cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

10 класс история урок 1: Уроки по истории 10 класс

Содержание

Урок истории в 10 классе «Большевики захватывают власть» – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Как большевикам удалось почти без боя захватить власть в стране? Почему Временное правительство фактически не оказало им сопротивления? Так сформулирована главная проблема урока. На занятии ученики последовательно анализируют этапы, предшествующие октябрьской революции, знакомятся с документами и мнениями историков.

Материал был представлен на конкурс «100-летие Великой российской революции 1917 года».

Цель урока: выяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и раскрыть причины прихода к власти большевиков

Учебник: «История России. Начало XX — начало XXI века», О.В.Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н.Романов. М.: Дрофа, 2016 год. Параграф №5

I. Организационный момент

II. Этап целеполагания, постановка проблемы

— Рассмотрите картину В.А.Серова «Ленин провозглашает Советскую власть на II съезде Советов» на с. 41 учебника (параграф 5). Какой вывод можно сделать по картине?

(Период Двоевластия в России закончился и Большевики во главе с В.И.Лениным захватили власть в свои руки).

 — Прочитайте документ на с. 41 «Из воспоминаний министра юстиции П.Н.Малянтовича об аресте Временного правительства». Какой вывод можно сделать из прочитанного документа?

(Члены Временного правительства не проявили сопротивления при переходе власти к партии большевиков).

 — На какой вопрос мы сегодня должны ответить на уроке?

(Как удалось большевикам в октябре 1917 года практически без боя захватить власть в стране? Почему Временное правительство не оказало сопротивления большевикам?)

 — Запишем тему урока: «Большевики захватывают власть».

III. Поиск путей решения проблемы

 — Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос урока?

Составляется план (выслушиваются предположения учащихся)

  • Какие события происходили в стране накануне революции (Причины)?
  • Как проходила подготовка восстания против Временного правительства?
  • Как проходило само восстание?
  • Какие шаги были предприняты большевиками сразу после захвата власти?

IV. Решение проблемы

1) Россия осенью 1917 г.: кризис обостряется.

Задание: изучите данную информацию (Приложение1), также текст на с. 42-43 учебника.

Заполните схему:


 — Какие социальные слои населения выражали недовольство политикой Временного правительства?

(Солдаты: продолжавшаяся война. Рабочие: высокая инфляция, трудности продовольственного обеспечения, падение жизненного уровня в целом. Крестьяне: нерешенность вопроса о земле. Население национальных окраин: нерешенность национального вопроса) — народные массы, поддержавшие Советы.

— Выполните задание к иллюстрации на с. 42 учебника.

2) Подготовка вооруженного восстания большевиками

Задание:

прочитайте текст учебника на с. 43-44, ответьте на вопросы:

  • Как большевики готовили восстание?
  • Какие препятствия и как ими были преодолены?
  • Назовите обстоятельства, способствовавшие успеху большевиков.
3) Рабочая и крестьянская революция совершилась

Рассказ учителя о вооруженном восстании с опорой на схему (Е.В.Симонова. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, С.П.Карпачёва, П.Н.Романова «История России начала XX – начала XXI века. М.: Дрофа, 2016 г., с. 37)

Вопросы для размышления: Взятие власти большевиками в октябре 1917 года называют по-разному: «Великая Октябрьская социалистическая революция», «Октябрьский переворот» и др. Почему идут споры о названии этого события? Какое название представляется правильным Вам? Почему? (Ответы учащихся)

4) Первые шаги советской власти

Работа с документами (групповая работа). (Е.В.Симонова. Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева, С.П.Карпачёва, П.Н.Романова «История России начала XX – начала XXI века. М.: Дрофа, 2016 г., с. 37-39)

Группа №1 Изучает фрагмент из Декрета о Земле. Отвечает на вопрос к документу.

Группа №2 Изучает фрагмент Декрета о Мире. Отвечает на вопрос к документу.

5) Отношение меньшевиков и эсеров к захвату власти большевиками

Меньшевики и правые эсеры осудили действия большевиков по захвату власти и потребовали от съезда начать переговоры с Временным правительством об образовании нового кабинета министров.

Не получив одобрение съезда, меньшевистская и правоэсеровская фракции покинули заседание, тем самым лишив себя возможности принять участие в формировании новых органов власти.

Левые эсеры поддержали большевиков и объявили о создании новой организации – партии левых социалистов-революционеров (ПЛСР).

  • Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

Работа по группам (1 вариант и 2 вариант):

1 группа – “Почему меньшевики выступили против захвата власти большевиками?”

2 группа – “Почему эсеры выступили против захвата власти большевиками?”

Обеим группам – “Какие силы, по мнению меньшевиков и эсеров, должны находиться у власти в России? Почему? Как вы думаете, являлась ли в этот период реальной идея создания коалиции всех социалистических партий?”

1 группа. Резолюция фракции меньшевиков

Принимая во внимание,

1) что военный заговор был организован и осуществлен партией большевиков именем Советов за спиной всех других партий и фракций, представленных в Советах;

2) что захват власти Петроградским советом накануне съезда Советов является дезорганизацией и срывом всей советской организации и подорвал значение съезда как полномочного представителя революционной демократии;

3) что этот заговор ввергает страну в междоусобицу, срывает Учредительное собрание, грозит военной катастрофой и ведет к торжеству контрреволюции;

4) что единственным возможным мирным выходом из положения остаются переговоры с Временным правительством об образовании власти, опирающейся на все слои демократии;

5) что РСДРП (объединенная) считает своей обязанностью перед рабочим классом не только снять с себя всякую ответственность за действия большевиков, прикрывающихся советским знаменем, но и предостеречь рабочих и солдат от пагубной для страны и революции политики авантюры, — фракция РСДРП (объединенная) покидает настоящий съезд, приглашая все другие фракции, одинаково с нею отказывающиеся нести ответственность за действия большевиков, собраться немедленно для обсуждения положения.

2 группа. Декларация фракции социалистов-революционеров

Фракция социалистов-революционеров Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов в согласии с ЦК партии социалистов-революционеров объявляет:

1. Произведенный партией большевиков и Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов захват власти накануне Учредительного собрания и за день до открытия Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов является преступлением перед родиной и революцией, знаменует начало гражданской войны, срыв Учредительного собрания и грозит гибелью революции.

2. В предвидении взрыва народного возмущения, неизбежного вследствие долженствующего обнаружиться краха большевистских обещаний, заведомо в настоящее время неосуществимых, фракция социалистов-революционеров призывает все революционные силы страны организоваться и быть на страже революции, дабы при грядущей катастрофе, взяв судьбы страны в свои руки и не дав восторжествовать контрреволюции, добиться скорейшего заключения всеобщего демократического мира, созыва Учредительного собрания в назначенный срок и социализации земли.

3. Констатируя захват власти партией большевиков и руководимым ею Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов, фракция социалистов-революционеров возлагает на них всю ответственность за последствия их безумного и преступного шага и, устанавливая вследствие этого невозможность совместной с ними работы, покидает съезд.

V. Первичное закрепление знаний

Работа с картой учебника на с. 46.

Вопросы:

  1. Как вы считаете, можно ли назвать процесс установления власти Советов «триумфальным шествием по стране»?
  2. Какова, на ваш взгляд причина победы большевиков в Октябре 1917 года? (Проблемный вопрос урока)
  3. Покажите на карте города, где советская власть была установлена мирным и вооружённым путями.

VI. Рефлексия

Изучите мнения историков и современников и ответьте на вопрос: “Захват большевиками власти в октябре 1917 г. – революция или государственный переворот?”

Революция:

Государственный переворот:

(от позднелат.

revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

смена власти в государстве, осуществляемая обязательно с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции (иногда ареста или убийства) действующих его руководителей.

А.И. Деникин. «Очерки русской смуты»: «Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговор стране, народу и революции».

Д. Рид. Из приложений к книге «Десять дней, которые потрясли мир»: «Нет! Эти люди — не заговорщики. Они не конспирируют. Наоборот, они действуют смело, открыто, без смягчающих слов, без маскировки намерений; они всеми силами ведут открытую агитацию, усиливаемую пропагандой на заводе, в казармах. На фронте. В стране — повсюду. Они вперед открыто назначают день вооруженного восстания, день захвата власти… Они — заговорщики? Никогда!»

Р. Пайпс. «Незамеченная революция»: «Это был переворот, путч… Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог — и это была революция. А Октябрь — хорошо подготовленный классический путч… Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»… А потом стало уже поздно…».

Н. Верт. «История Советского государства. 1900—1991»: «В условиях организационного вакуума осени 1917 года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой… Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков…»

М. Геллер, А. Некрич. «Утопия у власти. 1917—1945»: «Октябрьский переворот был завершен… Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников».

П.В. Волобуев, В.П. Булдаков. «Октябрьская революция: новые подходы к изучению»: «Мы будем рассматривать и революции 1917 года, и гражданскую войну 1917-1922 гг. как часть системного кризиса империи… Кризис империи назревал весьма долго, незаметно, а проявился чрезвычайно резко… На деле решающее значение имели не политические конфликты в «верхах», а социальная борьба низов за выживание… Поведение большевиков в этот период пронизано стремлением «слиться с массой» (выражение Ленина), а затем возглавить ее, поощряя наиболее радикальные ее действия…».

  В историй нет революции, которую можно было бы назвать классической, взять за образец и сравнивать по ней другие революции или государственные перевороты. У каждой революции в истории свои особенности. В исторической науке до сих пор не сложились чёткие определения революции и государственного переворота. Нет точных признаков их и характерных черт. Рассматривая октябрьские события 1917 г., мы найдем и черты революции (наличие общенационального кризиса, рост социальной напряженности, бессилие власти, последовавшая вскоре гражданская война и др.), и черты государственного переворота (целенаправленная подготовка к захвату власти, осуществление его фактически бескровно небольшой группой заговорщиков с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, несогласие недавних союзников и многих социальных групп с насильственным захватом власти, наличие альтернатив мирного развития событий и др. ). Поэтому дать точное определение событиям октября 1917 г. сегодня достаточно трудно. Несмотря на различные оценки историков и современников, значение Октября 1917 г. в истории страны очень велико.

(Учащиеся высказывают своё мнение)

VII. Домашнее задание

  1. Вопросы на с. 49 учебника.
  2. Нарисуйте схему центрального и местного управления советской власти (информация в учебнике на с. 48-49)

Конспекты уроков по истории — 10 класс

  • СМИ «Учебные презентации»
  • Всё о презентациях на EduPres.ru
  • Контрольные работы
  • VK
  •  

В этом разделе представлены конспекты уроков по истории для 10 класса.

День славянской письменности и культуры

1953 год. Борьба за власть в стране

70 летию Победы в ВОВ

70-80 жылдардағы қоғамның саяси даму ерекшеліктері

Аграрная реформа П.А. Столыпина

Азиатский прорыв

Активизация дополнительного чтения на уроках истории и обществознания

Альтернативы развития России в первой четверти XIX века

Аншлюс Австрии

Архитектура Древней Греции

Ассамблея – путь к единству

Білімді оқушы

Бессмертный полк

Бессмертный полк из пламени Победы!

Блокада Ленинграда

Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. XX съезд КПСС и попытки демократизации советского общества

Борьба России за выход к Черному морю (историческая правда и литературный вымысел)

Важнейшие события 1917-1918 гг. Завершение войны

Введение в курс изучения истории

Великие географические открытия

Весна Победы

Взаимоотношения Запада и Русского государства в IX-XVI вв. в трудах Л.Н. Гумилева

Византийская Империя

Вклад фронтовых кинооператоров и фотокорреспондентов в победу Великой Отечественной войны

Владимир Мономах

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине Сталинградской битвы

Внешняя и внутренняя политика России при Николае I

Внешняя политика СССР в 1920-е гг

Внутренняя и внешняя политика России во второй четверти XVIII в

Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Внутренняя политика России в первой половине XIX века

Во славу Отечества

Возвышение Москвы

Возникновение и укрепление Казахского ханства

Возникновение ислама. Арабские завоевания

Возникновение казахской диаспоры

Возрождение и гуманизм в Западной Европе

Война 1812 года глазами французов

Война и мир — целая эпоха, богатая великими событиями и крупными людьми

Вопросы и задания по всемирной истории

Восточные славяне в VIII – IX вв

Вояж по странам мира

Время новых междусобиц

Встреча миров: Запад и Восток в Новое время

Германия

Государь Всея Руси Иван III

Гражданская война в России

Гражданская война. Итоговый урок

Гроза двенадцатого года

Движение декабристов

Движение декабристов

Дворцовые перевороты в России

Декабрьские события 1986 г. в г.Алматы

День народного единства

День освобождения Краснодона

Дети блокадного Ленинграда

Дидактический материал

Дискуссии на уроке истории

Древнеегипетская цивилизация

Древнейшая стадия истории человечества

Древний Рим

Екатерина Великая

Живая память

Защищая Родину

Знатоки истории Казахстана

Золотой век рязанского двора

И шар земной гордится Ленинградом

Иван Грозный и Избранная Рада

Известные русские монастыри

Известные русские монастыри

Изобразительное искусство и архитектура в первой половине 19 века

Индустриализация Казахстана

История Воронежского края

История конституции в России

История наших имен уходит корнями в древний мир

История одного храма

История посёлка Гришево

История России. Восточные славяне в Древности

История терского казачьего общества

Казахские жузы. Этноним казах

Казахстан в годы Великой Отечественной войны

Казахстан в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции

Казахстан в эпоху камня

Как выиграть выборы

Какие проблемы современного общества связаны с влиянием деструктивных религиозных организаций

Кангюи

Киевская Русь

Колониальные империи в XVII-XIX вв

Коммуникативный бой по фильму Единичка

Кризис государства и общества. Смутное время

Крымская война

Крымская война 1853-1856гг

Куликовская битва

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ И.В.СТАЛИНА. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ 30 -Х ГГ

Листая страницы военной истории

Международная безопасность и суверенитет. Международный терроризм — угроза человечеству

Методика составления экскурсий

Монголо-татарское нашествие

Монголо-татарское нашествие на Русь. Установление ордынского ига

Монгольское нашествие

 

Разместить материал

92592 материала

Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1204 пользователя.
Отзывы

Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования

Толстой Лев Николаевич

Ресурсы сайта

Конкурсы

VK. Присоединяйтесь!

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО управлять всеми своими публикациями и сертификатами!
Преимущества регистрации

         

Логин

Пароль

Запомнить меня

  • Забыли пароль?
  • Забыли логин?
  • Регистрация

История/Обществоведение Pre K-12 / 10 класс

  • Чтобы стать исторически грамотными, учащимся необходима регулярная практика использования как языка, так и навыков дисциплины. Учебная программа «Чтение как историк» Стэнфордской группы по историческому образованию представляет собой систематический подход, основанный на исследованиях, который помогает учащимся и учителям стать исторически грамотными, при этом отвечая требованиям, предъявляемым Едиными базовыми стандартами штата.

     

    См. ниже материалы, необходимые для реализации курса «Читай как историк» в 10 классе. Обратите внимание, что перед каждым уроком находится страница согласования стандартов. Согласование стандартов содержит два основных стандарта: один для чтения и один для записи. Эти стандарты выделены жирным шрифтом . Хотя стандарты не действуют изолированно, учителя должны подчеркивать стандарты, выделенные жирным шрифтом в каждом учебном компоненте.

     

    Акцент при письме для первого учебного компонента делается на пояснение, а для второго — на аргументацию на каждом уровне обучения.

     

    Для получения дополнительной информации о помощи учащимся с низкой успеваемостью, учащимся с высокой успеваемостью, учащимся с ограниченными возможностями и изучающим английский язык, нажмите здесь.


      Первый семестр

     Второй семестр                                             

    9002 7

     

    Царство террора

     

    Материалы
     

    10. 2.4 Подсказка по написанию

     

    Ататюрк и права женщин

     

    10.6. 2 Соответствие стандартам

     

    Материалы урока

     

    Заводская жизнь

     

    10.3 Соответствие стандартам

     

    Учебные материалы

     

    1 0.3 Запись запроса

     

    Нацистская пропаганда

     

    сын Материалы

     

    10.7.3 Подсказка по написанию

     

    Битва при Адве

     

    10 .4 .2 Соответствие стандартам

     

    Материалы урока

     

    10.4.2 Написание подсказки

     

    Вторжение Нанкина

     

    10.8.1 Соответствие стандартам

     

    Материалы урока

     

    10.8.1 Подсказка по написанию 

    9002 7

    Восстание сипаев

     

    10. 4.4 Согласование стандартов

     

    Материалы урока

     

    10.4.4 Подсказка по письму

     

    Умиротворение

     

    10.8 .2 Согласование стандартов

     

    Материалы урока

     

    10.8.2 Подсказка по написанию

     

      90 005

    Битва на Сомме

    Холодная война 0.9.2 Соответствие стандартам

     

     Материалы урока

     

    10.9.3 Подсказка по написанию

     

        910.9.3 Согласование стандартов 3 Подсказка по написанию

     

     

     

    Кастро и США

     

     

     

     

    Раздел Индии 90 005

     

    10.10.2 Согласование стандартов 

     

    Материалы урока

     

    10. 10.2 Подсказка по написанию


      900 34

     

Знакомство с концепциями исторического мышления на уроке истории в 10 классе за 5 дней — День 4 — Причина и следствие

В настоящее время я возглавляю историю/географию в католической средней школе Св. Бенедикта в Кембридже, Онтарио. Преподаю историю, право и гражданское право. У меня 26-й год обучения.

В четвертый день вводной части мы рассмотрели концепцию причины и следствия. На самом деле именно на этом уроке ученики начали устанавливать хорошие связи с концепцией, которую мы изучали.

Мы начали с рассмотрения терминологии, чтобы определить типы существующих причин и типы существующих последствий. Мы рассмотрели такие слова, как немедленный, фоновый, долгосрочный, преднамеренный, непреднамеренный, значительный, незначительный, естественный, случайный, длительный и кратковременный. Я думаю, что с помощью этого словарного упражнения учащиеся открыли для себя идею о том, что существует ряд факторов, которые могут вызвать событие, и ряд возможных последствий, которые могут возникнуть в результате события. Мы перешли от единственной мысли, что одна вещь вызывает другую, к множеству причин и множеству следствий. Благодаря этому основному упражнению учащиеся узнали, что события сложны по происхождению и последствиям.

Следующим нашим упражнением было рассмотрение трех разных картинок, отражающих три разных события, которые не были сразу знакомы учащимся. Им нужно было размышлять о том, что вызвало сцену и что стало результатом сцены. Я выбрал обычную автомобильную аварию (эта идея была взята прямо из постера Большой шестерки о причинах и следствиях), человека, спящего на скамейке в парке (на самом деле снимок сделан во время Великой депрессии) и изображение разрушенного здания (монастырь в Монте-Кассино). Это привело к богатому обсуждению того, что могло вызвать эти вещи и что могло возникнуть из этих событий. Когда последние два события были фактически раскрыты студентам, они обнаружили, что их предположения не за горами.

Затем я вернулся к списку из 30 элементов, составленному в начале урока. Я предложил классу два задания. Их первой задачей было выбрать три конкретных события из предоставленного списка. Затем они должны были определить, что вызвало событие и что стало результатом этого события.

ДЕЙСТВИЕ 1:

 

ПРИЧИНА

————————>

СОБЫТИЕ

———————-> 

ПОСЛЕДСТВИЕ

Это было базовое упражнение с предсказуемыми результатами. Более сложная задача связана с заданием 2. Им было предложено связать любые два события из списка, который я им дал, и объяснить эту связь.

ДЕЙСТВИЕ 2

СОБЫТИЕ A:                                                                                          СОБЫТИЕ B:

 

 

————————————————— >

 

                                                              ОБЪЯСНЕНИЕ

Именно здесь студенты смогли установить некоторые интересные связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *