Пушкин борис годунов 10 класс: «Борис Годунов» А.С.Пушкина как историческая драма.
«Борис Годунов» краткое содержание по главам трагедии Пушкина – читать пересказ онлайн
11 мин.
Александр Пушкин
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 5074.
Обновлено 17 Января, 2022
О произведении
Трагедия Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» была написана в 1824 – 1825 годах. В произведении автор описал исторические события 1598 – 1605 годов, происходившие в Российском государстве, а именно правление Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I. Стилистически драма приближена к историческим хроникам У. Шекспира и относится к литературному направлению реализм.
На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бориса Годунова» Пушкина по главам, оно пригодится при подготовке к уроку или для читательского дневника.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
События трагедии происходят в 1598–1605 годах в России: в Москве, Кракове, Севске.
Главные герои
- Борис Годунов – русский царь, убийца царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного).
- Григорий Отрепьев – сбежавший монах «из роду Отрепьевых, галицких боярских детей», Самозванец (Лжедмитрий), назвавший себя царевичем Дмитрием, сверг власть Годуновых.
- Шуйский – князь из рода Рюриковичей, служил при Борисе Годунове, «лукавый царедворец».
Другие персонажи
- Воротынский – князь из рода Рюриковичей.
- Басманов, Пушкин, Мосальский – бояре.
- Отец Пимен – летописец, присутствовал в Угличе во время убийства царевича Дмитрия.
- Марина Мнишек – возлюбленная Григория Отрепьева, знавшая о его обмане.
- Феодор (Федор), Ксения – дети Бориса Годунова.
- Мисаил, Варлаам – бродяги-чернецы.
- Николка – юродивый.
А ещё у нас есть:
Краткое содержание
20 февраля, 1598 год. Кремлевские палаты.
Князья Воротынский и Шуйский обсуждают то, что Борис Годунов с сестрой уже месяц «затворились»
в монастыре, «покинули все мирское»
и это стало причиной волнений в Москве. Однако, по мнению Шуйского:
«Народ еще повоет да поплачет,
,
Борис еще поморщится немного, <…>
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится»
Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца»
Дмитрия. Шуйский уверен, что в его смерти виноват Борис Годунов.
Все произошло в точности так, как и предполагал Шуйский: народ начал упрашивать Годунова вернуться на престол. После коротких раздумий Борис соглашается, собирает бояр, и те присягают царю.
1603 год (с предыдущих событий прошло 4 года).
Ночь. Келья в Чудовом монастыре.Отец Пимен, сидя перед лампадой, дописывает летопись, рядом спит Григорий. Проснувшись, монах рассказывает, что уже третий день ему снится все тот же сон: как он с высоты смотрит на Москву, люди снизу указывают на него со смехом, и от страха и стыда он падает вниз.
Григорий огорчен, что за свою жизнь почти ничего не видел, тогда как Пимен участвовал в сражениях и видел «двор Иоанна»
. Монах начинает расспрашивать Пимена о его жизни и узнает, что тот находился в Угличе во время смерти царевича Дмитрия. Если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория.
Палаты патриарха. Чудов монастырь
Григорий сбегает из монастыря, сказав, что «будет царем на Москве»
. О происшествии докладывают патриарху, тот распоряжается поймать монаха и отправить его на вечное поселение в Соловецкий монастырь.
Царские палаты.
После своей «любимой беседы»
– общения с колдуном – Годунов размышляет о том, что он уже царствует шестой год и «кудесники сулят дни безмятежной власти»
«живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых». Истинная же причина душевных терзаний царя таится в муках совести:
«да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
Корчма на литовской границе
Переодетый Григорий с чернецами Варлаамом и Мисаилом сидят в корчме. Отрепьев расспрашивает хозяйку, как добраться до Литвы. Неожиданно в корчму заходят приставы с царским указом разыскать сбежавшего «злого еретика»
Гришку Отрепьева, «изловить и повесить»
. Вызвавшись прочесть указ, Григорий намеренно меняет описанные приметы на приметы Варлаама. Пристав приказывает связать чернеца, но обман раскрывается. Отрепьев выхватывает из-за пазухи кинжал и быстро выскакивает в окно.
Москва. Дом Шуйского. Званый ужин
Пушкин рассказывает Шуйскому, что его племянник прислал из Кракова гонца с новостью: сын Грозного Дмитрий якобы жив, уже успел посетить палату короля и тот пообещал ему помочь. Шуйский не сомневается, что это самозванец и считает, что народ не должен узнать об этой новости.
Царские палаты.
Годунов узнает от Шуйского о появлении самозванца Дмитрия. Князь предупреждает Бориса, что Лжецаревич может поднять народ против него. Нервничая, Годунов спрашивает у Шуйского, действительно ли Дмитрий мертв. Князь уверен в этом, более того, вспоминает, о нетленности тела царевича, которое он посещал в соборе тринадцать лет назад.
Краков. Дом Вишневецкого.
Григорий собирается объединить русские и литовские силы, чтобы свергнуть Годунова. Самозванец обещает иезуиту Черниковскому подчинить всю русскую церковь Ватикану, казакам – отдать Дон, другим единомышленникам – отмстить за бесчинства Годунова.
Замок воеводы Мнишка в Самборе.
Плененный Мариной, Григорий назначает ей тайное свидание ночью в саду и открывается ей, говоря, что самозванец. Однако девушке не нужна любовь беглого монаха, она хочет стать женой московского царя. Марина начинает оскорблять Григория, обещает рассказать о его обмане. Возмутившись, Самозванец отвечает, что русский царевич не боится польской девы. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.»
Марина, заявив, что не будет с Григорием до тех пор, пока он не свергнет Годунова, уходит.
Царская дума
На заседании царской думы обсуждают, что Самозванец захватил Чернигов. Царь просит бояр и патриарха спасти город, предлагая принести останки Дмитрия в Кремль, чтобы все увидели, что царевич мертв. Однако Шуйский советует пока повременить с этим, вызываясь самостоятельно поговорить с народом.
21 декабря, 1604. Равнина близ Новгорода-Северского
Разгар битвы. Русские бегут под натиском сил Самозванца. Капитаны литовской армии отзываются о Лжедмитрии как об
.
Площадь перед собором в Москве
Люди перед собором обсуждают, что Григория Отрепьева предали анафеме, а «царевичу поют теперь вечную память»
. Из церкви выходит Годунов и к нему обращается плачущий юродивый Николка, жалуясь, что «Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича»
. Бояре хотели схватить юродивого, но царь распорядился оставить его, прося Николку помолиться за него. Но тот прокричал ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода: богородица не велит»
.
Севск
Заняв Севск, Самозванец допрашивает пленного московского дворянина и узнает, что в Москве Годунов казнит всех, кто что-либо говорит о Лжедмитрии. Бросив на 50-тысячное русское войско свою 15-тысячную армию, Самозванец терпит полное поражение. Чудом спасшись, он с кучкой единомышленников скрывается в лесу.
Москва. Царские палаты
Царь обеспокоен, что Лжедмитрий, несмотря на поражение, снова собрал войско. Годунов не доволен боярами. Он хочет назначить воеводой талантливого, но не родовитого Басманова. Спустя несколько минут после их разговора царю становится плохо:
«На троне он сидел и вдруг упал —
.
Кровь хлынула из уст и из ушей»
Умирающий царь просит оставить его с Феодором, обращается к сыну:«Ты царствовать теперь по праву станешь.
Я, я за все один отвечу Богу…»
Годунов наставляет сына, рекомендует избрать себе советником Шуйского, а командиром войска назначить Басманова. К ним входят бояре, святители, патриарх, царица и царевна. Бояре присягают на верность новому царю. Над умирающим «начинается обряд пострижения»
.
Ставка
«первый чин в московском царстве». Басманов отвечает, что уже присягнул Феодору и знает, что Дмитрий самозванец. Пушкин объясняет, что сила Самозванца – в народном мнении и просит того подумать над предложением.
Лобное место
Пушкин обращается к народу с новостью о смерти Бориса Годунова. Князь призывает народ присягнуть Дмитрию: «целуйте крест законному владыке»
. С амвона кто-то закричал «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка!»
и народ, шумя, направился к Кремлю.
Кремль. Дом Борисов
Феодор и Ксения находятся под стражей. Оказавшийся у стен народ возмущается: «Отец был злодей, а детки невинны»
. В дом Годунова заходят бояре с тремя стрелками. Доносится шум, звуки драки, визг. Отворяются двери, на крыльце появляется Мосальский:
«Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
.
Народ в ужасе молчит.
Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует»
И что в итоге?
Борис Годунов — скоропостижно умирает, перед смертью наставляет сына Феодора.
Григорий Отрепьев — после убийства Марии и Феодора Годуновых провозглашается царём, назвавшись Дмитрием, сыном Ивана Грозного.
Мария, её дети Феодор и Ксения — задушены приспешниками Лжедмитрия.
Заключение
В произведении «Борис Годунов» Пушкин поднимает ряд важнейших проблем, касающихся природы власти – как власти народной, так и тиранического господства одного человека. На примере жизни Бориса Годунова показана трагедия власти: царь хотел добра для своего народа, но добиться влияния мог только через кровопролитие. Однако народ не принял цареубийцу. В финале произведения новый правитель делает то же самое: убивает наследников Годунова. Люди наконец понимают, что на престол пришел не обиженный наследник, а убийца сирот. Ужаснувшись, «народ безмолвствует».
Краткий пересказ «Бориса Годунова» будет полезен школьникам, студентам и всем, кто интересуется произведениями А. С. Пушкина.
Тест по трагедии
Проверьте своё знание краткого содержания трагедии Пушкина:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг пересказа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 5074.
А какую оценку поставите вы?
Трагедия «Борис Годунов»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
углубить представление о драматических жанрах
развивать навыки анализа поэтического текста, выразительного чтения
воспитывать любовь к литературе, поэтическому слову и истории
Методы и приемы: слово учителя, беседа, анализ, выразительное чтение наизусть, конспектирование
Оборудование: Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. — 448с.
Список литературы:
Литература. 10 класс. Авторы: Курдюмова Т.Ф. и др. М.: Дрофа, 2007. — 448с.
Методическое пособие к учебнику под редакцией Т. Ф. Курдюмовой «Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Базовый уровень»
Курдюмова, Демидова, Леонов: Литература. 10 класс. Методическое пособие к учебнику под ред. Т.Ф. Курдюмовой. ВЕРТИКАЛЬ
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь, готовимся к уроку, открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Кто сегодня отсутствует?
2.Проверка домашнего задания.
Учитель: Давайте вспомним, что Вам было задано к сегодняшнему уроку (трагедия «Борис Годунов»
3. Основная часть
«Поэтическим откровением народной эпохи» назвал Павел Анненков произведение А. С.Пушкина «Борис Годунов».
В Михайловском в 1825 году А.С.Пушкин написал историческую драму «Борис Годунов», в которой, воссоздавая картины прошлого, поэт, говоря его собственными словами, хотел «воскресить минувший век во всей его истине». Но только в 1830 году ее опубликовали, раньше не могли опубликовать по цензурным соображениям.
А удалось ли это поэту, и почему у него возник интерес к веку минувшему, мы сегодня и попытаемся выяснить, сопоставляя исторические факты с художественными.
Самым приемлемым жанром для подобного изображения Пушкин считал трагедию. Именно в трагедии «можно показать зависимость судьбы человека от судьбы народа», решить вопрос о политических судьбах страны.
Работа с терминами:
Трагедия — вид драмы, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
Драма – произведение, предназначенное для постановки на сцене.
В чем состоит отличие трагедии «Борис Годунов» от классических трагедий?
Вспомним черты классической трагедии, сравним их с особенностями трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».
1. Композиция. Трагедия состояла из 5 действий (В драме Пушкина 23 сцены. Почему? Жизнь трудно уложить в определенные схемы. Многочисленность сцен позволила правдиво и более полно отразить историческую действительность.)
2. Единство места (События трагедии «Борис Годунов» происходят в Кремлевских палатах, на площади, в Ново — Девичьем монастыре, в келье монаха в Чудовом монастыре, в корчме на литовской границе, в Кракове , в лесу, на равнине близ Новгорода – Северского и т.д.)
3. Единство времени. События должны происходить в течение одного дня. (В трагедии — с 20 февраля 1598 г. до июня 1605 г. — 6,5 лет.)
4. Единство действия (По признанию автора, «едва сохранил». Все события развиваются вокруг Бориса Годунова.)
Три единства (классические единства, Аристотелевы единства) — правила драматургии, которых придерживался классицизм XVII—XIX в., опираясь на некоторые пассажи «Поэтики» Аристотеля.
Правила представляли собой следующие три жёстких ограничения:
Единство действия — пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.
Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.
Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.
Давайте запишем главных героев трагедии
1)Борис Годунов
2)Князь Василий Шуйский
3)Марина Мнишек
4)Гришка
5)Сын бориса Федор
6)Дочь Бориса Ксения
7)Андрей Щелкалов
Беседа
— Откроем первую страницу. Прочитаем посвящение. Почему свой труд поэт посвящает Н.М. Карамзину?
(Это знак восхищения трудом Карамзина — историка. Но драма Пушкина это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение).
— В какое время происходят события в драме?. Как мы это можем определить?
(В конце XVI — начале XVII вв. В некоторых сценах Пушкин точно указывает даты. Например, «Кремлевские палаты» (1598 года, 20 февраля), «Равнина близ Новгорода — Северского» (1604 года, 21 декабря) и другие)
— Как вы думаете, с какой целью автор вводит точную датировку?
(Поэт вводит нас в историческое и временное пространство. Хронология соединяет фрагменты произведения в единое целое)
— Перечитаем сцену «Кремлевские палаты». О чем говорят Воротынский и Шуйский?
(Об убийстве мальчика царевича по приказу будущего царя — самозванца Бориса).
— Какую роль играет данная сцена в трагедии?
(Это экспозиция, она готовит нас к восприятию последующих событий)
— Обратимся к сцене «Ночь. Сцена в Чудовом монастыре». Вспоминая Федора, Пимен говорит о том, что «Русь при нем во славе безмятежной утешилась…» Почему же сейчас нет этого?
(Прогневали мы Бога, согрешили,
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли…)
— Какой приговор выносит Григорий Борису?
(И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда)
— Перечитаем сцену «Палаты патриарха». Почему Григорий убежал из монастыря?
(«Буду царем в Москве!» Завязывается конфликт. Григорий хочет вершить мирской суд.)
Трагедия Бориса. «Ничто не может нас среди мирских печалей успокоить… «
— Перечитаем монолог Бориса из сцены «Царские палаты»
— В чем смысл монолога? Почему Годунов не может понять причину нелюбви народа?
(Попытка переложить вину на других, что не дает ему разобраться в природе нелюбви к нему народа — духовной, совестной)
— К мукам совести прибавляется опасность польской интервенции, восшествия на престол самозванца. Как бороться с «мятежным шепотом» об уцелевшем Дмитрии?. Поищем ответ на него в сцене «Царская дума».
Что советует Борису патриарх?
(… во Кремль святые мощи
Перенести, поставить их в соборе
Архангельском; народ увидит ясно
Тогда обман безбожного злодея,
И мощь бесов исчезнет яко прах)
— Обратим внимание на ремарку. Почему бояре испытывают смущение, а Борис «несколько раз отирает лицо платком»?
(«Святые мощи, чудотворные останки» могут принадлежать только невинно убиенному младенцу, а не погибшему случайно. Это значит признать убийство)
— Почему Годунов отказывается от выхода предложенного патриархом и принимает помощь Шуйского?
(Перед Борисом выбор: либо поступить по совести — всенародно признаться в своем грехе и спасти Москву, Россию от нашествия, либо поберечь себя и тем самым погубить свою душу, отдать на растерзание страну. Царь выбирает неправду.)
— Эта сцена является кульминационной. Она ярко демонстрирует конфликт «между поведением людей и совестью, между человеческой практикой и человеческими ценностями». Выбор сделан! К чему привел он?
— Назовите дальнейшие события трагедии, ускоряющие развязку?
(Предательство Басманова,
вступление интервентов в Москву,
убийство жены Годунова и царевича Федора)
— Почему так трагичен финал?
(Федор убит после смерти Бориса. Борис умер, но возмездие продолжается. Это не просто индивидуальное наказание, это неизбежное, неотвратимое зеркало греха. Преступление Годунова не ограничивается пределами его судьбы. Он умер, а его грех продолжает осквернять землю)
Трагедия Самозванца
— Найдите в тексте рассказ о Григории Отрепьеве. Кто он такой?
(Сцена «Палаты патриарха»)
— Почему Отрепьев сбежал из монастыря?
(совершить «мирской суд»
«буду царем в Москве»)
— Обратимся к сцене «Ночь. Сад. Фонтан.» Каким мы видим в ней Самозванца?
(В нем есть безграничное честолюбие, острый ум, решительность, безоглядная русская удаль, беспечность: «Беспечен он, как глупое дитя. «)
— Обратите внимание на артистичность героя: в келье, в корчме, с Поэтом, с Мариной — он везде разный. Как это подчеркивает Пушкин?
(Он по-разному называет героя. В келье — это инок Григорий; в корчме — Григорий-мирянин. В Кракове — Самозванец. Поэт хватает его за полу — Гришка: играет роль царя. Ощущает, как кто-то хватает — реагирует как вор: на секунду выпадает из роли.
В сцене у фонтана по-прежнему Самозванец, но в какой-то момент вживается в роль и становится Димитрием.
В сцене битвы, когда призывает «щадить русскую кровь» — Димитрий. После сцены Бориса с Николкой — Самозванец.
В сцене «Лес» дважды назван Лжедмитрием)
— Почему одного героя так по-разному называет Пушкин? Только ли для того, чтобы передать его артистизм?
(Называя героя по-разному, автор подчеркивает и его состояние, и свое отношение к нему. Так Самозванец умен, ловок, изворотлив, удачлив, хотя «и вор, а молодец». Он мечтает о престоле, о жизни, полной наслаждений. Он щедр ко всем, кто поддерживает его.
Лжедмитрий расточает щедроты и милости, любую малость использует для того, чтобы укрепить свое влияние, так как одного имени Дмитрия недостаточно.)
— После сцены «Лес» Григорий исчезает из пьесы, он засыпает. В драме 2 его сна. Первый — в келье. Перечитаем его. Что он сулит?
(Славу и бесславие.
Славу — подъем на башню «по лестнице крутой»; бесславие — «и, падая стремглав, Я просыпался»)
— Второй сон не описан. Но после него сбывается пророческая часть «И, падая стремглав, Я просыпался».
Мы видим Григория в действии от сна до сна. Почему?
(Его жизнь, карьера как сон. Он уже описал свой круг и ему предстоит проснуться.)
— Как приходит к власти Самозванец?
(Для того, чтобы возвести его на престол убивают Федора. История идет как бы по кругу. Убийство Димитрия, открывшее Годунову путь к власти, предопределило убийство Федора Годунова. Обман порождает обман. Нарушение законного порядка престолонаследия — преступление, порождающее смуту.)
— Трагедия начинается разговором о крови и завершается разговором о пролитой крови ни в чем не повинных людей. Начинается здравицей в честь Бориса и кончается призывом: «… кричите: да здравствует царь Дмитрий Иванович!», НО «Народ безмолвствует». Какова же роль народа в пьесе? Отвечая на этот вопрос, обратимся к тексту.
— Как ведет себя народ в экспозиции?
(Безразлично, что равносильно молчанию.
Затем его заставляют умолять Бориса быть царем. Он кричит: «Ах, смилуйся, наш отец, властвуй над нами.»)
— Каково поведение народа в финале?
(Кричит: «Да гибнет род Бориса Годунова!» Жалеет Федора и Ксению и ненавидит их.
Затем его заставляют кричать: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович!», а он «безмолвствует»)
— Почему «народ безмолвствует»?
(Избрание цареубийцы на царство свершилось при непосредственном попущении народа. Это не принесло ему облегчения страданий. Кара продолжается и после смерти Бориса, потому что в бедствиях целой страны не может быть виновен только один человек. В убийстве еще одного мальчика, в нашествии иноземцев виновен и народ, возведший на престол убийцу. Суд идет не только в душе Бориса, но и в глубинах народной совести. Народ слеп до поры до времени. Ужаснувшись новому злодеянию, народ почувствовал свою вину. Его безмолвие — это не только ощущение греха, но и преддверие перелома).
Заключительное слово учителя.
Перелистав страницы трагедии «Борис Годунов», мы с вами пришли к выводу, что это не просто художественная иллюстрация к русской истории, это, говоря словами литературоведа И.П. Карпова, «трагедия о попранной совести, ставшей причиной Смуты. Это трагедия о беде Российского государства и народа, чья история пошла неправедным путем вследствие нарушения древних обычаев и веками сложившегося порядка, вследствие духовного помрачнения народа».
Домашнее задание.
Чтение статьи учебника по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова
4.Подведение итогов урока, оценка знаний.
-Что особенно вам было интересно?
Выставление оценок
Борис Годунов | пьеса Пушкина
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Борис Годунов: идеальное сочетание искусства и науки
В прошлом месяце на сцене Берлиндского театра произошло нечто поистине знаменательное. Во второй раз за два года мировая премьера шедевра русской культуры состоялась в нашем кампусе благодаря самоотверженности и вдохновению множества студентов, преподавателей и сотрудников, финансируемых нашим новым Университетским центром творческих и исполнительских искусств и ряд других спонсоров. Большую часть этого и последнего семестра Принстон превратился в гигантскую ателье , в котором художественные таланты и научная энергия нашего университетского сообщества были мобилизованы для постановки самой амбициозной пьесы Александра Пушкина, Борис Годунов , в форме, задуманной, но так и не реализованной великим русским режиссером Всеволодом Мейерхольдом.
Подобно нашему воссозданию « Le Pas d’Acier » Сергея Прокофьева в 2005 году, «Борис Годунов» был театральным проявлением силы, запечатлевшим как физику и метафизику русского модернистского театра, так и юмор и ужас, которые таятся в русской истории. И если наша постановка чтит пушкинское и мейерхольдовское видение — от его бесстрастного отношения к прошлому до калейдоскопических движений его персонажей — Борис Годунов Производственные ценности также отражали оригинальность и изобретательность режиссера Тима Васена из нашей Программы театра и танца, его творческих партнеров и наших невероятно одаренных студентов-актеров, танцоров, певцов и музыкантов.
Действие происходит в конце 16-го и начале 17-го века в России и Польше, Борис Годунов рассказывает о взлете и падении могущественного, но измученного русского царя, которого подозревали в убийстве Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, чтобы очистить свою собственную путь к трону; которому затем бросает вызов претендент на это самое имя; и кто, среди нарастающих бедствий, умирает прежде, чем его собственный сын и наследник будут убиты. История пушкинской пьесы почти так же неудачна, как и правление, которое она документирует, и это одна из причин, почему постановка Принстона так интересна. Написано в 1825 г., Борис Годунов пал жертвой наслоений царской цензуры, а Пушкин не дожил до постановки своего произведения. Только в 1866 году запрет на его исполнение был снят, а когда он увидел свет, многие сцены были исключены.
В 1936 году Мейерхольд, глубоко восхищавшийся Пушкиным, предпринял попытку поставить всю пьесу и поручил Прокофьеву, находившемуся тогда на пике своих творческих способностей, написать попутную хоровую и оркестровую музыку. Сталинские гонения вынудили Мейерхольда отказаться от своего проекта после того, как начались репетиции, а величайший театральный новатор ХХ века был зверски казнен в 1940. Избежав этой участи, Прокофьев закончил свои дни в относительной изоляции. Только теперь осуществилась мечта Мейерхольда; только сейчас был поставлен полный текст оригинальной пьесы Пушкина в переводе Энтони Вуда, а партитура Прокофьева исполнена так, как было задумано — перед живой публикой.
Ничего из этого не могло бы произойти без руководства двух выдающихся ученых и педагогов: Саймона Моррисона *97 нашего факультета музыки и Кэрил Эмерсон, заведующей нашим факультетом славянских языков и литератур. Пересечение их давнего интереса к Прокофьеву и Пушкину вызвало бурю творческой и интеллектуальной активности, которая до сих пор отдается эхом в нашем кампусе и за его пределами. Эмерсон посвятила свою диссертацию Борис Годунов и с тех пор исследует эту сложную пьесу и ее исторический и литературный контекст. Моррисон, спасший Le Pas d’Acier от забвения, является одним из ведущих мировых авторитетов в области многочисленных, но во многих случаях неизвестных сочинений Прокофьева. Ему посчастливилось получить эксклюзивный доступ к бумагам композитора в Российском государственном архиве литературы и искусства, что позволило ему узнать, что сыграло решающую роль в воздавании должного 24 эклектичным номерам, написанным Прокофьевым для Борис Годунов . (Еще один отрывок был написан Петером Вестергаардом *56, бывшим членом нашего музыкального факультета, чтобы гарантировать, что критическая сцена будет наполнена музыкой.)
Партнерство Моррисон-Эмерсон не только воссоединило слова Пушкина и музыку Прокофьева, но и дало нашей постановке научную основу, которая проинформировала каждый шаг ее постановки, точно так же, как эта постановка дала Моррисону и Эмерсону новый взгляд на произведения, которые они изучают. Многие студенты, участвовавшие в Борис Годунов учатся на двух курсах бакалавриата, построенных вокруг спектакля: один ведет Эмерсон, а другой Васен и Майкл Кэдден, которые возглавляют Программу театра и танца и работали драматургом в нашей постановке. Добавьте к этому семинар для выпускников, шестинедельный курс для выпускников, выставку в библиотеке Firestone и международный научный симпозиум, проводимый на английском и русском языках, и вы начнете получать некоторое представление о динамичной интеллектуальной среде, в которой Борис Годунов был инсценирован.
Художественное воплощение этой работы было в равной степени многогранным, объединив основные виды исполнительского искусства в интенсивном сотрудничестве, включавшем 13 актеров, играющих около 60 различных ролей, несколько сольных певцов, 24 члена Хорового клуба Принстонского университета под управлением Ричарда Танга. Юк, 35 музыкантов из оркестра Принстонского университета под управлением Майкла Пратта и 12 танцоров под руководством хореографа Ребекки Лазьер. И это только верхушка айсберга, состоящая из небольшой армии дизайнеров, заказчиков и техников, от работы которых также зависит успех нашего производства.
Возможно, нигде междисциплинарный характер этого предприятия не проявляется так ярко, как в дизайне декораций, который представляет собой беспрецедентное сотрудничество между Программой театра и танца и Школой архитектуры.