Историческое познание сегодня урок 10 класс презентация – Презентация к уроку всеобщей истории в 10 классе на тему «Историческое познание сегодня»
Введение. Историческое познание сегодня 10 класс
Презентация на тему: Введение. Историческое познание сегодня 10 классСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Введение. Историческое познание сегодня Урок №1.10 класс. Учитель истории ГОУ гимназии № 168 СПб Виноградова Т.В.
№ слайда 2 Описание слайда:Первый концентр Основная цель – формирование у учащихся понимания самоценности культуры каждого народа, каждой эпохи. Раздельный либо интегрированный курсы отечественной и всеобщей истории при приоритете истории России (2:1). Сочетание событийно-хронологического и проблемно-блочного принципов оформления содержания.
№ слайда 3 Описание слайда:Второй концентр К историко-хронологическому делению добавляется структурное историческое рассмотрение основных компонентов общества. Переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу фактов. Ориентация на развивающее обучение. Приоритет отечественной истории не за счет увеличения объема знаний, а посредством включения проблем российской истории при анализе глобальных исторических проблем. Культурологический подход к историческому процессу, внимание к социокультурным тенденциям.
№ слайда 4 Описание слайда:Существует только одна история – история Человека, и это история в самом широком смысле слова. Люсьен Февр
№ слайда 5 Описание слайда:«Обычно, когда какому-нибудь городу или народу предстоят тяжкие бедствия, божество заранее посылает знамения» (Геродот. История. Книга 6) Геродот Галикарнасский (между 484 и 425 гг.)
№ слайда 6 Описание слайда:«Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре». Августин. «О граде Божьем» (книга IV, гл. 4) Святой Августин (Августин Аврелий, епископ Гиппонский, (354-430 гг.))
№ слайда 7 Описание слайда:«Большинство великих мира сего живут так, как если бы они были атеистами: всякий, кто прожил жизнь и был наблюдателен, знает, что познание Бога, его присутствие и правосудие не имеют ни малейшего влияния на войны, союзы, а также на объекты тщеславия, выгоды, удовольствий, похищающих каждое мгновение жизни этих людей; однако нет того, чтобы они грубо попирали правила, установленные в обществе, и потому гораздо более приятно проводить свою жизнь рядом с ними, нежели с суеверными людьми и фанатиками. Правда, я ожидаю большей справедливости от того, кто верит в Бога, чем от того, кто в него не верит; но от суеверных людей я жду только горечи и преследований. Атеизм и фанатизм – два чудовища, способные разодрать на части и пожрать общество…». (Вольтер. Статьи из «Философского словаря». «Атеист») Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778 гг.)
«Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая. Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества… С кем мы росли и живем, к тем привыкаем. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живем, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая… Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют еще той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его… Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всем лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою. Согласимся, что некоторые народы вообще нас просвещеннее: ибо обстоятельства были для них счастливее; но почувствуем же и все благодеяния судьбы в рассуждении народа российского; станем смело наряду с другими, скажем ясно имя свое и повторим его с благородною гордостию». Н.М. Карамзин. О любви к отечеству и народной гордости
№ слайда 9 Описание слайда:«Если к каждому частному человеку можно обратиться с вопросом: «Скажи нам, с кем ты знаком, и мы скажем тебе, кто ты таков», – то к целому народу можно обратиться со следующими словами: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем тебе, кто ты таков». В настоящее время, когда у нас обнаружилась такая сильная потребность познать свое прошедшее, познать, кто мы таковы, я не решился занять ваше внимание изложением событий внешней отечественной истории, но счел более приличным представить в сжатом очерке важнейшую сторону нашей внутренней истории, именно постепенное установление государственного порядка, или, как выражались наши предки, наряда в Русской земле. Где, при каких природных влияниях действовал народ и с какими чужими народами и государствами изначала и преимущественно должен был иметь дело – вот первые вопросы в истории каждого народа». ( С.М. Соловьев. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого // Чтения и рассказы по истории России. Чтение первое). С.М. Соловьев (1820-1879 гг.)
«…народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона. В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения… складываясь из союзов кровного родства, общественный состав государства подвергался обратному процессу внутреннего расчленения по разнообразным частным интересам, материальным и духовным. Так возникали многообразные частные союзы, которые входят в состав гражданского общества». В.О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Лекция I. В.О. Ключевский (1841-1811 гг.)
№ слайда 11 Описание слайда:Основные черты новой исторической науки 1) перед историками открыта вся сфера человеческой деятельности, 2) социальный и культурный анализ специфики времени и места, а не описание судеб империй и институтов власти, 3) акцентирование внимания не на биографиях великих, а на народной культуре, на отношениях, вере и ритуалах простых людей, 4) новые источники позволили услышать тех, кто прежде не имел письменной истории, 5) синтезирование и интерпретация разных точек зрения вместо поиска окончательных объяснений, 6) историки отвергают объективность и научную детерминированность и признают, что они в не меньшей степени зависят от культуры, пола, класса, к которым принадлежат, чем те, о ком они пишут
План. 1. Понятие «история». 2. Особенности исторического познания. 3.История в системе гуманитарных наук. 4.Исторические источники. 5. Периодизация всеобщей истории.
№ слайда 13 Описание слайда:Понятие «история» Изучение любой научной дисциплины начинается с определения основополагающих понятий. По мнению известного русского историка В.О.Ключевского (1841 — 1911), «в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» . Сегодня, говоря об истории, имеют в виду: 1) рассказ о прошлом, 2) последовательное развитие действительности, 3) науку, изучающую прошлое. История — это не просто повествование о случившемся, а наука, основой которой являются собирание, систематизация, обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности
№ слайда 14 Описание слайда:2. Особенности исторического познания. Знание истории предполагает обобщение, осмысление и анализ прошлого опыта.
2. Особенности исторического познания. Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.), первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности
№ слайда 16 Описание слайда:3.История в системе гуманитарных наук.
№ слайда 17 Описание слайда:4.Исторические источники. Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция
№ слайда 18 Описание слайда:4.Исторические источники. Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например Л.Н. Пушкарев историк и филолог выделяет следующие семь типов источников: 1. письменные; 2. вещественные; 3. этнографические; 4. устные; 5. лингвистические; 6. фотокинодокументы; 7. фонодокументы1.
№ слайда 19 Описание слайда:4.Исторические источники В 1985 г. С.О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам. Вещественные источники Изобразительные источники Словесные источники: Конвенционные источники Поведенческие источники. Звуковые или аудиальные источники.
5. Периодизация всеобщей истории
ppt4web.ru
Презентация к урокам истории в 10 классе»Вводный урок. Краткая характеристика курса. Проблемы исторического познания»
Инфоурок › Всеобщая история ›Презентации›Презентация к урокам истории в 10 классе»Вводный урок. Краткая характеристика курса. Проблемы исторического познания»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Вводный урок. Краткая характеристика курса. Проблемы исторического познания.
2 слайд Описание слайда:Дать определение понятию История – 1. От (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом; 2. В более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
3 слайд Описание слайда:Процесс исторического познания Исторический источник (имеет автора) Анализ и сопоставление различных источников ученым Историческое знание (реконструкция событий, явлений и процессов) Первый уровень субъективности Второй уровень субъективности ВСЕГДА субъективно Историческая наука стремится к достижению объективного знания о прошлом, но постижение истины в истории- процесс постоянного приближения к реальности.
4 слайд Описание слайда:Виды исторических источников Исторические источники –комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе
5 слайд Описание слайда:Виды исторических источников Исторические источники ПИСЬМЕННЫЕ ВЕЩЕСТВЕННЫЕ УСТНЫЕ ФОТОДОКУМЕНТЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ФОНОДОКУМЕНТЫ
6 слайд Описание слайда:Исторические дисциплины Антропология Археография Архивоведение Архонтология Бонистика Генеалогия Геральдика Дипломатика Историческая география Историческая методология Историческая метрология Источниковедение Краеведение Медиевистика Нумизматика Палеография Сфрагистика Фалеристика Хронология Эортология Эпиграфика Этнография
7 слайд Описание слайда:Исторические периоды В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
8 слайд Описание слайда:Доисторический период Описывает историю человечества до появления первой письменности. Историки опираются в своих предположениях на знания, полученные от археологов, антропологов, геологов, астрономов, палеонтологов и биологов. Происходит зарождение человека, как биологического вида. Человечество предпринимает первые шаги к духовному развитию: к постижению религии (поклонение солнцу, огню, ветру) и культуры (наскальная живопись).
9 слайд Описание слайда:Древний мир Начинается с изобретения письменности древними шумерами. Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому. Образование первых государствобразования: Ассирия, Древний Египет. Период наивысшего расцвета -время существования Римской Империи.
10 слайд Описание слайда:Геродот Галикарнасский – отец истории (484 до н. э. — 425 до н. э.) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Цицерон :«Геродот — отец истории».
11 слайд Описание слайда:Средние века Начинается с падения Западно-Римской Империи. Германские государства, славянские народы принимают христианство. Влияние церкви на развитие общества,
12 слайд Описание слайда:Новое время Начало Нового Времени в Европе — переход контроля над всеми аспектами жизни общества от религиозных властей к светским. Образование колониальных империй. Промышленная революция: изобретение ткацкого станка, паровой машины и т.д. Буржуазные революции (республиканская формой правления или конституционная монархия).
13 слайд Описание слайда:Новейшая история – XX – XXI век Начало периода а- возрастающее господство в мире США. Появления первой коммунистической страны в мире – Советского Союза. Депрессия 30-х годов, Первая Мировая война — некоторые государства исчезли с карты мира. Вторая Мировая война -после окончания войны между союзникам разгорелась “Холодная война”. Характеризуется наличием огромного количества документов, которые предоставляют историкам широкое поле для деятельности.
14 слайд Описание слайда:Материалистическое понимание истории Марксизм – учение К.Маркса и Ф.Энгельса (19 в.) Движущая сила истории – борьба между классами (имущими и неимущими) Классы – большие группы людей, различающиеся их местом в обществе История – это смена общественно- экономических формаций
15 слайд Описание слайда:Формационный подход к истории Общественно- экономическая формация: Первобытно – общинная ОЭФ Рабовладельческая ОЭФ Феодальная ОЭФ Капиталистическая ОЭФ Коммунистическая ОЭФ
16 слайд Описание слайда:В основе ОЭФ – способ производства материальных благ Духовная сфера вторична по отношению к материальной Роль личности в истории вторична по отношению к роли масс Марксизм привлекателен своей простотой
17 слайд Описание слайда:Цивилизационный подход к истории История развивается как существование локальных цивилизаций, проходящих определенные этапы в своем развитии Автор – Вико Д.(1667-1744 гг.) Теорию развивали- Данилевский,Шпенглер, Тойнби, Гумилев и др.
18 слайд Описание слайда:Теория мирового цивилизационного развития Авторы- У.Ростоу, Дж.Гэлбрейт, Бэлл,Тоффлер Движущая сила истории – расширение горизонтов знания, модернизация во всех сферах жизни общества
19 слайд Описание слайда:Какие факторы повлияли на особенность развития российской цивилизации? Особенности исторического развития России
20 слайд Описание слайда:Влияние географического положения Удаленность от морских и океанских путей Беспредельные открытые пространства, равнина. Постоянное пребывание между Востоком и Западом Суровая природа Отдаленность от центров мировых цивилизаций – Греции и Рима Тайга Колонизация страны её собственным населением Развитая речная сеть
21 слайд Описание слайда:Беспредельные открытые пространства, равнина. Постоянное противоборство с кочевниками Постоянное расширение территории Сближение народов, обмен опытом Нет национальной замкнутости, национализма, уважительное отношение к другим народам. Национальная пестрота населения
22 слайд Описание слайда:Постоянное пребывание между Востоком и Западом РОССИЯ ЗАПАД ВОСТОК Это не Россия находится между Западом и Востоком. Это Восток и Запад находятся справа и слева от России. В.В.Путин Россия — это мост между Западом и Востоком
23 слайд Описание слайда:Удаленность от морских и океанских путей Замедленность развития Стремление выйти из «закрытого» состояния 1)традиционно милитаризированное общество 2) сильная централизованная власть
24 слайд Описание слайда:Суровая природа, короткое лето и длинная зима. Тайга. Развитая речная сеть Упорный, несгибаемый, суровый народ Общинная психология, чувство коллективизма, упорство, изобретательность Развитое деревянное строительство Развитие внутренней торговли
25 слайд Описание слайда:Отдаленность от центров мировых цивилизаций – Греции и Рима ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ РОССИЯ Получили наследство Рима и Греции (хозяйственный опыт, духовную культуру, организацию армии, законы, религию) Византия, кочевники
26 слайд Описание слайда:Колонизация страны её собственным населением
27 слайд Описание слайда:Подведение итогов Какие факторы определили своеобразие российской цивилизации? Стр.12 № 4
28 слайд Описание слайда:Домашнее задание: Прочитать уч. «История России» стр. 4-12 Ответить на вопрос «Что дает человеку изучение истории своей страны» — письменно
Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимия
infourok.ru
Введение. Историческое познание сегодня
«Ни одна минута истории не похожа на другую; ни одну человеческую идею или событие нельзя судить вне их собственной эпохи». Фидель Кастро.
История многогранный предмет, который помогает развивать мышление и оценивать происходящие события. В ходе урока вам предстоит узнать о предмете исторической науки, её положении в системе наук, концепциях исторического развития и хронологии.
Предмет исторической науки.
Память о прошедших событиях формирует и личность отдельного человека, и общество в целом. Когда люди теряют память, они перестают быть самими собой, им приходится заново выстраивать свою жизнь. История даёт нам знания о мире, о своём прошлом, которые влияют на будущее.
Что же такое история? С одной стороны – это реально произошедшие события, активным участником которых является человек. Именно люди – творцы истории. А все её содержание – это человеческая деятельность.
С другой стороны, история – это осознание и изучение прошлого. С зарождением этой науки начались исторические исследования, поиск знаний о прошедших событиях.
Предметом исторической науки является прошлое. Её объект – отдельные фрагменты исторической реальности.
Вся история – результат человеческой деятельности, изучением которой занимаются тоже люди. Проблема в том, что каждый ученый пропускает описание событий через своё сознание. История стала субъективной наукой. Зачастую реальность не совпадает с нашим представлением о ней, особенно если речь идёт о далёком прошлом.
История в системе гуманитарных наук.
История одна из немногих наук, которая взаимодействует практически со всеми другими. Это как гуманитарные науки – социология, филология, литературоведение, искусствоведение. Так и точные науки, например, экономика.
История является сложным комплексом, состоящим из самых разных дисциплин, изучением которых занимаются историки.
Она делится на историческое регионоведение, которое занимается историей континентов и регионов мира. И историческое страноведение – история отдельных народов и стран.
Существуют различные классификации исторической науки. Например, по сферам человеческой деятельности – это социальная история, политическая, военная, экономическая, бытовая.
Классифицируется и по социальным характеристикам – это гендерная или социальная история.
Самостоятельными науками являются этнология и археология.
Помимо всех перечисленных есть ещё вспомогательные исторические дисциплины, которые помогают более подробно изучить источники и восстановить события. Это хронология, дипломатика, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика.
Изучением исторических источников занимается источниковедение. А вопросами их хранения – архивоведение и музееведение.
Историография изучает развитие исторических знаний.
Историческая наука невозможна без математических и статистических методов, языкового анализа, компьютерной обработки информации.
Одной из важнейших функций истории является прогностическая. Она позволяет предусмотреть развитие тех или иных событий, на примере уже случившихся ранее.
История может оказывать воспитательное воздействие, она важный фактор формирования гражданской позиции и патриотизма.
Современные концепции исторического развития.
Наиболее популярной в исторической науке является цивилизационная теория. В течение нескольких веков суть понятия «цивилизация» изменялась и достраивалась.
В XVIII веке под «цивилизацией» понимали разумно организованное общество, в котором действуют законы и у человека есть гарантия его прав. Учёные пытались включить в это понятие ещё и культуру, составляющими которой были искусство, литература и мораль.
В начале XIX века «цивилизация» определялась как технически передовое общество. Георг Гегель разработал теорию мировой цивилизации – она связана с распространением либеральных идей прогресса. В то же время возрастал интерес к изучению отдельных цивилизаций мира.
Николай Данилевский предложил теорию культурно-исторических типов. Каждый из которых обособлен в историческом пространстве. Они проходят этапы эволюции: от этнографического к государственному и цивилизации. Вся история это смена культурно-исторических типов.
Во второй половине XIX века получила развитие линейно-стадиальная теория развития. Согласно ей каждая цивилизация является подножием следующей.
В XX веке Арнольд Тойнби разработал свою теорию. По его определению цивилизация – это тип человеческого сообщества, ассоциирующийся с определённой религией, нравами и художественной культурой. Каждая из цивилизаций проходит стадии генезиса, роста, надлома и разложения.
В конце XX века идеи Тойнби развил Сэмюэль Хантингтон. Он говорит о столкновении цивилизаций Запада и Востока, их нарастающем противостоянии.
На современном этапе предлагают следующее определение цивилизации – это социокультурная общность, которая формируется на основе универсальных ценностей, регулирующих жизнь общества.
Историческая антропология.
В первую очередь давайте узнаем значение понятия «антропология». Это наука о происхождении человека и его эволюции. В конце XIX века учёные стали изучать культуру в рамках антропологии.
Дело в том, что во время исследования жизни примитивных племён выяснилось, что все стороны жизни неразрывно связаны между собой. Изучение хозяйственной и социальной жизни невозможно без знания мифологии и религии, которые оказывали воздействие на мировосприятие.
Благодаря антропологии учёные пришли к выводу, что никакие явления социальной или политической жизни нельзя правильно понять без понимания общей картины мира, ментальности. Ментальность – это совокупность представлений, присущих определённой общности людей.
Запомните, что нельзя переносить современное понимание государства, власти, хозяйства на изучение прошлого. Так как в каждую эпоху они имели собственный смысл и содержание.
Первыми, кто занялся исторической антропологией стали Марк Блок и Люсьен Февр. Ими был основан исторический журнал «Анналы».
Развитие исторической антропологии повлияло на возникновение новых направлений истории, как науки. Ими стали, например, история ментальности и история повседневности.
На современном этапе все чаще используется компаративистский, или сравнительный, метод. Он предполагает сопоставление различных типов исторического развития, существующих одновременно.
Теории модернизации.
Во второй половине XX века распространение получило изучение истории в контексте модернизаций, происходящих в мире.
Существует обобщённое понятие модернизации – это социально-техническая революция, коренным образом меняющая жизнь общества. В этом случае ею отмечены главные моменты исторического развития. Например, такие как неолитическая революция, Возрождение, промышленный переворот. Применение такого подхода возможно для обществ любого типа.
Рассмотрим другое понимание модернизации, связанное с историей Западной Европы, переходом от Средних веков к эпохе Возрождения и Реформации. Были разрушены феодальные отношения, появилась свобода личности, национальные государства, гражданское общество. Исчезли старые традиции, на смену которым пришло понимание необходимости непрерывного изменения, постоянного наращивания производства.
Наиболее распространённым сейчас определением модернизации стало понимание её как развития капиталистических отношений, которое явилось результатом эволюции западноевропейской цивилизации и дало ей положение лидера.
Однако разные регионы и государства стали на путь модернизации не одновременно. Различают три эшелона государств. Первый — это страны, где эволюция произошла естественным образом во время перехода в эпоху Нового времени. Например, Франция, Великобритания, Германия, Швейцария, Соединённые Штаты Америки.
Второй эшелон – это государства, где переход произошёл по инициативе правительств, путём реформ. В короткие сроки осуществлялось социально-экономическое и техническое развитие. Ко второму эшелону относятся Россия, Япония, Турция, страны Восточной и Юго-Восточной Европы.
Третий эшелон – это страны, в которых модернизация происходила насильственным и, зачастую, поверхностным образом. Она затрагивала уклады жизни и ведения хозяйства. Здесь началось противостояние элиты и остального населения, экономики и местных традиций. Это страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Таким образом, вы видите, что модернизация стала важным фактором развития государств, их вступления в индустриальную эру.
Для историков очень важно определять время тех или иных событий. Поэтому неотъемлемой частью исторической науки стала хронология.
В каждой исторической эпохе существовали свои системы летоисчисления. Мы с вами пользуемся григорианским календарём, который основан на цикличности обращения Земли вокруг Солнца.
В мусульманских странах используется лунный календарь, а счёт лет ведётся с 622 года, когда Мухаммед совершил переселение в Медину.
Первыми, кто попытался систематизировать хронологию, стали ученые XVI века – Жозеф Скалигер и Дионисий Петавиус. Именно они составили принятую сегодня хронологию древности и Средневековья.
Периодизация истории может вестись разными методами. Например, по способам производства, как в марксистской теории. Или по стадиям экономического роста, предложенным американским мыслителем Уолтом Ростоу.
Но наиболее распространена периодизация по историческим эпохам, где вся история делится на следующие периоды: Первобытность, Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время.
Повторить основные события вам и предстоит на протяжении курса.
Давайте подведем итоги.
Предметом исторической науки является прошлое, а её объектом – отдельные фрагменты исторической реальности.
История является сложным комплексом, состоящим из самых разных дисциплин.
Концепциями исторического развития являются цивилизационная теория, историческая антропология и теория модернизации.
videouroki.net
«Презентация к уроку всеобщей истории в 10 классе на тему «Историческое познание сегодня»»
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Историческое познание сегодняУрок 1.Д/з с.3-13, в 3 ПИСЬМЕННО План: Особенности исторического познания.История в системе гуманитарных наук.Современные концепции исторического развития.Хронология и периодизация истории. Задание: прочитайте фрагмент сочинения В. О. Ключевского (с. 5-6 в учебнике). Задание. Выпишите из учебника (с. 5-6) три значения понятия «история». Процесс исторического познанияИсторический источник (имеет автора)Анализ и сопоставление различных источников ученымИсторическое знание (реконструкция событий, явлений и процессов)Первый уровень субъективностиВторой уровень субъективностиВСЕГДА субъективноИсторическая наука стремится к достижению объективного знания о прошлом, но постижение истины в истории- процесс постоянного приближения к реальности. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Социальная функцияПример ПознавательнаяРоссийские ученые проводят исследования захоронений половцев в Нижнем Поволжье.Прогностическая На основе изучения экономических кризисов ученые могут прогнозировать пути развития современного мирового экономического кризиса.МировоззренческаяУченые-историки реконструируют процесс происхождения человекаВоспитательная Произведения живописи эпохи Возрождения воспитывают чувство прекрасного. Цивилизационные теории исторического развития{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Название научного труда, авторСуть теории«Россия и Европа», Н.Я. ДанилевскийКультурно-исторический тип функционирует подобно живому организму, обособлен во времени и пространстве. Ход истории выражается в смене культурно-исторических типов.«Постижение истории», А. ТойнбиЦивилизация – это достигшая крайних границ самоидентификации культура, проходящая стадии генезиса, роста, надлома и разложения.«Закат Европы»О. ШпенглерЦивилизация – стадия умирания человеческой культуры, для которой характерны бездушный интеллект и превращение людей в безликую массу.
Приложенные файлы
schoolfiles.net
Презентация по истории » Введение. Историческое познание сегодня»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Введение: Историческое познание сегодня История 10 класс Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ №1 г.Вилючинск . ?
2 слайд Описание слайда:Домашнее задание: § 1 * Исследование на тему «История одной находки».
3 слайд Описание слайда:План: 1. Предмет исторической науки и особенности исторического познания. 2. История в системе гуманитарных наук. 3. Современные концепции исторического развития. 4. Хронология и периодизация истории.
4 слайд Описание слайда:1. Предмет исторической науки и особенности исторического познания. Задание 1. Вспомните, что означает слово «история». Что составляет предмет истории как науки (что изучает история)? Задание 2. (с. 5-6 учебника). Прочитайте фрагмент сочинения В. О. Ключевского и ответьте на вопросы к нему.
5 слайд Описание слайда:В.О.Ключевский о предмете истории: отдельный человек и общество в целом многообразные материальные и духовные факторы и связи, объединяющие людей
6 слайд Описание слайда:История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно-временных измерениях.
7 слайд Описание слайда:Предмет истории Закономерности политического и социально- экономического, духовного развития государств и обществ Особенностью исторической науки является исследование конкретных форм проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах. История города, деревни, семьи, частной жизни.
8 слайд Описание слайда:Сура Корана Исторические источники. Вещественные памятники прошлого Письменные источники Здания Зиккурат бога Луны Нанны в Уре. XXI в. до н.э. Предметы труда, обихода Ашельские рубила из Сев.Африки. Клепсида (водяные часы) Египет
9 слайд Описание слайда:Этнографические и лингвистические данные Позволяют судить об изменениях в географии расселения народов, их корнях Устные источники Былины Сказания Песни
10 слайд Описание слайда:В чем отличие исторических источников от источников знаний в науках о природе? Исторический источник всегда в той или иной степени субъективен!
11 слайд Описание слайда:Исторический факт – это реальные события прошлого, то, что считается общепризнанной истиной. Исторические явления — совокупность событий, которые повторяются в определенной последовательности и имеют общие признаки.
12 слайд Описание слайда:Процесс исторического познания. Исторический источник (имеет автора) Анализ и сопоставление различных источников учеными Историческое знание (реконструкция исторических событий и процессов) Первый уровень субъективности Второй уровень субъективности Всегда субъективно! Историческая наука стремится к достижению объективного знания о прошлом, но постижение истины в истории – процесс постоянного приближения к реальности
13 слайд Описание слайда:2. История в системе гуманитарных наук. Критерий классификации Исторические дисциплины С т.зр. масштабов предмета изучения всемирная или всеобщая история история континентов и регионов мира история стран и народов По изучаемым сферам социальная, экономическая, политическая, военная, культурная история повседневности, история частной жизни история культуры и история искусства По социальным и др. характеристи-кам участников исторического процесса гражданская гендерная история детей и др.
14 слайд Описание слайда:Критерий классификации Исторические дисциплины По видам исторических источников археология (вещественные источники) этнология (реконструкция обрядов и традиций)
15 слайд Описание слайда:Вспомогательные исторические дисциплины Археография — изучение рукописных, и печатных памятников. Архивоведение — теория и практика работы архивов Генеалогия — изучение и составление родословных. Геральдика — гербоведение Герб Ярославля.
16 слайд Описание слайда:Нумизматика — история монетной чеканки и денежного обра-щения Рубль Петра I Кодикология — история изготовления, содержание и судьба рукописной книги Дипломатика — подлинность исторических актов Сфрагистика — изучение печатей. Хронология — последовательность исторических событий во времени
17 слайд Описание слайда:Текстология — изучение произведений письменности, литера-туры и фольклора в целях критической проверки. Эпиграфика — древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керами-ческих изделия « Прелестное письмо» пугачевцев.
18 слайд Описание слайда:Социальные функции истории. Функция Суть функции Пример проявления Познавательная и интеллектуаль-но-развивающая теоретическое обобще-ние исторических фактов выделение главных тенденций обществен-ного развития Практически-политическая осмысление научно обоснованного полити-ческого курса Мировоззренчес-кая выработка взгляда на мир, общество, законы его развития
19 слайд Описание слайда:Функция Суть функции Пример проявления Воспитательная воспитание нравствен-ности формирование гуманис-тических гражданских качеств патриотизма осознание понятий «честь, долг перед обществом» оценка политических руководителей по резуль-татам их дел Прогностическая прогнозирование разви-тия исторического про-цесса на основе анализа аналогичных явлений и фактов
20 слайд Описание слайда:3. Современные концепции исторического развития. Цивилизационные теории общественного развития Историческая (культурная) антропология Н.Я.Данилевский «Россия и Европа». XIX в. О.Шпенглер «Закат Европы». XX в. А. Тойнби «Постижение истории». XX в. С.Хантингтон «Столкновение цивили-заций и преобразование мирового порядка». XX в. Теория модернизации
21 слайд Описание слайда:Н. Я. Данилевский культурно-исторический тип функционирует подобно живому организму, обособлен во времени и пространстве. ход истории выражается в смене культурно-исторических типов. выделял египетский, китай-ский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский, мек-сиканский, перуанский, славянский культурно-исторические типы
22 слайд Описание слайда:Отто Шпенглер цивилизация — стадия умирания человеческой культуры, для которой характерны бездушный интеллект и превращение людей в безликую массу
23 слайд Описание слайда:Арнольд Тойнби Цивилизация — это достигшая крайних границ самоидентификации культура, проходящая стадии генезиса, роста, надлома и разложения.
24 слайд Описание слайда:Сэмюэль Хантингтон выделял 8 цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, славяно-православную, исламскую, индуистскую, африканскую, латино-американскую отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, т.к. примирить ценности и убеждения гораздо сложнее, чем экономические и политические интересы
25 слайд Описание слайда:Задание: с. 10-11. Определите суть историко-антропологического подхода к истории.
26 слайд Описание слайда:явления социальной, политической, материальной жизни необходимо рассматривать с учетом картины мира, сложившейся в сознании людей определенной общности, носителей определенной культуры произвольный перенос современного содержания основополагающих исторических понятий на изучение прошлого искажает историю Люсьен Февр, один из основателей историко-антропологического подхода и исторического журнала «Анналы».
27 слайд Описание слайда:Теории модернизации модернизация как социально-экономи-чески-технологичес-кая революция, радикально меняю-щая всю жизнь общества любого типа в любых исторических эпохах социально-куль-турная модерниза-ция, связанная с Возрождением и Реформацией разрушила тради-ции феодализма, заменив на тради-цию непрерывного изменения, потреб-ность постоянного наращивания про-изводства новый тип соци-ально-экономичес-ких отношений как результат внутрен-ней эволюции за-падно-европейской цивилизации – лидера по отноше-нию к другим цивилизациям теория о трех эшелонах капита-листического разви-тия
28 слайд Описание слайда:4. Хронология и периодизация истории. Существуют различные подходы к периодизации мировой истории. Долгое время популярной была периодизация, предложенная Л.Морганом и Ж.Кондорсе. Дикость (собирательство, охота) Варварство (земледелие, скотоводство) Цивилизация (письменность, обработка металлов)
29 слайд Описание слайда:Представители теории мирового цивилизационного развития выделяют три стадии и промежуточные периоды: I стадия – начало неолитической революции- переход от присваивающего хозяйства к производящему; II стадия – начало промышленного переворота- переход к мануфактурному производству создание условий для перехода к индустриальной стадии; III стадия – начало формирования «постиндустриального» или «информационного» общества, главная ценность – знания, информация.
30 слайд Описание слайда:Периодизация по историческим эпохам.
Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
infourok.ru
Презентация по истории «Историческое познание сегодня»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Введение. Историческое познание сегодня. Урок №1.10 класс.
2 слайд Описание слайда:ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? История – это некая реальность прошлого, бытия природы, общества и человека в длительной временной протяженности. История – это наука об обществе и человеке в многообразии их прошлого, в их развитии и изменении.
3 слайд Описание слайда:ИСТОРИЯ- ЭТО ОСОЗНАНИЕ ПРОШЛОГО Изначально- история «разыскание» С эпохи Возрождения- история-наука, главная функция-выработка объективных знаний о прошлом, о закономерностях человеческого развития
4 слайд Описание слайда:Существует только одна история – история Человека, и это история в самом широком смысле слова. Люсьен Февр
5 слайд Описание слайда:Основные черты новой исторической науки 1) перед историками открыта вся сфера человеческой деятельности, 2) социальный и культурный анализ специфики времени и места, а не описание судеб империй и институтов власти, 3) акцентирование внимания не на биографиях великих, а на народной культуре, на отношениях, вере и ритуалах простых людей, 4) новые источники позволили услышать тех, кто прежде не имел письменной истории, 5) синтезирование и интерпретация разных точек зрения вместо поиска окончательных объяснений, 6) историки отвергают объективность и научную детерминированность и признают, что они в не меньшей степени зависят от культуры, пола, класса, к которым принадлежат, чем те, о ком они пишут
6 слайд Описание слайда:План. 1. Понятие «история». 2. Особенности исторического познания. 3.История в системе гуманитарных наук. 4.Исторические источники. 5. Периодизация всеобщей истории.
7 слайд Описание слайда:Понятие «история» Изучение любой научной дисциплины начинается с определения основополагающих понятий. По мнению известного русского историка В.О.Ключевского (1841 — 1911), «в научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс, и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах» . Сегодня, говоря об истории, имеют в виду: 1) рассказ о прошлом, 2) последовательное развитие действительности, 3) науку, изучающую прошлое. История — это не просто повествование о случившемся, а наука, основой которой являются собирание, систематизация, обобщение фактов, рассмотрение их в тесной взаимосвязи и совокупности
8 слайд Описание слайда:2. Особенности исторического познания. Знание истории предполагает обобщение, осмысление и анализ прошлого опыта.
9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:Автор источника воссоздает историческую реальность….НО…..он субъективен
11 слайд Описание слайда:Исторический факт
12 слайд Описание слайда:2. Особенности исторического познания. Главной задачей исторической науки является изучение конкретных условий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. История призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах. Как отмечал известный римский политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.), первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или предвзятой враждебности
13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:3.История в системе гуманитарных наук. Археология и этнология история экономика религиоведение социология психология философия Политология и право Филология и лингвистика Вспомогательные Исторические дисциплины
15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления
17 слайд Описание слайда:СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:Классификации (типологии) цивилизаций Подходы: Линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая, индустриальная и т.д.) Локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т.п. В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: Запад и Восток)
20 слайд Описание слайда:Типология цивилизаций по Н.Я.Данилевскому ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885) — русский философ, публицист, социолог и естествоиспытатель. В своей книге «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций).
21 слайд Описание слайда:Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение) Цивилизация — наиболее творческий этап его развития «первичные цивилизации» не имеют ведущего начала (египетская, китайская, иранская и др.) «одноосновные цивилизации» имеют одно выраженное начало (еврейская, греческая, римская и др.) «двухосновные цивилизации» имеют два развитых начала (западноевропейская) «объединительная цивилизация» развивает политические, культурные, экономические начала (славянская)
22 слайд Описание слайда:1.Теория локальных цивилизаций Термин «цивилизация» в мировой исторической и философской литературе употребляется: Как определённая стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер) Как синоним культуры (А. Тойнби) Как ступень исторического развития (Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер) Как уровень развития того или иного региона, либо отдельного этноса Таким образом, основатели локально-цивилизационного подхода исходили из того, что главной «единицей общественно-исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности – цивилизации.
23 слайд Описание слайда:Арнольд Джозеф Тойнби 1889 —1975 — британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.
24 слайд Описание слайда:А. Тойнби выделяет в мировой истории несколько десятков цивилизаций: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, сирийскую и др. Цивилизации, по его мнению, не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом.
25 слайд Описание слайда:Типология по А. Тойнби «первичные» цивилизации — неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие «вторичные» цивилизации — возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования «третичные» цивилизации — возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Возможна гибель . Выход: создать единую высшую религию, «вселенскую церковь» и «вселенское государство».
26 слайд Описание слайда:О. Шпенглер (1880 — 1936) — немецкий философ, культуролог и историк. Основные труды «Закат Европы» «Человек и техника» «Годы решений» «Умирая, культура становится цивилизацией»
27 слайд Описание слайда:Типология культур по О. Шпенглеру Цивилизация переживает стадии: • упадка; • умирания культуры; • окостенения; • потери творческих сил. Цивилизации (их 8) Изолированы Самостоятельны
28 слайд Описание слайда:8 великих культур по Шпенглеру: египетская вавилонская индийская китайская арабская западная греко-римская мексиканская
29 слайд Описание слайда:Теория общественно-экономических формаций Представители: К.Маркс, Ф.Энгельс Исторический процесс – процесс смены общественно-исторических формаций. Ключевое слово данной концепции – категория общественно- экономической формации, которые сменяют друг друга.
30 слайд Описание слайда:2. Теория общественно-экономических формаций Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой. СТРУКТУРА Надстройка – это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определённого экономического базиса, органически связанная с ним и воздействующая на него. Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений) Производительные силы – средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду.
31 слайд Описание слайда:В основе теории общественно-экономической формации лежит способ производства Первобытно-общинная Рабовла-дельческая Первичная архаичная Феодальная Капиталистическая Вторичная экономическая Коммунистическая: социализм; коммунизм Третичная
32 слайд Описание слайда: 33 слайд Описание слайда:Теория постиндустриального общества Представители: Д.Белл, О.Тоффлер, У.Ростоу
34 слайд Описание слайда:ч
35 слайдinfourok.ru
Презентация к уроку по истории (10 класс) на тему: Вводный урок по Истории для 10 класса
Слайд 1
Всеобщая историяСлайд 2
История Земли Рождение Вселенной История Вселенной Если представить всю историю Вселенной в виде одного года, то.. январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь 1 января 15 млрд. лет назад 13 сентября 5 млрд. лет назад 11 октября 19 декабря 31 декабря Рождество Христово – 31 декабря 23 часа 59 минут 56 секунд Большой Взрыв Протогалактики Солнечная система Зарождение жизни Первые позвоночные Гоминиды
Слайд 3
Периодизация истории Первобытность Древний мир Средние века Новое время Новей-шее время 2,5 млн. лет назад Выделение человека из животного мира IV – III тыс. до н.э. Появление первых цивилизаций 476 г. Великое переселение народов (ВПН), падение Рима конец XV – начало XVI вв. Великие географические открытия (ВГО) нач .XX в. Научно-Технический Прогресс, I Мировая война, Революция 1917 г. РХ
Слайд 4
История как наука История – наука о развитии человечества во времени. Предмет исследования – Содержание – Задача – Взаимодействует с другими науками: …
Слайд 5
Развитие исторической науки Историк Время жизни Труд Особенности труда Особенности периода
Слайд 6
Развитие исторической науки Историк Время жизни Труд Особенности труда Особенности периода Геродот 480-425 гг. до н.э. История, в 9 книгах Описывал греко-персидские войны, страны и народы, которые сам объездил. Описывал факты и давал им рациональные объяснения
Слайд 7
Развитие исторической науки Историк Время жизни Труд Особенности труда Особенности периода Геродот 480-425 гг. до н.э. История, в 9 книгах Описывал греко-персидские войны, страны и народы, которые сам объездил. Описывал факты и давал им рациональные объяснения Фукидид 451-396 гг. до н.э. История Описал Пелопонесскую войну. Поднял вопрос о методах исторического мышления.
Слайд 8
Развитие исторической науки Историк Время жизни Труд Особенности труда Особенности периода Геродот 480-425 гг. до н.э. История, в 9 книгах Описывал греко-персидские войны, страны и народы, которые сам объездил. Описывал факты и давал им рациональные объяснения Фукидид 451-396 гг. до н.э. История Описал Пелопонесскую войну. Поднял вопрос о методах исторического мышления. Полибий 200-120 гг. до н.э. «Всеобщая история» Завоевание Римом Средиземноморья.
Слайд 9
Развитие исторической науки Историк Время жизни Труд Особенности труда Особенности периода Геродот 480-425 гг. до н.э. История, в 9 книгах Описывал греко-персидские войны, страны и народы, которые сам объездил. Описывал факты и давал им рациональные объяснения Период Древнего Мира. Историческая наука только зарождается. Историки описывают события, стремятся к достоверности, делают попытки объяснить, что происходит и почему. Фукидид 451-396 гг. до н.э. История Описал Пелопонесскую войну. Поднял вопрос о методах исторического мышления. Полибий 200-120 гг. до н.э. «Всеобщая история» Завоевание Римом Средиземноморья. Заполнить таблицу, используя материалы из «Введения» учебника
Слайд 10
Периодизация истории Осмысление истории как единого процесса привело к попыткам выделить в нем основные этапы. Выписать из учебника различные периодизации (стр.10-11)
Слайд 11
Подходы к пониманию исторического процесса Цивилизационный подход Формационный подход Мировая история состоит из историй отдельных локальных цивилизаций. Каждая из них проходит стадию зарождения, роста, надлома, спада. История всего мира – единый процесс. История человечества делится на 5 общественно-экономических эпох (формаций): первобытнообщинная; р абовладельческая; феодальная; к апиталистическая; к оммунистическая.
nsportal.ru