cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Фгос программа история 10 класс – Рабочая программа по истории 10 класс(ФГОС)

10 история ФГОС.doc — Рабочая программа по истории 10 …

Тема 6. Запад
и Новое время
7
Тема 7. Российская
империя в XVIII
веке
7
занятие семинарского типа с
индивидуальной и групповой
работой школьников,
выступлениями учащихся с
сообщениями и докладами,
подготовленными с
использованием материала
учебника и др. источников.
Запись основных положений
лекции, выполнение
индивидуальных заданий,
дискуссия, выполнение
проблемных заданий, составление
опорного конспекта,
практическое занятие,
выполнение заданий в группах,
занятие семинарского типа с
индивидуальной и групповой
работой школьников,
выступлениями учащихся с
сообщениями и докладами,
подготовленными с
использованием материала
учебника и др. источников
Выполнение индивидуальных
заданий, запись основных
положений лекции, занятие
семинарского типа с
индивидуальной и групповой
работой школьников,

выступлениями учащихся с
сообщениями и докладами,
подготовленными с
использованием материала
учебника и др. источников,
выполнение проблемных заданий.
земель, причины
возвышения Москвы. Черты
сходства и различия в целях
князей, методы их
достижения. Понятия:
ясак, национальное
самосознание.
Изменения в экономике и
социальной структуре
Европы в раннее Новое
время. Причины и
последствия Великих
географических открытий.
Причины и итоги
Реформации. Понятия:
великие путешественники,
колонии, религиозные
войны.
Предпосылки
петровских преобразований.
Основные направления
внутренней и внешней
политики Петра I и
Екатерины II. Особенности
российского варианта
политики «просвещённого
абсолютизма». Понятия:
«окно в Европу», Сенат,
фискалы, коллегии,
губерния, провинция,
«табель о рангах»,
ассамблея, календарь,
Ништадский мир, империя,
«жалованная грамота
дворянству». Личн.: Петр I,
царевич Алексей, Екатерина
II, Пётр III, Пугачёв, Павел
I.
6
Тема 8. Запад в
XIX веке.
Становление
индустриальной
цивилизации
Причины кризиса
«просвещённого
абсолютизма»,
преобразовательные
проекты Александра,
противоречивость
внутренней политики.
Запись основных положений
лекции, выполнение
индивидуальных заданий,
дискуссия, выполнение
проблемных заданий, составление
опорного конспекта,
практическое занятие,
Рабочая программа. История России и мир 10 кл. Составила Перебоева О.В. 13

znanio.ru

Рабочая программа элективного курса по истории Фгос 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей поселка городского типа Афипского муниципального образования Северский район Краснодарского края

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ лицей пгт Афипского

______________

Жученко Н.Е.

«___» _________2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

По истории « История России в лицах»

Класс 10

Учитель Морзый Н.В

Срок реализации 2015 – 2016 учебный год

Количество часов в неделю 1 ч.

Количество часов в год 34 ч.

Тип школы лицей

Программа составлена на основе программы из сборника «Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского» – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2012.

Пояснительная записка

Составлена на основе федерального компонента стан­дарта среднего (полного) общего образования по истории и в соответствии с задачами модернизации содержания образования Рабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса.

Актуальность:

Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации.

Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования:

Данный элективный курс дополняет и углубляет программу по истории России.

Межпредметные связи:

Содержание курса востребовано при изучении тем « «Политический лидер» в 11 классе на уроках обществознания.

Цель курса:

Формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в истории России.

Задачи:

      1. углубление знаний уч-ся об отдельных исторических деятелях России;

      2. развитие критического мышления;

      3. воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей страны;

      4. совершенствование учебно-исследовательской деятельности через семинарские занятия, разработку проектов способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

      5. формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию;

      6. создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

Методы: проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский.

Программа предусматривает значительное количество семинаров, призванных формировать историческое мышление учащихся, совершенствовать навыки работы с различными видами исторических источников, а также анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

*анализ и сопоставление фактов

*работа с учебной, научно – популярной и художественной литературой

*анализ документов

*оформление сообщений и рефератов

*умение работать в системе Internet

Содержание программы предоставляет возможность , помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки

*определять достоверность исторических фактов

*устанавливать последовательность, синхронность исторических событий

*сравнивать предлагаемы исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия

*высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:

*лекция с последующим опросом

*лекция с обсуждением документов

*беседы

*семинары

*практические работы

*презентация

Требования к знаниям и умениям уч-ся:

  • учащиеся должны освоить навыки поиска, обработки, представления информации, решение познавательных и практических проблемных задач; участия в дискуссии, анализа исторических документов, определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление его признаков; использование ИКТ;

  • овладеть различными видами публичных выступлений.

  • оценивать деятельность исторических личностей и аргументировано представлять собственное отношение к ним.

Условия для реализации:

Занятия по изучению элективного курса проводятся в кабинете истории, имея оборудование: карты по истории России, иллюстрированный, справочный материал научную и методическую литературу, работа с Интернетом.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так

измерителем обученности учащихся может быть:

*исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанием на доске названиями, историческую личность и ее деятельностью

*деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова , даты

*обобщающие вопросы и задания

*текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб.: Весь, 1997.

  2. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е.Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2012.

  3. Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М.: Школа-Пресс, 2002.

  4. Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М.: Школьная пресса, 2002.

  5. Манько А. Выдающиеся деятели XVIII в. М,2004г.

  6. Манько А. Выдающиеся деятели XIX в. М,2004г.

  7. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

  8. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М.: Издательство «Мысль», 1985.

  9. Перхавко В.П. История России в лицах. IX – начало XVII века. М.: Школа-Пресс, 2000.

  10. Справочник учителя истории. 5-11 классы/Авт.-сост. М.Н.Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008г.. – 574с.

  11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  12. Энциклопедический справочник школьника. История России. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2007

  13. А. Торкунов Россия XX в. Лицах, М.,Просвещение,2015

Электронные пособия:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX – XXвв.

  2. Программа «Энциклопедия истории России 862-1917». — «Интерактивный мир». АО Коминфо.

Календарно-тематический план

п/п

Тема занятия

Предметное содержание

Форма занятия

Всего часов

1

Введение. Роль личности в истории

Цели и задачи курса, основные требования, выбор тем учащимися

лекция

1

2

Первые князья и их роль в становлении русского государства

Спорные вопросы появления государства у восточных славян; неизвестные страницы внутренней и внешней политики Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава

практикум

1

3.

Русь во времена Владимира Святославовича

Первые усобицы. Предпосылки крещения Руси. Роль христианства в истории и культуре Руси.

лекция

1

4.

Правление Ярослава Мудрого

Появление первого посменного свода законов и формирование феодальных отношений,

лекция

1

5.

Владимир Мономах — великий киевский князь

Роль Владимира Мономаха как реформатора и воссоздателя единства Руси

лекция

1

6.

Александр Невский

Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей

лекция

1

7.

От Калиты до Дмитрия Донского

Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей.

семинар

1

8.

Сергий Радонежский – русский святой

Понять величие духовного подвига Сергия Радонежского для духовной жизни России. Проанализировать его деяния, влияние на политическое развитие Московского государства.

презентация

1

9.

Иван III и образование единого государства

Создание новой системы управления государством и свержение ига.

лекция

1

10.

Иван Грозный и его современники

Формирование личности Ивана Грозного, Избранная Рада и ее роль в реформировании государства, судьба членов Избранной Рады, опричнина и опричники

лекция

1

11.

Феномен самозванства на Руси

История самозванства и самозванцев: Лжедмитрий I и II,; причины появления самозванцев

лекция

1

12.

Минин и Пожарский в истории Смуты

история Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей

Беседа и практикум

1

13.

Первые Романовы

Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования.

лекция

1

14.

Никон и Аввакум в церковном расколе

Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Старообрядцы.

презентация

1

15.

Петр I и его современники

формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра

семинар

1

16..

Женщины на российском престоле XVIII века

Дворцовые перевороты, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна

Беседа и практикум

1

17.

Золотой век Екатерины II

Личные и государственные таланты Екатерины II, эпоха «просвещённого абсолютизма» и значение реформ.

презентация

1

18.

Великие полководцы и флотоводцы XVIII века

Румянцев, Потёмкин, Ушаков Ф.Ф, Суворов (на выбор учащихся)

лекция

1

19

От Болотникова до Пугачёва

Общее и различное в социальных движениях XVIII века, роль личности руководителя и влияние этих движений на ход истории.

семинар

1

20.

Кутузов и Отечественная война 1812 года

Великий полководческий талант Кутузова и его ученики.

лекция

1

21.

Трагедия семей декабристов

Страницы декабристского движения, судьбы участников восстания декабристов, казнь декабристов, ссылка в Сибирь, история жен декабристов

семинар

1

22.

Россия при Николае I

Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Теория «официальной народности» как ответ на рост революционных настроений.

лекция

1

23.

Крымская война и судьба России

Слава и горечь Севастополя. Заслуги Нахимова. Корнилова и Истомина в Крымской войне.

лекция

1

24.

Судьбы реформаторов в России 1 пол.19 века

Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н.,Аракчеев А.А.,. Канкрин Е.Ф. (на выбор учащихся)

семинар

1

25.

Александр II и эпоха великих реформ

Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ.

лекция

1

26.

Первые марксисты

Рабочий класс и рабочее движение. Плеханов и Ленин.

лекция

1

27.

Реформатор П. А. Столыпин

Сущность реформ и значение аграрной реформы

семинар

1

28.

Император Николай Второй

Спорные вопросы о правлении императора

проект

1

29.

Руководители Советского государства

Ленин В.И., Сталин И.В., Троцкий Л.Д.

семинар

1

30.

Полководцы Гражданской войны

Тухачевский М., Фрунзе М., Колчак А., Деникин А., Врангель Н.

лекция

1

31.

Полководцы ВО войны

Жуков Г., Рокоссовский К., Конев И. и другие

лекция

1

32.

Деятели культуры в 60-70-е годы

Писатели, художники, композиторы

семинар

1

33.

Спорные вопросы времени Н.С. Хрущева

Развитие экономики, внешняя политика

семинар

1

34.

Итоговое повторение

проект

1

infourok.ru

Рабочая программа по истории 10 класса, базовый уровень

Содержание тем учебного курса

Всеобщая история

Раздел 1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

В разделе рассматриваются этапы развития исторического знания и основ­ные проблемы изучения истории, освещаются различные подходы к ее изучению, подчеркивается важность познания прошлого для осмысления человеком свое­го бытия и познания общества, в котором он живет.

Тема 1. Возникновение и развитие исторической науки

Значение изучения истории. История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки и этапы ее развития. Зарождение исторической науки, ее особенности в Древнем мире, Средневековье, Новом и Новейшем времени.

Тема 2. Основы философии и методологии истории

Становление современной системы летосчисления. Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины. Проблема истинности исторических знаний. Принципы научности в изучении прошлого: конкретно-исторический подход, принцип объективности, проверки подлинности и достоверности истори­ческих источников. Единство и многообразие исторического процесса. Законо­мерности и случайности в жизни народов. Движущие силы исторического разви­тия в религиозно-мистических концепциях. Становление и развитие материалистических воззрений на мир. Взгляды мыслителей эпохи Просвеще­ния, марксизм и формационная теория. Особенности цивилизационного подхода к истории. Воззрения современных ученых. Ведущие школы в исторической нау­ке. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Историческое вре­мя. Принципы и критерии периодизации всемирной истории. Текущий этап все­мирной истории и его особенности.

Раздел 2 ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ

Раздел знакомит учащихся с современными взглядами на происхождение человека, основными этапами развития первобытного общества.

Тема 3. У истоков рода человеческого

Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии протоистории человечества.

Тема 4. Первобытное общество

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Роль речи, трудовой деятельности в становлении человека. Отличие человеческого сообщества от иных природных сообществ. Дискуссии о происхождении человека современного типа. Первичное расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Зарождение искусства. Верования первобытного человека. Человечество в палеолите и мезолите.

Тема 5. Неолитическая революция

Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Развитие ремесел и зарождение торговли. Матриархат и патриархат, происхождение семьи и собственности. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе. Начало обработки металлов и переход к энеолиту.

Раздел 3 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Материал раздела освещает историю зарождения и развития первых государств — деспотий Востока, Древней Греции и Древнего Рима, знакомит учащихся с достижениями античной культуры, которая легла в основу традиций современной европейской духовной и общественной жизни. В разделе рассматриваются резкие перемены III-IV вв. н.э., связанные с глобальными климатическими изменениями, Великим переселением народов и крушением государств Древнего мира.

Тема 6. Введение в историю Древнего мира

Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций.

Тема 7. Первые цивилизации Азии и Африки

Архаичные цивилизации Африки и Азии — географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай, Палестина, Финикия.

Развитие форм государственности и системы правоотношений. Рабовладение и общественные отношения в государствах древности. Фараоны и жрецы в древнеегипетском обществе. Восточная деспотия и ее характерные черты. Персидская держава. Кастовый строй в Индии и его особенности. Менталитет жителей Древнего мира. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.

Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре; социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Утверждение органического представления об обществе. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.

Тема 8. Эпоха античности

Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Древняя Греция и Древний Рим.

Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры древнегреческих государств. Демократия и тирания. Афины и Спарта.

Борьба за господство в Средиземноморье и Малой Азии. Греко-персидские, Пелопоннесские войны. Завоевания Александра Македонского и взаимодействие культур в Восточном Средиземноморье. Экспансия эллинистической культуры. Возвышение Рима и Пунические войны. Римское господство в Средиземноморье.

Причины кризиса Римской республики и этапы становления Римской империи. Восстания рабов и их последствия. Тираническое правление в Риме и римское право. Особенности восприятия мира римлянами. Наука и искусство Древнего Рима и Греции. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима.

Тема 9. Кризис античной цивилизации

Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.

Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). Великое переселение народов, войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Римская империя: от золотого века к упадку. Внешние и внутренние причины кризиса, распада и крушения Римской империи. Упадок рабовладения и переход к колонату. Перенос столицы империи в Константинополь и раскол империи. «Солдатские» императоры Западной Римской империи и ее падение.

Раздел 4 СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Учащиеся знакомятся с феодализмом как специфической формой общественного уклада, становлением крупных раннефеодальных государств, особенностями развития средневекового Востока и Византии, периодом расцвета западноевропейской средневековой цивилизации. Значительное внимание уделяется кризису средневекового общества и зарождению модернизационных процессов

Тема 10. Периодизация Средних веков. Доколумбовы цивилизации Америки

Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневеко­вого мира. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки и цивилизации Африки 1-И тыс. н.э.: особенности обществен­ного и социокультурного развития. Проблема их исторической самобытности.

Тема 11. Исламская цивилизация

Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.

Тема 12. Складывание средневековой западноевропейской цивилизации

Великое переселение народов в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Роль Церкви в обеспечении единства западноевропейской культуры. Возрождение имперской идеи. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах.

Тема 13. Византия

Социокультурное и политическое развитие Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Раскол между западной и восточной ветвями христианства: причины и последствия.

Тема 14. Западная Европа в Средние века

Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском сред­невековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Суверены и вассалы. Система повинностей крестьянства. Особенности хозяйственной жизни и торговых коммуникаций в средневековой Европе.

Рост городов и создание органов сословного представительства в Западной Европе. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки образования централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль Церкви в европейском обществе. Светская и церковная власть. Причины распространения ересей. Романская и готическая эстетика как обра­зы мироощущения. Культурное и философское наследие европейского Средне­вековья.

Тема 15. Азия в Средние века

Китай в УШ-ХН! вв. Возникновение державы Чингисхана. Монгольские заво­евания и образование Монгольской империи. Индия и Китай в период монголь­ских и исламских завоеваний. Возвышение Османской империи. Османские за­воевания.

Тема 16. Международные отношения в Средние века

Характер международных отношений в Средние века. Феномен крестовых походов — столкновение и взаимовлияние цивилизаций. Союзы городов в меж­дународных отношениях. Столетняя война.

Тема 17. Кризис традиционного общества и начало Нового времени. Духовная жизнь европейского Средневековья

Традиционное общество на Западе и Востоке: универсальные особенности социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Проблема уникальности европейской средневековой цивилизации. Темпы и характер разви­тия европейского общества в эпоху Средневековья. Социально-психологический, демографический, политический кризис европейского общества в XIV—XV вв. Из­менения в мировосприятии европейского человека. Предпосылки начала процес­са модернизации.

Раздел 5 НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА МОДЕРНИЗАЦИИ

Учащиеся знакомятся с историей Великих географических открытий, особенностями нового этапа в развитии западноевропейских стран, становлением абсолютистских монархий в Европе, идеологией просвещения и основными событиями буржуазных революций, ознаменовавших начало утверждения демократии и подъема национализма.

В разделе рассматриваются основные черты нового индустриального Общества, противоречия в его развитии, возникновение новых идеологий, развитие международных отношений в Новое время, основные этапы колониальной экспансии стран Запада, особенности развития стран Востока в XVIII-XIXвв.

Тема 18. Понятие «Нового времени»

Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.

Тема 19. Великие географические открытия и зарождение капиталистических отношений

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества.

Социально-психологические, экономические и технологические факторы процес­са модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Тема 20. Изменение духовного облика Европы

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества. Влияние католицизма и протестантизма на политическую культуру общества, социальную психологию, эстетическое мировосприятие.

Тема 21. Просвещенный абсолютизм и буржуазные революции

От сословно-представительных монархий к абсолютизму — эволюция европейской государственности, ее идеологических и правовых основ. Формы абсолютизма. Возникновение концепции государственного суверенитета.

Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Буржуазные революции XVII-XIX вв. в Европе: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Война за независимость в Северной Америке.

Тема 22. Просвещение

Философско-мировоззренческие основы Просвещения. Романо-германская и англосаксонская правовые традиции. Формирование конституционализма как правовой идеологии и системы правоотношений. Становление гражданского общества.

Тема 23. Индустриальное общество

Технический прогресс в XVIII — середине XIX в. Промышленный переворот в Англии. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Утверждение классовой модели социализации личности. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности в индустриальном обществе. Зарождение социальной политики.

Тема 24. Общественно-политическая и духовная жизнь в Новое время

Развитие идеологического пространства индустриального общества: классические доктрины либерализма, социализма, консерватизма, анархизма.

Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.

Мировосприятие человека индустриального общества. Становление классической научной картины мира — от научной революции XVII в. к торжеству позитивизма в XIX в.

Культурное и философское наследие Нового времени.

Тема 25. Основы теории модернизации

Предпосылки формирования в европейских странах различных моделей перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особенности динамики развития стран «старого капитализма» и стран «запаздывающей модернизации». «Периферия» евроатлантического мира.

Тема 26. Азия в Новое время

Государства Азии в эпоху европейского Нового времени. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Тема 27. Международные отношения в Новое время

Эволюция системы международных отношений в конце XV — середине XIX в. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.

История России

Введение (2 ч)

      Место России в европейской и мировой истории. Проявление общих закономерностей развития стран и народов в истории России. Особенности истории России на фоне европейской и мировой истории. Исторические темпы развития России. Многофакторный подход к истории. Влияние географического, геополитического, экономического, этнического, религиозного, личностно-психологического факторов на судьбу России. Эпохи в развитии страны.

Тема I. Предыстория народов России. Начало Руси (9 ч)

      Появление человека на территории Восточной Европы. Предыстория. Начало истории. Человек и ледник. Люди во времена палеолита. Послеледниковый период. Мезолит. Неолитическая революция.
      Конец былого равенства людей. Складывание народов. Прародина и расселение индоевропейцев. Индоевропейская языковая общность.
      Появление славян. Общеславянский европейский поток. Место предков славян среди индоевропейцев. Дискуссия в исторической науке о прародине славян. Первые нашествия: борьба славян с кочевыми племенами. Греческие колонии и скифы. Другие народы нашей страны в глубокой древности. Великое переселение народов и Восточная Европа.
      Славяне в V—VII вв. Анты — первое восточнославянское государство. Славянский вождь Кий. Славяне на берегах реки Волхов. Борьба с аварами и хазарами. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды восточных славян.
      Восточнославянские племена в VIII—IX вв. Развитие хозяйства. Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки». Складывание племенных союзов. Усложнение структуры общества. Зарождение признаков государственности. Предпосылки образования Древнерусского государства. Особенности развития социально-политических процессов у восточных славян в древности в сравнении с народами Западной Европы.
      Появление государства у восточных славян. Государство Русь на Днепре. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Варяги. Норманнская теория, ее роль в русской истории. Неонорманнизм. Происхождение слова «русь». Рюрик в Новгороде. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Создание единого государства Русь. Правление князя Олега.
      Русь в X — начале XI в. Укрепление Киевского государства при князе Игоре. Начало борьбы с печенегами. Продвижение к Причерноморью, устью Днепра, на Таманский полуостров. Русско-византийская война 941—944 гг. Княжение Игоря. Восстание древлян и смерть Игоря. Правление княгини Ольги. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение княгини Ольги.
      Правление Святослава. Святослав — «Александр Македонский Восточной Европы». Временное отступление христианства. Подавление племенного сепаратизма. Поход на Восток. Борьба за выход в Каспийское море, удар по Хазарии. Укрепление на Таманском полуострове. Перенесение завоеваний на Нижнее Подунавье и Балканы. Русско-византийское соперничество в конце 60-х — начале 70-х гг. Х в. Дипломатическая и военная дуэль: Иоанн Цимисхий — Святослав. Борьба за восточных и европейских союзников. Поражение Святослава. Русь на завоеванных рубежах.
      Правление Владимира Святославича. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Продолжение восточной и балканской политики Святослава.
      Крещение Руси как русский и европейский феномен. Дипломатическая борьба вокруг Крещения. Очаги христианства в языческом мире. Русь — страна двоеверия. Историческое значение Крещения Руси. Появление на Руси духовенства — мощной социально-экономической, духовной, культурной силы.
      Оборона Руси от печенегов. Система укреплений. Богатырские заставы. Внутренние реформы. Личность Владимира Святославича.

Тема II. Русь в XI—XII вв. (11 ч)

      Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Борис и Глеб — князья-мученики. Противоборство Ярослава Владимировича Мудрого с соперниками. Разделение державы между Ярославом и Мстиславом. Личность Мстислава, князя-воина. Смерть Мстислава и конец междоусобицы. Объединение Руси в единое государство.
      Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Развитие хозяйства страны. Совершенствование земледелия, развитие ремесла, появление светских и церковных вотчин. «Русская Правда» как юридический памятник раннефеодальной эпохи. Сравнение с варварскими «правдами» Западной Европы. Строительство Киева и других русских городов. Святая София. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь. Первые подвижники Антоний и Феодосий Печерские. Стремление Руси к ликвидации церковной зависимости от Византии. Первый русский митрополит Иларион.
      Династические связи Ярославова дома. Успехи в борьбе с кочевниками. Разгром печенегов в 1036 г.
      Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Появление и развитие русской письменной культуры.
      Русское общество в XI в. Государственное управление. Возникновение феодальной земельной собственности. Феодально-зависимое население. Армия. Города. Торговля. Церковь. Монастыри.
      Народные движения. От языческих и племенных мятежей к социальному протесту. Восстание в Русской земле в 1068 г.
      «Правда» Ярославичей — новый свод законов.
      Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Признаки распада Древнерусского государства. Соперничество феодальных кланов. Княжеские съезды и объединение русских сил для борьбы с половцами. Крестовый поход в степь в 1111 г. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. «Поучение детям» и «Устав». Удар Владимира Мономаха по новгородскому сепаратизму. Мстислав Великий — сын Владимира Мономаха. Последние годы единой державы.
      Политическая раздробленность Руси. Причины распада единого государства. Рост городов и земель, развитие городских сословий, становление вотчинного землевладения. Признаки обособления отдельных княжеств на новой экономической, политической, культурной основе. Борьба центробежных и центростремительных сил. Скрепляющее действие власти киевского князя, русской церкви, единой культуры, единой сложившейся народности, внешней опасности со стороны половцев.
      Киевское княжество. Чернигово-Северское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо-Восточная Русь в XII — начале XIII в. Владимиро-Суздальская земля. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский.
      Культура Руси X — начала XIII в. Условия и процесс зарождения культуры Руси. Письменность. Грамотность. Школа. Летописание. «Повесть временных лет». Летописец Нестор. Редактирование летописных сводов представителями различных политических группировок. Литература. «Слово о полку Игореве». Архитектура. Строительное дело. Облик русского города. Искусство. Переводческая деятельность. Народное творчество. Образование, развитие научных знаний. Искусство. Фольклор.
      Жизнь простых людей. Быт, жилища, орудия труда, традиции, обычаи крестьян, ремесленников, мелких торговцев, слуг, холопов.

Тема III. Русь в XIII—XV вв. (7 ч)

      Монголо-татарское вторжение на Русь. Рождение Монгольской империи. Чингисхан. Завоевания монголов. Сражение на реке Калке. «Батыево нахождение» на Русь.
      Натиск с северо-запада. Александр Ярославич Невский. Невская битва. Борьба с Тевтонским орденом. Ледовое побоище. Совместная борьба народов Прибалтики и Руси против шведских и немецких рыцарей.
      Ордынское владычество на Руси. Установление ордынского ига на Руси. Перепись населения, ордынская дань, баскаки и откупщики. Александр Невский и Орда. Европа и Русь в период монголо-татарского нашествия.
      Народные восстания. Восстания в Новгороде Великом (1250-е гг.), городах Северо-Восточной Руси (1260-е гг.). Тверское восстание 1327 г. Подвиг князя Михаила Тверского. Карательные экспедиции из Золотой Орды.
      Возрождение хозяйства и культуры. «Недоумение в людях» после Батыева нашествия. Постепенное возрождение городов и деревень, пашен и промыслов, каменного строительства, летописания и др. Крестьяне и холопы. Ремесленники и купцы.
      Собирание Руси. Центры власти на Руси — княжества и боярские республики (Новгород Великий, Псков). Золотая Орда — верховный сюзерен русских князей, ханские ярлыки. Роль русской церкви, митрополиты и епископы, их отношения с русскими князьями и ханами.
      Политическое соперничество. Возвышение Москвы. Переход митрополии из Владимира в Москву. Личность Ивана Калиты. Успехи Ивана Калиты, его преемников. Сохранение европейских связей русских земель. Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель.
      Противостояние Орде. Золотая Орда. Территория, социально-экономический строй, государственная власть, религия, личность хана Узбека. Народы, входившие в состав Золотой Орды. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Успехи в борьбе с Тверью, Рязанью, Литвой. Митрополит Алексий и московские бояре. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского. Сергий Радонежский. Мамай. Поход русского войска на Казань. Сражение на Пьяне (1377 г.) и Воже (1378 г.). Полководец князь Владимир Серпуховской. Битва на Куликовом поле (1380 г.), ее отражение в летописях, повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках.
      Образование единого Русского государства. Национальный подъем после Куликовской победы. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Темном. Потери и приобретения времени феодальной войны второй четверти XV в. Политические и духовные лидеры, позиции сословий. Распад Золотой Орды. Усиление Руси при Иване III. Иван III — первый великий князь всея Руси. Создание единой системы управления, армии, системы финансов. Судебник 1497 г. Соперничество светской и церковной властей. Борьба с еретиками. Отношения с Западом, возрождение былых связей. Присоединение земель. Разрыв с Ордой — стояние на Угре, освобождение от иноземного ига (1480 г.).
      Великое княжество Литовское. Войны с Литвой и Ливонским орденом. Русское многонациональное государство.
      Сельское хозяйство и промыслы. Города и торговля.
      Русская культура и быт XIV—XV вв. Возрождение и развитие письменной традиции. Летописные своды, повести и сказания, жития святых. Церковное и гражданское строительство (монастырские комплексы-крепости, храмы в городах и селениях, дворцы и жилые дома). Иконопись и фрески — Андрей Рублев, Феофан Грек и др. Прикладное искусство. Духовные искания. Церковь, ее роль в культурной жизни. Антицерковные настроения. Еретики-вольнодумцы: стригольники, жидовствующие — представители реформационной, гуманистической мысли на Руси. Повседневная жизнь русских людей — жилища и одежда, пища и развлечения, обряды и духовные запросы.

Тема IV. Россия в XVI в. (6 ч)

      Правление Василия III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани, вхождение нерусских народов в состав Российского государства. Московское государство в системе международных отношений. Теория «Москва — Третий Рим».
      Россия при Иване Грозном. Личность Елены Глинской — регентши русского трона. Иван IV Грозный — первый царь всея Руси. Политика Избранной рады. Реформы. Царь и его соратники — Алексей Адашев, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр и др. Митрополит Макарий. Расправы с вольнодумцами (Феодосий Косой, Башкин, Артемий и др.). Внешняя политика — взятие Казанского и Астраханского ханств. Башкирия и Ногайская орда. Начало присоединения Сибири — поход Ермака. Нерусские народы в составе России.
      Опричнина. Ливонская война. Измена А. Курбского. Набеги крымцев. «Засечная черта». Полководец Иван Воротынский. Сожжение Москвы (1571 г.). Молодинская битва 1572 г. — разгром Девлет-Гирея.
      Иван Грозный, его сторонники и противники. Опричные казни и погромы. Народные бедствия. Хозяйственное разорение, положение крестьян, холопов, посадских людей. Побеги, восстания. Иван Грозный и его время в российской историографии. Дискуссия о характере опричнины.
      Правление Федора Ивановича. Гибель царевича Дмитрия в Угличе. Крепостнические законы (заповедные годы, урочные лета). Кончина Федора Ивановича, воцарение Бориса Годунова. Личность Годунова. Борьба с Романовыми и Шуйскими. Интриги бояр.
      Культура и быт конца XV—XVI в. Общерусские культурные традиции. Фольклор. Просвещение. Научные знания. Литература. Летописные своды, повести и сказания. Публицистика — царь Иван Грозный и его оппонент А. Курбский. Пересветов, Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский и др. Историческая и политическая мысль. Архитектура. Подъем строительного дела. Московский Кремль, храмы. Живопись — московская и новгородская школы, строгановское письмо. Прикладное искусство. Городская и сельская жизнь — труд и быт.

Тема V. Россия в XVII в. (12 ч)

      Смутное время. Борис Годунов. Голодные годы и бунты (1601—1603 гг.). Первый самозванец. Личность Лжедмитрия I. Подъем народного движения. Восстание И. И. Болотникова (1606—1607 гг.) — кульминация гражданской войны. Царь В. И. Шуйский и второй самозванец. Польская и шведская интервенция. Полководец М. В. Скопин-Шуйский.
      Народный отпор интервентам. Семибоярщина и договор с польским королем Сигизмундом. Продолжение гражданской войны. Первое ополчение. П. П. Ляпунов и его гибель. Второе ополчение. К. М. Минин и Д. М. Пожарский. Освобождение Москвы. Борьба за русский трон и избрание Михаила Романова на царство. Столбовский мир и Деулинское перемирие. Окончание Смуты.
      Первые Романовы. Царь Михаил Федорович. Царь Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Центральное управление. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. Суд. Армия.
      «Священство» и «царство». Патриарх Филарет. Церковная реформа. Никон и Аввакум. Падение Никона. Преследование старообрядцев. Соловецкое восстание.
      Хозяйство и сословия. Рост населения в городах и селениях, «росчисти» и «починки», промыслы и торговля. Новые явления в сельском хозяйстве и промышленности. Появление мануфактур, наемного труда. Первые ростки буржуазных отношений. Появление «новых людей» — капиталистов-купцов (Шорины, Никитниковы, Калмыковы и др.), промышленников из купцов и дворян. Господство старых отношений и представлений. Колонизационные процессы. Освоение Сибири. Роль колонизации окраин в истории страны. Герои сибирской эпопеи.
      «Бунташный век». Московские восстания: 1648 г. (Соляной бунт), 1662 г. (Медный бунт). Восстания в других районах России. Крестьянское восстание во главе со С. Т. Разиным. Личность С. Т. Разина.
      Внешняя политика России. Русско-польская (Смоленская) война 1632—1634 гг. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкая война. Чигиринские походы. «Вечный мир» России с Польшей. Присоединение Сибири. Нерусские народы России.
      Правление Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Реформы при царе Федоре Алексеевиче. Восстание 1682 г. в Москве. Софья — регентша. Князь Василий Голицын. Внешняя политика Софьи. Падение Софьи.
      Культура и быт. Влияние Смутного времени, народных восстаний на духовную жизнь человека, общества. Начало нового периода в истории русской культуры. Процесс секуляризации (обмирщения) культуры. Национальное самосознание. Повести и сказания о Смутном времени — герои и идеи. Сатирическая литература, воинские повести. Летописи. Обучение грамоте. Круг чтения. Школы и академия. Научные знания. Фольклор. Литература. Архитектура. Московское, или нарышкинское, барокко. Театр. Живопись. Прикладное искусство. Научные знания. Быт русских людей — бояр и дворян, крестьян и горожан; новые веяния (собрания рукописных и печатных книг, новая одежда и мебель, общение с иностранцами, поездки за границу).

Тема VI. Россия в конце XVII—XVIII в. (14 ч)

      Начало славных дел Петра. Петр и его «кумпания». Потешные игры и серьезные дела. Азовские походы. Великое посольство Петра I в Западную Европу. Первые петровские нововведения 1699—1700 гг.
      Северная война и преобразования. Начало Северной войны. Нарвская баталия. Новые преобразования и первые победы. Полтавская битва. Влияние победы под Полтавой на дальнейший ход Северной войны. Прутский поход. Гангут. Провозглашение Петра I императором. Россия — империя.
      Реформы Петра Великого. Петровские указы, охватывающие хозяйственную жизнь страны. Изменения в сословиях. Реформы государственного управления.
      Конец Северной войны. Ништадтский мир. Кончина Петра I. Личность Петра Великого. Российская историография об эпохе Петра и ее влиянии на дальнейший ход истории страны.
      Эпоха дворцовых переворотов. Особенности первых десятилетий послепетровского развития. Отступление от петровских планов и достижений, с одной стороны, продолжение традиций Петра — с другой. Развитие мануфактур. Отмена внутренних таможен. Подъем сельского хозяйства, торговли. Правление Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Борьба придворных группировок, роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Войны с Крымом, Турцией, Швецией. Миних и Ласси. Россия в Семилетней войне. С. Ф. Апраксин, П. С. Салтыков, П. А. Румянцев и А. В. Суворов. Император Петр III Федорович.
      Эпоха Екатерины II. Петр III Федорович и дворцовый переворот в июне 1762 г. Воцарение Екатерины II. Фавориты и политики. Братья Орловы, Г. А. Потемкин и др. Развитие хозяйства. Мануфактура. Капиталистический уклад. Либеральный курс. Уложенная комиссия 1767—1768 гг., «Наказ» Екатерины II. Полемика в журналах. Русское просвещение. Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин и др. Проявление оппозиционной мысли. А. Н. Радищев и начало революционного направления в общественной жизни. Радищевцы. Реакция после Пугачевского восстания в России и революция во Франции.
      Народные движения. Усиление гнета: налоги и поборы, рекрутчина и крепостнические законы 1760-х гг. Работные люди заявляют о своих правах (волнения и восстания на московском Суконном дворе и др. Чумной бунт 1771 г.). Крестьянская война 1773—1775 гг. Е. И. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.
      Победы на суше и на морях. Русско-турецкие войны. П. А. Румянцев и А. В. Суворов, Г. А. Спиридов и Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Потемкин и др. Великие победы русского оружия. Война со Швецией. Победы на Балтийском море. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Русская полководческая и флотоводческая школа XVIII в.
      Русская церковь в XVIII в. Начало синодального периода в истории Русской православной церкви. Сторонники и противники Петра Великого в Русской православной церкви. Феофан Прокопович. Преследование вольнодумцев, старообрядцев, сектантов. Секуляризация церковных владений. Превращение духовенства в привилегированное сословие.
      Хозя

infourok.ru

Рабочая программа по истории (10 класс) по теме: Рабочая программа по истории для 10 класса базового уровня

п\п

Тема урока

Количество часов

Материал учебника

Содержание материала, методическое обеспечение

дата проведения

План

Факт

Глава 1. Цивилизации древнего мира и раннего средневековья.

Введение.

7

1

С.3

§ 1,п.1

Всемирная история, тенденции мирового общественного развития

сентябрь

Древний Восток и античный мир

1

§ 1

Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, неолитическая революция, цивилизация, монархия, централизованное государство

Деспотия, античная цивилизация, полис, демократия, эллинизм

Сентябрь

Рождение европейской средневековой цивилизации

1

§2

Натуральное хозяйство, Великое переселение народов, романизация, колонизация, христианский мир.

Сентябрь

Страны Западной Европы в раннее Средневековье

1

§3

Феодализм, вассальные отношения, феодальная лестница, домен, сословия феодальное общество, крепостные крестьяне

Сентябрь

Византийская империя и восточно-христианский мир

1

§4

Отцы церкви, крестово-купольный храм, православный и католический христианские миры

Сентябрь

Исламский мир

1

§5

Ислам, Коран, теократическое государство, халифат, исламский мир

Сентябрь

Повторительно-обобщающий урок по теме «Цивилизации древнего мира и раннего средневековья»

1

С.43

Тест

Сентябрь

Глава 2. Древняя Русь.

Народы Восточной Европы

9

1

§6

Хозяйственно-культурный тип, подсечно-огневая система земледелия, Великая степь, тюрк, Хазарский каганат, иудаизм

Сентябрь

Восточные славяне в древности

1

§7

Вече, вервь

Сентябрь

октябрь

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

1

§8

Путь «из варяг в греки», варяги, Русь, Киевская Русь, «дикое поле», двоеверие.

Сентябрь

октябрь

Государство и общество

1

§9

Полюдье, повоз, дружина, «лественичный» порядок престолонаследия, удел, политическая раздробленность, «Русская Правда», вотчина, закуп, рядович, холоп.

Октябрь

Церковь и культура

1

§10

Материальная и духовная культура, патриарх, канон, пергамент, ересь, детинец

Октябрь

Раздробленность Руси

1

§11

Политическая раздробленность

Октябрь

Русь между Востоком и Западом

1

§12

Курултай, Каракорум, Золотая Орда, ярлык, выход, баскак, экспансия

Октябрь

Русь между Востоком и Западом

1

§13

Октябрь

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь»

1

С.93

Тест

Октябрь

Глава 3. Западная Европа в Х1-ХУ веках.

Экономическое и политическое развитие Западной Европы в Х1-ХУ в.

4

1

§14

Внутренняя колонизация, трехполье, «вольный» город, цех, гильдия, буржуа, вексель, домен, «щитовые деньги», правовое государство, сословно-представительные органы власти, централизованное государство, монархия, индульгенция.

Октябрь

Взаимодействие средневековых цивилизаций

1

§15

Мавританский архитектурный стиль, крестовые походы, духовно-рыцарские ордена, реконкиста, инквизиция

Октябрь

Культура средневекового Запада

1

§16

Иерархия, канон, рыцарская культура, турнир, гуманизм

Ноябрь

Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Европа в Х1-ХУ в.»

1

С.119

Тест

Ноябрь

Глава 4. Российское государство в Х1У-ХУ11 веках.

Москва во главе объединения русских земель

8

1

§17

Единое государство, национальное самосознание.

Ноябрь

Москва во главе объединения русских земель

1

§18

Ноябрь

Россия третье православное царство

1

§19

Местничество, приказы, помещики, «большая соха», «Москва – третий мир», секуляризация, нестяжатели, иосифляне, натуральное хозяйство, мануфактура, тягло

Ноябрь

Кризис государства и общества. Смутное время

1

§20

Избранная Рада, опричнина, земщина, террор, закрепощение крестьян, гражданская война, интервенция, «Семибоярщина», Первое ополчение, Второе ополчение

Ноябрь

Становление самодержавия Романовых

1

§21

Самодержавие, полки иноземного строя, старообрядцы-раскольники, товаро-денежные отношения, мелкотоварное производство, специализация, всероссийский рынок, эволюция, «служилые по прибору», «служилые по отечеству».

Декабрь

Начало формирования многонационального государств

1

§22

Дикое поле, реестровое казачество, автономия.

Декабрь

Русская культура

1

§23

Унификация, «хождение», «обмирщение», шатровый стиль, Московское барокко, парсуна, Возрождение.

Декабрь

Повторительно-обобщающий урок «Российское государство в Х1У-ХУ11 веках.»

1

С. 172

Тест

Декабрь

Глава 5. Запад в новое время.

Европа в начале Нового времени

7

1

§24

Гражданское общество, рассеянная мануфактура, товарное хозяйство, Великие географические открытия, метрополия, буржуазия, Реформация, Контрреформация, протестантизм, этика.

Декабрь

Государство и общество стран Западной Европы в ХУ11 в.

1

§25

«Революция цен», абсолютизм, бюрократия, протекционизм, догматы, политическая революция, пуритане, монополия

Декабрь

Эпоха Просвещения

1

§26

Революция в естествознании, механистическая картина в мире, материалистические представления, атеизм, эпоха

Просвещения, естественные права, разделение властей, просвещенный абсолютизм.

Декабрь

Революции ХУ111 столетия

1

§27

Народный суверенитет, конституция, правовое государство, федерализм, конституционная монархия, декларация

Декабрь

Революции ХУ111 столетия

1

§28

Январь

Тенденции развития европейской культуры ХУ1-ХУ111 в.

1

§29

Эпоха Возрождения, гуманизм, барокко, рококо, классицизм, «галантный век»

Январь

Повторительно-обобщающий урок «Запад в новое время»

1

С.215

Тест

январь

Глава 6. Российская империя в ХУ111 веке.

Власть и общество в ХУ111 в.

7

1

§30

Регулярная армия, «регулярное» государство, коллегия, европеизация, регламентация, эпоха дворцовых переворотов, Уложенная комиссия, «Жалованная грамота дворянству»

Январь

Власть и общество в ХУ111 в.

1

§30

Январь

Социально-экономическое развитие Российской империи в ХУ111 в.

1

§31

Меркантилизм, приписные крестьяне, посессионные крестьяне, экстенсивный путь, подушная подать, ревизские сказки, «золотой век» дворянства

Февраль

Социально-экономическое развитие Российской империи в ХУ111 в.

1

§31

Февраль

Расширение территории российского государства

1

§32

Ништадтский мир, остзейское дворянство, Новороссия, Русская Америка

февраль

Образование, наука и культура России в ХУ111 в.

1

§33

Рационализм, кунсткамера, культурный раскол, «Северная Пальмира»

Февраль

Повторительно-обобщающий урок «Российская империя в ХУ111 в.»

1

С.250

Тест

Февраль

Глава 7 Запад в Х1Х веке. Становление индустриальной цивилизации.

Эпоха наполеоновских войн

8

1

§34

Национализация, инфляция, всеобщая воинская повинность, Континентальная блокада, промышленный переворот, «Сто дней» Наполеона.

Февраль

Промышленный переворот и становление индустриального Запада

1

§35

Производительность труда, фабрика, индустриальная экономика, миграция, научно-технический прогресс, рантье, средства производства, «рабочая аристократия», средний класс, акционерное общество, урбанизация.

Февраль

Революции и реформы

1

§36

Легитимность, «лоскутная» монархия, компромисс, петиция, чартистское движение, расовая сегрегация, дискриминация

Февраль

Революции и реформы

1

§37

март

Идейные течения и политические партии

1

§38

Либерализм, плюрализм, консерватизм, социализм, мировая пролетарская революция, национализм, расизм, анархизм, диктатура пролетариата.

март

Колониальные империи

1

§39

Деколонизация, каперы, пираты, «владычица морей», колониальная империя

март

Особенности развития стран Запада во 2 половине Х1Х в.

1

§40

Общенациональная идея, национальное государство, эмиграция, контрибуция, монополизация экономики, «таможенные войны», империализм, колониальный раздел мира, «новый либерализм».

Март

Повторительно-обобщающий урок «Запад в Х1Х в. Становление индустриальной цивилизации»

1

С.301

Тест

Март

Глава 8. Россия на пути модернизации.

Российское государство в 1 половине Х1Х в.

10

1

§41

Негласный комитет, министерства, кодификация законов, жандармы, анахронизм

Март

Общественная жизнь в 1 половине Х1Х в.

1

§42

Декабристы, «теория официальной народности», патриотизм, разночинцы, западники, славянофилы, русский крестьянский (общинный) социализм, петрашевцы

Март

Общественная жизнь в 1 половине Х1Х в.

1

§42

апрель

Реформы 1860 – 1970-х годов

1

§43

Прагматизм, модернизация, тактика «упреждающей реформы», временнообязанные крестьяне, выкупная операция

Аренда, отрезки, аграрное перенаселение, гласные, автономия университетов, акцизы, винная монополия,

Апрель

Реформы 1860 – 1970-х годов

1

§44

Апрель

Общественное движение в России во 2 половине Х1Х в.

1

§45

Оттепель, русский либерализм, народничество, три течения в народничестве, «хождение в народ», агитация, пропаганда, индивидуальный террор, терроризм

Апрель

Общественное движение в России во 2 половине Х1Х в.

1

§45

Апрель

Россия – многонациональная империя

1

§46

Кавказская война, газават, имамат, мюридизм, протекторат, этнос

Апрель

Россия – многонациональная империя

1

§47

Апрель

Повторительно-обобщающий урок «Россия на пути модернизации»

1

с. 354

Тест

Апрель

Глава 9 Культура Х1Х века.

Научно-технический прогресс и общество

7

1

§48

Эволюционная картина мира, позитивизм, теология, общественно-экономическая формация, средства массовой информации

Май

Научно-технический прогресс и общество

1

§48

Май

Мировая литература и художественная культура

1

§49

Мировой литературный процесс, ампир, академизм, реализм, натурализм, импрессионизм, символизм

Май

Мировая литература и художественная культура

1

§49

Май

Культура России в Х1Х в.

1

§50

«Золотой век» русской литературы, критический реализм, нигилист, художники-передвижники

Май

Культура России в Х1Х в.

1

§50

Май

Повторительно-обобщающий урок «Культура в Х1Х веке»

1

С.380

Тест

Май

Подведем общий итог

1

С.382

Май

Резервный урок

Резервный урок

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *