Презентация россия родина моя 2 класс музыка – Презентация урока для интерактивной доски по музыке на тему: Презентация «Россия — Родина моя» во 2 классе | скачать бесплатно
Презентация к уроку музыка, «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!»
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!
Символы России
ГИМН, ГЕРБ, ФЛАГ
Флаг России
Государственный флаг РФ поднимается во время торжественных мероприятий и приспускается во время траурных церемоний
Герб России
Двуглавый орёл – историческая эмблема нашей Родины.
Это символ вечности России.
Описание герба России
Золотой двуглавый орёл с поднявшими вверх распущенными крыльями увенчан тремя коронами, символизирующими триединство восточных славян. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение государственных устоев нашего Отечества. На груди орла – щит с изображением Георгия Победоносца, особо почитаемого на Руси святого.
Гимн России
Гимн – музыкально-поэтическое произведение. Исполняется во многих торжественных случаях, ежедневно транслируется по телевидению и радио перед началом и по окончании вещания, в новогоднюю ночь — после боя часов на Спасской башне Московского Кремля в 24 часа.
Это надо знать:
- При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие слушают его стоя, мужчины – без головных уборов.
- Если одновременно поднимается Государственный флаг РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
Каждый герб – это целая повесть
- Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком не только государства, но и города, а в старину – рода или отдельного лица. Он отражает исторические традиции владельца. Очень красочны и ярки цвета русских гербов. Голубые, как небо, означают красоту и величие, ярко-зеленые – изобилие, красные, как пламя, — мужество, храбрость.
Флаг Самары с гербом
Герб и флаг муниципального района Волжский,
Герб района
Флаг района
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Москва – столица нашей Родины
Пост №1
Спасибо за внимание!
intolimp.org
«Россия – Родина моя» «Здравствуй, Родина моя!»
Музыка 2 класс
«Россия – Родина моя»
«Здравствуй, Родина моя!»
Цели урока: знакомство с новыми музыкальными терминами, песнями о России.
Задачи урока: формирование основ российской гражданской идентичности; воспитание патриотических чувств, введение в мир музыки через интонации, темы и образы произведений отечественного музыкального искусства; совершенствование певческой культуры школьников.
Планируемые результаты УУД:
Личностные: проявлять чувство гордости за культурное наследие своего народа; оценивать и осознано выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям и миру в целом.
Предметные: воплощать характер и настроение песен о Родине, слушать музыку, устно отвечать на вопросы по содержанию музыкальных произведений.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов; предлагать творческие варианты решения поставленной задачи; использовать полученные знания в самостоятельной работе.
Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: изучение нового материала, урок-экскурсия.
Ход урока
Организационный момент.
— Добрый день! Мы начнем урок с песни «Здравствуйте!». Проверьте, как вы сидите, – спина прямая, голова немного приподнята. Давайте все вместе скажем правило: «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь». (Дети повторяют правило певческой посадки.) Руки при этом вы можете расположить свободно – на парте перед собой или на коленях.
Постановка учебной задачи.
— Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? Посмотрите, пожалуйста, на экран.
— Что изображено на картинах художников? (Ответы.)
— Вы правы, ребята, сегодня мы продолжим разговор о нашей Родине. Мы всегда здороваемся друг с другом. Мы можем поздороваться со своей родиной? Давайте определим тему нашего урока: «Здравствуй, Родина моя!».— Что для нас является родиной, как называется страна, в которой мы живем? (Россия). — Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.
Россия, Россия, Россия.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!
Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна! (Владимир Гудимов.)
Изучение нового материала.
— А какой самый главный город нашей страны? (Город Москва.) Москва-столица России, главный город государства.
— О нашей Родине написано много песен. С одной из них мы сегодня познакомимся. Это песня «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой. В этой песне 3 куплета и припев. Куплет и припев отличаются по характеру. Куплет мы исполним ласково, нежно, протяжно. А припев более радостно, задорно. Давайте исполним её. Вокально-хоровая работа.
— В песне главное – мелодия. Это не только душа, но и главная мысль произведения. Аккомпанемент сопровождает мелодию. Он делает её более выразительной, красивой.
Для того чтобы записать мелодию с аккомпанементом, композиторы используют два, три и более нотоносца. Для записи высоких и средних звуков используют СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ – ключ «соль». Низкие ноты записываются в БАСОВОМ КЛЮЧЕ – ключе «фа».
Я попрошу вас выполнить задания в рабочей тетради на стр.6 и 7:
Найдите в нотной записи интонации кукушки (ку-ку), тиканья часов (тик-так), трубы (та-ра-ра).
Подпиши названия нот и сыграй их на клавиатуре.
Ноты бывают разной длительности.
Чередование коротких и длинных звуков в музыке – это ритм.
— Назовите длительности нот в нотной записи кукушки, тиканья часов, трубы. (Хором, можно в парах или по — одному.)
— Давайте споем интонации так, как указано в этих нотах. (Поем хором.)
— Давайте простучим ритм нотной записи кукушки, тиканья часов, трубы. (Хором, можно в парах или по — одному.)
— Ритмично хлопая в ладоши, произнесите свое имя и своего соседа.
Прочитайте выразительно стихотворение. Негромко хлопая в ладоши, передай его ритм.
Утром солнышко встает,
Всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
«Ты скорей, дружок, расти».
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
«Здравствуй, Родина моя!» (Константин Ибряев.)
Физкультминутка.
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
— Ребята, вы знаете, тема нашего урока перекликается с песней «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова (слова К. Ибряева). Это песня о родном крае. Послушайте эту песню.
Прослушивание песни «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова (слова К. Ибряева).
— Чем отличается песня по характеру и форме от песни «Моя Россия» Г. Струве? (Отличается по форме и характеру исполнения, используются различные средства музыкальной выразительности).
— Что их объединяет? (Их объединяет одно — светлое, радостное, поэтичное отношение человека, любующегося своим краем.)
Разучивание песни. Вокально-хоровая работа.
Обратите внимание на нотную запись этой песни.
Итог урока.
— Ребята, что вы для себя сегодня узнали на уроке?
Прошу вас заполнить табличку.
Домашнее задание: повторить дома 1 куплет песни Георгия Струве «Моя Россия».
— На этом наш урок закончен. До свидания!
«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова (слова К. Ибряева)
«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова (слова К. Ибряева)
— Ребята, что вы для себя сегодня узнали на уроке?
Прошу вас заполнить табличку.
— Ребята, что вы для себя сегодня узнали на уроке?
Прошу вас заполнить табличку.
— Ребята, что вы для себя сегодня узнали на уроке?
Прошу вас заполнить табличку.
— Ребята, что вы для себя сегодня узнали на уроке?
Прошу вас заполнить табличку.
— Ребята, что вы для себя сегодня узнали на уроке?
Прошу вас заполнить табличку.
— Ребята, что вы для себя сегодня узнали на уроке?
Прошу вас заполнить табличку.
— Ребята, что вы для себя сегодня узнали на уроке?
Прошу вас заполнить табличку.
infourok.ru
План-конспект урока (музыка, 2 класс) по теме: Конспект урока «Здравствуй, Родина моя!»
МБОУ ЗАЛЕСОВСКАЯ СОШ
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МУЗЫКЕ
ВО 2 КЛАССЕ
ТЕМА: «Здравствуй, Родина моя»
КАЛИНИЧЕВА Е. В.
ЦЕЛЬ: на примере музыкальных сочинений русских композиторов воспитать в детях чувство любви к своей Родине, к своему дому.
ЗАДАЧИ: * Научить детей слушать музыку, давать определение мелодии, её характеру звучания и
правильному пению;
*воспитывать любовь к русской музыке;
* научить правильно слушать и исполнять Гимн РФ
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Вход в класс.
- Приветствие-попевка. ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА.
— ЗДРАВСТВУЙТЕ. МЫ ГОТОВЫ ЗАНИМАТЬСЯ,
БУДЕМ ОЧЕНЬ МЫ СТАРАТЬСЯ.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Здравствуйте, ребята! Прошло лето, и мы вновь с вами встретились, чтобы продолжить наше увлекательное путешествие по волшебному океану под названием «Музыка».
Тема нашего урока: «Музыкальные образы родного края» и его мы начнём с прослушивания музыки композитора М.П.Мусоргского.
(звучит «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» композитора Модеста Петровича Мусоргского)
УЧИТЕЛЬ. Итак, я предлагаю высказать своё мнение. Какую картину рисует музыка, какими чувствами наполнена музыка, что вы почувствовали при прослушивании музыки и какие картины, образы рождались у вас?
ДЕТИ.(ответы)
УЧИТЕЛЬ. Правильно, композитор рисует картину природы, картину наших российских просторов, а именно красочный, волшебный рассвет на Москве-реке. Москва — красивейший и любимый наш город. Творцы прекрасного воспевали Москву в стихах и поэмах, писали полотна, отражали образ великого города в музыке. Один из шедевров вы сейчас услышали, и я думаю, что вы не остались равнодушными. Музыка Мусоргского нас перенесла из класса в летнее московское утро, когда всё просыпается ото сна, солнце, как бы лениво поднимается, освещая всё вокруг. Вот оно позолотило гладь реки и медленно поплыло по небосводу, оповещая о новом дне.
Когда мы произносим слово «Москва», мы ощущаем необычное чувство, чувство торжественности. А почему?
ДЕТИ(ответы)
УЧИТЕЛЬ. Правильно, нас переполняет чувство гордости, потому что, Москва – столица нашей Родины, сердце России. Мы очень любим свою Родину, место, где мы родились, шумный дворик, весёлых друзей, родителей, всё то, что нас окружает с детских лет.
«Что такое Родина?» —
Маму я спросила.
Улыбнулась мама,
Повела рукой:
«Это наша Родина,
Милая Россия.
Нет другой на свете
Родины такой!»
Облаками светятся в небе самолёты,
В космосе ракеты мирные летят.
Окружила Родина лаской и заботой,
И любовью нежною всех своих ребят.
В сердце ты у каждого Родина-Россия,
Белые берёзки, колос налитой.
Нет тебя привольнее, нет тебя красивей,
Нет другой на свете Родины такой.
Послушайте, пожалуйста, песню о России.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «У МОЕЙ РОССИИ»
УЧИТЕЛЬ.
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
УЧИТЕЛЬ. Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди.
Ребята, а кто руководит нашим государством?
ДЕТИ . Президент – Путин В.В.
УЧИТЕЛЬ. Правильно. У каждого государства есть свой Государственный Гимн. Что такое гимн?
ДЕТИ (ответы)
УЧИТЕЛЬ. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях: во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.
УЧИТЕЛЬ. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Звучит Гимн.
УЧИТЕЛЬ. Ребята, скажите, как называется село, в котором вы живёте?
Любите ли вы своё село? А за что вы его любите? Что вы можете сделать, чтобы оно было ещё лучше, краше, богаче?
РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ
ИТОГ.
УЧИЕЛЬ.
Помните, дети, «родина любимая, что мать родимая!».
Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои стихи и песни, мелодия которых также широка и величава, как наши российские просторы. Сегодня мы убедились в этом, прослушивая музыку и М.П. Мусоргского, и песню Г. Струве, и гимн композитора А.В. Александрова.
Завершить урок я предлагаю прослушиванием музыки русского композитора М.И. Глинки, которая называется «Патриотическая песня».
СЛУШАНИЕ «ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ» М. ГЛИНКИ
УЧИТЕЛЬ. Урок закончен. Спасибо за внимание. До свидания!
nsportal.ru
Конспект урока музыки. Раздел«Россия – Родина моя». Тема урока: «Мелодия». 2 класс
4.09.2014год. Урок музыки в 2 А классе.
Раздел«Россия – Родина моя».
Тема урока: «Мелодия».
Окрушко Алёна Юрьевна — учитель музыки.
Цели:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся;
- развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
Учебные задачи:
- эмоционально-образное восприятие и характеристика пьесы Э. Грига “Песня Сольвейг”;
- выразительное исполнение песен “Чунга-чанга” В. Шаинского и “До свиданья, осень!” А. Кудряшова;
- осмысление понятий “звуки шумовые и музыкальные”, “мелодия вокального и инструментального характера”, “мелодии-образы”;
- определение по звучанию направления движения мелодии, а также созданного композитором музыкального образа.
Оснащение урока:
- презентация “Мелодия – душа музыки”;
- презентация песни В. Шаинского “Чунга-чанга”;
- презентация “Песня Сольвейг”;
- презентация песни А. Кудряшова “До свиданья, осень!”;
- презентация “Викторина”;
- презентация кроссворда “Мелодия”.
Техническое обеспечение:
- компьютер;
- CD-проигрыватель;
- проекционная система;
- музыкальные инструменты: баян, гитара, скрипка, фортепиано, барабан, бубен, металлофон, маракасы, триола, треугольник и т.д.
Ход урока
— Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящён мелодии. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. Тема нашего урока – “Мелодия – душа музыки”. Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Что же такое мелодия?
— Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение) [2]. Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.
— Давайте прочитаем стихотворение Е. Королёвой о разных звуках. Обратите внимание на выделенные строчки (После каждой прочитанной строчки по щелчку появляется соответствующая тексту картинка.):
“Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клёкот, Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колёс и шум станка, Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые. Только есть ещё другие: Не шуршания, не стуки – Музыкальные есть звуки”.
(Звуки бывают разные — шумовые и музыкальные.)
— Правильно. Какие звуки нужны для того чтобы мелодия получилась?
(Музыкальные звуки.)
— Верно. (По щелчку в розовом пятне появляется надпись: “Музыкальные звуки”.) Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?
(Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку.)
— Может быть. Давайте один из вас попробует сыграть мелодию песни “Во поле берёза стояла” на барабане, а другой – на металлофоне.
(На барабане не получается.)
— Почему?
(Барабан стучит все время один и тот же звук.)
— Верно. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального” [1]. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Посмотрите на музыкальные инструменты, которые находятся в кабинете. Как вы думаете, на каких из них можно исполнить мелодию, а на каких – нельзя?
( На бубне нельзя, на трещотке, на ложках. А на пианино – можно, ещё на дудочке, на баяне.)
— Правильно. Пора нам разобраться, что написано в жёлтом пятне. Посмотрите сколько здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как можете это объяснить?
( Сверху один человек играет на барабане, а мальчик – на скрипке.)
— Да, судя по всему, и музыка у них получается разная.
(Да, дяденька играет громко, а мальчик – тихо.)
— Хорошо. Не забывайте, что мы разгадываем рукопись о мелодии.
(Значит, мелодия бывает громкой и тихой.)
(Посередине – одна мордочка улыбается, а другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и грустная.)
(Внизу улитка ползёт медленно, а акула плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и медленная.)
— Верно. Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… Так что же написано в жёлтом пятне старинной рукописи?(мелодия бывает разной.)
— Правильно. (По щелчку в жёлтом пятне появляется надпись: “Мелодия бывает разной”.) Следующее пятно – зелёное. Что же мы видим?(Карточки со стрелочками, ступеньками, волнами.)
— Послушайте внимательно мелодию и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз? (По щелчку звучит мелодия вальса из балета П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)(На волны.)
— Правильно. Слушаем ещё одну мелодию. (По щелчку звучит “Избушка на курьих ножках” М.П. Мусоргского.)(На стрелочку вниз.)
— Верно. Слушаем третью мелодию. (По щелчку звучит “Июнь. Баркарола” П.И. Чайковского.)(На ступеньки вверх.)
— Молодцы! Итак, что же написано в зелёном круге? ( “Куда идёт мелодия”)
— Хорошо. (По щелчку в зелёном круге появляется надпись “Мелодия двигается по-разному”.)
Попробуем расшифровать надпись в голубом круге. (По щелчку появляется картинка “пианист играет на рояле” и звучит музыка моторного характера. По второму щелчку появляется картинка “поющая женщина” и звучит песня “Чунга-чанга”. По щелчку звучание прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях(Мужчина играет музыку на рояле, а женщина поёт песню “Чунга-чанга”.)
— Значит, одну мелодию сочинили, для того чтобы её спели, а другую… (Чтобы сыграли.)
— Правильно. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”. Так какие две мелодии мы сейчас услышали?(Вокальную и инструментальную.)
— Что же написано в голубом круге?
— Вокальная и инструментальная мелодия.
— Молодцы! (По щелчку в голубом круге появляется надпись “Вокальная и инструментальная”.) Между прочим, инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь. Ведь мы с вами часто на уроках музыки поём фрагменты из инструментальных произведений.Осталось нам разгадать, что написано в фиолетовом круге. О чём рассказывают нам эти две картинки?(Два художника рисуют картины.)
— Да, и похоже, что картины у них разные. (Автоматически воспроизводится видео фрагмент “Танец лебедей” П.И. Чайковского. По щелчку звучание останавливается и автоматически появляется надпись “Мелодия-портрет”.) Чей портрет рисует нам мелодия? ( Портрет лебедей.)
— Верно. Слушаем дальше. (Автоматически звучит музыка речитативного склада. На слайде картинка — выступление древнегреческого оратора.) Не правда ли, эта мелодия как будто “разговаривает” с нами. (По щелчку появляется картинка — выступление современного человека за трибуной.) Это ещё один образ — “речь человека”.(По щелчку появляется надпись “Мелодия-речь человека”.)
Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”, “Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в фиолетовом круге?
— Это мелодии-образы. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. (По щелчку в фиолетовом круге появляется надпись “Мелодии-образы”.)
Итак, мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы! Давайте вместе исполним нашу любимую песню В. Шаинского “Чунга-чанга” с танцевальными движениями и создадим образ беззаботной жизни на необитаемом острове. (Учитель демонстрирует презентацию песни “Чунга-чанга”. Приложение 3.)
— Продолжая разговор о музыкальных образах, которые способны создать мелодии, Я предлагаю вам послушать музыку Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. Женщина по имени Сольвейг всю жизнь ждала, когда к ней вернётся её любимый человек. А он долго путешествовал по разным странам и вернулся к ней уже седым. Послушайте музыку и постарайтесь использовать те сведения, которые вы получили, расшифровывая старинную рукопись. Понаблюдайте, как движется мелодия, каков её характер, какой образ создал норвежский композитор Григ? Выполните Задание 1. в Рабочей тетради. Подчеркните слова, которые соответствуют характеру мелодии: “насмешливо, спокойно, шутливо, грустно, весело, легко, плавно, протяжно, празднично, торжественно”. (Учитель демонстрирует презентацию “Песня Сольвейг”. Приложение 4.) (Слушают музыку и выполняют задание).
— Хорошо. (На слайде 3. учитель после ответов детей по щелчку высвечивает правильные ответы: “спокойно, грустно, плавно, протяжно”.) Скажите, пожалуйста, в этом произведении мелодия вокального или инструментального характера и почему? (Вокального, потому что её как бы поёт Сольвейг.)
— Верно. И называется это произведение “Песня Сольвейг”. (Учитель сменяет слайд). Рассмотрите внимательно рисунок Николая Рериха, который называется “Домик Сольвейг” и скажите, на что похоже движение мелодии? Объясните свой ответ.(Движение мелодии похоже на горы, на реку. Потому что мелодия идёт то вверх, то вниз, волнисто.)
— Я согласна с вами. Какой образ рисует эта мелодия, о чём это произведение?(О грусти Сольвейг, о том, что она ждёт своего любимого человека.)
— Да. Мелодия песни Сольвейг грустна. В каком ладу она написана? (В миноре.)
— Правильно. Мелодия песни “До свиданья, осень!” тоже печальная. Давайте исполним эту песню, создавая образ прощания с красавицей-осенью. (Учитель демонстрирует презентацию песни “До свиданья, осень!”Приложение 5.)
— Молодцы. Вы получили необходимые знания о мелодии и умело ими пользуетесь. Я приглашаю вас к участию в викторине. Думаю, что вам не составит большого труда ответить на вопросы. (Учитель демонстрирует презентацию “Викторина”. Приложение 6.)
Презентация. Слайд 1. Первый вопрос: назовите инструменты, которые вы видите на экране? (Гитара, скрипка, бубен, барабан, труба, тарелки…)
— Верно, а ещё металлофон и кастаньеты (показывает). На каких музыкальных инструментах можно исполнить мелодию? Выполните Задание 2. самостоятельно в Рабочей тетради, а потом мы сверимся.
— Хорошо. (После ответов детей по щелчку (слайд 2) на экране появляется правильный ответ – гитара, скрипка, металлофон, труба.)
Слайд 3. Следующее задание: определите, как движется мелодия? (По щелчку звучит “Па-де-де” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.)(По ступенькам вниз.)
— Слайд 4. Правильно. А теперь самое интересное – по характеру мелодии постарайтесь определить образы, которые создали композиторы. (На экране картинки лебедя, пчелы и птенцов.) И объясните свой выбор.
Слайд 5. (По щелчку звучит первое произведение – “Лебедь” К. Сен-Санса.)(Это лебедь. Мелодия медленная, плавная, нежная.)
— Правильно. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – фамилия композитора и название произведения.) Слушаем дальше. (По щелчку звучит второе произведение.)(Это пчела.)
— Почти угадали. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – “Полёт шмеля” Н.А. Римского-Корсакова.) Почему вы так решили?(Мелодия быстрая, как бы жужжащая.)
— Правильно. Понятно, что третья мелодия будет соответствовать оставшейся картинке. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, какое из известных вам музыкальных произведений сейчас прозвучит?(Это музыка про птенцов. Мы её слушали вначале года.)
— Послушайте и ответьте, эта мелодия вокального или инструментального характера? (По щелчку звучит “Балет не вылупившихся птенцов” М.П. Мусоргского.)(Эта мелодия инструментального характера. Её нельзя спеть. Она быстрая, весёлая смешная, озорная.)
— Молодцы, вы — настоящие знатоки. И в завершение нашего урока я предлагаю вам разгадать кроссворд “Мелодия”. Выполните Задание 3. в Рабочей тетради. (Учитель демонстрирует презентацию кроссворда “Мелодия”.Приложение 7.)
— Давайте проверим вместе. (После каждого ответа детей по щелчку в ячейках кроссворда появляется правильный ответ. Можно заполнять кроссворд коллективно по тому же принципу: после ответа детей – правильный ответ на экране. Это позволит учителю сократить время на разгадывание кроссворда.) Все слова кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них мелодий очень много. Назовите эти три слова и поясните свой ответ.
В балете много танцев, и у каждого своя мелодия. В опере поёт много людей, все они поют свои мелодии.
— В симфонии тоже много мелодий. Среди них могут встретиться мелодии, похожие на марш, на танец, на песню.
Итак, сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Вспомните, пожалуйста, что сказал о мелодии русский композитор и назовите его фамилию.
Мелодия – душа музыки. Композитора зовут Чайковский.
— Да, Пётр Ильич Чайковский. Из чего состоит мелодия?
— Правильно. Какими бывают мелодии?
— Хорошо. Чем вокальная мелодия отличается от инструментальной?
— Верно. Как вы думаете, мелодия русской народной песни “Во поле береза стояла” движется “по ступенькам” или “скачками”? (Учитель напевает первую фразу песни.)
— Да. Какие музыкальные образы, созданные мелодиями, вам запомнились на сегодняшнем уроке?
— Сольвейг из пьесы Эдварда Грига “Песня Сольвейг”. А ещё?
— Не забывайте о песнях.
— Образ счастливой жизни на острове и образ осени. Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали на уроке. (Учитель оценивает работу наиболее активных обучающихся). Прочитайте домашнее задание в Рабочей тетради. Вам предстоит по памяти восстановить все пять записей о мелодии. Урок окончен. До свидания!
infourok.ru