cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

И с тургенев презентация 10 класс – Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: И.С. Тургенев. Биография

Содержание

Презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме: И.С. Тургенев. Биография

Слайд 1

И.С. Тургенев. 1843 – 1844 Э. Лами . « Поэт, талант, аристократ, красавец, богач , умён, образован , 25 лет – я не знаю, в чём природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо прямой , прекрасный, выработанный в доброй школе ». Ф.И. Достоевский Значение данного портрета – в самом времени его создания, определившем творческую и личную судьбу Тургенева – начало литературной карьеры и знакомства с Полиной Виардо.

Слайд 2

Поэтому не было ничего удивительного в том, что вдохновенное пение юной испанки (Полине было тогда 22 года) потрясло восторженного молодого Тургенева, которому едва минуло 25 лет Мысленно перенесемся в зимний Петербург начала 40-х годов 19 столетия. Музыкальный сезон 1843-1844 годов был удивительным: в северной столице возобновились представления парижской Итальянской оперы. Среди певиц особо выделялась Полина Виардо , выступавшая с огромным успехом. По воспоминаниям современников, в особенности на зрителей действовала необычайная страстность ее игры . Начало истории любви

Слайд 3

М.-П. Виардо-Гарсиа . 1843 П.Ф. Соколов. Осенью 1843г. Тургенев впервые услышал пение Полины Виардо и был буквально околдован её необыкновенным голосом и артистизмом. С этой минуты вся жизнь его, талант, богатство были положены к ногам этой женщины.

Слайд 4

Дочь знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. С детства знала театр, слушала оперы, росла среди аристократов. С 16 лет выступала. Лондон, Париж, Итальянская опера. Красотою не славилась. В разговоре жива, блестяща, смела. Характер имела властный. В Петербурге открыла гастроли «Севильским цирюльником» и имела потрясающий успех . Полина Виардо.

Слайд 5

Знала ли она, что именно здесь встретит русского классика, который превзойдет её в славе? Что на сорок лет будет он прикреплен к ней? Что её собственная жизнь переплетется с его жизнью?..

Слайд 6

Знакомство с Полиной Виардо «Я ничего не видел на свете лучше Вас… Встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только вместе со мной» 1844 год К

Слайд 7

Пленительная дурнушка. По общим отзывам, Виардо не была красива. Сутуловатая, с крупными чертами лица, она многим казалась даже уродливой, но то была пленительная дурнушка. Некто из русских меломанов, почитателей ее таланта, справедливо замечал, что она не блистала красотой, но на сцене преображалась до неузнаваемости: «Некрасива! – произнес мой сосед сзади! В самом деле », – подумал я. Вдруг совершилось что-то необыкновенное: раздались такие восхитительные бархатные ноты, каких, казалось, никто никогда не слыхивал. И уста ее были прелестны! Кто сказал «некрасива»? – Нелепость!» Для самого же Тургенева Полина была красавицей.

Слайд 8

И.С. Тургенев. Рис. П. Виардо Только Виардо оказалось подвластным то, перед чем были бессильны профессиональные художники. Она завоевала не только его сердце – ей были послушны даже невидимые другим нюансы его внешности.

Слайд 9

«В будущий вторник исполниться семь лет с тех пор, как я первый раз был у Вас… И мне радостно сказать Вам… что встретить Вас на своем пути – было величайшим счастьем моей жизни…» (И.С. Тургенев – П. Виардо)

Слайд 10

Тургенев во Франции . Летом 1845 года Тургенев впервые отправился во Францию по приглашению госпожи Виардо. Там он познакомился и подружился с ее семьей.

Слайд 11

Ссылка В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве , Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую. В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853.

Слайд 12

Во время ссылки Тургенева Полина Виардо была приглашена петь в Петербург . Чтобы увидеть ее, Тургенев приезжал в Москву с поддельным паспортом . Об этом событии вспоминал Анненков : « Мы видели подложный паспорт какого-то мещанина, приобретенный им где-то, с которым он явился однажды в Москву к изумлению и ужасу своих приятелей». Перед этой встречей Тургенев не видел Полину несколько лет. Возможность вступить в брак предоставлялась ему не раз. Но в целом свете для него имела значение только одна женщина. Он говорил, что это его судьба, иначе и быть не может.

Слайд 13

На краешке чужого гнезда После помилования и разрешения выезжать за границу Тургенев еще какое-то время жил в Петербурге, а в 1856 году вернулся во Францию. Там он вскоре зажил в тени Полины Виардо и ее семьи. Брат Николай, приезжавший с ним повидаться, писал жене: «Дети Виардо относятся к нему, как к отцу. Я не желаю разносить сплетни. Думаю, что когда-то в прошлом между ним и Полиной существовала более тесная связь, но, по-моему, сейчас он просто живет с ними вместе, став другом семьи». С одной стороны, Тургенев был счастлив, находясь рядом с любимой женщиной, с другой – это счастье вносило в его душу смятение, ведь он любил эту женщину, и его мучило, что приходится жить «на краешке чужого гнезда».

Слайд 14

Тургенев Полине Виардо: «О мой горячо любимый друг, я постоянно, день и ночь, думаю о Вас, и с такой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы обо мне думаете, Вы спокойно можете сказать: «Мой образ стоит теперь перед его глазами. И он поклоняется мне». Это буквально так ». Читая подобное, понимаешь, что Полина Виардо приносила писателю не только душевные страдания. Именно она была источником творческого вдохновения писателя, и во многом потому, что проявляла живой неподдельный интерес ко всем произведениям, выходившим из-под его пера.

Слайд 15

Сама Виардо заметила однажды в шутку: «Ни одна строка Тургенева не попала в печать прежде, чем он не познакомил меня с нею. Вы, русские, не знаете, насколько вы обязаны мне, что Тургенев продолжает писать и работать». Действительно, несмотря на личную семейную драму, на всю сложность происходящего в семье Виардо, в 60-70-е годы Тургенев много времени уделяет литературному труду. Он пишет романы, повести, рассказы, стихи в прозе.

Слайд 16

Вторая Полина в жизни Тургенева. Хотя писатель и называл себя бессемейным бобылем, у него была дочь (1842-1919) – от мимолетной связи с белошвейкой своей матери, о существовании которой ему стало известно несколько лет спустя, в 1850 году, после возвращения из-за границы. Тургенев, узнав новость, сразу принял заботы о дочери на себя, а Полина Виардо, которой он сообщил об этом, предложила ему отправить девочку к ней. Та в 1850 году навсегда покинула Россию, превратившись из Пелагеи в Полину, и вскоре совершенно забыла русский язык, была воспитана вместе с детьми Виардо, которая сумела дать дочери Тургенева достойное дворянское воспитание и образование. Эта история и послужила основой для сюжета повести «Ася».

Слайд 17

Полина (Пелагея) Тургенева дочь писателя Полина Тургенева до конца жизни сохранила неприязненное отношение к Виардо, хотя получила в ее доме все, о чем можно только мечтать, так как сердцем отца всецело владела только певица. Иван Сергеевич безукоризненно выполнял отцовский долг: дал дочери достойное воспитание и образование и всю жизнь безропотно нес все возраставшее бремя материальных и моральных забот о ней. Семейная жизнь дочери не сложилась: в 1865 году она неудачно вышла замуж за французского коммерсанта Гастона Брюэра . У них родились дети: в 1872 – Жанна, в 1875- Жорж Альбер, появления которых писатель ждал с нетерпением. Внуков он любил, проявлял к ним неизменный интерес, был заботливым дедом.

Слайд 18

Творческая судьба Тургенева была прекрасна: всемирная известность пришла к нему при жизни, «он читан на всех языках, как Байрон, Шиллер, Гете и Диккенс». Но драматична и до конца непостижима его человеческая судьба: свою жизнь Тургенев разделил между Россией и Европой. Почему же так получилось, что русский писатель, любивший родину, годами, десятилетиями жил во Франции? Русский европеец

Слайд 19

И.С. Тургенев. 1880. Фотография М.М. Панова Каждый приезд Тургенева на родину был большим праздником для множества людей. Писателю было 60 лет, но он выглядел гораздо старше ; в глазах его, добрых и ласковых, чувствовалось утомление, какая-то затаённая грусть .

Слайд 20

И.С. Тургенев за работой в кабинете. С картины бр . Курнаковых Ещё будучи молодым, Тургенев писал П.Виардо : «Какая прекрасная и благородная вещь – труд!». Обращаясь к начинающим писателям он постоянно повторял: «Работайте стойко, спокойно, без нетерпения… Читайте как можно больше, трудитесь !..» Эта « стойкость» в труде была очень свойственна ему самому. Несмотря ни на что, он упорно продолжал работать; закончив одну вещь, он тотчас принимался за другую.

Слайд 21

Разрыв с журналом « Современник» 1860 г. После романа «Накануне » и посвященной ему статьи Н . А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день ?» ( 1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником » ( в частности , с Н. А. Некрасовым; их разрыв продолжался почти до смерти Некрасова). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети»

Слайд 22

В этот же период у него не складывались отношения с Л.Толстым, Ф. Достоевским и даже со старинным другом А.Герценом. В итоге, оставленный русскими друзьями, Тургенев все больше привязывался к семейству Виардо. Таким образом, Тургенев не был понят русским обществом: находил холодность, доходившую до негодования, во многих симпатичных ему людях и признательность тех, кто мог бы считаться врагом прогрессивной мысли.

Слайд 23

Последний раз Тургенев побывал на родине в мае 1881г . Друзьям он неоднократно высказывал свою «решимость вернуться в Россию и там поселиться». «Когда вы будете в Спасском, – просил он одного из друзей, – поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

Слайд 24

Спасское-Лутовиново . Фортепиано в столовой Творчество Тургенева неотделимо от музыкальной культуры. Музыка звучит во многих его произведениях, сам писатель не знал наслаждения выше . Романс «Утро туманное, утро седое ..» — песнь любви к милой сердцу родине

Слайд 25

Они часто встречались вместе: сначала на воскресных собраниях в маленькой гостиной Флобера, затем на ежемесячных обедах в кафе « Риш », которые получили название «обедов пяти», так как их неизменными участниками оставались Флобер, Золя, Доде и Эдмон Гонкур. Иван Сергеевич знакомил писателей с лучшими представителями русской реалистической литературы: Пушкиным, Гоголем, Толстым. Ближе всех Тургенев сошелся с Флобером. По его собственному признанию, у него было всего два друга: в России – Белинский, а во Франции – Гюстав Флобер. Тургенев знакомится и сближается с лучшими французскими литераторами: Флобером, Золя, Мериме, Мопассаном, Доде, Готье , братьями Гонкур, Жорж Санд.

Слайд 26

И. Тургенев – почетный доктор Оксфордского университета

Слайд 27

Гравюра похорон И. Тургенева в Петербурге Скончался Иван Сергеевич 22 августа 1883 года. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). На церемонии отпевания присутствовал «целый мирок людей богатырского роста с расплывчатыми чертами лица, бородатых, как Бог-Отец, – подлинная Россия в миниатюре, о существовании которой в Париже и не подозревали». Тело писателя было отправлено в Россию и согласно завещанию похоронено на Волковом кладбище. Причем, в Петербурге ему устроили такое торжественное погребение, какого не видывали со времен кончины Пушкина.

Слайд 28

А в Париже на проводах гроба с телом писателя в Россию французский писатель и публицист Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас , если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России…»

Слайд 29

Фотография 1880г. «Русский язык». Автограф. 1882г «Стихотворения в прозе» справедливо считаются заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение искания , раздумья, противоречия последних лет, тяжёлые переживания, личная неустроенность. «Я никогда ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке» И.С. Тургенев

Слайд 30

Могила И.С. Тургенева на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге

Слайд 31

Памятники Муму Россия, Санкт-Петербург Франция, Онфлер

nsportal.ru

Презентация к уроку литературы в 10 классе «И.С. Тургенев. «Судьба и творчество»

Иван Сергеевич Тургенев (28 октября 1818, Орёл — 22 августа 1883, Буживаль, Франция) — писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879).

И.Е. Репин «Портрет Тургенева»

Семья происходила из древнего  дворянского рода. В памятной книжке мать будущего писателя записала: « 1818 года 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своём доме, в 12 часов утра. Крестили 4-го числа ноября, Феодор Семенович Уваров с сестрою Федосьей Николаевной Тепловой

».

Отец  Сергей Николаевич Тургенев (1793—1834) служил в то время в кавалергардском полку и вёл беспечный образ жизни, растратил финансы и женился по расчёту на немолодой, непривлекательной, но весьма состоятельной Варваре Петровне Лутовиновой (1787—1850). В 1821 году в звании полковника  вышел в отставку. Иван был вторым сыном в семье. Мать будущего писателя, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи. Её брак не был счастливым. Муж умер в 1834 году, оставив троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея. Мать была властной и деспотичной женщиной. Она сама рано лишилась отца, страдала от жестокого отношения своей матери и от буйного, пьющего отчима, который нередко её бил. Из-за постоянных побоев и унижений она позже переехала к своему дяде, после смерти которого стала владелицей великолепного имения и 5000 душ.

Грамоте мальчика обучали часто сменявшиеся французские и немецкие гувернёры. В семье Варвары Петровны все говорили между собой исключительно по-французски. Но и родной язык, и литература были ей не чужды: она и сама обладала прекрасной образной русской речью, а Сергей Николаевич требовал от детей, чтобы во время отцовских отлучек они писали ему письма по-русски. Семья Тургеневых дружила с В. А. Жуковским. Варвара Петровна следила за новинками литературы, была хорошо осведомлена о творчестве Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, которых в письмах к сыну охотно цитировала.

Любовь к русской литературе юному Тургеневу привил также один из крепостных камердинеров. До девяти лет Иван Тургенев жил в наследственном матушкином имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии. В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве.

В 1833 г. в возрасте 15 лет Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. В то же время здесь обучались А. И. Герцен и В. Г. Белинский. Год спустя семья переехала в Санкт-Петербург, где Иван Тургенев перешёл в Петербургский университет на философский факультет.

Вначале Тургенев хотел стать поэтом. В 1836 г.  окончил университет. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он выдержал выпускной экзамен и получил степень кандидата.

В 1838 г. в Берлинском университете посещал лекции по истории римской и греческой литературы, а дома занимался грамматикой древнегреческого и латинского языков, что позволило ему свободно читать античных классиков. Весь уклад западноевропейской жизни произвёл на Тургенева сильное впечатление. Молодой студент пришёл к выводу, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она погружена.

Ещё в 1837 г. произошли мимолётные встречи с А. С. Пушкиным. Тогда же Тургенев познакомился с А. В. Кольцовым, с М. Ю. Лермонтовым.

Личная жизнь Тургенева сложилась не совсем удачно. В 1841 г. в родовой усадьбе Лутовиново Иван увлёкся белошвейкой Дуняшей (Авдотья Ермолаевна Иванова). Между ними завязался роман, который закончился беременностью девушки. Иван Сергеевич тут же изъявил желание на ней жениться. Однако его мать устроила по этому поводу серьёзный скандал, после чего он отправился в Петербург. Мать Тургенева, узнав о беременности Авдотьи, спешно выслала её в Москву к родителям, где 26 апреля 1842 г. и родилась Пелагея. Дуняшу выдали замуж, дочь осталась в двусмысленном положении. Тургенев официально признал ребёнка лишь в 1857 г.

В 1840 г.  Тургенев уехал за границу, посетив Германию, Италию и Австрию. В 1841 г. Иван вернулся в Лутовиново. С 1842 г. его всё более стало привлекать литературное творчество.

В 1843 г. он встретился с Полиной Виардо.

  Тургенев впервые увидел Полину Виардо на сцене оперного театра, когда великая певица гастролировала в Санкт-Петербурге. Тургеневу было 25 лет, ей — 22 года. Затем на охоте он познакомился с мужем Полины — директором Итальянского театра в Париже, известным критиком и искусствоведом — Луи Виардо, а 1 ноября1843 г. он был представлен и самой Полине. Когда её гастроли закончились, Тургенев вместе с семейством Виардо уехал в Париж против воли матери.

За привязанность к « проклятой цыганке » мать три года не давала ему денег. Тургенев жил в семействе Виардо « на краю чужого гнезда », как говорил он сам. Полина Виардо воспитывала его внебрачную дочь. Благодаря семейству Виардо и Ивану Тургеневу их вилла («Villa Tourgueneff») стала интереснейшим музыкально-артистическим центром в Баден-Бадене. Война 1870 г. вынудила семью Виардо покинуть Германию и переселиться в Париж, куда переехал и писатель.

Прожив 38 лет в тесном общении с семьёй Виардо, писатель чувствовал себя глубоко одиноким. В этих условиях сформировалось тургеневское изображение любви, но любви не совсем характерной для его меланхоличной творческой манеры. В его произведениях почти не бывает счастливой развязки, а последний аккорд чаще грустный. Но тем не менее почти никто из русских писателей не уделил столько внимания изображению любви, никто в такой мере не идеализировал женщину, как Иван Тургенев. Характеры женских персонажей его произведений 1850-х — 1880-х годов, — образы цельных, чистых, самоотверженных, нравственно сильных героинь сформировали литературный феномен «

тургеневской девушки » — типичной героини его произведений.

Л. Н. Толстой, отмечая заслуги писателя, говорил, что Тургенев написал удивительные портреты женщин, которых сам Толстой наблюдал потом в жизни.

С 1847 г. Иван Тургенев участвовал в «Современнике», где сблизился с Н. А. Некрасовым и П. В. Анненковым. В журнале начали публиковать первые главы «Записок охотника», вышел рассказ «Хорь и Калиныч».

В Париже он стал свидетелем революционных событий и навсегда вынес глубокое отвращение к революциям вообще. Чуть позже он сблизился с А. И. Герценом. В 1850 г.  вернулся в Россию, после смерти матери постарался облегчить тяготы доставшихся ему крестьян.

В 1850—1852 гг виделся с Н. В. Гоголем. После его смерти написал некролог, в котором власти усмотрели бунт и выслали Тургенева в его родную деревню, и только благодаря хлопотам графа А. К. Толстого через два года писатель получил право жить в столицах. В 1852 г. написал рассказ «Муму». После смерти Николая I были опубликованы четыре романа: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Осенью 1855 года подружился с Львом Толстым.

В 1863 г. Тургенев поселился в Баден-Бадене. Писатель активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, устанавливая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. В числе его знакомых были  Уильям Теккерей, Чарльз Диккенс,  Жорж Санд, Виктор Гюго, Проспер Мериме, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде.

Несмотря на жизнь за границей, все мысли Тургенева по-прежнему были связаны с Россией. Он написал роман «Дым» (1867 г.), вызвавший много споров в русском обществе.

В 1868 г. Тургенев стал постоянным сотрудником либерального журнала «Вестник Европы».

И. С. Тургенев выступал как консультант и редактор зарубежных переводчиков русских авторов, писал предисловия и примечания к переводам русских писателей на европейские языки, а также к русским переводам произведений известных европейских литераторов. Сам переводил западных писателей на русский язык и русских – на французский и немецкий языки. Так появились переводы произведений Пушкина для французских читателей. На какое-то время Тургенев стал самым известным и самым читаемым русским автором в Европе, где критика причислила его к первым писателям века. В 1878 г. на международном литературном конгрессе в Париже писатель был избран вице-президентом. 18 июня 1879 г. его удостоили звания почётного доктора Оксфордского университета.

Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России, так и в Европе. Его приезды в Россию в 1878—1881 гг стали настоящими триумфами. Тем тревожнее в 1882 г. были вести о тяжёлом обострении хронической болезни. Весной 1882 г. обнаружились и первые признаки смертельного заболевания. При временном облегчении он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» — лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Последний раз Тургенев был в Спасском-Лутовинове летом 1881 г. Зимы больной писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль, в имение Виардо. Противостояние между « невообразимо мучительным недугом и невообразимо сильным организмом » (П. В. Анненков) завершилось 22 августа  1883 г. в Буживале. Врач С. П. Боткин свидетельствовал, что Тургенев обладал самым большим мозгом (2012граммов, что почти на 600 граммов больше среднего веса).

Смерть Тургенева стала большим потрясением для его почитателей, выразившимся в весьма внушительных похоронах. Им предшествовали траурные торжества в Париже, с участием свыше четырёхсот человек. В соответствии с волей покойного 27 сентября его тело было привезено в Петербург.

Гроб с телом, отправленный по железной дороге в Россию, проследовал по Восточной Пруссии 22-23 сентября 1883 г. По воспоминаниям очевидцев, в 6 часов утра в Вержболово «подошёл тот самый прусский пассажирский поезд, с которым должно было прибыть тело Тургенева. Тело прибыло, одно, без провожатых и документов, по багажной накладной, где написано «1-покойник» – ни имени, ни фамилии. Тело прибыло в простом багажном вагоне, и гроб лежал на полу, заделанный в обыкновенном дорожном ящике для клади…» Опасаясь траурных панихид и волнений, полиция хотела на три дня перенести гроб с телом Тургенева в сарай.

На перроне  Варшавского вокзала в Петербурге произошла торжественная встреча гроба с телом писателя. По воспоминаниям современников, «… следование гроба на Волково кладбище представляло необычное зрелище по величавому характеру и полнейшему, добровольному и единодушному соблюдению порядка. Непрерывная цепь людей заняла пространство в несколько вёрст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание великолепными венками с многозначительными надписями. Так, был венок «Автору „Муму“» от общества покровительства животным… венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов…

«На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращённого в походный военный гошпиталь, в разорённой болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа. Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на неё; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока ещё могла держаться на ногах, поочерёдно поднимались с своих заражённых логовищ, чтобы поднести к ее запёкшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили её. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слёз.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом её тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже её трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»

Стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской»

Сентябрь, 1878 г.

Юлия Петровна Вревская (1838 или 1841 — 24 января 1878) — баронесса. Друг И. С. Тургенева. Во время русско-турецкой войны — сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста.

Темы сочинений

1. «Настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (И. Тургенев).

2. «Величайшие государства рушились по вине молодых и охранялись и восстанавливались стариками» (Цицерон).

3. Смысл заглавия романа «Отцы и дети».

4. Нигилизм и нигилисты.

5. «Беспокойный и тоскующий Базаров — признак великого сердца» (Ф. Достоевский).

6. Женские образы в романе.

7. Тургенев — «гений меры» (Д. Мережковский).

 

Источники информации:

Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В двух частях. М. «Просвещение». 2013

https://yandex.ru/images/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://ilibrary.ru/text/1378/p.19/index.html

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку (литература, 10 класс) на тему: Жизнь и творчество Тургенева

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883)

Слайд 3

Страница первая — «Мать». Варвара Петровна Тургенева «Сироты не бывают долго детьми. Я сама была сирота и очень чувствовала прежде других свою пользу … У меня не было матери; мать была мне как мачеха. Она была замужем, другие дети, другие связи. Я была одна в мире».

Слайд 4

Страница вторая — «Отец». Сергей Николаевич Тургенев Столбовой дворянин, (Тургеневы вели свой род с 1440 года от татарского мурзы Льва Тургена), блестящий офицер,красавец.

Слайд 5

Страница третья — «Впечатления детства».

Слайд 6

Страница четвертая — «Годы учения»

Слайд 7

Страница пятая— «Творчество Тургенева» В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер, а в 1838 печатает в «Современнике» его стихи «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).

Слайд 8

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным.

Слайд 9

В 1843 появляется поэма «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей»).

Слайд 10

Г лавное дело этого периода — «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч».Отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874).Тургенев показал многообразие человеческих типов, открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме». «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда идет и тема «лишнего человека».

Слайд 11

«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов. «Дворянское гнездо», 1859. «Накануне», 1860 . «Отцы и дети», 1862. «Дым» 1867 . «Новь», 1877

Слайд 12

В 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он — почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве.

Слайд 13

Страница шестая — «Либералы»

Слайд 14

Страница седьмая –«Тургенев и Виардо. История любви»

Слайд 15

Но – чу! Гремят рукоплесканья! Ты дрогнул, — жадное вниманье Приподнимает складки лба. Как будто что тебя толкнуло, Ты тяжело привстал со стула, В перчатке сжатою рукой Прижал к глазам лорнет двойной И — побледнел… Она вошла О, это вкрадчивое пенье! В нем пламя скрыто – нет спасенья! Восторг, похожий на испуг, Уже захватывает дух! Ты – замер! Я.Полонский

Слайд 16

«Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, чтобы Ваш милый образ не возникал предо мной сотни раз, нет ночи, чтобы я не видел Вас во сне…»

Слайд 17

« Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Как Вы задерживаетесь с письмом! … Дорогой добрый друг, я протягиваю Вам свои руки и очень нежно люблю Вас… Пишите мне каждую неделю…»

Слайд 18

Страница восьмая – «Последние годы жизни» Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.

Слайд 19

Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

nsportal.ru

Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация по литературе 10 класс. И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Слайд 1

И.С.Тургенев «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость, вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?… Они лучшие из дворян – именно поэтому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность»

Слайд 2

Роман написан в 1861 году Время действия – 1855-1861гг – период, сложный для России . 1855 – закончилась проигранная война с Турцией, поражение для нашей страны позорно Смена царствования – умер Николай I , его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия свою передовую роль утрачивает Разночинцы выбирают для себя в основном естественные науки, духовный мир они начисто отрицают Именно на базе этих взглядов строится теория Базарова

Слайд 3

Роман «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях» Особенности романа «Отцы и дети» В основе острый социальный конфликт разночинца, «нового человека» с миром либеральных помещиков Автор противопоставляет два поколения – «отцов» и «детей» — социально-психологический роман

Слайд 4

Пристальный интерес к человеку 60-х определил композицию романа Композиция кольцевая : автор дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей Создаётся великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Слайд 5

Писатель вводит немного действующих лиц , отбирает наиболее существенные события : перед нами не вся жизнь героя, а лишь самые важные , узловые моменты его биографии. Особую роль в развитии сюжета играют идейные столкновения героев – большое место в романе занимают споры. Диалог – главное композиционное средство раскрытия характера Базарова, его философских и политических взглядов. Лаконизм повествования достигается за счет тщательного отбора точных слов

Слайд 6

Детали позволяют писателю открыть самое важное и в общественных взглядах, и в душевном складе героев. В этом проявляется характерный принцип романиста. По словам Тургенева, « писатель должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только явления »

Слайд 7

В романе социальная заостренность сочетается с глубоким психологизмом, мастерством создания человеческих характеров. Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами « внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев .

Слайд 8

Евгений Базаров – главный герой романа «Отцы и дети»

Слайд 9

Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек иной среды , и это проявляется в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с другом, любимой, родителями. Перед нами человек дела, труда , не считающий нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту

Слайд 10

Красная, обнаженная рука Свое имя он произносит, как человек из народа: «Евгений Васильевич», тогда как Николай Петрович его называет «Любезнейший Евгений Васильевич» Создавая портретную зарисовку, Тургенев обращает внимание на выражение глаз: если у Павла Петровича они «особенно хороши», то у Базарова «большие, зеленоватые глаза выражали самоуверенность и ум»

Слайд 11

Описание внешности Базарова и Кирсанова построено по принципу контраста: франт, следивший за своим костюмом, и Базаров, одетый в «длинный балахон с кистями» Прическа Манера вести себя, держаться, говорить. Через небольшие реалистические детали, портрет героев автор показывает, как между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острая неприязнь с первого знакомства

Слайд 12

Базаров Н.П. Кирсанов П.П.Кирсанов Аркадий Кирсанов Одинцова Ситников, Кукушкина Родители

Слайд 13

Герой Характеристики Информация в тексте романа Базаров Внешность Происхождение П.П. Кирсанов Воспитание Черты характера, образование Н.П. Кирсанов Общественно-политические взгляды Отношения с окружающими Аркадий Речь, лексика

Слайд 14

Из 28 глав лишь в 2 не появляется Базаров, в остальных – он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов. Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг, т.е. был уже вполне сформировавшимся человеком

Слайд 15

Павел Петрович Аристократизм Изысканность вкусов Стремление к франтовству Желчность характера Архаичность и бессмысленность аристократизма Преувеличенное внимание к одежде Николай Петрович Демократичность Доброта Робость Стремление не отстать от века

Слайд 16

Основные вопросы спора 1. Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам 2. О принципе деятельности нигилистов 3. Об отношении к народу 4. О взглядах на искусство и природу

nsportal.ru

Презентация — Иван Сергеевич Тургенев

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

(1818-1883)

Слайд 2

Глубокая, мягкая, любящая душа была заключена в колоссальное изящное тело, и эта комбинация была необычайно привлекательна.

Слайд 3

Всмотритесь в этот портрет. Писатель изображен в своем рабочем костюме. Вглядитесь внимательно в его лицо. Большой отрытый лоб, рождающий глубокие мысли, усталые глаза, добрый взгляд. Лицо, испещренное морщинами, седая голова. Уже в 35 лет Тургенев был седым.
Фотография конца 1850-х годов

Слайд 4

«Отец»
С.Н. Тургенев
«Странное влияние имел на меня отец – и странные были наши отношения. Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня; он уважал мою свободу, он даже был, если можно так выразится, вежлив со мной. Только он не допускал меня до себя. Я любил его, я любовался им, он оказался мне образцом мужчины. Размышляя впоследствии о характере моего отца я пришел к такому заключению: ему было не до меня и не до семейной жизни; он любил другое и наслаждался этим другим вполне.
Отец мой прежде всего и больше всего хотел жить… и жил. Наверное, он предчувствовал, что ему не придется пользоваться «штукой» жизни. Он умер в 42 года».

Слайд 5

«Мать»
В.П. Тургенева
Трудное детство и юность будущего писателя – Варвары Петровны Лутовиновой – развили в ней постоянное ощущение зависимости и в тоже время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля и стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превратилось в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Варвара Петровна – женщина с тяжелым характером.По отношению к своим трем сыновьям была заботливой матерью, но это не мешало ей тиранить их, наказывать по любому поводу. Черты матери мы узнаем в рассказе «Муму» в образе барыни. После смерти матери Тургенев обнаружил дневник ее, который потряс его. Всю ночь он не мог заснуть он думал о ее жизни: «Какая женщина! Да простит ее Бог!… Но какая жизнь!»

Слайд 6

Герб рода Тургеневых

Слайд 7

«Впечатления детства»
И.С. Тургенев в детстве.
28 октября 1818г. родился в Орле. Вскоре семейство переезжает в Спасское. Любимое имение Спасское – Лутовиново. Старый усадебный сад, где секретарь его матери Федор Иванович Лобанов учил его грамоте. Громадный барский особняк в сорок комнат, огромнейшая прекрасная библиотека.Именно здесь будущий писатель задумывается о жизни, остро чувствует чужую боль и глубоко понимает красоту. Был свидетелем порки крепостных, видел их бесправное положение, жестокость. Здесь принимает решение дает клятву все жизнь бороться с крепостным правом.

Слайд 8

Слайд 9

Уголки парка в Спасово- Лутовинове.

Слайд 10

«Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…» И.С. Тургенев

Слайд 11

1827г. – Тургеневы переехали в Москву; в 14 лет, успешно сдав экзамены, Иван поступает на словесное отделение Московского университета. Через год по воле отца переводится на словесное отделение философского факультета Петербургского университета. Неожиданная смерть отца. Осенью 1837г., окончив университет со степенью кандидата, отправляется для продолжения образования в Берлин.

Слайд 12

Тургенев в молодости 30-е – 40-е годы.
Эта «духовная эмиграция» вызвана политикой Николая I. «Мне необходимо было удалиться от моего врага затем, чтобы…сильнее напасть на него. Враг этот носил известное имя: КРЕПОСТНОЕ ПРАВО. Под этим именем собрал я все, против чего решил бороться до конца, с чем я поклялся никогда не примиряться…»

Слайд 13

В мае 1841 он возвращается в Россию и 1842 г. Тургенев, по желанию матери, поступил в канцелярию министерства внутренних дел. Чиновник он был весьма плохой, а начальник канцелярии Даль , хотя тоже был литератор, к службе относился весьма педантически. Кончилось дело тем, что прослужив года полтора, Тургенев, к немалому огорчению и неудовольствию матери, вышел в отставку.

Слайд 14

В 1841г. в имении матери повстречал жившую там «по вольному найму» белошвейку и прачку Евдокию Иванову. Через год родилась дочь Полинька. О браке мать Тургенева слушать не хотела. Через 7 лет Тургенев отправит дочь во Францию, где ничто не помешает ей чувствовать себя равноправным человеком.

Слайд 15

В 1943 году состоялось знакомство с Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот период в основном влиянием Белинского. Тургенев публиковал свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами.

Слайд 16

В 1847 Тургенев надолго уехал за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 во время ее гастролей в Петербурге, увела его из России. Три года прожил он в Германии, затем в Париже и в поместье семьи Виардо. Возвышенную и немного странную любовь к этой женщине писатель пронесет через всю жизнь. Дом семейства Виардо в имении Куртавнель, недалеко от Парижа, станет для него вторым домом.

Слайд 17

Талантливая певица, композитор, пианистка, прекрасная рисовальщица, увлекательная собеседница, превосходно владевшая несколькими европейскими языками, трудолюбивая, многосторонняя, энергичная и бодрая. Тургенев испытывал по отношению к ней поклонение и в тоже время в нем жило непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья».

Слайд 18

Музыкальное собрание в гостиной П. Виардо в Париже
Музыкальные и литературные «утренники» в парижском доме Виардо были популярны не одно десятилетие, и одним из активнейших участников литературных чтений и благодарнейшим слушателем был Иван Сергеевич.

Слайд 19

Спасское-Лутовиново. Фортепиано в столовой
Творчество Тургенева неотделимо от музыкальной культуры. Музыкой наслаждаются его герои, сам писатель не знал наслаждения выше. Романс «Утро туманное, утро седое..» на стихи Ивана Тургенева «В дороге»

Слайд 20

«Современник»
Начинал Тургенев как поэт, его стихи появляются в журналах «Современник» и «Отечественные записки» еще в конце 30-х годов. Сам считал началом литературной деятельности 1843 г., когда появилась его поэма «Параша». В 1846 г. Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», созданный А.С.Пушкиным и издававшийся после его смерти Плетневым.
Литературная деятельность

Слайд 21

Тургенев сознательно встает на позиции РЕАЛИЗМА. В середине 40-х годов становится одним из активных деятелей «натуральной школы». Еще до отъезда отдал в «Современник» очерк «Хорь и Калиныч», который имел шумный успех и принес автору славу. Следующие очерки из народной жизни публиковались в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 вышли отдельной книгой под названием «Записки охотника».

Слайд 22

За эти публикации и нарушение «цензурных правил» по «высочайшему повелению» Тургенев был арестован и затем выслан в родовое имение Спасское – Лутовиново до 1853 года.
«Записки охотника»

Слайд 23


«Записки охотника» — по-видимому, самое долговечное из того, что я написал.» И.С. Тургенев. Гончаров – Тургеневу: «Вы воздвигли себе прочный памятник – «Записки охотника». «Ни один исторический памятник не может нам раскрыть Россию лучше, чем эти образы столь хорошо вами изученные, и этот быт, так хорошо увиденный вами…Вам присуща жалость и глубокое уважение ко всякому человеческому существу». (Жорж Санд, французская писательница).
Оценка произведения

Слайд 24

Под впечатлением смерти Гоголя в 1852 он опубликовал некролог, запрещенный цензурой. За это был арестован на месяц, а затем выслан в свое имение Спасское-Лутовиново под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856.
Флигель затворника, где жил Тургенев в ссылке. Здесь создает рассказ «Муму»

Слайд 25

В конце 40-х – начале 50-х годов Тургенев создал ряд драматических произведений. Его пьесы сыграли большую роль в развитии психологических произведений. Лучшие из них- «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне». В этот период писатель пишет так же повести о жизни дворянской интеллигенции: «Гамлет», «Затишье», «Ася».
С конца 50-х годов часто бывает на лечении за границей, а с апреля 60-го года почти всегда там живет. В повести «Ася» воплотилась тоска по родине (1857г.), написанной в немецком курортном городе Зициг.

Слайд 26

На момент создания повести «Ася» (1859 год) И. С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России и объяснялось это тем, что автор обладал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы.
«Ася»

Слайд 27

Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в неё, но сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни. В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание на переживаниях персонажей. Эти переживания характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.

Слайд 28

«Ася»
Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н. — молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике.
Он знакомится с симпатичной молодой парой — Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

Слайд 29

В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая…» Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закопчен (хотя в них «много жизни и правды») — Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, «проклятой славянской распущенностью». Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом — в неспособности доводить начатое до конца,в склонности подменять дела разговорами.

Слайд 30

«А С Я»
«О, взгляд женщины, которая полюбила, — кто тебя опишет?» И.С.Тургенев. «Ася»

Слайд 31

У Аси же ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется судьбой. Ася — побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость. Если Ася, по характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него «пленительным светом». Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: «Но… ведь вы не женитесь на ней?» Героя пугает «неизбежность… решения», к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.
«Ася»

Слайд 32

Он так и не сказал слов, которых ждала от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым. Он называет себя «безумцем», страдает от сознания того, что совершил ошибку, слушая голос рассудка, и навсегда лишил себя счастья быть с Асей. В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.
«Ася»

Слайд 33

Большая дружба связывала Тургенева с журналом «Современник». Разрыв с журналом после прихода в него Добролюбова Тургенев тяжело переживал. Тургенев – либерал, Добролюбов – социал-демократ. Разрыв резко отразил процессы размежевания общественно-политических сил в русском освободительном движении того периода.
«Либералы»
Этот процесс размежевания найдет в дальнейшем у Тургенева отражение в его других романах

Слайд 34

1856г. — «Рудин». 1858г. – «Дворянское гнездо». 1859г. – «Накануне». главное внимание писатель сосредоточил на изображении жизни представителей дворянской интеллигенции. Основная тема произведений — тема «лишнего человека»

Слайд 35

1859 г.
1860 г.
1856 г.

Слайд 36

«Рудин»
Наталья Ласунская
Первое появление Рудина у Ласунских Худ. Д.Н. Кардовский. 1933
Таких людей, как Рудин, было много среди дворянской интеллигенции 30-40-х гг. Они не могли, не умели найти применения своим силам в царской России, но своими смелыми,свободными речами пробуждали в людях благородные высокие мысли и чувства, жажду деятельности, борьбы.

Слайд 37

«Накануне»
«…И в литературе явится полный резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его… Он необходим для нас, без него вся наша жизнь идёт как-то не в зачёт, и каждый день ничего не значит сам по себе, а служит только кануном другого дня. Придёт же он, наконец, этот день!» Н.А. Добролюбов. «Когда же придёт настоящий день?»

Слайд 38

«Дворянское гнездо»
В романе с особой силой сказался «национальный склад русских характеров».

Слайд 39

Роман был опубликован в 1862 году в журнале «Русский вестник». В том же году «Отцы и дети» вышли отдельным изданием с Просвещением памяти Белинскому. В романе противопоставлены не два поколения, отцов и детей, а два общественных лагеря: дворянство (отцы) и разночинцы-демократы (дети), показана их борьба накануне реформы 1861года
«Отцы и дети»

Слайд 40

1877г. – роман «Новь».
Последние романы
1867 г. – роман «Дым»

Слайд 41

Тургенев – первый русский писатель, который был признан писателем европейским. Мировая слава русской литературы начинается с общеевропейской славы тургеневских произведений. Тургенев обогатил русскую литературу самыми пленительными женскими образами: искренними, гордыми, одаренными и восхитительными, поэтичными картинами природы..
Значение творчества И.С.Тургенева

Слайд 42

Произведения Тургенева, облекающие высокую суть в изящно-простую сюжетную форму, по-прежнему не подвластны законам времени — и по-прежнему читаются так, словно написаны вчера… И.С. Тургенев — это сама душа России, с ее неизбывной тоской по идеалу и вечной верой в свет и добро.
Значение творчества И.С.Тургенева

Слайд 43

В 80-ые годы, умирая на чужбине, мучась от тяжелой болезни и томясь по Родине, Тургенев писал Я. Полонскому:«Когда будете Вы в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я, вероятно, уже никогда не увижу».
Последние годы жизни

Слайд 44

Умер И.С.Тургенев 3 сентября 1883года во Франции. Незадолго до смерти он высказал пожелание быть похороненным в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белинским. Последняя просьба писателя была выполнена.
Памятник Тургеневу в Орле.

Слайд 45

Конец.

lusana.ru

Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Презентация по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» 10 класс

Слайд 1

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (1862 год) Презентацию выполнила О.Д. Носикова учитель р.яз. МБОУ СОШ № 54 г. Владивостока

Слайд 2

И.С.Тургенев «Отцы и дети»(1862 год) Социально – психологический роман «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса .Я взял хороших представителей дворянства (Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия ), чтобы доказать мою мысль: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно поэтому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность » (И.С. Тургенев)

Слайд 3

Смысл названия романа Какой литературный прием лежит в основе названия: острый конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых, т.е. конфликт аристократов и разночинцев. конфликт двух поколений: «отцов» и «детей»

Слайд 4

Система образов романа Базаров Н.П.Кирсанов П.П.Кирсанов Аркадий Кирсанов Одинцова Ситников, Кукшина Родители

Слайд 5

Композиция романа (28 глав) – кольцевая(через неё показана эволюция героя) Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей.

Слайд 6

Портреты героев(на контрасте, т.к. они идейные противники) Е.В.Базаров – человек дела, человек труда Высокий рост Длинное и худое лицо Заострённый нос Большие зеленоватые глаза Длинный волос, висячие бакенбарды Лицо выражало самоуверенность и ум Красные руки Длинный балахон с кистями П.П.Кирсанов – сибарит, франт Средний рост Лицо желчное, но без морщин, сохранило следы былой красоты Особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза Коротко остриженные волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро Выражение лица снисходительное и презрительное Нежные белые руки с маникюром на ногтях Тёмный английский сьют

Слайд 7

Предметы спора Базаров « Дрянь аристократишко, сидят сложа руки», аристократизм – бесполезное слово, живут за чужой счёт, заботятся только о себе, своём внешнем виде. Аристократизм – бесполезное слово и принцип. Нигилисты полезны обществу, отрицают общественный строй, т.е. самодержавие, религию. Отрицание воспринимается как деятельность, а не болтовня. Презирает необразованность и суеверие народа. Речь Базарова простая, точная, много пословиц «Рафаэль гроша медного не стоит» «Искусства нет, есть ремёсла». Наука – вот сила. «Порядочный химик в 20 раз лучше поэта» «Природа не храм, а мастерская». Источник и поле деятельности для человека. Любви нет, есть самцы и самки, физиология Кирсанов Аристократы – основа общества(побледнел и не заводил больше разговора, первое поражение) Всё разрушите, а кто же строить будет? Стоит за сохранение старых порядков Русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии(его умиляет отсталость народа, в этом видит спасение общества). Искажает слова(эфтим, принсипы, много иностранных слов) Признаёт старых художников. Стихи Пушкина, игра на виолончели, весенняя природаПоставил на карту женской любви свою жизнь .

nsportal.ru

Презентация «И.С.Тургенев. Его отношение к крепостному праву»; 10 класс — Великие писатели, литераторы, философы — Презентации «Великие люди России»

1 Проект на тему «150-летие отмены крепостного права»___________

2 Иван Сергеевич Тургенев. Отношение к крепостному праву._______

3 Цель проекта:

Раскрытие отношения к крепостному праву и отражение его в литературе.

  • Изображение мира крепостников.

  • Представление светлых образов простых мужиков.

————————————————————————————————————-

4 Задачи: Показать:

  • Общественные взгляды И.С.Тургенева

  • Два противоположных мира — бедных и богатых

  • Зло, влияющее на жизнь людей

  • Душевную красоту русского народа

————————————————————————————————————-

5 Иван Сергеевич Тургенев – великий русский писатель. Мастер языка и психологического анализа, оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Для нас он ценен прежде всего своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своем творчестве показал скрытые в народе силы, его одаренность, его душевную красоту. ___________________________________________________________________

6 Тургенев сочетал восхищение русским человеком с любовью к родной природе и запечатлел в своих произведениях ее чарующую красоту.Мы ценим Тургенева и как писателя исканий правды жизни, свойственных передовой русской интеллигенции. Заслугу Тургенева в этом смысле оценили и революционные демократы.

————————————————————————————————————- 7 «…Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство… мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался Тургенев», так писал революционный демократ Н.А.Добролюбов.

————————————————————————————————————-

8 Иван Сергеевич Тургенев родился в городе Орле в 1818 году, в родовитой по отцу дворянской семье.

————————————————————————————————————-

9 Отец, отставной гвардейский офицер.

————————————————————————————————————-

10 Мать писателя, урожденная Лутовинова, — Варвара Петровна. Была капризной барыней; ее властный характер граничил с жестокостью. Образ ее легко узнать в повестях Тургенева: «Муму», «Первая любовь». В этих повестях отражено и детство Тургенева. В её имении Спасское-Лутовиново в Орловской губернии прошли детские годы будущего писателя, там он научился тонко чувствовать природу и ненавидеть унижения человеческой личности.

В старом барском доме имения Спасское-Лутовиново была прекрасная библиотека. Родители будущего писателя интересовались литературой. Однако культурная обстановка, окружавшая детство Тургенева, не заглушила в его сознании темных сторон барской усадьбы.

————————————————————————————————————-

11 Крепостническое рабство он наблюдал с детства, присматриваясь к жизни крестьян в имении своей матери и окружающих деревень. «Я родился и вырос, — писал Тургенев, — среди побоев и истязаний. Ненависть к крепостному праву уже тогда была во мне».

————————————————————————————————————-

12 Ужасающий быт крепостной России воспитал в душе мальчика ненависть к крепостному праву.

«…Почти все, что я видел вокруг себя, возбуждало во мне чувство смущения, негодования, отвращения».

Здесь, в родном имении, вырастая в окружении крепостных, Тургенев с малых лет проникся глубокой симпатией к трудовому народу.

Природа и люди родного орловского края проходят через произведения Тургенева, начиная с «Записок охотника».

————————————————————————————————————-

13 Студенческие годы нашли отражение в ранней повести Тургенева «Андрей Колосов», и в особенности ярко очерчены в «Рудине» (рассказ Лежнева о кружке Покорского). «Вы представьте: сошлись человек пять-шесть мальчиков, одна сальная свеча горит, чай подается прескверный и сухари к нему старые-престарые; а посмотрели бы вы на все наши лица, послушали бы речи наши! В глазах у каждого горит восторг, и щеки пылают, и сердце бьется, и говорим мы о боге, о правде, о будущности человечества, о поэзии, — говорим иногда вздор, восхищаемся пустяками, но что за беда!»

————————————————————————————————————-

14 Будущность человечества! Вот что волновало студенчество 30-х годов. Тургенев искал ответы на вопросы «как жить» и прежде всего «что делать» для блага родины.

————————————————————————————————————-

15 «… Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек…Русь он понимает…», — дал характеристику начинающему писателю Тургеневу Виссарион Григорьевич Белинский.

————————————————————————————————————-

16 В 40-50 годы XIX века И.С.Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник – «Записки охотника». Темы рассказов сборника многообразны. Здесь и описание помещиков, угнетающих крепостных крестьян, и светлые образы простых мужиков, сумевших сохранить доброту и искренность в нечеловеческих условиях, и поверья, сказки русского народа, и, конечно же, прекрасная природа средней полосы России. Во всех рассказах присутствует один и тот же герой – Петр Петрович. Этот дворянин из села Спасского.

————————————————————————————————————-

17 Он рассказывает о случаях, произошедших с ним во время его охотничьих путешествий. Причем Тургенев наделил его наблюдательностью и чувством прекрасного, что помогает ему точнее разобраться в различных ситуациях и полнее передать их читателю. Крестьянский мир в «Записках охотника» оказался очень ярким и многогранным. «Записки охотника» принесли автору широкую известность.

————————————————————————————————————-

18 Уже в «Хоре и Калиныче», первом небольшом рассказе «Записок охотника», крестьяне выступают носителями типичных особенностей русского национального характера и в этом отношении, по их душевным достоинствам, противопоставлены помещику. Ум, энергия, уверенность в своих силах, высокие поэтические чувства — все это характерно для крепостных господина Полутыкина. Взгляд Тургенева на народную жизнь крепостнической эпохи здесь выразился с большой полнотой. Поэтому данному рассказу принадлежит особенная роль в общем замысле всей серии очерков и рассказов. В рассказе противопоставлены друг другу зажиточный крестьянин Хорь — практик, тип «крепкого мужичка», хуторянина и бедняк Калиныч — мечтатель, живущий одной жизнью с природой, поэтическая натура.

19 Противопоставление оброчных и барщинных мужиков Калужской и Орловской губерний

20 Хорь:

  • Умный, хозяйственный , добившийся барского разрешения перейти на оброк.

  • Все вокруг Хоря — и усадьба его, и «большое семейство, покорное и единодушное», и добрая еда в избытке— свидетельствовало о прочности положения этого рачительного хозяина.

  • «Человек положительный, практический, административная голова, рационалист», этот крепостной мужик во всем превосходил своего барина и «насквозь видел» его.

Калиныч:

  • Идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный.

  • Находился в полной зависимости, не имел возможности заниматься хозяйством, перебивался кое-как. Боялся жены, не имел детей.

  • В отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром.

  • Был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая».

  • Стоял ближе к природе, его трогали описание гор, водопадов. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

————————————————————————————————————-

21 Вывод:

В рассказе противопоставлены друг другу зажиточный крестьянин Хорь — практик, тип «крепкого мужичка», хуторянина и бедняк Калиныч — мечтатель, живущий одной жизнью с природой, поэтическая натура.

————————————————————————————————————- 22 Белинский писал Тургеневу:

«Вы и сами не знаете, что такое «Хорь и Калиныч»… Судя по «Хорю», вы далеко пойдете. Это ваш настоящий род… Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою».

«Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил».

————————————————————————————————————-

23 Рассказ «Бирюк» — в словаре В.И.Даля слово «бирюк» имеет несколько значений: 1) зверь, волк; 2) нелюдимый, угрюмый человек — по своей композиции не отличался от других произведений из «Записок охотника»: с Петром Петровичем и на этот раз происходит интересная история, которую он рассказывает. Бирюк – так прозвали лесника местные жители за угрюмость и нелюдимость – оказывается, вопреки своему прозвищу, милосердным и добрым человеком.

————————————————————————————————————-

24 Изображение духовного облика крестьян как в этом рассказе, так и во всем цикле произведений позволяет сделать вывод о том, какие огромные силы скрыты в недрах народной жизни и какие неисчерпаемые возможности исторического и национального развития таятся в народной среде. Мужественный характер русского человека — наряду с другими моральными качествами — вот что увидел Тургенев в повседневной, будничной жизни крестьян, вынужденных бороться с нуждой и голодом, сносить бессмысленную жестокость помещиков. Но ни в чем с такой силой не выступает ненависть автора «Записок охотника» к крепостничеству, как в изображении многочисленных и разнообразных проявлений глубокого недовольства крестьян, их непримиримой вражды к помещикам: от насмешливого отношения Хоря к его притеснителю, расчетливому, но недалекому Полутыкину, до гневного возмущения крестьянина своим зависимым положением от помещика и его пособников. Пойманный Бирюком в господском саду мужик, которого разорил помещичий приказчик и которому приходится «околевать», говорит о нем как о «кровопийце» и «душегубе» («Бирюк»). Эта готовность бесправных и голодных крестьян к стихийному протесту вызывает особенную подозрительность и страх у крепостников. Недаром за мирными жалобами крестьян на бурмистра помещику мерещится бунт

————————————————————————————————————-

25 Осуждение крепостничества предстает в «Записках охотника» в двух основных аспектах. Первый аспект — это непосредственное изображение мира крепостников: галерея образов помещиков, «дворянские гнезда», быт, нравы, взгляды, отношения. Второй — это мир простого русского народа, в первую очередь русского мужика с его взглядами, отношением к барину, к природе, к жизни в целом.

———————————————————————————————————

26 Обращение Тургенева к крестьянской жизни, естественно, вытекало из его антикрепостнических настроений. Основной идеей «Записок охотника» явился протест против крепостного права. «Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примириться…Это была моя Аннибаловская клятва; не я один дал ее себе тогда», — вспоминал потом Тургенев.

———————————————————————————————————

27 И.С.Тургенев считал, что красота – единственная бессмертная вещь, она разлита всюду, простирает свое влияние даже над смертью, но нигде она не сияет с такой силой, как в человеческой душе.

————————————————————————————————————-

28 Душой человека наделял Тургенев и природу. Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая сила, враждебная и человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность.

————————————————————————————————————-

29 Тургенев вслед за Пушкиным обличал «барство дикое» и в условиях крепостнического государства в рабе прославил человека.

————————————————————————————————————-

30 В «Записках охотника» неоднократно показывается, что крепостное право враждебно как человеческому достоинству мужика, так и нравственной природе дворянина, что это общенациональное зло, пагубно влияющее на жизнь того и другого сословия.

pedsovet.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *