Задачи по химии 10 класс с решением: Химия 10-11 класс — задачи, уроки
Химия 10-11 класс — задачи, уроки
Все уроки химии: 8 класс, 9 класс, 10 – 11 класс
1) Уроки химии 10 -11 класс — ютуб канал «Инфоурок»
2) Органическая химия 10 класс — ютуб канал «Вурдихан Вурдиханов»
3) Подготовка к олимпиаде по химии 10 — 11 класс — ютуб канал «Онлайн-школа с 3 по 11 класс»
4) Химия для поступающих — ютуб канал «Дистанционные курсы для абитуриентов Химфака МГУ»
- Задачи по химии с решениями. 11 класс
- Задачи на понятие «количество вещества»
- Задачи на относительную плотность газов
- Задачи на массовую долю растворённого вещества в растворе
- Задачи на расчёт по формулам и вывод формул
- Задачи на расчёты по уравнению реакций
- Задачи на расчёт по уравнению реакции, если реагент дан в виде раствора или содержит примеси
- Задачи на расчёт по уравнению реакции, протекающей с определённым выходом продукта
- Задачи на расчет по уравнению реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
- Задачи на расчет по уравнению реакции с участием газообразных веществ
- Задачи на расчет по термохимическим уравнениям реакции и по уравнениям, связанным с изменением того или иного параметра
- Задача на «параллельное» протекание реакций
Уроки химии 10 — 11 класс
Уроки по химии 10 класс. Ютуб канал «Инфоурок» | |
---|---|
ТЕМА УРОКА | ССЫЛКА НА УРОК |
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. | >>>>>>>>>> |
Современное представление о строении атома, S и P орбитали. | >>>>>>>>>> |
Номенклатура и изомерия алканов. | >>>>>>>>>> |
Упражнения на составление формул и названий гомологов и изомеров. | >>>>>>>>>> |
Химические и физические свойства алканов. | >>>>>>>>>> |
Методы получения и применения алканов. | >>>>>>>>>> |
Решение задач на вывод формул органических соединений. | >>>>>>>>>> |
Понятие о циклоалканах. | >>>>>>>>>> |
Алкены. Гомологический ряд алкенов. | >>>>>>>>>> |
Номенклатура и изомерия алкенов. | >>>>>>>>>> |
Физические и химические свойства алкенов. | >>>>>>>>>> |
Получение алкенов и их применение. | >>>>>>>>>> |
Расчеты по уравнениям когда одно из веществ дано в избытке. | >>>>>>>>>> |
Алкадиены. Типы алкадиенов. | >>>>>>>>>> |
Алкины, гомологический ряд алкинов. | >>>>>>>>>> |
Физические и химические свойства алкинов. | >>>>>>>>>> |
Получение и применение алкинов. | >>>>>>>>>> |
Бензол — представитель ароматических углеводородов. | >>>>>>>>>> |
Гомологи бензола. | >>>>>>>>>> |
Нефть и способы её переработки. | >>>>>>>>>> |
Многообразие углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов. | >>>>>>>>>> |
Предельные одноатомные спирты строение, номенклатура. | >>>>>>>>>> |
Химические свойства предельных одноатомных спиртов. | >>>>>>>>>> |
Получение и применение спиртов. Спирты и здоровье человека. | >>>>>>>>>> |
Многоатомные спирты. | >>>>>>>>>> |
Каменный уголь. Фенол. | >>>>>>>>>> |
Альдегиды строение, свойства. | >>>>>>>>>> |
Получение и применение альдегидов. | >>>>>>>>>> |
Одноосновные карбоновые кислоты. | >>>>>>>>>> |
Химические свойства одноосновных карбоновых кислот. | >>>>>>>>>> |
Получение карбоновых кислот. | >>>>>>>>>> |
Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и карб. кислот. | >>>>>>>>>> |
Сложные эфиры. | >>>>>>>>>> |
Жиры. | >>>>>>>>>> |
Углеводы. Классификация и состав углеводов. | >>>>>>>>>> |
Глюкоза строение, свойства, применение. | >>>>>>>>>> |
Моносахариды. | >>>>>>>>>> |
Дисахариды. | >>>>>>>>>> |
Полисахариды. | >>>>>>>>>> |
Амины — органические основания. | >>>>>>>>>> |
Анилин. Его свойства и применение. | >>>>>>>>>> |
Аминокислоты. Названия и свойства аминокислот. | >>>>>>>>>> |
Белки. | >>>>>>>>>> |
Ферменты. Гормоны. | >>>>>>>>>> |
Витамины. | >>>>>>>>>> |
Лекарства. | >>>>>>>>>> |
Искусственные полимеры. | >>>>>>>>>> |
Синтетические органические соединения. | >>>>>>>>>> |
Значение органической химии. | >>>>>>>>>> | Уроки химии 11 класс. Ютуб канал «Инфоурок» |
ТЕМА УРОКА | ССЫЛКА НА УРОК |
Атом – сложная частица. | >>>>>>>>>> |
Периодический закон и строение атома. | >>>>>>>>>> |
Ионная химическая связь. | >>>>>>>>>> |
Ковалентная химическая связь. | >>>>>>>>>> |
Металлическая химическая связь. | >>>>>>>>>> |
Водородная химическая связь. | >>>>>>>>>> |
Полимеры. | >>>>>>>>>> |
Газообразные вещества. | >>>>>>>>>> |
Жидкие вещества. | >>>>>>>>>> |
Твердые вещества. | >>>>>>>>>> |
Дисперсные системы. | >>>>>>>>>> |
Состав вещества. Смеси. | >>>>>>>>>> |
Понятие о химической реакции. | >>>>>>>>>> |
Классификация химических реакций. | >>>>>>>>>> |
Скорость химической реакции. | >>>>>>>>>> |
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | >>>>>>>>>> |
>>>>>>>>>> | |
Гидролиз. | >>>>>>>>>> |
Окислительно восстановительные реакции. Электролиз. | >>>>>>>>>> |
Классификация веществ. Металлы. | >>>>>>>>>> |
Неметаллы. | >>>>>>>>>> |
Кислоты. | >>>>>>>>>> |
Основания. | >>>>>>>>>> |
Амфотерные органические и неорганические соединения. | >>>>>>>>>> |
Соли. | >>>>>>>>>> |
Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ. | >>>>>>>>>> |
Органическая химия 10 класс. Ютуб канал «Вурдихан Вурдиханов» | |
---|---|
ТЕМА УРОКА | ССЫЛКА НА УРОК |
Алканы. Структурные формулы, названия, гомологи, радикалы. | >>>>>>>>>> |
Алканы. Строение, гибридизация, углы, геометрическая форма молекул. | >>>>>>>>>> |
Пи и сигма связи, как определить? | >>>>>>>>>> |
sp sp2 sp3 гибридизация, как определить? | >>>>>>>>>> |
Первичный, вторичный, третичный, четвертичный атом углерода. | >>>>>>>>>> |
Номенклатура, названия алканов. Учимся называть алканы. | >>>>>>>>>> |
Все виды изомерии. | >>>>>>>>>> |
Цис- Транс- Изомерия. Все виды. | >>>>>>>>>> |
Межклассовая изомерия. Все виды. | >>>>>>>>>> |
Алкены. Строение, гибридизация, углы, геометрическая форма молекул. | >>>>>>>>>> |
Алкины. Строение, гибридизация, углы, геометрическая форма молекул. | >>>>>>>>>> |
Строение атома углерода. | >>>>>>>>>> |
Теория строения органических соединений Бутлерова. | >>>>>>>>>> |
Предмет органической химии. Органические вещества. | >>>>>>>>>> |
Алканы. Получение. Все реакции получения. | >>>>>>>>>> |
Алканы. Химические свойства. Все реакции для ЕГЭ. | >>>>>>>>>> |
Циклоалканы. Получение. | >>>>>>>>>> |
Циклоалканы. Химические свойства. | >>>>>>>>>> |
Галогеналканы. Получение. | >>>>>>>>>> |
Галогеналканы. Химические свойства. | >>>>>>>>>> |
Функциональные группы и номенклатура органических веществ. | >>>>>>>>>> |
Общие и молекулярные формулы органических веществ. | >>>>>>>>>> |
Алкены. Получение. Все реакции для ЕГЭ. | >>>>>>>>>> |
Подготовка к олимпиаде по химии
Химия для поступающих
Химия для поступающих. Ютуб канал «Дистанционные курсы для абитуриентов Химфака МГУ» | |
---|---|
ТЕМА УРОКА | ССЫЛКА НА УРОК |
Разбор задач дополнительного вступительного испытания МГУ по химии 2016 г. | >>>>>>>>>> |
Расчет средней скорости химической реакции. Химия для поступающих. Разбор задач. | >>>>>>>>>> |
Расчет скорости химической реакции по текущим концентрациям реагентов. Химия для поступающих. | >>>>>>>>>> |
Использование уравнения Аррениуса для решения задач (1/2). Химия для поступающих. | >>>>>>>>>> |
Использование уравнения Аррениуса для решения задач (2/2). Химия для поступающих. | >>>>>>>>>> |
Использование правила Вант-Гоффа для решения задач. Химия для поступающих. | >>>>>>>>>> |
Использование правила Вант-Гоффа для решения задач (2/2). Химия для поступающих. | >>>>>>>>>> |
Диссоциация воды. Водородный показатель. | >>>>>>>>>> |
Кислотно-основные равновесия в водном растворе. Гидролиз солей. | >>>>>>>>>> |
Расчет рН растворов сильных и слабых кислот. Химия для поступающих. | >>>>>>>>>> |
Расчет рН растворов сильных и слабых оснований. Химия для поступающих. | >>>>>>>>>> |
Окислительно восстановительные реакции, часть 1 из 4. Определение степеней окисления. | >>>>>>>>>> |
Окислительно восстановительные реакции, часть 2 из 4. Уравнивание ОВР методом электронного баланса. | >>>>>>>>>> |
Уравнивание неорганических реакций (ОВР) методом электронно-ионного баланса. ОВР, часть 3 из 4. | >>>>>>>>>> |
Уравнивание органических реакций (ОВР) методом электронно-ионного баланса. ОВР, часть 4 из 4. | >>>>>>>>>> |
Поделитесь с друзьями:
Решение качественных задач по органической химии 10 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Задачи на объяснение фактов или тенденций
Качественные, т. е. нерасчетные задачи можно условно разделить на несколько типов.
I. Задачи на объяснение фактов или тенденций.
Задача 1
Условие задачи. Согласно справочным данным, фенол представляет собой бесцветные прозрачные кристаллы. Тем не менее химический реактив фенол, стоящий в банке на полке (рис. 1), всегда окрашен в розовый цвет. Почему?
Рис. 1. Фенол
Решение.
Вспомним особенности строения фенола (рис. 2).
Рис. 2. Строение фенола
Поскольку это бензольное кольцо, к которому присоединен атом заместителя кислорода, содержащего неподеленную электронную пару, то происходит взаимодействие электронов кислорода и бензольного кольца.
В результате происходит сопряжение π-электронов бензольного кольца и электронной пары атома кислорода. Активность всего бензольного кольца существенно возрастает. Получается вещество, гораздо менее устойчивое к окислению по сравнению с исходным бензолом.
Поэтому фенол всегда загрязнен продуктами окисления, имеющими яркую окраску. В результате он имеет характерный розовый цвет.
Задачи на сравнение свойств веществ
II. Задачи на сравнение свойств веществ
Задача 1
Условие задачи. Как изменятся свойства уксусной кислоты при замене водородов в метильном радикале на атомы хлора: СН3-СООН → СН2Cl-СООН → СНCl2-СООН → СCl3-СООН?
Решение.
При замещении водорода хлором хлор как более электроотрицательный атом стягивает на себя электронную плотность.
Эта электронная плотность смещается от карбоксильной группы и, соответственно, от карбоксильного атома водорода.
СН3-СООН < СН2Cl-СООН < СНCl2-СООН < СCl3-СООН
Атом водорода приобретает более положительный заряд. Уксусная кислота с заменой водорода на хлор в своем углеводородном радикале становится более легко диссоциирующей.
У нее становится более высокая константа диссоциации по сравнению с исходной уксусной кислотой.
Трихлоруксусная кислота СCl3-СООН уже относится не к слабым кислотам, как сама уксусная кислота, а к сильным. Именно из-за этого эффекта.
Задачи на качественный анализ органических соединений
III. Задачи на качественный анализ органических соединений
Задача 1
Условие задачи. Соединение А – легкокипящая жидкость с приятным запахом. При гидролизе А образуется два соединения с одинаковым числом атомов углерода. Плотность паров одного из этих соединений – В – лишь немного превышает плотность воздуха. Вещество В может быть окислено оксидом меди (II) в вещество С, которое используется для сохранения биологических препаратов.
Приведите возможные формулы веществ А, В, С.
Решение.
То, что могло быть окислено оксидом меди (II), является альдегидом.
R-CH2-OH + CuO R-CH=O + Cu + H2O
Делаем предположение: вещество С – альдегид. При этом данный альдегид используется для хранения биологических препаратов. Биологические препараты хранят в растворе формалина. Вещество – С – формальдегид (метаналь) Н-CH=O.
Формальдегид получился из метанола. Значит, вещество В – это метанол.
CH3-OH + CuO НCH=O + Cu + H2O
Метанол CH3-OH немного тяжелее воздуха.
М(CH3-OH) = 32 г/моль, М(воздуха) = 29 г/моль.
Поскольку при гидролизе исходного вещества получились два вещества с одинаковым числом атомов углерода RCOOCH3 RCOOH + CH3-OH, то кислота с одним атомом углерода – это НCOOH – муравьиная кислота.
Исходное вещество А – с приятным запахом – это НCOOCH3 – метиловый эфир муравьиной кислоты.
Ответ: А – НCOOCH3; В – CH3-OH; С – формальдегид Н-CH=O.
Задачи на различение веществ
IV. Задачи на различение веществ
Задача 1
Условие задачи. В трех пробирках находятся три водных раствора: муравьиной кислоты НCOOH, соляной кислоты HCl и этанола C2H5—OH. Как, используя минимальное количество реактивов, различить вещества в пробирках?
Решение
1. Во все три пробирки добавляем индикатор, например, метилоранж. В растворах кислот он изменит свой цвет на красный.
В оставшейся пробирке – этанол C2H5—OH.
2. Муравьиная кислота НCOOH является еще и альдегидом. Действуем на обе кислоты щелочным раствором Сu(ОН)2.
2Сu(ОН)2↓+ НCOOH Сu2О↓ + СО2↑ + 3Н2О
Сu2О↓ – осадок красного цвета.
3. В пробирке с соляной кислотой HCl синий осадок Сu(ОН)2↓ просто растворится.
Сu(ОН)2↓ + 2НCl → СuCl2↓+ 2Н2O
Подведение итога урока
На этом уроке вы познакомились с решением качественных задач по органической химии. На нём вы рассмотрели примеры качественных (нерасчётных) задач, которые условно можно разделить на несколько типов. Например: на объяснения фактов или тенденций, на сравнения свойств веществ, на качественный анализ органических соединений. Научились правильно решать такие задачи из курса органической химии.
Список литературы
- Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин, А. А. Дроздов, В. И. Теренин. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.
- Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Еремин, Н. Е. Кузьменко, В. В. Лунин, А. А. Дроздов, В. И. Теренин. – М.: Дрофа, 2010. – 462 с.
- Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 278 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «Органическая химия» (Источник)
- Интернет-портал «xumuk.ru» (Источник)
- Интернет-портал «promobud.ua» (Источник)
Домашнее задание
- №№ 2 (с. 124) Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 14-е издание. – М.: Просвещение, 2012.
- Как доказать непредельный характер жидких жиров?
- Почему сульфат меди (II) при хранении на воздухе из белого превращается в голубой?
- Как различить, в какой пробирке находится раствор фенола, а в какой — этанола? Приведите уравнения реакций.
CBSE Класс 10 Научные текстовые задания решены
Главная » Руководство CBSE » Класс 10 » Наука » Глава 1 Решенные текстовые действия
Глава 1 — Химические реакции и уравнения
1.1) Когда магниевая лента горит, что вы наблюдаете?
Ответ) Магниевая лента горит ослепительным пламенем и часовой порошок собирается на подложенном под нее часовом стекле. Белый порошок представляет собой оксид магния, образованный реакцией магния и кислорода, присутствующих в воздухе.
2Mg(s) + O 2 (g) → 2MgO
1.2) что вы наблюдаете, когда к раствору нитрата свинца в пробирке добавляют раствор йодида калия?
Ans) Белый нитрат свинца реагирует с белым йодидом калия с образованием желтого йодида свинца, который не растворяется в воде.
Pb(NO 3 ) 2 (водн.) + 2KI (водн.) → 2KNO 3 (водн.) + PbI 2 (т)
1.3) Что происходит с дихлористоводородной кислотой в гранулах или в него добавляют серную кислоту? Есть ли изменение его температуры?
Цинк, будучи активным металлом, легко реагирует с разб. соляной кислоты при комнатной температуре с образованием растворимого хлорида цинка и водорода. Мы можем наблюдать пузырьки газообразного водорода, образующиеся вокруг гранул цинка. Если мы прикоснемся к конической колбе, мы можем почувствовать ощущение жара, так как происходит повышение температуры. Итак, это экзотермическая реакция.
Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2
Поскольку цинк вытесняет водород из HCl, это реакция замещения. Газообразный водород обычно получают в лаборатории по этой реакции.
Когда гранулы цинка добавляют к разбавленной серной кислоте, происходит изменение состояния гранул цинка, они превращаются в сульфат цинка (ZnSO 4 ) и выделяется газообразный водород.
Zn + H 2 SO 4 → ZnSO 4 + H 2
Эта реакция является экзотермической, т.
1.4) Изменяется ли температура при добавлении воды к оксиду кальция или негашеной извести в химическом стакане?
Ans) Оксид кальция энергично реагирует с водой с образованием гашеной извести (гидроксид кальция) с выделением большого количества тепла.
В этой реакции оксид кальция и вода объединяются, образуя единый продукт — гидроксид кальция. Такая реакция, в которой один продукт образуется из двух или более реагентов, известна как реакция сочетания.
1.5) Наблюдаете ли Вы изменение окраски кристаллов железного купороса при нагревании их в кипящей трубке над пламенем горелки или спиртовки?
Ответ) Зеленый цвет кристаллов сульфата железа меняется на коричневато-черный оксид и появляется запах горящей серы. Сульфат железа разлагается с образованием оксида железа (Fe 2 O 3 ), диоксида серы (SO 2 ) и триоксида серы (SO 3 ). Итак, выбрасываемый газ пахнет горящей серой. В этой реакции единственный реагент FeSO 4 разлагается с образованием трех различных продуктов. Таким образом, реакция является реакцией разложения.
1.6) Что вы наблюдаете, когда кипящую пробирку с порошком нитрата свинца нагревают над пламенем?
Ответ) При нагревании нитрат свинца разлагается с потрескивающим звуком с выделением коричневых паров диоксида азота (NO 2 ), имеющего раздражающий запах. Газ синеет, лакмус краснеет; следовательно, он кислый по своей природе. В пробирке остается желтый твердый остаток оксида свинца (PbO).
« Назад в меню | Страница 1 | Страница 2
4.5: Концентрация растворов — Химия LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 21718
Цели обучения
- Количественно описать концентрации растворов
Многие люди имеют качественное представление о том, что подразумевается под концентрацией . Любой, кто готовил растворимый кофе или лимонад, знает, что слишком много порошка дает сильно ароматизированный, высококонцентрированный напиток, тогда как слишком мало дает разбавленный раствор, который трудно отличить от воды. В химии концентрация раствора — это количество растворенного вещества , которое содержится в определенном количестве растворителя или раствора. Знание концентрации растворенных веществ важно для контроля стехиометрии реагентов для растворных реакций. Химики используют множество различных методов для определения концентрации, некоторые из которых описаны в этом разделе.
Молярность
Наиболее распространенной единицей концентрации является молярность , которая также наиболее полезна для расчетов, связанных со стехиометрией реакций в растворе. Молярность (М) определяется как количество молей растворенного вещества, присутствующего ровно в 1 л раствора. Это эквивалентно количеству миллимолей растворенного вещества, присутствующего ровно в 1 мл раствора:
\[ молярность = \dfrac{моли\: of\: растворенное вещество}{литры\: of\: раствора} = \dfrac{mmoles \: of\: раствор} {миллилитров\: of\: раствор} \label{4. 5.1} \]
Таким образом, единицами молярности являются моли на литр раствора (моль/л), сокращенно \(М\). Водный раствор, который содержит 1 моль (342 г) сахарозы в количестве воды, достаточном для получения конечного объема 1,00 л, имеет концентрацию сахарозы 1,00 моль/л или 1,00 М. В химических обозначениях квадратные скобки вокруг названия или формулы растворенное вещество представляет собой молярную концентрацию растворенного вещества. Следовательно,
\[[\rm{сахароза}] = 1,00\: M \номер \]
читается как «концентрация сахарозы 1,00 молярная». Отношения между объемом, молярностью и молями могут быть выражены как
\[ V_L M_{моль/л} = \cancel{L} \left( \dfrac{mol}{\cancel{L}} \right) = моли \label{4.5.2} \]
или
\[ V_{мл} M_{ммоль/мл} = \cancel{мл} \left( \dfrac{ммоль} {\cancel{мл}} \right) = ммоль \label{4.5.3} \]
На рисунке \(\PageIndex{1}\) показано использование уравнений \(\ref{4.5.2}\) и \(\ref{4.5.3}\).
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Приготовление раствора известной концентрации с использованием твердого растворенного веществаПример \(\PageIndex{1}\): Расчет молей по концентрации NaOH
Рассчитайте количество молей гидроксида натрия (NaOH) в 2,50 л 0,100 М NaOH.
Дано: идентичность растворенного вещества, объем и молярность раствора
Запрошено: количество растворенного вещества в молях
Стратегия:
Используйте либо уравнение \ref{4.5.2}, либо уравнение \ref{4.5. 3}, в зависимости от единиц измерения, указанных в задаче.
Решение:
Поскольку нам дан объем раствора в литрах и задано число молей вещества, уравнение \ref{4.5.2} более полезно:
\( моль\: NaOH = V_L M_{моль/л} = (2,50\: \отменить{L} ) \влево( \dfrac{0,100\: моль} {\отменить{L}} \вправо) = 0,250\: моль\: NaOH \)
Упражнение \(\PageIndex{1}\): Расчет молей по концентрации аланина
Рассчитайте количество миллимолей аланина, биологически важной молекулы, в 27,2 мл 1,53 М аланин.
- Ответить
41,6 ммоль
Расчеты с использованием молярности (M): Расчеты с использованием молярности (M), YouTube(opens in new window) [youtu. be]
Концентрации также часто указываются в пересчете на массу (m/m) или на основе массы на объем (m/v), особенно в клинических лабораториях и инженерных приложениях. Концентрация, выраженная в м/м, равна количеству граммов растворенного вещества на грамм раствора; концентрация на основе m/v представляет собой количество граммов растворенного вещества на миллилитр раствора. Каждое измерение можно выразить в процентах, умножив отношение на 100; результат сообщается как процент масс./масс. или процент масс./об. Концентрации очень разбавленных растворов часто выражаются в частей на миллион ( частей на миллион ), что составляет граммы растворенного вещества на 10 6 г раствора, или частей на миллиард ( частей на миллион ), что составляет граммов растворенного вещества на 10 9 г раствора. решение. Для водных растворов при 20°C 1 ppm соответствует 1 мкг на миллилитр, а 1 ppb соответствует 1 нг на миллилитр. Эти концентрации и их единицы приведены в таблице \(\PageIndex{1}\).
Концентрация | Единицы |
---|---|
м/м | г растворенного вещества/г раствора |
т/х | г растворенного вещества/мл раствора |
частей на миллион | г растворенного вещества/10 6 г раствора |
мкг/мл | |
частей на миллион | г растворенного вещества/10 9 г раствора |
нг/мл |
Приготовление растворов
Для приготовления раствора, содержащего определенную концентрацию вещества, необходимо растворить желаемое количество молей растворенного вещества в достаточном количестве растворителя, чтобы получить желаемый конечный объем раствора. На рисунке \(\PageIndex{1}\) показана эта процедура для раствора дигидрата хлорида кобальта (II) в этаноле. Обратите внимание, что объем растворитель не указан. Поскольку растворенное вещество занимает место в растворе, необходимый объем растворителя почти всегда на 90 128 меньше, чем на 90 129 желаемого объема раствора. Например, если желаемый объем равен 1,00 л, было бы неправильно добавлять 1,00 л воды к 342 г сахарозы, поскольку в результате получится более 1,00 л раствора. Как показано на рисунке \(\PageIndex{2}\), для некоторых веществ этот эффект может быть значительным, особенно для концентрированных растворов.
Рисунок \(\PageIndex{2}\): Приготовление 250 мл раствора (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 в воде. Растворенное вещество занимает место в растворе, поэтому для приготовления 250 мл раствора требуется менее 250 мл воды. 45 мл воды остается в мерном цилиндре даже после добавления до метки мерной колбы.Пример \(\PageIndex{2}\)
Раствор содержит 10,0 г дигидрата хлорида кобальта(II), CoCl 2 •2H 2 O, в этаноле, достаточном для получения ровно 500 мл раствора. Какова молярная концентрация \(\ce{CoCl2•2h3O}\)?
Дано: масса растворенного вещества и объем раствора
Запрошено: концентрация (M)
Стратегия:
Чтобы найти количество молей \(\ce{CoCl2•2h3O}\), разделите масса соединения по его молярной массе. Рассчитайте молярность раствора, разделив количество молей растворенного вещества на объем раствора в литрах.
Решение:
Молярная масса CoCl 2 •2H 2 O составляет 165,87 г/моль. Следовательно,
\[ моль\: CoCl_2 \cdot 2H_2O = \left( \dfrac{10,0 \: \cancel{g}} {165,87\: \cancel{g} /mol} \right) = 0,0603\: моль \номер \]
Объем раствора в литрах равен
\[ объем = 500\: \cancel{мл} \left( \dfrac{1\: L} {1000\: \cancel{мл}} \right) = 0 .500\: L \nonumber \]
Молярность — это количество молей растворенного вещества на литр раствора, поэтому молярность раствора равна
\[ молярность = \dfrac{0,0603\: моль} {0,500\: L} = 0,121\: M = CoCl_2 \cdot H_2O \номер\]
Упражнение \(\PageIndex{2}\)
Раствор, показанный на рисунке \(\PageIndex{2}\), содержит 90,0 г (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 в достаточное количество воды, чтобы получить окончательный объем ровно 250 мл. Какова молярная концентрация дихромата аммония?
- Ответить
\[(NH_4)_2Cr_2O_7 = 1,43\: М \номер\]
Чтобы приготовить определенный объем раствора, который содержит определенную концентрацию растворенного вещества, сначала необходимо рассчитать количество молей растворенного вещества в желаемом объеме раствора, используя соотношение, показанное в уравнении \(\ref{4.5.2 }\). Затем мы переводим количество молей растворенного вещества в соответствующую массу необходимого растворенного вещества. Эта процедура проиллюстрирована в примере \(\PageIndex{3}\).
Пример \(\PageIndex{3}\): Раствор D5W
Так называемый раствор D5W, используемый для внутривенного замещения жидкостей организма, содержит 0,310 М глюкозы. (D5W представляет собой примерно 5% раствор декстрозы [медицинское название глюкозы] в воде.) Рассчитайте массу глюкозы, необходимую для приготовления пакета D5W объемом 500 мл. Глюкоза имеет молярную массу 180,16 г/моль.
Дано: молярность, объем и молярная масса растворенного вещества
Запрошено: масса растворенного вещества
Стратегия:
- Рассчитайте количество молей глюкозы, содержащихся в указанном объеме раствора, умножив объем раствора на его молярность.
- Получите необходимую массу глюкозы, умножив число молей соединения на его молярную массу.
Решение:
A Сначала нужно вычислить количество молей глюкозы, содержащихся в 500 мл 0,310 М раствора:
\(V_L M_{моль/л} = моль \)
\( 500\: \cancel{mL} \left( \dfrac{1\: \cancel{L}} {1000\: \cancel{mL}} \right) \left( \dfrac{0.310\ : моль\: глюкоза} {1\: \cancel{L}} \right) = 0,155\: моль\: глюкоза \)
B Затем мы преобразуем количество молей глюкозы в требуемую массу глюкоза:
\( масса \: of \: глюкоза = 0,155 \: \cancel{mol\: глюкоза} \left( \dfrac{180,16 \: g\: глюкоза} {1\: \cancel{mol\: глюкоза }} \right) = 27,9 \: g \: глюкоза \)
Упражнение \(\PageIndex{3}\)
Другим раствором, обычно используемым для внутривенных инъекций, является физиологический раствор, 0,16 М раствор хлорида натрия в воде. Рассчитайте массу хлорида натрия, необходимую для приготовления 250 мл физиологического раствора.
- Ответить
2,3 г NaCl
Раствор нужной концентрации также можно приготовить путем разбавления небольшого объема более концентрированного раствора дополнительным растворителем. Исходный раствор представляет собой коммерчески приготовленный раствор известной концентрации и часто используется для этой цели. Разбавление маточного раствора предпочтительнее, потому что альтернативный метод взвешивания крошечных количеств растворенного вещества трудно выполнить с высокой степенью точности. Разбавление также используется для приготовления растворов из веществ, которые продаются в виде концентрированных водных растворов, таких как сильные кислоты.
Процедура приготовления раствора известной концентрации из маточного раствора показана на рисунке \(\PageIndex{3}\). Это требует расчета количества молей растворенного вещества, желаемого в конечном объеме более разбавленного раствора, а затем расчета объема исходного раствора, содержащего это количество растворенного вещества. Помните, что разбавление заданного количества маточного раствора растворителем , а не изменяет число молей присутствующего растворенного вещества. Таким образом, соотношение между объемом и концентрацией исходного раствора и объемом и концентрацией желаемого разбавленного раствора равно 9.0003
\[(V_s)(M_s) = моли\: of\: растворенное вещество = (V_d)(M_d)\метка{4.5.4} \]
, где индексы s и d указывают запас и разбавленные растворы соответственно. Пример \(\PageIndex{4}\) демонстрирует расчеты, связанные с разбавлением концентрированного маточного раствора.
Рисунок \(\PageIndex{3}\): Приготовление раствора известной концентрации путем разбавления маточного раствора. (a) Объем ( V s ), содержащий требуемые моли растворенного вещества (M s ) измеряется в исходном растворе известной концентрации. (b) Измеренный объем маточного раствора переносят во вторую мерную колбу. (c) Измеренный объем во второй колбе затем разбавляют растворителем до объемной метки [( V s )(M s ) = ( V d )(M d ) ].Пример \(\PageIndex{4}\)
Какой объем исходного раствора глюкозы 3,00 М необходим для приготовления 2500 мл раствора D5W в примере \(\PageIndex{3}\)?
Дано: объем и молярность разбавленного раствора
Запрошено: объем исходного раствора раствор по его молярности.
Решение:
A Раствор D5W в примере 4.5.3 представлял собой 0,310 М глюкозу. Начнем с использования уравнения 4.5.4 для расчета количества молей глюкозы, содержащихся в 2500 мл раствора:
\[ моль\: глюкоза = 2500\: \cancel{мл} \left( \dfrac{1\: \cancel{L}} {1000\: \cancel{мл}} \right) \left( \dfrac{0,310\: моль\: глюкоза} {1\: \cancel{L}} \right) = 0 .775\: моль\: глюкоза \номер \]
B Теперь мы должны определить объем 3,00 М исходного раствора, содержащего такое количество глюкозы:
\[ объем\: из\: сток\: раствор = 0,775\: \отменить{моль\: глюкоза} \влево( \dfrac{1\: л} {3,00\: \отменить{моль\ : глюкоза}} \справа) = 0,258\: л\: или\: 258\: мл \нечисло \]
При определении необходимого объема маточного раствора мы должны были разделить желаемое число молей глюкозы по концентрации исходного раствора для получения соответствующих единиц. Кроме того, количество молей растворенного вещества в 258 мл исходного раствора такое же, как количество молей в 2500 мл более разбавленного раствора; изменилось только количество растворителя . Полученный нами ответ имеет смысл: разбавление исходного раствора примерно в десять раз увеличивает его объем примерно в 10 раз (258 мл → 2500 мл). Следовательно, концентрация растворенного вещества должна уменьшиться примерно в 10 раз, как это и происходит (3,00 М → 0,310 М).
Мы также могли бы решить эту задачу за один шаг, решив уравнение 4.5.4 для V s и подставив соответствующие значения:
\[ V_s = \dfrac{( V_d )(M_d )}{M_s } = \dfrac{(2.500\: L)(0.310\: \cancel{M})} {3.00\: \cancel{M}} = 0.258\: L \nonumber \]
Как мы уже отмечали, часто существует более одного правильного способа решения проблемы.
Упражнение \(\PageIndex{4}\)
Какой объем исходного раствора 5,0 М NaCl необходим для приготовления 500 мл физиологического раствора (0,16 М NaCl)?
- Ответить
16 мл
Концентрация ионов в растворе
В примере \(\PageIndex{2}\) концентрация раствора, содержащего 90,00 г дихромата аммония в конечном объеме 250 мл, рассчитана как 1,43 М. Рассмотрим подробнее именно то, что это означает. Дихромат аммония представляет собой ионное соединение, содержащее два NH 9{2-} (aq)\label{4.5.5} \]
Таким образом, 1 моль формульных единиц дихромата аммония растворяется в воде с образованием 1 моля Cr 2 O 7 2 − анионов и 2 моль катионов NH 4 + (см. рисунок \(\PageIndex{4}\)).
Рисунок \(\PageIndex{4}\): Растворение 1 моль ионного соединения. В этом случае при растворении 1 моля (NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 получается раствор, содержащий 1 моль Cr 2 O 7 2 − ионов и 2 моль NH 4 + ионов. (Молекулы воды опущены из молекулярного изображения раствора для ясности.) 1 моль дихромата аммония показан в мерной колбе объемом 1 л. Полученная мерная колба справа содержит 1 литр раствора после растворения в воде. Порошкообразная форма бихромата аммония также включена в схему. При проведении химической реакции с использованием раствора соли, такой как дихромат аммония, важно знать концентрацию каждого иона, присутствующего в растворе. Если раствор содержит 1,43 М (NH 4 ) 2 CR 2 O 7 , затем концентрация CR 2 O 7 2 — также должен быть 1,43 м, потому что есть один CR 2 — 7.43 м, потому что есть один CR 2 7013 7 70203 7.43 М, потому что есть один Cr 2 7. 70203. 2 − ион на формульную единицу. Однако на формульную единицу приходится два иона NH 4 + , поэтому концентрация ионов NH 4 + составляет 2 × 1,43 М = 2,86 М. Поскольку каждая формульная единица (NH 4 ) 2 CR 2 O 7 Производит Три ионов при растворении в воде (2NH 4 + + 1CR 2 O 7 2 02. , , 9012, 9012, 9012, 9012, 9012, 9012, , , , , , , , , , , 8, 8, 8, 8, 8, 8, 8). в растворе 3 × 1,43 M = 4,29 M. Концентрация ионов в растворе из растворимой соли: концентрация ионов в растворе из растворимой соли, YouTube (opens in new window) [youtu.be] Каковы концентрации всех видов, полученных из растворенных веществ в этих водных растворах? Дано: молярность Запрошено: концентрации A Классифицируйте каждое соединение как сильный электролит или неэлектролит. B Если соединение является неэлектролитом, его концентрация равна молярности раствора. — (водн.) \) B Поскольку каждая формульная единица NaOH производит один ион Na + и один ион OH — , концентрация каждого иона такая же, как концентрация NaOH: [Na + ] = 0,21 М и [ ОН — ] = 0,21 М. Пример \(\PageIndex{5}\)
Стратегия:
B Одна формула единицы в IN (№ 3 ) 3 производит один в 3 + Ион и три № 3 — , так что 0,032 м в (№ 3 )). 3 solution contains 0.032 M In 3 + and 3 × 0.032 M = 0. 096 M NO 3 – —that is, [In 3 + ] = 0.032 M and [NO 3 − ] = 0,096 М.
Упражнение \(\PageIndex{5}\)
Каковы концентрации всех видов, полученных из растворенных веществ в этих водных растворах?
- 0,0012 М Ba(OH) 2
- 0,17 М Na 2 SO 4
- 0,50 М (CH 3 ) 2 CO, обычно известный как ацетон
Резюме
Концентрации растворов обычно выражаются в молях и могут быть приготовлены путем растворения известной массы растворенного вещества в растворителе или разбавления маточного раствора.
- определение молярности: \[ молярность = \dfrac{моль\: из\: растворенного вещества}{литры\: из\: раствора} = \dfrac{ммоль\: из\: растворенного вещества} {миллилитров\: из \: решение} \номер\]
- связь между объемом, молярностью и молями : \[ V_L M_{моль/л} = \cancel{L} \left( \dfrac{mol}{\cancel{L}} \right) = моли \nonumber \ ]
- связь между объемом и концентрацией основного и разбавленного растворов : \[(V_s)(M_s) = моли\: of\: растворенное вещество = (V_d)(M_d) \номер\]
Концентрация вещества представляет собой количество растворенного вещества, присутствующего в данном количестве раствора. Концентрации обычно выражают в терминах молярности , определяемой как число молей растворенного вещества в 1 л раствора. Растворы известной концентрации можно приготовить либо путем растворения известной массы растворенного вещества в растворителе и разбавления до желаемого конечного объема, либо путем разбавления соответствующего объема более концентрированного раствора (исходный раствор 9).0008 ) до желаемого конечного объема.
Авторы и авторство
4.5: Concentration of Solutions распространяется под лицензией CC BY-NC-SA 3.0, автором, ремиксом и/или куратором является LibreTexts.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или страница
- Лицензия
- СС BY-NC-SA
- Версия лицензии
- 3,0
- Показать страницу TOC
- № на стр.