cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Первые государства древнего мира 10 класс урок – Конспект урока истории для учащихся 10 класса по теме «Древние государства»

Учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему: Восточные деспотии. Расширение ареала цивилизации.

Тема урока: Восточные деспотии. Расширение ареала цивилизации.

Цель урока: охарактеризовать восточные деспотии

Задачи урока

  • осветить основные особенности правовой системы восточных деспотий
  • рассказать об особенностях деспотической власти
  • закрепить навыки делать выводы из выученного материала
  • научиться работать с видеоматериалом
  • закрепить знания по теме

План урока

  1. Приветствие и мотивация
  2. Изучение нового материала
  3. Закрепление выученного материала
  4. Домашнее задание
  5. Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, интернет, презентации «Древняя Индия», «Древний Египет», «Древний Китай», «Деспотии Востока».

Ход урока.

  1. Приветствие и мотивация

   Учитель: Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Однако, покинув первобытность, Восток не преодолел мифологического способа отношения человека к миру. Мир древних восточных культур — это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь подчиненной частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и поднявшаяся над человеком мощь деспотического государства. Древние боги вечной Природы теперь выступают в облике первостроителей и покровителей Государства, которое мыслится как продолжение божественного порядка.

  В отличие от первобытного мифа, мы застаем здесь пробуждение и первые шаги свободного духа, однако его начальным сознанием оказывается чувство своей темницы, своей замкнутости во внешней несвободе. Дух здесь тоскует и рвется наружу из подавляющего его мира, но даже в бунте он оказывается внутренне связан в выборе своих путей. Путь человека к своей свободе на Древнем Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого определенного бытия. На вершинах восточной мудрости свобода выглядит как тотальное отрицание внешнего мира, от которого пытаются укрыться, растворившись в вечном потоке жизни, или обрести внутри себя покой, где нет ни страха, ни надежды.

  Эти черты культур Древнего Востока во многом определены способом коллективного выживания, единственно возможного для человека той эпохи и в тех географических условиях. Условием выживания было наличие мощного деспотического государства, получавшего свое смысловое оправдание в культуре и мироощущении древнего человека. Но наиболее развитые восточные культуры рождали в себе не только оправдание, но и духовный протест против подавляющей человека государственной мощи и пытались дать человеку внутреннее (смысловое) убежище от внешнего деспотизма

  1. Изучение нового материала (презентация)

… Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди.

                                      К.Ясперс, современный немецкий философ

— Как вы понимаете слова современного немецкого философа К.Ясперса?

…История превратила человека в существо, стремящееся выйти за свои пределы.

                                      К.Ясперс, современный немецкий философ

— Французский философ-просветитель М.Ж.Кондорсе и американский этнограф,  историк Л.Г.Морган определили этапы развития человечества, согласно которым человечество проходит три этапа, напомните какие? (дикость, варварство, цивилизация).

— Вспомните, что представляло собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации. При ответе вы можете воспользоваться электронной версией учебника: Хачатурян В. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века, пройдя по ссылке: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/hach_istmir/01.php

  • ремесло отделилось от сельского хозяйства;
  • ирригационные сооружения повысили производительность сельского хозяйства;
  • появились разные социальные слои общества, что вызвало усложнение социальной структуры;
  • образовались государства — система органов управления обществом и его подавления;
  • создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;
  • появились города.

— Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в IV-I тысячелетии до н.э. и покажите их на карте. (учащиеся называют и показывают цивилизации  — египетская, Месопотамия, индийская, китайская, цивилизация хеттов, финикийская, древнееврейская, крито-микенская (греческая), цивилизация  Урарту, персов, римская. На территории Америки – цивилизации инков, майя, ацтеков).

 …Реки – это великие воспитатели человечества

                                       Л.И.Мечников, русский историк, XIX века

— Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда. Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?

—  Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии.

Чтобы понять, почему первые цивилизации являются деспотиями, давайте обратимся к электронным словарям, воспользовавшись интернетом в ваших телефонах.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%F1%EF%EE%F2%E8%E7%EC

Википедия – свободная энциклопедия

  • Деспоти́зм— неограниченная власть.
  • Де́спот (от др.-греч. δεσπότης — господин) — полновластный правитель (не путать с жестоким правителем — тираном). Славянский аналог термина «деспот» — термин «господар».Не следует путать с византийским придворным титулом «деспот», не подразумевающим какой-либо абсолютной власти, — византийские деспоты были вассалами императора, а территория, управляемая византийским деспотом, называлась «деспотат».
  • Деспотия — форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Тем не менее, деспотия и не всегда является тоталитарным государством.

http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Деспотизм 

Деспотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Деспотизм (греч.) — как понятие государственного права — форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью.

— Какой вывод из всего вышеизложенного можно сделать?

— (вывод учащихся) Следовательно, классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайские империи, Персия Ахеменидов и Персия Сасанидов. Кроме того классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.

— Какие основные функции выполняло централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?

— (ответ учащихся) В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой  власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

— Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Работа в группах.

Ваше домашнее задание состояло в том, что работая в группах, вы должны были проследить развитие первичных цивилизации, выявить особенности их развития:

1 группа – Египетская цивилизация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/02b53d85-bd06-4ab3-8aa6-45666b5ab3fb/%5BIS10VI_3-06%5D_%5BSS_03%5D.html 

2 группа – Индийская цивилизация

3 группа – Китайская цивилизация

(выступление групп в сопровождении презентаций Power Point)

  1. Закрепление пройденного на уроке

Отнесите  перечисленные положения к:

А) причинам образования государства;

Б) к признакам государства.

1. Заинтересованность знати в укреплении своей власти.

2. Появление законодательства.

3. Наличие определенной территории.

4. Необходимость удержания в повиновении народа.

5. Необходимость защиты от врагов.

6. Наличие центров ремесла и торговли.

7. Появление аппарата управления.

Тест “Что такое цивилизация?”. 

  1. Древние государства появлялись:
  • по всей земле одновременно;
  • только на океанском побережье;
  • постепенно в долинах крупных рек.
  1. На территории древних государств были:
  • города, окруженные крепостными стенами;
  • отдельные дома жителей;
  • поселения жителей.
  1. Жители в древних государствах:
  • были равны перед законом;
  • все считались рабами правителя;
  • были неравны, то есть были богатые и бедные.
  1. Главой государства был:
  • старейшина избранный всеми;
  • царь, получивший власть по наследству;
  • религиозный служитель “по воле бога”.
  1. Необходимым для обеспечения правопорядка в государстве было:
  • тайная полиция;
  • законы и письменность;
  • подарки всем жителям;
  • грамотные чиновники.
  1. Домашнее задание.

Параграф 7

Нарисовать иллюстрацию к теме « Деспотии Востока. Расширение ареала цивилизации»

nsportal.ru

Всеобщая история 10 класс «Древний Восток»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО МИРА
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Время, начавшееся с возникновения первых государств, называют эпохой Древнего мира. Она обычно разделяется на три периода: В IV-II тыс. до н.э. возникают первые государственные образования. В конце II-I тыс. до н.э. период расцвета древних государств. В первой половине I тыс. до н.э. государства вступают в период упадка, возрастает роль новых государств – Греции и Рима.

Слайд 3

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Все основные вопросы на основе традиции, обычая. Авторитет старейшин обладавших большим опытом. Права вождей и колдунов ограничены, их власть опиралась на силу авторитета, а не на принуждение.
ПЕРИОД НЕОЛИТА
Обычаи и традиции заменяются законом, убеждение заменяется принуждением. Общество делится на управляемых и управляющих. Материальные основы создания государства – переход к обработке металлов.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Слайд 4

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Цивилизация в переводе с латинского языка (civilis) означает «государственный» или «гражданственный. Этап становления цивилизации неразрывно связано с переходом древних людей к скотоводству и земледелию.
ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА – РЕЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. НИЛ, ЕФРАТ, ИНД, ХУАНХЕ.
Обилие влаги + плодородие почвы + тёплый климат = несколько богатых урожаев в год. НО: болота + пустыня = крупномасштабная ирригация

Слайд 5

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Древний Египет – IV тыс. до н.э. Города-государства Месопотамии – XXX век до н. э. Царство Аккад в Месопотамии – XXIV век до н. э. Финикия, Древние Индия, Китай – на рубеже III-II тыс. до н.э. Ассирийское царство – XIX век до н. э. Вавилонское царство – нач. II тыс.

Слайд 6

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ
Патриархальное рабство при родоплеменном строе не имело большого значения. С возникновением первых государств, ведущих постоянные войны, число пленных значительно возросло. Рабы становились собственностью власти, знати, храмов, ремесленников. Именно они создали ирригационные сооружения, строили дворцы и пирамиды – превратились в товар.

Слайд 7

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ
Завоёванные земли переходили в собственность храмов, фараона и его приближённых. Жители этих земель либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности (в Египте – хему). Они зависели от воли чиновников, которые направляли их на общественные работы, в мастерские или выделяли им земельный надел.

Слайд 8

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ
Большую хозяйственную роль играло сохраняющееся общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Важнее было совместное пользование землёй и выполнение общих повинностей (уплата податей, служба в войсках фараона во время походов, выполнение ирригационных и иных работ).

Слайд 9

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВАХ
Высшая власть в Египте принадлежала фараону, который считался живым богом. Наместниками фараона в провинциях чаще всего были его родственники. Жрецы были служителями культа и хранителями знаний для строительства пирамид и проведения ирригационных работ.

Слайд 10

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ
Постепенно в государствах древности сложилась система правовых норм. Наибольшую известность приобрели законы вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). Они делили население на такие категории, как свободные общинники, люди, работающие в государственном хозяйстве, и рабы. За одинаковые преступления устанавливались разные наказания.

Слайд 11

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНИХ ГОСУДАРСТВ
Основную угрозу стабильности древних государств представляли: набеги кочевых племён, сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обострявшиеся при внешних вторжениях.
XVIII в. до н.э. нашествие в Египет кочевников гиксосов + XII в. до н.э. вторжение ливийских племен = упадок центральной власти

Слайд 12

ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Государства нового типа появились вследствие изменений в жизни общества с наступлением железного века:
Расширяющиеся территории земледелия нужно было охранять от кочевников. Необходимо было постоянно вести войну с целью экспансии (насильственного присоединения земель).
ГОСУДАРСТВА – ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ.
Империи – непрочные, опирались лишь на военную силу!

Слайд 13

ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Центрами первых военных деспотий стали государства, образовавшиеся в Малой Азии, на Иранском нагорье (держава хеттов, Ассирия, царство Урарту) – борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии.

Слайд 14

ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ ДРЕВНЕГО МИРА
В XIV-XIII вв. до н.э. наибольших успехов добились хетты. В X-VII вв. до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, покорила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудейское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, персидских и мидийских племён. В VII в. до н.э. союз мидийских племён начал против Ассирии войну – Вавилон захватил большую часть её владений. В VI в. до н.э. началось возвышение Персидской державы. Освободившимся при царе Кире II (558-530 до н.э.) от власти Мидии, персам удалось покорить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию, при царе Камбизе – Египет.

Слайд 15

ВОЕННЫЕ ДЕСПОТИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Персидский царь Дарий I (522-486 гг. до н.э.): Империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати от размера и плодородия обрабатываемой земли. Впервые началась чеканка серебряной монеты, использовались также слитки серебра. Был прорыт канал от Нила до Красного моря и установлено прямое морское сообщение с городами Средиземноморья.

Слайд 16

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III веке до н. э. большая часть объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки. В III веке начался период правления династии Гуптов, который принято считать «золотым веком» Индии.
Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отчасти объяснялась обширностью её территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и горы.

Слайд 17

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Ещё в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натуральное хозяйство общин сложилась жёсткая система наследования профессий – варны — замкнутые группы людей. Брахманы – жрецы, Кшатрии – вожди и воины, Вайшьи – рядовые общинники, Шудры – чужаки, отбившиеся от общин, пленные и их
потомки. С появлением новых профессий –разделились на касты торговцев, ремесленников, земледельцев и т.д. Система (более 100) делила общество на множество мелких сегментов. Переход из одной варны в другую был невозможен!

Слайд 18

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно расселились на равнинной части территории современного Китая. I-II тысячелетие до н. э. Множество небольших государств, самым влиятельным из которых являлось Западное Чжоу. Глава государства – ван (император) – считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. Земля принадлежала государству, которому Земледельцы платили налоги

Слайд 19

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
VIII век до н. э. Возникает 7 крупных соперничающих государств. Самое могущественное из них, империя Цинь, на некоторое время объединяет всю страну. Именно тогда по повелению императора Цинь Ши Хуанди с целью защиты от кочевников была построена Великая Китайская стена

Слайд 20

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
II век до н. э. — III век н. э. Главенство в Китае переходит к Империи Хань. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения со многими государствами Центральной Азии и Ближнего Востока. Так появился Великий шелковый путь (упадок в XVI в. н.э.). Китайские купцы везли по нему изделия из шёлковой ткани, бумагу, железо, лакированные изделия, драгоценные металлы.

Слайд 21

ДРЕВНИЙ КИТАЙ
Особенность Китая состояла в том, что главную опасность целостности страны создавали сепаратистские стремления местной знати. Китай был единственной страной Древнего мира, где со времени Цинь Шихуанди предпринимались попытки ослабить ее значение. Назначение на государственную должность требовало сдачи экзамена, к нему допускались выходцы из всех слоёв населения. За службу чиновники получали регулярное жалованье, а не земли. Государство регламентировало предельный размер земельных владений и количество рабов, которые могли находиться в распоряжении одного собственника. НО: злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их службы.

Слайд 22

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Давно исчезнувшие цивилизации Древнего мира стояли у истоков современной культуры человечества. Возникшие тысячелетия назад письменность, монументальная архитектура, зачатки научных знаний получили своё развитие в последующие исторические эпохи.

Слайд 23

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Основы письменности возникли ещё в доисторическую эпоху. С возникновением обширных государств возникла потребность в рассылке указаний, получении сведений из провинций и т.д. Развитие и усложнение систем письменности шло неодинаковыми путями. Китай, Египет – иероглифическая система письма. Шумер – клинопись на глиняных табличках. Финикия (в XIII в. до н.э.) – алфавитная система письма, при которой знак отражает определённый звук.

Слайд 24

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Основой религиозных воззрений Древнего мира была вера в загробную жизнь. Так согласно верованиям египтян, человек состоял из тела (Хет), души (Ба), тени (Хайбет), имени (Рен) и невидимого двойника (Ка). Считалось, что Ка остаётся на земле и вселяется в мумию покойного или его статую. Страх перед мёртвыми определял особое внимание к похоронным ритуалам

Слайд 25

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Древние египтяне верили в существование богов, олицетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который согласно египетской мифологии, научил людей земледелию, обработке руды, хлебопечению.

Слайд 26

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
С наступлением железного века степень зависимости человека от природы уменьшилась. В то же время таинство смерти по- прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало возникновению новых религий — зороастризма буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма: Жизненный путь человека рассматривался как испытание и достойный получал вознаграждение после смерти. Судьба человека зависела от его действий, поведения, в том числе и по отношению к окружающим.

Слайд 27

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Властители государств древности, обладавшие почти неограниченной властью, могли привлекать к реализации строительных проектов десятки тысяч человек. Это позволило возводить монументальные сооружения, например, пирамиды (самая высокая фараона Хеопса)

Слайд 28

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Висячие сады Вавилона, построенные в 600 г. до н.э. при царе Навуходоносоре II ошибочно связывают с легендарной основательницей Вавилона Семирамидой. В пустынной местности были построены террасы, высотой в 40 м, на них был насыпан грунт и высажены тысячи растений, привезённых со всего известного мира. Эти сады должны были радовать глаз жены царя Аматис.

Слайд 29

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Самым монументальным из сооружений древности была Великая Китайская стена. Её гигантские размеры и протяжённость породили немало гипотез о возможном времени её строительства. Между тем традиция окружать границы стенами была типична для древнекитайских государств. Цинь Шихуанди объединил их, разобрав все внутренние стены, а внешнюю, предназначенную для защиты от кочевых племён, укрепил.

Слайд 30

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Погребальный комплекс императора Цинь Шихуанди сооружали 700 тыс. рабочих в течение 38 лет, периметр только внешней стены захоронения достигал 6 км. В захоронение была включена «терракотовая армия»: 8099 статуй воинов, слуг, музыкантов, всадников, высеченных из камня в натуральную величину, они должны были обслуживать императора после смерти.

Слайд 31

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
В Индии, в долине Инда, были обнаружены остатки города Мохонджо-Даро (примерно 2600 г. до н.э.) Каменные дома бассейны, развитая городская канализация свидетельствуют о высоком, превышающем уровень европейского Средневековья, уровне развития градостроительства.

Слайд 32

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
В Древнем мире не было науки в современном её понимании. Существовал длительный опыт наблюдения за природой и природными явлениями, навыки решения конкретных задач, которые передавались из поколения в поколение.
Медицина: Древний Египет – использовались лекарства растительного и животного происхождения, косметические средства. Были накоплены знания в области хирургии и стоматологии, врачи умели делать ампутации, удалять опухоли, катаракту глаза.

Слайд 33

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Древний Китай – рецепты лечения лекарственными травами до сих пор сохраняют свою актуальность. Представления древних китайцев о функциях и предназначении человеческих органов, системы кровообращения были близки к современным.

Слайд 34

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Для строительства монументальных сооружений требовался высокий уровень познаний в математике, геометрии. В Древнем Египте умели рассчитывать площадь фигур, знали число «пи», проводили арифметические действия, в том числе с дробями.

Слайд 35

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Наблюдения за небом и небесными светилами позволили создать карты звёздного неба, предсказывать солнечные и лунные затмения. Был создан довольно точный календарь, включающий 12 месяцев по 30 дней плюс 5 дополнительных дней.

Слайд 36

КУЛЬТУРА СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
В Древнем мире начала развиваться техника мореплавания. Так, «египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, которые ходили под парусом и на вёслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удалялись далеко от берега.

lusana.ru

Методическая разработка «Государства Древнего Востока»

Государства Древнего Востока.

Цель урока: привести в систему изученный материал по истории и культуре стран Древнего Востока и на основе этого выявить общее и особенное в развитии известных государств.

Задачи урока:

  • повторить, углубить и систематизировать знания и представления учащихся о фактах, отражающих черты развития народов и государств Древнего Востока;

  • закрепить знания о вкладе народов Древнего Востока в развитие мировой культуры;

  • воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре народов мира;

  • в процессе анализа и сопоставления изученного материала развивать самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, навыки работы с исторической картой, умения правильно объяснять и употреблять исторические термины.

ХОД УРОКА

Во время урока рассматриваются вопросы, связанные с государствами Древнего Востока — Междуречье, Финикия, Индия, Китай.

В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество правильных ответов и в конце урока выставляет себе оценку.

1. Определите словами месторасположение государств:

1. Междуречье — находится на северо-востоке от Египта, между реками Тигром и Евфратом

2. Финикия — находится на восточном побережье Средиземного моря.

3. Индия — располагается на юге Азии, на полуострове Индостан, реки Инд и Ганг.

4. Китай — располагается на Юго-востоке Азии, реки Хуанхэ, Янцзы.

? На какие две части делилось Междуречье в древности? (север-Ассирия, юг- Вавилония)

? Где располагались финикийские колонии? (по берегам Средиземного моря)

? На какой реке возникли первые поселения людей в Индии? (на реке Инд)

? Какую реку Китая люди в древности называли рекой «тысячи бедствий», «горе Китая»?

(реку Хуанхэ)

2. Жили ли они?

Из предложенного списка имён, известных Вам из истории Древнего Мира, выпишите в левую колонку те, кто был историческим лицом (жили и действовали), а в правую те, кто известен Вам из мифов-сказаний о богах и вымышленных героях.

Хаммурапи, Геродот, Шамаш, Ашшурбанапал, Иштар, Эа, Ганеша, Кир, Дарий I, Брахма, Конфуций, Хумбаба, Утнапишти, Цинь Шихуан.

Жили:

Нет:

Хаммурапи (царь Вавилона)

Шамаш (бог солнца в Междуречье)

Геродот (др. греческий историк)

Иштар (богиня плодородия и любви)

Ашшурбанапал (Ассирийский царь)

Эа (бог воды)

Кир (царь персов)

Ганеша (индийский бог с головой слона)

Дарий I (правитель Персии)

Брахма (бог в Индии)

Конфуций (Китайский мудрец)

Хумбаба (страшный великан из сказания о Гильгамеше)

Цинь Шихуан (Китайский правитель)

Утнапишти (имя человека из мифа о потопе)

3. Письменность стран Древнего Востока.

Назовите характерные черты письменности и материалы для письма, которые использовались в государствах Древнего Востока.

Междуречье — Клинопись (глиняные таблички, деревянные палочки)

Финикия — Каждый значок соответствовал отдельному звуку — 22 буквы, без гласных.

Индия — Выработали письмо на основе финикийского алфавита. Писали на листьях пальм (вырезали прямоугольные листы, на краях пробивали отверстие, протягивали шнур и связывали листы в пачки). Писали чернилами из сока сахарного тростника и сажи.

Китай — Кость, бамбук, шёлк, бумага (первый материал, предназначенный для письма, а не приспособленный как другие).

4. Рассказ с ошибками.

Прочти рассказ и найди в нём ошибки.

Река Евфрат самая полноводная в Китае. Река берёт своё начало в Гималайских горах и впадает в Персидский залив. На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин. Летом и зимой река разливается, затопляя оазисы и пирамиды, расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат древние индийцы называли «рекой тысячи бедствий».

Ответ:

Река Евфрат самая полноводная в Китае (Междуречье). Река берёт своё начало в Гималайских горах (Кавказских горах) и впадает в Персидский залив. На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин (Вавилон).

Летом и зимой (осенью и весной) река разливается, затопляя оазисы и пирамиды (посёлки), расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат (Хуанхэ) древние индийцы (китайцы) называли «рекой тысячи бедствий».

5. Четвёртый лишний.

Найди лишнее слово:

1. Аравия, Малая Азия, Индостан, Африка.

2. Хуанхэ, Мемфис, Инд, Евфрат.

3. Индия, Междуречье, Ассирия, Вавилония.

4. Библ, Ур, Тир, Сидон.

5. Глина, древесина, бамбук, шёлк.

6. Хаммурапи, Конфуций, Цин Шихуан, Крез.

7. Фарфор, порох, бумага, шахматы.

8. Висячие сады, Вавилонская башня, Великая стена, Гималаи.

Ответ:

1. Аравия, Малая Азия, Индостан, Африка. (Полуострова, Африка — материк)

2. Хуанхэ, Мемфис, Инд, Евфрат. (Реки, Мемфис — город в Африке)

3. Индия, Междуречье, Ассирия, Вавилония. (Название одного и того же государства)

4. Библ, Ур, Тир, Сидон. (Города в Финикии, Ур-город в Междуречье)

5. Глина, древесина, бамбук, шёлк. (Материалы для письма)

6. Хаммурапи, Конфуций, Цин Шихуан, Крез. (Правители Междуречья, Китая, Лидии)

7. Фарфор, порох, бумага, шахматы. (Все изобретения китайцев в древности, шахматы — Индия)

8. Висячие сады, Вавилонская башня, Великая стена, Гималаи. (Сделаны руками человека, Гималаи — горы)

6. Вставь пропущенное слово:

1. Совершающие дурные поступки станет насекомым, пьяница станет ……., а вор — ………

2. Брахманам соответствует белый цвет, воинам — …., земледельцам -….., слугам — чёрный цвет.

3. Как люди становились рабами в Китае:

а) Пленники.

б) За …….

в) Порабощение ……..

г) Продажа……. в рабство.

4. Арабские цифры на самом деле являются …….. цифрами.

5. ……..носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся.

6. «Высшая добродетель — ……….».

7. «Живёт ………не во дворце, его дом — из глины, ворота из бамбука, калитка камышовая, окна без рам. Его можно убить, но нельзя опозорить».

8. В Индии священными животными являлись ………. и ………

9. Жизнь брахмана делится на периоды: ………., обзаведения семьёй, и ………

10. Конфуций говорил: » ………- это то, чего люди жаждут, ………- это то, что страшит людей».

11. Медь — ……… — железо.

Ответ:

1. Совершающие дурные поступки станет насекомым, а пьяница станет червяком, а вор — крокодилом.

2. Брахманам соответствует белый цвет, воинам — красный, земледельцам — жёлтый, слугам — чёрный цвет.

3. Как люди становились рабами в Китае:

а) Пленники.

б) За долги.

в) Порабощение заключённых.

г) Продажа детей в рабство.

4. Арабские цифры на самом деле являются индийскими цифрами.

5. Неприкасаемые носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся.

6. «Высшая добродетель — уважение к старшим«.

7. «Живёт учёный не во дворце, его дом — из глины, ворота из бамбука, калитка камышовая, окна без рам. Его можно убить, но нельзя опозорить».

8. В Индии священными животными являлись слон и корова.

9. Жизнь брахмана делится на периоды: учения, обзаведения семьёй, и отшельничества.

10. Конфуций говорил: » Богатство — это то, чего люди жаждут, бедность— это то, что страшит людей».

11. Медь — бронза — железо.

7. Объясни следующие выражения:

1. «Живой товар» — рабы

2. У кого «ухо находится на спине»? — у мальчика

3. «Железный век» — время, когда стали использовать железо. (научились выплавлять железо из железной руды)

4. Какой город называли «городом крови» и «логовищем львов»? — Ниневию.

5. Чем жителей Ассирии удивляли статуи «крылатых быков»? — тем, что у быков было 5 ног и казалось, что они делают шаг вперёд.

6. Где находится «царская дорога»? — это дорога, соединявшая крупнейшие города в Персидской державе, на ней через каждые 20-30 километров были расставлены посты с лошадьми, готовыми для того, чтобы немедленно отправиться в путь.

7. «Царь леса» — так индийцы называли огромное дерево, в ветвях которого можно было заблудиться среди множества побегов.

8. Индийцы говорили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте». Чем угощали змей древние жители Индии?

— раскладывали вокруг дома комочки вареного риса.

9. Кто такой «сын неба»? — В Китае так называли императора (царя).

10. Назови священное число в Междуречье?

— 60, вслед за жителями Междуречья мы до сих пор делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а окружность на 360 градусов.

11. Некоторые люди в Междуречье наживались на том, что давали своё имущество «в рост»? Каким образом?

— давали имущество под проценты.

12. «Глаза и уши царя»- кто это? — тайные осведомители Персидского царя Дария.

13. Кого стали называть «Просветлённый»?

-Будду, царевича Гаутаму.

8. Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру?

1. Стекло.

2. Пурпурная краска.

3. Письменность.

4. Ткань из хлопка.

5. Десять цифр.

6. Сахар.

7. Фарфор.

8. Порох.

9. Бумага.

10. Шёлковая ткань.

11. Чай.

12. Рис.

13. Компас.

14. Шахматы.

9. Объясни значение слов:

1. Урук — один из крупнейших городов в Междуречье.

2. Канал — был необходим для орошения полей и садов.

3. Клинопись — название письменности в Междуречье.

4. Жрецы — служители в храмах.

5. Закон — правила обязательные для выполнения каждым гражданином государства.

6. Аренда — взять на время что-либо (скот, земля).

7. Раб — человек, который принадлежал кому-либо, «говорящее орудие труда», человек без прав и свобод.

8. Боги — сверхъестественные силы.

9. Колонии — поселение вдали от страны.

10. Алеф — первая буква финикийского алфавита.

11. Держава — большое и сильное государство.

12. Сатрап — начальник одной из 20 областей Персии, собиравший налоги.

13. Будда — основатель буддизма.

14. Гунны — кочевые племена, жившие на севере от Китая. Для защиты от них китайцы строили Великую Китайскую стену.

10. Исторический диктант.

Распредели по странам приведённые ниже понятия:

1. Каста

13. Колония

2. Конфуций

14. Клинопись

3. Стекло

15. Морские разбойники

4. Брахма

16. «Неприкасаемые»

5. Евфрат

17. Гималаи

6. Хуанхэ

18. Библ

7. Ганеша

19. Вавилон

8. Таран

20. Шёлк

9. Бумага

21. Ганг

10. Тир

22. Шамаш

11. Компас

23. Цинь Шихуан

12. Алеф

24. Хаммурапи

Ответ:

1. Междуречье — 5, 8, 14, 19, 22, 24.

2. Финикия — 3, 10, 12, 13, 15, 18.

3. Индия — 1, 4, 7, 16, 17, 21.

4. Китай — 2, 6, 9, 11, 20, 23.

11. Подведение итогов:

Более 70 баллов — «5»

От 45 до 70 баллов — «4»

Менее 45 баллов — «3»

Список использованной литературы:

  1. «История Древнего мира», учебник для 5 класса средней школы. М., 1998.

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку по истории (10 класс) на тему: презентация к уроку истории в 10 классе «Цивилизации Востока.Деспотия».

Слайд 1

Цивилизации Востока. Деспотия. Учитель истории Н.Д.Малягина

Слайд 2

… Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди. К.Ясперс — Как вы понимаете слова современного немецкого философа К.Ясперса?

Слайд 3

— Французский философ-просветитель М.Ж.Кондорсе и американский этнограф, историк Л.Г.Морган определили этапы развития человечества, согласно которым человечество проходит три этапа, напомните какие?

Слайд 5

— Вспомните , что представляло собой жизнь людей в первобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации .

Слайд 6

отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации ремесло отделилось от сельского хозяйства; ирригационные сооружения повысили производительность сельского хозяйства; появились разные социальные слои общества, что вызвало усложнение социальной структуры; образовались государства — система органов управления обществом и его подавления; создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству; появились города.

Слайд 7

7 Причины возникновения государственности Увеличение численности населения Усложнение социальных отношений Необходимость защиты и регулирования зарождающейся частной собственности. Строительство храмов, поддержка ирригационных работ, водопроводов Защита интересов привилегированных слоев населения . Необходимость содержания постоянной армии Государство – институт разработки правовых норм …

Слайд 8

8 Признаки государства Госуда́рство — политическая организация общества, которая распространяет власть на всю территорию страны и её население, располагает аппаратом управления, издаёт обязательные для всех законы и обладает суверенитетом . Признаки государства Правитель Территория Города Войско Казна 5 тыс. лет назад возникли первые государства

Слайд 9

Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, существовавшие в IV — I тысячелетии до н.э. и покажите их на карте.

Слайд 11

…Реки – это великие воспитатели человечества Л.И.Мечников Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружающая их естественная среда. Почему Мечников называет реки – воспитателями человечества?

Слайд 12

«Река жизни» получила статус Индийская Ганга Желтая река — вторая самая длинная река в Китае после Янцзы

Слайд 13

Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии. Чтобы понять, почему первые цивилизации являются деспотиями, давайте обратимся к электронным словарям, воспользовавшись интернетом в ваших телефонах.

Слайд 14

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%F1%EF%EE%F2%E8%E7%EC Википедия – свободная энциклопедия Деспоти́зм — неограниченная власть. Де́спот (от др.-греч . δεσπότης — господин) — полновластный правитель (не путать с жестоким правителем — тираном). Славянский аналог термина «деспот» — термин « господар ».Не следует путать с византийским придворным титулом «деспот», не подразумевающим какой-либо абсолютной власти, — византийские деспоты были вассалами императора, а территория, управляемая византийским деспотом, называлась « деспотат ». Деспотия — форма государственного правления, когда верховная государственная власть сконцентрирована в руках абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных, то есть в деспотии самодержавный монарх не только правитель своего государства, но и господин своих подданных. Под деспотией также часто подразумевается тоталитарное правление, сопровождающееся репрессиями, подавлением гражданских свобод, контролем и слежкой за подданными государства. Тем не менее, деспотия и не всегда является тоталитарным государством.

Слайд 15

http:// ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Деспотизм Деспотизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Деспотизм (греч.) — как понятие государственного права — форма государственного устройства, при которой решающей силой является воля властителя, направленная к осуществлению его личных желаний, чуждая стремления к общему благу, и главное, не сдерживаемая законами, хотя бы изданными той же властью. — Какой вывод из всего вышеизложенного можно сделать?

Слайд 16

Следовательно , классическими деспотиями являлись государства Древнего Востока и Древней Африки: Ассирия, Вавилон, Древний Египет, древнеиндийские государства, Китайские империи, Персия. Кроме того классическими деспотиями были греческие тирании, государство Великих Моголов в Индии и Османская империя.

Слайд 17

— Какие основные функции выполняло централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока? В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Слайд 18

Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре. Работа в группах.Домашнее задание Подготовить презентацию, где проследить особенности развития первичных цивилизации: 1 группа – Египетская цивилизация 2 группа – Индийская цивилизация 3 группа – Китайская цивилизация Выступление групп

Слайд 19

Домашнее задание Параграф 6, вопрос 3, параграф 7, вопрос 5 письменно Презентация групп по темам Территория(карта) Управление (схема), персоны Религия Достижения цивилизации

nsportal.ru

Конспект урока «Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса» (10 класс)

Конспект урока по истории для 10 класса

Подготовила Османова Леся Петровна

Тема: Древняя Греция. От первых государств до расцвета полиса.

Цель: Расширить представление детей о истории развития Древней Греции.

Задачи: Изучить исторический период развития Древней Греции от раннего критско-микенского периода до классического.

Оборудование: учебник, тетрадь, мифы Древней Греции.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

Древняя Греция, колыбель Европейской цивилизации, всегда вызывала интерес у любого образованного человека. Здесь был заложен фундамент многих наук и созданы шедевры мирового искусства.

В древности Греция включала в себя часть Балканского п-ва, около 600 островов Ионического и Эгейского морей (Крупнейший из которых Крит), а также западное побережье Малой Азии. В конце III тысячелетия до н.э. на Балканы с севера вторглись индоевропейские племена греков-ахейцев. Они расселились, частью уничтожив догреческое население (о которых почти ничего не известно), частично смешавшись с ним. В последствии все греки именовали себя эллинами, а свою страну – Элладой.

Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III—II тысячелетий до н. э. — Крит не затронут Ахейцами.

— царь Минос. В 30-е годы ХХ века археологом Эвансом при раскопках обнаружен дворец Миноса (водопровод, кладовые, лабиринт). Была открыта критская цивилизация – названная минойской.

— особая форма монархии-теократия при которой царю принадлежала высшая светская и религиозная власть.

— была письменность (еще не расшифрована)

— торговля с Египтом, Финикией,Сицилией.

— мощный флот, господство над Эгейским морем, искоренил пиратство, властитель моря.

Около XV в, до н. э. критская культура, яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (после извержения вулкана на острове Фера).

В 1400 г. до н.э. опустевший остров захватили и разграбили греки-ахейцы.

Доклады учащихся.

Микенская (Ахейская) Греция.

На смену Критской цивилизации пришла новая культура — Микенская (ахейская). Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря.

-XV – XIIIвв. до н.э. возникникли города Афины, Таринф, Пилос, Фивы и самого крупного Микены. В каждом городе в центре стоял дворец Акрополь- огромный, укрепленный, полный оружия. Найдены захоронения царей, содержимое которых свидетельствует об их колоссальном богатстве.

Пережив в XV— XIII вв. до н. э. расцвет, уже в XIII—XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, были и греки-дорийцы.

Этот период спустя века прославил Гомер (живший предположительно в VIII веке до н.э.) в своих произведениях «Илиада» и «Одиссея».

1240 г. до н.э. крупнейший поход на Трою царем Микен Агамемноном

Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

Ранняя Греция

Темные века-После завоевания дорийцами Грецию отбросило в «домикенское» состояние: была забыта письменность, исчезли развитые ремесла. Однако крушение микенской цивилизации оказалось не просто «шагом назад», а способствовала возрождению Греции уже в другой форме.

На смену централизованной монархии пришла самоуправляющаяся община свободных земледельцев, из которых выросли первые греческие города –государства, или полюсы.

Архаический период- это три века самый интенсивный период развития в истории Греции.Определяющими процессами в это время стали распространение железных орудий, возникновение полюсов и Великая греческая колонизация VII-VIвв. до н.э. (основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей.

Итогом этого периода было интенсивное развитие товарно-денежных отношений, рабовладения как базы производства, резкое расслоение общества.

Два главных греческих полиса Спарта и Афины.

Спарта и Афины представляли два типа государственного устройства во многом противоположном друг другу. На всем протяжении древнегреческой истории Афины и Спарта оставались главными соперниками за господство в Греции.

Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI— V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса — Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин — это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушавшимизнутри древнегреческую цивилизацию.

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с казавшейся непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т. е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов.

«Я не восстану против афинского народа ни делом, ни помыслом, ни словом. Я не буду повиноваться тому, кто восстанет, а если кто-нибудь восстанет, сообщу о нем афинянам. Я буду платить форос афинянам по соглашению с ними. Я буду столь честным и преданным союзником, как только смогу быть, и буду помогать и защищать афинский народ, если кто-нибудь нанесет ему обиду, и буду повиноваться афинскому пароду».

Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов. В результате к Пелопоннесскому союзу, возникшему в середине VI в. до н. э. и возглавляемому Спартой, присоединились и мелкие бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.

Противостояние Афин и Спарты не раз приводило к вооруженным конфликтам. В 431 г. до н. э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война, охватившая всю Грецию и получившая название Пелопоннесской войны (431—403гг. до н.э.). Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия; Спарта заключила договор со своими недавними противниками — персами — и получила от них большую денежную помощь, пообещав взамен отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н. э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.

Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговременным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы — богатый и могущественный полис. В 371 г. до н. э. фиванская армия наголову разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался, от Спарты отделилось несколько давно принадлежавших ей областей, и теперь ее владения вновь ограничивались пределами Лаконики.

Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам. Вчерашние союзники по борьбе со Спартой превращались в противников, отстаивая свою самостоятельность.

Попытки объединить Грецию под властью одного полиса не удались. Союзы возникали лишь на время войн, когда опасность потерять самостоятельность была слишком велика. Распад союзов объясняется многими причинами, в том числе и неравноправным положением их участников. Но, главное, таким объединениям противоречил принцип автаркии, на котором строилась жизнь полисов.

Греко-персидские войны

Войны с персами, длившиеся с большими перерывами свыше полувека (500-449 гг. до н.э.).

Поводом к войне послужило восстание греческих городов Малой Азии против персидского владычества. Афины оказали им помощь. Это побудило Дария I к войне против всей Греции.

Следует отметить несколько самых значимых битв в Греческой истории.

— Битва при Марафоне 490 г. до н.э.

— Битва при Фермопилах 480 г. до н.э.

— Битва при Саламине 480 г. до н.э.

— Битва при Платеях и Микале 470г. до н.э.

Итоги войн:

— был заключен Каллиев мир, который закрепил господство греков в Эгейском море.гарантировал независимость греческим полисам в Малой Азии. Греки отстояли страну ,цивилизацию, свой путь развития.

Классическая Греция.

Классический период V-IVвв. до н.э. Это период расцвета Афин как передового демократического полиса, как крупнейшего в Греции рабовладельческого государства, как морской державы занявшей господствующее положение в Восточном Средиземноморье.

на этот период приходится расцвет греческой культуры и искусства.

Это время творчества гениальных скульпторов (Мирона, Праксителя. Фидия), великих трагиков (Софокла, Эсхила. Еврипида), выдающихся философов (Сократа,Платона, Аристотеля), первых историков (Геродота,Фукидида).

Перикл Vвек до н.э. выдающийся государственный деятель.

Плутарх о Перикле ….

-Афины – морская держава порт Пирей.

-важные изменения в законы

— строительство храмов укреплений

— расцвет афинской демократии

Классический период отмечен широким распространением рабского труда в сельском хозяйстве. в ремесленных мастерских. на кораблях , рудниках и домах граждан.

  1. Закрепление изученного.

Проводим с помощью вопросов в учебнике.

  1. Домашнее задание.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.