей) Докажите.
Незнайка (вешаю на доску портрет Незнайки) утверждает, если два слова связаны по смыслу, то они являются родственными. Согласны ли вы с ним? (Ответы детей) Докажите.
Что надо сделать, чтобы установить связаны ли слова по смыслу? (Ответы детей)
Ребята, приведите примеры родственных слов. И докажите.
Незнайка задумал пару слов на морскую тематику, которые имеют общую часть и связаны по смыслу. Подберите эти пары слов. И докажите.
(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; развитие универсального логического действия анализа, сравнения и обобщения; развитие универсального логического действия установление причинно—следственных связей; формирование универсальных регулятивных действия взаимоконтроля и самоконтроля; развитие учебно-информационных умений)
Развертывание способа действия (составление памятки):
Составляем памятку на примере.
Ребята, сейчас мы будем учиться составлять памятку “ Как найти родственные слова? ”
Посмотрите на доску.
лес
лесник
Запишите слова в тетрадь.
Прочитайте слова. (1 шаг памятки)
Давайте выделим общую часть. (Общая часть лес) (2 шаг памятки)
Достаточно ли мы выделили признаков? (Нет)
Как определить связаны ли слова по смыслу? (Надо истолковать значение этих слов)
Ребята, давайте истолкуем их. (3 шаг памятки)
Выполняются два условия? ( Да) Если выполняются, то слова являются родственными.(4 шаг памятки)
Как мы с вами рассуждаем, чтобы определить родственные слова? (Ребята проговаривают шаги памятки)
Раздаю детям памятку:
“ Как найти родственные слова? ”
Читаю слова.
Выделяю общую часть.
Определяю, связаны ли слова по смыслу (значение).
Если выполняются 2) и 3), то данные слова являются родственными.
(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; развитие универсального регулятивного действия планирования; формирование универсального регулятивного действия самоконтроля)
Физкультминутка:
Мы работали серьезно,
Надо нам и отдохнуть,
А для этого привстанем,
К солнышку потянемся,
От землицы силу примем,
А от ветра — свежести.
Овладение способом формируемого действия при выполнении упражнений:
Ребята давайте выполним упражнения с опорой на памятку:
Выполним упражнение 295 стр.45 (Выполняем вместе с опорой на памятку)
(…) прочитай задание.
Выполним упражнение 293 стр. 44 (Выполняем вместе с опорой на памятку)
(…) прочитай задание
Ребята, давайте отгадаем загадку. Но для начала прочитаем загадку. (Слайд)
(…) прочитай загадку.
Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосёт он лапу?
(Медведь)
Незнайка утверждает, что медведь и мед являются родственными словами.
Вы согласны с ним? (Да/Нет)
Докажите.
В каждой тройке слов одно – не родственное. Обнаружьте его и запишите в тетрадь. Потом мы с вами проверим.
Лес, лестница, лесничий. (Объясни почему именно это слово лишнее)
Честный, чесночный, чеснок. (Объясни почему именно это слово лишнее)
Сосна, дерево, деревянный. (Объясни почему именно это слово лишнее)
Мы потренировались с вами находить и доказывать, что слова являются родственными.
В определении родственных слов мы пользовались памяткой. Не забывайте про нее, когда будете выполнять упражнения дома и в классе.
(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; формирование универсального регулятивного действия самоконтроля и взаимоконтроля; развитие универсального логического действия подведение под понятие; развитие универсального регулятивного действия по осознанию своего способа действия; ; развитие универсального логического действия классификации)
Рефлексивно-оценочный этап:
Эмоциональная оценка своей работы
Ребята, вам понравился урок? (Ответы детей)
Интересно ли было на уроке? (Ответы детей)
Оцените, как вы работали. (Показывают смайлики)
Рефлексивное осознание границы знания и не знания
Что мы знали по нашей теме до урока? (Знали, что такое слово и что у слов есть лексическое и грамматическое значение. Все слова имеют значение. Знали, что такое синонимы.)
Что нового узнали? (Слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются родственными.. Узнали признаки родственных слов.)
Что предстоит узнать? (Общая часть родственных слов называется корнем. Родственные слова иначе называются однокоренными)
Над чем будем работать на следующем уроке? (Учится находить однокоренные слова и выделять общую часть (корень))
Рефлексивное осознание затруднений
Что было трудно? (Трудно распознавать и доказывать, что слова являются родственными)
Почему возникают трудности? ( Ориентируемся только на один признак)
Как преодолеть эти трудности? (Ответы детей)
(УУД: Развитие универсальных коммуникативных действий; развитие универсального рефлексивного действия по осознанию границы своего знания и незнания, рефлексивное осознание затруднений)
Задание на дом:
Стр. 45 упр 294 (устно), выполнить упражнение которое я вам дала на карточке.
Спешите. Озаглавьте текст. Подчеркните родственные слова.
Поле гречихи похоже на ковер цветов. На цветы гречихи слетаются пчёлы. Гречишный мёд очень хорош. Из зерна гречихи получают гречневую крупу. Эта крупа вкусная и полезная.
Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке!
Урок окончен.
/data/files/g1485883509.ppt (Тема: Родственные слова)
xn--j1ahfl.xn--p1ai