cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Истина обществознание 10 класс – Презентация по обществознанию. 10 класс. Истина и её критерии.

Конспект урока по обществознанию 10 класс по теме: «Истина и ее критерии»

Обществознание 10 класс

Тема урока: Истина и ее критерии

Цель: объяснить понятия и термины: «эмпиризм», «рационализм», «относительная истина», «абсолютная истина», «сенсуализм», «критерий»;

Задачи:

  • ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев;

  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать с документами, работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину? Послушайте древнюю притчу.

Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: «Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь».

Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины.

Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись.                                                    

Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару.

И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек — струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача — собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.

— Как вы поняли смысл притчи?

— Согласны ли вы с теми выводами, которые делает автор притчи? Почему?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Тема урока: «Истина и ее критерии». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Свойства истины.

2. Критерии истины.

3. Виды истины.

4. Истина и заблуждение.

 

II. Новый материал

Проблема истины — вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение? Исследуем понятие истины. Под истиной понимается адекватное отражение действительности в сознании человека, не зависящее от тех или иных особенностей познающего субъекта.

Заблуждение — неадекватное отражение действительности.

Рассмотрим характерные черты философского понятия «истины».

1. Свойства истины.

— Итак, как же трактовали данное понятие мыслители? Какие свойства она имеет? Какие формы принимает?

(По ходу объяснения учителя на доске формируется схема.)

 

 

 

2. Критерии истины

Философы по-разному определяли критерии истины. По ходу моего рассказа запишите в тетради те критерии истины, которые они выдвигали.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. В своей крайней форме это направление выражалось в сенсуализме — философском течении, согласно которому ощущения являются единственным источником и обоснованием знания.

Рационалисты полагали, что критерием истины является разум.

Конвенционалистские теории исходят из того, что истина является результатом соглашения.

Прагматические теории истины предполагают, что истинным является то знание, которое способствует решению практических задач, т. е. признание практики универсальным критерием истины.

— Охарактеризуйте сущность каждого из критериев?

— Какие сильные и слабые стороны вы видите в представленных воззрениях?

3. Виды истины

— Какие ассоциации возникают у вас при словах «абсолютная истина»?

— Достижимо ли такое знание?

— Прокомментируйте следующую притчу.

Однажды Мастер сказал своим ученикам:

— В мире нет абсолютной истины.

Один из учеников спросил:

— А эта истина абсолютна?

— Конечно же, нет, — улыбнулся Мастер.

— Приведите примеры из математики, когда, казалось, абсолютные истины не выдерживали проверки временем.

Поэтому большинство философов рассматривают абсолютную истину как идеал или предел, к которому стремится наше знание.

На пути к этой цели мы получаем относительные истины.

Сравните два понятия: «абсолютная истина» и «относительная истина».

— Что их объединяет?

— Какие различия вы видите?

— Попробуйте самостоятельно сформулировать закон соотношения этих двух категорий. Объясните свой выбор.

4. Истина и заблуждение.

В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектрометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод. «Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.

— Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

Если мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания — мозгом, понимаем, что такое «истина», стремимся к истинным знаниям, то почему в жизни сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?

— Работая с последним пунктом § 22, исследуйте проблему соотношения истины и заблуждений, выпишите в свои тетради истоки человеческих заблуждений.

Истоки человеческих заблуждений:

• Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф. Бэкон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир.

• Э. Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.

• Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям.

• Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения.

• Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.

 

III. Итог урока

— Каково классическое определение истины как философского понятия?

— В чем вы видите объективность истины?

— Каковы критерии истины?

— Какие свойства и формы истины вы знаете?

— Что такое «абсолютная» и «относительная» истины?

— Выполните задания к параграфу.

 

Домашнее задание

Выучите § 22, выполните задания.

infourok.ru

Урок по обществознанию для 10 класса «Истина и её критерии»

Технологическая карта урока.

Предмет – обществознание.

Класс -10.

Учебник – «Обществознание. 10 класс (профильный уровень)», под редакцией Л.Н.Боголюбова, М., «Просвещение», 2012.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Тема – «Истина и её критерии».

Цель: выяснить проблему истины и той цены, которую человек платит за её обладание.

Задачи:

Обучающая: раскрыть сущность процесса постижения истины, определить значение этого процесса в жизни человека; определить, что такое истина в научном и философском, общечеловеческом смысле, каковы её свойства, виды, критерии;

Развивающая: развивать навыки самостоятельной исследовательской работы: анализ разнообразных источников знаний, выдвижение гипотез, подбор аргументов и контраргументов, синтез, обобщение, а также умение обосновывать и высказывать свою позицию по заданному вопросу, вести дискуссию; работать в группе; развивать навыки компьютерной грамотности, развивать творческие способности;

Воспитательная: воспитание высоких нравственных качеств личности: любви, милосердия, сострадания, ответственности за свои поступки, чувство справедливости, человеческого достоинства, развивать коммуникативную культуру учащихся, способствовать выработке их гражданской позиции.

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.

Организует беседу, вводит класс в дискуссиюпросит выдвинуть предположения о теме урока.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока.

Выделять существенную информациюВыдвигать гипотезу и обосновывать её. Развитие познавательной инициативы.

Взаимодействие с учителем и с другими учениками во фронтальном режиме.

Строить понятные для собеседника высказывания. Планирование учебного сотрудничества

Контролируют правильность ответов друг друга.

Принимать и сохранять учебную цель и задачи. Дополнять и уточнять мнения по существу поставленной задачи.

Поиск своей позиции в многообразии обществоведческих и мировоззренческих позиций.

Самоопределение. Смыслообразование. Сформированность познавательных , учебных, социальныхмотивов.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

Совместное исследование проблемы.Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Поиск решения учебной задачи.

Организует обсуждение определений понятия «истина». Делит класс на группы. Дает каждой группе задания, организует учебное исследование.

Читают текст параграфа. Заполняют свою часть матрицы и по ходу выступления других групп – оставшиеся колонки.

Самостоятельно выделять познавательную цель. Поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение. Действие со знаково – символическими средствами. Выполняют логические действия. Строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Участвуют в обсуждении предложенных проблем, делают замечания, вносят предложения

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, коррекция и оценка действий партнеров, овладение монологической и диалогической формами речи. Формирование вербальных способов коммуникации.

Исследуют условия учебной задачи. Организуют работу группы над её решением.

Планирование и контроль работы группы. Обнаружение отклонений от эталона. Выделение и осознание усвоенного. Умение выполнять действие по заданному образцу.

Поиск своей позиции, объяснение и оценивание поступков других. Взаимопомощь.

Формирование ответственного отношения к учению, целостного мировоззрения, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку. Осознание ответственности за общее дело.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний.

Решение частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Организует работу учащихся над выполнением познавательных практических заданий. Диагностическая работа, оценивает выполнение каждой операции.

Читают и выполняют задания, предложенные учителем.

Смысловое чтение. Действие со знаково – символическими средствами. Выполняют логические действия. Строят речевое высказывание в устной и письменнойформе. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности

Участвуют в обсуждении предложенных проблем, делают замечания, вносят предложения

Осуществление различных способов взаимодействия через различные виды коммуникаций, коррекция и оценка действий партнеров, овладение монологической и диалогической формами речи.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществляют пошаговый контроль.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и ещё не известно. Готовность к преодолению трудностей. Дают самооценку выполненным заданиям.

Поиск своей позиции, объяснение и оценивание поступков других. Ведут диалог на основе равноправных отношений.

Освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.

4. Формирование самоконтроля.

Осуществление самоконтроля через применение новых знаний на практике.

Организует самостоятельную, практическую, коррекционную работу учащихся помощью ЦОР.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Извлечение необходимой информации. Структурирование знаний. Контроль и оценка результатов деятельности

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Рефлексия своих действий.

Умение договариваться, находить общее решение. Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

СамопроверкаОсуществление пошагового контроля.

Саморегуляция. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Умение адекватно воспринимать оценки. Самооценка на основе критерия успешности.

Поиск своей позиции, объяснение и оценивание поступков других. Самооценка результатов своей учебной деятельности.

Формирование ответственного отношения к учению, целостного мировоззрения. Умение самостоятельно делать свой выбор и отвечать за него.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Применение новых знаний на практике.

Приводит конкретный пример. Организует обсуждение проблемы. Подводит итоги диалога, отмечает наиболее активных учащихся.

Отвечают на вопросы. Приводят свои примеры.

Осуществление логических действий. Умение сравнивать цель и результат.

Строят рассуждения, понятные собеседнику.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формами речи.

Контролируют правильность ответов друг друга.

Умение адекватно воспринимать оценки.

Поиск своей позиции, объяснение и оценивание поступков других.

Формирование целостного мировоззрения, социально – ориентированного взгляда на мир.

План урока.

1. Организационный момент (2 мин.)

Учитель:

— Что такое счастье?

«Нужно для счастья порою немного:

Шоферу – прямая дорога,

Летчику – ясное небо,

Пекарю – горы душистого хлеба.

Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше ошибок.

— А что для счастья нужно ученикам?

(Ответы учащихся).

— Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.

2. Постановка учебных задач (5мин.)

Учитель: Сегодня герои произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита» приглашают вас рассмотреть один очень интересный и актуальный философский вопрос.

Учащиеся разыгрывают сцену из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

ПИЛАТ

-А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре?

ИЕШУА

Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины.

ПИЛАТ

Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

ИЕШУА

Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебя трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.

Ну вот, все и кончилось, и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.

Учитель: Как вы думаете, что будет являться предметом изучения на нашем уроке? Попробуйте предположить тему урока.

Наши герои пригласили к размышлению на эту вечную тему «Что есть истина?», которая для нас будет и проблемным заданием.

Нас будет интересовать не только содержание истин (факты, суждения, представления), а её природа, сущность процесса постижения. При этом истина будет рассматриваться как свойство наших мыслей, теорий, как одна из характеристик того, что мы называем знанием. Эта обширная тема относится не только к академической, философской сфере, но и к практической.

3. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний (15 мин.)

Учитель:

— Для работы на уроке я предлагаю разделиться на 4 группы. Для этого прошу вас ответить на вопрос «Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным?» Аргументируйте свой ответ.

1. Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

2. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.

3. Истина – это те выводы, с которыми все согласны.

4. Истина – это то, во что человек верит.

(Ответы учащихся и деление класса на четыре группы, в зависимости от высказанных мнений).

Почему у нас сложились разные точки зрения? Что нужно сделать, чтобы найти правильный ответ? Чего мы ещё не знаем?

Каждая группа получит отдельное задание, работая над которым она должна будет заполнить свою часть матрицы:

1 группа – проблемы истины в науке (1 раздел пар.22 и документ на стр.235).

2 группа – критерии истины (2 раздел пар.22).

3 группа – виды истины (3 раздел пар.22).

4 группа – истина и заблуждение (4 раздел пар.22).

1 группа. Проблемы истины в науке.

2 группа. Критерии истины.

3 группа. Виды истины.

4 группа. Истина и заблуждение.

ученые

определение истины

ученые

критерий

виды

общее

различие

примеры

истоки заблуждений

примеры

Каждая группа выступает с результатами своей работы. Участники остальных групп во время выступления одноклассников заполняют оставшиеся колонки матрицы.

4. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (10 мин.)

Учитель: Используя материалы заполненной матрицы, выполните следующие задания:

1 группа – составить схему «Виды истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Критерии истины».

2 группа – составить схему «Свойства истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Виды истины».

3 группа – составить схему «Философы об истине», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Свойства истины».

4 группа – составить схему Критерии истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Философы об истине».

Каждая группа выступает с результатами своей работы.

5. Формирование самоконтроля (5 мин.)

Учитель предлагает ученикам выполнить задания (набор ЦОР к учебнику «Обществознание. 10 класс» Боголюбов Л.Н. — http://school-collection.edu.ru).

6. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. (5 мин.)

Один из учащихся, получивший опережающее задание, анализирует высказывание академика А..Д. Александрова «Наука и этика»:

«Вместе с тем знание истины открывает человеку большие возможности, расширяет его свободу, обогащает его духовно. И в этом смысле стремление найти истину, распространить и утвердить её среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям, не говоря о тех материальных результатах, которые дает знание истины.

Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом вещать им с высокой трибуны, не заботясь об истине».

Учитель: Как вы думаете, в чем заключается жизненная, практическая значимость данной темы?

(Ответы учащихся).

Второй учащийся, получивший опережающее задание, анализирует сказку «Набитый дурак».

«Жил-был старик со старухою, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать:

— Ты бы, сынок, пошел около людей потерся да ума набрался. Постой, мама: сейчас пойду. Пошел по деревне, видит-два мужика горох молотят, сейчас подбежал к ним; то около одного потрется, то около другого.

Не дури, — говорят ему мужики, — ступай, откуда пришел. А он знай себе потирается.

Вот мужики озлобились и принялись его цепами потчевать: так ошарашили, что едва домой приполз.

— Что ты, дитятко, плачешь? — спрашивает его старуха. Дурак рассказал ей свое горе.

— Ах, сынок, куда ты глупенешенек! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить! Они б тебе дали гороху; вот бы мы сварили, да и скушали. На другой день идет дурак по деревне; навстречу ему несут упокойника. Увидал и давай кричать:

— Бог помочь! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить! Опять его прибили; воротился он домой и стал жаловаться.

— Вот, мама, ты научила, а меня прибили! — Ах ты, дитятко! Ты бы сказал: «Канун да свеча!» — да снял бы шапку, начал бы слезно плакать да поклоны бить; они б тебя накормили- напоили досыта.

Пошел дурак по деревне, слышит — в одной избе шум, веселье, свадьбу празднуют; он снял шапку, а сам так и разливается, горько-горько плачет.

— Что это за невежа пришел, — говорят пьяные гости, — мы все гуляем да веселимся, а он словно по мертвому плачет! Выскочили и порядком ему бока помяли…»

Учитель: Получил ли сын истинные знания? Ответ обоснуйте.

(Ответы учащихся).

Учитель: От того, как мы понимаем истину, зависит модель поведения на работе, в семье, сфере досуга, отношение к искусству и пр.


7. Рефлексия (2 мин.)

Вспомните начало нашего сегодняшнего урока. Какое же из предложенных определений истины будет являться верным? Почему? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Вы сегодня были успешны на уроке? Почему? Что у вас получилось? Что вызвало трудности? Над какими проблемами, затронутыми сегодня на уроке, вы будете работать дальше?

8. Домашнее задание (1 мин.)

Выберите одно из предложенных высказываний и напишите эссе.

«Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей» (Толстой Л.Н.)

«Истина – это то, что выдерживает проверку опытом» (Эйнштейн А.)

«Истина принадлежит человеку, заблуждение – его эпохе» (И.–В. Гёте)

infourok.ru

План-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему: «Истина и её критерии» 10 класс

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте с вами отметим отсутствующих.

 

Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

 

Ребята, как я и обещала, сегодня у нас небольшая проверочная по пройденной  теме.

Раздаю задания.

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину?

Послушайте древнюю притчу.

 (см. приложение)

1. как вы поняли смысл притчи?

2.согласны ли вы с теми выводам, которые делает автор притчи? Почему?

 

 

И как вы поняли, сегодня на уроке мы будем с вами изучать тему «истина и ее критерии»

Записываем тему в тетради.

 

 

 

 

Рассмотрим следующие вопросы:

1. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТИНЫ

2. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

3. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

 

Проблема истины- вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждении? Исследуем понятие истины..

Рассмотрим два классических определения истины:

Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом, истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов

(запишите определения)

Ребята, а как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

 

 В истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

Для представителей другого направления — рационалистов — критерием истины выступал разум

Ограниченность эмпиризма сегодня достаточно очевидна.—-  чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;

— на уровнях восприятия и представления  сознание использует элементы обобщенных знаний ;

 

 

За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.

Многие исследователи критиковали рационализм за необоснованные, на их взгляд, претензии на исключительную роль разума в деятельности человека и развитии общества.

К эмпирикам или рационалистам принадлежат авторы следующих высказываний?

 «Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах… разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства — общие с животными и растениями».

«Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению».

 

Ребята, а какие ассоциации возникают у вас при словах «абсолютная истина»?

 

 

Прокомментируйте следующую притчу:

Однажды Мастер Никеда сказал своим ученикам: в мире нет абсолютной истины.

Один из учеников спросил: а эта истина абсолютная?

Конечно же, нет, — улыбнулся мастер…

Ну и как вы считаете: есть ли в мире абсолютная истина?

 

Итак, Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

 

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т. е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив. Ограниченны, как уже отмечалось, и познавательные возможности человека. Кроме того, возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.

 

 

      В итоге на каждом этапе познавательной деятельности мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные. Но по мере накопления знания одни относительные истины сменяются другими, более полными и глубокими. Некоторые философы сравнивают путь познания с лестницей, где каждая вновь открытая истина — ступень к следующей.

Обратимся к конкретному примеру. Проследим, как менялись знания и представления людей об устройстве Вселенной.

Уже древние люди, наблюдая за небесными явлениями, обнаружили, что, кроме Луны и Солнца, есть еще пять светил, постоянно перемещающихся по небу. Их назвали планетами.

При этом господствовало представление о том, что Земля — неподвижное плоское тело, вокруг которого вращаются Солнце, Луна, планеты. Во II в. до н. э. древнегреческий астроном Птолемей выдвинул главный принцип своей системы мироустройства: шарообразная Земля — неподвижный центр Вселенной.

В XVI в. польский астроном Н. Коперник на основе наблюдений и сложных математических расчетов убедительно показал, что Земля — лишь одна из планет и все планеты обращаются вокруг Солнца.

Спустя три четверти века немецкий ученый И. Кеплер доказал, что орбиты планет представляют собой эллипсы, он же вывел законы движения планет. Итальянский ученый Г. Галилей своими наблюдениями подтвердил правильность учения Кеплера.
      Новая страница в исследовании Вселенной была открыта в конце XVII в. английским ученым И. Ньютоном. Именно ему, открывшему закон всемирного тяготения, удалось выяснить истинную причину движения планет.

Сегодня ученые, используя новейшие методы исследования, пытаются выяснить, почему происходит расширение Вселенной, как образовались галактики и ряд других вопросов.
      Таким образом, получая ответы на одни вопросы, познающий разум человека ставит новые проблемы и ищет способы их разрешения.

 

В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектрометр», излечивающий якобы все недуги. «изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты.

— чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

Если мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания – мозгом, пониманием, что такое «истина», стремимся к истинным знаниям, то почему в жизни сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?

 

 

 

Чтобы ответить на данные вопросы, я прошу вас внимательно прочитать раздаточный материал и выделить истоки человеческих заблуждений.

(см слайд )

 

Теперь запишем задание нам дом: учебник -§22 (Л.Н. Боголюбов),  §1 Кравченко А.И.записи в тетради знать.

Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!

Выставляю оценки…

nsportal.ru

Разработка урока по обществознанию на тему «Истина и ее критерии» (10 класс)

Тема урока: «Понятие научной истины, её критерии»

Класс -10.

Предмет – обществознание.

Цель урока:

Обучающая: раскрыть сущность процесса постижения истины, определить значение этого процесса в жизни человека; определить, что такое истина в научном и философском, общечеловеческом смысле, каковы её свойства, виды, критерии;

Развивающая: развивать навыки самостоятельной исследовательской работы: анализ разнообразных источников знаний, выдвижение гипотез, подбор аргументов и контраргументов, синтез, обобщение, а также умение обосновывать и высказывать свою позицию по заданному вопросу, вести дискуссию; работать в группе; развивать творческие способности;

Воспитательная: воспитание высоких нравственных качеств личности: любви, милосердия, сострадания, ответственности за свои поступки, чувство справедливости, человеческого достоинства, развивать коммуникативную культуру учащихся, способствовать выработке их гражданской позиции.

Тип урока – урок открытия нового знания.

План урока.

  1. Организационный этап.

  2. Постановка учебных задач.

Цель: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.

  1. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

Цель: Совместное исследование проблемы. Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Поиск решения учебной задачи.

  1. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний.

Цель: Решение частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

  1. Формирование самоконтроля.

Цель: Осуществление самоконтроля через применение новых знаний на практике.

  1. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Цель: Применение новых знаний на практике.

  1. Рефлексия.

Цель: закрепить знания и умения учащихся по новому материалу.

Структура Коннект-экстенд-челэндж (свяжите-расширьте-продумайте)

  1. Домашнее задание:

  1. § 22, вопр. 1-5

  2. Выберите одно из предложенных высказываний и напишите эссе.

«Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей» (Толстой Л.Н.)

«Истина – это то, что выдерживает проверку опытом» (Эйнштейн А.)

«Истина принадлежит человеку, заблуждение – его эпохе» (И.–В. Гёте)

Ход урока.

Учитель:

— Что такое счастье?

«Нужно для счастья порою немного:

Шоферу – прямая дорога,

Летчику – ясное небо,

Пекарю – горы душистого хлеба.

Прохожему – больше улыбок,

Учителю – меньше ошибок.

— А что для счастья нужно ученикам?

(Ответы учащихся).

— Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.

2. Постановка учебных задач (5мин.)

Учитель: Сегодня герои произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита» приглашают вас рассмотреть один очень интересный и актуальный философский вопрос.

Учащиеся разыгрывают сцену из произведения М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

ПИЛАТ

-А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре?

ИЕШУА

Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины.

ПИЛАТ

Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

ИЕШУА

Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебя трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.

Ну вот, все и кончилось, и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.

Учитель: Как вы думаете, что будет являться предметом изучения на нашем уроке? Попробуйте предположить тему урока.

Наши герои пригласили к размышлению на эту вечную тему «Что есть истина?», которая для нас будет и проблемным заданием.

Нас будет интересовать не только содержание истин (факты, суждения, представления), а её природа, сущность процесса постижения. При этом истина будет рассматриваться как свойство наших мыслей, теорий, как одна из характеристик того, что мы называем знанием. Эта обширная тема относится не только к академической, философской сфере, но и к практической.

3. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний (15 мин.)

Учитель:

— Для работы на уроке я предлагаю разделиться на 4 группы. Для этого прошу вас ответить на вопрос «Какое из предложенных определений истины вам представляется наиболее точным?» Аргументируйте свой ответ.

1. Истина – соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

2. Истина – незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.

3. Истина – это те выводы, с которыми все согласны.

4. Истина – это то, во что человек верит.

(Ответы учащихся и деление класса на четыре группы, в зависимости от высказанных мнений).

Почему у нас сложились разные точки зрения? Что нужно сделать, чтобы найти правильный ответ? Чего мы ещё не знаем?

Каждая группа получит отдельное задание, работая над которым она должна будет заполнить свою часть матрицы:

1 группа – проблемы истины в науке (1 раздел пар.22 и документ на стр.235).

2 группа – критерии истины (2 раздел пар.22).

3 группа – виды истины (3 раздел пар.22).

4 группа – истина и заблуждение (4 раздел пар.22).

1 группа.

Проблемы истины в науке.

2 группа.

Критерии истины.

3 группа.

Виды истины.

4 группа.

Истина и заблуждение.

ученые

определение истины

ученые

критерий

виды

общее

различие

примеры

истоки заблуждений

примеры

Каждая группа выступает с результатами своей работы. Участники остальных групп во время выступления одноклассников заполняют оставшиеся колонки матрицы.

4. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (10 мин.)

Учитель: Используя материалы заполненной матрицы, выполните следующие задания:

1 группа – составить схему «Виды истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Критерии истины».

2 группа – составить схему «Свойства истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Виды истины».

3 группа – составить схему «Философы об истине», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Свойства истины».

4 группа – составить схему «Критерии истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Философы об истине».

Каждая группа выступает с результатами своей работы.

5. Формирование самоконтроля (5 мин.)

Учитель предлагает ученикам выполнить тесты с взаимопроверкой по образцу (Структура Релли Робин)

6. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. (5 мин.)

Уч-ся анализируют высказывание академика А..Д. Александрова «Наука и этика»:

«Вместе с тем знание истины открывает человеку большие возможности, расширяет его свободу, обогащает его духовно. И в этом смысле стремление найти истину, распространить и утвердить её среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по отношению к людям, не говоря о тех материальных результатах, которые дает знание истины.

Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадывает человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение, безразличие к людям; надо совершенно презирать людей, чтобы с апломбом вещать им с высокой трибуны, не заботясь об истине».

Учитель: Как вы думаете, в чем заключается жизненная, практическая значимость данной темы?

(Ответы учащихся).

Уч-ся анализируют сказку «Набитый дурак».

«Жил-был старик со старухою, имели при себе одного сына, и то дурака. Говорит ему мать:

— Ты бы, сынок, пошел около людей потерся да ума набрался. Постой, мама: сейчас пойду. Пошел по деревне, видит-два мужика горох молотят, сейчас подбежал к ним; то около одного потрется, то около другого.

Не дури, — говорят ему мужики, — ступай, откуда пришел. А он знай себе потирается.

Вот мужики озлобились и принялись его цепами потчевать: так ошарашили, что едва домой приполз.

— Что ты, дитятко, плачешь? — спрашивает его старуха. Дурак рассказал ей свое горе.

— Ах, сынок, куда ты глупенешенек! Ты бы сказал им: бог помочь, добрые люди! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить! Они б тебе дали гороху; вот бы мы сварили, да и скушали. На другой день идет дурак по деревне; навстречу ему несут упокойника. Увидал и давай кричать:

— Бог помочь! Носить бы вам — не переносить, возить бы — не перевозить! Опять его прибили; воротился он домой и стал жаловаться.

— Вот, мама, ты научила, а меня прибили! — Ах ты, дитятко! Ты бы сказал: «Канун да свеча!» — да снял бы шапку, начал бы слезно плакать да поклоны бить; они б тебя накормили- напоили досыта.

Пошел дурак по деревне, слышит — в одной избе шум, веселье, свадьбу празднуют; он снял шапку, а сам так и разливается, горько-горько плачет.

— Что это за невежа пришел, — говорят пьяные гости, — мы все гуляем да веселимся, а он словно по мертвому плачет! Выскочили и порядком ему бока помяли…»

Учитель: Получил ли сын истинные знания? Ответ обоснуйте.

(Ответы учащихся).

Учитель: От того, как мы понимаем истину, зависит модель поведения на работе, в семье, сфере досуга, отношение к искусству и пр.


7. Рефлексия (2 мин.)

Структура Коннект-экстенд-челэндж (свяжите-расширьте-продумайте)

1.Как информация, полученная сегодня, связана с тем, что вы уже знали?

2.Какие новые знания вы получили сегодня?

3. Что все еще остается непонятным? Что вызвало трудности?

8. Домашнее задание (1 мин.)

  1. § 22, вопр. 1-5

  2. Выберите одно из предложенных высказываний и напишите эссе.

«Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей» (Толстой Л.Н.)

«Истина – это то, что выдерживает проверку опытом» (Эйнштейн А.)

«Истина принадлежит человеку, заблуждение – его эпохе» (И.–В. Гёте)

Приложения

1 группа

Задание 1.

Заполнить таблицу «Проблемы истины в науке» (пар.22, пункт 1 и документ на стр.235).

Задание 2.

Составить схему «Виды истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Критерии истины».

2 группа

Задание 1.

Заполнить таблицу «Критерии истины» (пар.22, пункт 2).

Задание 2.

Составить схему «Свойства истины», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Виды истины».

3 группа

Задание 1.

Заполнить таблицу «Виды истины» (пар.22, пункт 3).

Задание 2.

Составить схему «Философы об истине», придумать задание в формате ЕГЭ по теме «Свойства истины».

4 группа

Задание 1. Заполнить таблицу «Истина и заблуждение» (пар.22, пункт 4).

ПИЛАТ

-А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре?

ИЕШУА

Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины.

ПИЛАТ

Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

ИЕШУА

Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебя трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.

Ну вот, все и кончилось, и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.

ПИЛАТ

-А вот что ты все-таки говорил про храм толпе на базаре?

ИЕШУА

Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины.

ПИЛАТ

Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

ИЕШУА

Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебя трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.

Ну вот, все и кончилось, и я чрезвычайно этому рад. Я советовал бы тебе, игемон, оставить дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя. Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.

infourok.ru

«Истина и её критерии» 10 класс

Тема урока: «Истина и ее критерии».

1. Цели урока:

§ Образовательная цель:

— ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев;

§ Продолжить формирование умение формулировать и применять обществоведческие понятия, развивать образное мышление. Развивать навыки критически оценивать свою учебную деятельность, полученные результаты; Продолжать развивать умения работать с текстом раздаточного материала, выделять главное, делать выводы, формировать умение анализировать, комментировать;

§ Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

2. Понятия: эмпиризм, рационализм, практика как критерий истины, относительная истина, абсолютная истина.

3. Тип урока: урок сообщения новых знаний.

4. Оборудование урока:

Ø Мультимедиа

Ø Раздаточный материал

5. Литература:

· Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

· Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. — М.: Просвещение, 2010.

· Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 351 с;

· Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

· Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. — М.: Просвещение, 2010.

7.План урока:

1. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТИНЫ

2. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

3. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Ход урока.

Методы и методические приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Прогнозируемый результат

Организационный момент.

рассказ

закрепление

рассказ

притча

рассказ

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте с вами отметим отсутствующих.

Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

Ребята, как я и обещала, сегодня у нас небольшая проверочная по пройденной теме.

Раздаю задания.

Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое адекватно отражает действительность. Как найти истину?

Послушайте древнюю притчу.

(см. приложение)

1. как вы поняли смысл притчи?

2.согласны ли вы с теми выводам, которые делает автор притчи? Почему?

И как вы поняли, сегодня на уроке мы будем с вами изучать тему «истина и ее критерии»

Записываем тему в тетради.

Рассмотрим следующие вопросы:

1. ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИСТИНЫ

2. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

3. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Проблема истины- вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждении? Исследуем понятие истины..

Рассмотрим два классических определения истины:

Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом, истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов

(запишите определения)

Ребята, а как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?

В истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

Для представителей другого направления — рационалистов — критерием истины выступал разум

Ограниченность эмпиризма сегодня достаточно очевидна.—- чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности;

— на уровнях восприятия и представления сознание использует элементы обобщенных знаний ;

За образец истинного знания принималась математика, начинающаяся с очевидных истин и использующая методы логического выведения нового знания из несомненных посылок.

Многие исследователи критиковали рационализм за необоснованные, на их взгляд, претензии на исключительную роль разума в деятельности человека и развитии общества.

К эмпирикам или рационалистам принадлежат авторы следующих высказываний?

«Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах… разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства — общие с животными и растениями».

«Истина не познается расчетами, лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к восхождению».

Ребята, а какие ассоциации возникают у вас при словах «абсолютная истина»?

Прокомментируйте следующую притчу:

Однажды Мастер Никеда сказал своим ученикам: в мире нет абсолютной истины.

Один из учеников спросил: а эта истина абсолютная?

Конечно же, нет, — улыбнулся мастер…

Ну и как вы считаете: есть ли в мире абсолютная истина?

Итак, Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т. е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив. Ограниченны, как уже отмечалось, и познавательные возможности человека. Кроме того, возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.

В итоге на каждом этапе познавательной деятельности мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные. Но по мере накопления знания одни относительные истины сменяются другими, более полными и глубокими. Некоторые философы сравнивают путь познания с лестницей, где каждая вновь открытая истина — ступень к следующей.

Обратимся к конкретному примеру. Проследим, как менялись знания и представления людей об устройстве Вселенной.

Уже древние люди, наблюдая за небесными явлениями, обнаружили, что, кроме Луны и Солнца, есть еще пять светил, постоянно перемещающихся по небу. Их назвали планетами.

При этом господствовало представление о том, что Земля — неподвижное плоское тело, вокруг которого вращаются Солнце, Луна, планеты. Во II в. до н. э. древнегреческий астроном Птолемей выдвинул главный принцип своей системы мироустройства: шарообразная Земля — неподвижный центр Вселенной.

В XVI в. польский астроном Н. Коперник на основе наблюдений и сложных математических расчетов убедительно показал, что Земля — лишь одна из планет и все планеты обращаются вокруг Солнца.

Спустя три четверти века немецкий ученый И. Кеплер доказал, что орбиты планет представляют собой эллипсы, он же вывел законы движения планет. Итальянский ученый Г. Галилей своими наблюдениями подтвердил правильность учения Кеплера.
Новая страница в исследовании Вселенной была открыта в конце XVII в. английским ученым И. Ньютоном. Именно ему, открывшему закон всемирного тяготения, удалось выяснить истинную причину движения планет.

Сегодня ученые, используя новейшие методы исследования, пытаются выяснить, почему происходит расширение Вселенной, как образовались галактики и ряд других вопросов.
Таким образом, получая ответы на одни вопросы, познающий разум человека ставит новые проблемы и ищет способы их разрешения.

В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектрометр», излечивающий якобы все недуги. «изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты.

— чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?

Если мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания – мозгом, пониманием, что такое «истина», стремимся к истинным знаниям, то почему в жизни сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?

Чтобы ответить на данные вопросы, я прошу вас внимательно прочитать раздаточный материал и выделить истоки человеческих заблуждений.

(см слайд )

Теперь запишем задание нам дом: учебник -§22 (Л.Н. Боголюбов), §1 Кравченко А.И.записи в тетради знать.

Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!

Выставляю оценки…

Ученики записывают в тетради тему и план урока.

записывают

отвечают

отвечают

отвечают

отвечают

Думают и обсуждают

Записывают определения

См на слайд

конспектируют

Дети записывают домашнее задание

Путем эксперимента, опыта

рационалисты

эмпирики

Верная точная истина

правда

притча

• Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодец, в чем истина и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: « Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь». Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей – тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины. Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись. Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару. И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек – струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача – собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Если мы обладаем мощным и эффективным инструментом познания — мозгом, знаем, что такое истина, стремимся к истинным знаниям, то почему так велико количество заблуждений человечества в целом и каждого из нас в отдельности? (Здесь мы отбрасываем случаи заведомой лжи, сознательной подтасовки фактов.)
Причины наших заблуждений отчасти кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человека. Об этих особенностях, уводящих с пути истинного знания, писал еще в XVI в. английский философ Ф. Бэкон. Он назвал их идолами. Вот, в частности, как характеризовал он «идолов рода», т. е. заблуждений, истоки которых коренятся в самой человеческой природе: «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». Наверное, оставлять на долю людей лишь «искривление» и «обезображивание» познаваемого мира несправедливо. Но то, что человек, даже стремясь оставаться сторонним наблюдателем, невольно влияет на процесс и результаты познания, сегодня, как мы уже отмечали, признается большинством исследователей. Со времен Бэкона перечень таких «идолов сознания», искажающих истину, вводящих в заблуждение, существенно пополнился.
В более позднюю эпоху — в начале прошлого века — проблеме заблуждения посвятил одно из своих исследований австрийский физик и философ Э. Мах. Хотя его идея о том, что окружающие нас предметы можно свести к комплексу наших ощущений, была подвергнута критике в науке и философии, ряд его подходов к анализу заблуждений можно считать вполне правомерным. Так, исследователь считал, что для выявления их причин полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность завершалась неудачей, а также широко использовать достижения психологии — новой для того времени науки.
Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые могут приводить нас к ложным выводам.
В частности, хорошо известно, насколько мы привержены общепринятым мнениям, даже если они расходятся с достоверными фактами и научно обоснованными выводами. Некоторые из этих мнений складываются стихийно, другие навязываются пропагандой или рекламой. К примеру, долгое время многие были убеждены, что упитанность, «полнотелость» — признак здоровья. Такой взгляд сохранялся вопреки заверениям медиков в обратном. Складываются и веками держатся социальные мифы, например убеждение, что всякая власть от Бога.
Людям также свойственно устанавливать связь там, где ее нет на самом деле. Так, встречаются люди, считающие, что землетрясения, сколь бы далеко они ни происходили, отрицательно влияют на их самочувствие. Мы слишком доверяем первому впечатлению, преувеличиваем число тех, кто разделяет наши взгляды.
Но главное, что препятствует установлению истины, — это, говоря языком науки, отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки. Конечно, вряд ли можно располагать исчерпывающими сведениями, особенно о сложном объекте познания. Именно поэтому мы говорим, что наше знание образуют относительные истины. Но и то, что уже достоверно известно, далеко не всегда учитывается каждым из нас: что-то кажется несущественным, что-то мы отбрасываем как противоречащее сложившимся взглядам. Психологи считают, что это вызвано стремлением экономить познавательную энергию. С лавинообразным ростом информации мы неизбежно становимся познавательными «скрягами». Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, мы просто отбрасываем многие сведения, упрощаем сложное, часто принимаем решение, основанное не на анализе ситуации, а на использовании привычной схемы — стереотипа.
В результате наши выводы нередко поверхностны, а порой ошибочны. К примеру, покупая в магазине какой-либо продукт, мы в первую очередь обращаем внимание на яркую картинку на упаковке и считаем, что изображенное на ней соответствует содержимому. При этом редко обращаемся к помещенному на той же упаковке тексту, который, как правило, содержит более точную и полезную информацию о составе продукта, его пищевой ценности, фирме-изготовителе. В итоге покупка далеко не всегда оправдывает наши ожидания.
Добывать объективные, истинные знания о мире и человеке призвана в первую очередь наука. Об особенностях научного познания речь пойдет в следующем параграфе.


Автор: Архипова Елена Владимировна

pedportal.net

Познание и знание — Обществознание

Что такое знание?

Знание – это результат познания

Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

-Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.

1.Познаваем ли мир?

Как вы думаете, познаваем ли мир?

Используя материал учебника заполняем таблицу.

Познаваем ли мир?

Пессимисты

Оптимисты

Скептики

Отрицают познаваемость мира

Утверждают, что мир принципиально познаваем

Признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений.

1.Пессимисты

Агностицизм-учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей

Конвенционализм философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.

2.Оптимисты

Гносеологизм–философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно.

-Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте

2. Познание чувственное и рациональное.

Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

Существует две ступени познавательной деятельности.

Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.

формы

свойства

Чувственное познание

Ощущения

Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира

Восприятие

Целостное отражение предметов в многообразии их свойств

Представление

Отражение некого «усредненного» образа.

Рациональное

(логическое) познание

Понятие

Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей

Суждения

Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается

умозаключения

Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение

Рациональная познавательная способность связана с мышлением

Как схематично можно представить данное утверждение?

(Мышление речь язык)

-Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания.

Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов.

Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания?

Следовательно сторонниками рационального познания выступают….

  • Сенсуализм— утверждает приоритет чувственного познания.

  • Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум

Кто же прав?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.

3. Истина и ее критерии.

Посредством органов чувств,мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными.

Истина–это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Истина

Абсолютная Относительная

Полное, неизменное, неполное, ограничен

раз и навсегда установлен- -ное верное лишь в

ное знание о каком-либо определенных усло-

предмете или явлении виях знание

На примерах покажите абсолютность и относительность истины.

-Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания?

Существует несколько критериев истины.

Попробуйте выбрать правильные варианты.

Критерии истины

  • Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно.

  • Признание истинным того,что полезно для человека

Отметьте в тетраде главный критерий истины.

-Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение— это ложное знание, принимаемое за истинное.

Ложь— это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

Ближе всего к истине стоит научное знание.

В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности.

Особенности(выводятся на интерактивною доску)

1.Руководствуется принципом объективности.(должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле)

2.Обладает рационалистической обоснованностью.

3.Свойственна особая системность знания.

4.Свойственна проверяемость.

-Используя материал учебника, выделите уровни научного познания

5.Социальные и гуманитарные знания

Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

6.Многообразие человеческого знания

Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны сообщения, а задача остальных учащихся –дать оценочное суждение услышанному по содержанию.

Мы рассмотрим следующие вопросы:

Запись в тетрадь

Ответы учащихся

Самостоятельное заполнение таблицы, используя материал учебника

Запись в тетрадь

Ответы учащихся

Самостоятельная работа над таблицей, 5 мин.(стр. 57 учебника). Каждая группа заполняет таблицу и делится результатами с остальными учащимися.

После обсуждения на интерактивной доске составляется схема.

Предполагаемый ответ учащихся: сторонники сенсуализма

-рационалисты

Дискуссия

Запись определения в тетрадь в тетрадь

Составление схемы используя материал учебника.

Ответы учащихся

Примерные ответы учащихся:

-Найти доказательства…

Выбирают на доске( по желанию) критерии. Аргументируют ответ.

Изучение материла учебника, выделение главного

Примерный ответ учащихся:

Уровни научного познания

1.Эмпирический

2.Теоретический

Методами эмпирического познания являются: наблюдение,эмпирическое описание и эксперимент.

Методами теоретического познания являются мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование.

Сообщения учащихся

Рассказ

Запись в тетрадь опорного конспекта по ходу объяснения учителя

Схема таблицы выводится на доску

Индивидуальная работа

групповая

работа

Один из учащихся по желанию составляет схему на интерактивной доске.

На интерактивной доске

Несколько вариантов ответа.

Рассказ учителя

Обсуждение

Рассказ учителя

multiurok.ru

Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Презентация «Познание как деятельность. Истина и ее критерии»

Слайд 1

Урок обществознания 10 класс Фарзуллаева Н.Ю., учитель обществознания МБОУ Чуровской СОШ Познание как деятельность. Истина и ее критерии

Слайд 2

Френсис Бэкон, английский философ (1581 – 1626) «Знание – сила»

Слайд 3

Что такое познание? В процессе своей деятельности человек приобретал знания. Знания – совокупность сведений, информации об окружающем мире и о себе, проверенных на практике и отраженные в мышлении человека. Знания появляются в результате познавательной деятельности.

Слайд 4

Что такое познание? Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познание – это процесс получения знания.

Слайд 5

Элементы познавательной деятельности Так как познание – это один из видов деятельности человека, следовательно в нем также выделяются основные элементы: Субъект познания – тот, кто получает знания (человек, общество) Объект – то, что познается (отдельный предмет, окружающий мир, внутренний мир человека) Методы познания – способы, позволяющие получить истину (зависят от вида познания). Цель познания – приобретение истинных знаний об объективном мире. Результат познания – знание.

Слайд 6

Ступени познания

Слайд 7

Формы познания

Слайд 8

Формы чувственного познания Ощущение — Это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов Восприятие — Это целостный образ предмета, суммирующий отдельные ощущения в некую целостность, выделение предмета из окружающей действительности Представление — Это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. (может формироваться о предметах, с которыми не было контакта).

Слайд 9

Формы рационального познания Понятие — Мысль, выделяющая из действительности некий класс предметов с помощью указания на их общие признаки. Суждение — мысль, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Умозаключение (теория) Система взаимосвязанных понятий и суждений, раскрывающая совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области

Слайд 10

Ступени познания Находятся в единстве, переходят друг в друга, взаимно дополняют. Когда чувственного и рационального познания не достаточно, важную роль в познании может сыграть интуиция (вспышка проницательности, способность человека к постижению истины без какого-либо обоснования с помощью доказательств). Многие утверждения, основанные на здравом смысле, общепринятом мнении , не являются истинными.

Слайд 11

Философы об истине

Слайд 12

Проблема истины

Слайд 13

Свойства истины

Слайд 14

Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли

Слайд 15

Истина

Слайд 16

Абсолютная истина Это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о предмете или явлении. Она полностью исчерпывает предмет изучения и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Многие философы считают ее идеалом, образцом, к которому должно стремиться наше знание. В реальности такое знание практически невозможно.

Слайд 17

Относительная истина На пути к абсолютно й истине человек получает относительные истины, то есть неполное, ограниченное знание. Относительность истины определяется рядом причин: Познаваемый мир бесконечен и изменчив; Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени; Познание определяется уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.

Слайд 18

Виды познания Обыденное Научное Философское Художественное Социальное Самопознание

Слайд 19

1. Научное познание Отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя. Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов. Направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днем, но и могут найти применение в будущем. Используются особые методы и формы познания.

Слайд 20

Уровни научного познания Эмпирический уровень – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса. Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что-либо. Теоретический уровень – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование общей научной картины мира.

Слайд 21

Методы научного познания 1 уровень – опыт, здравый смысл, наблюдение, эксперимент 2 уровень – обобщение, анализ, синтез, моделирование

Слайд 22

2. Способы ненаучного (обыденного) познания Мифы – самый ранний способ понимания природной и общественной действительности. Опыт повседневной жизни, жизненная практика. Народная мудрость и здравый смысл. Паранаука . Познание средствами искусства.

Слайд 23

3. Социальное познание Совпадает объект и субъект познания. Существуют несовпадения выводов и оценок, возникающих при изучении общества. Сложность изучаемого объекта – общества. Ограничение возможности проведения наблюдений и экспериментов над обществом. Многие ученые считают, что возможно лишь описание общественных явлений, а не объяснение.

Слайд 24

4. Самопознание Получение человеком знаний о самом себе. Формы самопознания: Самоузнавание Самооценка Самоисповедь Самопознание может осуществляться в процессе других видов деятельности – игре, общения, труда и др.

Слайд 25

5. Художественное познание 1. Познание мира с помощью художественных образов. 2. Образы помогают представить идеальную мысль через реальное представление и понять это воплощение через выражение мысли. 3. Субъективное отражение действительности

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *