Перенос слов с буквой й в середине слова 2 класс конспект – 2 .
Конспект урока на тему «Перенос слов с буквами й и ь»(2 класс Атамұра)
Тема урока: Перенос слов с буквами Й и Ь.(Программа Атамұра,2 класс)
Цель урока:
формировать понятие о правилах переноса слов с Й и Ь,отрабатывать навыки переноса слов;
развивать орфографическую зоркость, речь,мышление,учить работать в парах, группе;
воспитывать дружеские отношения, сотрудничество, интерес к предмету.
Оборудование: презентация к уроку,карточки со словами для физминутки, предметные картинки, цветные воздушные шарики для рефлексии, карточки для работы в парах, группах, листы формата А3, фломастеры.
Ход урока.
Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Мне с вами в прятки:
Пусть ручка плавно поплывёт
В тетрадке по реке бумажной,
Сегодня в классе у ребят
Урок ответственный и важный.
В добрый путь, друзья!
-Настроение каково? Во! Желаю чтобы это настроение сохранилось у нас с вами до конца урока.
2.Целеполагание.
-Итак у нас с вами урок русского языка.Что бы вы хотели сегодня узнать? Что бы вы хотели унести с урока (новые знания).
Вместе с друзьями Знайкой и Незнайкой мы отправляемся в страну Грамматика.
(слайд № 1)
3.Минутка каллиграфии.
-А сейчас будьте внимательны. Знайка приготовил нам задание. Эта буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук (Й). А эта буква вообще звука не обозначает, но превращает предыдущую согласную букву в мягкий согласный звук. (Ь)
(слайд № 2)
-Тетради положили с наклоном, ноги поставили ровно, приготовились к минутке красивого письма.
Дети прописывают
й петля й ь петля ь
ей ньтьий
На помощь надейся, а сам не плошай.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? Оцените свою работу. (Работа с оценочными листами)
4.Орфографическая разминка.
-Знайка подготовил нам загадки, а мы должны их отгадать и записать отгадки в столбик.
С Л собаку называешь,
С М меня ты надеваешь.
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? …
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие …
Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,
Меня назвать пришла пора.
Запись на доске и в тетради:
Майка
воробей
зайка
коньки
деньки
-Определите орфограммы. (Взаимопроверка по доске.)Оцените свою работу
5.Постановка цели урока.
-На какие две группы можно разделить эти слова?
-Сегодня Знайка нам расскажет, как переносить слова с Й и Ь.(слйд № 3)
6.Повторение пройденного.Работа в парах,тройках.Но сначала давайте вспомним уже известные нам правила переноса слов и проверим, правильно ли разделил слова Незнайка.
(слайд № 4)(Самопроверка, оценивание)
На столах у детей карточки.
Работа в парах, тройках. Раздели слова для переноса.
Урок, осенью, тетрадь, учебник, оценка.
7.Работа над новым материалом.
-А как же мы будем делить для переноса слова с Й и Ь.(Высказывания детей) Вывод. Работа с презентацией.
-А теперь давайте посмотрим, правильный мы выодсделаи или нет.Прочитаем правило на стр.86.(Один ученик читает, повторяем хором.)
— А теперь давайте разделим для переноса слова, записанные в минутке орфографии.(по цепочке)
Майка-май-ка
воробей-во-робей
зайка-зай-ка
коньки-конь-ки
деньки-день-ки
Физминутка. «Хлопаем-топаем»
Если слово на карточке правильно разделено для переноса- хлопаем, а сели неправильно- топаем.
Пень-ки ру-чьи га-йка галь-ка лай-ка ей-ка пал- ьцы
8.Закрепление.
1.Работа в группах.
Развитие речи.Чтение и объяснение смысла пословиц. Выборочное списывание и деление слов с буквой Й на слоги. Оформление записи на листах формата А4.Презентация у доски.
1 группа.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.
Беда придёт-ум за разум зайдёт.
Без собаки зайца не поймать.
2 группа.
Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
Без хозяина-двор,а без хозяйки -изба плачет.
Беззаботна та мышь,которая только одну лазейку знает.
3 группа.
Бобы не грибы, не сеешь-не взойдут.
Бойся коровы спереди,а лошади-сзади.
Не зная броду-не суйся в воду.
4 группа .
Кто не врёт, тот спокойно живёт.
Жизнь прожить –не поле перейти.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
2.Комментированное письмо.
9.Итог урока .Оценивание.
-Что нового мы сегодня узнали на уроке? Наши друзья прощаются с нами, но мы их не отпустим с пустыми руками.
Если вам было легко на уроке-подарите им зелёный шарик, если испытывали затруднения-жёлтый, если у вас остались вопросы-красный.
Д/з.Упр.234, правило стр.86
infourok.ru
Урок русского языка по теме «Перенос слов с буквами «ь» и «й» в середине слов». 1-й класс
Разделы: Начальная школа
Задачи: в совместной деятельности сформулировать вывод о переносе слов с буквами “Й” и “Ь” в середине слова; учить применять основные правила переноса слов в практической деятельности.
Развивать навыки самоконтроля, речь обучающихся, орфографическую зоркость, умение анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.
Воспитывать аккуратность, культуру общения, взаимопомощь.
Решаемая проблема: как переносить слова с буквами “Ь” и “Й” в середине слова.
Планируемые результаты
Предметные | Универсальные учебные действия | Личностные |
Сформулировать правило переноса слов с буквами “Ь” и “Й” в середине слова. | Регулятивные: Учить удерживать учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий. В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Осуществлять пошаговый контроль по ходу выполнения задания под руководством учителя и оценивать результат выполнения задачи |
Формирование интереса к
познанию языковых явлений. Представление о значении изучаемого материала для практических ситуаций. Рефлексия своего эмоционального состояния на уроке |
Научиться применять на практике новые правила переноса слов, закрепить ранее изученные основные правила переноса слов. | Познавательные: На основе наблюдений и анализа группировать языковой материал по самостоятельно определенному признаку, осуществлять рефлексию способов и условий действий. Соотносить изучаемый материал с собственным опытом |
|
Развивать орфографическую зоркость. | Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Аргументировать собственное мнение, строить высказывания, договариваться. Участвовать в разных формах работы (индивидуальной, коллективной, парной) |
Оборудование: презентация, учебник русского языка для 1 класса, автор Полякова А.В., карточки со словами, карточки для групповой работы, иллюстрации (еловый лес, сосновый и березовый; весенняя капель), алгоритм выполнения переноса слов.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой. (Cлайд 1). Презентация
2. Актуализация знаний.
Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение темы: “Перенос слов”. А начать его мне захотелось с веселых стихов. Подумайте, почему же стихи веселые? (Cлайд 2) Стихотворение дети читают вполголоса, затем один ученик вслух:
Как я перенёс слова.
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс:
ЕДВА я перенёс: Е — ДВА,
Как получил за это “два” .
УКОЛ я перенёс: У- КОЛ
И получил за это “кол”.
ОПЯТЬ я перенёс: О — ПЯТЬ
Теперь, наверно, будет “пять”!
(Ответы детей на вопрос)
— Ребята, как вы думаете, а кто мог все это нам рассказать? Почему вы так решили?
(Предполагают, что тот, кто не знает правила переноса, например, первоклассник, или, может, Незнайка)
— А какие правила не знает герой этого стихотворения? (Дети формулируют правила, с которыми они уже знакомы)
1. Слова переносятся по слогам.
2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
— Что еще неверно сделал наш герой? (Нневерно разделил слово ЕДВА на слоги).
— Что же может помочь нам при переносе слов? (Алгоритм, который мы составили)
— Назовите “шаги” нашего алгоритма. (При необходимости можно использовать “опору”, на которой дан алгоритм действий.) Исправление ошибок на доске. (Слайд 3)
2. Постановка учебной задачи.
— Ребята, как вы думаете, все правила переноса мы с вами знаем? (Высказывают предположение, что скорее всего не все)
— Ребята, посмотрите, сколько правил переноса существует! (Показ листа с правилами). А вам хочется узнать другие правила? Тогда за работу!
— Итак, какую задачу мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые правила переноса)
3. “Открытие” нового знания.
А) Парная форма работы.
На наборном полотне находится 7 слов (на карточках). В конвертах у каждой пары эти же слова. (Слайд 4)
МАЙ, ЧАЙ, КАПЕЛЬ, ЕЛЬ, РУЧЕЙ, УГОЛЬ, ОКУНЬ.
— Прочтите слова. Значения каких слов неизвестно вам? (Капель – можно обратиться к толковому словарю, показать иллюстрацию, обратив внимание на образование этого слова, чтобы детям легче было запомнить его написание).
— Ребята, работая в паре, необходимо разделить данные слова на 2 группы по самостоятельно выявленному признаку.
Желательно рассмотреть разные варианты группировки для закрепления ранее изученного материала и обосновать их. (Слайды 5-8)
1. Слова, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?
2. Слова, односложные и двусложные.
3. Слова, которые начинаются с гласного и согласного звуков.
4. Слова, заканчивающие на буквы “Й” и “Ь”.
Б) Коллективная форма работы.
— Ребята, предлагаю вам поиграть в игру “Составь слово” . Её правила таковы: при помощи слогов —КА,- НИК, -КИ составить новые слова.
Возможны следующие слова : майка, майки, чайка, чайки, чайник, капелька, капельки, капельник (старинное название месяца “март”), ельник (уточнить значение, или показав слайды “сосняк”, “березняк”, “ельник” или найти значение слова в словаре), ручейки, угольки, угольник, окуньки и др. (Слайды 9-12)
— Сейчас, ребята, постараемся разделить для переноса те слова, которые у нас получились. Что же для этого нам необходимо сделать? Верно, вспомнить алгоритм. (При необходимости вывесить “опору”). Мы с ребятами создали такой алгоритм:
1. Раздели слово на слоги.
2. Вспомни правила. (К данному уроку знают правила о том, что слова переносятся по слогам, одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить).
3. Раздели слово для переноса.
Идет письменное комментированное выполнение задания. Дети образовывали слова при помощи слогов, поэтому при переносе они уверенно отделяют их от предшествующего слога. Получается запись на слайде 13. Самопроверка с наборного полотна, на котором слова уже расположены следующим образом:
МАЙ — КА | ЕЛЬ – НИК | ||
ЧАЙ — НИК | УГОЛЬ — КИ | ||
РУЧЕЙ — КИ | РУ-ЧЕЙКИ | КАПЕЛЬ — КА | КА- ПЕЛЬКА |
… …
— Посмотрите внимательно на слова. Что вы заметили?
— Как же мы разделили слова с буквами “Й” и “Ь” в середине для переноса? (Дети уверенно говорят правило — буквы “Й” и “Ь” не отделяются от стоящих перед ними букв).
— Откройте учебник на с.21, 22 , прочтите правила “про себя” (затем чтение правила вслух 1-2 учениками).
— Что вы можете сказать о нашем выводе про перенос слов с буквами “Й” и “Ь” знаком в середине?
— Сформулируйте общий вывод о переносе слов с буквами “Й” и “Ь” в середине слова.
4. Физпауза (упражнение “Ворона” (по стихотворению А.Блока) для укрепления мышц спины и живота, дыхательная гимнастика).
Вот ворона на крыше покатой (вдох)
Так с зимы и осталась лохматой… (выдох)
А уж в воздухе – вешние звоны, (вдох)
Даже дух занялся у вороны (выдох)
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, (прыгаем на
двух ногах)
Вниз на землю глядит она боком (повороты
вправо-влево)
Что белеет под нежною травкой? (наклон вперед)
Вон желтеют под серою лавкой (наклон вперед)
Прошлогодние мокрые стружки… (наклон вперед)
Это все у вороны – игрушки, (руки на пояс)
И уж так-то ворона довольна, (повороты
вправо-влево)
Что весна и дышать ей привольно! (шагаем на
месте)
5. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения № 31 (с.22 ) с комментированием деления слов для переноса.
Дети пользуются алгоритмом (слайд 14). Взаимопроверка.
6. Самостоятельная работа.
Каждый ученик получает карточку со словами, разделенными для переноса (слайд 15-16), а также предлагается алгоритм — памятка на слайде.
1 карточка УЛИ-ЦА МОЛНИ-Я КАПЕЛ-ЬКА МУРАВЕЙ-НИК СТРО-ЙКА ЛУЖ-АЙКА ПАЛЬ-ЧИК О-ГОНЬ ЗАЙ-КА ДЕ-НЬКИ |
2 карточка УЛИ-ЦА МОЛНИ-Я КАПЕЛ-ЬКА МУРАВЕЙ-НИК СТРО-ЙКА ЛУЖ-АЙКА ПАЛЬ-ЧИК О-ГОНЬ |
3 карточка УЛИ-ЦА МОЛНИ-Я КАПЕЛ-ЬКА МУРАВЕЙ-НИК СТРО-ЙКА ЛУЖ-АЙКА ПАЛЬ-ЧИК |
(Количество слов на карточках различно в зависимости от темпа работы каждого ученика. Кроме того, обязательно необходимо предусмотреть разные виды помощи нуждающимся детям).
— Ребята, прочтите слова. Значения каких слов вам неизвестно? (При необходимости пояснить или воспользоваться словарем).
— А теперь проверьте, правильно ли разделены слова для переноса? Если вы согласны с таким способом деления слова для переноса, то поставьте рядом со словом “+”, а если вы считаете, что так переносить нельзя , то — знак “ – ”.
Самостоятельная работа завершается самопроверкой с доски, где стоят знаки “+” и “ - ” в нужной последовательности, сверху вниз.
-Кто сумел выполнить верно все задание? Кто допустил одну ошибку? …
-Каким алгоритмом пользовались при выполнении задания? Какими правилами?
-Какие слова на карточках разделены неверно? Объясните.
-Запишите в тетрадь эти слова, разделите для переноса правильно. (Слайд 17)
Взаимопроверка.
7. Рефлексия.
— А к нам гость! Вы его узнали? Конечно, это Незнайка. Все ребята на уроке с увлечением трудились. А давайте расскажем Незнайке , что главное для себя открыли. на уроке.
— Незнайка принес нам два слова (“КОНЬКИ”, “РУЧЬИ”). Он разделил эти слова для переноса так:: КОНЬ-КИ, РУ-ЧЬИ. Верно ли это? (Обсуждение, возвращение к правилу, которому такое деление не противоречит). (Слайд 18)
-Почему же так по-разному разделены для переноса слова с буквой “Ь” в середине ?
(Сравнив слова, дети приходят к выводу, что здесь различна функция мягкого знака, что и влияет на перенос. Важно, чтобы при переносе буква “Ь” не отделялась от предшествующей буквы).
— Назовите, какие словарные слова, написание которых нужно запомнить, сегодня нам встретились? (Огонь, муравей, муравейник, улица, капель, береза, коньки )
8. Домашнее задание творческого характера (по желанию). (Слайд 19)
— Незнайка предлагает нам творческое задание. У кого есть желание, составьте предложение, используя эти (Незнайка, коньки, ручьи) и другие слова. Можно нарисовать рисунок.
9. Подведение итогов.
— Что было на уроке главное? Какие правила запомнили о переносе слов?
— Что было на уроке интересное?
Самооценка детьми своей деятельности (активности) на уроке и своих одноклассников. Прием “ладошка”. (Слайд 20)
А теперь отгадайте слова, которые мне хочется сказать вам за вашу замечательную работу на уроке! (Слайд 21)
К следующему уроку один ученик не только изобразил Незнайку на коньках, но и принес свое стихотворение:
Светило солнышко тепло.
И снег сошел уже давно,
Когда Незнайка, взяв коньки,
Увидел, что текут ручьи.
И был он страшно удивлен:
“Как долго собирался он
С друзьями выйти погулять!?
Уж точно, не минуток пять!”
Приложение 2 (технологическая карта)
24.03.2014
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2 мин.) Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность. | Прозвенел звонок весёлый. Вы готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. — Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи. — Какое нужно настроение, чтобы урок для вас был удачным? -Покажите на «светофориках» какое у вас настроение на начало урока. — Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок. | Ситуация успеха. Мотивация. | II. Актуализация знаний. (11 мин.) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
Посмотрите на доску. На ней записаны слова: Аня, клён, май, стриж, ясень, вяз, осень. Прочитайте слова . Все слова понятны? (Ясень, вяз – деревья. Показываю картинки деревьев). — На какие 2 группы можно разделить эти слова? (По количеству слогов). Какие слова перенести нельзя? Почему? (Слова из одного слога). Сегодня на уроке вы узнаете какие слова ещё нельзя переносить, а также как переносятся слова с й в середине слова.
Отгадайте, написание какой буквы будем повторять. Игра «Да-нет».На доске записаны буквы р, у, д, з, ф. Дети отгадывают букву. Задают вопросы. — Это гласная? Это согласная? Обозначает твёрдый согласный? Парный согласный? Глухой парный? Это ф? — Что общего в написании этих букв? — Назовите гласную букву. (у) -Придумайте слова с этой буквой по модели: — у – (зуб, бук, суп, сук) — — у- (стук, круг, паук) — — — у – (парус, арбуз, вдруг) Физминутка. (2 мин.) Словарная работа. (3 мин.) У вас «веер» с гласными буквами. Покажите безударную гласную букву, которую надо запомнить. Используем из копилки загадок, которые вы составили заранее по схеме: …, но не… Сказать 1 словом: — Оставляет след на бумаге, но не ручка. Деревянный, но не забор. (Карандаш) — Маленький, серенький, но не заяц. Летает, но бабочка. (Воробей) — Сладкая, но не конфета. Растёт на кусте, но не смородина. (Малина) — Населённый пункт, но не деревня. ( Город) | Принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной, письменной речи; контроль действий одноклассников, допускать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
multiurok.ru
Русский язык 2 класс Буква Ь на конце и в средине слова. Упражнения в переносе слов с Ь в середине.
1
Спишите слова с Ь, разделяя их для переноса.
Образец: паль-то, …
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
1
Спишите слова с Ь, разделяя их для переноса.
Образец: паль-то, …
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
1
Спишите слова с Ь, разделяя их для переноса.
Образец: паль-то, …
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
1
Спишите слова с Ь, разделяя их для переноса.
Образец: паль-то, …
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
1
Спишите слова с Ь, разделяя их для переноса.
Образец: паль-то, …
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
1
Спишите слова с Ь, разделяя их для переноса.
Образец: паль-то, …
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
1
Спишите слова с Ь, разделяя их для переноса.
Образец: паль-то, …
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
1
Спишите слова с Ь, разделяя их для переноса.
Образец: паль-то, …
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
1
Спишите слова с Ь, разделяя их для переноса.
Образец: паль-то, …
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
1
Спишите слова с Ь, разделяя их для переноса.
Образец: паль-то, …
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
2
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
2
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
2
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
2
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
2
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
2
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
2
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
2
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
2
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
2
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
3
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Придумай и запиши еще 1-2 слова.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
3
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Придумай и запиши еще 1-2 слова.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
3
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Придумай и запиши еще 1-2 слова.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
3
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Придумай и запиши еще 1-2 слова.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
3
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Придумай и запиши еще 1-2 слова.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
3
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Придумай и запиши еще 1-2 слова.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
3
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Придумай и запиши еще 1-2 слова.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
3
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Придумай и запиши еще 1-2 слова.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
3
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Придумай и запиши еще 1-2 слова.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
3
Прочитай слова. Что у них общего? Спишите слова, разделяя их для переноса.
Придумай и запиши еще 1-2 слова.
Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.
infourok.ru
Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой «й» в середине слова
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (404 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: рассмотреть слова, которые не переносятся, правила переноса слов с буквой Й в середине.
- Образовательные задачи: ознакомить с особенностями слов, которые переносить нельзя и с правилами переноса слов с буквой Й в середине.
- Развивающие задачи: умение воспринимать учебную информацию, запоминать увиденное, умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
- Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, к Родине.
Ход урока
I. Психологический настрой учащихся.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем. (Слайд 1)
II. Актуализация знаний учащихся.
- Запишите число, классная работа. Поставьте ударение. Назовите встретившиеся орфограммы.
- Чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания, отгадайте загадку:
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Береза) ( Слайд 2)
– Что вы знаете о березе? (Является символом Родины.)
Действительно, березу издавна считают символом Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
Ученик.
Без березы не мыслю России –
Так светла, по-славянски она.
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
– Недаром о березе в старину говорили: “Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым – пеленанье, а четвертое – жаждущим родник”.
Многовековой опыт народной медицины, исследования ученых подтверждают, что береза – одно из редчайших деревьев, древесина, кора, сок и листья которой содержат ценные лекарственные вещества. И чтобы не ощущать недостатка в лекарствах, бумаге, древесине, что нужно делать? (Беречь и охранять природу). Любить свой край, родной город – свою малую Родину.
– Назовите звуки, которые вы слышите в слове береза? Дайте характеристику первому звуку. Какой буквой на письме обозначается этот звук? (Буквой б).
Посмотрите на образец и скажите из скольки элементов состоит заглавная буква Б? Строчная буква б?
3. Минута чистописания.
Б Бб Ббб Бббб Ббббб
– Какую закономерность вы заметили?
4. Диктант “Кто самый зоркий?”
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать,
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам.
– Я называю один раз тройку слов, после однократного прослушивания вы записываете эти три слова, ставите ударение.
Булка, береза, болото. Проверка по образцу. (Слайд 3)
– Какое слово лишнее? (Булка). По какому признаку? (2 слога)
Брат, бак, бумага. (Проверка по образцу). (Слайд 3)
– Какое слово лишнее? (Бумага). По какому признаку?
– Как определить, сколько слогов в слове?
Сколько в слове гласных.
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
III. Постановка проблемного вопроса.
– Послушайте стихотворение А. Шибаева “Как я перенес слова”. (Слайд 4)
Едва | Укол | Опять |
я перенес | я перенес | я перенес |
е – два | у – кол | о – пять |
и получил | и получил | теперь наверно |
за это “2” | за это “1” | будет “5” |
– Как вы думаете, мальчик прав? Почему?
Запишите слово опять в тетради, разделите на слоги. Можно ли это слово разделить для переноса? Почему?
– Кто догадался, о каких словах будем говорить? Высказывания детей.
IV. Знакомство с новым материалом.
1. Чтение правила. (Слайд 5)
Нельзя переносить слова из одного слога: шум, стол, дом.
Нельзя переносить слог из одной буквы: Зоя, фея, Аня
2. А теперь проверим, как вы запомнили правило. Игра “Самый внимательный”. Я называю слова, если они переносятся, то вы хлопаете в ладоши, если не переносятся – топаете.
Мост, сказка, слон, задание, дым, нос, земля.
3. Кто знает, как переносятся слова с буквой Й в середине? Высказывания детей.
Чтение правила. (Слайд 6)
Буква Й при переносе не отделяется от гласной: строй – ка май – ка.
4. Отгадайте загадки. Отгадки запишите, разделяя для переноса.
В животе баня,
В носу решето.
На голове пуговица,
Одна рука и та на спине. (Чайник.)Только бег его спасает.
От врагов он убегает
Прыгает, как мячик
Быстроногий …(зайчик).
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так.–
Так ходики стучат.
Туки-так, туки-так, –
Так колеса стучат,
Токи-ток, токи-ток, –
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток, –
Так стучит каблучок.
V. Закрепление пройденного материала.
1. Коллективная работа. Работа по учебнику.
Упражнение 114.
2. Самостоятельная разноуровневая работа.
1-й вариант – учащиеся с сильными учебными возможностями.
Работа по карточкам.
Выписать сначала слова, которые нельзя переносить. Потом все остальные, разделяя черточками для переноса. Мороз, язык, уроки, пою, заяц. Олег, урок, улица.
2-й вариант – учащиеся со средними учебными возможностями.
Работа по карточкам. Исправить ошибки.
О – вцы, ут – ки, е – жик, ло – б.
Мал – ь – чик, паль –чик, мед – ве – дь.
Ча – йка, чи – та – йте, д – вой – ка.
Где ошибка? Вот вопрос?
Кто исправит перенос?
3-й вариант – с пониженными учебными возможностями.
Выполняют работу под руководством учителя. Один ученик у доски.
Разделить слова для переноса: петух, листья, майка, стол, окна, игрушки.
VI. Творческая работа (устно). (Слайд 7)
Расположите предложения так, чтобы получился рассказ. Дайте название рассказу.
Их встретил молодой рабочий.
Эти машины выпускает завод.
Ученики пришли на завод.
Он показал ребятам тракторы и комбайны. Проверка. (Слайд 8)
– Найдите в первом и во втором предложении главные члены.
– Найдите в тексте словарные слова. Назовите.
Разделите слово машина для переноса.
VII. Рефлексия.
1. Почему некоторые слова нельзя перенести? Выбери правильный ответ. (Слайд 9).
Они состоят из одного слога.
В них много согласных.
В словах может быть два слога, один из которых состоит из одной гласной.
2. Выбери слова, которые нельзя перенести поэт, мост, воин, марш, олень, арка.
(Слайд 10).
3. Какие “тайны” переноса слов с буквой Й в середине мы раскрыли?
– А теперь попробуйте сами оценить свою работу.
Если вы считаете, что усвоили тему “на отлично”, покажите улыбающегося человечка.
Если где-то, в чем-то не уверены, то покажите задумчивого человека.
VIII. Домашнее задание. Упражнение 116.
10.02.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Конспект урока русского языка на тему «Правила переноса слов с буквами й, ъ, ь в середине слова» (2 класс)»
МБОУ СОШ № 33
Урок русского языка
во 2 классе
на тему
«Перенос слов.
Правила переноса слов
с буквами Й, Ь, Ъ
в середине слова».
УМК «Перспектива»
ноябрь, 2015 год
Перенос слов. Правила переноса слов.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Цель урока: отработать навык деления слов с буквами й, ь, ъ для переносаЗадачи:обучающие:- формировать новые способы действий;
— обеспечить в ходе урока усвоение знаний о переносе словразвивающие:
— развивать внимание детей при нахождении неверных вариантов переноса слов, ещё не изученных правил;- формировать умения логически рассуждать, выделять главное; — развивать воображение, мышление, речь учащихся; воспитательные:- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; — воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. — способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.- проявление творческого отношения к процессу обучения; — проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Метапредметные
Познавательные УУД:использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;
Коммуникативные УУД:
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока
-умение слушать и понимать других;
Регулятивные УУД:
— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; — умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Предметные:- умение переносить слова с одной строки на другую по алгоритму
Оборудование: карточки со словами, разделёнными для переноса (для физминутки), компьютер, проектор, экран для демонстрации.
Ход урока:
I. Органицационная часть урока.
Прозвенел звонок сейчас,
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
А теперь тих
schoolfiles.net
Конспект урока по русскому языку «Правила переноса слов с Й и Ь» (2 класс)
Тема: Правила переноса слов с буквами Й и Ь.
Цель: дать понятие о переносе слов с Ь и Й, научить правилу переноса слов с буквами Й и Ь; развивать орфографическую зоркость; воспитание культуры поведения на уроке.
Оборудование: предметные картинки, словарная карточка
Ход урока
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания: Чч Шш
3. Словарная работа: пальто
— Прочитайте слово. Что такое пальто?
— Поставьте ударение. Найдите орфограмму.
4. Актуализация знаний
— На какие части можно разделить слово?
— Как узнать, сколько в слове слогов?
— Я буду вам показывать картинку, вы называете слово, делите его на слоги и на перенос.
5. Объяснение нового материала
— Сегодня мы продолжим учиться переносить слова с буквами Й и Ь.
— Как же нужно переносить слова, если в них есть буквы Й и Ь?
— Давайте обратимся за помощью к нашим друзьям – Знайке и Незнайке.
1) Работа с правилом с. 75
2) Устное выполнение упр.195 стр.75
— Прочитайте стихотворение. Разделите для переноса выделенные слова.
Пись – мо, чай – ка, паль – то.
— Какое правило вы сейчас использовали?
Физкультминутка
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
6. Закрепление
1) Выполнение упражнения. стр.75 упр.196
Спишите слова. Разделите их черточками для переноса.
Строй – ка, мой – ка, скамей – ка, линей – ка, ручей – ки, чай – ник, сой – ка.
Прось – ба, конь – ки, пень – ки, зверь – ки, огонь – ки, тополь – ки, школь – ник.
2) Самостоятельная работа упр. 197.
Рассмотрите картинки. Напишите вместо них слова. Разделите слова для переноса.
Чай – ник, май – ка, зай – ка, коль – цо, аль – бом.
3) Выполнение упражнения 198
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Разделите для переноса слова с Й и Ь.
На лесной лужай – ке встретил заяц лису. Зай – ка спрятался в траву. У кроль – чихи вывелись кроль – чата. С горы бежал малень – кий ручей. На крыль – це сидел боль – шой пушистый кот Вась – ка.
Дополнительно: 4, 5 предложение упр. 198
7. Итог урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чему научились?
Выставление оценок
Домашнее задание: упр.199, выучить правило.
infourok.ru