Анастасова 2 класс обж – Окружающий мир. ОБЖ. 2 класс. Рабочая тетрадь. Анастасова Л. П., Ижевский П. В. / Под ред. Плешакова А. А.
Рабочая программа по ОБЖ (2 класс) на тему: Рабочая программа по ОБЖ 2 класс автор учебника Анастасова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ржаницкая средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Согласовано Рассмотрено Директор школы Зам. директора по УВР на заседании МО _______ Л.А. Михеева _________Т.М. Галкина учителей начальных . классов Протокол № __ от о Руководитель МО учителей и нач.классов___ _О.В. Разуваева п
Программа учебного курса
Школа безопасности
на 2015- 2016 учебный год
2 класс
Разработала: учитель начальных классов
Кизимова О.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых разработана программа учебного курса
Программа учебного курса «Школа безопасности» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373 , Примерной программы по обж (Примерные программы по учебным предметам, М.: Просвещение, 2010 г.), Основной образовательной программой НОО МБОУ Ржаницкой СОШ .
Программа составлена на основе Положения о рабочей программе МБОУ Ржаницкой СОШ , в соответствии с учебным планом МБОУ Ржаницкой СОШ на 2015-2016 учебный год.
Сведения об авторской программе
Программа учебного курса «школа безопасности» соответствует авторским рекомендациям «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.
Сведения об используемом учебнике
Данная программа ориентированна на учебник: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова ОБЖ 2 класс. М.: Просвещение 2014г.,
Общая характеристика предмета
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Основной целью курса является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Главными задачами обучения по данной программе являются:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
- развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Реализация программы позволит:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Принципы и методы образовательный процесс по основам безопасности дорожного движения должен быть построен, на основе дидактических закономерностей:
от простого к сложному;
от непонимания к пониманию;
от частного к общему;
от конкретного к абстрактному;
от абстрактного к конкретному.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства:
учебные книжки- тетради с иллюстрированным материалом,
плакаты,
макеты,
специальное оборудование для проведения игровых занятий,
видеофильмы,
компьютерные игры и т. д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Полученные в процессе деятельности знания являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике ОБЖ, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности предмета, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий предмета, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
МЕСТО КУРСА ОБЖ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ Ржаницкой СОШ на 2015-2016 учебный год на изучение предмета выделяется во 2 классе 34 часа (1 час в неделю).
Форма промежуточной аттестации – тестирование.
Содержание программы ОБЖ во 2 классе:
I.Осень
Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины
наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.
Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!».
Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности
II. Зима
Болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши
органы: головной мозг, нервы, глаза,уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.
Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.
Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами
Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.Как вести себя на реке зимой.
III.Весна
Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения
Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как
ориентироваться в лесу. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование.
. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и
насекомыми, меры защиты от них.
IV. Лето
Безопасное поведение на воде. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.Правила поведения на пляже. Безопасное поведение на дорогах
Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.
Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные:
- сформируется умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности; самостоятельно формулировать самые простые, общие для всех людей правила здорового образа жизни, безопасного поведения.
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными
- результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении
личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению
личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных
источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное
мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные результатами являются:
- В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
- В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
- В коммуникативной сфере:
- • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- · чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов;
- · правила поведения на пляже.
- Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- · правила безопасного поведения в лесу, в поле;
- · возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование,
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
- · ядовитые растения, грибы, ягоды.
- Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- от чего зависит наше здоровье.
- Как живет наш организм.
- Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.
- Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни. Избыточный вес;
- травмы, порезы, ссадины и царапины.
- Отравления. Их причины и признаки;
- какими бывают чрезвычайные ситуации.
- Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
- Наводнения, причины наводнений;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях.
- Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».
Практическая работа: к концу 2 класса учащиеся должны уметь:
- правильно перейти водоем по льду;
- правильно вести себя на пляже.
- Плавать техникой плавания «кроль на груди»;
- ориентироваться в лесу.
- Уметь вести себя на реке зимой;
- правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них;
- распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами;
- оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
- действовать по сигналу «Внимание всем!».
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе на: | ||||
Уроки: | Практические работы: | Проверочные работы: | |||||
1. | Осень. | 12 | 8 | 3 | 1 | ||
2. | Зима. | 13 | 9 | 2 | 2 | ||
3. | Весна. | 5 | 2 | 2 | 1 | ||
4. | Лето. | 4 | 3 | 0 | 1 | ||
Всего: | 34 | 22 | 7 | 5 |
nsportal.ru
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика основной деятельности учащихся | Вид контроля. Измерители. | Требования к уровню подготовки (результат) | |
план | факт | |||||||
Защита человека в чрезвычайных ситуациях. (5 часов) 1.1. Чрезвычайные ситуации | ||||||||
1 | 1н | Какими бывают чрезвычайные ситуации. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | Знать: виды ЧС, основы безопасности, понятия «катастрофы и аварии», «стихийные бедствия» Уметь: применять в жизни правильные действия в ЧС | |
2 | 2н |
| Чрезвычайные ситуации природного происхождения. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | |
3 | 3н | Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | ||
1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения | ||||||||
4 | 4н | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | Знать: о городской службе спасения; иметь понятие об МЧС; Уметь: преодолевать страх в ЧС | |
5 | 5н | Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». Практическая работа: Сигнал «Внимание всем!» | 1 | Комбини рованный | Индивидуальная Фронтальная | Фронтальная беседа Текущий | ||
П. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (8 часов) 2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни. | ||||||||
6 | 6н | От чего зависит наше здоровье. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | Знать: отчего зависит наше здоровье, значение различных медицинских терминов; Уметь: использовать полученные знания в жизни. | |
7 | 7н | Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Групповая | Фронтальная беседа | ||
8 | 8н | Наши органы: головной мозг, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Групповая | Фронтальная беседа Текущий | ||
9 | 9н | Сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Групповая | Фронтальная беседа | ||
10 | 10н | Органы дыхания. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Групповая | Фронтальная беседа | ||
11 | 11н | Болезни их возможные причины. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | Знать: причины различных заболеваний, пути передачи, заражения; о факторах влияющих на здоровье, Уметь: оказывать первую помощь при травмировании; использовать полученные знания в жизни. | |
12 | 12н | Пути передачи инфекционных заболеваний. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | ||
13 | 13н | Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Практическая работа: Оказание первой помощи при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Индивидуальная | Фронтальная беседа Индивидуальный | ||
2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами 2ч | ||||||||
14 | 14н | Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | Знать: признаки и причины отравления; Уметь: распознавать отравление, оказывать первую помощь; | |
15 | 15н | Первая помощь при отравлении грибами. Практическая работа: Распознавание отравлений и оказание первой помощи при отравлении грибами. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа | ||
Ш.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся 6ч | ||||||||
16 | 16н | Чем опасны водоемы зимой. Практическая работа: Правильный переход водоема по льду. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа Текущий | Знать: опасности зимнего водоёма, меры предосторожности Уметь: правильно переходить водоём по льду | |
17 | 17н | Меры предосторожности при движении по льду водоемов. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа | ||
18 | 18н | Правила купания в оборудованных и необорудованных местах | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | Знать: правила поведения на пляже, меры предосторожности на различных видах пляжей; Уметь: плавать спортивной техникой «кроль на груди»; | |
19 | 19н | Правила поведения на пляже. Практическая работа: Правильное поведение на пляже. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа Текущий | ||
20 | 20н | Уроки плавания: Подготовительные упражнения для освоения в воде. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | ||
21 | 21н | Техника спортивного плавания «кроль на груди». Практическая работа: Плавание техникой плавания «Кроль на груди». | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Индивидуальная | Фронтальная беседа Текущий | ||
3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. 8ч | ||||||||
22 | 22н | Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа Текущий | Знать: правила безопасности в лесу, в поле, у водоема; Уметь: ориентироваться в лесу, применять в жизни полученные знания; | |
23 | 23н | Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа Текущий | ||
24 | 24н | Как ориентироваться в лесу Практическая работа: Ориентирование в лесу. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа Текущий | ||
25 | 25н | Как вести себя на реке зимой. Практическая работа: Умение вести себя на реке зимой. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | ||
26 | 26н | Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Индивидуальная | Фронтальная беседа | ||
27 | 27н | Ориентирование. Правила поведения. | Комбини рованный | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа Текущий | |||
28 | 28н | Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа | Знать: виды грибов, опасных насекомых и животных; Уметь: оказывать первую помощь при отравлении грибами, при укусах насекомых или животных | |
29 | 29н | Опасные насекомые и животные. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защит от них. Практическая работа. Правильное поведение при встрече с опасными животными и насекомыми, защита от них. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная | Фронтальная беседа | ||
3.3. Безопасное поведение на дорогах. 5ч | ||||||||
30 | 30н | Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Индивидуальная | Фронтальная беседа | Знать: основные правила перехода дорог, её элементы, правила высадки пассажиров, меры предосторожности в игре вблизи проезжей части; Уметь: использовать полученные знания в целях личной безопасности, реагировать на предупредительные сигналы водителей, регулировщиков. | |
31 | 31н | Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Индивидуальная | Фронтальная беседа | ||
32 | 32н | Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. | 1. | Комбини рованный | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа Текущий | ||
33 | 33н | Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Индивидуальная | Фронтальная беседа | ||
34 | 34н | Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть | 1 | Комбини рованный | Фронтальная Парная | Фронтальная беседа | ||
nsportal.ru
ОБЖ 2 кл Анастасова | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе авторской программы Л.П.Анастасовой. (Школа России. Концепция программы для начальной школы–В 2 ч. Ч. 2. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009.).
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1 – 2 класса./ Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. – М.: Просвещение, 2005
В авторскую программу изменения не внесены.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
В соответствии с требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 14 классов общеобразовательных учреждений.
Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями (авторы Л. П. Анастасова и др.), методическим пособием (автор В. Я. Сюньков), игрой «Азбука пешехода» (под общей редакцией А. Т. Смирнова).
В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. В «Пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану» (2004) говорится: «Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество)» изучается с 1 класса по 2 часа в неделю».
Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности».
Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или введение факультативного курса. Это возможно сделать в рамках программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 14 классов. Она позволяет с учетом социальных факторов, уровня материального благополучия в семьях, состояния здоровья учащихся интегрировать в отдельные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир» в зависимости от поставленных в городе, районе, конкретной школе, целей обучения, дополнительный материал по основам безопасности жизнедеятельности, расширяющий содержание базового курса.
univerfiles.com