Современные технологии сферы бытового обслуживания 10 класс конспект – План-конспект урока по технологии для 10 класса» Организация сферы человеческого общества»
План-конспект урока по технологии в 10 классе.
План-конспект урока по технологии в 10 классе
Тема урока: Дизайн-анализ изделия
Цели урока:
1. Дать понятие дизайн-анализ, научить учащихся самостоятельно
проводить дизайн-анализ изделий.
2. Развивать навыки исследования, интерес к анализу, творческую
смекалку.
3. Воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность,
самостоятельность.
4. Прививать интерес к профессии дизайнер.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку
2. Входной контроль
Цель: актуализация опорных знаний учащихся.
1. Кто такой дизайнер?
2. В каких направлениях работает дизайнер?
3. Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать дизайнером?
4. Какие предметы в школе готовят к профессии дизайнера?
3. Изучение нового материала
Цель: уметь слушать учителя, запоминать главное, конспектировать
Учитель демонстрирует пеналы
Сегодня я специально выбрала хорошо знакомые всем предметы.
Посмотрите, какие они разные. Представьте себе, что вы пришли в магазин, и вам нужно выбрать пенал. По каким критериям вы будете его выбирать?
Смотрим таблицу 1
Как можно назвать все эти характеристики изделия в целом? Ведь
практически по этим же критериям мы будем выбирать и другие
промышленные изделия. «Потребительские качества» — это понятие,
относящееся не только к области дизайна изделий. Оно применяется и юристами. Потребитель может вернуть изделие в магазин, если оно не соответствует потребительским качествам.
Потребительские качества – это основные критерии, играющие
решающую роль при выборе нужного изделия из нескольких альтернативных
вариантов со схожими или близкими функциями
А теперь представьте себе, что вы – дизайнер, которому заказали
разработать именно тот пенал, который вы держите в руках. Рассмотрите его внимательно. Скажите, что вы должны были учесть, о чем вам нужно было подумать, чтобы разработать данное изделие? Смотрим таблицу 2
В чем принципиальная разница между этими двумя таблицами?
Для дизайнера важную роль играет технологическая сторона
проектирования. Он должен продумать все, что связано с трудоемкостью изготовления, стандартизацией и унификацией, использованием материалов и т.д. Все изделия проектируются для того, чтобы сделать жизнь людей лучше.
Дизайн-анализ – это способ исследования изделий, предметов
интерьера, созданных другими людьми. С помощью его можно узнать о материалах, способах производства и характеристиках изделия: эстетических (почему оно выглядит красиво), эргономических (что делает его удобным в использовании).
Каждое изделие появляется в результате процесса проектирования. С помощью данного дизайна-анализа вы сможете не только понять мысли дизайнера, но и попытаться понять какие решения он принимал в ходе работы над этим изделием и почему.
Научиться думать, как дизайнер нам поможет упражнение «Дизайн-анализ».
4. Практическая работа
Цель: уметь самостоятельно проводить дизайн-анализ изделия,
делать выводы.
Задание. Исследовать изделие с точки зрения его создателя.
Этапы работы
Выполняя задание, придерживаётесь нижеследующего плана.
1. В парах внимательно исследуйте изделие: рассмотрите его,
покрутите в руках, воспользуйтесь им.
2. Обсудите в парах:
Почему изделие имеет такую форму;
Какие материалы использованы и почему;
Как оно было изготовлено;
Каково назначение изделия;
Насколько хорошо изделие выполняет своё предназначение.
3. Оценки фиксируйте в таблице. Приложение 3.
4. Сделайте вывод.
. 5. Закрепление
Цель: уметь отвечать на вопросы, анализировать
Вопросы:
1. Что такое дизайн – анализ?
2. Для чего проводиться дизайн-анализ изделий?
3. Какие способы проведения дизайн – анализа существуют?
4. Объяснить значение термина «эргономичность».
6. Домашнее задание.
Самостоятельно провести дизайн-анализ одного из предметов домашнего обихода.
multiurok.ru
Конспект урока по технологии в 10 классе
План-конспект урока по технологии в 10 классе
Учитель технологии Трофимова С.Н.
Тема урока: Дизайн-анализ изделий.
Цели урока:
1. Дать понятие дизайн-анализ, научить учащихся самостоятельно проводить дизайн-анализ изделий. 2. Развивать навыки исследования, интерес к анализу, творческую смекалку. 3. Воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность, самостоятельность. 4. Прививать интерес к профессии дизайнер.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку
2. Входной контроль
Цель: актуализация опорных знаний учащихся.
1. Что такое дизайн, кто является дизайнером? 2. В каких направлениях работает дизайнер? 3. Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать дизайнером? 4. Какие предметы в школе готовят к профессии дизайнера?
3. Новый материал
Цель: умение слышать учителя, запоминать главное, конспектировать
Учитель демонстрирует изделия.
Сегодня я специально выбрала хорошо знакомые всем предметы. Посмотрите, какие они разные. Представьте себе, что вы пришли в магазин, и вам нужно выбрать косметичку. По каким критериям вы будете его выбирать?
Как можно назвать все эти характеристики изделия в целом? Ведь практически по этим же критериям мы будем выбирать и другие промышленные изделия. «Потребительские качества» — это понятие, относящееся не только к области дизайна изделий. Оно применяется и юристами. Потребитель может вернуть изделие в магазин, если оно не соответствует потребительским качествам.
Потребительские качества – это основные критерии, играющие решающую роль при выборе нужного изделия из нескольких альтернативных вариантов со схожими или близкими функциями
А теперь представьте себе, что вы – дизайнер, которому заказали разработать именно ту косметичку, который вы держите в руках. Рассмотрите его внимательно. Скажите, что вы должны были учесть, о чем вам нужно было подумать, чтобы разработать данное изделие? См таблицу
В чем принципиальная разница между этими двумя таблицами?
Для дизайнера важную роль играет технологическая сторона проектирования. Он должен продумать все, что связано с трудоемкостью изготовления, стандартизацией и унификацией, использованием материалов и т.д. Все изделия проектируются для того, чтобы сделать жизнь людей лучше.
Дизайн-анализ – это способ исследования изделий, предметов интерьера, созданных другими людьми. С помощью его можно узнать о материалах, способах производства и характеристиках изделия: эстетических (почему оно выглядит красиво), эргономических (что делает его удобным в использовании).
Каждое изделие появляется в результате процесса проектирования. С помощью данного дизайна-анализа вы сможете не только понять мысли дизайнера, но и попытаться понять какие решения он принимал в ходе работы над этим изделием и почему.
Научиться думать, как дизайнер нам поможет упражнение «Дизайн-анализ».
4. Практическая работа
Цель: уметь самостоятельно проводить дизайн-анализ изделия, делать выводы.
Задание. Исследовать изделие с точки зрения его создателя.
Этапы работы Выполняя задание, придерживаётесь нижеследующего плана.
1. В парах внимательно исследуйте изделие: рассмотрите его, покрутите в руках, воспользуйтесь им.
2. Обсудите в парах:
• Почему изделие имеет такую форму;
• Какие материалы использованы и почему;
• Как оно было изготовлено;
• Каково назначение изделия;
• Насколько хорошо изделие выполняет своё предназначение.
3. Оценки фиксируйте в таблице. Приложение 3.
4. Сделайте вывод.
. 5. Закрепление
Цель: уметь отвечать на вопросы, анализировать
Вопросы:
1. Что такое дизайн – анализ? 2. Для чего проводиться дизайн-анализ изделий? 3. Какие способы проведения дизайн – анализа существуют? 4. Объяснить значение термина «эргономичность».
6. Домашнее задание.
Самостоятельно провести дизайн-анализ одного из предметов.
infourok.ru
28)Сфера бытового обслуживания населения
Под
В зависимости от их роли в процессе воспроизводства, от характера удовлетворяемых ими потребностей виды деятельности сферы бытового обслуживания значительно различаются между собой.
Бытовые услуги, предоставляемые населению России, подразделяются на следующие группы:
ремонт и изготовление обуви;
ремонт и изготовление швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи,
ремонт и изготовление (вязание) трикотажных изделий;
ремонт и строительство жилищ (квартир) по заказам населения;
ремонт бытовых машин и приборов, часов,
ремонт и изготовление металлохозяйственных и ювелирных товаров,
ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, телевизоров, магнитофонов, проигрывателей, радиол, музыкальных товаров;
ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам (легковых автомобилей, мопедов, мотороллеров и др.).;
изготовление и ремонт мебели;
химическая чистка и крашение, услуги прачечных;
услуги переработки сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственного сырья, другие сельскохозяйственные услуги;
услуги фотоателье и фотолабораторий по изготовлению фотоснимков,
услуги по звукозаписи, обработке пленок, изготовлению кинофильмов;
услуги парикмахерских.
В настоящее время деятельность по предоставлению бытовых услуг регламентируется Правилами бытового обслуживания населения в РФ.
На современном этапе формирования рыночных отношений в экономике России широкое развитие сети малых предприятий бытового обслуживания способствует развитию предпринимательской активности, получению населением дополнительных доходов, увеличению количества рабочих мест и работающего населения, в том числе на условиях неполной занятости, то есть помимо основной работы.
В конце 90-х годов бытовые услуги в общем объеме оказанных услуг населению в целом по России составляли 16%. При этом необходимо отметить, что объем бытовых услуг населению в общем объеме платных услуг упал по сравнению с предыдущими годами (30% в 1993 г.). Удельный вес бытовых услуг снижается при росте доли расходов населения на социально необходимые услуги, ранее предоставляемые бесплатно или со значительной скидкой (жилищно-коммунальные услуги, услуги системы образования, медицинские).
Именно в этой отрасли произошли процессы, имеющие негативные последствия для обслуживания населения России социально-важными бытовыми услугами. Результатами данных процессов стали:
сокращение физических объемов производства бытовых услуг по сравнению с дореформенным периодом по всем основным группам бытовых услуг.
структурные изменения бытовых услуг, растет спрос на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, ремонту и строительству индивидуального жилья, индивидуальный пошив одежды, основными потребителями которых являются группы населения с высоким и средним уровнем дохода, при этом падает спрос на услуги по пошиву обуви, изготовлению и ремонту, на услуги прачечных;
— сокращение сети предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности, как в целом, так и по отдельным видам услуг.
studfiles.net
Урок технологии 10 класс «Организация производства»
Организация производства
Термин «организация» образован от французского слова organisation и означает устройство, сочетание кого-либо или чего- либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю упорядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата.
В материальном производстве выделяются две стороны: производительные силы и производственные отношения, образующие в своем единстве способ производства данного общества.
Производительные силы — это силы и средства, участвующие в общественном производстве. Важнейшими составляющими частями (элементами) производительных сил являются люди и средства производства. Главный элемент производительных сил — люди, трудящиеся. Они приводят в движение средства производства, создают орудия и предметы труда, совершенствуют их. Средства производства включают орудия труда и предметы труда. Орудия труда — это машины, аппараты, инструменты, с помощью которых человек воздействует на вещество природы, на предмет труда. Предмет труда — объект приложения сил человека, все то, на что направлен его труд, из чего получается готовый продукт. Это сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты.
Человек — личный фактор производства, орудия и предметы труда — вещественные факторы. Для того чтобы все факторы производства могли функционировать в едином производственном процессе, их необходимо объединить.
Организация производства и выполняет свою первую, системообразующую функцию, соединяя личные и вещественные факторы производства в единый производственный процесс.
Производственные отношения — это отношения между людьми в процессе производства и распределения материальных благ. Они развиваются под влиянием производительных сил, но и сами оказы
вают активное воздействие на них, ускоряя или замедляя рост производства, технический прогресс.
Производственные отношения образуют сложную систему, включающую производственно-технические и социально-экономические отношения.
Производственно-технические отношения выступают как отношения по поводу совместного труда участников процесса производства. Основой этих отношений являются разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, бригад, участков, цехов и обусловливают необходимость налаживания между ними производственных связей.
Следующая функция организации производства — установление между отдельными исполнителями и производственными подразделениями разнообразных связей, обеспечивающих совместную деятельность людей, участвующих в едином процессе производства.
Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми, определяемые характером и формой общественного присвоения средств производства, отношениями собственности. Социально-экономические отношения являются важным элементом создания единства экономических интересов общества, коллектива и отдельных работников в достижении наивысшей эффективности производства.
Организация производства реализует при этом свою третью функцию — создание организационных условий, обеспечивающих взаимодействие на экономической основе всех производственных звеньев как единой производственно-технической системы.
Наконец, можно выделить и четвертую функцию, которая призвана решать задачи создания условий для повышения уровня трудовой жизни работников, постоянного профессионального и социально-культурного саморазвития и самосовершенствования трудовых ресурсов предприятия.
***Таким образом, сущность организации производства состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов производства, установлении необходимых связей и согласованных действий участников производственного процесса, создании организационных условий для реализации экономических интересов и социальных потребностей работников на производственном предприятии.
Глава 11 ТИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
11.1. Типы производства и их техникоэкономическая характеристика
Тип производства определяется комплексной характеристикой технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленных широтой номенклатуры, регулярностью, стабильностью и объемом выпуска продукции. Основным показателем, характеризующим тип производства, является коэффициент закрепления операций Кз. Коэффициент закрепления операций для группы рабочих мест определяется как отношение числа всех различных технологических операций, выполненных или подлежащих выполнению в течение месяца, к числу рабочих мест:
(11.1)
где Копi — число операций, выполняемых на i-м рабочем месте;
Кр.м — количество рабочих мест на участке или в цехе.
Различают три типа производства: единичное, серийное, массовое.
Единичное производство характеризуется малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное изготовление и ремонт которых, как правило, не предусматриваются. Коэффициент закрепления операций для единичного производства обычно выше 40.
Серийное производство характеризуется изготовлением или ремонтом изделий периодически повторяющимися партиями. В зависимости от количества изделий в партии или серии и значения коэффициента закрепления операций различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производство.
Для мелкосерийного производства коэффициент закрепления операций от 21 до 40 (включительно), для среднесерийного производства — от 11 до 20 (включительно), для крупносерийного производства — от 1 до 10 (включительно).
Массовое производство характеризуется большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых или ремонтируемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна рабочая операция. Коэффициент закрепления операций для массового производства принимается равным 1.
Рассмотрим технико-экономические характеристики каждого из типов производства.
Единичное и близкое к нему мелкосерийное производства характеризуются изготовлением деталей большой номенклатуры на рабочих местах, не имеющих определенной специализации. Это производство должно быть достаточно гибким и приспособленным к выполнению различных производственных заказов.
Организация производства в условиях единичного производства имеет свои особенности. Ввиду разнообразия деталей, порядка и способов их обработки производственные участки строятся по технологическому принципу с расстановкой оборудования по однородным группам. При такой организации производства детали в процессе изготовления проходят через различные участки. Поэтому при передаче их на каждую последующую операцию (участок) необходимо тщательно проработать вопросы контроля качества обработки, транспортирования, определения рабочих мест для выполнения следующей операции. Особенности оперативного планирования и управления заключаются в своевременных комплектации и выполнении заказов, контроле за продвижением каждой детали по операциям, обеспечении планомерной загрузки участков и рабочих мест. Большие сложности возникают в организации материально-технического снабжения. Широкая номенклатура изготовляемой продукции, применение укрупненных норм расхода материалов создают трудности в бесперебойном снабжении, из-за чего на предприятиях накапливаются большие запасы материалов, а это ведет, в свою очередь, к омертвлению оборотных средств.
Особенности организации единичного производства сказываются на экономических показателях. Для предприятий с преобладанием единичного типа производства характерны относительно высокая трудоемкость изделий и большой объем незавершенного производства вследствие длительного пролеживания деталей между операциями. Структура себестоимости изделий отличается высокой долей затрат на заработную плату. Эта доля, как правило, составляет 20-25 %.
*****Основные возможности улучшения технико-экономических показателей единичного производства связаны с приближением его по технико-организационному уровню к серийному. Применение серийных методов производства возможно при сужении номенклатуры изготовляемых деталей общемашиностроительного применения, унификации деталей и узлов, что позволяет перейти к организации предметных участков; расширении конструктивной преемственности для увеличения партий запуска деталей; группировании близких по конструкции и порядку изготовления деталей для сокращения времени на подготовку производства и улучшения использования оборудования.
Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры деталей партиями, повторяющимися через определенные промежутки времени. Это позволяет использовать наряду с универсальным специальное оборудование. При проектировании технологических процессов предусматривают порядок выполнения и оснастку каждой операции.
Для организации серийного производства характерны следующие черты. Цехи, как правило, имеют в своем составе предметнозамкнутые участки, оборудование на которых расставляется по ходу типового технологического процесса. В результате возникают сравнительно простые связи между рабочими местами и создаются предпосылки для организации прямоточного перемещения деталей в процессе их изготовления.
11.2. Формы организации производства
Форма организации производства представляет собой определенное сочетание во времени и в пространстве элементов производственного процесса при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.
Различные временные и пространственные структурные построения образуют совокупность основных форм организации производства. Временнаґя структура организации производства определяется составом элементов производственного процесса и порядком их взаимодействия во времени. По виду временной структуры различают формы организации с последовательной, параллельной и параллельно-последовательной передачей предметов труда в производстве.
Форма организации производства с последовательной передачей предметов труда представляет собой такое сочетание элементов производственного процесса, при котором обеспечивается движение обрабатываемых изделий по всем производственным участкам партиями произвольной величины. Предметы труда на каждую последующую операцию передаются лишь после окончания обработки всей партии на предшествующей операции. Данная форма является наиболее гибкой по отношению к изменениям, возникающим в производственной программе, позволяет достаточно полно использовать оборудование, что дает возможность снизить затраты на его приобретение. Недостаток такой формы организации производства заключается в относительно большой длительности производственного цикла, так как каждая деталь перед выполнением последующей операции пролеживает в ожидании обработки всей партии.
Форма организации производства с параллельной передачей предметов труда основана на таком сочетании элементов производственного процесса, которое позволяет запускать, обрабатывать и передавать предметы труда с операции на операцию поштучно и без ожидания. Такая организация производственного процесса приводит к уменьшению количества деталей, находящихся в обработке, сокращению потребностей в площадях, необходимых для складирования и проходов. Ее недостаток — в возможных простоях оборудования (рабочих мест) вследствие различий в длительности операций.
Форма организации производства с параллельно-последовательной передачей предметов труда является промежуточной между последовательной и параллельной формами и частично устраняет присущие им недостатки. Изделия с операции на операцию передаются транспортными партиями. При этом обеспечивается непрерывность использования оборудования и рабочей силы, возможно частично параллельное прохождение партии деталей по операциям технологического процесса.
Пространственная структура организации производства определяется количеством технологического оборудования, сосредоточенного на рабочей площадке (числом рабочих мест), и расположением его относительно направления движения предметов труда в окружающем пространстве. В зависимости от количества технологического оборудования (рабочих мест) различают однозвенную производственную систему и соответствующую ей структуру обособленного рабочего места и многозвенную систему с цеховой, линейной или ячеистой структурой. Возможные варианты пространственной структуры организации производства представлены на рис. 11.1. Цеховая структура характеризуется созданием участков, на которых оборудование (рабочие места) расположено параллельно потоку заготовок, что предполагает их специализацию по признаку технологической однородности. В этом случае партия деталей, поступающая на участок, направляется на одно из свободных рабочих мест, где проходит необходимый цикл обработки, после чего передается на другой участок (в цех).
На участке с линейной пространственной структурой оборудование (рабочие места) располагается по ходу технологического процесса и партия деталей, обрабатываемая на участке, передается с одного рабочего места на другое последовательно.
Ячеистая структура организации производства объединяет признаки линейной и цеховой. Комбинация пространственной и временной структур производственного процесса при определенном уровне интеграции частичных процессов обусловливает различные формы организации производства: технологическую, предметную, прямоточную, точечную, интегрированную (рис.11.2). Рассмотрим характерные черты каждой из них.
Технологическая форма организации производственного процесса характеризуется цеховой структурой с последовательной передачей предметов труда. Такая форма организации широко распространена на машиностроительных заводах, поскольку обеспечивает максимальную загрузку оборудования в условиях мелкосерийного производства и приспособлена к частым изменениям в технологическом процессе. В то же время применение технологической формы организации производственного процесса имеет ряд отрицательных последствий. Большое количество деталей и их многократное перемещение в процессе обработки приводят к росту объема незавершенного производства и увеличению числа пунктов промежуточного складирования. Значительную часть производственного цикла составляют потери времени, обусловленные сложной межучастковой связью.
infourok.ru
План-конспект урока по технологии для 10 класса» Инновационные продукты и технологии»»
Учитель технологии: Ягьяева Эльнара Карленовна
План-конспект урока по технологии для 10 класса
Тема урока: Инновационные продукты и технологии
Цель: познакомить с инновационными продуктами и технологиями; со значением инновационной деятельности предприятий в условиях конкуренции;
развивать внимание, память, воспитывать умение работать в коллективе.
Воспитать чувство ответственности, толерантности, умение внимательно слушать и уважать чужое мнение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
3. Объяснение нового материала.
Инновационная деятельность представляет собой сложный процесс трансформации инновационных идей в объект экономических отношений. Практическое использование инновационной идеи приводит к созданию новых или улучшенных изделий и технологий.
Укрупненно инновации могут быть разделены на продуктовые, технологические проекты и организационно-управленческие.
Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.
Первоначально инновация возникает и существует в виде идеи, изложенной с той или иной степенью глубины. Цель новатора состоит, как правило, в продвижении этой идеи и внедрении в производство, причем экономическая целесообразность (получение прибыли или даже покрытие затрат) его интересует не всегда.
Инновационная деятельность предприятия имеет цели, которые могут в значительной степени не соответствовать целям новатора. Целями предприятия являются:
защита или увеличение своей доли существующего рынка;
завоевание позиций на новом, ранее не освоенном, рынке;
создание нового рынка или рыночного сегмента.
В свою очередь, конечный потребитель продуктов инновационной деятельности оценивает их с точки зрения функций, качества и стоимости, т.е. с точки зрения степени удовлетворения своих потребностей.
Таким образом, инновационная деятельность подразумевает приложение маркетинговых усилий в двух направлениях.
На стадии маркетинга инновационной идеи существенно определение степени ее инновационного потенциала. По этому критерию инновации делятся на три типа:
Радикальные инновации. Это принципиально новые изделия и технологии. Радикальные инновации достаточно немногочисленны и, как правило, предусматривают появление нового потребителя и нового рынка.
Комбинаторные инновации. Это новое сочетание уже известных элементов. Комбинаторные инновации могут быть направлены на привлечение новых групп потребителей или освоение новых рынков.
Модифицирующие инновации. Они направлены на улучшение или дополнение существующих продуктов. Модифицирующие инновации направлены на сохранение или усиление рыночных позиций предприятия.
Мировой финансовый кризис в очередной раз выявил проблемы сырьевого характера российской экономики. Руководство страны и представители бизнеса осознали, что в ближайшей перспективе необходимо научиться создавать и внедрять в производство инновации. Уже реализуются планы по производству инновационных продуктов. Но этого недостаточно, не менее важно и умение продать инновации на рынке. Судьба многих перспективных новых продуктов была неудачной просто потому, что их не удалось продать, убедить потребителя в их преимуществах. Впервые тема распространения инноваций на рынке была описана в известной книге Эверетта Роджерса Diffusion of Innovations (“Диффузия инноваций”), которая была издана в 1962 году1.
Что представляет собой инновация? В широком значении это существенное изменение в жизни общества, направленное на достижение позитивного результата, которое было применено на практике. Эверетт Роджерс определял инновацию следующим образом: “Идея, практическая деятельность или объект, новизна которого ощущается индивидом или группой”. Важно принимать во внимание различие между понятиями “продукт-новинка” и “инновационный продукт”. В полной мере инновационным является продукт, основанный на принципиально новом решении. Он также связан с существенными изменениями в технологиях, производстве. Важно и то, что он позволяет потребителю получить новые возможности, перспективы. Инновационный продукт принципиальным образом отличается от продукта-новинки (версии уже существующего продукта). Например, новый вид йогурта не является инновационным продуктом, так же, как им не является автомобиль, в котором раньше была ручная коробка передач, а затем она стала автоматической, и т. п.
В настоящее время инновационными продуктами могут считаться связь 4G, iPhone, GPS-навигатор, лекарства на основе нанотехнологий, продукты новых биотехнологий, новые летательные аппараты для космических туристов и т. д. Когда-то инновационными продуктами были мобильные телефоны, ноутбуки, плееры, цифровые фотоаппараты, пищевые продукты быстрого приготовления, детские Kinder Surprise, экстремальные туры и т. д.
История показывает, что количество инновационных продуктов постоянно растет. В настоящее время в России продается еще не так много инновационных продуктов, как, например, в Японии, США или Германии (странах с большим количеством инноваций). В этой сфере давно известны компании Toyota, Sony, General Electric, Microsoft, Intel, BASF. Нет сомнений в том, что количество инновационных продуктов будет в ближайшей перспективе увеличиваться и уже назрела потребность в умении их продавать. Известный изобретатель Томас Эдисон сказал: “Я не стану изобретать то, что нельзя продать”.
Это величайшие прорывы в жизни человечества за последние 100 лет… Изобретения, которые коренным образом изменили нашу жизнь.
Растения-двигатели прогресса
Водоросли и биотопливо
В последнее время в новостях можно найти множество упоминаний, связанных с практическим использованием водорослей. А польза от них немалая. Некоторые виды годятся для употребления в пищу, другие могут использоваться в качестве топлива для получения тепла, также водоросли можно перерабатывать и производить водород, метан, биодизель, удобрения. Морские водоросли очень бурно разрастаются, кроме того, существует огромное количество их видов, так что иногда бывает довольно проблематично культивировать какой-то один требующийся вид. Для роста водорослям необходимы солнечная энергия и CO2. А это как раз виды возобновляемой энергии.
Завод по производству биодизеля из культивируемых водорослей вырабатывает 4,4 млн. галлонов в год. Возможно, пока цифры не сильно впечатляющие, но есть все основания утверждать, что производителю удастся в скором времени значительно увеличить свои объемы. Другие игроки в этой отрасли также весьма заинтересованы в том, чтобы биодизель из водорослей стал топливом №2 после нефти. Поскольку это возобновляемый источник получения топлива, водоросли могли бы стать отличным решением энергетических проблем.
Гуайуль и латекс
Гуайуль — это пустынное растение, произразрастающее в Северной Америке. Тем не менее, оно представляет собой немалую ценность для промышленников. Во-первых, из него можно производить каучук. Большинство натурального каучука получают от одной породы каучукового дерева, причем необходимо всячески оберегать эти деревья от болезней, так как в противном случае это самым губительным образом скажется на их урожайности. Преимуществом гуайуля в данном случае является его неприхотливость, ведь, будучи обитателем пустыни, оно не требует ни большого количества воды, ни удобрений.
Латекс, получаемый из гуайуля, не вызывает аллергии и превосходит традиционный латекс по многим параметрам: изделия из него мягче, эластичнее, крепче.
Из гуайуля также можно получать камедь. Этот ингредиент используется в промышленности очень широко: он незаменим при производстве краски, бумаги, при изготовлении мыла, ДСП.
Остатки растения после переработки можно использовать для получения биотоплива и этанола.
Кукуруза и пластик
Как известно, крахмалы, получаемые из кукурузы, используются в бумажной промышленности, а также при производстве чистящих и моющих средств. Сфера применения другого производного вещества — декстрозы — также весьма широка: от фармацевтической промышленности (с ее помощью изготавливаются антибиотики) до производства алкогольных напитков. Из кукурузы можно даже производить автомобильные шины. По-настоящему революционной вещью может стать пластмасса, вырабатываемая из кукурузы. Такой вид пластмассы отличается способностью к биологическому разложению. И, учитывая то, что нашу жизнь сейчас просто невозможно представить без использования пластмассовых изделий, данная технология позволила бы разрешить одну из самых больших проблем загрязнения окружающей среды.
Репейник и застежка “липучка”
К изобретению застежки “липучка” (Velcro — сокращение от фр. velours (бархат) + crochet (крючок)) в 1941 году Жоржа дe Meстраля подтолкнули обыкновенные колючки репейника. И теперь плодами этого изобретения пользуются и младенцы, и космонавты. Так, каждый шаттл оснащен 10 тысячами квадратных дюймов “липучки”. В условиях невесомости это изобретение значительно упрощает жизнь космонавтам.
Специально для нужд армии были разработаны бесшумные “липучки”. И еще такой факт: 12,5 квадратных сантиметров “липучки” могут выдержать груз в 79 кг.
Лотос и нанотехногии
Лотос растет в грязной воде, но его листья остаются чистыми. Поверхность листьев этого растения неровная, и пока водные капельки скатываются, они забирают с собой всю грязь. Микроскопические структуры захватывают пузырьки воздуха и выталкивают воду своим воскообразным покрытием. Из-за того, что поверхность листьев не плоская, капельки воды постепенно скатываются. Такое супергидрофобное покрытие хорошо выталкивает воду, но не капли водного пара.
Применение подобных водоотталкивающих и самоочищающихся поверхностей представляется просто безграничным. Благодаря их свойствам при их производстве требуется использовать меньше различных химикатов, а значит, и конечный продукт получится более дешевым и менее токсичным.
4. Актуализация полученных знаний. Работа в парах (задать друг другу вопросы).
5. Домашнее задание: найти материал о нанотехнологиях в любой отрасли; подготовиться к контрольной работе.
infourok.ru
Конспект урока по технологии 10 класс
Конспект урока по технологии
10 класс
Характеристика Научно-технической революции.
Научно-техническая революция и её влияние на мировое хозяйство
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная:
1. Дать понятие о научно-технической революции;
2. Рассказать о характерных чертах о научно-технической революции;
3. Показать, что НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части:
4. Рассмотреть влияние НТР на мировую экономику
Воспитательные задачи:
1. Воспитание трудолюбия;
2. Аккуратности в ведении записей в рабочих тетрадях учащихся;
3. Самостоятельности в суждениях по данной теме.
Развивающие задачи:
1. Развитие внимания учащихся;
2. Грамотной монологической речи;
3. Умения четко, обосновано формулировать вопрос и давать краткий, содержательный ответ на поставленный вопрос;
4. Развитие умения проводить сравнение и анализ таблиц (приложение № 1, № 2)
ТИП УРОКА: комбинированный.
МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА:
лекционный с элементами беседы, аналитический, стимулирующий, метод устного контроля.
ПРИЁМЫ:
Интеллектуальный (внедрение межпредметных связей, диалогическая подача материала;
Социальные: работа в группе и парами;
Програмагтические: постановка целей урока перед учащимися на их уровне;
Эмоциональные: создание ситуации успеха.
ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ:
Понятие об НТР. Основные черты НТР. Пути развития техники и технологий. Международная специализация, международные монополии. Главные центры мирового хозяйства, экономическая интеграция.
ФОРМА КОНТРОЛЯ: фронтальная
ОСНАЩЕНИЕ: Схема «НТР», учебник, тетради учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, таблицы, учебники.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВВОДА В ТЕМУ:
Что такое научно-техническая революция?
Как различаются понятия «научно-технический прогресс» и «научно
техническая революция»?
Почему мы говорим, что наука сегодня превратилась в непосредственно
производительную силу»?
Как вы понимаете это выражение?
ХОД УРОКА
1. Изучение нового материала
А) Понятие об НТР.
Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Научно-технический прогресс обеспечивает поступательное развитие производительных сил общества. На фоне этого прогресса бывают и «бури» и «натиски» в изменении производственных сил.
Таким был период промышленных переворотов в ряде стран (в18-19 вв), который обозначил переход от ручного труда к машинному производству.
Вопрос к учащимся:
Опираясь на знания по предыдущим курсам географии и истории объясните:
Почему образование мирового рынка, мировой торговли было связано с Великими географическими открытиями?
Начало периода НТР относится к середине 20 века.
НТР- представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
Важнейшим экономическим показателем НТР являются затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Основная доля их – 85% — приходится на США, Японию, Германию, Францию, Великобританию. Абсолютный лидер – США.
НТР характеризуется:
Во первых, универсальностью, всеохватностью.
Она затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, психологию людей.
Примеры:
Раньше символом НТР считали паровую машину. Для современной НТР – символом является реактивный самолёт, космический корабль, ЛЭС, ЭВМ, телевизор и т.д. Благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова: спутник, атом, робот.
Во вторых, чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований.
В частности, оно выражается в сокращении «инкубационного» периода между научным открытием и его внедрением в производство.
За 15-20 лет человечество прошло путь от запуска первого искусственного спутника земли до высадки человека на Луну.
Мобильность, постоянное обновление продукции стали непременным условием развития большинства отрасли производства. Всё это требует больших средств.
В третьих: НТР повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.
Меняется характер труда, происходит его интеллектуализация.
Что это значит?
Во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда.
Все виды труда превращаются в высококвалифицированную деятельность.
В четвёртых: НТР – это военно-техническая революция. Военная особенность современной НТР, её тесная связи с военным производством, подтверждается известным всему миру взрывом атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году.
На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.
Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.
Беседа с учащимися:
Учитель предлагает ответить на вопрос:
Как различаются понятия «научно-технический прогресс» и «научно-техническая «революция?»
Учащиеся пользуясь записями в тетрадях, выделяют главные черты НТР.
Универсальность, всеохватность.
Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.
Интеллектуализация.
Военно-техническая революция
Предлагается рассмотреть схемы:
Сокращение разрыва во времени между научным открытием и его внедрением в производство. (Приложение № 1)
Техника морского бурения нефти и газа. (Приложение № 2)
Рассматривая черты НТР, приходим к выводу, НТР — это единая сложная система, в которой действуют:
Наука
Техника и технология
Производство.
Управление.
Это её составные части.
Познакомимся подробно с каждой из них:
Наука: рост наукоёмкости.
Наука в эпоху НТР – это сложный комплекс знаний. В мире 5-6 миллионов научных работников, т.е. 9/10 наших современников.
Выросли связи науки с производством, которые становятся более наукоёмким:
1-е место по числу учёных и инженеров занимают: США, Япония, страны Западной Европы, Россия. Расходы на науку в этих странах составляет 2-3% ВВП.
В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают – 0,5% ВВП.
2. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями:
а) эволюционный путь
б) революционный путь
Эволюционный путь заключается в совершенствовании уже известной технической линии.
Сегодня век «микроэлектроники», что можно сравнить с изобретением человечеством колеса, паровой машины.
Революционный путь-главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.
3. Производство в эпоху НТР развивается по главным направлениям:
1. Электронизация, т.е. насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники. Электронизация всё глубже проникает в образование, здравоохранение и быт людей. Самыми большими парками ЭВМ обладают: США, ФРГ, Япония, Южная Корея.
2. Комплексная автоматизация:
В 1950х годах — появление ЭВМ; в 1970х годах — появление микроЭВМ и микропроцессоров, начинается новая эра применения роботов.
Самым большим парком промышленных роботов обладают: Япония, США, ФРГ, Италия, Франция.
4. Перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергоснабжении, совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии.
Наиболее развита эта отрасль в США, Франции, Японии, ФРГ, России.
5. Производство новых материалов.
Высокие требования к старым конструкционным материалам, а также появление новых материалов 20 века: (литий, бериллий, титан)
Титан-металл, используемый в аэрокосмической промышленности.
6. Ускоренное развитие биотехники.
Это направление возникло в 1970е годы. Биотехнология и биоиндустрия принадлежат к более наукоёмким новейшим отраслям НТР. Особенно успешно развиваются в США, Японии, ФРГ, Франции.
6. Космизация.
Развитие космонавтики, новейшей наукоёмкой отрасли – аэрокосмической промышленности.
Четвертая составная часть НТР — управление.
Управление — путь к высокой информационной культуре. В наши дни существует мировое информационное пространство. Огромна роль интернет. Это направление в географической науке называют – геоинформатикой. Развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем.
Учитель предлагает учащимся вспомнить традиционные пути совершенствования производства:
это-механизация, электрификация, химизация.
Подведём итоги:
Пользуясь своими записями в тетрадях, назовите 6 главных направлений развития НТР.
Электронизация.
Комплексная автоматизация.
Перестройка энергохозяйства.
Производство новых материалов.
Космизация.
Ускоренное развитие биотехнологий.
Вопрос учащимся:
Пользуетесь ли вы интернетом и для какой цели?
Пользуясь таблицей «основные части НТР» объясните, как влияет НТР на отраслевую структуру хозяйства?
Как НТР влияет на территориальную структуру хозяйства?
Почему в эпоху НТР значение производственной сферы хозяйства возрастает?
При рассмотрении характеристики и основных черт НТР нельзя не отметить её влияние на мировое хозяйство
Понятие: глобализация – сфера влияния транснациональных корпораций и банков в мировом масштабе.
Характеризуется глобализация 2-мя важнейшими моментами:
Возникновением глобальной информационной сети и углубляющимся разрывом между мощным процессом экономической глобализации на уровне рынков и предприятий.
Сокращающейся способностью национальных государств согласовывать с этим взрывным процессом свои социальные, экономические, экологические и политические проблемы.
Почти весь мир стал рынком и сферой приложения транснациональных корпораций и мультинациональных банков.
Глобализация означает и монополию информационных сетей (телефонная, телеграфная и компьютерная связь) и сферы обслуживания.
Транснациональная корпорация (ТНК) — это хозяйственное предприятие, капитал которого принадлежит представителям одной страны. ТНК экспортирует этот капитал в другие страны, имеет там свои филиалы и предприятия.
Главная особенность ТНК – замена экспорта товара его зарубежным производством. 1/3 мировой промышленной продукции производится на предприятиях ТНК.
На сегодняшний день оборот капитала каждой из 10 крупнейших монополий мира составляет более 100 миллиардов долларов.
(«Митсубиси, «Муции», «Хитачи», «Ай-Би-Эм», «Тоёта», «Дженерал мотор-с», «Форд», «Эксон», и др.)
Что же происходит при влиянии НТР на мировое хозяйство?
Изменяется технология производства;
Создаются новые материалы с заранее заданными свойствами;
Изменяется структура производства;
Происходит формирование эпохи «информационного общества»
(быстрыми темпами развивается непроизводственная сфера)
Современная НТР зародилась не на пустом месте. Она уходит корнями в те крупнейшие открытия конца 14го — начала 20го веков, которые совершили подлинный переворот в наших знаниях и природе. Современные открытия (10 лет) породили новые научные направления, новые науки, вызвали к жизни новые отрасли производства, о которых люди и не мечтали. НТР оказывает воздействие не только на технику, но и на технологию. Она способствует бурному прогрессу производительных сил в целом, развитию главной производительной силы – человека, требует всестороннего и полного использования его способностей, чего невозможно добиться без совершенствования. Высокий образовательный уровень населения важен для развития научных исследований, расширения опыта конструкторских работ, от чего зависит эффективность инновационной деятельности. А это всё оказывает существенное влияние на территориальную структуру хозяйства страны и регионов мира.
С какими новыми понятиями Вы познакомились сегодня на уроке?
НТР, мировое хозяйство, международное разделение труда, транснациональная корпорация, аграрная, индустриальная и постиндустриальная структура, депрессивные районы, региональная политика, технопарки, технополис.
Домашнее задание: найти в словаре определение этим понятиям, записать в рабочую тетрадь.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
refdb.ru
Тенденции развития современного бытового обслуживания
Золоева Т.А., Горностаева Ж.В.
Современное бытовое обслуживание занимает среди отраслей сферы обслуживания одно из ведущих мест по числу работающих и объему оказываемых услуг. В каждом округе Российской Федерации учреждены Департаменты потребительского рынка товаров и услуг. Главная задача, которую выполняет Департамент, – это создание государственной вертикали, осуществление законодательного регулирования в каждом регионе, каждом населенном пункте через органы муниципальной власти – отделы потребительского рынка в рамках работы администраций муниципальных образований каждого города и региона. Это проводники государственной политики, главное направление которой (в частности, что касается системы бытового обслуживания) заключается в ликвидации правового вакуума.В настоящее время недостаточно правовых документов, регламентирующих деятельность потребительского рынка в части оказания бытовых услуг. Если говорить о бытовых услугах как об одном из сегментов потребительского рынка, то существует несколько рычагов государственного регулирования, которым руководствуется Департамент потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области для создания благоприятной конкурентной среды функционирования предприятий бытового обслуживания. Это налогообложение и сертификация, имеющие устойчивую законодательную базу. Стоит особо отметить сертификацию как средство обеспечения защиты прав и интересов потребителя, который хочет получить качественную и безопасную услугу.
Оценивая экономическую ситуацию на рынке бытовых услуг Ростовской области, надо отметить, что в городах области около 5 % предприятий работают стабильно, имеют средства на расширение производства, обновление оборудования, технологии, подготовку кадров. Они повышают уровень сервиса, полностью адаптировались в рыночных условиях.
Вместе с тем, социально-экономические преобразования в сфере бытовых услуг характеризуются негативными тенденциями. Многие предприятия, особенно в сельских районах являются малорентабельными, их прибыль не всегда позволяет самостоятельно расширить производство, проводить реконструкцию и обновлять основные фонды. В сфере бытовых услуг эксплуатируется 85 % морально изношенного оборудования с истекшим сроком эксплуатации. Отдельные виды услуг являются убыточными.
Руководители многих предприятий и предприниматели в процессе работы сталкиваются с серьезными проблемами (рис. 1).
Рис. 1 Барьеры, препятствующие эффективному функционированию предприятий бытового обслуживания
Источник: авторский
Состояние сферы бытового обслуживания населения зависит от позиции администрации муниципальных образований. Так, в некоторых городах Ростовской области (Шахты, Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Волгодонск, Азов) уделяется постоянное и целенаправленное внимание вопросам сохранения и развития бытовых служб [1].
Значительный рост предприятий имеет место в отношении услуг парикмахерских, салонов красоты (удельный вес в общем приросте объектов БОН составил 10,2 %), услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (7,2 %), услуг фотолабораторий (6,8 %). Следует отметить и рост предприятий, предоставляющих услуги по ремонту и изготовлению швейных, трикотажных изделий.
Бурный рост предприятий парикмахерских услуг постепенно приводит к конкуренции в этом виде бизнеса и, как следствие, – ориентация предпринимателей на различные сегменты рынка, в первую очередь, по уровню доходов потребителей данной услуги.
Объективные экономические условия развития общества способствуют тому, что некоторые виды бытовых услуг на сегодняшний день возрождаются, а другие – видоизменяются и трансформируются. Повышение жизненного уровня горожан стало мощным импульсом для бурного развития непроизводственных видов бытовых услуг, таких как услуги по уборке жилья, услуги доставки цветов и подарков, услуги по дизайну и др. Развитие современных технологий, в частности новых медиасредств, начинает оказывать влияние не только на стремительный рост новых видов услуг, но и на появление новых форм организации деятельности предприятий сервиса.
В настоящее время видовая структура объема бытовых услуг на три четверти формируется за счет услуг, приобретаемых в основном высокодоходными слоями населения. К ним относятся услуги по ремонту и строительству жилья, ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. Наибольший рост объемов отмечетсяся по предприятиям, оказывающим услуги химической чистки и крашению (26,4 % за полугодие), услуги парикмахерских – 10,1 %, по ремонту и строительству жилья и других построек – 2,5 %.
Литература:
1. Мирошник, Г.В. Бытовое обслуживание населения – одно из ведущих звеньев в структуре потребительского рынка области [Текст] / Г.В. Мирошник // БОНПартнер. – 2001. – № 4. – с. 3.
be5.biz