cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Уровни организации живого 10 класс презентация – Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Уровни организации живой материи

Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Уровни организации живой материи

Слайд 1

Уровни организации живой материи СОШ №127 г. Нижний Новгород Выполнила учитель биологии МБОУ Трусова Светлана Викторовна Биология 10 класс

Слайд 2

Окружающий нас мир живых существ — это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.

Слайд 3

Молекулярно-генетический уровень. Как бы сложно ни была организована любая живая система, в ее основе лежит взаимодействие биологических макромолекул Химические вещества, нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, липиды являются самыми мелкими единицами этого уровня организации жизни.

Слайд 4

Клеточный уровень На этом уровне главными элементами являются различные органеллы. На рисунке 4 вы можете увидеть клетки и их органеллы, которые являются основой этого уровня организации живой материи. Основными процессами этого уровня становятся способность к самовоспроизведению, включение большинства химических элементов в состав клетки, регулирование химических реакций, запас и потребление энергии. Стратегия жизни выражена в том, что живые системы включают в свой состав химические элементы Земли и энергию Солнца.

Слайд 5

Тканевый уровень. Ткань — это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и выполняемой функции. Ткань — это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и выполняемой функции.

Слайд 6

Организменный (онтогенетический) уровень Организм — это целостная одноклеточная или многоклеточная живая система, способная к самостоятельному существованию. Многоклеточный организм образован совокупностью тканей и органов.

Слайд 7

Популяционный уровень. Популяция — совокупность особей одного вида, занимающих определенный ареал, свободно скрещивающихся друг с другом, имеющих общее происхождение, генетическую основу и в той или иной степени изолированных от других популяций данного вида.

Слайд 8

Видовой уровень. Вид — совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Все особи одного вида имеют одинаковый кариотип, сходное поведение и занимают определенный ареал.

Слайд 9

Биогеоценотический ( экосистемный ) уровень. Биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах осуществляется круговорот веществ и энергии.

Слайд 10

Биосферный (глобальный) уровень.

Слайд 11

Что такое биологическая система? Почему выделяют несколько видов в иерархии системы? Сколько и какие уровни вы можете назвать? Какой уровень организации наивысший ? Что такое биосфера?

Слайд 13

1. Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. 2. Уровень, на котором изучают взаимоотношения организмов и среды обитания. 3. Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию. 4. Основная структурная и функциональная единица живых организмов. 5. Начальный уровень организации живого, который обладает всеми свойствами живого. 6. Уровень, представленный как одноклеточными, так и многоклеточными организмами, на котором изучается организм как единое целое. 7. Оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов. 8. Совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации. 9. Уровень, представленный органическими и неорганическими молекулами. Входящими в состав живых систем, а также в разнообразные комплексы.

Слайд 15

Спасибо за внимание. СОШ №127 г. Нижний Новгород Выполнила учитель биологии МБОУ Трусова Светлана Викторовна Биология 10 класс

nsportal.ru

Презентация — Уровни организации живой материи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Уровни организации живой материи
Презентация по биологии Подготовила учитель биологии Голубева С.В. МКОУ СОШ №4 г. Лесосибирск

Слайд 2

Биосферный уровень организации жизни
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.

Слайд 3

Слайд 4

Биогеоценотический уровень организации жизни
Биогеоценоз — экосистема, занимающая определенный участок суши включающий сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.

Слайд 5

Популяционно-видовой уровень организации жизни
Популя́ция — это совокупность организмов одного вида, обитающих на одной территории.
Вид -группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему плодовитое потомство.

Слайд 6

Организменный уровень организации жизни
Организм  — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Слайд 7

Органный уровень организации жизни
Орган —обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в живом организме.

Слайд 8


Ткань — совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
Тканевый уровень организации жизни

Слайд 9

Клеточный уровень организации жизни
Клетка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.

Слайд 10

Молекулярный уровень организации жизни
Представлен разнообразными молекулами, находящимися в живой клетке. Молекулы неорганических и органических соединений.

Слайд 11

5
4
2
3
1
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ
1
2
3
4
5
6
6
Расположи уровни организации жизни в порядке возрастания уровня. Запиши полученное шестизначное число.

Слайд 12

На каком уровне организации живого проводят исследования в области молекулярной биологии и цитологии? Клеточном Организменном Популяционно-видовом Биогеоценотическом

Слайд 13

2. Прудовые лягушки, длительно обитающие в одном озере – пример уровня организации живого - Биогеоценотического Биосферного Организменного Популяционно-видового

Слайд 14

3. К какому уровню организации живого следует отнести совокупность всех биогеоценозов планеты? Экосистемному Биосферному Популяционно-видовому Организменному

Слайд 15

Предметом изучения экологии является уровень организации живой природы Молекулярный Клеточный Органный Популяционно-видовой

Слайд 16

5. Хвойный лес, болото можно отнести к уровню организации живого Популяционно-видовому Биогеоценотическому Организменному Биосферному

Слайд 17

6* Газовая функция живого вещества планеты (напр. круговорот углекислого газа в природе) осуществляется на уровне организации жизни Организменном Популяционном Биосферном Молекулярном

Слайд 18

7* Клеточная организация живого служит доказательством Единства происхождения органического мира Взаимодействия организмов и среды обитания Приспособленности организмов к среде обитания Единства живой и неживой природы

Слайд 19

http://www.geography.hunter.cuny.edu/~fbuon/EES_717/images/EES717web_clip_image002.jpg — биосфера http://dic.academic.ru/pictures/wiki//lusana.ru/files/83/Syndiotactic_polypropene.png — биосфера и молекулы http://www.universetoday.com/wp-content/uploads/2008/11/molecules.jpg молекулы http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2007/10/28/974573.jpg клетка http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/49/Plagiomnium_affine_laminazellen.jpeg растение http://www.intelkot.ru/pics_import/ArticlesImg/kletki_luka.jpg — лес http://www.oboi.ws/wallpapers/22_2712.jpg лист http://lostoros.ru/pic/products/pic3/97.jpg сердце http://kak-i-pochemu.ru/wp-content/uploads/2010/11/botanika-18.jpg http://www.bokouga.co.za/img/farmpics/animals/WikiBuffalo%20with%20border.jpg буйвол http://franceshunter.files.wordpress.com/2011/03/buffalo_herd.jpg стадо буйволов http://famouswonders.com/wp-content/gallery/ngorongoro-crater/3-buffalos.jpg — буйволы http://www.trophyhunt.ru/images/news/Raznoe/buiv.jpg биогеоценоз http://multiwarez.ru/uploads/posts/2009-10/1255581972_images .jpg животные африк и http://us.cdn4.123rf.com/168nwm/cristimatei/cristimatei0602/cristimatei060200001/316898-photorealistic-3d-rendering-of-planet-earth-viewed-from-space-africa-and-europe.jpg африка http://img-fotki.yandex.ru/get/3911/albertozavr.15/0_1edd6_c4320ef0_XL земля с космоса http://www.e-drofa.ru/materials/bio8/objects/_serdechnaj_00000166/bezymjannyj_2.jpg сердено -мыш ткань http://img.biser.info.s3.amazonaws.com//lusana.ru/files/images2node/biser.info_7574236464a712fde12421_o.jpg облака http://fotoforum.tomsk.ru/fot/000/0900/05042803535868.jpg — роща Заметки к слайдам Общая биология: Учеб.для 10-11 кл. с углубл. Изучением биологии в школе./ Л.К. Высоцкая, С.В. Глаголев, Г.М. Дымшиц и др.; Под ред. В.К. Шумного и др. – 3-е изд., перераб.- М.: Просвещение,2001.- 462с.: ил.

lusana.ru

Уровни организации живой материи. Видеоурок. Биология 10 Класс

Одна из сложностей определения понятия «жизнь» связана с тем, что живые организмы являются открытыми дискретными системами, то есть они активно обмениваются с окружающей средой веществом и энергией и имеют прерывистое строение – состоят из отдельных живых частей (клеток, тканей и органов). Эта зависимость от окружающей среды, в том числе от других живых существ, заставляет рассматривать надорганизменные системы (популяции, виды, сообщества, экосистемы и биосферу), тоже в качестве живых систем. Из этого урока вы узнаете о том, какие уровни организации живого выделяют биологи, как уровни организации связаны друг с другом, какие процессы жизнедеятельности характерны для каждого из этих уровней.

Тема:

Введение

Урок: Уровни организации живой материи

 

Мир живых существ, вместе с человеком, представляет собой биологические системы разнообразной формы, различающиеся по размерам и сложности внутреннего устройства. Все живые организмы состоят из клеток. Клетка может быть отдельным организмом или элементарной составной частью более сложного организма.

Если клетка существует в виде самостоятельного организма, то она проявляет все функции целостной системы, но если клетка входит в состав более сложного организма – многоклеточного, то совокупность клеток сразу образует ткань, то есть клетка теряет свою самостоятельность и не способна существовать вне живого организма.

Несколько тканей вместе формируют органы. Органы входят в состав целого организма,

организм – в состав популяции, вида.

Взаимодействующие между собой виды образуют экосистему и сообщество, они, в свою очередь, являются важнейшими компонентами биосферы.

Для живых систем характерна многоуровневость и иерархическая организация.

Итак, давайте рассмотрим уровни организации живой материи:

Молекулярный уровень представлен молекулами органических веществ, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул

Рис. 1. Молекулы основных органических соединений

Это белки, нуклеиновые кислоты, жиры (липиды). Именно на этом уровне проявляются такие процессы жизнедеятельности, как обмен веществ, превращение энергии, а также передача наследственной информации (рис. 1).

Клеточный уровень. Клетка является элементарной, структурной и функциональной единицей живой системы. Это начальный уровень организации живого.

На этом уровне происходят процессы морфологической организации клетки, способы деления клетки, специализация клетки в процессе ее развития, а также функционируют основные структуры клетки.

Тканевый уровень – если это многоклеточный организм, то клетки объединяются в ткани (рис. 2).

 

Рис. 2. Ткани живых организмов состоят из клеток и межклеточного вещества

Ткань – это совокупность межклеточного вещества и клеток, сходных по строению и происхождению и выполняющих одинаковые функции.

Органный уровень. Что такое органы? Органы – это структурно-функциональные объединения нескольких типов тканей. Например, кожа человека как орган включает эпителий и соединительную ткань (см. урок Кожа).

Вместе эти органы выполняют ряд разнообразных функций.

Организменный уровень может быть представлен как одноклеточными, так и многоклеточными организмами. На этом уровне организм изучается как единое целое, устойчивость которого обеспечивается за счет согласованной работы всех его органов (рис. 3).

Рис. 3. Одноклеточное (слева) и многоклеточное (справа) животные

Популяционно-видовой уровень – совокупность особей одного и того же вида, обитающих на одной территории. Они создают популяцию как систему надорганизменного порядка (см. видео).

На этом уровне изучаются факторы, влияющие на динамику и численность популяции, на возрастной состав популяции, изучаются проблемы исчезающих видов и действие факторов макроэволюции.

На экосистемном уровне представлены системы популяций разных видов и их взаимосвязи между собой и окружающей средой.

На этом уровне изучается взаимоотношение организма и среды, факторы неживой и живой природы, влияющие на устойчивость и продуктивность экосистем, а также действие хозяйственной деятельности человека на экосистемы.

Биосферный уровень – это экосистема высшего порядка, охватывающая все проявления жизни на нашей планете (рис. 4).

Рис. 4. Биосфера Земли – вид из космоса

На этом уровне изучается круговорот веществ и энергии, связанный с проявлением жизнедеятельности всех живых организмов, обитающих на планете Земля.

 

Домашнее задание

1. Вспомните уровни организации живой природы. Какие процессы характерны для каждого из уровней?

2. Какие вещества рассматриваются на молекулярном уровне организации живого?

3. Какие уровни организации живого могут совпадать?

4. Вспомните основные ткани животных и растений. К какому уровню организации живого относятся ткани?

5. Почему надорганизменные системы тоже относят к живым системам?

6. Что такое биосфера?

7. Обсудите с друзьями и родными, как происходит переход с одного уровня организации живого на другой.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).

3. Уроки по биологии (Источник).

4. Интернет-портал Nature.com (Источник).

 

Список литературы

1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.

2. Беляев Д. К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.

3. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин и др. – 5-е изд., стереотип. – Дрофа, 2010. – 388 с.

4. Агафонова И. Б., Захарова Е. Т., Сивоглазов В. И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.

interneturok.ru

Презентация по биологии «Молекулярный и клеточный уровни организации живой материи. Признаки живых организмов»

Молекулярный и клеточный уровни организации живой материи

Выполнила

Преподаватель 1 квалификационной категории ГБПОУ «КМТ»

Такмиева Яна Евгеньевна

Уровни организации живой материи

  • Молекулярный – белки, нуклеиновые кислоты, химические реакции;
  • Клеточный – обладающий всеми свойствами живого;
  • Органно-тканевой – присущ только многоклеточным;
  • Организменный – гомеостаз и регуляционные процессы;
  • Популяционно-видовой – начало эволюции;
  • Биогеоценотический – круговорот веществ в системе и саморегуляция;
  • Биосферный – характеризующий совокупность всего живого на планете Земля.

Молекулярный уровень организации

Молекулярный уровень являет собой совокупность органических и неорганических веществ, содержащихся в клетке и влияющих на её жизнедеятельность. Благодаря взаимодействию, расщеплению и биосинтезу определённых веществ клетка получает уникальную способность – кодировать и считывать данные ДНК. Основная стратегия молекулярного уровня организации – передача и хранение наследственной информации, сформировавшейся в процессе эволюции в изменчивой среде.

Состав живой клетки

Энергия, выработанная в клетке в виде химической энергии молекул АТФ, имеет свойство превращаться в энергию механическую – она идет на сокращение мышц тела, или сокращения жгутиков простейших.

Живой клетке свойственна структурная иерархия. Именно структурированность содержимого делает возможным упорядоченный, своевременный и регулируемый синтез или окисление поступающих питательных веществ, а также обеспечивает саму регуляцию процессов жизнедеятельности.

Углерод, неразрывно связанный с процессами дыхания и фотосинтеза, также участвует в построении «скелета» всех органических веществ клетки.

Водород – входит во все органические вещества клетки, некоторыми бактериями используется как источник энергии.

Кислород – в больших количествах содержится в составе воды, служит окислителем в процессе клеточного дыхания, таким образом обеспечивая клетку энергией.

Азот – один из важнейших компонентов в составе белков, нуклеиновых кислот и их мономеров.

Вспомогательные вещества клетки

  • Все вещества, используемые клеткой, важны для поддержания её жизни и полноценного функционирования, однако некоторые из них содержатся в небольших количествах.
  • Такими веществами являются сера, магний, фосфор, кальций, натрий, калий и хлор. Они входят в состав аминокислот, белков, содержатся в цитоплазме и межклеточных жидкостях. Фосфор содержится в АТФ, является так называемым «элементом жизни».

Клеточный уровень живого

Живая материя непосредственно представлена клетками – одновременно самыми простыми и невероятно сложными структурами, функциональными единицами организмов.

Клетки различных организмов имеют существенные отличия по форме, функциям и размерам, включают в себя различные добавления и имеют свои уникальные особенности. Отличия, сходства и механизмы функционирования клеток – область изучения цитологии. Сегодня благодаря изучению клетки как элементарной единицы наука создает наиболее эффективные препараты, выращивает искусственные органы и ткани – например, человеческую кожу пострадавшим от ожогов.

Организация и строение

Структурными единицами клетки являются органоиды и компоненты. Органоидов сравнительно немного, так как один из них может совмещать в себе сразу несколько функций, однако некоторые специфические органоиды незаменимы или присутствуют в клетках любого типа.

Именно на уровне органоидов идут процессы регуляции, деления и производства АТФ. Слаженное функционирование всей клетки до сих пор остается причиной восхищения ученых, превосходя по своей сложности творения человеческих рук. В особенности это касается нейронов, более мощных в своей связке, чем любой суперкомпьютер.

Органоиды и компоненты

Основные органоиды клетки:

  • Клеточная мембрана, для растений – клеточная стенка;
  • Рибосомы;
  • Аппарат Гольджи;
  • Вакуоли;
  • Митохондрии;
  • Эндоплазматическая сеть;
  • Ядро с ядрышком и ядерной оболочкой;
  • Лизосомы;
  • Цитоплазма;
  • Микротрубочки цитоскелета;

Для растительных клеток характерно наличие пластид, участвующих в фотосинтезе.

Современные достижения цитологии

Открытия, сделанные благодаря изучению организации живой материи

Пролит свет на химическое «общение» внутри клетки

Исследованы некоторые механизмы памяти

Подробнее исследовано происхождение рас

Совершены значительные прорывы в исследовании генетически передаваемых болезней

Создан атлас активности генов в организме человека

Заключение

  • Четкая, сформировавшаяся в ходе долгой эволюции модель клетки сделала возможным развитие сложных форм жизни, к которым относится и сам человек;
  • Концентрация веществ в клетке крайне важна для её жизнедеятельности и поддерживается невероятно сложными механизмами взаимодействия;
  • Клеточный и молекулярный уровни организации живой материи являются основой, источником и первоначальным этапом возникновения любой жизни;
  • Молекулярный уровень не есть жизнь, однако он – её основа, возможность функционировать;
  • Сформировавшиеся механизмы взаимодействия клеток, компонентов и органоидов являются сложнейшей системой, пока не полностью разгаданной человечеством.

Источники

  • elementy.ru — Элементы большой науки;
  • google.ru – поисковый портал;
  • www.wikipedia.org – Свободная энциклопедия;
  • www.dic.academik.ru – Энциклопедия Кольера;
  • www.dist-tutor.info – Портал дистанционного обучения;
  • stgetman.narod.ru – Экология и Здоровый образ жизни;
  • nsau.edu.ru – Новосибирский Государственный Университет.

videouroki.net

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ — биология, презентации

Уровни организации жизни

Тема: Уровни организации жизни

Цель: Познакомить учащихся с основными уровнями организации живой материи.

Научить учащихся определять конкретный уровень организации жизни по его сущностным характеристикам.

Место урока в системе уроков: Введение

Место презентации на уроке: Презентация сопровождает объяснение учителя

Уровни организации жизни

Уровни живой природы

Молекулярный

Клеточный

Организменный

Популяционно — видовой

Экосистемный

Биосферный

Уровни организации жизни

Для живой природы характерны разные уровни организации её структур, между которыми существует сложное соподчинение.

Уровни организации жизни

Жизнь на каждом уровне изучают соответствующие разделы биологии:

Молекулярный – молекулярная биология

Клеточный – цитология

Организменный – анатомия, физиология

Популяционно – видовой – эволюционное учение

Биосферный — экология

Уровни организации жизни

Молекулярный уровень

Органические и неорганические молекулы, входящие в состав живых систем, а также их разнообразные комплексы.

Уровни организации жизни

Клеточный уровень

Клетка – основная структурная и функциональная единица живых организмов. На уровне клетки координируются все процессы: передача информации, обмен веществ.

Уровни организации жизни

Организменный уровень

Организм – отдельное живое существо, относительно самостоятельно взаимодействующее со средой обитания. Этот уровень может быть представлен как одноклеточными, так и многоклеточными организмами.

Уровни организации жизни

Популяционно — видовой

Популяция – совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию. Виды существуют в форме популяций.

Уровни организации жизни

Экосистемный уровень

Экосистема – совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации.

Уровни организации жизни

Биосферный уровень

Биосфера – оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов.

Это высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. В биосфере происходят глобальные биохимические циклы(круговороты веществ и потоки энергии).

Уровни организации жизни

Общая биология

Молекулярный

Клеточный

Организменный

Популяционно – видовой

Экосистемный

Биосферный

У

Р

О

В

Н

И

Система биополимеров

Живой природы

kopilkaurokov.ru

презентация «Уровни организации жизни на Земле»

Просмотр содержимого документа
«презентация «Уровни организации жизни на Земле»»

ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» ФКУ ИК-8

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Выполнила учитель биологии и химии

I квалификационной категории И. А . Трухина

Г. Благовещенск 2015 г.

Для живой природы характерны разные уровни организации её структур, между которыми существует сложное соподчинение.

Уровни организации жизни

биосфера

биоценозы

популяции

организмы

органы

ткани

клетки

молекулы

Молекулярный уровень

Органические и неорганические молекулы, входящие в состав живых систем, а также их разнообразные комплексы.

Клеточный уровень

Клетка – основная структурная и функциональная единица живых организмов. На уровне клетки координируются все процессы: передача информации, обмен веществ.

Организменный уровень

Организм – отдельное живое существо, относительно самостоятельно взаимодействующее со средой обитания. Этот уровень может быть представлен как одноклеточными, так и многоклеточными организмами.

Популяционно — видовой

Популяция – совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию. Виды существуют в форме популяций.

Экосистемный уровень

Экосистема – совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации.

Биосферный уровень

Биосфера – оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов.

Это высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. В биосфере происходят глобальные биохимические циклы(круговороты веществ и потоки энергии).

Само

ся

регулирующая

Общая биология

Общие закономерности

У

Молекулярный

Клеточный

Р

О

Организменный

В

Популяционно – видовой

Экосистемный

Н

Биосферный

И

Живой природы

Система биополимеров

воспроизводящая

  • Самовоспроизведение -способность воспроизводить себе подобных
  • Рост -количественное изменение биомассы
  • Развитие -качественное изменение биомассы
  • Самоорганизация – упорядоченность в строении, функциях, процессах жизнидеятельности
  • Саморегуляция – способность биомассы поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов
  • Адаптация – приспособление к условиям окружающей среды
  • Ритмичность – приспособления к периодически изменяющимся условиям существования
  • Целостность – составляющие биосистему дискретные части интегрированы в единое целое

multiurok.ru

План-конспект урока биологии на тему «Уровни организации живой материи» (10 класс)

План-конспект урока биологии в 10 классе (базовый уровень) на тему:

«Уровни организации живой материи»

Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ № 44 им. В.Кудзоева г. Владикавказа Худиева Инга Константиновна

Цель: развивать понятия «биосистема», «жизнь», «уровень организации живой материи», продолжить формирование знаний об основных свойствах живого.

Задачи: Обучающие: научить давать определение понятию «уровень организации живой материи», определять критерии живых систем;

Развивающие: развивать умения школьников самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главное, развивать коммуникативные способности учащихся;

Воспитывающие: формировать научное мировоззрение учащихся, осуществлять нравственное и экологическое воспитание школьников.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, экран, мультимедиа-проектор, карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

1.Сообщение учащегося «Понятие «жизнь»». Анализ определений жизни, сформулированными разными учеными. Дискуссия о правомерности каждого из них.

2. Работа в парах. Свойства живого (учащиеся обмениваются кроссвордами и решают их)

3. Изучение нового материала

Ребята, мы выявили общие признаки, присущие только живым организмам. Живые биологические системы имеют гораздо более высокий уровень организации, чем неорганическая природа. Биологические системы постоянно обмениваются с окружающей средой энергией, веществом, информацией, что делает их открытыми системами, и позволяет противостоять разрушению.

В процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой материи. При образовании более сложного уровня предыдущий уровень, возникший ранее, входил в него как составная часть. Именно поэтому уровневая организация и эволюция являются также отличительными признаками живой природы.

( Подготовка к работе в группах: каждая группа получает дополнительную литературу с характеристикой одного из уровней организации жизни)

Ребята, ваша задача с помощью учебника и дополнительной литературы выяснить, каковы структурные элементы и какие процессы протекают на данном уровне организации жизни. По результатам исследования каждая группа готовит отчёт, во время которого все учащиеся в рабочей тетради заполняют таблицу «Уровни организации живой материи».

(По ходу отчета учащиеся просматривают соответствующие слайды презентации)

4.Закрепление

1. Выполнение заданий из учебника

2. Решение биологических задач.

Задача 1: Живые организмы отличаются от неживых систем сложностью и структурной и функциональной упорядоченностью. Выявите черты сходства и отличия живых организмов от объектов неживой природы. Приведите примеры.

Задача 2: Мир живой природы представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации, которые находятся в непрерывном взаимодействии. Раскройте взаимосвязь различных уровней структурной организации животного мира. Приведите примеры.

Домашнее задание §4, найти и записать в тетрадь науки, изучающие разные уровни организации живой материи.

Используемая литература:

  1. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ -М.: Просвещение.-2002

  2. Бодрова Н.Ф. Биология. 10-11 классы. Общая биология. Базовый уровень. Поурочные разработки.- Воронеж: ООО «Метода», 2014

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *