cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Рабочая программа по биологии захаров 10 класс 3 часа в неделю – Рабочая программа по биологии 10 класс 3 часа

Рабочая программа по биологии 10 класс

Министерство образования Иркутской области

Управление образования МО «Эхирит-Булагатский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

методического совета.

«_____»______________2015 г.

с. Идыга

2015 г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2013г. -368с.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в 10 классах автор В.Б. Захаров (линия Н.И. Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными правовыми документами федерального уровня и локальными правовыми актами МОУ Идыгинская СОШ:

-образовательная программа основного общего и среднего образования;

-Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОО;

-Положение о внутришкольном контроле.

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, — все это объекты биологии.

Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся 10 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания — лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч).

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

Планируемый результат

Оборудование

Формы контроля

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания – 3 часа

1

Краткая история развития биологии

1

Знать науки, составляющие биологию; вклад ученых в развитие биологии; методы исследования живой природы. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно — научной картины мира

Портреты ученых, презентация «Краткая история развития биологии»

Устный опрос

Прочитать § 1.1

2

Сущность жизни и свойства живого

1

Знать основные свойства живого. Выделять основные признаки биологических систем

Таблицы, иллюстрирующие свойства жизни

Устный опрос, индивидуальные задания

Прочитать § 1.2, вопросы 1-7

3

Уровни организации и методы познания живой природы

1

Знать уровни организации живого.

Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации

Презентация об уровнях организации природы, методах познания природы

Тестирование, устный опрос

Прочитать § 1.3, вопросы 1-5

Раздел 2. Клетка — 11 часов

4

История изучения клетки. Клеточная теория

1

Знать этапы создания клеточной теории; основные положения клеточной теории; вклад ученых в создание клеточной теории. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира

Таблицы с изображением многообразия клеток, портреты ученых

Устный опрос

Прочитать § 2.1, вопросы 1-5

5

Химический состав живой природы. Неорганические вещества

1

Знать понятия и термины; Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения. Объяснять единство живой и неживой природы. Характеризовать биологическое значение химических элементов, минеральных веществ и воды в жизни клетки и организма

Презентация «Химический состав клетки»

Вопросы учебника; групповые задания

Прочитать п.2.2 и 2.3; вопросы 1-5; найти дополнительный материал о жироподобных веществах

6

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды

1

Знать элементарный состав липидов. Приводить примеры липидов. Характеризовать биологическую роль липидов в обеспечении жизнедеятельности клетки и организма

Презентация «Органические вещества»

Устный опрос

Прочитать § 2.4; вопросы 1-5

7

Органические вещества. Углеводы. Белки

1

Знать элементарный состав и мономеры углеводов и белков; функции углеводов и белков. Перечислять причины денатурации белков. Объяснять механизм образования белков. Характеризовать биологическую роль углеводов и белков в обеспечении жизнедеятельности клетки и организма

Презентация «Органические вещества»

Индивидуальные задания; устный опрос

Прочитать § 2.5

8

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты

1

Знать типы нуклеиновых кислот; функции нуклеиновых кислот. Сравнивать и выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать биологическую роль нуклеиновых кислот в обеспечении жизнедеятельности клетки и организма

Презентация «Органические вещества», структурная объемная модель ДНК

Тестирование; устный опрос

Изучить § 2.6; повторить 2.4; 2.5; 2.3

9

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды

1

Знать мембранные и не мембранные органоиды клетки; их значение в жизнедеятельности клетки. Объяснять особенности строения эукариотической клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Характеризовать взаимосвязь строения и функций мембраны, органоидов

Презентация «Строение клетки»

Устный опрос

Изучить § 2.7; заполнить таблицу

10

Клеточное ядро. Хромосомы

1

Знать строение ядра Объяснять функции структурных компонентов ядра. Характери-зовать строение и состав хроматина. Сравнивать строение растительной и животной клеток

Презентация «Строение клетки»

Вопросы учебника

Изучить § 2.8, вопросы

1-8

11

Прокариотическая клетка

1

Знать части и органоиды прокариотической клетки. Объяснять экологическую роль бактерий; влияние болезнетворных организ-мов на состояние макро организма. Срав-нивать строение клеток эукариот и прокариот. Характеризовать сущность процесса спорообразования у бактерий. Использовать приобретенные знания о бактериях для профилактики бактериальных заболеваний

Презентация «Строение клетки бактерий»

Групповые задания; устный опрос

Изучить § 2.9;вопросы 1-5

12

Реализация наследственной информации в клетке

1

Знать основные свойства генетического кода. Объяснять процесс биосинтеза белка. Характеризовать сущность процесса передачи наследственной информации

Презентация «Биосинтез белка»

Устный опрос

Изучить § 2.10; вопросы 1-5

13

Неклеточные формы жизни: вирусы

1

Знать строение вируса. Объяснять процесс проникновения вируса в клетку. Характеризовать сущность воздействия вируса на клетку. Использовать приобретенные знания о вирусах для профилактики вирусных заболеваний

Презентация «Вирусы»

Тестирование; устный опрос

Прочитать § 2.11; вопросы 1-5

14

Контрольная работа по теме «Клетка»

1

Обобщение и систематизация знаний

Тестирование

Раздел 3. Организм – 21 час

15

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

1

Знать особенности одноклеточных и многоклеточных организмов. Объяс

нять эволюционное значение появления многоклеточности. Характеризовать особенности строения клетки, обеспечивающие функции, свойственные целостному организму

Презентация «Многообразие организмов»

Устный опрос

Прочитать § 3.1; вопросы 1-4

16

Энергетический обмен

1

Знать этапы энергетического обмена;

Объяснять роль АТФ в обмене веществ в клетке. Характеризовать сущность и значение обмена веществ; этапы энергетического обмена на примере расщепления глюкозы

Презентация «Метаболизм»

Вопросы учебника

Изучить § 3.2; повторить процесс фотосинтеза у растений

17

Пластический обмен. Фотосинтез

1

Знать типы питания живых организмов; примеры гетеротрофных и автотрофных организмов. Характеризовать сущность фотосинтеза. Доказывать, что организм растения – открытая энергетическая система

Презентация «Метаболизм»

Групповые задания; устный опрос

Изучить § 3.3; вопросы 1-6

18

Деление клетки. Митоз

1

Описывать процесс удвоения ДНК; фазы митоза. Объяснять значение процесса удвоения ДНК; сущность и биологическое значение митоза

Презентация «Митоз»

Устный опрос; тестирование

Изучить § 3.4; вопросы 1-5

19

Размножение: бесполое и половое

1

Сравнивать бесполое и половое размножение, делать выводы на основе сравнения. Доказывать, что размножение – одно из свойств живой природы

Таблицы с изображением способов размножения

Вопросы учебника

Изучить § 3.5; вопросы 1-7

20

Образование половых клеток. Мейоз

1

Знать стадии гаметогенеза. Описывать строение половых клеток, процесса мейоза. Сравнивать митоз и мейоз, делать выводы на основе сравнения. Объяснять биологический смысл и значение мейоза

Презентация «Мейоз»

Устный опрос

Изучить § 3.6; вопросы 1-4

21

Оплодотворение

1

Знать типы оплодотворения. Выделять отличия между типами оплодотворения. Характеризовать сущность и значение оплодотворения

Презентация «Двойное оплодотворение растений», модели цветков растений,

Тестирование

Изучить § 3.7

22

Индивидуальное развитие организмов

1

Знать периоды онтогенеза; типы постэмбрионального развития; причины нарушения развития организмов. Описывать процесс эмбриогенеза

Презентация «Онтогенез»

Устный опрос

Изучить § 3.8; вопросы 1-8

23

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье

1

Знать периоды онтогенеза человека; причины нарушения развития организма человека. Сравнивать зародыши человека и других млекопитающих животных и делать выводы на основе сравнения. Объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно). Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек

Презентация «Влияние вредных веществ на развитие человека»

Вопросы учебника

Изучить § 3.9; вопросы 1-5

24

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики

1

Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости; роль генетики в формировании современной естественно — научной картины мира, в практической деятельности людей; значение гибридологического метода Г.Менделя

Презентация «Генетика»

Устный опрос; тестирование

Изучить § 3.10

25

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание

П.р. «Составление простейших схем скрещивания»

1

Знать законы единообразия и расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять по фенотипу генотип, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов, генотипов, вероятность проявления признака в потомстве

Презентация «Законы Г.Менделя»

Устный опрос

Изучить § 3.11; вопросы 1-7

26

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

П.р. «Решение элементарных генетических задач»

1

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Формулировать закон независимого наследования. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схему дигибридного скрещивания. Анализировать содержание определений основных понятий; схемы дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов, генотипов, вероятность проявления признака в потомстве

Презентация «Законы Г.Менделя»

Выполнение п/р; устный опрос

Изучить § 3.12; вопросы 1-5

27

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование

1

Называть основные положения хромосомной теории. Формулировать закон сцепленного наследования Т.Моргана. Объяснять сущность сцепленного наследования; причины нарушения сцепления; биологическое значение перекреста хромосом

Презентация «Сцепленное наследование»

Индивидуальные задания; устный опрос

Изучить § 3.13; вопросы 1-5

28

Современное представление о гене и геноме

1

Описывать строение гена эукариот. Приводить примеры взаимодействия генов

Презентация

Устный опрос

Изучить § 3.14; повторить 3.13

29

Генетика пола

1

Знать типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры механизмов определения пола. Объяснять причину соотношения полов 1:1; механизм наследования дальтонизма и гемофилии. Решать простейшие задачи на сцепленное с полом наследование

Презентация «Сцепленное с полом наследование»

Вопросы учебника; тестирование

Изучить § 3.15

30

Изменчивость: наследственная и ненаследственная

Л.р. «Изучение модификационной изменчивости »

1

Знать различные виды изменчивости; уровни изменения генотипа, виды мутаций. Приводить примеры различных групп мутагенов. Характеризовать проявления модификационной изменчивости; виды мутаций. Объяснять механизм возникновения различных видов изменчивости

Презентация «Изменчивость»

Выполнение л/р

Изучить § 3.16

31

Генетика и здоровье человека

1

Знать основные причины наследственных заболеваний человека; методы дородовой диагностики. Объяснять влияние соматических мутаций на здоровье человека; опасность близкородственных браков. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно)

Презентация «Генетика и здоровье человека»

Устный опрос

Изучить § 3.17; повторить 3.16

32

Селекция: основные методы и достижения

1

Знать основные методы селекции растений и животных. Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции; методы селекции растений и животных. Выделять различия массового и индивидуального отборов. Объяснять причины затухания гетерозиса; причины трудностей постановки межвидовых скрещиваний

Презентация «Селекция»

33

Итоговая контрольная работа по теме «Основные биологические закономерности»

1

Обобщение и систематизация знаний

Карточки с заданиями

Тестирование

34

Обобщающий урок

1

2

Обобщение и систематизация знаний

прос

Контрольно-измерительный материал

infourok.ru

«Рабочая программа по биологии.10 класс» (Календарно

Рабочая программа по биологии, 10 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 10 классе составлена на основе документов:

  1. Государственный стандарт общего образования по биологии.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 -11 классы / сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010, с. 187, I вариант)

Никаких изменений в авторскую программу не внесено.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов,

Предусмотрено 6 практических работ и 3 экскурсии (экскурсии № 3 по усмотрению преподавателя – см. с.204 программы)

Для преподавания используется учебно – методический комплект:

1.Учебник: «Биология. Общая биология. Профильный уровень.10 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е. Т. Захарова, М. : Дрофа, 2013 с мультимедийным приложением, ООО «Дрофа», 2013 и учебник: «Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова – М.: Дрофа, 2010 с мультимедийным приложением, ООО «Дрофа», 2011.

2. «Тесты. Биология. 6 – 11 классы. Учебно – методическое пособие»/ Сухова Т. С., Дрофа, 1997

3. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя»/ В. З. Резникова и др., Просвещение, 1997.

4. «Общая биология: Учебник для 10 -11 классов школ с углубленным изучением биологии»/ А. О. Рувинский и др., Просвещение, 1993

5. Журналы «Биология в школе», 1988 – 2016 г.г. с электронными приложениями №№ 1,2

6. «Методическое пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы»/ Т. А. Козлова, И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, «Дрофа», 2007

7. Рабочая тетрадь к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень» 10 -11 классы. Часть 1,2, Дрофа, 2011.

Изучение биологии в 10 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по биологии (с.3 предисловие; с.185 -187 «Пояснительная записка» — «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)

В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь

(с. 208 — 210 «Требования к уровню подготовки выпускников» — «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)

Уровень знаний учащихся должен соответствовать базовому.

Учебно – тематический план

темы

п/п

Тема

Количество часов

Введение

1

1

Раздел I. Биология как наука. Методы научного познания. (3 часа)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

1

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

2

ВСЕГО

3

2

Раздел II. Учение о клетке.

(14 часов)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория.

1

Тема 2.2. Химический состав клетки.

5

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток.

4

Практическая работа № 1

«Сравнение строения клеток растений и животных»

Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке.

2

Тема 2.5. Вирусы.

2

Всего

14

3

Раздел III. Организм. (14 часов)

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

1

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии.

4

Тема 3.3. Размножение.

6

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов.

3

Тема 3.5.Наследственность и изменчивость.

13

Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания»

Практическая работа № 3 «Решение генетических задач и составление родословных

»

Практическая работа № 4 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».

Тема 3.6.Основы селекции. Биотехнология.

Экскурсия № 1 «Многообразие сортов растений и пород животных»

Всего

31

4

Раздел IV. Вид.

(14 часов)

Тема 4.1. История эволюционных идей.

5

Тема 4.2. Современное эволюционное учение.

9

Практическая работа № 5(1) «Изучение морфологического критерия вида»

Практическая работа № 6 (2)

«Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

Экскурсия № 2(1) «Многообразие видов местной флоры и фауны»

Всего

14

Заключение

2

Экскурсия № 3

«Приспособленность организмов к среде обитания в природе, ее относительный характер»

ИТОГО

65 + 5 резерв

Контроль знаний по биологии в 10 классе:

п/п

Тема

Вид контроля

1

Раздел I. Введение. Биология как наука. Методы научного познания.

Раздел II. Учение о клетке.

Интерактивные

задания,

тесты

2

Раздел II. Учение о клетке.

Раздел III. Организм.

Биологические задачи

3

Раздел III. Организм.

Контрольная работа

4

Раздел IV. Вид.

Тесты, интерактивные задания, отчеты.

5

Итоговая проверочная работа

Демонстрационный вариант ЕГЭ

Биология, 10 класс, 2 часа в неделю, всего 70 часов;

по учебнику «Биология. Общая биология» В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой, Москва, 2008. (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5 -11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа 2010, с.187 –

I вариант)

урока п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата

по

плану

Дата по факту

Практические

работы,

повторение

Раздел I. Введение. Биология как наука. Методы научного познания. (1 +3 часа)

Тема 1.1.Краткая история развития биологии. Система биологических наук.(1час)

1

1

Предмет и задачи общей биологии.

с. 7 – 9, введение

Тема 1.2.Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.(2 часа)

2

2

Уровни организации живой материи. Глава 1, § 1.1

3

3

Критерии живых систем.

Глава 1, § 1.2

4

4

Методы познания живой материи. с.8 –повторить.

Раздел II

. Учение о клетке.

(14 часов)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория.(1час)

5

1

Учение о клетке.

Раздел 2, введение,с.83

Тема 2.2.Химический состав клетки.(5часов)

6

2

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Глава 3, § 3.1

7

3

Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры. Белки

Глава 3, § 3.2 (3.2.1)

8

4

Органические молекулы — углеводы, жиры и липоиды.

Глава 3, § 3.2 (3.2.2, 3.2.3)

9

5

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.

Глава 3, § 3.2 (3. 2. 4)

10

6

Органические вещества клетки. Решение задач.

Глава 3-повторить.

Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке (2 часа)

11

7

Метаболизм и анаболизм. Глава 4, § 4 .1

12

8

Реализация наследственной информации – биосинтез белков.

Глава 4, § 4 .1

Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клеток(4часа)

13

9

Прокариотическая клетка.

Глава 5, § 5. 1

14

10

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Глава 5, § 5. 2 (5.2.1)

15

11

Эукариотическая клетка. Клеточное ядро.

Глава 5, § 5. 2 (5.2.2)

16

12

Клеточная теория строения организмов. Глава 5 § 5. 5

Повторение раздела «Учение о клетке»

Практическая работа № 1 «Сравнение строения клеток растений и животных»

Глава 5, повторить.

Практическая работа № 1

«Сравнение строения клеток растений и животных»

Тема 2.5 Вирусы (2 часа)

17

13

Неклеточная форма жизни — вирусы. Глава 5, § 5. 6

18

14

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа Глава 5, § 5. 6

Раздел III. Организм. (31 час)

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.(1час)

19

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа).

20

2

Обмен веществ и превращение энергии. Анаболизм.

Глава 4, § 4. 1

21

3

Энергетический обмен — катаболизм. Глава 4, § 4. 2

22

4

Энергетический обмен — катаболизм. Реализация наследственной информации – биосинтез белков.

Решение задач.

Глава 4, § 4 .1 ,4.2 — повторить.

23

5

Автотрофный тип обмена веществ. Глава 4, § 4. 3

Тема 3.3.Размножение (6 часов).

24

6

Бесполое размножение.

Глава 6, § 6.1

25

7

Деление клеток. Митоз.

Глава 5, § 5. 3

26

8

Митоз. Решение задач.

Глава 5, § 5. 3-повторить

27

9

Половое размножение.

Глава 6, § 6.2, с.199-202.

28

10

Половое размножение.

Мейоз. Глава 6, § 6.2, с.202.-213

29

11

Половое размножение.

Мейоз. Решение задач.

Глава 6, § 6.2- повторить.

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (3 часа)

30

12

Краткие исторические сведение об онтогенезе.

Эмбриональный период развития. Дробление. Гаструляция. Органогенез.

Глава 7, § 7. 1

§ 7. 2 (7.2.1, 7.2.2, 7.2.3)

31

13

Постэмбриональный период развития.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

Глава 7, § 7. 3, § 7. 4

32

14

Развитие организмов и окружающая среда.

Глава 7, § 7. 5

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (13 часов)

33

15

Основные понятия генетики.

Глава 8, с. 252 — 259

34

16

Гибридологический метод изучения наследования признаков (метод Г. Менделя)

Глава 9, § 9. 1

35

17

Первый закон Менделя – закон единообразия первого поколения гибридов. Глава 9, § 9. 2. 1

Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания»

Практическая работа № 2 «Составление простейших схем скрещивания»

36

18

Второй закон Менделя (закон расщепления) Глава 9, § 9. 2. 2

37

19

Закон чистоты гамет.

Глава 9, § 9.2.3

38

20

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.

Глава 9, § 9.2. 4

39

21

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Глава 9, § 9. 3

40

22

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Глава 9, § 9. 4

41

23

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

Глава 9, § 9. 5

42

24

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Решение задач.

Глава 9, § 9. 5 повторить

43

25

Повторение главы 9 «Закономерности наследования признаков»

Практическая работа № 3 «Решение генетических задач и составление родословных»

Практическая работа № 3 «Решение генетических задач и составление родословных»

44

26

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Глава 10, § 10. 1

45

27

Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость).

Глава 10, § 10. 2

Практическая работа № 4 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений»

Глава 10

Практическая работа № 4 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология (4 часа)

46

28

Создание пород животных и сортов растений.

Глава 11, § 11.1

47

29

Методы селекции растений и животных. Глава 11, § 11. 2

48

30

Селекция микроорганизмов.

Достижения и основные направления современной селекции

Глава 11, § 11. 3, § 11. 4

49

31

Экскурсия №1 «Многообразие сортов растений и пород животных»

Экскурсия № 1 «Многообразие сортов растений и пород животных»

Раздел IV. Вид (14 часов)

Тема 4.1 История эволюционных идей (5 часов)

50

1

История представлений о развитии жизни на Земле. Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Система органической природы К. Линнея.

Глава 1, § 1.1 (1.1.1, 1.1. 2)

51

2

История представлений о развитии жизни на Земле. Эволюционная теория Ж. – Б. Ламарка.

Глава 1, § 1.1 (1.1.3)

52

3

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

Глава 1, § 1.2

53

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Глава 1, § 1.3 (1.3.1)

54

5

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Глава 1, § 1.3 (1.3.2)

Тема 4.2. Современное эволюционное учение (9 часов)

55

6

Вид. Критерии и структура.

Глава 1, § 1. 4. (1.4.1)

Практическая работа № 1 «Изучение морфологического критерия вида»

Практическая работа № 5(1) «Изучение морфологического критерия вида»

56

7

Эволюционная роль мутаций.

Глава 1, § 1. 4. (1.4.2)

57

8

Генетическая стабильность популяций.

Глава 1, § 1. 4. (1.4.3)

videouroki.net

«Рабочая программа по биологии.10 класс» ( Календарно

20

Рабочая программа по биологии, 10 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии в 10 классе составлена на основе документов:

  1. Государственный стандарт общего образования по биологии.

  2. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 -11 классы / сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010, с. 187, II вариант)

Никаких изменений в авторскую программу не внесено.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов,

предусмотрена 1 практическая работа.

Для преподавания используется учебно – методический комплект:

  1. Учебник: «Биология. Общая биология. Профильный уровень.10 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е. Т. Захарова, М. : Дрофа, 2013 с мультимедийным приложением, ООО «Дрофа», 2011.

  2. «Тесты. Биология. 6 – 11 классы. Учебно – методическое пособие»/ Сухова Т. С., Дрофа, 1997

  3. «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. Пособие для учителя»/ В. З. Резникова и др., Просвещение, 1997.

  4. «Общая биология: Учебник для 10 -11 классов школ с углубленным изучением биологии»/ А. О. Рувинский и др., Просвещение, 1993

  5. Журналы «Биология в школе», 1988 – 2013 г.г. с электронными приложениями №№ 1,2

  6. «Методическое пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 классы»/ Т. А. Козлова, И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов, «Дрофа», 2007

  7. Рабочая тетрадь к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафоновой, Е. Т. Захаровой «Биология. Общая биология. Базовый уровень» 10 -11 классы. Часть 1., Дрофа, 2011.

Изучение биологии в 10 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по биологии (с.3 предисловие; с.185 -187 «Пояснительная записка» — «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)

В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь

(с. 208 — 210 «Требования к уровню подготовки выпускников» — «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5 – 11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа, 2010)

Уровень знаний учащихся должен соответствовать базовому.

Учебно – тематический план

темы

п/п

Тема

Количество часов

1

Раздел I. Введение. Биология как наука. Методы научного познания. (1 +3 часа)

1+3

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

1

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

2

2

Раздел II. Учение о клетке.

(14 часов)

14

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория.

1

Тема 2.2. Химический состав клетки.

5

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток.

4

Тема 2.4.Реализация наследственной информации в клетке.

2

Тема 2.5. Вирусы.

2

3

Раздел III. Организм. (14 часов)

14

Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

1

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии.

4

Тема 3.3. Размножение.

6

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов.

3

4

Заключение

1

ИТОГО

33 + 2 резерв

Контроль знаний по биологии в 10 классе:

п/п

Тема

Вид контроля

1

Раздел I. Введение. Биология как наука. Методы научного познания.

Раздел II. Учение о клетке.

Интерактивные

задания,

тесты

2

Раздел II. Учение о клетке.

Раздел III. Организм.

Биологические задачи

3

Раздел III. Организм.

Контрольная работа

4

Раздел III. Организм.

Заключение

Отчет

5

Итоговая проверочная работа

Демонстрационный вариант ЕГЭ

Биология, 10 класс, 1 час в неделю, всего 35 часов;

по учебнику «Биология. Общая биология» В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой, Москва, 2008. (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5 -11 классы/ сост. И. Б. Морзунова, Дрофа 2010, с.187 – II вариант)

урока п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата

по

плану

Дата по факту

Практические

работы,

повторение

Раздел I. Введение. Биология как наука. Методы научного познания. (1 +3 часа)

1

1

Предмет и задачи общей биологии.

с. 7 – 9, введение

2

2

Уровни организации живой материи. Глава 1, § 1.1

3

3

Критерии живых систем.

Глава 1, § 1.2

4

4

Методы познания живой материи. с.8 –повторить.

Раздел II. Учение о клетке.

(14 часов)

5

1

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

Глава 3, § 3.1

6

2

Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры. Белки

Глава 3, § 3. 2 (3.2.1)

7

3

Органические молекулы — углеводы, жиры и липоиды.

Глава 3, § 3.2 (3.2.2, 3.2.3)

8

4

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты.

Глава 3, § 3.2 (3. 2. 4)

9

5

Органические вещества клетки. Решение задач.

Глава 3-повторить.

10

6

Метаболизм и анаболизм. Глава 4, § 4 .1

11

7

Реализация наследственной информации – биосинтез белков.

Глава 4, § 4 .1

12

8

Прокариотическая клетка.

Глава 5, § 5. 1

13

9

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

Глава 5, § 5. 2 (5.2.1)

14

10

Эукариотическая клетка. Клеточное ядро.

Глава 5, § 5. 2 (5.2.2)

15

11

Клеточная теория строения организмов. Глава 5 § 5. 5

16

12

Неклеточная форма жизни — вирусы. Глава 5, § 5. 6

17

13

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа Глава 5, § 5. 6

18

14

Повторение раздела «Учение о клетке»

Практическая работа № 1 ««Сравнение строения клеток растений и животных»

Глава 5, повторить.

Практическая работа № 1

«Сравнение строения клеток растений и животных»

Раздел III. Организм. (14 часов)

19

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

20

2

Энергетический обмен — катаболизм. Глава 4, § 4. 2

21

3

Энергетический обмен — катаболизм. Решение задач. Глава 4, § 4. 2-повторить

22

4

Реализация наследственной информации – биосинтез белков.

Решение задач.

Глава 4, § 4 .1-повторить.

23

5

Автотрофный тип обмена веществ. Глава 4, § 4. 3

24

6

Бесполое размножение.

Глава 6, § 6.1

25

7

Деление клеток. Митоз.

Глава 5, § 5. 3

26

8

Митоз. Решение задач.

Глава 5, § 5. 3-повторить

27

9

Половое размножение.

Глава 6, § 6.2, с.199-202.

28

10

Половое размножение.

Мейоз. Глава 6, § 6.2, с.202.-213

29

11

Половое размножение.

Мейоз. Решение задач.

Глава 6, § 6.2- повторить.

30

12

Краткие исторические сведение об онтогенезе.

Эмбриональный период развития. Дробление. Гаструляция. Органогенез.

Глава 7, § 7. 1

§ 7. 2 (7.2.1, 7.2.2, 7.2.3)

31

13

Постэмбриональный период развития.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон.

Глава 7, § 7. 3, § 7. 4

32

14

Развитие организмов и окружающая среда.

Глава 7, § 7. 5

33

1

Заключение. Репродуктивное здоровье.

Глава 7 -повторить

34

1

Резервное время.

35

2

Резервное время.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *