Родственные слова однокоренные 2 класс – Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме «Однокоренные (родственные) слова»
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме «Однокоренные (родственные) слова»
Русский язык
2 класс
Тема: Однокоренные (родственные) слова
Цели:
Сформировать понятие «родственные (однокоренные) слова», «корень слова»
Развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам.
Совершенствовать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Планируемые результаты:
Предметные: знать признаки родственных слов.
Познавательные: уметь находить родственные слова, уметь анализировать, сравнивать.
Регулятивные: уметь определять проблему, выдвигать цель, версии, работать по алгоритму.
Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, достаточно полно и четко выражать свои мысли, организовывать работу в паре.
Личностные: освоение личного смысла учения, желание продолжать свою учебу.
Ход урока
Проверьте, дети, все ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь,
С усердием учитесь.
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Я очень надеюсь на вашу помощь. Откройте тетради, правильно положите ее на парте, запишите дату.
Создание проблемной ситуации
Посмотрите на картинку. Кто на ней изображен? (Мама, папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.)
Как их можно назвать одним словом? (Семья)
По каким признакам вы догадались, что это семья? (они похожи.)
Кем они приходятся друг другу? (Родственниками.)
Прочитайте слова:
рисовать
рисунок
рисование
рис
Чем похожи эти слова? (В них есть общая часть)
Значит, их можно назвать родственными? (Одни говорят да, другие – нет.)
Формулирование проблемы
Какой возникает вопрос? Что стоит выяснить? (Какие слова называются родственными?)
Над какой темой мы будем работать? (Родственные слова)
Сформулируйте цели урока. (Понять какие слова называются родственными. Учиться находить родственные слова среди других слов.)
Поиск решения проблемы
Послушайте сказку.
Жил-был корень –сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была одна общая часть, та, что человек посадил сначала.
Как вы думаете, какие слова могли вырасти на этом дереве? (Сад, садовник, посадил, посадка, садовый, приусадебный, рассада, посадки и т.д.)
Чем похожи все эти слова? (В них общая часть –сад-.)
А какой смысл содержится в этой части? (Говорится о саде.) Так, что же можно сказать обо всех этих словах? (Они не только похожи, но и имеют общий смысл.)
Можно ли их назвать родственными? (Можно.)
Попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными?
Посмотрите на наше дерево и скажите, как называется общая часть этих слов? (Корнем)
Предлагаю послушать профессора и выяснить верно ли мы сделали вывод. Слушаем диск)
Вернемся к словам, с которыми работали в начале урока. Что сейчас вы можете о них сказать? (Слово рис лишнее, т.к. не имеет общего смысла.)
Выражение решения. Применение нового знания.
Физминутка
Попробуем вывести алгоритм при нахождении однокоренных (родственных) слов.
С чего начнем? (Найдем общую часть.)
Какой следующий шаг? Определим смысл слова. Найдем близкие слова.)
Алгоритм
1.Общая часть.
2.Близкие по смыслу.
Пользуясь этим алгоритмом, предлагаю выполнить задание с диска. Помочь паучку соединить родственные слова. Работу будем выполнять цепочкой.
Прочитайте пословицы:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Думай, да чтобы не передумать.
Как вы понимаете их смысл?
Выпишете из них однокоренные слова. (Работа выполняется самостоятельно)
Следующее задание из учебника, с. 43, упр.57. Прочитайте задание. Все ли слова понятны?
Как вы понимаете значение слова винтить, винтовой?
Это задание выполняете в парах. С последующей проверкой.
Послушайте сказку, которая называется «Чужак»
Ребята, а кто такой чужак? (Чужой человек)
Послушайте и скажите, кто же оказался чужаком. (Сказку читает ученик)
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигрывает. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Кто же оказался чужаком, и почему вы так думаете? (Водитель)
Помогите найти ему родственников. (Водит, приводит, заводит…..)
Прочитайте слова, которые записаны на карточках. (желток, железо, желтый; печурка, печать, печка; носильщик, нос, носатый.)
В каждой группе зачеркните лишнее слово. Оставьте однокоренные слова.
А сейчас, ребята, я вам предлагаю вырастить словесные деревья. Работать вы будете группами. Каждой группе раздаю по 4 деревца. Каждый член группы берет себе одно дерево и выращивает слова с тем же корнем. Потом вы друг у друга проверяете. Если кто-то испытывает затруднение, то вся группа помогает. Когда все словесные деревья выращены, сообщаете о готовности группы. Затем идет проверка. (Слова: кот, еж, цвет, дом)
Итог урока
Над какой темой сегодня работали?
Какие слова называются родственными?
Что такое корень?
Как еще называют родственные слова?
Ребята, как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему?
Рефлексия
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
— Прикрепите свое деревце рядом с тем высказыванием, которое соответствует вашей самооценке.
Домашнее задание
РТ с. 17, упр. 131.
infourok.ru
Урок русского языка по теме «Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов». 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
- закреплять понятия корень, формировать умения подбирать однокоренные слова;
- познакомить с двумя признаками однокоренных слов,
- развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам;
- развитие орфографической зоркости, речи, пополнение словарного запаса;
- воспитание любви к родному языку, к русским традициям.
Оборудование: учебное пособие “Мир родного языка”: 2 класс. Часть III. – М., 2011.- 68 с.: ил. (авторы Л.П.Барлыкина, Л.А.Обухова, О.А. Попова), Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой — 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70 с., с. 239, мультимедийный проектор, презентация слайдов (Приложение 1), таблички со словами, карточки для самостоятельной работы (Приложение 2).
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 1)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
– Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
II. Проверка домашнего задания
— Что было задано на дом?
Берёза, берёзовый, … .
Снежок, подснежник, … .
Смола, смолистые, …
— Почитайте слова, что общего в каждом ряду слов, чем они похожи?
(В каждой строчке слова, в которых есть одинаковая часть и у них общее значение)
— Назовите корни в этих словах.
(Слайд 2)
Берёза, берёзовый, берёзка,
берёзонька, подберёзовик. Снежок, подснежник, снежинка, снежный, снег. Смола, смолистые, смоляной. |
III. Актуализация опорных знаний
(Слайд 3)
– Начнём наш урок с того, что отправимся с зайчиком в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше — в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)
– А сейчас скажите, на какие семьи можно разделить все буквы игрового поля? (Семья гласных – Ю, О, И, Е, Я; согласных – К, Н, Р; семья букв, которые не обозначают звука – Ь.)
– Дайте характеристику гласных? Какая гласная лишняя? Почему?
(Дети отвечают на вопросы.)
– Какая лишняя среди согласных? Почему?
(Ответы детей.)
— Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово “КОРЕНЬ”.) (Слайд 4)
– Слово “КОРЕНЬ” – многозначное. На уроках окружающего мира вы уже встречались с понятием “корень”. Что же это такое?
(Ученики дают свои ответы или с помощью “Словаря русского языка” С.И. Ожегова находят толкование слова “КОРЕНЬ”.)
Ко’рень, -рня, мн. -рни, -рней, м. 1. Подземная часть растения для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Пустить корни (также перен.: прочно обосноваться где-н.; разг.) Вырвать с корнем (также перен.: уничтожить совсем)1. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно). 3. перен. Начало, источник, основа чего-н. Корень зла. 4. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов. 5. В математике: число, которое при возведении его в определённую степень, даёт данное число. Квадратный корень. Извлечь корень.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой — 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70с., с. 239 |
– Давайте сформулируем тему нашего урока и определим, чему мы должны сегодня научиться. (Вспомним, что такое корень слов. Вспомним признаки однокоренных слов, научимся находить корень в однокоренных слова.)
(Слайд 5)
– Правильно, тема нашего урока “Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов»
IV. Чистописание
– Обратите внимание на слово “корень”. Если вы выслушаете меня внимательно, то скажете, какую букву мы будем писать на чистописании. Итак, эта буква обозначает согласный, глухой, парный звук. (Это буква К.)
– Правильно, это буква К. Определите порядок следования букв в данной цепочке
(Слайд 6)
Кки Кке Ккё …
Ккю Ккя
(Справа от заглавной буквы К находятся строчные буквы к и гласные, которые указывают на мягкость согласного.)
V. Словарно-орфографическая работа
1. Повторение ранее изученных слов
— Продолжите фразы и запишите слова, которыми вы дополняли мои фразы:
1. Москва, Киев, Минск — … (города). (Слайд 7)
2. Чашки, тарелки, блюдца — … (посуда). (Слайд 8)
3. На заборе очень громко
Утром каркала… (ворона). (Слайд 9)
4. После пятницы идет … (суббота). (Слайд 10)
5. На пеньке растут опята
Очень дружные … (ребята). (Слайд 11)
6. Ты держи всегда в порядке
Книжки, ручки и … (тетрадки). (Слайд 12)
Проверка: (Слайд 13) (на доске карточки со словарными словами)
Словарная работа Города, посуда, ворона, суббота, ребята, тетрадки. |
2. Знакомство с новым словом
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Вы сможете его прочитать, установив закономерность и правильно расставив столбики с буквами.
(Слайд 14)
— Какое слово у вас получилось? (Берёза) (Слайд 15)
— Правильно. Это слово БЕРЁЗА.
- Подберите родовое понятие к слову берёза. (Дерево)
- Но ель и сосна тоже деревья. Чем они отличаются? (Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.)
- Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза. (Берёза – это лиственное дерево.)
- Назовите его существенные признаки? (У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.)
- Что же обозначает слово? (Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)
– Что вы можете рассказать о берёзе (Сообщение подготовленного ученика)
Ученик: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает “белый”. Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался с праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы.
(Слайд 16)
Учитель: Береза — род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 видов берёзы. Растёт она в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Берёза относится к лесообразующей и декоративная породе. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов берёзы охраняются. (например, Карельская береза)
Учитель: Берёза — символ плодородия и воплощение небесного сияния и света, защищает от ведьм, отгоняет злых духов. Древние славяне полагали, что Берегиня – это великая богиня, которая оберегает людей.
(Слайд 17)
Ученик: Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение сохранилось лишь в немногих источниках… Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской берёзы.
Учитель: К Берегине особенно часто обращались в период созревания хлебов — это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.Отсюда и пошло слово «оберег «.
— На какой слог в слове берёза падает ударение?
— Выделите безударную гласную и скажите, какая мысль рассказа о берёзе, который рассказала Алина, поможет вам запомнить непроверяемую гласную е? (Слово берёза происходит от слова белый.)
-Что узнали нового? (Познакомились с новым словарным словом. Узнали, как записывается это слово, и что слово берёза в давние времена обозначало: белый. Узнали о богине Берегине.)
VI. Изучение нового материала
VII. Формулирование темы урока
— Продолжаем работу. Сформулируем тему урока. (Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов) (Слайд 18)
— Вспомните, что такое родственные слова? (Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
— Вспомните 2 признака родственных слов (1.Одинаковый корень, 2. Общее значение) (Слайд 19)
1. Упражнения в определении корня в однокоренных словах. Работа по учебнику
Упражнение 7, с. 135. (Слайд 20) (Самостоятельная работа)
— Прочитайте задание. (Прочитать, озаглавить текст. Списать, в родственных словах выделить корень.)
— Как можно озаглавить текст? (Русская берёза. Берёза. Русская красавица и т.п.)
Дополнительное задание.
— Найти главные члены предложения в последнем предложении (Комментированный разбор у доски)
Проверка написанного (Слайд 21)
2. Устная работа
(На магнитную доску крепятся карточки с однокоренными словами)
— Давайте составим цепочку из родственных слов, а я вам помогу.
- Как ласково мы называем это дерево? (Берёзонька)
- Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (Березняк)
- Назовите гриб, который растёт под берёзой. (Подберёзовик)
- А сок из этого дерева какой? (Берёзовый)
— Найдите общую часть родственных слов. (Берёз)
— Подведём итог. Что же такое корень?
Ученик: Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – это самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает.
— Напишите и закончите предложение:
Под берёзой растут (подберёзовики).
— Выделите корень в родственных словах.
4. Разбор по составу слова подберёзовик (1 ученик у доски)
VIII. Физкультминутка (музыкальная)
IX. Закрепление изученного материала
X. Упражнение 6, с. 135 — самостоятельная работа по вариантам. (Слайд 22)
— Записать родственные слова, выделить корень
1 вариант: корень -сад-
2 вариант: корень –лес-
Проверка: (Слайд 23)
1. Упражнение “Слова потерялись” (распределить слова на две группы)
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
сад садовый садовник садик садочек посадка пересадка |
лес лесной лесник лесочек залесье лесовик перелесок |
— Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы присядите, если услышите слово с корнем сад, встаёте.
Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
2. Самостоятельная работа по рядам: (Слайд 24)
— Списать слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выделить корень.
1 ряд: Небо, н(и, е)беса, н(и,е)бесный.
2 ряд: Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е, и)говик.
3 ряд: Соль, с (о,а)лёный, с(о,а)лить.
Проверка (Слайд 25)
Тест-опрос (Слайд 26)
— Сейчас я предлагаю вам провести небольшой тес по теме урока. Будьте внимательны!
Тест-опрос | |
Вопросы | Ответы |
1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова. | |
Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть. | |
Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть. | |
Корень – это общая часть близких по смыслу слов. | |
Согласные звуки в корнях могут чередоваться. | |
Фамилия, имя: |
Проверка: (Слайд 27) Давайте проверим ваши ответы: 1) — 2) + 3) — 4) — 5) +
XI. Домашнее задание. (Слайд 28)
- С.137, упр.8.
- С.139, упр. 10.
- Составить устный рассказ, используя рассказ, используя однокоренные слова.
- Индивидуальная работа по карточкам.
(Дети выбирают одно из предложенных заданий.)
XII. Итог урока. Выставление оценок
– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка. На уроке нам пришлось заниматься
всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык. Подведите итог — продолжите предложение.
(Слайд 29)
- Я узнал…
- Я научился…
- Мне было интересно…
— Всем спасибо за урок! (Слайд 30)
Приложение 2
1 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Небо, н(и,е)беса, н(и,е)бесный.
2 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е,и)говик.
3 ряд:
Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.
Соль, с(о,а)лёный, с(о,а)лить.
15.02.2013
urok.1sept.ru
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: «Родственные (однокоренные) слова»
РАЗРАБОТКА УРОКА
Русский язык 2 класс
Тема: «Родственные (однокоренные) слова»
Цели и задачи:
- Познакомить с признаками однокоренных слов; учить выделять общую часть родственных слов.
- Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные.
Оборудование: учебник, таблица «Признаки однокоренных слов», картинки с изображением деревьев, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, интерактивная доска.
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
На доске записаны слова (работа проводится на интерактивной доске):
гора хорошо
горный хороший
гористая прекрасный
горе хорошенький
— Найдите лишнее слово
— Давайте сравним слова в первом столбике. (Здесь лишним будет слово горе, т.к. оно не связано с горами. Значение у этого слова другое, отличное от остальных. А общая часть (корень) одинаковая у всех слов.)
— Рассмотрим слова, записанные во втором столбике. (Значение у всех слов одинаковое, а общая часть в одном из слов отличается от остальных. Следовательно слово прекрасный будет лишним.)
Тема нашего урока: «Родственные (однокоренные) слова»
Чистописание
— Работая над словами в столбиках, мы услышали слово «корень». Давайте это слово запишем в чистописании.
— А теперь научимся его выделять в словах.
— Спишите слова в столбиках.
— Что вы можете сказать о словах второго столбика? (Во втором столбике есть словарные слова.)
— Выделите корень. Общую часть выделяем по буквам, ставим точку за последней одинаковой буквой и ведём дугу, похожую на шляпку гриба, влево.
гора хорошо
горный хороший
гористая хорошенький
Работа над новой темой
- Работа по учебнику с.43
— Прочитайте вопрос Почемучки.
— Мы с вами самостоятельно добыли эти знания и ответили на этот вопрос.
— Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова под рисунками.
— Почему эти слова называют родственными? (Имеют общую часть и общее значение.)
2. Сведения о языке с.43
— Прочитайте правило.
— Какие слова называются родственными?
— Как называется общая часть?
— Какие слова называются однокоренными?
— Посмотрите на таблицу на доске.
Однокоренные (родственные) слова 1.Общая часть. 2.Общее значение. |
— Что же такое однокоренные слова?
3. Выполнение упражнения №291
— Прочитайте слова. Найдите для каждой пары слов общую часть.
Две пары можно разобрать коллективно у доски, остальные выполнить самостоятельно по вариантам. По одному человеку от каждого варианта работают с обратной стороны доски. Проверяем: каждый ученик читает свою пару, доказывая, что это однокоренные слова.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем.
Крылья сложили назад.
Закрепление
На доске иллюстрации деревьев.
— Назовите деревья. (Сосна, ель, кедр.)
— Какие это деревья? (Хвойные.)
— Что вы знаете о них?
— Запишите их названия в столбик. (Параллельно ведётся работа над безударными гласными в корне слова.)
— Как называются шишки этих деревьев? Запишите.
— В получившихся парах слов выделите корень.
(Обратить внимание на то, что корень несёт какой-то смысл. По нему можно догадаться, о чём идёт речь. Сравните: кедр и сочетание оро.)
— Придумайте предложение с одним из этих слов. Запишите.
— Посмотрите на следующую иллюстрацию.
— Что здесь изображено? (Корень дерева.)
— Объясните значение слова корень.
— Прочитайте пословицу на с. 42
— Объясните смысл.
Самостоятельная работа
— У каждого на парте лежит карточка. Переверните её и выполните задание самостоятельно.
Детям представлены карточки трёх цветов, разного уровня сложности.
Выдели корень в словах. Сад – садовый Лес – лесной Зима – зимний |
Вставь пропущенные буквы и выдели корень. Помни: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Сад – с…довый Лес – л…сной З…ма – зимний |
Подбери и запиши однокоренные слова, отвечая на вопрос какой. Выдели корень. Сад — _ _ _ _ _ _ _ Лес — _ _ _ _ _ _ Зима — _ _ _ _ _ _ |
Проверка проводится коллективно.
Итог урока
— Какие слова называются однокоренными?
— Назовите признаки однокоренных слов.
Отметки за урок
Домашнее задание
Выполнить упр. № 293, выучить правило.
Самоанализ урока русского языка
Предмет: русский язык
Класс: 2
Система: УМК « Школа России»
Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык»
Тема урока: «Родственные (однокоренные) слова»
Тип урока: сообщение новых знаний
Оборудование: учебник, таблица «Признаки однокоренных слов», картинки с изображением деревьев, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, интерактивная доска.
- При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 2 «Д» класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, трудности с запоминанием материала ,неустойчивая эмоционально-волевая сфера, наличие в классе детей с гипервозбудимостью.
- На уроке решались следующие задачи:
- Познакомить с признаками однокоренных слов; учить выделять общую часть родственных слов.
- Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные.
- Воспитывать умение работать в коллективе, стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.
3. Выбранная структура урока ( организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, минутка чистописания, подводящая к теме и задачам урока, « добывание» знаний путём практических действий, обобщение) была рациональна для решения задач. Правильно было выбрано место для опроса учащихся, закрепления изученных вопросов, самостоятельной работы, работы по учебнику.
Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между
ними логичны.
4. Выбрано такое сочетание методов обучения как наглядные и частично поисковые.
5. Для закрепления материала использовались следующие формы работы:
- индивидуальная
- самостоятельная работа
- обобщение
- работа по учебнику
Был использован дифференцированный подход (разноуровневые задания)
Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности.
Все поставленные задачи удалось реализовать.
nsportal.ru
Конспект урока во 2 классе на тему «Родственные слова»
Урок по русскому языку во 2 классе
Учитель: Никульшина А.В.
Тема урока. Однокоренные слова. Родственные слова.
Цель урока: формировать правильное представление о понятиях «родственные слова», «однокоренные слова» ; учить выделять в родственных словах корень.
Задачи урока:
— формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;
— развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность; развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;
— воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе и животным
Оборудование:
-Учебник В.П.Канакина, В.П.Горецкий «Русский язык» — 2 класс
-Дополнительный материал к уроку (Карточки).
-Электронное приложение к учебнику.
-Интерактивная докска.
Ведущие виды деятельности на уроке:
— творческий ;
— проблемно – поисковый;
— продуктивный.
В результате формируются универсальные учебные действия (УУД):
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
Проблемно — поисковый:
— Минутка чистописания (анализ слов, определение букв для написания, выделение сходства и различия в написании соединения букв), написание букв по образцу.
— Сообщение темы и цели урока (самостоятельно определяют тему и задачи урока, доказывают свою точку зрения).
— Работа над темой урока (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, анализируют, сравнивают, выделяют группу родственных слов).
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу;
проводить самопроверку на основе использования образцов, схем и рисунков;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные УУД:
умение работать с инструкциями учебника, используя просмотровое чтение и ориентацию на шрифтовые выделения; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
уметь выражать свои мысли;
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Педагогические технологии:
— Личностно – ориентированного обучения (ученик является главной действующей фигурой образовательного процесса),
— Объяснительно – иллюстративного обучения (работа по иллюстрациям, схемам),
— Технология сотрудничества (монолог, диалог, работа в парах),
— ИКТ технологии (презентация «Повторение изученного»).
Ход урока
I.Организационный момент.
Чтение стихотворения, как настрой на работу:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
– Итак, у нас урок русского языка.
–Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.
II.Чистописание.
г…зета к…ртина …лф…вит р…бота
-Какое задание вы можете себе предложить?
-Что общего у этих слов?
-Найдите лишнее слово.
— Назовите синоним к слову.
—Что такое синонимы?
-Определите буквы для чистописания. Они находятся в слове «алфавит».
Безударный гласный.
Парные по звонкости-глухости согласные.
А . авф . В . вфа . Ф . фав
III.Актуализация знаний.
1. Работа на скороговоркой.
-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Отгадайте загадку.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?…
(Ворона)
– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?
– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?
– Как называют этих птиц?
-А как называют тех, которые улетают в теплые края?
-Почему они улетают?
– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму?
– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?
Пров…ронила в…рона в…р…нёнка.
– Что это?
– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.
Прочитайте скороговорку выделяя голосом каждое слово.
-Подберите синоним к слову «проворонила».
– Назовите орфограммы в словах.
– Спишите, подчеркните орфограммы.
(организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски).
-Поставьте ударение.
Демонстрация правильного написания на слайде.
2. Подготовка к изучению нового материала.
-Сколько слов в предложении?
-Что вы можете сказать о них?
-Докажите.
-Выделите корень.
-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?
-Как пишется корень в однокоренных словах?
IV. Постановка цели.
—О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.
V. Изучение нового.
1. Театрализованное задание – шутка «Родня ли Гусеница Гусю?»
– Мы должны выяснить, почему слова называют «родственными» или «однокоренными». Посмотрим сценку. Будьте внимательны, подсказка в названии!
«Родня ли Гусеница Гусю?»
– Вы кто такие?
— Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётка-гусеница.
– Есть ли в этом рассказе родственники?
– Почему? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово?
Справка: этимологически слово ГУСЕНИЦА восходит к общеславянскому УСеница, т.е. «усатенькое, волосатенькое существо».
Гусеница буквально — «покрытая усами».
— Как называют общую часть родственных слов?
Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.
2.Формирование понятия «корень». Сказка.
– Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт .Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень.
– А какой вывод из сказки мы можем сделать?
– Правильно! Слов без корня не бывает.
– Корень выделяется значком .
3. Правило. Учебник стр.61 (Правило на слайде)
4.Наблюдение над однокоренными словами.
– Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.
В слоновнике переполох:
«Слоненок заболел, оглох!»
Его зовет слониха,
Но, видно, слишком тихо.
И папа-слон ему трубит.
А может быть слоненок спит?
«Ну что с тобой, сынишка,
Наш маленький слонишка?»
Вдруг слоник потянулся,
Как будто бы проснулся.
Он просто замечтался
Вот и не отзывался.
(Е. Солдатова)
5. Образование однокоренных слов к слову «рыба»
Образуйте группу слов, связанных со словом «рыба».
-Небольшая рыба, мелкая рыба.
-Рыбная ловля.
-Человек занимающийся рыбной ловлей.
-Ловить рыбу.
-Что можете сказать об этих словах.
-Докажите.
VI. Физминутка.
Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова.
Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек.
VII. Закрепление изученного.
1. Работа в парах. Найди лишнее слово.
рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить;
травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма;
кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;
полянка, поле, полюшко, половник, полёвка;
сила, могучий, сильный, силач, силёнки
2.Лексическая работа.
А)-К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение.
Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.
Предложения: Под осиной растут подосиновики.
Муравьи живут в муравейнике.
Б)-Подумайте и скажите, как появились слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник
3. Составление текста из предложений по таблице со знаковым кодированием.
№предлож.
Родственные слова
сущ.
прил.
глагол
1
1
—
—
2
—
—
1
3
—
1
—
4
1
—
—
1.Прилетели зимовать птицы.
2.Зима вступает в свои права.
3.Здравствуй, зимушка!
4.Пришло время зимних забот и веселых праздников.
VIII. Итог урока.
-О чем говорили на уроке?
-Какие слова называют однокоренными?
-Что такое корень слова?
IX. Домашнее задание.
Индивидуальные карточки.
infourok.ru
Урок «Родственные (однокоренные) слова», 2 класс
Формы, методы,методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля
осуществляемые
действия
формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I. Мотивирование к учебной
деятельности.
Организационный момент, эмоциональный настрой на урок
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствует учащихся.
– «Здравствуйте», – ты скажешь
человеку.
«Здравствуй», – улыбнется
он в ответ.
И, наверно, не пойдет
в аптеку,
И здоровым будет целый век.
Поприветствуйте наших гостей…
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место
Проявляют готовность
к работе на уроке
II. Актуализация знаний (чистописание, словарь)
Фронтальная, индивидуальная.
Практический. Письмо
/// А // а
-Подберите на эту букву слова, характеризующие человека (запись и объяснение значения слов: аккуратный, активный)
Словарь: извините, осина, иней, до свидания, дорога (сост. предл., используя сл. слова)
Выполняют письмо
по образцу, работают со сл. словами, составляют предложения
Вырабатывают кали-графический почерк
Правильное написание
III. Постановка учебной задачи
(учебник, с. 58)
Фронтальная. Словесный.
Беседа
-Кого называют родственниками?
-Что означают слова: родословная, родственники, родители, родные???
– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.
– Определите цель нашего урока (найти ответ
на этот вопрос)
– Что такое родственные слова?
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Беседа по вопросам
IV. Усвоениеновых знаний
и способов
действий.
1.Родственные слова (упр. 77)
Фронтальная. Словесный.
Чтение, беседа
Знакомит с понятием «родственные слова». Организует
работу с упражнением,
правилом.
-Выделите главные критерии в определении родственных слов (работа в группах)
Читают текст,
отвечают на вопросы в группах, осознают правильность ответов, аргументируют, приводят примеры
Овладевают понятием родственные слова. Распознают в тексте родственные слова
Беседа по вопросам
2.Анимация (найти пары однокоренных слов — «Мышка»; «Помоги лосям» — подбор групп однокоренных слов)
Фронтальная, индивидуальная, парная
Словесный,
практический.
Организует работу с упражнениями – играми учебного диска, контролирует их
выполнение
Находят пары однокоренных слов, объединяют однокоренные слова в группы (записывают группы по рядам)
3. Распознание родственных слов (упр. 78, 79, 80)
Фронтальная, индивидуальная, парная
Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо
Организует работу с упражнениями, контролирует их
выполнение
Находят общую часть в словах, определяют
значение, называют и записывают родственные слова, проводят взаимопроверку в парах
Распознают родственные слова, находят
в них общую часть. Определяют лексическое значение
родственных слов
Письмо,
выделение корня
Физкультминутка
Коллективная. Практический. Пальчиковая
гимнастика
Чтоб красиво написать,
Надо пальчики размять,
Раз, два, три, четыре, пять,
За письмо получим пять!
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение дви-
жений
3. Синонимы
и родственные слова (упр. 81)
Фронтальная. Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо
Гусёнок, азбука, гусь, алфавит
-В какие группы можно объединить эти слова?
-По какому признаку?
-Чем различаются эти группы? Поясняет задание, помогает различать синонимы и родственные слова. Контролирует правильность выполнения
Находят синонимы и однокоренные слова,
выписывают группы, добавляют в группу однокоренные слова (гусыня, гусиный, гуска; доказывают, почему не подходит слово гусеница)
Отличают синонимы от родственных слов, находят родственные слова к названным,
выделяют общую часть
Беседа по вопросам, письмо
V. Закрепление знаний и способов действий.
Самостоятельная работа (распознавание родственных слов, упр.82)
Парная.
Словесный,
наглядный, практический.
Беседа, письмо.
Предлагает прочитать задания и выполнить их. Проверяет правильность выполнения
Лес —-лесок Гриб — грибок
—-лесной — грибной
——лесничий —грибница
——лесник — грибник
Называют родственные слова, списывают, выделяют общую часть
Устанавливают причинно-следственные связи. Распознают родственные слова
среди слов с омони-
мичными корнями
Беседа по вопросам, письмо
infourok.ru
« Родственные и однокоренные слова» 2 класс
Разработка открытого урока
по русскому языку
Тема:
« Родственные и однокоренные слова».
2 «А» класс
Учитель: Большакова Елена Викторовна
2013-1014 уч. год
Кyнi /Дата/ Date: 30.11.2013
Сынып /Класс/ Class: 2 «А»
ПӘн /Предмет/ Subject: Русский язык.
Тақырып /Тема/ Theme: « Родственные и однокоренные слова».
Сабақтын мақсаты /Цели урока/ The lesson’s aims:
продолжить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1.Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
2.Формировать учебные действия: умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, ставить и решать учебные задачи. Обогащать словарный запас учеников. Совершенствовать навыки каллиграфии.
3.Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.
Көрнекiлiк /Оборудование/ Equipment: опорные слова, карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты), домики с однокоренными словами, деревья для фронтальной работы, листочки с родственными словами, конверты с заданиями для групповой работы, карточки с тестовыми заданиями.
Сабақтын парасы /Ход урока/ The lesson’s going:
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2.Минутка чистописания.
Запись на доске.
Білімге дүние жарық, білімсіздің күні кәріп.
Для ученного мир светел, для неуча мир тёмен.
— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (для человека грамотного и умного мир наполнен светом, знаниями, а для неуча, неграмотного человека мир кажется тёмным, мрачным, неинтересным.)
— Какие однокоренные слова вы встретили в этой пословице?
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
— Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в зимний лес Казахстана.
Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».
Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.
3. Словарная работа.
Вставь пропущенные буквы: коньки, сапоги, помидор, огурец, картофель, заяц, пенал, собака, корова, карандаши, орех, одежда, медведь.
Проверка написанного.
4. Повторение пройденного материала.
— Давайте вспомним, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились на прошлом уроке.
-родственные слова
-однокоренные слова
— Что такое корень?
— Какие слова мы называем однокоренными?
— Ребята, сегодня у нас второй урок, посвящённый этой теме, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке? (Будем находить однокоренные слова и определять корень).
5. Работа по теме урока.
а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
Игра называется «Засели домики».
— Одновременно в 3 домика приехали разные животные. Проверьте, правильно ли они заселились. Работать будем по рядам.
1 ряд — — лис-
Лиса, лисонька, лист, лисий.
2 ряд — — лос-
Лось, лосёнок, лосиха, лосось.
3 ряд — — вод –
Собака, собрание, собачонка, собачий.
— Обсудите в парах это заселение, может кто-то из животных перепутал домики, и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень. (Работа учащихся)
— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
( проверяем работу 2 и 3 рядов )
-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
А как вы думаете, какое из этих слов лишнее?
б) Самостоятельная работа.
— Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 325 из учебника на странице 120. (1 учащийся работает за доской)
— А трое ребят будут работать по индивидуальным карточкам из разноцветных конвертов.
Карточка: дом, домашний, домовой, домище, бездомный, домовитый, домик.
Проверяем выполненное задание.
ФИЗМИНУТКА. (проводят учащиеся)
в) Фронтальная работа (по рядам).
— А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями, а вы — листочки с этих деревьев (на доске перемешанные листики со словами). Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов, выделить корень.
1 группа слов — дуб —
Дуб, дубок, дубовый, дубочек.
2 группа слов — берёз –
Берёза, подберёзовик, берёзовый, берёзка.
3 группа слов — осин –
Осина, осинка, подосиновик, осиночка.
— Посмотрите, какие у нас чудные деревья получились! Запись однокоренных слов через запятую с выделением корня каждого слова.
Вот мы с вами и записали названия деревьев, растущих в лесах нашей Родины.
Ребята, а кто в лесу помогает деревьям не болеть и избавляться от вредных насекомых? (дятел)
Сегодня с нами в лесу захотел встретиться дятел Тук, который является санитаром леса, в который мы сегодня пришли.
Он приготовил для вас лесные загадки (конверты с заданиями), он хочет познакомить вас ещё с несколькими жителями своего леса. К отгадке нужно подобрать однокоренные слова.
С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть —
Надо грибы
Для зимы собирать. (Белка)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Ребята, все эти животные живут в лесах.
Зимой лес только кажется необитаемым, но на самом деле он полон жизни.
Зимой холод, снег и короткие дни препятствуют росту и цветению трав и кустарников.
Некоторые животные готовят свои норы, вырытые в земле или устроенные в естественных углублениях (дуплах, пещерах), чтобы впасть в длительный сон (спячку), который продлится все зимние месяцы, прерываясь лишь краткими пробуждениями. Многие норы бывают наполнены кормом, собранным за летом, но иногда животным хватает и подкожного жира, накопленного в течение теплого времени года, который позволяет им пережить долгую зиму. Есть в лесу и такие обитатели, которые никуда не уходят из обжитых мест и не впадают в спячку: они отыскивают пропитание в густых зарослях, где меньше снега.
Многие звери наполняют свои норы желудями и другими съестными запасами.
7. Проверочное тест-задание.
— У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока. Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Носик, нос, носок
Пёс, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте мне тогда!
-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними.
1) 1, 2, 3.
2) 1, 2, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 1, 2, 3.
5) 1, 2, 3.
6) 1, 2, 3.
7) 1, 2, 3 .
— Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
** Игра «Третье — лишнее»:
— гореть, гора, горелый
— горе, горевать, горка
— морщины, море, морской
— боль, большой, больница
— вода, водить, проводник
— горы, горевать, горный
— белка, белить, побелка
— пар, париться, парковка
** Устное задание: Образуй однокоренные слова от слова сад и назови корень.
8.Домашнее задание.
-Ребята дома вам предстоит выучить правило на стр 118 и выполнить задание ( стр. 121 упр.№ 329) — определить, какие слова будут являться однокоренными и выделить у них корень. Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.
9. Итог урока.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания.
— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? ( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
А какую еще связь с нашим уроком вы заметили? (в пословице есть родственные слова).
Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
— Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
infourok.ru
Разработка урока на тему «Однокоренные (родственные) слова». 2-й класс
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (694,8 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели и задачи:
- Познакомить с признаками однокоренных слов; учить выделять общую часть родственных слов.
- Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные.
Оборудование: учебник, таблица “Признаки однокоренных слов”, картинки с изображением деревьев, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, интерактивная доска.
Ход урока
Сообщение темы и целей урока
На доске записаны слова (работа проводится на интерактивной доске):
гора горный
гористая
горе
хорошо хороший
прекрасный
хорошенький
— Найдите лишнее слово
— Давайте сравним слова в первом столбике. (Здесь лишним будет слово горе, т.к. оно не связано с горами. Значение у этого слова другое, отличное от остальных. А общая часть (корень) одинаковая у всех слов.)
— Рассмотрим слова, записанные во втором столбике. (Значение у всех слов одинаковое, а общая часть в одном из слов отличается от остальных. Следовательно слово прекрасный будет лишним.)
Тема нашего урока: “Родственные (однокоренные) слова”
Чистописание
— Работая над словами в столбиках, мы услышали слово “корень”. Давайте это слово запишем в чистописании.
— А теперь научимся его выделять в словах.
— Спишите слова в столбиках.
— Что вы можете сказать о словах второго столбика? (Во втором столбике есть словарные слова.)
— Выделите корень. Общую часть выделяем по буквам, ставим точку за последней одинаковой буквой и ведём дугу, похожую на шляпку гриба, влево.
Работа над новой темой
1. Работа по учебнику с.43
— Прочитайте вопрос Почемучки.
— Мы с вами самостоятельно добыли эти знания и ответили на этот вопрос.
— Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова под рисунками.
— Почему эти слова называют родственными? (Имеют общую часть и общее значение.)
2. Сведения о языке с.43
— Прочитайте правило.
— Какие слова называются родственными?
— Как называется общая часть?
— Какие слова называются однокоренными?
— Посмотрите на таблицу на доске.
Однокоренные (родственные) слова 1. Общая часть.
2. Общее значение.
— Что же такое однокоренные слова?
3. Выполнение упражнения №291
— Прочитайте слова. Найдите для каждой пары слов общую часть.
Две пары можно разобрать коллективно у доски, остальные выполнить самостоятельно по вариантам. По одному человеку от каждого варианта работают с обратной стороны доски. Проверяем: каждый ученик читает свою пару, доказывая, что это однокоренные слова.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем.
Крылья сложили назад.
Закрепление
На доске иллюстрации деревьев.
— Назовите деревья. (Сосна, ель, кедр.)
— Какие это деревья? (Хвойные.)
— Что вы знаете о них?
— Запишите их названия в столбик. (Параллельно ведётся работа над безударными гласными в корне слова.)
— Как называются шишки этих деревьев? Запишите.
— В получившихся парах слов выделите корень.
(Обратить внимание на то, что корень несёт какой-то смысл. По нему можно догадаться, о чём идёт речь. Сравните: кедр и сочетание оро.)
— Придумайте предложение с одним из этих слов. Запишите.
— Посмотрите на следующую иллюстрацию.
— Что здесь изображено? (Корень дерева.)
— Объясните значение слова корень.
— Прочитайте пословицу на с. 42
— Объясните смысл.
Самостоятельная работа
— У каждого на парте лежит карточка. Переверните её и выполните задание самостоятельно.
Детям представлены карточки трёх цветов, разного уровня сложности.
Выдели корень в словах. Сад – садовый
Лес – лесной
Зима – зимний
Вставь пропущенные буквы и выдели корень.
Помни: корень в однокоренных словах пишется одинаково.Сад – с…довый
Лес – л…сной
З…ма – зимний
Подбери и запиши однокоренные слова, отвечая на вопрос какой.
Выдели корень.Сад — _ _ _ _ _ _ _
Лес — _ _ _ _ _ _
Зима — _ _ _ _ _ _
Проверка проводится коллективно.
Итог урока
- Какие слова называются однокоренными?
- Назовите признаки однокоренных слов.
Отметки за урок
Домашнее задание
- Выполнить упр. № 293, выучить правило.
8.11.2016
urok.1sept.ru