cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рабочая программа по химии 10 класс рудзитис 2 часа в неделю – Рабочая программа по химии 10 класс Рудзитис 2 часа в неделю

Календарно-тематическое планирование (химия, 10 класс) по теме: Рабочая программа по химии 10 класс по учебнику Рудзитис, Фельдман

Тема

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

дата

фактич дата

Тема 1. Теория химического строения органических соединений.

Электронная природа химических связей. (4 часа)

1

2

Органическая химия – химия соединений углерода. Значение органической химии

Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова

Демонстрация: образцы органических веществ

Знать определение органической химии, что изучает данная наука. Знать различие между органическими и неорганическими веществами, особенностями строения и свойств орг. веществ. Знать значение орг. химии

Умения устанавливать причинно-следственные связи

5.09-10.09

3

4

Изомеря

Значение теории химического строения. Электронная природа химических связей в органических соединениях

Демонстрация: шаростержневые модели атомов

Знать предпосылки возникновения теории строения орг. веществ, основные положения теории А.М.Бутлерова и их док-ва.

Знать значение теории и основные направления её развития. Иметь представление об изомерии и изомерах как одной из причин многообразия орг.

в-в. Уметь записывать структурные формулы орг.  в-в (полные и сокращенные),

определять изомеры. Знать как образуется ковалентная связь, способы её разрыва.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

11.09-17.09

Тема 2. Предельные углеводороды (7 часов)

5/1

Электронное и пространственное строение алканов, гомологический ряд алканов.

Демонстрация: шаростержневые модели молекулы метана

Лабораторный опыт; изготовление моделей молекул алканов(пластилин)

Знать определение органической химии, что изучает данная наука. Знать различие между органическими и неорганическими веществами, особенностями строения и свойств орг. веществ. Знать общую формулу алканов. Знать значение орг. химии

Умения устанавливать причинно-следственные связи

18-21.09

6/2

Номенклатура и изомерия алканов. Составление формул и изомеров алканов

Демонстрация: — таблицы

Уметь составлять формулы по названию., называть вещества по международной

номенклатуре

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

18-21.09

7/3

Физические и химические свойства алканов

Демонстрация: — примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях; пропан-бутановая смесь для зажигалок, бензин, парафин.

Уметь характеризовать физические и химические свойства метана, использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

23-28.09

8/4

Получение и применение алканов

Знать области применения алканов. Знать способы получения алканов

Умения устанавливать причинно-следственные связи

23-28.09

9/5

Решение задач на определение молекулярной формулы по массовым долям элементов (по продуктам реакции горения)

Уметь решать задачи на нахождение молекулярной формулы по массовым долям элементов (по продуктам реакции горения), на основе плотности вещества.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

30-5.10

10/6

Циклоалканы

Иметь понятие о циклических углеводородах. Знать физические и химические свойства циклопарафинов в сравнении с алканами. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства циклопарафинов. Знать практическое применение, способы получения.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

30-5.10

11/7

Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях.

Практическая работа № 1

Закрепить теоретические навыки, полученные при изучении темы. Уметь практически определять наличие углерода. Водорода, хлора в органических веществах, проводить наблюдения. Делать выводы; соблюдать правила по ТБ

сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

14-19.10

Тема 3. Непредельные углеводороды ( 9 часов)

12/1

Электронное и пространственное строение алкенов, гомологический ряд алкенов. Номенклатура и изомерия алкенов.

Демонстрация: таблица алкены

Знать определение непредельных  ряда этилена, общую формулу. Уметь объяснять образование σ- и π-связей, их особенности, записывать молекулярные, структурные, электронные  формулы, обозначать распределение электронной плотности в молекуле. Уметь  называть вещества ряда этилена по систематической номенклатуре и по названию записывать формулы. Знать четыре вида изомерии для этиленовых, уметь составлять формулы различных изомеров, называть их.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

14-19.10

13/2

Физические и химические свойства алкенов. Понятие о высокомолекулярных веществах на примере полиэтилена и полипропилена. Получение и применение алкенов.

Демонстрация: горение этилена, взаимодействие этилена с бромной водой, раствором КМпО4

Образцы изделий из полиэтилена.

Знать физические и химические свойства алкенов.  Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства алкенов. Знать практическое применение, способы получения.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

21-26.10

14/3

Получение этилена  и  опыты с ним

Практическая работа № 2

Знать лабораторный способ получения этилена, правила по ТБ. Уметь практически получать этилен и доказывать его свойства (непредельность) характерными реакциями. Уметь проводить наблюдения, делать выводы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

4-9.11

15/4

Решение расчетных задач на вывод молекулярной формулы органических соединений.

Уметь решать задачи на нахождение молекулярной формулы по массовым долям элементов (по продуктам реакции горения), на основе плотности вещества.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

4-9.11

16/5

Номенклатура алканов, алкенов, циклоалканов, изомерия. Решение задач

Уметь решать задачи на нахождение молекулярной формулы по массовым долям элементов,  записывать структурные формулы веществ, составлять формулы изомеров, называть их

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

11-16.11

17, 18/6,7

Понятие о диеновых углеводородов. Природный  каучук.

Демонстрация: отношение каучука и резины к органическим растворителям.

Знать определение диеновых углеводородов, общую формулу, химические  свойства, области применения. Уметь записывать структурные формулы диеновых, составлять формулы изомеров, называть их, записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства углеводородов ряда диенового ряда. Знать строение и свойства и применение натурального каучука.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

11-16.11

18-23.11

19/8

Электронное и пространственное строение алкинов, гомологический ряд алкинов. Номенклатура и изомерия алкинов

Демонстрация: таблица алкины

Знать определение алкинов, общую формулу.  Уметь записывать структурные формулы гомологов ацетилена, называть их.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

18-23.11

20/9

Физические и химические свойства алкинов  Получение и применение алкинов.

Демонстрация: — получение ацетилена карбидным способом;

горение ацетилена;

взаимодействие его с бромной водой и раствором КМпО4.

Знать физические и химические свойства алкинов.  Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства алкинов. Знать практическое применение, способы получения.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

25-30.11

Тема 4. Ароматические углеводороды (4 часа)

21/1

Бензол – представитель ароматических углеводородов. Физические и химические свойства бензола.

Демонстрация:

бензол как растворитель

отношение бензола к раствору

KMnO4

горение бензола

нитрование бензола.

Знать определение ароматических углеводородов, строение молекулы бензола, способы его получения и области применения. Уметь объяснять свойства бензола на основе его строения, записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства бензола. Иметь понятия о ядохимикатах, условиях их использования в с\х на основе требований охраны природы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

25-30.11

22/2

Гомологи бензола. Получение и применение ароматических углеводородов

Иметь представления о гомологах бензола. Знать строение молекулы толуола, его свойства, применение. Уметь доказывать взаимное влияние атомов в молекуле толуола.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

2-7.12

23/3

Многообразие углеводородов. Взаимосвязь  гомологических рядов.

Знать классификацию углеводородов. Уметь сравнивать состав, строение, свойства всех изученных рядов углеводородов, устанавливать причинно-следственные связи (состав→строение→

свойства→применение). Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ. Уметь приводить примеры и составлять химические реакции, раскрывающие генетические связи между углеводородами различных гомологических рядов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

2-7.12

24/4

Контроль знаний учащихся по темам 1,2,3,4. Зачет

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, умозаключения

9-14.12

Тема 5. Природные источники получения углеводородов и их переработка (6 часов)

25/1

Природный и попутный

нефтяной газы.

Лабораторный опыт: работа с коллекцией природных источников и продуктов их переработки.

Знать состав природного и попутного газов, области их применения. Уметь составлять уравнения хим. реакций, отражающих превращения углеводородов. Знать основные месторождения природного газа

Умения устанавливать причинно-следственные связи

9-14.12

26/2

Нефть и её переработка

Демонстрация: модель нефтеперегонной установки.

Лабораторные опыты: ознакомление с продуктами нефтепереработки

Знать состав и свойства нефти, нефтепродукты и области их применения. Имеет представления об октановом числе, детонационной стойкости бензинов. Уметь объяснять по схеме процесс перегонки нефти. Знать основные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности в стране, месторождения нефти.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

16-21.12

27/3

Крекинг нефти

Знать сущность термического и каталитического крекинга, риформинга. Уметь составлять уравнения хим. реакций, отражающих процесс крекинга, превращения парафинов и циклопарафинов в ароматические.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

16-21.12

28/4

Коксохимическое производство.

Знать сущность процесса коксования. Основные продукты и области применения. Знать об основных направлениях развития энергетики в стране и проблемами изменения структуры народнохозяйственного использования углеводородного сырья, о решениях проблемы получения жидкого топлива из угля, о роль химии в решении энергетических проблем.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

23-28.12

29/5

Повторение и  обобщение знаний по теме «Углеводороды»

Повторить и закрепить полученные знания, умения и навыки при изучении данной темы

Умения устанавливать причинно-следственные связи

23-28.12

30/6

Контрольная работа

№ 1 по теме «Углеводороды».

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

23-28.12

Тема 6. Спирты и фенолы (6 часов)

31/1

Предельные одноатомные спирты: строение, номенклатура, изомерия

гомологический ряд, физические свойства. Водородная связь

Демонстрация: количественный опыт выделение водорода из этилового спирта

Знать  определение спиртов, состав и строение; сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов. Уметь составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов. Показывать распределение электронной плотности в молекуле. Уметь составлять формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

13-18.01

32/2

Химические свойства предельных одноатомных спиртов.

Демонстрация: сравнение спиртов в гомологическом ряду(растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием),  взаимодействие с бромоводородом.

Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства спиртов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

13-18.01

33/3

Применение и получение спиртов. Губительное действие спиртов на организм.

Демонстрация: действие спирта на белок.

Знать  основные области применения спиртов, вытекающие из их свойств. Знать способы получения спиртов(лабораторный и промышленный). Уметь записывать уравнения реакций, отражающие способы получения спиртов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

20-25.01

34/4

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Демонстрация: взаимодействие глицерина с натрием.

 Лабораторные опыты: растворение глицерина в воде и  реакция его с гидроксидом меди (ΙΙ).

Знать  определение  многоатомных спиртов. Их представителей. Знать   состав, строение, свойства и применение глицерина и этиленгликоля. Уметь записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства  многоатомных спиртов. Уметь сравнивать свойства одноатомных и многоатомных спиртов. Знать причины сходства и различия. Уметь проводить качественную реакцию с гидроксидом меди (ΙΙ).

Умения устанавливать причинно-следственные связи

20-25.01

35/5

Фенолы. Охрана окружающей среды от фенола.

Демонстрация:  — растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании;

— вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

Лабораторные опыты: взаимодействие фенола с бромной водой и раствором щелочи.

Знать  определение, состав, строение, свойства и применение фенола. Уметь

доказывать взаимное влияние атомов в молекуле фенола и подтверждать соответствующими уравнениями реакций. Уметь предсказывать свойства фенола на основе его строения и записывать уравнения реакций. Уметь определять фенол по характерным реакциям. Иметь представление об охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

27-31.01

36/6

Обобщение и закрепление знаний. Генетическая связь между спиртами и углеводородами.

Повторить и закрепить полученные знания, умения и навыки при изучении данной темы

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

27-31.01

Тема 7. Альдегиды (3 часа)

37/1

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура.

Лабораторные опыты:

окисление муравьиного и уксусного альдегида оксидом серебра и гидроксидом меди(ΙΙ)

окисление спирта в альдегид

Знать определение альдегидов, строение молекулы, способы получения, области применения уксусного и муравьиного альдегидов

 Уметь составлять структурные формулы альдегидов, называть по систематической номеклатуре.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

3-8.02

38/2

Свойства альдегидов.

Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II)

Уметь доказывать хим. свойства альдегидов, записывать уравнения реакций.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

3-8.02

39/3

Формальдегид
и ацетальдегид: получение и применение.

Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I).
Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Знать промышленные и лабораторные способы получения

Умения устанавливать причинно-следственные связи

10-15.02

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 часов)

40/1

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура

Знать состав карбоновых кислот, понятие карбоксильной группы.

Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть по международной номенклатуре

Умения устанавливать причинно-следственные связи

10-15.02

41/2

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Химические свойства

Демонстрации: общих свойств кислот (взаимодействие с индикатором, активным металлом, раствором щелочи, соли, образование более слабой кислоты)

Уметь записывать молекулярные, структурные, электронные формулы кислот, показывать на смещение эл. плотности и распределение зарядов в молекуле. Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле. Уметь доказывать хим. Свойства кислот, записывать уравнения реакций.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

17-22.02

42/3

Получение карбоновых кислот и применение.

Знать способы получения

Умения устанавливать причинно-следственные связи

17-22.02

43/4

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Демонстрации:  взаимодействие стеариновой  и стеариновой кислот  со щелочью

отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия

Уметь  приводить примеры и составлять химические реакции, раскрывающие генетические связи между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами

Умения устанавливать причинно-следственные связи

24-1.03

44/5

Получение и свойства карбоновых кислот.

Практическая работа № 3

Уметь предполагать наблюдаемые явления, делать предварительные выводы, записывать реакции

сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

24-1.03

45/6

Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Практическая работа № 4

Уметь определять по характерным реакциям спирты, альдегиды, кислоты, проводить реакции между ними, получать органические вещества. Делать выводы, записывать реакции

сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. (9 часов)

46, 47/1,2

Сложные эфиры: свойства, получение, применение.

Демонстрация: получение изобутилового эфира уксусной кислоты

Знать определение сложного эфира, строение, свойства, получение и применение. Уметь составлять формулы, называть их. Уметь записывать уравнение гидролиза и этерификации, знать условия осуществления этих реакций

Умения устанавливать причинно-следственные связи

48, 49/3,4

Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. Моющие средства.  

Решение задач. Обобщение

Лабораторные опыты. 1.Растворимость жиров, доказательство
их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств

Знать определение жиров, их классификацию, строение, свойства.

Уметь записывать структурные формулы, уравнения гидролиза жира и образование его. Знать как происходит превращение жиров пищи в организме. Иметь представление о замене пищевых жиров в технике непищевым сырьем. Знать некоторые виды СМС, вопросы защиты от загрязнении СМС.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

50/5

Контрольная работа

№ 2 по темам № 6,7,8,9.

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

Тема 10. Углеводы (5 ч)

51/1

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия.
Фруктоза — изомер глюкозы.

Демонстрация: взаимодействие глюкозы с оксидом серебра

Знать классификацию углеводов, состав, строение.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

52/2

 Свойства глюкозы. Применение

Лабораторные опыты: взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(ΙΙ)

Уметь на основании строения предсказывать свойства глюкозы, составлять уравнения реакций окисления, восстановления, брожения. Иметь представление об изомере глюкозы — фруктозе, знать области применения глюкозы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

53/3

Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.

Демонстрация: гидролиз сахарозы

Знать строение молекулы сахарозы, технологию получения сахарозы из сахарной свеклы, применение. Уметь составлять реакцию гидролиза

Умения устанавливать причинно-следственные связи

54/4

Крахмал, его строение, химические свойства, применение

Демонстрация: гидролиз целлюлозы Лабораторные опыты: 1.взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала

Знать состав, строение, свойства крахмала и целлюлозы в сравнении.

Знать области применения полисахаридов, знать качественную реакцию на крахмал, превращения крахмала пищи в организме.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

55/5

 

Целлюлоза, ее строение и химические свойства

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно

Лабораторные опыты:

1. ознакомление с образцами природных и искусственных волокон (коллекция  «Волокна»)

Знать состав, строение, свойства крахмала и целлюлозы в сравнении.

Иметь представления о получении ацетатного волокна, его свойствах, классификации.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Тема 11. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

56/1

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение

Знать определение класса аминов, строение, свойства, применение.

Уметь составлять структурные и электронные формулы, давать названия. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хим. свойства аминов, сравнивать их со свойствами аммиака, указывать причину сходства и различия

Умения устанавливать причинно-следственные связи

57/2

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

Знать определение аминокислот, строение, свойства, применение.

Уметь записывать структурные формулы, составлять изомеры, давать названия . Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хим. Свойства аминокислот, доказывать их амфотерность

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

58/3

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Делать выводы, записывать реакции

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Тема 12. Белки (4 часа)

59/1

Белки — природные полимеры. Состав и строение.

Знать состав белков.

Уметь составлять уравнения реакции образование простейших дипептидов и их гидролиза

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

60/2

Физические
и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и

ксантопротеиновая реакции).

Знать  качественные реакции на белки

умение выделять главное, составлять план лекции и тезисы

61/3

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях.

Нуклеиновые кислоты.

Демонстрация — компакт диск  «Сложные химические соединения»

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

62/4

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные

с применением лекарственных препаратов.

Уметь применять полученные знания, умения и навыки

Навыки самообразования: умение выделять главное, составлять план лекции и тезисы

Тема 13. Синтетические полимеры (8 часов)

63/1

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые
в реакциях полимеризации.

Знать основные понятия химии ВМС

Уметь составлять реакции полимеризации и поликонденсации

умение выделять главное, составлять план лекции и тезисы

64/2

Строение молекул. Стереонерегулярное
и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность.

Лабораторные опыты — работа  с коллекцией пластмаcc, волокон, каучуков

Знать области применения ВМС на основе их свойств

составлять схемы, делать умозаключения, выводы.

65/3

Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.

Уметь составлять реакции полимеризации и поликонденсации

Умения сравнивать, обобщать, высказывать суждение о свойствах веществ на основе их строения и наоборот

66/4

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

67/5

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Распознавание пластмасс и волокон.

Демонстрации

Коллекции «Волокна», «Пластмассы», «Каучуки»

Практическая работа № 5

Уметь проводить химические опыты, делать выводы, соблюдать правила по технике безопасности с органическими веществами.

сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

68/6

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

Уметь применять полученные знания, умения и навыки

69/7

Итоговая контрольная работа за курс органической химии

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

70/8

Итоговый урок – решение задач

nsportal.ru

Рабочая программа по химии 10 класс (обучение на дому), Рудзитис Г.Е.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 43 г. Белгорода

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № ___

от «__»_______20___г.

Согласовано

Зам. директора

_______

«__»_________20__г.

Утверждаю

Директор школы

.________

«__»__________20____г.

Рабочая программа

по химии

класс 10 (обучение на дому)

учитель Пирожкова Людмила Витальевна

Пояснительная записка

Данная рабочая программа изучения курса «Химия. Органическая химия 10 класс» составлена для индивидуального обучения на дому Колесниковой Татьяны, учащейся 10 класса, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 г. и примерной программой основного общего образования курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений Гара Н.Н. «Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2010 – 56 с.

Цели изучения предмета

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях органической химии;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств органических веществ, оценки роли органической химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли органической химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи курса:

  • формирование знаний основ науки — важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;

  • развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;

  • развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;

  • развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;

  • формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Изменения, внесенные в рабочую программу.

Содержание полностью соответствует программе курса Химия, Гара Н.Н., М.: Просвещение, 2010. Проведена корректировка часов для обучения на дому в связи с уменьшением количества часов для индивидуальных занятий, путем уплотнения материала.

В связи с состоянием здоровья обучающейся на дому Колесниковой Татьяны применение химического оборудования и реактивов невозможно, выполнение практических и лабораторных работ затруднено и будет проводиться теоретически с разбором хода выполнения работы.

Лабораторные работы №1 «Составление шаростержневых моделей молекул алканов» и №2 «Растворение глицерина в воде» проводятся учащейся в сотрудничестве с учителем.

Вместо 35 часов по программе будет проводиться 17,5 часов — 1 час через неделю.

Повышенная утомляемость обуславливает включение релаксации обучающейся в течение урока не менее двух раз.

Учебно-методический комплект

  1. Учебник: Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман – 14-е издание – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

  2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2010 — 56с.

Учебно-тематический план

12

7

Глава 2 Предельные углеводороды (алканы, или парафины)

4

2

Глава 3. Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены и алкины)

4

2

Глава 4 Ароматические углеводороды (арены)

2

1

Глава 5. Природные источники углеводородов и их переработка

3

2

Кислородсодержащие органические соединения

12

6

Глава 6 Спирты и фенолы

3

2

Глава 7. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты

4

1,5

Глава 8 Сложные эфиры и жиры. Углеводы

1

2,5

Азотсодержащие органические соединения

4

1

Глава 10.Амины и аминокислоты

2

0.5

Глава 10.Белки

1

0,5

Высокомолекулярные соединения

4

1,5

Глава 11 Синтетические полимеры (ч)

1,5

Итого

35

17,5

  1. Требования к уровню подготовки обучающейся 10 класса

Знать / понимать:

важнейшие химические понятия: вещество, физическое тело, химический элемент, атом, молекула, химическая реакция, знаки первых 20 химических элементов; определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава вещества;

основные законы химии: —  основные положения АМУ; понимать его значение.

уметь:

      — отличать  физические явления от химических реакций;

     — называть химические элементы по их символам;

     — называть признаки химических реакций;

     — определять качественный и количественный состав вещества по их формулам и принадлежность  к простым или сложным веществам

     — распознавать простые и сложные вещества;

     — вычислять относительную молекулярную массу  веществ

      -вычислять массовую долю химического элемента  по формуле вещества;

      — характеризовать химический элемент по его положению  в П.С.

      — классифицировать вещества по составу на простые и сложные;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

  1. Содержание программы

(17,5 часов, 1час через неделю)

Тема 1 Теория основы органической химии (2ч)

Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура.

Электронная природа химических связей в органических соединениях.

Классификация органических соединений.

Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

Углеводороды (7ч)

Тема 2 Предельные углеводороды (алканы) (3ч)

Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенпроизводных.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Тема 3 Непредельные углеводороды (2 ч)

Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положение кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов.

Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.

Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение.

Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.

Практическая работа № 1. Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4 Ароматические углеводороды (арены) (1 ч)

Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.

Тема 5 Природные источники углеводородов (2 ч)

Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти.

Демонстрации. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.

Кислородсодержащие органические соединения (6 ч)

Тема 6 Спирты и фенолы (2 ч)

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая спиртов и фенола с углеводородами.

Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди (II).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, при условии что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7 Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (1 ч)

Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Применение.

Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 8 Жиры. Углеводы (2,5 ч)

Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение.

Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Демонстрации. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.

Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

Азотсодержащие органические соединения (1 ч)

Тема 9 Амины и аминокислоты (0,5 ч)

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение.

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.

Тема 10 Белки (0,5 ч)

Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая).

Высокомолекулярные соединения (1,5ч)

Тема 11 Синтетические полимеры (1,5 ч)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.

5. Методы и формы контроля

При осуществлении контроля учитываются психофизиологические особенности обучающейся. Контроль проводится в щадящем режиме, поэтапно на двух последующих уроках:

— текущий контроль проводится в форме диалога или фронтальной беседы.

— Контрольная работа № 1 в 2-х частях по теме «Углеводороды»

— Контрольная работа № 2 «Кисолродсодержащие органические соединения»

Итоговый контрольный тест

6. Перечень учебно-методических средств обучения

1. Дополнительная литература для учителя

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. — М.: Дрофа, 2004.- 304с.

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.

2. Дополнительная литература для учащихся

Бабков А.Б., Попков В.А.- Общая и неорганическая химия: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М.Просвещение, 2004 – 384 с.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2006. – 324 с.

ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: / авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ: Астрель, 2008.-94с. – (Федеральный институт педагогических измерений)

4.Дидактический материал, методические пособия и оборудование:

3. Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии

10 А класс (обучение на дому).

(17,5часов, 35 занятий по 0,5 час в неделю)

урока

Тема занятия

Вводимые опорные химические понятия и представления. Формирование специальных навыков

Лабораторные опыты

Актуализация опорных знаний, навыков по химии

Подготовка к ЕГЭ (по кодификатору 2012)

Задания на дом по учебникам

Дата

проведения

фактически

Тема 1. Теоретические основы органической химии (2ч.)

1.

Предмет органической химии. Основные положения теории химического строения органических соединений.

Органическая химия. Органические вещества. Структурная формула. Химическое строение. Изомерия. Изомеры. s-, p-электроны, сигма и пи-связи, радикалы, свободнорадикальный и ионный способы разрыва связи.

Химия как наука. Строение атома и химическая связь. Изомерия

1.1.– 1.2.

1.4.3.

§ 1, 2, 3, упр. 4, с. 10

2.

Классификация органических соединений

Входной контроль

Углеводороды. Функциональная группа.

1.1.– 1.2.

1.4.1.

1.4.2.

§ 4

Тема 2. Предельные углеводороды (2 ч.)

3

Строение алканов. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура Л р. №1

Предельные углеводороды,

sp3-гибридизация, возбужденное состояние атома углеро да, пространственное строение молекул алканов,

Л р. №1 Составление шаростержневых моделей молекул алканов

Строение атома углерода. Гибридизация электронных орбиталей

1.4.3.

1.4.4.

§ 7 , упр. 13с. 28,

4

Свойства. Получение и применение алканов

Реакции радикального замещения (хлорирование). Дегидрирование, изомеризация

Метан. Газ и нефть как топливо. Классификация химических реакций

1.4.3.

1.4.4.

§ 7, упр. 18, с. 28,

Тема 3. Непредельные углеводороды (2 ч. )

5

Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов.

Пр. р. №1

Алкены,

sp2-гибридизация,

цис- и транс-изомерия. Качественные реакции на алкены. Реакции гидратации, гидрирования, полимеризации Качественные реакции на алкены.

Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.

Этилен. Гомология и изомерия. Теория строения органических соединений

1.4.3.

1.4.4.

2.3.

§ 9 упр. 1-2, с. 43

6

Непредельные углеводороды: алкены и алкадиены, алкины. Гомология, изомерия, номенклатура Ацетилен

Алкадиены, сопряженная связь, природный полимер, эластичность, пространственная структура полимера Алкины, тройная связь, sp-гибридизация, реакция тримеризации

Каучук, резина. Ацетилен. Экзотермические и эндотермические реакции

1.4.3.

1.4.4.

2.3.

§ 10-11 13

Тема 4. Ароматические углеводороды (1 ч.)

7

Арены. Бензол и его гомологи. Получение, физические и химические свойства

Бензол, единое π-облако, бензольное кольцо. Изомерия и номенклатура ароматических соединений. Реакции замещения в ароматическом кольце (бромирование, нитрование) Реакции присоединения хлора и водорода к бензолу.

Бензол. Строение атома углерода. Гибридизация. Классификации органических соединений

1.4.5.

2.3.

§ 14-15, упр. 8 с. 67

Тема 5. Природные источники углеводородов (2 ч.)

8

Природные и попутные нефтяные газы.

Контрольная работа по теме «Углеводороды» часть 1 Нефть и нефтепродукты

Природный газ. Попутные нефтяные газы Перегонка нефти, фракции нефти, детонационная стойкость бензина, октановое число. Крекинг и риформинг

Газ и нефть как топливо. Альтернативные виды топлива

2.2.2.

§ 16- 17

Тема 6. Спирты и фенолы (2 ч.)

9

Контрольная работа по теме «Углеводороды» часть 2 Одноатомные и многоатомные предельные спирты. Строение, свойства, получение и применение Л.Р. №2

Л.Р. №2 Растворение глицерина в воде.

Этанол. Этиленгликоль. Глицерин. Токсичность спиртов. Применение спиртов

1.4.6.

§ 20-21

10

Фенол. Строение молекулы, свойства и применение Генетическая связь между спиртами, фенолами и углеводородами

Фенол. Феноляты. Токсичность фенола

Классификация органических соединений. Особенности свойств бензола и метанола

1.4.6.

2.3.

§ 23-24

§ 36,

Тема 7. Альдегиды и кетоны (1 ч.)

28.02

11

Альдегиды и кетоны

Строение молекул ацетона и этаналя. Свойства, получение и применение формальдегида и ацетальдегида. Реакция «серебряного зеркала»

Кислородсодержащие органические соединений. Особенность строения функциональных групп

1.4.6.

1.4.7.

1.5.10.

§ 25-26

Тема 8. Карбоновые кислоты (0,5ч.)

12

Карбоновые кислоты. Их классификация, строение, свойства и применение.

Карбоксильная группа. Ацетаты, формиаты. Сложные эфиры. Основные химические реакции для карбоновых кислот

Органические кислоты. Распространенность в природе. Биологическая роль

1.4.6.

1.4.7.

2.3.

1.5.10

§ 27-28

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (0,5 ч.)

13

Сложные эфиры и жиры. Строение и свойства

Реакции этерификации, сложные эфиры, гидролиз сложных эфиров. Жиры животные и растительные. Гидролиз жиров

Растворение жиров

Жиры. Распространенность в природе. Биологическая роль

1.4.6.

1.4.7.

2.3.

1.5.10

§ 30-31

Тема 10. Углеводы (2 ч)

14

Глюкоза и сахароза. Строение молекулы глюкозы. Свойства глюкозы и сахарозы, их применение Пр. р. №2

Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических соединений

Глюкоза – альдегидоспирт. Циклические молекулы моносахаридов. Олигосахариды. Дисахариды. Сахароза

Практическая работа№2

Глюкоза и сахароза. Распространенность в природе. Фотосинтез.

Биологическая роль

1.4.7.

1.4.9.

2.3.

§ 32-33

Тема 11. Амины и аминокислоты (0,5ч.)

15

Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения» Амины: строение молекул и свойства. Анилин – представитель ароматических аминов Аминокислоты:

Азотсодержащие органические соединения, амины, аминогруппа, анилин. Аминокислоты, карбоксильная группа, аминогруппа, пептидная (амидная) связь, пептиды.

Азотсодержащие органические соединения. Распространенность в природе Значение для человека

1.4.8.

§ 36-37, упр. 9,10 (с. 157),

Тема 12.Белки (0,5 ч.)

16

Белки, полипептиды, структура молекулы белка. Качественные реакции на белок

Качественные реакции на белок

Аминокислоты и белки. Биологическая роль. Значение для человека. Особенности дневного рациона

1.4.7.

§ 38, упр. 3, (с. 162)

Тема 13. Синтетические полимеры (1,5 ч.)

17

Полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации, Полиэтилен.

Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон

Химическое производство

2.2.3.

2.2.4.

2.3.

§ 42, упр. 1 (с. 176)

2.05

18

Полипропилен Химические волокна, синтетическое волокно.

Итоговый контрольный тест Повторение

Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон

23.05

infourok.ru

Рабочая программа по химии (10 класс) по теме: Рабочая программа по химии 10 класс по уч. Рудзитиса Г.Е.

Раздел №IV

Содержание учебной дисциплины

Тема 1: Введение в органическую химию (3 часов)

Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.

Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.

Демонстрации

1. Образцы органических веществ, изделия из них.

2. Шаростержневые модели молекул.

Тема 2: Углеводороды (12 часов)

Углеводороды (предельные, непредельные, ароматические).

Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы.  Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.

Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.

Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.

Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен­1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.

Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.

Циклоалканы. Номенклатура, получение, физические и химические свойства, применение.

Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.

Генетическая взаимосвязь углеводородов.

Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.

Демонстрации

1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)

2. Схема образования ковалентной связи в неорганических и органических соединениях.

3. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.

4. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.

5. Видеоопыты: Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом.  Отношение метана к бромной воде.

6. Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».

7. Шаростержневая и масштабная модели молекулы этилена.

8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

10. Разложение каучука при нагревании и испытание на непредельность продуктов разложения.

11. Шаростержневая и масштабная модели молекулы ацетилена.

12. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.

13.  Модели молекулы бензола.

14. Отношение бензола к бромной воде.

15. Горение бензола.

16.  Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.

Лабораторные опыты

  1. Сборка шаростержневых  моделей молекул углеводородов и их галогенопроизводных
  2. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена.
  3. Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.

Практическая работа

Определение качественного состава органических веществ.

Расчетные задачи

Решение задач на нахождение формулы вещества.

Тема 3:  Кислородсодержащие органические соединения (10 час)

Спирты. Функциональная группа, классификация: одноатомные и многоатомные спирты.

Предельные одноатомные спирты. Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.

Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.

Фенол. Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Действие фенола на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Альдегиды. Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Электронное строение карбонильной группы, особенности двойной связи. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами; реакции с участием углеводородного радикала.

Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение карбоновых кислот.

Сравнение свойств неорганических и органических кислот.

Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.

Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.

Мыла — соли высших карбоновых кислот. Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.

Полифункциональные соединения

Углеводы. Глюкоза. Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.

Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.

Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.

Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.

Демонстрации

  1. Растворимость спиртов в воде.
  2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием и дихроматом натрия в кислотной среде.
  3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
  4. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
  5. Качественная реакция на фенол.
  6. Свойства метиламина: горение, взаимодействие с водой и кислотами.
  7. Модели молекул метаналя и этаналя.
  8. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).
  9. Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».
  10. Образцы различных карбоновых кислот.
  11. Отношение карбоновых кислот к воде.
  12. Качественная реакция на муравьиную кислоту.
  13. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
  14. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.
  15. Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.
  16. Гидролиз сахарозы.
  17. Гидролиз целлюлозы и крахмала.
  18. Взаимодействие крахмала с иодом.

Лабораторные опыты

  1. Окисление спиртов оксидом меди(II).
  2. Свойства глицерина.
  3. Окисление формальдегида гидроксидом меди(II).
  4. Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
  5. Свойства жиров.
  6. Свойства моющих средств.

Практические работы

Идентификация кислородсодержащих соединений. 

Углеводы.

Тема 4: Азотсодержащие соединения (3 часа)

Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.

Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.

Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.

Демонстрации

1. Образцы аминокислот.

2.Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.

3. Растворение белков в воде.

4. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.

5. Обнаружение белка в молоке.

Лабораторные опыты

Качественные реакции на белки.

Практическая работа

Решение экспериментальных задач.

Тема 5: Высокомолекулярные соединения (4 часа)

Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.

Демонстрации

  1.  Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них

Практическая работа

Волокна и полимеры.

Тема 6: Химия и жизнь (3 часа)

Химия и здоровье .Лекарственные препараты.

Заглязнение окружающей среды и его последствия.

nsportal.ru

рабочая программа 10 класс химия.docx

∙ язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они
описываются, номенклатура органических веществ, т. е. их названия (в том числе и
тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с
естественного языка на язык химии и обратно.
При отборе содержания, конкретизирующего программу, учитывалось, что стоит задача
профессиональной подготовки обучающихся. Это определило построение курса не только
как общекультурного, направленного на формирование и развитие интереса к изучению
химии, но и профессионально­направленного. На этом этапе продолжается включение
обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют
такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же
относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика,
разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих универсальных учебных действий
начинается ещё в начальной школе, а в курсе химии основной школы происходит их
развитие и совершенствование. В связи с этим резервные часы планируется использовать на
формирование и развитие умений проектной и исследовательской деятельности, умение
видеть проблемы, делать выводы и умозаключения.
1.5 Описание места учебного предмета «Химия» в учебном плане
Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном
(образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения
естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость освоения объясняется тем, что
школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных
естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением.
Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики,
математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения,
сравнивать объекты наблюдения.
В
соответствии с учебным планом на изучение химии в 10 классе отводится 2 часа в неделю.
В
1.6 Обоснование выбора УМК, на основе которого ведется преподавание предмета
«Химия»
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» основной задачей МОКУ
Виноградовская СОШ на 2016­2017 уч. год является: осуществление целенаправленного
процесса воспитания и обучения граждан РФ в интересах учащихся и их родителей,
общества, государства, сопровождающегося достижением обучающимися установленных
требований федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного)
образования. В целях реализации данной задачи ОУ выбрана для составления рабочей
программы авторская программа курса химии для 10 классов общеобразовательных
учреждений / Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана – М.: Просвещение, 2013. Данная программа
имеет гриф «Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта»,

znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *