Презентация андерсен пятеро из одного стручка 2 класс – Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме: Урок литературного чтения во 2 классе Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Этапы урока | Содержание | Формы, методы, приёмы |
1. Организация детей. 2. Формирование темы и цели урока. Психологическая настройка. |
Приветствие. Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Вы сейчас тихо сели, на меня вы посмотрели. Сегодня на уроке мы узнаем новую сказку, выясним философский смысл жизни — приносить радость людям, поработаем по одному, в группах, коллективно. Что нам надо для работы? Ум, вниманье, доброта. Улыбнитесь мне немного и скорее в путь-дорогу. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться. |
Концентрация внимания Фронтальная форма Словесный, наглядный методы; Мотивационный настрой |
3. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний. Подготовка к активной учебно-педагог. деят.
4. Установка познавательной задачи.
5. Информациионная часть |
Вот я и хочу про доброту спросить из
домашнего задания — Как отплатил сапожник за доброту маленьким человечкам?( сшил им сапожки) Выбери правильный ответ на тест(ответ покажите ленточкой),если правильно — зеленая, если не правильная- красная.
— А почему он с женой сшил им одежду и сапожки?(они сделали их счастливыми, богатыми) Слайд 1
Звучит музыка «В гостях у сказки» В новую сказку зовет нас музыка. Отгадайте кто автор этих строк?
— Кому принадлежат эти строки? Слайд 2,3,4,5. |
Фронтальная форма. Эвристическая беседа Приём мотивации: создание проблемной ситуации; игровая ситуация Метод: наглядно-иллюстративный метод Формы:
Методы: проблемно-поисковый, контроля, наглядный, словесный. Приём: использование научной литературы. Использование экскурс в историю. Инновационная технология — компьютерная презентация об Андерсене. |
6. Усвоение новых знаний Работа с текстом. 7. Первичное закрепление.
|
1. Первичное знакомство со сказкой. (установка на восприятие)- — Что говорили горошины? Чтение учителем 1 части. (Проверка первичного восприятия) — Что говорили горошины? — Как это их характеризует? — Прочтите, что говорила каждая горошина Выборочное чтение. Работа в парах: Соотнесите изображение горошин с чертой характера. (на листочках на парте) Проверка — один у доски на слайде. Слайд 6. Соответствие |
Формы: активная форма обучения (парная)
фронтальная, индивидуальная, Методы: Слушание, проблемно-поисковый, контроля, практический, наглядный, словесный. Приёмы: работа в парах. словарно-лексическая работа, выборочное чтение, выразительное чтение. Метод: эвристический (частично-поисковый) наглядно-иллюстративный, творческий, контроля. Найти соответствия. |
Усвоение новых знаний | 2 часть текста. Чтобы приступить к следующей части надо научиться читать некоторые трудные слова: Слайд 7. Почувствовали, приотворив, блаженствовала |
Форма: хоровое чтение Метод: наглядно-иллюстративный Приём: словарно-лексическая работа. |
8. Работа с текстом. Усвоение новых знаний. Установка познавательной задачи. |
Прочитаем её вслух. — Какое чудо произошло? Чтение учащимися — Какое чудо произошло? (девочка выздоровела) |
Формы: индивидуальное, самостоятельное
чтение; фронтальная проверка восприятия Методы: самостоятельной работы, проблемно-поисковый, логический метод; наглядно-иллюстративный; практический Приёмы: выразительное чтение, выборочное чтение, словарно-лексическая работа. |
9. Углубленный анализ. Закрепление знаний. |
Давайте понаблюдаем как происходило
это чудо? Слайд 8. Горошина — девочка. Сравнение роста горошины и выздоровление девочки. |
Форма работы: фронтальная,
общеклассная. Методы: сравнение, аналогия, беседа, наглядный. Приём мотивации: использование инновационных технологий. |
10. Физкульт пауза. Разминка плечевого пояса, шейного и поясничного отдела позвоночника | Физкультминутка. Слайд 9. Музыкальная заставка. Н.Королева «Маленькая страна» |
Общеклассная форма. Практический метод Игровая ситуация Прием мотивации: танец под музыку. |
11. Обобщение и систематизация знаний. Творческое задание. |
Работа в группах: 1 группа - смоделировать обложку для книги.(Автор -Г.Х.Андерсен, жанр -сказка, название -пятеро из одного стручка.) 2 группа -построение сказки(зачин, повторы, волшебство или чудо, счастливая концовка. ) 3 группа -создание иллюстрации к 1 части 4 группа -создание иллюстрации к 1 части. 5 группа -создание иллюстрации ко 2 части 6 группа — пословица «Жизнь дана на добрые дела» 7 группа — пословица «За добро -добром платят» |
Формы: групповая работа. Методы: самостоятельной работы, проблемно-поисковый, логический метод; наглядно-иллюстративный; практический Приёмы: творческая работа по моделированию обложки и составлению картинного плана произведения. Обобщение литературных понятий. Мотивация: игровая форма. |
12. Контроль и самопроверка знаний | — Какая горошина оказалась самой
замечательной? Тест: первая? Вторая? Третья?
Четвертая? Пятая? — поднимите зеленую ленточку
когда услышите верный ответ. — Почему? (вдохнула в девочку жизнь) |
Форма: индивидуально-практическая Использование измерителя обученности — тест Метод: игровая ситуация. |
13. Итог | — Что хотел сказать нам Андерсен этой
сказкой? (Хорош тот, кто доставляет радость другим). Так и вы, через несколько лет окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Но в отличие от горошин вы не будете ждать, что кто-то распорядится вашей судьбой, а будете сами ставить цели и достигать их и тем самым приносить пользу людям. — Кому понравилась эта сказка? — Кто захотел почитать книги Андерсена? А найти произведения можно и в отдельных книгах и в сборниках «Зарубежные сказки». |
Формы: общеклассная и индивидуальная Логическое мышление Мотивация: психологическая настройка на дальнейшее чтение книг. |
14. Рефлексия | Слайд 10 Кто старался и у него все получилось — поднимите зелёную ленточку; Кто старался, но не очень получилось — желтую; Кто старался ,но ему было трудно и не всё получилось — красную. |
Формы: общеклассная и индивидуальная Приём: принцип самооценки. Методы: самостоятельная оценочная работа; практическая Мотивация: игровая форма |
15 Информация о домашнем задании | Слайд 10 С.90- 91 рассказать о судьбе горошин. Рт. С.40 По желанию:
|
Наглядно-иллюстративный Метод: дифференцированный подход Выбор самостоятельной работы. Психологический настрой на дальнейшее обучение. |
urok.1sept.ru
Презентация урока для интерактивной доски по чтению (2 класс) на тему: Презентация к конспекту урока по литературному чтению во 2 классе «Сказка Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д…
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Сказка Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»».Конспект урока сопровождается презентацией….
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий….
Театрализованный урок по литературному чтению.«Путешествие в СКАЗКИ Г.-Х. Андерсена»Имя Г.-Х. Андерсена знает каждый с самого раннего детства, а если кто-то и не помнит его имени, то уж сказки, написанные им, слышали и читали все. Это «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Огниво», «П…
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе . Тема урока: Авторские сказки. Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»УМК » Начальная школа XXI века»Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Авторские сказки. Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»Цель: познакомить со сказкой Х.К.Андерсена….
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья…
Презентация к фрагменту урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине».Презентация к фрагменту урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине».Технология: мнемотехника….
nsportal.ru
Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»-
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 « А»
Цель урока: Познакомиться с творчеством Христиана Андерсена и его произведением «Пятеро из одного стручка»
Тема урока: Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Тип урока: урок «открытий» новых знаний.
Планируемые результаты:
• Личностные: понимание нравственных ценностей (гуманность, доброта, ответственность).
• Метапредметные :
• познавательные: умение анализировать, сравнивать, выделять главное.
• Регулятивные: планирование последовательности действий.
• Коммуникативные: умение выражать мысли.
• Предметные : чтение произведения, понимание смысла произведения.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ресурсы: учебник, карточки.
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности.
Время
Цель этапа
Деятельностьучителя
Деятельность ученика
Планируемыерезультаты(УУД)
1.Самоопределение к деятельности
Включение учащихся в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
2 мин
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Ирина Владимировна . Присаживайтесь.
Дети приветствуют учителя. Проверяют организацию рабочих мест, готовность к уроку.
2. Целеполагание и определение темы урока
3.Открытие новых знаний
Постановка темы и цели урока.
10 мин
Сейчас я вам предлагаю посмотреть на иллюстрации и назвать название сказки и его автора. (На слайде иллюстрации сказок)
-К произведениям, какого автора эти иллюстрации?
-Ребята, все эти сказки какого автора?
— Сейчас я вам расскажу о Андерсене. Христиан Андерсен родился в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие истории. Над ним потешались и дразнили фантазёром. Но Xанс Христиан Андерсен вырос и стал писателем! (Показываю портрет)
-Молодцы. А чтобы узнать произведение, над которым мы будем работать, вы узнаете когда отгадаете загадку:
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
-А сейчас ребята откройте книги на стр.86 и прочтем тему нашего урока.
А какая цель нашего урока?
Как вы думаете, о чём будет идти речь в сказке Андерсена « Пятеро из одного стручка?»
-Ребята скажите, что писал Андерсен?
—1 слайд — Гадкий утенок (Андерсен)
2 слайд – Оловянный солдатик (Андерсен)
3 слайд – Дюймовочка (Андерсен)
4 – Гуси-лебеди (Андерсен)
-Андерсена
-Андерсена
-горошины
-Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Познакомиться с творчеством
Христиана Андерсена и его произведением «Пятеро из одного стручка»
-о приключениях горошин из стручка.
-сказки
Регулятивные УУД.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
4. Первичное восприятие произведения
2 мин
-Прежде чем мы начнем читать. Давайте, прочтем хором слова на доске.
Сейчас мы с вами начнем читать 1 часть произведения по цепочке. Когда будет читать следующий человек, я скажу что, читает следующий человек. Я начну читать, а вы продолжите внимательно следите.
-О чем мечтали горошины?
-Найдите в тексте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир?
-А что может с ними случиться?
-стр.88 слова: чердак, тщедушная, черная работа, дощатый подоконник, чердачное окошко? Как вы думаете, что обозначает каждое из них?
-ра-сте-ньи-це, го-ро-хо-вый, рос-то-чек, по-пра-ви-лась
-О том, чтобы увидеть мир.
-стр.87, зачитывают ответ.
-предположения детей
-чердак- помещение между потолком и крышей дома;
Тщедушная – хилая, слабая, болезненная;
Черная работа- выполнять грязную работу, работу служанок, уборщиц;
Дощатый подоконник — сделанный из досок;
Чердачное окно – окно, которые находится на чердаке
5. Анализ произведений
Анализируют произведение. 5 мин
-Читаем 2 часть дальше.
-Что стало с горошинами, когда они попали на чердак?
-Как называется дом, в котором жили горошины?
-О чём мечтали горошины?
-Что стало причиной путешествия горошин по свету?
-Чему радовалась больная девочка?
-Чем стал росток горошка на подоконнике для девочки?
-Как она относилась к горошку? Найдите слова в тексте.
-ответы детей
-стручок
-увидеть широкий мир
-мальчик сорвал стручок и горошины использовал в качестве пулек для пистолета
-Девочка радовалась ростку, который выпустил горошек.
— другом, который помог выздороветь.
— стр. 89-90 (зачитывают ответ)
6. Физ. Минутка
2 мин
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует балерина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево-вправо, десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1, 2, 3, 4 5 повторяйте-ка опять: 1, 2, 3, 4, 5.
Дала нам сказка отдохнуть.
Повторяют и показывают за мной.
7.Открытие новых знаний
Первичное чтение
-Давайте подумаем, а что же случилось с остальными горошинами?
-Теперь мы с вами прочитаем 3 часть сказки и узнаем, что на самом деле произошло. Я начинаю читать, остановлюсь и скажу, кому читать далее
-предположения детей.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
8. Анализ произведения
Анализ прочитанной части 5 мин
-Какое чудо произошло?
-Почему можно назвать это чудо
-Давайте понаблюдаем, прочтем, как происходило это чудо.
-Сколько горошин было в стручке?
-Сколько горошин принесли пользу? доставили радость окружающим?
— Что стало с другими горошками? Найдите ответ в тексте.
-Ребята, какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?
-девочка начала выздоравливать.
-потому что девочка долго не могла выздороветь, а с появление горошины стала расцветать
-стр.90- чтение эпизода
-5
-1
— стр.90-91-читают ответ
-Чтобы жизнь была удачной, нужно людям помогать, дарить тепло, ласку, доброту.
6. Закрепление изученного материала
Анализ выполненных учениками работ.
6-8 мин
-Сейчас мы разделимся по группам и каждая группа напишем предположение, что могло бы случиться, если бы горошина не попала на чердак? У вас на партах листы с заданием: Начало предложения у вас есть вам нужно продолжить его.
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
-работают в группах
Анализ произведений (продолжение)
2 мин
-Над каким произведением мы сегодня работали?
-Кто написал рассказ?
-Понравилась вам сказка? Чем?
— Через несколько лет вы окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Мне хочется пожелать вам, чтобы вы в отличие от горошин не ждали, что кто-то распорядится вашей судьбой, а будете сами ставить цели и достигать их и тем самым приносить пользу людям.
-«Пятеро из одного стручка»
-Х.К.Андерсен
-мнения детей
7. Рефлексия
Анализ выполненной работы на уроке
2 мин
Поднимите руки , кому было легко и интересно работать на урок?
Поднимите руки у кого возникли затруднения при выполнении заданий и кому было не интересно ?
Поднимают руки.
Личностные УУД
9. Домашнее задание
Чтение по ролям
Записывают в дневники
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
1. Если бы горошина не попала на чердак, то ….
2. Если бы горошина полетела по ветру и не попала на чердак, то…
План-конспект урока
по литературному чтению « А » классе,
студентки 51 НК группы
БОУ СПО «Омского педагогического колледжа №1»
Акулич Ирины Владимировны
Урок будет дан: 16.10.2014 года.
Методист: Дынько Елена Геннадьевна.
К уроку допущена.
С конспектом урока ознакомлен(а).
Отметка за проведение урока.
infourok.ru
Мир сказок. Ханс Кристиан Андерсен «Пятеро из одного стручка». 2 класс. Конспект урока
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Начиная с 1 класса, по программе Ефросининой Л.А. дети знакомятся с творчеством Х.-К.Андерсена. Ценностью сказок Х.-К.Андерсена является то, что обращены они не только к разуму ребенка, но и к его сердцу, так как истории сказочника мудры и добры.
Учебные задачи:
- Формировать умение работать с текстом; расширять читательский опыт через слушание и самостоятельное чтение; систематизировать знания о сказках Х.-К. Андерсена.
- Развивать читательские и речевые умения; интерес к сказкам, творческие способности, умение размышлять.
- Воспитывать чувство прекрасного; учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.
Оборудование:
- Сундучок с предметами.
- Листки для моделирования, цветные карандаши.
Материал к уроку:
Для учителя:
- Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
- Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие / Л.А. Ефросинина– М.: Вентана-Граф, 2012 г.
- Иллюстрации к сказкам В. Сутеева, Ш. Перро, Д. Родари
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН. Институт русского языка.– М.: АЗЪ,1993
Для ученика:
- Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1/ Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
- Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1 / Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2013 г.
Ход урока
I. Выявление читательского опыта учащихся
1. Моделирование
Учитель:
– Посмотрите на иллюстрации к литературным произведениям. Что их объединяет? (На этих иллюстрациях герои литературных сказок.)
– Какой темой объединены эти произведения? («Произведения о детях и для детей»)
– Произведения, каких жанров мы уже читали? (рассказы, стихи, сказки, басни)
– Не ошибусь, если скажу, что все дети и даже взрослые любят читать сказки!
-Какие бывают сказки?
Схема:
– Вспомните фамилии русских и зарубежных писателей-сказочников и назовите их произведения. (учащиеся называют авторов и заголовки произведений)
– Молодцы, вы знаете много писателей-сказочников.
– Сделайте модель обложки своей любимой сказки.
– Поднимите и покажите листочки с моделью.
Комментарий: Упражнение с моделями формирует у учащихся учебные действия: самостоятельно выполнять учебные задания; умение осуществлять контроль и самоконтроль; умение рационально организовывать свой учебный труд. Данная работа способствует высокому уровню вовлеченности и погружения всех учащихся в учебную деятельность, т.е. реализуются принципы личностно-ориентированного обучения. Работа с моделями обложек позволяет плавно перейти к следующему этапу работы.
2. Актуализация знаний о сказках Х.-К. Андерсена
Учитель:
– Перед вами сундучок. В старину в таких сундучках хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Их берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашем сундучке хранятся сказки. Догадайтесь, из каких литературных сказок находящиеся здесь вещи:
- Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)
- Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)
- Зеркало («Снежная королева»)
- Зонтик («Оле-Лукойе»)
– Что объединяет эти литературные сказки? (Их автор – Х.-К. Андерсен)
– Удивительный мир сказок Х.-К. Андерсена! Он мог самые обычные вещи превратить в сказочных героев. Иногда от какой-то незначительной мелочи может измениться настроение, состояние души и даже вся жизнь! На такие размышления меня натолкнула сказка Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Комментарий: Введение «волшебного сундучка» активизирует внимание учащихся, настраивает на сказку и учебное сотрудничество учителя и учеников, создает эмоциональный настрой на уроке, а также выявляет читательский опыт учащихся по сказкам великого датского сказочника Х.-К. Андерсена. На данном этапе происходит развитие мыслительной деятельности, умение анализировать и классифицировать, а также делать выводы.
II. Работа с новым произведением
1. Чтение сказки Х.-К. Андерсена «Пятеро из одного стручка» ( учебник стр.94-99)
Слушание 1 части произведения (читает учитель).
Чтение вслух учащимися 2 части.
Самостоятельное чтение 3 части.
Комментарий: Этот этап урока формирует у учащихся учебные действия, необходимые для получения и первичной обработки учебной информации: умение читать вслух, молча, а также формирует все виды чтения: ознакомительное, просмотровое, изучающее.
2. Выявление первичного восприятия произведения
Учитель:
– Какие чувства вызвала у вас эта сказка? (радости, сочувствия, сострадания, грусти, печали)
– Когда вам было особенно грустно?
Комментарий: На этом этапе развивается речь учащихся: умение высказать свое мнение, выразить свое отношение к прочитанному, проанализировать поведение героев.
3. Словарная работа
Учитель:
– В тексте сказки встретились слова, значение которых нужно уточнить.
На доске записаны слова:
каморка, бечевка, кровельный жёлоб, голубиный зоб, чердачное окошко, дощатый подоконник, тщедушный, блаженство
Дифференцированная работа:
– Значения слов: каморка, бечёвка, зоб, тщедушный, блаженство прочитают по толковому словарю ученики –консультанты …
– Значения слов: кровельный жёлоб, чердачное окошко, дощатый подоконник – коллективный разбор.
Комментарий: Толкование незнакомых и устаревших слов на уроке учит не только внимательно относиться к слову, понимать его значение в контексте, раскрывать его смысловой оттенок, но и отрабатывает навык чтения, умение ориентироваться в тексте. Учащиеся читали значение слов в толковом словаре и повторно находили эти слова в тексте, зачитывали предложения или абзацы, таким образом, развивая просмотровое чтение. Эта работа формирует у учащихся умение свободно читать и работать с текстами, а также функциональную грамотность – умение свободно пользоваться справочниками и словарями. Часто на уроке использую работу учеников – консультантов, учащимся нравится выполнять эту «роль».
4. Работа с содержанием текста
Учитель:
– О чем мечтали горошины? (оказаться на воле)
– Найдите в тексте и прочитайте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир.
– Понаблюдайте за характерами горошин, все ли они одинаковые? Выберите из списка слов те, которые соответствуют характеру горошин.
Слова на доске:
скромная, сонная, покорная, мечтательная, хвастливая
– Куда попала пятая горошина? (на старый дощатый подоконник)
– Кто там жил? (мать, дочь подросток)
– Как они жили? Зачитайте.
– Какой мы видим девочку? В каком состоянии она была (тоненькая, тщедушная, болела уже целый год)
– Какое чудо произошло? (горошек подбодрил девочку, и она выздоровела)
– Можно назвать выздоровление девушки чудом? Найдите в 3 части слова, которые это подтверждают.
– Расскажите, что случилось с остальными горошинами.
– Какая горошина оказалась самой замечательной? Почему? (она спасла девушке жизнь, помогла выздороветь)
– Чему учит сказка? (приносить людям пользу, делать добрые дела)
Комментарий: Формирование познавательных универсальных действий, которые подразумевают осуществление различных мыслительных операций: анализ, сравнение, выделение основной идеи, главной мысли; умение классифицировать, обобщать и делать выводы, абстрагироваться, синтезировать один из важных этапов урока. На протяжении всего урока слышна речь учащихся, которые учатся высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению своих сверстников. На уроке реализуются и воспитательные задачи: дети учатся добру и человечности, формируются такие духовно-нравственные качества, как сострадание, отзывчивость, великодушие.
III. Групповая работа
Каждая группа получает разные задания.
1 группа: найти и зачитать самый красивый эпизод сказки.
2 группа: выбрать пословицы к этой сказке.
3 группа: расположить кадры диафильма.
Комментарий: Дифференцированная коллективная работа учащихся в парах или в составе малых разноуровневых групп над материалом, адекватным по трудности, объёму и характеру, под руководством лидера группы и наблюдением учителя – важная составляющая урока. Эта форма работы обеспечивает высокую плотность урока и дает возможность ученикам общаться по учебному материалу, а именно: делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий, вести поисковую деятельность.
IV. Итог урока, домашнее задание
Учитель:
– Какой предмет можно еще положить в наш сундучок? (горошину)
– Видите, даже маленькая горошина принесла большую пользу! Что уж говорить о нас с вами – мы можем сделать гораздо больше. Нужно только чаще оглядываться вокруг. Может быть, кому-то нужна наша помощь. Вдруг надо помочь маме, позвонить бабушке или поддержать расстроенного друга добрым словом. Ведь каждое наше доброе дело не пропадет, оно, как горошина пустит росточек и зацветет красивым цветком в сердце того человека, которому мы помогли.
– Оценивание работы учащихся.
Домашнее задание: тетрадь стр. 40-41.
По выбору:
- подобрать пословицы,
- пересказ сказки,
- дополнительное чтение «Принцесса на горошине»,
- составить список сказок Х.К.Андерсена.
Комментарий: «Волшебный сундучок» не забыт: в конце урока полнили его еще одним предметом – маленькой горошиной, сотворившей чудо. Нравственная беседа о прочитанном носит воспитательный характер, глубокий философский смысл – смысл жизни. Учащиеся в этом возрасте способны понять его и эмоционально откликнуться на примере сказки Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка».
Разноуровневые домашние задания по выбору позволяют учащимся найти «свое» задание по уровню и интересу и выполнить его с удовольствием.
rosuchebnik.ru
Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе на тему Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
Дата проведения: 20 октября
Автор учебника: Литературное чтение /Л. А. Ефросинина/ – М.: Вентана-Граф, 2016
Тема урока: Х.– К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Тип урока: литературное слушание
Продолжительность урока – 45 минут
Место проведения: МОУ СОШ с. Пушанина Белинского района Пензенской области
Учитель: Будникова Любовь Ивановна
ЦельУчить воспринимать на слух новое произведение;
формировать умение анализировать прослушанное произведение;
учить определять героев произведения, давать им характеристику, подбирать пословицы к тексту, подводить итог урока;
воспитывать умение слушать, самостоятельно выполнять предложенные задания;
развивать внимание, память, речь учащихся.
Планируемый результат
Научатся на слух воспринимать произведение, анализировать поступки героев, соотносить пословицы с произведением.
Межпредметные связи
Окружающий мир, русский язык
Ресурсы:
— основные
— дополнительные
Учебник «Литературное чтение» — автор Л. А. Ефросинина,
Рабочая тетрадь – автор Л. А. Ефросинина, цветные карандаши, выставка книг
Компьютер, интерактивная доска
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах
Технология проведенияДеятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа
Формирование универсальных учебных действий каждого этапа
I этап. Организационный момент.
Цель – активизация учащихся.
Формулируют правила поведения на уроке.
Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Личностные УУД
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке
II этап .
Актуализация знаний.
Цель: закрепить знания о видах сказок
Определяют виды сказок, указывают стрелочками соответствие
Даёт краткий инструктаж работы с интерактивной доской
Работа с интерактивной доской.
— Ребята, какой раздел учебника мы изучаем? (Мир сказок). Сейчас надо вспомнить, на какие группы делятся сказки. (Работают со схемой)
Сказки
Народные Авторские
О животных Волшебные Бытовые
— Какое произведение читали на прошлом уроке? (Братья Гримм «Маленькие человечки»)
— К какой группе сказок она относится? (Авторская, бытовая). Докажите.
Познавательные УУД
Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций
Регулятивные УУД
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
III этап .
Слушание нового произведения
Цель: формировать умение отгадывать загадки, воспринимать на слух новое произведение
Отгадывают загадку.
Слушают новое произведение
Загадывает загадку, нацеливает на слушание.
Организует слушание нового произведения
— Ребята, сейчас я вам прочитаю новое произведение. О чём оно, вы узнаете, отгадав загадку.
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Стручок гороха)
Читает произведение, не называя его.
Коммуникативные УУД
Уметь слушать и понимать речь других.
Умение слушать и извлекать нужную информацию/
IV этап.
Выявление первичного восприятия текста
Цель: формировать умение высказывать своё мнение о прослушанном произведении
Участвуют в обсуждении прослушанного.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует работу по
определению темы, характера произведения
Беседа
— Что я прочитала? (Сказку). Докажите.
— Понравилось произведение или нет?
— Когда волновались?
— За кого переживали?
— К какому виду сказок отнесём это произведение? (Бытовая). Авторская или народная?
— Откройте учебник на с. 94. Прочитайте название произведения.
— Кто из вас читал сказки Андерсена?
Презентация «Х.-К. Андерсен»
В цветущей Дании, где свет увидел я
Берёт мой род своё начало.
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя.
— Это слова Великого датского сказочника Андерсена.
Ханс Кристиан Андерсен родился в маленькой стране Дании 2 апреля 1805года в семье прачки и сапожника. Мальчик с детства любил петь, читать стихи, мечтал стать актёром. Первые сказки он услышал от отца. Ханс переделывал сказки по-своему, украшая их. Он был единственным ребёнком в семье. Мальчик занимался только тем, о чём всегда мечтал и фантазировал. Его никогда не наказывали. В юные годы он и чинил башмаки, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 14 лет пробовал писать пьесы для театра. Учась в гимназии, писал стихи. Андерсен любил путешествовать.
Всемирную известность сказочника получил в 1835 году после издания трёх сборников «Сказки, рассказанные для детей». Всего он написал 170 сказок.
В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни. Он говорил, как я рад, что мои произведения читаются в великой России.
День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Х. К. Андерсена за создание лучшей книги для детей.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Умение определять цель деятельности на уроке
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
V этап.
Работа с текстом
Цель — формировать умение определять тему произведения, главных героев.
.
Читают текст по частям, анализируют поведение героев, высказывают и аргументируют свою точку зрения.
Строят высказывание по плану.
Включает учащихся в работу по составлению характеристики героев произведения.
Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.
Чтение сказки по частям, анализ.
1 часть
— Ребята, давайте прочитаем начало сказки.
— О чём мечтали горошины, сидя в стручке?
— Что сказала самая маленькая горошина, когда стручок сорвал мальчик?
— Куда мечтали попасть горошины, когда мальчик выпустил их из ружьеца?
— Как вы понимаете слова последней горошины?
— Как бы вы озаглавили эту часть сказки? (Горошинки на воле)
2 часть
— Что однажды утром увидела больная девочка?
— Как поступила мать с маленьким ростком? Почему она за ним так ухаживала?
— Какой день был для девочки настоящим праздником?
— Какой заголовок можно подобрать к этой части? (Чудесное выздоровление)
3 часть
— Давайте прочитаем, что же стало с остальными четырьмя горошинами.
— Была ли от них хоть какая польза?
Коммуникативные УУД
Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
Регулятивные УУД
Уметь работать по коллективно составленному плану.
Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
VI этап
Включение в систему знаний
Цель – учить работать с пословицами, составлять краткую аннотацию.
Читают пословицы, подбирают пословицу к тексту.
Предлагает выбрать подходящую пословицу.
Работа с пословицами.
— Ребята, я вам предлагаю несколько пословиц.
Выберите те, которые подходят к прочитанному произведению.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
Работа в тетрадях на печатной основе (с. 40-41)
— Какими вы представляете горошинки? Укажите, какие слова подходят к каждой из них.
Первая горошинка скромная
Вторая горошинка сонная
Третья горошинка покорная
Четвёртая горошинка мечтательная
Пятая горошинка хвастливая
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы/
VII. Итог урока.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.
VIII. Рефлексия
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности
– Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой? (Хорош тот, кто доставляет радость другим).
– Так и вы, через несколько лет окончите школу и разлетитесь, словно горошины, в разные стороны. Мне хочется пожелать вам, чтобы вы в отличие от горошин не ждали, что кто-то распорядится вашей судьбой, а будете сами ставить цели и достигать их и тем самым приносить пользу людям.
— Закончить наш урок я хочу словами из стихотворения о счастливом человеке.
Счастливый человек лишь добрые дела
Творит, отвергнув мелочные страсти.
Счастливый человек не может сделать зла,
И потому я всем желаю счастья.
— Дополните предложения:
На уроке мне было …
Дома я смогу …
В жизни я хотел бы …
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Познавательные УУД:
Умение на основе анализа делать выводы
УУД
Формирование способности к самооценке
IX. Домашнее задание
Цель – объяснить задание на дом.
Слушают домашнее задание и записывают в дневник.
Поясняет домашнее задание.
Перечитать сказку, рассказать её от лица пятой, последней, горошины.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и извлекать нужную информацию
Открытый урок литературного чтения
во 2 классе
Тема: Х.- К. Андерсен
«Пятеро из одного стручка»
Учитель: Будникова Л. И.
2016 г.
infourok.ru
Х.Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Разделы: Начальная школа
Цели:
- Обучающие:
- продолжить работу по формированию навыков правильного и выразительного чтения;
- закрепить умение работать над трудными словами;
- продолжить знакомство с литературными жанрами;
- учиться понимать литературное произведение;
- расширить знания о творчестве Г.Х.Андерсена;
- провести анализ данного произведения;
- учить работать с текстом (исследовать текст) так, чтобы видеть детали, «мелочи»;
- учить, самостоятельно искать и проверять новые знания по теме.
- учить соотносить пословицы с содержанием изучаемого произведения;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- продолжить знакомство с понятиями «автор», «название», «жанр», «сказка», «зачин», «повторы», «концовка»;
- продолжить формирование умения находить в тексте «ключевые» слова;
- начать формирование умения анализировать характер героя по его словам.
- Развивающие:
- развивать воображение, слух, видение мира, язык;
- развивать самостоятельность, эмоциональное восприятие художественных произведений;
- расширять лексику, кругозор, обогащать словарный запас
- Воспитательные:
- воспитывать доброту, прививать любовь ко всему живому;
- способствовать пониманию такой мировоззренческой идеи, как взаимосвязь слов автора с чертами характера героя.
Средства достижения поставленных целей:
– для развития познавательного интереса
создать на уроке проблемную ситуацию;
– для развития самостоятельности организовать
на уроке самостоятельную работу с текстом;
– для актуализации внутреннего потенциала
ребенка вызвать то или иное переживание, что
будет способствовать воспитанию талантливого
читателя.
– установить психологический и эмоциональный
контакт с детьми;
– для решения задач эстетического, трудового,
нравственного воспитания включить в урок
следующее содержание: работа над философском
смыслом жизни; сравнение разных типов
персонажей; беседа о будущем учащихся.
– для воспитания таких нравственных качеств, как
товарищество, взаимовыручка, взаимопомощь
организовать на уроке работу в парах, групповую
работу.
Оборудование урока:
- учебник «Литературное чтение». 2 класс Л.А.Ефросинина.
- магнитная доска;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютерная презентация;
- физкульминутки.
- карточки для коллективной творческой работы.
- материалы для творческой парной работы.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.А теперь проверь дружок –
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку …
– Сегодня на уроке мы узнаем новую сказку,
выясним философский смысл жизни – что значит
приносить радость людям, поработаем по одному, в
группах, коллективно.
– Что нам надо для работы? (Ум, вниманье,
доброта.)
– Улыбнитесь мне немного и скорее в путь-дорогу.
Собрались мы с вами на беседу добрую и складную.
Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу
пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё
внимательно слушали. Всё, что услышите, вам
обязательно пригодится.
2. Вводная беседа
– Кто же зовет нас в новую сказку? Отгадайте кто автор этих строк?
В цветущей Дании, где свет увидел я
Берёт мой род своё начало.
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя.
– Кому принадлежат эти строки?
Биография автора. (Презентация)
– В честь дня его рождения 2 апреля проводится Международный день детской книги. А как называется сказка, которую мы будем читать, вы узнаете когда отгадаете загадку.
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки.
3. Первичное чтение
Учитель. О чём вы думали, когда слушали сказку? (Ответы детей)
4. Проверка первичного восприятия
Учитель. О чём вы думали, когда слушали
сказку? (Ответы детей)
Учитель. Какие чувства у вас вызвала
сказка? (Ответы детей)
Учитель. Когда стало особенно грустно? (Ответы
детей)
Учитель. Менялось ли ваше настроение? (Ответы
детей)
5. Словарная работа (работа в парах)
Учитель. Ребята, вам встретились слова, которые были непонятны. (Ответы детей) Вам предстоит очень ответственная работа. Мы будем работать в парах. Вы должны объяснить значение слов.
(Ученики получают карточки, на которых написаны группы перечисленных слов)
- дощатый подоконник
- женщина была прилежная
- чердачное окошко
- девочка была тоненькая и тщедушная
- водосток
- бечевка
- зоб
- желоб
- блаженство
- они не миновали ружья
- на щеках горел румянец
- тесная каморка
- черная работа
- затхлая вода
6. Вторичное чтение
Прочитать 1 часть.
7. Анализ. Выборочное чтение
Учитель. Похоже, ли начало
произведения Андерсена на волшебную сказку?
Учитель. Какие слова автора доказывают,
что начинается сказочная история?
Учитель. Как называется дом, в котором
жили горошины?
Учитель. Как меняется цветной мир
стручка?
Учитель. О чём мечтали горошины?
Учитель. Что стало причиной путешествия
горошин по свету?
Учитель.Давайте понаблюдаем за
характерами горошин, все ли они одинаковые.
Учитель. Найдите слова, которые
помогают нам узнать характер каждой горошины.
Учитель. Приготовьтесь читать слова
выразительно, соответственно характеру
горошины.
Учитель. Куда попала пятая горошина?
Учитель. Кто там жил?
Учитель. Как они жили? Зачитайте.
Учитель. Какой мы видим девочку?
Зачитайте.
8. Физминутка
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует балерина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево-вправо, десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
1, 2, 3, 4 5 повторяйте-ка опять: 1, 2, 3, 4, 5.
Дала нам сказка отдохнуть.
9. Чтение обучающимися второй части. Ответы на вопросы к тексту
Учитель. Какое чудо произошло?
Учитель. Почему можно назвать это чудом?
Учитель. Давайте понаблюдаем, как
происходило это чудо.
Учитель. Какие изменения происходили с
горошиной, и как изменялась девочка? (К доске
учитель прикрепляет слова после ответов детей)
Горошинка – пустила ростки; |
Девочка – худенькая и тщедушная; – говорила живее; |
10. Работа в тетради
Учитель. Как вы думаете, какая черта
характера помогла девочке выздороветь?
Учитель. Какая же горошина, по-вашему,
оказалась самой замечательной? Почему?
Учитель. Давайте предположим, что могло
бы случиться, если бы горошина не попала на
чердак?
11. Итог урока
– Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой? (Хорош
тот, кто доставляет радость другим).
– Так и вы, через несколько лет окончите школу и
разлетитесь, словно горошины, в разные стороны.
Мне хочется пожелать вам, чтобы вы в отличие от
горошин не ждали, что кто-то распорядится вашей
судьбой, а будете сами ставить цели и достигать
их и тем самым приносить пользу людям.
– Кому понравилась эта сказка?
– Кто захотел почитать книги Андерсена?
12. Домашнее задание: придумать сказку.
20.01.2012
Поделиться страницей:urok.1sept.ru
г.х.Андерсен «Пятеро из одного стручка» (2 класс)
МБОУ Соболевская основная школа им.А.Н.Попова
Конспект урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Авторские сказки. Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»
Цель: познакомить со сказкой Х. К. Андерсена» Пятеро из одного стручка».
Задачи:
Формировать навыки выразительного чтения; словесного иллюстрирования.
Развивать умение видеть и ценить душевную красоту.
Учить видеть и понимать переживания, боль другого человека.
Прививать желание оказывать помощь.
Прививать интерес к чтению художественной литературы.
Методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение»2 класс Л.А.Ефросинина; магнитная доска; толковые словари; портрет писателя, рабочие тетради, сказки Х. К. Андерсена (выставка книг).
Ход урока
Оргмомент.
Речевая разминка.
Упражнения, укрепляющие дыхание:
— взять дыхание и на выдохе плавно произнести гласные и-э-а-о-у-ы ;
-произнести и- э- а –о –ы с разной интонацией;
— произнести на выдохе четверостишие:
« Хороши у нас наряды,
Значит, не о чем тужить!
Мы нарядам нашим рады
И сапог не будем шить!»
— Ребята, знакомо ли вам это четверостишие?
-Из какого произведения?
— Кто автор?
3. Проверка домашнего задания.
Краткий пересказ сказки братьев Гримм «Маленькие человечки.
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вступительная беседа.
— На прошлых уроках литературного чтения мы с вами знакомились со сказками.
— Какие сказки вам больше понравились?
-Кто сочинил понравившиеся вам сказки?
-Итак, мы знакомились с народными и авторскими сказками.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством замечательного сказочника, Х.К. Андерсена. (Портрет писателя).
Ханс Кристиан Андерсен родился в семье сапожника и прачки. Кто объяснит значение слов «сапожник», «прачка»?
(Работа со словарём: 1-ряд находит значение слова «прачка»; 2-ряд – находит значение слова «сапожник»
(Учитель поясняет в том случае, если не смогли объяснить значение слов дети).
Первые сказки маленький Андерсен услышал от отца. Мальчику очень нравилось слушать сказки, но ещё больше ему нравилось переделывать сказки по-своему. Он украшал услышанные сказки.
Когда же он подрос, стал браться за любое дело. Он чинил сапоги, ходил в школу танцев, пел песни, и всегда сочинял сказки.
Х.К.Андерсен написал много замечательных сказок. Всего он написал 170 сказок. А сегодня я вас познакомлю со сказкой «Пятеро из одного стручка».
5. Первичное восприятие текста.
— Послушайте внимательно эту сказку и подумайте, почему автор назвал сказку: «Пятеро из одного стручка».
(Читает учитель).
— Понравилась вам сказка?
-Какое настроение она вызвала у вас?
— Кто герои этой сказки?
— Кто вам понравился больше?
— Почему?
— Как вы думаете, почему автор дал такое название сказке?
-Верно. Все горошинки жили в одном стручке. А похожи ли они друг на друга?
-Прочитайте первую главу и скажите, чем отличаются горошинки друг от друга?
Самостоятельное чтение 1 главы.
6. Анализ произведения.
Чем отличались горошинки?
— О чём они мечтали?
-Найдите в тексте слова, которые говорили горошины, улетая в широкий мир.
Выборочное чтение.
— Какие герои ещё встречаются в сказке?
Найдите слова в тексте и прочитайте, кто эти герои.
Какие слова вам не понятны? Кто из вас может объяснить значение этих слов?
(Чердачная комната – это маленькая комната на чердаке дома. Зимой в такой комнате было холодно, а летом – очень душно. В таких комнатах раньше жили очень бедные люди.
Каморка – очень маленькая, тесная, неудобная комната).
Такими словами автор описал жильё, в котором жила больная девочка и её мать. Мать должна бала много работать, поэтому девочке приходилось целый день лежать одной.
— Как вы думаете, какое настроение было у девочки в такие дни?
— Почему?
Прочитайте вторую главу. Подумайте, почему девочка вдруг стала выздоравливать?
Самостоятельное чтение второй главы.
— Что изменило жизнь девочки?
— Кем стал для девочки росток гороха?
— Как относилась девочка к горошку?
Найдите эти слова в тексте и прочитайте.
(Читает вслух один ученик).
-Как относится автор к горшку? Почему? Какие слова он подобрал, чтобы описать горошек? Прочитайте.
7. Словорисование
Какой вы себе представляете девочку в этот праздничный для неё день? Нарисуйте её словами.
— Кого ещё росток горошка сделал счастливым?
— Это много или мало- сделать счастливыми двух людей?
— Почему?
— Что стало с другими горошинами. Найдите эти слова в тексте.
(Читает ученик с хорошим навыком чтения).
-Кому помогли они?
— Ребята, чему учит нас эта сказка?
8.Физминутка
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
(Дети руки разводят в стороны).
Ветерок чуть дышит,
Лепесток колышет
(Дети покачивают руками).
Закрывают лепестки
Наши нежные цветки
(Руки на пояс),
Тихо засыпают,
Головой качают.
9. Чтение по ролям.
Итак, кто герои нашей сказки?
Горошинки мечтали о разном. Почему?
Верно. Они были разные. Давайте сейчас попробуем передать характер каждой горошины.
(Распределяются роли. Слова автора читает учитель.)
Подготовка к чтению по ролям.
Коллективное обсуждение.
-Какой была первая горошина?
-Каким голосом она произнесла эти слова? Она говорила быстро или медленно?
-Какой была вторая горошина? С какой интонацией вы бы произнесли её слова?
-Две другие. Что больше всего им нравилось делать? (Спать).
-Как прочитать слова этих горошин? С какой интонацией?
-Какие слова произнесла последняя горошинка?
-Как эти слова прочитаете?
(Чтение по ролям).
-Вам очень хорошо удалось передать настроение и характер каждой горошинки. Молодцы.
10. Рефлексия. Подведение итогов урока
Вспомните, горошинки-героини какой сказки? (Название сказки).
(На доске запись: Волшебные Бытовые Сказки о животных ).
-Какая это сказка?
Докажите.
-Какая это сказка: народная или авторская?
-Кто автор?
-Знаете ли вы другие сказки этого автора? Какие?
11.Домашнее задание.
Задания в тетради: №1-3.
Обратите внимание на эти книги. (Показ книг). Автор этих книг Х. К. Андерсен. Вы можете выбрать любую из этих книг в библиотеке. Вы познакомитесь с другими сказками Андерсена, но уже самостоятельно. На другом уроке вы поделитесь мнением о прочитанном.
Используемая литература:
1. Ефросинина Л.А.. Учебник «Литературное чтение»2 класс/ . Л.А.Ефросинина.- Москва: Издательский центр Вента Граф, 2014.
2.Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание./В.И.Даль.-Москва: АСТ «АСТРЕЛЬ, ХРАНИТЕЛЬ».2006.-349с.
3. http://www.litra.ru/
infourok.ru