cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация русское народное творчество 2 класс – Презентация «Устное народное творчество»2 класс

Разработка урока с презентацией для 2 класса на тему «Фольклор


«Фольклор – народная мудрость»

Цель: создать условия для осознания детьми понятия «фольклор»

Задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса и активности обучающихся на уроке, чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • способствовать умению использовать приобретённые знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

  • способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры, любви к русскому народному творчеству.

Методы обучения: диалогический, продуктивный, сравнения, обобщения, эвристический.

Задание на дом: сочинить частушку, потешку, скороговорку на тему школьной жизни.

Зрительный ряд: презентация к уроку.

Ход урока:

Слайд 1

В начале урока звучит музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!» М. Л. Лазарева.

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем уютном доме. Как вы уже догадались — я хозяйка этого дома.

Слайд 2

Домовой: Ой, здравствуйте, как вас много!

Учитель: Ребята, вы узнали кто это?

Домовой: Правильно, я домовой, а зовут меня Кузя. Живу я здесь 300 лет. Есть у меня волшебный ларец, да проку с него нет. По своей рассеянности я растерял содержимое всего ларца, осталось в нем лишь одно слово “ФОЛЬКЛОР”. Прежние хозяева говорили, что оно совершенно загадочное, сказочное, веселое, а что оно означает, я не знаю. Но слышал, что где-то есть волшебный лес, в котором и можно найти объяснение этому слову. Ну, раз уж вы пожаловали, то не могли бы вы отправиться в этот лес, чтобы добыть знания о фольклоре?

Когда вы будете в волшебном лесу, постарайтесь, как можно больше найти и взять с собой, что могло бы объяснить значение слова фольклор. 
А чтобы вам быстрей добраться до волшебного леса, я дам вам свою тележку.
Счастливого пути!


Учитель: ребята, а кто из вас знает, что такое фольклор?

Так какова же цель нашего урока? Узнать что такое фольклор — или подтвердить выдвинутую нами гипотезу или опровергнуть её.

Давайте перед дальней дорогой настроимся, возьмемся за руки, чтобы не потеряться в лесу, будем внимательны, чтобы ничего не забыть.

А в дороге нам будет помогать веселое стихотворение. Я буду проговаривать слова, а вы попробуйте их озвучить.

Слайд 3

Едем, едем на тележке (скрип, скрип)
Распевать свои потешки.
Листья шуршат (ш-ш-ш)
Белка на ветке орешки грызет (цок-цок-цок)

Слайд 4
Ручеек журчит (болтают языком)

Слайд 5
В речку он бежит (болтают языком)
Долго – долго ехали, наконец, приехали. (Ух!)

Слайд 6

Учитель: ребята, вот мы и приехали в волшебный лес. Посмотрите, как здесь темно и мне кажется, что мы с вами заблудились. Давайте позовём друг друга.

Распевание:

Девочки: а-у

Мальчики: а-у

Слайд 7

Кажется, стало светлеть. А вот и первая волшебная полянка потешек.

– Может быть, кто-нибудь из вас знает, что такое потешки?

 Потешки — небольшие стишки или песенки-приговорки. Давайте посмотрим, какую потешку приготовила нам полянка.

БЕЛКИ С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ

Погляди, к твоей тарелке *

Из лесов сбежались белки!

Съели булку, съели кашу

И глядят на дочку нашу!

С аппетитом белки ели

И всё съесть они велели!

Доченька послушала…

И всю кашку скушала! (выключить экран)

А сейчас постараемся её запомнить. Разучивание текста потешки и пропевание.

Давайте попробуем проговорить эту потешку очень быстро. (Проговаривание слов скороговоркой).

Учитель: что у нас получилось?

Дети: правильно скороговорка.

Учитель: вот такие скороговорки и потешки пели еще во времена ваших бабушек и дедушек. Они передавались из поколения в поколение. * (включить экран) *

– Мы можем взять с собой потешки и скороговорки для Кузиного ларца, это в дальнейшем поможет объяснить нам загадочное слово фольклор? Конечно, ведь Кузя велел нам собирать всё, что будет попадаться в пути.

Учитель: какая же следующая полянка встретится нам на пути?

Слайд 8

Это же полянка отдыха, мы с вами засиделись в повозке, давайте встанем и немного разомнемся (Слайд 9).

Продолжаем наше путешествие и попадаем на полянку загадок.

Слайд 10

Какие же загадки она нам приготовила, давайте посмотрим.

Слайд 11

Ой, как тут всё непонятно. Может уже кто-то из вас догадался, что здесь нужно сделать? Что изображено на экране?

Если взять деревянную заготовку и стамеску можно сделать ложку, * кусок кожи и обод с металлическими пластинами – бубен, * а если мы сплетём из бересты что-то похожее на погремушку и насыпем внутрь бусинки или горох, то получится шаркунок.* Что же это такое ложки, бубен, шаркунок? Правильно, это ударные инструменты.

Учитель: все эти инструменты придумал народ, значит они называются…

Дети: народные.

Учитель: какие ещё русские народные инструменты вы можете назвать?

Слайд 11

Народные музыкальные инструменты сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудные дни, и в праздники, и во время печальных событий. Удивительные голоса народных инструментов помогали людям жить. (выключить экран)

Посмотрите вот на этот инструмент, еще раз скажем, как же он называется? 

Дети: ложки.

Учитель: правильно. Это русский народный инструмент.

– Для чего нужна ложка? 

Дети: кормит человека.

Учитель: а для того, чтобы ложки звучали красиво, их нужно держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок.

Возьмите ложки за черенки так, чтобы черпачки смогли поздороваться друг с другом. (Педагог показывает.) Вызвать группу ребят, которые будут играть на ложках.

Учитель: мы сейчас вспомним один из приемов игры на свистульках – короткий звук. Вызвать группу ребят, которые будут играть на свистульках.

– разучивание ритмических партий.

Учитель: сейчас одна группа детей будет играть на ложках, другая на свистульках, а все остальные исполнят народную песню «Русская изба». (включить экран) *

Слайды12-23 (переключать после куплета, припева, проигрыша)

Исполнение песни, точнее вступления к песне и проигрыши под аккомпанемент музыкальных инструментов.

– Молодцы! А как вы думаете, что нам нужно взять с собой в волшебный ларец с этой полянки?

Слайд 24

Дети: народные инструменты.

Учитель: а разве на этой полянке мы только играли на музыкальных инструментах? Правильно, мы ещё отгадывали загадки.

Слайд 25

Продолжаем наше путешествие и останавливаемся на следующей поляне хороводов.

(после просмотра видео вопрос к детям)
Учитель: кто из вас знает, что такое хоровод?

Дети: ответ детей.

Учитель: хоровод – это народный танец, в котором танцевальные движения выполняются коллективно под исполняемую песню. Какие русские народные хороводы вы знаете? Давайте посмотрим необычный хоровод-цепочку. (щёлкнуть на видео в правом верхнем углу)

Слайд 26

Исполнение хоровода-цепочки «Хоровод-Земля» вместе с детьми.

– Как вы думаете, что можно взять с собой с этой волшебной полянки? Правильно, хороводы и песни. Давайте положим эти слова в ларец.

Учитель: – ребята, настало время и домой возвращаться. В путь.

Слайд 27

Вот мы и добрались до нашей горницы. Очень устали, давайте сядем на лавочки и вместе позовем Кузю, ведь мы выполнили его просьбу, целый ларец набрали различных слов и узнали, что же такое фольклор.

Хором: Кузя!

Учитель: Кузя, мы принесли тебе волшебный ларец и узнали, что же такое фольклор. * (нажать граммофончик и подождать, когда Кузя даст ответ)

Кузя: Нет, нет, я вам не верю. (нажать граммофончик)

Учитель:  ребята, давайте же назовем все, что входит в понятие слова фольклор, всё, что мы собрали в свой волшебный ларец. *

Потешки – небольшие смешные стишки или песенки-приговорки.

Хоровод – древний народный танец, в котором движения выполняются по кругу коллективно, под исполняемую песню.

Скороговорка – словесная игра, в которой необходимо быстро проговаривать слова.

Народные инструменты – это инструменты, которые были созданы народом.

Таким образом, вот это все было создано народом и называется фольклором.

Фольклор – в переводе с английского – народная мудрость, или народное творчество.

– Ребята, так что же такое фольклор?

Слайд 28

Слайд 29 (Кузя прощается с ребятами)

Рефлексия

  • Что вам понравилось на уроке больше всего?

  • Вы хотели бы отправиться еще в такое увлекательное путешествие?

Учитель: ребята, посмотрите, а ларец и вправду волшебный. Появились маленькие матрешки. Эти брелочки я дарю вам.

Слайд 30

*- означает щёлкнуть по экрану.

www.metod-kopilka.ru

Конспект с презентацией по литературному чтению на тему «Русское народное творчество. Путешествие в страну Фольклорландию» (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению по теме:

«Русское народное творчество. Путешествие в страну Фольклорландию» (обобщающий урок-праздник)

УМК «Школа России» 2 класс

 

 

Цели:

— закрепить все жанры народного творчества

— развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность

— воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения, прививать любовь к своей родине.

 

Тип урока: интегрированный – литературное чтение и музыка

 

Оборудование:

-презентация

-ягодки для  награждения

— загадки в яйцах от Киндер-сюрпризов

— загадки о сказках на листочках

— музыка, отрепетированные песни, танцы, стихи

 

Ход урока

 (Дети в русских народных костюмах стоят за дверью, приглашённые родители  и  учителя  в  классе, учитель в образе  хозяйки в  русском  сарафане)

Учитель:  Ой, желанные  вы  гости,

            Девицы да  молодцы!

            Грусть-печаль  у  входа  бросьте,

            Проходите  в  горницу!

(Звучит  музыка, заходят  дети, поют русскую народную  песню «По  полю» и  танцуют)

Учитель: Гость  хорош – хозяйка  рада.

            Так   ведётся  из  веков.

            Нам  былое  вспомнить  надо,

            Песни, сказы стариков.

Здравствуйте, мои гости  дорогие! Усаживайтесь поудобнее.

            Лаской, добротой  сердечной

            Будет  каждый  наделён.

            Рада, рада  бесконечно

            Передать  вам  свой поклон.

Ребята, я вас приглашаю  совершить путешествие в  далёкую-далёкую страну Фольклорландию. А что это за страна, я хочу  спросить вас? (слайд 3)

Какие  жанры  устного народного  творчества  вы  знаете? Проверка по слайду 4.

Молодцы, вижу, всё  знаете. Лучшим своим гостям за работу буду ягодки давать.

Узнаем  лучших  знатоков  фольклора в конце урока.

А дорогу  нам в эту страну покажет проводник. А кто он, мы узнаем, отгадав  русские  народные  загадки. А что такое загадка? (выходят заранее  подготовленные  чтецы)

1.Есть загадки  в нашем  крае

   До того  мудреные.

   Кто  загадку отгадает,

   Попадёт  в  учёные.

 

2.Сочинит  загадку тот,

Отгадает  этот.

А загадка  всё  живёт

Со  своим  секретом.

 

3.Да  и сложены  они

Очень хитро, гладко

Ну, смекалкою  блесни

Русская   загадка.

 

(Выходят  6 учеников, им  выдаются 6 яиц от  киндер-сюрприза, в них лежат  загадки. Кто  отгадает, тому  вручается  ягодка  и  карточка  с  буквой, на  которую  начинается  отгадка)

 

Загадки:

1.Растёт  зелёный  кустик,

   Дотронешься-укусит.(крапива)

 

2.Я  вырос  на  грядке 

   Характер  мой  гадкий.

   Куда  ни  приду,

   Всех  до  слёз  доведу.(лук)

 

3.На  узкой   дорожке-

   Голова  да  рожки.

   Кто  так  медленно  ползёт.

   На себе свой  дом  везёт.(улитка)

 

4.На  полянке  девчонки

   В белых  рубашонках.

   В  зелёных полушалках.(берёзы)

 

5.Летом  в  огороде –

   Свежие, зелёные,

   А  зимою  в  бочке-

   Крепкие, солёные.(огурцы)

 

6.Лето целое  старалась-

   Одевалась, одевалась.

   А  как  осень  подошла,

   Нам  одёжки  отдала. (капуста)

 

Буквы  выходите, слово  нам  сложите.

Что  получилось? Правильно – клубок.

Катись, клубок, показывай  дорогу.

Вот  и  первый город Малышкино. Давайте прочитаем, кто  здесь  живёт. (слайд 5)

Ребята, давайте  встанем  в  кружок, когда  вы  были  маленькие мамы вам  пели  колыбельные  песни. (учитель  берёт  запеленатую куклу  и  поёт  по  одной  строчке, дети  повторяют)

Спи-ка, Маша, солнышко.

Спи-ка, жито-зёрнышко.

Спи, моя родная,

Рыбка  золотая.

 

А  теперь  малыш  проснулся,

Хорошенько  потянулся.   

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперёк  толстунюшки,

А  в  ножки  ходунюшки,

В  ручки  хватунюшки,

А  в  роток   говорок,

А  в  голову   разумок.   

 

Водичка, водичка  умой  моё  личико,

Чтобы  глазоньки  блестели,

Чтобы  щёчки  покраснели,

Чтоб  смеялся  роток,

Говорил  язычок.

(дети  усаживаются)

 

А  какими  потешками  вас   развлекали  родители, когда  вы  были  маленькие?

(проверка  домашнего  задания)

Молодцы, а  чтобы  дети  говорили  чётко  и  понятно,  народ  придумывал  скороговорки. 1-2-3-скороговорку  назови.(ответы  детей).

Катится  наш  клубок  дальше. Город Разумный (слайд 6)

Как  много сказок  придумал  народ!

Сказка  по  лесу  идёт —

Сказка  за  руку  ведёт, 

Сказка-умница  и  прелесть

С  нами  рядышком   живёт!

Сказки  просят: -А  сейчас 

Вы,  друзья, узнайте   нас.(слайд 7-11)

Семь  ребят  я  приглашаю, про сказку  здесь   нам  прочитают,  а  мы  с  вами  отгадаем.(на  подносе  лежат 7  листочков  со  стихами). Проверка по слайду 12.

 

1.За  клубочком  я  пошла.

    На  опушку  вдруг  пришла.

    Под  сосной  стоит  избушка.

    Заглянула  я  в  окошко

    Мышка  с  Мишкою  сидят

    Колокольчиком  звенят. (Чудесный  колокольчик)

 

2.А  в  избушке  по  соседству

   С  косолапым  Мишкой,

   Воробей  да  круглый  Блин

   Обед  готовят  с  мышкой. (Крылатый, мохнатый да масленый)

 

3.Эта  рыжая  кума

   Всех  обидеть  она  готова.

   Утащила  Петушка.

   Пришлось  Коту  спасать  дружка. (Кот, петух и лиса)

 

4.Зайку  выгнала  из  дома

   И   сидела  на  печи.

   Лапки  грела, песни  пела,

   С  чаем  ела  калачи. (Заюшкина  избушка)

 

5.Надоело  жить  одной

   Стала вдруг  она  женой

  Того самого Кота,

   Что в  лесу  в  мешке нашла. (Кот и  Лиса)

 

6.А клубок-то! Скок-поскок!

   В  соседний  катится  лесок.

   Там  Бык, Баран, Петух и  Хрюша

   Из  брёвен  мастерят  избушку

   Кот  им  усердно  помогает

   Ладный  домик  вырастает. (Зимовье  зверей)

 

7.Это  что  за шум  и  треск?

   В  нору  кто  это  полез?

   Кто  кричит:» Ой, помогите!

   Ой,  собаку  заберите!»

   А  собака из  норы

   Тащит  рыжий  хвост  лисы. (Лисичка  со  скалочкой)

 

Как  сказка  нас  чему-то  учит, так  и  пословица.  В  них  отразились  народный  ум,  опыт  мудрость. Я  буду  начинать, а  вы  заканчивайте:

1. Век  живи-…(век  учись)

2. Семь раз   примерь-…(один  раз  отрежь)

3. Делу- время, а….(потехе  — час)

4. С  кем  поведёшься, от…(того  и  наберёшься)  

5. Что  посеешь, то…(и  пожнёшь)

6. Скучен  день  до  вечера…(коли  делать  нечего)

7. Не  зная  броду…(не  суйся  в  воду)

А  может  кто-то  помнит  другие  пословицы? Скажите  нам.

 Клубок   привёл  нас к  третьему  городу  Играйкино (слайд 13). А  живут  здесь:

Считалки, игры,  небылицы. И  в  старину, и  сегодня  все  дети  любят  играть. А чтобы не было споров, народ придумал считалки. Вы знаете их? (ответы детей)

(выходят  трое   чтецов)

 

1.На  поляне  за  селом

   Парни  да  девчата.

   То-то  будет  весело,

   То-то   жарковато.

 

2.Хочешь  в  «Чехарду» играй

   Или  бегай  в  «Салки».

    Сам  забаву  выбирай

    Ничего  не  жалко.

 

3.Есть  «Лапта»,  «Горелки» тут,

   Кто  здесь  самый  главный?

   А в светлице мы сыграем

   Ну, конечно, в «Топотушки». (Равное количество мальчиков и девочек садятся напротив друг друга. Мальчики шепотом сообщают ведущему имена девочек, которых они загадали. Ведущий следит, чтобы имена не повторялись. Затем предлагает каждой девочке по очереди подойти к тому мальчику, который, как ей кажется, мог ее загадать, и топнуть перед ним ногой. Если она угадала, то садится на его место, если не угадала, то мальчик топает ногой и она возвращается на место. Так до тех пор, пока все девочки не пересядут. Игра продолжается: девочки загадывают мальчиков).

Взялись парами, кто кого выбрал, и начинаем игру «Ручеек», а чтобы нам было не скучно, споем русскую народную песню «Во кузнеце».

 

Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах

Не короткие, не длинные,

А такие, что в самый раз

Как от меня до вас. (Выходят 3 пары, встают друг за другом)

 

Первая пара:

— Что, брат Фома, вспотел?

Верно, в поле за сохой пыхтел.

— Да нет, брат Ерема,

Я квас пил да пряником закусывал.

 

Вторая пара:

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег.

— А велика ли дыра?

— Один ворот остался.

 

Третья пара:

— Ты видела моего теленочка?

— Рыжего?

— Да, рыжего.

— С белым пятном на лбу?

— Да, с пятном.

— И с обрывком на шее?

— Да, верно. Где ты его видел?

— Нет, я такого не видел.

 

Катится наш клубочек, катится и прикатился к последнему городу – Веселкино (слайд 14). А живут здесь частушки, песни и танцы.

Кто сложил такие байки?

Кто частушки сочинил?

Ты пойди теперь, узнай-ка,

Кто он был и где он жил.

И звучит частушка всяко:

Под гармошку и струну.

Надо нам, друзья, однако

Спеть самим хотя б одну.

 

(дети выходят по одному)

 

1. Начинаю петь частушку,

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

 

2. Я мальчишка боевой,

Боевым остануся

Ну и горе тому будет,

Кому я достануся.

 

3. У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

 

4. На окошке два цветочка:

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

 

5. Оха-ха да хаханьки

Наши парни махоньки

Из-за кочек, из-за пней

Не видать наших парней.

 

6. Я залезу на березу:

Ух какая высота!

Посмотрю по сторонам:

Ух какая красота!

 

7. Встал наш Ваня на носок,

А потом на пятку,

Стал он русскую плясать,

А потом вприсядку.

 

8. Плясать пойду,

Головой качну,

Своими серыми глазами

Завлекать начну.

 

9. Самовар-самовар

Золотая ножка.

Я посеяла горох –

Выросла картошка.

 

10. Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

 

11. Ох, кончаем петь частушки

До другого вечера,

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

 

То ли Кама вдаль течёт?

То ль  берёзок  стая?

Это  русский  хоровод

Чинно  проплывает.

(дети  поют  и  танцуют  хороводную  песню « А я по лугу»)

Ребята, раньше фольклор передавался из уста в уста. Это как? А теперь мы можем все это прочитать в книгах, на нашей выставке стоят книги из библиотеки, которые вы можете взять и почитать.

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать,

Край наш стариной чудесен,

Как и вся Россия-мать.

Эй, девчата, выходите!

Пляску русскую начните.

В русской пляске озорной да удалой

Пусть кружится под ногами шар земной.

(танец «Кадриль»)

 

Вам спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

За частушки, песни, байки

Благодарствую я всех.

Час прошел в веселом гаме,

Как же короток был он,

Хорошо мне было с вами,

Вам прощальный мой поклон.

 

Рефлексия

В вазе стоят веточки березы, у меня на подносе веточки разного цвета. Каждый подойдите, ленточку возьмите и к веточке привяжите. Красная ленточка – мне все понравилось, зеленая – я чем-то немножко недоволен, желтая – мне было скучно.

 

Спасибо всем за хорошую работу, а теперь ягодки посчитаем и призы получаем. Вроде все довольны: и гости, и хозяйка. Урок наш закончен, до свидания (слайд 15).

infourok.ru

Устное народное творчество. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (214,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, прививать любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, вы научились любить еще больше свою страну и прикоснулись к истории нашей Родины.

Давайте сегодня повторим все, что мы узнали на этих волшебных уроках, путешествуя по волнам чудесных открытий. Удачи вам!

2.Основной ход урока:

1) Какие виды устного народного творчества вы знаете?

Давайте проверим, что скажут нам волны синего океана.

(Учитель показывает Слайд 2 презентации.)

Конечно, вы правы. Мы знаем:

  1. Русские народные сказки.
  2. Потешки.
  3. Скороговорки.
  4. Загадки.
  5. Былины.
  6. Песни.

2) Следующая остановка – “ русские народные сказки”.

Учитель: “Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Также вы знаете и сказки о животных, которые сочинил наш народ.

(Показ Слайда 3.)

Какие сказки вы знаете?

Чему учат народные сказки?

Назовите любимую сказку.

А сейчас давайте поиграем, отгадывая названия сказок.

Игра “отгадай-ка”:

(Показ Слайда 4.)

А) Отгадай сказку:

Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
(Ответ: колобок.)

Б) Кто это?

(Показ Слайда 5.)

Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
(Ответ: Емеля.)

В) Еще одна загадка

(Показ Слайда 6.)

На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет.
(царевна-лягушка)

3)Следующая остановка – “Потешки”.

(Показ Слайда 7.)

Для чего они создавались? (Рассмешить народ и в смешной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки.)

Где можно было услышать потешки? (На ярмарках, народных гуляниях и праздниках.)

Вспомни наизусть свои любимые потешки.

4) Остановка – “Скороговорки”.

(Показ Слайда 8.)

Какие скороговорки ты знаешь?
Что такое скороговорка?
Какой темп речи нужен для скороговорки?
(Быстрый и четкий.)
Вспомни несколько скороговорок.

5)Остановка – “Загадки”.

(Показ Слайда 9.)

Что такое загадки?
Что развивает загадка в человеке?
Вспомни твои любимые загадки.

Блиц -турнир по загадкам:

1.Стоит чудо в семи шубах,
Кто его тронет – сам заплачет.
(Лук.)

2 – Стоит в горшке
На окне ежик.
(Кактус.)

3. Горбатый мост
На четырех столбах стоит.
(Верблюд.)

4. В пустом дупле по сто домов.
По сто котлов,
В середине – ярмарка.
(Улей.)

5. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)

6) Остановка “Былины”.

Герои былин – богатыри, которые обладали недюжинной силой, умом и отвагой.

(Показ Слайда 10.)

Что такое былина?

Былины – это произведения русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.

Каких героев былин ты знаешь?

Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.

Назови те былины, которые ты уже читал?

7) Остановка “Колыбельные песни”.

Учитель: Название песни “колыбельная” происходит от слова “колыбель”. Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребенка и пела песенку. Эта песенка помогала малышу засыпать.

– Прочитайте выразительно колыбельные песни, которые вы подготовили.

(Дети читают песни.)

3. Итог урока:

(Показ Слайда 11.)

Вопросы к уроку:

  1. Кто создал это творчество?
  2. Как передавалось устное народное творчество?
  3. Назовите жанры устного народного творчества.

12.01.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Устное народное творчество — презентация для начальной школы

Презентация на тему: Устное народное творчество

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 2 Описание слайда:

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество. М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”. МАКСИМ ГОРЬКИЙ Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 3 Описание слайда:

Сказки Песни Потешки Поговорки Считалки Пословицы Заклички Загадки Игры Праздники Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 4 Описание слайда:

Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 5 Описание слайда:

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом. Мой любимый сборник сказок – «Тысяча и одна ночь». Сказки сочиняли и сочиняют писатели всех стран. Например, сказки Пушкина – это уже сокровища мировой литературы. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 6 Описание слайда:

По своему жанровому своеобразию сказки бывают: социально-бытовые, сказки о  животных, волшебные сказки. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 7 Описание слайда:

Сестрица Алёнушка Гуси-Лебеди Волшебные сказки Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 8 Описание слайда:

Сказка Морозко Социально-бытовые сказки Два брата Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 9 Описание слайда:

Сказка – Бобовое зернышко Сказки о животных Лиса, Заяц и Петух Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 10 Описание слайда:

Перунов день Василий Казимирович Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 11 Описание слайда:

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ – это песня, автор которой не известен; автор народной песни – сам народ. НАРОДНАЯ ПЕСНЯ — это песня, которую все поют, но никто не знает автора. Передавая такую песню из поколения в поколение, представители народа могут менять в ней слова, вставлять новые, досочинять продолжение, в результате песня становится действительно детищем народа в прямом смысле. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 12 Описание слайда:

Колыбельные песни Хоровод – Месим тесто Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 13 Описание слайда:

Уж ты, Груня — ягода моя Ерёма да Фома Песни шуточные Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 14 Описание слайда:

По ельничку, по березничку Да вот Масленица, ох на двор взъезжает Песни календарные Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 15 Описание слайда:

Частушки нескладушки А я умница, я разумница. Частушки Частушки Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 16 Описание слайда:

ПОТЕШКА — жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест ( в отличие от считалки, где жест важнее слова). Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 17 Описание слайда:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 18 Описание слайда:

ПОГОВОРКА – это краткое образное выражение, речевой оборот. Поговорка определяет какое-либо явление и без контекста не является логически законченным высказыванием. Пример поговорки: «комар носа не подточит». Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 19 Описание слайда:

Русские народные поговорки Русские народные поговорки (А-В) Русские народные поговорки (Г-З)   Русские народные поговорки (И-М)  Русские народные поговорки (Н-О) Русские народные поговорки (П-С) Русские народные поговорки (Т-Я) Поговорки народов Кавказа Поговорки народов Закавказья Поговорки народов Средней Азии Поговорки народов Поволжья и Южного Урала Поговорки народов Китая и Монголии Поговорки народов Ближнего Востока Поговорки народов Индии и Непала Поговорки народов Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока Поговорки Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 20 Описание слайда:

Прибаутки и небылицы Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 21 Описание слайда:

Что такое считалки и для чего они нужны? Прежде всего, СЧИТАЛКА – это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре. Интересно, что корнями считалки уходят в далекие языческие времена, когда охотники верили, что пересчет убитой дичи принесет неудачу в будущей охоте. Поэтому прямой счет заменялся иносказательными формами. Отсюда и “азы, двазы, тризы, ризы…” или “эна-бэна-раба…” Конечно, сейчас роль у считалок совсем другая, но что-то магическое в них все-таки осталось: на кого выпадет выбор – тому и повезет. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 22 Описание слайда:

Щелкни мышкой по тому шарику, который тебе нравится, и увидишь считалку! Считалки                                                                                                                Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 23 Описание слайда:

Детские считалки Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 24 Описание слайда:

ПОСЛОВИЦА– это жанр фольклора. Представляет собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение. Пословица всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию. Пример пословицы: «Цыплят по осени считают». ПОСЛОВИЦА- жанр фольклора. В пословице есть определённый законченный смысл в отличии от поговорки. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 25 Описание слайда:

Где хвост всем заправляет, там добра не бывает. Глупый ищет большого места, а умного и в углу знают. Дураки только в сказках удачливы. Коли нет ума, то не даст и кума. Красота приглядится, а ум пригодится. Народ богат умными людьми. Не тот много знает, кто много живет, а тот, кто много видит. Умный не осудит, а глупый не рассудит. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 26 Описание слайда:

ЗАКЛИЧКИ — это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой людей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 27 Описание слайда:

Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. Дождик, дождик, лей, лей На меня и на людей! А на Бабу-Ягу Хоть по тысячу ведру! Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 28 Описание слайда:

Заклички и приговорки Солнышко, выгляни! Красное, высвети! На холодную водицу, На шелковую травицу, На аленький цветочек, На кругленький лужочек! Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 29 Описание слайда:

ЗАГАДКА– это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: «Стоит поп низок, на нём сто ризок» (капуста). Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 30 Описание слайда:

ЗАГАДКА — это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь — народная забава. ЗАГАДКА — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 31 Описание слайда:

1. Загадки – описания свойства, признаков предмета. 2. Загадки – противопоставления. 3. Загадки – сравнения. 4. Загадки – описания действий предмета. 5. Загадки – вопросы. Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 32 Описание слайда:

Примеры к каждому виду загадки, найденные в различной литературе: 1.Крашеное коромысло Через реку повисло. 2. Не ездок, а со шпорами, Не сторож, а всех будет. 3. Что слаще и что горче? 4. Кафтан на мне зеленый, И Сердце , как кумач, На вкус, как сахар, сладок, На вид похож на мяч. 5. У кого из зверей Хвост пушистее и длинней? СЛОВО Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 33 Описание слайда:

Вода, реки, ручьи Загадки Занятия, ремесла и музыка Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 34 Описание слайда:

Грамота, книги, время Животные в доме и на огороде Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 35 Описание слайда:

Я качу колечко Старинная игра – Коза Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 36 Описание слайда:

Уж я улком шла Игра Бабка Ёшка Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 37 Описание слайда:

Праздник пастушков к Егорьеву дню Первый, второй и третий Спас в августе Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

№ слайда 38 Описание слайда:

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы Сценки – Деревенские посиделки Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2014

ppt4web.ru

Презентация раздела программы по литературному чтению «Устное народное творчество» 2 класс

Методическая разработка раздела программы

по литературному чтению

« Устное народное творчество»

2 класс

Работу выполнила

учитель начальных классов

МОУ Чистоборской НШДС

ИГНАТЬЕВА

ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

Стаж

педагогической работы – 28 лет

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

Формирование сознательного читателя, владеющего навыками чтения и способами работы с книгой

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о жанрах русского устного народного творчества;
  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа;
  • Совершенствование интеллектуального развития

Используемые педагогические технологии

Технология В.Н Зайцева

Технология И.Т.Федоренко ,

1. Частота тренировочных упражнений

И.Г. Пальченко

2. Жу жжащее чтение

1.Многократное чтение

3.Ежеурочные пятиминутки чтения

2. Чтение в темпе скороговорок

4. Чтение перед сном

3.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

5. Режим щадящего чтения

Методы активного чтения

Чтение с разметкой – внимательное чтение

Уже знал

Новое

Думал по — другому

Не понял

Структура содержания раздела

Вторичный синтез

Анализ

Первичный синтез

Принципы построения раздела

  • От простого к сложному;
  • От меньшего объема к большему;
  • С последующим применением знаний, полученных на предыдущих уроках

Принципы построения раздела

С учетом возрастного восприятия этих жанров

Сказки

Пословицы и поговорки

Загадки

Считалки и небылицы

Колыбельные песни, потешки и прибаутки

ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ

Синтез

Понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков

Понимание

фактического содержания

Проверка первичного восприятия

Первичное целостное

восприятие произведения

Подготовка к чтению

Формы чтения

Чтение

вслух

Чтение

про себя

Предназначено для себя

Предназначено для слушателей

Прививает любовь к книге

Способствует орфоэпической грамотности

Ведущее значение в современных условиях

Обогащает словарный запас

Методы, приемы,

творческие работы

Прогнозирование

Речевые разминки

Словарная работа

Повторное чтение

Игры и творческие задания

Жанры русского устного народного творчества:

  • сказки
  • былины
  • былинки
  • легенды
  • предания и бывальщины
  • пословицы и поговорки
  • колыбельные песни, потешки и пестушки
  • песни , частушки и припевки
  • плачи и величания
  • загадки
  • небылицы и перевертыши
  • заклички и приговорки -скороговорки -считалки
  • ярмарочные шутки

Русское устное народное творчество

неразрывно связано

Народно-прикладным искусством ( резьба , вышивка, роспись, архитектура, ткачество, ковка, живопись ит.д.) — это образы , сюжеты из русских народных сказок;

Русское устное народное творчество

неразрывно связано

С обрядами и традициями русского народа, с народными инструментами , исполнением песен, частушек

Русское устное народное творчество

неразрывно связано с русскими народными костюмами

Учебно – методический

комплекс

Л.Ф.Климанова,

В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Литературное чтение.

Издательство « Просвещение»

Программа

общеобразовательных

учреждений.

Литературное чтение. Л.Ф.Климанова,

В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

Тематическое планирование

раздела

  • Русские народные песни -1 час
  • Считалки, небылицы, перевертыши -1 час
  • Загадки-1 час
  • Пословицы и поговорки -1 час
  • Сказки – 8 часов
  • Обобщение – 2 часа

Итого – 14 часов

Урок чтения во 2 классе

«Виды русских народных сказок: волшебные,

бытовые, сказки о животных.»

Цель — обобщить и систематизировать знания

учащихся о русских народных сказках,

особенностях его построения, языке, героях.

Задачи :

Создание эмоционального настроя

учащихся на изучение произведений устного народного творчества,

формирование интереса к чтению, развитие воображения, воспитание

уважения к истокам культуры своего народа

Испытание

« Волшебные домики»

терем

Лесная

избушка

Простая

изба

Сказки

Волшебные

Волшебство

Бытовые

О животных

Герои – простые люди

Герои-злодеи

Герои-помощники

Веселое настроение

Веселое настроение

Необычные испытания

Смешные ситуации

Герои-животные

Таинственное настроение

Высмеиваются плохие черты характера

Волшебное условие (животные разговаривают)

Волшебные предметы

Восторг умом, находчивостью

Сильный защищает слабого

Результативность

Коль ты русский человек-

Знай и помни весь свой век:

Что народ твой сочинил,

И чему тебя учил.

Знай традиции, обряды

И не скуки это ради.

Знай , как жили наши деды,

Как превозмогали беды,

Как трудились, веселились,

Чему в жизни научились.

Будь ты русским до конца

Не для красного словца.

А сейчас учись, трудись.

Тем , что русский, ты,

гордись!

Игнатьева Татьяна Сергеевна

kopilkaurokov.ru

Литературное чтение 2 класс. Презентация на тему » Русские народные песни»

Устное народное творчество РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Презентацию выполнила учитель начальных классов

МАОУ « Школа № 21» Г. о. Балашиха

Орлова Наталия Александровна

.

Баю, кукла, баю-бай.

Завтра в школу маме.

Ты сегодня не играй,

Спи, не будь упрямой.

Спи, хорошая, усни –

Сон придёт весёлый,

Куклы – малые они

И не ходят в школу.

В нашей стране проживают люди разных национальностей: русские, татары, армяне, азербайджанцы и многие другие .

.

На земном шаре народов ещё больше: французы, греки, чехи, немцы, итальянцы, англичане и многие другие. У каждого народа есть своё устное народное творчество. Со многими сказками разных народов вы уже знакомы и ещё будете знакомиться .

.

Ты, рябинушка, раскудрявая… Ты когда взошла. Когда выросла?

Берёза, моя, берёзонька,

Берёзонька моя белая,

Берёза кудрявая!

А.Н.Толстой

«Русская обрядовая поэзия становила и укрепляла нравственный облик народа , была его исторической памятью, праздничными одеждами его

души и наполняла глубоким

содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.»

Изделия из хохломы

Дымковская игрушка

О чём пели наши предки?

Солнышко –вёдрышко,

Прогляни, посвети

На веточку зелёную,

На яблоньку высокую, На грушицу кудрявую, Берёзку кучерявую!

Изделия из берёзы

.

От слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться». Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам .

ЗАКЛИЧКИ

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке!

ШУТОЧНЫЕ И ПЛЯСОВЫЕ ПЕСНИ

.

Название песен, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные — идет от слова колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). В народном обиходе встречалось и название «байка» (от байкать – качать, усыплять).

.

.

Рефлексия

Сегодня на уроке

Я узнал …

Я научился …

Мне понравилось …

Я затруднялся…

Моё настроение…

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *