cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Однокоренные слова презентация 2 класс – Презентация к уроку (русский язык, 2 класс) по теме: Презентация по теме «Корнь слова. Однокоренные слова» | скачать бесплатно

Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме: Русский язык Родственные или однокоренные слова 2 класс (презентации)

Слайд 1
Подготовила: Лапшина В.А. учитель начальных классов

Слайд 2
Подбери проверочные слова…..- холо…,…..- голо…,…..- д…жди, …..- тр…ва, …..- п…лей (п..ле)Здравствуй, до свидания.
Орфографическая минутка

Слайд 3
холода- холод,голодать- голод,дождь- дожди, травы- трава, поле- поля
Проверь себя

Слайд 4
Угадай тему урока
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползёт гусеница.О! Здравствуйте! Вы кто?Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?А я ваша родственница – гусеница.

Слайд 5
Работа в учебнике
Откройте учебник на стр. 58На какой вопрос мы сегодня ответим?

Слайд 6
Что такое родственные слова?
Цель урока:понять что такое родственные словапонять что общего у родственных слов

Слайд 7
Работа в учебникеСтр. 58 упр.77Стр. 59 упр.78Назовите два признака родственных слов1.Общая часть – корень слова2. Близкое значение(ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА)

Слайд 8
Лошадь – это обычное название домашнего животного. Если вы хотите сказать ласково, с любовью говорят: лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая – это всего — навсего лошадёнка. А игрушка у маленького мальчика – лошадка. Найдите родственные слова

Слайд 9
Лошадь – это обычное название домашнего животного. Если вы хотите сказать ласково, с любовью говорят: лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая – это всего — навсего лошадёнка. А игрушка у маленького мальчика – лошадка. Лошадь, лошадушка, лошадёнка, лошадка (Что общего в словах?)

Слайд 10
Убери лишнее слово, оставь только однокоренные словаЖарко, жарится, печётся2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо3. Чайка, чайник, чайный4 Лес, лестница, лесничий

Слайд 11
Жарко, жарится2. Дерево, деревянный, деревцо3. Чайник, чайный4 Лес, лесничий

Слайд 12
Что узнали на уроке?Родственными или однокоренными словами называются слова, которые имеют общий корень и близкое лексическое значение(ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА)

Слайд 13
Выбери вопрос и попробуй ответитьСегодня на уроке я научился понимать…Своей работой на уроке я …Урок заставил меня задуматься о …А особенно мне удалось …Я понял, что такое …Мне было интересно, потому что …Для меня стало открытием, что …Мне показалось важным …

nsportal.ru

«Однокоренные слова» ( 2 класс) + презентация

Урок русского языка

2 класс

Тема: Однокоренные слова

Тип урока — комбинированный

Тема: Однокоренные слова.

Цель: Нахождение родственных слов, выделение корня слова.

Задачи: развивать умение находить однокоренные слова, образовывать их, отличать от формы слова, выделять корень слова, развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание, аккуратность при письме, прививать интерес к урокам русского языка

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, компьютер, презентация «Однокоренные слова.ppt», музыкальный проигрыватель, музыка группы Би-2 «Последний герой», раздаточный материал, таблица с текстом, изображение корзины и цветочки красного и синего цвета для рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(Звучит музыка Группы Би-2 «Последний герой») Слайд 1

— Сегодня мы отправимся на необитаемый остров в океане Языкознания, чтобы доказать всем и себе, что мы добросовестно и серьезно изучали русский язык и сами сможем справиться со всеми трудностями. С собой нам разрешено взять лишь личные вещи: учебник, тетрадь, ручку,

карандаш, линейку и собственные знания.

Итак, вы готовы отправиться в путешествие?

Напутствие: Слайд 2

Будьте внимательны,

а еще старательны.

Ждут испытания сложные вас,

Чтоб дружно работал весь второй класс.

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

  1. Сообщение темы и задач урока. Слайд 3

Но прежде, вам нужно определить название острова, на который вы отправитесь. Из названия этого острова выпали все гласные буквы.

ДНКРНН СЛВ

(Однокоренные слова)

Какие задачи вам необходимо будет решить на острове? Слайд 4

  • Тренироваться в умении находить в тексте и подбирать однокоренные слова;

  • Толковать их значение;

  • Выделять корень в однокоренных словах.

  1. Актуализация знаний.

-Каждый из вас очень серьезно готовился к этому испытанию. Сейчас мы проверим, как хорошо вы с этим справились.

Игра «Закончи фразу» Слайд 5

  • Слова, которые сходны по смыслу и имеют общую часть, называются…(родственными)

  • Родственные слова называются также…(однокоренными)

  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)

  • Чтобы найти корень необходимо:

    • Подобрать…(однокоренные слова)

    • Найти…(общую честь)

    • Выделить… (корень)

  1. Проверка домашнего задания. Слайд 6

-Назовите лишнее слово:

  • Нарисовать, рисунок, рисовый, рисование.

  • Речной, речка, река, речушка, речь.

-Почему это слово лишнее?

  1. Словарно-орфографическая работа+чистописание. Слайд 7

-Теперь вы можете отправиться на остров через океан, а во время пути не забудьте полюбоваться на волны.

-Скажите на элементы каких букв похожи волны?

Г, т, ш.

Письмо букв.

— Прочитайте текст. ( на доске)

  • По берегу Белого моря живут люди, которые называют себя поморами. Поморы всегда были хорошими моряками. Они смело бороздили морские просторы.

— О чем этот текст?

-Кто такие поморы?

Справка:

Поморы – это коренные жители берегов Белого моря, которое является частью Северного Ледовитого океана.

-Как вы думаете, почему они так себя назвали?

-Найдите в тексте слова родственные данному.

— Выпишите из текста однокоренные слова, выделите корень.

ПРОВЕРКА Слайд 8

-Какие из слов вызвали у вас затруднение при написании.

— Какие слова помогают нам определить правильное написание этих слов?

— На какие 2 группы можно разделить эти слова? ( слова, которые обозначают предметы, признак предмета)

ФМ ДЛЯ ГЛАЗ. Слайд 9

  1. Закрепление изученного.

-Вот вы и добрались до острова. Вам нужно позаботиться о пропитании. Среди ваших вещей оказалась семечка, посадив которую вы сможете вырастить большое дерево. Слайд 11,12

сад садик, садочек, садить, садовник, посадка, садовый.

Работа в парах:

Вырастите дерево из семечки – «лес».

Проверка выполнения задания.

Упражнение 112.

Летят перелётные

птицы прошедшее лето искать,

Летят они в дальние страны, а я не хочу улетать.

-На острове вам встретились птицы, которые улетели из наших мест осенью. Как называются такие птицы? Каких перелетных птиц вы знаете?

-Прочитайте текст.

— Перечитайте выделенные слова.

-Являются ли все выделенные слова однокоренными? Докажите.

— Какой корень в этих словах?

— Придумайте еще слова с этим корнем.

Дифференцированное задание:

1 группа. Спишите. В выделенных словах обозначьте корень.

2 группа. Спишите. Придумайте и запишите еще 3-4 слова с этим корнем. Обозначьте во всех словах корень.

Самопроверка.

ФМ Слайд 14

Упражнение 113.

В солнечный день кувшинка нежилась на гладкой поверхности речки. Ночью она закрывала свои нежные лепестки и ныряла в воду с головой. В ненастную погоду кувшинка целый день спала под водой.

— А теперь я предлагаю вам немного расслабиться и отправиться на берег живописной реки и полюбоваться необыкновенным цветком.

Чтение текста. (слайды презентации) Слайд 15,16

— О чем этот текст?

— Что нового вы узнали об этом растении?

— Озаглавьте этот текст.

— Объясните, почему кувшинка так называется.

-Читаем 1 предложение. Какие правила нам необходимо вспомнить, чтобы безошибочно написать это предложение?

В солнечный день кувшинка нежилась на гладкой поверхности речки.

Запись предложения под диктовку.

Взаимопроверка.

— Вот и подошло к концу время вашего пребывания на острове. За вами сейчас прибудут три корабля. Каждый из вас должен занять место именно в том корабле, на который у вас билет. Корень слова на вашем билете должен соответствовать корню названия корабля. Вперед!

Гора Горка Горный Пригорок Гористая Горочка

Холод, холодильник, холодный, холодить, холодец, холодник,

Мороз, морозец, мороженое, морозильник, морозить, заморозок, морозный, изморозь

Снег, снеговик, снежный, снегурочка, подснежник, снежок,

снежинка, снегирь.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-Вы все сегодня молодцы! Отлично справились со всеми заданиями.

Вспомните, чему сегодня мы учились на уроке.

А теперь оцените свою работу на уроке. Если вы были активны, все выполнили, вам было все понятно и интересно – красный цветок, если были затруднения или вы не выполнили какую-то работу – синий цветок. Вставьте в букет для наших мам.

Слайд 18

infourok.ru

Презентация по русскому языку во 2 классе на тему «Родственные (однокоренные) слова»

1. Организационный момент. Слайд 1

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

2.Минутка чистописания.

Слайд 2

Ум да разум надоумят сразу.

— Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

— Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

3.Создание проблемной ситуации.

а) — Ребята, посмотрите внимательно на следующий слайд (3) и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

— На какую тему все эти слова?

— И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

— А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

— Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

Пишем с большой буквы,через запятую.( Дети делают запись ).

б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).

в) Беседа о родственниках. Слайд (4)

— А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

— Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

— Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими

между собой. Их называют родственниками.

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

— Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

— Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

— Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

— Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

— Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

— Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

— Назовите эту общую часть. (зим- ).

Выделим эту общую часть дугой. Слайд (5)

— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

— Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)

Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

— С родственными словами мы разобрались.

— Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

— Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

— Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?

( Общая часть родственных слов )

Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).-

4 . Понятие об однокоренных словах .

— Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

— Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)

— Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

-родственные слова,

-корень слова,

-однокоренные слова

5. Физминутка .

— Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

6. Упражнения в распознавании однокоренных слов .

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Засели домики». Слайд

— Одновременно в 3 домика приехали «родственники» (у нас — это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.

1 ряд — — лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд — — мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд — — вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

— Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

— Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

в) Групповая работа.

— А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 5 деревьев с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

1 группа — рыб —

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

2 группа — ум –

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

3 группа — ворон –

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

4 группа — вод –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

5 группа –игр-

— Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились!

7. Итог урока.

-Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

— Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).-

Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?-

8. Рефлексия. Слайд

— Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

-Кто из вас доволен своей работой?

— Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?

— Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

infourok.ru

Урок русского языка 2 класс «Однокоренные слова» (Школа России)

Учитель: Казанцева Н.В.

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме

«Корень слова. Однокоренные слова»

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

Задачи:

  1. развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

  2. научить находить корень в однокоренных словах;

  3. развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

  4. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

  5. воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Оргмомент.

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.

Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

II. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

— У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

III. Чистописание.

  1. На момент чистописания

Я приготовила вам задание

Вы с закрытыми глазами

Угадаете буквы сами.

Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)

Итак, это буквы Д,Т.

— Какие звуки они обозначают?

Прежде чем повторить их написание, дайте характеристику этим звукам.

-Какие элементы мы используем при написании этих букв?

— Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (и, е, ё, ю, я) Какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

— Запишите строчку слогов, где буква Т будет обозначать мягкий согласным звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук.

2. Знакомство с новым словарным словом.

Учитель загадывает загадку:

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Много птичек здесь снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина)

(Рябина – это дерево с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами. Древняя легенда гласит, что слово рябина произошло от слова рябчик (рябой), т.к. ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков, и охотники часто видели эту птицу около рябины)

— Прочитайте слово орфографически грамотно.

— Какая гласная находится в сильной позиции? (и) Какая в слабой? (я) Это слово с непроверяемой безударной гласной. Запомните написание этого слова и запишите его в словарь.

3. Звукобуквенный анализ слова рябина.

Рябина [ р’ и б‘ и н а ] – 3 слога, 3 гласных, 3 согласных, 6 букв, 6 звуков.

— Составьте предложение с этим словом.

IV. Физкультминутка

— Сейчас мы немного отдохнём и продолжим нашу работу.

Ребята, какое сейчас время года? (осень).

Какое явление можно наблюдать осенью? (Листопад)

Многие писатели, поэты, композиторы посвятили свои творения временам года. Мы сейчас отдохнём под музыку П.И. Чайковского, которое так и называется «Конец ноября»

Музыка

  • Представьте что в нашем классе – листопад. Встаньте, протяните руки воображаемому листопаду, ощутите на ладонях красивые листья, покружитесь, попытайтесь поймать самые красивые листья.

  • Представьте, что мы поднимаем с пола листья, которые нападали в нашем классе, и кидаем их друг в друга.

  • А сейчас, ребята, мы отправимся на прогулку. Представьте, что мы надели куртки, шапки, варежки и выходим на улицу. Землю покрыл пушистый снег. Давайте поиграем в снежки. Берём руками снег, формируем шарики и бросаем друг в друга.

Пройдём по знакомой тропе к опушке леса. Шагаем, вдыхаем чистый свежий воздух, наблюдаем за изменениями в жизни живой и неживой природы. Но вот, к сожалению, время прогулки заканчивается и мы, отдохнувшие, с массой положительных эмоций, набравшись сил и энергии, возвращаемся в класс и продолжаем работу.

V. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

— Какие части растения вы знаете?

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

— О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень — многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

— Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

— Это важная, необходимая часть.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

— Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Обозначим проблемные вопросы:

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

5) Признаки однокоренных слов

2. Работа на доске.

— (На доске появляется “дерево”, на нем — однокоренные слова.)

Сказка садовника:

Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.

Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (Возить, извозчик, повозка). Как в сказке называются эти слова? (родственниками) Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – воз-) Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.

Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.

— Прочитайте вывод в учебнике.

( Показать обозначение корня)

3. Упражнение на внимание.

— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

А был садик — словом.

Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадка рядом,

А вот садовый цветок,

Садовник пересадил в горшок.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

— Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.

— Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?

— Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

4. Устная работа.

— Хотите сами стать садовниками? Попробуйте «вырастить словесное дерево с корнем -цвет-». Какие слова могут «вырасти» на этом дереве?

— Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?

1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельная работа. Работа с учебником.

а) стр.135.

— Как правильно определить в слове корень? (Подобрать однокоренные слова и найти общую часть)

VII. Физкультминутка «Вот все пальчики мои»

2. Упражнение в распознавании однокоренных слов.

Задания на доске (экране): Раздели на группы, игра «Суета», «Редактор».

Работа в парах (дополнительно)

Игра «Засели домики»

— Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.

вода

лиса

морской

водичка

лист

лисонька

моряк

море

водный

водитель

лисичка

лисий

мороз

подводник

Проверка.

— Какие однокоренные слова вы поселили в 1-ый домик? Почему слово «лист» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).

— Какие слова «заселили» во 2-ой домик? Какое слово «лишнее»? Почему?

-Какие слова будут жить в 3-ем домике? Какое «лишнее»? Докажите.

Пропедевтическая работа: — Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.

VIII. Итог урока.

— Что такое корень?

— Роль корня в слове.

— Как выделить корень в слове?

— Какие слова называются однокоренными?

IX. Домашнее задание: карточка «Редактор»

X. Рефлексия.

— Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.

-Спасибо за работу. Урок закончен.

infourok.ru

Урок по русскому языку для 2 класса «Однокоренные слова» (конспект и презентация)

Ход урока

Предмет… русский язык……

Класс…2«Б»………………………………………………………….

Тема урока (Т): …Урок изучения нового

«Части слова .Корень. Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов»

Цели урока (Ц):

Знать и понимать: термины и понятия: «корень слова», «однокоренные слова».

Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, навыков

самостоятельной и творческой работы, речи, контроля и самоконтроля

Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы,

интереса к предмету, точности и аккуратности в оформлении работы

Задачи:

1. Познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов.

2. Формировать навыки грамотного написания орфограмм в корне слова.

3. Способствовать развитию словарного запаса, мышления, умения давать ответы на проблемный вопрос.

4. Воспитывать умение работать в группах (коммуникативные

умения), воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль.

5. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование:

  • плоские звёзды из бумаги, на оборотной стороне которых написано задание;

  • макет дерева для каждого ученика;

  • карточки с корнями слов;

  • мультимедиа-проектор, презентация “Однокоренные слова”;

  • интерактивная доска.

Ожидаемые результаты урока:

Предметные умения

УУД

Знать алгоритм определения однокоренных слов.

Уметь применять этот алгоритм.

Личностные: принятие социальной роли обучающегося; независимость и критичность мышления; развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение корректировать свои действия, основы самоконтроля.

Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательства.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать взаимодействие в паре, в группе отстаивать свою точку зрения; получать необходимую информацию.

Ход урока

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

-Ребята, у нас гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им.

2. Актуализация знаний

1) Минутка чистописания.

Вв Вв
Вежливые слова любые двери открывают.
— Почему так говорят? Почему вежливые слова еще называют волшебными?

Орфографическая минутка

2) Словарный диктант.
Слайд №2
— Куда же ведут эти двери? В гости можно пройти, только написав словарные вежливые, волшебные слова. Вспомните, какие вежливые слова мы изучили?
Слайд №3
Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, до встречи, извините.
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. 

Проверка: сверка с образцом на доске

-Назовите антонимы, подчеркните их.

3. Самоопределение к деятельности

— Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

— О! Здравствуйте! Вы кто?

— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

— А я ваша  тётка – гусеница.

— Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

— Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

— Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

— Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

— Среди слов тоже есть родственники.

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту.

4. Работа по теме урока

— Откройте учебники на с.58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое родственные слова?)

Упр.77 (с.59)

— Прочитайте текст.

(Читает ученик с хорошим навыком чтения)

— Чем похожи выделенные слова?

-Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

— Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение)

Упр. 78 (с.59)

— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да, есть общая часть и эти слова близки по значению)

-Выполните письменное задание.

  1. Работа в группах

ГОРНЫЙ, ГОРА, ГОРОДОК ,ГОРЕВАТЬ

Морской, моряк, море, мороз

Вода, водичка, водный,водитель

Назовите корень

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного материала

1) Самостоятельно с взаимопроверкой

У каждого на партах задание.

Двор, бег, дворик, беглый, дворник, беглец, беготня, дворняга, побег, подворье.

— Выделить группы однокоренных слов. Поставить “+” у одной группы,

а “-”у другой. Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

— Запишите данные слова по группам, выделите корень.

  1. Грамматическая задача.

Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.

(Чтение хором)

Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)

Почему слово “совет” не назвали? (Не однокоренное, корень -совет-.)

Вывод. Слова совята, совушки, совушкин- однокоренные, потому что близки по смыслу и имеют одинаковый корень. Слово совет имеет другое лексическое значение и другой корень.

  1. Работа в парах.

Игра « Третий лишний».

БЕЛКА, БЕЛЕНЬКИЙ, БЕЛИТЬ.

ЛОСЬ, ЛОСКУТ, ЛОСЕНОК.

СЕМЯ, СЕМЕЧКО, СЕМЬЯ.

— Запишите эти группы слов. Выделите корень.

7. Рефлексия

Соединить линиями однокоренные слова и выделить корень

а) Соль, солонка, солома

б) Печурка, печать, печка

в) Носильщик, нос, носатый

Самооценка с помощью смайла.

8. Подведение итогов урока

-Что нового узнали на уроке?

— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

kopilkaurokov.ru

презентация по русскому языку «Корень слова» (2 класс)

Средняя школа – гимназия № 12

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по

русскому языку

 

2 класс

Тема: «Корень слова. Родственные слова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Провела: Романчук О. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Талдыкорган 2012 г.

Предмет: русский язык.

Класс : 2

Тема: Корень слова. Родственные слова.

Цель: Сформировать знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов.

Задачи:

1. Совершенствовать умения выделять корень в слове; развивать умения находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

2. Развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь; умения анализировать и обобщать;

3. Воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично – поисковые, проблемные, исследовательские.

Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1.      Проверка готовности к уроку.

2.      Психологический настрой.

                               Громко прозвенел звонок –

                               Начинается урок.

                               Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

                               Работаем старательно, слушаем внимательно.

3.      Запись числа, классной работы.

4.       

—    Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны родного языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

            Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1.      Минутка чистописания.

— Отгадайте загадку:  «Весной веселит, летом холодит,

                                  Осенью питает, зимой согревает». (Дерево)

— Объясните смысл загадки.

— Пропишите  буквенные сочетания.

         Дд      до    дя      

 

        2. На доске написано предложение:     ЗРИ В КОРЕНЬ.

— Как называется такое выражение? ( крылатая фраза или фразеологический оборот).

— Какие  еще фразеологические обороты вы знаете? ( ответы детей)

— Читаем предложение, записываем в тетрадь, объясняем орфограммы.

— Ребята, как вы понимаете слово “зри”? (смотри)

— Как можно сказать по-другому? (смотри в корень)

— Объясните, что обозначает выражение “зри в корень”? (В корень смотреть – вникать в самую суть дела).

 -Какие значения имеет слово «корень»:

   *подземная часть растения,

   *часть волоса, зуба, ногтя,

   *начало, источник чего-либо.

  * корень уравнения.

— Если у слова не одно, а несколько значений, как мы называем такие слова? (многозначными)

2.    Прочитайте пословицу:

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

— Что это за высказывание? (Пословица)

  — Как вы её понимаете? (ответы детей)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

—  Вы уже догадались о чем мы будем говорить на уроке? (о корне)

— Сегодня на уроке вы узнаете, что корень есть не только у зубов, деревьев и цветов,  но и у слов, мы научимся находить их в словах и выделять, а также узнаем, что у слов есть родственники.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСВИЙ.

 -Что же такое корень?    Выделите главное.

       Послушайте сказку:

 

                   Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. ( учитель показывает условное обозначение корня)

 

 

Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».

 

 Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень» или «зри в корень».

 

   -Как вы думаете, когда так говорят?

 

   Это означает: «Выдели самое главное». Слов без корня не бывает. Это центр слова.

 

Задание 1.

Слайд № 5: «Как растут слова»:

 

    Как-то много лет назад

    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым –

    Был он только словом.

    Это слово – слово-корень,

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло –

    Стало много новых слов.

    Вот из сада

    Вам рассада.

    Вот еще посадки рядом.

    А вот садовод.

    С ним садовник идет.

    Очень интересно

    Гулять в саду словесном.

 

— Назовите однокоренные слова. Выделите корень.

  Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.

 

— Посмотрите, какое необыкновенное дерево выросло в саду. На нем выросли не яблоки, а части слов. Давайте соберем урожай и составим слова.

Слайд № 6.

 

Задание 2.

Слайд № 7

 

 — Шли мы с вами по лесу и вышли к реке. Кто из вас любит заниматься рыбной ловлей?

 

Сейчас мы с вами образуем группу слов, связанных со словом «рыба». Назовите одним словом словосочетания и запишите эти слова, выделяя корень.

 

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

 

Рыбная ловля. (Рыбалка)

 

Ловить рыбу. (Рыбачить)

 

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбачить)

 

Задание 3.

Слайд № 8.

 

— Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула  на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

 

—  Кто же оказался чужаком среди родственников воды? 

 

 — Почему гости не сразу приметили чужака?

 

 — Не поможете ли вы ему найти родственников?

 

   (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

 

—  Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

— Как пишутся корни в однокоренных словах?  (Одинаково.)

 

— Какое значение в жизни человека имеет вода?

 

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ.

Задание 4.

Слайд № 8.

«Какое слово лишнее?»  Списать однокоренные слова, выделить корень.

    Лес,  лесной,  лестница,  лесник.

    Гора, гореть, горный, пригорок.

    Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

    Гриб, грибок, грибной, грибница.

 

 

Задание 5

Слайд № 9.

 Выписать однокоренные слова, выделить корень.

 

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.    

Гусята,  гуськом,  с  гусаком.

 

             -Родня ли Гусеница Гусю? Почему?

 

 ПРИМЕНЕНИЕ

Задание 6.

Слайд № 10.

 Найти семью родственных слов.

 

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были серый еж

И его ежиха.

 

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребенок был у них —

Очень тихий ежик.

 

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

 

ИТОГ УРОКА

 

— Какие слова называются родственными?

 

— Что такое корень слова?

 

— Какие слова называются однокоренными?

 

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК.

infourok.ru

Конспект урока русского языка, 2 класс «Школа России», Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Конспект урока русского языка во 2 классе

Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Образовательные цели:

— помочь учащимся систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике,

— закрепить умение выделять у слова состав и признаки;

— закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как проверяется безударный гласный в корне слова;

— формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.

— формирование УУД

1.Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель,

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

• адекватно понимать оценку взрослого,

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

Школьник учится:

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

• обобщать полученные знания,

• использовать знаково-символическоое моделирование.

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

Школьник учиться:

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Воспитательные:

— формировать навыки коллективной деятельности, сплочение детского коллектива;

Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно и в группе, работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные и предметные)

  • Видеть орфограммы корня, применять алгоритм проверки безударных гласных в корне слова, анализировать лексическое значение слова.

  • Писать грамотно, уметь анализировать вид орфограммы , оценивать правильность хода рассуждения.

  • Формулировать доказательство своей позиции.

  • Вести логически-поисковую деятельность, работать с информацией, анализировать данные и обобщать их.

  • Овладение учащимися общеучебными навыками, формирование умения применять знания и умения на практике, развитие аналитических способностей, формирование навыков совместной познавательной деятельности.

Оборудование урока:

  • компьютер

  • принтер

  • презентация урока

  • демонстрационный раздаточный материал

  • «Гора грамоты»

Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа ,групповая работа.

Методы обучения:

Ход урока:

  1. Организационный момент 3 мин

Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

— И гостям сказать нам надо?

-Видеть Вас мы очень рады!

-Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

Чистописание. 5 мин.

— — Определите, какой согласный звук часто повторяется в песенке Водяного из мультфильма.

(Видеоролик) сл.№1

Я водяной, я водяной,

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться!

 Он имеет парный глухой согласный звук — т ?

— Это звук д . какая орфограмма связана с этой буквой? Как проверить?

— Дайте характеристику этому звуку.

— Какой буквой он обозначается на письме? — Эту букву мы будем писать .

(Учитель показывает образцы на доске, дети прописывают в тетрадях) сл.№2

— Оцените себя.

3. Определение темы урока. Постановка учебных целей. 3 мин

— Что еще объединяет эти слова из песенки? На экране сл№3 (воляной, водица, водиться)

(Они близки по смыслу- имеют отношение к воде) Согласны? Какое чужое слово?

— Можно ли к ним добавить слова с общим значением?

Сл.№ 4 Водяной, водица, подводник, водянка, водонос, водолаз, водичка.

— Что еще одинаково в словах?

(Часть слов записана одинаковыми буквами- вод…) на слайде выделение.

— Как называется общая часть родственных слов?(корень)

— Кто назовет нам тему сегодняшнего урока? (Корень слова)

— Верно, ребята, посмотрите на экран , тема нашего урока: сл.№5 Корень слова. Однокоренные (родственные) слова.

— Какие знания нам необходимо усвоить сегодня на уроке? (

  • ? Мы должны закрепить, что такое корень слова,

  • ? как он выделяется,

  • ? какие слова называются однокоренными.

4. Основной этап урока.5 мин

— Давайте, вспомним о чём говорили на прошлом уроке?

— Что такое корень? Сл.№6 Корень слова — общая часть родственных слов

— Какие слова называются однокоренными? Сл. №7 Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными или родственными

а) Применение знания.10 мин

Прочитайте цепочки слов на экране..Запишите однокоренные слова. Обоснуйте ответ.( один комментирует у доски)

а) нос, носильщик, носик, носатый;

б)час, часок, часть, часовщик;

в) гусь, гусята, гусеница, гусыня;

— Какие слова называем однокоренными? Оцените себя. Как вы справились с этим заданием

5. Физминутка 2 мин

-На доске написаны пары слов. В одних – родственные слова, а в других — нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

лес -лесник , стена- гвоздь

река- плот , кот — котик

сад — садовый, поле — полюшко

дом — домашний, дом — дым

— Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов? Сл.№8

. Признаки однокоренных слов:

 имеют общую часть

— близки по смыслу

6. Работа с учебником. Выполнение упр. 90. 7 мин.

Откройте учебники , на какоё странице подскажите? Проговариваем, делим на группы и доказываем. Записываем по рядам. Взаимопроверка Сл.№9.

Оценили себя.

  • Физминутка для глаз

  • Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь

  • Сядьте прямо, держите голову ровно

  • За движущимися предметами на слайде следите только глазами

  • При мерцании огня на маяке часто моргайте

  • По завершении физминутки опять прикройте глазки ладошками, закройте глаза на несколько секунд, затем откройте

  • Вот вы и отдохнули!

в) . Работа в парах Упр. 86 5 мин. Первую пару слов вместе с учителем с показом на доске.

Вывод (дети пытаются сами сформулировать вывод, а затем учитель показывает нужный слайд):

Сл. №10 В корне заключён главный смысл всех родственных слов

Оценили себя.

Групповая работа.

Игра «Копилка русского языка».

— Соберите в копилку как можно больше родственных слов с корнем:

1 группа — сад

2 группа – лес

3 группа – корм

4 группа — ход

5 группа – лист

6 группа — дом

— Выдели в словах корень. Проверка выполненного задания.

Та группа, которая за пять минут запишет больше слов — выиграла.

— Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?

Вывод: Сл. №11 Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется, и будет являться корнем.

Самостоятельная работа

— зачеркнуть в каждой строке «лишнее» слово; — выделить корень в однокоренных словах.- Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисёнок,

Лось, лоскут, лосёнок,

Горный, горка, городок,

Пёс, песочный и песок,

Где слова родные (однокоренные)?

Самопроверка. Эталон на экране сл. №12.

Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.

— Какая цель была на уроке?

Достигли ли мы её? Замена карточек.

— Что такое корень слова?

— Как правильно определить корень в слове?

— Как выделяется корень?

— Какие слова называются однокоренными?

Сегодня на уроке активно работали и показали хорошие результаты…

— Получили оценки…

15. Домашнее задание.

-Творческое задание. Составить цепочки («семейки») из большего количества слов к одному выбранному слову, объяснить лексическое значение этого слова.

А сейчас оцените свои силы, как вы поработали на уроке.

На доске изображена «Гора грамоты» . Где правильно описаны ваши возможности, поставьте там магнитик. — Спасибо за работу. Урок окончен.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *