Окружающий мир природные явления 2 класс – Явления природы (2 класс, окружающий мир) – примеры живой и неживой
весенние, летние, осенние, зимние. Окружающий мир 2 класс
В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы — это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 — это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.
Весенние явления природы
Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.
Какие явления природы бывают весной?
Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.
Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.
Иней. Было тепло и вдруг подморозило — на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.
Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению — это ледоход.
Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.
Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.
Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег 🙂
Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза — это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.
Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!
Это все примеры явлений неживой природы.
Цветение — весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля — в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.
Подробнее о весне, весенних явлениях природы и приметах о погоде >>
Летние явления природы
Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.
Летом бывают природные явления, такие как:
Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это «Грибной дождь». Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.
Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.
Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга — оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.
Цветение начинается весной и продолжается все лето.
Осенние явления природы
Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, исчезают из виду насекомые.
Для осени характерны такие явления природы:
Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.
Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей — это и есть туман.
Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней.
Ливень. Это сильный, «проливной» дождь.
Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.
Как и весной, осенью бывает иней. Это значит, на улице легкий мороз — заморозки.
Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки — осенние явления неживой природы.
Зимние явления природы
Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.
Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:
Снегопад — это выпадение снега.
Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.
Ледостав — это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.
Еще одно природное явление — облака — бывает в любое время года. Облака — это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе.
Подробнее о зиме и зимних явлениях природы >>
Необычные явления природы
Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.
Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона 🙂
Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.
7gy.ru
Явления природы зимние, весенние, летние, осенние
Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.
Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.
Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.
Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.
Природа, как известно, бывает неживая и живая.
К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.
К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.
В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.
Зимние явления природы
Примеры зимних явления в неживой природе | Примеры зимних явления в живой природе |
---|---|
|
|
Весенние явления природы
Названия весенних явлений в неживой природе | Названия весенних явлений в живой природе |
---|---|
|
|
Летние явления природы
Летние явления природы в неживой природе | Летние явления природы в живой природе |
---|---|
|
|
Осенние явления природы
Осенние явления в неживой природе | Осенние явления в живой природе |
|
|
Необычные явления природы
Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.
- Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
- Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
- Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
- Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
- «Падающая звезда» — атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
- Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
- Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
- Приливы и отливы — это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
- Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
- Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
- Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
- Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
- Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.
shkolnaiapora.ru
Явления природы 2 класс — презентация
Презентация на тему: Явления природы 2 классСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Явления природы Изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека называются природными явлениями. Например, идёт снег.
№ слайда 2 Описание слайда:Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг…
№ слайда 3 Описание слайда:Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет, и поет, убаюкивает?
№ слайда 4 Описание слайда:Дождь Дождь – это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю. Если капли мелкие, идет моросящий дождик, а если крупные – проливной. Очень сильный проливной дождь называют ливнем.
№ слайда 5 Описание слайда:Раскаленная стрела Дуб свалила у села. Молния перед грозой Гроза – это когда на небе сверкает молния и раздается гром. Молния – это гигантская электрическая искра в небе, а гром – звук разряда.
№ слайда 6 Описание слайда:Гроза зарождается в темных грозовых облаках, или тучах, которые иногда собираются в небе в конце жаркого летнего дня. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом, и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества – молнией. Искры у молнии очень горячие и очень быстро нагревают воздух. Он как будто взрывается с оглушительным грохотом! Этот грохот называется – гром.
№ слайда 7 Описание слайда:Говорю я брату: — Ох, с неба сыплется горох! — Вот чудак, — смеется брат, — Твой горох ведь это … Когда капельки дождя поднимаются и опускаются в вихре холодного воздуха, замерзая все больше и больше – образуется град. И на землю выпадают уже не капли, а твердые шарики.
№ слайда 8 Описание слайда:Град Иногда эти шарики довольно долго крутятся вверх-вниз, покрываясь все более толстым слоем снега и льда, поэтому и попадаются двухкилограммовые градины.
№ слайда 9 Описание слайда:Радуга может появиться на небе, когда идёт дождь и светит солнце. Она видна, если лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет — Рухнул мост, и щепок нет.
№ слайда 10 Описание слайда:Радуга может появиться на небе, когда идёт дождь и светит солнце. Она видна, если лучи солнца проходят сквозь дождевые капли. Радуга
№ слайда 11 Описание слайда:Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, Ищем, ищем — не найдем.
№ слайда 12 Описание слайда:Роса – это капельки, образующиеся на растениях, земле и различных наземных предметах. Она появляется только при ясном небе.
№ слайда 13 Описание слайда:Ветер – это передвижение воздуха. Когда воздух от земли нагревается, он начинает подниматься вверх, а холодный воздух опускается вниз. Ветер
№ слайда 14 Описание слайда:Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать. Ветер бывает сильный, слабый, холодный, освежающий, тёплый.
№ слайда 15 Описание слайда:Если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует.
№ слайда 16 Описание слайда:ОБЛАКА С виду облака похожи на громадные комья ваты. А из чего они состоят на самом деле? Из миллиардов и миллиардов мелких капелек воды и ледяных кристаллов. Они крошечные и легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.
№ слайда 17 Описание слайда:КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА Облака бывают самых разных форм и размеров. Кучевые облака выглядят как нагромождения, расположенные кучами. Перистые облака, иногда, называют «конские хвосты». Слоистые — напоминают простирающиеся плоские слои. По типу облаков, плывущих в небе, можно предсказывать погоду. Например, кучевые облака предвещают сильный дождь.
№ слайда 18 Описание слайда:Туман Туман — это нечто вроде пелены из мельчайших капель воды, иногда смешанных с дымом и пылью. Порой, туман бывает таким густым, что очень трудно, даже невозможно что-либо увидеть.
№ слайда 19 Описание слайда:Туман — это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком в небе.
№ слайда 20 Описание слайда:Над морем туман возникает, когда воздух теплее воды. Туманы чаще бывают осенью, когда воздух охлаждается быстрее, чем земля или вода.
№ слайда 21 Описание слайда:Городские туманы гуще сельских, потому что воздух в городе полон пыли и сажи, которые, соединяясь с частичками воды, образуют плотное покрывало.
№ слайда 22 Описание слайда:Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки. Чаще всего иней ложится в холодные ясные и тихие ночи. Он образуется в тихую погоду и при лёгком ветерке и покрывает землю, растения, камни, стены домов и скамейки… Говорят, что иней – это твёрдая роса. Иней
№ слайда 23 Описание слайда:Снегопад Снегопад – это осадки, выпадающие зимой в виде снега. На большой высоте пар в снеговых тучах начинает замерзать и превращается в маленькие ледяные кристаллики. Из этих кристалликов получаются снежинки.
№ слайда 24 Описание слайда:Посмотри, это снежинки!
№ слайда 25 Описание слайда:Метель Метель, или вьюга, начинается, когда во время снегопада дует сильный ветер. Он подгоняет и кружит снежинки.
№ слайда 26 Описание слайда:ЛЁД Стала речка сосен тише… А над речкой – кутерьма: Мы по льду коньками пишем: «Здравствуй, зимушка-зима!».
№ слайда 27 Описание слайда:ЛЁД Лёд — это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. В тепле лёд превращается в воду (тает). Вода замерзает при температуре О градусов С. Знаешь, как вода в реке превращается в лёд? Когда воздух над прудом охлаждается, он охлаждает и верхний слой воды. Верхний холодный слой воды становится тяжелее, чем тёплые нижние слои, и он опускается вниз. Но температура воздуха понижается! Когда верхние слои воды охлаждаются до температуры ниже 4° С, они остаются на поверхности. Потому что вода, охлажденная до температуры ниже 4° С, становится легче!
№ слайда 28 Описание слайда:КРИСТАЛЛЫ ЛЬДА Когда температура воздуха остается на уровне точки замерзания 0° С или опускается ниже, начинают образовываться мельчайшие кристаллики. Каждый такой кристалл имеет шесть лучей. Соединяясь, они образуют лед, и вскоре на поверхности воды образуется корочка льда.
№ слайда 29 Описание слайда:СОСУЛЬКИ Посмотри, снег на склоне крыши тает, потому что солнечные лучи нагревают его до температуры выше нуля. А стекающие капли воды у края крыши замерзают, потому что под крышей температура ниже нуля, холодно. Оттаявшая вода стекает и каплями свисает с края, охлаждается и замерзает. На замерзшую каплю натекает следующая, также замерзающая, затем третья капля, и так далее. Постепенно образуется маленький ледяной бугорок. В другой раз при такой же погоде эти ледяные наплывы ещё удлиняются — так образуются сосульки. Температура ниже нуля, холодно, капли замерзают.
№ слайда 30 Описание слайда:Рассмотри картинки и вспомни, какие природные явления на них изображены.
№ слайда 31 Описание слайда:Проверь себя Что такое природные явления? С чем часто связаны явления природы? Какие явления природы мы можем наблюдать осенью?
ppt4web.ru
Презентация по окружающему миру «Явления природы» 2 класс УМК «Школа России»
и
В природе постоянно происходят различные изменения. Все изменения, происходящие в природе называют явлениями природы или природными явлениями.
Очень многие явления природы связаны со сменой времён года (сезонов). Они называются сезонными явлениями.
Объясни значение словтермометр
температура
прибор для измерения
температуры
ощущение тепла
и холода
Клик на слова
Термометры бываютКомнатные
Уличные
Медицинские
Водные
Устройство термометрастеклянная трубка,
наполненная жидкостью
шкала с делениями
граница между градусами
тепла и холода
Как правильно записать температуру?пятнадцать градусов тепла
+ 15°
двадцать градусов мороза
— 20°
ноль градусов
0°
Ребята !
Разгадайте кроссворд новой темы нашего урока . Чтобы появился вопрос, сделайте клик мышкой на цифры по порядку. Чтобы появился ответ, сделайте клик мышкой на карточку.
Ответ
7
2
10
9
8
5
4
1
3
6
Число градусов тепла
записывается со знаком …
п
л
ю
с
Ответ
Прибор для измерения
температуры
т
е
р
м
о
м
е
т
р
Пластинка с делениями
ш
к
а
л
а
Число градусов холода
записывается со знаком …
м
и
н
у
с
Отсчёт градусов мороза
ведут от нуля ….
в
н
и
з
Стеклянная …., наполненная
жидкостью
р
у
б
а
У человека жар. Это значит
у него поднялась …..
т
е
м
е
р
а
т
у
а
Граница между теплом и холо-
дом на термометре – цифра …
н
л
ь
Температуру тела человека
измеряет …. термометр
м
д
и
ц
и
н
к
й
Деление на пластинке
обозначает …..
г
с
у
д
а
Явления природы Времена года
Термометры: Комнатный Уличный
Медицинский Водный Рамка Учебник
Термометр Термометр Термометр
Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир» Т.Н.Максимова
для 2 класса
Отрисовки черепахи и муравья авторские
uchitelya.com
1. | Понятия | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Определение понятий «явления природы», «сезонные явления», «термометр». |
2. | Природные явления и времена года | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Определить, какие явления природы характерны для зимы, весны, осени и лета. |
3. | Сезонные явления погоды | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Закрепление знаний о сезонах года и сезонных изменениях в природе. |
4. | Температура воздуха | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Определить, при какой температуре воздуха на улице будет теплее или холоднее. |
5. | Явления живой природы | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить, какие явления происходят в живой природе. |
6. | Времена года | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить, какие месяцы являются зимними, весенними, летними, осенними. |
7. | Явления неживой природы | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить явления, которые происходят в неживой природе. |
8. | Сезоны года | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Определить, какие времена года изображены на рисунках. |
9. | Температура | 3 вид — анализ | сложное | 4 Б. | Записать значения температуры цифрами. |
www.yaklass.ru
Дидактическая структура урока | Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) | Деятельность учителя | Деятельность учеников (познавательная, коммуникативная, регулятивная) | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
I. Организационный этап. | Личностные: обеспечить мотивацию изучения нового материала, вызвать интерес к учебной деятельности. | — А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку «5». | Дети проверяют: все ли готово к уроку. | |
II. Проверка домашнего задания. | Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: формирование умения определять цель и успешность выполнения своего задания. Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером. | — Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … (природа). — На предыдущем уроке мы с вами начали говорить о природе. Давайте вспомним, какая бывает природа? — Распределите по группам предметы живой и неживой природы (Приложение № 1). — Объясните, почему вы сделали именно так. | Ответы детей. Зачитывают ответы. Объясняют, почему так распределили ответы (фронтальная работа). | Работа с ноутбуками в парах. Один определяет предметы живой природы, второй – неживой, изделия распределяют совместно. |
III. Актуализация знаний, определение темы. | Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать. Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем. | — Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим. — Что вы видите на фотографиях? (Приложение № 2) (Слайды № 1-6. Природные явления). — Как все это можно назвать одним словом? Кто догадался? — И так тема нашего урока «Явления природы» (Тема записывается на доске). — Какие задачи будем решать на уроке? — Что будем делать на уроке, чтобы реализовать поставленные задачи? — По ходу урока будем оценивать свою работу в листах самооценки (Приложение № 3) | Комментарии детей: дождь, радуга, молния, торнадо, шторм, метель. Высказывания детей. | Рассмотреть фотографии на мультимедиа и назвать явления, которые они видят. |
IV.Этап освоения новых знаний. | Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество. Личностные: формирование межличностных отношений. | — Все изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. — Давайте обратимся к учебнику и прочитаем, что еще относится к природным явлениям. — Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. — Сколько времен года вы знаете? — Сейчас вы разобьетесь на 4 группы по временам года. Каждая группа выберет фотографию, по которой определим, каким временем года она будет. Затем вы дадите себе характеристику? (Приложение № 4) (Слайды № 7-10. Времена года: лето, осень, зима, весна). Во время ответов детей на мультимедиа появляются по очереди те же фотографии. | Работа с учебником на с. 28. Ответы детей: четыре – весна, лето, осень, зима. По одному человеку подходят к столу учителя и вытягивают картинку. Дают краткую характеристику временам года. | Прочитать о природных явлениях по учебнику. Разбиться на группы, выбрать фотографию, обсудить ответы. |
V.Физкультминутка. | Регулятивные: умение контролировать действия. | Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? | Потягивания – руки в стороны. Потягивания – руки вверх Машут руками. Наклоны вперед. Наклоны вправо-влево, назад-вперед. Вращение туловищем. | |
VI. Совместное открытие знаний. | Познавательная: использование полученных знаний для решения задач творческого характера. Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | — А какое время года сейчас? — Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? — В зависимости от погоды люди одеты в соответствующую одежду. А как, находясь дома, можно определить, во что одеться? — Температуру воздуха измеряют специальным прибором — термометром. — А в чем измеряется температура? — Назовите части термометра. — Цифры, стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, а ниже 0 — количество градусов холода. — Но шкалы все-таки отличаются. Почему? — Давайте выполним практическую работу. | Ответы детей. Высказывания детей. Ответы детей. — Стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала. Объясняют, для чего нужен каждый из термометров. | Каждая группа работает с различными видами термометров. Каждая группа выполняет свое задание. 1 гр. определяет температуру холодной воды; 2 гр. – теплой; 3 гр. — температуру в классе и за окном; 4 гр. — температуру тела. |
VII. Обобщение и систематизация знаний. | Познавательная: использование полученных знаний для решения поставленной задачи. Регулятивные: формирование умения прогнозировать; соотносить, получившийся результат, с правильным ответом, с целью обнаружения ошибок. | Индивидуальная работа с ноутбуками. — Расставьте слова под соответствующей картинкой (Приложение № 5). Один будет выполнять задание на интерактивной доске. Затем мы сравним ваши результаты. — Что такое явления природы? — Что называется сезонными явлениями? — Чем измеряют температуру? — Назовите части термометра? | Каждый ребенок работает индивидуально. Один работает на интерактивной доске. Ответы детей. | Расставить слова под соответствующую картинку. |
VIII. Домашнее задание. | Регулятивные: соотнесение того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. | — Дома каждый из вас продолжит работу с термометром и измерит температуру воздуха в комнате и на улице, холодной воды и теплой, а также температуру своего тела. По учебнику с. 28 – 31. — Дополнительное задание для любознательных: найти художественные произведения, в которых описываются природные явления. | Фиксируют домашнее задание. | |
IX. Подведение итогов. | Регулятивные: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию | — Что нового вы сегодня узнали? — На какие вопросы получили ответы? — Какие остались? — Где вы сможете найти ответы на эти вопросы? — Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? — Какой вывод сделали? — Какую работу мы сегодня выполнили? — Чему научились? — Кто или что вам помогло справиться? — Кто доволен сегодня своей работой, громко скажите себе «Молодец». | Дети отвечают на вопросы (фронтальная работа). | Анализ листов самооценки. |
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе «Явления природы»
Ветер.
Радуга.
ЯВЛЕНИЯ
ПРИРОДЫ
Изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека называются природными явлениями.
Например, идёт снег.
Дождь.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…
Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет, и поет, убаюкивает?
Дождь
Дождь – это осадки, выпадающие в виде капель воды. Капельки воды в облаках становятся слишком тяжёлыми и начинают падать на землю. Если капли мелкие, идет моросящий дождик, а если крупные – проливной. Очень сильный проливной дождь называют ливнем.
Молния
перед грозой
Раскаленная стрела Дуб свалила у села.
Гроза – это когда на небе сверкает молния и раздается гром. Молния – это гигантская электрическая искра в небе, а гром – звук разряда.
Гроза зарождается в темных грозовых
облаках, или тучах, которые иногда
собираются в небе в конце жаркого летнего дня. Сильные ветры внутри грозовых туч
сталкивают капли воды друг с другом, и от этого образуются
электрические заряды. Они разряжаются
ослепительной вспышкой электричества –
молнией.
Искры у молнии очень горячие и очень быстро нагревают воздух. Он как будто взрывается с оглушительным грохотом! Этот грохот называется – гром.
Говорю я брату: — Ох, с неба сыплется горох! — Вот чудак, — смеется брат, — Твой горох ведь это …
Когда капельки дождя поднимаются и опускаются в вихре холодного воздуха, замерзая все больше и больше – образуется град. И на землю выпадают уже не капли, а твердые шарики.
Град
Иногда эти шарики довольно долго крутятся вверх-вниз, покрываясь все более толстым слоем снега и льда, поэтому и попадаются двухкилограммовые градины.
Радуга может появиться на небе, когда идёт дождь и светит солнце. Она видна, если лучи солнца проходят сквозь дождевые капли.
Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет — Рухнул мост, и щепок нет.
Радуга может появиться на небе, когда идёт дождь и светит солнце. Она видна, если лучи солнца проходят сквозь дождевые капли.
Радуга
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, Ищем, ищем — не найдем.
Роса – это капельки, образующиеся на растениях, земле и различных наземных предметах. Она появляется только при ясном небе.
Ветер – это передвижение воздуха. Когда воздух от земли нагревается, он начинает подниматься вверх, а холодный воздух опускается вниз.
Ветер
Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать. Ветер бывает сильный, слабый, холодный, освежающий, тёплый.
Если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой султанчики и вертушки. Если султанчики гнутся, а вертушки крутятся, значит, ветер дует.
ОБЛАКА
С виду облака похожи на громадные комья ваты. А из чего они состоят на самом деле? Из миллиардов и миллиардов мелких капелек воды и ледяных кристаллов. Они крошечные и легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.
СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА
КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА
Облака бывают самых разных форм и размеров. Кучевые облака выглядят как нагромождения, расположенные кучами. Перистые облака, иногда, называют «конские хвосты». Слоистые — напоминают простирающиеся плоские слои.
По типу облаков, плывущих в небе, можно предсказывать погоду. Например, кучевые облака предвещают сильный дождь.
ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА
Туман
Туман — это нечто вроде пелены из мельчайших капель воды, иногда смешанных с дымом и пылью. Порой, туман бывает таким густым, что очень трудно, даже невозможно что-либо увидеть.
Туман — это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком в небе.
Над морем туман возникает, когда воздух теплее воды. Туманы чаще бывают осенью, когда воздух охлаждается быстрее, чем земля или вода.
Городские туманы гуще сельских, потому что воздух в городе полон пыли и сажи, которые, соединяясь с частичками воды, образуют плотное покрывало.
Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки . Чаще всего иней ложится в холодные ясные и тихие ночи.
Он образуется в тихую погоду и при лёгком ветерке и покрывает землю, растения, камни, стены домов и скамейки…
Говорят, что иней – это твёрдая роса.
Иней
Снегопад
Снегопад – это осадки, выпадающие зимой в виде снега. На большой высоте пар в снеговых тучах начинает замерзать и превращается в маленькие ледяные кристаллики. Из этих кристалликов получаются снежинки.
Посмотри, это снежинки!
Метель
Метель , или вьюга , начинается, когда во время снегопада дует сильный ветер. Он подгоняет и кружит снежинки.
ЛЁД
Мы по льду коньками пишем: «Здравствуй, зимушка-зима!».
Стала речка сосен тише…
А над речкой – кутерьма:
Лёд — это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. В тепле лёд превращается в воду (тает).
ЛЁД
Вода замерзает при температуре О градусов С.
Знаешь, как вода в реке превращается в лёд? Когда воздух над прудом охлаждается, он охлаждает и верхний слой воды. Верхний холодный слой воды становится тяжелее, чем тёплые нижние слои, и он опускается вниз. Но температура воздуха понижается! Когда верхние слои воды охлаждаются до температуры ниже 4° С, они остаются на поверхности. Потому что вода, охлажденная до температуры ниже 4° С, становится легче!
КРИСТАЛЛЫ ЛЬДА
Когда температура воздуха остается на уровне точки замерзания 0° С или опускается ниже, начинают образовываться мельчайшие кристаллики.
Каждый такой кристалл имеет шесть лучей. Соединяясь, они образуют лед, и вскоре на поверхности воды образуется корочка льда.
Температура ниже нуля
СОСУЛЬКИ
Посмотри, снег на склоне крыши тает, потому что солнечные лучи нагревают его до температуры выше нуля.
А стекающие капли воды у края крыши замерзают, потому что под крышей температура
ниже нуля, холодно.
Оттаявшая вода стекает и каплями свисает с края, охлаждается и замерзает.
На замерзшую каплю натекает следующая, также
замерзающая, затем третья капля, и так далее. Постепенно образуется маленький ледяной бугорок.
В другой раз при такой же погоде эти ледяные наплывы ещё удлиняются — так образуются сосульки.
Тепло и снег тает
Температура ниже нуля, холодно, капли замерзают.
Рассмотри картинки и вспомни, какие природные явления на них изображены.
Проверь себя
- Что такое природные явления?
- С чем часто связаны явления природы?
- Какие явления природы мы можем наблюдать осенью?
videouroki.net