cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация портрет гоголь 10 класс – Презентация к уроку (10 класс) по теме: Презентация Н.В.Гоголь «Портрет» | скачать бесплатно

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Из опыта работы. Урок. Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».

Урок 21.  Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
Цели урока:
Образовательная :
— проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет».
— определить тему и основные проблемы повести.

Развивающая:
— развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя
— устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников;
— умение работать с текстом, словарной статьей, репродукциями.

Воспитывающая:
воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым;
— убедить учащихся , что чистота души человека зависит только от его самого;
— умение различать светлые и негативные стороны жизни.


«Спасай чистоту души своей.
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою»

Н.В. Гоголь

ХОД УРОКА


1. Орг. момент.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему , которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу.

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

И  как бы ни была дорога Гоголю Украина, ставшая его колыбелью, краем детства и отрочества, признание свое Гоголь обрел в России, в городе, навсегда слившемся с его судьбой … Что это за город? (Санкт – Петербург) … Город Пушкина, а затем и Достоевского, а далее — и Блока- город литературы непременно должен стать городом Гоголя.

Гоголевский Петербург, причудливо сочетающий в себе реальное и фантастическое, — страшный фантасмагорический город, воплощающий все силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. 

И сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать одну из повестей — «Портрет».

Сейчас мы проверим домашнее задание.

План реферата записан на доске (или спроецирован).

1. Тема художественного творчества в повести «Портрет» (художник Чартков).
2. Проблема противостояния ремесла и искусства.
3. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант, пренебрегший всем.
Художник- творец, гений. (А.Иванов).
4. Художник, занимающийся религиозной живописью, служащий Богу, получивший прощение и благословение небес.
5. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.

— Что вы можете сказать по данному выступлению?
Учитель:
-Хорошо, а что такое тщеславие? Я просила посмотреть в словаре. (Тщеславие — кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.)
— Да, ребята, эстетическая система взглядов многопланова и позволяет по-разному понять творчество Н.В. Гоголя людям с разным типом эстетического и духовного опыта. Когда вы читали повесть, поняли что повесть читается тяжело и читать ее надо вдумчиво. Например, Белинский вообще не понял повесть и отозвался о ней резко отрицательно.

— Ребята, в повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

— Как вы понимаете эти слова? (Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

— В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова? (Чартков — способный художник, но ему хочется скорее прославиться.).
— Какой портрет он купил однажды? (Портрет ростовщика.)
Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщие — тот, кто дает деньги в долг под большие проценты).

— Сейчас нам Маша расскажет о прототипе Чарткова.

Сообщение ( Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика- индейца, которого описывает в своих мемуарах актер Каратыгин « Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками». ) 

— О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести: «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так , как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!»

— Убьет святых и ангелов … Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова , соблазненного страстью корыстолюбия.

В первой редакции Н.В.Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова? (Черт — в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало). 
Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь догадываться.
— Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

— О чем предупреждал Чарткова профессор живописи? («Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».)

-У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.

— О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? (Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую … »)

— Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке. Первый путь — это Добро, второй — зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро — это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? ( «стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант) .

— Какой путь выбрал художник? (Он выбрал зло. Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.)
— Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? (Чартков стал модным живописцем.)
— Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте: « … Кисть его хладела и тупела … »)

— Понимал ли это сам художник? (Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке … но этих толков не слышал упоенный художник..)

— Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно.
— Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили?

(Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.)

— В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины Иванова «Явление Христа народу»

Художник Александр Иванов много лет писал свое грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа).

— А теперь прослушайте слова самого Н.В.Гоголя, увидевшего эту картину (уч-ся) «Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины — представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу?

Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль … »

— Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту?

Найдите слова в тексте. (Ответ чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».)

— Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.
-Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков? (Да) 
— Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?

(Чтение цитаты: (С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня … Им овладела , ужасная зависть до бешенства») 

— Что такое зависть? (Зависть — один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта».

— Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение?(Нет). 

Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)

— Какое сравнение? (с бешенством тигра)

— Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой … K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия … Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».)

— Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался.
— Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила». «Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)
-Как называется повесть? («Портрет»)

Так что же здесь главное? ( Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе .. )
В чем заключается смысл названия?

— А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? ( До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным) .

— Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол? (Он ушел в монастырь каяться и молиться).

— Простил ли его Бог? (Да, наверное.) 
— Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».)

Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур. Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину. — все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое».

— Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын.

— Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына,. «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар) Бога — не погуби его … Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку. который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

— Эти слова, ребята, можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас, обыкновенных людей. Они и сейчас актуальны.

— Это идеалы, достойные человека? (Да. В словах отца сыну есть духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», — пишет в конце повести Гоголь.)

Какой литературный прием использует автор в повести? (- Две жизни, два художника. Прием сопоставления).
-И мы с: вами опять вернулись к началу урока.
Эпиграф.

— Как вы понимаете эти слова (^ Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот -должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять на мелочи.)

— Какой мы может сделать вывод:

Черткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.

Какова же главная тема в повести «Портрет» (Тема искусства, художественного творчества и Добра и зла в искусстве.)

— А проблема? (Проблема противостояния ремесла и искусства.)

— План реферата, который записан у нас на доске, и явился планом нашего урока.

Рефлексия:

О чем же мы говорили на уроке.

— Ребята, я хочу еще раз вам сказать, что Гоголь раскрыл связь искусства с религией.

Из религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.

Д/з : написать мини сочинение — рассуждение:

1. «Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».
2. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

nsportal.ru

Урок литературы по теме «Проблема истинного искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет»». 8-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (886,8 кБ)


Цели урока:

  • показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества – вклад писателя в спор о предназначении искусства;
  • выяснить, какова идейно-композиционная роль второй части повести «Портрет» и как автор решает проблему истинного искусства.

Задачи урока:

  • Обучающая: совершенствование умений интерпретации литературного произведения и анализа художественной детали, навыков владения устной и письменной речью; раскрытие социального, нравственного, эстетического смысла повести.
  • Развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и «чувства интеллекта».
  • Воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести и чести.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя,  проектор, Презентация 1, Презентация 2 (Тестирование по повести Н.В.Гоголя «Портрет»)

Кто заключил в себе талант, тот
чище всех должен быть душою..

Н.В.Гоголь

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя (Слайд №3)

– Как вы знаете, Николай Васильевич Гоголь свой писательский долг видел в служении великому искусству, в стремлении показать правду жизни. Он хотел, чтобы читатель     через его творчество мог «постигнуть высокую тайну созданья». О том, что Гоголя волновали вопросы творчества и место художника в обществе, говорит тот факт, что именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству (“Живопись, скульптура и музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью “Портрет”.  
(Сообщение цели урока) Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о проблеме истинного искусства в повести Гоголя «Портрет», старясь выяснить одновременно и идейно-композиционную роль второй части произведения.

II. Работа с эпиграфом  (Слайд №4)

– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?
– Каким, судя по высказыванию автора, должен быть настоящий художник?

III. Оценка повести критиком

Учитель. Так, критик В.Г.Белинский, оценивая талант великого прозаика, говорил: «Гоголь – поэт, поэт жизни действительной». А это больше всего ценилось в русской литературе. После выхода повести «Портрет» Гоголь рассчитывает на понимание
читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: (Слайд №5) “Портрет есть неудачная попытка г.
Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия”.

– Какое значение придаёт критик слову «приделка» в данном контексте?

IV. Сообщение подготовленного ученика о пребывании Гоголя в Италии и дальнейшей судьбе повести «Портрет» (Слайд №6)

 Ученик. Уехав из России после скандала, связанного с премьерой “Ревизора” Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты… Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности , с художником Ивановым, который работает над картиной “Явление Христа народу”.
Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть “Портрет”.
К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

V. Чтение учителем 1 абзаца 2-й части повести до слов «Длинная зала…»

VII. Работа с текстом (Слайд №7)

– Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией? (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)

VIII. Ученик (индивидуальное исследование) рассказывает об этимологическом родстве двух слов: «искусство» и «искушение» (Слайд №8)

Искусство родственно словам «искушать», «искушение».  «Искусити» (старосл.) значило «подвергать испытанию».  «Искушенный человек» – это тот, кто многоопытен, много испытал.

– Кто, по вашему, в повести выступает в роли «искусителя» и почему?

IX. Работа с текстом продолжается

– Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?(Слайд№9) (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)
– Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя? (Слайд №10)

«Он ходил в широком азиатском наряде; тёмная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно он был нации… об этом никто не мог сказать
«..Глядит, глядит человеческими глазами!,
«..смуглое, тощее,

запаленое лицо и какой-то непостижимо-страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависшие густые брови отличали его от .. жителей столицы»
«.. Что-то демоническое в глазах..»
– Какая художественная деталь в описании внешности повторяется? («Необыкновенного огня глаза», «демоническое в глазах» – это глаза сатаны, нечистой силы, носителя ЗЛА)

– Почему к ростовщику постоянно обращаются люди за деньгами? (Слайд №11)
«Этот ростовщик отличался от других ростовщиков уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей старухи до расточительного придворного вельможи». «Он давал деньги охотно…». 
– Почему ростовщик давал деньги охотно и богатым, и бедным? (Ради наживы)
– Олицетворением чего является сам ростовщик и его портрет в повести?

(Слайд №12)
– Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

X. Сообщение микрогрупп (домашнее задание по теме «Какие искушения и испытания прошёл каждый из художников, выбирая свою дорогу к истинному искусству?») (Слайд №13)

  • Художник Андрей Петрович Чартков (1 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 19)

 «..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро». «Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица…».
«… кисть его хладела и тупела, и он … заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы…».
«Им  овладела ужасная зависть, зависть до  бешенства…  Купивши картину,..  разрывал  её,..  топтал ногами, сопровождая смехом  наслажденья.»

  • Товарищ Черткова (2 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 20

С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек ..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»
«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми…  Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»

  • Художник, написавший портрет ростовщика (3 группа) (Цитаты в помощь отвечающим –
    гиперссылка:
    слайд № 21

 «Он  удалился с благословенья настоятеля   в пустынь..  Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».
«Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла.

Учитель. Итак, Гоголь убеждён, что талант – это Божий дар и человек искусства ни в коем случае не должен прикасаться в своём творчестве к ЗЛУ, так как оно невольно начинает проникать в его душу, сознание, а потом творчество.

Сообщение 3 микрогруппы (домашнее задание по теме «Советы и наставления отца художника Б. своему сыну») (Слайд №14)

– Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?Почему?

 Учитель. В своих рассуждениях об истинном искусстве и чистоте души художника, рассказывая языком повести о борьбе добра и зла, Н.В.Гоголь традиционно опирается на библейские легенды.

– В чём связь советов отца художника Б. с Нагорной проповедью Христа? Докажите текстом. Один из примеров: (Слайд №15)

В тексте:

«Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колёс, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

В Библии:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?… Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас.» (Библия от Матфея: 7:1-14)

Вывод.

– Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром Бога»?  (Слайд №16)
– Как вы понимаете высказывания классиков об этом?

XI. Задание на дом: (задание учащийся выбирает по желанию)

  • Напишите сочинение на тему «Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
  • Или создайте синквейны, рассказывающие о  художниках (Чартков, его товарищ, отец художника Б.)

XII. Рефлексия. (тестированиеПрезентация 2, Приложение 1)

Использованная литература:

  1. Литература. 8 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова) / Сост. Л.М.Серёгина – Волгоград: Учитель,  2003.
  2. Б.Арапович и В.Маттелмяки. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Издатель: Российское Библейское общество, Москва, 1994
  3. http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html   –  Маранцман В.Г. Материала для изучения повести Н.В.Гоголя Портрет

12.04.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Презентация к уроку по теме: Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Портрет»

Н.В.Гоголь

«Портрет»

Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Шляпниковская СОШ» Перевозчикова Л.Ю.

Добро и зло

вне человека или внутри его?

Проблема

Что стало причиной страшной судьбы Чарткова?

История нравственного падения художника Чарткова отразила размышления писателя о :

  • истинном смысле

человеческой жизни

  • нравственном выборе
  • духовном падении и воскресении

Жизненный путь Чарткова

Покупка портрета с изображением ростовщика

Стал модным живописцем

Создание портрета Психеи

Посещение выставки

Создание картин

Зависть

«Художник с талантом»

Смерть

Путь художника из Италии

Создал чистое непорочное произведение искусства

Выбрал в учителя Рафаэля

Посещал выставки

Всё отдал искусству

Погрузился в труд,

став отшельником

Уехал в Италию

Испытывал страсть к искусству

А.Иванов «Явление Христа народу»

добро

зло

Талант

Любовь к творчеству

Способность творить

Понимание: труд-путь

к совершенству

Нетерпеливость

Погоня за модой, славой

Комфортная жизнь

Богатство

Самолюбование

Самомнение

Гордыня

Презрение к людям

Зависть

Желание мести

Вывод

Ростовщик в повести – воплощение зла, это дьявол. Дьявольское начало в нём сильно. Всё, что исходит от него губительно. Человек, продавший душу дьяволу обречён.

Путь художника-иконописца

Создаёт картину,

где утверждается

добро и свет

Создал портрет

ростовщика

Путь покаяния и

очищения души

Зависть

Писал картины для церкви

Рождество Христово

Вывод

  • Зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы – так произошло с художником-иконописцем
  • Ростовщик – воплощение зла, которое гуляет по миру
  • Надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека

Добро и зло вечны.

Зло столь же неистребимо, как и добро.

Символичны слова ростовщика:

«Я не хочу умереть совершенно, я хочу жить». Поэтому не случайно его портрет, кем-то украденный на аукционе, вечно остаётся в мире, чтобы искушать блеском золота и лёгкой славы.

ПОДУМАЕМ

«Зло неистребимо»

«Зло можно истребить

окончательно»

Выводы по уроку

Добро и зло и вне, и внутри человека .

Человеческая жизнь – это активный

выбор между добром и злом.

Талантом художника в мире может

быть умножено добро или зло

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме: Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Комитет по образованию администрации Шипуновского района

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Шипуновская  средняя общеобразовательная школа №1

Шипуновского района Алтайского края

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

Учитель русского языка

и литературы:

Иванова Оксана Владимировна

Шипуново 2013

Тема урока: Н. В. Гоголь.  «Портрет».

Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Цель урока:

—  обобщить ранее полученные знания  о «петербургских повестях»;

-определить место повести «Портрет» в данном цикле.

Задачи:

    Образовательная:

   — проанализировать повесть «Портрет» и осмыслить одну из центральных для писателя тем: содержание и назначение искусства.

     Развивающие:

-формировать умение глубокого анализа текста;

-вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока;

-развивать творческие способности, монологическую речь.

     Воспитательные:

-вызвать интерес к творчеству Н. В. Гоголя;

-формировать нравственные ценности личности.

.

Тип урока: комбинированный  урок с использованием медиаресурсов

Форма урока: проблемно- поисковый семинар с опережающими заданиями

Используемые педагогические технологии:

-традиционная педагогическая технология;

— технология метода проекта;

-информационно – коммуникационная технология;

— элементы технологии исследовательской деятельности обучающихся и элементы                  дифференцированного подхода к обучению.

Продолжительность:  45 мин

Средства обучения: проектор, компьютеры, иллюстрации к произведениям, портрет Гоголя

Подготовительная работа:

1 группа — Образ Петербурга (повесть «Невский проспект»).

2 группа — Тема «маленького человека»  (повесть «Шинель»).

3 группа — Видение мира через фантастику (повесть «Нос»).

Этапы подготовительной работы:

  • прочитать художественное произведение;
  •  собрать материал по теме;
  • составить мини-презентацию;
  • создать слайды.                                        

                                                                     

                                                                 

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Тема урока:  Н. В. Гоголь. «Петербургские повести ». Место повести «Портрет» в сборнике.( слайд №1)

Цель нашего урока: исходя из темы урока, сформулируйте цель урока

Обобщить ранее полученные знания о « петербургских повестях» , определить место повести      «Портрет»  в цикле «петербургские повести»,  осмыслить одну  из  центральных для писателя  тем – назначение искусства. (слайд №2)

«Петербургские повести»- третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.

Тема Петербурга не являлась в 1830-е годы чем-то новым и неожиданным.  В поэме «Медный всадник» Пушкин изобразил Петербург как город русской славы  (чтение учащимся отрывка:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия,

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!)

       и одновременно как город социальных контрастов  (чтение отрывка из поэмы:

       Итак, домой пришед, Евгений

       Стряхнул шинель, разделся, лег,

       Но долго он заснуть не мог

       В волненье разных размышлений.

       О чем же думал он? О том,

       Что был он беден, что трудом

       Он должен был себе доставить

        И независимость и честь…)

                       (На экране слайд №3,4)

Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Каким же видит Гоголь Петербург?

(На экране слайд №5)

 Когда Николай Васильевич приехал в 1829 году в Петербург, он написал матери о том представлении, которое у него сложилось о городе: «Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в  ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Петербург у Гоголя  — это царство роскоши и власти, где богатая часть города полностью  подчиняет себе бедную.

По словам Набокова, «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».  

  1.  Работа по теме урока.

Учитель: 

Сегодня на уроке, углубляясь в содержание  «петербургских повестей», попытаемся понять гоголевское видение мира.

-Из презентации 1 группы учащихся узнаем, каким предстает образ Петербурга на страницах повести «Невский проспект».

      1.Сообщение учащихся по теме  «Образ Петербурга в повести

       «Невский         проспект» »      (На экране слайд №6)

-Каким предстает гоголевский Петербург?

Вывод: За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе «маленького человека».

2.Сообщение 2 группы учащихся – Тема «маленького человека» в повести «Шинель». ( слайд №7)

-Сопоставьте иллюстрации по повести Гоголя «Шинель» Бориса Кустодиева и  Саввы Бродского.

— Кто из художников подошел ближе к пониманию глобальности поднятой Гоголем проблемы?

(Считаю, что таковым художником является Савва Бродский.  Он представил  мир «маленького человека» в виде шинели, которая стала смыслом жизни. Изображение на пуговицах двуглавого орла — символ самодержавия, которому нет дела до «маленького человека». Тоненькая фигурка с поднятыми вверх руками беззащитна и одинока. «Маленький человек» просит помощи, сочувствия, сострадания. Но нет уверенности,  что он  будет услышан.)

  Вот по бесконечной и холодной планете в черной пустоте бежит крошечный человечек в ужасе, а может быть, в мольбе о помощи воздымая руки. Но вдоль его пути лишь аляповатые оловянные пуговицы с равнодушными (или издевательски-ухмыляющимися) символами государственной власти – двуглавыми орлами. Так ведь это пола шинели с двумя рядами пуговиц! Так начинается цикл из 14 цветных линогравюр С.Бродского к повести «Шинель».

      -Впоследствии Достоевский скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Вывод: Гоголь от истории маленького человека подводит читателя к  сознанию трагизма пребывания человека в мире, независимо даже от его «значительности»: на героя «нестерпимо обрушилось несчастье, как обрушивалось на царей и  повелителей мира».

3. Учитель:

  Петербург Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном  единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия.

-Каков характер фантастики повести «Нос», вы узнаете из сообщения 3 группы.

(  слайд №8)

— Какой художественный прием применяет Гоголь для показа абсурдности Петербурга? (гротеск)

— Почему иллюстратор Алимов не показывает лица носа?

( Нос- это существо пустое, это даже не существо, а носитель мундира, чина. Лицо обретает личность.)

Вывод: Повесть «Нос»- пародия на чинолюбцев, для которых характерна пустота. Это главная нелепость, показанная через фантастику: поклонение не уму, а пустышке в мундире.

  1.  Анализ текста художественного произведения.

 Учитель:

— Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле. Что же может противостоять злу? 

-Обратимся к повести «Портрет». Анализ этого произведения будете проводить в группах, после чего мы должны  определить место повести      «Портрет»  в цикле «петербургские повести»,  осмыслить одну  из  центральных для писателя  тем – назначение искусства. 

-Почему повесть называется «Портрет»? (События происходящие в повести связаны с портретом некоего человека с живыми глазами)

— Сколько частей в повести? (две)

— Кто главный герой 1 части?( художник Чартков)

-Кто главный герой 2 части? (художник –самоучка)

Задания

Первая группа.  Выпишите из текста произведения цитаты, отражающие моральное падение Чарткова, и соотнесите их с иллюстрациями Кукрыниксов.

(  ответ данной группы на слайде №9-10)

Вторая группа.

 Сжато  перескажите историю создания таинственного портрета и его влияния на людей(ответ)

Третья группа:

 Дайте сопоставительную характеристику двух художников – Чарткова и                                    художника, создавшего портрет ростовщика (ответ- слайд № 11-12)

Вывод: Писатель создает два типа художника. Первый, талантливый художник Чартков, под        влиянием власти денег и жажды быстрой славы проходит путь деградации, а другой — создатель дьявольского портрета — путь восхождения

Четвертая группа.  

  Внимательно прочитайте отрывок из статьи В.Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Портрет» есть неудачная попытка г.Гоголя в фантастическом роде … Первой части этой повести невозможно читать без увлечения… Но вторая часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно г.Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Подумайте, прав ли В.Г.Белинский. Подтвердите или опровергните мнение критика, доказывая свою точку зрения цитатами из второй части повести.

Ответ четвертой группы

 – Мы считаем, что В.Г.Белинский прав. Страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом приводит его к утопии. Вторая часть повести – это проповедь нравственного очищения, которую можно представить в виде свода нравоучительных правил:

  1. «Талант есть драгоценнейший дар бога — не погуби его».
  2. «Исследуй, изучай все,  что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья».
  3. «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Учитель:

«…если  сочинение заключает в себе две, три еще не сказанные истины, то уже автор не вправе скрывать его от читателя, и за две, три верные мысли можно простить несовершенство целого», — так заявляет Н.В.Гоголь в ответ  на критику В.Г.Белинского  относительно второй части повести « Портрет».

-Какие верные мысли   на может скрывать Гоголь?

IY.   Подведение итогов урока.

Слово учителя:

1) -Как в  повести Н.В. Гоголь формулирует предназначение искусства: «…для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно  к Богу».  

-С чем писатель сравнивает истинное произведение? ( с молитвой.) Действительно, смысл того и другого в идее спасения. Но Гоголь себе противоречит: в окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает, и зло опять пошло бродить по свету. Миропониманию Гоголя свойственны противоречия.

  -Каково  место повести      «Портрет»  в цикле «петербургские повести»?     

К  каким же размышлениям подводит Гоголь современного читателя своими повестями?

( Вечное противостояние добра и зла,  их бесконечная борьба в человеческой душе. Человек ответственен за содеянное зло.

Перед каждым  всегда открыт путь, ведущий к духовной победе над злом.  Право выбора остается за человеком.

Нельзя ставить материальные ценности превыше духовных.

 К сожалению, на сегодняшний день остается актуальной проблема «маленького человека».)

2) Рефлексия: Оценки! Я предлагаю каждому оценить свою работу в группе: кто считает, что его работа была на «5», «4», «3».

Спасибо за урок!!!

      Y. Домашнее задание.

      Сопоставьте повесть Н.В.Гоголя «Портрет»   с повестью Оноре де  Бальзака «Гобсек».

nsportal.ru

Презентация на тему Урок по повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Слайд 1

Урок по повести «ПОРТРЕТ»

Учитель: Светлана Тимофеевна ЛАПШИНА

Слайд 2

В 1834 г в обществе велись оживлённые споры о сущности искусства. Повесть – отклик Н.В. Гоголя

Люди искусства, музыканты и художники, становятся героями романтических произведений. Это люди особого склада — умные, ранимые, тонко чувствующие. Поэтому они в конфликте со всем миром, они непонятны окружающим, они презираемы и бедны, но правда на их стороне…

Слайд 3

Из «Авторской исповеди»

«…когда я стал задумываться о моём будущем… мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я стану человеком известным… и что я сделаю даже что-то для общего добра… но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить так же службу государственную, я бросил всё…»

Слайд 4

ЧАСТЬ I

«Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе».

Слайд 5

«Всякий восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьёзно; лакеи-мальчишки и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чём калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит».

Слайд 6

«В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков». Найдите портрет героя «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нём того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своём наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости».

Слайд 7

Что купил Чартков? «…Портрет в больших великолепных рамах… Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица его, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм… Необыкновеннее всего были глаза… Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…»

Слайд 8

«Усталый и весь в поту дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. Он…скинул шинель, поставил рассеянно принесённый портрет между двух небольших холстов и бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд мелких гвоздиков, когда-то прикреплявших её, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе…» Какие слова своего профессора вспомнил Чартков в это мгновение?

Слайд 10

«Виват, Андрей Петрович!.. Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам на обеды и даже на гулянья, щегольски одеваться и даже утверждать гласно, что художник должен принадлежать обществу, что нужно поддержать его званье, что художники одеваются, как сапожники, не умеют прилично вести себя…» Какие события предшествовали этому?

Слайд 11

Что погубило Чарткова? Каковы ужасные последствия его гибели как художника?

«Но точно ли был у меня талант?»

Слайд 12

Часть II

«Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы я был совершенно как живой?»

Слайд 13

«…вошёл к нему ужасный ростовщик. Ты художник? Нарисуй с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить…» Подумайте, можно ли назвать повесть «ПОРТРЕТ» фантастической? Как связаны фантастика и реальность в романтической повести Гоголя?

Слайд 14

Кто из героев, по-вашему, становится выразителем взглядов Н.В. Гоголя на искусство? Как писатель-романтик решает вопрос о назначении искусства?

Слайд 15

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Внеклассное чтение

Слайд 17

Оскар Уайльд (подлинное имя Оскар Фингал О Флаэрти Уилс) поэт, прозаик, драматург (1854 — 1900)

Слайд 18

Философский роман «Портрет Дориана Грея»

История морального падения аристократа Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и умник лорд Генри становится духовным учителем Дориана. Под его влиянием юноша превращается в совершенно безнравственного человека. Провозгласив смыслом жизни удовольствие, герой романа утрачивает представления о добре и зле.

Слайд 20

У Дориана грея есть двойник – это обладающий фантастическими свойствами его собственный портрет, написанный когда-то его другом художником Холлуордом. Портрет отражает безнравственное поведение оригинала, а юноша внешне не меняется.

Слайд 22

В погоне за земными благами и удовольствиями Дориан не останавливается перед преступлением, когда таинственной загадке его вечной юности угрожает разоблачение. Со временем живописное лицо Дориана превращается в страшную маску жестокости и порока.

Слайд 23

Желая уничтожить своё отвратительное изображение, герой вонзает в него нож – и убивает самого себя

Слайд 24

Так писатель развенчивает представление о внешней красоте, лишённой нравственной опоры

Слайд 25

Афоризмы Оскара Уайльда

Художник – тот, кто создаёт прекрасное. Мысль и Слово для художника – средства Искусства. Порок и Добродетель – материал для его творчества. Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Если произведение искусства вызывает споры – значит, в нём есть нечто новое, сложное и значительное. Всякое искусство совершенно бесполезно

Слайд 26

Приятного чтения

prezentacii.org

Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: Жизнь и творчество Н.В. Гоголя презентация для 10 класса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»в 9 классе.

данный материал как наглядность к уроку с использованием ИКТ…

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя урок-презентация

Вводный урок- презентация  в 9 классе. Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Обзор…

презентация жизнь и творчество Н.В. Гоголя

Презентация  может использоваться при изучении жизни и творчества Н.В. Гоголя  в курсе литературы 9 класса ….

Презентация к уроку литературы (8 класс) «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»

Презентация содержит справочным материал и задания по прочитанным произведениям…

план-конспект и презентация к уроку литературы в 9 классе «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»

Урок литературы в 9 классе«Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; повторение ранее изученных произведений писателя; закрепление навыков конспектировани…

Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя

Литературная игра для учащихся 8-го класса, посвященная жизни и творчеству Н.В. Гоголя ЦЕЛЬ: развивать познавательные способности учащихся, воспитывать любовь к литературе и художественному слову…

Н. Гоголь. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя. Пейзаж рождественской ночи

Н. В. Гоголь.Жизнь и творчество Н. В. Гоголя по произведению «Ночь перед Рождеством «для 6 класса…

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *