Диктант правописание жи ши ча ща чу щу 2 класс – Контрольная работа (диктант) по теме:«Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу» (2 класс)
Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу — Звуки и буквы — 2 класс — Сборник диктантов 1-4 класс — Л.А. Шевелева
2 класс
Звуки и буквы
Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Записать и прочитать слова. Подчеркнуть гласные после шипящих.
I. Шиповник, кувшин, житель, этажи, снежинки, жираф, пушистый, свежий, душистый, скажи, суши, лежи, дружит, шипеть.
II. Случай, внучатая, встреча, чайка, часовщик, замечательный, площадь, пища, случайный, мчатся, угощать, трещать.
III. Чугун, щука, щупа льды, в рощу, чудеса, чулки, угощу, верчу, кручу, стучу, возвращу, щурюсь, грущу.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
1. В поле хозяйничает ветер. 2. Я тщательно вытер доску. 3. Скрипка звучала очень нежно. 4. Мы услышали чудесную мелодию. 5. Лучи солнца проникают в лесную чащу. 6. Завтра нужно сходит к врачу. 7. В мае расцветают ландыши. 8. Воздух дышит прохладой. 9. Завтра я навещу больную бабушку. 10. Я принес из магазина свежий хлеб.
ПОСЛОВИЦЫ
1. Доброе молчанье лучше ворчанья. 2. Хочешь есть калачи — не лежи на печи. 3. Держи ухо востро. 4. И лютого зверя укрощают терпением и любовью. 5. Душу и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи. 6. Свой обычай в чужой дом не носи. 7. Чужие грехи перед глазами, а свои за плечами. 8. Горьким лечат, а сладким портят.
64 слова.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручиями
На потопленные луга. (А. Пушкин)
Горные вершины
Спят во тьме ночной.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(Кол. Бальмонт )
ЗАГАДКИ
1. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь… (тишина ).
2. Мы бьем исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
3. Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы. (Щука)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
ЧАСЫ
В доме поломались часы. Раньше они били каждый час. А теперь молчат; Мама отнесла их часовщику. Он заменил пружину. Теперь снова весело стучат колесики и бегут стрелки.
28 слов.
ПРИШЛА ЗИМА
Пришла зимняя стужа. Крыши домов побелил иней. Лужи покрылись льдом. Солнце закрыла темная снежная туча. Вот падают на землю первые снежинки. Скоро земля покроется пушистым ковром. Затрещат сильные морозы. Засвищут вьюги. Закружит метель. Все живое будет прятаться в тепло.
41 слово.
ЖАРКИЙ ДЕНЬ
День был летний и душный. Синева неба по краям сгущалась. Глаза принимали ее за грозовую тучу. К вечеру зной уменьшился. Повеял свежий ветерок. Мы отправились в березовую рощу. Там все дышит прохладой. Журчание маленького ручейка обещает нам хороший отдых,
41 слово.
НАШИ ДРУЗЬЯ
Природа служит людям. Животные — наши меньшие братья. С ними надо дружит. Человек должен защищать зверей и птиц. Ведь они тоже защищают нас. Синицы спасают наши сады от червяков. А стрижи за лето могут уничтожить огромное количество комаров и мошек.
41 слово.
ЧИЖИ
Зимой у меня жили два чижика. К весне чижи заскучали, затужили и замолчали. Взял я клетку и пошел в березовую рощу. Я зашел в чащу и открыл дверцу. Птички исчезли в вершинах деревьев. Больше я их не увижу. Но я не грущу. Мои чижи весну встречают.
schooled.ru
Проверочная работа 2 класс «Правописание жи-ши ,ча-ща, чу-щу»
___________________________________________________________
Проверочная работа по теме: СЛОВА С ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Еле дышат, еле ж __вы
В пятитонке пассаж __ры.
Всех маш __на укач __ла,
А потом вдруг замолч __ла. (Л. Зубкова)
2. Из предложений выпишите слова с сочетаниями жи, ши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Пищ __, овч __рка, перч __тки, угощ __ть, рощ __, свеч __, туч __, ч __йка, скуч __ть, ч __й, стуч__ть.
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Бабушка угощ __ла внуч __т вкусными щ __ми. Стуч __т в ч __ще дятлы.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 . Отгадайте загадку. Напишите отгадку. Вставьте пропущенные буквы.
Я пыхч __, пыхч __, пыхч __,
Больше греться не хоч __.
Крышка громко зазвенела:«Пейте ч __й, вода вскипела!»
_________________________
6. Дополни правило:
1) ж…, ш… пиши с буквой …..
3) ч…, щ… пиши с буквой ……
2) ч…, щ… пиши с буквой ……
7. Выбери слова, в которых допущены ошибки в сочетаниях с шипящей и исправь их:
1) зажыгалка-_____________
2) чайник-________________
3) чюлок -________________
4) животное-________________
5) перчятка-________________
6) щявель-_________________
7) гнёздышко-_______________
8) шына-____________________
9) ёлочька-__________________
диктант «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов». 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»
Входной контроль знаний: диктант
«Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов».
Роща
Около дачи роща. Я ищу рыжики. В чаще цвёл куст шиповника. Какое чудо! На душистых розах шипы.
(18 слов)
Орфографическое задание
1 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
хорошо, сухие, они, на склонах, колючий, пьют
2 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
весело, свои, в горах, его, посыпал, тихий
1 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
хорошо, сухие, они, на склонах, колючий, пьют
2 вариантЗапиши слова, разделив их на слоги для переноса.
весело, свои, в горах, его, посыпал, тихий
1 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
хорошо, сухие, они, на склонах, колючий, пьют
2 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
весело, свои, в горах, его, посыпал, тихий
1 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
хорошо, сухие, они, на склонах, колючий, пьют
2 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
весело, свои, в горах, его, посыпал, тихий
1 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
2 вариант
Запиши слова, разделив их на слоги для переноса.
весело, свои, в горах, его, посыпал, тихий
infourok.ru
Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу — Звуки и буквы — 2 класс — Сборник диктантов 1-4 класс — Л.А. Шевелева
2 класс
Звуки и буквы
Написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Записать и прочитать слова. Подчеркнуть гласные после шипящих.
I. Шиповник, кувшин, житель, этажи, снежинки, жираф, пушистый, свежий, душистый, скажи, суши, лежи, дружить, шипеть.
II. Случай, внучата, встреча, чайка, часовщик, замечательный, площадь, пища, случайный, мчаться, угощать, трещать.
III. Чугун, щука, щупа льды, в рощу, чудеса, чулки, угощу, верчу, кручу, стучу, возвращу, щурюсь, грущу.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
1. В поле хозяйничает ветер. 2. Я тщательно вытер доску. 3. Скрипка звучала очень нежно. 4. Мы услышали чудесную мелодию. 5. Лучи солнца проникают в лесную чащу. 6. Завтра нужно сходить к врачу. 7. В мае расцветают ландыши. 8. Воздух дышит прохладой. 9. Завтра я навещу больную бабушку. 10. Я принёс из магазина свежий хлеб.
ПОСЛОВИЦЫ
1. Доброе молчанье лучше ворчанья. 2. Хочешь есть калачи — не лежи на печи. 3. Держи ухо востро. 4. И лютого зверя укрощают терпением и любовью. 5. Душу и сердце в работу вложи, каждой минутой в труде дорожи. 6. Свой обычай в чужой дом не носи. 7. Чужие грехи перед очами, а свои за плечами. 8. Горьким лечат, а сладким портят.
64 слова.
ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
Прослушать отрывки из стихотворений и загадки. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (А. Пушкин)
Горные вершины
Спят во тьме ночной.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К. Бальмонт )
ЗАГАДКИ
1. Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь… (тишина ).
2. Мы бьём исправно каждый час,
Но вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
3. Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы. (Щука)
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ
ЧАСЫ
В доме поломались часы. Раньше они били каждый час. А теперь молчат; Мама отнесла их часовщику. Он заменил пружину. Теперь снова весело стучат колёсики и бегут стрелки.
28 слов.
ПРИШЛА ЗИМА
Пришла зимняя стужа. Крыши домов побелил иней. Лужи покрылись льдом. Солнце закрыла тёмная снежная туча. Вот падают на землю первые снежинки. Скоро земля покроется пушистым ковром. Затрещат сильные морозы. Засвищут вьюги. Закружит метель. Всё живое будет прятаться в тепло.
41 слово.
ЖАРКИЙ ДЕНЬ
День был летний и душный. Синева неба по краям сгущалась. Глаза принимали её за грозовую тучу. К вечеру зной уменьшился. Повеял свежий ветерок. Мы отправились в берёзовую рощу. Там всё дышит прохладой. Журчание маленького ручейка обещает нам хороший отдых,
41 слово.
НАШИ ДРУЗЬЯ
Природа служит людям. Животные — наши меньшие братья. С ними надо дружить. Человек должен защищать зверей и птиц. Ведь они тоже защищают нас. Синицы спасают наши сады от червяков. А стрижи за лето могут уничтожить огромное количество комаров и мошек.
41 слово.
ЧИЖИ
Зимой у меня жили два чижика. К весне чижи заскучали, затужили и замолчали. Взял я клетку и пошёл в берёзовую рощу. Я зашёл в чащу и открыл дверцу. Птички исчезли в вершинах деревьев. Больше я их не увижу. Но я не грущу. Мои чижи весну встречают.
subject.com.ua
Контрольные диктанты 2 класс по теме «ЧА-ЩА»
Контрольные диктанты 2 класс по теме «Слова с сочетаниями ЧА-ЩА»
При написании Контрольные диктанты 2 класс по теме ЧА-ЩА использовались материалы из книги: Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы»
Птичьи гнёзда
Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек и стебельков. Часто гнёзда утеплены пухом.
(19 слов)
Грамматические задания
- Поставить знак ударения над словами последнего предложения.
- Подчеркнуть парные согласные в словах второго предложения.
- Написать слово, противоположное по значению слову ЧАЩЕ.
Иволга
Гнездо иволги похоже на чашечку. Оно помещается высоко над землей. Обнаружить гнездо очень трудно. Снаружи оно тщательно замаскировано.
(19 слов)
Грамматические задания
- Поставить знак ударения над словами первого предложения.
- Подчеркнуть звонкие согласные в словах второго предложения.
- Подчеркнуть в словах сочетания ЧА – ЩА, ЖИ – ШИ.
Малыши
Весёлое в лесу времечко. Каждый день – день рождения. У ежей родились ежата. У зайцев появились зайчата. У дроздов пищат дроздята. Появились лисята, галчата,
скворчата. Горячая пора. Все детишкам угощение ищут.
(31 слово)
Грамматические задания
- Подчеркнуть в словах сочетания ЧА – ЩА.
- Подчеркнуть всегда звонкие согласные в словах первого предложения.
- Поставить знак ударения над словами шестого предложения.
Творческий диктант
Кочаны капусты, щавель, участок, начало.
Пить чай, встречать внучат.
Грамматическое задание
- Подчеркнуть в словах сочетания ЧА – ЩА.
Письмо по памяти
Зайчата пищат, уплетая часть кочана со щавелем.
Сам погибай, а товарища выручай.
Грамматическое задание
- Подчеркнуть в словах сочетания ЧА – ЩА.
Навигация по записям
gdzotl.ru
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка 2 класс по теме » Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Урок русского языка во 2 классе.
Учитель высшей квалификационной категории
Литвиненко Надежда Владимировна.
Тема: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. » (С элементами сингапурской методики)
Цель урока:
- Формировать умения писать слова с сочетаниями жи, ши; ча, ща; чу,щу.
Задачи:
- Создать условия для запоминания правила написаний слов с сочетаниями жи, ши; ча, ща; чу, щу.
- Содействовать умению правильного написания учащимися слов с сочетаниями жи, ши; ча, ща; чу,щу
- Способствовать развитию устной и письменной речи
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
- осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат
Предметные результаты:
- научиться правильно писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- — проводить сравнения, классификацию по заданным критериям
- — обобщать, делать выводы
Регулятивные универсальные учебные действия:
- — принимать и сохранять учебную задачу
- -оценивать правильность выполнения задания
- — учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- — обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
- — строить монологическое высказывание, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми
Межпредметные связи:
- — Окружающий мир
Оборудование: карточка МЭНЭДЖ МЭТ на столах, музыкальная композиция «Большой хоровод», конверты со словами , 6 бумажных цветков.
Ход урока
1. Организационный момент.
( Команды сформированы по уровню подготовленности)
— Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки мне и всем окружающим.
Ведь улыбка располагает к приятному общению.
А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать!»
2. Мотивация к учебной деятельности.
ЗАДАНИЕ 1. Объяснение значения пословицы.
«Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем».
— Хотелось ли бы вам, чтобы ваши знания не убывали?
Вывод:
— Нужно знания пополнять. Мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка
3. Сообщение темы.
_ Но сначала определим тему нашего урока.
Для этого прочитайте слова каждого столбика, найдите лишнее, обсудите в группе и докажите свой выбор.
крыши роща грущу
стрижи щавель живет
куча часы стучу
ежи чугун ищу
-Значит, какие орфограммы мы будем сегодня закреплять?
4. Актуализация знаний
-А чтобы дальше веселее было работать, проведем фонетическую зарядку (чистоговорки).
-Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.
-Какой звук слышится много раз? ([ж]) Охарактеризуйте его.
-Ши – ши – ши –в коробке есть карандаши.
-Какой звук слышится много раз в этой чистоговорке? [ш] Охарактеризуйте этот звук.
-Что вы можете сказать про сочетания жи – ши? (хором)
(На магнитную доску выставляю карточку жи – ши)
Интересно, звуки всегда твердые, их ничто не смягчает, а пишем букву и, которая указывает на мягкость предшествующего согласного. Что же получается, слышим ы, а пишем и. Кто же это придумал? Я попросила ребят найти ответ на этот вопрос.
Ученик. Я подготовил информацию о данных звуках. Из «Справочника по истории орфографии» я узнал, что они когда-то были мягкими и в древних текстах слова с этими буквами выглядели так: мужь, жир (показать слова). В современном русском языке эти звуки стали твердыми, а графическое написание осталось прежним. В связи с исторической путаницей появилась путаница орфографическая. И поэтому ученые-лингвисты договорились, что жи и ши будем писать с И и внесли это как орфограмму в русский язык.
Массаж пальчиков.
_Прежде, чем писать:
- Погрейте ладони! (потирание ладошек)
- Погрейте каждый пальчик (потираем каждый пальчик)
- «Скалка» (покатайте ручку между ладонями)
- «Готовим тесто» (одну ладонь кладем на парту и катаем по ней ручку)
- Похлопаем в ладошки
5. Работа по теме урока
А. Чистописание
ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН (подумай-запиши-обсуди) – в группах
-Составьте и запишите слоги данных букв с гласными а и у е ы
1,2,3 столы – с буквой ж (жа жи жу же)
4,5,6 столы – с буквой ш (ша ши шу ше )
Проверка
— Сколько получилось слогов?
Б. Устная словарная работа (веер)
М…шина, к…р…ндаши, х…роши
-Какие слова перед вами?
-С помощью веера покажите пропущенную букву.
-А еще какая орфограмма спряталась в этих словах?
-Составим предложение с любым из этих слов. Запишем на доске и подчеркнем главные члены предложения.
В. Упражнение в написании слов с сочетаниями жи, ши.
Угадайте слово и запишите его.
. Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина).
. По полям бегут ручьи,
На дорогах … (лужи)
. В щели глядятся,
Выскочить боятся. (мыши)
. Бегут по дорожке
Доски да ножки. (лыжи)
. Ползун ползет,
Иголки везет. (ежик)
-Подчеркните сочетания.
Взаимопроверка. (меняются тетрадями соседи по плечу)
Г. Ну, что ж, отправляемся дальше. Повторяем за мной.
Ча-ча-ча-вы ждали нашего врача.
_Какой звук многократно слышится в данной чистоговорке?
Охарактеризуйте его.
Ща-ща-ща –в пруду поймали мы леща.
-А здесь какой звук выделим?
-Дайте характеристику этому звуку.
-Какая гласная буква пишется в сочетаниях ча-ща, чу-щу? ( Хором повторяем правило. На магнитную доску выставляю карточки)
Д. Игра (распознавание звуков [ч’ ] , [ щ’ ])
-Хлопаем в ладошки, если слышим звук [ч’ ], ножками топнете, если услышите звук [щ’ ].
Чайки, щавель, пища, чудесный, чайник, трещать, дача, каша, чаща.
(Каша-слово-ловушка)
-А как вы понимаете слово чаща? (густой лес, заросль)
6.Самостоятельная работа
. Запишем слова под диктовку.
— В первый столбик, если слышим звук [ч’], во второй, если слышим звук [ щ’ ]. Какими буквами обозначаем на письме эти звуки?
(Часы, щука, чай, ищу, удача, пища, туча, щур.)
-Значение какого слова вы не знаете? Найдите в словаре. (Щур – это небольшая северная певчая птица)
. Самопроверка. Слайд.
Ч щ
Часы щука
Чай ищу
Удача пища
Туча щур
-Подчеркнем сочетания.
7. Физкультминутка.
а. «Колечко»
б. «Кулачок, ребро, ладошка»
8. Включение в систему знаний и повторения
Задание 1 . РАУНД ТЭЙБЛ (учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги в группах)
— Повторяем за учителем:
— Жи-жи-жи-прилетели к нам чижи.
— Ши-ши-ши-веселятся малыши.
Сейчас мы с вами посоревнуемся. ( На каждом столе цветок. Заполни лепестки цветка словами, в которых есть данные сочетания.
1 стол — жи
2 стол – ши
3 стол – ча
4 стол – чу
5 стол – ща
6 стол- щу
. Проверка. От каждого стола выходит к доске ученик под № 1. Читаем слова хором. Если правильно, то хлопаем в ладошки
Задание 2 . Работа в группах. (На каждом столе конверт. В конверте слова. Из этих слов нужно составить пословицы)
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Умей дружбой дорожить.
Выручай товарища в беде.
— Назовите слова с изученными орфограммами.
9. Рефлексия
— Закончите фразу: « Знания мне пригодятся …»
— О чем эти пословицы? (О дружбе) Так давайте дружить.
(Дети выходят к доске, образуют круг и поют песню «Большой хоровод»)
nsportal.ru
Диктант для итогового списывания с правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ
Тексты для списывания с заданиями (1 – 2 классы)
Спишите. Под гласными поставьте точки, а согласные подчеркните.
Я хочу читать. Дядя Кузьма купил мне букварь. Там буквы и картинки. Вот лось и конь. А это шишки ёлки. Я люблю читать.
Мальчики Миша и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
Спишите. Разделите слова на слоги.
В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы. Стала Ася рвать розы. А там шипы. У Аси заноза.
На дереве лежит большая рыжая кошка. У кошки зелёные глаза и пушистые кисточки на ушах. Сильные лапы зверя впились в ствол. Это рысь.
В лесу большая гора. Весь день на горе толпа детей. У Алексея и Ольги лыжи. Быстро мчат они с горы. У Юры новые сани. Он катает малышей.
С утра падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он поднял голову. Малыш считал упавшие на носу снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.
Спишите. Выделите орфограмму жи — ши.
У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живёт у Серёжи и Алёши. Пиши, но не спеши.
Пушистая снежинка лежит на шишке. У Маши и Яши машина. У Маши карандаши. У Глаши лыжи. У Серёжи были ошибки. Это наши пушистые мыши.
Спишите. Выделите орфограмму ча — ща.
Для борща нужен щавель. Трещат кузнечики. Бельчатам налили чашку чая с чаинками. Пищат в чаще галчата. Внучата пили чай у бабушки.
На площадке играли овчарки. Мы часто ходим в гости к Ане Чайкиной. У ключа рычат волчата. Прощайте, милые зайчата! Уже час дня. Я часто гулял в чаще.
Спишите. Выделите орфограмму чу — щу.
Утащу щурёнка у щуки. Поищу в чулане чучело. Вытащу чудовище за щупальце. Я стучу по чулану. Я ищу чулки. Чумазый ворчун сощурился. Я хочу и молчу.
Чудесная чушка смотрит на тучу. Я звоню врачу на дачу. Я кричу товарищу. Я видел чудесную рощу. Я слова учу, учу и пятёрку получу. Захочу и промолчу.
Спишите. Выделите орфограмму чк — чн.
Дочка кормит птичку – синичку. На ёлочке сидит белочка. В речке плавает щучка. Зажги свечку от печки. На кочке лежит прочная бочка. Точка в конце строчки.
Лисичка утащила сочную уточку. Пришли солнечные денёчки. Танечка принесла цветочки и грибочки. В вазочке розочки и астрочки. Внучке читают сказочку про уточку.
Спишите. Выделите орфограмму ь – показатель мягкости.
Идёт сильный дождь. Больной маленький Кузька лежит под крыльцом. Ольга завязала щенку больную лапу. Мальчики принесли хлеба и молока.
Стоят сильные морозы. Пень закрыт снегом. Ольга и Кузьма взяли коньки. Коньки скользят по льду. Вот большая гора. Школьники везут санки. На санках красивая резьба.
Спишите. Выделите орфограмму большая буква в именах.
Первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Учёные послали их в разведку. В ракетах летали Лайка, Белянка и Пёстрая, Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка. Собака Отважная пять раз была в космосе.
На сцене сказочный терем. В нём живут собака Крошка, кошка Пушинка, енот Тишка, петушок Петя и ворона Кара. Выходят клоуны Тип и Топ. Енот Тишка играет на барабане. Ворона Кара поёт. Собака Крошка показывает на карте Белое море. Кошка Пушинка катает в тележке петушка Петю.
Спишите. Поставьте ударение.
По утрам и вечерам все лесные жители поют и играют. Звонкими голосами поют зяблики и дрозды. Барабанят дятлы. Хохочет сова. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки.
Идёт по полю трактор. За трактором стая грачей перелетает. Они ходят по пашне и выбирают из неё червяков. Много еды найдут. Птицы летят в рощу. Они летят к своим гнёздам кормить грачат.
Спишите. Выделите в однокоренных словах корни.
Я поехал рыбачить на Волгу. Рыбаки наловили много рыбы. Из рыбёшек сварили рыбный суп. А из очень мелкой рыбки мама испекла рыбник.
На берегу Белого моря живут люди. Они называют себя поморами. Часто дуют морские ветры. Люди давно занимаются мореплаванием. Они хорошие моряки.
Спишите. Выделите орфограмму безударная гласная в корне слова.
В норе играли голодные волчата. Малыши таскали тростинку. Вдруг тростинка сломалась. Но тут пришли родители. Они притащили волчатам окуньков. Волчиха начала кормить волчат. Отец – волк охраняет нору от врагов.
Давно хотели бобры построить на роднике плотину. Они обглодали кору у осин со всех сторон. Кора – их пища. А стволы бобры свалили и потащили к каменистому роднику. Работают бобры по ночам.
В лесу было темно. Но вот он посветлел и ожил. Выпал первый снег. Весело затрещала сорока. На снегу появились следы зверей и птиц. Вот шагает лисёнок по снежку. Вот следы клеста. Каждый зверёк оставляет след на белом ковре.
Прилетели к лесной полянке тетерева. Недалеко кормились сороки. Вдруг появилась лиса. Сразу затрещали сороки на макушке дерева. Тетерева встрепенулись и улетели.
Спишите. Выделите орфограмму парная согласная.
Падает снег. У дома вырос большой сугроб. Олег, Яков и Глеб надели тёплую обувь. Мальчики вышли за порог. Овраг укрыл снег. Ребята пошли через овраг на речку. Вот прорубь. В реке много рыб. Но они спят.
У Серёжи на рисунке ястреб. У ястреба сильный клюв. А вот жираф жуёт морковь. Чей это жираф? Жирафа нарисовали Лев и Глеб. Вот столб. На нём сидит голубь и ест хлеб. Этот рисунок раскрасил Олег.
Давыд и Марат пошли в поход. Они зашли в лес. Мальчики собрали много ягод. Вдруг пошёл дождь. Дети спрятались под дуб. Дуб был как навес. Мальчики посмотрели вниз и увидели большой гриб. Красивый гриб вырос! Глаз не оторвать!
Красив летом лес. В лесу много душистых трав. Вот цветёт ландыш. Бежит колючий ёж. Быстро прополз уж. А это что за малыш? Это маленький лось. Он любит грызть ветки. Чей это надрез на дереве? Это медведь оставил свой след.
Легко падает мягкий снег. На опушке стоит ёлочка. Денис Чашкин и Марат Кошкин украсили ёлку ягодами рябины. К нижним веткам прикрепили морковку и репку. Под ёлку положили крепкий кочан капустки. Утром прилетела стайка птиц. Вечером два зайца угощались сладкой морковкой и репкой.
Низкие облака ползут над лесом. Лесные дорожки укутал снег. Зябко дубкам и берёзкам. Из-под мягкого снега торчат гибкие прутики. Из ельника послышался свист рябчика. Холод загнал мелких зверюшек в норки. На опушке ребята повесили кормушки.
Спишите. Выделите орфограмму разделительный мягкий знак.
Пришла зима с метелью и вьюгой. На деревья упали снежные хлопья. Ночью замёрзли все ручьи. Не слыхать чириканья воробьёв. Заячьи следы ведут к жилью человека. Скоро всё покрылось скатертью снегов.
С первой капелью прилетают к нам птицы. Весной птицы вьют гнёзда и утепляют их листьями и перьями. А воронье гнездо сделано из сучьев. Скоро жильё готово. Мы слышим весёлое чириканье. Ночью можно услышать соловьиные трели.
Спишите. Выделите орфограммы.
Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Мелкие пташки спрятались в гнёзда. Там птичкам тепло. Вдруг глухо каркнул ворон. Робкий зайка прижал от страха ушки.
Ночью был лёгкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Девочка Катя вышла на крыльцо. На снегу были маленькие ямки. Какой зверь ходил по снегу? У зверька белая шубка и длинные ушки. Он любит морковку. Это был заяц.
Трудно найти воду в пустыне. Но удивительная колючая ящерица получает её прямо из воздуха. Утром на её колючках оседает роса. Роса стекает на кожу. Вода бежит к уголкам рта. Молох сжимает их. Вода течёт прямо в горло.
Орёл делает гнездо из толстых сучьев. Он помещает его на сосне. Самое уютное гнездо у синицы. Оно у неё с пухом и мхом. Кукушка кладёт свои яйца в гнёзда других птиц.
В конце весны прилетают к нам стрижи. С визгом летают они над полями. На лету они могут даже спать. У стрижей широкий клюв. Он помогает ловить насекомых на лету. По земле стрижи только ползают. Ходить им мешают длинные крылья и короткие ножки.
infourok.ru