cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Контрольная по экономике 10 класс – Итоговая контрольная работа по экономике для 10 класса

Итоговая контрольная работа по экономике для 10 класса

Муниципальное бюджетное учреждение Пешковская средняя

общеобразовательная школа Азовского района

«СОГЛАСОВАНО»

протокол заседания МО учителей ОО

«Технология», Физкультура», «ОБЖ», Искусство» МБУ Пешковской СОШ

от «___» _________2015г. № _____

Руководитель МО:______ Л.М.Волкова

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ Пешковской СОШ

приказ от «___» _________2015г. № ____

______________________ Т.П.Малик

подпись руководителя ОУ

МП

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС

2 ПОЛУГОДИЕ 2014-15 УЧ. ГОДА

Составила: Волкова Л.М.

Итоговая контрольная работа по экономике в 10 классе.

Пояснительная записка

  1. Цель проведения работы: определить уровень усвоения обучающимися основных тем, изученных в 10 классе.

  2. Документы, которыми руководствовались при составлении работы:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты;

  • Авторская программа для общеобразовательных учреждений: Экономика 9-11 классы автор: И.В.Липсиц.

  • сборник В.И.Трунина «Самостоятельные и контрольные работы по экономике».

  1. Класс, на который рассчитана данная работа – 10 кл.

  2. Рекомендуемое время для проведения работы – 1 урок (40 минут).

  3. Описание структуры контрольно-измерительного материала.

Работа состоит из 16 заданий:

  • задания 1-10 базового уровня с выбором ответов, которые проверяют овладение конкретным материалом по данным темам (тестовые задания: из предложенных вариантов ответов выбрать один). Каждый правильный ответ – 1 балл;

  • задания 11-12: завершить фразу. За правильно подобранное слово -1 балл;

  • задания 13-14 – задания повышенного уровня, которые обеспечивают овладение учащимися общими и специфическими приёмами учебной деятельности – по 2 балла.

  • задание 15: написать слово, пропущенное в схеме – 1 балл;

  • задание 16 предусматривает овладение практическим материалом, приёмами учебной работы умственных действий. Ученик записывает условие задачи, её решение на бланке ответов. Задание оценивается от 1 до 6 баллов.

Критерии оценки:

баллы

аттестационная отметка

0-11

2

12-14

3

15-18

4

19-23

5

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономике для 10 класса.

1 вариант

Задание с 1 по 10. Выберите один правильный ответ.

(за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Экономика изучает:

  1. как семья тратит свой доход;

  2. как фирма выбирает факторы производства;

  3. почему государство вводит налоги и субсидии;

  4. все вышеперечисленное.

  1. Примером дарового блага служит:

  1. проезд в метро;

  2. воздух;

  3. подарок;

  4. гамбургер.

3. Рост производительности происходит из-за:

  1. увеличения потребления товаров;

  2. улучшения торговли;

  3. специализации труда;

  4. роста населения.

4. Доход владельца земельного участка называется:

  1. прибылью;

  2. рентой;

  3. выручкой;

г) процентом.

5.К главным вопросам экономики не относится:

а) что производить;

б) как производить;

в) сколько производить;

г) нет правильного ответа.

6. В соответствии с законом спроса при увеличении цены:

  1. увеличивается величина спроса;

  2. снижается величина спроса;

  3. всегда увеличивается выручка продавца;

  4. всегда снижается выручка продавца.

7. При равных условиях сдвиг кривой предложения вправо приводит:

а) к росту равновесной цены и равновесного количества;

б) к снижению равновесной цены и равновесного количества;

в) к росту равновесной цены и снижению равновесного количества;

г) к снижению равновесной цены и росту равновесного количества.

8. В утверждении «Деньги должны делать деньги» предполагается, что люди не должны:

    1. вкладывать деньги в производство;

    2. сберегать деньги в сейфе;

    3. класть деньги на банковский счет.

9. Что из ниже перечисленного представляет собой товар на рынке труда?

  1. человек;

  2. способность человека выполнить определенную работу;

  3. блага, произведенные человеком.

10. Талант предпринимателя заключается:

а) в том, чтобы рационально соединять факторы производства;

б) в умении определить, какие товары и услуги производить;

в) в решении задачи, как продвигать свои товары на рынок;

г) все ответы верные.

11. (1 балл). Завершите фразу:

«Количество товара, которое продавцы готовы предложить в определённом месте за определённое время, называется ______________».

12. (1 балл). Завершите фразу: «Материальное благо, произведённое для последующей продажи, называется ______________».

13. (2 балла). Установите соответствие между формами собственности, приведенными в первом столбце, и примерами, приведенными во втором.

Примеры

Формы собственности

  1. Семейная форма

А. Государственная

  1. Вооруженные силы страны

Б. Частная

  1. Сельскохозяйственный кооператив

  1. Приватизированная гражданином квартира

  1. Имущество дипломатических представительств сраны за рубежом

14. (2 балла). В приведенном ниже перечне отметьте типы экономических систем:

Поставьте цифры правильных ответов

1) Продвинутая 2) Командная

3) Традиционная 4) Промышленная

5) Индустриальная 6) Рыночная

7) Технотронная 8) Смешанная

15. (1 балл). Напишите слово, пропущенное в схеме:

Виды безработицы

Фрикционная

Циклическая

16. (6 баллов). Решите задачу:

Рынок описывается уравнениями:

спрос: Qd = 100 – 4Р;

предложение: Qs = 10 + 2Р ,

где Q – объём спроса (d) или предложения (s), Р – цена.

1.Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.

2.Чему равна выручка продавцов в равновесии?

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по экономике для 10 класса.

2 вариант

Задание с 1 по 10. Выберите один правильный ответ.

(за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Экономическая теория — это наука:

  1. об обществе;

  2. о природе, так как природа дает все блага;

  3. в равной степени как о природе, так и об обществе;

  4. о природе, так как в природе находятся все ресурсы.

  1. Производительность труда показывает:

  1. сколько человек должно работать, чтобы выполнить заданный объем работ;

  2. сколько продукции может произвести весь коллектив;

  3. сколько человек должно быть занято, чтобы произвести единицу продукции за час;

  4. сколько изделий сделает один рабочий за единицу времени.

  1. Объем даровых благ:

  1. меньше потребностей людей;

  2. соответствует потребностям людей

  3. больше потребностей людей;

  4. несоизмерим с потребностями.

4. Прибыль фирмы — это:

  1. выручка от продажи произведенной продукции;

  2. выручка от продаж за вычетом налогов на производство;

  3. разница между выручкой от продаж и затратами на производство;

  4. нет правильного ответа.

5. Если предприниматель отдал в аренду свой автомобиль, то его доход от данной сделки называется:

а) прибылью;

б) рентой;

в) процентом;

г) выручкой.

6. Увеличение цены на товар приводит:

  1. к снижению величины спроса;

  2. к снижению спроса на товар;

  3. все верно;

  4. всё неверно.

7. При прочих равных условиях сдвиг кривой предложения вправо приводит:

а) к росту равновесной цены и равновесного количества;

б) к снижению равновесной цены и равновесного количества;

в) к росту равновесной цены и снижению равновесного количества;

г) к снижению равновесной цены и росту равновесного количества.

8. Чем из ниже перечисленного не могут служить деньги?

  1. средством обмена;

  2. средством измерения;

  3. мерой веса;

  4. средством сбережения.

9. На рынке труда к продаже предлагается:

а) товары;

б) знания;

в) земля;

г) способность трудиться.

10. Предприниматель – это человек, который

а) создаёт фирму на свои и заёмные средства;

б) создаёт фирму под свой риск;

в) рационально соединяет факторы производства для создания благ, продажа которых принесёт ему прибыль;

г) все ответы верные.

11. (1 балл) Завершите фразу: «Количество товара, которое потребитель готов приобрести в определённом месте за определённое время, называется ______________».

12. (1 балл) Завершите фразу: «Сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени, называется _______________».

13. (2 балла) Установите соответствие:

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1. ДОХОД,

  2. РАСХОД,

  3. НАЛОГ,

  4. ПОСОБИЕ

А) выраженные в денежной форме затраты,

Б) установленный государством обязательный сбор, уплачиваемый гражданами и предприятиями,

В) денежная помощь государства лицам, находящимся в тяжелом экономическом положении,

Г) денежные и иные ценности, полученные в результате деятельности.

14. (2 балла) Найдите в приведенном ниже списке примеры, характеризующие капитал как фактор производства. Поставьте цифры правильных ответов.

1) Здание завода 2) Квалифицированные работники

3) Станки 4) Информация

5) Управленческий персонал 6) Инструменты

15. (1 балл). Напишите слово, пропущенное в схеме:

Главные вопросы экономики

Что производить

Для кого производить

16. (6 баллов). Решите задачу:

Рынок описывается уравнениями:

спрос: Qd = 50 – Р;

предложение: Qs = 2Р – 10,

где Q – объём спроса (d) или предложения (s), Р – цена.

1.Найдите равновесную цену и равновесное количество товара.

2.Чему равна выручка продавцов в равновесии?

Ответы

к итоговой контрольной работе по экономике для 10 класса:

1 вариант

1

Г

2

Б

3

В

4

Б

5

В

6

Б

7

Г

8

Б

9

Б

10

Г

11

Предложение

12

Товар

13

1-б; 2-а; 3-б; 4-б; 5-а.

14

2, 3, 6, 8

15

Структурная

16

Р=15 ден.ед.

Q=40 тов.ед.

R=600 ден.ед.

2 вариант

1

А

2

Г

3

В

4

В

5

А

6

А

7

Г

8

В

9

Г

10

Г

11

Спрос

12

Доход

13

1-г; 2-а; 3-б; 4-в.

14

1, 3, 6.

15

Как производить

16

Р=20 ден.ед.

Q=30 тов.ед.

R=600 ден.ед.

infourok.ru

Контрольная работа «Экономика» 10 класс

Контрольная работа по теме: ЭКОНОМИКА

  1. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком, и государством, то экономика является

1) командной 3) традиционной

2) рыночной 4) смешанной

2. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ демократических

свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. К функциям рынка относится

1) обеспечение централизованного ценообразования

2) увеличение инвестиций в производство

3) обеспечение связи производителей и потребителей

4) поддержка высоких прибылей производителей

4. Верны ли следующие суждения

А. Рынок побуждает товаропроизводителя к повышению производительности труда

Б. В условиях конкуренции производителю невыгодны затраты на совершенствование

техники.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

5. Экономика как наука изучает

1) принципы и нормы осуществления социального контроля

2) способы распределения материальных благ

3) систему признаков, определяющих социальную структуру

4) принципы и нормы осуществления государственной власти

6. Регулируя объёмы производства, государство принимает планы, обязательные для

производителей. Для какой экономической системы это характерно?

1) командной 3) традиционной

2) рыночной 4) смешанной

7. Верны ли следующие суждения о потреблении?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или

сдерживая его развитие.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Для рыночной экономики характерно производство продуктов производителем для

собственного потребления

Б. Для рыночной экономики характерно директивное государственное регулирование

экономических отношений

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. Прочтите приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. (2) В результате 10% самых богатых людей в 1993 году получили 38,7% общего дохода населения страны. (3) Слишком большой разрыв может вызвать протест и угрожать стабильности общества. (4) Если государство не сможет эффективно перераспределить доходы, то социальная напряжённость будет расти.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер

10. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Термин «__________» (1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «____________» (2). Во-вторых, этим термином обозначают_____________(3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные_____________(4) для удовлетворения своих неограниченных потребностей. В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и ___________(5). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но все же главное из действующих лиц, ради удовлетворения нужд которого должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране, — ___________(6)

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выберите последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) государство Б) возможность

В) экономика Г) человек

Д) ресурс Е) сфера

Ж) хозяйство З) производитель

И) наука

Запишите под каждым номером таблицы букву, обозначающую выбранное вами слово.

Ответы:

1 – 4

2 – 3

3 – 3

4 – 1

5 – 2

6 – 1

7 – 2

8 – 4

9 – ААББ

10 — ВЖИДАГ

multiurok.ru

Итоговая контрольная работа по экономике за курс 10 класса.

Итоговая контрольная работа по экономике, 10 класс. Вариант 1.

1. Существует несколько трактовок понятия «экономика». Какая из предложенных позиций иллюстрирует экономику как науку

1) открытие нового завода по производству тракторов 2) оказание населению образовательных услуг

3) расчёт изменения спроса на компьютеры 4) расширение сети салонов по продаже мобильных телефонов

2. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?

А. Экономика относится к общественным наукам.

Б. Методы исследования экономики предполагают её тесную связь с математикой.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. Фактором производства является(-ются)

1) предпринимательские способности 2) обмен 3) потребление 4) распределение

4. Организация деятельности частной школы относится к такому фактору производства, как

1) земля 2) капитал 3) труд 4) предпринимательские способности

5. В стране А. экономика представляет собой многоотраслевой комплекс. Основу его составляет тяжёлая промышленность. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны А. носит рыночный характер?

1) отношения работодателей и работников регулируются трудовым законодательством

2) цены на товары и услуги устанавливаются государством

3) производители свободны в принятии решения, что и как производить

4) работникам предприятий выплачивается заработная плата

6. В социально-экономической сфере рынок осуществляет функцию

1) распределения ресурсов и материальных благ

2) обеспечения социально-политической стабильности общества

3) определения количества и видов налогов

4) обеспечения охраны окружающей среды

7. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 ( цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь

1) снижением доходов потребителей

2) увеличением налогов на производителей телевизоров

3) удешевлением технологии производства телевизоров

4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами

P

D1

D


8. Верны ли следующие суждения о величине спроса и предложения?

А. За­ви­си­мость между спро­сом и пред­ло­же­ни­ем состоит в том, что пред­ло­же­ние всегда растёт вслед за спросом.

Б. Спрос, как правило, па­да­ет вслед за па­де­ни­ем предложения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения об издержках производства?

А. Постоянные издержки включают затраты на закупаемое сырье.

Б. Переменные издержки включают затраты на аренду помещения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Финансовый кон­суль­тант объ­яс­ня­ет сво­е­му кли­ен­ту от­ли­чия при­ви­ле­ги­ро­ван­ных акций от акций обыкновенных. Какие права, предо­став­ля­е­мые при­ви­ле­ги­ро­ван­ны­ми акциями, дол­жен осве­тить консультант? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Эти акции дают право на уча­стие в управ­ле­нии компанией.

2) Эти акции дают право на по­лу­че­ние фик­си­ро­ван­но­го дивиденда.

3) Размер ди­ви­ден­да по этим ак­ци­ям и лик­ви­да­ци­он­ная сто­и­мость опре­де­ля­ют­ся в твер­дой де­неж­ной сумме или в про­цен­тах к но­ми­наль­ной сто­и­мо­сти при­ви­ле­ги­ро­ван­ных акций.

4) Эти акции дают пер­во­оче­ред­ное право на по­лу­че­ние части иму­ще­ства фирмы в слу­чае ее банкротства.

5) Источником вы­плат ди­ви­ден­дов по при­ви­ле­ги­ро­ван­ным ак­ци­ям яв­ля­ет­ся чи­стая при­быль ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства за те­ку­щий год.

6) Эти акции дают право на без­услов­ный воз­врат их но­ми­наль­ной сто­и­мо­сти по ис­те­че­нии срока погашения.

11. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный план; 2) свобода потребителя; 3) предприниматель;

4) директивные цены; 5) спрос; 6) равновесная цена.

12. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

13. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «рынок».

Спрос; предложение; равновесная цена; потребитель; государственное ценообразование.

14. Найдите в приведённом списке понятия, отражающие капитал как фактор производства.

1) рабочие 2) фабричные здания 3) станки 4) полезный ископаемые 5) водители 6) компьютеры

15. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков. 

«Формирование ры­ноч­ной цены ____________(А) может сопровождаться кон­флик­та­ми между ра­бо­то­да­те­ля­ми и наёмными работниками. Ос­нов­ным методом за­щи­ты интересов _______________(Б) яв­ля­ет­ся создание про­фес­си­о­наль­ных союзов, ко­то­рые ведут пе­ре­го­во­ры от имени всех вхо­дя­щих в их со­став людей.

Профессиональные союзы обыч­но стараются до­бить­ся улучшения усло­вий и по­вы­ше­ния безопасности труда своих членов, а также уве­ли­че­ния их ______________(В). Это делает работу для членов профсоюза более при­ят­ной и выгодной, но од­но­вре­мен­но сужает эко­но­ми­че­ские границы за­ня­то­сти и ведёт к росту цены то­ва­ров для покупателей, если ве­ли­чи­на ______________(Г) в цене то­ва­ра не снижается.

Заработная плата не долж­на опускаться ниже ми­ни­маль­но­го уровня, ос­но­вой расчёта ко­то­ро­го является _________________(Д). Ми­ни­маль­ная заработная плата уста­нав­ли­ва­ет­ся и ме­ня­ет­ся _______________(Е) власти».

 Список терминов:

1) наёмные работники

2) прибыль

3) за­ко­но­да­тель­ные органы

4) за­ра­бот­ная плата

5) тру­до­вой договор

6) труд

7) профессия

8) безработица

9) про­жи­точ­ный минимум

16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

17. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Итоговая контрольная работа по экономике, 10 класс. Вариант 2.

1. Существует несколько трактовок понятия «экономика». Какая из предложенных позиций иллюстрирует экономику как науку

1) открытие нового завода по производству тракторов 2) оказание населению образовательных услуг

3) расчёт изменения спроса на компьютеры 4) расширение сети салонов по продаже мобильных телефонов

2. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

3. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?

1) командному 2) рыночному 3) плановому 4) традиционному

4. Организация деятельности частной школы относится к такому фактору производства, как

1) земля 2) капитал 3) труд 4) предпринимательские способности

5. В стране А. экономика представляет собой многоотраслевой комплекс. Основу его составляет тяжёлая промышленность. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны А. носит рыночный характер?

1) отношения работодателей и работников регулируются трудовым законодательством

2) цены на товары и услуги устанавливаются государством

3) производители свободны в принятии решения, что и как производить

4) работникам предприятий выплачивается заработная плата

6. В социально-экономической сфере рынок осуществляет функцию

1) распределения ресурсов и материальных благ

2) обеспечения социально-политической стабильности общества

3) определения количества и видов налогов

4) обеспечения охраны окружающей среды

7. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 ( цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь

1) снижением доходов потребителей

2) увеличением налогов на производителей телевизоров

3) удешевлением технологии производства телевизоров

4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами

P

D1

D


8. Верны ли следующие суждения о величине спроса и предложения?

А. За­ви­си­мость между спро­сом и пред­ло­же­ни­ем состоит в том, что пред­ло­же­ние всегда растёт вслед за спросом.

Б. Спрос, как правило, па­да­ет вслед за па­де­ни­ем предложения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 9. Верны ли следующие суждения об издержках производства?

А. Постоянные издержки включают затраты на закупаемое сырье.

Б. Переменные издержки включают затраты на аренду помещения.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

10. Финансовый кон­суль­тант объ­яс­ня­ет сво­е­му кли­ен­ту от­ли­чия при­ви­ле­ги­ро­ван­ных акций от акций обыкновенных. Какие права, предо­став­ля­е­мые при­ви­ле­ги­ро­ван­ны­ми акциями, дол­жен осве­тить консультант? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Эти акции дают право на уча­стие в управ­ле­нии компанией.

2) Эти акции дают право на по­лу­че­ние фик­си­ро­ван­но­го дивиденда.

3) Размер ди­ви­ден­да по этим ак­ци­ям и лик­ви­да­ци­он­ная сто­и­мость опре­де­ля­ют­ся в твер­дой де­неж­ной сумме или в про­цен­тах к но­ми­наль­ной сто­и­мо­сти при­ви­ле­ги­ро­ван­ных акций.

4) Эти акции дают пер­во­оче­ред­ное право на по­лу­че­ние части иму­ще­ства фирмы в слу­чае ее банкротства.

5) Источником вы­плат ди­ви­ден­дов по при­ви­ле­ги­ро­ван­ным ак­ци­ям яв­ля­ет­ся чи­стая при­быль ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства за те­ку­щий год.

6) Эти акции дают право на без­услов­ный воз­врат их но­ми­наль­ной сто­и­мо­сти по ис­те­че­нии срока погашения.

11. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика».

1) Государственный план; 2) свобода потребителя; 3) предприниматель;

4) директивные цены; 5) спрос; 6) равновесная цена.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

12. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме:

 

13. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «рынок».

Спрос; предложение; равновесная цена; потребитель; государственное ценообразование.

14. Найдите в приведённом списке понятия, отражающие капитал как фактор производства.

1) рабочие 2) фабричные здания 3) станки 4) полезный ископаемые 5) водители 6) компьютеры

15. Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Деньги были при­ду­ма­ны человечеством, пре­жде всего, для об­лег­че­ния _____(А). Пер­во­на­чаль­но роль денег иг­ра­ли различные_______(Б), и лишь потом по­яви­лись современные формы денег. При­зна­ком денег яв­ля­ет­ся способность вы­пол­нять функции: средства_________(В) ры­ноч­ной ценности то­ва­ров и сред­ства сбережения.

Возникновение со­вре­мен­ных форм денег было вы­зва­но неудобством_____(Г), ко­то­рый требует чрез­вы­чай­ной множественности от­но­си­тель­ных цен. День­ги позволили упро­стить функционирование______(Д) и об­лег­чи­ли всю хо­зяй­ствен­ную жизнь общества. Деньги, кроме того, поз­во­ля­ют выражать цен­ность всех то­ва­ров в еди­ной _____(Е) и учи­ты­вать их для нужд кон­тро­ля и управления». 

Список терминов:

1) обмен

2) измерение

3) издержки

4) бартер

5) торговля

6) система

7) прибыль

8) предметы

9) инфляция

16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «налоги»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.

17. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Безработица». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

multiurok.ru

Контрольная работа по экономике в 10 классе, 1 вариант

Для каждого из приведенных здесь понятий и терминов подберите соответствующее ему определение.

1. Командную экономическую систему характеризует

1) уравнительное распределение

2) многообразие форм собственности

3) конкуренция

4) использование традиционных технологий

2. Верны ли следующие суждения о рыночной эко­номике?

А. В условиях рыночной экономики хозяйственная сво­бода позволяет повысить эффективность производства.

Б. В условиях рыночной экономики государственное ре­гулирование может являться инструментом хозяйствен­ного развития.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. В соответствии с законом спроса при увеличении цены на товар

1) увеличивается величина спроса

2) снижается величина спроса

3) всегда увеличивается выручка продавца

4) всегда снижается выручка продавца

4. При снижении предложения товара на рынке как правило

1) увеличивается его цена и количество

2) снижается его цена и количество

3) увеличивается его цена и снижается количество

4) снижается его цена и увеличивается количество

5. Наибольшему увеличению равновесной цены со­ответствует

1) увеличение спроса с одновременным уменьшением предложения

2) уменьшение спроса с одновременным увеличением предложения

3) одновременное увеличение спроса и предложения

4) одновременное уменьшение спроса и предложения

6. Рыночную экономическую систему характеризует

1) существование производственных кооперативов

2) внедрение новой техники и технологий

3) наличие конкуренции как условия ее развития

4) закупка части потребляемых товаров в других странах

7. В социально-экономической сфере рынок осу­ществляет функцию

1) распределения ресурсов и материальных благ

2) обеспечения социально-политической стабильности

3) определения количества и видов налогов

4) обеспечения охраны окружающей среды

8. Если в стране наблюдается рост экономики, то это приводит к росту спроса на квалифицированных инженеров. Данный факт представляет собой пример функци­онирования рынка

1) сырья и материалов 3) труда

2) средств производства 4) потребительских товаров

9. В рыночной экономике функцию распределения товаров и услуг выполняют

1) органы социального обеспечения

2) покупатели и продавцы

3) объединения промышленников и предпринимателей

4) инвестиционные фонды

10. В рыночной экономике следствием конкуренции производителей является

1) снижение налогов

2) экономический застой

3) увеличение потребления

4) уравновешивание спроса и предложения

11. Если потребитель имеет желание и возможность купить товар в определенное время и в конкретном мес­те, то это называется

1) спросом

2) потребительским бюджетом

3) потребностью

4) покупательной способностью

12. Верны ли следующие суждения о частной собст­венности?

А. Частная собственность на средства производства дает владельцу право распоряжаться доходом от ее использо­вания.

Б. Частная собственность в условиях рыночной экономи­ки полностью заменяется государственной.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

13. Влияние рыночной цены товара на поведение про­изводителя выражается в

1) постоянном увеличении объема предложения

2) определении вида и объема производимой продукции

3) стимулировании увеличения затрат производства

4) поддержании конкурентоспособности производителя

14. Формирование равновесной цены происходит под действием механизма согласования спроса и предложе­ния, который называется

1) конкуренцией 3) рынком

2)торговлей 4)товарооборотом

15. Верны ли следующие суждения о факторах, вли­яющих на изменение предложения товара?

А. Одним из факторов роста предложения товара высту­пают размеры прибыли, полученной производителем. Б. Одним из факторов, который обычно приводит к со­кращению предложения данного товара, является сни­жение его цены.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения о факторах увели­чения предложения?

А. Фактором увеличения предложения является размер предполагаемой прибыли.

Б. Фактором роста предложения является увеличение цены предлагаемого товара.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Цена на товар падает с 12р до 10р. Это увеличивает спрос с 5 единиц товара до 6 единиц. Какова эластичность спроса на данный товар?

Спрос на бананы описывается уравнением:=2400 – 100p, а предложение бананов – уравнением = 1000 + 250p, где — количество килограммов бананов, купленных или проданных за день, р – цена одного килограмма бананов. Определите параметры равновесия на рынке бананов (равновесную цену и равновесное количество)

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Тест по экономике «Итоговая контрольная работа» ( 10 класс)

Итоговый срез за курс 10 класса по экономике

1 вариант часть А

1. В каком из перечисленных ниже вариантов представлены примеры трех факторов производства?

А. месторождение нефти, деньги, оборудование; б. деньги, посевные площади, здания;

В. месторождение газа, слесарь, фабричные здания; г. акции, токарь, водные ресурсы.

2. Ограниченность – это проблема, которая:

А. есть у всех людей; б. никогда не возникает у богатых стран;

В. есть только у бедных стран; г. решена правительством Японии.

3. Кривая производственных возможностей показывает:

А. точное количество двух товаров, которое правительство готово произвести;

Б. максимально возможный объем производства двух товаров;

В. лучшую из возможных комбинаций производства двух ресурсов;

Г. время,когда вступает в действие закон возрастания альтернативной стоимости.

4.Альтернативная стоимость измеряется:

А. количеством другого товара, от которого пришлось отказаться ради производства другого;

Б. затратами ресурсов на производство;

В. ценами.

5. В Белгороде принято решение о строительстве новой больницы. Цена этого решения определяется:

А. суммой денег, отпущенных на строительство; б. потерей для города постройки новой библиотеки и школы, от которых пришлось отказаться; г. потерей для города постройки новой школы, от которой пришлось отказаться; г. затратами труда, капитала и природных ресурсов.

6. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

А. конкуренция; б. централизованное планирование;

В. частная собственность; свобода предпринимательства.

7. Определите товар, спрос на который более эластичен:

А. сигареты; б. сигарета «Ява»

8. Что случиться с кривой предложения йогуртов, если цена их снизиться в 2 раза при прочих равных условиях?

А. кривая предложения сместиться вправо и вниз; б. кривая предложения сместиться влево и вверх; в. кривая предложения не изменит своего положения; г. нет верного ответа.

9. Суть закона спроса в том, что:

А. спрос зависит от предложения; б. величина спроса определяется величиной предложения;

В. чем выше цена товара, тем меньше величина спроса; г. величина спроса прямо пропорциональна цене.

10. Экономические издержки — это:

А. явные и неявные издержки; б. только явные издержки;

В. только неявные издержки; г. нет правильного ответа

11.Владелец привилегированной акции имеет право:

А. голосовать на собрании акционеров; б. участвовать в управлении АО;

Б. получать фиксированную сумму дивиденда; г. претендовать на увеличение дивиденда.

2 вариант часть А

1. Что является капиталом ?

А. деньги; б. акции;

В. производственное оборудование; г. потребительские товары длительного пользования.

2. В каком из перечисленных ниже вариантов представлены примеры трех факторов производства?

А. деньги, слесарь, пашня; б. учитель, нефть, комбайн

В. токарь, станок, акции; г. облигации, природный газ, менеджер.

3. То, самое ценное, чем пришлось пожертвовать ради выбора блага, называется:

А. предельной выгодой; б.альтернативной стоимостью;

В. ограниченностью; г. нет верного ответа.

4. Мэрией Москвы принято решение о строительстве нового стадиона. Цена выбора этого решения определяется:

А. ценой экономических ресурсов, используемых в строительстве; б. суммой денег, отпущенных на строительство; в. потерей для города постройки нового стадиона. От которого пришлось отказаться; г. затратами труда, капитала и природных ресурсов.

5. Чем характеризуется рыночная экономика?

А. господством частной собственности; б. отсутствием вмешательства государства; г. свободой предпринимательства; г. все перечисленное верно.

6. Одновременное увеличение спроса и предложения приводит:

А. к снижению цены равновесия; б. к росту цены равновесия4 в. оставит цену равновесия без изменения; г. все ответы верны.

7. Закон предложения гласит, что:

А. покупатели купят больше товара по более низким ценам, чем высоким; б. продавцы будут больше продавать товара, если цены будут выше, а не ниже; в. количество товара, предлагаемого к продаже не зависит от цены; г. нет верного ответа.

8. Определите товар, спрос на который более эластичен:

А. бензин; б. бензин на отдаленной бензоколонке в г. Иркутске.

9. Что случиться с кривой спроса творожных сырков, если цена на них снизиться в два раза при прочих равных условиях:

А. кривая спроса сместиться вправо и вниз; б. кривая спроса сместиться влево и вверх;

В. кривая спроса не изменит своего положения; г. нет верного ответа.

10. Высшим органом управления АО является:

А. совет директоров; б. собрание держателей привилегированных акциий4

В. собрание уполномоченных; г. общее собрание акционеров.

11. Какая форма организации предпринимательской деятельности делает для физического лица риск капитала минимальным?

А. ИП; б. товарищество;

В. АО; г. кооператив.

Часть Б

1. Что показывают точки А,Б,С ?

2. Как изменится КПВ, если в обществе усовершенствуется технология производства танков и автомобилей?

3. Кривая спроса на портфели описывается уравнением Qd = 600 + 2Р, а кривая предложения Qs=400+4Р, где Р – цена в рублях. Какова равновесная цена и равновесное количество? Что произойдет. Если цена будет на уровне 50 р.?

Часть Б.

1. Что показывают точки А,Б,С ?

2. Как измениться КПВ, если в обществе усовершенствуется технология производства продуктов питания, а технология производства одежды останется на прежнем уровне?

3. Кривая спроса на cтулья описывается уравнением Qd = 600 — 2Р, а кривая предложения Qs=300+4Р, где Р – цена в рублях. Какова равновесная цена и равновесное количество? Что произойдет. Если цена будет на уровне 10р. ?

infourok.ru

Полугодовая контрольная работа по экономике, 10 класс

Контрольная работа по экономике за первое полугодие. 10 класс. Вариант 1.

1. В переводе с греческого языка слово «экономика» означает:

   а) искусство ведения домашнего хозяйства;

   б) организация хозяйства по территориальному признаку;

   в) рациональное распределение материальных благ.

2. Основной вопрос, который решает экономика:

  а) что производить?       б) как производить?       в) для кого производить?   г) все перечисленные выше.

3. Приведите в соответствие типы экономических систем и их характеристику:

   1) традиционная экономика       2) рыночная экономика     3) командно-административная экономика

а) отражает интересы потребителя и производителя в условия частной собственности и конкуренции;

б) основой является замкнутое натуральное хозяйство, осуществляется уравнительное распределение

в) особую роль играет государство, осуществляющее директивное планирование производства и обмена.

4. Что из перечисленного не относится к основным фактором производства?

   а) труд;       б) земля;        в) деньги;         г) капитал.

5. Установите соответствие:

Примеры

Факторы производства

А

Токарный станок,

1

Земля

Б

Каменный уголь,

2

Труд

В

Наладчик оборудования,

3

Капитал

Г

Офис фирмы,

Д

Менеджер

6. Найдите в приведенном списке характерные признаки рыночной экономики и укажите цифры, под которыми они указаны. Цифры запишите в порядке возрастания

1) контроль со стороны государства над производством

2) свободное ценообразование

3) экономическая свобода производителей

4) преобладание государственной собственности

5) централизованное планирование экономики

6) разорение убыточных предприятий

7. Установите соответствие:

1

Экономика

А

Охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

2

Капитал

Б

одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.

3

Натуральное хозяйство

В

целесообразная деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.

4

Факторы производства

Г

специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

5

Частная собственность

Д

Количество денег за единицу товара

6

Земля

Е

те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо

7

Предпринимательство

Ж

совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

8

Цена

З

 примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы

9

Деньги

И

хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

10

Труд

К

особые способности человека, заключающиеся в его умении:

организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса.

  1. Продолжите: Закон предложения гласит, что …

9.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« В современной экономике действует три главных_____________(1): производители экономического продукта, его потребители и _____________(2). Между ними происходит весьма интенсивный _________(3) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое _______________(4), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный ____________(5) товаров, услуг, информации. В то же время государство является __________(6), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений».

А) производитель

Б) обмен

В) объект

Г) государство

Д) предложение

Е) субъект

Ж) регулирования

З) спрос

И) потребитель

10. Дайте определение понятиям: инвестирование, ссуда, дивиденд

Контрольная работа по экономике за первое полугодие. 10 класс. Вариант 2.

1. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях

1) создания условий для роста спроса на них 2) удовлетворения общественных потребностей

3) достижения стабильного развития экономики 4) снижения загрязнения окружающей среды

2. Выберите, какой из вопросов не является Основным для экономики

а) что производить?       б) как производить?       в) для кого производить?   г) сколько производить?

3.  Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А)

многообразие форм собственности

1)

Административно-командная

Б)

контроль за производством и распределением со стороны государства

2)

Рыночная

В)

действие закона спроса и предложения

 

 

Г)

централизованное ценообразование

 

 

Д)

экономическая независимость товаропроизводителей

 

 

4. Что из перечисленного относится к основным фактором производства?

   а) труд;       б) земля;        в) деньги;         г) капитал.

5. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ОБЪЕКТЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

ВИДЫ РЫНКОВ

А)

бытовая техника

1)

рынок труда

Б)

иностранная валюта

2)

рынок капиталов

В)

услуги адвоката

3)

рынок товаров

Г)

муниципальные облигации

 

 

Д)

страхование жизни

 

 

6. Найдите в приведенном списке не характерные признаки рыночной экономики и укажите цифры, под которыми они указаны. Цифры запишите в порядке возрастания

1) контроль со стороны государства над производством

2) свободное ценообразование

3) экономическая свобода производителей

4) преобладание государственной собственности

5) централизованное планирование экономики

6) разорение убыточных предприятий

7. Установите соответствие:

1

Экономика

А

Охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.

2

Капитал

Б

одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.

3

Натуральное хозяйство

В

целесообразная деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.

4

Факторы производства

Г

специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

5

Частная собственность

Д

Количество денег за единицу товара

6

Земля

Е

те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо

7

Предпринимательство

Ж

совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.

8

Цена

З

 примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы

9

Деньги

И

хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

10

Труд

К

особые способности человека, заключающиеся в его умении:

организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;

принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса.

8. Продолжите: Закон спроса гласит …

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В русском языке термин «_______» (1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «______» (2). Во-вторых, этим термином обозначают _________ (3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ___________(4) для удовлетворения своих неограниченных ___________(5). В экономической жизни  есть три главных участника : семьи, фирмы и _______(6). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но все же главное из действующих лиц этой сферы жизни общества ________(7). Именно ради удовлетворения его нужд должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране».

А) государство                               Е) сфера

Б) возможность                              Ж) потребность

В) экономика                                  З) хозяйство

Г) человек                                       И) производители

Д) ресурсы                                      К) наука

10. Дайте определение понятиям: дефицит, кредит, акция

multiurok.ru

Тест по экономике 10 класс за 1 полугодие

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

2 вариант

Часть 1.

А1. Найдите понятие, которое является обобщаю щим для всех остальных понятий представленного ни же ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) земля

2) трудовые ресурсы

3) фактор производства

4) капитал

5) информация

А2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика».

1) конкуренция производителей

2) многообразие форм собственности

3) централизованное распределение

4) спрос

5) предложение

6) государственное ценообразование

А3. Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рост цен на товары

2) повышение налога на добавленную стоимость

3) снижение производства товаров

4) интенсивная реклама товаров

5) доступность потребительских кредитов

6) увеличение доходов семей

А4. Отличительной чертой традиционной экономической системы является

1) постоянное расширение объемов производства

2) монополизация и бюрократизация экономики

3) преобладание ручного труда

4) государственное руководство хозяйственной деятельностью

А5. Закон предложения гласит, что:

1)   покупатели купят больше товара по низким ценам, чем по высоким;

2)   продавцы будут производить больше товара, если цены будут выше, а не ниже;

3)   количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от цены;

4)    потребители покупают больше товара по высоким ценам, чем по низким..

Часть 2.

В1. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) основа экономики страны Z —сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается

Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг

B)в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг

Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом

1) командная

2) традиционная

3) рыночная

В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребители реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешевых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

 

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Основная проблема для экономики — это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________ (А) для их удовлетворения.

Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________ (Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________ (В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т. д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________ (Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор — это ___________ (Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________ (Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________ (Ж) как важнейшего фактора экономического развития.»

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Часть 3.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С2.

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯM

 

Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.

 

С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели, малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень. Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х — начале 1990-х годов, пока полностью не оправдываются.

 

Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.

 

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

 

(К. Геращенко, учащийся 11 класса. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ /Вольное экономическое общество, 2008)

С1. Автор приводит ряд негативных последствий, которые возникли в результате чрезмерной концентрации производства в условиях административно-командной экономики. Укажите три из них.

С2. Автор показывает, что сегодня в России созданы предпосылки для успешного развития малого предпринимательства. Назовите три из них.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *