cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Анкета адаптация 10 классников: Анкета адаптации 10 класс

Содержание

Адаптация к школе. Анкета для родителей.

Сегодня я предлагаю анкету для родителей, которая поможет оценить, как протекает адаптация вашего ребёнка  к школе.

Адаптация к условиям обучения у разных детей проходит по-разному. Адаптация ребёнка к школе зависит от разных факторов: его здоровья, умения общаться, готовности принять новые правила, от развития волевой, мотивационной сферы и других.

Успешность адаптации первоклассника влияет на его школьные успехи, проявляется в поведении, общении, здоровье.

Длиться адаптация может   до нескольких месяцев.

Предлагаемая анкета позволяют систематизировать ваши наблюдения за ребёнком и оценить степень его адаптации   к школе.

Анкету  можно использовать несколько раз: например, в конце  каждого месяца.

Что делать, если  результаты анкетирования  показали  низкий уровень адаптации или дезадаптацию?

Прежде всего не паниковать. Если вы отвечали на вопросы в сентябре, то возможно, что индивидуальные темпы привыкания вашего ребёнка к школе таковы, что он ещё не перестроился  «на новый лад».

Как помочь? Проанализировать и понять, в чём более всего необходима поддержка ребёнку. Возможно, это проблемы с принятием новых правил, тогда постарайтесь объяснить, для чего они нужны. Сложности в общении с одноклассниками? Помогите ребятам сдружиться: пригласите  в гости, организуйте совместную игру или мини-поход. Вы  предоставите детям возможность отдохнуть и подружиться.  Ребёнок устаёт, не выдерживает темпа работы на уроке, стал капризен? Возможно, нужна помощь в организации деятельности ребёнка, в налаживании его режима дня.

Если повторное тестирование,например, в ноябре, даст схожую картину (адаптация первоклассника не может быть названа успешной), то вы можете обратиться за советом и к учителю, и к школьному психологу. Возможно, понадобится консультация врача — особенно для детей часто болеющих, с хроническими заболеваниями, стоящими на учёте у узких специалистов (невропатолог, кардиолог).

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.

Р.).

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.

Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

· неохотно (ДА)

· без особой охоты (ВДА)

-охотно, с радостью (А)

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

· пока нет (ДА)

· не совсем (ВДА)

· в основном, да (А)

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

· скорее нет, чем да (ДА)

· не вполне (ВДА)

· в основном да (А)

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

· иногда (В ДА)

· довольно часто (А)

· затрудняюсь ответить

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

· в основном отрицательные впечатления (ДА)

· положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

· в основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).

7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

· довольно часто (ДА)

· иногда (В ДА)

· не нуждается в помощи (А)

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

· перед трудностями сразу пасует (ДА)

· обращается за помощью (ВДА)

· старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

· настойчив в преодолении трудностей (А)

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

· сам этого сделать не может (ДА)

· иногда может (ДА)

· может, если его побудить к этому (А)

· как правило, может (А)

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

· довольно часто (ДА)

· бывает, но редко (ВДА)

· такого практически не бывает (А)

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

· нет (ДА)

· скорее нет, чем да (ВДА)

· скорее да, чем нет (А)

А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация.

При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.

 Источник анкеты:  Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образоват.центр “Педагогический поиск”, 1997

« Предыдущая запись Сентябрьский стресс первоклассника

Следующая запись » Мероприятия для психологов.

Анкета по адаптации пятиклассников. | Материал на тему:

ДОРОГОЙ УЧЕНИК !


Учителя твоей школы хотят узнать твое мнение об учебе в школе. Для этого закончи напечатанные ниже предложения или подчеркни нужный ответ. Пиши как можно подробнее. Правильных или неправильных ответов нет. Твое мнение для нас очень важно.
1. Утром я просыпаюсь с мыслью: «  Сегодня будет ….» _________________________________________________________________                                                                

2. Я прихожу в школу для того, чтобы…

узнать что-то новое, интересное –  

не огорчать родителей

чтобы с друзьями повидаться

родители заставляют

3.В нашей школе мне больше всего нравится
учиться, уроки
учительница
наш класс, столовая, спортзал
что еще, допиши


4.Я больше всего люблю уроки_______________________________ 

5.  Больше всего мне не нравится урок __________________________, потому что ____________________________________________________________________________________________

6. По какому предмету ты испытываешь наибольшие трудности?  ____________________________________

7. Часто ли тебе нужна дополнительная помошь в подготовке домашних заданий?__________________________Напиши, кто тебе помогает_______________________________

8. Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе

испытываю большие трудности в пересказе параграфа –  

вопросы учителя слишком трудные –  

не успеваю запомнить новый материал, сразу после объяснения учитель спрашивает —  

у меня нет трудностей в учёбе –  

9. Я не могу учиться лучше, так как…

Я учусь в меру своих сил — 8 человек

мне трудно усвоить учебный материал – 3 человека


10. Домашнее задание я делаю так:

обращаюсь за помощью к взрослым –  

      совершенно самостоятельно –  

под контролем родителей –  

если не получается вообще не делаю.

11. Учителя хвалят меня   часто,  иногда,  редко , вообще не хвалят.


12. Мои родители говорят со мной  о школе
часто  редко  никогда


13. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________ 
14. Когда я думаю о том, что я в 5-м классе, то__________________________ 
15 мне нравится быть 5 классником         .очень, нравится, не знаю(я не задумывался), не нравится

Уважаемые родители!

В целях проверки адаптации вашего ребенка к средней школе прошу Вас ответить на вопросы анкеты.

  1. Комфортно ли ваш ребенок ощущает себя в среднем звене  школы, нравится ли ему быть пятиклассником?

-да   — нет    — не знаю(не задумывалась)    

  1. Жалуется ли ребенок на усталость после рабочего дня в школе?

-да   — нет    — не знаю (не задумывалась)    

  1. Отдыхает ли ваш ребенок (спит) в дневное время, после уроков?

-да   — нет    — не знаю

    4.  Какой  школьный предмет дается вашему ребенку с трудом?

 

  1. Как вы думаете, в чем причина?

6.Какой урок самый любимый?________________________________________________

7. Почему? ________________________________________________________________

8. укажите время подъема и отбоя вашего ребенка.______________________________-

9 завтракает ли ваш ребенок утром? ___________________________________________

   

 10. кто помогает делать уроки вашему ребенку?

 -ни кто, он сам делает                  — мама или отец                -брат или сестра  

11. Регулярно ли Вы проверяете у ребенка уроки, дневник, портфель?

-он самостоятельный, взрослый и я его уже не контролирую

— постоянно проверяю, контролирую

— время –от времени

12 . часто ли вы разговариваете с ребенком о школе , об учебе?

— часто        — когда пожалуются или похвалят ребенка          — да о чем говорить? Дневник                  

                                                                                                          открыла и все видно.    

13.На ваш взгляд, нравится ли вашему ребенку учиться?

— в целом  нравится            -нет, особого рвения не вижу       — для него школа – каторга.

14. Вы бы хотели чтобы Ваш ребенок получил среднее образование (11 классов) ?

  — нет,   9классов                        — конечно 11 классов              

15.чтобы вы хотели изменить (посоветовать) в плане улучшения  адаптации вашего ребенка в учебе в среднем звене.

————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Спасибо!  

Кл. рук. Колесникова Н.А.

1.Комфортно ли ваш ребенок ощущает себя в среднем звене  школы, нравится ли ему быть пятиклассником?

-да   12

— нет    

— не знаю(не задумывалась)    

2.        Жалуется ли ребенок на усталость после рабочего дня в школе?

-да   4

— нет    8

— не знаю (не задумывалась)    

1.        Отдыхает ли ваш ребенок (спит) в дневное время, после уроков?

   

-да   3

— нет    9

— не знаю    

4.  Какой  школьный предмет дается вашему ребенку с трудом?

Математика – 4, Русский язык -4, французский язык -2,история -2, труд -2, физ-ра -1, литература -1

5.Какой урок самый любимый

Математика – 4, Русский язык -2, французский язык -2,история -2,природоведение -2 труд -2, физ-ра -7, ВТМ-1 ИЗО-3литература -2,

6 укажите время подъема  вашего ребенка

6.30 -2           7.00- 6            7.15 -1       7.30-2                 7.40.-1

   укажите время   отбоя вашего ребенка  

21.00 -1          21.30 -1         22.00 -1       22.00 -8          22.30. -1

завтракает ли ваш ребенок утром?

Да -12

7 кто помогает делать уроки вашему ребенку?

ни кто, он сам делает   -4              

  мама или отец    -7            

 брат или сестра  -2

другие члены семьи. -1

8. Регулярно ли Вы проверяете у ребенка уроки, дневник, портфель?

он самостоятельный, взрослый и я его уже не контролирую

постоянно проверяю, контролирую-8

время –от времени — 4

9 . часто ли вы разговариваете с ребенком о школе ,об учебе?

 часто        -12

когда пожалуются или похвалят ребенка        

— да о чем говорить? Дневник  открыла и все видно

                                                                                                       

10.На ваш взгляд, нравится ли вашему ребенку учиться?

— в целом  нравится  -9       

-нет, особого рвения не вижу  -3     

— для него школа – каторга.

14. Вы бы хотели чтобы Ваш ребенок получил среднее образование (11 классов) ?

  — нет,   9классов    -1                  

— конечно 11 классов  — 11          

позитив

негатив

нейтрально

1.  Утром я просыпаюсь с мыслью: «  Сегодня будет ..

-Новый день, новые уроки-3

-Очень хороший день

-что-нибудь новое

-очень хорошо в школе

-хороший день

-скорей бы пятница

-сегодня математика и литература

-6 уроков .

-сегодня будет физ-ра

-ничего не думаю

2. Я прихожу в школу для того, чтобы…

узнать что-то новое, интересное-10

–  не огорчать родителей -1

— чтобы с друзьями повидаться -1

— родители заставляют

3.В нашей школе мне больше всего нравится

учиться, уроки-8

Учительница-2

наш класс, столовая, спортзал-4

что еще, допиши

-общение с детьми

4. Я больше всего люблю уроки

Математика – 3 Русский язык -1, французский язык -2,история -2,природоведение -2 труд -4, физ-ра -5,   ИЗО-2 

5.Больше всего мне не нравится урок

Русский язык -2, французский язык, литература -1, природоведение -1

6.По какому предмету ты испытываешь наибольшие трудности?  

Математика – 4 Русский язык -1, французский язык -1,  труд -1,

7.Часто ли тебе нужна дополнительная помошь в подготовке домашних заданий

Не знаю — 3

Нет — 8

Да-2

8.Кто тебе помогает в подготовке дом. задания

Сам -3

Мама или папа -8

Брат или сестра -1

Другие члены семьи-1

9. Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе

испытываю большие трудности в пересказе параграфа –  3

вопросы учителя слишком трудные

сразу после объяснения учитель спрашивает, не успеваю запомнить новый материал — 3

у меня нет трудностей в учёбе –  6

10.Я не могу учиться лучше, так как…

Я учусь в меру своих сил -10

мне трудно усвоить учебный материал -3

11Домашнее задание я делаю так:

обращаюсь за помощью к взрослым –  2

совершенно самостоятельно – 5 

под контролем родителей-5

12. Учителя хвалят меня  

Часто-4  

Иногда-6

редко -2

 вообще не хвалят.

13. Мои родители говорят со мной  о школе

часто  -8

редко  -4

никогда

14. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я

позитив

негатив

нейтрально

Я- молодец – 4

— хорошистка

-Молодец! Так держать!

-должен учиться лучше

-я не внимательная

-отстаю

-плохо учусь

— чуть-чуть не понимаю.

мне нравится быть 5 классником        

Очень  нравится  — 9

не знаю (я не задумывался) -3

не нравится 

Адаптация старшеклассников. — Классному руководителю

Педсовет Протокол № ______

Дата 11.11.2016

Выступление подготовила классный руководитель 10А класса Семенова С.Ю.

Психолого-педагогические проблемы адаптации старшеклассников

Проблема адаптации к среде и содержанию обучения встает периодически перед ребенком: начало обучения, переход в основную школу, в старшие классы, профессиональные учебные заведения. Адаптация — целостный, системный процесс, взаимодействия человека с природной и социальной средой. Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной. Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение места в социально-профессиональной структуре, но и общий уровень здоровья, способность развиваться в соответствии со своим потенциалом жизнедеятельности, субъективное чувство самоуважения.

Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

Каковы признаки успешной адаптации?

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

2. Насколько легко ребенок справляется с программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

4. Очень важно вселять в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию.

5. Признак успешной адаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. В таких случаях лучше сразу обозначить границы помощи и постепенно уменьшать их.

6. Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем.

Какие особенности характерны для старшеклассников?

Если ребенок просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет легче.

Некоторые дети в этом возрасте определилась со своими профессиональными предпочтениями, хотя психологи обращают особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на «полезные» и «ненужные», что вызывает игнорирование последних. Если это так, необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь углубить старшекласснику свои знания в ней.

Другой особенностью части старших подростков становится возврат интереса к учебной деятельности. Как правило, в это время дети и родители становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей не всегда задумываются о том, насколько у старшеклассника присутствуют общеучебные навыки, умеет ли он учиться? Чрезмерный акцент на объеме приобретаемых знаний, а не на способе их получения может привести к тому, что после поступления в вуз для ребенка это и станет главной трудностью. Педагогам и родителям следует пронаблюдать: умеет ли будущий абитуриент конспектировать, владеет ли элементарными умениями по оформлению письменных работ, написанию реферата. Полезными для будущего ребёнка должны стать сформированные навыки работы в сети Интернет, знакомство с информационными технологиями.

Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход взрослым зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Общеизвестно: мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.

Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе»

  1. С каким настроением вы обычно идете в школу?

54% — с хорошим чаще, чем с плохим

46% — с равнодушием

  1. Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами?

62% — Многие нравятся, некоторые-нет

30% — Да, нравятся

  1. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?

62% — Никогда не бывает

30% — Редко бывает

  1. Устраивает ли вас учеба в школе?

100% -Скорее доволен, чем недоволен

  1. Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?

85% — очень хорошо

15% — хорошо

  1. В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?

30% — Убеждают, советуют, вежливо просят

70% — чаще в вежливой форме, иногда грубо

Вывод: Класс высоко оценивает психологический климат в классе

Анкета «Оценка психологического климата в классном коллективе»

Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

С уважением относятся к мнению друг друга

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

В коллективе существуют справедливое отношение ко всем членам

Вывод:В классе наблюдается средняя степень благоприятности социально-педагогического климата

Рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся десятых классов

В наших силах помочь взрослым детям – учащимся 10 класса легко адаптироваться к последнему этапу обучения в общеобразовательной школе.

1. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для старшего подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

2. В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому взрослые должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником.

3. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным. В наших силах помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся.

4. Необходимо вместе с учащимися проанализировать их ошибки, сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнить, каким условиям должны отвечать письменные и устные работы, рефераты, доклады. При необходимости провести индивидуальные консультации.

5. Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Безусловно, школьникам необходима передышка. Однако есть большая опасность, что основательно «расслабившись» ребенок может потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Юношам и девушкам необходимо объяснить, приводя разумные и аргументированные требования, что учеба в 10 классе — начало действий при построении их профессионального будущего.

Следует добавить, что старшеклассники должны принимать участие во внеучебной, культурно-досуговой, творческой деятельности, что способствует гармоничному развитию личности, повышению самооценки и уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений, толерантному отношению к окружающим. Активная учебная и творческая деятельность в период ранней юности формирует способность не только адаптироваться в изменяющихся условиях социальной среды, но и находить пути успешной самореализации старшеклассников.

Литература и Интернет-ресурсы
1. Реан, А.А. Психологическая адаптация личности [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов, — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. – 479с.
2. Шустова, Н.Е. Социально-психологическая адаптация молодежи и отношение к социальным нормам [Текст] / Н.Е. Шустова, В.В. Гриценко // Психологический журнал. – 2014. – Т 28, № 1. – С. 46-57.

3. http://yandex.ru/yandsearch?p=1&text

3

Особенности адаптации учащихся 10-го класса доклад, проект

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация на тему Особенности адаптации учащихся 10-го класса, предмет презентации: Педагогика .  Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 14 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайд 1
Текст слайда:

Педагог-психолог Большакова А.М.

Результаты диагностики адаптации обучающихся 10-го класса к новым условиям обучения

Сургут 2013


Слайд 2
Текст слайда:

Что такое адаптация?

 Адаптация  — это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности.
Социальная  адаптация  — как приспособление человека к условиям социальной среды — предполагает:
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;

адекватную систему отношений и общения с окружающими;
способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.


Слайд 3
Текст слайда:

Переход в 10 класс — трудный период для подростка

Для этого есть несколько оснований:
меняется коллектив, а значит нужно строить отношения с новыми людьми– это создает стресс,
в 10-11 классе (15-17 лет) на первый план выходит развитие личности, увеличивается потребность в общении, но учебные нагрузки довольно высокие,
в первые дни ребенок должен показать, что он может выполнять требования учителя (слушать внимательно, пользоваться спец. принадлежностями, выполнять лабораторные и практические работы, и т.д.)

перед ребенком стоит трудная задача, выбор своего жизненного пути (где продолжить учебу, какую профессию выбрать).
период адаптации составляет 6 — 10 недель, а иногда адаптационный период затягивается до 12-16 недель. Если за это время он справился с ситуацией, то дальше все пойдет благополучно. Если же по какой-то причине у него не получается решать вопросы, то возникает дезадаптация.


Слайд 4
Текст слайда:

Что такое дезадаптация?

Школьная дезадаптация – нарушение приспособления (адаптации) ребенка к школе.Ученик не в силах справиться с трудностями в обучении и общении со сверстниками и учителями, это мешает ему стать чуть более взрослым. Если родители или педагоги не обратят внимание на это, школьная дезадаптация может привести к неврозам, отказу посещать школу и другим неприятностям
Можно сказать, что дезадаптация – неумение решать задачи, поставленные жизнью.

Однако слово «неумение» предполагает, что можно его перевести в «умение» — нужно только помочь ребенку.  
Признаками дезадаптации могут быть:
усталый вид ребенка,
раздражительность, нервозность,
плохие отзывы в адрес школы, учителей или одноклассников,
беспокойный сон или жалобы на плохое самочувствие,
трудность утреннего подъема.


Слайд 5
Текст слайда:

Диагностические методики

Методика САН (Самочувствие, Активность, Настроение)
Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников
Анкета «Определение состояния психологического климата в классе»


Слайд 6
Текст слайда:

Методика САН (Самочувствие, Активность, Настроение)

Цель методики – оперативная оценка самочувствия, активности и настроения учащихся в адаптационный период.

Основные диагностические шкалы:
Самочувствие
Активность
Настроение


Слайд 7
Текст слайда:

Методика САН (Самочувствие, Активность, Настроение)

Самочувствие


Слайд 8
Текст слайда:

Методика САН (Самочувствие, Активность, Настроение)

Активность


Слайд 9
Текст слайда:

Методика САН (Самочувствие, Активность, Настроение)

Настроение


Слайд 10
Текст слайда:

Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников


Слайд 11
Текст слайда:

Анкета «Определение состояния психологического климата в классе»

1. С каким настроением вы обычно идете в школу?
— всегда с хорошим настроением;
— с хорошим чаще, чем с плохим;

— с равнодушием;
— с плохим чаще, чем с хорошим;
— всегда с плохим настроением.  
2.Нравятся ли вам люди, которые учатся вместе с вами?
— да, нравятся;
— многие нравятся, некоторые – нет;
— безразличны;
— некоторые нравятся, но многие – нет;
— никто не нравится.
 
3. Бывает ли у вас желание перейти в другой класс?
— никогда не бывает;
— редко бывает;
— мне все равно, где учиться;
— часто бывает;
— думаю об этом постоянно;


Слайд 12
Текст слайда:

Анкета «Определение состояния психологического климата в классе»

4.Устраивает ли вас учеба в школе?
— учебой вполне доволен;
— скорее доволен, чем недоволен;
— учеба для меня безразлична;
— скорее недоволен, чем доволен;
— совершенно недоволен учебой. 
5. Как, по вашему мнению, относится к вам классный руководитель?
— очень хорошо;
—  хорошо; безразлично;
—  скорее недоволен; очень плохо.


 6.В какой форме обращаются к вам чаще преподаватели?
— убеждают, советуют, вежливо просят;
— чаще в вежливой форме, иногда грубо;
— мне это безразлично;
— чаще в грубой форме, иногда вежливо;
— в грубой форме, унижающей достоинство.


Слайд 13
Текст слайда:

Выводы:

Психологическое содержание подросткового возраста предрасполагает к риску возникновения психической дезадаптации.
Существуют некоторые универсальные закономерности  адаптации , причем в формировании адаптационных реакций участвует сложная многоуровневая структурно-функциональная система.
Показана закономерная зависимость между выраженностью тревоги и частотой нарушений психической  адаптации .
Индивидуальные  особенности   учащихся  играют важную роль в адаптационном процессе.
Специфика  адаптации   10-классников определяется  особенностями  возраста и спецификой профильного обучения.


Слайд 14
Текст слайда:

Рекомендации педагогам

Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы).
Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.
Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа.
Способствуйте формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.


Скачать презентацию

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Карта сайта

Карта сайта

Цвет:C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

  • Новости
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Документы
      • Локальные акты
      • Правоустанавливающие
      • Результаты проверок
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • ФГОС 2021
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Противодействие коррупции
    • Платные образовательные услуги
    • Правила поступления
    • Результаты самообследования
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Охрана здоровья, безопасность
    • Историческая справка
    • Сотрудничество с вузами
    • Независимая оценка качества
    • Организация питания
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
    • Капитальный ремонт
  • Образовательная деятельность
    • ГИА
      • ЕГЭ
      • ОГЭ
    • Результативность обучения
    • Дистанционное обучение
    • Математический класс
  • Дополнительные сведения
    • Воспитательная работа
      • Патриотическое воспитание
      • Профилактика правонарушений
      • Противодействие терроризму и экстремизму
      • Профилактика дорожного движения
      • Детские общественные организации
      • Юнармия
      • Важные мероприятия
      • Лектории
      • ЗОЖ
      • Школьный театр
      • Проект «Внедрение классного вожатства»
    • Внеурочная деятельность
      • Доп. Курсы/ Кружки/ Факультативы
      • Спортивные секции
    • Школьная газета
    • Олимпиадное движение
    • Методическая работа
    • Страница психолога
    • ПМПК
    • Конференции, конкурсы
    • Школьный спортивный клуб
    • «Цифровая этика детства»
  • Галерея
    • Наши достижения
    • Фотогалерея
  • Ежедневное меню
  • Контакты

Адаптация 5 класс. Приложения.
Подросток — Адаптация в 5 классе

Приложения

Приложение 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА психолого-педагогического  статуса ученика 5-го ___класса ____________________________________

Дата заполнения__________

———————————————————————
Параметры              Требования                          Актуальный уровень
психолого-педаго-    к учащимся с высоким              адаптации
гического статуса    уровнем адаптации
———————————————————————

1. Произвольность психических процессов Умение самостоятельно организовать выполнение учебного задания. 

Сосредоточенность и поддержание внимания на учебной задаче (наблюдение)

2. Развитие мышления Владение приемами понятийного мышления.

Выполнение логических операций:выделение существенных признаков, обощение, классификация, аналогии и др. (психодиагностика).
Систематизация и перенос учебных знаний и навыков с одного явления, учебного предмета на другой (педагогическое наблюдение)

3.Развитие речи Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Владение сложноподчиненными конструкциями в письменной и устной речи, связность речи (наблюдение,психодиагностика)

4.Развитие тонкой моторики Понятность, аккуратность письма (при наличии данной проблемы — работать с педагогом)

5.Умственная работоспособность и темп учебной деятельности Способность работать в одном темпе со всем классом (психодиагностика, наблюдение).

6.Мотивационная сфера Позитивное отношение к школе.
Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности.
Ориентация на самостоятельное получение знаний.
Понимание смысла»учение для себя» (психодиагностика, наблюдение)

7.Особенности поведения Поведенческая саморегуляция: умение сдерживать непроизвольные эмоции  и желания, принятие и соблюдение классных
и школьных социальных и этических норм(наблюдение).

8.Особенности общения со сверстниками Способность к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
Принятие коллективом класса (социометрия)

9.Особенности общения  с педагогами Способность самостоятельно установить адекватное взаимодействие с педагогом

10.Эмоциональное состояние Адекватность переживаний,   школьная и личностная тревожность в норме, эмоциональная устойчивость (наблюдение, психодиагностика)

11.Отношение к себе Позитивная Я-концепция, устойчивая адекватная самооценка (психодиагностика)


Примечание. Данная карта заполняется на каждого ученика 5-х классов; участие в заполнении карты принимают также классные руководители, учителя-предметники, психологи, социальные педагоги. Карта должна находиться у сотрудников социально-психологической службы. Она служит основанием для подготовки соответствующих рекомендаций для каждого ученика.

Приложение 2
АНКЕТА незаконченных предложений
ДОРОГОЙ УЧЕНИК !
Учителя твоей школы хотят узнать твое мнение об учебе в школе. Для этого закончи напечатанные ниже предложения или подчеркни нужный ответ. Пиши как можно подробнее. Правильных или неправильных ответов нет. Твое мнение для нас очень важно.
1.В нашей школе мне больше всего нравится
учиться, уроки
учительница
наш класс, столовая, спортзал
что еще, допиши
2.Я больше всего люблю уроки_______________________________
3. Часто ли тебе нужна дополнительная помошь в подготовке домашних заданий?_______________________________________
Напиши, кто тебе помогает_______________________________
4. Моя учительница часто говорит, что я___________________
5. Мои родители говорят о школе
часто редко никогда
6. Мои родители о моей учебе в школе говорят, что я________
7. Когда я думаю о 5-м классе, то__________________________
С П А С И Б О!

Примечание. Целесообразно,чтобы данная анкета не была анонимной. Вопросы 1,2 дают некоторую информацию о мотивации учения; вопрос 3 — информацию об адекватности помощи ученикам, имеющим проблемы в учении; вопрос 4 — о преобладающем стиле оценочной деятельности педагога относительно данного ученика, а также о самооценке ученика; вопросы 5,6 — об отношении родителей к школе и их участии в формировании самооценки сына или дочери; вопрос 7 — об эмоциональной готовности к переходу в среднюю школу.
Вопросы данной анкеты можно изменять в зависимости от целей исследования. Аналогичная анкета может применяться и в пятом классе, в этом случае 7-й вопрос анкеты может быть изложен в следующем виде: «Когда я вспоминаю 4-й класс,то. …».

Приложение 3
ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «КРУГЛОГО СТОЛА» по вопросу обеспечения нетравматического перехода учеников учеников 4-ого класса в 5-ый

ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий в средней школе по обеспечению нетравматического перехода учеников 4-ого класса в 5-ый

4 класс
1. Проведение методического объединения с участием завучей начальной и старшей школы, педагогов 4-х классов, психолога, членов родительского комитета по разработке программы подготовки к переходу учеников в среднюю школу.
январь-февраль
2. Проведение психологом школы психодиагностических исследований в параллели 4-х классов.
февраль-март
3. Составление классными руководителями и психологом школы характеристик (психолого педагогических карт) на учеников 4-х классов.
апрель-июнь
4. Составление психологом школы аналитических материалов об особенностях классных коллективов с целью формирования рекомендаций педагогам, классным руководителям 5-х классов.
апрель-май
5. Проведение мероприятий с учащимися 4-х классов, включающие в себя встречи, беседы, уроки с будущими учителями-предметниками, экскурсии по старшей школе, знакомство с кабинетами, участие в культурно-массовых мероприятиях старшей школы и т.п.
февраль-июнь

5 класс

6. Проведение методических семинаров с учителями — предметниками 5-х классов, классными руководителями и учителями, работавшими в 4-х классах с целью принятия ими идеи адаптационного периода, знакомства с особенностями классных коллективов, отдельных учащихся.
август
7. Разработка классными руководителями и психологом школы программы адаптационного периода (курс, рассчитанный на 3-4 дня по 5-6 учебных часов).
август
8.Проведение программ адаптационного периода в 5-х классах.
1 неделя сентября
9. Проведение родительских собраний в 5-х классах по вопросам адаптации в среднем звене.
сентябрь
10. Проведение индивидуальных консультаций педагогов-предметников, классных руководителей во вопросам адаптации (с привлечением индивидуальных психолого-педагогических карт, характеристик классов).
сентябрь
11. Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий, регистрация данных наблюдения в протоколе (карте).
сентябрь — октябрь
12. Проведение методических объединений педагогов 5-х классов с целью выработки мер, способствующих адекватному принятию учениками ухудшения собственной успеваемости. В начале учебного года объяснять ученикам систему оценивания на уроках.
август — сентябрь
13. Проведение скриннинг-диагностики психологом школы.
ноябрь
14. Выделение «группы риска» среди учащихся 5-х классов, составление программы реабилитации по каждому учащемуся в отдельности.
ноябрь — январь
15. В рамках воспитательной работы предусмотреть введение института шефства старшеклассников над учащимися младших классов, создание разновозрастных общественых организаций, введение в школьную жизнь традиций, формирующих у учащихся ощущение единого коллектива и т. п.

РЕКОМЕНДАЦИИ «КРУГЛОГО СТОЛА» ПЕДАГОГАМ, работающим в 4-5-х классах

1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.
4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной шкроле.
5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка — учебе — приходит новая ведущая деятельность — общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Приложение 4

ПРОГРАММА адаптационного периода для учащихся 5-х классов

(4 дня)
Логика развития адаптационного периода 5-классников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; а поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта «здесь и сейчас».
Работу целесообразно организовать по принципу тренинговой группы, но так, чтобы у ребят была возможность работать как со всем классом, так и в микрогруппах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы группы — в течение 4 дней по 1 — 1,5 часа. Группу может вести психолог или преподаватель, прошедший подготовку.
Первый этап адаптационного периода пятиклассников был посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное — в каждом. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии — поиска. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.
Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо представить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Так, в одной из школ удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия — интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии», «Быть благодарным» (т.е. дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело). Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без «не», так как иначе неосознанно утверждается и возможность противоположного отрицательного действия (например, «не драться», следовательно нерадивый школьник может и подраться). Важным было то, что эти правила формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждались специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил. Еще одной значимой содержательной частью данного этапа может быть создание портрета настоящего школьника. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника и соответсвующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. Школьники могут иллюстрировать свою аргументацию драматизацией.
Третий этап адаптационного периода 5-классников должен быть связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества — класса. На этом этапе ребята создают автопортрет своего класса. Это может быть — коллективный рисунок: «живые картинки», устная презентация своего коллектива. Главное, чтобы работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. На этом же этапе распределяются поручения в классе. Закючительный этап происходит уже как мероприятие для параллели 5-х классов, и презентации классов могут быть завершены участием всех классов либо в «Веселых стартах», либо в каком-то другом мероприятии. Эмоциональное переживание за успех своей команды укрепит чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.

Приложение 5

АНКЕТА

наблюдение за учебной деятельностью и поведением ученика на уроке

ФИО ученика_____________________Класс_______________
ФИО учителя ____________________Предмет_____________

_____________________________________________________________________
+3 ¦+2 ¦+1 ¦ 0 ¦-1 ¦-2 ¦ -3
_______________________¦___¦___¦___¦___¦___¦_____________________
Знания, полученные     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Знания полученные
в1-4-м классах хорошие ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    в 1-4-м классах плохие
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
Учится с интересом     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Учится без интереса
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
Спокойный, уверен-     ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Тревожный, неуверенный
ный в себе             ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
На уроке дисциплини-   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Недисциплинирован,
рован, внимателен      ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    невнимателен
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
Сильный ученик         ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Слабый ученик
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
Общителен              ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Нелюдим
¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦
Неконфликтен           ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦    Конфликтен
_____________________________________________________________________


Примечание. Анкета составлена по принципу семантического дифференциала. Выявляет эмоционально-личностное отношение педагога к учащемуся. По каждой шкале (полярному суждению) определяются баллы по 7-балльной шкале следующим образом:

7   6   5   4   3   2   1
+3  +2  +1   0  -1  -2  -3

Шкалы (полярные  суждения)  в  данной  анкете  можно  изменять  в зависимости от целей исследования.

Далее в списке учеников, участвовавших в исследовании, проставляются баллы, полученные по каждой шкале различными педагогами напротив фамилий учеников. Так, например: Анна Б. по первой шкале получила от 5 учителей — предметников баллы — 61544, и так далее по всем шкалам.

Начало Психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе

Методические материалы по психолого-педагогическому обеспечению процесса адаптации учащихся 5-х классов в средней школе (по материалам опыта работы сотрудников лаборатории прикладной педагогической психологии).
Автор составитель Осипова Елена Анатольевна