Урок русский язык среди языков мира 10 класс: План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.)
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-123551
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Русский язык в современном мире
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- Составить представление о происхождении и распространении и развитии русского языка
- Научиться составлять тезисный план
- Отработать навыки правописания.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений, работа с текстом.
Оборудование: «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.» Учебник для 10-11 кл. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., мультимедийное оборудование.
Список литературы:
«Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.» Учебник для 10-11 кл. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы
Методические рекомендации к УМК Рыбченковой Л.М., Власенкова А.И.
Ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте, присаживайтесь, готовимся к уроку, открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Кто сегодня отсутствует?
2.Основная часть
Беседа
-Что такое язык? Дайте определение
Система фонетических, лексических и грамматических средств,являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей
Работа с пословицами и поговорками
История отражается в пословицах и поговорках, которые обогащают русский язык. Давайте вспомним их.
Мудра голова — короткий язык
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову
Языком не спеши, а делом не ленись
Язык враг: прежде ума глаголет
Язык до Киева доведет
Все эти пословицы говорят о величии Языка, о его важности и необходимости.
Работа по учебнику (упр. 267).
— Сегодня мы с вами поработаем над упр. 267. Из упражнения вы получите общие сведения о языке.
— Внимательно прочитайте и составьте тезисный план текста. Учащиеся работают самостоятельно.
Примерный план:
План | Тезисы |
О принадлежности русского языка к восточнославянской группе и функции языка в мире. | Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейских языков. Русский язык — язык русской нации, средство межнационального общения, один из официальных рабочих языков международных организаций. |
Численность людей, говорящих на русском языке. | В конце ХХ в. в мире владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. В России — 143,7 млн., в других государствах — 88,8 млн. человек. |
Функционирование русского языка как государственного. | Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. |
О преподавании русского языка. | Русский язык преподается во всех школах РФ и в некоторых учебных заведениях СНГ и других стран. |
Формы существования русского языка. | Современный национальный русский язык существует в нескольких формах — литературный язык с одной стороны, территориальные и социальные диалекты, а также просторечия — с другой. |
Три периода в истории русского языка. | Первый период (VI—VII—ХIV вв.) восточных славян из общеславянского единства. В ХIV в. начинается деление на три языка: русский, украинский, белорусский. Второй период — распад единого восточнославянского языка и выделение языка великорусской народности. Третий период — начиная с ХVII в. начало формирования языка. |
Расширение лексики русского языка. | Расширение международных связей нашло отражение в активизации заимствования из западноевропейских языков. |
Формирование норм русского национального языка, | В процессе синтеза различных элементов (народно-разговорная речь, черты делового языка, западноевропейские заимствования, славянизмы) в ХVIII в. вырабатываются нормы русского национального языка. Оказывает влияние развитие литературы (от А. Д. Кантемира до А. С. Пушкина). |
Роль писателей в развитии современного русского языка, влияние языка науки и публицистики. | Со второй половины ХIХ в. на развитие русского литературного языка оказывает большое влияние языковая практика крупнейших художников слова, язык науки и публицистики. |
Пути пополнения русской лексики | Словообразовательно мотивированные слова (95 %) лексики |
Выборочная проверка тезисного плана.
Анализ высказываний о русском языке.
Высказывания записываются под диктовку, анализируется их содержание, пунктуационное оформление:
Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии. (П. Мериме.)
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… (И. С. Тургенев.)
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький.)
— Почему такой вывод сделал М. Горький?
Русский язык чрезвычайно богат и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В. Г. Белинский)
Русский язык очень мягок, благозвучен и так богат гласными, как вряд ли итальянский. (И. К. Рюдигер.)
Подготовка к ЕГЭ. Самостоятельное выполнение заданий.
Работа с текстом упр.268. Прочитайте отрывок из речи академика И.И.Срезневского «Мысли об истории русского языка». Укажите тему данного текста. Выполните следующие задания.
А1. Какое предложение выражает основную мысль текста?
- 1.Народ и язык, один без другого представлен быть не может.
- Язык есть собственность нераздельная целого народа.
- Народ выражает себя в языке своем.
- История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как ее необходимая часть.
А2. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора?
- Язык сохраняет преемственность между поколениями.
- Язык не зависит от частной воли, он драгоценное сокровище народа.
- Понятия язык, мышление и народ взаимосвязаны.
- Язык подвержен в судьбе своей случайностям, которые свойственны законам природы.
А3. Какая проблема не рассматривается в данном тексте?
- Значение русского языка.
- Язык как выразитель мышления народа.
- Исторические изменения в языке.
- Общественная природа языка.
А4. Определите стиль и тип речи текста.
- Научный стиль, рассуждение.
- Публицистический стиль, описание.
- Художественный стиль, повествование.
- Публицистический стиль, рассуждение.
А5. Какие изобразительно-выразительные средства используются во втором абзаце?
- Градация
- Сравнение
- Антитеза
- Эпитеты
- Разговорная лексика
- Фразеологизмы
- Гипербола
- Синтаксический параллелизм.
А6. В каком (-их) предложении (- ях ) первого абзаца есть приложение?
- 2
- 3
- 4
- 2 и 3
А7. Сколько грамматических основ в последнем предложении второго абзаца?
- 4
- 3
- 6
- 5
III. Итоги урока. Выставление оценок
Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка?
- О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?
- Какое задание для вас было самым (не)интересным?
- Что у вас вызвало затруднение?
Домашнее задание: Упр 267( стр 131)
Урок № 7-8
ТЕМА: Система языка. Единицы и уровни языковой системы.
ЗАДАЧИ:
— дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве, единицах и уровнях;
— продолжить развитие навыков краткой записи устного сообщения;
— устанавливать связь новой для уч-ся информации о русском языке с ранее приобретёнными знаниями.
Технология критического мышления.
ХОД
1. Проверка дом. задания:
— проверка упр. 14 и выборочно 15 и 16.
— что общего и чем различаются ЯЗЫК и РЕЧЬ (по таблице и тезисам, стр.14-17.)
2. ВЫЗОВ. Я вам предлагаю систему вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Ответы для учителя:
1) Совокупность элементов, единиц, частей, объединённых по общему признаку или назначению. Например, периодическая система элементов Менделеева, международная система единиц)
2) Звуки речи — морфемы — слова — предложения. Общее их назначение — участие в передаче понятий, мыслей, чувств человека.
3) Это многоуровневая система, построенная по иерархическому принципу: из единиц фонетического уровня строятся единицы морфемного уровня, дальше идут единицы лексического уровня, а из лексических единиц — единицы синтаксического уровня.
4) Звук речи — морфема -слово — предложение.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА. Сообщение учителя по теме урока. Уч-ся записывают основные положения (Учебник, стр. 23)
4. Устно: упр.17 ( текст Ф.М. Березина) рассказать о взаимосвязи лексики и словообразования, словообразования и морфологии.
5. РЕФЛЕКСИЯ. Обобщение на основе ответов на вопросы, чтения учебника на стр.17 и слова учителя:
— Назовите основные единицы языка и соответствующие уровни языковой системы.
— Каково назначение (функции) звука речи, морфемы, слова, предложения? Дайте их обобщённую характеристику.
— Назовите разделы школьного курса русского языка, в которых рассматриваются:
А) единицы фонетического уровня языковой системы;
Б) единицы морфемного уровня;
В) единицы лексического уровня;
Г) единицы синтаксического уровня.
6. Дом. работа:
— упр.45,46. Тщательно проанализировать содержание трёх последних абзацев лингвистического текста, включённого в упр. 46.
— Уч. на стр. 23 + записи = подготовить сообщение о системе языка, взаимосвязи единиц разных его уровней. А на основе текста Л.И. Скворцова (упр.46) сообщение о процессах развития языка на современном этапе.
— Упр. 13-16 — для повышения грамотности — письменно.
Приложение к урокам № 7-8.
Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.
Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.
Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.
Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.
Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Урок 4. Русский язык в кругу других языков. Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Цели: дать обучающимся понятие о группах языков, познакомить с местом русского языка в кругу других языков, периодами в истории русского языка (выделение восточных славян из общеславянского единства, принятие христианства, возникновение языка великорусской народности в XV–XVII вв., выработка норм русского национального языка); создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: беседа, исследовательский, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Анализ к/р, работа над ошибками (20 мин).
Обучающиеся получают карточки с текстом вводного контрольного диктанта, в котором пропущены буквы в словах и знаки препинания. Работа над ошибками проводится коллективно.
Грибная пора
Осен?ю в сер__дине сент__бря уст__навл__вается иногда уд__вительная п__года. Утром вып__дает на тр__ву холодная обж_гающая ноги р_са. Каждая тр__винка каждый упавший на землю лист каждая соломинка каждая п__утинка пр__тянутая там или сям всё обсыпа(н, нн)о сах__рной пудрой. Но небо чистое. Оно т__кого глубоко_____ син__го цвета к__кого (не)увид__ш? в летн__ю жаркую пору. Со?нце нач__нает пр__гревать в синем безветри__ и (в)скоре там где хрустел (под)ногами зам__р__зок по__вляют?ся ро(с,сс)ыпи крупн__й как о(д, т)борные бри(л, лл)ианты росы. Особе(н, нн)о кр__сива (в)это время п__утина о(б, п)сыпа(н, нн)ая р__сой. Всё в это время в природ__ дыш__т свежест?ю зд__ров?ем и ч__стотой.
(В)эту осе(н, нн)__ю пору по__вляют?ся самые лучшие самые кре(б, п)кие самые вкус?ные грибы. Они то(же) обрызга(н, нн)ы р__сой и даже в (не)которых (из)них в с__р__дине в ямоч?ке соб__рает?ся (не)много хруста(л, лл)ьной влаги.
3. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока (15 мин).
1) Слово учителя
В лингвистике различают языковые семьи. Семья – вся совокупность родственных языков. Группировки внутри семьи языков называют ветвями или группами родственных языков. Родственные языки – это языки, которые, возникнув из одного и того же источника, обнаруживают древние родственные морфемы и фонетические соответствия.
Семьи языков образуют индоевропейские, тюркские, семито-хамитские, финно-угорские, кавказские и другие группы языков. Индоевропейская языковая семья – самая распространенная. Эти языки являются основными почти для 150 народов. Индоевропейские языки распространены большей частью в Европе, но используются также в Азии (например, в Индии), Америке, Австралии, Африке.
Среди индоевропейских языков известны как живые, так и мертвые (скифский, галльский, латинский, старославянский и др.).
Самый древний из письменных мертвых индоевропейских языков – хеттский. Он известен по памятникам клинописного письма Хеттского Древнего царства (Малая Азия, XVIII-XIII в.в. до н.э.).
Современные индоевропейские языки подразделяются на 10 групп, охватывающих современные народы:
Индоарийские
Романские
Германские
Славянские
Иранские
Кельтские
Балтийские
Албанский
Армянский
Греческий
Славянские языки – группа родственных языков индоевропейской семьи, распространенных на территории Европы и Азии. Общее число говорящих более — 400 млн человек. Отличаются большой степенью близости друг к другу, которая обнаруживается в структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, системе регулярных звуковых соответствий, морфонологических чередованиях. Эта близость объясняется единством происхождения славянских языков и их длительными и интенсивными контактами между собой на уровне литературных языков и диалектов.
Славянские языки по степени их близости друг к другу принято делить на 3 группы: восточнославянскую, южнославянскую и западнославянскую. Распределение славянских языков внутри каждой группы имеет свои особенности. Каждый славянский язык включает в свой состав литературный язык со всеми его внутренними разновидностями и свои территориальные диалекты.
История происхождения русского языка уходит в глубокую древность. Примерно во II–I тыс. до н. э. из группы родственных диалектов индоевропейской семьи языков выделяется протославянский язык (на поздней стадии – примерно в I–VII вв. – называемый праславянским). Уже в Киевской Руси (IX – начале XII вв.) древнерусский язык стал средством общения некоторых балтийских, финно-угорских, тюркских, отчасти иранских племён и народностей. В XIV–XVI вв. юго-западная разновидность литературного языка восточных славян была языком государственности и православной церкви в Великом княжестве Литовском и в Молдавском княжестве.
Феодальная раздробленность, способствовавшая диалектному дроблению, монголо-татарское иго (XIII–XV вв.), польско-литовские завоевания привели в XIII–XIV вв. к распаду древнерусской народности. Постепенно распалось и единство древнерусского языка. Образовалось 3 центра новых этноязыковых объединений, боровшихся за свою славянскую самобытность: северо-восточный (великорусы), южный (украинцы) и западный (белорусы). В XIV–XV вв. на базе этих объединений складываются близкородственные, но самостоятельные восточнославянские языки: русский, украинский и белорусский.
В XVII в. возникают национальные связи, закладываются основы русской нации. В 1708 г. произошло разделение гражданского и церковно-славянского алфавита. В XVIII и начале XIX вв. получила распространение светская письменность, церковная литература постепенно отодвигалась на задний план и, наконец, стала уделом религии.
2) Этап первичной проверки понимания изученного.
Краткая запись основных тезисов; составление вопросов к материалам урока с использованием следующих опорных словосочетаний:
установите причины;
предположите закономерность;
приведите аргументы, подтверждающие мысль о том, что …
4. Итоги урока, домашнее задание.
Опережающее домашнее задание по теме следующего урока. Найти ответы на вопросы:
Когда русский язык обрел статус учебного предмета?
Какое произведение считается первым специальным сочинением по языкознанию в европейской науке?
На каком языке в России до XVIII века составлялись буквари и азбуки?
Назовите европейского автора знаменитой философской грамматики XIII–XIV вв.
Какая страна являлась центром языкознания в XIX веке?
Назовите знаменитого лингвиста, распространившего философские учения Канта и Гегеля на сферу языка.
Кто стоял у истоков формирования общественных представлений о русском языке?
Назовите основателя славянской филологии.
В какой период XIX в. происходит наибольшее совершенствование курса русского языка?
Какие направления выделились в российском языкознании к концу XIX века?
Каковы правильные условия, или «источники речи», в теории К. Д. Ушинского?
Кто являлся основателем яснополянской школы?
Кто впервые предложил звуковой метод обучения грамоте в России?
Что понималось под «обучением русскому языку» в начале XX в.?
Назовите составителя букваря «Русская грамота».
Приложение 1
Грибная пора1
Осен__ю в сер__дине сент__бря уст__навл__вается иногда уд__вительная п__года. Утром вып__дает на тр__ву холодная обж_гающая ноги р_са. Каждая тр__винка каждый упавший на землю лист каждая соломинка каждая п__утинка пр__тянутая там или сям всё обсыпа(н, нн)о сах__рной пудрой. Но небо чистое. Оно т__кого глубоко___ син__го цвета к__кого (не)увид__ш? в летн__ю жаркую пору. Со?нце нач__нает пр__гревать в синем безветри__ и (в)скоре там где хрустел (под)ногами зам__р__зок по__вляют?ся ро(с,сс)ыпи крупн__й как о(д, т)борные бри(л, лл)ианты росы. Особе(н, нн)о кр__сива (в)это время п__утина о(б, п)сыпа(н, нн)ая р__сой. Всё в это время в природ__ дыш__т свежест?ю зд__ров?ем и ч__стотой.
(В)эту осе(н, нн)__ю пору по__вляют?ся самые лучшие самые кре(б, п)кие самые вкус?ные грибы. Они то(же) обрызга(н, нн)ы р__сой и даже в (не)которых (из)них в с__р__дине в ямоч?ке соб__рает?ся (не)много хруста(л, лл)ьной влаги.
Приложение 2
Найти ответы на вопросы:
Когда русский язык обрел статус учебного предмета?
Какое произведение считается первым специальным сочинением по языкознанию в европейской науке?
На каком языке в России до XVIII века составлялись буквари и азбуки?
Назовите европейского автора знаменитой философской грамматики XIII–XIV вв.
Какая страна являлась центром языкознания в XIX веке?
Назовите знаменитого лингвиста, распространившего философские учения Канта и Гегеля на сферу языка.
Кто стоял у истоков формирования общественных представлений о русском языке?
Назовите основателя славянской филологии.
В какой период XIX в. происходит наибольшее совершенствование курса русского языка?
Какие направления выделились в российском языкознании к концу XIX века?
Каковы правильные условия, или «источники речи», в теории К. Д. Ушинского?
Кто являлся основателем яснополянской школы?
Кто впервые предложил звуковой метод обучения грамоте в России?
Что понималось под «обучением русскому языку» в начале XX в.?
Назовите составителя букваря «Русская грамота».
Приложение 3
«___»__________201__ г. _________________________, 10 «___»
Тест по теме «ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Первым специальным сочинением по языкознанию в европейской науке считается:
а) «Азбука» И. Федорова в) «Кратил» Платона
б) «Категории» Аристотеля г) «Грамматика Пор-Рояля» Арно, Лансло
Европейский автор знаменитой философской грамматики XIII–XIV вв.:
а) Клод Лансло б) Антуан Арно в) Томас Эрфуртский г) Федор Поликарпов
Знаменитый лингвист, распространивший учения Канта и Гегеля на сферу языка:
а) А. Шлейхер б) В. Гумбольдт в) А. Востоков г) К. Беккер
В России до XVIII века буквари и азбуки составлялись:
а) на русском языке в) латинском языке
б) церковно-славянском языке г) древнерусском языке
У истоков формирования общественных представлений о русском языке стоял:
а) М. Ломоносов б) Ф. Соссюр в) К. Ушинский г) Ф. Буслаев
Основатель славянской филологии:
а) Н. Курганов б) А. Востоков в) П. Соколов г) М. Ломоносов
Центром языкознания в XIX веке была страна:
а) Англия б) Россия в) Германия г) Франция
В какой период XIX в. происходит совершенствование курса русского языка?
а) с 20-х гг. б) с 30-х гг. в) с 50-х гг. г) с 80-х гг.
Каковы правильные условия, или «источники речи», в теории К. Д. Ушинского?
а) физический источник в) психический источник
б) мимический источник г) опыт, приобретаемый в процессе деятельности
Составитель букваря «Русская грамота»:
а) Е. И. Тихеева б) Л. Н. Толстой в) К. Д. Ушинский г) Н. Корф
1 Распечатать в формате «2 страницы на листе».
Урок 3. Язык и история народа.
Цели урока:
Составить представление о происхождении, распространении и развитии и развитии русского языка; научиться составлять тезисный план; отработать навыки правописания.
Проверка д.з.
Пунктуационный разбор первых двух предложений из упр. 269, часть II.
Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.
— Что такое язык? Дайте определение.
— Раскройте смысл утверждения, что у каждого языка есть своя «картина мира». Приведите примеры.
— Расскажите о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа.
II. Работа по теме урока
Слово учителя об истории развития языка.
Работа по учебнику (упр. 267). Из упр. Вы получите общие сведения о языке. Внимательно прочитайте и составьте тезисный план текста. (Самостоятельная работа).
Примерный план:
О принадлежности русского языка к восточнославянской подгруппе и функции языка в мире.
Численность людей, говорящих на русском языке.
Функционирование русского языка как государственного.
О преподавании русского языка.
Формы существования русского языка.
Три периода в истории русского языка.
Расширение лексики русского языка.
Формирование норм русского национального языка.
Роль писателей в развитии современного русского языка, влияние языка, науки и публицистики
Пути пополнения русской лексики
Тезисы:
1.Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейских языков. Русский язык – язык русской нации, средство межнационального общения, один из официальных рабочих языков международных организаций.
2. В конце 20 в. в мире владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. В России – 143,7 млн., в других государствах – 88,8 млн. человек.
3. Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость.
4. Русский язык преподается во всех школах РФ и в некоторых учебных заведениях СНГ и др. стран.
5. Современный национальный русский язык существует в нескольких формах – литературный язык с одной стороны, территориальные и социальные диалекты, а также просторечия – с другой.
6. Первый период (VI – VII – XIVв.в.) – выделение восточных славян из общеславянского единства. В XIV в. начинается деление на три языка: русский, украинский, белорусский. Второй период – распад единого восточнославянского языка и выделение языка великорусской народности. Третий период – начиная с XVII в. – начало формирования русского национального языка.
7. Расширение международных связей нашло отражение в активизации заимствования из западноевропейских языков.
7.В процессе синтеза…
8. Со второй половины 19 в. на развитие русского литературного языка оказывает большое влияние языковая практика крупнейших художников слова, язык науки и публицистики.
9. словообразовательно мотивированные слова (95%), лексические заимствования.
Итоги урока
— Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка? (Учащиеся приводят примеры цитат из тезисного плана и рассказа учителя.)
Дом. Задание
Подготовить связный рассказ по пунктам тезисного плана, используя дополнительные материалы из др. источников.
Выучить 3 периода истории русского языка
Повторить орфограмму «гласные в чередующихся корнях».
Урок русского языка в 10-11 классе.
Тема урока: Животворящий, полный разума русский язык.
Цели:
развитие творческих возможностей учащихся;
привить живой интерес к русскому языку;
способствовать проявлению творческих способностей учащихся.
Показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со словом, дать рекомендации правильного употребления слов.
Ход урока.
1-й ученик: «Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).
2-й ученик: Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
1-й: ученик Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Бродского и Пастернака.
2-й ученик: Язык национальной гордости и достоинства!
Учитель: Люди всегда, во все времена размышляли о слове, о его неисчерпаемых возможностях, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно», а поэт Шефнер предупреждал:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
2-й: ученик: Слово — неоценимый дар Божий» (Избранные письма и проповеди, стр. 161). Задумывались ли вы когда-нибудь, какой великой силой владеете?
Какую силу имеет наше слово? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с притчами.
Учитель : 1 притча. «Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: «Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне». Последний все сделал, как ему было повелено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: «Теперь иди собери до единой пушинки», на это клеветник ответил: «Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной». И сказал ему бывший друг: «Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой»» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 162).
1-й ученик: По этому поводу у В. А. Солоухина есть замечательное стихотворение «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Учитель : 2 притча. «Однажды преподобный Макарий Великий с учеником своим шел по пустыной дороге в один монастырь. Ученик его, ушедши на некоторое расстояние вперед, встретил языческого жреца, который нес большой обрубок дерева. Ученик крикнул жрецу: «Куда бежишь, демон?» Жрец, обидевшись на ученика за такое обращение, жестоко избил его и оставил едва живым. Продолжая путь, жрец встретил Макария. Макарий приветствовал жреца словами: «Здравствуй, трудолюбец, здравствуй!» Жрец был удивлен приветствием старца и спросил его, что доброго нашел он в нем. Старец ответил, что он увидел его трудящимся и спешащим заботливо куда-то, поэтому и приветствует его. Жрец пришел в умиление и понял, что перед ним муж великой святости, служитель истинного Бога. Он припал к ногам Макария и просил сделать его христианином. Братия, увидав святого Макария рядом с жрецом, удивились. Но святой Макарий сказал им: «Злое слово и добрых делает злыми, а доброе слово и злых делает добрыми»» (Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Избранные письма и проповеди, стр. 163).
Учитель: Итак, в чем сила слова?
Ученики: Словом можно спасти, умудрить и исцелить. Но словом же можно и посеять зло, отравить душу, ранить.
Учитель : Каким же должно быть наше слово? Как необходимо относиться к этому Божьему дару?
Ученики: Изначально Слово было созидательным. Благим оно должно быть и у нас. Ведь это тот дар, который вверен нам Самим Богом. С какой осторожностью надо употреблять его!
1-й: ученик: Подумай, прежде чем сказать: «Зачем я это говорю? Для чего?»
2-й ученик: Хочу представить вашему вниманию стихотворение нашего современника поэта Эдуарда Асадова.
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное — Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все-таки при чем?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идет от слова «мать»,
Сквернейшее — от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей:
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей
Учитель : «Наш язык — важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», — так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
1-й ученик : О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него в голове и на сердце. Поэтому иногда бывает полезней промолчать, чем показать свои некрасивые мысли. Отчего мы так часто говорим : «Язык мой – враг мой!» Ведь язык должен быть другом человека.
2-й ученик: Дмитрий Сергеевич утверждал «по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело», что «учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
1-й ученик : Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».
2-й ученик: «А ведь бывает и так, что человек не говорит, а „плюется словами“. Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».
1-й ученик: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое» И еще он писал молодежи: «Избегайте слов -„паразитов“, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли»
Учитель : «Как научиться высокой культуре речи?»
Ученики: Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка.
Учитель : Вам, ребята, предложено ознакомиться с текстом песни вашего современника , молодого поэта. Пожалуйста, найдите в тексте слова, выходящие за рамки общеупотребительной лексики, попробуйте дать им определение и заменить близкими по смыслу словами.
Полный невесел
Автор текста: Козырев Олег
Полный невесел
(читать невЕсел)
Почему, блин, говорят мне,
Что язык мой засорен, блин.
Я по типу все ж не ламер,
Я рулезный, клевый, модный.
Припев:
Невесел у меня,
Полный невесел.
Не модный типа я
И все, блин, такое.
Я на клаве текст фигачу,
Тэги трудные вставляю.
Я для вас же, блин, хреначу.
Я вэбмастер, понимаешь?
Припев.
Я страницу залудил, блин.
Гостевую, чат повесил.
А мне гости замутили,
Мол отстой тут и невесел
Творческий перевод текста:
Ламер (чайник) (от англ. lame – «слабак») «Ламер» – это прозвище, которым люди, претендующие на продвинутость в компьютерном деле, именуют тех, кто, по их мнению, плохо в этом разбирается.
Тэги — это специальные команды, написанные на HTML (Hyper Text Marker Language) — языке гипертекстовой разметки, заключенные между двумя треугольными скобками
Веб-мастер (англ. webmaster) — человек, профессионально или в качестве хобби занимающийся разработкой веб-сайтов в Интернете или корпоративных приложений в интранете.
Невесел –житуха , Находящийся в грустном настроении; скучный 2 Выражающий грусть, печаль 3 Вызывающий, содержащий в себе грусть, печаль. Воровской жаргон.
Залудить – запустить, открыть доступ.
Учитель: Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи. Я хочу привести для анализа речевые ошибки, допущенные в экзаменационных работах выпускников, а вы поможете мне их исправить.
Речевые ошибки
Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи.
Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя.
Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.
Нарушение привычной лексической сочетаемости слов: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение
Нарушение норм употребления устойчивых сочетаний: С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем. Эти дети были обделены от радости. Тяжелая доля выпала на голову нашего народа .Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом. Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.
Стилистические ошибки. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.
Грамматические ошибки
Словообразовательные ошибки – это результат словотворчества с нарушением норм: слова образуются по не существующим в литературном языке моделям или не учитывается, что совокупность реально существующих лексем не полностью совпадает с системой слов, которые могли быть в языке, но в речи они не употребляются: Стесняемость, стыдьба, стыдство за бедный вид матери. Взятничество – бич нашего времени. Оплошки героев. Основная проблема – робкость молодого преподавателя. Бороться с нахальностью трудно. Просторечивые слова. С детства у нее были приклонности к музыке.
Недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.
Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.
Более худшего примера не привести.
Мы узнаем об ихних планах.
Еще Гоголь писал о великости русского народа.
Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.
Меня захватили сердцетрепещущие мысли.
Среди синтаксических ошибок встречаются нарушения норм управления, норм согласования между сказуемым и подлежащим, неверный порядок слов в предложении, смешение прямой и косвенной речи, ошибки в построении сложного предложения:
С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.
Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.
Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.
За подвиг ученого он был удостоен орденом.
Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.
Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:
Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.
Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.
Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.
Не став развивать талант, его можно загубить.
Этические ошибки- проявление речевой агрессии, недоброжелательности, обнаруживались высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности:
Этот текст меня бесит.
Судя по тому, что говорит автор, он маньяк.
Но нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.
Наличие грубых жаргонизмов также рассматривается в качестве этической ошибки: Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал.
Фактологические ошибки — ошибки при пересказе содержания литературных произведений, путаница в датах исторических событий, в названиях произведений, именах героев, фамилиях их авторов, неточности при цитировании и т.д.: Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось! Счастьем для Обломова, как известно, было одиночество и равнодушие. В повести Тургенева «Преступление и наказание
А теперь я предлагаю Вам найти и исправить речевые ошибки на карточках:
Примеры предложений для нахождения речевых ошибок:
- Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.
- Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.
- В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.
- Этот человек был дворянином от мозга до костей.
- Это главная проблема, заложенная в тексте.
- От своего лица и автора советую путешествовать.
- Человек в наше время читает книгу по нужде.
- Автор, Д.Лихачев, умело подмечает проблему и убеждает своих сообщников, молодых людей, сохранять памятники культуры малых народов.
- Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.
- Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.
- Это был рок судьбы.
- Она хотела помочь семье и отцу.
- Школьные годы пропали не зря.
- Человек в наше время читает книгу по нужде.
Домашнее задание:
Вспомним диалог Митрофанушки и Правдина.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или
прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что
оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Это, конечно, была шутка. А сейчас – серьёзно.
Задания к тексту:
- Определите тип текста(монологический, диалогический)?
- Найдите слова , имеющие разговорную или просторечную окраску.
- Какую роль они играют в тексте? Зачем их использует автор?
- Укажите неполные предложения. Для какого стиля они они особенно характерны?
- Передайте содержание диалога в форме прямой и косвенной речи.
- Как Митрофан рассуждает о частях речи?
- Какой вывод делает Стародум , следуя логике Митрофанушки?
- Напишите, почему Митрофанушку называют недорослем.
Слово учителя: Язык — постоянно развивающееся, а потому – меняющееся социальное явление. Он постоянно реагирует на все реалии жизни. Только хотелось бы, чтобы в этих быстро меняющихся реалиях не потерялся сам человек. Человек, умеющий чувствовать, сопереживать, любить, делать добро.
Рефлексия : Завершить урок хотелось бы стихотворением замечательного поэта-современника Эдуарда Асадова
Они по-особенному звучат в преддверии весенних праздников
Нежные слова
То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы всё реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.
Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических высот
Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход.
Только мы здесь, видимо, слукавили
Или что-то около того:
Вот слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!
Впрочем, сколько человек ни бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце всё равно потребует
Рано или поздно красоты.
Не зазря ж оно ему даётся!
Как ты ни толкай его во мглу,
А оно возьмёт и повернётся
Вновь, как компас, к ласке и теплу.
Говорят, любовь немногословна:
Пострадай, подумай, раскуси…
Это всё, по-моему, условно,
Мы же люди, мы не караси!
И не очень это справедливо –
Верить в молчаливую любовь.
Разве молчуны всегда правдивы?
Лгут ведь часто и без лишних слов!
Чувства могут при словах отсутствовать.
Может быть и всё наоборот.
Ну а если говорить и чувствовать?
Разве плохо говорить и чувствовать?
Разве сердце этого не ждёт?
Что для нас лимон без аромата?
Витамин, не более того.
Что такое небо без заката?
Что без песен птица? Ничего!
Пусть слова сверкают золотинками,
И не год, не два, а целый век!
Человек не может жить инстинктами,
Человек – на то и человек!
И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего-то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова!
Использованные ресурсы:
- Д. С. Лихачев «О языке устном и письменном, старом и новом». «Русская культура» (Изд. «Искусство», М., 2000)
- Денис Иванович Фонвизин. Недоросль ( Гос.изд. детской литературы министерства просвещения РСФСР, Л., 1952)
- Асадов Э. А. Лучшие стихотворения. Избранная проза.(Изд. « Эксмо» 2010 г.)
- stihi.ru
- Журнал «Глинские чтения» : июль-август 2007 г.
Слайд 1
…Верить в полный разума русский язык… Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он говорит, думает. Думает! Д.С.ЛихачевСлайд 2
Мудрый словарь Разум -?
Слайд 3
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев
Слайд 4
Бессмертие народа в его языке. Ч.Айтматов На всей земле был один язык и одно наречие. И сказали люди друг другу: «Построим себе город и башню высотою до небес». И сказал Господь: «Вот один народ и один язык у всех, и вот что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали. Сойдём же и смешаем язык их, так чтобы один не понимал речи другого». И рассеял их Господь оттуда по всей земле… Книга Бытия
Слайд 5
На каком языке будет говорить новый мир в будущем? Может ли русский язык стать доминирующим мировым языком в XXI веке?
Слайд 6
Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью управлять. А.Столяров
Слайд 7
Подумаем! * Статус русского языка в сопоставлении с другими мировыми языками * Потенциал русского языка как возможного средства международных коммуникаций * Использование русского языка в именовании процессов, предметов и явлений быстро развивающегося современного мира * Рейтинг русского языка в современном мире
Слайд 8
Наши гипотезы: 1. Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем. 2. Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем. 3. Английский язык на современном этапе является глобальным, он и останется доминирующим мировым языком в обозримом будущем.
Слайд 9
Язык есть исповедь народа 1. Синквейн 2.Образный, точный 3. Обучает, развивает, обобщает 4. “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах” 5.Творчество
Слайд 10
Мероприятия по улучшению ситуации: * Обязанность государства; * Долг каждого гражданина; * Создан совет по русскому языку при президенте РФ; *Разработана государственная программа «Русский язык»; * 2005 год — принят Закон «О государственном языке Российской Федерации» ; * 2007 год был объявлен Годом русского языка.
Слайд 11
Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия. Эразм Роттердамский
Слайд 12
Выводы
Слайд 13
Резюме … мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. А.А.Ахматова Статус русского языка в мире может повыситься только при условии преодоления демографического кризиса в России, возрастания её влияния на мировые процессы, экономического и научно-технического прогресса в стране, введения целевых государственных программ по пропаганде и распространению русского языка в мире, а также по возрождению вековой языковой культуры русского народа.
Слайд 14
Памятка — Мне больше всего удалось … — Я могу себя похвалить за… — Я могу похвалить одноклассников за… — Меня удивило… — Для меня было открытием то, что … — На мой взгляд, не удалось…, потому что… — На будущее я учту…
Слайд 15
Домашнее задание Некоторые лингвисты считают, что будущее за синтетическими языками. Поразмышляем об этом. Используя Интернет, ответить на вопросы: Что случилось с эсперанто ? www.sem40.ru/politics/emigration/14943/ 2. Что такое глобиш ? www.demoscop.ru/weekly/2006/0253 Приживётся ли в общении рунглиш ? stra.teg.ru/library/ strategics /7/4 — 107k
Слайд 16
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык! Он твой наставник — великий, могучий, Он переводчик, он проводник, Если штурмуешь познания кручи, Выучи русский язык! Русское слово живет на страницах Мир окрыляющих пушкинских книг. Русское слово — свободы зарница, Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник, Блещет зеркальностью русское слово — Выучи русский язык! Мир разобщенных безрадостно тесен, Спаянных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен, Выучи русский язык! Сабир Абдулла
наименее распространенных языков в мире
Джойс Чепкемой 29 мая 2017 года в Обществе
Доска с изображением самых популярных языков мира.Знаете ли вы, что есть языки с очень небольшим количеством носителей?В разных частях света используются разнообразные и яркие языки. Языки имеют разное количество носителей, на которых говорят миллионы людей, а на других — только сотни. Исследования показали, что языки находятся под угрозой социального развития, колонизации и экономического роста среди других факторов.Некоторые из языков с наименьшим распространением будут описаны ниже.
наименее распространенных языков в мире
Chamicuro
В настоящее время на языке чамикуро говорят только 20 человек. Он классифицируется в аравакской языковой семье, которая включает в себя такие языки, как аравакский и гуаджиро. Язык принадлежит народам чамикуро, населяющим приток реки Хуаллага в регионе Пампа Эрмоса в Перу.Язык признан коренным американским языком, и он находится под угрозой исчезновения. Дети, живущие в Пампа-Эрмосе, не говорят на языке, а говорят по-испански, хотя словарь Chamicuro был написан. Язык, к сожалению, почти вымер.
Сарси
Язык сарси также упоминается как Tsuut’ina, и он классифицируется как язык Athabaskan.Он насчитывает 170 ораторов, принадлежащих к нации цуу тина, территория которой находится недалеко от Калгари, провинция Альберта. Люди цуу тина поселились на Великих равнинах в 1700-х годах после того, как откололись от народа Данеза. Население народа цуу тина оценивается в 1 982 человека, и они живут в заповеднике, занимая площадь 109,32 квадратных миль. На языке сарси в основном говорят старейшины, но молодое поколение приняло усилия по изучению языка.
Paipai
Язык Paipai является частью большой языковой семьи Yuman.На нем говорят пайпайцы, которые являются коренными жителями северной части Нижней Калифорнии, Мексика. Сообщество Paipai связано с этническими группами Yavapai, Kiliwa и Kumeyaay. Около 200 человек говорят на папайском языке, так как большинство из них поселились в деревнях Kumeyaay. Джудит Жоэль опубликовала тексты на языке пайпай. Маурисио Дж. Микско также написал транскрипцию историй. С лингвистической точки зрения, язык пайпай связан с языком возвышенного юмана, на диалектах которого говорят валапайцы, явапай и хавасупай в западной Аризоне.
Satawalese
Сатавальский язык насчитывает 460 человек, большинство из которых проживают на острове Сатавал в Федеративных Штатах Микронезии. Небольшая популяция говорящих населяет штат Яп, прилегающие острова и атоллы, включая Пулусук, Ламотрек и Чуук, а также Сайпан, некоторые районы США и Содружество Северных Марианских островов.Количество говорящих на сатавальском языке растет, согласно исследованиям, проведенным в 2007 году Кевином Родди, который сообщил о 700 говорящих. Сатавальский язык принадлежит к семейству австронезийских языков в труукийской ветви. Он тесно связан с Mortlockese, Tanapag, Carolinian, Tobian, Mapia и Woleaian. Хотя язык рассматривается как находящийся под угрозой исчезновения, много усилий предпринимается для его устойчивости.
Усилия по возрождению этих языков
По оценкам ЮНЕСКО, более 1000 языков находятся под серьезной или критической угрозой.К факторам, способствующим исчезновению языков, относятся небольшой географический диапазон и быстрое сокращение числа носителей языка. Сообщества, лингвистика и правительства являются важными сторонами в усилиях по восстановлению исчезающих языков. Ирландский язык является примером языка, который был успешно возрожден. Испытав упадок как разговорный язык, ирландцы извлекли выгоду из широкого интереса в 19 веке, период, известный как гэльское возрождение.
наименее распространенных языков в мире
Ранг | Имя языка | Количество носителей (по оценкам) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Lemerig | 2 | |||||||||
2 | Njerep | 6 | |||||||||
3 | Ongota | 12 | |||||||||
4 | Chamicuro | 20 | |||||||||
5 | Taushiro | 20 | |||||||||
6 | Rama | 24 | |||||||||
7 | Cafundo Creole | 40 | |||||||||
8 | Wymysorys | 70 | |||||||||
9 | Karaim | 80 900 Karaim | |||||||||
10 | Hobyot | 100 | |||||||||
11 | Oneida | 100 | |||||||||
12 | Adnyamathanha | 107 | |||||||||
13 | 13 | 900 900 900 900 900 110 | 900 900 14 | 14 | 14 | 14 | Или Турки | 120 | |||
15 | Neku | 13 0 | |||||||||
16 | Барди | 150 | |||||||||
17 | Сарси | 170 | |||||||||
18 | Бусух | 200 | |||||||||
19 | 2045 900 900 900 900 900 20046 2041 | ||||||||||
Paipai | 200 | ||||||||||
21 | Arem | 270 | |||||||||
22 | Истро-румынский | 300 | |||||||||
23 | Инари саамский | 300 | |||||||||
24 | Бивер | 300 | |||||||||
25 | Скольт Сами | 320 | |||||||||
26 | Нижняя Танана | 380 | |||||||||
27 | Истриот | 400 | |||||||||
28 | Скольт Сами | 400 | |||||||||
29 | Нунг | 450 | |||||||||
30 90 046 | Satawalese | 460 |
Джон Мисахи 15 июня 2018 года в World Facts
Древний текст, написанный на санскрите.Редакционный кредит: bodom / Shutterstock.comИндия одна из самых больших и самых густонаселенных стран мира, с населением более 1,2 миллиарда человек. Он имеет шестую по величине экономику в мире по Номинальный ВВП и третий по величине по паритету покупательной способности (ППС). Индия является домом для несколько языков, большинство из которых относятся к Индоарийские и дравидийские семьи.Хинди является официальным и наиболее распространенным языком в стране. Другие распространенные языки включают бенгальский, телугу, маратхи и Тамильский. Помимо 22 запланированных языков, которые предоставляются официальные признание, конституция Индии также признает 6 языков коллективно известные как классические языки из-за их богатого наследия и независимости. Чтобы язык считался классическим, его история должна насчитывать 1500-2000 лет, он также должен быть богатым наследием и должен быть оригинальным и не заимствовано из любого другого сообщества.
классических языков Индии
тамильский
Тамильский язык принадлежит к дравидийской семье, и на нем в основном говорят тамильские люди как в Индии, так и на Шри-Ланке. Это также официальный язык Сингапура и Шри-Ланки, а также официальный язык в индийском штате Тамил-Нанду и Союзной территории Пудучерри. Тамильский является одним из 20 самых распространенных языков в мире, а также одним из самых выживших языков, поскольку он восходит к 500 г. до н.э.Сегодня более 60 миллионов носителей языка (5,9% населения Индии) и еще 4 миллиона (0,4% населения) говорят на нем как на втором языке. В настоящее время на тамильском языке издается около 1860 газет. Он был объявлен классическим языком в 2004 году.
санскрит
Санскрит — это диалект древнеиндийского языка.Он относится ко 2-му тысячелетию до нашей эры и считается старейшим индоевропейским языком. Санскрит произошел от ведической формы, в настоящее время известной как ведический санскрит. На этом языке говорят в качестве первого языка примерно 14 100 индийцев, и 1,2 миллиона говорят на нем как на втором языке, что составляет менее 1% населения. Большинство носителей санскрита находятся в Маттуре, Одише, Бансваре и Шимогском районе. В Непале около 1600 человек говорят на своем родном языке. Санскрит был объявлен классическим языком в 2005 году.
каннада
Каннада — это дравидийский язык, на котором говорят около 50 миллионов человек или 5% населения Индии в качестве первого или альтернативного языка. На нем говорят более 37 миллионов человек или 3,7% населения в качестве родного языка. Каннада является преобладающим языком в штатах Карнатака, Андхра-Прадеш и Тамил-Нанду. История языка восходит к 450 г. до н.э. и считается одним из старейших языков Индии.Он был объявлен классическим языком в 2008 году.
телугу
Телугу — дравидский язык и один из официальных основных языков в штатах Индии. Это официальный язык в штатах Андхра-Прадеш, Телангана и Территория Пудучерри. Телугу занимает третье место по количеству носителей языка, на котором говорят 74 миллиона человек или 7.9% населения, и в общей сложности 84 миллиона человек (8,2%). Язык телугу восходит к 1500 и 1000 гг. До н.э., когда он отделился от протодравидийского языка. Однако ранняя надпись датируется между 400 и 100 г. до н.э. Он был объявлен классическим языком в 2008 году.
малаялам
Малайялам — дравидийский язык, на котором в основном говорят в индийских штатах Керала, Тамил Наду и Карнатака.Это один из 22 запланированных языков в Индии, на котором в качестве первого языка говорят 34 миллиона человек (3% населения), а в качестве альтернативного языка — еще 700 000 человек. Его развитие приписывают Thunchaththu Ezhuthachan. Тем не менее, происхождение языка остается предметом спора, так как некоторые ученые предполагают, что он произошел от среднего тамильского языка, в то время как другие утверждают, что он произошел от прототамилдравидийского языка. Малаялам был назначен классическим языком в 2013 году.
Одиа
На языке Odia говорят примерно 4.2% населения Индии, большинство из которых проживают в восточной части страны, в том числе в штате Одиша и Западной Бенгалии. Это был шестой язык, который был назван классическим языком на основе его длинной литературной истории. История языка Odia восходит к 10 г. н.э. и, как полагают, происходит от Одра Магадхи Пракрит.
Преимущества классических языков
Языки в Индии, объявленные классическими, получают три основных преимущества.Во-первых, две крупные международные награды для ученых которые внесли значительный вклад в классические индийские языки, присуждаются ежегодно. Во-вторых, правительство также создало Центр передового опыта в изучении классических языков. Последний, Центральный Университетам также было предложено предоставить стипендии для профессиональных кафедр классических языков.
6 классических языков Индии
Язык | Год, объявленный классическим языком | Носители первого языка (перепись 2001 года) | Общее количество говорящих (перепись 2001 года) |
---|---|---|---|
Тамил | 2004 | 60793814 | 66742402 |
санскрит | 2005 | 14135 | 4991289 |
каннада | 2008 | 37924011 | 50775726 |
телугу | 2008 | 74,002,856 | 84,992,501 |
Малаялам | 2013 | 33,066,392 | 33,761,465 |
Odia | 2014 | 33,017,446 | 36,609,122 |
World Language Map | Список разговорных языков в мире
- Карты
- карты мира
- Политическая карта мира
- Физическая карта мира
- Пустая карта мира
- Карта мира для детей
- Карта Земли
- Атлас Мира Карта
- часовых поясов мира
- округа в Великобритании
Карта - разных языков
- Испанская карта
- Deutsch Karte
- Русская Карта
- Французская карта
- Китайская карта
- Итальянская карта
- Индонезийская карта
- Mapa do Mundo
- карты мира
- Континенты
- Северная Америка
- Южная Америка
- Карта Европы
- Азия Карта
- Карта Африки
- Океания Карта
- Антарктида Карта
- Карты стран
- US Map
- Канада Карта
- Великобритания Карта
- Карта Франции
- Россия Карта
- Карта Австралии
- Германия Карта
- Мексика Карта
- Италия Карта
- Ирландия Карта
- Сирия Карта
- Карты города
- Города в Северной Америке
- Города Европы
- Города в Австралии
- городов в Южной Америке
- Города в Азии
- города в Африке
- Тематические карты
- Демография Карты
- 10 лучших в мире
- Lat Long Maps
- Карты Экономики
- Карты окружающей среды
- История Карты Карта
- членов ООН
- Другие тематические карты
- Путешествие
- Чудеса света
- Мировые туристические направления
- 10 лучших пляжей
- Знаменитые музеи мира
- лучших национальных парков
- Карта воздушных маршрутов мира
- Там было сделано, что
- Инструменты
- Схема проезда и карты
- World Air Distance Locator
- страны и столицы
- Аэропорт Finder
- Embassy Finder
- Почтовый индекс Карта
- Коды США
- лучших университетов в США
- Почтовый индекс Finder
- Телефонные коды
- Конвертер валют
- Национальных Дня Независимости
- Ресурсы
- Мировые Флаги
- Вокруг света
- Текущие события
- ответов по географии и истории
- Наш Мир
- Инфографика
- видео
- ГИС Сервис
- Пользовательские карты
- Список мировых пустяков
- World Sports
- Ответы
- Сколько детей младшего возраста не посещают школу?
- Сколько проектов управляют НПО по всему миру?
- Все страны в долгах?
- Есть ли страны с несколькими столицами?
- В каком возрасте вы можете выпить свой первый алкогольный напиток?
- Какие страны сильны демократическим путем?
- Все ли ядерные государства имеют водородные бомбы?
- Рабство все еще существует в мире?
- Глобальный отчет о гендерном разрыве — Насколько равен мир для женщин?
- Кто-нибудь из команд хозяев выиграл Кубок мира?
- Повысился ли уровень самоубийств во всем мире?
- Насколько распространено ожирение среди взрослых?
- Как возник Марафон?
- Как страны оценивают с точки зрения свободы прессы?
- Как страны попадают в рейтинг экологического следа на душу населения?
- Как страны оценивают индекс экономической свободы?
- Сколько континентов в мире?
- Сколько стран в мире?
- Сколько Каун