cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Пушкин медный всадник презентация урок в 10 классе: Презентация к уроку литературы 10 класс «Медный всадник» А.С.Пушкин

Сюжет и композиция поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» | Презентация к уроку (10 класс) по теме:

Слайд 1

Сюжет и композиция «Медного всадника» А.С. Пушкина.

Слайд 3

Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. Она соединяет в себе две темы: личности и народа и тему «маленького человека». В поэме есть подзаголовок – «Петербургская повесть». Он указывает на эти же две темы: историческую и величественную, а также – тему простого человека. Далее следует предисловие: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом ». Во вступлении к поэме создается величественный образ Петра I, который прославил свое имя многими славным деяниями. «Из тьмы лесов» и «топи блат» он создает прекрасный город. Петербург явился олицетворением могущества и славы России. «На зло надменному соседу» Петр I укрепил русское государство на берегах Балтийского моря и т. д. Даже через сто лет Петербург прекрасен и величественен. Он, по мнению поэта, лучший город на земле. Вступление заканчивается гимном Петру и Петербургу: Красуйся, град Петров, и стой Непобедимо, как Россия.

Слайд 4

Основная часть поэмы повествует о жизни, современной Пушкину. Петербург все так же прекрасен, как и при Петре. Но поэт видит и другой образ столицы. Это город обозначает резкую границу между «сильными мира сего» и простыми жителями. Петербург – это город контрастов, где «маленькие люди» живут и страдают. Одним из таких людей является и Евгений – герой произведения. О нем рассказывается в первой части поэмы. Это «человек обыкновенный». Он потомок славного и древнего рода, но теперь заурядный российский обыватель. Евгений – обычный мелкий служащий. Он получает крохотное жалованье, мечтает дослужиться до «местечка». Кроме того, у героя есть и личные планы: обрести тихое семейное счастье с такой же бедной, как и сам герой, девушкой Парашей. Она живет вместе с матерью в «ветхом домике» на окраине Петербурга. Но начинается страшное наводнение, которое уничтожает все на своем пути. Оно разрушает дома, лишает людей крова, тепла и даже жизни:

Слайд 5

Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны , кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! Евгений беспокоится за свою Парашу. Их ветхий домик волны Невы должны смыть в первую очередь. В конце первой части герою кажется, что он видит это бедствие. И над всем, спокойно и величественно, возвышается памятник Петру.

Слайд 6

Вторая часть поэмы рисует последствия наводнения. Для Евгения они страшны. Герой лишается всего: любимой девушки, крова, надежд на счастье. Виновником своей трагедии обезумевший Евгений считает Медного всадника – двойника самого Петра. В его расстроенном воображении Медный всадник – «горделивый истукан», «чьей волей роковой здесь город основался», кто «уздой железной Россию поднял на дыбы», «ужасен он». Воспоминания о трагедии на затопленной «Петровской площади» превращают Евгения, исполненного ненависти и возмущения, в бунтаря: И, зубы стиснув, пальцы сжав, Как обуянный силой черной, «Добро, строитель чудотворный! — Шепнул он, злобно задрожав, — Ужо тебе!.

Слайд 7

Но бунт Евгения лишь вспышка, совершенно бессмысленная. Борьба с Медным всадником безумна и безнадежна: до утра он преследует несчастного Евгения по улицам и площадям Петербурга. В итоге Евгений умирает рядом с разрушенным домиком Параши: У порога Нашли безумца моего, И тут же хладный труп его Похоронили ради бога.

Слайд 8

Интересно, что композиция Вступления зеркальна: I. Мир до города ______ («На берегу пустынных волн…») II. Думы Петра ______ («Здесь будет город заложён…») III. Город Петра ______ («Прошло сто лет…») VI . До повести («Начну своё повествованье…») V . Думы (мечты) Поэта («Красуйся, град Петров…») IV . Город Поэта («Люблю тебя, Петра творенье…»)

Слайд 9

Домашнее задание. Прочитать поэму. Выучить отрывок.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Уроки литературы в 10 классе


Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)

Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок

Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти

Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»

Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина


УРОК 5
Тема поэта и поэзии
в лирике А. С. Пушкина

Цель:
показать, как раскрывается тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать эстетический вкус, неравнодушное отношение к поэтическому слову, любовь к Родине.

Оборудование:
учебник; раздаточный материал; тексты стихотворений; таблица.

Тип урока:
комбинированный урок; урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся составляют тезисы лекции учителя, участвуют в беседе; выразительно читают и комментируют стихотворения А. С. Пушкина; принимают участие в аналитической работе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Для каждого настоящего поэта вопрос о назначении поэта и поэзии — это вопрос о смысле жизни, своём предназначении. Имя Александра Сергеевича Пушкина мы привыкли связывать с эпохой декабрьского восстания, а его поэзию считать поэтическим выражением идей декабристов. И действительно, идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря 1825 г. Вдохновляемый идеей гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина не нова — до него о значении поэтического творчества уже рассуждали в своих произведениях такие великие предшественники, как Гораций, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин. Новаторство же Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своём творчестве. Кто такой поэт? Каково его место в обществе? Каким должно быть его творчество? Как он должен относиться к окружающему миру? Сегодня на уроке мы узнаем, какие ответы даёт Александр Сергеевич на эти вопросы.

III. Работа над темой урока

1. Постановка проблемного вопроса

У ч и т е л ь. В юношеские годы на формирование взглядов Пушкина повлияли Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, А. П. Радищев, В. А. Жуковский, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Через годы огромное влияние будут оказывать К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, Е. А. Боратынский… Изменится ли отношение Пушкина к поэту как философской категории?

Согласны ли вы с высказыванием Ю. В. Лотмана, что «Пушкин настолько далеко вперёд от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал»? Чуть позже Ф. И. Тютчев скажет: «Поэт в России больше, чем поэт…»

• В чём же миссия поэта — сгорать для будущего народа или находить новые художественные формы, пробуждая душу народа?

2. Лекция учителя

— Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина тесно связана с темой свободы — в аспекте свободы творчества — и на разных этапах раскрывается по-разному. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать…

Обращение к теме поэта и поэзии в самом начале творческого пути свидетельствует о серьёзности подхода Пушкина к сочинительству. С первых шагов он ощущал ответственность за то, что ему хотелось сказать читателям. В раннем стихотворении «К Галичу» Пушкин критикует угрюмых придворных поэтов, а в стихотворении «Моему Аристарху» — «скучных проповедников». Сам он мечтает о роли обличителя пороков, о чём и пишет в оде «Вольность»:

Хочу воспеть свободу миру,
На тронах поразить порок…

Молодой Пушкин был уверен, что сможет стихами влиять на общество и даже на поведение монархов. Стихи этого периода оптимистичны и полны энергии.

В стихотворении «К Чаадаеву» поэт страстно мечтает посвятить родине «души прекрасные порывы», быть полезным ей. «Самовластье» царей противно его свободолюбивой натуре, автор уверен, что несправедливая власть скоро рухнет.

Надежду на скорое освобождение крестьян от «рабства дикого» поэт выражает в стихотворении «Деревня».

По мере взросления взгляды Пушкина на роль поэта и поэзии существенно менялись. Новое отношение к поэзии звучит в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Это стихотворение построено в форме диалога продавца книг с поэтом. Поэт хочет свободно творить, получать «пламенный восторг» от процесса создания стихов, но продавец охлаждает его порывы, заявляя:

…в сей век железный
Без денег и свободы нет.

Да, поэт — творец, но он живой человек. Поэт соглашается с утверждением продавца:

Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.

Поэзия — это тяжёлый труд и может рассматриваться как средство к существованию. Проблема в том, что творить поэт может только в условиях личной свободы. Только свобода души даёт человеку независимость.

В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкин утверждает, что обществу нужен поэт-пророк, сильный и мудрый, который мог бы «глаголом жечь сердца людей». Пушкин указывает на богоизбранность настоящего поэта, которому чужды суета и духовная пустота дворян высшего общества. На первый взгляд поэт такой же, как все, но умение писать стихи возвышает его над толпой. По мнению Пушкина, поэт должен, как жрец, служить своему искусству и не обращать внимания на суждения толпы, не понимающей ценности истинной поэзии.

Разговор об отношениях с толпой продолжается в стихотворениях «Поэту» и «Поэт и толпа». «Светская чернь», бездушные люди, ищущие во всём только выгоду, говорят поэту, что от его стихов пользы нет никакой, строки его поэзии — лишь ветер.

В раздражении поэт восклицает:

Подите прочь — какое дело
Поэту мирному до вас!
В разврате каменейте смело,
Не оживит вас лиры глас!

Пушкин призывает поэтов «не дорожить любовию народной». Главное — не изменять идеалам свободы и красоты. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин ставит поэзию на самую высокую ступень. Он считает, что искусство выше власти царей, поскольку талант и вдохновение даёт Бог. Поэт уверен, что поэзия бессмертна, а значит, его имя сохранится в веках.

3. Слушание «Литературных визиток» — сообщений учащихся
об истории создания стихотворений

1) «Разговор книгопродавца с поэтом»
— Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом», написанное 26 сентября 1824 г., появилось в печати в качестве предисловия к первой главе романа «Евгений Онегин». Начато в Одессе, закончено в Михайловском. Напечатано в альманахе «Мнемозина» (1824).

В печати из строфы 13 появились только начальные слова «Мир пустел…». Остальные заменяли точками. Однако по рукам разошлись полные списки стихотворения. Во избежание неприятных последствий для автора в «Мнемозине» было сделано примечание: «В сём месте автор поставил три с половиной строки точек. Издателям сие стихотворение доставлено князем П. А. Вяземским в подлиннике и здесь напечатано в том виде, в каком оно вышло из-под пера самого Пушкина. Некоторые списки оного, ходящие по городу, искажены нелепыми прибавлениями». Заключительные строки стихотворения написаны в прозе. Этот переход на прозаическую речь переносит читателя из мира мечтаний о возвышенном в мир приземлённой действительности.

2) «Пророк»
Стихотворение относится к 1826 г. Как раз в то время были казнены участники декабристского восстания, многие из которых были друзьями Пушкина. Это стихотворение было как бы ответом на неожиданный поворот событий.

Создание стихотворения «Пророк» совпало с моментом окончания периода юности поэта и наступлением творческой зрелости, выраженной в переосмыслении многих прежних жизненных позиций, а также духовных и мировоззренческих принципов на новом этапе. Таким образом, момент написания стихотворения рассматривается как переломный в духовной жизни Пушкина. Первая публикация этого стихотворения состоялась в «Московском вестнике» (№ 3, 1828 г.)

3) «Поэт»
Стихотворение было написано 15 августа 1827 г. в Михайловском, когда Пушкин начал всё чаще задумываться о своём предназначении. Пушкин понимает творчество как религиозное призвание, связанное с темой жертвенности.

Поэт задаёт вопрос: поэт — избранник или свой «среди детей ничтожных мира»?

В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей — это оковы, мешающие проснуться его душе.

4) «Поэту»
Стихотворение было написано 7 июля 1830 г., в период резких нападок на Пушкина на страницах «Московского телеграфа» и «Северной пчелы», где до того времени печатались восторженные рецензии на его сочинения. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Ф. В. Булгариным заставила Александра Сергеевича обратиться в своём небольшом лирическом произведении к образу непонятого стихотворца. Пушкин призывает поэта не поддаваться соблазну восторженных похвал и не изменять своим убеждениям, своим «любимым думам» в угоду «народной любви». Он советует поэту оставаться твёрдым в своих убеждениях.

5) «Памятник»
Это стихотворение является своего рода поэтическим завещанием Пушкина.

Написано 21 августа 1836 г. на Каменном острове в Петербурге. Эпиграф взят из XXX оды Горация «К Мельпомене». Эту оду переводил М. В. Ломоносов, свободно изложил Г. Р. Державин, к чьему тексту ближе всего стихотворение Пушкина. При жизни Пушкина стихотворение не было напечатано. Василий Андреевич Жуковский внёс свою правку в стихотворение и впервые опубликовал его в IX томе первого посмертного собрания сочинений А. С. Пушкина (1841).

Традиционно в научной и публицистической среде стихотворение называется по первой строчке: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

4. Аналитическая работа с текстами стихотворений (в группах)

Задания

1-я группа.
«Разговор книгопродавца с поэтом».
Внимательно перечитайте первые 5 ответов поэта. Какие три аспекта творчества отвергает поэт? Почему?

Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения? Какие автобиографические мотивы звучат в этих ответах?

2-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Пророк».

Кого же представил Пушкин в своём герое: далёкого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар? Ознакомьтесь с мнениями литературоведов. Согласитесь или опровергните их. Свой выбор аргументируйте.

• «Кого же он [Пушкин] дал нам в своём «Пророке»? Это идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании» (В. Соловьёв).

• «Его [Пушкина] «Пророк», сбивший всех с толку и так прославленный Достоевским,— замечательная библейская стилизация… В позу пророка Пушкин почти никогда не становился» (А. Кушнер).

3-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Поэт».

Какие мысли и чувства оно вызвало у вас? В каких строчках заключён главный пафос стихотворения? Обоснуйте свой ответ. Что необходимо поэту для творчества? Свой ответ подтвердите стихотворными строками.

4-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Поэту».

Расскажите, как вы поняли это стихотворение. Какие отношения связывают поэта и толпу? Подумайте, почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы. Обоснуйте свой ответ, подтверждая его фактами из биографии поэта. Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? Свой ответ подтвердите стихотворными строками.

5-я группа.
Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Памятник».

Как вы понимаете выражение «душа в заветной лире»? На чём основывается уверенность поэта в том, что к его нерукотворному памятнику «не зарастёт народная тропа»? Почему поэт отвергает суд современников и надеется на признание потомков? Сопоставьте два стихотворения «Памятник»: Г. Р. Державина и А. С. Пушкина. В чём вы видите сходство и различие этих стихотворений?

5. Презентация результатов аналитической работы
представителями групп,
выразительное чтение стихотворений и цитирование стихотворных строк в качестве доказательства своего мнения

6. Коллективная работа по заполнению таблицы
«Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»

(запись на доске и в тетрадях)

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Год написания

Название стихотворения

Тема

Идея

Вывод

1824

«Разговор книгопродавца с поэтом»

«Поэзия, как ангел-утешитель, // Спасла меня, и я воскрес душой…»

1826

«Пророк»

      

1827

«Поэт»

      

1830

«Поэту»

      

1836

«Памятник»

      

Пушкин, Александр (1799–1837) — Медный всадник: Петербургская повесть

(Повесть о Петербурге)

«Нева в Санкт-Петербурге зимой»
Теодор Хильдебрандт, 1844
Рейксмузеум

Переведено А. С. Клайном © Copyright 2021 Все права защищены

Эта работа может быть свободно воспроизведена, храниться и передаваться в электронном или ином виде для любого 0015 некоммерческое назначение .
Применяются условия и исключения.


Содержание

  • Предисловие
  • Введение
  • Часть первая
  • Часть вторая
Предисловие

События, описанные в рассказе, основаны на фактах. Подробности наводнения (1824 г.) взяты из современных записей. Любопытные могут сослаться на отчет (1826 г.) Василия Николаевича Берха, географа и историка.

Введение

На том берегу, охваченном волнами и пустынном,

В задумчивости он стоял; пристально

Глядя в сторону моря, в то время как сильная

Река, широкая перед ним, медленно

Увлекла за собой лишь одну утлую лодочку.

По всей его длине берег болотистый

Моховые хижины немногие могли похвастаться,

Чехонцы скудное жилище;

Пока земля, окутанная туманом, принимала гостей

В леса, окутанные светом,

Где вздыхали сосны. «Отсюда, — думал он, —

«Мы будем угрожать дерзкому шведу, а здесь

Город будет построен, чтобы помешать

Нашему надменному соседу, живущему рядом.

Природа предназначила ей быть

Окном в Европу, а мы

Стоим твердо у волны;

И будут развеваться флаги всех земель,

Океанариумы, и знать таким образом землю,

Что эти давно неизвестные воды омывают.’

Сто лет назад – и сейчас,

Юный город, богатый красотой,

Лес и болото, укрощенное его обетом,

Встает дивно и гордо,

Там, где когда-то финский рыбак,

Тот печальный приемный — дитя природы,

На этих плоских берегах, на всю жизнь

Закиньте свою хрупкую сеть над водой;

И здесь на земле множество

Дворцов; они тянутся вдоль побережья,

Толпа башен, прекрасных и стройных,

И из уголков земли,

Корабли приходят, толкаясь, к причалу,

Чтобы увидеть город в его великолепии;

Нева, одетая в гранит, течет

Под прочными мостами; сады, там,

Украшают ее острова, ее доли красоты;

Темно-зеленый на фоне синей воды.

Столица наша, тем моложе,

Старая Москва кажется поблекшей,

Как рядом новая царица,

Вдовствующая императрица кажется пресытившейся.

Люблю тебя, создание Петра,

Люблю тебя, милостивый и строгий;

Мощное возлияние Невы,

Берег гранитный, такой чистый и ясный;

Ваши чугунные узорчатые перила;

Твои задумчивые ночи безлунного света,

Бесконечные вечера прозрачных сумерек,

Когда, без лампы, я еще читаю и пишу,

Пока видны спящие дома

Неподвижный, бледный, над улицами внизу,

Шпиль Адмиралтейства еще светится;

В то время как, даря полчаса ночи,

Один полусвет сменяется другим,

Не позволяя тьме

Те последние позолоченные облака задушить,

И еще осветляя безмолвный парк.

Люблю я твои зимы, суровые от мороза,

Воздух тихий, лица девушек румянее

Чем алые розы, на свою цену,

По реке мчались сани;

Громкий шум, яркий свет, мяч, игра

Карты вечером, праздное пьянство,

Чаша для пунша, окутанная синим пламенем,

Шипение звона заряженных стаканов.

Я люблю смотреть на воинственную мощь

Зашевелить Марсово поле, красота,

Однообразно, пехоты,

Кавалерия, вечно колеблющаяся

В гармонии, высоко поднятые знамена,

Весь порванный и изодранный от бой,

Латунные шлемы, сверкающие на свету;

Закалённые в боях, гордо идут.

Я люблю тебя, воинственная столица,

Поднимающийся дым, грохот пушек,

Когда наша Царица добавляет смертного

Сына в Имперский магазин.

Или Россия, снова торжествуя,

Побеждает сломленного врага;

Или когда, трескаясь, голубой лед,

Нева несет его к морю,

Радуясь рождению Весны.

Гордо стой, Петров великий град,

Стихия, ныне покоренная, наконец

В мире с тобою; и, наконец,

Да пройдет финская вражда

Эти волны в своем плену

Еще несут за тебя; пусть забудут

Чтоб шевелиться в напрасной злобе,

Иль беспокоить нескончаемый сон Петра!

Страшное время было… Я храню

Память о нем свежа, как никогда;

Друзья мои, я расскажу одну историю,

Те печальные дни, которые я буду помнить,

Повесть о горе, как это случилось.

Часть первая

Ноябрь, холод, осень, грусть,

Дыхание над потемневшим Петроградом,

Воды плещутся, шумно,

У границ города,

Нева, как терпеливая, усталая,

Ворочается, беспокойно.

Это было уже поздно, дождь

сердито побился против панели,

, воплый ветер, скорбно,

Когда домой от его дорогих друзей пришло

Молодой человек, йвгени по имени …

По крайней мере я его так назову, правда

Это один я знаю, из многих строк,

И тогда звук кажется прекрасным,

Он действительно вытекает из моего пера.

Его фамилия нам не понадобится;

Но за много дней минувших,

Быть может, свет его засиял бы,

Он мог бы привлечь внимание Карамзина,

Тот, на котором был основан какой-то сказ,

Забытый теперь славой или слухами,

Помнят только в Коломне.

Наш герой писарь, служит смиренно,

И знатностью не хвастается,

О своих умерших предках не думает,

Ни древних времен, ныне давно забытых.

Дома Евгений (или Евгений!)

Снял пальто, разделся, лег,

Но не уснул, в мыслях утонул,

О том, где был и где был,

И чего еще? Что он был беден,

Принужденный трудиться вечно,

Чтобы сохранить свою независимость,

Честь и самоуважение;

Что Бог был скуп, и поэтому

И мозги, и богатство отвергли

В его даре; что были

Прекрасные люди, казавшиеся гораздо более счастливыми,

Тупоголовые ленивцы, праздные, но блаженные!

Что он проработал всего два года;

Что этот дождь, усиливая его страхи,

Никогда не кончится; а в остальном,

Что река полною быстро встала,

Мосты замкнули, так быстро,

Чтоб он свою Парашу не увидел,

Казалось, дня два-три.

И тут Евгений глубоко вздохнул,

И тогда он мечтал, как всякий поэт:

Женитьба? Почему бы не пройти его?

Хотя есть всякая трудность;

Я молод, я здоров, и я вполне

Готов работать день и ночь;

Я найду нам место для ночлега,

Где Параша будет довольна,

Просто, скромно, платить не много.

Год-два затраченных усилий –

Тогда я выиграю повышение; а ей

Я доверю родить нашу семью,

Растить детей, без суеты…

Так и будем жить, так и умрем,

Рука об руку; и, со слезами на глазах,

Внуки нас похоронят…»

Так мечтал он. И полный печали

Всю эту ночь он дремал и желал

Не так выл ураган,

И чтобы дождь не настаивал

О стуке в оконное стекло,

Так гневно… пока, наконец,

Он закрыл глаза. И вот дневной

Бледный свет снова засиял ясно,

Сквозь густой ночной туман…

Страшный рассвет!

Всю ночь, Нева,

Текла к морю, против бури…

Ее кипящие волны, могучий рой,

Не силою побеждать…

К утру толпы явились,

Толпящие берега рек и берег,

Струи брызг, взметнувшиеся вновь,

Из пенящегося рева воды.

Ветры Персидского залива теперь заблокированы и преграждены,

Нева, бурлящая, сорванная, гневная,

Таким образом, отброшенная еще раз, обрушилась тяжело

На ее острова, глубоко затопленные.

Погода все усиливалась в ярости,

Вздувшаяся река, громко несущаяся,

Бурлила и бурлила, яростный котел,

И тогда, одичавший зверь, понесся

К городу, пока, до нее,

Она возила все вещи, пока все кругом

Было свободное время, под землей,

Подвалы заполнены; грязная вода льется

Сквозь решетки, еще глубже сверлит;

До утопления Петрополис стоял теперь,

Как Тритон, по пояс посреди потока.

В атаку! Атаковать! Волна за волной вздымается

В окна – дерзкие, как воры

Входят – лодки разбивают стекла.

Плаван из лотков плывет, посреди остается

Изб, бревен, и стоек, и коньков,

Доски и рельсы, разрушенных мостов,

Пока гробы с кладбища плывут

По улицам! Народ боится

Божий гнев, Судный день уже настал.

Еда, кров, все надежды должны рухнуть!

Кто предоставит? В тот страшный год

Покойный царь правил еще, Александр,

Великой славы; теперь оглушенный, он стоял,

На своем балконе, над потоком,

И бормотал: «Ни один король не может овладеть

Божьими стихиями».

Хаос там, внизу, все, что

Широкое озеро, которое воды теперь сделали,

К которому улицы еще больше перенесли,

Широкие реки, текущие вокруг острова,

Его дворец, посреди воды пришвартованный.

Царь говорил; его генералы укомплектованы

Каждой последней лодкой и однажды на борту

Плыли по улицам, и дальним, и ближним,

Презирая опасность, принося спасение

Косякам полуутонувших людей, которые

Были подавлены потерями и страхом.

И там, где на Петровской площади

Возвышался новопостроенный особняк, как раз там,

Где на высоком портике,

Два льва стоят на страже двери,

Как живые, с поднятой лапой,

Крест в руках, вот так,

Евгений, бледный и полный горя,    

Сел на мраморную спину одной твари,

И не страшась натиска бури,

За другого опасаясь, он 9000 5

Не слышно какофонии ветра,

Не видя, как поднялась вода

Подошвы омыл, так жадно,

И дождя не почувствовал, в грустной позе,

Шляпа хлестала с него свирепо;

Вместо этого его отчаянный взгляд был неподвижен

В какой-то дальней точке, когда сердитые волны

Поднялись из глубины и, бушуя, смешались,

Вырывая мертвецов из могил,

И, горно, возвышаясь, ввысь,

Где плавали обломки небо,

Плывущий, бесцельный… О Боже, да, там –

Близко к волнам, недалеко откуда,

Верба, сломанный забор,

Ветхая хижина, служившая единственной защитой,

Для вдовы и ее дочери

Его Параша – сон ли это,

Просто сон, в котором он ее искал?

Или вся наша жизнь, ее яркий отблеск,

Лишь пустой сон, от рождения;

Шутка небес против Земли?

Там он сидел, как заколдованный,

И к этой мраморной твари прицепился,

Не в силах слезть! Пока, широко,

Вода раскинулась во все стороны!

И, повернувшись к нему спиной, в своей мощи,

Над гневным течением Невы,

На все еще непоколебимой высоте,

Его рука, протянутая справа,

Большой бронзовый идол на коне.

Часть вторая

Но теперь, пресытившись разрушеньем,

И утомившись от слепого высокомерия,

Нева кончила свой натиск,

Гордясь негодованием своим,

Покинув добычу; действие

Банды головорезов, грабящих

Какая-то бедная ничего не подозревающая деревня,

Почти то же самое; боль, удары,

Крики, вой, так оно и есть!…

Потом отягощенные своим грабежом,

Измученные, боясь скорой погони,

Бандиты исчезают со своей добычей,

Рассыпая свои объедки, хаотично.

Воды ушли, улицы освободились,

И Евгений, почти немой

Надеждой и тоской, страхом,

Преследовал быстро удаляющуюся Неву;

Но, не смирившись, разгневанная река

Торжествуя в своей победе,

Все еще бурлят и бурлят,

Воды пенятся в ложе,

Словно пламя под ними бурлит,

Пока тяжело дышит река,

Словно конь в битве мчится.

Евгений вгляделся и увидал лодку;

Находка – целая и все еще на плаву;

Он позвал беззаботного паромщика,

Кто рискнет на предательскую воду,

За монету — червонец, серебро —

И вот, к лодке Евгений побежал.

Долго сражался искусный гребец

Бурные воды, ищущие землю,

Путешествие отважного путешественника, чреватое

Опасностями; тем не менее, подброшенные высоко и пойманные

Бурлящими волнами с обеих сторон,

Они достигли берега, наконец.

Потом он

Искал, по улицам, когда-то знакомым,

И теперь все обратились к одному похожему

Водянистая пустошь, грустно видеть!

По бокам лежит промокший мусор,

Влажные руины, открытые небу;

Вот зияющий фасад, там

Разрушенный дом, стены обнажённые,

Волны омывают; а вокруг

трупов, как на каком-то поле боя.

Евгений, измученный страхом

Утомленный мыслями невыносимыми,

Бежал быстро, как безумный,

Стремительно, по улицам, туда, где

Судьба ждала теперь, лицо неявное,

Как с каким-то письмом, плотно запечатанным;

Вот залив, все будет известно,

Коттедж рядом, правда открылась. ..

Что это?

Он остановился, потом пошел обратно

Его шаги… повернули… снова посмотрели… и столкнулись с

Ива, все еще стоящая — конечно,

Ворота были здесь когда-то? Больше не надо; он

Кружился быстро, ум полон забот,

Пытаясь все понять,

Бегал туда-сюда и повсюду,

Охваченный мыслями, которые должны быть ужасны.

Никаких признаков хижины он не увидел.

Он ударил себя по лбу, вдруг,

И громко расхохотался.

Быстро опустилась ночь;

Туман окутал дрожащий город;

Оставшиеся, без надежды на сон,

Между собой несли бдение,

И говорили о прошедшем дне.

Свет рассвета,

Сквозь бледные тучи, тусклые на вид,

Взглянув на столицу, ниже

И осветили улицы, теперь свободные от увядания,

Все вещи окутаны малиновым сиянием.

Многие больные однажды исправлены,

Порядок, возвращенный, рассеявший ночь;

Дороги и тротуары теперь были свободны,

Народ бродил беззаботно,

Чиновник снова ушел на работу,

Пока храбрый купец, с магазином

Товаров Нева не взяла,

Га красный все, что он не потерял,

Готов продать свои акции и возместить

убытки за счет соседа.

Теперь вывезли севшие на мель лодки.

Из сырых дворов.

И граф Хвостов,

Поэт возлюбленный Музы,

Стремительно, в бессмертных стихах, весть

Скоро творил, для каждого Романова.

А что касается моего бедного Евгения…

Его беспокойный ум не выдержал

Удар так жестоко ударил его,

Бунтующие волны по обе стороны

Невская суматоха, рев ветра,

90 004 Звон в ушах и, все беспилотные,

Он бродил по тому пустынному берегу,

Мучимый кошмарной мыслью.

Прошла неделя, месяц – нежданный,

В свои комнаты он больше не возвращался,

И жильё его бедное было приобретено,

Вскоре сдано, когда срок истек,

Какому-то поэту; теперь, путешествуя налегке,

Не обращая внимания на мир, он заблудился,

Спящий ночью у причалов,

Из объедков нищего он приготовил еду.

Он был жалким зрелищем;

Разорванная одежда, демонстрирующая его бедность,

Теперь каждый шов разорван и изношен;

В него дети бросали камни;

И с тех пор, как он бродил по дороге,

Многие ямщики стегали ему кости;

Слишком ошеломленный, чтобы заметить, он зашагал дальше;

Несмотря на внешний шум и блики,

Глух ко всему, кроме собственных мыслей,

Свою грустную компанию он искал

Внутренний мир печали и забот.

Итак, он протянул свой бренный срок

Оставшись, ни зверь, ни человек,

Ни то, ни то, без места,

В этом мире или в следующем… вид,

У Невы, лето тихое

Превратился в осень, где он спал,

Порывистый ветер бдения хранил,

Тенистая волна плескалась о берег,

Как какой-то проситель у двери,

900 04 неслыханно по справедливости, а пена

По гранитным ступеням бей домой.

Спящий проснулся, воздух был мрачен,

Холодный ветер уныло вздохнул,

Дождь полил, как вдалеке, какой-то часовой

Позвал, и вскочил наш Евгений…

Прошлое, ужасы он вспомнил ,

Он споткнулся, поспешно, испуганный,

Вдоль набережной, и вдруг

Остановившись, с диким выражением лица,

Оказался под величественными

Столпами Особняка; там, на месте

Как стражники, как живые, лапы воздев,

Сидели два каменных льва, не удивившись,

И там, на его гранитной высоте,

Над сумрачным течением Невы,

Рука, протянутая к ночи,

90 004 Большой бронзовый идол на коне.

Евгений вздрогнул. Страх покинул

Его разум и принес новую ясность;

Он знал то место, где когда-то,

Волны на бурю питались,

Разгневанный, в своем диком бунте.

Он знал львов и особняк,

Квадрат, и маячит, неподвижно,

Тот, кто с безграничной волей,

Город на болоте основан;

Его бронзовая голова окутана тьмой…

Грозный, в глубине ночи!

Какие мысли рождаются на этом лбу!

Что означает эта скрытая сила!

А в этом коне какая огненная сила!

Куда ты скачешь, гордый конь?

Куда опустятся твои поднятые копыта?

О Владыка Судьбы, не так ли,

Поднял Россию, на дыбы, к небу,

Обуздал ее железным удилом, вознес

На страшный край пропасти?

Наш бедный сумасшедший ходил кругом,

До его взгляда развернулось лицо

Того, кто оседлал полмира;

И там, перед ним, стоял на своем.

В груди было тесно, лоб холодный

У перил. Накатили темные туманы

На его взгляд; его кровь кипела,

Евгений стоял мрачно,

Перед этим гордым бронзовым чучелом,

Со стиснутыми зубами, сжимая кулаки,

Как будто одержимый какой-то темной силой,

!’ –

Он бормотал, трясясь, мстительно –

«Прекрасная работа!» потом, спотыкаясь на своем пути,

Он бежал сломя голову, ибо вдруг,

Казалось ему, могучий Царь,

повернул голову, пока, далеко

Внутри глубокое пламя полыхало, гневно…

Он бежал по пустой площади,

Но слышал звук, позади него —

Очень похожий на грохот грома —

Тяжелых копыт; мостовая под Ним

Громко звенела и, казалось, двигалась,

Ибо освещена бледной луной, вверху,

Его правая рука простерта к небу,

Быстро шел Медный Всадник,

На своем быстром коне, что маячил высоко;

И всю ночь бедный сумасшедший,

Куда бы он ни ступал,

Слышал, преследуя Медного Всадника,

За спиной стучали огромные копыта.

С этого момента всякий раз, когда

Ему случалось входить в ту же площадь,

Смущение наполняло его лицо; кроме того,

Он схватился бы за сердце, в тихом отчаянии,

И, быстро, в виноватом ужасе,  

Как бы сознавшись в какой-то ошибке,

Не стремясь теперь поднять глаза,

Он прошёл бы мимо.

Остров лежит

Недалеко от берега, а там

Какой-нибудь рыбак может высадить свой улов,

И пообедать ночью; или какой-нибудь клерк звонит,

Одно воскресенье, и его молчание долей.

На нем не растет ни травинки,

Там наводнение, надо полагать,

В своих широких блужданиях туда и сюда,

Повалило на мель разбитую хижину,

остался на месте,

И лежал над приливным потоком,

Как черный куст, утонувший и выброшенный на мель.

Баржа прошлой весной бросила якорь там,

В то время как бригада рабочих приземлилась,

Чтобы загрузить ее бревна, сухие и голые;

И у его порога, там нашли,

Наш сумасшедший лежит, холодный и мертвый;

И подняв его на ноги и голову,

Похоронили его, в этой священной земле.

Конец «Медного всадника»

Медный всадник — маленький человечек. В помощь студентам. Главное отличие Петра от Евгения

Царь-Преобразователь предстает перед нами в тот момент, когда он принимает важнейшее решение для всей последующей русской истории: «Здесь будет основан город…».

Автор противопоставляет монументальной фигуре царя образ суровой и дикой природы. Картина, на фоне которой предстает перед нами фигура царя, уныла (одинокая лодка, замшелые и заболоченные берега, убогие хижины «чухонцев»). Перед глазами Петра — широко раскинувшаяся, устремляющаяся вдаль река; вокруг леса, «неведомого лучам в тумане затаившегося солнца». Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики, это необходимо для процветания страны:

Все флаги нас посетят,
И погуляем на просторе.

Прошло сто лет, и сбылась великая мечта Петра:

Молодой город,
Полуночные страны красоты и чуда,
Из тьмы лесов, из болотного блата
Вознесся величественно, гордо. ..

Пушкин произносит восторженный гимн творчеству Петра, признается в любви к «молодому городу», перед великолепием которого «блекла старая Москва».

Однако отношение поэта к Петру было противоречивым.

Образ сияющего, живого, величественного города сменяется в первой части поэмы картиной страшного, разрушительного потопа, выразительными образами разбушевавшейся стихии, над которой человек не властен. Стихия сметает все на своем пути, унося потоками воды обломки зданий и разрушенные мосты, «скарб бледной бедности» и даже гробы «с размытого кладбища». Образ неукротимых сил природы выступает здесь как символ «бессмысленного и беспощадного» народного бунта. Среди тех, чью жизнь разрушил потоп, есть и Евгений, о мирных заботах которого автор говорит в начале первой части поэмы.

Главный герой поэмы — бедный чиновник Евгений. Он «обычный человек», не имеющий ни денег, ни званий. Евгений «где-то служит» и мечтает сделать себе «скромный и простой приют», чтобы жениться на любимой девушке и идти с ней по жизни:

И будем жить и так до могилы,
Рука об руку будем оба достигают. ..

Жизнь Евгения проходит в работе и в скромных мечтах о личном счастье. Но его невеста Параша погибает во время наводнения, и перед героем встают страшные вопросы: что такое человеческая жизнь? Не является ли она пустой мечтой «насмешка неба над землей»?

«Спутанный разум» Евгения не выдерживает «страшных потрясений». Он сходит с ума, покидает свой дом и бродит по городу в изодранной и оборванной одежде, равнодушен ко всему, кроме «шума внутренней тревоги», наполняющего его. Подобно древнему пророку, постигшему неправду мира, Евгений отгорожен от людей и презираем ими. Сходство пушкинского героя с пророком становится особенно очевидным, когда Евгений в своем безумии вдруг прозревает и обрушивает свой гнев на «гордого идола» — Медного всадника.

Главный конфликт творчества Пушкина — конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано интересами государства, был построен в месте, непригодном для жизни человека. Простой человек в своих личных интересах противостоит государству. Но Пушкин показывает, что пренебрежение интересами маленького человека может привести к бунту, разгулу стихии, что и воплощено в бунтарском образе бунтующей Невы.

Александр Сергеевич Пушкин — автор многих известных и классических произведений во всем мире. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама», «Медный всадник» и другие произведения актуальны и читаемы сегодня. В своем произведении автор поднимает ряд важных социальных проблем и вопросов. Как и во многих других работах, автор описывает отношения личности и государства.

Главный герой поэмы Евгений. Он скромный чиновник и «маленький человек». Читатель не знает ни о его происхождении, ни о месте службы, никаких других фактов из жизни Евгения автор не указывает. Таким образом автор хотел показать, насколько ничтожен главный герой, а именно, что он «маленький человек».

Автор описывает два мира: личный мир Жени и мир государства. У каждого свои законы и правила. Мир Жени состоит из снов, мечтаний о тихой мирной жизни. Мир государства есть великое свершение и подчинение своей воли, своего приказа «Все флаги у нас в гостях». Эти два мира находятся во вражде, а потому четко отделены друг от друга.

В поэме есть обвинение Петру Первому (царю-реформатору) в том, что если бы не он, Евгений остался бы дворянином. На этом основании Евгений угрожает самому Медному всаднику, поднимает бунт — бессмысленный и наказуемый. Это сводит главного героя с ума. Он бродит по улицам города, который ненавидит, и в ушах его слышен шум ветра и Невы. Прогулка приводит его к Медному всаднику — памятнику Петру. Евгений начинает размышлять и осознает, в чем заключаются беды и несчастья, как свои личные, так и окружающих. И это толкает его на бунт и протест!

Перед читателем встает вопрос: кто виноват? Государство, равнодушное к частной жизни граждан, или граждане, отказывающиеся изучать истоки государства?

Стоит отметить, что подобная тема описывает человека маленького в социальном плане. Его духовный мир крайне беден, узок и состоит из огромного количества запретов. Философские размышления его не волнуют, его интересуют только личные жизненные интересы.

Вместе со статьей «Сочинение на тему: Бунт маленького человека в поэме «Медный всадник» читают:

Секции: Литература

Город основан над морем…

А.С. Пушкин

Цели урока:

образовательная

  • для обучения студентов анализу лиро-эпического произведения;
  • показать в поэме два лица Петербурга;
  • показать, как Пушкин раскрывает тему «маленького человека» и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;

разработка

  • формировать у школьников умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительного анализа

работа с учебными концепциями:

  • стихотворение, тема «маленького человека», образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;

работа с метапредметными понятиями:

  • милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентационное использование (приложение).

Вид урока: урок-формирование.

Методика обучения: беседа, педагогическое слово, исследование, проблемные вопросы.

Формы работы со студентами: индивидуальное общение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.

План урока.

1. Вступительное слово преподавателя: постановка проблемных вопросов.

2. Индивидуальный доклад на тему: «Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя». Тема «маленького человека» в Ф.М. Достоевском «Белые ночи» и в поэзии А.Н. Некрасова.

3.Анализ вступления стихотворения, беседа, элементы обсуждения.Анализ основной части стихотворения.Исследовательская работа в группах.

3.Чтение и анализ отрывка из стихотворения:»Страшный день.. .».

4. Самостоятельная работа. Два лица города: сравнительный анализ. Работа над словарным запасом стихотворения. Какова позиция автора по отношению к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Эпиграфная работа.

Во время занятий

1-й слайд

1. Вступительное слово преподавателя.

Тема «маленького человека» неразрывно связана с образом Петра Великого. Историческая личность. О нем поэт много писал («Полтава», «Арап Петра Великого»). Пушкин первым осмелился раскрыть тему «маленького человека» в контексте исторических событий. Перед нами проходят три эпохи: прошедшая (деяния Петра I, эпоха Александра I, когда случился потоп) и эпоха Николая I, то есть сегодняшний день Пушкина.

А судьба «маленького человека» призвана показать и другие последствия деятельности «владыки полумира» Петра I.

Анализируя стихотворение, ответим на вопросы:

  1. Кто виноват в трагедии Евгения?
  2. К чему привели реформы Петра?

2. Индивидуальное сообщение.

Чтобы лучше и полнее понять образ города «на берегу пустынных волн», обратимся к образу Петербурга в более поздней литературе.

  1. Н. В. Гоголь пережил много болезненных моментов, живя в Петербурге. Вспомните рассказ «Шинель».
  2. Как рисует Гоголь образ Петербурга и жизни «маленького человека» в большом городе?

2-й слайд

Ответы учащихся

Заключение.

Мелкий чиновник, занимающий определенное положение в обществе, на своем веку испытал все: и унижения, и оскорбления. Авторская позиция здесь очевидна: не только просьба о пощаде к таким, как Акакий Акакиевич, но в то же время выражение протеста против несправедливости, зла, черствости тех, кого Гоголь называет «значительным лицом». Это Петербург 19 века.30-х и 1940-х годов. Время, когда Пушкин работает над поэмой «Медный всадник».

Ответы учащихся.

  1. Каким мы видим Петербург в «Белых ночах» Достоевского?
  2. Как живут люди в столице России?
  3. Что общего и различного в изображении города у Гоголя и Достоевского?

4 слайд

Можно ли сказать, что одиночество, уединение героя «Белых ночей» — это неприятие окружающего мира?

5-й слайд

Трагические картины большого города в поэзии Н. А. Некрасова.

И Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, основываясь на лучших традициях русской литературы, по-своему вслед за Пушкиным, раскрывает тему «маленького человека» в большом городе — столице Российской империи.

3. Анализ стихотворения «Медный всадник».

  1. Как раскрывает Пушкин тему «маленького человека»?
  2. Почему сегодня не утихают споры о взглядах Пушкина, связанных с темой «маленького человека», с величием Петра I?
  3. Кто прав: тот, кто считает, что трагедия кроется в стихии, или тот, кто утверждает, что основатель города виновен в трагедиях маленьких людей? Или существующая система, которая не способна устранить социальную несправедливость?

Студенческая дискуссия.

7-й слайд

Три исторические эпохи.

Что означает композиция?

Вводный анализ.

  1. Какими красками рисует Пушкин город Петру?
  2. Какая лексика преобладает?
  3. Студенты в ходе анализа заполняют часть 1 таблицы «Два лица Санкт-Петербурга».
  4. Как автор относится к городу?

4. Разбор основной части.

1) Проверка домашнего задания. Исследовательская работа в группах.

К чему привели превращения Питера? Стало ли лучше человеку?

Почему слово «ужасно» повторяется 3 раза в части 1?

Опишите судьбу Евгения, его стремления, размышления. Как меняется тон повествования в рассказе о жизни и мечтах Евгения?

2) Работа с текстом.

Описание наводнения (чтение ): «Страшный день…»

  1. Какие детали картины поразили вас?
  2. Кто пострадал больше всех?
  3. Какие выразительные средства использует поэт, чтобы нарисовать картину страшной стихии? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синтаксические средства выражения)
  4. Какую роль играют глаголы?

Самостоятельная работа. Заполнение 2-й части таблицы «Два лица города».

Заключение.

В стихотворении постоянно возникает образ памятника, возвышающегося над землей, над потоком, над людьми: «в незыблемой высоте», «в темной высоте», «на высоте». Случайны ли эти подробности или связаны с оценкой деятельности Петра I?

Чтение отрывка.

Как в этом отрывке сочетаются похвала и порицание Петру?

  • В каком смысле автор употребляет слово «железо»?
  • Какова позиция автора?

5. Работа с критической литературой (различные взгляды критиков).

Чья оценка вам ближе?

Белинский В.Г. Произведения Александра Пушкина (отрывок).

Мережковский Д. Пушкин — 1986.

Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина — 1974.

Споры по комплексному произведению «Медный всадник».

9 слайд

Кто виноват в бедах Жени?

«Две правды на весах истории — торжественная, победоносная правда Петра I и скромная правда Евгения» (Б. С. Мейлах Жизнь Александра Пушкина).

Все эти споры только подтверждают неоднозначность и многогранность пушкинского шедевра. Это позволяет поставить великого Пушкина в один ряд с писателями и поэтами мира.

10 слайд

Петербург сегодня.

Современность и актуальность работы.

6. Результат урока.

Оценка.

7. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «А.С. Пушкин в моей жизни».

В произведении великого русского поэта А. С. Пушкина памятник императору Петру представлен в образе власти. Главный герой произведения – Евгений, которого описывают как совершенно обычного человека. Произошедшее в городе наводнение омрачает все его планы. Придя в дом любимой Параши, он видит, что река разрушила все, о чем он мог мечтать.

«Человек» в литературе

Образ «человечка» в поэме «Медный всадник» — далеко не единственная попытка в русской литературе описать такой тип. Другие примеры — произведение «Бедные люди» Достоевского, «Шинель» Гоголя. В своем творчестве великий русский поэт стремился показать бессмысленность борьбы «маленького человека» со всемогущей природной стихией, а также силу самодержавия.

Главный герой

Тема человечка в поэме «Медный всадник» раскрывается с помощью подробного описания ее главного героя — Евгения. По сложившейся традиции стихотворение представляет собой произведение, имеющее повествовательный характер. И если когда-то он считался скорее историческим произведением, то со временем стал носить романтический характер. В поэме стали вырисовываться центральные персонажи, которые являются самостоятельными персонажами, а не просто смутными образами, выхваченными из исторического потока.

Интересы Евгения

Главный герой произведения Евгений, представитель «петербургского» периода в истории страны. Он и есть тот «маленький» человек, смысл жизни которого в устройстве своей жизни и тихом мелкобуржуазном счастье. Его жизнь ограничивается тесным кругом забот о собственном доме и семье.

И именно эти черты характера делают образ главного героя неприемлемым для самого поэта, именно они превращают его в «маленького человека». Великий русский поэт сознательно отказывается от описания образа Евгения. Он даже лишает его всякой фамилии, подчеркивая, что на ее место можно поставить любую — в образе Евгения отражена жизнь многих представителей тогдашнего Петербурга.

Противопоставление личности и власти

Проблема маленького человека в поэме «Медный всадник» — это противостояние беспомощной единицы всесилию самодержавия. И в этом сравнении Медного Всадника с главным героем определяется главное отличие. У Евгения есть душа, и он может страдать, горевать, о чем-то мечтать. Императора волнует судьба людей, в том числе и Евгения, которые когда-нибудь будут жить в столице. А мысли главного героя витают вокруг собственной жизни. Однако, несмотря на это, именно он вызывает наибольшую симпатию читателя, его образ вызывает живое участие.

Бунт в душе

Потоп, обрушившийся на жизнь Юджина, делает его настоящим героем. Он сходит с ума (как известно, это один из частых атрибутов главного героя романтического произведения). Главный герой бродит по улицам ставшего ему враждебным города и слышит шум реки. В нем также отражен бунт маленького человека в поэме «Медный всадник», заполнившей душу главного героя. Природная стихия пробуждает в его сердце то, что Пушкин считал главным для человека, — память. Именно воспоминания о пережитом наводнении толкают его на Сенатскую площадь. Там он встречает памятник во второй раз.

Наконец-то он понимает, в чем причина всех его страданий и несчастий. Евгений признает виновного и начинает ему угрожать — теперь он испытывает только ненависть к «власти полумира» и хочет ему отомстить.

К чему приводит протест?

Духовная эволюция главного героя порождает и естественность протеста. Великий русский поэт также показывает преображение Евгения. Внутренний протест поднимает его к новой, наполненной трагедией жизни, которая должна закончиться неминуемой смертью. А Евгений осмеливается угрожать самому Петру своим возмездием. Эта угроза вызывает страх у императора, ибо он осознает, какая сила заключена в духовном протесте человеческого сердца.

И когда Евгений наконец «прозревает», он становится Человеком в полном смысле этого слова. Следует отметить, что ни разу в этом отрывке поэт не называет главного героя по имени — он снова становится безликим, как и все. Здесь читатель видит противостояние грозного короля и Человека, у которого есть сердце и память. Восстание Евгения являет собой угрозу всему самодержавию, обещание народного возмездия. Но ожившая статуя наказывает «бедного сумасшедшего». Это трагедия маленького человека в поэме «Медный всадник».

святое безумие

Символично и то, что Пушкин называет своего героя «безумным». Ведь выступление одного человека против системы самодержавия не укладывается в рамки здравого смысла. Это настоящее безумие. Однако поэт подчеркивает, что оно «святое», потому что молчание и смирение несут смерть. Только протест может спасти человека от нравственной смерти в тех условиях, где царит жестокость и насилие.

Великий русский поэт подчеркивает и трагедию, и комедию ситуации. Евгений – «маленький человек», бросающий вызов могучей силе самодержавия. И он осмеливается угрожать императору — и не настоящему, а его памятнику, отлитому из бронзы. Это действие — попытка противостоять злым обстоятельствам, отдать свой голос.

Жизни людей зависят от власти

Образ маленького человека в поэме «Медный всадник» очень показателен: в результате потопа главный герой теряет возлюбленную, сходит с ума и в конце концов погибает. Могут возразить, какое отношение все эти события имеют к проблеме государства? Но познакомившись с произведением поближе, можно понять, что на самом деле — самое непосредственное. Ведь события разворачиваются в Петербурге, который по воле императора воздвигнут на берегу Невы.

Мастерство, с которым великий русский поэт передавал свои мысли

Тема маленького человека в поэме «Медный всадник» — противостояние человека беспощадному государственному строю. Ведь получается, что если бы самодержец не основал город именно в этом месте, то главный герой произведения выжил бы. Эту глубокую и в то же время парадоксальную мысль Александр Сергеевич воплощает с помощью описанной в стихотворении системы образов. Ведь не случайно, обезумев от своего ума, Евгений видит своего врага в образе бронзового всадника, и не случайно этот всадник преследует его по улицам города и в конце концов убивает. С помощью образа маленького человека в поэме «Медный всадник» Пушкин делает совершенно очевидной мысль о невозможности противопоставления интересов отдельного человека интересам государства, в котором он живет. Правители всегда мыслят масштабно и не учитывают, какая судьба ждет жителей их стран.

На чьей стороне сам Пушкин?

Однозначно ответить на вопрос, на чьей стороне автор поэмы «Медный всадник», невозможно. Бунт маленького человека – лейтмотив произведения, но не менее важным для великого русского поэта является историческое обоснование поступков императора. Ведь именно в этом произведении звучит вдохновенный гимн городу на Неве. Петербург своим великолепием воплотил в себе идею великого русского государства (и именно деяния Петра сделали его таковым).

Александр Сергеевич не ставил перед собой задачи заклеймить империю или, наоборот, возвысить ее. С одной стороны, поэт сохранял человечность, говоря об одном человеке и испытывая к ней симпатию. Ведь образ маленького человека в поэме «Медный всадник» до сих пор остается главным. С другой стороны, он видел, что великая страна — это тоже важная ценность. И, не решая вопроса о соотношении личности и целого государства, великий русский поэт писал об их неизбежном противостоянии и трагедии их взаимоотношений.

Тема маленького человека неоднократно поднималась в литературе разными авторами. На эту тему размышляли великие писатели. А. С. Пушкин рассматривает в своем произведении «Медный всадник» бунт маленького человека, а не только его мыслей. Этот бунт сравнивают с бунтом природы – потопом.

Человек и государство

Каждый человек является членом общества. Он живет своей жизнью, имеет стремления, присущие каждому, — иметь крышу над головой, хлеб на столе, быть счастливым и делать счастливыми своих близких. Все работают на той или иной работе. Итак, Евгений — герой поэмы. Где-то работает, носит какую-то фамилию. Пушкина даже не интересует кто именно — это лишний раз доказывает, что Евгений «маленький человек». Но из каждого такого маленького человека складывается государство, его непрерывная работа, его нормальное функционирование. Поэтому роль маленького человека в обществе все же нельзя назвать незначительной. Каждый занимается своим делом и может рассчитывать на нормальные бытовые условия.

Евгений — собирательный образ жителей Санкт-Петербурга. Он думает о насущных делах, его не волнуют «вечные темы», «государственные вопросы». Он хочет обеспечить нормальную жизнь, жениться, быть счастливым. Объем его мыслей ограничен его собственным существованием. Именно поэтому его называют «маленьким человеком».

Он не умеет мыслить в масштабах страны, да ему это и не нужно. Правители должны думать за государство. Но они не должны забывать о маленьком человеке.

Правители и маленький человек

Медный Всадник стоит и величественно смотрит вниз на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто тогда позаботится об этом маленьком человечке? Ему предстоит выживать в странных, а порой и ужасных условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *