cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Экосистема окружающий мир 2 класс – Презентация по окружающему миру «Экосистемы» ( 2 класс)

Экологические системы 2 класс — презентация к уроку Окружающий мир

Презентация на тему: Экологические системы 2 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

Доклад по теме: экологические системыученика 2 АГОУ СОШ 491Панкрашкина Данилы

№ слайда 2 Описание слайда:

Каждый живой организм в природе встречается только там, где он находит все условия для жизни: тепло и свет, защиту от врагов, достаточно пищи, воды. Это – его место обитания. В нем живой организм чувствует себя, как дома, а в другом месте легко может погибнуть.

№ слайда 3 Описание слайда:

Медведь — в лесу

№ слайда 4 Описание слайда:

Кактус – в пустыни

№ слайда 5 Описание слайда:

Тигровая акула – в океане

№ слайда 6 Описание слайда:

Росянка – на болотах

№ слайда 7 Описание слайда:

Разные живые существа, населяющие одно и то же место обитания, связаны тесными отношениями. Многие из них не могут обойтись друг без друга. Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют экологическую систему, или просто экосистему.

№ слайда 8 Описание слайда:

Экосистема устроена чрезвычайно мудро: здесь есть всё, что нужно для жизни, и нет ничего лишнего. Секрет экосистемы заключается в пищевых связях её обитателей.

№ слайда 9 Описание слайда:

«Кормильцы» Главная роль в экосистеме принадлежит растениям. Они усиливают воздух и воду с растворенными в ней минеральными веществами, из которых состоит неживая природа. В листьях под действием солнечного света они превращаются в сложные, органические вещества, из которых состоят все живые организмы. Создавая органические вещества, растения строят из них свое тело. Растения служат источником пищи для остальных обитателей экосистемы, поэтому их называют «кормильцами». Кроме того, растения очищают воздух, выделяя кислород, необходимый для дыхания живым организмам.

№ слайда 10 Описание слайда:

«Едоки» Животные не могут превращать минеральные вещества в органические. Они питаются растениями или другими животными, с пищей получают необходимые органические вещества. Поэтому животных называют «едоками», — это их главная роль в экосистеме. Кроме того, животные дышат, забирая из воздуха кислород и выделяя углекислый газ.

№ слайда 11
Описание слайда:

«Мусорщики» Если бы среди живых существ были только «кормильцы» и «едоки», то в экосистеме накопилось много мусора: прошлогодней травы, опавших листьев и веток, останков животных. Однако они не накапливаются, а быстро разрушаются грибами, микроскопическими бактериями, а так же мелкими животными, обитающими под опавшей листвой. Все они перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные вещества, которые могут снова использоваться растениями. Поэтому эти живые организмы называются «мусорщиками». Разрушенные остатки растений и животных придают плодородие верхнему слою земли, который называется почвой.

№ слайда 12 Описание слайда:

Крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром называются природными зонами.Растительность и животный мир зависят от климата. Природные зоны вытянуты по широте Земли и сменяют друг друга при движении по меридиану.

№ слайда 13 Описание слайда:

Территорию вокруг полюсов охватывают холодные арктические (в Южном полушарии – антарктические) пустыни. Они отличаются крайне суровым климатом, обширными ледниковыми покровами и каменистыми пустынями, неразвитыми почвами, скудостью и однообразием живых организмов. Животные арктических пустынь связаны, в основном, с морем – это белый медведь, ластоногие, в Антарктиде – пингвины.

№ слайда 14 Описание слайда:

Южнее арктических пустынь расположена тундра (с финского «безлесная возвышенность»). В Южном полушарии тундра представлена лишь на некоторых субантарктических островах. Холодный климат и почвы, окованные вечной мерзлотой, определяют здесь преобладание мхов, лишайников, травянистых растений и кустарничков. Южнее появляются небольшие деревца (например, карликовая берёза), и тундра сменяется лесотундрой. Фауна тундры достаточно однородна и скудна: северные олени, песцы, лемминги и полёвки, а также обширные птичьи базары. Из насекомых обильны комары. Большинство позвоночных с наступлением зимы покидают тундру (улетают в более тёплые края). Вблизи морей и океанов тундра и лесотундра сменяются зоной океанических лугов.

№ слайда 15 Описание слайда:

Южнее лесотундры начинаются леса умеренной зоны; сначала хвойные (тайга), затем – смешанные, и наконец, широколиственные (Южный умеренный пояс практически полностью покрывает мировой океан). Умеренные леса занимают громадные территории в Евразии и Северной Америке. Климат здесь уже значительно теплее, и видовое разнообразие больше в несколько раз, чем в тундре. На подзолистых почвах доминируют крупные деревья – сосна, ель, кедр, лиственница, южнее – дуб, бук, берёза. Среди животных распространены хищные (волк, лиса, медведь, рысь), копытные (олени, кабаны), певчие птицы, отдельные группы насекомых.

№ слайда 16 Описание слайда:

Зону умеренных лесов сменяют лесостепь и затем степь. Климат становится теплее и засушливее. Среди почв наибольшее распространение получают чернозёмы и каштановые почвы. Преобладают злаки, среди животных – грызуны, хищные (волк, лисица, ласка), хищные птицы (орёл, ястреб), пресмыкающиеся (гадюки, полозы), жуки. Большой процент степей занят сельскохозяйственными угодьями. Степи распространены на Среднем западе США, на Украине, в Поволжье и Казахстане.

№ слайда 17 Описание слайда:

Следующей за степью зоной является зона умеренных полупустынь и пустынь (Средняя и Центральная Азия, западная часть Северной Америки, Аргентина). Пустынный климат характеризуется малым количеством осадков, большими суточными изменениями в температурах. Водоёмы в пустынях, как правило, отсутствуют; лишь изредка пустыни пересекают крупные реки (Хуанхэ, Сырдарья, Амударья). Фауна отличается достаточным разнообразием, большинство видов приспособлены к обитанию в засушливых условиях.

№ слайда 18 Описание слайда:

При приближении к экватору умеренный пояс сменяют субтропики. В прибрежной полосе (северное побережье Средиземного моря, южный берег Крыма, Ближний Восток, юго-восток США, крайний юг ЮАР, южное и западное побережья Австралии, Северный остров Новой Зеландии) распространены вечнозелёные субтропические леса; вдали от моря находится лесостепь (в Северной Америке – прерии), степь и пустыни (последние – в Южной Австралии, на южном побережье Средиземного моря, в Иране и Тибете, Северной Мексике и западной части ЮАР). Животный мир субтропиков характеризуется смешением умеренных и тропических видов.

№ слайда 19 Описание слайда:

Тропические влажные леса (Южная Флорида, Вест-Индия, Центральная Америка, Мадагаскар, Восточная Австралия) в значительной степени распаханы. Они используются под плантации. Крупные животные практически истреблены. Западный Индостан, Восточная Австралия, бассейн Параны в Южной Америке и Южная Африка – зоны распространения более засушливых тропических саванн и редколесий. Самая же обширная зона тропического пояса – пустыни (Сахара, Аравийская пустыня, Пакистан, Центральная Австралия, Западная Калифорния, Калахари, Намиб, Атакама). Огромные пространства галечных, песчаных, каменистых и солончаковых поверхностей здесь лишены растительности. Животный мир малочисленен.

№ слайда 20 Описание слайда:

Субэкваториальные влажные леса сосредоточены в долине Ганга, южной части Центральной Африки, на северном побережье Гвинейского залива, северной части Южной Америки, в Северной Австралии и на островах Океании. В более засушливых районах их сменяют саванны (Юго-Восточная Бразилия, Центральная и Восточная Африка, центральные районы Северной Австралии, Индостана и Индокитая). Характерные представители животного мира субэкваториального пояса – жвачные парнокопытные, хищники, грызуны, термиты.

№ слайда 21 Описание слайда:

Ближе всего к экватору расположен экваториальный пояс (бассейн Амазонки, Центральная Африка, Индонезия). Обилие осадков и высокая температура обусловили здесь наличие вечнозелёных влажных лесов (в Южной Америке такой лес называется гилеей). Экваториальный пояс – рекордсмен по разнообразию видов животных и растений.

№ слайда 22 Описание слайда:

Спасибо за внимание!

ppt4web.ru

Окружающий мир 2 класс «Экологические системы»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Экологические системы.
Окружающий мир, 2 класс
Урок № 38 Автор: Устинова Маргарита Алексеевна

Слайд 2

Определяем основной вопрос урока
Думаю, я правильно нашла место обитания этих живых организмов!
Не во всём могу с тобой согласиться! Кувшинку я бы «поселил» в другое место! Она в лесу не выживет!
Кто прав?
Какие возникают вопросы?
Почему кувшинка не выживет в лесу?
Где место обитания кувшинки?
Почему у каждого животного и растения своё место обитания?

Слайд 3

Определяем основной вопрос урока
Тема урока: Экологические системы.

Слайд 4

Совместное открытие знаний
Где эти живые организмы чувствуют себя как дома?
озеро
луг
океан
лес
Что будет, если их поменять местами?

Слайд 5

Совместное открытие знаний
Каждый живой организм встречается только там, где находит все условия для жизни. Это – его место обитания. В нём организм чувствует себя как дома.

Слайд 6

Совместное открытие знаний
Как связаны друг с другом эти животные и растения?
Могут ли синицы съесть всех гусениц?
Не могут, так как их число ограничивают ястребы. Кроме того, бабочки постоянно размножаются и увеличивают число гусениц.
В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения связаны пищевыми связями. Поэтому их не надо кормить. Они сами находят пищу там, где живут.
Где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы?
В лесу.

Слайд 7

Совместное открытие знаний
Совместно обитающие организмы и участок земли, на котором они чувствуют себя как дома, вместе образуют экологическую систему.
В экосистеме есть всё, что нужно для жизни, и нет ничего лишнего. Главный секрет экосистемы – в пищевых связях её обитателей.

Слайд 8

Совместное открытие знаний
Главная роль в экосистеме принадлежит растениям.
Узнайте о роли растений из учебника (стр.5). Как еще называют растения?
«кормильцы»
Узнайте о роли животных из учебника (стр.6). Как еще называют животных?
«едоки»

Слайд 9

Совместное открытие знаний
Расскажите о цепи питания.
?
Орехи – пища белки.
Белку может съесть рысь.
Узнайте из учебника (стр.6-7), что означает последняя картинка. Как называют такие организмы?
«мусорщики»

Слайд 10

Совместное открытие знаний
Разрушенные остатки растений и животных придают верхнему слою земли тёмную окраску. Он превращается в почву – волшебный слой, обладающий плодородием.
Какое семечко прорастёт? Почему? Что нужно растению для роста?
Прорастет семечко, которое положат в почву (землю), а не в песок, так как в почве есть минеральные (питательные) вещества, необходимые для роста растений.

Слайд 11

Применяем знания
1. Почему за дикими животными и растениями не надо ухаживать, а за домашними – надо?
Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи. Она устроена так, что отходы одних организмов становятся пищей другим. В результате в ней нет ничего лишнего, то есть мусора.
2. Везде ли может жить дикое животное (или растение)?
Дикое животное (или растение) может жить только в своей экосистеме, то есть в таком месте обитания, к которому оно хорошо приспособлено.
3. Как в экосистеме вещества передаются от одного организма к другому?
В экосистеме вещества передаются от одного организма к другому с помощью пищевых связей (один организм ест другого).
4. Где из неорганических веществ образуются органические вещества? Какие космические лучи помогают этому?
В растениях («кормильцах») из неорганических веществ образуются органические вещества. Этому помогают лучи солнца.

Слайд 12

Применяем знания
Разгадайте кроссворд в рабочей тетради (стр. 43) № 7.
Проверьте себя:
9. «Кормильцы».
1. Экологи.
2. «Едоки».
3. Воздух.
4. Свет.
5. Микробы.
6. «Мусорщики».
7. Лист.
8. Удобрения.
10. Почва.

Слайд 13

Применяем знания
Найдите «кормильцев» среди обитателей лесов.
лиса
волк
береза
ландыш
грибы
муравей
одуванчик
медведь
рябина
дождевой червь
бабочка
клен

Слайд 14

Источники информации:

1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника для 2-го класса Окружающий мир «Наша планета земля» А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 2-го класса А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова. 3. Изображения с http://images.yandex.ru 4. Авторские задания.

lusana.ru

Разработка урока с презентацией по окружающему миру «Экологические системы» 2 класс «Школа «2100»

2класс 3 часть учебника Окружающий мир «Наша планета Земля»

1 урок по программе А.А.Вахрушева «Школа 2100»

Тема. Экологические системы.

Цели: показать особенную роль живых организмов на земле;

помочь ребятам осознать, что все в природе взаимосвязано и существует

и обходится без посторонней помощи сколько угодно долго;

показать взаимосвязь живой и неживой природы в данных процессах

воспитывать этические нормы и представления об отношения человека к окружающему миру;

развивать чувство ответственности по отношению к окружающей природе.

Минимум: к концу второго класса учащиеся должны осознавать возрастание разрушающего воздействия человеческой деятельности на экологические системы.

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен объяснить что экосистема, почва, и местообитание живых организмов.

Максимум: к концу урока ученики имеют четкое представление о ролях живых организмов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  • Ребята, мы закончили с вами вторую часть учебника, переходим к третьей. Какие темы разбирали мы во второй части?

  • Мы говорили о географических объектах.

  • Внимательно пролистайте третью часть, карты в конце и установите, чему она будет посвящена.

* Дети совещаются.

  • Мы считаем, что мы будем подробнее говорить о животных и растениях. Ещё по оглавлениям можно было догадаться, что будем рассматривать жителей разных материков и тепловых поясов…

  • Молодцы, все вы хорошо поработали. Конечно, именно этому и будут посвящены наши следующие уроки.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

  • Лена с Мишей играли в предсказателей. Даются две ситуации. Нужно определить, как из первой возникла вторая, кто принимал участие в этом процессе?

Ситуация №1

На первой иллюстрации изображено дерево. Изготовлен стол.

  • Как происходил этот процесс?

  • Кто участвовал в этом процессе?

  • Какой вывод можно сделать?

Дерево бревна __________

лесоруб машинист

* Дети совещаются и представляют свои версии. У доски выстраивается цепочка из представителей разных команд. Они демонстрируют то, что получилось.

— Главный вывод: профессии взаимосвязаны.

Ситуация №2

На иллюстрации изображен город, на улицах которого много мусора, растения на клумбах завяли, собаки и кошки ходят голодными.

На второй иллюстрации город тот же, только в нем чисто, красивые клумбы с цветами и довольные животные степенно гуляют по улицам.

  • Как произошло изменение?

  • Кто участвовал в этом процессе?

  • Какой вывод можно сделать?

* Дети совещаются и представляют свои версии. У доски выстраивается цепочка из представителей разных команд. Они демонстрируют то, что получилось.

День. Лес. От волков бежит заяц. Дятел стучит по стволу. На земле лежат ягоды по ним ползают жуки. Лось щиплет листву. Белочка ест орехи. Стоит огромный пень, по нему ползают жуки.

День. Лес. Из травы выглядывают зайцы. У стаи волков маленькие волчата лежат сытые и довольные. На земле нет ягод. В том месте, где лось щипал листву, появились новые побеги. На дереве белка в дупле что-то прячет. Пень развалился.

— Как произошли эти изменения?

* Дети совещаются.

— В данных процессах участвовали растения и животные.

Главный вывод: все изменения происходили без участия человека.

  • Почему же две предыдущие ситуации привели нас к выводу, что изменения происходили под воздействием человека. Почему в городе всё происходит с участием человека? Какой вопрос у вас возникает?

  • Кто же в лесу помогает животным и растениям?

  • Чему будет посвящён наш урок?

  • Нам кажется, что сегодня на уроке мы будем говорить о том, как в лесу животные и растения поддерживают порядок.

  • Если у людей существуют профессии, какой вопрос может возникнуть?

  • Нет ли профессий у животных и растений?

  • Да, с этим тоже нужно разобраться.

  • Эти процессы в лесу, как вы думаете, происходят постоянно, систематически или от случая к случаю?

  • Наверное, это тоже следует выяснить.

  • Какие вопросы вынесем для общего наблюдения и обсуждения?

1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок.

2. Нет ли профессий у животных и растений.

  1. Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?

3.Совместное открытие знаний.

  • Чтобы ответить на вопросы сначала поиграем в лото. У каждой группы есть набор картинок, на которых изображены животные. Нужно определить все ли животные на месте. Почему данные животные собраны вместе? Свои выводы проверяйте картой в конце учебника. * Дети приступают к работе.

  • К каким выводам вы пришли?

  • Мы нашли лишних животных и считаем, что эти животные собраны вместе потому, что они живут в одинаковых тепловых поясах.

  • Какой вывод мы сможем сделать.

  • У каждого животного есть свое место жительства.

  • Они не похожи друг на друга. Но в них есть что-то общее. Найдите эти черты.

*Ребята высказывают свои версии. После этого педагог предлагает просмотр отрывка из фильма о том, как приспосабливаются животные к жизни в разных тепловых поясах.

— Что вы узнали из фильма?

  • На севере животные белого или серого цвете, у них толстая шерсть. Это помогает им выжить в таких тяжёлых условиях.

  • В умеренном поясе животные приспособились и к летнему периоду и к зимнему. Некоторые меняют шерстку, некоторые улетают в теплые места, некоторые научились впадать в спячку.

  • В жарком поясе животные и растения приспособились к жизни и в пустыне и в лесу. К засухе и к дождям.

  • К какому выводу мы можем прийти?

  • Все животные приспособились к жизни в своем тепловом поясе, им там комфортно и они не приспособлены к жизни в другом месте.( Слайд)

  • Давайте теперь рассмотрим другие картинки. Теперь что объединяет данных животных и растения?

* Дети получают картинки с изображением цепей питания самых простых и известных детям. Например,

трава заяц волк бактерии

орехи белка рысь бактерии

зерно мышь лиса бактерии

  • К какому выводу вы пришли?

  • Эти животные питаются так: заяц съедает траву, волк съедает зайца, сам волк погибает. Непонятно зачем здесь бактерии?

  • Оставим этот вопрос для того, чтобы найти ответ на него в учебнике. Уточните ваше наблюдение.

  • Животные питаются друг другом или растениями.

  • Подумайте, чем связаны данные растения или животные?

Тополь, ландыш, земляника, орех, зерно, дуб, одуванчик.

Заяц, белка, рысь, волк, медведь, тигр, орел, пингвин, окунь.

Мухи, дождевые черви, бактерии, грибы, жуки- короеды.

*Дети совещаются и высказывают свои версии.

*ребята внимательно перечитывают учебник и готовятся к выступлению групп.

  • Мы узнали, что оказывается, то место, где живут определённые животные и растения, называется их средой обитания.

  • Все животные и растения приспособлены друг к другу и составляют экологическую систему. (Слайд)

  • В экологической системе живая природа связана с неживой.

  • Растения умеют из неживой природы брать все необходимое для жизни. Только они умеют неорганические вещества превращать в органические. Растения выполняют роль кормильцев в экосистеме. (Слайд)

  • Животные поедают растения или других животных. Органические вещества попадают из одного организма в другой. Они выполняют роль едоков.

  • Когда растения или животные умирают их останками занимаются мусорщики (Слайд): грибы, бактерии, некоторые насекомые. Мусорщики органические вещества превращают в неорганические. Этот процесс происходит в почве. Растения поглощают эти вещества, и круг замыкается.

Разгадайте зашифрованные слова с .38, з.4 (проверка слайд)

1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок.

2. Нет ли профессий у животных и растений.

3.Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?

4. Какую роль в экосистеме играют люди? Как долго могут существовать экосистемы без участия человека?

* Ребята отвечают на первые три вопроса без затруднения. Последний вопрос остаётся без ответа.

  • Ребята, как вы думаете, где можно найти ответ на эти вопросы?

  • Можно поискать ответ в учебнике, следующая тема опять посвящена экосистемам.

  • Это вы сделаете дома. Во второй четверти мы с вами делами макет и изображением разных географических объектов. Полистайте учебник, как вы думаете, какой макет нам предстоит сделать в третьей четверти?

* Дети рассматривают учебник и предлагают варианты проектов.

— Да, все вы правы наш проект будет посвящён разным экологическим системам. Ещё мы не перестаёт путешествие по глобусу. Подумайте, как лучше изобразить экосистемы на глобусе? Вам поможет в этом разобраться параграф №3 “Природная зональность”. Это и будет домашним заданием. Конечно, если информации учебника вам будет недостаточно, обращайтесь к дополнительной литературе. ( См. примечание)

4.Самостоятельно применение знаний.

* Дети выполняют задание и проверяют его выполнение в совместном обсуждении.

Теперь каждый проверит себя. Выпоните№6 на стр. 4 учебника.

Покажи стрелками, как передаются органические вещества в экосистеме. Неорганические вещества изобрази простыми карандашами, а органические – зелёным.

“Кормильцы” “Едоки”

Неживая природа “ Мусорщики”

Образец выполнения:

“Кормильцы” “Едоки”

Неживая природа “ Мусорщики”

Для любознательных”

  1. Разнообразие мест обитания на поверхности нашей планеты не уступает разнообразию самих организмов. Так, для амурского тигра в Уссурийской тайге – это большой, протянувшийся на десятки километров участок леса, обычно имеющий выход к реке. Для берёзового трубковерта местообитания – ветка берёзы, на которой он живет, или даже берёзовый лист.

  2. В африканской саванне вместе живут стада разных копытных животных. Все они — травоядные. Как же они умудряются не конкурировать друг с другом в процессе жизни из-за пищи? Оказывается, природа мудро предоставила каждому из них свою экологическую нишу. Жирафы едят листву деревьев, антилопы скусывают нежные верхушки высоких кустарников и трав, а зебры довольствуются жесткой травой, оставшейся после антилоп. Если бы не было экологических ниш, то многие бы животные погибли в результате конкуренции от голода.

  3. В экологических системах бывают разные отношения между живыми организмами. Например, хищник — жертва. А если животные вступают во взаимовыгодное сотрудничество, то такие отношения называют симбиозом. Тип взаимоотношений организмов, а когда один вид питается за счёт другого, угнетая его рост или размножение, называют паразитизмом. Например, на одной птице могут паразитировать десятки разнообразных организмов: грибки, клещи, простейшие… В отличие от хищников, убивающих жертву, паразит не стремится окончательно погубить своего хозяина, ведь это грозить смертью и ему самому.

Эту и другую интересную информацию ты можешь найти в “Энциклопедии для детей” изд. “ Аванта плюс” том “Биология”.

5. Итог работы.

1.Что нового узнали.

2. Как узнали, что помогло.

3.Где пригодятся знания.

4.Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний.

5.Как работал ты?

www.metod-kopilka.ru

Урок окружающего мира во 2-м классе «Экологические системы»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с экосистемами и их обитателями;
  • показать особую роль живых организмов на Земле;
  • развивать умение обмениваться мнениями и делать общие выводы;
  • воспитывать бережное отношение к тому, что нас окружает.

Задача урока: исследовать связь живого и неживого в природе; удивительную взаимную приспособленность всех живых организмов.

Оборудование:

  • учебник «Наша планета Земля»;
  • ТСО – компьютер, мультимедиапроектор, экран;
  • (для сценки) пень, водоросли, зеленый мох, опята, земля, муравейник.

Презентация (приложение)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и постановка цели.

— Ребята, сегодня мы проведем маленькие исследования. А еще ребята поделятся новыми знаниями, полученными из энциклопедий и своими познавательными наблюдениями. В конце урока каждая группа выскажет свое понимание.

Слайд № 1:

  1. Что такое экосистема?
  2. Кто ее обитатели?

3. Совместное открытие новых знаний.

— Первый шаг нашего исследования – место обитания. Сейчас каждая группа рассмотрит на картинках живые организмы и проведет исследование по заданиям.

Слайд № 2: (читаем вслух)

  1. Определить место обитания.
  2. Выделить лишнего обитателя. Почему?
  3. Почему обитатели чувствуют себя как дома?

Исследователи: (белка, бурый медведь, белый медведь).

Профессора: (одуванчик, клевер, дуб).

Следопыты: (осьминог, кит, карась).

Путешественники: (кувшинка, кубышка, роза).

— Выскажите свое понимание по 1 и 2 заданиям.

Слайд № 3.

— Почему они чувствуют себя как дома?

— Даниил подведет итог нашему исследованию.

— Что такое место обитания.

Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: тепло и свет, защиту от врагов, где достаточно пищи и воды.

Это — его место обитания. Здесь организм чувствует себя как дома, а в другом месте может погибнуть.

— Как связаны друг с другом животные и растения? Своими наблюдениями поделится Хасанов Женя.

Слайд № 4.

«Мои наблюдения помогли дать ответ на вопрос «Как связаны друг с другом животные и растения?» они связаны друг с другом пищевыми связями.

В нашем лесу я наблюдал, как белка грызет орешки, а потом узнал, что хищники куница или горностай питаются белками.

Слайд № 5.

Или другой пример: корой осины питается травоядное животное – заяц, а на зайцев охотятся хищники лисы и волки.

В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. различные животные и растения объединены пищевыми связями. Поэтому их не надо кормить. Они живут там, где находят достаточно пищи».

— Кому принадлежит главная роль в экосистеме?

— Вот что узнал о растениях Саша Новиков.

Слайд № 6.

«Я увлекаюсь чтением книг о растениях. Оказывается, главная роль в экосистеме принадлежит растениям, поэтому их называют «кормильцами».

Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания. Сами же растения поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы – воду и минеральные, то есть питательные вещества, необходимые для роста. Из них на свету производятся богатые энергией органические вещества. Эти вещества служат и пищей самим растениям, и другим обитателям экосистемы».

— Итак, растения – это кормильцы. Почему?

— О животных расскажет Бучельникова Ксюша.

Слайд № 7.

«Читая книги о животных, я узнала, что их называют «едоками». Животные едят готовую пищу. Это их главная роль в экосистеме. Животные получают органические вещества, поедая растения. Хотя «едоки» и питаются растениями, они не съедают их целиком, так что растения снова вырастают. Многие животные помогают растениям размножаться и расселяться, перенося их пыльцу и семена. Кроме того, животные дышат, поглощая из воздуха кислород».

— Почему животных называют «едоками»?

— Наши исследования продолжаются. Как вы думаете, живет ли кто-нибудь еще вместе с растениями и животными?

— Послушаем Анвера.

«Если бы в экосистеме были только «кормильцы» и «едоки», то в ней скопилось бы много мусора: останков животных, прошлогодней травы, опавших листьев и веток, пней.

— Ребята, послушайте сказку и объясните, куда исчез пень?

«Шел по лесу Медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький, березовый. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пне посидеть. Отдохнул Мишка на пне, поворчал всласть, поохал и отправился домой. А пень так и остался стоять – крепкий, даже Медведю тяжелому не под силу его развалить.

Первыми прослышали про свеженький пень жуки. Есть говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами.

Налетел как-то ветер и забросил на пень маленькие споры-кружочки. Выросли из тех спор маленькие-премаленькие водоросли. Прослышали про то улитки, тотчас же в дорогу засобирались. Хоть и долго ползли, а все же на пень взобрались, лакомятся водорослями.

А на самой верхушке пня мох зеленый появился. Кто под такой крышей жить откажется? Вот и наползла мелочь лесная под моховую крышу. На пеньке живут, пенек жуют, мхом укрываются. Дружная семейка грибов-опят выросла. Грибы тоже пень разрушают.

Так новые жители необыкновенного домика бегали, бегали, суетились, суетились, глядь, исчез пень, в труху превратился, на землю кусочками упал. Кусочки эти жуки-червяки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Прошло какое-то время. Снова Мишка забрел в знакомые места. Сонливость его одолела, тут он о пенечке и вспомнил. Пришел Медведь на полянку, где пень стоял, а там, кроме муравейника, ничего и не видать: «Как же так? – подумал Медведь. – Помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался?» почесал лапой в затылке и подумал: «Да, стар я, видно, стал».

Старый Медведь мудрый, но так ничего и не понял.

— А вы, ребята, поняли, куда подевался или исчез пень?

— О своих исследованиях расскажет Кристина.

Слайд № 8.

«Я наблюдала в лесу под опавшей листвой, под корой старых деревьев за букашками, червями, жуками. Все они перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные, то есть питательные вещества, нужные растениям. поэтому их называют «мусорщиками». «Мусорщиками» являются дождевые черви, грибы, микроскопические бактерии.

Слайд № 9.

Разрушенные останки растений и животных придают верхнему слою земли темную окраску. Он превращается в почву – волшебный слой, обладающий плодородием».

— Так, благодаря живым организмам, превращение веществ бесконечно идет по замкнутому кругу. И поддерживается жизнь на Земле.

4. Итог урока.

— Подведем итог нашего исследования.

1. Что такое экосистема?

— Откройте учебник на с. 9, прочитаем.

2. Назовите обитателей экосистемы. Почему экосистема может долго существовать без посторонней помощи?

3. Как вы думаете, зачем мы исследовали экологические системы?

Слайд № 10.

«В любую экосистему мы должны приходить, как в гости, потому что вокруг нас столько полезного, удивительного, прекрасного, и мы можем этим пользоваться, любоваться, не нарушая целостности экосистем.

— Спасибо вам, ребята, за старание на уроке.

12.02.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Технологическая карта урока «Экологические системы» 2 класс УМК «Школа 2100»

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме

Максимум: к концу урока ученики имеют четкое представление о ролях живых организмов

Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться:

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов;

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

Ученик получит возможность научиться:

1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Ученик получит возможность научиться:

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Ученик получит возможность формирования:

1. Умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

На какие две большие группы можно разделить все в природе?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Веселый мяч»

Правила игры: я бросаю мяч, вы называете объекты живой или неживой природы

Хорошо молодцы. Ребята. Природа таит в себе много тайн и загадок. Сегодня мы попробуем отгадать одну из них.

Спрогнозируйте план урока

Что произойдет с растениями в классе . если мы перестанем их поливать?

Почему это произойдет?

Поднимите руки, у кого есть домашние животные? Как вы за ними ухаживаете? Почему это нужно делать?

Кто ухаживает за растениями и животными в природе?

Живое и неживое

Дети ловят мяч и называют объекты живой или неживой природы

Составляют план урока открытия нового по опорным словам на доске:

План урока:

  • Вспоминаем то, что важно для урока

  • Определяем основной вопрос урока

  • Открываем новое знание

  • Применяем новое знание

  • Итог урока

-Засохнут. Погибнут

-За комнатными растениями необходимо ухаживать

-Домашние животные не могут сами добывать пищу.

*понимание взаимосвязи живой и неживой природы

*Выявлять сущность, особенности объектов;

*На основе анализа объектов делать выводы.

*Обобщать и классифицировать по признакам.

*Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

*Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3. Совместное открытие знаний

3.1 Работа с учебником.

3.2 Сообщение детей.

Почему в природе растения и животные чувствуют себя как дома?

Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в парах.

Перед вами набор картинок, разложите эти картинки по принципу Кто где живет? Работаем по плану.

Какой можно сделать вывод?

Учитель обобщает ответы детей

Любой живой организм встречается в природе только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, достаточно пищи и воды. Это его место обитания

Слайд

Как связаны друг с другом эти растения и животные

-что помогает гусеницам ползать по листьям дуба?

-Какая окраска помогает им прятаться от синиц?

-Почему у ястреба такие большие когти?

Смогут ли синицы съесть всех гусениц? Почему?

Какой можно сделать вывод?

-Различные животные и растения объединены пищевыми связями

Где встречаются дубы, гусеницы, синицы и ястребы?

-Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома вместе образуют экологическую систему или просто экосистему.

-Экосистема-новое трудное слово. Наши ребята помогут нам понять значение этого слова.

Главный секрет экосистемы в пищевых связях ее обитателей.

-Главная роль в экосистеме принадлежит растениям. Об этом вы узнаете поработав с учебником.

— Какое название получили растения в экосистеме? Почему?

-Животных в экосистеме называют «едоками».

Органические вещества растения в теле животного превращаются в органические вещества животного.

Животные. Которые питаются растениями не съедают их целиком. Поэтому растения вырастают снова.

-Материал для любопытных

-Многие животные переносят семена и пыльцу растений

-Если бы в экосистеме были только кормильцы и едоки. То в ней бы скопилось много мусора: прошлогодней листвы, травы, останков животных. Однако эти отходы не накапливаются, а быстро разрушаются грибами, бактериями и мелкими животными, обитающими под опавшей листвой. Эту роль в экосистеме выполняют «мусорщики»

План работы в парах

  1. Определить место обитания.

  2. Выделить лишнего обитателя. Почему?

  3. Почему они чувствуют себя как дома?

Дети рассматривают картинки на слайде

-Ножки, лапки

-Под цвет листьев, «покровительственная»

-Чтобы схватить добычу

— Синиц ест ястреб и их не может быть слишком много.

-В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида

— В лесу

Дети читают лексическое значение слова. Определяют источник информации.

С.5 дети самостоятельная работа с информацией учебника.

«Кормильцы» Они снабжают органическими веществами всех обитателей экосистемы.

— Дети работают со слайдом. Обобщают, делают выводы. –

Три ученика выступают с сообщением. В африканской саванне вместе живут стада разных копытных животных. Все они – травоядные. Как же они умудряются не мешать друг другу питаться? Оказывается, природа мудро предоставила каждому из них своё место (экологическую нишу). Жирафы едят листву деревьев, антилопы скусывают нежные верхушки высоких кустарников и трав, а зебры довольствуются жёсткой травой, оставшейся после антилоп. Если бы не было разделения мест питания, то многие животные погибли бы от голода.

-Дети работают со слайдом. Обобщают, делают выводы

Познакомить с понятиями:

место обитания

пищевые связи

Экосистема

«кормильцы»

«едоки» «мусорщики»

*Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

*Ориентироваться на развороте учебника.

*Выявлять сущность, особенности объектов;

*На основе анализа объектов делать выводы.

*Обобщать и классифицировать по признакам.

*Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

*Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

*На основе анализа объектов делать выводы.

* Обобщать и классифицировать по признакам

4. Применение нового знания.

4.1.Составление кластера.

4.2. Работа в рабочей тетради

Работа в парах:

-Возьмите в руки фиолетовый конверт, составьте пищевую цепь

-Раздайте роли участникам цепи

-Оцените работу в парах по алгоритму.

-При помощи опорных слов составьте схему.

— Обобщение изученного на уроке

— Оцените работу группы

(проводится одновременно с работой группы у доски)

Послушайте всем знакомую детскую песенку и на ее основе выполните задание в рабочей тетради с.41 №2 .

-Прочитайте задание

-Распределите роли кто «кормильцы»? Кто «едоки»?

-нарисуйте или впишите названия организмов

Дети составляют пищевую цепь, обозначают «кормильцев», «едоков», «мусорщиков», оценивают работу по алгоритму.

-Группа учащихся на доске составляет схему


Природа


живая неживая

экологическая система

«кормильцы» «едоки» «мусорщики»

пищевые связи

-Представитель группы дает монологический ответ по схеме

-Самооценка

-Дети выполняют работу в тетради

Трава кузнечик и лягушка

«кормильцы» «едоки»

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об экосистеме

Максимум: к концу урока ученики имеют четкое представление о ролях живых организмов в экосистеме

*Развивать умение слушать и понимать других.

*Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

* Оформлять свои мысли в устной форме.

*Умение работать в паре.

*Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

kopilkaurokov.ru

ГОРНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ (Окружающий мир 2 класс)

ГОРНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

(Окружающий мир)

2 класс

Е.А. Мелещенко

МОУ «СОШ № 88» г. Воронежа

Цель урока: познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Оборудование : карта природных зон с нанесёнными на неё животными и растениями, физическая карта Земли, горные пейзажи, рисунки растений и животных гор.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-Что изображается на карте разными оттенками коричневого цвета?/Горы/

-Что обозначено на физической карте и глобусе зелёным и жёлтым цветом?/Равнины/

-Какие самые большие равнины вам известны? ( Восточно – Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина/

— Какие горы разделяют эти две равнины? /Уральские горы/.

— Попробуйте по определению догадаться о какой природной зоне идёт речь.

… — природная зона холодного пояса с суровым климатом, расположенная вокруг полюсов./Ледяные пустыни./

… — безлесная природная зона в умеренном тепловом поясе, покрытая травянистой растительностью./Степь/

… — безлесная северная природная зона с суровым климатом и многолетней растительностью./Тундра/

… — природная зона умеренного пояса и жаркого теплового пояса с сухим климатом и очень редкой растительностью./Пустыня./

-Что мы изучаем в каждой природной зоне?

/Экосистему./

-А что такое экосистема?/Это совместно обитающие живые организмы и участок земли, на котором они себя чувствуют как дома./

3.Сообщение темы урока.

-Ребята, как вы думаете, есть ли на Земле такие места, где мы одновременно можем встретиться с животными и растениями жарких и холодных стран. Ведь каждый живой организм хорошо приспособлен только к своему месту обитания.

-Если есть, то, что это за места?

— Какие формы земной поверхности вы знаете?

-Как вы думаете, равнины или горы больше подходят для совместного проживания растений и животных разных природных зон? /Горы/

Действительно. Такие экосистемы существуют.

И сегодня на уроке мы с ними познакомимся

/На доске учитель открывает тему урока/

Горные экосистемы.

-И так давайте наблюдать и рассуждать.

-Рассмотрим, где находятся Уральские горы на карте природных зон?

(Дети показывают на карте.)

-Какие природные зоны пересекают эти горы?

/Зона тундры, лесная зона и степная зона./

-Рассмотрим юг Уральских гор. У подножия гор какая зона?/Степная./

-Поднимаемся вверх, что происходит с воздухом?

/Он становится холоднее./

-Делаем вывод./Если становится холоднее, то степную зону сменяет лесная зона./

-Поднимаемся ещё выше, что происходит?

/Ещё становится холоднее, потому что воздух нагревается от земли, а земля всё дальше./

-Делаем вывод.

/Лесную зону сменяет тундра./

Учитель объясняет про альпийские луга.

(Альпийские луга -это горные тундры.)

-И, наконец, мы приближаемся к вершинам гор, где очень холодно.

-Делаем вывод.

/Зона ледяных пустынь/.

Учитель вводит понятие ледники.

(Ледник -это огромная толща льда, которая располагается на вершинах высоких гор.)

Учитель вводит понятие высотный пояс.

(Высотный пояс – закономерно сменяющие друг друга при подъёме в горы экосистемы, повторяющие смену природных зон.)

/Учитель показывает на карте природных зон обозначение области высотной поясности./

  1. Работа по теме урока.

— Какие вопросы мы можем задать, изучая данную тему?

/Какой климат? Какие растения? Какие животные?

Как приспособились?/

-И так какой климат?

/Изменчивый, зависит от высоты./

-Растения?

/Соответствуют природной зоне по высоте?/

(Рассказ учителя)

-Животные?

/Соответствуют природной зоне по высоте./

(Рассказ учителя.)

-Но конечно в горах есть особенные растения и животные .

Открыть учебники и прочитать .

-Что узнали о растениях?/Эдельвейс, лишайник, горечавка, сосна./

Работа с текстами по группам.

/Каждая группа рассказывает классу, что они узнали./

(Дополнение учителя.)

По ходу урока дети работают в тетрадях —

заполняется таблица: горные экосистемы – климат – растения – животные – как приспособились.

Их ответы оцениваются.

Итог урока.

-Почему экосистемы сменяют друг друга по мере подъёма в горы? /Происходит похолодание./

Домашнее задание.

Подготовить по желанию сообщение о животном, живущем в горах.

Тексты для урока.

Архар (горный баран).

Одним из обитателей гор и прилегающих к ним местностей является архар. От своего ближайшего родича – одомашненного барана, архар отличается широкой грудью, сильными мускулами, крепкими ногами и короткой шеей. Голова животного украшена восхитительными рогами. Это очень надёжная защита от многих бед.

Пасётся он на горных вершинах и крутых склонах, в ущельях. Летом архары добираются до самых горных вершин, до мест, где никогда не тают снега. А зимой спускаются вниз.

Безоаровый козёл.

Рога у этого длиннобородого красавца либо серповидные, либо винтообразные. Безоаровый козёл – большой мастер прыгать со скалы на скалу, взбираться, а точнее взлетать на горные кручи и так же красиво спускаться с них.

Рацион этого животного составляют горные травы.

Бык в «юбке» и горный верблюд.

У этого быка из всех известных диких быков самое короткое название – як, но самая длинная «юбка» из длинных жёстких волос, спускающихся с боков, брюха и ног до самой тверди земной. Яки живут в суровых климатических условиях в горах, на большой высоте, где дуют сильные ветры, выпадают глубокие снега и нет надёжных укрытий. Вот шерстяная «юбка» и предназначена для защиты от холода. Она же служит и тёплой «периной» животному в часы его отдыха и сна.

Из горных животных в разных частях света человек одомашнил козу, в Азии – яка, в Южной Америке – ламу (горного верблюда).Самки яка дают очень жирное молоко. Лама даёт тонкую шерсть, превосходящую по качеству овечью.

Снежный барс или ирбис.

Этот полутораметровый представитель семейства кошачьих весит до 75 килограммов. Он сероватой окраски, украшенный по всему телу чёрными пятнами, отчего выглядит настоящим красавцем.

У ирбисов необычайно длинный и пушистый мех.

Он добывает себе пищу в горных ущельях, в лесах.

Оказавшись в горах, он в основном охотится на архаров и джейранов.

Бородач.

В полёте бородач похож на крупного сокола. Клюв крючком, мощный и сильный, под клювом бородка из пёрышек. Лапы как бы в штанишках до самых пальцев.

Живут бородачи выше всех других горных птиц, придерживаясь области вечных снегов и гор, покрытых ледниками. Питаясь в основном падалью, бородачи несут в природе службу санитаров.

infourok.ru

Урок окружающего мира на тему «Горные экосистемы» (2 класс)

Окружающий мир

Урок 45.

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Горные экосистемы.

Цели:

– ознакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.

Минимакс: к концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое высотные пояса, приводить примеры горных животных и растения. Понятие: высотные пояса.

Максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъёме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность.

Оборудование: диск «Кирилл и Мефодий», компьютерная презентация с использованием: карты природных зон, фотографиями гор, видео ролик «Кавказский заповедник», карточки для работы в группах, плакат — модель «Горные экосистемы» и разрезные карточки растений и животных гор к нему.

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

15 мин.

1 3 1 4 1

Орг. момент

— Желаю вам, ребята, на сегодняшнем уроке пополнить свои знания новыми интересными открытиями.

Беседа. Работа в группах.

– На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о том, что наша Земля поделена на природные зоны.

– Ребята, Космик приготовил вам задание, посмотрите на доску. (Распределение названий природных зон).

– Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? (Природные условия, растительный и животный мир.)

– Предлагаю поработать в группах и вспомнить, какие растения и животные обитают в каждой из природных зон.

Слайд №1.

Работа в группах.

Ответное слово каждой команды:

– Благодаря вашим описаниям нам удалось побывать во всех изучаемых нами зонах, увидеть их красоту и неповторимость.

— А вот у Лены с Мишей возникли противоречия. Давайте посмотрим.

Слайд №2.(чтение диалога)

— Кто прав?

— Какой возникает вопрос?

+ Есть на Земле место, где можно встретиться с животными и растениями разных природных зон? (вывешивается вопрос).

— Может кто-то знает ответ на этот вопрос?

— Ребята, кто из вас может сказать, а почему природные зоны в такой последовательности распределяются на планете? Что их определяет? (Солнце, закон природной зональности.)

– Ребята, скажите, солнце очень горячее? (Да.)

– Если мы будем рядом находиться, что может произойти? (Нам будет очень жарко.)

– Значит, чем ближе к Солнцу, тем теплее? (Да.)

– Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее? (Да.)

– Хорошо.

Слайд №3.

Я сейчас покажу вам фотографию, назовите, что это? (Гора.)

– Рассмотрите её, обратите внимание на цвета.

Дети рассматривают картинку и описывают её.

– Покажите самое холодное место на картинке. (Вершина горы.)

– Не вы ли говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее?

Какие вопросы у вас возникают?

Учитель вместе с детьми составляет план урока (на доску).

Почему на вершине горы холодно?

— Как вы думаете, в горах растут растения? А какие животные там обитают? Вы можете мне их так чётко перечислить как в предыдущем задании?

— Какой будет второй пункт плана?

Какие животные и растения обитают в горах?

– Кто скажет тему урока?

(Совокупность живой и неживой природы, в которой каждый организм чувствует себя как дома…)

Горная экосистема.

– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

– Какие умения формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

20 мин

1 4 2 3 4 7 3

1. Беседа.

– На какой вопрос нам надо найти ответ? (Почему на вершине горы холодно?)

– Хотите с этим разобраться? (Да.)

— Может кто-то знает ответ на этот вопрос?

— Где можем проверить?

Слайд №4

2. Работа в учебнике.

– Откройте учебник на с. 42.

Чтение текста.

– Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине?

(Где ровная поверхность – у подошвы.)

– А где холоднее? (На вершине.)

– Так какой можно сделать вывод? (Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха понижается.)

Ответы на вопросы учебника.

– Скажите, меняется ли растительный мир в горах с подъёмом вверх? Каким образом? (Работа с рисунком на с. 43 вверху.)

Слайд №5 «Высотная поясность».

Слайд №6 Высотная поясность на карте.

7, 8, 9

Ребята, на какой вопрос планы мы нашли ответ?

+ Почему на вершине горы холодно? Потому что воздух прозрачный, начинает греть землю, чем выше в горы, тем холоднее.

3. Работа с текстом учебника.

3.1. Работа до начала чтения.

— Прочитайте заглавие статьи на с.44. (Жизнь в горах)

— Предположите, о чём будем читать. (О растениях и животных гор).

— Рассмотрите иллюстрации. Какие уточнения можете сделать?

— Давайте прочитаем и проверим наши предположения.

3.2. Работа с текстом во время чтения.

После чтение первого абзаца.

— Чем отличается горная тундра? (Где выпадает много осадков, горная тундра превращается в альпийские луга)

— Чем пестрят альпийские луга?

+ Цветами, травами.

После чтения второго абзаца.

— Почему растениям трудно жить среди скал?

+ Почва образуется медленно. Вода быстро стекает.

Слайд №10

3 абзац.

— Какой возникает вопрос?

+ Как приспособились животные?

4 абзац.

— Как же приспособились животные к жизни в горах?

+ Не впадают в спячку, не улетают в тёплые края, тёплая шерсть, ловкие…)

— Посмотрите, как ловко горные козлы и бараны передвигаются по горам.

Слайд №11,12,13,14

Какой пункт плана выполнили?

3.3. Работа с тексом после чтения.

— Ребята, а теперь я предлагаю вспомнить разговор Лены и Миши.

Слайд №15.

С кем из ребят мы согласимся? (С Леной. Есть на Земле место, где можно встретиться с животными и растениями разных природных зон.)

— Что это за место?

— Горы

— Докажите.

4. Просмотр видео.

О природе гор можно много рассказывать, но лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Предлагаю вам посмотреть видео ролик о Кавказком природном заповеднике, который находится у Черноморского побережья России.

— Кто помнит, какое место называют заповедником?

+ Заповедник – это охраняемая территория, на которой в естественных условиях растут растения и живут животные.

Слайд №16

– Какие пункты плана выполнили?

— Ответили на главный вопрос урока?

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

7 мин.

1. Фронтальная работа.

Задание – модель «Горной экосистемы».

– Перед вами будущая модель «Горной экосистемы». Нам необходимо её собрать из ваших элементов, которые лежат на столах. Попробуем?

— Прошу выйти ко мне тех детей, у кого таблички-стрелочки с названиями высотных поясов.

(Степи, горные леса, горные тундры, ледники)

— Приклейте свои названия по правилу горной поясности.

— Всё верно? В учебнике и на видео мы видели, что горы пестрят красками.

— Я приглашаю тех детей, у которых на карточках изображена растительность. (прикрепляют)

— Мы знаем, что любая экосистема состоит не только из «кормильцев», но и из… «едоков». Прошу выйти к доске детей с изображениями животных, обитающих в горах.

— Ребята, растения в горах занимают определённый пояс, а животные тоже живут на определённой территории?

+ Нет, они перемещаются в поисках пищи.

— Куда же нам прикрепить животных?

— Все ребята, у которых были изображения животных вышли? Почему?

(Белый медведь не может жить в горах)

— Без кого ещё не может существовать эта горная экосистема?

+ Без «мусорщиков».

— Кто сейчас должен выйти к доске?

— Теперь наша модель «Горной экосистемы» закончена? В этой экосистеме есть всё, что нужно для жизни её обитателей?

+ Нет солнца, без него не сможет существовать ни одна экосистема.

(Прикрепляем солнце)

2. Работа с Рабочей тетрадью (если осталось время).

– Выполните задание 2 в Рабочей тетради. Одинаковые ли высотные пояса в этих горах?

– Почему? (Чем выше гора, тем больше высотных поясов.)

ΙV. Итог урока.

3мин.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Где и как вы можете применить новое знание? 4

– Кто сегодня был более активен на уроке?

— Спасибо…

V. Домашнее задание.

С.42-45, р.т. с 51 №3,4,5.

Использованы материалы с сайта: http://school2100.com

Дайте характеристику растениям и животным ледяных пустынь (Арктики),

выбрав правильное продолжение предложений.

  1. В ледяных пустынях можно увидеть таких «кормильцев», как:

— хвойные деревья: кедр, сосну, пихту, ель.

— ковыль, шалфей, разнотравье.

— морошку, мхи, лишайники, карликовую берёзку…

— планктонные растения

— и хвойные и лиственные деревья, грибы, растения…

— саксаул, верблюжью колючку, мак.

  1. А среди «едоков»:

— черепаху, кобру, круглоголовку…

— степного орла, суслика, сайгака, хомяка…

— клеста, кедровку, дятла, лося и даже бурого медведя…

— чечётку, кабана, зайца,…

— северного оленя, белую куропатку, сову, песца…

— белого медведя, тюленя, кайр…

Дайте характеристику растениям и животным зоны тундр,

выбрав правильное продолжение предложений.

1. В тундре можно увидеть такие растения, как:

— хвойные деревья: кедр, сосну, пихту, ель.

— ковыль, шалфей, разнотравье.

— морошку, мхи, лишайники, карликовую берёзку…

— планктонные растения

— и хвойные и лиственные деревья, грибы, растения…

— саксаул, верблюжью колючку, мак.

2. А среди животных:

— черепаху, кобру, круглоголовку…

— степного орла, суслика, сайгака, хомяка…

— клеста, кедровку, дятла, лося и даже бурого медведя…

— чечётку, кабана, зайца,…

— северного оленя, белую куропатку, сову, песца…

— белого медведя, тюленя, кайр…

Дайте характеристику растениям и животным

зоны тайги,

выбрав правильное продолжение предложений.

  1. В зоне тайги растут …

— хвойные деревья: кедр, сосну, пихту, ель.

— ковыль, шалфей, разнотравье.

— морошку, мхи, лишайники, карликовую берёзку…

— планктонные растения

— и хвойные и лиственные деревья, грибы, растения…

— саксаул, верблюжью колючку, мак.

  1. А среди животных можно увидеть…

— черепаху, кобру, круглоголовку…

— степного орла, суслика, сайгака, хомяка…

— клеста, кедровку, дятла, лося и даже бурого медведя…

— чечётку, кабана, зайца,…

— северного оленя, белую куропатку, сову, песца…

— белого медведя, тюленя, кайр…

Дайте характеристику растениям и животным

зоны смешанных лесов,

выбрав правильное продолжение предложений.

1. В зоне смешанных лесов растут …

— хвойные деревья: кедр, сосну, пихту, ель.

— ковыль, шалфей, разнотравье.

— морошку, мхи, лишайники, карликовую берёзку…

— планктонные растения

— и хвойные и лиственные деревья, грибы, растения…

— саксаул, верблюжью колючку, мак.

2. А среди животных можно встретить…

— черепаху, кобру, круглоголовку…

— степного орла, суслика, сайгака, хомяка…

— клеста, кедровку, дятла, лося и даже бурого медведя…

— чечётку, кабана, зайца,…

— северного оленя, белую куропатку, сову, песца…

— белого медведя, тюленя, кайр…

Дайте характеристику растениям и животным

зоны степей,

выбрав правильное продолжение предложений.

  1. В степях растут такие растения, как:

— хвойные деревья: кедр, сосну, пихту, ель.

— ковыль, шалфей, разнотравье, а деревья встречаются редко.

— морошку, мхи, лишайники, карликовую берёзку…

— планктонные растения

— и хвойные и лиственные деревья, грибы, растения…

— саксаул, верблюжью колючку, мак.

  1. Среди «едоков» можно увидеть:

— черепаху, кобру, круглоголовку…

— степного орла, суслика, сайгака, хомяка…

— клеста, кедровку, дятла, лося и даже бурого медведя…

— чечётку, кабана, зайца,…

— северного оленя, белую куропатку, сову, песца…

— белого медведя, тюленя, кайр…

Дайте характеристику растениям и животным

зоны пустынь,

выбрав правильное продолжение предложений.

1. В пустынях можно увидеть такие растения, как:

— хвойные деревья: кедр, сосну, пихту, ель.

— ковыль, шалфей, разнотравье.

— морошку, мхи, лишайники, карликовую берёзку…

— планктонные растения

— и хвойные и лиственные деревья, грибы, растения…

— саксаул, верблюжью колючку, мак.

2. А среди животных:

— черепаху, кобру, круглоголовку…

— степного орла, суслика, сайгака, хомяка…

— клеста, кедровку, дятла, лося и даже бурого медведя…

— чечётку, кабана, зайца,…

— северного оленя, белую куропатку, сову, песца…

— белого медведя, тюленя, кайр…

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *