cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока русское общество в 11 веке 10 класс – Конспект урока «Русское общество в XI веке» 10 класс скачать

Конспект урока истории в 10 классе «Древнерусское государство Киевская Русь»

Тема урока истории в 10 классе общеобразовательной школе:

«Древнерусское государство Киевская Русь». 2часа.

Цели педагогической деятельности: Обобщить представления учащихся об особенностях формирования древнерусского государства Киевская Русь. Продолжить контроль по теме, используя сочетание разных форм устной и письменной проверки. Продолжить формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к явлениям прошлого.

Тип урока: урок проверки и контроля знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД:

Проявят заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности.

Предметные:

Получат возможность научиться: работать с текстом документа, учебника, источников разного типа; критически анализировать источник; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные УУД

Регулятивные: научаться определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Формирование умения сохранять и принимать учебную задачу (целеполагание),

Познавательные (общеучебные, логические): научатся ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирать наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: формировать умение высказывать суждения; вступать в речевое взаимодействие на уровне диалога и полилога; получать возможность научиться аргументировать свою позицию, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальный контроль, фронтальная.

Образовательные ресурсы: компьютер и мультимедийный проектор, маркеры, стикеры, рабочие листы. Презентации к уроку «Древнерусское государство Киевская Русь». Приложение №1. Задания группам и материалы для обсуждения в группах. Н.М. Карамзин. История Государства Российского (извлечения). Приложение №2 Проверочная работа «Древнерусское государство Киевская Русь», Карта «Киевская Русь 9-11веках», Учебник: А.Н.Сахаров, В.И.Буганов «История России с древнейших времён до 18 века» часть 1, 2017год издания.

План урока:

  1. Обобщение знаний по вопросу – Происхождение государства у восточных славян.

  2. Проверка знаний понятийного аппарата темы урока.

  3. Проверка знаний персоналий.

  4. Работа в группах. Определить значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства.

  5. Самостоятельная проверочная работа по теме урока.

Ход урока:

I. Организационный момент. (презентация слайд 1)

Сообщение темы урока.

План урока:

  1. Обобщение знаний по вопросу – Происхождение государства у восточных славян.

  2. Проверка знаний понятийного аппарата темы урока.

  3. Проверка знаний персоналий.

  4. Работа в группах. Определить значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства.

  5. Самостоятельная проверочная работа по теме урока.

II. Актуализация знаний. (презентация слайд 2)

Отрывок из « Повести временных лет»

« В лето 6370(862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было между ними правды. И встал род народ, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси, чудь, словене, кривичи- все: «Земля наша велика и обильна. А порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь…

И сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус-на Белом озере, а третий- Трувор_в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

— Объясните, как появилось, по мнению летописца, государство Русь?

— Достоверный ли это источник?

— В основе какой теории об образовании Древнерусского государства лежит этот источник?

— Каковы особенности формирования древнерусского государства?

1. процесс формирования государства занял несколько сотен лет. Среди ученых существует мнение, что восточные славяне дважды в плотную подходили к созданию государства, но оба раза из-за нашествия кочевников (гунны в4в. и авары в 7в.) этот процесс прерывался и лишь с третей попытки, в 9веке, государственность была создана.

2. Также восточные славяне миновали рабовладельческий строй и сразу перешли к феодальному.

3. Антинорманская теория основывается на положениях о том, что государство зародилось и в его основу легли существующие с 8 века восточнославянские племенные союзы, накануне 9 века начинается борьба за первенство среди племён.

— в этих племенах существовала военная демократия.

— религиозная общность.

— существовали политические центры-города, будущие столицы Новгород и Киев.

— племена жили не изолированно, соединялись речными и озерными путями, лесными дорогами, торговали (8-9 веке путь «Из варяг в греки». Отношения между племенами были добрососедские

При необходимости сопротивления кочевникам они объединялись.

— если бы не знали государственности, не звали бы варягов, как третью силу в разрешении конфликта.

III. Блиц-опрос (цепочкой). (презентация слайд 3)

Среди перечисленных терминов, имён и названий выберете лишний (лишнее). По какому принципу составлены ряды?

— Байер, Миллер, Шлётцер, Ломоносов.

— поляне, кривичи, чудь, словене ильменские, драговичи.

— Днепр, Волхов, озеро Ильмень, Ладожское озеро, Нева, Дунай.

— хазары, вятичи, печенеги половцы.

— Рюрик, Синеус, Кий Трувор.

— «Святой», «ласковый», «Вещий», «Равнопристольный», «Красно-Солнышко».

— икона, фреска, книжная миниатюра, мозайка.

— Кий, Щёк, Хорив, Рюрик, Лыбедь.

— Сварог, Даждьбог, Иисус Христос, Перун, Мокашь.

— неф барабан, купол, аспида.

IV. Презентация (слайды 4-11) по проверке персоналий по теме Киевская Русь.

V. Понятийный диктант (презентация слайды 12-13 )

— системы земледелия на Руси (подсечно-огневая, переложная)

— какое море называлось Варяжским? (Балтийское)

— объезд подвластных земель с целью сбора дани. (полюдье)

— основной торговый путь Киевской Руси? («Из варяг в греки»)

— монотеистическая религия, принятая в 988г. К.Р. (христианство)

— верховный правитель Киевской Руси? (киевский князь)

— религия славянских племён? (язычество)

— письменный источник 12 века, лёг в основу написания истории Руси? («Повесть временных лет»)

— размер дани и сама дань в др. Руси, установленная реформой кн.

ОЛЬГИ? (уроки)

— династия древнерусских князей? (Рюриковичи)

— наследственное земельное держание. (вотчина)

— княжеские раздоры на Руси? (усобицы)

— глава русской православной церкви на Руси? (митрополит)

— места сбора дани? (погосты)

VI. Работа в группах. Дидактическое приложение №1

VII..Проверочная работа. См. приложение №2.

VIII. Итог урока.

Приложение №1.

Задания группам.

  1. Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.

  2. Определите значение деятельности князя для решения основных задач Древнерусского государства.

  3. Подготовьте выступление (3минуты) по результатам обсуждения вопросов.

Материалы для обсуждения в группах

Н.М. Карамзин. История Государства Российского

(извлечения)

  1. Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: «Народ стенал и проливал слёзы. Присоединив к державе своей лучшие, богатейшие страны… сей князь был истинным основателем её величия».

  2. « Игорь в возрасте мужа принял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников государя великого, или презирают недостойных. Судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия».

  3. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь — Святою, история _Мудрою… Великие князья до времён Ольгиных воевали, она правила государством».

  4. Святослав — «сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с её врагами, и с её бедствиями, не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка».

  5. «Сей князь, названный церковью Равнопрестольным, заслужил и в истории имя — Великого» (речь идёт о Владимире Святославиче).

  6. О Ярославе: «заслужил в летописях имя Государя мудрого, не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное… в бедствиях междоусобия, не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокаивал Отечество и любил народ свой».

  7. О Владимире Мономахе: «Княжив в столице 13 лет, скончался на 73 году от рождения, славный победами за Русскую землю и благими нравами».

Выскажите свою точку зрения по вопросу: деятельность какого правителя Древней Руси наиболее полно соответствовала задачам Древнерусского государства.

Приложение №2.

Проверочная работа по теме: Формирование Древнерусского государства Киевская Русь.

Тест (5баллов)

  1. Древнерусское государство образовалось в результате объединения политических центров восточных славян:

1)Киева и Смоленска 2) Киева и Новгорода

3)Владимира и Киева 4) Киева и Твери

2. Первое известное нам восстание восточных славян (Древлян) произошло в период княжения:

1) кн.Олега 2) кн. Святослава

3) кн. Игоря 4) кн. Владимира

  1. Древнерусское государство возникло в

1)6веке 2) 9веке 3) 10веке 4) 14веке

  1. Когда состоялся съезд князей в Любече, на котором было принято решено, что «каждый держит отчину свою» ?

1) 1097 2) 1136 3) 1147 4) 1199

  1. «Русская правда»- первый сборник законов на Руси- составлялась 3 раза при князьях:

1) Олеге, Игоре, Святославе 2) Святославе, Игоре, Ольге

3) Ярославе Мудром, его сыновьях, Владимире Мономахе

Задание 2 ( 6 баллов)

Расположите в хронологической последовательности:

А) первое появление половцев на границах Руси

Б) княжение Ольги

В) борьба Я.Мудрого со Святополком Окаянным

Г) княжеский съезд в Любече

Д) княжение Владимира Святого

Е) поход князя Олега на Византию

Задание 3 ( 8 баллов) Вставьте пропущенные слова.

После принятия христианства на Руси началось строительство каменных 1) …… Первые сооружения строили мастера из 2) ………… Князь Владимир отдал десятую долю княжеских доходов на строительство в Киеве 3)……,

посвященной Успению Богородицы. Это сооружение не дошло до наших дней- оно сгорело вместе с киевлянами во время нашествия Чингисхана в 1240 году. На месте победы над 4)………………в 1037году по желанию князя 5)………… был заложен киевский 6)………………..- резиденция русского митрополита. Через 8 лет 7)…… был заложен в Новгороде. Святой Софии- Премудрости Божией, символу крещения Руси- был посвящен и 8)……в городе Полоцке.

Задание 4 ( 7 баллов)

Установите соответствие:

А) Владимир Святой 1) выбор митрополита всея Руси русского по происхождению

2) создание нескольких линий обороны на границе Руси с печенегами

3) реформа язычества

Б) Ярослав Мудрый 4) разгром печенегов под Киевом

5) выход на Корсунь

6) строительство Софийского собора в Киеве

7) принятие христианства.

Задание 5 ( 3 балла)

Историк В.О. Ключевский (19век) писал: « Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли». Согласны ли вы с мнением? Аргументируйте ответ.

Задание 6 ( 2 балла) По какому принципу образованы ряды?

А) церковь Богородицы ( известная как Десятинная), Софийский собор, Золотые ворота.

Б) Перун, Хорс, Джабог, Стрибог.

Задание 7 Приведите в соответствие ( 8 баллов)

Годы правления Правители

1) 882-915 а) Владимир1

2) 915-945 б) Владимир Мономах

3) 945- 60-е годы 10 века в) Игорь

4) 60-е годы- 972 г) Олег

5) 972-980 д) Ольга

6) 980-1015 е) Святослав

7) 1019- 1045 ж) Ярополк

8) 1113- 1125 з) Ярослав Мудрый

Максимальный балл — 39 баллов 34- 39баллов – «5» 25 – 34балла – «4»

10 – 25 баллов- «3» До 10 баллов – «2»

Удачи в выполнении заданий!

infourok.ru

«Расцвет древнерусского государства. Русское общество в XI веке)

План-конспект урока

Тема: Расцвет древнерусского гос-ва. Русское общество в XI в. (2 часа).

Класс: 10 – «Б»

Учебник: Сахаров А. Н.,  Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца ХIХ век. – М., 2003.

Тип урока: комбинированный.

Учитель:

Цели урока

Обучающая цель – Обеспечить усвоение учащимися того, что в XI веке на Руси начинают формироваться феодальные отношения с присущими им формами собственности и социальной дифференцированности.

Развивающая цель – Обеспечить продолжение формирования умений учащихся самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, обобщать материал, делать умозаключения и выводы. Воспитательная цель – способствовать на примере показа величия древнерусских городов и церквей формированию бережного отношения к памятникам истории и архитектуры.

Оборудование

Учебник, тетрадь, атлас, доска, мел, док-ты, раздаточные материалы,  карта “Древнее государство Киевская Русь в IX – начале XII вв”

Основные понятия

Феодализм, вотчина, дружина, бояре, воеводы, посадник, кормление, десятина.

Ход урока

1.  Организационный момент (3 минуты).

Действия учителя

Действия учеников

Приветствует учащихся

Проводит перекличку, отмечает отсутствующих

Отвечают

Отзываются

2. Повторение изученного материала (20 минут)

Действия учителя

Действия учеников

Повторяет что было задано.

Раздает всем ученикам карточки для самостоятельной работы с вопросами и вариантами ответов (проверка знаний по пройденному курсу)

Выслушивает вопросы учеников по организационной части выполнения работы.

Говорит учащимся приступать к выполнению работы.

Смотрит за работой учеников.

Говорит, что время истекло и собирает карточки с выполненными заданиями.

Слушают

Слушают, получают задания

Задают вопросы, слушают.

Начинают выполнять задания.

Выполняют задание.

Заканчивают выполнение работы, отдают карточки.

3. Объяснение нового материала (17+35 минут).

Действия учителя

Действия учеников

Объявляет тему урока «Расцвет древнерусского гос-ва. Русское общество в XI в», фиксирует ее на доске.

Просит учеников вспомнить какие формации можно выделить в развитии того или иного государства.

Акцентирует внимание на периоде феодализма, говорит, что именно этот строй формируется на Руси к XI веку. Дает определение феодализма, записывает его на доске.

Далее учитель рассказывает о земельных отношениях на Руси в данное время. Дается определение понятиям «вотчина», «кормление», «повинность». Данные понятия учащиеся фиксируют в тетради. После учитель говорит, что земельные отношения являются одним из признаков феодализма. Признаки фиксируются в тетради.

Учитель говорит, что в связи с развитием феодальных отношений на Руси формируется класс феодалов. Дает социальную структуру общества и упоминает о том, что иерархическая структура класса феодалов является так же признаком феодализма. Предлагает записать данный признак в тетрадь.

Далее учитель говорит о городах, их роли  центров жизни страны.

После говорится о усилении роли церкви в жизни страны. Описывается ее структура, упоминается о церковной десятине. Подчеркивается то, что церковь становится земельным собственником.

При рассказе об армии учитель акцентирует внимание учащихся на том, что ее структура подчинялась определенной иерархии. Говорит о составных частях армии (дружина и полк), сражениях, тактике. На доске рисуется схема ведения боя в средние века.

Далее учитель рассказывает о киевском восстании 1068 года и подчеркивает необходимость принятия в те времена нового свода законов.

Учитель предлагает ученикам ознакомиться с материалом на стр. 78-81 и ответить на вопрос: «Какие группы населения упоминал закон, чьи интересы отражал?».

Записывают тему в тетрадь.

Отвечают.

Слушают, записывают определение в тетрадь.

Слушают, записывают.

Слушают, пишут.

Слушают, фиксируют основные положения в тетради.

Слушают, фиксируют основные положения в тетради.

Слушают, копируют схему в тетрадь.

Слушают, записывают дату восстания в тетрадь.

Читают, обсуждают, записывают совместно с учителем вывод.

4. Закрепление нового материала (5 минут).

Действия учителя

Действия учеников

Подчеркивает, что к XI веку на Руси складываются феодальные отношения, с определенными отношениями собственности и производства материальных благ, совместно с классом перечисляет признаки феодализма.

Слушают.

5. Домашнее задание.

Действия учителя

Действия учеников

Задает на дом учащимся задание: прочитать § 10-11 учебника, дополнительные материалы к нему, ответить (устно) на вопросы в конце параграфа, выучить термины, запомнить даты.

Слушают, записывают задание в дневник.

vunivere.ru

Тест по истории «Русское общество в XI веке»

ТЕСТ

Тема: «Русское общество в XI веке»

1. Кто являлся опорой князя в городе?

А) Бояре-посадники

Б) Воеводы

В) Дружинники

Г) Тысяцкие

2. Кто стоял во главе государства?

А) Члены старейшей дружины

Б) Великие киевские князья

В) Язычники

Г) Бояре

3. Что такое княжеский домен?

А) Незаселенные земли

Б) Территория вокруг резиденции князя

В) Комплекс земель, заселенный людьми зависимыми непосредственно от главы государства

Г) Присвоенная земля соседской общины

4. Кто являлся опорой князя в армии?

А) Феодалы

Б) Воеводы

В) Бояре

Г) Купечество

5. Что такое кормление?

А) Предоставленное князем право собирать дань с тех или иных земель

Б) Передача земель в частные руки

В) Исполнение различных поручений князя

Г) Принятие язычества

6. Как назывались участки земли, пожалованные или переданные другому лицу в Западной Европе?

А) Наделы

Б) Заселенные земли

В) Земли с застройкой

Г) Феоды

7. Кто такие феодалы?

А) Младшие дружинники

Б) Представители духовенства

В) Владельцы земель, населенных крестьянами

Г) Люди, занимающиеся облагораживанием территории

8. С какого периода феодальная система стала складываться на Руси?

А) Вторая половина XI века

Б) Первая половина XI века

В) Вторая половина XII века

Г) Первая половина X века

9. Что заменило кормление?

А) Труд рабов

Б) Вотчина

В) Княжеский домен

Г) Поддержание порядков внутри страны

10. Кто входил в число младшей дружины?

А) Бояре-посадники

Б) Воеводы

В) Представители элитной верхушки общества

Г) Менее знатные, но более молодые люди, чем в старшей дружине

Ключ:

  1. а

  2. б

  3. в

  4. б

  5. а

  6. г

  7. в

  8. а

  9. б

  10. г

Критерии:

10 баллов – «5» (отлично)

7-9 баллов – «4» (хорошо)

5-6 баллов – «3» (удовлетворительно)

videouroki.net

Презентация к уроку по истории (10 класс) на тему: Развитие русского общества в 9-11 вв.

Слайд 1

10 класс Развитие русского общества в XI-XII вв.

Слайд 2

ПЛАН. Феодализм и его признаки. Признаки феодализма на Руси. Социальная структура и основные категории населения. Города, торговля и ремесло Древней Руси. Социально-экономическая роль церковной организации. Армия: структура и значение. Общественные потрясения.

Слайд 3

Феодализм и его признаки. Феод (в Западной Европе) -это наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу на условии несения службы или уплаты определенной суммы. Феодал –люди, обладающие имущественным богатством и политической властью. Феодализм – определенная система имущественных и общественных отношений, обязательно связанная с землей. Признаки феодализма : Собственность феодалов на землю. Сочетание верховной власти с землевладением. Иерархическая структура класса феодалов. Условный характер земельной собственности. Феодальные повинности зависимых крестьян. Натуральное хозяйство. Медленное развитие науки и техники.

Слайд 4

Признаки феодализма на Руси Киевская Русь — раннефеодальное государство. X-XI век- формирование крупного вотчинного землевладения на Руси. ??Что такое вотчина? Вотчина – это наследственное семейное или корпоративное владение. ?? Кто были владельцами вотчин?? «Кормление»- одно из условий держания земли. ?? Что такое «кормление»? «Кормление» — земли давались боярам и князьям с правом сбора с них дани в собственность, которая и была «платой», средством их содержания.

Слайд 5

Социальная структура Древней Руси IX-XII в. Высшие сословия Служители культа ( языческие волхвы, православное духовенство) Князья Бояре Дружинники Низшие сословия Люди ( свободные крестьяне – общинники, смерды, закупы, рядовичи ) Холопы ( долговые холопы, челядь-военнопленные ) Градские люди (горожане, купцы (гости), ремесленники)

Слайд 6

Города Древней Руси Города возникают как центры Именных княжений Пересечения торговых путей Отправления культов (родовые центры племен) X в.-начало XI в. – 30 городов Середина XI в — первая половина XIII в.- 42 города Середина XIII в – 62 города Города – центры ремесла и торговли

Слайд 7

Торговля и ремесло Древней Руси. Торговля на Руси Вывоз (экспорт) Воск, пушнина,лен, кожа, кольчуги, замки,изделия из кости Ввоз (импорт) Дорогие ткани, оружие, церковная утварь, украшения, драгоценные камни,пряности. РЕМЕСЛО (более 60 специальностей) Изготовление ювелирных изделий и украшений Изготовление предметов быта Изготовление предметов из металла (оружие, кольчуги, замки)

Слайд 8

Социально-экономическая роль церковной организации . Церковь – социальный и властный институт, поддержка центральной власти. Церковь – крупный земельный собственник. Церковная десятина – налог с населения (существовала до конца XIX в.) Десятина впервые была введена Владимиром Святославовичем. Во главе русской церкви – митрополит, подчиняющийся константинопольскому патриарху. Епископы – главы других епархий.

Слайд 9

Армия: структура и значение . Дружина – ядро армии, наиболее сильная и хорошо вооруженная часть войска. «Полк» — простые воины из крестьян. Традиции сражения: поединки, задачи «чела» и «крыльев» в бою. Использование наемников. Вооружение армии. Роль народного ополчения.

Слайд 10

Общественные потрясения. Княжеские междуусобицы . Крестьянские выступления Почему начинались княжеские междуусобицы? Каковы причины крестьянских выступлений?

Слайд 11

ПОВТОРЕНИЕ Что такое феодализм и каковы его признаки? Какова была социальная структура общества Древней Руси? Какую функцию выполняли города? Какую роль играла церковь? Какова структура древнерусской армии? Чем были вызваны общественные потрясения в Древней Руси?

Слайд 12

Домашнее задание. Выучить конспект.

nsportal.ru

Россия в начале XIX века

Урок истории 10 класс № 50 (14.03)

Тема: Россия в начале XIX века

Региональный: «Экономическое развитие города Ишима и региона в XIX в.»

Цели: вспомнить социально-экономическое, политическое развитие России к началу XIX века; Выяснить роль и место России в мировой цивилизации, основные характеристики развития страны, особенности и уровень развития страны в конце 18 – начале 19 в. Использовать краеведческий материал.

Материалы к уроку: учебник, карта «Россия в начале 19 века», презентация

Тип урока: комбинированный

Понятия: мелкотоварное производство, промышленный переворот

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Актуализация знаний

Сегодня мы должны привлечь знания из курса истории России 17-18 вв. и всеобщей истории, чтобы выяснить каково же развитие страны и ее место и роль в мировой цивилизации.

  1. Изучение нового материала

План.

  1. Общая характеристика страны в 19 веке. Страна и народы.

  2. Сословное и классовое деление.

  3. Экономическое развитие России.

А) пути сообщения и торговля.

Б) Города и промышленность.

4. Политический строй.

5.Экономическое развитие города Ишима и региона в XIX в.

  1. Общая характеристика страны в 19 веке. Страна и народы — слайд

К началу 19 века территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте). Население России составляло 40 млн. человек, которое было размещено на этой огромной губернии территории, поэтому для России была характерна неравномерность в расселении. Наиболее плотно населенные – это центральные губернии. (На карте).

Сибирь, дальний Восток, Север – малонаселенные – «немые пустыни», как их называли в 19 веке. (Показ на карте).

Огромная территория была заселена различными народами. (Карта). В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским. На огромных просторах Волги расселились тюркоязычные народы: татары, чуваши, башкиры, якуты и другие. Финно-угорское население проживало на Урале (карта). Естественно, в религиозном составе Россия была неоднородна.

  • вспомните, какие религии были распространены в России до начала 19 века? (Православие, католичество, ислам, иудаизм, буддизм, протестантизм, старообрядчество, язычество).

Таким образом, широкий религиозный и национальный состав России ставил задачу царю проводить осторожную политику страны в этот период времени.

2. Сословное и классовое деление.

Все население России делилось на сословия, но в городах уже четко выделяются классы.

  • что такое сословия? (Сословия – это группы, обладавшие разными правами и обязанностями и имевшие разное юридическое положение).

  • Что такое классы? (Класс – это большая группа людей с определенным положением в исторически сложившейся системе общественного производства).

  • Чем сословия отличаются от классов? (Сословное деление формируется по юридическому признаку, а классовое – по экономическому. Сословия – закрытые, классы — открытые)

  • Какие сословия считаются привилегированными?

  • Составить схему: “Сословия в России н. 19в. ”

Примерная схема:

Дворянство — 225000

Купечество — 119000

Духовенство — 215000

Казаки — 1, 5 млн.

Мещанство — 750000

Крестьянство — 30 млн. человек

Государственные — 15 млн. человек

Удельные — 1 млн. человек

Крепостные – 14 млн. человек

  • какое деление более прогрессивное? Почему? ( Классовое — оно характерно для капиталистического общества. Но так как Россия находится на начальном этапе развития капитализма, то главным остается сословное деление общества.

  • Какой вывод мы можем сделать, анализируя сословное деление общества на.19 века?

Вывод: основная масса населения России находится в бесправном положении, занимает самую низкую ступень.

В городах проявляются элементы капиталистического общества – буржуазия и рабочие. Здесь наиболее ясно проявляется кризис феодальной системы. Сословный строй изживал себя. Однако, в целом Россия оставалась сельской страной, поэтому сохранилось традиционное сословное деление общества к нач.19 века.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы рассмотрели русское общество нач.19 века. Теперь наша задача – выяснить уровень экономического развития страны.

3.Экономическое развитие России (работа в группах)

Группа№4: Вопрос: “Пути сообщения и торговля”.

Прочитать и ответить на вопросы:

Какие отрасли промышленности развивались?

Какой вид транспорта был наиболее развит? Охарактеризовать его.

3) Рассказать об использовании (транспортных) грунтовых дорог.

4) Как проходили ярмарки?

Группа№5 Вопрос: “Города и промышленность”.

Прочитать и ответить на вопросы:

1) Дать характеристику городам. Показать на карте наиболее крупные.

2) Что такое промышленный переворот? Как он происходил в России?

3) Где и как использовался труд крепостных и вольнонаёмных рабочих?

  • Когда в странах Европы проходил промышленный переворот? (В ходе буржуазной революции, 17-18 вв.)

  • Когда в России начался промышленный переворот? (В середине 19 века)

  • Сделайте вывод: Россия отстает

  • как вы считаете, почему это происходит? О чего зависит развитие промышленности? (От государства, от политики).

  • Какие факторы замедляли экономическую жизнь России? Что необходимо для развития капитализма? (Деньги, земля, наемные рабочие).

  • Какого условия нет? (Нет наемных рабочих, так как все крестьяне крепостные)

  • От кого зависит это условие? (От царя).

  • Какая власть была у царя? (Абсолютная власть была у царя. Он монарх, следовательно, самодержавная власть).

Вывод: абсолютная власть царя мешала развитию капитализма в России, так как законы принимались в интересах дворян.

4.Политический строй.

  • какое политическое устройство в России? (Форма правления – абсолютная монархия)

  • С помощью учебника составьте схему (изобразите графически) политическое устройство в России в данный период (один выходи для проверки к доске)

На доске

Император (высшая законодательная и распорядительная власть)

Коллегии Синод

(исполнительная власть) (высшая церковная власть)

Сенат – генерал – прокурор (высшая судебная административная власть)

Губернии

Провинции

Уезды

слайд

Вывод: В итоге в России складывается самодержавно-бюрократический государственный строй.

Именно политическое устройство определило развитие страны в 19 веке и ее место среди европейских стран.

5.Экономическое развитие города Ишима и региона в XIX в.

Раздаточный материал (работа в парах)

Выгодное географическое положение города, находившегося на главном Сибирском тракте, среди наиболее богатых земледельческих и скотоводческих округов Тобольской губернии, обусловило его превращение в крупный центр ярмарочной торговли всей Западной Сибири. В XIX веке в декабре в Ишиме ежегодно проводилась Никольская ярмарка.

Наиболее прогрессивная и предприимчивая часть купечества значительные суммы своего дохода вкладывала в благотворительность. В этом плане особый интерес представляет личность ишимского первой гильдии купца Николая Максимовича Черняковского, который «…делал многие пожертвования казне и частно, не токмо по вызовам начальства, но и по собственному своему сердоболию». Активную благотворительную деятельность он развернул в 30 — 40-е годы XIX века. 

  1. Закрепления (повторение проблем темы)

Домашнее задание. § 54, схема «сословия в России в н. 19 в.»

infourok.ru

Русское общество в XI веке

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И.
Русское общество в XI веке
10 класс

Слайд 2

Цели урока :
  характеристика основных тенденций развития феодальной системы на Руси в изучаемый период; сравнительная характеристика системы управления на Руси в IX—X вв.

Слайд 3

План изучения материала
1.Возникновение феодальной земельной собственности. 2.Феодальная иерархия. Структура населения. 3.Государственное управление. 4. Армия. 5.Города и торговля на Руси. 6.Социально –экономическая роль церкви. Ее организация. 7. Русская Правда Ярославичей

Слайд 4

Феодализм — общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев на землю, а также на земледельцев, находящихся в крепостной зависимости

Слайд 5

Дискуссия об уровне социально-экономического развития Древней Руси
Участники дискуссии Участники дискуссии Участники дискуссии
Б. Д. Греков И. Я. Фроянов А. Н. Сахаров, В. И. Буганов
Общественные отношения в Древнерусском государстве носили в основном феодальный характер уже в X в. В это время складывался класс феодалов, появилась феодальная земельная собственность, зарождались классовые отношения и классовая борьба. Элементы рабства на Руси были спорадическими. До конца XI в. преобладал патриархальный, родоплеменной уклад. Большинство населения были свободными собственниками земли на общинной основе. Одновременно в обществе существовали и рабовладельческие отношения. Лишь в конце XI в. начали складываться раннефеодальные отношения. Система феодальных отношений складывается на Руси ко второй половине XI в., когда формируются крупные земельные владения.

Слайд 6

Возникновение феодальной земельной собственности
Земля – основной источник богатства После отмены полюдья на Руси в конце X в. введение регулярного сбора дани с населения. Люди были свободны, но попадали в зависимость от государства. С середине XI века – общинная земля все чаще оказывается в частных руках
Князья захватывали земли общинников, объявляли их своими
Князья помещали на незаселенные ранее земли пленников
Пахота в Древней Руси. Миниатюра из Лицевого свода
Князь Верховный собственник земли

Слайд 7

Возникновение феодальной земельной собственности
Князь Верховный собственник земли
Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения
Передача князем своим вассалам населенных земель на правах наследственной собственности
Прочитайте п.2 §10-11, дайте определение понятию «княжеский домен»
Кормления» — вид пожалования великих князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы

Слайд 8

Зависимое население
Наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, не подвластных частным феодалам. Такие независимые, свободные крестьянские общины (позже они стали называться «черносошными» или «черными») платили дань непосредственно великому князю.
Прочитайте п.3 §10-11, выпишите категории зависимого населения

Слайд 9

Зависимое население
Закупы – люди, попавшие в долговую кабалу, отрабатывающие купу (ссуду). После выплаты долга могли стать свободными. Изгои – люди, потерявшие связь с общиной, либо выкупившиеся на волю холопы. Занимали промежуточное положение между свободными и несвободными категориями населения. Рядовичи – люди, заключившие ряд (договор) с феодалом и попавшие в положение, близкое к рабскому. Смерды – социальный слой Древнерусского государства, занимавшийся сельским хозяйством, в положении которого переплетались элементы свободы и несвободы. Холопы – категория рабов, которые были посажены на землю, либо входили в состав челяди или дружины феодала. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Челядь – домашние рабы.
Смерд и боярин

Слайд 10

Государственное управление в XI веке
Великий князь
Дружина
Вече
«Старшая» – бояре – дума, совет князя, воеводы
Община
«Младшая» – отроки, гриди — мечники, вирники и т.д.
ряд
 Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями.
Совет при князе (бояре, высшее духовенство)

Слайд 11

Государственное управление в XI веке
Ведало вопросами войны и мира
Распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами общины
Санкционировало денежные сборы
Принимало участие в обсуждении законодательства
Роль вече

Слайд 12

Армия. Боевое построение войска.
Князь
Воевода (тысяцкий)
ПОЛК
СОТНИ
ДЕСЯТКИ
Вои — народное ополчение (смерды, ремесленники)
ДРУЖИНА
ДРУЖИНА
ЧЕЛО
Левое крыло
Правое крыло

Слайд 13

Структура вооружённых сил
В XI веке дружина великого князя насчитывала 500-800 дружинников. В X-XI веках великие князья сами участвовали в военных походах.

Слайд 14

Города и торговля на Руси

Слайд 15

Города и торговля на Руси
30 тысяч
40 тысяч
Познакомиться с материалом учебника §10-11, с.88-89 и ответить на вопросы 1) Почему Русь называли страной городов — «Гардарикой»? 2) Какова была роль города в Древней Руси? 3) В чем вы видите основные отличия древнерусского города от города, привычного современному человеку? 4) Какая категория населения составляла большинство жителей города? 5) Чем и с кем торговали русские купцы?

Слайд 16

Патриарх
Глава византийской церкви и всех церквей, принявших крещение от Византии
Митрополит
Глава церкви на Руси, назначался константинопольским патриархом; управлял епархией
Епископы
Возглавляли отдельные области — епархии
Священники
Вели богослужение в городских и сельских церквях
Социально –экономическая роль церкви. Ее организация

Слайд 17

Русская Правда Ярославичей

Правда Ярослава Правда Ярославичей Устав Владимира Мономаха
Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников
Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников
Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников
Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников
Познакомьтесь с материалом учебника п. 11 с.93 и документом с. 94-95 и заполните вторую часть таблицы.

Слайд 18

Изменения в законодательстве XI-XII вв.

Правда Ярослава Правда Ярославичей Устав Владимира Мономаха
Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников Штраф (вира), запрет кровной мести
Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников Защита собственности князя и его земельных владений
Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников Увеличение размеров штрафов за судебные функции
Ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников Выделение новых категорий зависимого населения (закупы)

Слайд 19

 Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.    
   
Община
 Свободное население Киевской Руси
Человек, заключивший договор (ряд) о выполнении обязанностей в пользу господина
 Мир, вервь
 Закуп
 Люди
 Смерд
Рядович
 Вотчина
Холоп, челядин (мн. число — челядь)
Свободный крестьянин
Земли, которые получали приближенные князя на правах наследственной собственности
Человек, ставший должником, зависящим от заимодателя
Человек, попавший в полную зависимость от господина, раб

Слайд 20

Домашнее задание
§ 10-11, вопросы и задания с. 94; Написание эссе на одну из предложенных тем:
1. «Единство княжеского рода поддерживалось тем, что каждый член этого рода в свою очередь надеялся достигнуть старшинства и соединённого со старшинством владения главным столом киевским» (С.М. Соловьёв) 2. Единовластие [на Руси] до половины XI в. было политическою случайностью, а не политическим порядком» (В.О. Ключевский) 3. Политическая связь киевского общества была слабее всех других его связей, что и было одной из самых видных причин падения Киевской Руси». (С.Ф. Платонов) 4. «Появление письменного права скорее всего было вызвано тем, что именно в княжеском окружении начали формироваться новые нетрадиционные социальные отношения, не подпадавшие под обычные нормы». (Р.Г. Скрынников)

Слайд 21

Интернет- ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0 http://arcanag.livejournal.com/3949.html http://www.ereading.biz/bookreader.php/1019941/Grekov_Groznaya_Kievskaya_Rus.html http://bukvi.ru/obshestvo/istoria-prava/osobennosti-obshhestvennogo-stroya-i-feodalnyx-otnoshenij-na-severo-zapade-rusi.html http://wikii.ru/publ/obo_vsem/o_smerdakh/28-1-0-1556 http://www.foma.ru/article/index.php?news=6977 http://www.kulturologia.ru/blogs/071112/17344/ http://900igr.net/prezentatsii/istorija/Istorija-russkoj-armii/004-Istorija-russkoj-armii.html http://obmendoc.ru//lusana.ru/files/users/ivanstudent/43/view/88572-88623 http://coollib.com/b/330194/read http://kultprivet.ru/index.php/osobennosti-stanovleniya-civilizacii-v-vostochnoj-evrope/ http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rus-1015-1113.png?uselang=ru http://www.pravmir.ru/alternativa-desjatine/

lusana.ru

План конспект урока по теме Русское общество в XI веке

Урок изучения нового материала
Учитель истории и обществознания высшей категории Горошенкина Наталья Геннадьевна
План-конспект урока
Тема: Русское общество в XI веке
Цель: Сформировать у учащихся 6 класса самостоятельное представление об основных чертах развития русского общества к XI веку
Задачи:
Образовательные:
— Изучить новые термины: вотчина, закупы, рядовичи, феодал;
— Изучить основные характеристики русского общества XI века;
— Сформировать представление о социальной структуре русского общества.
Развивающие:
— Развить умение анализировать историческую ситуацию, выявлять причинно-следственные связи в изучаемых явлениях;
— Закрепить навык формулирования и публичной защиты собственных мыслей;
— Развить навык работы в парах;
Воспитательные:
— воспитать уважение к людям, вне зависимости от их места в социальной структуре;
— воспитать уважение к различным точкам зрения.
Тип урока: изучения нового материала
Вид урока: Урок-дискуссия
Средства обучения: раздаточный материал, мультимедийная установка (компьютер, проектор)
Оформление доски: карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX-начале XII века»

Словарь терминов:
Вотчина- земля, принадлежавшая феодалу на правах полного распоряжения и наследования
Закупы – люди, получившие «купу» — заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего «купу»
Рядовичи –люди, заключившие «ряд» (договор) на выполнение определенной работы
Феодал – владелец земли с зависимым населением.

План урока:
Организационный момент (проверка внешнего вида, присутствия, готовности к уроку) – 2 минуты
2.Изучение нового материала по теме Русское общество в XI веке -30 минут
Закрепление изученного материала / рефлексия — 3 минуты
Домашнее задание – Подготовка к проверочной работе по всей изученной терминологии.
Задание для закрепления: Учащимся предлагается в своих тетрадях написать 5 предложений на тему «Основные черты русского общества в 11 веке» — 5 минут
Задание для домашней работы: Подготовка к проверочной работе по всей изученной терминологии.
Ход урока
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:

Орг.момент: проверка готовности к уроку, присутствия
Приветствуют учителя, занимают свои места

Объяснение нового материала:
— для того, чтобы лучше понять изучаемый материал, перед Вами на доске главные термины урока:
— Великий князь
— Удельные князья
— Местные бояре
— Дружинники
— «дворские», «дети боярские»
— Наместники
— Закупы
— Рядовичи
— Холопы
— Рядовичи
— Закупы
— Митрополит Киевский
— Монах Иларион
— Вече

— Житель города
— Кремль
— Купцы

— Как Вы считаете, ребята, к чему я поместила на доску эти слова? О чем они могут говорить?

— Правильно, все эти термины принадлежат к 11 веку, а это значит, что тема сегод

profhelp.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *