cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Признаки текста целостность связность законченность конспект 2 класс – Урок русского языка во 2 классе по теме «Текст. Тема текста»

Урок русского языка во 2 классе по теме «Текст. Тема текста»

Урок 4

Текст. Тема текста

Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные

признаки: целостность, связность, законченность

Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к тексту; определять тему текста

Ход урока

1.Орг.момент

— Прозвенел звонок и смолк, 
  Нам пора начать урок. 

— Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

— Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

— Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

— Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?

— Я желаю всем маленьких удач на уроке.

2.Актуализация необходимых знаний

Минутка чистописания (показ в тетради)

Словарный диктант:

петух, тетрадь, класс, молоко, ученик, прощай, здравствуйте.

— Что можно составить из слов? (Предложения) 
— Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)
— Что можно составить из предложений? (Текст) 
— Что вы знаете о тексте? (Ответы детей) 

3.Мотивация познавательной деятельности

— Прочитайте и сравните две записи на доске:

1. Около дома росла маленькая яблонька.

2. Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принес колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.

— Что за записи перед нами? (в первом столбике – предложение, во втором – текст.)

— А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)

— А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения? (Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями)

— О чём рассказывается в тексте? (Об яблоньке.)

— Вы представили себе картину, с которой начинается текст?

Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле

дома яблоньки.

— Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)

— Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго:

«Поднялся сильный ветер».)

— Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)

— Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от

ветра яблонька?

Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся

от ветра яблоньки (рядом с первой).

— Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)

— Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)

— Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик

подвязал яблоньку.)

— Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька,

подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?

Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и

подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).

– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)

– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)

— Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям.

Запишем на доске наш вывод.

Текст – это …? (высказывание), состоящее из …? (нескольких

предложений).

— Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения?

Например, Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы.

— Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из

нескольких предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).

— Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть

объединены общим смыслом, единством темы.

— А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет

все предложения текста? (Яблонька).

— Это тема текста.

— Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?

Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Предложения объединяет общая тема.

Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой

главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).

— В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была

спасена.)

— Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.

— Давайте продолжим наше правило:

Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Предложения объединяет общая тема.

Предложения связаны друг с другом по смыслу.

— А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли

бы предложить?

— Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет

самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.

«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и

охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную

мысль».

— Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по

главной мысли).

— Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме?

(«Маленькая яблонька»)

— Давайте закончим наше правило:

Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.

Предложения объединяет общая тема.

Предложения связаны друг с другом по смыслу.

Текст можно озаглавить по теме или

— А по чему ещё, мы узнаем на следующем уроке.

4.Физкультминутка

5.Организация познавательной деятельности

— Давайте попробуем применить наше правило, поупражняться в поисках

текстов.

— Откройте учебник на с. 16, найдите упр. 12.

— Прочитайте про себя. Какое задание мы будем выполнять? (Прочитать записи. Сравнить их между собой. Определить где текст, где просто слова, а где не связанные друг с другом предложения.)

— Прочитайте первую запись. Что вы о ней можете сказать? (Это просто слова, не предложение, не текст).

— Почему вы так решили? (Слова не связаны друг с другом, записаны через запятую, их не связывает общая мысль, они не передают мысль).

— Что вы скажете о второй записи? (Это предложения, но не текст).

— Почему? Объясните, используя наше правило.

Правило

Текст – это высказывание, состоящее

из нескольких предложений.

Аргументы с использованием

правила

— Это высказывание состоит из

нескольких предложений.

Правило

— Предложения объединяет общая

тема.

Аргументы с использованием

правила

— Эти предложения общая тема не

объединяет. Первое предложение о

свиристелях. Второе о рыбах.

Правило

— Предложения связаны друг с другом

по смыслу.

Аргументы с использованием

правила

— Эти предложения не связывает

общая мысль.

Правило

Текст можно озаглавить по теме или

по главной мысли.

Аргументы с использованием

правила

— Раз нет общей темы, нет общей

мысли, значит нельзя озаглавить.

Вывод: Это не текст.

Что вы скажите о третьей записи? Дайте ответ, опираясь на наше правило.

Правило

— Текст – это высказывание, состоящее

из нескольких предложений.

Аргументы с использованием

правила

— Это высказывание состоит из

нескольких предложений.

Правило

— Предложения объединяет общая

тема.

Аргументы с использованием

правила

— Эти предложения объединяет общая

тема – «Свиристели».

Правило

Предложения связаны друг с другом

по смыслу.

Аргументы с использованием

правила

— Эти предложения связывает

главная мысль «Свиристели —

красивые птицы»

Правило

Текст можно озаглавить по теме или

по главной мысли.

Аргументы с использованием

правила

— Этот текст можно озаглавить по

теме «Свиристели», или по главной

мысли «Свиристели – красивые

птицы»

Вывод: Это текст.

— Чем похожи все эти три записи? (Они состоят из слов)

— В чём отличие каждой записи от других? (Первая запись – просто слова,

вторая запись – предложения, третья запись – текст)

— Представьте ситуацию, когда первоклассники спрашивают вас о том, что

такое текст. Как бы вы ответили на их вопрос? Как бы вы смогли объяснить окружающим, что такое текст?

— Давайте прочитаем сведения о языке на с. 17 учебника. Все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос)

— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу)

— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13 на с. 17

— Прочитайте. (Читает ученик с хорошим навыком чтения)

— Что прочитали? (Текст.)

— Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу)

— О ком говорится в тексте? (О петушках) Это тема текста.

— Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно)

— Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка»)

— Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение)

(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)

— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей)

— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.

6.Рефлексия. Итог урока

— Напомните тему урока.

— Какую цель ставили?

— Какое новое правило сформулировали?

— Чем отличается группа предложений от текста? (в тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)

— Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)

— Как вы думаете, удобно ли нам будет всё время заглядывать в правило

учебника, искать его на нужной странице на других уроках?

— Я предлагаю вам выучить правило дома, чтобы мы могли им быстро

пользоваться, не теряя время на поиски.

Домашнее задание: с. 17-правило; с. 18, упр. 14

infourok.ru

Урок 6. признаки текста: целостность, связность, законченность — Русский язык — 2 класс

Русский язык. 2 класс

Урок 6. Признаки текста: целостность, связность, законченность

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Расширение знаний о признаках текста.
  2. Тематическое единство предложений в тексте, связность, законченность — признаки текста.

Тезаурус:

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений.Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

Целостность текста— раскрытие в тексте одной темы.

Связность текста— связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств.

Законченность(завершённость) текста — полное раскрытие темы в тексте.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч. 1 (ФГОС) М.: Просвещение, 2017— с. 17.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2012. — с. 7.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на уроке вы дополните ваши знания о признаках текста.

Вспомните то, что вы уже знаете о тексте.

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Текст бывает устный и письменный. Предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Они объединены одной темой и основной мыслью. Текст можно озаглавить.

Посмотрите, какие же признаки являются обязательными для текста.

Любой текст — это, прежде всего, связное высказывание. Связность текста проявляется в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего. Автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение продолжает и развивает мысль предыдущего.Работать эта связь может так: из одного предложения берётся какая-либо информация и развивается в следующем предложении.

Например:Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, а во втором его заменяет слово «оно».Благодаря этому предложения связаны и последовательно развивают одну и ту же тему. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяться какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте.

Наличие связности — важный признак текста.

Средствами связи в тексте являются различные языковые средства: замена близкими по смыслу словами, повторы, союзы, частицы, местоимения.

Например:

Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодца.

Первое и второе предложения связаны с помощью повтора слов: колодец — (возле) колодца. В третьем предложении слово «она» заменяет слово «лягушка» из второго предложения. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее.

Рассмотрите ещё один пример.

Леса служат для того, чтобы приносить здоровье нашей планете.Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают «легкими нашей земли».

Перед нами текст, в котором раскрывается одна тема. Это еще один из признаков текста— целостность. Предложения связаны между собой с помощью слов «они», «их», которые заменяют слово «леса». В тексте есть начало и конец. Тема текста раскрыта. Это говорит о законченности (завершённости) текста.

Таким образом, вы заметили,что в тексте предложения должны развивать одну и ту же тему, быть связаны друг с другом при помощи различных языковых средств. Кроме того, текст обязательно должен быть завершён, тема в нём должна быть раскрыта полностью, должны быть начало и конец.

Сегодня на уроке вы узнали о таких признаках текста, как целостность (тематическое единство), связность, законченность.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Текст.

Выберите один правильный ответ.

ТЕКСТ состоит:

А) из предложений

Б) из звуков

В) из слов

Подсказка: вспомните, что такое текст

Правильный ответ:

А) из предложений

Задание. Последовательность предложений в тексте.

Укажите последовательность предложений

Два друга

__ Мальчики вместе решили задачу.

__ Юра решал задачу.

__ Пришел Слава.

__ Так Слава помог другу.

__ Задача была трудная.

Подсказка:предложения в тексте должныбыть выстроены в определённом порядке.

Правильный ответ:

Два друга

4Мальчики вместе решили задачу.

1Юра решал задачу.

3Пришел Слава.

5Так Слава помог другу.

2Задача была трудная.

resh.edu.ru

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Текст»

Продолжение табл.

Окончание табл.

Тема

Текст

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с понятием текст, развитию умения отличать текст от набора отдельных предложений

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты
(предметные)

Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологи-
ческих высказываний и письменных текстов

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности
и осознают личностный смысл учения, эстетические потребности и ценности

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находят средства ее осуществления.

Познавательные: общеучебные – используют различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение
и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Основное содержание
темы, понятия и термины

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность

Образовательные ресурсы

Схема «Текст»

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контроля

осуществляемые

действия

формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Фронтальный. Словесный.
Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

иши

пиши

шишка

Выполняют письмо

по образцу

Вырабатывают калли-графический почерк

Правильное
написание

III. Проверка
выполнения
домашнего
задания.

Диалог-беседа, рассказ-монолог (упр. 11)

Парная, индивидуальная.

Словесный,
творческий.

Диалог-беседа, рассказ-монолог

Организует проверку подготовленного дома задания

«Разговор по теле-
фону».

«Что мне особенно
запомнилось в дни летних каникул?»

Различают диалог-
беседу и рассказ-
монолог.

Выступают с подготовленными творческими заданиями, проявляя эмоции

Диалог-беседа, рассказ-
монолог

1

2

3

4

5

6

IV. Актуализация знаний.

Наша речь
(учебник, с. 14)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Предлагает ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверь себя»

Читают вопросы,
отвечают на них

Приводят примеры жизненной ситуации, распознают диалог
и монолог, характеризуют человека по речи

Беседа по вопросам

V. Подготовка
к основному этапу деятельности
(учебник, с. 15)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство?

– Давайте прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться на уроке

– «Текст».

Читают, отвечают

Знакомятся с основными положениями темы раздела

Беседа по вопросам

VI. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 16)

Фронтальная. Словесный.

Чтение, беседа

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ

на этот вопрос

– Что такое текст?

Слушают учителя

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

VII. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Слово.

Предложение. Текст (упр. 12)

Фронтальная. Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Предлагает сравнить записи, определить основную мысль текста, озаглавить его,
списать первое предложение

– 1. Слова. 2. Предло-
жения. 3. Текст.

– Свиристели.

Списывают предло-
жение

Отличают текст
от других записей. Определяют основную мысль текста,
озаглавливают его.

Правильно списывают

Беседа по вопросам, письмо

1

2

3

4

5

6

2. Текст (учебник, с. 17)

Фронтальная. Словесный.
Чтение, беседа

– Прочитайте правило.
Что такое текст?

Читают, отвечают

на вопрос

Извлекают необходимую информацию
из текста

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали – и открыли

Выполняют движения по тексту под руко-

водством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение дви-
жений

VIII. Закрепление знаний и способов действий.

Работа в рабочей тетради (№ 10)

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

Организует работу с упражнением, контролирует выполнение, оказывает помощь при
необходимости

Читают. Составляют текст из предложений. Записывают два пред-
ложения

Составляют текст, устанавливая последовательность предложений. Правильно записывают предложения

Упражнение

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке?

– Чему научились на уроке?

– Что вызвало затруднения?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

X. Домашнее
задание.

Главная мысль текста. Работа
в рабочей тетради (№ 8)

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

kopilkaurokov.ru

Конспект урока русского языка «Текст. Признаки текста» 2 класс

Урок русского языка во 2 «А» классе (система Л.В. Занкова)

Учитель: Альховик Анна Александровна

Тема: « Текст. Признаки текста»

Цель урока: научить отличать текст от набора предложений

Задачи:

  1. Сформировать у детей общее понятие о тексте

  2. Развивать умение отличать текст от предложений

  3. Научить понимать текст и выбирать подходящее заглавие;

  4. Работать в парах, слушать и понимать других, высказывать свои предположения

  5. Осознавать роль языка и речи в жизни людей

  6. Формировать интерес к русскому языку средствами цифровых образовательных ресурсов

Технология: РО система Л.В. Занкова, ИКТ.

Оборудование: учебник Н.В.Нечаевой «Русский язык» 2 кл.; С.Г.Яковлева «Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса», ч.4.; Электронный учебник , CM.RU; видеоурок «Текст. Части текста», infoUrok.ru; презентация PowerPoint, Notebook.10, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, тест.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формирование УУД

I.Организационный момент.

– Послушайте стихотворение: (видео 1)

Всем нам хочется учиться,

Чтоб работою гордиться.

Будьте же внимательны

И во всём старательны!

– Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

— Откройте тетради и запишите «число, классная работа».

Дети слушают стихотворение

Высказывания детей:

Чтобы у нас все получалось на уроке нужно стараться, быть внимательными, потому что можно пропустить самое важное

Записывают в тетрадях

Умение организовывать свою деятельность (РУУД)

II. Минутка чистописания

Презентация Power Point

— Прочитайте загадку. Отгадайте что это?

— Назовите букву, которую напишем?

— Запишите заглавную и строчную букву я.

— Прочитайте слова. Что в них общего?

— Чем слова различаются?

— Составьте транскрипция слова «яма».

— Прочитайте предложение. Что это? Объясните смысл пословицы.

-Выделите грамматическую основу предложения. Укажите части речи. Дайте характеристику данному предложению.

Дети выразительно читают, называют отгадку (яблоко)

— Буква я.

Дети записывают буквы и соединения с этими буквами.

— Оба слова начинаются с буквы я; звуков больше, чем букв, потому что буква я стоит в начале слова,; это существительные, в единственном числе

— Слово яма ж.р., слово Яша – м.р.; слово яма нарицательное существительное, Яша- имя собственное.

, а м а]

Дети читают и объясняют смысл пословицы.

— Основа предложения язык доведёт.

— Язык – сущ., до – предлог, Киева – сущ., доведет – глагол.

— Предложение простое, распространенное, повествовательное, невосклицательное.

Поиск и выделение необходимой информации( ПУУД)

Выполнение учебного действия по предложенному плану (РУУД)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (КУУД)

III Актуализация знаний и мотивация

Презентация Notebook.10 (слайд 1)

– А сейчас прочитайте слова, записанные на доске:

Шум- (тишина)

Пища – (еда)

Начало – (конец)

Кислый – (сладкий)

Градусник – (термометр)

— Подберите к первому, третьему и четвертому словам антоним, а ко второму и пятому – синоним. Подчеркните первые буквы в слова и прочитайте слово.

– Что же мы будем исследовать сегодня на уроке?

Дети читают слова.

Дети подбирают антонимы и синонимы, подчеркивают первые буквы в словах и читают слово «текст».

— Текст

Выполнение учебного действия по предложенному плану (РУУД)

Извлечение необходимой информации из текстов (ПУУД)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (КУУД)

IV. Постановка учебной задачи.

Какова тема нашего урока? (слайд 2)

Какова цель нашего урока? (слайд 3)

— Что такое текст.

— Научиться отличать текст от набора предложений.

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения (РУУД)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (КУУД)

V. «Открытие» детьми нового.

Работа с учебником.

Коллективное действие

Электронный учебник CM.RU

Откройте учебник на с.72, прочитайте задание к упражнению №341. Является ли эта группа предложений текстом?

— Что нужно сделать, чтобы получился текст?

Презентация Notebook.10 (слайд 3)

Как можно озаглавить этот текст?

— Так какими признаками должен обладать текст?

Презентация Notebook.10 (слайд 4)

При щелчке на объект появляется предложение.

Высказывания детей:

— Нет. Эти предложения не связаны по смыслу.

— Переставить предложения так, чтобы получился текст

Дети на ИД переставляют предложения и получат текст

Идет, идет весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу. Они наполняют почки, которые вот-вот лопнут и развернут первую зелень. Но пока лес стоит темным, сумрачным.

Весенний лес. Весной в лесу.

Признаки текста:

1.Текс состоит из предложений.

2.Все предложения в тексте имеют границы.

3. Предложения в тексте связаны по смыслу.

4. К тексту можно подобрать заголовок.

Выполнение пробного учебного действия (РУУД)

Воспринимать смысл предъявляемого текста (ПУУД)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (КУУД)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (КУУД)

Структурирование знаний (ПУУД)

Физминутка (видео)

Мы становимся все выше,

Достаем до самой крыши.

Широко расставим ноги,

Словно в танце — руки в боки.

Наклонимся влево, вправо.

Получается на славу.

Мы немножко будем топать,

Мв немножко будем хлопать.

Повернемся, обернемся

И к работе все вернемся

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Выполнение действий по алгоритму (ПУУД)

VI. Первичное усвоение новых знаний.

Электронный учебник CM.RU

— Прочитайте предложения.Можно ли их назвать текстом?
— Переставьте предложения так, чтобы получился текст. Запишите их цифрами на строке, через запятую.

После выполнения задания фронтальная проверка на доске

Высказывания детей:

— Нельзя. Предложения не связаны между собой по смыслу.

Дети выписывают номера предложения в нужном порядке

2,4,5,1,3.

Дети расставляют предложения в нужном порядке. Проверяют

Выполнение инструкции учителя (ПУУД)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (КУУД)

Осуществление пошагового контроля по результату под руководством учителя (РУУД)

VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Рабочая тетрадь.

С.Г.Яковлева «Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса», ч.4, с.13, №17.

Прочитайте текст. Все ли признаки текста здесь присутствуют? Что в этом тексте нужно отредактировать?

Жил мальчик Вова все боялись его товарищей он бил обижал девочек собаке Пушку наступил на хвост однажды мальчики и девочки не захотели с ним играть Вова подбежал к Пушку Пушок убежал от него на улицу Вова остался один это было самое страшное.

— Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка по образцу.

— Выберите подходящий заголовок.

Мальчик Вова. Вова. Самое страшное. Задира.

Дети читают задание в тетради и отвечают на вопрос.

Нет границ предложений.

Дети редактируют текст.

Самое страшное.

Формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях (ЛУУД)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД)

Понимание нравственного содержания поступков окружающих людей (ЛУУД)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (КУУД)

VIII. Проверка усвоения темы.

Тест.

Обведите букву правильного ответа

1. Текст – это:

у) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
б) отдельные предложения;

2. Текст имеет:

а) только заглавие;
м) заглавие и части;
в) только части.

3. По заглавию можно определить:

н) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;
б) сколько предложений в тексте;
в) кто автор текста.

4. Части текста должны располагаться в таком порядке:

а) основная, концовка, вводная;
и) вводная, основная, концовка;
в) концовка, вводная, основная.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

ц) да;
б) нет.

6. Сколько в тексте абзацев, столько и частей

а) да
б) нет

Если задание выполнено правильно, сможете прочитать слово из обведенных букв. Какое это слово?

Дети выбирают правильные утверждения, обводят букву, читают слово

— Умница!

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД)

Самооценка на основе критерия успешности (ЛУУД)

IX. Итог урока

– Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

1.Текс состоит из предложений.

2.Все предложения в тексте имеют границы.

3. Предложения в тексте связаны по смыслу.

4. К тексту можно подобрать заголовок.

Структурирование знаний (ПУУД)

X. Рефлексия

Видео

– Прочитайте и дополните фразу…

– Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой.

Выставление отметок за урок

Дети дополняют фразы

Рефлексия способов и условий действия (ПУУД)

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (ЛУУД)

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Что такое текст?»

Тема: «Признаки текста»

Цель: выявить основные признаки текста.

Задачи:

а) уметь оформлять предложение на письме

б) развивать орфографическую зоркость;

в) воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Орг. момент

-Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и начнем урок. Откройте тетради и запишите «число и классная работа»

Дети здороваются кивком головы. Записывают в тетрадях

2.Минутка чистописания.

-Послушайте загадку. О каком времени года в ней говорится?

Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья.

-Какие изменения происходят в природе с приходом осени?

Как называют явление природы, когда опадают листья?

-Представьте, что подул резкий ветер и опавшие листья закружились в танце.

-пропишем лл в круге безотрывно.

В этой загадке говорится об осени.

Идут дожди, дни становятся короче, опадают листья.

Листопад.

Прописывают 1 строчку ЛЛ.

3.Актуализация знаний

-Осень бывает разная: зеленая и шумная, грустная и дождливая, а бывает вот такая полыхающая всеми красками.

Именно такая осень очаровывала многих писателей, ей посвящен не один десяток стихотворений.

— Посмотрите на доску и прочитайте отрывок из стихотворения.

— Сколько предложений в этом отрывке?

-Какие знаки препинания стоят в конце предложений?

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Запишите эти строчки в тетрадь, Подчеркните изученные орфограммы.

Физминутка (пальчиковая гимнастика)

Просматривают слайды.

Читают про себя.

Чтение вслух. (1 ученик)

2 предложения

Читают слово, называют орфограммы.

4.Постановка проблемы

— А сейчас я вам предлагаю исследовать два отрывка.

— Прочитайте их. Найдите, что в них общего?

Отрывок № 1

В канавах прозрачная вода. В лесу пахнет дубом и сосной. Дождь стучит по крышам домов. С берез падают жёлтые листья.

Отрывок № 2

Красив и печален русский лес в осенние дни. Медленно кружатся в воздухе и падают на землю листья. От дерева к дереву протянулись нити паутины. Прозрачен и чист воздух в осеннем лесу.

-А теперь подумайте, чем отличаются эти отрывки?

-Вы согласны? А кто думает иначе?

— Как можно назвать второй отрывок?

Сформулируйте тему нашего урока.

— На какой основной вопрос урока мы должны ответить? Сформулируйте.

Работа в парах.

Состоят из предложений, об осени

Предложения не связаны (№1).

Предложения связаны по смыслу(№2).

-Текстом.

ТЕКСТ

Из чего состоит текст?

Каковы признаки текста?

5.Поиск решения проблемы

Проверка гипотезы

— Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

-Какие у вас есть предположения?

Работа с отрывком.

Предложения связаны по смыслу.

Можно выделить тему(об осени).

Имеет заголовок (название)

6.Применение нового знания

-А теперь проверим ваши предположения.

Подумайте где текст, а где предложения?

Выпишите из текса 2 предложения, выделите корень в однокоренных словах

Физминутка «Танцуй сидя»

Упр. 29, с. 21

Ученик доказывает, используя признаки текста.

горох

горошина

7.Закрепление пройденного

-Давайте проверим свои знания. Выполните задание «Проверь себя»

Обведите правильные высказывания.

Проверка по слайду. Оцените работу:

вся работа без ошибок -5;

1 ошибка – 4;

  • 2 и более ошибки — не оценивают работу.

  • Как вы думаете, пригодиться ли новое знание в дальнейшей работе?

Вам нужно еще раз повторить признаки текста, и я думаю на следующем уроке у вас все получится.

1,3,5(верные)

«Проверь себя»

1.Текст состоит из предложений.

2. К тексту нельзя придумать заглавие.

3.Предложения в тексте связаны по смыслу.

4. Предложения в тексте не имеют границ.

5.В тексте можно выделить тему.

8.Итог урока.

Рефлексия.

— Какая тема была у нас сегодня на уроке?

— Какой был основной вопрос?

-Какой ответ на основной вопрос вы можете дать? (перечислите признаки текста)

-Что будете делать дома для того, чтобы закрепить полученные знания?

Оценить за устную работу.

Записать домашнее задание.

— На этом наш урок закончен. Всем спасибо за хорошую работу.

-Текст

-Каковы признаки текста?

— предложения связаны по смыслу

-можно выделить тему

— имеет заголовок (название)

Ответы детей.

*Упр.23,стр.12(дидактический материал)

*Подобрать текст из 5-6 предложений о школе,

о доброте (по желанию)

infourok.ru

«Признаки текста» — Начальные классы

– На основе названия раздела назовите вопросы, на которые нужно будет найти ответ.

– Что такое текст?

– Какие признаки есть у текста?

– Как отличить текст от не текста? (Предложения, нескольких предложений?)

– Какие бывают тексты?

– Давайте запишем план урока.

План (примерный)

1. Текст.

2. Признаки текста.

3. Отличительные признаки текста.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

1. Опрос

– Можно ли одно предложение назвать текстом? (Нет.)

– Сколько в тексте должно быть предложений? (2 и больше.)

– Любые ли предложения составляют текст? (Нет.)

– В каком случае несколько предложений будут текстом? (Они должны быть связаны между собой по смыслу.)

2. Работа по учебнику. Наблюдение с целью выявления признаков текста. Упр. 29 – развивается умение отличать текст от набора предложений. После чтения двух отрывков возможны такие вопросы:

– Что общего в двух приведённых отрывках? (Состоят из нескольких предложений, первые предложения одинаковые.)

– В чём различие? (В первом отрывке говорится не только об обезьяне, но и о медвежатах, о солнышке, книге, луге, между ними нет никакой связи; во втором отрывке говорится только об обезьяне и горохе, что произошло с ней, все предложения связаны между собой по смыслу, здесь можно найти начало, середину и конец.)

– Прочитайте во втором отрывке только начало, затем середину, потом конец. Сколько предложений оказалось в середине? (3.)

– Какое ещё внешнее отличие вы заметили? (У второго отрывка есть название – заголовок и автор.)

– Какой отрывок можно назвать текстом? (Второй.)

– Что это за текст, к какому виду его можно отнести? (Рассказ.)

– Назовите признаки текста:

– состоит из нескольких предложений;

– предложения связаны по смыслу;

– можно выделить начало, середину и конец;

– есть заголовок (можно подобрать, если его нет).

Дополнительные вопросы (по заданиям в учебнике).

– Почему выделены слова горох и горошина? (Однокоренные.) Что такое горошина? (Одно зёрнышко гороха.)

Запись слов в тетрадях, подчёркивание опасных мест.

– А ещё почему выделены эти слова? (Они важны для понимания текста, слово горох вынесено в заглавие.)

– Как вам кажется, всё дело было в горохе или в обезьяне? (Обезьяна была не очень умная.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

multiurok.ru

«Признаки текста» — Начальные классы

– На основе названия раздела назовите вопросы, на которые нужно будет найти ответ.

– Что такое текст?

– Какие признаки есть у текста?

– Как отличить текст от не текста? (Предложения, нескольких предложений?)

– Какие бывают тексты?

– Давайте запишем план урока.

План (примерный)

1. Текст.

2. Признаки текста.

3. Отличительные признаки текста.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?

1. Опрос

– Можно ли одно предложение назвать текстом? (Нет.)

– Сколько в тексте должно быть предложений? (2 и больше.)

– Любые ли предложения составляют текст? (Нет.)

– В каком случае несколько предложений будут текстом? (Они должны быть связаны между собой по смыслу.)

2. Работа по учебнику. Наблюдение с целью выявления признаков текста. Упр. 29 – развивается умение отличать текст от набора предложений. После чтения двух отрывков возможны такие вопросы:

– Что общего в двух приведённых отрывках? (Состоят из нескольких предложений, первые предложения одинаковые.)

– В чём различие? (В первом отрывке говорится не только об обезьяне, но и о медвежатах, о солнышке, книге, луге, между ними нет никакой связи; во втором отрывке говорится только об обезьяне и горохе, что произошло с ней, все предложения связаны между собой по смыслу, здесь можно найти начало, середину и конец.)

– Прочитайте во втором отрывке только начало, затем середину, потом конец. Сколько предложений оказалось в середине? (3.)

– Какое ещё внешнее отличие вы заметили? (У второго отрывка есть название – заголовок и автор.)

– Какой отрывок можно назвать текстом? (Второй.)

– Что это за текст, к какому виду его можно отнести? (Рассказ.)

– Назовите признаки текста:

– состоит из нескольких предложений;

– предложения связаны по смыслу;

– можно выделить начало, середину и конец;

– есть заголовок (можно подобрать, если его нет).

Дополнительные вопросы (по заданиям в учебнике).

– Почему выделены слова горох и горошина? (Однокоренные.) Что такое горошина? (Одно зёрнышко гороха.)

Запись слов в тетрадях, подчёркивание опасных мест.

– А ещё почему выделены эти слова? (Они важны для понимания текста, слово горох вынесено в заглавие.)

– Как вам кажется, всё дело было в горохе или в обезьяне? (Обезьяна была не очень умная.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *