cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок 10 класс вечера на хуторе близ диканьки – Н.В. Гоголь. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». 10-й класс

Содержание

План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме: Из опыта работы. Урок. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.

Урок 19. Тема: Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Романтические произведения.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования.

Задачи урока.

  1. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества Н.В.Гоголя для русской литературы;
  2. Развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.
  3. Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

  1. Мультимедийная установка.
  2. Презентация “Н.В.Гоголь”.

Эпиграфы.

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.

В.Г.Белинский

Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью… вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины.

Н. Г. Чернышевский

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. (презентацию готовят учащиеся)

Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции.


Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. .В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал частные уроки.

В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась).

Окончив гимназию в 1828, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение «Италия», а весной того же года под псевдонимом «В. Алов» Гоголь печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Поэма вызвала очень негативные отзывы критиков, что усилило тяжелое настроение Гоголя, который в течение всей жизни очень болезненно переживал критику своих произведений.

В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно уезжает за границу, в Германию, а к концу сентября почти столь же внезапно возвращается в Петербург. В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева.Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в «службе государственной», но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

В 1832 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве – песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

В конце 1832 года Гоголь приезжает в Москву уже известным писателем, где сближается с М.П. Погодиным, семейством С.Т. Аксакова, М.Н. Загоскиным, И.В. и П.В. Киреевскими, которые оказали большое влияние на воззрения молодого Гоголя. В 1834 году Гоголь был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла «Тараса Бульбы».

В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей «Миргород», куда вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., и сборник «Арабески» (на темы петербургской жизни).
Осенью 1835 г. он принимается за написание «Ревизора», сюжет которого подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 г. он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и других), а в феврале-марте уже занят ее постановкой на сцене Александрийского театра. Премьера пьесы состоялась 19 апреля. 25 мая — премьера в Москве, в Малом театре.

Так же в 1935 году был закончено произведение “Нос” — верх гоголевской фантастики (опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в.

Вскоре после постановки «Ревизора», затравленный реакционной печатью и «светской чернью», Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над «Мертвыми душами», начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме.

В сентябре 1839 Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав «Мертвых душ», которые вызывают восторженную реакцию. В 1940 г. Гоголь вновь покидает Россию и в конце лета 1840 в Вене, его внезапно постигает один из первых приступов тяжелой нервной болезни. В октябре он приезжает в Москву читает в доме Аксаковых последние 5 глав «Мертвых душ». Однако в Москве цензура не допустила роман к печати и в январе 1842 писатель переправляет рукопись в Петербургский цензурный комитет, в котором книга была разрешена, однако с изменением названия и без «Повести о капитане Копейкине». В мае «Похождения Чичикова, или Мертвые души» вышли в свет.И вновь произведение Гоголя вызвало шквал самых противоречивых откликов. На фоне общего восхищения раздаются резкие обвинения в карикатурности, фарсе, клевете. Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу, где писатель работает над 2-м томом «Мертвых душ».

Все лето 1842 года Николай Васильевич провел в Германии и лишь в октябре переехал в Рим. Много времени уходит у него на подготовку к публикации собрания сочинений, но он успевает работать над вторым томом «Мертвых душ». «Сочинения Никола Гоголя» начинают выходить в 1843 году, однако и здесь произошла некоторая задержка (на один месяц) из-за придирок цензуры. Начало 1845 года знаменуется для Гоголя новым душевным кризисом. Он начинает переезжать с курорта на курорт с целью обрести душевное равновесие. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии (в «Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ» — «Выбранные места») Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу. И начинает работу заново.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений.

В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги – необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.

Весна 1850 года – Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ. 1852 год – Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель с рукописями. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям «Мертвых душ»). 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, однако принятые меры не дают результата. Утром 21 февраля Н.В. Гоголь скончался. Последними словами писателя были: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!».

  1. Вспомните, какие произведения Н.В. Гоголя вы читали раньше

«Вечера на хуторе близ Диканьки», рассказанные пасечником Рудым Панько

«Миргород» («Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Повесть о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)

Можно ли назвать эти произведения романтическими? Обоснуйте ответ.

4. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни Н.В.Гоголя?

2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

3. Какие черты личности Н.В.Гоголя вас поразили, удивили?

5. Объяснение домашнего задания.

рассказать о цикле «Петербугские повести»; образ маленького человека; прочитать «Невский проспект»..

nsportal.ru

Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести. Картины народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством»

Творчество Николая Васильевича Гоголя – одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе.

Одним из таких шедевров стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Данный урок посвящен повести «Ночь перед Рождеством».

Многие сказки и легенды имеют счастливый конец. Повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» полностью соответствует этому правилу. Главному герою, отважному кузнецу Вакуле, приходится пройти сложное испытание, для того чтобы завоевать сердце своей возлюбленной. В результате он получает руку и сердце своей избранницы. Легенды и народные сказки призваны вселять в человека веру в свои силы, умение и находчивость. Эта повесть не является исключением…

Николай Васильевич Гоголь (рис. 1) очень трепетно относился к культуре своего народа. Он родился в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, самом сердце Малороссии, как тогда называли Украину.

Рис. 1. Отто Моллер. Портрет писателя Н.В. Гоголя (Источник)

Окончив Нежинскую гимназию высших наук, он приехал в Петербург, мечтая «сделать жизнь свою нужною для блага государства». Им владела пылкая мечта: принести пользу человечеству, поступить на службу, которая могла бы дать «просторный круг действий».

Знакомство с Пушкиным и его друзьями помогло Гоголю найти свою дорогу – обратиться к занятиям литературой, написать «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Вскоре после прибытия в Петербург, зимой 1829 года, Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…»

. Он и сам тогда не знал, для чего использует полученные с родины сведения. Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страш

interneturok.ru

Вечера на хуторе близ Диканьки

10класс 4.12.2014г Литература

Тема урока: «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектирования на слух.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент.

А. приветствие б. посещаемость

2. Изучение нового материала.

Просмотр презентации сопровождается рассказом учителя и беседой с учащимися по ранее изученным произведениям Н.В.Гоголя. Во время лекции учителя дети составляют краткий конспект лекции. Да, это Николай Васильевич Гоголь, это его такие волнующие строки.

Невероятный Гоголь, Веселый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех все малороссийское”, —  с радостным изумлением сообщает матери Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.

Строчки его произведений, словно песни, подслушанные им на вечорках, куда собирались парубки и девушки. В письме к ботанику Максимовичу Гоголь писал: “Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими живыми летописями!”

Перед нами такая живая летопись.

Ваши впечатления?

Каким чувством проникнуто все произведение?/ Радостным, веселым, задорным /

Захотелось ли вам еще раз прочитать эту повесть? Что именно?

Мы познакомились с жителями Диканьки, такими разными по характеру, открытыми, жизнерадостными.

А какие замечательные костюмы носят они!

3. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали сегодня на уроке из жизни Н.В.Гоголя?

2. Каким вы представили себе писателя после прослушанного рассказа?

3. Какие черты личности Н.В.Гоголя вас поразили, удивили?

4. Объяснение домашнего задания.

Закончить оформление конспекта по жизни и творчеству Н.В.Гоголя, воспользовавшись материалом учебника.

5. Мотировка оценок

infourok.ru

Урок внеклассного чтения по повестям Гоголя » Вечера на хуторе близ Диканьки»

Разделы: Литература


Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 4 группы, каждая из которых получила творческое задание — создать презентации по темам:

I группа «Сорочинская ярмарка»

Цель: выявить, как относится автор к своим героям, из чего это видно; показать соотношение лирического и комического, показать красоту пейзажных зарисовок и яркого описания ярмарки.

II группа «Вечер накануне Ивана Купала»

Цель: раскрыть губительную силу денег, проанализировать художественное своеобразие повести.

III группа — «Майская ночь, или Утопленница»

Цель: выяснить какую роль играют в тексте описания природы, в чем их своеобразие; проследить, как вводится в повесть легенда о сотниковой дочке, какова ее роль в движении сюжета, обратить внимание на композицию повести.

IV группа «Ночь перед Рождеством»

Цель: раскрыть народный характер повести, определить главную идею произведения, ответить на вопрос, почему Вакула добивается своей цели, в чем была его сила.

Каждая группа получила задания: прочитать повесть и продумать ответы на следующие вопросы.

«Сорочинская ярмарка»:

  1. Зачитайте начало 1-ой главки — описание роскошного летнего дня (выразительно). С каким чувством вы читаете эти строки? Найдите и прочитайте ещё 1-2 описания природы (Днепра) из других повестей.
  2. Составьте калейдоскоп ярмарки (3-4 картинки), прочитайте их. Какими средствами передаёт Гоголь атмосферу ярмарки? (юмористические способы: неожиданность, несоответствие, гипербола; какие части речи чаще всего употребляются; какова пунктуация текста?)
  3. Как относится Рудый Панько к своим героям? Из чего это видно? А что тебе понравилось в ней или кто?
  4. Почему эта повесть изумила А.С.Пушкина?
  5. Зачитайте последние два абзаца повести. Почему грустно, хотя всю повесть мы весело смеялись? В каких произведениях устного народного творчества всегда присутствует грусть?

«Вечер накануне Ивана Купала»:

  1. О чем эта повесть? Какая легенда лежит в основе повести?
  2. Назовите имена действующих лиц. Прочитайте портрет Басаврюка. Что олицетворяет он: добро или зло?
  3. Как Петро добыл богатство? В чем заключается губительная сила денег? Зачитайте особо понравившиеся места.
  4. Кто из героев вызывает сострадание? Почему? (Петро? Пидорка? Ивась?)
  5. Как описание природы предупреждает читателя о предстоящей трагедии?

«Майская ночь, или Утопленница»:

  1. Расскажите коротко о сюжете повести, назовите имена действующих лиц, зачитайте описание внешности Ганны.
  2. Найдите и прочитайте выразительно одну из страшных легенд повести (главы 1, 4,5). Что вас поразило, заставило задуматься, огорчиться в этой легенде?
  3. За что парубки расправились с головой (сельским старостой)? Как они проучили старосту? На чьей вы стороне?
  4. Зачитайте описание природы, заставившее вас насладиться пейзажем.
  5. Что в повести фантастика, легенда, а что — правда? (приведите доказательства).
  6. Как по-вашему, хорошо это или плохо — уметь читать? Как этот вопрос связан с повестью, с кем из героев?

«Ночь перед Рождеством»:

  1. О чем это произведение? Постарайтесь определить его главную идею. (Коротко расскажите).
  2. Назовите происшествия и приключения героев, которые можно назвать комическими? Что вызвало смех? Зачитайте одно происшествие (можно по ролям).
  3. Прочитайте выразительно понравившиеся описания природы. Какую роль, по-вашему, играет описание природы?
  4. Какие украинские слова тебе понравились в повести и почему? Чему вы научились, прочитав «Ночь перед Рождеством»?

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Наглядность: портрет Гоголя, выставка книг, компьютерные презентации.

План проведения урока

  1. Организационный момент.
  2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и народное творчество.
    • Вступительное слово учителя.
  3. Подготовка к восприятию нового материала, мотивационный этап.
  4. Изучение нового материала.
    • Презентация I группы; ответы на вопросы;

    • Презентация II группы; ответы на вопросы;

    • Презентация III группы; ответы на вопросы;

    • Презентация IV группы; ответы на вопросы;

  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись темы урока «Вечера на хуторе близ Диканьки» Связь с народным творчеством.

II Вступительное слово. (Приложение1)

Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь использовал устное народное творчество. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, обращался к родным и знакомым с просьбой собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы, «о Иване Купале, о русалках», о духах и домовых, «с их названиями и делами». В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь использует и образную систему фольклора, и его идейную сущность. В народных сказках, песнях, былинах высмеивается все то, что враждебно людям, и прославляется справедливость, любовь, труд и счастье. Мечты народа о другой, лучшей жизни и нашли отражение в романтических повестях Гоголя. Положительные герои сказок всегда сильные, красивые и справедливые люди, они борются с силами зла и выходят победителями.

А кто из героев «Вечеров на хуторе близ Диканьки» преодолевает трудности на пути к счастью?

III Создаю проблемную ситуацию, цель которой — вызвать интерес, создать положительный настрой.

IV Изучение и освоение нового материала

Выступает I группа.

План:

Повесть «Сорочинская ярмарка» изумила Пушкина. Гоголь прославляет беззаботную молодость, нравственную чистоту, любовь и счастье.

  • Начало первой главки — это гимн природе. (выразительное чтение)
  • Калейдоскоп ярмарки (пересказ 3-4 картин).

Атмосфера ярмарки. Юмористические способы её передачи.

  • Грицько и Параска сумели отстоять своё счастье, победить злые силы.
  • «Пусть их живут, как венки вьют», - напутствует молодых добрый Черевик.
  • «Сорочинская ярмарка» — самая веселая повесть сборника, но последние эпизоды звучат грустно.

Выступает II группа.

План:

  • Тема денег в повести «Вечер накануне Ивана Купала».
  • Нет счастья там, где позабыт «полезный труд», где жажда денег вытеснила все человеческие чувства (Образы Пидорки и Петруся).
  • Описания природы в повести предупреждают читателей о предстоящей трагедии.
  • Басаврюк — олицетворение зла.

Выступает III группа.

План:

  • «Майская ночь, или Утопленница» — гимн природе и торжествующей любви. Выразительное чтение отрывка «Знаете ли вы украинскую ночь?…» Мы испытываем очарование лунной ночи.
  • Как же должны быть красивы и счастливы люди, живя в этом прекрасном мире!
  • Образы Левко и Ганны. Описания внешности раскрывают характеры героев.
  • В повести тесно переплетены мир реальный и вымышленный. Их связывает мир природы. Легенды вплетены автором в оживший мир украинской природы.

Выступает IV группа.

План:

  • Труд и любовь — основа народной жизни. Эта мысль пронизывает повесть «Ночь перед Рождеством»
  • Мужественно, упорно борется за свою любовь кузнец Вакула. Да и как не бороться, если Вакула не может жить без Оксаны!
  • Приключения Вакулы на пути к счастью. Образы Солохи, Чуба, черта в повести.

V Итог урока.

  1. В чем проявилась связь «Вечеров на хуторе близ Диканьки» с устным народным творчеством.
  2. Почему мы называем повести «Вечера на хуторе блих Диканьки» романтическими?
  3. В чем видит автор прочную основу жизни народа?
  4. Что мешает людям, по мнению Гоголя, жить красиво и счастливо?
  5. Что такое юмор? Назовите способы юмористического повествования. Приведите примеры.
  6. Какие украинские слова запомнили вы, читая повести Гоголя? Что они обозначают?

VI Домашнее задание: подготовить электронную презентацию повести.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

8.03.2010

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Конспект урока по литературе на тему «Смешное и страшное в сборнике Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (7 класс)

Класс: 7

Тема урока: Смешное и страшное в сборнике Н. В. Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки»

Цель урока: выявить соотношение фантастического и юмористического в повестях сборника Н. В. Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки».

Задачи урока:

1). Учить анализировать фантастические и юмористические картины повести, выявлять приёмы юмористического повествования.

2). Развивать произвольное внимание, устную монологическую речь, творческое воображение, память.

3). Воспитывать ответственность, приоритетные духовные ценности, прививать интерес к чтению.

Оборудование: проектор, ноутбук

Ход урока

1. Организация внимания учащихся.

2. Изучение нового материала.

1). Эмоциональное введение в тему урока, настрой.

— Послушайте, как о человеческом смехе говорит великий русский писатель Ф.М.Достоевский в романе «Подросток»:

«Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет… а вы смотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек».

— Согласны ли вы с писателем? Аргументируйте свою точку зрения.

2). Беседа с целью выявления приёмов юмористического повествования.

— Н.В.Гоголь, к творчеству которого мы приобщаемся, очень любил посмеяться, он обладал великим даром иронии. Прекрасные страницы гоголевских произведений веселы, ярки, задорны.

3). Выборочное чтение.

— Давайте вспомним самые яркие из них. Найдите и прочитайте эпизоды, в которых присутствует юмор.

Ответы учащихся: «Мне кажутся очень смешными эпизоды, в которых незадачливые ухажеры попадают в метки к Солохе…»; «А мне очень весело представлять, как Пацюк ест вареники…»; «А для меня самый смешной герой черт. Уже в начале повести, описывая черта, писатель подтрунивает над ним. Я представляю, как он топает копытцами на морде, как неловко пролетает в трубу к Солохе…»

4). Обобщение ответов учащихся.

— Если бы вам пришлось сказать несколько самых точных, выразительных слов о смехе Гоголя, то какие бы вы подобрали? (Веселый, задорный, легкий, светлый.)

— Вот как о смехе говорит писатель: «Смех значительнее и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, — но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека…

Нет, несправедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел. Многое бы возмутило человека… но озаренное силой смеха, несет оно уже примиренье в душу… Но не слышат могучей силы такого смеха…»

— Гоголь услышал эту могучую силу смеха и сумел воплотить ее. В чем, по-вашему, сила гоголевского смеха?

Микроитог: Смех Н.В. Гоголя очищает героев, помогает бороться с нечистой силой, возвышает над смертью, поэтому о нем можно сказать животворящий, это роднит его с народной смеховой традицией, где смех утверждает жизнь, черпает свою силу в праздничном народном коллективе.

III. Выявление фантастических картин повести.

Сейчас хочу направить наш разговор в иное русло, обратиться к иным граням творчества. Тему этого разговора подсказали ваши многочисленные вопросы по страшным страницам цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь умеет возбуждать веселье, но сам часто остается печален. Заканчивается повествование, и он как бы один, за границей праздничной ярмарки.

— Давайте вспомним финал «Сорочинской ярмарки»:

«Гром, хохот, песни. Слышались тише и тише» до слов «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему…».

— Откуда эта грусть? Печальные страницы «Вечеров…» — это лирический голос самого автора, а он человек той половины XIX века, времени, когда народное единство разрушается и человек остается один.

— Вспомните вывод, который мы сделали, прочитав стихотворение «Бесы» А.С.Пушкина.

В природе человека, отъединенного от целого, таится злое, неживое.

— Что же тогда может стать опорой для человека?

— В чем его спасение?

IV. Постановка задач урока.

Страницы «Вечеров…» — это попытки Н.В.Гоголя ответить на эти вопросы для себя и нас. Логика сборника, его настроение проясняется при сопоставлении повестей. Сегодня в центре внимания две из них: «Вечер накануне Ивана Купала» и «Ночь перед Рождеством».

V. Сравнительно-сопоставительный анализ.

1. Общая характеристика сюжета. Беседа.

— Есть ли основание сопоставлять эти повести? (Да, сходство сюжетов.)

— Как вы охарактеризуете сюжеты, выявите общее? Сходство очевидно: молодой человек добивается любви юной красавицы. Для этого ему необходимо пройти через испытание и даже воспользоваться нечистой силой.

— К какому раннему жанру восходит сюжет? (Сказка.)

— С противоборством каких сил связан? (Добра и зла, Жизни и Смерти.)

— В каких образах у Гоголя реализуются эти силы?

С одной стороны, Жизнь, с ней Юность, Красота, Любовь. С другой — Смерть, с ней Старость, Неживое, застывшее; образ смерти несет нечистая сила, она рождает Страх.

Это противостояние, восходя к масленичному обряду противоборства Весны, а с нею Молодости, Лтбви и Зимы (Смерти, Старости) — магистральный сюжет гоголевского творчества, начиная с «Вечеров…» и заканчивая поэму «Мертвые души». Он произрастает из вечного противостояния Жизни и Смерти, в самом существовании человечества, но когда проникает в душу одного человека, заставляет его страдать. Не всем удается выйти из этого конфликта достойно.

Вакула удается победить черта, добиться счастья, а Петру — нет. В чем же дело?

Полистаем страницы и вспомним самые яркие. Прозвучат они параллельно, что поможет вам найти правильный ответ на вопрос.

2. Анализ ключевых эпизодов (индивидуальные ответы учащихся).

а) Мы в Диканьке, в атмосфере христианского праздника.

Характеристика Диканьки, ее обитателей, атмосферы.

На что обращает внимание Гоголь, рисуя Диканьку?

Атмосфера праздничная, яркая, это последний день нечистой силы.

А теперь перенесемся в другой хутор и в атмосферу другого праздника.

6) Рассказ о купальской ночи.

— Каким видит Гоголь этот праздник? (Это пробуждение нечистой силы.)

— Гоголь, кажется, не принимает языческого праздника и бросает героя в дьявольскую пучину. Но почему?

— Почему не состоялось счастье Петра? (Алчность Петра сыграла роковую роль.)

— Но разве легко решиться на кровь младенца?

— Почему Петр стал способен на такое?

Ответ рождается не просто. Для этого проследим судьбу героя.

— Заглянем в хутор, где живет Петр. в) Характеристика хутора (с иллюстрациями).

— Каково главное ощущение? Хутор затерян у дороги, заброшен. Здесь все лишено порядка, Лада, а главное — почвы, Дома. Какое-то сплошное шатание, беэдомье.

— Почему в таком хуторе живет Петр?

Он сам Безродный, без рода, без корней, одинокий.

— Посмотрите, как он одет, верит ли в возможность счастья?

Итак, у Петра нет дома, дела, веры. Нет того, что мы называем нравственным стержнем. Кажется, Бог оставил его, а где оставляет Бог, там появляется Дьявол. Одинокой душе не справиться с ним.

г) Характеристика Вакулы.

— Таков ли Вакула? Вглядимся в этого человека.

— Какое он на вас произвел впечатление?

д) Сопоставительный анализ последних страниц повестей: красивый дом Вакулы — разрушение дома Петра: красавица жена, дети — уход Пидорки в монастырь.

VI. Итог урока.

— А теперь вернемся к вопросу, который поставили в начале.

— Почему Вакуле удается победить нечистую силу и обрести счастье, а Петру — нет?

— Какие опоры видит Гоголь в жизни?

Ответы учащихся.

Одно из постоянных гоголевских столкновений — в комическом или трагическом плане — столкновение человека с дьявольскими силами.

Как правило, дьявол побеждает изгоя, не привязанного к месту, к делу. Так гибнут Петро («Вечер накануне Ивана Купала»), род Петра и Ивана («Страшная месть»), Хома Брут («Вий»), а кузнец Вакула, Левко не только удается победить — чертовщину, но и извлечь выгоду встречи с ней.

Нечистая сила, которая прилипает гоголевским бездомным странникам, восходит к яычеству. Но, по Гоголю, ни эти верования, ни эти обряды уже не в состоянии спасти отошедших от людей, дом, своих корней.

Христианин Гоголь, опираясь на языческие традиции, спорит с ней. Ему видится спасение в том, что мы называем Соборностью духовной близости, основанной на радостном единении людей, но не на языческом празднике, а в любви к Богу и друг другу.

infourok.ru

Методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме: СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по повестям Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

(Звучит аудиозапись украинской народной песни «Ой ни zopi та сухий ду-бик». Занавес открывается. На сцене пнетенъ, на нем вшит кувшин. В глубине сцены — лавка. Выходит пасечник Рудый Панько, врукахунего книга Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

РУДЫЙ ПАНЬКО (в зал): Это что за невидаль: «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Что это за «Вечера»?

(Музыка затихает.)

У нас на хуторах водится издавна: как только окончатся заботы в поле, мужик припрячет своих пчел в темный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, — тогда, только вечер, уже, наверно, где-нибудь и конце улицы брезжит огонек, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрипка, говор, шум. Это у нас вечерницы! Соберется в одну хату толпа девушек с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрипачом — поднимется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя.

(Рудый Панько отходит в сторону за плетень. Выходят Парубки и Девчата, исполняют украинский танец.)

Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! Но нигде, может быть, не было рассказано столько диковин, как на вечерах у пасичника Рудого Панька. За что меня миряне прозвали Рудым Паньком — ей-богу, не могу сказать. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно.

(Звучит аудиозапись украинской народной песни «Ой на zopi та. су-хий дубик». На сцене появляются Девушки (1) и (2), в руках у них книга Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Музыка затихает.)

А вот и Девчата. Доброго здоровья! Куда путь держите? Что там вы рассматриваете?

ДЕВУШКА (1): Так вот книжка вышла. И в ней о нас прописано. Так и у вас такая же книга.

ДЕВУШКА (2): А вы знаете, что эту книгу написал наш пан диканьковский, Николай Васильевич Гоголь?

РУДЫЙ ПАНЬКО: Так это пан все из моих баек и списал! Правда, в заглавии указал: мол, это «повести, изданные пасични-ком Рудым Паньком». Бывало, соберутся накануне праздничного дня добрые люди в гости в па-сичникову лачужку, усядутся за стол, и тогда прошу только слушать.

ДЕВУШКА (1): Помните историю про красную свитку? Расскажите нам, что там случилось на Сорочинской ярмарке.

РУДЫЙ ПАНЬКО: Оно бы и не годилось рассказывать такие страшные истории. Да разве уж для того, чтобы угодить таким гарным девчатам!

ДЕВУШКИ (1) и (2) (вместе): Рассказывайте, рассказывайте!

(Фоном звучит аудиозапись украинской народной песни «Ой на гор! та сухий дубик». Рудый Панько берет под руки Девушек (1) и (2). Они разворачиваются и идут к лавке, садятся.)

РУДЫЙ ПАНЬКО: Раз, за какую вину, ей-богу, не знаю, выгнали одного черта из пекла. Давай он с горя пьянствовать. Гулял, гулял — наконец пришлось до того, что попил все, что имел с собою. Пришлось черту заложить красную свитку свою чуть ли не в треть цены жиду, нашинковавшему тогда на Сорочинской ярмарке. Заложил и говорит ему: «Смотри, жид, я приду к тебе за свиткой ровно через год, береги ее!» — и пропал, как будто в воду канул. Жид рассмотрел хорошенько свитку: сукно такое, что и в Миргороде не достанешь! А красный цвет горит, как огонь, так что не нагляделся бы! Вот жиду показалось скучно дожидаться срока. Вот и содрал с какого-то приезжего пана мало не пять червонцев. О сроке жид и позабыл было совсем. Как вот раз, под вечерок, приходит какой-то человек: «Ну, жид, отдавай свитку мою». Жид сначала было и не понял: «Какую свитку? У меня нет никакой свитки!» Тот и ушел. Только к вечеру слышит шорох — гладь, во всех окнах по-выставлялись свиные рыла.

(Музыка затихает.)

Жид признался во всем. Только свитки нельзя уже было воротить. Пана обокрал на дороге цыган и продал свитку перекупке. Та привезла ее снова на Сорочин-скую ярмарку, но с тех пор никто ничего не стал покупать у ней. Перекупка бросила свитку в огонь — не горит бесовская одежда. Она подсунула в воз одному мужику, вывезшему продавать масло. Дурень и обрадовался: только масла никто и спрашивать не хочет. Схватил топор в руки и изрубил .ее в куски. Глядь — и лезет один кусок к другому, и опять целая свитка. Перекрестившись, хватил топором в другой раз, куски разбросал по всему месту и уехал. Только с тех пор каждый год, и как раз во время ярмарки, черт с свиною личиною ходит по всей площади, хрюкает и подбирает куски своей свитки. Теперь, говорят, одного только левого рукава недостает ему.

ДЕВУШКА (1): А вот какая история приключилась с Соло-пием Черевиком на Сорочинской ярмарке.

(Все уходят. Занавес закрывается. Громко звучит аудиозапись украинской народной песни «Ой на горе та сухий дубик». Занавес открывается. Декорации те же. Черевик спит на лавке. Вбегает Хивря, в руках у нее самотканый половик и палка для выбивания. Она вешает половик на плетень и начинает выбивать.)

ХИВРЯ: Вставай, вставай! Ступай, веди скорее кобылу на продажу. Смех, право, людям: приехали на ярмарку и хоть бы горсть пеньки продали.

ЧЕРЕВИК: Как же, жинка, с нас ведь теперь смеяться будут.

ХИВРЯ: Ступай! Ступай! С тебя и без того смеются!

ЧЕРЕВИК (зевая): Ты видишь, что я еще не умывался. (Почесывает спину.)

ХИВРЯ: Вот некстати пришла блажь быть чистоплотным! Когда это за тобою водилось? Вот рушник, оботрись. (Берет что-то свернутое в комок. Видит, что это красная свитка, и с ужасом отбрасывает се.) Ступай, делай свое дело.

ЧЕРЕВИК: Будет продажа теперь! Недаром, когда я собирался на эту проклятую ярмарку, на душе было так тяжело, как будто кто взвалил на тебя дохлую корову. Ну, вот и зло все! Неугомонен и черт проклятый: носил бы уже свитку без одного рукава, так нет, нужно же добрым людям не давать покою. Будь, примерно, я черт, — чего, оборони Боже, — стал ли бы я таскаться ночью за проклятыми лоскутьями?

(Черевик и Хивря уходят. Звучит аудиозапись украинской народной песни «Солнце низенько, вечер близенько». Выходят на сцену Рудый Панько, Девушки (1) и (2).)

ДЕВУШКА (1): Как чудесно описал Николай Васильевич нашу украинскую природу в «Майской ночи»! Вот послушайте.

(Фоном звучит аудиозапись украинской народной песни «Солнце низенько, вечер близенько».)

РУДЫЙ ПАНЬКО: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!

ДЕВУШКА (2): И в эту божественную ночь происходит очень много событий: решается судьба любви главных героев Левко и Ганны. А вот и Левко.

(Все уходят. Выходит Левко.)

ЛЕВКО: Her, видно, крепко заснула моя ясноокая красавица! Галю! Галю! Ты спишь или не хочешь ко мне выйти? Ты боишься, верно, чтобы нас кто не увидел, или не хочешь, может быть, показать белое личико на холод! Не бойся: никого нет. Вечер тепел. Но если бы и показался кто, я прикрою тебя свиткою, обмотаю своим поясом, закрою руками тебя — и никто нас не увидит. Но если бы и повеяло холодом, я прижму тебя поближе к сердцу, отогрею поцелуями, надену шапку свою на твои беленькие ножки. Сердце мое, рыбка моя, ожерелье! Выгляни на миг. Просунь сквозь окошечко хоть белую ручку свою. Нет, ты не спишь, гордая дивчина! (Громко.) Тебе любо издеваться надо мною, прощай! (Собирается уходить.)

(Звучит аудиозапись пьесы «Думка» В. Барвинского. На сцене появляется Ганна.)

ГАННА (вполголоса): Какой же ты нетерпеливый! Уже и рассердился! Зачем выбрал ты такое время: толпа народу шатается то и дело по улицам… Я вся дрожу…

ЛЕВКО: О, не дрожи, моя красная калиночка! Прижмись ко мне покрепче! Ты знаешь, что мне и часу не видать тебя — горько.

(Левко и Ганна садятся на лавку.)

ГАННА (задумчиво): Знаешь ли, что я думаю? Мне все что-то будто на ухо шепчет, что вперед нам не видеться так часто. Недобрые у вас люди: девушки все глядят так завистливо, а парубки… Я примечаю даже, что мать моя с недавней поры стала суровее приглядывать за мною. Признаюсь, мне веселее у чужих было.

ЛЕВКО (с грустью): Два месяца только в стороне родной и уже соскучилась! Может, и я тебе надоел?

ГАННА: О, ты мне не надоел. Я тебя люблю, чернобровый козак! За то люблю, что у тебя карие очи, и как поглядишь ты ими — у меня как будто на душе усмехается: и весело и хорошо ей, что приветливо моргаешь ты черным усом своим, что идешь по улице, поешь и играешь на бандуре, и любо слушать тебя.

ЛЕВКО: О, моя Галя! (Прижимая Ганну к себе.)

ГАННА: Постой! Полно Левко! Скажи наперед, говорил ли ты с отцом своим?

ЛЕВКО: Что? Что я хочу жениться, а ты выйти за меня замуж — говорил.

ГАННА: Что же?

ЛЕВКО: Что станешь делать с ним? Притворился, по своему обыкновению, глухим: ничего не слышит и еще бранит, что шатаюсь Бог знает где, повесничаю и шалю с хлопцами по улицам. Но не тужи, моя Галю! Вот тебе слово козацкое, что уломаю его.

ГАННА: Да тебе только стоит, Левко, слово сказать — и все будет по-твоему. Я знаю это по себе: иной раз не послушала бы тебя, а скажешь слово — и невольно делаю, что тебе хочется… Посмотри, посмотри! (Поднимает глаза наверх.) Посмотри, вон, вон, далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третья… Не правда ли, ведь это ангелы Божий поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? Да, Левко? Ведь это они глядят на нашу землю? Что, если бы у людей были крылья, как у птиц, — туда бы полететь, высоко, высоко… Ух, страшно! Ни один дуб у нас не достанет до неба. А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит но нем на землю ночью перед Светлым праздником.

ЛЕВКО: Нет, Галю, у Бога есть длинная лестница от неба до самой земли. Ее ставят перед Светлым воскресеньем святые архангелы; и как только Бог ступит на первую ступень, все нечистые духи полетят стремглав и кучами попадают в пекло, и оттого на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле.

ГАННА: Я помню, будто сквозь сон. Давно, давно, когда я еще была маленькою, что-то страшное рассказывали про дом, что возле пруда. Левко, ты, верно, знаешь, расскажи!

ЛЕВКО: Бог с ним, моя красавица! Мало ли чего не расскажут бабы и народ глупый. Ты себя только потревожишь, станешь бояться, и не заснется тебе покойно.

ГАННА: Расскажи, расскажи, милый, чернобровый парубок! Расскажи, Левко.

(Фоном звучит аудиозапись украинской народной песни «Солнце низенько, вечер близенько».)

ЛЕВКО: Видно, правду говорят люди, что у девушек сидит черт, подстрекающий их любопытство. Ну, слушай. Давно, мое серденько, жил в этом доме сотник. У сотника была дочка, ясная Панночка, белая как снег, Сотникова жена давно умерла, и задумал он жениться на другой. Привез сотник молодую жену в новый свой дом. Хороша была молодая жена. Только так страшно взглянула на свою падчерицу, что та вскрикнула, ее увидевши. Настала ночь. Ушел сотник с молодою женою в свою опочивальню, заперлась и белая Панночка в своей светлице. Горько сделалось ей, стала плакать. Глядит — страшная черная кошка крадется к ней, шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила Панночка на лавку — кошка за ней. Перепрыгнула на лежанку — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит ее. С криком, оторвавши от себя, кинула Панночка ее на пол — опять крадется страшная кошка. На стене висела отцовская сабля. Схватила ее Панночка и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в темном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена. На третий день вышла с перевязанною рукою. Угадала бедная Панночка, что мачеха ее ведьма и что она ей перерубила руку. На пятый день выгнал сотник свою дочку босую из дому и куска хлеба не дал ей на дорогу. Тогда только зарыдала Панночка, закрывши руками белое лицо свое: «Погубил ты, батьку, родную дочку свою! Погубила ведьма грешную душу твою!» И вон, подальше от дома, на самый высокий берег! С этого берега кинулась Панночка в воду, и с той поры не стало ее на свете.

ГАННА (боязливо). А ведьма?

ЛЕВКО: Ведьма? Старухи выдумали, что с той поры все утопленницы выходили в лунную ночь в панский сад греться на месяце, и сотникова дочка сделалась над ними главною. В одну ночь увидела она мачеху свою возле пруда, напала на нее и с криком утащила в воду. Но ведьма и тут нашлась: оборотилась под водою в одну из утопленниц и через то ушла от плети из зеленого тростника, которою хотели ее бить утопленницы. Рассказывают, что Панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо, стараясь узнать, которая из них ведьма. Но до сих пор не узнала. Вот, моя Галю, как рассказывают старые люди!

(За сценой музыка, шум.)

Но я слышу говор. Это наши возвращаются с песен. Прощай, Галю! Спи покойно да не думай об этих бабьих выдумках! (Обнимает и целует Ганну.)

ГАННА: Прощай, Левко! (Уходит.)

(Звучит аудиозапись украинской народной песни «Солнце низенько, вечер близенько». Выходит Панночка, прислушивается к песне, смеется, подходит к Левко.)

ПАННОЧКА (тихо): Спой мне, молодой козак, какую-нибудь песню!

ЛЕВКО: Какую же тебе песню спеть, моя ясная Панночка?

ПАННОЧКА (плачет): Парубок, найди мне мою мачеху! Я ничего не пожалею для тебя. Я награжу тебя. Я тебя богато и роскошно награжу! У меня есть зарукавья, шитые шелком, кораллы, ожерелья. Я подарю тебе пояс, унизанный жемчугом. У меня золото есть. Парубок, найди мне мою мачеху! Она страшная ведьма: мне не было от нее покою на белом свете. Она мучила меня, заставляла работать как простую мужичку. Посмотри на лицо: она вывела румянец своими нечистыми руками с щек моих. Погляди на белую шею мою: они не смываются! Они не смываются! Они ни за что не смоются, эти синие пятна от железных когтей ее. Погляди на белые ноги мои: они много ходили; не по коврам только, по песку горячему, по земле сырой, по колючему терновнику они ходили. А на очи мои, посмотри на очи: они не глядят от слез. Найди ее, парубок, найди мне мою мачеху!

ЛЕВКО: Я готов на все для тебя, моя Панночка! Но как мне ее найти?

ПАННОЧКА (быстро): Посмотри, посмотри, она здесь! Она на берегу траст в хороводе между моими девушками и греется на месяце. Но она лукава и хитра. Она приняла на себя вид утопленницы, ноя знаю, но я слышу, что она здесь. Мне тяжело, мне душно от нее. Я не могу плавать легко и вольно, как рыба. Я тону и падаю на дно, как ключ. Отыщи ее, парубок!

(Звучит аудиозапись украинской народной песни «Ой па гор1та сухий дубик». Выходят Русалки (1) — (4) и водят хоровод.)

РУСАЛКИ (1)-(4) (вместе): Давайте в ворона, давайте играть а ворона!

РУСАЛКА (1): Кому же быть вороном?

‘Русалки играют в игру. Русалка (2) бeгaem за другими, а те от нее ‘бегают.)

РУСАЛКА (2): Нет, я не хочу быть вороном! (Останавливает-•я.) Мне жалко отнимать цыплят бедной матери!

ЛЕВКО (тихо): Ты не ведьма.

РУСАЛКА (3): Кто же теперь будет вороном?

РУСАЛКА (4): Я буду вороном! (Бегает за Русалками.)

ЛЕБКО (указывая пальцем на Русалку(4)): Ведьма!

Панночка смеется. Русалки (1)—(3) уходят .

ПАННОЧКА: Чем наградить тебя, нарубок? Я знаю, тебе не что нужно. Ты любишь Ганну, но суровый отец мешает тебе жениться на ней Он теперь не помешает. (Протягивает записку.) Отдай ему эту записку.

ЛЕВКО (читает записку): «Приказ голове, Евтуху Макогоненку. Дошло до нас, что ты, старый дурак, вместо того, чтобы собрать прежние недоимки и вести на селе порядок, одурел и строишь пакости. А вследствие того, приказываю тебе сей же час женить твоего сына, Левка Макогоненка, на козачке из вашего же села, Галине Петрыченковой. Комиссар, отставной поручик Козьма Деркам-Дришпановский». Надо поспешить, показать батьке записку. (Уходит.)

(Тихо звучит аудиозапись украинской народной песни «Солнце низенько, вечер близенько». На сцене появляется Каленик. Танцует, разговаривая сам с собой.)

КАЛЕНИК: Дм, гопак не так танцуется! То-то, я гляжу, не клеится все. Гоп, гоп, гон! (Танцует.) Ей-богу. Н. так танцуется гопак! Что мне лгагь! Ей-богу, не так! А ну: гоп трала! Гоп трала! Гоп,гоп,гол!

(Звучит мелодия. На сцену выходят Парубки, танцуют гопак, уходят.)

Да, гопак не так танцуется! Баба, отворяй! Баба, живей, говорят тебе, отворяй! Козаку спать пора!

(Звучит аудиозапись украинской народной песни «Ой на zopi та сухий дубик». На сцену выходят Девушки (1) и (2).)

ДЕВУШКИ (вместе): Куда ты, Каленик? Ты и чужую хату попал, показать теое твою хату?

КАЛЕНИК: Покажите, любезные молодушки!

ДЕВУШКА (1): Молодушки? Какой учтивый Кален и к! За это ему нужно показать хату… но нет, наперед потанцуй! Вот как хлопцы с девчатами.

КАЛЕНИК: Потанцевать? Эх вы, замысловатые Девушки! А дадите перецеловать себя? Всех перецелую, всех! (Пытается схватить Девушек (1) и (2). Они убегают от него.)

(Занавес закрывается. Звучит аудиозапись украинской народной песни «Ой на гор! та сухий дубик». Занавес открывается. На сцене декорации хиты. За столом сидят Голова и Винокур.)

ГОЛОВА: Скоро же вы думаете поставить вашу винокурню?

ВИНОКУР: Когда Бог поможет, то этой осенью, может быть, и поставим. На Покров, бьюсь об заклад, что пан Голова будет писать ногами немецкие крендели по дороге. (Смеется.)

ГОЛОВА: Дай Бог. Теперь еще, слава Богу, винниц развелось немного. А вот в старое время, когда провожал я царицу по Переяславской дороге, еще покойный Безбородько…

ВИНОКУР: Ну, сват, вспомнил время! Слышал ли ты, что повыдумали проклятые немцы? Скоро, говорят, будут курить не дровами, как исе честные христиане, а каким-то чертовским паром. Как это паром — ей-богу, не знаю!

ГОЛОВА: Что за дурни, прости господи, эти немцы! Слыханное ли дело, чтобы паром можно было кипятить что!

(За сценой шум. Входит Kаленик, раскрыв рот, оглядывает потолок.)

КАЛЕНИК: Вот я и домой пришел! (Садится на лавку, не обращая внимания на Голову и Винокура.) Вишь, как растянул вражий сын дорогу! Идешь, идешь, и конца нет! Ноги как будто переломал кто-нибудь. Достань-катам, баба, тулуп, подослать мне. На печь к тебе не приду: ноги болят! Гляди только не опрокинь горшка с тертым табаком. Или нет, не тронь, не тронь! Ты, может быть, пьяна сегодня. Пусть, уже я сам достану. (Пытается встать.)

ГОЛОВА: За это люблю, пришел в чужую хату и распоряжается как дома! Выпроводить его подобру-поздорову! (Пытается выгнать Каленика.)

ВИНОКУР: Оставь, сват, отдохнуть! (Удерживает Голову.) Это полезный человек, побольше такого народу — и винокурня наша славно бы пошла…

КАЛЕНИК: Что-то как старость придет! (Ложится ни лавку.} Добро бы, еше сказать, пьян. Гак нет же, не пьян. Ей-богу, не пьян! Что мне лгать! Я готов объявить это хоть самому Голове. Что мне Голова? Чтоб он издохнул, собачий сын! Что он обливает людей па морозе…

ГОЛОВА: Эге! Влезла свинья в хату, да и лапы сует на стол.

(За сценой шум. Звучит аудиозапись оперы II. Л. Римского-Корсакова «Майская ночь».)

ВИНОКУР: Славная песни, сват! Славная! (Смеется.) Скверно только, что Голову поминают не совсем пристойными словами.

(Занавес закрывается. На сцену выходят Девушки (I) и (2).)

ДЕВУШКА (1): А какие у нас в Диканьке танцы, а девчата!

ДЕВУШКА (2): Нот у нашего головы, пана Чуба, дочка-красавица, Оксаной ‘.зовут. А в нее влюбился кузнец Вакула.

ДЕВУШКА (1): Оксане не минуло еше и семнадцати лет, как но всем почти свете, и поту сторону Диканьки. и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про нее.

ДЕВУШКА (2): Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еше никогда и не будет никогда на селе. Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна как красавица. А вот и она.

(Девушки (1) и (2) уходят. Занавес открывается. Комната Оксаны).

ОКСАНА: Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе.  И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы!? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, переплелись и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! А\, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он зацелует меня насмерть.

ВАКУЛ (тихо). Чудная девка! И хвастовства у нее мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и все хвалит себя вслух!

ОКСАНА: Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю. У меня сорочка шита красным шелком, а какие ленты! Вам век не увидать богач, галуна! Всe это накупил мне отец мои для того, чтобы на мне женился самый лучший! (Поворачивается а сторону и видит Baкyлу, вскрикивает.) Зачем ты пришел сюда. Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет дома. О, я знаю вас!  сундук мой готов?

ВАКУЛ.\: Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы, зато ни у одной поповны не будет такого сунлука.  А  как  будет рас писан.  Хоть весь околоток обходи своими беленькими ножками, не найти такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть говорить, хоть, поглядеть на тебя.

ОКСАНА: Кто ж тебе запрещает?

ВАКУЛА: Позволь мне посидеть возле тебя!

ОКСАНА: Садись.

ВАКУЛА: Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя!

ОКСАНА: Чего тебе еще хочется? Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам пахнешь дымом. Я думаю, всю обмарал сажею.

ВАКУЛА (в сторону): Не любит она меня. Ей всё игрушки, стою перед нею как дурак и не свожу с нее глаз.  Чудная девка! Чего бы |  не дал, чтобы узнать, что у неё наI  сердце, кого она любит! Но ей и нужды нет ни до кого, любуется сама собою. Мучает меня, бедного. Я ее так люблю, как ни один человек на снеге не любил и не будет никогда любить.

ОКСАНА: Правда ли. Что твоя  мать ведьма?

ВАКУЛА: Чего мне до матери, ты у меня и мать, и отец,  всё, что ни есть дорогого на свете.

ОКСАНА: Однако что-то долго девушки с парубками не приходят.

Давно уже пора колядовать.

ВАКУЛА: Бог  с ними,

красавица!

ОКСАНА: Как бы не так!

ОКСАНА. Кто-то стукнул!  Верно, девчата с парубками. Э, Одарка. У тебя и новые черевички! Ах, какие хорошие. Хорошо тебе, Одарка, у тебя есть такой человек, который покупает тебе такие славные черевички.

ВАКУЛА: Не тужи, моя ненаглядная Оксана.  Я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.

ОКСАНА: Ты? Посмотрю, где ты достанешь такие черевики, которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве принесёшь те самые, которые носит царица. Да, будьте все свидетели: если кузнец Вакула принесёт те самые черевики, что носит сама царица, то вот моё слово, что выйду за него замуж. (смеётся. Оксана и девушки уходят).

ВАКУЛА: Смейся, смейся! Я сам смеюсь над собою! Она меня  не любит — ну Бог с ней! Будто только на всем белом свете одна Оксана. Да что Оксана? С нее никогда не   будет доброй   хозяйки.

(Занавес  закрывается.   Па  сцене Рудый Панько, Девушки (I) (2).)

ДЕВУШКА (I): Нот, добрые люди, много нам страшных и веселых историй мы поведали!

ДЕВУШКА (2): Вот какие люди у нас в Диканьке интересные!

РУДЫЙ ПАНЬКО: Да, вот было позабыл самое главное: как будете, господа, делать ко мне, то прямехонько берите путь но столбовой дороге на Диканьку. Про Диканьку же, думаю, вы наслышались вдоволь. Зато уже как пожалуете в гости, то дынь подадим каких вы отроду, может быть, не ели, а меду лучшего не сыщете па хуторах. А какими пирогами накормит моя старуха! Что за пироги, если б вы знали: совершенный сахар! Однако ж что я и в самом деле разболтался? Приезжайте только, приезжайте поскорей.

nsportal.ru

Урок литературы «Истинная весёлость и поэзия «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя»

Открытый урок литературы в 5 классе

Тема: «Истинная весёлость и поэзия «Вечеров…» Н.В.Гоголя

Цель: раскрыть своеобразие первого сборника Н.В.Гоголя; показать роль юмора, «поэзию» «Вечеров…»

Задачи: 1. выработать умение разграничивать фантастику

и реально-бытовые образы в повестях Гоголя;

2. познакомить школьников с поэтическим

строем повестей; развивать умение находить

средства выразительности в художественном

тексте;

3. воспитывать вкус к русскому слову

Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки».

Они изумили меня. Вот настоящая весёлость,

искренняя, непринуждённая, без жеманства,

без чопорности. А местами какая поэзия!

Какая чувствительность!

А.С.Пушкин

Та тут чудасiя, мосьпане!

(Да тут чудеса, милостивый государь! укр.)

Из малоросс. комедии

I Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих на уроке. Объявление темы и целей урока.

Ребята, сегодня мы открываем для себя Н.В.Гоголя. Через его искромётные «Вечера…», весёлые шутки, яркую образность языка мы попробуем ближе узнать автора, понять, в чём истинная «поэзия», «чувствительность» его повестей.

II Вступительное слово учителя

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег». Но даже месяцу было неведомо, что в эту рождественскую ночь произойдёт много таинственных событий: чёрт украдёт месяц, ведьма рассадит в мешки самых именитых хуторчан, а кузнец Вакула достанет черевички для своей невесты у самой царицы.

В конце августа 1831 года молодой Гоголь, имя которого ещё не было известно публике, зашёл в типографию, где набиралась его книга. Едва завидев его, наборщики начали незаметно фыркать, а затем, залившись смехом и желая его скрыть, отвернулись к стене. На вопрос о причинах их веселья Гоголю ответили, что смех вызван его повестями, оказавшимися «до чрезвычайности забавными».

«Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!» — писал А.С.Пушкин.

Враз ставшему известным Н.В.Гоголю было 22 года.

Беседа с учащимися

— Когда и где родился Н.В.Гоголь?

Родился Гоголь на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

— Что вам известно о его родителях?

Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству, интересовался литературой и даже написал несколько комедий на украинском языке. Мать Мария Ивановна — дочь богатого помещика.

— Где учился Гоголь?

Получил образование в Полтавском уездном училище, затем в Нежинской гимназии высших наук, где проявился его интерес к литературе и живописи, а также актёрский талант.

— Где впервые был опубликован сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

В Петербурге.

Детство Н.В.Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее него никто не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь так занимает всё малороссийское».

«Вечера…» принесли писателю настоящую славу. Свободный, живой разговор, прекрасно построенные диалоги, богатство народных преданий, добрый юмор, смешение лирики, сказки и мистики — всё это сделало книгу занимательной и одухотворённой.

III Игра «По страницам «Вечеров…»

1-й конкурс «Разминка»

1. Кем изданы повести, собранные в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

а) пасичником Рудым Паньком

б) Н.В.Гоголем

в) А.С.Пушкиным

г) кузнецом Вакулой

2. В каком году это произошло? Сколько лет было автору?

а) 1830. 32 года

б) 1831. 22 года

в) 1831. 23 года

г) 1833. 33 года

3. Сколько повестей вошло в сборник?

а) 12

б) 11

в) 10

г) 9

4. Что ведьма собирала в рукав в повести «Ночь перед Рождеством»?

а) звёзды

б) снежинки

в) сосульки

г) подснежники

5. Что попросил кузнец Вакула у царицы для своей невесты Оксаны?

а) перстень

б) черевички

в) платок

г) веер

6. Что сказал Вакуле пузатый Пацюк?

а) «Ступай себе с Богом»

б) «Ем хлеб свой, а ты рядом постой»

в) «Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами»

г) «Утро вечера мудренее»

7. Что такое колядки?

а) рождественские величальные песни

б) вид санок, салазок

в) музыкальный инструмент

г) разговоры старушек на завалинке

8. Территорию какой страны в XIX веке называли Малороссией?

а) Молдавия

б) Украина

в) Белоруссия

г) Россия

2-й конкурс «Словарик»

Объясните значения данных слов:

гопак (украинский танец)

парубок (парень)

дивчина (девушка)

лысый дидько (домовой)

цибуля (лук)

кавун (арбуз)

свитка (верхняя одежда, кафтан)

оселедец (чуб)

люлька (трубка)

курень (соломенный шалаш)

вечерять (ужинать)

хустка (носовой платок)

Одним из красочных рождественских обрядов был обряд колядования, который включал в себя игры, пение величальных песен и хождение по дворам, за что хозяева одаривали колядующих чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, мёдом, колбасами… Послушайте колядки, записанные в российских областях.

Звучат колядки «Таусень» и «Бодайте коровку»

3-й конкурс «Колядка»

В колядках не только прославляли и благодарили хозяев. За недобрую встречу могли высмеять, пожелать ненужных в хозяйстве вещей.

Из предложенных вам слов попробуйте сложить подобную «недобрую» колядку.

Тётка, тараканов, не спасибо, из ушей, подаянье, тебе, на плохом, Бог, да мышей, дай, тебе, вшей.

Не спасибо тебе, тётка,

На плохом подаянье.

Дай Бог тебе вшей да мышей,

Тараканов из ушей.

Заставка

Задания командам: Рассказать о праздниках Рождества и Ивана Купала.

В исполнении девочек звучит песня «Нэсэ Галя воду…»

4-й конкурс «Капитаны»

Выразительно прочитать отрывок из текста (капитаны вытягивают конверт с текстом и идут готовиться к конкурсу).

1. «Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец! – думал он про себя, — теперь я вымещу на тебе, голубчик, все твои малевания и небылицы, возводимые на чертей! Что теперь скажут мои товарищи, когда узнают. Что самый набожнейший из всего села человек в моих руках?» тут чёрт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде всё хвостатое племя, как будет беситься хромой чёрт, считавшийся между ними первым на выдумки.

— Ну, Вакула! — пропищал чёрт, — ты знаешь, что без контракта ничего не делают.

— Я готов! – сказал кузнец. — У вас, я слышал, расписываются кровью; постой же, я достану в кармане гвоздь! — Тут он заложил назад руку — и хвать чёрта за хвост».

2. «Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною. Мысли его и глаза невольно устремились на эти кушанья. «Посмотрим, — говорил он сам себе, — как будет есть пацюк вареники. Наклоняться он, верно. Не захочет, да и нельзя: нужно вареник сперва обмакнуть в сметану».

Только что он успел это подумать, Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и ещё сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлёпнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя только принимал он труд жевать и проглатывать.

«Вишь, какое диво!» — подумал кузнец, разинув от удивления рот, и тот же час заметил, что вареник лезет и к нему в рот и уже вымазал губы сметаною».

5-й конкурс «Чёрный ящик»

Задание на быстроту реакции.

— Этим предметом потчевал дед чумаков в повести «Заколдованное место».

Дыня

— Этот предмет на могиле показывает местонахождение клада.

Свечка

— Какой клад достался деду?

Котёл с мусором

6-й конкурс «Инсценирование»

Участники команд-соперников поочерёдно показывают друг другу сценки из повестей Гоголя. Задача: узнать повесть, найти несоответствие исходному тексту.

7-й конкурс «Образный»

В данном отрывке из повести Гоголя найдите известные вам средства художественной выразительности: метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения.

«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!… чащи черёмух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда … ночной ветер целует их… И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба».

Подведение итогов игры

Подсчитываются командные очки и награждаются учащиеся, активно принимавшие участие в игре.

Команда

Разминка

8

Словарик

12

Колядка

3

Капитаны

5

Чёрный ящик

по 1

Сценический

по 1

Образный

5

Общий балл

«Парубки и дивчины»

«Нечуй-трава»

IV Подведение итогов урока

— А.С.Пушкин отметил, что в «Вечерах…» настоящая весёлость». Каково ваше мнение? Какие повести показались вам более весёлыми, какие менее? За счёт чего Гоголю удаётся достичь «искренней, непринуждённой весёлости»?

— Какой отрывок из повести «Майская ночь или утопленница» служит примером превращения прозы Гоголя в «поэзию роскошную, упоительную»?

— Какие чувства пробуждают в вас повести Гоголя?

Д/з: прочитать рассказ И.С.Тургенева «Муму».

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *