Конспект урока литературы 10 класс философская лирика пушкина: Урок «Философская лирика А.С.Пушкина», 10 класс
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. Уроки литературы в 10 классе
Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)
Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика поэта периода южной и михайловской ссылок
Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта
Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти
Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»
Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина
УРОК 7
Философская лирика А. С. Пушкина.
Тема жизни и смерти
Цель:
ознакомить учащихся с философской лирикой А. С. Пушкина на примере текстового изучения, восприятия и истолкования стихотворений
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Два чувства дивно близки нам…»,
«Отцы пустынники и жёны непорочны…»; раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в данных лирических произведениях; совершенствовать навыки
восприятия, толкования и оценки поэтического текста; умение определять тематику стихотворения; воспитывать любовь к русскому слову, формировать мировоззрение
учащихся.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…»,
«Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».
Тип урока:
комбинированный урок; анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе; определяют мысли и чувства автора, запечатлённые в стихотворениях,
передают их в форме связных высказываний и с опорой на художественный текст; формулируют главную мысль
стихотворений; отмечают значение изобразительно-выразительных средств языка; объясняют понятие «философская лирика».
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Беседа
• Какие произведения называют философскими?
• Когда человек обращается к философским произведениям?
• Как вы понимаете, что такое философская лирика?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Поэзия Пушкина — неисчерпаемая сокровищница для всех, кто умеет наслаждаться не только выразительностью художественных образов и красотой родной речи, но и мудростью мысли, жизненным опытом — плодом долгих раздумий и глубоких чувств — «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Наверное, всю лирику Пушкина можно назвать философской, ведь поэт, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это и отразилось в его лирике, философские мотивы пронизывают всё его творчество.
Я предлагаю вам создать сегодня на уроке импровизированный поэтический журнал, каждая страничка-стихотворение которого будет не только данью любви к великому поэту, но и плодом ваших рассуждений, раздумий, ассоциаций.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Вы, конечно, знаете, что род литературы, основой которого являются чувства, мысли, настроения, переживания, называется лирикой. Лирический образ передаёт выражение чувств и мыслей автора в связи с разными жизненными впечатлениями. Поскольку все явления жизни могут вызвать переживания человека, то и диапазон тем и мотивов в лирике многообразен. В лирических произведениях представлены отдельные мотивы, связанные общей темой.
Поэтическое осмысление мира, человека, смысла человеческой жизни, добра и зла, размышления над проблемами жизни и смерти, сущности человеческой души находят своё отображение в философской лирике. Так принято называть лирические произведения, в которых выражаются мысли и чувства автора о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, о его судьбе и о смерти.
Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина — это отдельный мощнейший пласт творчества поэта, глубоко личностный, появившийся благодаря переживаниям и размышлениям поэта над собственной жизнью, о судьбах человечества, о соотношении личности и общества, смерти и бессмертия, о любви и искусстве — всё это ярко отразилось в его поэзии.
Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1929) наполнено философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы.
2. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
3. Беседа
• Расскажите о своих впечатлениях после прослушанного стихотворения.
• О чём размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании
«юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?
• На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
• Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте своё мнение.
• В каких строчках раскрывается отношение поэта к смерти? Выразительно прочитайте их и объясните, как вы понимаете эти строки.
• Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?
— Одно из самых глубоких философских стихотворений А. С. Пушкина —
«Два чувства дивно близки нам…» (1830), к сожалению, осталось незаконченным и даже не совсем обработанным:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
В нём явственно отразились постоянные и настойчивые раздумья Пушкина над идеей дома. Одно из значений слова пепелище — родной дом. Но слово это в данном случае не имеет предметного значения. Оно символично. Любовь и уважение к своему дому и к священной памяти предков («отеческим гробам») — вот что придаёт человеку ощущение нравственной устойчивости. Без них была бы мертва земля, но без них и человек не может оставаться человеком.
В позднем творчестве А. С. Пушкина важное место занимает цикл стихотворений 1836 года, в котором есть такие стихотворения, как «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Памятник» и др. Стихи последних лет отражают серьёзное понимание поэтом религиозных, философских, нравственных, политических, социальных проблем.
Особое место в этом цикле занимает стихотворение «Отцы пустынники и жёны непорочны…». Написано оно 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, за полгода до его трагической гибели. При жизни Пушкина стихотворение не было напечатано. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина — святого, прошедшего тернистый путь познания Бога.
4. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…»
5. Беседа
• Как вы поняли прослушанное стихотворение?
• На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Обоснуйте свой ответ.
• Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?
• Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?
• Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать
во области заочны»?
• Найдите в стихотворении старославянизмы. Раскройте их роль в произведении.
• Определите тему стихотворения, главную мысль. Составьте цепочку ключевых (опорных) слов.
— Раздумья над смыслом жизни, о её круговороте, соединении прошлого и будущего, которые всегда волновали поэта, нашли своеобразное завершение в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835). Это одно из лучших произведений пушкинской лирики. Его можно рассматривать как итоговое.
Стихотворение навеяно посещением Михайловского. Оттуда 25 сентября 1835 г. он писал жене: «В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею».
Стихотворение написано просто, без особых поэтических ухищрений. Оно похоже на отрывок из письма или на продолжение разговора или рассказа. В этом стихотворении использован стиль поздней пушкинской прозы, точный, краткий и вместе с тем необыкновенно выразительный. Конкретные описания перерастают в раздумья о жизни и смерти.
6. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Вновь я посетил…»
7. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Вновь я посетил…»
по предложенному плану (в группах, с раздаточным материалом)
План анализа стихотворения
1. Дата написания. Биографический комментарий.
2. Жанровое своеобразие.
3. Идейное содержание:
а) тема;
б) основная мысль;
в) проблема;
г) эмоциональная окраска чувства.
4. Структура стихотворения:
а) основные образы;
б) тропы;
в) стилистические фигуры.
5. Стихотворный размер. Рифма.
6. Актуальность стихотворения.
8. Словарная работа
Элегия — стихотворение с характером задумчивой грусти.
Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.
Метафора — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Метонимия — вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий.
Олицетворение — изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.
Полисиндетон — многосоюзие.
Риторическое восклицание — возглас, выражающий сильное чувство. Риторическое обращение — обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому
понятию, отсутствующему лицу.
Сравнение — форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Умолчание — оборот речи, предоставляющий читателю самому догадаться, что осталось невысказанным.
Эпитет — определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений
о предмете.
Ямб — двусложный размер, где ударение приходится на чётные — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и т. д.— слоги, хотя очень часто встречаются пропуски ударений на
положенном месте — пиррихий.
9. Аналитическая работа с отрывками
из литературоведческих текстов
(работа в парах, с раздаточным материалом)
Карточка
Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается… тем, что по его произведениям можно следить за постоянным развитием его не только как поэта,
но вместе с тем как человека и характера…
Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только как прекрасный язык чувства…
Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический
стих,— и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина…
(В. Г. Белинский)
Мы знаем Пушкина-человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин — поэт…
Что такое Поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова
и звуки, а потому что он — сын гармонии, поэт.
(А. А. Блок)
• Прокомментируйте высказывание критика В. Г. Белинского о поэзии А. С. Пушкина.
• Как бы вы ответили на поставленный А. А. Блоком вопрос о том, что такое Поэт?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
(работа в парах)
• Докажите, что представленные сегодня на уроке стихотворения А. С. Пушкина относятся к образцам философской лирики.
VI. Домашнее задание
1. Используя собственные знания, материалы урока, поэзию Пушкина, составить цепочку ассоциаций на тему «Философская лирика А. С. Пушкина».
2. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Мой сборник философских стихотворений А. С. Пушкина».
3. Опережающее задание
Прочитать поэму «Медный всадник».
Подготовить литературные визитки об истории её создания.
Следующий урок: Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник» >>>
Философская лирика А.С. Пушкина. Сущность Человека как проблема философии. | План-конспект урока по литературе на тему:
Интегрированный урок (литература +право)
Тема урока : Философская лирика А.С. Пушкина. Сущность Человека как проблема философии.
Цели и задачи: — объяснить понятия и термины;
— познакомить с социальной сущностью деятельности человека;
— выяснить роль и значение мышления в жизни человека;
— выявить философские проблемы, над которыми размышлял А.С. Пушкин;
— развивать умение осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные задачи;
— совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
Способствовать выработки гражданской позиции учащихся.
Ход урока:
«Человек есть мера всех вещей»
Протагор
Учитель литературы. Этот урок познакомит вас с историей возникновения философской лирики в русской литературе, с основными философскими направлениями в культуре 19 века, поможет проанализировать философские искания, проследить, как эти искания отразились в его поэзии, и как менялось мировоззрение поэта на протяжении всей его жизни.
Учитель права. Наши предки считали, что человеческая жизнь бесконечна. Они полагали, что свою суть Человек должен познавать в течении всей земной жизни, а после ее смерти – за ее пределами, в мире ином.
И действительно, все попытки научным методом познать сущность, глубину Человека, его внутреннего мира оказались неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для точных наук.
Лосев, написал: «Человек – это вечная проблема, которая вечно решается и которая не будет решена».
А другой афоризм «Человек постоянная проблема для самого себя».
Может быть, поэтому разговор о Человеке никогда не потеряет актуальности. И тому подтверждение – наш с вами урок.
Учитель литературы. Проблемы цели и смысла жизни, соотнесение бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой – центральные вопросы всей русской литературы – не могли волновать А.С. Пушкина. Эти вопросы называют «вечными», потому что нельзя найти на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это – залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа – в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.
Учитель права. п.1 Великая тайна Человека
Прочитайте эпиграф к уроку.
Как вы это понимаете? Что за мера? В чем проявляется?
Почему существует много характеристик человека?
Минута философской мысли
Учитель литературы. Пушкин удивительно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и замечательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека.
В этот период Пушкин наполняет свои стихи языческими символами, заимствованными из античной мифологии: Венере, Марс, Купидон – это символы стихий страстей, которым поклоняется молодой поэт. Мысли о смысле и цели жизни, о смерти и бессмертии, о добре и зле посещают юношу, но ответы на них он ищет в философии античных мудрецов.
Учитель права. «Человек – самое сложное и …… существо во всей вселенной», так говорили мудрецы. Единого мнения не существует.
Давайте обратимся к определениям, которые помогут нам сегодня на уроке понять сущность человека. (Разбор понятий )
Итак, мы с вами открываем завесу проблемы Человека.
Учитель литературы. Несмотря на непрерывные призывы к веселью и наслаждению, тоска, печаль, тяжелые думы о быстротечности жизни часто посещали Пушкина.
Период Южной ссылки – время переоценки ценностей в жизни Пушкина. Поэт понимает, что жизнь, как непрестанное наслаждение не насыщает, а перенасыщает, а за перенасыщением идет хандра.
Недуг, которому причину
Уж отыскать давно пора,
Подобно ангицкому сплину,
Короче русская хандра
Им овладела понемногу.
26 мая 1828 года, в день своего 29-летия Пушкин пишет стихотворение, наполненное такой горечью, что современники назовут его «воплем отчаяния».
Это стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» было вызовом. Вызовом, брошенным в небо. (чтение наизусть стихотворения)
Почему власть Дарителя названа враждебной? (потому что жизнь осуждена на казнь)
Для чего же тогда сердце, наполненное страстью? Взволнованный сомненьем ум?
Какова тема этого стихотворения? В чем его суть?
/ Тема – размышление о смысле жизни в ее целесообразности. Кто и зачем даровал человеку жизнь? Есть ли в этом смысл – ведь жизнь «на казнь осуждена»? «Для чего кто-то наполняет душу страстью, волнует ум сомнения»? «Какова цель жизни?»
/Сомнения приводят лирического героя к разочарованию: «Цели нет передо мною: сердце пусто, празден ум», к тоске, жизнь представляется монотонной, «однозначной». Митрополит Московский Филарет на это ответил (чтение наизусть).
И сегодня, через столетия, то, о чем писали эти два человека, на мой взгляд, очень важно для нас.
К Кому обращены эти повторяющиеся вопросы «Зачем? Зачем?»
Учитель права. Скажите, что вас волнует на сегодняшний день? /микро дискуссия/
Имануил Кант: немецкий философ и ученый, доцент Кенигберского университета задает сови «вечные вопросы».
В 9 классе вы встречались с этим именем. Кто вспомнит? /золооте правило нравственности/
Какие вечные вопросы?
Кто я? Зачем я? Что делать? Что будет после меня?
Давайте попробуем ответить на эти вопросы /микро дискуссия/
Учитель литературы. Вечным проблемам бытия посвящен и «Каменноостровский цикл» стихотворений 1836 года. В глубине души поэта происходит незримый и тщательно скрываемый процесс перестройки его нравственного существа и изменения взглядов.
«Глупец один не изменяется, ибо время приносит ему развития, а опыта для него не существует», — писал он.
Стихотворение «Отцы-пустынники и жены не порочны» представляет собой поэтическое переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина, которая по обычаю повторяется в храмах в течение Великого поста, кроме субботы и воскресенья. /чтение наизусть/
На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Каким настроение проникнута каждая часть?
/Три части: Вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы/.
Вчитайтесь в первую строфу. С какой целью, по мнению автора, «сложено множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем взлетать во области заочны»?
От каких грехов, по мнению автора, охраняет великопостная молитва?
Почему «любоначалие» названо автором «змеей сокрытой»?
Как здесь использован прием градации?
Сопоставьте предложения ……….. текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внесены Пушкиным?
Какие свойства души, по Пушкину, следует преодолевать, а какие – приобретать? Почему?
Но философский смысл стихотворения заключается и в том, что остается от человека после смерти, нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности? Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что он успел сделать при жизни, какой нерукотворный памятник после него останется.
Вывод на стихотворение «Отцы-пустынники»
Любоначалие – жажда власти, называет «змеей сокрытой», т.е. всякая власть внешне привлекательна, а на самом деле искушает и калечат душу. Главным пороком поэт провозглашает празднословие, придавая тем самым особое значение силе слова.
В стихотворении, как и в молитве, осуждаются пороки и провозглашаются человеческие добродетели, «дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи». Но Пушкин и здесь изменяет текст молитвы, ставя вершиной добродетели целомудрие, т.е. духовную чистоту.
Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражено его понимание вечных, непреложных ценностей бытия
Учитель права. Сегодня мы хорошо осознаем, что Сущность Человека познать до конца нельзя.
Так почему же «Человек – есть великий тайник»?
Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начала.
Какая наука изучает сущность Человека? Чем она отличается от антропологии? К каким выводам пришла сегодня?
Философская антропология?
(на доске)
Главное родовое отличие Человека – орудийная ….
Втрое отличие – способность абстрактной мысли
Человек способен осваивать культуру
(т.е. происходит социализация Человека)
Давайте, попробуем, пользуясь учебником создать концепцию философской антропологии (стр.82-83).
- Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром.
- Человек обречен на вечный поиск, странствование, стремление к самосовершенствованию.
- Человек – существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.
- Человек – центр пересечения двух начал – «порыва»
- Их единство и образует сущность Человека.
В чем сущность Человека? /В единстве Природного и социального/
Кто является представителями философской антропологии?
Л. Фейерштейн
Человек – универсальный и высший
предмет философии
И. Кант
Человек – цель, а не
средство для другого человека
Сущность Человека – мир эмоций, жизнь ума и сердца, тела, души.
Учитель литературы. Несмотря на шум и разнообразие светских удовольствии, которым предавался поэт со всей страстностью своей натуры, мысль о кончине не раз овладевала им. Поэт довольно рано начал тяготиться окружающей его действительностью, собою, и подчас он переходил к горьким упрекам самому себе.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» /наизусть/
О чем размышляет поэт в стихотворение? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании, «юношей заумных», и пред ликом Бога в «многолюдном храме»?
Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни и природы? Какой смысл преобретают здесь образы-символы?
Какого отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к минному пределу»?
Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?
Неотвязчивая дума о близкой смерти разрешается светлым аккордом неумирающей природы.
Учитель права. Итак, подошло время остановиться еще на одном важном аспекте:
Человек – биосоциальная система
Давайте вспомним, что такое Человек?
Человек – биосоциальное существо, стр.84 п.2 (читают 2-3 минуты, потом микродискуссия).
Докажите, что человек – сложный, многоуровневый?
Какие два начала начинаются в Человеке?
А как соотносятся между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»?
Таким образом мы выяснили, что
Человек
Субъект Биосоциальное существо
Общественно-исторической
деятельности и культуры
Обладает Членораздельной Нравственными Способен изучать
сознанием речью качествами орудия труда
Что останется от Человека после смерти?
п. 3 Социальная сущность Человека
Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно. Почему?
Нельзя муравьям и другим представителям животного мира приписывать то, что свойственно лишь Человеку.
Ибо только Человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой как деятельность! Деятельность.
Что такое деятельность?
(обращаемся к поколениям)
Что предполагает деятельность?
а) активность, которая может быть механической, физической, биологической.
б) деятельность – это взаимодействие Человека или группы людей с окружающей средой, с окружающем миром.
в) деятельность – процесс созидательного, целенаправленного изменения мира и самого себя.
Человек
В чем его сущность?
Созидатель Разрушитель Творец
Человек – ты, как в зеркале,
Ты – многолик!
Ты ничтожен!
И все же, безмерно велик!
Так, из глубины веков о Человеке говорил Амарх – Хаям.
Учитель литературы. Раздумья о пути человека, о «смысле этого пути» — это размышления человека, еще обуреваемого страстями, но, безусловно, стремящегося их преодолеть. И в жизни Пушкина наступил момент, когда у него появилась потребность в размышлении о прожитой жизни, когда поэт преодолевает трагическое ощущение неизбежности гибели человека. В такие минуты и было рождено стихотворение «Вновь я посетил…» /наизусть/
Почему поездка в Михайловское послужило созданием философского стихотворения? Что значит Михайловское в жизни Пушкина?
/это точка опоры, обращение к истоку, к детству, к началу/.
Какой образ, образы занимают центральное место?
/описание трех сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль. Не случайно отбирая стихотворение для издания, он озаглавил коротко «Сосны»/.
Сосны, поросль – символический смысл образа. Какой? /идея семьи/
Какова идея?
/Идея вечного обновления природы, идея бессмертия в материалистическом смысле. Материя не исчезает, явления природы и человек как часть ее бессмертны, т. к. в природе все диалектически меняется: на смену старому вырастает новое. Эта философская идея выражена в образе неизменно обновляющегося леса /.
Какой образ помогает поэту передать раздумья о смысле бытия?
Образ Времени, как философской категории (прошлое, настоящее, будущее).
Вывод: жизнь, по мнению поэта, есть «сцепление» прошлого, настоящего и будущего. Это есть единое целое под общим названием ВЕЧНОСТЬ, которая существует независимо от Человека, от его воли. /образ дерева, листьев/
Вывод: Ты уйдешь из жизни, но останется мир и ты в нем через детей, через память. Так возникает стихотворение «Мотив памяти».
В чем смысл жизни по Пушкину?
В этой памяти. Мы все – часть друг друга. Мы все едины. Человек с человеком. Человек с природой. И поэтому время не разрывается в сознании, не распадется связь времен. Жизнь человека имеет смысл.
Учитель права. И от того, чем вы наполните свою жизнь, какие ценности будут для вас превыше всего, зависит, какое понятие вы вкладываете в слово Человек.
Нет иного способа проявить способности стремления, силы, возможности, кроме деятельности.
Если вы хотите лучше узнать человека посмотрите, каков он в деятельности, что и как делает? Как относится к себе, к другим?
Социологическая группа в нашей школе провела исследования, что ценят в Человеке Ваши учителя? (анализ интервью).
Спасибо нашим социологам за проведенный труд.
Через усилие, терпение, милосердие, через сомнение, через самого себя – мы находим богатство истины.
Учитель литературы. Философская лирика Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души.
Любовь как состояние души спасет человека от одиночества. Человек не один в мире, он в гармонии с ним.
Учитель права. Так в чем же тайна Человека?
Учитель литературы. Как на этот вопрос отвечает Пушкин?
Человек в пушкинской лирике принимает мир таким, какой он есть, не пытаясь что-либо изменить в нем. Единственная возможность изменения мира – это изменить самого человека, его ума и души.
Пушкин не поддается унынию и отчаянию, не падает духом и ищет утешения в самой жизни
Вывод: Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслаждениями – любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми тревогами, волнениями, и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия.
Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном сомосовершенствовании, о воспитании души и спокойствии сердца становятся главным содержанием стихотворения «Каждый выбирает по себе»
Какая связь между поэтом и толпой. Пушкин
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области ГБОУ ВО Ростовской области «Митякинский техникум агротехники и питания»
Методическая разработка занятия
ОУД. 01. «Русский язык и литература. Русский язык»
Раздел 1. Русская литература 19 века.век
Тема 1.2
Агеева Марина Сергеевна
учитель
русский язык и литература
арт. Митякинская
2017
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкин
Эпиграф:
Пусть весь мир судит меня как хочет, Злится, кричит, ругается — но я все же поэт.
А.С. Пушкин «Другу поэту»
Цели урока:
образовательный:
Раскройте эволюцию темы поэта и поэзии в литературе.
Определите роль поэзии в жизни Пушкина, раскройте высокое предназначение поэта.
Через лирику понять отношение Пушкина к миру.
образовательный:
Воспитывать чувство гуманизма.
Способствовать развитию познавательной активности учащихся.
Воспитывать внимательное отношение к поэзии, определять свое место в жизни.
разработка:
Развивать творческое воображение;
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся;
развивать знания о поэзии русской литературы XIX века,
развивать навыки анализа лирического произведения.
Тип урока: комбинированный
Учебное оборудование:
портрет А.С. Пушкин, фотографии разных лет;
аудиозаписи стихов А.С. Пушкин.
Методические приемы:
работа с эпиграфом;
лекция с элементами беседы;
выразительное чтение стихов и чтение наизусть;
анализ стихотворений;
использование наглядных пособий;
компиляция кластера;
написание синквейна.
Во время занятий
я .Время организации: Приветствие, проверка состава учащихся в группе, проверка готовности к занятию.
II … Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала: запись темы, оглашение целей концепции.
III … Работа по теме:
1. Представление учителя
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин.
Тема проходит через все творчество Пушкина: его первое опубликованное стихотворение было «К другу поэту» («Вестник Европы» 1814 г.), а одно из последних — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». …» (1836). В своем творчестве Пушкин выстроил представление о месте поэта в мире, об отношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основными вехами этой концепции, главными столпами пушкинского «нерукотворного памятника» являются поэтические манифесты «Разговор книготорговца с поэтом» (1824 г.), «Поэт» (1827 г.), «Поэт и толпа». (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831)
2. Работа с эпиграфом
— Почему сам Пушкин так открыто и прямо сказал о себе? Как такие мощные громкие слова поэта отражаются в его лирике?
Вдумайтесь и в результате урока мы вернемся к эпиграфу.
3. Чтение и анализ стихов поэта
Поэма «Поэт» (1827). Один ученик читает наизусть.
Вопросы:
На сколько частей можно разделить это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.
В какой момент в поэте начинаются изменения? Как меняется поэт?
Сравните поэта до и после момента, когда Бог дает ему вдохновение.
Поэт предстает в поэме сложным существом, отмеченным Богом, наделенным частью своей творческой силы, но в то же время обычным, земным человеком. Автор вполне допускает даже, что поэт может быть «всем ничтожным» среди «ничтожных детей мира». Изменения начинаются в нем только тогда, когда Бог посылает ему вдохновение.
Поэт преображается — он уже не один из многих людей, втянутых в повседневную суету, а необыкновенный человек: его слух становится чутким, он способен слышать «божественный глагол». Свою прежнюю жизнь он оценивает как «веселье света», сарафанное радио его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не слухи, а слова поэта, в которых нет ничего обыденного, пошлого. Проснется душа поэта:
Душа поэта зашевелится
Как проснувшийся орел.
Он становится гордым, «диким и суровым», то есть погружается в себя, в свои творческие мысли. Поэт не может творить, находясь среди простых людей, в суете мира. Вдохновение требует одиночества, свободы от повседневности. Поэт бежит от мирской суеты «по берегам пустынных волн,/ В широких — шумных дубравах…» Конечно, берега и дубравы, куда стремится поэт, есть поэтическая условность. Эти «географические точки» — символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стать «звучнее лирного голоса, / Живее творческих сил». Услышать мир и выразить его словами можно только вдали от человеческого шума и мелких житейских забот. Пушкин как бы «останавливает мгновение» — перед нами поэт, схваченный в момент вдохновения: он «полон звуков и смятения». Здесь нет визуального образа. На смену ему приходят психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «путанием» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, нестройные звуки.
А.С. Пушкин не ограничивается этим стихотворением и в поэме «Пророк» говорит о том, каким должен быть идеальный поэт.
Ученик читает наизусть.
«Пророк» .
В чем аллегорический смысл библейских образов поэмы?
Определите основной тон стихотворения. Какими способами он создается?
Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Прокомментируйте их.
Какова смысловая роль синтаксических признаков стихотворения?
Каковы особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части можно в нем выделить?
Какой смысл придает тексту многократное повторение союза «Я»?
Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе, или он вестник высших мыслей, каких-то божественных идей?
Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?
Поэма «Поэту «(«Поэт! Не дорожи народной любовью. ..», 1830) связано по смыслу с заключительной строфой «Памятника», но там лирический герой призывает музу принять равнодушно «похвалу и клевету». «и слушать только» повеление Бога. А в стихотворении «К Поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам является «его высшим судом». Стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма является результатом долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творчества.
Вопросы и задания к стихотворению Поэту.
Каковы отношения между поэтом и толпой? Как, по мнению поэта, следует реагировать на похвалу и смех толпы?
Отслеживайте, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?
Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи настоящему поэту? Что ему нужно для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэзию в нем самом?
Что изображено на толпе? Почему она относится к творчеству поэта «в детской шутливости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
«Я воздвиг памятник себе нерукотворный. ..» 1836 .
Чтение наизусть.
Устный анализ стихотворения и тезисы основных этапов анализа стихотворения (вид самостоятельной работы).
Итоги урока. Синтез.
1.разговор
— Как развивается тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкин?
Поэт в лирике Пушкина проходит определенный жизненный путь. Он растет, переосмысливает себя и свое предназначение. Цель поэта – пробудить чувства, сказать правду – «сжечь сердца людей глаголом».
2.Работа с эпиграфом.
Почему А.С. Пушкин говорит о себе так открыто и такими сильными громкими словами, что, несмотря ни на что и ни на кого, он поэт. И он гордится этим.
3. Выставление оценок учащимся за работу в классе.
В … Домашнее задание :
1. Написать синквейн на тему поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкин
Спасибо за работу.
1) История создания. Это стихотворение Пушкин Александр Сергеевич написал в 1830 году. Причиной его написания послужило несогласие и резкая критика его произведений со стороны общества, с чем не был согласен и сам поэт.
2) Тема. Это стихотворение относится к важной и философской теме в творчестве поэта, теме поэта и поэзии.
Поэма является нравственным наставлением и советом для начинающих писателей, зависящих от общественного мнения.
3) Основная идея. Основная мысль этого стихотворения, как мне кажется, заключена в его первом куплете:
4) Состав. Стихотворение «Поэту» очень необычно по своей композиции. Он состоит из двух четверостиший и двух трехстихий. Каждая строфа несет в себе отдельный смысл. В первом четверостишии автор призывает читателя сохранять терпение, несмотря на «шум толпы». Во втором четверостишии Пушкин приказывает поэту жить свободно и бескорыстно творить:
По свободной дороге
Иди, куда ведет тебя свободный разум.
В следующих трех стихах автор уверяет нас, что мы сами должны оценивать нашу работу, так как мы являемся ее строжайшими судьями. В последней строфе лирик показывает, насколько жестока толпа, но все же, если ты доволен, то должен быть равнодушен к критике большинства.
5) Размер, рифма, синтаксис. Размер стихотворения – четырехстопный ямб, один из излюбленных Пушкиным. В первом четверостишии рифма перекрестная, во втором — круговая, в третьем и четвертом — сближенная и круговая.
В стихотворении используются всевозможные предложения, чтобы более широко передать эмоциональную окраску. Также почти все предложения являются императивными, что определяет жанр обучения.
6) Анализ изображений. В стихотворении противопоставлены образы толпы и поэта. Мы ясно видим это по обращениям автора: толпа холодна для него, это суд дураков, но поэт — король, свободный, благородный художник, который должен следовать своим желаниям, не обращаясь к бездарной толпе. Слово «проницательный» также подчеркивает, что поэт сам знает, что для него лучше. Ни один другой человек не имеет права указывать поэту, что и как ему делать, поэтому автор советует поэту: «живи один». Многое в этом стихотворении намекает на то, что поэт — пророк, который должен нести свое бремя через всю жесткость общества.
7) Анализ троп. Художественный гений Пушкина не обделил и это произведение, поскольку в поэме используются разнообразные художественно-выразительные средства, такие как эпитеты «требовательный художник», «холодная толпа», «благородный подвиг», которые призваны к более подробное описание образов толпы и поэта, метафоры «Вы услышите суд глупца», «Привлекает разум». Есть обращения: «поэт», «художник», «король», которые показывают, кто важен для автора, и которые помогают лучше понять образ адресата. Есть также повторения слова «свободный», чтобы показать независимость поэта.
8) Моё мнение. На мой взгляд, это стихотворение похоже на пушкинского «Пророка», и несет в себе огромный философский смысл — быть независимым от толпы. Стихотворение «Поэту» я считаю шедевром лирики о сущности поэта, так как его идея актуальна и по сей день.
Значение поэта в обществе всегда глубоко беспокоило Александра Сергеевича Пушкина. Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэт и толпа» по плану, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 10 классе.
Краткий анализ
История создания — Стихотворение написано в 1828 году.
Тема стихотворения — Роль творца в истории своей страны.
Композиция — Произведение имеет форму диалога и состоит из четырех условных частей.
Жанр — Философская лирика.
Стихотворный размер — Четырехстопный ямб с чередованием парных, крестовых и кольцевых рифм.
Метафоры — « дождевой червь», «холодные евнухи ».
Эпитеты — « вдохновенный», «рассеянный», «заносчивый», «непосвященный ».
Подражание — « душа вкушает холодный сон ».
Сравнения — « ты противен душе своей, как гробы», «как ветер, его песня свободна ».
История создания
20-е годы 19 века стали для Александра Сергеевича настоящим испытанием. Он долгое время находился в ссылке, снискал себе славу опального поэта и постоянно подвергался нападкам цензуры.
Неспособность вести полноценную жизнь и спокойно творить усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение, и свою неудачу он переживал крайне болезненно.
Александр Сергеевич все чаще стал задаваться вопросом, какова истинная роль поэта в обществе. Он понял, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а заодно и весь мир.
Отражением его мыслей и душевных переживаний стало стихотворение «Поэт и толпа», написанное им в 1828 году. Первоначально стихотворение называлось «Черн», но оно было переименовано поэтом в 1836 году при подготовке второго издания .
Тема
Центральной темой произведения является роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэта беспокоит полное непонимание между представителями двух противоборствующих лагерей: тех, кто «рожден для вдохновения» и тех, кто видит в искусстве лишь личную выгоду.
Поэт вдохновенно декламирует свое произведение, а толпа только удивленно переглядывается, не понимая, зачем он это делает. Лирический герой, прототипом которого является сам Пушкин, обвиняет чернь в том, что она не способна оценить искусство по достоинству, и ценит лишь материальные блага, насыщающие тело, но не душу.
В ответ «чернь» настойчиво требует, чтобы поэт своим творчеством приносил пользу народу. Однако лирический герой уверен, что два лагеря — истинных ценителей искусства и тех, кто не видит в нем смысла — никогда не придут к взаимопониманию. Он всем сердцем презирает чернь, погрязшую в пороках, злобе и глупости, и не видит смысла тратить свою энергию на их просвещение.
Пушкин вскрывает и другую насущную проблему своего времени — стремление большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а ради материальной выгоды. Продажность коллег-писателей угнетает автора, так как произведения, написанные на заказ, часто имеют красивую форму без глубокого содержания. Горожане гораздо больше ценят внешний лоск, чем полноту поэзии.
Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в том, что творить, несмотря на все жизненные трудности и проблемы.
Композиция
Произведение написано в форме диалога непризнанного поэта (лирического героя) и толпы («сброда»).
Поэму условно можно разделить на четыре части.
В первой части показано непонимание и негативная реакция непросвещенной толпы на творчество поэта. Она понятия не имеет, для чего нужна поэзия, в чем ее реальная польза.
Во второй части поэт упрекает «чернь» в том, что она заботится только о своей корысти.
В третьей части «сброд» нападает на поэта, требуя от его творчества ощутимых благ, уроков, которые помогут избавиться от пороков.
В заключительной части произведения лирический герой, прекрасно понимая, что до сердец бездушной толпы ему все равно не добраться, отказывается удовлетворить эти требования. Таким образом, он проводит черту между людьми искусства и приземленным «сбродом».
Ни одна из сторон не хочет идти на компромисс. Конфликт неразрешим, и продолжение диалога невозможно.
Жанр
Произведение написано в жанре философской лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с чередованием паровой, крестовой и кольцевой рифм.
Средства выразительности
В своем творчестве Александр Сергеевич использует широкий спектр средств художественной выразительности. Среди них метафор, («земляной червь», «холодные евнухи»), эпитетов («Одухотворенный», «рассеянный», «заносчивый», «непосвященный»), олицетворений («Душа вкушает холодный сон»), сравнений («Ты противен своей душе, как гробы», «как ветер, его песня вольная»).
Тест на стихотворение
Рейтинг анализа
Средний рейтинг: 4,6. Всего полученных оценок: 15.
Какие чувства вызывает заключительная часть стихотворения? Следите за уменьшением словесного запаса и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл раскрывается в этом?
Какова композиционная роль открытой концовки текста?
Проанализировав стихотворение «Сожженное письмо», можно рассказать учащимся об адресате этого стихотворения, рассказать историю кольца, подаренного Пушкину Е. К. Воронцовой на прощание, прочитать стихи «Храни меня, мой талисман.. .» и «Там, где тихо плещется море…».
При изучении стихотворений «На холмах Грузии…» и «Я любил тебя…» следует обратить внимание на смысловую роль художественной формы этих текстов, направляя наблюдения учащихся в «исследовательскую » канал.
Вопросы и задания к стихотворению «На холмах Грузии…»
Основное настроение стихотворения — «светлая грусть». Как вы понимаете эти слова?
Где может быть поэт, если горы Грузии кажутся ему холмами? Какова направленность в поэтическом пространстве первых двух стихов? Какой характер придает опыту его «универсальный» масштаб?
Как соотносятся в стихотворении внешнее и внутреннее состояния поэта? Почему сердце поэта не может не любить, хотя он и находится в состоянии уныния? Совместимы ли любовь и уныние?
На какие композиционные части можно разделить стихотворение? Определите ключевые образы для каждой части. Какой смысл придает тексту отсутствие глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличение количества глаголов в последних трех стихах?
Какие поэтические образы создаются звукописью, частотой звуков «л» и «м» в начале стихотворения?
Какого размера написано стихотворение? Какой поэтический смысл придает ей длинная многостопная строка?
Какой знак придает тексту различие нечетных и четных стихов, чередование мужских и женских рифм?
Как меняется цвет текста по ходу текста: «ночная мгла» — «светлая печаль» — «сердце снова горит»? Какой поэтический смысл раскрывается в этом?
Почему в финале стихотворения чувство любви становится более обобщенным?
Вопросы и задания к стихотворению «Я тебя любил…»
Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему фраза «Я любил тебя» повторяется в стихотворении трижды? С какими интонациями вы можете читать его каждый раз? Что означает тот факт, что глагол «любил» употребляется в прошедшем времени?
Как поэт относится к несостоявшейся любви: разочарование, горе, гнев, смирение, благородство, ирония? Объяснить ваш выбор.
В тексте поэмы главное место занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой поэтический смысл раскрывается в этом?
Дома учащиеся могут написать сочинение-интерпретацию одного из стихотворений Пушкина о любви, например «Мое любимое стихотворение Пушкина о любви: восприятие, толкование, оценка».
УРОК 3. «Восстань, пророк!» Тема поэта и поэзия в лирике Пушкина
Учащиеся прочитают стихи на эту тему, изученные ранее, выявят их основные мысли. Центральную часть урока следует посвятить анализу композиционно-стилевых особенностей стихотворений «Пророк», «Поэт».
Вопросы и задания к поэме «Пророк»
В чем аллегорический смысл библейских образов поэмы?
Определите основной тон стихотворения. Какими способами он создается?
Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Прокомментируйте их.
Какова смысловая роль синтаксических признаков стихотворения?
Каковы особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части можно в нем выделить?
Что означает многократное повторение союза «и»
Принадлежит ли поэт, обреченный быть пророком, самому себе, или он вестник высших мыслей, неких божественных идей?
Какой смысл придает стихотворению обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах текста?
Стихотворение «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовью народа…», 1830) связано по смыслу с заключительной строфой «Памятника», но там лирический герой подзывает музу равнодушно принимать «хвалу и клевету» и слушать только «повеление Божие». А в стихотворении «К поэту» автор обращается к самому себе, объясняя свое равнодушие к суду «толпы» тем, что он сам является «его высшим судом». Необходимо обратить внимание учащихся на то, что стихотворение написано в жанре сонета. Эта строгая поэтическая форма — результат долгих размышлений поэта о необходимости совершенства поэтического творчества.
Вопросы и задания к стихотворению «Поэт»
Каковы отношения между поэтом и толпой? Как, по мнению поэта, следует реагировать на похвалу и смех толпы?
Докажите, что стихотворение написано в форме сонета. Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис — развитие тезиса — антитезис — синтез?
Что изображено на толпе? Почему она относится к творчеству поэта «в детской шутливости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи настоящему поэту? Что ему нужно для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэзию в нем самом?
Дома учащиеся могут сделать сравнительный анализ стихотворения «Поэту» с одним из стихотворений о поэтическом произведении: «Памятник», «Эхо», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.
УРОК 4. «Нет, весь я не умру…» Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти.
На уроке учащиеся выявят поэтические смыслы шедевров пушкинской философской лирики, поразмышляют над вечными проблемами бытия и, прежде всего, над проблемой жизни и смерти. Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Вы можете прочитать юношеские стихи Пушкина «Моя эпитафия», «Желание», «Элегия», «Завещание». Но в них нет настроения трагической обреченности. Имеют романтические оттенки. Смерть поэту не страшна. Он считает, что умрет от любви. В 30 лет он уже не хочет умирать:
Но жажда жизни здесь звучит гораздо трагичнее и обреченнее. Ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и прежде всего радости творчества. Предвидя свою безвременную кончину, Пушкин восклицает в стихотворении Андре Шенье (1830):
Я скоро все умру. Но любя свою тень
Сохраните рукопись, друзья, себе!
Когда минует буря, суеверная толпа
Собирайся иногда, чтобы прочесть мой верный свиток,
И, долго слушая, скажи: вот оно;
Вот его речь. И я, забыв гробовой сон,
Взойду незримо и сяду между вами,
И сам услышу…
Таким образом, Пушкин уверен, что только памятники нерукотворные могут сохранить от забвения человеческую личность. Философскими размышлениями о быстротечности человеческой жизни и вечности жизни природы наполнено стихотворение «Блуждаю ли я по шумным улицам…».
Вопросы и задания для анализа стихотворения
О чем думает поэт в стихотворении? Почему он занят своими мыслями о быстротечности жизни и в одиночестве, блуждая «по шумным улицам», и в обществе «безумных юношей», и пред ликом Божиим «в многолюдном храме»?
На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением читать каждую часть?
Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.
Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Что означают здесь образы-символы?
Как поэт относится к подрастающему поколению? К чему снится быть похороненным «ближе к сладкому пределу»?
Как решается тема вечности природы и быстротечности человеческой жизни в финале стихотворения?
«Каменноостровский цикл» стихов 1836 года также посвящен вечным проблемам бытия. Это «Отцы-пустынники и жены невинны…», «Из Пиндемонти», «Власть мирская», «Подражание итальянцу». Стихотворение «Отцы-пустынники и жены невинны…» представляет собой поэтическое переложение постной молитвы Ефрема Сирина, которая, как это принято, повторяется в храмах на протяжении всего Великого поста, кроме субботы и воскресенья.
Вопросы и задания к анализу стихотворения А. Пушкина «Отцы-пустынники и жены невинны…»
На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?
Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве и поэтическое оформление молитвы?
Каким настроением наполнена каждая часть? С какими интонациями их читать?
Прочитайте первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, были составлены «множество торжественных молитв»? Как понимать слова «летать сердцем на ниве переписки»?
Сравните расположение канонического текста молитвы со стихотворением Пушкина. Какие изменения внес Пушкин? Каков их поэтический смысл?
Текст молитвы:
Господи и Владыко жизни моей, не подари мне духа праздности, уныния, командолюбия и пустословия. Дух целомудрия, смирения, терпения и любви даруй рабу Твоему. Для ее лорда-короля! Даруй мне увидеть мои грехи. И не осуждай моего брата. Яко благословен ты во веки веков. Аминь. (Шмеманн А. Великий пост. — М., 1993. — С. 28.)
Сравните поэму Пушкина со стихотворным переложением молитвы И.Е. Великопольский. В чем преимущества пушкинского текста?
Какие свойства души, по Пушкину, надо преодолевать, а какие приобретать? Почему?
С «Каменноостровским циклом» связано и стихотворение «Когда за городом, задумчивый, скитаюсь…», навеянное посещением Пушкиным двух близких его сердцу могил — А. Дельвига, погребенного в тесноте Санкт-Петербурга. кладбище в Петербурге, а могила матери на Святых горах. Контрастное построение стихотворения отчетливо проявляется на всех уровнях поэтической структуры: фонетическом, лексическом, синтаксическом, композиционном. При анализе также можно заметить противопоставление цветовых, звуковых, пространственных особенностей текста, на антитезе строятся ритмические отношения частей стихотворения, соотношение рифмующихся слов, поэтические интонации.
Вопросы и задания для анализа стихотворения
Как меняется настроение и поэтическая интонация в частях стихотворения, изображающих два разных кладбища?
Сравните описания двух кладбищ. Какие образы и картинки здесь ключевые?
Какова стилистическая окраска определений-эпитетов в каждой части стихотворения? Какой поэтический смысл раскрывается в этом? Докажите, что поэт рисует первое кладбище с иронией.
Проанализируйте словарный запас. Почему в первой части почти нет глаголов?
Пророк Некрасов. Презентация на тему «Пророк» Н.А. Некрасов
«Пророк» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, персонажи, проблемы и другие вопросы раскрыты в данной статье.
История создания
Стихотворение Некрасова «Пророк» напечатано в «Отечественных записках» №1 за 1977 год без последней строфы с подзаголовком «Из Барбье» (романтик-сатирик французского поэта). Были и другие субтитры («От Байрона», «От Ларры»), необходимые для цензурной маскировки. Она была напечатана полностью в «Общем деле» в августе 1882 г. за границей под заглавием «Н. Г. Чернышевский». Не входит в прижизненные издания.
Дата точной записи поэмы не установлена. Белый автограф указывает на 1974 год, но, возможно, стихотворение было написано в 1862-1864 годах после ареста Чернышевского, а затем доработано. Его можно было бы посвятить другому человеку, а потом передать Чернышевскому. Большинство исследователей считают, что стихотворение является обобщенным.
Литературное направление и жанр
Поэма «Пророк» проникнута реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе был связан с ролью поэта в обществе. Но Некрасов снимает эту миссию с себя как недостойную и перекладывает ее на плечи самоотверженного революционера. Революционеров, готовых пожертвовать жизнью, единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционером может быть с точки зрения Некрасова.
Стихотворение является образцом гражданской лирики, хотя и содержит элементы философской рефлексии, что сближает его с элегией.
Тема, основная идея и композиция
Поэма представляет собой реплику в диалоге, обращенную к невидимому собеседнику, который как бы упрекает революционера в небрежности.
Лирический герой спорит с противником, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но выбирает свой путь. Мысль пророка, представленная как реплика, включена в мысли лирического героя. Это стало афоризмом. Эта мысль (умереть нужно для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвященных революционерам.
Последняя строфа композиционно отделена от остальных трех. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своего рода религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жалко расставаться, потому что он «хороший и милый личностью, добрый и человеколюбивый». Отсюда образ бога Гнева и Печали. Гнев из-за утраты человеческого образа сильными мира сего («царями»), печаль за всех угнетенных («рабов»).
Тема стихотворения — судьба борца за народное счастье, революционера.
Основная идея: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней должны помнить «рабы земли», ставшие благодаря этому свободными. Святая жизнь, данная за истину, утвердит ее на земле. Но важнее призвать рабов к борьбе за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать пощады от королей.
Пути и образы
В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать своей жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если пушкинский пророк – это тот, кто призван вещать правду, несмотря на обстоятельства, то некрасовский образ еще ближе к библейским пророкам, для которых само служение означало готовность принять смерть в любой момент. Пророк смирился с необходимостью смерти, она к нему добра (метафора), а для апостола Павла смерть есть приобретение. Образ пророка описывается с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распят, будет на кресте, послан богом Гнева и Печали .
Так как стихотворение есть спор с невидимым собеседником, то оно построено на противопоставлениях с союзом но : не живет для себя, но умирает для других; его еще не распяли а распяли.
Частица , а не служит также для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, он не хуже, он не скажет . Анафорический повтор не скажет усиливает и подтверждает правильность позиции пророка.
Антитеза живи для себя — умри для других противопоставляет подвиг пророка жизни других людей, к которым Некрасов позорно причисляет себя, умаляя его заслуги как поэта-гражданина перед деятельным революционером.
Старославянизмы и высокостильные слова отражают высокие идеалы поэмы.
Размер и рифма
Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, что отсылает к пушкинскому «Пророку», написанному четырехстопным ямбом. Пиррихи почти в каждой строчке делают речь размеренной.
Перекрёстная рифма, женская рифма чередуется с мужской.
Не говорите: «Он забыл об осторожности!
Он станет судьбой по своей вине! ..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.Но он любит выше и шире,
В его душе нет мирских мыслей.
«Жить для себя можно только на свете,
Но можно и другим умереть!»Так он думает — и смерть к нему добра.
Не скажет, что жизнь его нужна,
Не скажет, что смерть бесполезна:
Судьба его ясна ему давно…Он еще не распят,
Но придет час — будет на кресте;
Послано Богом Гнева и Печали
Чтобы напомнить служителям земли Христа.
Анализ стихотворения Некрасова «Вещий»
С Чернышевским, которому посвящено произведение 1874 года, автора связывали восемь лет совместной публицистической работы, определившей передовой, остро злободневный образ журнала «Современник». Поэт, возведший гражданственность в ранг обязательного качества творческого человека, представляет литературного адресата истинным сыном родной страны.
Для характеристики положительного образа Некрасов выбирает знаковое название «Пророк», отсылая читателя к пушкинско-лермонтовскому наследию. Показательны различия в тематике художественных текстов. В центре внимания произведений, на которых, несомненно, акцентировал внимание Некрасов, высокая природа поэтического дара, взаимоотношения его обладателя с обществом. В своей версии автор намеренно смещает точку зрения лирического героя, ставя социальную задачу «служения добру» как важнейшую.
Стихотворение диалогично: начало — фрагмент спора, начало которого осталось за текстом. Предметом эмоционального разговора являются неосторожные, чреватые неприятностями действия третьего лица: называя последнее, автор ограничивается местоимением «он». Лирический субъект, возражающий собеседнику, хорошо знаком с «ним» и может подробно объяснить причины, побудившие неординарного человека к рискованным действиям.
Суть натуры земного пророка — любовь к человечеству — возвышенная, бескорыстная, жертвенная. Пытаясь передать логику подвижника, герой моделирует его прямую речь. В куплете-цитате, разбавляющем развернутый ответ, противопоставляются два варианта земного пути: эгоистический и альтруистический. Они выражаются лаконичной формулой «жить для себя» — «умереть для других». Избраннику, видящему свое предназначение в служении обществу, суждено пройти трудный и опасный путь.
Подвижник предвидит трагический конец земной судьбы: он предпочтет смерть за дело, «благодатную» смерть бесцельному существованию.
В финальном эпизоде лирическое «Я» представляет собственное предсказание конца жизни пророка. Он связан с евангельским сюжетом о распятии Христа. Желание нести добро человечеству, любовь и готовность к самопожертвованию сближают земного пророка с образом Спасителя и предопределяют трагическую развязку. Заключительное двустишие укрепляет связь подвижника с небесным миром: посланник небес, он призван напомнить заблудшим душам о Сыне Божием.
Стихотворение Некрасова «Пророк» напечатано в «Отечественных записках» №1 за 1977 год без последней строфы с подзаголовком «Из Барбье» (романтик-сатирик французского поэта). Были и другие субтитры («От Байрона», «От Ларры»), необходимые для цензурной маскировки. Она была напечатана полностью в «Общем деле» в августе 1882 г. за границей под заглавием «Н. Г. Чернышевский». Не входит в прижизненные издания.
Дата написания стихотворения точно не установлена. Белый автограф указывает на 1974, но, возможно, стихотворение было написано в 1862-1864 годах после ареста Чернышевского, а затем доработано. Его можно было бы посвятить другому человеку, а потом передать Чернышевскому. Большинство исследователей считают, что стихотворение является обобщенным.
Литературное направление и жанр
Поэма «Пророк» проникнута реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе был связан с ролью поэта в обществе. Но Некрасов снимает эту миссию с себя как недостойную и перекладывает ее на плечи самоотверженного революционера. Революционеров, готовых пожертвовать жизнью, единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционером может быть с точки зрения Некрасова.
Стихотворение является образцом гражданской лирики, хотя и содержит элементы философской рефлексии, что сближает его с элегией.
Тема, основная мысль и композиция
Поэма представляет собой реплику в диалоге, обращенном к невидимому собеседнику, который как бы упрекает революционера в небрежности.
Лирический герой спорит с противником, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но выбирает свой путь. Мысль пророка, представленная как реплика, включена в мысли лирического героя. Это стало афоризмом. Эта мысль (умереть нужно для других, а не жить для себя) повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвященных революционерам.
Последняя строфа композиционно отделена от остальных трех. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своего рода религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жалко расставаться, потому что он «хороший и милый личностью, добрый и человеколюбивый». Отсюда образ бога Гнева и Печали. Гнев из-за утраты человеческого образа сильными мира сего («царями»), печаль за всех угнетенных («рабов»).
Тема стихотворения — судьба борца за народное счастье, революционера.
Основная идея: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней должны помнить «рабы земли», ставшие благодаря этому свободными. Святая жизнь, данная за истину, утвердит ее на земле. Но важнее призвать рабов к борьбе за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать пощады от королей.
Пути и образы
В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать своей жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если пушкинский пророк – это тот, кто призван вещать правду, несмотря на обстоятельства, то некрасовский образ еще ближе к библейским пророкам, для которых само служение означало готовность принять смерть в любой момент. Пророк смирился с необходимостью смерти, она к нему добра (метафора), а для апостола Павла смерть есть приобретение. Образ пророка описывается с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распят, будет на кресте, послан богом Гнева и Печали .
Так как стихотворение есть спор с невидимым собеседником, то оно построено на противопоставлениях с союзом но : не живет для себя, но умирает для других; он еще не распят. , но распят.
Частица , а не служит также для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, он не хуже, он не скажет . Анафорический повтор не скажет усиливает и подтверждает правильность позиции пророка.
Антитеза живи для себя — умри для других противопоставляет подвиг пророка жизни других людей, к которым Некрасов позорно причисляет себя, умаляя его заслуги как поэта-гражданина перед деятельным революционером.
Старославянизмы и высокостильные слова отражают высокие идеалы поэмы.
Размер и рифма
Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, что отсылает к пушкинскому «Пророку», написанному четырехстопным ямбом. Пиррихи почти в каждой строчке делают речь размеренной.
Перекрёстная рифма, женская рифма чередуется с мужской.
- «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
- «Прощание», анализ стихотворения Некрасова
- «Сердце разрывается от муки», анализ стихотворения Некрасова
Чтение стихотворения «Пророк» Некрасова Николая Алексеевича обычно предлагается учащимся на уроке литературы в 10 классе. Тема произведения — предназначение поэта, его взаимоотношения в обществе. Иногда его просят выучить дома полностью наизусть. При желании вы можете прочитать произведение онлайн на нашем сайте или скачать его бесплатно.
Текст поэмы Некрасова «Вещий» написан в 1874 году. Посвящена Н.Г. Чернышевский. Николай Алексеевич вслед за своими предшественниками А. Пушкиным, М. Лермонтовым решил обсудить следующие вопросы: зачем живет поэт, как ему жить, что ему делать. По Пушкину, человек искусства должен нести людям правду.