cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок биологии методы исследования в биологии 10 класс – Конспект урока по биологии 10 класс «Методы исследований в биологии. Уровни организации жизни.»

Разработка урока №5 для 10 класса по биологии на тему: «Методы биологический исследований»

Общая биология, 10 кл

Урок 5. Методы биологический

исследований

Цель: сформировать представление о разнообразии методов биологических исследований (эмпирических и теоретических)

Задачи:

1.Образовательная:

— актуализировать знания учащихся о методах исследования, понятие «метод»;

— познакомить учащихся с этапами исследования;

— показать сущность новых методов биологии – моделирования и мониторинга.

2. Развивающая: формировать умения поиска в тексте необходимой информации, давать определение.

3. Воспитательная: формирование уважительного отношения к ученым-практикам, которым приходится систематически добывать «крохи» научных знаний, используя биологические методы.

Тип урока:

комбинированный

Требования к ученику:

  • знать методы изучения общей биологии, общебиологические термины и понятия.

  • уметь показать актуальность биологических знаний в современном мире

  • понимать роль методов исследования для добывания новых научных знаний.

Обеспечение урока:

Дневники наблюдений

Коллекции

Медиапрезентация

Основные понятия: Метод

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

Сообщения учащихся:

1 ряд – Достижения биотехнологии

2 ряд – Достижения генной инженерии

3 ряд – Клонирование – в чем польза и вред?

ХОД УРОКА:

Актуализация знаний

Ботаника – наука о растениях

Зоология- наука о животных

Анатомия –наука о строении организмов

Гигиена- наука о сохранении своего здоровья

Микология — о грибах

Энтомология – о насекомых

Орнитология – о птицах

Бриология — о мхах

Дендрология – о деревьях

Лихенология – о лишайниках

Ихтиология – о рыбах

Цитология – о клетке

Гистология – наука о тканях

Биофизика, биохимия, биометрия – математическая биология

1. Взаимодействие наук в исследовании жизни

Физико-химическое направление

(молекулярная биология)

Математико-кибернетическое

направление

Биохимия

Квантово-механическая биохимия

Квантово-механическая биология

Биофизика

Математическая биология

Кибернетика

(изучение общих закономерностей управления и передачи информации в биологических системах)

Математическая генетика

Математическая экология

Бионика (использование принципов организации живых организмов)

Вывод: происходит переплетение наук, их взаимная интеграция с целью исследования жизни на Земле

Чтобы добывать сведения о живой природе ученые используют различные методы.

Методы – определённым образом упорядоченная деятельность исследователя в раскрытии сути явления (учебник стр.16)

2. Общебиологические методы

Палеонтологический. Палеонтология – наука о вымерших животных и растениях.

Сравнительно-анатомический (морфологический). Глубокое внутреннее сходство организмов может показать родство сравнительных форм (гомология, аналогия органов, рудементарные органы и атавизмы)

Сравнительно-эмбриологический. Выявление зародышевого сходства, работы К. Бэра, принцип рекапитуляции

Биогеографический. Он позволяет проанализировать общий ход эволюционного процесса в самых разных масштабах (сравнение флор и фаун, особенности распространения близких форм, изучение реликтовых форм).

Популяционный. Популяция – группа организмов одного вида, обитающих на одной территории…

Метод позволяет улавливать направления естественного отбора по изучению характера распределения значений признака в популяции на разных стадиях ее существования или при сравнении разных популяций.

Иммунологический позволяет с большой степенью точности выявить «кровное родство» разных групп организмов.

Генетический. Ген – структуры содержащие наследственную информацию об организме. Метод позволяет определить генетическую совместимость сравниваемых форм, а значит, определить степень родства.

Паразитологический. Доказано, что эволюция паразитов и хозяев протекает сопряжено, а внекоторых группах паразиты оказываются специфическими для видов, родов или семейств. Поэтому по присутствию определенных паразитов порой можно судить о филогенетических связях видов – хозяев этих паразитов.

Самопроверка: по рисункам на экране определить общебиологический метод изучения природы

3. Традиционные методы

Наблюдение, описание – обеспечивают накопление фактического материала, отражающего предметы и явления природы

Сравнения – дает возможность выявлять сходство и различия между организмами, видами, биосистемами и их частями.

Эксперимент – позволяет активно изучать природные явления жизни с помощью опытов и проверять гипотезы, выдвигаемы в результате наблюдения, сравнения и др.

4. Выбор методов (зависит от поставленных задач)

Все биологические науки используют 2 группы методов:

— теоретические (анализ, синтез, сравнение)

— эмпирические (Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств») – практические методы (где используется оборудование):

  • Для полевых исследований (бинокль, лупа и др.)

  • Для лабораторных исследований (микроскоп, микротом, окуляр-микрометр): микроскопирование, центрифугирование.

Микротом – прибор для приготовления особо тонких срезов для электронных микроскопов.

Окуляр-микрометр – для определения размеров клеток.

5. Этапы научного исследования

  1. Проблема

  2. Гипотезы

  3. Цель

  4. Задачи

  5. Выбор методов

  6. Изучение литературы

  7. Эксперимент

  8. Выводы (Теория или закон)

  9. Список используемой литературы

Практическая проверка теоретических умозаключений проводится с помощью эксперимента.

Материалы обрабатываются (математический анализ, социометрия).

Опыт1 гипотеза неверна

Проблема гипотеза эксперимент Опыт 2 гипотеза неверна

(после Опыт 3 гипотеза верна

наблюдений)

Теория или закон

Проблема (греч. – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования). Почему охрана окружающей среды — это проблема?

Практическая работа.

Выберите предложенную проблему и подберите гипотезы, цель и задачи исследования, методы исследования:

  1. Почва – основа жизни растений?

  2. Состав куриного яйца

  3. Уменьшение численности зайцеобразных в наших лесах

  4. Уменьшение численности китов

  5. Ухудшение здоровья населения в Нижнем Тагиле

  6. Влияние сотовой связи на человека

6. Новые методы биологии

Моделирование – способ, позволяющий воспроизвести такие явления и свойства, которые невозможно получить в эксперименте на живых объектах или их системах.

Модель – абстрактное описание какого-то реального явления, позволяющая его прогнозировать. Для моделирования используется компьютер.

Огромное значение имеет моделирование в экологии.

Определение И.Т. Фролова:

«Моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем специального констpуиpования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы.

Модели в биологии применяются для моделирования биологических структур, функций и процессов на разных уровнях организации живого: молекулярном, субклеточном, клеточном, органно-системном, организменном и популяционно-биоценотическом. Возможно также моделирование различных биологических феноменов, а также условий жизнедеятельности отдельных особей, популяций и экосистем.

В биологии применяются в основном три вида моделей: биологические, физико-химические и математические (логико-математические). Биологические модели воспроизводят на лабораторных животных определённые состояния или заболевания, встречающиеся у человека или животных. Это позволяет изучать в эксперименте механизмы возникновения данного состояния или заболевания, его течение и исход, воздействовать на его протекание. Примеры таких моделей — искусственно вызванные генетические нарушения, инфекционные процессы, интоксикации, воспроизведение гипертонического и гипоксического состоянии, злокачественных новообразований, гиперфункции или гипофункции некоторых органов, а также неврозов и эмоциональных состояний. Для создания биологической модели применяют различные способы воздействия на генетический аппарат, заражение микробами, введение токсинов, удаление отдельных органов или введение продуктов их жизнедеятельности (например, гормонов), различные воздействия на центральную и периферическую нервную систему, исключение из пищи тех или иных веществ, помещение в искусственно создаваемую среду обитания и многие другие способы. Биологические модели широко используются в генетике, физиологии, фармакологии.

Мониторинг — многоцелевое, длительное наблюдение за состоянием и изменениями изучаемого объекта.

— мониторинг состояния окружающей среды;

— дневник наблюдений (тоже мониторинг).

Домашнее задание: Подготовиться к семинару

  • Вопросы на стр.18 (в § 6)

  • Изучить текст, найти ответы на вопросы

— Природа в живописи русских художников

— Природа в музыке

— Природа в литературе

infourok.ru

История изучения клетки Методы цитологических исследований

Урок биологии

В 10 классе

Тема урока: История изучения клеток.

Методы цитологических

исследований.

Учитель: Сосян Л.А

Тема урока: История изучения клеток.

Методы цитологических

Исследований

Цель: Ознакомить уч-ся с историей изучения клеток методами цитологических исследований; Сформулировать основные положения клеточной теории. Развивать логическое мышление умение анализировать и выделять главное. Воспитывать целеустремленность и умение достигать результата на примере самоотверженной работы учены.

Оборудование: Мультимедийные материалы; Портреты

ученых, строение клеток

тканный материал, таблицы.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

1.Оранизацыонный момент.

2.Акитуализция опорных знаний

Тест

Выберите правильный ответы и запишите их номера в тетрадь

  1. Соли, белки, углеводы – гидрофобные вещества

  2. Содержание ДНК в ядрах. Всегда постоянно а содержание ДНК все время меняется.

  3. ДНК содержится в ядре и цитоплазме.

  4. В составе ДНК 5 разных нуклеотидов

  5. А РНК — 111 гуаных тимин, цитозин.

  6. Отрезок ДНК, который содержит информацию о структуре белка,называется геном.

  7. Информация,которая содержится в конкретном гене, переписывается в РНК на ДНК.

  8. Соединение аминокислот в пепитидны цепочки способствуют ферменый трансфераза

  9. В составе молекул гликогена , крохмала,целлозы входит галакитоза

  10. Сахароза – дисяхарид.

  11. Денатурация – это нарушение первичной структуры белка

  12. Все белки ферменты

  13. Все ферменты белки

  14. Белки выполняют генетативную функцию

  15. Жиры — гидрофильные вещества

  16. Углеводы – основной источник энергии в клетке

  17. Полимеры состоят из мономеров

  18. Уряцил входит в состав РНК

  19. Адемины комплементарен интимину

  20. Белки состоят из азотского основания, остатков аминокислоты .

Ответы «Да»- 3, 6, 10, 13, 16, 17, 18, 19.

-Работа с таблицей «Строение клетки» растений строение клетки живогеных

-Что вы помните о строение клетки?

-Какие органы клетки за что отвечают?

-Что общего между одноклеточными, колониальными и многоклеточными ? В чём разница между ними?

2 мотивация учебной деятельности

Сообщение учителя

  1. Стремления людей проникнуть в тайны живой материи : человека, животных, растений.

  2. Первые приборы по щученью жизни

  3. Первые философские теории, а также научные и псевдонаучные взгляды.

  4. История изобретения увеличительных приборов: отец и сын Янеены; Г.Галилей; Роберт Гук, Антони Ван Ливенгун.

  5. «Посмотреть в микроскоп могут многие однако только некоторые могут судить об увиденом: Ф.Фонтен

  6. Микроскоп дает возможность заглянуть в святая святых жизни, а жизнь требует всё более и более совершенной техники.

  7. Ученые, которые пошли путем изучения жизни научными методами смогли сделать великие научные открытия. Давайте и мы пройдем визуально этим путем и перелистнём страницы истории науки. Давайте обобщим основные знания о клетке как единица жизни, которые накопило человечество.

3.Изучения нового материала

-Ребята, вам было предложено отыскать информацию о научных открытиях и их авторах, хорошо известных человечеству

1. История изучения и исследования клетки.

1.Р.Гук англ.1665г. Введение

термина «клетки»

2.А.Левенгук гол.1673г. Открытие

инфузорий, бактерий, спермотозоидов еритроцытов усовершенствование микроскопа.

3. Я. Пурпинс чех.1825г. открыватель

Микроатома,

Совершенствование микроскопической технике работы с тканями, методов их окрашивания, введение термина «протоплазма».

4.К. Бен рус 1827г. Клетка- еденица развитя организма. Изучения особеностей строения яйцеклетки на примере яйца.

5.Р.Браун анг 1833г. Открытие ядра.

6.М. Шлейден 1838г

Т. Шванн 1939г. Клеточная теория

7.Р. Вирхов нем 1859 Размножение клеток путем деления.

2.Методы цитологических исследований.

-Мы знаем что такое плитка и даже изучаем её особенности по разделам.

Биология Растений,Животных,Человека.

-Какие методы изучения нам уже известны?

-Методы современных исследований:

-световая микроскопия;

-электронная микроскопия;

-методы прижизненного изучения;

-метод меченных атомов;

-метод фиксирования для изучения тонкой структуры клеток;

-метод центрофугирования.

3.Положения клеточной теории.Заполнение таблицы о современных положениях клеточной теории.

Самостоятельная работы с учебником

Сравнить теорию Шлейдена и Шванна с современными взглядами на клеточную теорию.

Основные положения Клеточной теории Шлейдена и Швана.

1.Все организмы состоят из клеток;клетки образуются и растут по одинаковым законам.

2.Общий принцип развития для элементарных частей организма -клетк–ообразование.Клетки образуются в бессструктурной субстанции.

3.Каждая клетка индивидуальна.

Все ткани состоят из клеток.

4.Процессы в клетках можно разделить на:

-образование новых клеток;

-рост клеток;

-преобразование клеточного содержимого;

-выделение.

5.Какая-либо клетка является производной от другой клетки.Там где есть клетка,должна быть и клетка предшественница.

Положение современной клеточной теории.

1.Клетка-элементарная живая система,основа строения жизнедеятельности,размножения,индивидуального развития,прокариот и эукариот.

2.Клетки образуются в процессе индивидуального развития.Новые клетки образуются только путем деления других клеток.

3.Клетка может быть самостоятельным организмом.Рост и развитие многоклеточного организма-следствие роста и размножение одной или нескольких клеток.

4.Функции клеток:

-обмен веществ;

-раздражимость;

-движение;

-развития и специализация.

5.Эволюция клетки.

Клетка возникла очень давно и прошла длинный путь эволюции от прокариот до эукариот.

4.Обобщение и систематизация знаний.

-Могла ли клеточная теория возникнуть просто так?

-Какие ученые сделали вклад в клеточную теорию?

-Актуальна ли клеточная теория сегодня?

-Какая из предложенных схем на ваш взгяд отражает причинно-следственные связи процесса познания на примере клеточной теории?

1).Философские идеи

Гипотезы

Эксперементы и наблюдения

2.)Изобретние микроскопа

Философские идеи

Гипотезы

Клеточная теория

3.)Микроскопические исследования

Философские идеи

Гипотезы

Клеточная теория

5.Итог урока

Домашнее задание.

Для всех вопросы 1-5 усно.

Для творческого задания.

infourok.ru

Конспект урока и презентация по теме «Методы изучения генетики человека»; 10 класс — Разработки уроков — Биология и экология

Мохова Елена Викторовна

учитель биологии и географии

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятский технический лицей»

Конспект урока. Тема «Методы изучения генетики человека».

10 класс

«Человек был и будет самым любопытнейшим явлением

для человека…»

В.Г.Белинский.

Дидактическая: цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели урока по содержанию:

О: Создать условия для формирования представлений о методах изучения генетики человека, наследовании нормальных и патологических признаков, влиянии наследственности и среды на развитие признаков.

Р: Создать условия для формирования информационной компетентности учащихся через самостоятельную работу с источниками информации; продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы.

В: Продолжить формирование естественно-научного мировоззрения, способствовать воспитанию ответственного отношения к здоровью, толерантного отношения к людям с наследственными заболеваниями.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Средства обучения: учебник «Общая биология» 10-11 классы, В.И. Сивоглазов; дидактический раздаточный материал; презентация «Методы изучения генетики человека».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверяю готовность класса к уроку. Приветствую учащихся.

  1. Актуализация. Целеполагание и мотивация.

Слайд №2.

Учащимся предлагается дать определение или дополнить определение термином.

Генетика — ………

Наука о клетке — ……

Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной полипептидной цепи — ……..

Рецессивный ген — ………

Доминантный ген — ……..

Система скрещиваний различных по своим признакам организмов с целью изучения характера наследования признаков в ряду поколений — ………

Учащимся задается вопрос:

-Можно ли использовать гибридологический метод для изучения генетики человека?

Учащиеся высказывают разные мнения, в конечном итоге приходят к выводу, что:

1) экспериментальное скрещивание людей невозможно;

2) у человека медленная смена поколений, малое число потомков;

3) большое число хромосом и групп сцепления.

-Что мы сегодня будем изучать? Сформулируйте тему урока и определите его цель.

Слайд № 3 — тема урока, эпиграф.

— Какие вопросы возникли у вас? Запишите свой вопрос в тетрадь. Попробуйте ответить на него в течение урока.

  1. Изучение нового материала, его осознание и осмысление.

Слайд № 4.

Учащимся предлагается во время урока заполнить таблицу.

Название метода

Характеристика метода

Для чего используется

1. Генеалогический метод.

Однажды на пороге известного врача-генетика Николая Павловича Бочкова появился молодой человек. Привела его тревога. Дело в том, что в возрасте 3,5 лет у него скончался первый ребенок. Родился он в срок, нормального веса, отлично развивался. И вдруг с 5-6 месяцев малыша словно подменили. Едва научившись улыбаться, он «позабыл», как это делается. Ему стало трудно держать головку. И уже через 2 месяца врачи констатировали: болезнь Тея-Сакса. В 3,5 года ребенка не стало.

Природа же способна многократно воспроизвести эту беду. И только потому, что когда-то, в каких-то давно минувших коленах родословных обоих супругов в молекулярный аппарат наследственности была вписана программа этой болезни. До поры до времени она бездействовала, минуя одно, второе, третье поколения, и вдруг, в силу встречи супругов с одинаковыми генами и унаследования этой программы ребенком от родителей, получила приказ включиться.

Но потерявший сына отец хотел знать еще и другое: ожидает ли его последующих детей такая же участь? Могут ли они с супругой рассчитывать на радость материнства и отцовства? Подарит ли им судьба счастливый шанс?

Слайд № 5.

Учащимся демонстрируется родословная семьи. Вопрос: знаете ли вы что это такое?

Врачу пришлось подробно анализировать родословную этой семьи по линиям мужа и жены. Именно этим занимается генеалогический метод.

Слайд № 6.

Пользуясь информацией «Генеалогический метод», внести данные в таблицу.

Слайд № 7.

Выполнить задание: используя символику для составления родословных, проанализировать наследование признака дальтонизма. Ответить на вопросы:

1) Кто внес ген дальтонизма в семью?

2) Как наследуется признак во втором и третьем поколениях?

3) Сцеплен ли данный признак с полом?

Слайд № 8.

Сообщение о наследовании гемофилии в царской семье Романовых.

2. Близнецовый метод.

Слайд № 9.

Приходилось ли вам наблюдать в большом городе за детскими колясками? Вы, наверняка, обращали внимание на особенно широкие из них, попросту «удвоенные». В ней уютно расположились сразу двое ребятишек. Это близнецы. Две девочки или два мальчика, так похожи друг на друга, что прохожие невольно останавливаются и улыбаются. Но в двойных колясках бывают и непохожие близнецы, в том числе и разного пола. Как же понимать такое явление?

Слайд № 10.

Выполнить задание: внимательно рассмотреть схемы образования двух типов близнецов. Вставить в текст пропущенные слова или закончить предложение.

Чем же привлекают близнецы генетиков? (Работа учащихся с раздаточным материалом). Прочитайте текст о разлученных близнецах, сделайте вывод о влиянии наследственности и среды на определенные признаки.

Слайд № 11.

Внимательно прочитать информацию о близнецовом методе, внести ее в таблицу.

3. Цитогенетический метод.

Слайд № 12.

Демонстрация рисунка ребенка с синдромом Дауна.

Выдержка из письма: «В роддоме у меня был сильнейший стресс. Я никак не могла понять: почему ребенок с патологией родился именно у меня?! Как и все я мечтала, что мой малыш будет самым умным, самым красивым, Но жизнь распорядилась по-другому. Чтобы вырастить ребенка с особенностями, надо много сил и любви. И самое сложное — не стыдиться своего ребенка.»

Синдром Дауна — одно из самых известных генетических отклонений. По статистике, один ребенок из 700-800 новорожденных появляется на свет с этим диагнозом. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах и социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, наличия или отсутствия вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности.

Изучением причин подобных заболеваний занимается цитогенетический метод.

Слайд № 13.

Внимательно изучить информацию «Цитогенетический метод». Внести данные в таблицу.

Чаще всего хромосомные болезни являются результатом мутаций, произошедших в половых клетках одного из родителей во время мейоза. Данные заболевания диагностируются на внутриутробном этапе развития плода. С 12 по 24 неделю проводится амниоцентез – отбор околоплодной жидкости, содержащей отшелушенные клетки плода. В результате исследования

наличие заболевания либо подтверждается, либо исключается.

Слайд № 14.

Хромосомные аномалии.

  1. Синдром Клайнфельтера (47, ХХY). Больные всегда мужчины. Они характеризуются недоразвитием половых желез, дегенерацией семенных канальцев, часто умственной отсталостью, высоким ростом (за счет непропорционально длинных ног).

  2. Синдром Шерешевского-Тернера (45, ХО). Наблюдается у женщин. Проявляется в замедлении полового созревания, недоразвитии половых желез, бесплодии. Женщины с синдромом Шерешевского-Тернера небольшого роста, плечи широкие, таз узкий, нижние конечности укорочены, шея короткая, со складками, «монголоидный» разрез глаз.

  3. Синдром Дауна – одна из самых часто встречающихся хромосомных болезней. Она развивается в результате трисомии по 21 хромосоме (47). Болезнь легко диагностируется, т.к. имеет ряд характерных признаков: укороченные конечности, маленький череп, плоское, широкое переносье, узкие глазные щели с косым разрезом, наличие складки верхнего века, психическая отсталость. Частота встречаемости 1 на 700-800 новорожденных.

Слайд № 15.

Сегодня хорошо известно: диагноз «синдром Дауна» — это не приговор. Дети с синдромом могут ходить в школу и детский сад. В Москве работает Арт-центр и «Театр простодушных», где занимаются взрослые. Пример сильной воли и трудолюбия – Востриков Андрей из Воронежа, который в сентябре 2006 года представлял Россию на специальных олимпийских играх в Турине и стал абсолютным чемпионом по спортивной гимнастике. В США живёт и работает талантливый художник — Майкл Джургю Джонсон.

  1. Биохимический метод.

Слайд № 16.

Демонстрация бутылки с газированной водой.

Вопрос учащимся:

— Обращали ли вы внимание на информацию, которая дается на этикетке бутылки с газированной водой? Найдите непонятные слова, которые могут относится к нашему уроку. — Что такое фенилкетонурия?

— Найдите информацию о данном заболевании в раздаточных материалах. Внимательно прочитайте и выделите в тексте ключевые слова.

Слайд № 17.

Внимательно прочитайте текст «Биохимический метод», внесите данные в таблицу.

Биохимический метод позволяет выявить нарушения обмена веществ и при других наследственных заболеваниях.

Слайд № 18.

Внимательно прочитайте текст. О каком заболевании идет речь? Найдите и исправьте в тексте ошибки.

Таблица закрывается. Подводится итог.

  1. Рефлексия.

— Ребята, в начале урока вы записали вопрос, на который искали ответ в ходе этого занятия. Поднимите руку те, кто ответил на поставленный вопрос./ Озвучиваются некоторые вопросы и ответы.

— Какие вопросы еще возникли у вас ?

Подводится общий итог.

Слайд № 19.

  • По данным Всемирной организации здравоохранения каждый год генетиками фиксируются до 200 новых наследственных заболеваний. На 1000 новорожденных 30-50 детей уже имеют ту или иную наследственную патологию.

  • В России 1 из 1000 новорожденных страдает редким наследственным заболеванием.

Судьба нашего здоровья во многом определяется генами и хромосомами. И какими сочетаниям генов каждого человека природа распорядится, с такими он и живет. Среди многообразия генов могут быть и те, что ведут к талантливости и гениальности, и те, что ведут к наследственным болезням. Наследственных болезней много (4500 форм), большинство из них пожизненны и тяжелы. Но современные научные достижения, особенно прогресс генетики человека, позволяют изменить судьбу человека и семьи. В наших руках есть возможность влиять на нашу наследственность. Каждый из вас должен понимать, что от ответственного отношения к собственному здоровью зависит здоровье ваших детей и внуков.

Слайд № 20.

Знайте гены собственной семьи! Мы вступили в эру планирования семьи, и оно окажется тем успешнее, чем больше мы будем знать о генетическом здоровье наших родственников.

Н.П. Бочков

  1. Домашнее задание.

1) Изучить п.3.17, ответить на вопросы в конце параграфа.

2) Ответить на вопрос: «Какие способы или методы лечения наследственных заболеваний вам известны? Возможно ли полное излечение таких болезней?

3) По желанию: составить родословную своей семьи.

Дополнительный материал для учащихся

Генеалогический метод

Символика для составления родословных:

Близнецовый метод

Внимательно прочитайте текст, сделайте вывод о влиянии наследственности и среды на развитие определенных признаков у близнецов.

Судьба их разлучила в 1942 году. Как часто бывало в то нелегкое время, дети теряли родителей, жены мужей, братья сестер.

Братья-близнецы, как две капли воды похожие друг на друга, по какой-то нелепой случайности после гибели родителей попали в разные детские дома. Петю сразу после войны усыновила бездетная пара, воспитала как родного. Он получил хорошее образование, обзавелся семьей. Все это время пытался найти брата, но безрезультатно. Только спустя много лет, Петр узнал, что Василия давно уже нет в живых. В возрасте 22 лет тот второй раз попал за кражу в тюрьму, где заболел туберкулезом. Через несколько месяцев Василий умер, не дождавшись освобождения.

Встретиться разлученным близнецам было так и не суждено.

Биохимический метод

Внимательно прочитайте текст, выделите в нем ключевые слова.

Фенилкетонурия относится к группе болезней, связанных с обменом веществ. При этом блокируется превращение незаменимой аминокислоты фенилаланин в тирозин, и фенилаланин превращается в пировиноградную кислоту, которая выводится с мочой. Заболевание приводит к быстрому развитию слабоумия у детей. Ранняя диагностика и диета позволяют приостановить развитие заболевания. Если ребенка с фенилкетонурией вскоре после рождения посадить на диету с очень низким содержанием фенилаланина, то проявление у него заболевания будет гораздо слабее. Поскольку фенилаланин относится к незаменимым аминокислотам, совсем исключать его из рациона нельзя. Количество его должно быть достаточным, чтобы ребенок мог расти.

pedsovet.su

Методы исследования генетики человека. Видеоурок. Биология 10 Класс

Тема урока: «Методы исследования генетики человека», мы рассмотрим основные подходы, используемые для изучения генетики человека.

Для генетических исследований человек является неудобным объектом, так как у человека невозможно экспериментальное скрещивание; большое количество хромосом; поздно наступает половая зрелость; малое число потомков в каждой семье; невозможно уравнивание условий жизни для потомства. В генетике человека используется ряд методов исследования, которые чаще используются для диагностики генетических заболеваний, но вместе с этим они дают ответы на многие академические вопросы.

Генеалогический метод исследования основан на составлении родословной человека и изучении характера наследования признака.

Суть его состоит в установлении родословных связей и определении доминантных и рецессивных признаков и характера их наследования (Рис. 1). Особенно эффективен этот метод при исследовании генных мутаций. Этот метод используется для диагностики наследственных заболеваний и медико-генетического консультирования. По характеру наследования определяется вероятность рождения ребенка с генетическими аномалиями.

Рис. 1. Генеалогический метод (Источник)

Генетический метод чаще всего использовался для мониторинга таких генетических заболеваний, как гемофилия или эпилепсия. Он был наиболее актуален вплоть до молекулярно-биологических открытий ХХ века.

Популяционный метод основан на сборе и анализе статистических данных о частотах того или иного признака. На основании обработанных данных появляется информация о распространенности в популяции изменчивых признаков, их норме реакции, об особых группах риска генетических заболеваний или о летальности этих признаков (Рис. 2).

Рис. 2. Популяционный метод – процент (частота аллелей) групп крови (Источник)

С помощью популяционного метода возможно прогнозировать количество средств, необходимых для лечения генетических больных.

Цитогенетический метод – основан на анализе кариотипа клеток, то есть на изучении хромосом человека в норме и при патологии. В норме кариотип человека включает 46 хромосом – 22 пары аутосом и две половые хромосомы. Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменениями их структуры, примером может служить диагностирование на эмбриональном этапе синдрома Дауна (Рис. 3) или синдрома кошачьего крика.

Рис. 3. Цитогенетический метод – кариотип человека с синдромом Дауна (Источник)

Биохимический метод позволяет выявлять фенотип человека на биохимическом уровне, то есть нарушения в обмене веществ, вызванные изменением генов и, как следствие, изменением активности различных ферментов. Так удается диагностировать сахарный диабет, достаточность лактазы, фенилкетонурию. Этот метод позволяет изучать генетику очень важных показателей человека.

Молекулярно-биологический метод позволяет изучать нуклеотидную последовательность ДНК и непосредственно исследовать генотип. Этот метод дает исчерпывающую информацию о генотипе человека и позволяет делать выводы о его признаках и возможных признаках его потомков.

Это самый эффективный и быстроразвивающийся метод. Любой человек может произвести молекулярно-биологический анализ и узнать риск развития большинства генетических заболеваний (Рис. 4).

Рис. 4. Молекулярно-биологический метод (Источник)

Этот метод позволяет установить риск развития и негенетических заболеваний, таких как сахарный диабет, артериальная гипертензия, и заранее начать их профилактику.

Молекулярно-биологический метод позволяет установить предрасположенность человека, его таланты, его родство и происхождение.

Близнецовый метод заключается в изучении фенотипов однояйцевых близнецов, которые обладают одинаковым генотипом. Близнецовый метод позволяет определить степень проявления признака у пары, влияние наследственности и среды на развитие признаков. Все различия, которые проявляются у однояйцевых близнецов, имеющих одинаковый генотип, связаны с влиянием внешних условий. Таким образом, близнецовый метод позволяет выявить роль генотипа и факторов среды в формировании признака, для чего изучаются и сравниваются степени сходства (конкордантность) и различий (дискордантность) монозиготных и дизиготных близнецов (Рис. 5).

Рис. 5. Близнецовый метод (Источник)

При изучении генетики человека используют: генеалогический, близнецовый, популяционный методы в сочетании с лабораторными методами: цитогенетическим, биохимическим и молекулярно-биологическим.

 

Список литературы

  1. Беляев Д.К. Общая биология. Базовый уровень. – 11 издание, стереотипное. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Общая биология, 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Fb.ru (Источник).
  2. Biology-gen.ru (Источник).
  3. Licey.net (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Назовите основные методы исследования генетики человека.
  2. Что позволяет выявить биохимический метод?
  3. Какой из методов является самым эффективным?

interneturok.ru

Презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему: Методы биологических исследований

Слайд 1

Методы биологических исследований Тема урока Автор: Дубовцева Т. Д. Учитель биологии МБОУ «гимназия № 11 им.С.П.Дягилева ». Г.Перми

Слайд 2

План урока: 1. Актуализация знаний о методах биологических исследований; 2. Формирование цели и задач урока; 3. Работа в группах «Изучение причин изменения осенней окраски листьев у деревьев в городе Перми» 4. Создание карты экологически благоприятных микрорайонов города Перми. 5 Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание.

Слайд 3

Домашнее задание: 1. Параграф 6- учебник «Общая биология» под ред. И.Н. Пономаревой. 2. Оформить отчеты по исследованию благополучия экологической обстановки вашего микрорайона . 3. Задание на выбор: Эссе «Что мы можем сделать , чтобы экологическая обстановка в нашем городе стала лучше?» Определить какие деревья растут во дворе вашего дома и могут ли они служить индикаторами чистоты воздуха.

Слайд 4

Подумайте и определите, о каком методе исследования идет речь: 1)Собирание и описание фактов … 2) Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать это явление… 3) Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели… 4) Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия… 5) Выяснение закономерностей появления и развития организмов… 6) Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств…

Слайд 5

Осень в парке горького

Слайд 6

Цель: научиться применять методы биологических исследований в жизни. Задачи: 1. Повторить методы биологических исследований; 2. Продемонстрировать умения применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений в живой природе; 3. Оценить результаты своей деятельности.

Слайд 7

Задание для работы в группах: 1. Распределить роли; 2. Исследовать образцы листьев деревьев, собранных в микрорайоне вашего проживания; 3. Заполнить карту исследования; 4. Определить причины изменений и повреждений листьев деревьев; 5. Приготовить презентацию своих исследований; 6 Сделать выводы.

Слайд 8

Работа в группах по инструктивной карте: № Видовое название растения Микро-район , место сбора образца Изменение окраски Выводы: Методы исследования; Причины изменения окраски листьев; Повреждения листьев и их причины; 1 2 3 4 Рябина обыкновенная Балатово В лесу Зеленая  Желтая  бурая

Слайд 9

Определение причин изменений и повреждений листьев деревьев Определить виды повреждения листьев деревьев и причины их вызывающие. Использовать для определения и создания презентации интернет ресурсы.

Слайд 10

Бурая пятнистость розы

Слайд 11

Черная пятнистость розы

Слайд 12

Ржавчина рябины Ржавчина листьев рябины

Слайд 13

Скрученность листьев клена Скрученность листьев клена

Слайд 14

Болезни листьев тополя Бурая пятнистость

Слайд 15

Мучнистая роса

Слайд 16

Порша яблонь

Слайд 17

Бурая пятнистость липы

Слайд 18

Презентации результатов исследований группами . Рефлексия.

nsportal.ru

10 класс. Биология. Методы исследования в биологии — Методы исследования в биологии

Комментарии преподавателя

Наука – это одна из сфер че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, целью ко­то­рой яв­ля­ет­ся изу­че­ние и по­зна­ние окру­жа­ю­ще­го мира. Каж­дая наука имеет свои ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния, но за­да­ча любой науки – по­стро­е­ние си­сте­мы до­сто­вер­но­го зна­ния, ос­но­ван­но­го на фак­тах и обоб­ще­нии, ко­то­рые можно было бы под­твер­дить или опро­верг­нуть.

На­уч­ным фак­том яв­ля­ет­ся лишь тот, ко­то­рый можно вос­про­из­ве­сти или под­твер­дить. На­блю­де­ния, ко­то­рые не могу быть вос­про­из­ве­де­ны, от­бра­сы­ва­ют­ся, как нена­уч­ные. Когда учё­ный де­ла­ет от­кры­тие, он пуб­ли­ку­ет ин­фор­ма­цию о нем в спе­ци­аль­ных жур­на­лах, бла­го­да­ря пуб­ли­ка­ции ре­зуль­та­ты могут быть про­ве­ре­ны и пе­ре­про­ве­ре­ны дру­ги­ми учё­ны­ми – это слу­жит сти­му­лом для более тща­тель­ной про­вер­ки и ана­ли­за соб­ствен­ных экс­пе­ри­мен­тов.

Ещё одной фор­мой рас­про­стра­не­ния зна­ний яв­ля­ют­ся сим­по­зи­у­мы и кон­фе­рен­ции, ко­то­рые ор­га­ни­зу­ют­ся уче­ны­ми раз­ных спе­ци­аль­но­стей (бо­та­ни­ка­ми, зоо­ло­га­ми, ге­не­ти­ка­ми, ме­ди­ка­ми и т. д.). Во время таких ме­ро­при­я­тий уче­ные об­ща­ют­ся друг с дру­гом, об­суж­да­ют ра­бо­ты кол­лег, на­ла­жи­ва­ют твор­че­ские связи.

На­уч­ный метод – это со­во­куп­ность при­ё­мов и опе­ра­ций, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся при по­стро­е­нии си­сте­мы на­уч­но­го зна­ния.

Один из ос­нов­ных прин­ци­пов на­уч­но­го ме­то­да – скеп­ти­цизм – отказ от сле­по­го до­ве­рия к ав­то­ри­те­ту. Учё­ный все­гда со­хра­ня­ет опре­де­лён­ную долю скеп­си­са и про­ве­ря­ет любое новое от­кры­тие.

Ос­нов­ны­ми ме­то­да­ми био­ло­гии яв­ля­ют­ся: опи­са­тель­ныйсрав­ни­тель­ныйис­то­ри­че­ский и экс­пе­ри­мен­таль­ный.

Опи­са­тель­ный метод яв­ля­ет­ся наи­бо­лее древним, по­то­му что его ис­поль­зо­ва­ли ещё учё­ные древ­но­сти, в ос­но­ве его лежит на­блю­де­ние. При­мер­но до 17 века он был ос­нов­ным в био­ло­гии, по­сколь­ку учё­ные за­ни­ма­лись опи­са­ни­ем жи­вот­ных и рас­те­ний и их пер­вич­ной си­сте­ма­ти­за­ци­ей, но он не по­те­рял ак­ту­аль­но­сти в на­сто­я­щее время, на­при­мер, он ис­поль­зу­ет­ся для опи­са­ния новых видов (см. Рис. 1).

Рис. 1. Новые виды жи­вот­ных, опи­сан­ные уче­ны­ми

Срав­ни­тель­ный метод – поз­во­ля­ет вы­явить сход­ство между ор­га­низ­ма­ми и их ча­стя­ми. Он стал при­ме­нять­ся с 17 века.

По­лу­чен­ные с по­мо­щью этого ме­то­да све­де­ния легли в ос­но­ву си­сте­ма­ти­ки Карла Лин­нея, поз­во­ли­ли Тео­до­ру Шван­ну и Мат­ти­а­су Шлей­де­ну сфор­му­ли­ро­вать кле­точ­ную тео­рию, легли в ос­но­ву за­ко­на за­ро­ды­ше­во­го сход­ства, от­кры­то­го Кар­лом Бэром.

Сей­час очень слож­но про­ве­сти гра­ни­цу между опи­са­тель­ным и срав­ни­тель­ным ме­то­дом, по­то­му что они ком­плекс­но ис­поль­зу­ют­ся для ре­ше­ния задач био­ло­гии.

Ис­то­ри­че­ский метод поз­во­ля­ет осмыс­лить по­лу­чен­ные ранее факты и со­по­ста­вить их с ранее из­вест­ны­ми ре­зуль­та­та­ми. Он стал ши­ро­ко при­ме­нять­ся со вто­рой по­ло­ви­ны 19 века бла­го­да­ря ра­бо­там Чарль­за Дар­ви­на, ко­то­рый с его по­мо­щью обос­но­вал за­ко­но­мер­но­сти по­яв­ле­ния и раз­ви­тия ор­га­низ­мов, ста­нов­ле­ние их струк­тур и функ­ций во вре­ме­ни и про­стран­стве (см. Рис. 2). При­ме­не­ние ис­то­ри­че­ско­го ме­то­да поз­во­ли­ло пре­вра­тить био­ло­гию из опи­са­тель­ной науки в объ­яс­ня­ю­щую.

 

Рис. 2. Ис­то­рия эво­лю­ции че­ло­ве­ка

Экс­пе­ри­мен­таль­ный метод – при­ме­не­ние этого ме­то­да свя­зы­ва­ют с име­нем Уи­лья­ма Гар­вея, ко­то­рый его ис­поль­зо­вал в своих экс­пе­ри­мен­тах по изу­че­нию кро­во­об­ра­ще­ния (см. Рис. 3). Но ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся этот метод стал имен­но с 20 века, пре­жде всего, при изу­че­нии фи­зио­ло­ги­че­ских про­цес­сов.

Рис. 3 Опыт У. Гар­вея по изу­че­нию кро­во­об­ра­ще­ния

Экс­пе­ри­мен­таль­ный метод поз­во­ля­ет изу­чать то или иное яв­ле­ние с по­мо­щью опыта. Боль­шой вклад в утвер­жде­ние экс­пе­ри­мен­таль­но­го ме­то­да в био­ло­гии внёс Гре­гор Мен­дель, ко­то­рый, изу­чая на­след­ствен­ность и из­мен­чи­вость ор­га­низ­мов, впер­вые ис­поль­зо­вал экс­пе­ри­мент не толь­ко для по­лу­че­ния дан­ных об изу­ча­е­мых яв­ле­ни­ях, но и для про­вер­ки ги­по­те­зы.

В 20 веке экс­пе­ри­мен­таль­ный метод стал ве­ду­щим в био­ло­гии. Это стало воз­мож­ным бла­го­да­ря по­яв­ле­нию новых при­бо­ров, на­при­мер, элек­трон­но­го мик­ро­ско­па, ис­поль­зо­ва­нию ме­то­дов химии, фи­зи­ки и био­ло­гии (см. Рис. 4).

Рис. 4. Со­вре­мен­ные опыты и ла­бо­ра­тор­ное обо­ру­до­ва­ние, ко­то­рые сим­во­ли­зи­ру­ют экс­пе­ри­мен­таль­ный метод ис­сле­до­ва­ния

В био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях до­воль­но часто при­ме­ня­ют мо­де­ли­ро­ва­ния тех или иных про­цес­сов, то есть при­вле­ка­ют и ма­те­ма­ти­че­ские ме­то­ды, и ком­пью­тер­ное мо­де­ли­ро­ва­ние.

На­уч­ное ис­сле­до­ва­ние со­сто­ит из сле­ду­ю­щих эта­пов: на ос­но­ва­нии по­лу­чен­ных фак­тов, на­блю­де­ний или экс­пе­ри­мен­тов фор­му­ли­ру­ет­ся про­бле­ма, для её ре­ше­ния вы­дви­га­ют­ся ги­по­те­зыГи­по­те­зы непре­рыв­но со­вер­шен­ству­ют­ся и под­вер­га­ют­ся даль­ней­шей раз­ра­бот­ке. Ги­по­те­за, ко­то­рая со­гла­су­ет­ся со мно­же­ством раз­но­об­раз­

www.kursoteka.ru

Методы исследования генетики 10 класс

Урок биологии в 10 классе

с использованием современных электронных образовательных технологий

Тема: «Генетика человека» урок № 63« Методы исследования генетики человека»

Учитель биологии Солодкова Елена Дмитриевна. Глядянская СОШ

Цель

Способствовать усвоению знаний о у учащихся об основных методах изучения наследственности человека, а также с методами лечения и предупреждения некоторых наследственных болезней человека .

Задачи

Тип урока:

Методы и приемы:

Образовательная: сформировать знания о наследовании признаков у человека , о его генетическом разнообразии и особенностях методики изучения генетики человека Развивающая: способствовать развитию у учащихся умений выражать мысли в словесной форме; развивать умение учащихся работать с текстом учебника и интернет ресурсами ( флеш- анимациями» при выполнении заданий;

Воспитывающая: способствовать выработке умения осознанно трудиться над поставленной целью; бережно относиться к ИКТ и оборудованию; формировать аккуратность при

оформлении заданий в тетради

Урок открытия нового знания

Словесные: беседа, рассказ сообщения учащихся; технические- работа с интернет ресурсами – решение генетических задач ;

Наглядные: демонстрация изобразительных средств –таблиц по генетике, рисунков учебника и презентации, инте6рнет ресурсов- флеш- анимаций

Практические: Распознавание роли различных методов генетики человека при изучении тех или иных наследственных признаков , решение генетических задач»

Основное содержание темы, термины и понятия

Генетические закономерности являются универсальными для всех живых организмов , в том числе и для человека. Однако в силу целого ряда особенностей исследование наследственности человека затруднено. Поэтому для изучения наследственности человека используются особые методы изучения его наследственности и изменчивости.

Термины и понятия: метод составления родословных- генеалогический , популяционный , близнецовый, цитогенетический и биохимический методы.

Планируемые результаты

Личностные

сформировать познавательный интересы и мотивы, направленные на изучение методов генетики человека ;

уметь анализировать, делать выводы

— воспитывать культуру общения , потребность в здоровом образе жизни

Уметь применять полученные знания при решении генетических задач.

Метапредметные

Познавательные:

— развивать умение работать с текстом учебника; преобразовывать информацию из одной формы в другую- из текстовой в табличную

-выполнять задания учителя и слушая сообщения обучающихся о различных методах изучения генетики человека, сопровождающиеся презентациями, флеш- анимациями

Регулятивные:

— умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно из курса 9класса о методах изучения генетики человека и значении этих знаний для медицины;

— составление плана и последовательности действий при изучении материала урока.

— оценка результатов работы;

Коммуникативные:

— планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в процессе выполнения работы с текстом учебника и в процессе прослушивания презентаций , при решении задач с использованием флеш анимации ;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные

— выделять существенные признаки и особенности различных методов в изучения генетики человека;

— различать на рисунках таблицах и во время просмотра презентаций особенности методов изучения наследственности человека

— сравнивать биологических объектов, овладеть методом наблюдения

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Информатика: Работа с использованием презентации составленной учителем и презентаций учащихся (заполнение таблицы « Особенности методов изучения генетики человека»)

Решение задач с использованием интернет ресурсов.

Технические: таблицы по генетике и рисунки в учебнике , компьютер; проектор; экран;

Программные: презентации по проектам учащихся « Методы изучения генетики человека», Флеш анимация «Решение генетических задач и составление родословных» «учебник «Общая биология « 10- 11 класс В.В.Пасечника и др.

фронтальная —

индивидуальная

в паре —

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Актуализация темы. Вызов с использованием метода «кластер»

и постановка проблемного вопроса

Учитель: Сегодня мы познакомимся с особенностями изучения генетики человека. С чем как вы думаете связаны особенности изучения генетики человека? и какие методы используются для изучения наследственности человека ? Это проблемный вопрос, на который мы должны ответить на сегодняшнем уроке.

Обучающиеся: Эти особенности скорее всего связаны с тем, что человек не только биологический вид, отличающийся от других биологических видов своим строением, но и особенностями психической деятельности – высокоразвитым сознанием и развитой речью и сложной социальной деятельностью.

Учитель: Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока. (слайд№ 1)

Планируемый предметный результат

Мотивация учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала.

Учитель: Определим круг вопросов, которые мы сегодня рассмотрим, что вы уже знаете о особенностях генетики человека и методах изучения наследовености и изменчивости признаков у человека , что бы хотели узнать нового? ( Слайд №2)

Обучающиеся пишут на доске : что они знают об особенностях изучения генетики человека как биологического так и социального существа

Учитель: запишем план урока в тетрадях ( слайд 3)

На основе анализа имеющихся знаний выявить «область незнания», поставить перед собой цель работы.

Поставить проблемный вопрос.

II этап Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

Цели деятельности

Учебные задания и методы работы с информацией.

Планируемый предметный результат

Деятельностная цель:

Формирование способности учащихся к новым способам действия в процессе целеполагания и выполнения заданий учителя в процессе изучения нового материала.

Учитель: Прочитать текст учебника на стр. 176 и выделить особенности изучения генетики человека.

Ответ: В силу целого ряда особенностей человека исследование его наследственности затруднено:

1.Это невозможность направленного скрещивания именно тех пар, которые нужны для исследования ;

2.Позднее половое созревание ;

3.Малое потомство;

4. Невозможность содержания всех исследуемых людей в одинаковых условиях;

5. Относительно большое число хромосом. (23 пары).

Учитель: Тем не менее изучение генетики человека необходимо хотя бы потому, что это нужно медицине. Заболевания, в основе которых лежат генетические нарушения, распространены гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. Из-за этих нарушений около 15% эмбрионов погибают еще до рождения, 3% детей – при рождении, 3% детей умирают не достигнув взрослого возраста, 20% людей не вступают в брак и 10% браков – бездетны. Известно более 2000 болезней человека, вызываемых генетическими отклонениями.

Как же современная наука исследует генетику человека? Какие методы используются при этом.

Учащиеся: Это прежде всего метод изучения родословных некоторых семейств на протяжении длительного времени.

сообщение учащегося о генеалогическом методе )Слайд

Следующий метод – Популяционный.

Учитель: прочитать текст статьи на стр. 176-177. И ответить в чем заключается особенность этого метода изучения наследственности человека.

Следующий Близнецовый метод. ( сообщение учащегося)

Цитогенетический метод- (сообщение учащегося)

Биохимические методы ( сообщение учащегося)

В ходе прослушивания особенностей каждого метода в тетрадях ведется краткая запись .

http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/undefined-1/metody-issledovanija-genetiki-cheloveka Характерные особенности методов изучения генетики человека. Выберите самостоятельно вид краткой записи характерных особенностей каждого метода изучения генетики человека: таблица, тезисы, схема.

Примеры, использования метода

Проверяем заполнение таблицы. Слайд №7

Личностный:

выделять и находить в тексте термины и понятия,

— воспитать культуру общения и потребность в здоровом образе жизни;

осознать социальную, практическую и личностную значимость

Изучаемого материала;

Предметный:

— расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

-Изучить характерные особенности методики изучения генетики человека, выявить; специфические особенности цитогенетического, генеалогического популяционного и биохимического методов изучения генетики человека.

-умение правильно вести записи в тетради, выделяя главное;

— структурирование знаний в процессе заполнения таблицы.

III этап Диагностика качества освоения темы

Цели деятельности

Установить степень усвоения темы « Методы исследования генетики человека»

Учитель: Мы познакомились сегодня на уроке с основными методами изучения генетики человека.

Проверьте свои знания решив следующие задачи и ответив на вопросы в конце параграфа.

http://www.virtulab.net/images/stories/Inetractive_Biology/10_5.swf

(Слайд№8)

Почему трудно исследовать наследственность человека?

Слайд № 9 Эти особенности скорее всего связаны с тем, что человек не только биологический вид, отличающийся от других биологических видов своим строением, но и особенностями психической деятельности – высокоразвитым сознанием и развитой речью и сложной социальной деятельностью

Ответ: . : В силу целого ряда особенностей особенностей человека исследование его наследственности затруднено:

1.Это невозможность направленного скрещивания именно тех пар, которые нужны для исследования ;

2.Позднее половое созревание ;

3.Малое потомство;

4. Невозможность содержания всех исследуемых людей в одинаковых условиях;

5. Относительно большое число хромосом. (23 пары).

Планируемый предметный результат

Личностный:

творческое отношение

к процессу выбора и выполнения заданий;

Познавательный:

-Умение использовать методы наблюдения и сравнения биологических объектов.

Регулятивный:

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии,к волевому усилию и к преодолению препятствий ;

Коммуникативный:

— разрешение конфликтов в процессе обсуждения правильных ответов, культура поведения и речи.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Планируемый предметный результат

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценить результат своей деятельности;

— оценить свое эмоциональное состояние

Самоанализ

I. Задание на самоанализ

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

Учащиеся усвоили изучаемый материал в полной мере, как это было запланировано.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *