Презентация чтение осенние листья 2 класс – Презентация Литературное чтение «осенние листья» 2 класс
Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса по теме «Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени»
Осенние листья
Осень, осень в гости просим С листопадом и дождем, С перелетным журавлем
Алексей
Валерий
Константинович
Яковлевич
Толстой
Брюсов
Сергей
Александрович
Есенин
Осенние листья глазами художников
Левитан Исаак: Осенние листья.
Клод Моне — Осенняя река.
Михаил Иваненко. Осенние мотивы
Аркадий Зражевский. Листья рябины.
Поэзия-стихи, произведения
написанные стихами.
Поэзия – красота и прелесть чего-нибудь.
А. Толстой.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются,
там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин .
Работа с трудными словами
обсыпается – осыпается ( падает вниз)
пожелтелые — пожелтевшие
Словарь образов:
красуются кисти рябин
бедный сад
пожелтелые листья
вянущие рябины
Словарь настроений:
грусть
печаль
тоска
покой тишина
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. С. Есенин
Словарь образов:
золотая листва
листья, словно бабочек легкая стая
Словарь настроений:
восторг
радость
любование
ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА
В. Брюсов
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат,
шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья, Кружась, что шепчут, что говорят?
Музыкальная партитура:
[c]: с ухие, ли с тья, ту с клым;
[ш]: ш ур ш ат, ш епчут.
Словарь настроений:
тишина
покой
Придумайте подписи к каждой иллюстрации. Используйте для этого строчки стихотворения.
Правила работы в парах
- Определите, что должно получиться
- Распределите обязанности
- Умей выслушать другого человека
- Проявляй инициативу, но будь готов пойти на компромисс (уступить)
- Будь аккуратен и дисциплинирован
да и та горькая рябина.
Холоден сентябрь,
да сыт.
В сентябре одна ягода,
Творческая работа
У вас на партах бледные и некрасивые шаблоны осенних листьев. Превратите их в сказочные осенние листья. Раскрасьте цветными карандашами.
Осенние листья глазами фотохудожника
Домашнее задание
Выучи одно из стихотворений.
Нарисуй , какой ты представляешь осень.
Создай свой осенний узор из сухих листьев
Сочини стихотворение или рассказ об осени или осенних листьях.
Используй словарь образов и настроений.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
kopilkaurokov.ru
Урок литературного чтения 2 класс. Золотые листья
2 класс.Литературное чтение. «Школа России»
Урок по теме: «Осенние листья» — тема для поэтов А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Токмаковой.
Цели: познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление;
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картину осенней природы.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста.
задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.
Оборудование: осенние листья, слайдовая презентация по теме урока, проектор, сигн.карточки.
Музыкальный репертуар урока: аудио запись музыки П.И.Чайковского из альбома «Времена года.Октябрь».
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Если спросят отвечаем.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей и пошлите им свои замечательные улыбки.
Садитесь.
Перед вами на парте лежат карточки, поднимите карточку которая отображает ваше настроение.
Я желаю вам, чтобы на протяжении всего урока настроение оставалось таким же, как и сейчас.
Отложили карточки в сторону.
Помоги пожалуйста проверить готовность класса к уроку………….
РАФАЭЛЬ: Ножки на месте — на месте, руки на месте- на месте,
Локти у края-у края, спинка прямая-прямая.
-Ну, тогда можно начинать.
Прочитайте сначала буквы написанные красным цветом, а затем синим и вы увидите какой сейчас будет урок
Да, сейчас у нас урок литературного чтения.
А, чему мы, учимся на уроках литер. чтения? (Читать и правильно разговаривать, пересказывать, сочинять стихи, рассказы, ИЗУЧАЕМ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ)
-Ребята посмотрите, как украшен наш класс? Что мы видим вокруг? (Листья)А когда такое бывает?(Осенью)
-Дома вы, подготовили загадки, на осеннюю тематику.
-Вы нашли загадки в книгах домашней или школьной библиотеке, в интернете или сочинили их сами.
-Давайте, послушаем их и попытаемся отгадать.
Дети загадывают загадки.
После этого учитель загадывает загадку.
Дети предлагают варианты ответов на загадку.
— Отгадку мы найдем на слайде.
III Определение темы и цели урока
(слайд 2, 1) – Что объединяет все эти изображения? (На них мы видим осенние листья.) Почему вы думаете, что листья осенние? Посмотрите внимательно на изображения.
— Чем они отличаются? (Осенние листья были сфотографированы, нарисованы, использованы для декоративной росписи.)
— Приходилось ли вам любоваться листьями опавших деревьев?
— Кто и как может изобразить осенние листья? (Свои впечатления художник выражает на листе бумаги с помощью кисти и красок, у музыкантов есть ноты и музыкальный инструмент.
-А как писатель и поэт может передать свои мысли и чувства?
При помощи своего инструмента-СЛОВА.
Рассматривают слайд и делают вывод, что фотограф изображает листья на фотографии, художник – на картине, народный художник может выполнить орнамент из листьев на предметах быта).
— Впечатления об увиденных осенних листьях мы можем встретить на фотографиях фотохудожников, картинах художников, прозе и стихах, в произведениях декоративно-прикладного творчества. Сегодня мы увидим, как осенние листья изображают художники. Узнаем, как художник-поэт может изображать листья с помощью слова.
IV Вводная беседа
(слайд 3) — Посмотрим на листья глазами фотохудожника. Листья с каких деревьев привлекли внимание художника-фотографа? (Дети называют-клена, березы, вишни)
— Чем привлекли внимание фотографа листья? (цветом, оттенками, сочетанием цветов)
— Какая погода изображена на фотографиях? Как мы об этом узнаем? (дождливая – по влажным листьям, сухая ясная – по яркому цвету листьев).
— Какое настроение передает художник?
— Что может передать фотохудожник на фотографии, изображая осенние листья? (цвет, тень, форму листьев, настроение)
(слайд 4) – Определите, с каких деревьев эти листья?
(слайды 5) – Посмотрим на осенние листья глазами художника. Чем картина отличается от фотографии? (Ответы детей.)
(слайды 6 – 8) — Что изобразили художники на картинах? (Осенние листья,осень, листопад.)
— Какие краски использовали художники?
— Какое настроение передают картины?
— Что передает художник на картине, изображая листья? (форму, цвет, настроение, впечатление)
— Художник рисует то, что видит с помощью красок, карандашей, гуаши. Художник не может передать изображение точно, как фотограф. Его задача прежде все передать состояние природы, свое впечатление.
(слайд 9 – 10) – А так изобразили осенние листья народные мастера.
— В каких народных промыслах художники изображают осенние листья? (хохломская, жостовская роспись).
— Для чего используются в узоре осенние листья? (для украшения изделия)
— Как вы думаете, почему? (Осенние листья яркие, нарядные, создают праздничное настроение)
Художники изображают осенние листья на предметах быта, чтобы сделать их красивыми. Действительно, яркая палитра осенних листьев украсит любое изделие народных мастеров.
ЗАКРЫТЬ ОКНО ПРОЕКТОРА
V Работа над новым материалом
Создание эмоционального настроя на предстоящую работу с художественными текстами.
Выключить свет.
ПРИЛЯЖТЕ на парты, закройте глазки и внимательно послушайте
– А такими увидел осенние листья и листопад писатель Н.И. Сладков.
Учитель читает миниатюру Н.И. Сладкова «Золотой дождь».
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
А ТЕПЕРЬ ПРОСЫПАЕМСЯ,ПОДНИМАЕМ ГОЛОВЫ, САДИМСЯ ПРАВИЛЬНО И ДАВАЙТЕ ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ ПО ПРОСЛУШАННОМУ ТЕКСТУ.
Вопросы по содержанию прослушанного текста:
— Какое чувство вызывает это описание?(ЗАХВАТЫВАЕТ,ЗАВОРАЖИВАЕТ)
— Какое явление автор называет золотым дождем? Почему писатель листопад сравнивает с дождем, водопадом, с движением воды?
— Какие слова изображают листья как живые существа?(ПОЛЕТЕЛИ ИВОЛГАМИ)
— Какие слова-краски использует Н.И. Сладков, чтобы показать разноцветье осени? БАГРЯННЫЕ, ЗОЛОТЫЕ, ПЕСТРЫЕ.
— Какие слова передают звуки падающих листьев? ШУРШАТ, СКРЕБУТЬСЯ,ЛОПОЧАТ, СВЕРКАЮЩИЕ,ЛЕТЯТ, СКАЧУТ, ПЛЫВУТ
А сейчас сядьте поудобнее и внимательно послушайте аудио запись П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь».
Релаксация. Прослушивание аудиозаписи музыки П.И. Чайковского из альбома «Времена года. Октябрь».
ПОСЛУШАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО И ПРЕДСТАВЬТЕ ОКТЯБРЬ, ВО ВСЕЙ КРАСЕ.
2. Мотивация учебной деятельности детей: ОТКРЫТЬ ОКНО ПРОЕКТОРА
(слайд 11) – Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнаем, как поэты изображают в стихах осенние листья. Составим словарь поэтических образов и настроений, палитру и партитуру осенних мотивов.
СЕГОДНЯ МЫ ПОЗНАКОМИМСЯ С РУССКИМИ ПОЭТАМИ -А.ТОЛСТЫМ, И. ТОКМАКОВОЙ,С. ЕСЕНИНЫМ, В.БРЮСОВЫМ
ОТКРЫЛИ УЧЕБНИКИ НА СТРАНИЦЕ 72ой — 73ей
3. Работа по учебнику (Родная речь. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – М. Просвещение, 2010. С. 72 – 75):
Работа над стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
1. Знакомство со стихотворением: чтение учителем стихотворения наизусть.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
— Что слушали?
— Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
— Какие чувства испытали?
3. Чтение учащимися стихотворения про себя
4. Работа над содержанием стихотворения.
(слайд 12) — Обсудите в паре следующие вопросы:
1. Какую картину наблюдал поэт в осеннем саду?
2. Какой изображена рябина?
ПОКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ.
(слайд 13) — Найдите и прочитайте строки стихотворения, которые соответствуют данным изображениям. ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
Проверка задания (слайд14). СЛОВАРЬ ОБРАЗОВ, СЛОВАРЬ НАСТРОЕНИЙ
— С помощью каких слов поэт описывает осенние листья и деревья в саду?
— Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осенний сад таким, каким его увидел поэт?
— Какими словами вы выразите настроение этого стихотворения?
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, тишину и покой.
СТР. 73 Работа над стихотворением С. Есенина «Закружилась листва золотая…»
1. Знакомство со стихотворением: дети читают стихотворение самостоятельно вполголоса.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
— Понравилось ли вам стихотворение?
— Какую картину вы себе представили?
— Что связывает эти два стихотворения?
3. Повторное чтение стихотворение:
(слайд 15): — Сделайте подписи к каждой фотографии. Используйте для этого строчки стихотворения. (Дети читают стихотворение, подбирая заголовки к фотографиям).
4. Работа над содержанием стихотворения.
(слайд 16) – Обсудите вопросы к стихотворению в паре:
1. С чем сравнивает поэт золотую листву?
ПОКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ.
(слайд 17) – Заполните странички словаря образов и настроения.
— Какими цветами вы дополните нашу осеннюю палитру?
— Что передали поэты в своем стихотворении? (цвет осенних листьев, свои впечатления) Какие средства они использовали для этого? (образные выражения)
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихи С. Есенина, рисуя в воображении осенние картины, которые он увидел. Постарайтесь передать при чтении восторг поэта.
ЧТЕНИЕ С ВЫРАЖЕНИЕМ. 1 УЧЕНИК, ПО РЯДАМ, ВЕСЬ КЛАСС.
Физминутка (ВИДЕОУРОКИ.РУ)
РЕБЯТА, КТО-ТО СТУЧИТ В ДВЕРЬ….
КТО ЭТО?
СТР 74 Работа над стихотворением В. Брюсова «Сухие листья»:
СТИХОТВОР. НА СД 1. Знакомство со стихотворением: стихотворение читает подготовленный ученик или учитель.
2. Работа над содержанием стихотворения:
(Работа в группе по вопросам слайда 18)
С помощью каких слов описана осень в стихотворении?
Как изображает поэт картины осени?
С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?
Какие звуки передают шуршание осенних листьев?
Проверка работы: (слайд 19)
— Чем это стихотворение отличается от других стихотворений, прочитанных на уроке? (в нем поэт с помощью слов передает звуки, которые он услышат шорох листьев)
— Составьте музыкальную партитуру осенних звуков. В каких словах мы слышим звуки [c], [ш]?
— Какими словами можно дополнить словарь настроений?
— Какими красками дополним осеннюю палитру? Вспомните, какого цвета сухие листья.
СТР 75 3. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой так, чтобы все услышали шуршание листьев и почувствовали состояние покоя и тишины.
Работа над стихотворением И. Токмаковой «Опустел скворечник…»:
1. Знакомство со стихотворением: дети самостоятельно читают стихотворение, делятся своими впечатлениями о прочитанном.
2. Работа над содержанием стихотворения: работа проводится фронтально по вопросам на доске (слайд 20):
1. Какое явление осени описывает поэт? Какое образное выражение используется для обозначения листопада? Как вы его понимаете?
2. С кем сравнивает поэт листья?
3. Чем похожи листья и птицы?
4. Какое настроение создает это стихотворение?
5. Дополните словарь настроений и образов.
3. Выразительное чтение стихотворения:
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, покажите как медленно кружатся, летят листья с деревьев.
Физминутка (Приложение 1) САМИ УЧАЩИЕСЯ
Солнце спит, и небо спит,
(сложенные ладони прижать к левой щеке,к правой щеке.)
Даже ветер не шумит.
(качать поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало,
(Встать из-за парт-поднять руки вверх, потянуться)
Всем лучи свои послало.
(Расставить руки в стороны и пошевелить пальчиками)
Вдруг повеял ветерок,
(Качать разведенными в стороны руками.)
Небо тучей заволок
(Закрыть лицо руками.)
И деревья раскачал.
(Наклоны влево и вправо)
Дождь по крышам застучал,
(Постучать пальчиками по парте.)
Барабанит дождь по крышам,
(Щелкаем пальцами.)
Солнце клонится все ниже.
(Наклоняемся к парте.)
Вот и спряталось за тучи,
(Сели за парты)
Ни один не виден лучик.
VI Обобщение по теме урока (НА ДОСКЕ НАДПИСИ)
1. Составление словаря образов и настроений, палитры и партитуры осени:
— Как изображается осень в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой?
(слайд 21) Коллективное составление словаря образов и настроений, палитры и партитуры осени (используются слайды 14, 17, 19).
Давайте подумаем, для чего можно использовать этот материал? (нарисовать картину на тему «Осень», используя цвета из осенней палитры; для выразительного чтения, правильно определив настроение стихотворения; для сочинения своих рассказов и стихотворений об осени).
ВСЕ ВМЕСТЕ РАБОТАЕМ
2. Сочинение детьми рассказа-миниатюры на тему «Осень»:
— Придумайте свой рассказ или сочините маленькое стихотворение на тему «Осень», иллюстрируйте его.
Опорные вопросы для составления рассказа-миниатюры (слайд 22):
Где происходит событие? (в парке, в лесу, в саду, на пруду)
Какое настроение будет передано в рассказе? (грусть, покой, восторг, печаль, радость)
Передайте в рассказе цвет листьев, состояние деревьев. (деревья красуются, вянущие рябины, листья как солнышки – багряные и золотые, пожелтелые листья, золотая листва)
Как ведут себя осенние листья? (по ветру летят, кружат, на деревьях не сидят, прыгают, скачут, плывут, полетели, запрыгали, понеслись; листья словно бабочек легкая стая)
Какие звуки можно услышать в осеннем парке? (листья шуршат, скребутся, лопочут, шепчут, говорят)
VII Подведение итогов урока: беседа по вопросам:
— С какими произведениями познакомились?
— Кто их автор?
— О чём они?
— Чему учились?
Перед вами на парте лежат карточки,
ПОКАЖИТЕ СМАЙЛИК, КОТОРЫЙ ОТОБРАЖАЕТ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИАЛУ УРОКА.
ОЦЕНКА УЧАЩИХСЯ
(РАЗДАТЬ ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ-ОЦЕНКИ ПРОКОМ-ТЬ)
VIII Домашнее задание: (слайд 23) ЗАДАНИЕ НА ВЫБОР РЕБЕНКА
Задание предлагается на выбор ребенка:
Нарисуй, какой ты представляешь осень. Используй цветовую палитру, которую составили на уроке.
Создай свой осенний узор для украшения изделий народных мастеров, нарисуй его.
Подготовься к конкурсу стихов на тему «Золотая осень». Используй лирические стихотворения, которые читали на уроках литературного чтения или из других источников. Передай настроение стихотворения.
РЕЗЕРВ:
поэтическая минутка
сочинить стихотворение
Осень золотая!
Как ты хороша!
……………………Красные листочки, желтая трава.)
infourok.ru
Презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему: Осенние листья (стихи А.Толстого, С.Есенина, В.Брюсова, И.Токмаковой)
«Стихи начал слагать рано, — напишет позже С. А. Есенин в автобиографии, — толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их начал писать, подражая частушкам».Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.
Кроссворд
«Осень»
Опустел …-
Улетели птицы…
а
ч
т
б
и
г
и
к
ч
о
и
а
т
с
к
и
о
в
к
с
н
ч
е
р
в
а
р
у
ж
л
и
Речевая разминка
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш
,
Шуршиха
и
Шуршонок
–
Папа, мама и ребёнок.
В.
Голяховский
Творческая работа
У вас на партах бледные и некрасивые шаблоны осенних листьев. Превратите их в сказочные осенние листья. Раскрасьте цветными карандашами, а затем напишите четверостишие понравившегося стихотворения.
(Или сочините сами!)
ВЫХОД
Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии (теперь – области). Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь – мать Сергея – послали в Рязань на заработки.
Ирина Петровна
Токмакова
родилась в 1929 году в Москве. Её отец был инженером-электриком, а мать – детским врачом и заведующей Домом ребёнка.
Писать стихи Ирина Петровна начала рано. В одном классе с ней училась дочь известного поэта В. И. Лебедева-Кумача. Он обнаружил у Ирины поэтические способности и посоветовал писать дальше.
… птиц улетают
Прочь, за синее море.
а
ч
т
б
и
г
и
к
ч
о
в
а
р
у
ж
л
и
и
а
т
с
Осенние листья
Автор
презентации:
Фокина Лидия Петровна,
учитель начальных классов
2014
МКОУ «СОШ ст. Евсино»
Искитимского
района Новосибирской области
(А. К. Толстой, С. А. Есенин, В. Я. Брюсов, И. П.
Токмакова
)
Литературное чтение,
2 класс
Ох и хитрые …!
Где же спрятались они?
а
ч
т
б
и
г
и
к
ч
о
в
а
р
у
ж
л
и
Под тусклым ветром
сухие …,
Кружась, что шепчут,
что говорят?
а
ч
т
б
и
г
и
к
ч
о
и
а
т
с
к
и
о
в
к
с
н
ч
е
р
и
н
п
я
т
с
л
ь
в
а
р
у
ж
л
и
Сергей Александрович Есенин
(1895-1925)
поэт
Ирина
Петровна
Токмакова
родилась в 1929 г.
Алексей Константинович Толстой родился в Санкт-Петербурге,
был сыном графа К. П. Толстого и
А. А. Перовской, дочери Алексея Алексеевича Перовского – детского писателя, известного под псевдонимом Антоний Погорельский. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, доводился ему троюродным братом.
…небо кроет,
Солнце не блестит.
а
ч
т
в
а
р
у
ж
л
и
Валерий Яковлевич Брюсов родился в зажиточной купеческой семье. Дед со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был писателем-самоучкой, писал сказки, басни, повести, пьесы, очерки. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, откупился от крепостной зависимости, затем разбогател на пробочной торговле.
Отец В. Я. Брюсова, Яков Кузьмич, интересовался математикой, медициной, владел французским языком, писал стихи.
Я заглядывал под кочки,
Под берёзовые …
а
ч
т
б
и
г
и
к
ч
о
и
а
т
с
к
и
о
в
к
с
н
ч
е
р
в
а
р
у
ж
л
и
и
н
п
Алексей
Константинович
Толстой
(1817-1875)
писатель, граф
Валерий Яковлевич Брюсов
(1873-1924)
поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед, историк
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
… летят.
в
а
р
у
ж
л
и
Используемые ресурсы:
Кутявина
С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
Бордюр
http://img-fotki.yandex.ru/get/9800/134091466.189/0_fa944_dc6be0c1_S
Листья
http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/16969765.208/0_8d298_247960b4_L.png
Портрет Толстого
http://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/3927435/3927435_original.jpg
Портрет Есенина
http://cs410218.vk.me/v410218585/757c/ImhJZ1_nuO0.jpg
Портрет Брюсова
http://i29.fastpic.ru/big/2012/0412/1a/35dff833a0997af6d07a7cc36681df1a.jpg
Портрет
Токмаковой
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/332847/275568.jpg
nsportal.ru
«Осенние листья» — презентация по литературному чтению, 2 класс
Слайды и текст этой презентации
Слайд №1
Осенние листья
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
л
р
о
л
с
п
б
д
и
п
а
я
б
и
н
а
с
и
н
а
и
с
т
в
е
н
н
и
ц
а
о
с
н
а
е
н
ь
е
р
ё
з
а
у
б
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Исаак Левитан.
Золотая осень.Василий Поленов.
Золотая осень.
Слайд №9
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!
Конспект урока внеклассного чтения для 2 класса «Осенние листья
Литературное чтение 2-В класс
Учитель Шиян Г.В.
Тема: Внеклассное чтение №3 «Осенние листья – тема для поэтов»
Цели:познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их
понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы;
учатся работать с текстом самостоятельно и сообща ( в парах, группах), слушать и слышать мнение товарищей, тактично высказывать с и доказывать свою точку зрения;
возникают эстетические потребности, желание творить.
Оборудование: учебники «Литературное чтение», карточки для речевой разминки, карточки для работы в группах. видеофильм «Времена года. Октябрь», презентация «Осенние листья» — тема для поэтов», листочки для оценки эмоционального состояния.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка
У каждого на парте текст
Под ногами листопад
Листья жёлтые летят.
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
Почитай самостоятельно 2 раза.
–Какие новые слова придумал автор?
–Как надо их произносить?
Скороговоркой – 3 последние строчки.
Чтение стихотворения хором: шепотом, про себя, выразительно вслух…
3. Проверка домашнего задания.
Стихотворение А.Плещеева наизусть
Звучит музыка и демонстрируются слайды – картины осени.
–Знакома ли вам эта музыка? (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)
Конкурс чтецов Чтение данного стихотворения под музыку. Оценивают дети.
Самоопределение к теме.
Продолжение слушания музыки и просмотра слайдов с изображением осенних листьев.
-Какая тема нашего урока?
Работа по теме урока.
—Какое настроение в музыке? Почему?
Чтение учителем стихотворения А.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш
бедный сад…» (под музыку П.И.Чайковского)
-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
-Сожалеет ли автор, что пришла осень? Почему вы так решили?
-Какое настроение передал поэт?
-А кто автор стихотворения?
-Слышали ли вы эту фамилию?
Короткое сообщение учителя об Алексее Константиновиче Толстом и его родственной связи со Л.Н.Толстым. Слайд№1
Чтение стихотворения детьми (2 раза).
-Какие картины природы рисует поэт? (выборочное чтение) (картинка рябины)
-Какие картины природы нарисовал бы ты?
-С каким настроением будешь читать стихотворение ты?
Чтение стихотворения детьми.
Физкультминутка.
-Кто автор следующего стихотворения?
Краткое сообщение о Сергее Есенине. Слайд№2
Слушание стихотворения С. Есенина «Закружилась листва золотая…» грамзапись
-Какое настроение у этого стихотворения?
Сам. чтение стихотворения.
-Как названа листва?
-С чем сравнивает поэт золотую листву?
-Как выглядит пруд, окруженный осенними деревьями?
Найди метафору, эпитеты.
Найди рифмующиеся слова.
Чтение стихотворения в парах (друг другу).
Работа в группах.
Вы тоже сегодня будете поэтами.
Составь четверостишье по заданным рифмам.
Летали – мелькали
Пусто – грустно
Представители групп зачитывают получившееся четверостишье.
На слайде изображение осенних листьев, ежащих в порке на земле Слайд№3
— Хотел бы вы попасть сюда?
Сейчас попадёте
-Самостоятельно прочитай следующее стихотворение.
-Какие картины вы увидели?
-Все ли слова вам понятны? (тусклое)
-Что в стихотворении необычного?
-С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох?
Короткое сообщение о Валерии Яковлевиче Брюсове Слайд№4
Сам. подготовка к выразительному чтению стихотворения (передать голосом шорох).
-Как при помощи голоса передать шум ветра, стук дождя.
Выразительное чтение стихотворения (в парах вслух). Дети сами решают
в какой форме они будут читать стихотворение.
-Придумайте вопрос к стихотворению? -Что …. ? –Почему … ? ( в парах) .
Блиц-турнир по вопросам.
6. Рефлексия.
-С какими авторами мы познакомились?
-Соотнеси строки из стихотворения с портретом автора. Слайд№5.
На доске изображение дерева. Дети прикрепляют к дереву листочки
Хорошее настроение – жёлтый листочек.
Спокойное. Обычное настроение – зелёный листочек.
Плохое, грустное настроение – красный листочек
Учащиеся поясняют свой выбор..
Подведение итогов урока.
— С какими поэтами мы сегодня познакомились?
— Какое стихотворение ты выбрал бы для чтения маме ? Почему?
8. Домашнее задание.
Самостоятельно прочитать стихотворение Ирины Токмаковой и придумать к нему вопросы.
infourok.ru
Проект «Осенние листья — тема для поэта» 2 класс
Проект по литературному чтению «Осенние листья — тема для поэтов»
Цель проекта: способствовать гармоничному развитию личности ребенка; формировать познавательные процессы на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассного чтения, изобразительного искусства.
Задачи проекта:
формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира;
учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
учить тому, что поэзия – это мир чувств; учить слушать и читать поэзию;
обучать основам анализа поэтического текста;
обучать участию в беседе, занятию поисковой работой; обучать построению высказывания;
закреплять знания литературоведческих терминов и понятий (автор, лирическое настроение, художественный образ, олицетворение, сравнение).
закреплять умение пользоваться толковым словарём
В работе над проектом участвует 6 групп по 5 человек. Каждая группа получает аналогичное задание, но своё стихотворение. Работа в группах распределяется командиром.
После выполнения задания проходит публичная защита проекта. Учащиеся оценивают работу своих одноклассников, высказывают мнение и задают вопросы.
Оборудование :
1 Задания группам, оформленные в рамочки из осенних листьев
2. Альбомные листы, краски, кисточки
3. Иллюстрации картин русских художников
4. Толковый словарь школьника О.Д.Ушакова
Е. Груданов
Похвалялся листик клёна:
Был я, как и все – зелёный,
А сейчас я вот какой –
Жёлтый, красный, золотой,
И румяный, и резной –
Ну, красавец расписной.
Всё во мне, как солнце, светит,
И любой меня заметит!
Он не долго похвалялся.
Вдруг от ветки оторвался,
На полянку вниз нырнул,
Лёг удобней … и … заснул.
С. Сон
Шу-у! Прошу остановиться!
На деревьях – листья-птицы!
Разноцветные! Резные!
Шаловливо-озорные!
Отрываясь, листья-птицы
Стайкой мчатся за синицей!
Вдоль карнизов! И по крышам!
Всё быстрей! Всё выше! Выше!
Осени волшебной небыль —
Птицы-листья рвутся в небо!
Вместе с ветром-властелином
Улетают пёстрым клином…
И. Латарцева
Утром первый холодок,
и на улицах ледок.
Во дворе по лужицам
кто-то рыжий кружится!
Листья, листья сбились в стайку:
ну-ка, ветер, догоняй-ка!
Закружила карусель
ярко-жёлтую метель.
Осени я крикну звонко:
Здравствуй, рыжая девчонка!
Н. Пряничек
Листья липы, дуба, ивы
Кружатся над прудом
Их узоры так красивы,
Что свершилось чудо:
Осенний человечек
Пришел к нам танцевать
И целый день – по вечер
Друзей вкруг собирать.
Голова – листочек липы,
Тело – лист широкий дуба
Руки-ноги – листья ивы
Человечки мои… живы!
Листья липы, дуба, ивы
Кружатся над прудом
Их узоры так красивы,
Что свершилось чудо!
Н. Страмилова
Первый лист осенний
На моей ладони,
Он немножко желтый
И чуть-чуть зеленый.
Летом он держался
За руку у мамы –
К ветке прижимался
И твердил упрямо:
Вот наступит холод,-
Он шептал березке,
Я покину город —
Вырасту я взрослым.
Оторвусь от ветки,
Поднимусь над крышей,
Слыша дождик редкий,
Я помчусь все выше.
Я вдохну немного
Воздуха свободы,
А потом вернусь я
К милым школьным сводам.
infourok.ru
Урок внеклассного чтения для 2 класса «Осенние листья — тема для поэтов»
Цель урока:
- Формировать умения правильно называть произведения, автора,жанр;
- Познакомить учащихся с произведениями разных авторов об осени;
- Учить анализировать текст, обобщать, сравнивать, делать выводы;
- Способствовать развитию речи и творческого мышления;
- Воспитывать любовь к литературе, прививать любовь к природе.
Оборудование: выставка детских рисунков об осени, выставка книг с произведениями об осени.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для парной работы.
Наглядность: Мультимедийная презентация «Осенние листья».
Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.
Форма урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на урок ребята
Захотели вновь прийти!
— Сегодня, ребята, мы проводим с вами урок внеклассного чтения.
— Подберите к каждой букве слова «Урок» слова, рассказывающие какими мы будем на уроке.
У: умными, успешными, усидчивыми, усердными
Р: рассудительными, радостными, решительными
О: организованными, образованными, общительными, обаятельными
К: культурными, красноречивыми, креативными.
II. Активизация. Мотивация учебной деятельности.
-Какую тему на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали? Послушайте загадку и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке внеклассного чтения?
Солнцу теплому не верьте —
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
— О каких еще приметах осени говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
III. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с осенью, ее особенностями и красотой через чтение, музыку и изобразительное искусство.
IV. Речевая разминка (слайд)
Под ногами листопад
Листья жёлтые летят.
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок
Папа, мама и ребёнок.
V. Работа по теме урока
Определите настроение стихотворений:
У меня букет осенний,
Разноцветный и последний.
В нем есть клена лист резной,
Лист калины расписной.
Скромненький листок осины
И алеет гроздь рябины.
Вот березки желтый листик,
И резной тысячелистник.
У дубка лист красный, яркий,
Посмотрел, и стало жарко.
Свой букетик засушу,
Осень в зиму приглашу.(слайд)
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.(слайд)
Подберите эпитеты-образные выражения к слову «Осень». Осень (какая?) золотая, поздняя, дождливая, грустная, унылая, красивая, урожайная, чудесная, красная, грибная, ароматная.
2. Работа в группах(слайд)
* Составьте пословицы (работа в парах):
Весна красна цветами, а осень снопами.
День прозевал – урожай потерял
Не поклоняясь до земли – грибка не поднимешь.
— Объясните значение одной из пословиц.
3. Презентация подготовленных к уроку произведений
Осень вдохновляет поэтов, писателей на творчество. Давайте послушаем произведения русских поэтов об осени, которые вы подготовили к уроку.
1 группа – Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»
— Понравилось вам стихотворение?
— Объясните выражения «день хрустальный», «лучезарны вечера»
2 группа – А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»
— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
— Объясните выражение «прощальная краса»
3 группа – А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
— Какие картины вы себе представляли?
— С каким чувством автор описывает осень?
4 группа – М.Лермонтов «Осень»
— Похоже это стихотворение на предыдущие? Чем?
5 группа – С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»
— Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…»
4. Соотнесение репродукций картин с прочитанными стихотворениями
Во время этого этапа звучит композиция Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»
-Осенняя природа вдохновляла и художников. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание такого художника как Исаак Ильич Левитан. Осень была его любимейшим временем года и он посвятил ей более 100 картин. Одна из самых известных его работ «Золотая осень». (слайд)
— Какими красками художник изобразил осень? (тусклыми, хмурыми)
— Какая пора осени здесь изображена? (Поздняя осень, так как небо хмурое, деревья голые)
-Какие стихотворные строки можно отнести к этой репродукции? (Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. С.Есенин)
(Слайд) Репродукция картины Е.Волкова «Октябрь»
— Какими красками художник изобразил осень?
— Какую пору осени изобразил художник? Почему?
— Какие из строк, прочитанных нами на уроке стихов, подходят к этой картине?
— Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Дети зачитывают строки из стихов)
(Слайд ) Михаил Иваненко «Осенняя мелодия»
— Какие краски использовал художник, работая над картиной?
— Какие строки из стихов, вам вспоминаются, глядя на эту картину?
(Слад ) Гулак «Софийская набережная»
— Какие краски взял художник для изображения осени?
— Какая пора осени здесь изображена? Почему?
— Какое стихотворение можно отнести к этой репродукции? (Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»)
V. Итог
— О чем мы говорили на уроке?
— Какое произведение вам понравилось больше всего?
— Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только суметь увидеть это неведомое
Презентация «Осенние листья — тема для поэтов»
PPTX / 4.16 Мб
xn--j1ahfl.xn--p1ai