cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

У истоков рода человеческого презентация 10 класс – Презентация по всеобщей истории для 10 класса «Неолитическая революция»

Презентация по истории на тему «У истоков рода человеческого»

У истоков рода человеческого. Неолитическая революция.

ПАЛЕОЛИТ , древний каменный век, время существования ископаемого человека, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (св. 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тысячелетия до н. э. Важнейшим достижением палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200-300 тыс.лет до н.э.).

В завершении эпохи раннего палеолита наступил период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. К концу раннего палеолита (примерно 20-30тыс. лет до н.э.)неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

Эпоха Мезолита

МЕЗОЛИТ, средний каменный век, переход от палеолита к неолиту. В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака.

Мезолит охватывает период с XX по IX-VIIIтыс. до н.э. природные условия в это время становятся благоприятнее, становятся доступными для заселения новые территории. Численность населения не превышает 10 млн. чел.

Примерно в эту эпоху человек впервые проник на американский континент и в Австралию.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись.

Древнейшие палеолитические наскальные изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании. Для наскальных изображений характерны фигуры животных, прежде всего объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники — медведи, львы.

В России петроглифы называли писаницами. Здесь палеолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение.

НЕОЛИТ , новый каменный век, период (ок. 8 — 3-го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество.

Человек и природа: первый конфликт

Человек утвердился на всех континентах

Уменьшение численности поголовья многих видов животных

25 тысяч лет назад – проникновение человека на Американский континент.

20 тысяч лет назад – в Австралию.

Обострение межплеменной борьбы за охотничьи территории, сокращение численности людей из-за голода и болезней

Человек и природа: первый конфликт

Пути преодоления

Установление системы запретов – табу , ограничивающих охоту и потребление пищи

Переход к новым типам хозяйства – неолитическая революция

«замирание» племен в развитии

прорыв на качественно новый уровень развития

Неолитическая революция

Переход от присваивающего хозяйства к производящему

присвоение

производство

земледелие

скотоводство

ремесло

собирательство

охота

рыболовство

Обратить внимание

Переход к производящему хозяйству произошел там, где для этого имелись благоприятные природные и климатические условия.

Например, первые земледельческие культуры возникли в районах с мягким климатом и плодородными почвами (в долинах крупных рек) – рассмотреть карту !

Первые земледельческие культуры ( VII-IV тыс. до н.э.) — Междуречье, Египет, долина р. Инд, Средняя Азия, Китай, Мексика, Перу.

У племен экваториальной Африки, экваториальной зоны Южной Америки, аборигенов Австралии, о-ов Тихого океана тип хозяйства с эпохи мезолита практически не изменился.

Карта «Первобытная эпоха» (цветной вкладыш)

7

Достижения неолитического человека

  • Развитие ткачества
  • Изготовление глиняной посуды
  • Создание лодок
  • Создание первых колесных повозок
  • Использование тягловых животных
  • Сооружение мегалитов

От матриархата к патриархату

Матриархат

Патриархат

форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам.

общество, в котором мужчины играют главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Патриархат — общество, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Это явление также известно под именем андрархии или андрократии .

Патриархат характеризуется, в частности, такими признаками как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многоженство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). Патриархат характерен практически для всех традиционных обществ. (

из Википедии )

Богиня-мать на троне. 6000 г. до н.э.

9

Энеолит. Начало обработки металла

IV-III тысячелетия до н.э. – наступление энеолита (медно-каменного века)

  • появление и распространение первых орудий из металла
  • формирование крупных языковых семей
  • появление первых государств

videouroki.net

Презентация по истории на тему У истоков рода человеческого (10 класс)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

У истоков рода человеческогоНЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПАРАГРАФЫ 4-5 Стаценко Анна Валерьевна, учитель истории МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов Рассмотреть основные теории происхождения человека Выявить и охарактеризовать основные этапы становления человечестваРаскрыть значение первобытной эпохи в истории человечества Цель: изучить первобытную эпоху в истории человечества ЗАДАЧИИсследоватьУзнатьВыявитьВыяснитьОхарактеризоватьРассмотретьРаскрыть Обосновать Проанализировать Цель и задачи урока

Общепринятая периодизация Всеобщей историиIII тыс. до н.э. — V век н.э. ДРЕВНИЙ МИР V век – конец XV века СРЕДНИЕ ВЕКА XVI – XIX века НОВОЕ ВРЕМЯ XX — начало XXI века НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА Продолжительность более 2,5 млн. лет, становление человека современного вида, родоплеменной строй, переход к земледелию и скотоводству, нет частной собственности и социального неравенства, возникновение искусства и религии

Периодизация истории по Л.Моргану и Ж.КондорсеДИКОСТЬ Собирательствоохота ВАРВАРСТВОЗемледелие скотоводствоВозникновение частной собственности и социального неравенстваЦИВИЛИЗАЦИЯГосударство письменность города классовое обществоЛьюис Морган (1818-1881) – американский этнограф и историк, создатель научной теории первобытного общества ПРОГРЕССПрогресс – поступательное движение общества от низших ступеней к высшимЖан Кондорсе (1743-1794)- французский философ, родоначальник теории ПРОГРЕССА

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Человечество – это единое целое и развивается от низших ступеней к высшим по ступеням – формациям. Формация (от лат. Formatio – вид) – это общество на определенной ступени развития. Первобытнообщинная формацияРабовладельческая формация: рабовладельцы и рабыФеодальная формация: феодалы и зависимые крестьянеКапиталистическая формация капиталисты (буржуазия) и пролетариат (наемные рабочие) : Коммунистическая формация – бесклассовое общество А) социализм «от каждого по способности, каждому – по труду)Б) коммунизм «от каждого по способности, каждому – по потребности Прогресс В основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ К.Маркс «Революции – локомотивы истории»

Первобытная эпоха в истории человечестваПервобытными называют людей, живших до возникновения письменности, появления первых городов и государствПЕРВОБЫТНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ2,5 млн. л.н. – 5 тыс. л.н.

«В современной науке вопрос происхождения человека остается весьма дискуссионным»АНТРОПОГЕНЕЗ — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens)Антропос – человекГенезис – происхождение АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ — термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, как вида в процессе формирования общества. ЧЕЛОВЕК – это БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо

ТЕОРИИ Естеств

weburok.com

У истоков рода человеческого (урок-путешествие)

4

Тема 2. У истоков рода человеческого

Тип урока

урок-путешествие

Цель урока

сформировать системное представления класса об особенностях первобытного общества, дать ответ на вопрос: «С чего началась история человека?»

Задачи урока

  • очертить исторические рамки Древнего мира

  • дать понятие о термине «исторические источники» и об основных их видах

  • развить воображение учеников

  • научить класс черпать информацию из видеоматериалов

  • научиться правильно исчислять историческое время

План урока

  • Приветствие и мотивация

  • Изучение нового материала

  • Закрепление выученного материала

  • Домашнее задание

  • Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ожидаемые результаты

После этого урока ученики смогут:

-называть хронологические рамки истории Древнего мира, основные виды исторических источников;

-правильно применять отсчет времени до н.э. и н.э.;

-объяснять понятия: «древний мир», «исторический источник», «цивилизация»;

-приводить примеры исторических источников, цивилизаций;

-высказывать суждения относительно значения древней истории в истории человечества.

Оборудование

  • учебник

  • иллюстрации к теме

  • видеопроектор

  • презентация на тему «Исторические источники»

Ход урока

Приветствие и мотивация

Прием 1. Приветствие и объявление темы.

Также учитель с помощью проектора демонстрирует презентацию на тему «Исторические источники», дает пояснения и отвечает на вопросы. Презентация должна раскрывать роль исторических источников в формировании исторической науки и развитии цивилизации.

Прием 2. Проверка отсутствующих.

Изучение нового материала

Лишь недавно отступили на север ледники. После них остались нагромождение валунов, «потрепанные», раздолбанные стихией, скалы. У подножия одной из скал, окруженной густыми зарослями — вход в пещеру. Это дом колена охотников, рыболовов, собирателей природных даров: ягод, плодов, съедобных корешков. Такие места современные ученые называют «стоянками» первобытного человека.

Пещера — глубокая и темная. Ее каменные стены и потолок отражают мерцающие отблески костра. С уважением и мистическим поклонением поддерживают пещерные жители огонь. Он дарит тепло, отпугивает хищников и помогает готовить непритязательную пищу. Вокруг — вещи ежедневного потребления. Среди них мы не увидим ни одного металлического предмета. Первобытный человек еще не научился добывать и обрабатывать металлы. Все чем она обладает сделано из того, что дарит ей мать Природа. Одежда и постель — это шкуры убитых на охоте зверей. Рыболовные орудия — кости, рог, жилы животных, высушенные и свиты побеги растений. Из коры и, вылепленной руками, глины сделан посуду. И множество изделий из камня…

Мы с вами оказались в самом длинном в истории человечества периоде. Этот период называется «Каменной эпохой».

Камень! Первый материал, который начала обрабатывать пещерный человек. Расколот и заостренный он превратился в зубила, ножи и резцы. Прилажены жезлу камень стал инструментом: топором или молотом, грозным оружием-копьем. Камень — помощник в работе, охранник на охоте и в путешествиях, но неужели только для практического употребления использовала первобытный человек камень?

Попробуем в своем воображении внимательнее рассмотреть место остановки пещерного жителя, человека каменного века. Вот, в углу пещеры, высеченная из мягкого песчаника, фигурка женщины-хранительницы. Рядом вылеплена огромная глиняная глыба, одетая в кожу медведя. Какие чувства вызывают они в душе пещерного жителя? Чем они являются для него? Неужели просто замаскированным созданиям? А может это духи — повелители?… Тотемы ?…

Глубокое уважение к Природе царит в пещере первобытного охотника… На ровной плоскости каменной стены — отпечатки рук нашего предка, обведенные красной охрой. На другой стороне стены — вырезанные и высеченные кремниевым резцом переплетение линий. Присматриваемся к ним внимательно и, о чудо! Узнаем контуры гигантского мохнатого мамонта, женщин, зверей. Еще одна каменная стена — стремительные олени и косули. А в глубине пещеры — фигура охотника и могучего бизона. Фантастические глыбы, валуны, обломки скал заставляют нас удивляться, восхищаться увиденным.

Свидетелями чего мы стали? Наш далекий предок пытается в камне и на камне выразить свои чувства, передать свои впечатления. В каменных фигурках, в изображениях на скале мы видим не просто объемные формы или высечены линии. Это художественные образы, отражение внутреннего духовного мира первобытного человека.

Будто каменные письма из прошлого, они высечены нашими предками языке рисунке, высеченные пластической, объемной языке в камне, на кости, роговые, зашифрованные магической языке в ритуальных предметах — чуринги. Эти письма являются частью гигантской каменной книги. Первобытные люди не знали письменности, но стремились рассказать нам о своих переживаниях, мечты и верования.

Прикоснитесь к этим, запечатленных и закодированных в камне, писем своим воображением. И вы окажетесь у истоков древнего искусства.

Листайте письма каменной книги, поднимайтесь по лестнице эпохи и узнавайте мир человека, его историю, ее творчество.

Лестница, по которой мы путешествуем в каменной эпохе, протянулись из глубины веков в наши дни. И каждая ступенька — это определенная эпоха, украшенная шедеврами искусства.

Терпеливо ступайте по этой лестнице. Останавливайтесь перед произведениями искусства, узнавайте и наслаждайтесь их искусством. Она прекрасна, вечное и бесконечное, как и само человечество. Ведь искусство пещерного человека — в наскальных рисунках и каменных фигурах из пещер Альтемиры, Ляско, где Гома. Оно вызывает у нас такое же волнение и восхищение, как живопись, как знаменитые скульптуры Микеланджело, Родена, Поль-Гогена, Леонардо и Пикассо.

В 1879 году крестьянин-охотник, раскапывая нору лиса в испанской провинции Сантандер, наткнулся на подземный ход и оказался в пещере. Однако не ему, а испанском археологу Марселену Саутуолы обязаны мы открытием настоящих сокровищ этого тайника. Именно Саутуола обнаружил там следы присутствия первобытного человека и нашел на стенах рисунки черной краской.

Но не ожидаемого и чудесное еще ждало его впереди. Однажды исследователь взял на раскопки свою маленькую дочку Марию. Ребенок легко прошла в глубь низкой пещеры, и оттуда донеслись ее обращенные к отцу слова, ставшие знаменитыми и облетели весь мир: «Торос, пинтадас Торос! (Быки, нарисованные быки!) Действительно, все низкое своды покрывали разноцветные изображения быков, полные динамичной, живой силы. Так в испанской Альтамире впервые открыто пещерный живопись людей эпохи палеолита.

Ничего подобного исследователи деятельности первобытного человека еще не встречали. Вымершие вЕвропе бизоны были изображены чрезвычайно искусно, со знанием натуры, в таком количестве, что становилось ясно: здесь работал в течение очень долгого времени целый отряд художников. Экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими пятнами краски была передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций.

Росписи Альтамиры были такими богатыми и красноречивыми, что известный исследователь палеолитического искусства Кюн назвал их Сикстинской капеллой Каменной суток.

Однако нашлось немало скептиков, которые утверждали, что блестящий в своей художественной совершенства пещерный живопись Альтамиры не мог принадлежать одетым в звериные шкуры и вооруженным каменными орудиями первоначальным охотникам. Кому только не приписывали авторство пещерных шедевров: вспоминали и греков, и римлян, и готов, подозревали в мистификации современных художников. И тщательное исследование росписей довело их истинную древность. Было установлено, что рисунки выполнены не современными красками, а минеральной натуральной охрой, выходы которой обнаружили в почвах самой пещеры. Кроме того, исследователи нашли в подземной убежище каменные палеолитические орудия, а вместе с ними кости вымерших пещерных медведей.

Летоисчисление

На нашей земле с незапамятных времен существовала система летоисчисления от «Сотворения мира», а эру от «Рождества Христова» введен в Украину после Указа Петра I — в 1699 г. Это по украинскому летоисчислению был 7208 Следовательно, разница между этими календарями составляет 5508.

Сложность вычислений исторических дат для Украины заключается еще и в том, что с 988 г. Новый год начинался 1 марта, а с 1492 г. — 1 сентября. Эти две системы существовали параллельно. Лишь в 1582 г. начали Новый год считать только с 1 сентября. Поэтому для перевода летописной даты на современный календарь надо:

1) по мартовского исчисления времени, т.е. до 1492 г. для событий, которые происходили с марта по январь, отнять число 5507, поскольку мартовское вычисления отставало от январского на 2 месяца;

2) по сентябрьскому исчисления событий, происходивших с января по август, вычитается 5508;

3) когда речь идет о событиях с сентября по декабрь, вычитается 5509.

Приняв христианство, Украина взяла календарь из Византии. Он был принят Юлием Цезарем в 46 г. до н.э. Поэтому он называется Юлианским. В нем год состоит из 365 дней и 6 часов. Это превосходит астрономический год на 11 минут и 14 секунд. Это расхождение увеличивается ежегодно. В 1582 г. папа Григорий XIII реформировал этот календарь и новый стиль получил название Григорианского. Украинский долго придерживались Юлианского календаря (старого стиля), хотя было несколько попыток введения нового стиля, но эти попытки не удались.

Юлий Цезарь

В России новый стиль был принят сразу после отделения церкви от государства: после 31 января (1918) наступило 14 февраля. У нас в Украине григорианское летоисчисление было введено Центральной Радой 1 марта 1918 для гражданского потребления, а в церковной жизни осталось старое летоисчисление. Сейчас разница в этих календарях составляет 13 дней.

Но при исчислении исторических дат следует учитывать, что в XIX в. эта разница составляла 12 дней, в XVIII в .- 11 дней, в XVII в.- 10 дней и т.д. Так, например, Переяславская Рада по летописи состоялась 8 января 1654 По современному календарю это 18 января. Тарас Шевченко родился 25 февраля 1814, следовательно, по новому стилю имеем (+12) — 9 марта.

Термины и понятия

Древний мир — термин, описывающий историю человечества с начала писаной истории до Средневековья. В историю Древнего мира входит период античности, охватывающий время, начиная с первых Олимпийских игр в Греции, то есть с 776 года до Христа, чему примерно отвечает также дата основания Рима — 753 год до Христа.

Первобытное общество — длительный период в истории человечества: от возникновения человека разумного (около 2,5-2,8 млн. лет назад) и до возникновения цивилизации и государственности.

Исторический источник — это определенное качество артефактов прошлого (древностей). Поэтому содержание этого понятия полностью зависит от комплекса представлений эпохи об остатках прошлого.

Исторический источник — это определенное качество артефактов прошлого. Цивилизация — человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность.

Закрепление выученного материала

1. Что такое исторические источники?

2. Какие виды исторических источников бывают?

3. Приведите примеры ИИ, которые вы видели воочию в музеях и т.п.

4. Что такое цивилизация?

5. Что такое древний мир?

6. Поясните термин «первобытное общество»? Как можно назвать современное общество?

7. Что такое древний мир? Равнозначно ли это понятие понятию «первобытное общество»?

Домашнее задание

  • Изучить материал с помощью учебника

  • Нарисовать иллюстрацию к теме

  • Запишите в тетрадь основные черты первобытного общества.

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Учитель инициирует дискуссию на тему «Роль первобытного общества в формировании цивилизации»

Материал для использования учителем

1. http://www.slideshare.net/guest7e683c/1-2-1-presentation

2. Дж. Леббок Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества. — 2011

3. Г. Шурц История первобытной культуры. Том 2. Материальная и духовная культура. — 2010

Использованные источники

  • Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей» Петровой Надежды Васильевны, учителя истории (festival.1september.ru)

  • Обобщающий урок по теме «Искусство первобытного общества. Наскальная живопись» Чихватовой Ольги Константиновны, учителя ИЗО (festival.1september.ru)

  • istorik.org

  • www.vuzlib.net

  • www.bibliotekar.ru

multiurok.ru

Презентация для 10 класса «Человеческое сообщество первобытной эпохи»

Человеческое сообщество первобытной эпохи

22.09.16

Вопросы

  • Эпоха первобытности.
  • Основные этапы развития человека.
  • Палеолит.
  • Мезолит.
  • Неолит.

22.09.16

1. Эпоха первобытности.

Хронологические рамки

– 2,5 млн – IV – III тыс. лет до н. э.

Особенности:

— Данные антропологии, ар-хеологии, этнографии,

  • Связана с естественными науками (геология, палеоботаника и др.)
  • Использование антропо-логической и археологи-ческой периодизации.

Прародина человечества

22.09.16

Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Древнейшие люди. Рисунок нашего времени.

© Жадаев Д.Н., 2005

НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ

Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития.

Ископаемые останки человека

© Жадаев Д.Н., 2005

  • Самым древним орудиям труда насчитывается 2,5 – 3 млн. лет
  • В то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума

5

22.09.16

5

22.09.16

Этапы становления человека:

  • Палеолит (древний каменный век).– от 1,2 млн. до 700 тыс. лет назад.
  • Мезолит (средний каменный век) – с XX по IX – VIII тыс. до н.э.
  • Неолит (новый каменный век) — VII – IV тыс. до н.э.
  • Энеолит (меднокаменный век) – IV – III тыс. до н.э.

Самые первые каменные орудия находят в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Именно в этих районах жили «австралопитеки» , что в переводе означает «южная обезьяна».

Реконструкция внешнего вида австралопитека

© Жадаев Д.Н., 2005

Полагают, что именно от австралопитека произошел первый человек. Ученые называют его «человек умелый». Он появился около 2 – 2,5 миллионов лет назад.

Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек. Умели изготовлять простейшие орудия труда из камня.

Реконструкция внешнего вида человека умелого

© Жадаев Д.Н., 2005

ОРУДИЯ ТРУДА

Начало первобытной эпохи в истории человечества связывают с появлением каменных орудий труда. Именно поэтому этот период называют каменным веком .

По особенностям каменных изделий каменный век делят на:

  • палеолит – древний каменный век,
  • мезолит – средний каменный век,
  • неолит – новый каменный век.

Каменные орудия труда древнейших людей

© Жадаев Д.Н., 2005

2. Основные этапы развития человечества

Примерно 1,0 млн – 700 тыс. лет назад наступает период, который называют « ранним палеолитом».

22.09.16

11

Даже самые умные животные не способны придумать орудия труда. Только люди умели заострять камни, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.

Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

© Жадаев Д.Н., 2005

Рассмотрите древнейшие орудия труда. Определите, какие из них являются заостренным камнем, палкой-копалкой и дубиной. Попробуйте определить, для каких целей служили эти орудия труда.

© Жадаев Д.Н., 2005

СОБИРАТЕЛЬСТВО И ОХОТА

СОБИРАТЕЛЬСТВО – собирание готовых видов пищи: кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д. В первобытном обществе собирательство сосуществовало с охотой и рыболовством.

Подумайте, пользуются ли собирательством современные люди. Приведите примеры.

© Жадаев Д.Н., 2005

Другим видом деятельности (но не настолько важным как собирательство) становится охота , в том числе на мамонтов и других крупных животных.

© Жадаев Д.Н., 2005

ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ

Человека умелого постепенно сменил человек прямоходящий. Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад.

Реконструкция внешнего вида человека умелого

© Жадаев Д.Н., 2005

Мезолит

Средний каменный век

( с Х X по IX-VIII тыс. до н.э.).

Таяние ледников. Окончание ледникового периода.

Переселение на север. Появление индивидуальной охоты (лук и стрелы). Приручение собаки. Повы- шение роли рыболовства.

Уменьшение численности общин.

Главный герой искусства – человек (сражения коллек-тивная охота).

Охота.

Доисторический рисунок

22.09.16

Мезолит

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек .

Людям было необходимо постоянное расширение территории охотничьих угодий.

Зарождается и получает свое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ находят статуэтки, бусы и др. украшения

22.09.16

Мезолит

Возникает вера в приметы, фетишизм.

Особое значение люди придают ритуалам.

Постепенно наряду с вождями в жизни первобытных племен начал играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны)

22.09.16

НЕОЛИТ

  • Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему.

ЭНЕОЛИТ

  • Освоение металлов.
  • Появилось земледелие и скотоводство.
  • Ремесло
  • Обмен: натуральный и позже денежный.

Человек и природа: первый конфликт

X тысячелетие до н.э. – наступление неолита (новокаменного века)

Человек утвердился на всех континентах

Уменьшение численности поголовья многих видов животных

25 тысяч лет назад – проникновение человека на Американский континент.

20 тысяч лет назад – в Австралию.

Обострение межплеменной борьбы за охотничьи территории, сокращение численности людей из-за голода и болезней

Человек и природа: первый конфликт

Пути преодоления

Установление системы запретов – табу , ограничивающих охоту и потребление пищи

Переход к новым типам хозяйства – неолитическая революция

прорыв на качественно новый уровень развития

«замирание» племен в развитии

Неолитическая революция

Переход от присваивающего хозяйства к производящему

присвоение

производство

земледелие

скотоводство

ремесло

собирательство

охота

рыболовство

Обратить внимание

Переход к производящему хозяйству произошел там, где для этого имелись благоприятные природные и климатические условия.

Например, первые земледельческие культуры возникли в районах с мягким климатом и плодородными почвами (в долинах крупных рек) – рассмотреть карту !

Первые земледельческие культуры ( VII-IV тыс. до н.э.) — Междуречье, Египет, долина р. Инд, Средняя Азия, Китай, Мексика, Перу.

У племен экваториальной Африки, экваториальной зоны Южной Америки, аборигенов Австралии, о-ов Тихого океана тип хозяйства с эпохи мезолита практически не изменился.

24

Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.

Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги . Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом . Растирая зерна на плоских камнях ( зернотерках ), получали муку.

Женщина с мотыгой. Рисунок нашего времени

Древний серп

Зернотерка

Переход человечества от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство) означал утверждение нового типа отношений человека и природы.

Какие перемены в жизни людей произошли с возникновение земледелия и скотоводства?

© Жадаев Д.Н., 2005

Достижения неолитического человека

Переход к производящему хозяйству

Повышение производительности труда

Появление излишка

Углубление общественного разделения труда:

  • земледелие отделилось от скотоводства; самостоятельное значение стало приобретать ремесло

Переход к производящему хозяйству способствовал повышению производительности труда, появлению прибавочного продукта (излишка). На этой основе углублялось общественное разделение труда : земледелие отделилось от скотоводства, самостоятельное значение приобретало ремесло.

Данные процессы вели к возникновению обмена . На первых порах обмен носил натуральный характер. Расширение обмена потребовало введения денег .

Предметы, которые выполняли функции денег:

  • меха и шкуры (у славян, скандинавов, североамериканских индейцев)
  • скот (арабские, отчасти славянские племена)
  • раковины (племена Тихого океана)
  • слоновая кость (Центральная Африка)
  • соль (Китай, Абиссиния).

Таким образом происходило усложнение общественных отношений.

Возникновение обмена

27

Достижения неолитического человека

  • Развитие ткачества
  • Изготовление глиняной посуды
  • Создание лодок
  • Создание первых колесных повозок
  • Использование тягловых животных
  • Сооружение мегалитов

Мегалиты

От матриархата к патриархату

Патриархат

Матриархат

общество, в котором мужчины играют главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам.

Патриархат — общество, в котором мужчины являются «доминантным элементом» в семейной, хозяйственной и общественной жизни. Это явление также известно под именем андрархии или андрократии .

Патриархат характеризуется, в частности, такими признаками как патрилинейность (счёт происхождения детей, родства и наследования по линии отца), патрилокальность (проживание жены в семье или доме мужа, выбор места проживания семьи мужем), моногамия (двуродительская семья) или полигиния (многоженство), но не семья с несколькими мужьями, упорядоченные половые связи мужа с одной женщиной (женой) при единобрачии или упорядоченные половые связи мужа с несколькими жёнами при многожёнстве, сосредоточенность прав по распоряжению имуществом и экономической жизнью семьи в руках мужчины (домовладыки). Патриархат характерен практически для всех традиционных обществ. ( из Википедии )

Богиня-мать на троне. 6000 г. до н.э.

29

РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ И ПЛЕМЯ

СТАРЕЙШИНЫ

Самые опытные и мудрые представители общины (как правило, старики).

выбирают

РОДОВАЯ

ОБЩИНА

Все сородичи, происходившие от одного общего предка.

© Жадаев Д.Н., 2005

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя .

Племенем управлял совет старейшин . Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания, следил за исполнением традиций и обычаев.

© Жадаев Д.Н., 2005

Энеолит. Начало обработки металла

IV-III тысячелетия до н.э. – наступление энеолита (медно-каменного века)

  • появление и распространение первых орудий из металла
  • формирование крупных языковых семей
  • появление первых государств

Медный самородок. Орудия из меди.

Домашнее задание:

  • Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы?

2. Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему хозяйству

3. Какие изменения в человеческом обществе произошли с начала освоения металлов?

22.09.16

32

kopilkaurokov.ru

Разработка урока: «У истоков рода человеческого»

У истоков рода человеческого. Неолитическая революция

Цели урока: Познакомить учащихся с гипотезами происхождения человека: выяснить, какие факторы

способствовали выделению человека из мира природы; углубить имеющиеся представления

о характере и основных составляющих неолитической революции.

Оснащение: карта, компьютерная презентация

Ход урока:

I. Повторение

Задание : Ответьте на вопросы

1. Назовите историков древности.

2. В чем особенности исторических описаний древности?

3. Назовите особенности изучения истории в период Средневековья.

4. Что такое исторический источник?

5. Перечислите виды исторических источников.

6. Назовите известные вам теории исторического развития. Назовите их авторов.

7. Перечислите периоды мировой истории.

II. Изучение нового материала

Почему необходимо знать историю первобытного общества?

Множество явлений современной человеческой жизни возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Жилища, одежда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религия, земледелие и скотоводство, основы обработки материалов – чтобы разобраться во всем этом часто приходится обращаться к истокам. В этом заключается познавательное значение первобытной истории.

Первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение. Как появился человек на Земле: в результате эволюции органической природы или божественным промыслом? А может человеческая природа имеет инопланетное происхождение? Каково происхождение человеческих рас? Дает ли оно основания для расистских идей об их неравноценности? Является ли человек от природы коллективным существом? Как и когда возникли частная собственность, неравенство и государство?

Знание первобытной истории имеет и практическое значение. Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета, и историческая наука не стоит от этого в стороне.

Периодизация первобытной истории

Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда и материалов, из которых они изготавливались. Основные этапы: (слайд 2)

Следует отметить, что датировки очень приблизительны, и разные исследователи предлагают свои варианты. К тому же, надо помнить, что в разных регионах эти этапы наступали в разное время.

Геологическая периодизация

История Земли делится на четыре эры. Последняя эра – кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн. лет назад), четвертичный (начался 1 млн. лет назад) и современный (начался 14 тыс. лет назад) периоды.

Четвертичный период разделяют на эоплейстоцен (доледниковый период), плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (послеледниковый период). (слайд 3)

Антропологическая периодизация

Современный человек образует собой вид sapiens (лат. – разумный) рода Homo (лат. – человек), относящийся к семейству гоминид (людей) отряда приматов.

Далеким предком человека считается группа человекообразных приматов, получивших название – дриопитеков (древесные обезьяны).

  • Затем, 5 – 6 млн. лет назад, здесь же появились австралопитеки«обезьянолюди», которые представляли собой переходную форму от дриопитеков к древнейшим людям – архантропам. Австралопитеки отличались относительно большим объёмом мозга (550 – 600 куб. см.) (слайд 4)

  • Архантропы (древнейшие люди)Homo habilis (лат. – человек умелый), появились около 600 – 500 тыс. лет назад. Это питекантроп (останки которого были найдены на острове Ява) объём мозга около 900 куб. см., синантроп (найден в Китае) объём мозга около 1050 куб. см. Однако находка английского антрополога и археолога Луиса Лики, сделанная им в Кении, в Олдувайском ущелье доказала, что древнейший человек появился уже около 2,5 млн. лет назад, т.е. архантропы долгое время благополучно уживались с австралопитеками. Кроме того было доказано, что прародиной человека была Африка. Именно останкам человека, найденного в Олдувее дали видовое название Homo habilis. С течением времени Homo habilis трансформировался в Homo erectus (человека выпрямленного или прямоходящего). (слайд 5 -6)

  • Это стало новой ступенью человеческой эволюции. 300 – 250 тыс. лет назад архантропов постепенно сменили палеоантропы (древние люди)Homo erectus (неандертальцы – объём мозга 1200 – 1600 куб. см., кроманьонцы). (слайд 7)

  • Около 100 тыс. лет назад климат Земли стал меняться. Температура существенно понизилась. С каждым столетием холодный климат распространялся все дальше и дальше вглубь континента. Постепенно территорию Европы покрыл огромный ледник. Вместе с изменением климата менялся растительный и животный мир планеты. Многие виды флоры и фауны навсегда исчезли. Лишь немногим существам удалось приспособиться к новым условиям существования.) Суровый климат заставил и первобытных людей приспосабливаться и бороться за свое выживание. (слайд 8)

45 – 40 тыс. лет назад палеоантропов окончательно сменили неоантропы – Homo sapiens

(человек разумный) – объём мозга 1400 – 1500 куб. см., к которым относятся

современные люди. (слайд 9)

Рассмотренный выше процесс – процесс формирования человека от антропоидных предков до человека современного – называется антропогенезом. (слайд 10)

Антропогенез — процесс формирования человека от антропоидных предков до человека современного

Расселение людей и образование рас

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез формирование человеческих рас. Этот процесс связан с расселением человека и приспособлением его к природно-климатическим условиям различных регионов Земли.

Первоначальная территория возникновения человека находилась в пределах экваториального и тропического поясов Африки и Азии, отсюда началось его расселение по Земле.

Люди расселились по всему Африканскому континенту. Около 1 млн. лет назад архантропы продвинулись в северные районы и достигли умеренного пояса Европы. Их потомки – палеоантропы – расселились уже на большей части Европы.

В Азии основные ареалы зарождения первобытных людей находились в пределах Зондских островов, Индии, Китая.

Какие точки зрения существуют относительно заселения Америки и Австралии?

1) Население Америки и Австралии автохтонно, т.е. является коренным, первоначальным населением.

2) Люди пришли в Америку и в Австралию из Азии. Причем пришли, видимо, по суше. Поскольку уровень Мирового океана был тогда ниже, то на месте Берингова пролива существовал перешеек суши. А Австралия, острова Малайского и Зондского архипелагов и остров Тасмания могли составлять единое целое с материком. Понижение уровня Мирового океана примерно на 100 м. было связано с тем, что большое количество влаги было законсервировано в ледниках. Это привело к осушению морских мелководий и появлению сухопутных переходов между материками.

3) Первые две версии возникли потому, что долгое время считалось, что первобытные люди не могли на своих несовершенных лодках и плотах преодолеть огромные водные пространства, отделяющие Америку, Австралию и Океанию от Евразии. Но путешественник Тур Хейердал смог на самодельном плоту переплыть пространство Тихого океана и выдвинул версию, что первобытные люди могли попасть в Америку не только по суше, но и переплыв океан.

Можно утверждать, что к концу палеолита все материки, кроме Антарктиды были заселены людьми. Приспособившись к экстремальным условиям существования, человек стал обитать во всех природных зонах. В ходе приспособления человека к среде обитания постепенно начали появляться морфологические и физиологические различия между обитателями различных регионов Земного шара. Так появились три большие группы рас, которые практически без изменений сохранились до настоящего времени.

Время формирования человеческих рас, также как и формирования человека современного типа относится к позднему палеолиту.

Большое значение в процессе расообразования имело смешение рас, в результате чего стали формироваться переходные промежуточные расовые типы.

Неолитическая революция

(слайд 11 — 14)

Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья. В результате первобытному человеку грозили голод и вымирание. Такое положение, сложившееся к началу X тыс. до н.э. учёные называют первым кризисом развития цивилизации.

Это вынуждало человека к поиску выхода из кризиса – люди стали переходить на новый уровень развития, который сопровождался уже осознанным воздействием на окружающую природную среду и её преобразованием.

Так люди заметили, что разведение животных в неволе может оказаться намного продуктивнее и безопаснее, чем охота на их диких сородичей. Это наблюдение положило начало развитию скотоводства.

То же самое происходило и с земледелием. Со временем, путём наблюдений и опыта, люди пришли к пониманию того, что семена собранных диких растений можно посеять вблизи поселения и получить урожай гораздо больший, чем сбор растений путём собирательства. Так возникло:

1-е разделение труда: разделение на земледельцев и скотоводов.

Однако не нужно думать, что переход от присваивающего к производящему хозяйству был делом простым, быстрым и повсеместным.

Развитие скотоводства и земледелия происходило лишь в благоприятных к тому природных условиях. К тому же потребовались тысячелетия для возникновения пород полностью одомашненных животных, которые бы полностью отличались от своих диких предков; для окультуривания растений.

Развитие земледелия приводило к осёдлости, а увеличение производительности труда способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города.

Поистине революционные изменения произошли вследствие освоения металлов. Люди осваивают первый сплав из меди и олова – бронзу. В V – IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело, появились лодки и первые колёсные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, ослами, волами). Человек осуществил: второе разделение труда.

2-е разделение труда: выделение ремесла, как отдельной отрасли производящей экономики.

(слайд 15)

Неолитическая революция переход от примитивной (присваивающей) экономики охотников и

собирателей к производящей экономике, основанной на земледелии

и скотоводстве.

(слайд 16-17)

Задание: Заполните таблицу

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Ранний палеолит:

2,5 млн. – 300 тыс. лет до н.э.

Средний палеолит:

300 – 40 тыс. лет до н.э.

Поздний палеолит: 40 – 10 тыс. лет до н.э.

10 тыс. лет до н.э.

10 – 4 тыс. лет до н.э.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Homo habilis (человек умелый):

Питекантроп, синантроп – архантропы (древнейшие люди)

Homo erectus (человек прямоходящий) – неандерталец (палеоантроп – древний человек)

Homo sapiens (человек разумный) – кроманьонец, человек современного типа

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ОРУДИЯ

ТРУДА

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Ранний палеолит:

2,5 млн. – 300 тыс. лет до н.э.

Средний палеолит:

300 – 40 тыс. лет до н.э.

Поздний палеолит: 40 – 10 тыс. лет до н.э.

10 тыс. лет до н.э.

10 – 4 тыс. лет до н.э.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Homo habilis (человек умелый):

Питекантроп, синантроп – архантропы (древнейшие люди)

Homo erectus (человек прямоходящий) – неандерталец (палеоантроп – древний человек)

Homo sapiens (человек разумный) – кроманьонец, человек современного типа

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Присваивающий тип хозяйства: собирательство, загонная охота, начало овладения огнём и изготовления одежды

Присваивающий тип хозяйства: собирательство, индивидуальная охота, приручение животных

Производящий тип хозяйства (неолитическая революция): начало земледелия, скотоводства

ОРУДИЯ

ТРУДА

Примитивные: ручные рубила, скрёбла, деревянные копья с обожжёнными наконечниками, проколки

Лук и стрелы, составные орудия: топоры, гарпуны, копья с наконечниками

Совершенствование имеющихся орудий охоты, гончарный круг, ткацкий станок, свёрла, мотыга, серп

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Праобщина: коллективизм, равенство

Родовая община

Соседская община: имущественное неравенство, племенные вожди, сакрализация власти

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Мышление

Магические и погребальные ритуалы

Интеллект, развитая речь, магия: анимизм, тотемизм, магические изображения животных

Культ предков и вождей, культ матери-прародительницы

Домашнее задание: §4 -5, таблица

infourok.ru

Trojden | У истоков рода человеческого: Загладин Н. В.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5—3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангутанги) способны в определенных ситуациях использовать готовые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кремень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абстрактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на определенной территории (у первобытных людей размер стада составлял 20—40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к коммуникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, оставить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой — с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные. Однако приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапливались знания, которые благодаря развитию речи передавались от поколения к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаимодействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полностью или частично терялись.

Этапы становления человека

Самые древние каменные орудия находят в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Именно в этих районах жили австралопитеки. Они были больше похожи на обезьян, чем на людей, хотя могли передвигаться на двух ногах. Принято считать, что австралопитеки использовали в качестве оружия палки и острые камни, но, скорее всего, еще не умели их обрабатывать.

Примерно 1,0 млн. — 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. «палео» — «древний» и «литое» — «камень»). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Так, объем мозга человекообразной обезьяны составлял около 300-600 куб. см, австралопитека — 600-700 куб. см, питекантропа — 800-870 куб. см., синантропа и гейдельбергского человека — более 1000 куб. см., неандертальца — 1300-1700 куб. см., современного человека — 1400-1800 куб. см.

Поселения древнейших людей около 500 тыс. лет назад

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200-300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Первоначально люди не умели разжигать огонь. Его источником служили случайно возникшие лесные и степные пожары, добытый огонь постоянно поддерживался в очагах. Древнегреческая легенда о Прометее, похитившем у богов знание об огне, вероятно, выступает отголоском памяти о весьма давних временах.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30—20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

Мировые религии исходили из представлений о сотворении человека высшими силами. В XIX веке, в период господства естественно-научных взглядов, в науке сложился взгляд, согласно которому человек — продукт длительной, постепенной эволюции. Однако в XX веке в научно-популярной литературе начала распространяться идея о внеземном происхождении человека.

Дело в том, что современная наука не располагает бесспорными данными о непосредственных предках человека современного типа. Предполагается, что он не мог быть продуктом эволюции неандертальцев, которые представляли собой тупиковую ветвь эволюции. Иначе говоря, в цепи сменявших друг друга предшественников человека пока не найдено важнейшее, переходное, звено.

Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Расовые признаки весьма многообразны. Наиболее наглядными являются пигментация (окраска кожи и волос), форма черепа, развитость и форма волосяного покрова (бороды, усов, волос на голове), разрез глаз, рост. Использование современных методов исследования включает анализ преобладающих групп крови, папиллярных узоров на пальцах, формы зубов.

Нет никаких данных, доказывающих существование у каких-либо рас умственных, психических, физиологических и иных преимуществ над остальными. Все они относятся к единому биологическому виду «человека разумного» (Homo sapiens).

В число основных рас обычно включают негроидную, европеоидную, монголоидную и океаническую (австралоидную).

К главным признакам негроидных рас принято относить темную пигментацию кожи, жесткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов, выдвинутый вперед лицевой отдел черепа. Сложилась негроидная раса на африканском континенте, хотя археологи находят следы ее проживания и на юге Европы.

У монголоидов преобладают темные, прямые волосы, им свойствен специфический разрез глаз, лицевой скелет с выступающими скулами. Монголоиды проживали в Юго-Восточной, Восточной, Центральной и частично — Средней Азии, в Сибири, на островах Полинезии и в Америке.

Европеоидам присущи мягкие волосы, сильное развитие волосяного покрова, развитый профиль лицевого скелета, выступающий нос. В период мезолита европеоиды жили в Европе, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан.

В качестве отдельной большой расы принято выделять также океаническую, представители которой проживали небольшими группами на обширной территории от Южной Азии до Австралии и Океании. Отличительный признак этой расы — сочетание негроидных и европеоидных черт.

Большие расы отнюдь не однородны. Так, например, для европеоидов севера типично преобладание светлых волос и голубых глаз. Европеоиды юга отличаются более смуглым цветом кожи и темными волосами. На границах проживания больших рас сложились переходные расовые группы. Так, переходными между европеоидными и негроидными расами являются мулаты, эфиопская раса, этнические группы, проживающие в Судане. Смешанной формой между европеоидами и азиатскими монголоидами были некоторые народы Сибири, Зауралья и Средней Азии.

Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару — важнейший источник знаний о жизни народов, их происхождении.

Человек осваивает свою планету

Эпоха мезолита (от греч. «мезос» — «средний» и «литое» — «камень») охватывает период с XX по IX—VIII тысячелетия до н.з. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек. Это немного, но при преобладании хозяйства присваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходимо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на американский континент, около 20 тыс. лет назад — в Австралию.

История заселения Америки и Австралии вызывает немало споров. Принято считать, что человек мог оказаться на этих континентах еще до завершения ледникового периода, когда уровень океана был примерно на 100 м ниже современного и существовали сухопутные мосты, связывающие эти континенты с Евразией. В то же время ученые, отмечая, что было несколько волн переселения на заокеанские континенты, доказывают, что уже на заре своей истории люди могли пересекать широкие водные пространства. Норвежский исследователь Т. Хейердал, чтобы доказать правильность этой точки зрения, пересек Тихий океан на плоту, изготовленном по технологиям, которые могли быть доступны человеку во времена мезолита.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии.

Наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс познания, уяснение природы интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей. Первобытная магия строилась на вере в возможность словами, символическими действиями и рисунками воздействовать на отдаленные предметы и других людей, в особую значимость снов. Ранние верования иногда действительно имели под собой определенную рациональную основу. Однако нередко они становились оковами для дальнейшего познания мира.

Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм — убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего — частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

§ 4 Вопросы и задания

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор?

2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предков людей.

5. Проследите изменения антропологического типа человека в процессе эволюции.

6. Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?

7. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

8. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?



trojden.com

Презентация по истории на тему У истоков рода человеческого


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 4, заполнить таблицу{073A0DAA-6AF3-43AB-8588-CEC1D06C72B9}Каменный векПалеолитМезолитНеолитХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИПРЕДСТАВИТЕЛИОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯОРУДИЯ ТРУДАОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА У истоков рода человеческого Общепринятая периодизация Всеобщей историиIII тыс. до н.э. — V век н.э. ДРЕВНИЙ МИР V век – конец XV века СРЕДНИЕ ВЕКА XVI – XIX века НОВОЕ ВРЕМЯ XX — начало XXI века НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА Продолжительность более 2,5 млн. лет, становление человека современного вида, родоплеменной строй, переход к земледелию и скотоводству, нет частной собственности и социального неравенства, возникновение искусства и религии

Периодизация истории по Л.Моргану и Ж.КондорсеДИКОСТЬ Собирательствоохота ВАРВАРСТВОЗемледелие скотоводствоВозникновение частной собственности и социального неравенстваЦИВИЛИЗАЦИЯГосударство письменность города классовое обществоЛьюис Морган (1818-1881) – американский этнограф и историк, создатель научной теории первобытного общества ПРОГРЕССПрогресс – поступательное движение общества от низших ступеней к высшимЖан Кондорсе (1743-1794)- французский философ, родоначальник теории ПРОГРЕССА

«В современной науке вопрос происхождения человека остается весьма дискуссионным»АНТРОПОГЕНЕЗ — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens)Антропос – человекГенезис – происхождение АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ — термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, как вида в процессе формирования общества. ЧЕЛОВЕК – это БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо

ТЕОРИИ Естественно-научные теорииЭВОЛЮЦИОНИЗМЧеловек как биологический вид есть – результат ЭВОЛЮЦИИЛюди произошли от особого вида человекообразных обезьянРелигиозные теории (КРЕАЦИОНИЗМ)Человек создан БОГОМ Теория палеовизита ЧЕЛОВЕК прилетел из КОСМОСА Ни одна из этих теорий НЕ ИМЕЕТ полного научного подтверждения Какие существуют теории происхождения человека?

Религиозная (креационная) теорияЧеловек СОЗДАН БОГОМ«И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию Нашему…»Библия. Книга Бытия. 1-26 ОБРАЗ БОЖИЙ– это качества, данные Богом человеку, отличающие его от всех других существ на земле — разум, речь, способность различать добро и зло и стремиться к добруПОДОБИЕ БОГА – это то, к чему человек должен стремиться – стать подобным Богу – в любви, терпении и т.д.2:7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.Согласно Библии, человек создается в ТРИ этапа. Первый этап — это замысел Божий о человеке. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему.» Затем Бог приступает непосредственно к созданию человека. Он создает тело из земли и после, в готовое уже тело, вдыхает душу. ДУША — это бессмертная личность (сущность) человека. Смысл жизни – спасение души.

Религиозная (креационная) теорияГригорий Нисский –христианский богослов и философ IV в. Василий Великий — христианский богослов и философ IV в. Василий Родзянко (1915-1999) – епископ православной церкви в Америке Д. Сысоев «Летопись начала»А. Кураев «Школьное богословие»«Православие и эволюция» Эволюционная теорияЭволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся исчезновением и возникновением видов живых существ Человек – высшая ступень развития живых ор

univerfiles.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *