Пословицы для 2 класса по литературному чтению – Русские пословицы и поговорки для 2 класса — полный перечень по алфавиту онлайн
Русские пословицы и поговорки для 2 класса — полный перечень по алфавиту онлайн
Без корня и трава не растёт.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Береги нос в большой мороз.
В каждой шутке есть доля правды.
Век живи — век учись.
Видно птицу по полёту — человека по делам.
Вода с гор потекла — весну принесла.
Все за одного, а один за всех.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Вся семья вместе — и душа на месте.
Всякой матери своё дитя мило.
Глаза страшатся, а руки делают.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Делу — время, потехе — час.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Доброе дело без награды не остаётся.
Доброе имя дороже богатства.
Добрые дела человека красят.
Добрый человек добру и учит.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Дома петух, а на улице курица.
Друг денег дороже.
Друг и брат — великое дело: не скоро добудешь.
Дружбу помни, а зло забывай.
Жизнь дана на добрые дела.
За всякое дело берись умело.
Как оса, лезет в глаза.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Кто ленив, тот и сонлив.
Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
Летний день год кормит.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Мудрым никто не родился, а научился.
На деньги ума не купишь.
На людей не смотри, свой ум имей.
Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
Не мил и свет, когда друга нет.
Нет друга — ищи, а найдёшь — береги.
Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Правда из воды, из огня спасёт.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Птицу видно по полёту, а человека по работе.
Сердце матери лучше солнца греет.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Счастливым быть — никому не досадить.
Труд человека кормит, а лень портит.
У лентяя Федорки всегда отговорки.
У лодыря что ни день, то лень.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Учись смолоду — пригодится в старости.
Учиться — всегда пригодится.
Хлеб всему голова.
Хороший друг — отрада для души.
Хочешь есть калачи — не лежи на печи.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Человек без друзей что дерево без корней.
Язык болтает, а голова не знает.
kupidonia.ru
Пословицы для 2 класса — Библиотека для детей
Пословицы для 2 класса
Сердце матери лучше солнца греет.
Добрый человек добру и учит.
Доброе имя дороже богатства.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
Жизнь дана на добрые дела.
Дружбу помни, а зло забывай.
Мудрым никто не родился, а научился.
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
Труд человека кормит, а лень портит.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Без корня и трава не растёт.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Доброе дело без награды не остаётся.
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
Хороший друг – отрада для души.
Кто ленив, тот и сонлив.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Век живи – век учись.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
Правда из воды, из огня спасёт.
Птицу видно по полёту, а человека по работе.
За всякое дело берись умело.
Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Друг денег дороже.
Доброе братство – лучше богатства.
Учиться – всегда пригодится.
Язык болтает, а голова не знает.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Видно птицу по полёту – человека по делам.
У лентяя Федорки всегда отговорки.
Делу – время, потехе – час.
Нет друга – ищи, а найдёшь – береги.
Кто друг прямой, тот брат родной.
Кто правдой живёт, тот добро наживёт.
Всякой матери своё дитя мило.
Вся семья вместе – и душа на месте.
Учись смолоду – пригодится в старости.
Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.
У лодыря что ни день, то лень.
Счастливым быть – никому не досадить.
В каждой шутке есть доля правды.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Не мил и свет, когда друга нет.
skazkii.ru
Пословицы о книгах для 2 класса
***
.
Книга мала, а ума придала. (русская)
Умнее книги не скажешь. (русская)
Закрытая книга ничему не научит. (еврейская)
Золото добывают из земли, а знания из книги. (русская)
И по заглавию можно судить о книге. (арабская)
Испокон века книга растит человека. (русская)
Хорошая книга — лучший друг. (русская)
Слеп человек без книги. (исландская)
Книга — а в ней кукиш да фига. (русская)
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. (русская)
Книга для ума – что тёплый дождь для всходов. (русская)
Книги читать — не в ладушки играть. (русская)
Книга не пряник, а к себе манит. (русская)
Книга — не шапка, а выбирай по голове. (русская)
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт. (русская)
Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде. (русская)
Книга учит жить, книгой надо дорожить. (русская)
Книга книгой, да и своим умом двигай. (русская)
Книги читай, да дела не забывай. (русская)
Книга учит жить, книгой надо дорожить. (советская)
Книга поможет в труде, выручит и в беде. (русская)
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь. (русская)
Комната без книг подобна телу без души. (английская)
Кто работает без книг, решетом воду черпает. (русская)
Ленивому Микишке всё не до книжки. (русская)
В доме, где есть старик, есть книга. (татарская)
Кому книга развлечение, а кому — учение. (русская)
Недочитанная книга — не пройденный до конца путь. (китайская)
Не закрывай книгу, которая открывает глаза. (еврейская)
Не красна книга письмом, красна умом. (русская)
Один вид книги устраняет печаль сердца. (марокканская)
Одна книга тысячи людей учит. (русская)
Перо не велико, а большие книги пишет. (русская)
Пословицы кратки, а ума в них целые книги. (русская)
Прочёл книгу – встретился с другом. (русская)
С книгой поведёшься – ума наберёшься. (русская)
Нагружать на осла книги. (т.е. обучать дурака; хинди)
Иная книга обогащает, а иная с пути совращает. (русская)
Солнце взойдёт — оживает природа, книгу прочтёшь — просветляется ум.
(монгольская)
Суть миллионов книг – в одном стихе: заслуга – в добре ближнему, грех – в зле ближнему (древнеиндийская).
Три дня не будешь читать книг — твоя речь потеряет прелесть.
(китайская)
Ум без книги, как птица без крыльев. (русская)
Кто знает «аз» да «буки», тому и книги в руки. (русская)
Хлеб питает тело, а книга питает разум. (русская)
Хорошая книга — всё равно, что сад, который можно носить в кармане. (китайская)
Из тыквы, о которой говорится в книге, каши не приготовишь. (тамильская)
Хорошая книга — искренний друг: когда она тебе надоела, она не сердится, когда ты ей веришь, она тебя не обманывает. (турецкая)
Хорошая книга — наивернейший друг человека. (словацкая)
Хорошая книга ярче звёздочки светит. (русская)
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. (русская)
Книга — маленькое окошко: через него весь мир видно. (русская)
Две самые полезные книги для девушки — кухонная книга матери
и чековая книжка отца. (американская)
Книга в суме – в пути тягость, книга в уме — в пути облегчение. (русская)
В наследство сыну оставь лучше одну книгу, чем миллионы монет. (корейская)
Лучше вернуться домой и пахать поле, чем не изучить толком книги. (китайская)
Богат не тот, кто денег не считает, и не тот, чьи знания собраны из книг. (тайская)
Нет большего наслаждения, чем читать книги; нет дела важнее, чем учить сыновей. (китайская)
Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать. (русская)
Коль есть поле, да не посеешь, будут амбары пусты; коль есть книги, да не читаешь, будут сыновья и внуки глупы. (китайская)
.
***
.
Пословицы и поговорки про Учителя
Пословицы и поговорки о Знаниях
.
***
Содержание страницы: пословицы и поговорки со словом (на тему) «книга».
.
.
В этом разделе находятся пословицы и поговорки про книги, их важности в жизни, о получении новых знаний, и так далее.
В доме без книг, как без окон, – темно.
Книга — это маленькое окно в большой мир.
Кто работает без книг, решетом воду черпает.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Испокон века книги растят человека.
Хорошую книгу читаешь — знания свои умножаешь.
Испокон века книга растит человека.
Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай.
Книга в деревне—что окно в избе.
Не красна книга письмом, красна умом.
Книга учит жить , книгой надо дорожить.
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
Хорошая книга — искренний друг: когда она тебе надоела, она не сердится, когда ты ей веришь, она тебя не обманывает.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Дом без книги – день без солнца.
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.
Книга для ума — что тёплый дождь для всходов.
В книгу вошли не все слова, в словах сказаны не все мысли.
Выбирай книгу так,как выбираешь друга.
Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Книга – твой друг, без нее как без рук.
Держи в порядке книжки и тетрадки!
Говори не о том, что прочел, а о том, что понял.
Кому книга—развлечение, а кому—учение.
Невежды книги покупают, а ученые читают; богатые коней покупают, а умные катаются.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Недочитанная книга — не пройденный до конца путь.
Любите книгу — источник знания.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
Умен как поп Семен: книги продал, а карты купил.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Книгу читай, а умом смекай.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Сохранить ссылку на эту страничку:
Составитель: Кустова Елена Владимировна, воспитатель МБ ДОУ « Яшкинский детский сад», поселок Яшкино Кемеровской области.
Материал может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Для подготовки к тематическим неделям, досугам, совместной деятельности.
Букварь – не сайка, а раскусишь, сладко.
С книгой жить – век не тужить.
Не красна книга письмом, красна умом.
Хорошая книга – лучший друг.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Без книги, как без солнца, и днем темны оконца
Книга – твой друг, без нее как без рук
Книга мала, а ума придала
С книгой поведешься – ума наберешься
Будешь книги читать — будешь все знать
Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь
Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай
Черные буквы красные дни приносят
Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость
В книге ищи не буквы, а мысли
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде
Книга поможет в труде, выручит в беде
Книга учит жить, книгой надо дорожить
Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать
Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век
Кто много читает, тот много знает
Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания
Известно, что любовь к книгам – любовь к мудрости
Книга – ключ к знанию
Книга книгой, да и своим умом двигай
Не все читай, иное и откладывай
Книгу читай, а умом смекай
Наука книги еще не полна без науки жизни
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает
Глядит в книгу — видит фигу
Книга без ума – пуста
Недочитанная книга — не пройденный до конца путь
Нет умного соседа – с книгой беседуй
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет
Не смотри, кто написал, смотри, что написано
Нужно уметь читать между строк
Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной ходит
Книга в два листа, а середка пуста
В книгу вошли не все слова, в словах сказаны не все мысли
Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь
Книга для ума, что теплый дождь для всходов
Книги не говорят, а правду сказывают
Книги читать — скуки не знать
С книгою жить – век не тужить
Книги читать — не в ладушки играть
В конце марта в нашей группе всегда проходит Неделя детской книги.
Мы с детьми оформляем выставки книг, учим пословицы и поговорки о книгах, приглашаем в гости библиотекаря, устраиваем « Книжкину больницу», дарим книги малышам и в детскую больницу. Наши дети – активные читатели и слушатели. Одним словом, мы очень любим книги!
Пословицы и поговорки о ценности книг помогают подрастающему поколению понять важность чтения и бережного отношения к книге.
В пословицах изложены данные об истории, восприятии событий, ценностях народа. Важный фактор: дошедшие до нашего времени пословицы прошли строгую проверку веками и поколениями. Они стали неотъемлемой частью родной речи, которая стала бы пресной и тусклой без этого фольклорного жанра. Краткость изложения — отличительная черта пословиц о книге.
Книга — первый носитель информации в письменном виде. При помощи книг легче передавать знания, ведь заучить все факты даже по одной тематике невозможно. Зато поставив на полку книгу вы будете знать, что при необходимости в любое время сможете воспользоваться данными, что в ней запечатлены. Книга — источник знаний, мудрости и осведомленности. В народном фольклоре люди не могли забыть о книгах. Пословиц о книгах создано много. С детства пословица указывает ребенку на то, что книгу нужно любить, ведь она многое рассказывает о тебе самом, поможет найти выход при проблеме и даже может изменить мировоззрение человека. Давайте познакомимся с некоторыми пословицами о книге :
Испокон века книга растит человека. Книга — лучший подарок.
Кормчая книга кормит судей.
Книги читай, а дела не забывай.
Книги читать — не в ладушки играть.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Дом без книги – день без солнца.
Если держать в руках книгу, которую написал профессионал, чувствуется четкость изложения и понимаешь, что писатель живет тем, о чем он пишет.
Фразы, именуемые пословицами, содержат опыт и мудрость предков. Они созданы, чтобы донести до нас мысли и идеи, упростить нашу жизнь, предостерегая от неверных действий, указывая на путь истинный.
Нам не приходится заново искать ответы на те вопросы, с которыми ежедневно встречается каждый человек, независимо от исторического периода своего развития. В кратких изречениях показаны теоремы действий и стиля поведения в различных ситуациях, которыми нам остается лишь умело воспользоваться. Чуть ниже вы найдете самые популярные поговорки и пословицы о книге,которые мы собрали для вас и опубликовали.
Знакомить современных детей с пословицами и поговорками необходимо. Они несут воспитательную ценность для ребенка, плюс помогают в познании окружающего мира. Из кратких фраз малыш узнает о различных характерах человека и по каким действиям можно делать выводы о людях. Пословица ярко и доступно показывает чаду разницу между хорошим и плохим. А тематики этого жанра расскажут факты обо всем на свете. Дитя будет расти любознательным и тянуться к новым знаниям.
Пословица о книге — родная сестра поговорки. В ней не только красочно описывается ситуация, но и предлагаются варианты выхода из нее. Часто поговоркой называют половину пословицы. Эти два жанра переплетаются друг с другом так тесно, что профессионалы в фольклорной тематике не всегда способны различить их.
Самые популярные поговорки и пословицы о книге.
Следующая статья :
Лучшие пословицы о здоровье
вернуться на Главную страницу
ТАКЖЕ УЗНАЙТЕ…
poslovica-pogovorka.ru
План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: Урок литературного чтения «Пословицы и поговорки»
Ход урока.
1. Орг. момент.
— Доброе утро! (СЛАЙД)
Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдемся в мненьях
И вместе проведем урок.
— Меня зовут Людмила Валентиновна. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.
— Часть заданий мы будем выполнять в парах и группах. Обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать, работая в команде.
— Вы готовы отправиться за новыми знаниями? Перед вами лежат фишки.
— Кто из вас на уроке будет работать с удовольствием, отвечать на все вопросы (оранж.)
— А кто из вас будет стараться выполнить как можно больше заданий (зелён.)
— А есть ли среди вас дети, которые пришли, просто посидеть, послушать, посмотреть на работу одноклассников (жёлт.)
— Я рада, что наблюдателей у нас не будет.
2. Постановка темы урока.
Перед вами лежат карточки. Работаем в паре. Прочтите произведения и разделите их на две группы.
У. Какие произведения вы поместили в первую группу?
Дети читают тексты.
У. Что вы поместили во вторую группу?
Дети подбирают названия, учитель помогает определить правильное понятие.
— Можете вы предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?(пословицы, устное народное творчество)
— Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам
(СЛАЙД) и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной. . На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится. — А вы знаете пословицы? Назовите?
— К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
— Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?
— Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь. (СЛАЙД)
— Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
— Все эти произведения называются фольклором. (СЛАЙД)
— Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).
— Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (слайд)
Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.
Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. (СЛАЙД)
-Иван Фёдорович Буслаев-известный языковед, фольклорист, историк русской словесности. Кто же такой фольклорист? Обратимся к словарю. Фольклорист – человек, изучающий народное творчество.
— Существует целая наука о фольклоре, которая включает собирание, изучение произведений устного народного творчества- это фольклористика.
— А вы хотите побыть фольклористами на уроке? Тогда в путь. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.
— Что же такое пословица? Спросить детей (обратимся к словарю)
Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).
Признаки пословицы:
- краткость;
- меткость и точность мысли;
- законченность предложения.
(СЛАЙД)
ДВЕ КАРТИНКИ СЛАЙДОВ (объясняют значение пословиц)
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
— Что же такое поговорка?
Поговорка – это обычно часть пословицы, меткое народное выражение, краткое по форме, острое по смыслу. Например: “за двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём — увидим».
Белый слайд!
В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.
Наша первая остановка «Город пословиц».
На листах пословицы по темам.
Пословицы и поговорки о дружбе
Дружба — великая сила.
Друга на деньги не купишь.
Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Пословицы и поговорки о труде
Терпенье и труд все перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Пословицы об учении
Корень ученья горек, да плод его сладок.
Ученье свет, а неученье тьма.
Повторенье — мать ученья.
Пословицы и поговорки о Родине
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Своя земля и в горсти мила.
Жить — Родине служить.
-Какие бывают половицы? Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД)
Делу время – потехе час, — говорит русская пословица
Трудился как пчела.
— Вторая остановка «Любознайкино».
— В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? (СЛАЙД). Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» — огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете зачем он собирал пословицы и поговорки? Вы слышали пословицу?
Нет земли краше, чем Родина наша.
— Наша следующая остановка «Родная сторона».
— У разных народов много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, где появилась та или иная пословица.
(СЛАЙД)
— В нашем Самарской губернии, которой в прошлом году исполнилось 160 лет, проживают разные народы: русские, татары, мордва, чуваши. Каждый народ славится своими традициями, в том числе пословицами и поговорками.
— Предлагаю вам к русской пословице подобрать аналогичную пословицу других народов. (СЛАЙД)
Русские пословицы и поговорки:
Один в поле не воин.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Язык до Киева доведёт.
Чужая душа – потёмки.
На двух стульях не усидишь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Мордовские пословицы и поговорки:
Одна пчела много мёду не соберёт.
По двум зайцам выстрелишь, ни в одного не попадёшь.
Чувашские пословицы и поговорки:
Умеющий говорить до Симбирска дошёл.
Чужая душа – дремучий лес.
Татарские пословицы и поговорки:
Два арбуза под одной мышкой не уместишь.
Без труда и зайца не поймаешь.
Чужая душа – бездонное море.
— Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!
Белый слайд!
— Следующая остановка «Пословица мы тебя знаем».
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
Назови пословицу по предметам
— Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!
ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)
КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)
ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)
ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)
ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)
КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)
ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)
Собери пословицу (в парах). Ум хорошо, а два лучше.
Труд человека кормит а товарища выручай.
Не спеши языком лень портит.
Сам пропадай от того и наберёшься.
Глаза боятся торопись делом.
С кем поведёшься а руки делают.
Сверьте работу с эталоном (СЛАЙД)
– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит… (дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.
Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющие поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
Узнай пословицу по рисунку (работаем в группах):
(Яблоко от яблони недалеко падает)
(Любишь кататься – люби и саночки возить)
(Семеро одного не ждут)
-Мы подъехали к остановке «Поэтической».
— Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы. (Легли, расслабились).
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
– Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)
— Вот подходит к концу наш урок. Остановка конечная «Город мудрецов».
Тихо все на месте сядем и закроем глазки.
Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.
— Что такое пословицы и поговорки?
— О чём бывают пословицы и поговорки?
— Чему учат нас эти мудрые изречения?
Рефлексия:
— Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните как вы собирались работать на уроке, вспомните какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда. (СЛАЙД)
— Прикрепите ваши плоды. Я тоже дарю вам плод. Мне очень понравилось работать с вами. Вручить папку с пословицами.
— Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».
nsportal.ru
Презентация по литературному чтению «Пословицы и поговорки»2 класс
«Пословицы и поговорки»
Учитель начальных классов :Кондратьева М.В.
Пословица — самостоятельное законченное предложение, которое несет в себе смысл. (Пример: Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Смысл есть? Есть — чтобы получить результат, нужно приложить усилия.)
Поговорка — слово, или словосочетание (два-три слова), которыми характеризуется человек, поступок, либо какая-нибудь ситуация. Самостоятельно практически не применяется. Употребляется в разговорах для разнообразия, юмора, характеристики человека, или поступка. (Пример: Легок на помине — только вспомнили о нём, он и появился. Не солоно хлебавши — вернуться ни с чем. Валять дурака — ничего не делать, притворяться.)
Поговорки и пословицы должны учить различать хорошее и плохое, добро и зло. Выбирайте «хорошие» поговорки и пословицы, учитесь доброму.
Продолжи пословицу
Поговорки
А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)
А воз и ныне там. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки в том, что не смотря на все разговоры и обещания по какому-либо делу, ничего кроме болтовни не сделано.)
А где щи, тут и нас ищи (Русская пословица, означает что человек пытается стремиться туда, где хорошо, где сытая, богатая жизнь.)
А ларчик просто открывался. (Цитата из басни И.А. Крылова. Говорится в том случае, когда на самом деле все было намного проще, чем думали и делали люди.)
Аппетит приходит во время еды. (Говорят в том случае, когда нет охоты делать какое-либо дело. Смысл в том, что как только начнешь дело, так желание его продолжать обязательно придет само.)
Апрель с водой — май с травой. (Смысл пословицы в том, что если ранней весной будет много дождей, то все растения и культуры уродят очень хоро шо.)
Краткие изречения вторгаются в нашу жизнь, помогая и выручая своей глубиной, многозначностью и глубоким философским смыслом. В них заложена обобщенная мудрость народов мира, которая собиралась столетиями. Нужно только научиться правильно их понимать и применять.
Интернет-ресурсы:
1.. http://school.xvatit.com/images/c/c2/T351p.jpeg
2. http://mypresentation.ru/documents/cc52877d5a2bcc5cb8bc424eb85ebd43/img7.jpg
3. http :// uch . znate . ru / tw _ files 2/ urls _35/7/ d -6974/ img 23 . jpg
4. http://cs543102.vk.me/v543102498/6590/ xgttaDNPLHY.jpg
5. http://img1.liveinternet.ru/ images / attach / c /6/92/616/92616159_b13.jpg
6. http://bms.24open.ru/ images /ddd74b50293cba8b77958248fbce6443
7. http://s60.radikal.ru/i169/1302/5f/6737334c17dd.jpg
8. http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/127/126506/img5.jpg
9. http://juliashapovalenko.ru/wp
content / uploads /2015/05/f701434b85f259aed17448477b6.jpg
10. http://mypresentation.ru/documents/cc52877d5a2bcc5cb8bc424eb85ebd43/img1.jpg
11. http://fullref.ru/files/2/2ac198255775147d3a507de7be22d99f.html_files/rId9.jpg
12. http://photo.qip.ru/photo/lubago/115823021/xlarge/139345688.jpg
13. http://u.jimdo.com/www69/o/s0bc0cda407f984ae/img/if8e2f1ca7efee5ad/1427478743/std/image.jpg
multiurok.ru
Литературное чтение 2 класс — «Загадки, пословицы, поговорки.»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет
Литературное чтение
Класс
2
Учитель
Лебединцева Людмила Ивановна
Дата
_______________
Урок
№ 10
Тема урока:
Загадки, пословицы, поговорки
Тип урока:
«Открытие» новых знаний, изучение новых знаний, усвоение изученных знаний и формирование умений и навыков.
Вид и структура урока:
Комбинированный—обобщение и систематизация изученного.
Формы и методы обучения:
фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
Планируемые результаты (цели и задачи):
Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и авторами, иллюстрациями к этим произведениям; воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать текст или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием, сравнивать литературные произведения.
Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над произведением.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: поиск в тексте слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий.
Коммуникативные: уметь формулировать вопросы для получения необходимой ему информации и сопоставлять полученные ответы.
Учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и пословицы по тематическим группам.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
показать учащимся, как в загадках, пословицах, поговорках проявляется народная мудрость; учить видеть скрытый смысл; развивать воображение.
План урока:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Актуализация знаний. Актуализации и формирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Физминутка.
Формирование новых умений и понятий. Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализации построенного проекта. Работа по теме урока. Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и ли эталону.
Рефлексии учебной деятельности на уроке.
Оборудование:
экран мультимедиа,ПК, УМК «Кирилл и Мефодий», мультимедийный материал
Этап урока
Содержание урока
Характеристика деятельности учащегося
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Проверка домашнего задания.
Проверку домашнего задания учитель может провести в виде конкурса по разным номинациям. Например: «Самая смешная небылица», «Самая-самая небывальщина», «Лучшему вралю» и т. д.
Оценивают работу сами учащиеся. (Учитель может подготовить специальные «медальки» в качестве поощрения.)
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
2. Работа над загадками.
– Один из самых интересных и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?
– В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, о школе и о многом-многом другом.
Физкультминутка
Далее учитель загадывает несколько загадок, учащиеся должны не только назвать отгадку, но и объяснить, как они догадались, что послужило им подсказкой.
Дальнейшую работу над загадками можно провести в форме игры: один ряд загадывает свою загадку или загадку из учебника, другие отгадывают. Тот ряд, который назвал отгадку первым или более точно сформулировал ответ, получает право на загадывание загадки.
3. Работа над пословицами и поговорками.
Учитель предлагает детям прочитать высказывания, записанные на доске:
Пословица – мудрость народная.
Пословица недаром молвится.
– Как вы понимаете смысл данных высказываний? Когда, в каких случаях уместно употребить пословицу (поговорку)?
Далее учащиеся читают пословицы, объясняют их смысл, добавляют свои пословицы по каждой теме.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: записать в тетрадях по одной пословице о труде, дружбе, учении, Родине, матери; ответить на вопросы на с. 27.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Читать, выражая настроение произведения.
Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
Объяснять смысл пословиц.
Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.
Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей.
Находить созвучные окончания слов в песне.
Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.
Актуализации и формирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Формирование новых умений и понятий.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Физминутка.
Реализации построенного проекта. Работа по теме урока. Самостоятельной работы с самопроверкой по образцу и ли эталону.
Рефлексии учебной деятельности на уроке.
infourok.ru
Разработка урока литературного чтения во 2 классе «Пословицы»
Предмет: Литературное чтение | Класс: 2 | Дата: | |
Тема урока: | Пословица | ||
Цель: | Определение жанра произведения, нахождение общего и различного в жанрах УНТ, уметь объяснить скрытый смысл пословиц, связать их суть с жизненными ситуациями, формировать навыки чёткой и правильной речи. | ||
Ожидаемый результат: | Могут определить жанр произведения и назвать его основные признаки, передать основной смысл пословицы | ||
Критерии успеха: | Ученик «А» Научится адекватно оценивать собственную работу на уроке с помощью критериев, получит общее представление о пословице, выделит её на основе контрастых признаков (потешка-пословица, небылица-пословица Ученик «Б» Исследует верные и неверные утверждения, находит подтверждение своим предположениям, делает соответствующие выводы, может сравнить различные виды фольклорного жанра, осознаёт принцип организации целого. Ученик «С» Отмечает особенности пословиц как одного из видов УНТ, выделяет и отбирает пословицу из других видов УНТ, конструирует собственную пословицу, может объяснить ученику «А», что и почему входит в понятие УНТ. | ||
Ключевые идеи / подход: | Развитие функциональной грамотности учащихся через исследовательскую деятельность | ||
Учебник: | Литературное чтение. В.К.Павленко, А.Н.Саржанова Алматы «Атамұра» 2013 |
Ход урока/заметки учителя:
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оценивание
Ресурсы
Формативное
Суммативное
1-2 мин
При входе в класс учитель предлагает достать из волшебного сундучка разрезные открытки и найти себе товарищей по её части.
Мозговой штурм. На экране компьютера пословицы
-Грамоте учиться всегда пригодится
-Без труда не вытянешь рыбку из пруда
Корень учения горек, плод сладок.
Учитель задаёт вопрос –Что вы можете сказать о предстоящем уроке?
Ученики берут часть открытки и ищут тех, у кого имеется часть этой же открытки. Объединяются в группы.
Учащиеся читают пословицы на экране, обсуждают в группах, приходят к выводам и предположениям.
Спикер озвучивает решение группы
Поощрительные жесты, улыбка, похвала
Сундучок, разрезные открытки.
Экран, компьютер, слайд с пословицами
4-5 мин
Актуализация знаний.
1.Учитель предлагает артикуляционную гимнастику с чистоговорками по желанию детей.
2. Проверка д\з. Учитель организует игру средней подвижности «В лесу»,
водящий читает считалку наизусть.
Работа в парах. Ученики читают скороговорку друг другу. Взаимооценивают по листу критериев
Учащиеся по очереди используют считалки, выученные дома
Наблюдение. Словесное поощрение, комментарии учителя
Лист критериального оценивания
Лист критериального оценивания. Экран, компьютер, слайд с артикуляционной гтмнастикой.
Учебник. Литературное чтение. В.К.Павленко, А.Н.Саржанова Алматы «Атамұра» 2013, рабочие тетради учащихся
25 мин
Изучение нового материала.
1.Учитель проводит беседу с учащимися:
— Какая группа определила тему урока верно? Как вы догадались?
— Как часто встречаются пословицы в вашей жизни?
-Где и в каких случаях они используются?
2 Чтение определения по учебнику стр.35. Проверка восприятия.
3. Подготовка к выразительному чтению пословиц.
4. Выразительное чтение пословиц стр.35-36. Объяснение и анализ их содержания. Учитель предлагает в случае затруднения обращаться к Толковому словарю.
5. Конструирование новой пословицы.
Кумулятивная беседа.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают предположения.
Учащиеся активно отвечают на вопросы учителя
Читают определение по учебнику, 1 ученик читает определение вслух. Поясняют, что узнали о пословице.
Изучают инструкцию в группе, спикер озвучивает, что запомнили из инструкции.
Представители групп по очереди читают пословицы выразительно, после краткого обсуждения объясняют их смысл.
Творческая работа. Составление новой пословицы по жизненным ситуациям.
Наблюдение, комментарии
ФО «Рынок мнений»
Учебник, карточки-понятия «пословица», «поговорка», Толковый словарь С.Ожегова, распечатки –инструкции по выразительному чтению пословиц
Атрибуты формативного оценивания
10 мин
Закрепление прочитанного
Работа над пословицами по группам
Обобщает всё сказанное
Презентация работы.
1 группа классифицирует пословицы по тематике
2 группа определяет особенности пословиц как жанра УНТ
3 группа находит общее и отличие пословиц от небылиц, потешек
По мере завершения работы спикер озвучивает итоги
ФО «Высказывания по кругу»
Постеры, маркеры.
Сборник пословиц и поговорок
2 мин
Домашнее задание.
Учитель инструктирует учащихся.
Записывают домашнее задание
Дневники учащихся
1 мин
Рефлексия. Итог урока.
Учитель предлагает отметить точку на рефлексивной мишени
Учащиеся делают пометки на рефлексивной мишени, по желанию дополняют устный комментарий
ФО «Рефлексивная мишень»
Атрибут рефлексивной мишени на доске
Рефлексия______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
infourok.ru