Меня зовут фонема 2 класс презентация – Практические материалы для работы над проектами. 2 класс
Практические материалы для работы над проектами. 2 класс
Дрогаева Оксана Владимировна
Курганская область, город Курган
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»
Учитель начальных классов
Номинация «Хочу все знать»
Информационный исследовательский проект по теме «Звуки и буквы русского языка» Учебный предмет: русский язык
Участники: обучающиеся 2 класса
Продолжительность: 8 часов
Предполагаемый продукт: презентация
Не говорите мне, что эта проблема сложна. Будь она проста, не было бы проблемы.
Фердинанд Фош
Актуальность
Современные требования к выпускнику изменились, теперь школа должна не только дать знания, но и воспитать качества личности, важные для жизни в новых условиях открытого общества: развитие творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. Проектная деятельность — это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Актуальность метода проектов для педагога обусловлена прежде всего необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования — способность проектировать.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
Проектные продукты:
альбом,
газета,
журнал,
книжка-раскладушка,
коллаж,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспорт,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
конспект,
фотоальбом.
Дидактические цели проекта:
-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
-совершенствование навыков исследовательской деятельности;
-формирование навыков работы в команде;
-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
*обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
Основные задачи:
*развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
*развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
*развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
*развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
*формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
План защиты проекта
Тема проекта.
Цель проекта.
Задачи.
Гипотезы
Методы и средства исследования.
Актуальность проекта
Этапы работы
Полученные результаты
Выводы.
Начало работы над проектом начинается с изучения «волшебного цветка». Каждый лепесток этого цветка – часть работы над проектом.
Основные понятия, которые ученик должен освоить и осмыслить:
(сами понятия записаны на волшебном цветке)
Тема — это предмет рассмотрения. То, о чем будем говорить.
Цель – это то, к чему стремятся.
Задача – это то, что нужно выполнить, чтобы достичь цели.
Гипотеза – это предположение.
Информация – это сведения об окружающем мире.
Эксперимент – это опыт для исследования чего-либо.
Продукт – это то, что придумано и сделано.
Презентация – это публичное представление чего-либо.
Задание для обучающихся.
Обведи «огурчиком» слово, которого нет на волшебном цветке.
Теме, цель, задачи, гипотеза, информация, эксперимент, продукт, презентация.
Выбери тему проекта.
Сформулируй его цель и задачи. Запиши их в «Маршрутный лист».
Согласные звуки — «двойняшки».
Гласные звуки и их секреты.
Меня зовут Фонема.
Игры с фонемами.
-Какие темы проектов вы выбрали, и как будете работать: в группе или индивидуально?
В группе надо распределить обязанности по роду деятельности.
Искать сведения в энциклопедии.
Искать информацию в интернете.
Собирать и обобщать материал.
— Практическую часть выполняйте все. Представлять работу будете вместе на защите проекта. Работать надо самостоятельно. Чтобы вы научились правильно работать, мы будем отрабатывать элементы проектной деятельности на занятиях.
Помощь учителя в определении целей и задач к проектам:
Тема: Согласные звуки — «двойняшки».
Цель: Выяснить, как согласные звуки образуют пары.
Задачи:
Собрать информацию о согласных звуках.
Выявить особенности парных согласных звуков.
Сделать вывод.
Тема: «Гласные звуки и их секреты».
Цель: Выяснить, какие секреты есть у гласных звуков.
Задачи:
Собрать информацию о гласных звуках.
Выявить особенности гласных звуков.
3. Сделать вывод.
Тема: «Меня зовут Фонема».
Цель: Выяснить, как фонемы работают смыслоразличителями.
Задачи:
Собрать информацию о фонемах.
Выяснить, как меняются звуки в зависимости от их позиции.
Сделать вывод.
Тема: «Игры с фонемами».
Цель: Выяснить, что можно сделать с фонемой.
Задачи:
Подобрать игры, в которых фонемы помогают различать слова по смыслу.
Сделать вывод.
Ход проекта:
Занятие 1.
Исследование транскрибированных текстов.
Использование метода эксперимента.
В разных языках слова пишутся не так, как произносятся. Благодаря транскрипции можно прочитать любое нужное слово. Транскрипция передает произношение, а не написание.
Прочитайте отрывки и найдите различие в произношении и написании слов.
[гр’иша] [и [кол’а] [пашл’и] [ в] [л’эс]
[ан’и] [саб’ирал’и] [гр’ибы [и] [й’агады]
[гр’ибы] [ан’и] [клал’и] [в] [лукошка] [а] [й’агады] [ф] [карз’инку].
Обратите внимание, что записан этот текст без знаков препинания, строчными буквами. Для записи этого текста буквами, надо знать правила. Я запишу этот текст на доске, а вы комментируйте оформление предложения, ищите ошибкоопасные места и подбирайте проверочные слова. То, что вы объяснить не сможете, мы запишем письмом с окошками.
Вывод:
— Почему не все слова мы смогли записать грамотно? ( Не все правила еще знаем. Нужно много учиться и получить больше знаний. )
— Сделайте вывод о нашей работе.
-В русском языке много слов, которые пишутся не так, как слышатся.
II. Самостоятельная работа.
Вспомни, что ты теперь знаешь о транскрипции. Выполни задания. Выдели знаком ˅ верный ответ.
Что передает транскрипция?
□ произношение слова
□ написание слова
Какие скобки используют в транскрипции?
□круглые скобки
□ квадратные скобки
Чем обозначается мягкость согласного звука?
□ точкой
□запятой (апострофом)
□ черточкой
Напиши в транскрипции свое имя. ___________________________
III. Подведение итогов.
-Для чего нужна транскрипция? (Чтобы передавать на письме звуки, особенности произношения)
Занятие 2.
I. Слабые и сильные позиции звуков.
— Сегодня мы будем использовать метод анализа информации. Запишите это понятие в тетрадь.
— Что значит анализировать? Выдвигайте гипотезы.
— Нам надо ответить на главный вопрос фонетики – где слабые и сильные позиции у звуков.
— Зачем необходимо находить слабые позиции у звуков? (Чтобы правильно писать слова) Поработаем со словарем.
Позиция – это место расположения.
Орфограмма(от греч. – «правильный» и «письменный знак») – это написание слова, выбираемое из нескольких вариантов в соответствии с правилом, это место, где можно сделать ошибку.
Сформулируйте вывод.
(Умение находить слабую позицию — значить предупредить ошибки в написании.)
-Превращение слабых позиций в сильные – это умение работать с орфограммой по алгоритму.
— Сейчас мы рассматривали разные позиции звуков и рассуждали. Так, значит, умение анализировать – это что?
II. Работа в парах сменного состава.
Расскажите друг другу правила на изученные орфограммы в 1 классе. Начинайте с фразы: «Я знаю орфограмму…
— Приведите примеры на правило.
— Если в слове есть орфограмма, то какие позиции будут занимать данные звуки?
III. Самостоятельная работа.
Анализируй! Выбери и вставь нужную букву. Грамотно запиши слова.
Морко(в,ф)ка, яго(т,д)ка, тетра(т,д)ка, клю(ж,ш)ка, ло(д,т)ка, кры(ш,ж)ка, но(ш,ж)ка.
Ск…ла, с…сна, г…ра, тр…ва, гр…чи.
IV. Взаимопроверка. Оцените свою работу и работу товарищей.
V. Подведение итогов.
— Каким методом исследования мы воспользовались сегодня?
Какой вывод о звуках позволил нам сделать этот метод? Зачем надо искать слабые позиции звуков?
— Когда гласные находятся в сильной позиции? А согласные?
Занятие 3.
Понятие фонемы.
Игра.
Поменяй первый звук в слове. Наблюдай, какие слова получатся.
Сом –сон, ком, дом, лом, том, бом…
Теперь поменяем 2 звук.
Сом- сам, сям, сим…
А теперь 3 звук…
Вывод. Меняем 1 звук, а получаем другое слово.
II. Знакомство с фонемой.
-Звуки помогают различать слова по смыслу, то есть они – смыслоразличители!
Для это используется такое название в русском языке — фонема.
Фонема (от греч. – «звук») – минимальная единица звукового строя языка.
Нам необходимо узнать, как фонемы являются смыслоразличителями.
Как мы будем решать эту проблему?
(Проведем наблюдение или эксперимент.)
— Послушайте слова и определите, какие звуки обозначает буква «с»:
Сом, суп — [с] (сильная позиция перед гласным)
Сила, сеть — [с’ ] (сильная позиция перед гласным)
Сдача, сброс, — [з] – (Слабая позиция перед согласным)
Сделать, сдернуть — [з’ ] (Слабая позиция перед согласным)
Бесшумный, сшить — [ш] (Слабая позиция перед согласным)
Сжег, сжать — [ж] (Слабая позиция перед согласным)
Вывод: Буква одна, а звуки разные.
— В чем разница? Как различаются звуки?
— Сравните: [мал] — [ м’ а л], [выл] — [в’ил]
(Различаются по твердости – мягкости).
Вывод. Если звук, в котором выступает фонема, находится в сильной позиции, то орфографических трудностей не будет. В слабой позиции – это ошибкоопасное место.
— Что же можно сделать с фонемой? Посмотрите на слова сом – сон.
Метод наблюдения помог нам понять, что такое фонема и показал, что меняя 1 букву – могут получаться новые слова. Теперь мы знаем, что можно играть с фонемой.
III. Игра
В каждом слове уберите 1 звук, чтобы получилось новое слово.
Удочка, всласть, краска, склон, полк.
Занятие 4.
Изучаем гласные. Роль ударения.
Исследование звуков речи.
Почему этот текст трудно читать?
Жл-бл стрк д стрх. Нх бл дчк д снк вншк. Стрк с стрхй мрл. Стлсь лншк д вншк дн-дншньк.
Сформулируйте гипотезу, зачем звуки разделили на гласные и согласные?
II. Самостоятельная работа.
1.Подчеркните все гласные в тексте.
Сова — ночная птица. Совы лучше видят ночью, чем днем.
На горе росли сосны. Одна сосна была очень высокая.
На лугу трава не смята. Зеленые травы покрыли луга.
Прочитай, выделяя голосом ударные слоги. Выпиши из каждой пары предложений выделенные слова: сначала — с ударной гласной в первом слоге, затем — во втором. Обозначь в словах ударение. Поставь точку под одинаковыми гласными.
2. — Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной. Например: «Цвет — цветник, цветной, цветут». Обозначь орфограмму.
Ледник, лед, ледниковый, ледяной.
Белить, беляк, побелка, белила, белизна.
Светлячок, свет, светить, светофор.
Зимовье, зимний, зимовать, зима.
Вывод. Нужны ли гласные? Какие опасности таят в себе гласные?
Занятие 5.
Игры по перестановке гласных и согласных звуков.
Самостоятельная работа.
Тест
Продолжи фразы.
Гласные проверяют с помощью _____________________________
Согласные проверяют с помощью___________________________
Гласные помогают разделить слова на _______________________
Деление на слоги используют при ___________________________
Чтобы грамотно, без прорусков букв написать слово, его делят на ________________________________________________________
Занятие 6.
Выбери правильный ответ
Звуки — это
то, что мы произносим и слышим
то, что мы видим и пишем
Найди слово, в котором нет звонких соглассных звуков
Петя
день
река
Найди слово, в котором нет глухих согласных звуков
почки
лист
роза
Найди слово, в котором все согласные звуки твёрдые
дерево
заяц
учитель
Найди слово, в котором все согласные звуки мягкие
стул
мебель
песня
Найди слово, где букв больше чем звуков.
ветер
песня
тюльпан
Найди слово, где звуков больше чем букв
ландыш
иволга
яблоко
Создаем творческий продукт – конспект о звуках нашей речи.
Приложение 2. «Даём характеристику звуку»
Занятие 7.
Содержание этих занятий направлено на отработку навыков и закрепление изученных понятий.
Игра «Фонетическая задачка»
Прочитай задачку о согласных звуках. Реши её. Запиши в скобках ответ.
Заигралась Аленушка возле дома и забыла про братца. Прилетело столько гусей-лебедей за Иванушкой, сколько согласных звуков в слове «непослушная» (____)
Аленушка кликала братца столько раз, сколько согласных в слове «прости». (___)
По дороге домой девочка столько раз говорила «спасибо», сколко согласных в слове «добро». ( _____)
Игра «Не запутайся в звуках!»
Жать – сжать.
Потащить – подтащить.
Пол ломают – поломают.
Их лев – их хлев.
Голове – к голове.
Мех уже — мех хуже.
Пыль летит – полетит.
Гале – к Гале.
Вас звать – воззвать.
По цепи – подцепи.
Ведро – в ведро.
Пол-листа — полистай.
Раз сбить – разбить.
Оцепить – отцепить.
Из-за них – и за них.
Шить шубу – сшить шубу.
Занятие 8. Защита проектов.
Литература для учителя
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. — М. БАЛЛАС,2008
О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк «Проектная деятельность» (мастерская учителя «Путь к грамотности». Практическое пособие для учителей начальных классов. Москва, «Вако», 2013.
Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка. Русский язык. – 2007. — №14.
Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка Русский язык в школе. – 2008. – №3.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.
infourok.ru
В БЛОГАХ… еще… КОММЕНТАРИИ еще… Я пересадила весной тюльпаны, но не туда, куда сейчас хочу. Я читала, что на гря… С юбилеем Александра Сергеевича Пушкина! Пусть всем ребятам повезет в жизни, а Вам желаю новых хороших и активных пятикла… Наталья Александровна, спасибо за блог! С удовольствием посмотрела все фотографи… Спасибо, Раиса Поликарповна! Поливать перестала, вынесла на лоджию. |
|
easyen.ru
Конспект занятия кружка «Веселая грамматика» на тему: «Меня зовут Фонема»
Конспект занятия кружка «Веселая грамматика»
На тему: «Меня зовут Фонема»
Цели занятия:
Образовательные:
- закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и];
- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
- учить определять гласный звук в начале слова;
- учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и];
- закрепить графические образы букв А, У, И.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и];
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в течение всего занятия;
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
Оборудование: звуковички, карта, осенние листья, корзинки, грибы-картинки, сухие веточки, дидактическое пособие «звуковая мозаика» (поле 3х3, квадраты красного, желтого и коричневого цвета), карточки буквенных сочетаний, карточки с предложениями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Орг.момент.
-Ребята, сегодня мы открываем наш кружок «Веселая грамматика». Тема сегодняшнего занятия «Меня зовут Фонема.»
— Что изучает наука Фонетика?
-Какие бывают звуки?
Психогимнастика
— Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость).
Молодцы!
Ориентировка в пространстве
Но у нас еще есть гости. Они маленькие и очень любят играть. И сейчас они решили поиграть с вами в прятки. Давайте их поищем. Один наш гость спрятался НА полке, второй — В корзине с конструктором, а третий — ПОД столом.
II.
Как вы думаете, кто это? (Это Звуковички, символы гласных звуков).
Угадайте, как их зовут.
По артикуляции дети угадывают имена Звуковичков.
Пропевание звуков с движениями рук
Давайте вспомним: почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).
Давайте споем песенки этих звуков.
А — Поднять руки вверх. Произнося гласный [а-а-а-а:], плавно опускаем руки через стороны вниз, описывая большой круг.
У — Пальцы правой руки собраны в щепотку и находятся возле губ. Произносим гласный [у-у-у-у:], вытягиваем губы трубочкой и «тянем ниточку» правой рукой от губ вправо-вверх и «отпускаем» (раскрываем пальчики).
И — Руки согнуты в локтях, локти на уровне плеч, пальчики собраны в щепотки около уголков рта. Произносим гласный [и-и-и-и:], растягиваем губы в улыбку и плавно разводим руки в стороны («тянем ниточки»), раскрываем пальчики ладонями вверх.
(Данные упражнения особенно эффективны при дизартрических нарушениях артикуляционной моторики).
Дыхательное упражнение:
Ребята, Звуковички приглашают нас к себе в гости, в королевство гласных звуков. Идем? А не заблудиться нам поможет карта. Но:
Вспомните, какое сейчас время года? (Осень.) А какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья). Опавшие листья закрыли карту. Какие это листья? (березовые, дубовые, кленовые)
Давайте представим, что мы «ветерок» и подуем на листочки. Вот наша карта. Так, давайте посмотрим, что мы встретим на пути. Мы должны пройти через лес, по волшебной тропинке дойти до реки, по мостику перейти реку и мы придем в замок гласных звуков.
Прежде, чем мы отправимся с вами в путь, давайте сделаем красивые коврики из осенних листочков.
Дети проходят к столам.
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — плечи шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
«Звуковая мозаика»
Перед каждым ребенком разлинованное поле 3х3 и цветные квадраты. Звук [А] обозначаем красным квадратом, [У] — желтым, [И] — коричневым.
Логопед произносит слова: утка, автобус, индюк, игла, улитка, астра, альбом, игрушки, уши.
Дети внимательно слушают, выделяют первый звук в слове и выкладывают на поле соответствующий цветной квадрат.
Замечательно. А теперь в путь.
Физкультминутка.
Осенью в лесу.
Заходи в осенний лес! Дети выполняют ходьбу на месте или по кругу.
Много здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.
Вот березки золотые стоят, Поднимают руки вверх.
Под березками грибочки на нас глядят — Приседают и выполняют упражнение
«Грибок».
В корзинку прыгнуть хотят. Встают и выполняют упражнение «Корзинка».
Упражнение «Грибок». На вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой. Затем поменять руки.
Упражнение «Корзинка». Пальцы переплести «замочком». Ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).
Дифференциация картинок.
Вот мы и в лесу. Кто это у нас под деревом? Гномы. Они согласны пропустить нас через лес, если мы поможем им собрать грибы и разложить по корзинкам. В первую корзинку — картинки, названия которых начинаются со звука [А], во вторую корзинку — картинки, названия которых начинаются со звука [У] и в третью — картинки, названия которых начинаются со звука [И]
На обратной стороне изображений грибов — картинки. Каждый ребенок берет гриб, называет картинку, определяет 1-й звук и кладет в соответствующую корзинку.
Выкладывание букв из палочек.
Ребята, гномы благодарят нас за помощь. Давайте мы им на память выложим из сухих веточек буквы А, У, И.
«Волшебная тропинка».
По волшебной тропинке пройдет только тот, кто сможет прочитать буквенные сочетания.
АУИ ИУА УИА АИУ ИАУ УАИ
Мост через речку.
Через речку перебраться можно по волшебному мосту. Он появится, если вы сможете прочитать предложения.
Самомассаж лица.
Вот мы и пришли к замку гласных звуков. Нас встречает Принцесса гласных звуков.
Наш путь был такой долгий, надо немного отдохнуть.
Ручки растираем (потирание ладоней)
И разогреваем (хлопки),
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
— Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
III. Итог занятия.Принцесса гласных благодарит вас за то, что вы помогли Звуковичкам добраться до ее замка и дарит вам изображения звуковичков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия кружка «Веселая грамматика» на тему: «Меня зовут Фонема» »
Конспект занятия кружка «Веселая грамматика»
На тему: «Меня зовут Фонема»
Цели занятия:
Образовательные:
закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и];
совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
учить определять гласный звук в начале слова;
учить производить слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и];
закрепить графические образы букв А, У, И.
Коррекционно-развивающие:
развитие фонематического восприятия и слуха на материале звуков [а], [у], [и];
развитие ориентировки в пространстве;
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные:
Оборудование: звуковички, карта, осенние листья, корзинки, грибы-картинки, сухие веточки, дидактическое пособие «звуковая мозаика» (поле 3х3, квадраты красного, желтого и коричневого цвета), карточки буквенных сочетаний, карточки с предложениями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг.момент.
-Ребята, сегодня мы открываем наш кружок «Веселая грамматика». Тема сегодняшнего занятия «Меня зовут Фонема.»
— Что изучает наука Фонетика?
-Какие бывают звуки?
Психогимнастика
— Ребята, у нас сегодня гости. Вы удивились? Покажите, как вы удивились. Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (Дети изображают удивление и радость).
Молодцы!
Ориентировка в пространстве
Но у нас еще есть гости. Они маленькие и очень любят играть. И сейчас они решили поиграть с вами в прятки. Давайте их поищем. Один наш гость спрятался НА полке, второй — В корзине с конструктором, а третий — ПОД столом.
II.
Как вы думаете, кто это? (Это Звуковички, символы гласных звуков).
Угадайте, как их зовут.
По артикуляции дети угадывают имена Звуковичков.
Пропевание звуков с движениями рук
Давайте вспомним: почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).
Давайте споем песенки этих звуков.
А — Поднять руки вверх. Произнося гласный [а-а-а-а:], плавно опускаем руки через стороны вниз, описывая большой круг.
У — Пальцы правой руки собраны в щепотку и находятся возле губ. Произносим гласный [у-у-у-у:], вытягиваем губы трубочкой и «тянем ниточку» правой рукой от губ вправо-вверх и «отпускаем» (раскрываем пальчики).
И — Руки согнуты в локтях, локти на уровне плеч, пальчики собраны в щепотки около уголков рта. Произносим гласный [и-и-и-и:], растягиваем губы в улыбку и плавно разводим руки в стороны («тянем ниточки»), раскрываем пальчики ладонями вверх.
(Данные упражнения особенно эффективны при дизартрических нарушениях артикуляционной моторики).
Дыхательное упражнение:
Ребята, Звуковички приглашают нас к себе в гости, в королевство гласных звуков. Идем? А не заблудиться нам поможет карта. Но:
Вспомните, какое сейчас время года? (Осень.) А какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья). Опавшие листья закрыли карту. Какие это листья? (березовые, дубовые, кленовые)
Давайте представим, что мы «ветерок» и подуем на листочки. Вот наша карта. Так, давайте посмотрим, что мы встретим на пути. Мы должны пройти через лес, по волшебной тропинке дойти до реки, по мостику перейти реку и мы придем в замок гласных звуков.
Прежде, чем мы отправимся с вами в путь, давайте сделаем красивые коврики из осенних листочков.
Дети проходят к столам.
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — плечи шире.
Пять, шесть — тихо сесть.
«Звуковая мозаика»
Перед каждым ребенком разлинованное поле 3х3 и цветные квадраты. Звук [А] обозначаем красным квадратом, [У] — желтым, [И] — коричневым.
Логопед произносит слова: утка, автобус, индюк, игла, улитка, астра, альбом, игрушки, уши.
Дети внимательно слушают, выделяют первый звук в слове и выкладывают на поле соответствующий цветной квадрат.
Замечательно. А теперь в путь.
Физкультминутка.
Осенью в лесу.
Заходи в осенний лес! Дети выполняют ходьбу на месте или по кругу.
Много здесь вокруг чудес! Разводят руки в стороны и оглядываются вокруг.
Вот березки золотые стоят, Поднимают руки вверх.
Под березками грибочки на нас глядят — Приседают и выполняют упражнение
«Грибок».
В корзинку прыгнуть хотят. Встают и выполняют упражнение «Корзинка».
Упражнение «Грибок». На вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой. Затем поменять руки.
Упражнение «Корзинка». Пальцы переплести «замочком». Ладони повернуть вверх и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы (ручка корзинки).
Дифференциация картинок.
Вот мы и в лесу. Кто это у нас под деревом? Гномы. Они согласны пропустить нас через лес, если мы поможем им собрать грибы и разложить по корзинкам. В первую корзинку — картинки, названия которых начинаются со звука [А], во вторую корзинку — картинки, названия которых начинаются со звука [У] и в третью — картинки, названия которых начинаются со звука [И]
На обратной стороне изображений грибов — картинки. Каждый ребенок берет гриб, называет картинку, определяет 1-й звук и кладет в соответствующую корзинку.
Выкладывание букв из палочек.
Ребята, гномы благодарят нас за помощь. Давайте мы им на память выложим из сухих веточек буквы А, У, И.
«Волшебная тропинка».
По волшебной тропинке пройдет только тот, кто сможет прочитать буквенные сочетания.
АУИ ИУА УИА АИУ ИАУ УАИ
Мост через речку.
Через речку перебраться можно по волшебному мосту. Он появится, если вы сможете прочитать предложения.
Самомассаж лица.
Вот мы и пришли к замку гласных звуков. Нас встречает Принцесса гласных звуков.
Наш путь был такой долгий, надо немного отдохнуть.
Ручки растираем (потирание ладоней)
И разогреваем (хлопки),
И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам).
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз).
Их вперёд сгибаем, тянем за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки),
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки).
Щёчки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями).
Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный пальцы разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу).
— Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
III. Итог занятия.Принцесса гласных благодарит вас за то, что вы помогли Звуковичкам добраться до ее замка и дарит вам изображения звуковичков.
kopilkaurokov.ru
К А З сказ[с] | Р У З круиз[с] | ВИ Г подвиг[к] | [замкъ] [замка] [щ’игол] [щ’огъл’] [б’элкъ] [б’илка] | Ж [ж] [ш] | З [з] [з’] [c’] [c] |
д[д]ом, мод[д]а, д[д’]ень, од[д’]ин, т[т’]ень, сет[т’]ь, т[т]ом, кот[т] | ж[ж]ираф, ж[ж]ук ш[ш]ар ш[ш]ерсть | з[з]уб, моз[з]оль з [з’]емля, маз [з’]ь, с[c’]ело, дес[c’]ерт, с[c]ок, мыс[c]ль | [б], [в], [ж], [г], [д],[ з] | [л], [м], [н] [й’], [р] |
парные | непарные | |
2 этаж Тихий шум, поэтому глухие | [к], [п], [ш] [ф], [т], [с] | [ц], [щ], [ч], [х] |
doc4web.ru
Секреты орфографии — Начальные классы
Конспект занятия
Тема урока – «Секреты орфографии. История русского языка. Ключ к тайне фонемы».
Образовательные ресурсы — мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеофильм.
Цель: формирование орфографической грамотности учащихся.
Предметные УУД: 1) повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка 2 класса, систематизировать, обобщить и углубить полученные знания;
2) заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
3) совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся;
4) способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
5) расширить лингвистический кругозор учащихся.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД-
Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Поиск и выделение необходимой информации.
Применение и представление информации.
Коммуникативные УУД-
Обращаться за помочью; формулировать свои затруднения; проявлять активность.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Строить монологические высказывания.
Регулятивные УУД-
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные УУД-
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Уважительное отношение к иному мнению.
Ход занятия.
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к занятию.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
Рассказ с эелементами беседы. Презентация: «История русского языка. Как обходились без письма». (Слайд 1,2).
Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить когда. В те далёкие времена на всей земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди, в некоторых пещерах обитали медведи. ( Слайд 3).
Долго ли, коротко ли, как говорится в сказках, но древние люди каким-то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов.
Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.
Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. (Слайд 4).
Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письменности. Тем, что медведи начертили что-то когтями на стенах, они оказали людям медвежью услугу.
-ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ В НАШЕМ РАССКАЗЕ СЛОВА МЕДВЕЖИЙ УГОЛ И МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА? (ответы учащихся). ( Слайд 5).
Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы-символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.(Слайд 6).
Чтобы накопленные знания не исчезли, не растворились во времени, люди придумали рисуночное письмо.
Один из африканских народов – эве – создал специальное рисуночное письмо для записи своих пословиц. ( Слайд 7-11).
«Исторический путь русского языка». (Слайд 12, 13).
Демонстрация схем. ( Слайд 14-16).
Первым литературным языком, общим для всех славян, стал язык первых переводов священных христианских книг – старославянский. На нём написаны древнейшие памятники Х – ХI вв. Со второй половины XI в. под влиянием живых славянских языков формируются национальные изводы (варианты) литературного языка. Язык памятников этого времени принято называть церковнославянским. И только в XVIII столетии появляется собственно русский литературный язык.
Чтение учителем слайда презентации «Кирилл и Мефодий». ( Слайд 17).
Демонстрация слайда «Глаголица», «Кириллица». ( Слайд 18-19).
Появление письменности у славян связано с принятием христианства: было необходимо перевести византийские церковные книги на понятный русским людям язык. Так в IX – X веках появился церковнославянский язык, который использовался в богослужебных книгах. В то же время среди памятников письменности Древней Руси есть и такие, которые написаны не на церковнославянском, а отражают черты живого разговорного языка. (Слайд 20, 21).
-Наш русский язык претерпел множество изменений и поправок, чтобы стать таким ,какой он есть сейчас. Нельзя сказать, что этим всё и заканчивается. Наш язык каждый день меняется, каждый день составляются новые правила, вносятся коррективы в уже имеющиеся правила. (Слайд 22).
Показ презентации « Меня зовут фонема».
Практическая работа.
Выполнение работы детей в соответствии с презентацией.
Работа на 2 варианта. Поставить нужные парные согласные в конце слова подобрать проверочное слово; вставить нужные гласные в слабой позиции, проверьте их ударением.
1 Вариант — Го( т, д), моро(с, з), ле(с, з), в(е, и)дро, оз(и, е)ро, (о,а)вца.
2 Вариант — Гардеро(п, б), гри(п ,б), шар(ф, в), р(и, е)бро, щ(и, е)ка, с(о, а)сна.
Подведение итогов.
— Кто придумал славянский алфавит?
-Когда появляется письменность?
-Что такое фонема?
Рефлексия.
— Что мы делали сегодня на уроке?
— Что было трудно?
-Что было интересным?
Спасибо за урок! Урок окончен.
multiurok.ru
Факультативное занятие «Занимательная грамматика» на тему «Фонемы повелевают буквами»
План-конспект факультативного занятия
Класс: 2
Предмет: русский язык
Тема: «Фонемы повелевают буквами».
Учебно-воспитательные задачи:
Цель урока: уточнение знаний о роли мягкого знака в слове.
Задачи:
— формировать навык правописания слов с «ь» на конце и в середине слова.
— формировать интерес к более глубокому изучению предмета;
— развивать пытливость, любознательность каждого ученика;
— поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;
— развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас;
— воспитывать дружбу, коллективизм.
Оборудование: стихи, ребусы, разрезные карточки, пословицы, дидактические игры, игры
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
— Тема нашего урока : «Фонемы повелевают буквами».
Каллиграфическая минутка.
ЗЗЗ ззз ДДД ддд
Работа по теме:
Отгадайте, о чем идет речь?
Это не кошка, смотри берегись,
Идет на охоту коварная _______.
Солнце греет целый ________,
От жары я прячусь в ________.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет ________.
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родилась у нас котята.
Их по счету ровно _______.
Слова для справок: спать, тень, рысь, тень, пять.
— Что пишется на конце слов?
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь!
— Что вы знаете о мягком знаке?
2) Сравнительный анализ: Семья – семя
— Что меняется в слове от мягкого знака?
Вывод: «ь» показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко, «ь» пишется после буквы согласного и вместе с ней обозначает мягкость согласного звука.
Инсценирование сказки. Сказка о мягком знаке
В одной удивительной стране жили, не тужили буквы. Всё у них было слажено, царила в государстве гармония. Но вот буквы решили, что «Ь» — бесполезная буква и только занимает место в алфавите. Отвернулись все буквы от него, но очень скоро поняли, что совершили большую ошибку…
Не на чем стало ездить, так как исчез АВТОМОБИЛЬ. Нечем стало рисовать – пропали АКВАРЕЛЬ и ГУАШЬ. Лето стало в три раза короче, потому что исчезли ИЮНЬ и ИЮЛЬ. Пропала вся ОСЕНЬ: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ. Не оказалось на земле зимы – ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ и ФЕВРАЛЬ улетучились. Короче стала весна: не наступал АПРЕЛЬ. Перепутался весь календарь. Люди перестали УЧИТЬСЯ, ЕСТЬ, ДУМАТЬ, ГОВОРИТЬ, ХОДИТЬ. Они страдали бессонницей, так как не могли СПАТЬ. Дети перестали БЕГАТЬ, ПРЫГАТЬ, ВЕСЕЛИТЬСЯ. Все прекратили РАБОТАТЬ и ИГРАТЬ на КОМПЬЮТЕРЕ. Перестала ТЕЧЬ вода, прекратил идти ДОЖДЬ.
Остановилась ЖИЗНЬ.
И поняли буквы, что каждая буква, даже «Ь», важны, и только всем вместе можно чего-то достичь. Они извинились и попросили «Ь» вернуться в АЛФАВИТ. «Ь» был мудр, он не держал обиды и помог всё вернуть к жизни.
Вот такая история.
Физминутка
Мы похлопаем в ладоши – дружно, веселее.
Наши ножки постучали – дружно, веселее.
По коленочкам ударим – тише. тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь – выше, выше, выше.
Наши ручки закружились, ниже опустились.
Завертелись, завертелись и остановились.
Тренировочные упражнения.
Задание №1 В ы п и ш и т е слова с твердыми согласными на конце в один столбик, а слова с мягкими согласными – в другой.
День, брат, угол, брать, салют, уголь.
Задание 2. И з м е н и т е слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркните мягкие согласные.
Медведи, журавли, кони, голуби, лоси, буквари.
Задание 3. И з м е н и т е слова так, чтобы на конце слова стоял мягкий знак.
Пенек, хорек, стебелек, денек, зверек, мотылек.
Задание 4.П р о ч и т а й т е . Допишите по одному-два слова с мягким знаком на конце.
Зимние месяцы: январь, _______, _______.
Птицы: лебедь, _______, _______.
Деревья: ясень, _______, _______.
Огородные растения: картофель, _______, _______.
Творческое задание.
Задание 1. — Кто больше вспомнит слов с ь знаком. Записать их.
Задание 2. Д о б а в ь т е одну согласную букву в начале слова. У вас должно получиться много разных слов. Напишите эти слова.
1) _ень, _ень, _ень, _ень, 2) _ель, _ель, _ель 3) _оль, _оль, _оль, _оль | п, м, р, д, т, л р, щ, н, ц, м к, м, р, л, н, б, с |
Выпишите неиспользованные согласные буквы. Подчеркните в словах букву ь.
Итог урока.
Рефлексия:
Сегодня на уроке :
я научился…,
мне понравилось…,
было трудно…
Выбор смайлика.
intolimp.org
Меня зовут фонема | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Меня зовут фонема»5 классучебник под редакцией М. Разумовской Меня зовут фонема Мы уже знаем, что учёные изобрели значки, которые как бы «одели» звуки, сшили для них форму. ? А для каких же звуков «сшили форму»? Может быть, для всех, которые мы слышим? А сколько звуков мы слышим? И сколько вообще есть звуков, например, в русском языке? ? ? Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём? Сколько на свете звуков?Сколько в снегу – снежинок,Сколько в одежде – дождинок,Сколько в песке – песчинок.Сколько звуков у речи?Сколько струек у речки. Запишите буквами звуки, которые издают изображённые на фотографиях животные. Как называются эти слова? Звукоподражательные Попробуйте записать буквами звуки, которые вы сейчас услышите. Сегодня у нас необычное занятие – урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. Эти слова называются звукоподражательными, потому что в них человек подражает звукам, которые слышит вокруг себя, в природе. Эти звуки являются природными, нечленораздельными, впрочем, так же как и звуки, издаваемые животными. И только человек может «перевести» эти природные звуки на человеческий язык, разложив их на отдельные звуки, т.е. сделать их членораздельными. Теперь вам, наверное, стало ясно, что не для всех звуков нужно было создавать буквы. Но как же всё-таки определить, какие звуки нужно «одеть в форму», то есть изобрести для них буквы? Учёные придумали, как это нужно сделать. А как, вы сейчас узнаете. Задание: поиграем со словом СОМ. Замените в слове первый звук. Сколько вы придумаете слов? Дом, ком, лом, ром, том Попробуйте заменить второй звук в этом слове. Сам, сям (там-сям) А теперь замените последний звук в слове СОМ. Сок, сор, сон, сов (сова) Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. Задание: запишите это слово несколько раз, а затем вслух проговорите тоже не один раз и прислушайтесь, как оно звучит. Фонема – [ н ] Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. …вот что сказка говорит:Жили-были КОТ и КИТ.КОТ – огромный, просто страшный!КИТ был маленький, домашний.КИТ мяукал. КОТ пыхтел.КИТ купаться не хотел.Как огня воды боялся.КОТ всегда над ним смеялся!Время так проводит КИТ:Ночью бродит, днём храпит.КОТ плывёт по океану,КИТ из блюд
univerfiles.com